Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Вазари картины. Джорджо вазари и его таланты

Вазари картины. Джорджо вазари и его таланты

Посвятив всю свою жизнь созданию шедевров архитектуры и живописи, Джорджо Вазари вошел в историю по большей части как создатель «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Этот труд стал уникальным явлением, вобрав в себя 178 биографий художников эпохи Возрождения, с описанием нескольких их работ. Некоторые произведения Вазари поистине гениальны и не уступают творениям его учителя — Микеланджело, однако они не обрели столь невероятной популярности.

Родился 30 июля 1511 года в городе Ареццо, Италия. Наблюдая за отцом, занимавшимся гончарным ремеслом, юный Вазари решил посвятить свою жизнь искусству. Первым его учителем стал французский художник Гильом де Марсилья, приехавший в город расписывать витражи в местной церкви.

В возрасте тринадцати лет Джорджо Вазари едет во Флоренцию, где учится и работает в мастерских именитых итальянских художников Андреа дель Сарто и Микеланджело.

Микеланджело оказал особое влияние на стиль письма будущего живописца, под его чутким руководством Вазари нашел для себя то направление архитектуры и живописи, основы которого отражены во всех работах мастера. Вазари начинает творить в стиле маньеризма.

Для художников-маньеристов характерны деформированность форм изображения, преувеличенность, неестественность пропорций фигуры. Главная тема - неустойчивость мира, его непостоянность, неспособность человека противостоять судьбе, высшим силам природы, которые оказываются сильнее. Художники создают изображение согласно своему мироощущению, при этом их персонажи обладают аристократической замкнутостью характера. Это направление является частью эпохи Возрождения, отражает кризис гуманистических идеалов. В картинах преобладает холодная цветовая гамма и темные оттенки.

Джорджо Вазари служит художником при дворе кардинала Медичи, который в скором времени покидает город из-за сложной ситуации в стране. За это время Вазари совместно с Аллори успевает расписать Студиоло Франческо в Палаццо Веккьо. Вазари отправляется домой. В Ареццо он получает ряд заказов, создает фрески. Там же встречается с итальянским живописцем Россо, который делится секретами мастерства с молодым художником. Одну из своих картин Вазари пишет по его рисункам. Позже в своих «Жизнеописаниях...», в знак благодарности, Вазари одну из глав посвятит своему наставнику, описав его труды и жизненный путь.

Эти годы стали тяжелым этапом в жизни художника. Умер его отец, оставив семью без средств к существованию. Чтобы хоть как-то обеспечить пятерых своих братьев и сестер, Вазари готов взяться за любую работу. В эти же годы он обучается искусству серебряного и золотого ремесла и снова возвращается во Флоренцию.

1529 год становится судьбоносным для флорентийцев: республика осаждена войском испанского императора Карла V. Вазари вынужден уехать, он направляется в Пизу, где продолжает заниматься живописью. В поисках работы, художник много путешествует по стране и в скором времени вновь встречает герцога Ипполито Медичи, который приглашает его в Рим, трудиться под своим покровительством. Через некоторое время Медичи заказывает Вазари написание картины «Венера и Грации».

В 1531 году Карлу V удалось восстановить власть семейства во Флоренции и Джорджо Вазари возвращается во двор к Александру Медичи, который является большим ценителем живописи. Следующие годы становятся более плодотворными в жизни Вазари как художника. Он занимается написанием картин, преподает архитектуру и декоративное искусство. В то же время получает большой заказ: ему поручено декорирование местности по случаю посещения Карлом V Рима. В эти годы он пишет картину «Благовещение» для монастыря св. Клары в Ареццо. На первый взгляд кажется, что Вазари приобретает заслуженную популярность, однако большинство его заказов по-прежнему составляют копии с произведений известных живописцев. Собственные же картины выходят из-под пера художника гораздо реже.

1537 году Александр Медичи убит своим кузеном. К тому моменту, Вазари считается достаточно популярным художником, поэтому получает множество приглашений и заказов.

После недолгих странствий Джоджо Вазари останавливается в северном городе Италии, Болонье, где получает заказ на написание полотна «Трапеза св. Григория». Эта работа считается одной из лучших творений живописца. На картине автор изобразил лица своих современников.

Одним из лучших творений архитектуры, созданным Вазари, принято считать его собственный особняк, построенный в 1547 году. Также Вазари принимает участие в создании виллы Джулия, построенной по просьбе папы Римского Юлия III. Все здания художника отличаются своеобразной красотой и оригинальностью.

В 1550 году выходит книга, ставшая одним из самых значимых трудов Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» стали первой в своем роде книгой, вобравшей в себя подробную историю жизни и описание работ известнейших итальянских художников ренессанса, в том числе и его собственные. Ранее подобных сведений, собранных воедино, не было, они отбирались из тщательно подобранных источников (автобиографий, писем, воспоминаний приближенных). Книга стала своеобразным зарождением науки искусствознания, имела научную ценность и была переведена на французский и немецкий языки. Джорджо Вазари долго работал над созданием произведением, он неоднократно вносил поправки и передавал свой труд лицами, знающим толк в литературе, для перепроверки. Так, его цензорами стали итальянский писатель Аннибале Каро и монах Маттео Фаэтани, получивший литературное просвещение. Но и этого оказалось мало. Через восемнадцать лет, в 1568 году, Вазари выпустил книгу, в ее окончательном виде, внеся туда еще ряд изменений и добавив новые главы. Второй экземпляр востребован и в наши дни, а книга не имеет аналогов.

Архитектурным шедевром, созданным Вазари, принято считать Палаццо дель Уффици во Флоренции, решение о строительстве которого было принято в 1560 году, а завершен он был только после смерти художника в 1581 году. В 1564 году Вазари создал «Коридор Вазари», приуроченный к свадьбе Франческо I Медичи и Иоанны Австрийской. «Коридор» расположен намного выше уровня земли и представляет собой галерею длинной около километра, проходящую от Палаццо Веккьо к Палаццо Питти. Произведения Вазари имеют успех и славятся своей красотой, однако есть и ряд неудачных работ, в которых художник не смог сохранить единство архитектурного изображения.

В 1562 году Джорджо Вазари основывает Флорентийскую академию художеств, на сегодняшний день - Академию Изящных искусств. Позже расписывает Зал Реджа в Ватикане (1571-1573), купол Кафедрального собора и создает надгробие на могилу своего учителя - Микеланджело в церкви Санта-Кроче.

27 июня 1572 года художник умирает в возрасте шестидесяти двух лет. На данный момент география его работ распространяется по всей территории Италии. Большинство произведений расположено во Флоренции, также они находятся в музеях и галереях Венеции, Ареццо, Ватикана, Венгрии, Будапешта, а картина «Благовещение» передана в Лувр с 1814 года.

Мария Сурмина

Среди мастеров Флоренции середины и второй половины XVI в. одно из наиболее видных мест занимает Джорджо Вазари - архитектор и живописец, автор первой истории и теории искусств, замечательного «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

Джорджо Вазари (1511-1574 гг.) родился в Ареццо в семье горшечников (вазари). Странствования и обучение у разных мастеров дали молодому Вазари довольно основательное образование. Особенно важную роль сыграло ученичество и работа у Микеланджело. С 1532 г. в Риме Вазари начал изучать строительное искусство, «измерил и перерисовал все здания и статуи». В 1535 г. он строил укрепления для герцога Алессандро Медичи. К тому же времени относится сделанная им органная трибуна для собора в Ареццо. В 1542 г. построил в Ареццо собственный дом. Около 1550 г. в Риме выполнил ряд работ для папы Юлия III. С 1553 г. Вазари на службе у Козимо Медичи работал во Флоренции и в других городах Тосканы. Здесь он создал свои главные архитектурные произведения, достиг высокого общественного положения и получил дворянское звание. В 1544 г. в Кортоне построил церковь Санта Мария Нуова. В 1555 г. перестраивал интерьеры палаццо Синьории во Флоренции. В 1559 г. создал проект нового здания для герцогской администрации - Уффици. В 1561 г. сделал проект (модель) перестройки палаццо Кавальери ди Сан Стефано в Пизе. В 1563 г. в Пистойе возвел купол церкви Мадонна дель Умильта. В 1565 г. сделал модель Бадьи в Ареццо, перестраивал церковь Санта Фьоре э Лучилла. В эти же годы во Флоренции Вазари внес некоторые изменения во внутреннее убранство церквей Санта Мария Новелла и Санта Кроче. В 1565-1566 гг. Вазари строил крытый переход между палаццо Синьории и палаццо Питти; в 1567 г. - лоджию на Меркато Веккио во Флоренции. Последняя работа Вазари - Лоджия в Ареццо (1573 г.).

Вазари был идеологом строгого, академического направления в архитектуре, стремился сохранить классические традиции итальянского искусства начала века. Крупный деятель в области художественного образования, основатель флорентийской Академии художеств (1563 г.), создавший Академию рисунка, Вазари дает реалистическое толкование задач изобразительного искусства. Рисунок в понимании Вазари - и в этом ой прямой продолжатель классики- основная категория изображения, несущая в себе обобщающие, типизирующие функции художественного образа. Вазари глубоко почитал авторитет великих мастеров «Золотого века», в особенности Микеланджело, а также Брунеллеско.

Однако в своей художественной практике Вазари примыкал к маньеризму. Это отчетливо сказалось в тенденциях стилизации архитектурных приемов мастеров классики.

Наиболее значительным из ранних произведений Вазари был его собственный дом в Ареццо (рис. 1) - один из немногих сохранившихся от того времени жилых домов состоятельных горожан. План его компактен, прямоуголен. В отличие от палаццо дом не имеет внутреннего двора; его парадные помещения выходят непосредственно на улицу. Не считая низкого цокольного, дом имеет два этажа: высокий первый - главный. Основное внимание в планировке обращено на удобство жилья. Арочный вход и широкая прямая лестница в правой части дома ведут в расположенный в центре зал (42 м2), к которому примыкают остальные комнаты. К залу примыкает также обращенная на улицу парадная спальня, а по внутренней стене - темная капелла (под вторым узким маршем лестницы). Двери сделаны вблизи стыка стен для наиболее удобного использования помещений. Все комнаты главного этажа перекрыты сводами, кроме более высокого зала, который имеет кессонированный потолок. Потолки всех комнат, а в зале и стены, покрыты росписью. Дух кватроченто - в строгой и элегантной росписи сводов над гладкими стенами комнат, традиции Рафаэля и Микеланджело - в богатой настенной живописи зала.

Первой крупной работой Вазари во Флоренции была перестройка палаццо Веккио, начатая в 1555 г. Палаццо Веккио , как и недостроенный дворец Питти, нужно было превратить в герцогскую резиденцию. Из работ Вазари сохранились: главная лестница в верхнем этаже, апартаменты дельи Элемента, комнаты Элеоноры Толедо, апартаменты Льва X, потолок «зала пятисот» и его передняя, «Тезоретто» (сокровищница Медичи) и, наконец, богато отделанный, с инкрустацией из драгоценных камней, рабочий кабинет герцога Франческо I - «Студиоло».

Лестницы в палаццо Веккио (рис. 2) типичны для стиля Вазари и флорентийских вкусов его времени. Длинные и пологие прямые марши проложены между белыми гладкими стенами, которые переходят в такой же гладкий свод. Кроме вделанных в стены поручней, карнизных тяг и плос¬кой арки, отделяющей марш от площадки, здесь нет никаких украшающих деталей.

Потолочная роспись Вазари в палаццо Веккио принадлежит к лучшим произведениям этого рода в Италии и во многом восходит к росписям виллы Мадама Рафаэля, его лоджиям и залам в Ватикане.

Здание Уффици во Флоренции (рис. 3-5) - главное и лучшее произведение Вазари-зодчего. Уффици, здание правительственной администрации Козимо I Медичи, в плане в виде узкой, очень вытянутой буквы П, своей открытой стороной примыкает к площади Синьории, а двумя продольными сторонами образует улицу (длина 142 м), ведущую к набережной Арно, куда раскрывается сквозная лоджия поперечного корпуса. Здание имеет три этажа и на всем протяжении улицы - единый фасад: внизу - сплошная открытая лоджия-галерея с многочисленными входами в здание, в среднем этаже - окна основных помещений Уффици, в третьем - лоджия, застекленная позднее. Галереи Уффици перекрыты сплошным плоско кессонированным цилиндрическим сводом, который дополнительно освещен с улицы полосой низких окон. В правой части здания, близ лоджии деи Ланци, галерея отсутствует; на этом участке в здание включены стены старых построек. Внутренняя планировка Уффици носила чисто деловой характер.

История проектирования Уффици (известен начальный вариант проекта Вазари) позволяет уловить основную тенденцию развития архитектурных идей в композиции сооружения. Первоначально мастер обратился к традиционной форме палаццо - замкнутому прямоугольному объему с фасадом, обращенным на площадь, и с внутренним двором, через который намечался сквозной проход к набережной (по трассе пролегавшей здесь ранее улочки). Таким образом, хотя мысль зодчего была сосредоточена на композиции здания, четко ограниченного извне, уже в необычности сквозного прохода через вытянутый двор, служивший звеном в системе городских коммуникаций, была заложена возможность нового решения задачи. То, к чему пришел Вазари, было принципиально новым. Не объем здания, а протяженное пространство двора, перерастающего в улицу, было предметом интереса зодчего. Значение главных получали глубинные, по существу дворовые фасады. Традиционный мотив периметральной лоджии двора стал элементом улицы, получившей, в сочетании с галереями, «трехнефную» пространственную композицию. Короткий поперечный корпус трактован в виде облегченной вставки - арочного мотива сквозной лоджии, ритмически подхваченного в больших арочных окнах второго этажа. В продольных фасадах Уффици в качестве главного членения выделен антаблемент галерей. Это подчеркивало значительность арочного раскрытия улицы к реке и ее необычную для Флоренции ширину (18 м).

Новым было и конструктивное решение галерей Уффици. Цилиндрический овод, закрытый фасадной стеной, восходит к Брунеллеско (капелла Пацци); окна в этой стене для освещения свода - к Перуцци (двор палаццо Массими). Но обычную систему разгрузочных арок Вазари заменил клинчатым строением фриза и карниза, полностью разгрузив таким образом архитрав. С фасада швы клинчатых камней вертикальны на 1/8 их толщины, на остальную глубину скошены по принципу клинчатой перемычки, передающей нагрузку на монолитные колонны. В постройке был применен очень прочный и дорогой камень «пьетра ди фаччата» (его употребление разрешалось только специальным указом). Голубовато-серый тон камня красиво сочетается с белыми оштукатуренными стенами. Выполнение камнетесных работ в Уффици особенно тщательно, все каменные части отполированы. Введение металлических связей в овод галерей позволило сделать минимальным сечение опор, более воздушными и светлыми самые галереи, которые Буркхардт назвал красивейшими в Италии.

Весьма характерной постройкой для Флоренции времени правления Козимо Медичи является изолированный крытый переход от палаццо Веккио к палаццо Питти - резиденции Медичи. Он был создан Вазари в невероятно короткий срок (5 месяцев). Собственная улица для герцога, высоко над головами подданных и им недоступная, должна была обезопасить передвижение Козимо по городу. Крытый переход шел от палаццо Веккио аркой к Уффици, далее вдоль набережной Арно до Понте Веккио, над лавками ювелиров, на другой берег реки к палаццо Питти.

Можно полагать, что в постройке «коридора» сам Вазари видел воплощение в жизнь идей Леонардо да Винчи об улице над улицей, которая служила бы «улицей для благородных». Однако этот переход для «благородных», нужный одному лишь герцогу, не был продиктован интересами города. Постройка «коридора» - свидетельство подчас уродливых форм градостроительства Флоренции в условиях режима реакции середины XVI в.

В 60-х годах Вазари частично перестраивал интерьеры церквей Санта Кроче и Санта Мария Новелла во Флоренции . Первую предназначали на роль флорентийского пантеона. Новые алтари образуют по продольной стене нефа строй двухколонных портиков с треугольными и лучковыми фронтонами, в ряду которых поставлена гробница Микеланджело работы Вазари (1570 г.; прах Микеланджело был тайно привезен во Флоренцию из Рима самим Вазари).

В те же годы Вазари работал и в других городах. Наиболее значительным сооружением было палаццо деи Кавальери ди Сан Стефано в Пизе (рис. 6), перестроенное из старого здания. Палаццо с главного фасада имеет три этажа, не считая цокольного полуэтажа. Наружная лестница - упрощенный вариант лестниц палаццо Сенаторов на Капитолии в Риме - ведет в первый этаж. По традиционной схеме второй этаж, главный, выше остальных. Фасад с плоским обрамлением простых окон представляет собой гладкую стену, сплошь покрытую росписью, которая создает подобие легкого каркаса, заполненного филенками из арабесок. Вверху в овальных нишах поставлены бюсты Медичи (исполненные по рисункам Вазари), пластика которых оттенена общим графическим рисунком фасада. Перед домом фонтан работы Вазари. Церковь Сан Стефано деи Кавальери, сооруженная мастером рядом с дворцом, сильно перестроена.

В Пистойе Вазари возвел купол церкви Мадонна дель Умильта ; он представляет собой интерпретацию куполов Брунеллеско и Микеланджело, но меньше подъемом и пролетом (19,8 м в свету). Восьмигранный купол состоит из двух кирпичных оболочек, внутренней циркульной и внешней немного повышенной, соединенных каменными ребрами, выступающими наружу. Форма купола привела к тому, что распор от собственного веса купола почти исчерпал его несущую способность, и его основание было стянуто пятью железными поясами. Купол очень красив и господствует в силуэте города. Внутренняя поверхность купола плоско кессонирована подобно сводам галереи Уффици.

Значительной работой Вазари была перестройка бадьи в Ареццо (церковь Санта Фьоре э Лучилла). Первоначально церковь была задумана Джулиано да Майяно (1480 г.) в виде базилики с пятью большими куполами по среднему нефу и с двойным числом куполов по боковым. Вазари заменил первый, третий и пятый купола цилиндрическим сводом, создав по главному нефу ритмический ряд сменяющихся сводов и куполов. В боковых нефах каждому оводу главного нефа отвечает узкий поперечный овальный купол с двумя узкими сводами, а куполу -поперечный цилиндрический свод. Так Вазари превратил цепь четко выделенных купольных пространств постройки да Майяно в единое, сложно организованное протяженное пространство.

Одним из самых поздних произведений Вазари была лоджия в Ареццо (рис. 7), длинная монументальная аркада крупного масштаба. Из девятнадцати арок лоджии шестнадцать выходят на старую рыночную площадь, замыкая ее с наиболее возвышенной стороны. Простые формы лоджии красиво контрастируют со сложной архитектурой средневековых зданий, формирующих облик площади. Лоджия в Ареццо - большая градостроительная удача Вазари: «бесконечная» перспектива лоджии, сквозь арки которой раскрывается панорама площади и церкви, органично связана с жизнью и архитектурой города. Здесь Вазари, как и в Уффици, подлинный мастер градостроительного ансамбля.

Глава «Архитектура Флоренции», подраздел «Архитектура Италии 1520-1580 гг.», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в Италии», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Авторы: А.И. Каплун (Вазари), А.И. Венедиктов и А.И. Каплун (Амманати, Буонталенти). Москва, Стройиздат, 1967

Джорджо Вазари. Автопортрет. 1560-е года. Галерея Уффици, Флоренция. Wikipedia.org

Джорджо Вазари – представитель итальянской школы . Современник и ученик Микеланджело Буонаротти. Придворный мастер семьи Медичи.

Джорджо родился 30 июля 1511 года в городке Ареццо (Итальянская провинция Тоскана). Его отец занимался гончарным делом. Фамилия Вазари произошла от прозвища vasaiо – гончар (итал).

С детства Джорджо Вазари был любознательным, настырным ребенком. Он активно помогал отцу в его мастерской. Любил подолгу рассматривать фрески, украшавшие местный храм.

Будучи старшим ребенком в семье, Джорджо стал рано зарабатывать на жизнь. В возрасте 11 лет он напросился быть подмастерьем у художника-витражиста.

Одаренного мальчика заметил кардинал Пассерини. И отправил его во Флоренцию, в мастерскую знаменитого мастера Андреа дель Сарто. Ни много, ни мало тот дружил с , Микеланджело и .

За несколько лет обучения у гениальных мастеров Вазари получил достойное гуманитарное образование. Дель Сарто дал своему ученику прекрасную школу живописи.

Как говорил впоследствии сам Вазари, его учитель был одарен не меньше, чем Рафаэль или Микеланджело. Но при всем таланте ему не хватило дерзости и амбиций, чтобы достичь вершин славы.

Микеланджело давал в мастерской Сарто уроки архитектуры и скульптуры. Это также не прошло даром для одаренного Джорджо Вазари. Впоследствии он станет и архитектором.

Одно из самых известных его архитектурных творений – коридор Вазари. Он был построен для семейства Медичи, чтобы они могли переходить из одного дворца в другой, не выходя на улицу.


Коридор Вазари. 1565 г. Флоренция

Молодой Вазари, как губка, жадно впитывал все знания, которые встречались на его пути. Он будто чувствовал, что самые яркие представители эпохи неспроста вошли в его жизнь.

Будучи амбициозным и настойчивым, он уже знал, что его жизненный путь будет особенным. Этому еще способствовало то, что подросток стал пользоваться благосклонностью представителей семьи Медичи: Ипполито и Александра.


Джорджо Вазари. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного. 1530-е года. Галерея Уффици, Флоренция. Muzei-Mira.ru

После изгнания Медичи из Флоренции в 1527 году Вазари пришлось вернуться в Ареццо. В это же время умирает отец Вазари. Джорджо становится единственным опекуном и кормильцем младших братьев и сестер.

Он рисует фрески, берет заказы на картины, активно изучает ремесло обработки золота и серебра. В поисках работы и заказов Джорджо Вазари колесит по Италии.

Когда в 1531 году Медичи при помощи Карла V возвращаются во Флоренцию, Вазари приезжает под покровительство герцога Александра, большого ценителя искусства. В это время Джорджо выполняет множество больших многофигурных картин и занимается преподаванием. А ему на этот момент, заметьте, чуть более 20 лет!

Как поговаривали злые языки, в скорости написания картин Вазари большую роль играл не талант художника, а расторопность его учеников.

Мастер лишь давал основные композиционные решения будущего полотна, а все остальное якобы выполняли его подмастерья. Впрочем, услугами учеников в 15-17 веках пользовались многие мастера. И Рафаэль, и , и .

Так или иначе, но количество полотен, оставленных Джорджо Вазари, впечатляет.


Джорджо Вазари. Снятие с креста. 1540-е года. Монастырь Камалдоли, Тоскана. Artita.ru

В 1537 году в результате заговора Александр Медичи погибает от рук заговорщиков. Но Вазари к этому времени уже уверенно стоит на ногах. Он востребован и известен как художник, получает множество заказов из разных городов.

До 1553 года Джорджо Вазари побывал во всех крупнейших городах Италии, включая Рим. Расписывая стены соборов, продавая свои картины и выполняя качественные копии великих художников, Вазари неплохо зарабатывает.


Джорджо Вазари. Деталь фрески “Рождение Венеры”. 1550 г. Палаццо Веккьо, Флоренция. Artchive.ru

В 1547 году он отстроил роскошный особняк на своей родине – в Ареццо, в здании которого в настоящее время расположен музей Джорджо Вазари.

Картины Джорджо Вазари выполнены в стиле маньеризма, возникшего на основе позднего Возрождения.


Джорджо Вазари. Персей и Андромеда. 1572 г. Палаццо Веккьо, Флоренция. Wikiart.org

Маньеризм отличается особой вычурностью и постановочностью сюжета, неестественными и артистичными положениями действующих лиц. Большей частью картины Вазари посвящены библейским и античным сюжетам.

Вазари в России

Несмотря на огромное наследие Вазари, в России его работ очень мало. “Собственным Вазари” могут похвастаться лишь два русских музея.

Картина “Триумф Вакха”, относящаяся к 1560-м годам, находится в в Саратове.

Джорджо Вазари. Триумф Вакха. Около 1560 г. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Она была отобрана по разрешению Александра III из запасников Эрмитажа А.П. Боголюбовым (основателем Саратовского музея).

До недавнего времени под сомнением было подлинное авторство картины. Но последние исследования, проведенные искусствоведами, доказали, что “Триумф Вакха” действительно принадлежит кисти Джорджо Вазари.

Джорджо Вазари (1511—1574) родился в небольшом, очень древнем городке Тосканы Ареццо, который находился недалеко от Флоренции. Он остался в веках как архитектор и как человек, положивший начало искусствоведению.

Учеба и начало работы

Родившись в семье горшечника, смышленый и способный подросток в 12 лет стал подмастерьем который делал витражи в церкви в Ареццо, Гильома де Марсилья. Рост будущего художника происходил на фоне постоянных войн в Италии. В ней существовали города-государства, а на ее земли кто только не претендовал. И германцы, и испанцы, и французы. Но в стране шло формирование национальной идеи, образование итальянского языка из многочисленных диалектов, в ней гордились великими живописцами и скульпторами, которых знала образованная Европа. Уже были созданы шедевры Леонардо да Винчи и Рафаэля. Еще творил великий Микеланджело. Уже за двести лет до рождения Джорджо Вазари Италия воспитывалась на идеалах гуманизма. Такое «бурление» в стране сказалось на становлении молодого человека, жадно впитывавшего все новейшие веяния, появлявшиеся в стране, и дух свободолюбия.

Встреча с Микеланджело

На способного тринадцатилетнего подростка обратили внимание. Благодаря заметившему его Микеланджело Джорджо Вазари направлен к известному художнику Андреа дель Сарто. На этого художника оказал влияние в первую очередь Леонардо, он был дружен с Тицианом и Рафаэлем. Он обладал прекрасным чувством цвета и колорита и чрезвычайно умело работал со светотенью. У других учителей Джорджо приобретет опыт в черчении и построении композиции и перспективы. Вазари Джорджо позже будет критиковать своего учителя. Он полагал, что Андреа не хватало вдохновения, чтобы создавать великие творения. Описывая его жизнь, Вазари расскажет о своего учителя, которая хорошо отравляла жизнь и ему, и его ученикам. Также он расскажет, что дель Сарто умрет во время эпидемии чумы. Однако сам Вазари, овладев рисунком, не сможет воспринять от своего учителя умение пользоваться цветом. Архитектуре и скульптуре Вазари будет учиться у пятидесятилетнего Микеланджело. Вазари станет биографом и другом великого художника. Во всяком случае, очень замкнутый и мрачный художник расскажет своему юному другу, что на его становление как творца повлиял Тосканы и глина, с которой он начинал работать в первые годы своего ученичества.

Скитания

Молодому Вазари Джорджо покровительствуют Медичи, но в 1529 году их изгоняют из Флоренции, и семнадцатилетний художник возвращается в родной город. И что же его ждет? Отец умер, надо заботиться о семье, о младших братьях и сестрах. Здесь он получает заказы на роспись фресками и картины. Нужда в деньгах заставляет его покинуть Ареццо, направиться в Пизу и далее скитаться по Италии в поисках работы. Счастье улыбнулось молодому художнику — он встретил Ипполито Медичи, одного из своих покровителей во Флоренции, и герцог взял Вазари вместе с собой в Рим.

Возвращение во Флоренцию

Здесь он работает под покровительством Алессандро Медичи и в 1534 году пишет его портрет.

Именно в этом портрете видна колористическая слабость живописца. Художники как правило, применяли три цвета — алый, синий, золотой (желтый). А у Джорджо Вазари на коричневом табурете, покрытом алой драпировкой, сидит рыцарь в доспехах. Небо в глубине картины, скорее, сероватое, закрытое угрюмыми тучами. Фон, на котором изображена фигура, однородно темен. Волосы полностью с ним сливаются, не хватает мягких переходов теней. Ярче всего сияют латы. Рисунок великолепен, виртуозен, но он имеет самодовлеющее значение. Да, видно, что это решительный рыцарь, проводящий жизнь в седле и сражениях, но в целом портрет мрачен и темен, проникнут трагизмом. Но именно так видит своего покровителя живописец. В целом Вазари не следует природе, не ищет гармонии, а все вкладывает в точность линий, которые дают объем, и в преувеличенную выразительность. Этими приемами постоянно пользуется Вазари Джорджо. Картины у современников имеют популярность. Но они не выдержали проверки временем и сейчас представляют не столько художественный, сколько исторический интерес.

После гибели Алессандро Медичи Вазари уже в Болонье создает одно из своих лучших полотен «Трапеза св. Георгия», на котором изображены портреты его современников. Они войдут в его «Жизнеописания».

Великое творение Вазари во Флоренции

Козимо I Медичи заказал Вазари постройку дворца, который объединит многие службы города с набережной реки Арно. С 1560 года началось строительство здания, которое нам знакомо под названием

Здание обладает монументальной колоннадой и имеет модульную конструкцию с блоками, которые разделены пилястрами. При жизни Вазари строительство велось четырнадцать лет. Оно было закончено спустя семь лет после его смерти.

История искусств

Наибольшую ценность для потомков составили у Вазари Джорджо книги. Это огромный пятитомный труд.

Он делится на части, посвященные архитектуре, живописи, скульптуре и представляет собой трактат о технических методах, которые используются в различных видах искусств, и собственно биографиях творцов. Первое издание опубликовано во Флоренции в 1550 году. Оно начинается с посвящения великому герцогу тосканскому Козимо I Медичи. В этой книге Вазари первый вводит понятие «Ренессанс», а также «Раннее, Среднее и Высокое Возрождение» и их истоки — «Античность, Средневековье».

Как построил Джорджо Вазари жизнеописания

На базе новеллы, уже хорошо знакомой читателю-современнику, Вазари пишет биографии деятелей искусства, представляющих гордость итальянской нации. Он сообщает биографию скульптора, художника или архитектора и дает анализ и особенности его творчества. Обязательно указываются все произведения творца. Так как Джорджо Вазари сам художник, то, выступая как искусствовед, он со знанием дела анализирует рисунок, школу, манеру исполнения. Для каждой новеллы писатель тщательно собирал мельчайшие факты из жизни художника. В каждой статье имеется портрет, иногда выполненный самим Вазари. Жизнеописатель старался проследить связь каждого художника с народом. Если он описывает образы библейских персонажей, созданных тем или иным мастером, то Джорджо Вазари стремится связать эти образы с повседневной жизнью художника. Книгу открывает биография и творчество Джотто, а заканчивает — Микеланджело. Но второе издание, вышедшее восемнадцать лет спустя, дополнено поправками, уточнениями и новыми биографиями. Всего их опубликовано около двухсот. Этот труд мессира Вазари на многие столетия определил пути искусствоведения как науки. Не потерял актуальности его взгляд на искусство и в наши дни.

Скончался мастер во Флоренции в 1574 году.

(1574-06-27 ) (62 года) Место смерти: Влияние на: Работы на Викискладе

Биография

Отец Вазари, Антонио, работал гончаром . Всю жизнь автор «Жизнеописаний» представлялся как «Джорджо Вазари из Ареццо ». Первым учителем Вазари, когда ему ещё не было двенадцати лет, стал французский художник Гильом де Марсилья , расписывавший витражи церкви в Ареццо. В 1524 году он жил во Флоренции, учился у Андреа дель Сарто , Микеланджело и Баччо Бандинелли . Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполито Медичи , которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески .

Известный в то время скульптор, живописец и архитектор Россо , находясь в Ареццо, дал несколько советов молодому Вазари. В благодарность Вазари впоследствии подробно описал жизнь и труды своего наставника в своём сочинении. Вазари выполнил картину по рисункам Россо. Вазари в эти годы нуждался в деньгах. Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.

Флоренция , где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 году, что заставило Вазари переехать в Пизу , и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков работы; при этом он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполито Медичи, который взял его с собой в Рим , где Вазари стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».

Когда Карл V в 1531 году восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи. Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. В это время Вазари написал для монастыря св. Клары в Ареццо картину «Благовещение ». В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique ), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо.

В 1537 году Александр Медичи был убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на молодость, Вазари уже приобрёл большую известность и стал получать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 году работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория ». По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины - портреты современников Вазари, их имена указаны в его книге.

Вазари-живописец

Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма . Первая дошедшая до нас картина Вазари - «Погребение Иисуса» (1532 год, дом-музей Вазари в Ареццо). Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились. В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в самых мелких подробностях. Несмотря на то, что Вазари был хорошим художником, в его фигурах встречаются неправильности. Его картины написаны в холодной цветовой гамме.

Вазари-архитектор

Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа. Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью. Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции , начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое.

«Жизнеописания»

Самой большой заслугой Вазари считается его монументальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих » (итал. «Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti» ), который был окончен в 1550 году. Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568 году. Без ценных сведений, содержащихся в «Жизнеописании… » в истории итальянского искусства был бы большой пробел.

К своему монументальному сочинению о современных ему деятелях искусства, которое Вазари посоветовали написать, он отнёсся очень добросовестно. Когда часть рукописи была готова, он передал её Аннибале Каро , который помог ему своими замечаниями и посоветовал довести работу до конца. Позднее монах Маттео Фаэтани , обладавший литературным образованием, по поручению Вазари сделал существенные поправки в ней. Поэтому книга была окончена только в 1550 году. Но и тогда Вазари не был доволен ею и продолжал собирать дополнительные сведения из жизни и творчества художников-современников. Только через 18 лет после первого издания, его сочинение приняло окончательный вид, в котором и дошло до нашего времени. Это второе издание украшено портретами художников.

Напишите отзыв о статье "Вазари, Джорджо"

Примечания

Источник

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. : 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Вазари, Джорджо

– Слава Богу, что успели, – сказала она духовному лицу, – мы все, родные, так боялись. Вот этот молодой человек – сын графа, – прибавила она тише. – Ужасная минута!
Проговорив эти слова, она подошла к доктору.
– Cher docteur, – сказала она ему, – ce jeune homme est le fils du comte… y a t il de l"espoir? [этот молодой человек – сын графа… Есть ли надежда?]
Доктор молча, быстрым движением возвел кверху глаза и плечи. Анна Михайловна точно таким же движением возвела плечи и глаза, почти закрыв их, вздохнула и отошла от доктора к Пьеру. Она особенно почтительно и нежно грустно обратилась к Пьеру.
– Ayez confiance en Sa misericorde, [Доверьтесь Его милосердию,] – сказала она ему, указав ему диванчик, чтобы сесть подождать ее, сама неслышно направилась к двери, на которую все смотрели, и вслед за чуть слышным звуком этой двери скрылась за нею.
Пьер, решившись во всем повиноваться своей руководительнице, направился к диванчику, который она ему указала. Как только Анна Михайловна скрылась, он заметил, что взгляды всех, бывших в комнате, больше чем с любопытством и с участием устремились на него. Он заметил, что все перешептывались, указывая на него глазами, как будто со страхом и даже с подобострастием. Ему оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали: неизвестная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего места и предложила ему сесть, адъютант поднял уроненную Пьером перчатку и подал ему; доктора почтительно замолкли, когда он проходил мимо их, и посторонились, чтобы дать ему место. Пьер хотел сначала сесть на другое место, чтобы не стеснять даму, хотел сам поднять перчатку и обойти докторов, которые вовсе и не стояли на дороге; но он вдруг почувствовал, что это было бы неприлично, он почувствовал, что он в нынешнюю ночь есть лицо, которое обязано совершить какой то страшный и ожидаемый всеми обряд, и что поэтому он должен был принимать от всех услуги. Он принял молча перчатку от адъютанта, сел на место дамы, положив свои большие руки на симметрично выставленные колени, в наивной позе египетской статуи, и решил про себя, что всё это так именно должно быть и что ему в нынешний вечер, для того чтобы не потеряться и не наделать глупостей, не следует действовать по своим соображениям, а надобно предоставить себя вполне на волю тех, которые руководили им.
Не прошло и двух минут, как князь Василий, в своем кафтане с тремя звездами, величественно, высоко неся голову, вошел в комнату. Он казался похудевшим с утра; глаза его были больше обыкновенного, когда он оглянул комнату и увидал Пьера. Он подошел к нему, взял руку (чего он прежде никогда не делал) и потянул ее книзу, как будто он хотел испытать, крепко ли она держится.
– Courage, courage, mon ami. Il a demande a vous voir. C"est bien… [Не унывать, не унывать, мой друг. Он пожелал вас видеть. Это хорошо…] – и он хотел итти.
Но Пьер почел нужным спросить:
– Как здоровье…
Он замялся, не зная, прилично ли назвать умирающего графом; назвать же отцом ему было совестно.
– Il a eu encore un coup, il y a une demi heure. Еще был удар. Courage, mon аmi… [Полчаса назад у него был еще удар. Не унывать, мой друг…]
Пьер был в таком состоянии неясности мысли, что при слове «удар» ему представился удар какого нибудь тела. Он, недоумевая, посмотрел на князя Василия и уже потом сообразил, что ударом называется болезнь. Князь Василий на ходу сказал несколько слов Лоррену и прошел в дверь на цыпочках. Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом. Вслед за ним прошла старшая княжна, потом прошли духовные лица и причетники, люди (прислуга) тоже прошли в дверь. За этою дверью послышалось передвиженье, и наконец, всё с тем же бледным, но твердым в исполнении долга лицом, выбежала Анна Михайловна и, дотронувшись до руки Пьера, сказала:
– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо.
Сзади его стоял адъютант, доктора и мужская прислуга; как бы в церкви, мужчины и женщины разделились. Всё молчало, крестилось, только слышны были церковное чтение, сдержанное, густое басовое пение и в минуты молчания перестановка ног и вздохи. Анна Михайловна, с тем значительным видом, который показывал, что она знает, что делает, перешла через всю комнату к Пьеру и подала ему свечу. Он зажег ее и, развлеченный наблюдениями над окружающими, стал креститься тою же рукой, в которой была свеча.