Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Ярославские поэты.

Краевед - не профессия, а, пожалуй, особая миссия на земле: его предназначение - рассказать подлинную историю родного города, села или края, поведать миру о своих предшественниках и связать прошлое с настоящим. Это истинные подвижники, обеспечивающие связь времён и поколений.

О жизни и о себе

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Ольга Николаевна, о чём вы пишете?

Ольга Скибинская. Родилась 3 января в Ярославле. Окончила экономический факультет ЯрГУ. Затем Московский Литературный институт имени А. М. Горького Союза писателей СССР. Работала много лет журналистом. Преподаёт на факультете русской филологии и культуры ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, руководитель Ярославского центра регионального литературоведения ЯГПУ. Кандидат культурологии. Член Союза писателей России. Ольга Скибинская: Я автор восьми книг - прозы, краеведческих и культурологических исследований. Краеведческие очерки - а это книги объёмом в 400-500 страниц, на создание которых потребовался не один год работы в архивах, - рассказывают о наших земляках, живших и работавших во благо своих семей и своего Отечества в XVII - XX веках. О повестях и рассказах трудно сказать, о чём они. Даже если это повесть о погибшем в Чечне ярославском парне, или об алтайском шамане, или… Наверное, каждый автор пишет о жизни и о… себе.

- Что для вас литература - возможность заработать или увлечение?

Зачем пишу? Наверное, это - оправдание и искупление за своё существование на земле. Можешь не писать - не пиши. Как видите, слова «заработок» и «увлечение» не вписываются в такое понимание.

Вы составитель недавно вышедшего в печать «Литературного словаря Ярославского края» и автор многих вошедших в него словарных статей. Сколько времени над ним работали?

Родившаяся и реализованная идея литературного словаря - из той же «оперы». Работа над ним продолжалась более четырёх лет. В большой авторский коллектив из 80 человек удалось объединить ярославских филологов, их московских коллег, а также сотрудников музеев Ярославской области, библиотекарей, архивистов, студентов. Они и стали авторами почти 500 словарных статей. При этом, замечу, все работали бесплатно.

Девять веков развития

- В чём сложность подобной работы?

- Работать над созданием энциклопедических изданий непросто, прежде всего, в силу сложной унификации, огромного количества дат, имён, фактов, справочной информации. Но сложность была ещё и в том, что ярославским писателям в принципе не повезло. Материалы о них разбросаны по разным организациям - в Государственном архиве Ярославской области, музее «Карабиха», в Ярославском, Рыбинском, Переславском музеях-заповедниках, областной библиотеке. Одно время часть материалов хранилась в музее им. Максима Богдановича, на базе которого собирались создать и музей ярославских писателей. Но не случилось…

Со школьных лет мы знаем, что «Слово о полку Игореве» было найдено в Ярославле. У всех на слуху имена Николая Некрасова, Алексея Суркова, Льва Ошанина, Виктора Розова… Зачем же нужен такой словарь?

Да, изящная словесность, связанная с Ярославским краем, богата и произведениями, и именами. Но даже учёных поразило количество выявленных в ходе работы имён - не два-три десятка, которые назывались обычно, и то с привлечением специалистов. В нашем издании более 450 именных словарных статей! Впервые под одной обложкой отражены девять веков развития в регионе литературного процесса, вклад ярославских писателей не только в региональную, но и общероссийскую культуру.

Не считая современных ярославских писателей, мы знакомим читателей с малоизвестными и неизвестными страницами биографий отечественных классиков: Василия Жуковского, Александра Герцена, Александра Островского, Владимира Гиляровского, классика белорусской литературы Максима Богдановича, первой в России поэтессы Каролины Павловой и других. Рассказываем об их связи с Ярославским краем.

Например, мало кто знает, что правнук рыбинского купца Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин псевдоним Щедрин взял по фамилии своих крепостных крестьян Ярославской губернии. Ярославские крестьяне стали и прототипами героев очерков писателя, из которых впоследствии выросли его известные романы «Господа Головлевы», «История одного города», «Пошехонская старина» и другие.

С Ярославским краем связаны и Виталий Бианки, и автор популярнейшей у нескольких поколений советских читателей повести «Республика Шкид» Леонид Пантелеев, и Юрий Тынянов, и драматург Евгений Шварц, и искрометные Ильф и Петров, и многие другие писатели - гордость отечественной литературы.

В середине XIX века гостил на Ярославской земле Александр Дюма, а сто лет спустя - сопровождаемые партийными чиновниками французский писатель Жан-Поль Сартр и его подруга феминистка Симона де Бовуар.

Напоминает словарь о забытых или полузабытых именах. Одни - и среди них не только писатели-самоучки XIX века, зачисленные в пространстве богатейшей отечественной литературы в десятые-двадцатые ряды, - оставались до настоящего времени по большей части только в дореволюционных литературных словарях или малодоступных широкому читателю специализированных изданиях. Из забвения возвращаются имена других литераторов - эмигрировавших из России в первые послереволюционные годы, репрессированных на родине или состоявшихся как литераторы именно за рубежом.

Ярославский Митрофанушка

Сегодня, когда практически у всех есть доступ в интернет, есть Википедия, имело ли смысл тратить время и силы на подготовку и издание печатного словаря, пусть и первого в истории ярославской культуры?

Это достаточно распространённая иллюзия - что в интернете есть всё, и всё, что есть в интернете, - достоверно. Мягко говоря, не каждый интернет-ресурс вызывает доверие. Мы работали с архивами, редкими дореволюционными и узкоспециальными изданиями, общероссийскими каталогами.
Мифов в нашей региональной культуре довольно много. Так, ещё Леонид Николаевич Трефолев упоминал, что «для ярославцев особенно любопытно предание о том, что Фонвизин срисовал тип Митрофанушки - личность не карикатурную, как полагают некоторые, а действительно существовавшую, - с барчука, обитавшего близ Ярославля».

Переславцы, например, уверены, что именно их Берендеево вдохновило Александра Островского создать сказку «Снегурочка». Кстати, и «Слово о полку Игореве» как ярославская находка - это лишь одна из распространённых гипотез, но есть и другие…

Ещё один пример, ближе к нам по времени. До настоящего времени был популярен миф: Александр Фадеев в середине 1920-х годов приезжал в Ярославль, чтобы работать над одним из самых известных своих романов «Разгром». С какой бы стати над произведением, описывающим события Гражданской войны в Уссурийском крае, писателю работать в Ярославле? Наши исследования показали, что всё было гораздо прозаичнее. Его первую жену, Валентину Герасимову, в 1926 году после окончания педагогического факультета МГУ направили работать в Ярославский пединститут. Своего жилья Фадеев в Москве ещё не имел, а потому, навещая жену в Ярославле, он продолжал работать над будущими произведениями. А его активное общение с местными писателями было связано с борьбой писательских групп за руководство общероссийскими писательскими сообществами.

А какая обстановка в писательских организациях в начале XXI века? Статус члена писательского союза по-прежнему высок и недостижим?

С распадом Советского Союза единый Союз писателей СССР разделился, возникло и множество других писательских организаций, действующих на постсоветском пространстве. Сегодня в России их порядка двух десятков. Среди самых авторитетных - Союз писателей России и Союз российских писателей. Правда, сегодня они находятся в статусе не профессиональных, а общественных организаций. Эти союзы имеют региональные организации и в Ярославской области.

Ушёл в прошлое диктат писательской организации, исповедовавшей идеологию одной партии. Ушли в прошлое бесплатные писательские дачи, путёвки в дома творчества, приоритет в издании книг за счёт государства и соответствующие авторские гонорары.

Живут современные писательские организации непросто. Периодически возникают слухи то об их слиянии, то о роспуске. И, как во всех творческих сообществах, кто-то борется за власть, идя по трупам собратьев по перу, а кто-то просто делает дело - то, что считает необходимым для развития культуры. К последним, надеюсь, относится и наша работа над созданием литературного словаря.

После «Уединенного пошехонца» до начала 30-х годов ХIХ века город Ярославль не проявлял видимых признаков литературной жизни. Девятнадцатый век ознаменован новым подъемом русской культуры. Оживление культурной и литературной среды связано с открытием в городе Ярославле (1804 г.) Ярославского Демидовского высших наук училища (Ярославский Демидовский лицей). Сохранились рукописные сборники со стихами и статьями преподавателей и учащихся лицея. В 1814 году при Демидовском лицее было создано «Общество любителей российской словесности». Качественный скачок в культурном развитии Ярославля происходит в 30-е годы, когда появляется газета «Ярославские губернские ведомости », а затем и приложение к ней (неофициальная часть). Значительную роль в развитии газеты сыграл редактор неофициальной части К.Д. Ушинский .

Ярославская земля в первой половине Х1Х века дала литературе десятки писателей самых различных идейных и художественных направлений. Среди них последний из могикан русского классицизма граф Д.И.Хвостов (1757-1835 гг.), связанный с Переславлем. Уроженец Ярославля поэт С.С.Бобров (ок.1763-1810 гг.), М.А.Майков , племянник В.И.Майкова (1824-1828 гг.), выпустивший три книги стихотворений в Москве и два сборника басен в Ярославле. Весьма примечательной, оригинальной и противоречивой личностью был переславец П.П.Свиньин (1788-1839 гг.), писатель-очеркист и издатель журнала «Отечественные записки». В Ярославле родился известный в 30-40-х годах Х1Х века драматург и беллетрист К.П.Масальский (1802-1861 гг.). Его исторические повести и романы «Стрельцы», «Регентство Бирона», «Осада Углича» пользовались популярностью. На сцене с успехом шли его пьесы «Классик и романтик», «Было на берегах Невы». В семье врача, профессора химии и физики Демидовского лицея и его первого ректора Карла Яниша родилась поэтесса Каролина Павлова (1807-1893 гг.), обогатившая русскую поэзию новыми жанрами и формами, ее стихам были свойственны изящество и виртуозность, высокая культура. Н. М. Коншин (1793-1850 гг.), уроженец Костромы известен как один из второстепенных поэтов пушкинской поры, писал стилизованные народные песни, дружеские послания, элегии, романсы. Член «Вольного общества любителей российской словесности». Коншин был одним из последних, кто видел Пушкина перед дуэлью и оставил свои воспоминания. Некоторое время занимал должность директора Демидовского лицея.

В конце 40-х годов в Ярославле распространялась рукописная поэма «Панорама Ярославля». В поэме дан иронический взгляд на жизнь города, заклеймены позором казнокрады, взяточники, глупцы, преуспевающие из-за родственных связей, подхалимы. Ее автором был сын пошехонского помещика Константин Доводчиков (1824-? гг.). Учился в городе Санкт-Петербурге, стихи, получили одобрение у Н.М.Языкова, В.Т.Бенедиктова и А.В.Кольцова. Другая стихотворная панорама Ярославля этого же времени - книга «Вести о России », принадлежащая перу безвестного автора. В отличие от поэмы Доводчикова, «Вести о России» рисуют картины народной жизни, а голос автора звучит как голос народа.

В 40-50-х годах оживлению культурной жизни города Ярославля во многом способствовала Юлия Жадовская (1824-1883 гг.), талантливая поэтесса, творчество которой получило высокую оценку в критике. По инициативе Жадовской в 1849 и 1850 годах вышли два выпуска альманаха «Ярославский литературный сборник ». Около двух лет жил в Ярославле сын известного писателя С. Т. Аксакова – поэт и публицист И. С. Аксаков (1823-1886 гг.). Аксаков оставил очень интересные письма, изданные в 1888 году, где дается характеристика местного дворянства, чиновничества, купечества. Его поэма «Бродяга», навеянная ярославскими наблюдениями и реалиями, своеобразная предшественница поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Большую роль в развитии общественной мысли в Ярославле в 60-е годы сыграл известный ученый, юрист, этнограф, писатель Е. И. Якушкин (1826-1905 гг.).

Издание единственной в Ярославле газеты – «Ярославских губернских ведомостей» – находилось под постоянным контролем губернского начальства. Неофициальную часть после К.Д.Ушинского редактировали Ф.Я.Никольский , затем Л.Н.Трефолев , приложившие немало усилий для публикаций редких материалов по истории, экономике и культуре края.

Во второй половине Х1Х века значительно усилилась историко-архивная и краеведческая работа по изучению Ярославского края. В 1889 году была создана Ярославская ученая архивная комиссия . Свыше 300 работ по истории и культуре края опубликовал В. И. Лествицын (1827-1889 гг.), редактор официальной части «Ярославских ведомостей» с 1856 года.

Исключительно плодотворной была деятельность замечательных краеведов А.А.Титова (1844 –1911 гг.), К.Д.Головщикова (1835-1900 гг.), П.А.Критского (1865-1922 гг.), авторов многочисленных книг историко-краеведческого характера, словарей и биографических очерков духовных, общественно-политических и литературных деятелей Ярославского края.

С Ярославским краем теснейшим образом связано творчество выдающегося русского сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина . Род Салтыковых с древнейших времен был связан с Ярославским краем, с селом Заозерье. Писатель бывал в городах Угличе, в Ярославле и Ростове, в Рыбинске, дважды посетил Некрасова в Карабихе. Ярославские впечатления легли в основу таких произведений писателя, как «Господа Головлевы», «Пошехонская старина», «Благонамеренные речи», «Деревенский пожар», «В среде умеренности и аккуратности», «Сон в летнюю ночь», «В дороге».

Новое и самостоятельное поэтическое направление создает в русской поэзии Николай Алексеевич Некрасов , существо поэзии которого можно определить одним словом – демократизм. Некрасов - народный и глубоко национальный поэт. Учениками и последователями Некрасова, вышедшими из Ярославской губернии, были поэты Л.Н.Трефолев, А.Ф.Иванов-Классик, И.И.Пальмин. Л.Н.Трефолев, почти всю жизнь проведший в Ярославле, был одним из «двигателей» общественной жизни города. Дружба с Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, с писателями из народа – И.З.Суриковым , С.Я.Деруновым , переписка с писателями городов Москвы и Санкт-Петербурга Плещеевым, Аксаковым, а также с Чеховым, оказали значительное влияние на его творчество. Наблюдения над жизнью ярославского дворянства послужили материалом для пьес русского драматурга А.В.Сухово-Кобылина (1817-1903 гг.), автора сатирической трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина», изданной в 1869 году под общим названием «Картины прошедшего».

Ярославское дворянство выделило из своей среды целую династию писателей Опочининых. Евгению Николаевичу Опочинину принадлежат сочинения по истории русского театра, в том числе «Русский театр, его начало и развитие» (Пб., 1887-1888 гг. Выпуск 1-5), «Пьесы первого спектакля Волкова в Ярославле» (1900 г.), «Театральная старина»(1902 г.). Известным беллетристом и драматургом был Петр Алексеевич Опочинин, выступавший под псевдонимом Горесмехов. Автором остроумных стихов и памфлетов являлся А. П.Опочинин, а в 1915 году в Санкт-Петербурге вышла книга стихов «Грезы и жизнь» В.П.Опочинина.

Во второй половине Х1Х века усиливается приток в литературу писателей-самоучек из народа, непосредственно из крестьян. Среди них были и ярославцы И.З.Суриков, С.Я.Дерунов, А.Я.Артынов .

Историко-литературный процесс конца Х1Х - начала ХХ века был необычайно интересен, сложен и противоречив. Здесь в литературе выступают писатели самых различных направлений и течений. В Ярославле начали свою деятельность видные представители русской литературы «серебряного века» К.Д.Бальмонт (1867-1942 гг.), и М.А.Кузмин (1875-1936 гг.).

Из рода ярославских дворян Мусин-Пушкиных происходил и С.А.Мусин-Пушкин (1858-1907 гг.). Его перу принадлежат «Очерки Мологского уезда», «Кантата в память 25-летия со дня смерти Н. А. Некрасова», которая исполнялась во время некрасовского юбилея в 1902 году. В 1907 году в Ярославле вышел посмертно его последний сборник «Стихотворения».

В городах Рыбинске и Ярославле началась трудовая биография писателя Владимира Алексеевича Гиляровского (1855-1935 гг.). В юности нанялся в бурлаки, служил солдатом в ярославских казармах, работал на ярославском заводе свинцово-цинковых белил. Ярославские реалии нашли свое отражение в сборнике очерков и рассказов «Трущобные люди».

Рабочий класс предоктябрьского периода выдвинул из своей среды журналистов, публицистов, прозаиков, поэтов. Среди них – И.А.Воинов – корреспондент большевистских газет «Правда» и «Звезда», С. В. Малышев – секретарь редакции газеты «Правда», написавший в сибирской ссылке повесть «К свету».

К началу ХХ века в нашем крае складываются богатые культурные и литературные традиции, а Ярославль продолжает оставаться значительным «гнездом» русской провинциальной культуры и литературы.

Н. А. Астафьева, М. Г. Ваняшова

Ярославская земля – одно из старейших и интереснейших «культурных гнезд». Основатель города Ярославля (по преданию) Ярослав Мудрый книги любил, «читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И списали они книг множество, ими же поучаются верные люди и наслаждаются учением божественным. Будто кто-то землю вспахал, а другой засеял, а иные же теперь вот жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и это: отец всего этого Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, сын же его Ярослав засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимаем книжное.
Велика ведь бывает польза от ученья книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей». («Повесть временных лет»)
Не случайно именно в Ярославле сохранилась рукопись «Слова о полку Игореве», здесь возник русский театр, вышел первый в России провинциальный журнал, основана одна из первых провинциальных типографий. Край богат и литературными традициями. По оценке известного российского писателя Владимира Германовича Лидина, наша словесность в огромной степени обязана Ярославской земле, ставшей поистине житницей русской литературы: «Начиная от писателей XVIII века – И. А. Дмитревского и Ф. Г. Волкова, возглавивших отечественную драматургию, Ярославский край неустанно продолжал обогащать нашу литературу. Достаточно вспомнить имя Н. А. Некрасова, поэтическое слово которого неразрывно связано с Ярославщиной, а следом – такие поэты, как И. З. Суриков, Л. Н. Трефолев, Ю. В. Жадовская… «Песня о камаринском мужике» Трефолева или пронзительные стихи «Ты скоро меня позабудешь…» Жадовской, переложенные на музыку, звучат и поныне.
И если перечесть имена, связанные с Ярославским краем, то в прекрасном этом списке значатся и великий педагог К. Д. Ушинский, и ученый-революционер Н. А. Морозов с его «Звездными песнями», и поэт-крестьянин Ф. Н. Слепушкин, и А. Ф. Иванов-Классик, сотрудничавший в курочинской «Искре»…». Одно из самых необходимых дел, считал Лидин, – напомнить о писателях прошлого, нередко незаслуженно забытых, нередко оставшихся в тени оттого, что их затмили более яркие имена.
Эпиграфом к выставке послужили слова ленинградского прозаика Сергея Алексеевича Воронина: «Здесь земля моих дедов и пращуров, мое праотечество. Отсюда я иду. И все равно – где бы я ни родился, хоть на Камчатке, по крови я – ярославец. Исконный русак. И горжусь этим».
Выставка «Земляки» – о писателях-ярославцах по рождению, но по разным причинам уехавших отсюда; о тех, кто связал свою жизнь и творчество с Ярославским краем в зрелые годы; кого судьба ненадолго привела в Ярославль, но наш древний город нашел отражение в их творчестве.


Каролина Карловна Павлова (1807–1893), русская поэтесса. Уроженка г. Ярославля. Детство, юность и зрелую пору жизни провела в Москве, где слыла девицей, «одаренной самыми разнообразными и самыми необыкновенными талантами».


Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817–1903), русский драматург, почетный академик Петербургской Академии наук (1902). Автор сатирической трилогии («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»), изданной в 1869 году под общим названием «Картины прошедшего». В Мологском уезде Сухово-Кобылину принадлежало имение Новое, куда он часто приезжал. По свидетельству современников, наблюдения над жизнью ярославского дворянства послужили материалом для его пьес. В 1871 году по совету Ушинского Сухово-Кобылин устроил в усадьбе учительскую семинарию, которая просуществовала до 1914 года и дала Ярославской губернии сотни учителей.


Николай Алексеевич Некрасов (1821–1877), поэт, писатель, редактор, издатель, общественный деятель. Современники отмечали его выдающийся, проницательный, живой, природно-русский ум, тонкий литературный вкус, любовь к делу, к успехам свободной русской мысли, к изящной словесности, восхищались редким умением ценить даровитых людей и верить им. Некрасова считали идеальным редактором-издателем, собирателем и организатором лучших литературных сил России, открывшим новые литературные таланты. В Ярославской губернии – в Грешневе, Абакумцеве, Ярославле, Карабихе – создано значительное число произведений поэта.

Евгений Петрович Карнович (1823 или 1824–1885), русский писатель, историк, журналист. Родился в Ярославской губернии в семье богатого помещика, происходившего из старинной дворянской русской фамилии.


Иван Сергеевич Аксаков (1823–1886), русский публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения. Сын известного писателя – Сергея Тимофеевича Аксакова. С мая 1949 по апрель 1851 в качестве чиновника особых поручений МВД работал в Ярославской губернии, принимал участие в расследовании открывшейся секты бегунов или странников. Изучая раскол, собрал немало материалов для солидного труда «О бегунах». Оставил очень интересные письма.


Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870), знаменитый русский педагог, основоположник русской педагогической науки. Закончил юридический факультет Московского университета. В 22 года был назначен исполняющим обязанности профессора «камеральных наук» (экономики, финансов и т.д.) Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодой профессор отличался смелостью и самостоятельностью суждений, пользовался любовью у студентов. В 1849 году, заподозренный в политической неблагонадежности, уволен из лицея. Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые педагогические взгляды.


Юлия Валериановна Жадовская (1824–1883), русская писательница. Родилась в Любимском уезде Ярославской губернии. О ней писали В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, ее влияние испытали Л. Н. Трефолев, И. З. Суриков, ее стихи включались в школьные хрестоматии. В 1840-е – 1850-е гг. Жадовская способствовала оживлению культурной жизни Ярославля. На ее квартире часто собиралась местная интеллигенция, обсуждавшая актуальные вопросы общественной и литературной жизни. По ее инициативе в 1849 и 1850 гг. вышли два выпуска альманаха «Ярославский литературный сборник». Издатели сборника преследовали, с одной стороны, благотворительные цели, с другой, стремились «вызвать на большую литературную деятельность проживающих в пределах Ярославской губернии любителей отечественной литературы».


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826–1889), русский писатель-сатирик. Хорошо знал жизнь и быт многих губерний России, в которых он жил, бывал по делам службы или находился в ссылке. Тесной и продолжительной была его связь с Ярославским краем. Род Салтыковых с древних времен владел поместьями близ Ярославля. Отец писателя, Евграф Васильевич, одаренный, но неудачливый человек, чтобы поправить дела, в 40 лет женился на 15-летней купеческой дочери Ольге Забелиной, которая вскоре забрала управление имением в свои руки и как властная деспотичная помещица приумножила состояние Салтыковых. В 1830 году она купила с торгов большое имение – село Заозерье с десятками деревень. Здесь в детстве часто жил будущий писатель. Сюда неоднократно приезжал он в зрелые годы.


Леонид Николаевич Трефолев (1839–1905), поэт, историк Ярославского края. Родился в г. Любиме в семье мелкого чиновника. Учился в Ярославской губернской гимназии, после окончания которой поступил в Демидовский юридический лицей, но закончить его не смог из-за отсутствия средств. С 1858 года работал помощником редактора, а с 1864 по 1871 год – редактором «Ярославских губернских ведомостей» (неофициальной части газеты). С 1872 года до конца своих дней служил в губернском земстве редактором «Вестника Ярославского земства» и заведовал земской типографией. Все литературное творчество Трефолева неразрывно связано с Ярославским краем.


Алексей Федорович Иванов-Классик (1841–1894), русский поэт. Родился в Любимском уезде Ярославской губернии. Первый сборник стихов издан в Петербурге под названием «Песни Классика» (1873). В 1889 году издана книга путевых впечатлений «Веселый попутчик», в которой помещено стихотворение «Ярославлю»: «Привет красавцу Ярославлю, / Привет родному земляку!..».


Иван Захарович Суриков (1841–1880), русский народный поэт. Родился в Угличском уезде Ярославской губернии. Жил в Москве. Первое стихотворение появилось в 1863 году в журнале «Развлечение». При жизни выпустил две книги стихов. Был руководителем кружка писателей из народа, который получил название «суриковского». Не прерывал связи с родным краем. Подружился с Л. Н. Трефолевым и поддерживал с ним оживленную переписку.

Александр Иванович Иванчин-Писарев (1849–1916), деятель народнического движения, литератор, журналист. Родился в Москве в семье богатого помещика, владевшего деревнями в Даниловском уезде Ярославской губернии. В 1972 году уехал в доставшееся по наследству село Потапово, где устроил образцовую школу для крестьянских детей, столярную мастерскую на артельных началах, собирался устроить нелегальную типографию. Потапово стало одним из центров народнического движения. После доноса местного священника в 1874 году Иванчин-Писарев покинул село и перешел на нелегальное положение.

Николай Александрович Морозов (1854–1946), революционный народник, ученый с мировым именем, почетный член АН СССР (1932), талантливый прозаик, поэт, журналист. Родился в имении Борок Мологского уезда Ярославской губернии. В 1882 году, обвиненный в принадлежности к тайному революционному обществу и участии в покушении на взрыв царского поезда, был приговорен к пожизненному заключению. Провел в одиночной камере 24 года. В тюремных условиях создал 26 томов научных трудов в области математики, физики, астрономии.


Владимир Алексеевич Гиляровский (1855–1935), русский писатель, журналист. Не ярославец по рождению, Гиляровский теснейшим образом был связан с Волгой, ее многочисленными городами, в том числе с Рыбинском и Ярославлем. Родившись в интеллигентной семье, он в 1871 году после окончания гимназии, находясь под влиянием творчества Н. А. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, рассказов ссыльных народников, бежал из родного дома «в народ». Добравшись пешком до Ярославля, нанялся в бурлаки, удивляя своих товарищей непомерной силой. Служил солдатом в ярославских казармах, работал на заводе свинцово-цинковых белил Сорокина.


Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942), русский поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Некоторое время учился в Ярославском Демидовском юридическом лицее. В Ярославле, в 1890 году, Бальмонт издал свой первый сборник стихотворений.

Елизавета Александровна Дьяконова (1874–1902). Родилась в г. Нерехта Костромской губернии. После смерти отца (1887) вместе с семьей переехала в Ярославль, где в 1892 году окончила гимназию. Работала в архивной комиссии, была членом библиотечной комиссии Общества распространения начального образования в Ярославской губернии. Под псевдонимом Е. Нерехтская печатала статьи на общественные темы в газете «Северный край».


Александр Романович Беляев (1884–1942), писатель-фантаст, автор известных романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Остров погибших кораблей» и др. В 1902–1906 гг. учился в Ярославском Демидовском юридическом лицее.


Максим Адамович Богданович (1891–1917), белорусский поэт. В 1908–1916 гг. жил в Ярославле, где окончил мужскую гимназию и Демидовский юридический лицей. В ярославский период (1913) вышел единственный прижизненный сборник стихов М. Богдановича – «Венок», который и сегодня считается вершиной лирики в белорусской литературе.


Александр Николаевич Афиногенов (1904–1941), журналист, драматург. Член Союза писателей СССР с 1934 года. В Ярославле жил в 1924–1926 гг. Работал секретарем газеты «Северный рабочий», редактором газет «Северный комсомолец» и «Ярославская деревня».

Список литературы

Астафьев, А. В. Писатели Ярославского края (до 1917 г.) : [сборник биографической информации] / А. В. Астафьев, Н. А. Астафьева; [ред. Т. Спирина; худ. Л. Арзуманов]. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1974. — 247 с. : фот.

Астафьев, А. В. Писатели Ярославского края / А. В. Астафьев, Н. А. Астафьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1990. — 288 с. : фот.

Астафьев, А. В. Лев Толстой и его современники: (связи писателя с Ярославским краем) / А. В. Астафьев; худож. Е. Титов. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1967. — 144 с. : ил., портр.

Золотарев, С. А. Писатели-ярославцы / С. Золотарев. — Ярославль: Изд-во с.-х. и кредит. союза кооперативов, 1920. — (Местный край и его жизнь).
Вып. 1: Ярославский край как один из культурных центров России: И. З. Суриков. А. Ф. Иванов-Классик. С. Я. Дерунов. — 80 с. : портр.
Вып. 2: Ярославская струя в литературе XVIII в. : Ф. Г. Волков. А. И. Дмитревский. В. И. Майков. М. Д. Чулков. М. В. Попов. «Уединенный пошехонец». И. А. Майков (Розов). Ф. Н. Слепушкин. — 72 с.

Мельгунов, Б. В. «Всему начало здесь…»: Некрасов и Ярославль / Б. В. Мельгунов. — Ярославль: Верх. Волга, 1997. — 237, с. : ил.

Поэты-ярославцы / вступ. ст., биогр. очерки и подбор материалов М. Н. Пархоменко. — Ярославль: Облиздат, 1944. — 197, с. : портр.

Прямков, А. В. Писатели из народа / А. Прямков. — Ярославль: Кн. изд-во, 1958. — 135, с. : портр.

Скатов, Н. Н. Некрасов / Н. Н. Скатов. — 2-е изд., испр. — Москва: Молодая гвардия, 2004. — 423, с., л. ил. — (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: сер. биогр. : осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким; вып. 1105 (905).

Смирнов, И. А. Дорогие имена: [очерки] / Иван Смирнов. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1988. — 317, с. : ил.

Смирнов, И. А. Земляки / Иван Смирнов. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1970. — 142, с.

Современные писатели Ярославского края: справ. изд. / Яросл. регион. отд-е Всерос. обществ. орг. «Союз Российских писателей». — Ярославль: [б. и.], 2009. — 30 с., л. цв. фото.

Современные ярославские писатели: рек. указ. лит. / Ярославская обл. научная б-ка им. Н. А. Некрасова, библиогр. отд. ; сост. К. В. Смирнова; отв. за вып. Н. А. Ухалова. — Ярославль, 1980. — 88 с.

Создание выставки будет продолжено!

Составитель Данилова Марина Дмитриевна,
Визит-центр «Ярослав Мудрый»

16 октября 2011 г. в Музее истории города Ярославля в рамках совместного проекта Музея и Ярославского Рериховского общества – видеолектория «Путешествие в страну Культуры», была представлена программа из цикла «Литературный Ярославль». Методист областной юношеской библиотеки имени А.Суркова С.Н. Левагина познакомила посетителей с творчеством восьми ярославских поэтов. Она посвятила этот литературный вечер памяти хоккейной команды «Локомотив», со дня трагической гибели которой исполнилось 40 дней.

Поэтическое название программы «Когда небо ходит на руках» было связано с обращением к юности ярославских поэтов, когда их стихи были еще малоизвестны. Но именно этот ранний период творчества в их жизни поэтов, по мнению лектора, нельзя пропустить. Он неповторим, потому что это юность, любовь, искания смысла жизни.

Почему зрителям были представлены именно восемь авторов? С.Н. Левагина объяснила это тем, что число «восемь» в перевернутом виде становится символом бесконечности, куда и стремились эти юные поэтические души.

Какие же ярославские имена открылись в этой поэтической программе слушателям лектория?

Мария Петровых. Талантливая поэтесса, известная далеко за пределами Ярославской земли. Уже в восьмом классе она вошла в Союз поэтов Ярославля. Первая ее публикация появилась в сборнике «Ярославские понедельники» в 1926 г. Лирику юной Марии Петровых отличает глубина образов, искренность, исповедальность. Ее стихами, написанными в 19 лет, восхищались даже известные поэты. Она была знакома с Б.Пастернаком, Арс.Тарковским, А.Ахматовой, О.Мандельштамом. Одно из ранних ее стихотворений «Муза» поэты называли «колдовской вещью»:

«Когда я ошибкой перо окуну,

Минуя чернильницу, рядом, в луну,-

В ползучее озеро черных ночей,

В заросший мечтой соловьиный ручей,-

Иные созвучья стремятся с пера,

На них изумленный налет серебра,

Они словно птицы, мне страшно их брать,

Но строки, теснясь, заполняют тетрадь…»

Андрей Нитченко. Молодой поэт стал лауреатом премии «Дебют»-2005 года в номинации “Литература духовного поиска”. По отзывам, в его поэзии тонко соединяются талант и вера, пасторальность и философичность. Первая книга юношеских стихов Андрея Нитченко называлась «Водомер». Его стихотворение «Вот дом» из этого сборника ярко передает философский настрой автора:

Вот дом, вот день, вот дождь, вот свет –

весь мир предметов и примет.

Ты видишь всё, но ты привык –

спокоен пульс, остёр язык.

И только слова глубина

ещё не одушевлена.

И отчуждения прибой

меж существами и тобой.

Но вдруг – как ливень с высоты —

откуда ты? Откуда ты?

Откуда это существо,

дороже всех, нужней всего?

И ты внезапно ощутишь

такую дрожь, такую тишь.

И с изумлением поймёшь:

Вот дом. Вот день. Вот свет. Вот дождь.

Ольга Люсова. Родилась в 1980 г. Уже в первых стихах проявился ее бунтарский дух. Со временем она стала активным членом литературного объединения молодых ярославских поэтов «Третья пятница». Стихи Ольги Люсовой привлекают любителей поэзии силой чувства, свободой, смелостью. Вот как она объясняет свою жажду индивидуальности и непохожести в юношеском стихотворении «Я как та яблоня лесная…»:

«Какая глупая ошибка,

Что я плодовое растенье.

Какая подлая издёвка,

Что не изменишь хромосомы.

Хотела стать чертополохом,

Его трясти никто не хочет,

С него не требуют отдачи,

Помёта в ноги не бросают…»

В одном из стихотворений Ольга Люсова пишет о мучительном даре поэта – остро чувствовать боль других. Она понимает, что этот путь не из лёгких:

«Такая, видно, участь от рождения –

Смотреть в чужие окна по ночам,

В чужие жизни… До самозабвения

Носить пустыню звездную плечам.

Вбирая кожей горести и холод,

Хранить от ветра ладанку в груди.

А может, будет мне предложен повод,

На чей-то свет без повода зайти.

Согреться чтоб, но не до одурения.

Расслабиться, но чтоб не разомлеть.

И вновь уйти, исполненной терпения,

Не дав в груди лампадке прогореть».

Алексей Шадринов. Человек трагической судьбы, жизнь которого оборвалась в 19 лет. В 1992 году, во время службы в армии побоями и унижениями он был доведён до самоубийства. Через два года после смерти вышла книга его стихов «Далекий плач», и все поняли: погиб настоящий поэт. Cтихи Алексея Шадринова поражают силой и красотой образов.

Ах, лето — это ужас. И втройне

Бессилен я в желании прохлады.

А все живет, не зная обо мне,

И торжествует сад из-за ограды.

И все живет, не зная обо мне,

И я, как все, в безделии ничтожен.

Неведом я, и ужас не поможет

Сухую пыль сменить на хрупкий снег.

Лишь только дождь, вонзаясь в купола,

Прохладою своей великодушен,

Но он ушел туда, где собрала

Изогнутая радуги дуга

Оттенки глаз, ласкающие души…

Любовь Новикова. Стихи начала писать лет в 12 лет, не предполагая, что поэзия станет смыслом ее жизни. Как признавалась потом сама поэтесса: «Я поняла, что стихи для меня, как песня для птицы. Ведь ей вовсе неважно слушает ли ее кто-нибудь, ей важно петь». В юности Любовь Новикова активно занималась в литературной студии при газете «Юность», участвовала в областных семинарах молодых авторов, вместе с известными поэтами выступала на Некрасовских праздниках поэзии в Карабихе. В год окончания института в Верхневолжском книжном издательстве вышла первая книга ее стихов «Сирени цвет». Сейчас о самой себе поэтесса говорит, что уже давно не живет, а служит Слову. И подтверждением этого можно считать созданное под ее началом ярославское литературное объединение «Третья пятница», которое уже отметило свое одиннадцатилетие. И в своих ранних стихах, и в зрелом творчестве Любовь Новикова всегда выражала готовность прийти на помощь, противостоять злу:

Не спеши, не торопи мысль.

Не разгадана моя жизнь.

Хоть сюжет ее вполне прост –

Я всегда на стороне слез.

Знать, такой уж у меня нрав –

Не за тех я, кто и впрямь прав.

Даже если мне на спор – трон,

Я за тех, чей аргумент – стон.

Суд любой мне слишком зол, строг.

Даже если судия – Бог.

Не за сильных я, чья жизнь – бой.

А за сирых, кому жизнь – боль.

Сергей Лукин. Прошло уже 14 лет со дня гибели поэта. Имя этого человека известно многим ценителям художественного слова в Ярославле. Его стихи всегда были очень светлыми, несмотря на трагически сложившуюся жизнь. Еще будучи младшим школьником, невысокого роста кудрявый парнишка самозабвенно декламировал стихи собственного сочинения. Его юношеские творения публиковались в местной периодике и журнале «Юность». Критики отмечали природную особенность ритмики его стихов, чистый и образный язык. А люди, знавшие его ближе, говорили о нем: «поэт без примесей». Он жил на постоянном внутреннем горении. Его, открытого и ранимого, как ребенка, нещадно обижали, учили, как надо жить, корили за те или иные поступки. Вот какие строки писал затравленный моралистами Лукин:

Телом я слаб.

Духом – силен.

Я вам – не раб,

Не хамелеон.

Может, по-ихнему

Я и бездарь.

Мыслью вспыхнет

Звездная бездна…

Его стихией была Поэзия, которой он служил беззаветно, до конца. И люди помнят об этом. На недавнем собрании ярославского отделения Союза российских писателей была образована комиссия по литературному наследию Сергея Лукина.

Надежда Папоркова. Родилась в 1984 году в городе Рыбинске Ярославской области. Сборник ее стихов под названием «Терновый сад» вышел еще в школьные годы. Поэзия Надежды Папорковой непостижимо верным образом затрагивает самую чуткую струну в душе читателя. В ее лирике вечная женственность проявляет себя в тончайших оттенках чувств: нежности, любви, жертвенности. А прозвучавшее в программе вечера ее стихотворение «Зритель» тронуло слушателей редкой для молодой поэзии мудростью:

Быть иль не быть… О, зритель, силься вновь

Изобразить беспомощность усмешки.

Вся жизнь твоя – публичная любовь

К трагедии, что совершится в спешке.

Уснувший прах столетий сотрясая.

И Гамлета понять за полчаса

Так просто, как погибнуть, мир спасая.

Бесчувствие доводит нас до слез,

Но есть еще последняя минута…

И вдруг звучит заученный вопрос –

Из зрительного зала, почему-то…

Николай Смирнов. В этом авторе удивительным образом соединились два дарования. В юности – интересный поэт, в зрелости – великолепный прозаик. Первые его стихи увидели свет в районной Мышкинской газете «Волжские зори». В 16 лет выходит его поэтический сборник «Пора моя неподсудная». В 24 года Николай Смирнов публикуется в журнале «Юность» и получает премию среди молодых авторов. В то же время начинает писать и прозу. Темы его литературного творчества, независимо от формы, всегда отличались близостью к народным сказаниям и глубоким патриотическим чувством:

«Там, где душа не ожидает

Вдруг выступит сквозь березняк

Окошка рама голубая

И исщелявшийся косяк.

Вот и соломенная крыша,

Вся побуревшая, как мох.

И с каждым шагом выше, выше

Топорщится чертополох.

Обличье брошенного дома,

Тепло истлевшего венца,

Напомнят как-то по-иному

Про деда или про отца.

И сердца тайному сиротству.

Сквозь мрак, забвенье, лебеду».

Много прекрасных стихов прозвучало в этот вечер в Музее истории города, убеждая слушателей, что юношеская поэзия подобна первой любви. Она идет на звонкой ноте, чистом звучании. В ней юные авторы стремятся подняться до понимания своей судьбы и своего поэтического предназначения. Потому и волнует, и не забывается!

В дальнейшей программе проекта «Путешествие в страну Культуры»:

30 октября 2011 года будет представлен обзор международной научно-общественной конференции «Живая Этика как творческий импульс космической эволюции», которая проходила 8-11 октября 2011 года в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха.

13 ноября 2011 года состоится встреча, посвященная Гуманной педагогике в Ярославле и творчеству выдающегося педагога нашего времени — академика Российской академии образования, почетного доктора Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); иностранного академика Академии педагогических наук Украины, заслуженного профессора Московского Городского педагогического Университета, руководителя Международного Центра Гуманной Педагогики, доктора психологических наук – Шалвы Александровича Амонашвили.

27 ноября 2011 года посетителям музея будет представлена программа, посвященная литовскому художнику и композитору М.К.Чюрленису, памятный год которого отмечается во всем мире.





Завтра моему земляку, большому поэту – Юрию Михайловичу Кублановскому исполняется 70 лет. Юрий Михайлович Кублановский – поэт, публицист, искусствовед. Родился в Рыбинске 30 апреля 1947 года. Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ в 1970 г. Один из организаторов неофициальной поэтической группы СМОГ (смелость, мысль, образ, глубина). В советское время печатался преимущественно в самиздате. Работал…

Выход в свет новой книги – всегда событие особенное. 21 августа 2016 года в читальном зале Центральной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова состоялся поэтический вечер Валерия Павловича Голикова, посвящённый 70-летию поэта. Читателям была представлена новая его книга — «Всё, чем живу». Стихи Валерия Павловича Голикова рождены любовью к родной земле, к несказанной красоте русской природы. Раздольно, свободно…

28 октября 2015 в Ярославле в Музее города состоялась встреча с поэтом Валерием Голиковым. Искренние воспоминания поэта о разных периодах его биографии от детства до сегодняшнего дня нашли отклик у присутствующих. Встреча была теплой и сердечной. Валерий Павлович сопровождал свой рассказ стихами. Он очень душевно читает свои стихи, чувствуется, как он любит деревню, природу, Россию….

Снова Карабиха, 4 июля, всероссийский некрасовский праздник поэзии «Литература без границ», только в год литературы 2015, более широкого масштаба: с большим числом приехавших гостей, с множеством мероприятий. Я, как приверженец поэзии, ей и отдала свое предпочтение. Сначала послушала, как читает Шведова О.В. стихотворение Н.А. Некрасова «Несжатая полоса», сказав при этом, что именно с этого…

Возвращаюсь к стихам Владимира Голосова – раз уж мне попалась в руки эта самиздатовская небольшая книжечка. Не дает она мне покоя. Володю близко я не знала, только проводы на вокзале, когда мои дети вместе с ним уезжали в горы, да ужас гибели, пришедший к нам по телефону, да проводы в мир иной. Через стихи всматриваюсь…

XX открытый чемпионат Ярославской области по Технике горного туризма им. Голосова и Чемпионат Ярославской области по ледолазанию состоялся 21-23 февраля 2015 года в районе пос. Фоминское Тутаевского района Ярославской области. В соревнованиях принимали участие горные туристы шести городов. Основатель и первый президент ярославского турклуба «Ирбис» мастер спорта Владимир Петрович Голосов, трагически погиб в Фанских горах…

Вчера в Ярославле в библиотеке имени Некрасова собрались любители поэзии и люди, хорошо знавшие ярославскую поэтессу Ирину Баринову, чтобы вспомнить о ней, почитать ее стихи, послушать песни (много ее стихотворений положено на музыку разных композиторов). Это был день памяти лучезарной женщины-поэта. 1952 — 2008 Ведут дороги от родного дома, И что-то ожидает впереди? Конечно, будут…

Купила новый (второй в 2014 и по жизни второй) журнал ярославских писателей «Причал» и с первой страницы была сердечно рада встрече со стихами Владимира Серова, моего земляка – ярославца. Это было для меня открытие — открытие нового удивительного поэта. Читаю его стихи: захолонуло, растревожилось сердце. Все сразу: и боль, и удивление, и сопереживание, и надежда…

Причал – так называется журнал ярославских писателей, первый номер которого только что вышел из печати. Создан с нуля новый областной литературный журнал. Почему выбрано такое название для журнала? «… Это слово для нас, волжан несет множество смыслов и ассоциаций, от него пахнет рекой, ветром, юностью, лодками и теплоходами, волной волюшкой… И одновременно, это название того…

На днях в очередной раз встретились классом. В нашем классе было всего 19 учеников. Мы были очень дружны. Школу окончили в 1964 году. Ежегодно встречаемся в количестве 8-10 человек (троих мальчиков уже нет в этой жизни; след одного, окончившего МФТИ, затерялся) Саша Козлов, если ты жив, откликнись! Сегодня нас было 8, с двумя из Барнаула…