Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Утрилло морис картины. Морис утрилло биография

Утрилло морис картины. Морис утрилло биография

Утрилло Морис Утри́лло́ Морис

(Utrillo) (1883-1955), французский живописец. Мастер лирического городского пейзажа, изображал парижские предместья, улочки Монмартра («Сад Ренуара», 1909-10).

УТРИЛЛО Морис

УТРИ́ЛЛО́ (Utrillo) Морис (25 декабря 1883, Париж - 5 ноября 1955, Дакс, деп. Ланды), французский живописец, мастер городского пейзажа, увидевший город глазами одинокого художника. Главной и единственной темой его творчества был Париж, окраинные районы Монмартра.
Семья
Мать художника, Мари-Клементин Валадон, переменила множество занятий (ученица модистки, няня, официантка, акробатка в цирке и т. п.), прежде чем стала профессиональной натурщицей (с ней работали Огюст Ренуар (см. РЕНУАР Огюст) , Пьер Пюви де Шаванн (см. ПЮВИ ДЕ ШАВАНН Пьер) , Винсент Ван Гог (см. ВАН ГОГ Винсент) , Анри де Тулуз-Лотрек (см. ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри де) и др.), а затем и художницей (Сюзанна Валадон). Ее смелые уверенные наброски восхитили Эдгара Дега (см. ДЕГА Эдгар) , и, освоив под его руководством технику мягкого лака, она стала писать в интенсивной красочной гамме, напоминающей работы фовистов.
Отцом Мориса мать считала некоего Буасси, но в 8-летнем возрасте мальчика по непонятным причинам усыновил давний приятель Валадон - испанец Мигюэль Утрилло-и-Милинс, подрабатывавший газетными очерками, живописью и архитектурными проектами, однако вскоре он уехал в Испанию и не напоминал о себе.
Именем «Морис Утрилло» художник стал подписывать свои картины только после 1906, до этого он использовал имена «Морис Валадон» или «М. У. Валадон».
Пагубное пристрастие
Пристрастившись к алкоголю в подростковом возрасте (14-летнего мальчика, самостоятельно добиравшегося до парижского коллежа из предместья, иногда подвозили штукатуры и, забавляясь, угощали вином), художник на протяжении всей своей жизни, особенно в молодости, был подвержен жестоким запоям. Из-за пагубного пристрастия ему пришлось бросить коллеж (если не удавалось выпить рюмку абсента, мальчик впадал в ярость - рвал тетради и одежду, ломал мебель, угрожал самоубийством). Попытки обучить Мориса ремеслу также не увенчались успехом, и 16-летний подросток стал предметом всеобщих насмешек.
Спасла юношу Сюзанна Валадон - по совету психиатра она стала учить сына рисовать, однако первые уроки (мать водила по бумаге рукой сына с карандашом) были неудачными: Морис отбрасывал непослушные карандаши, рвал картон, пытался выпрыгнуть в окно. Но постепенно живопись увлекла его.
Первые опыты. Особенности живописной манеры
Первые самостоятельные наброски Утрилло делал карандашом, затем стал писать маслом. В 1903, осенью, он уже работал на натуре (однако из 150 пейзажей, выполненных, по утверждениям матери, за полгода, не сохранилось ни одного - самые ранние из известных относятся к 1905).
На протяжении 1903-07 гг. он пишет деревушки Монманьи и Пьерефитт, окруженные пологими холмами и заросшие яблонями. В этих пейзажах прослеживается влияние творчества К. Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль) , заметное по характерному мелкому отрывистому мазку. С работами Писсарро Утрилло мог познакомиться в Люксембургском музее или в галерее Дюран-Рюэля.
Однако импрессионистическая манера передачи света и воздуха была ему неинтересна, гораздо больше привлекала художника ощутимая графическая материальность предмета. Вскоре композиционной основой большинства его пейзажей становится уходящая вдаль улица, фланкируемая боковыми кулисами домов; на дальнем плане - преграда из домов или башен, заслоняющая небо и делающая пространство замкнутым. В отличие от картин Писсарро в пейзажах Утрилло царит ровное, одинаковое освещение, ветра не чувствуется, небо почти всегда безоблачно. Художник упрощает реальные формы, обобщая контуры, он сводит очертания предметов к их основе; одним движением кисти создает ощущение скользкой лестницы или отсыревшей штукатурки, провалы окон часто только намечает. Масляные краски кажутся ему чересчур прозрачными, и для передачи фактуры оштукатуренных и заплесневелых стен он добавляет в краску песок, гипс, клей, использует известь, накладывает кусочки мха, покрытые чернилами и эмалью дощечки, листы бумаги. Растирая краску в чашке, наносит ее на холст ножом, разглаживает пальцами. Эта живописная манера, сформировавшаяся довольно рано, с годами почти не претерпела изменений.
Собор Парижской Богоматери
В 1908-10 гг. любимой темой художника, к этому времени вполне сформировавшегося, стал Собор Парижской Богоматери. К изображению собора Утрилло неоднократно возвращался и впоследствии, однако картины именно этих лет, где собор предстает как целостный величественный образ, подавляющий человека, специалисты считают наиболее сильными. Интерес к соборам - художник писал в Париже, Руане, Шартре, Реймсе, Лурде - связан не только с их живописностью, но и с возрастающей с годами религиозностью Утрилло.
Монмартр
Всемирную известность художнику принесли его картины с изображениями Монмартра - древнего уголка Парижа, сохранившего свое своеобразие и до наших дней. Монмартрский холм, прежде предместье Парижа, к тому времени, когда художник начал писать его, утратил свою идиллическую прелесть: вместо живописных лачуг поднялись многоэтажные доходные дома, извилистые узкие улочки, карабкающиеся по склонам холма, стали напоминать колодцы, маки, некогда украшавшие Монмартр, исчезли, лишь немногочисленные уголки сохранили свой первоначальный полудеревенский вид. Однако для Утрилло, одинокого, измученного своей болезнью, Монмартр с 1910-х гг. (и до глубокой старости) стал главной темой творчества. Картины его скупали кабатчики за рюмку аперитива и бессовестно эксплуатировали талант художника. Один из его биографов вспоминает: «На бледной маске лишь глаза лучились теплом и ясностью, как глаза ребенка или затворника. Но этому взгляду противоречила горькая складка губ. Нет, улыбкой ее нельзя было назвать. Слишком много было в ней принужденности...».
В 1909 работы художника впервые были экспонированы в парижском Осеннем салоне, а вскоре он с матерью и отчимом отправился в путешествие на Корсику и в Бретань, однако и там по памяти продолжал писать виды Монмартра. Первая персональная выставка Утрилло состоялась в 1913, и у него, кроме кабатчиков, появились и другие поклонники - настоящие любители живописи (например, Октав Мирбо (см. МИРБО Октав) ).
«Белый период»
К 1910-м гг. относиться начало так называемого «белого периода» в творчестве Утрилло. Этот период, продолжавшийся до начала Первой мировой войны, характеризуется преобладанием в картинах разнообразных оттенков белого цвета, переходящего то в пепельный, то в серебристый, то снова в молочный, серый или золотистый тона. С помощью наиболее полюбившихся цветов - белого цинка, желтого хрома, кобальта, вермийона, темного краплака - художнику удавалось создавать не только удивительно насыщенную цветовую гамму, но и передавать безмолвное обаяние безлюдных улочек Монмартра, закованных в брусчатые мостовые. Впечатление вымершего города часто дополняется чахлыми деревьями и плотно закрытыми домами, что вызывает щемящее чувство одиночества и бесприютности, столь характерное не только для ощущений самого художника, но и вообще для горожан 20 в. В 1950 на одном из парижских аукционов американский миллионер заплатил за пейзаж Утрилло «белого периода» восемь миллионов франков - сенсационная сумма, не удивившая, однако, самого художника, к этому времени его картины ценились дороже полотен Клода Моне (см. МОНЕ Клод) и Эдгара Дега (см. ДЕГА Эдгар) .
Послевоенный период
После войны в творчестве художника произошли некоторые изменения. Кроме монмартровских тем, появились новые мотивы: церковь Сакре-Кер, Мулен де ла Галетт, кафе «Розовый кролик», площадь Тертр и др. Колорит картин стал менее сдержанным. Художник пишет город в праздничные дни, когда он украшен флагами, полотнищами и афишами. В этот период Утрилло работает также акварелью и гуашью, пробует свои силы в технике литографии.
Слава художника растет, регулярно устраиваются его выставки, публикуются монографии. Вместе с семьей он живет в старинном замке Сен-Бернар, ставшем его собственностью (разбогатели и многие хозяева питейных заведений, получившие пейзажи Утрилло за рюмку аперитива и продавшие их впоследствии за немалые деньги).
В 1926 Утрилло по заказу Сергея Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович) делает эскизы декораций и костюмов для балета Джорджа Баланчина (см. БАЛАНЧИН Джордж) «Барабо», поставленного в Париже в театре Сары Бернар (см. БЕРНАР Сара) .
Последние годы художник почти не работал с натуры (Монмартр его молодости безвозвратно изменился), для написания очередной картины ему теперь было достаточно почтовой открытки. Пейзажи постепенно становятся все однообразнее и монотоннее. Ловкие копииста легко подделывают их и заполняют рынок многочисленными фальшивками. И все же поздние картины художника также имеют свое очарование - плоскостность придает архитектуре оттенок декораций, а миру Утрилло - сходство с театром марионеток: грустным, трогательным и наивным.
В 1935 Утрилло женился на вдове банкира, который коллекционировал его работы. События Второй мировой войны практически не изменили упорядоченной, спокойной жизни художника. В 1951 состоялась премьера кинофильма «Трагическая жизнь Мориса Утрилло». А художник, продолжая жить прошлым, даже в день своей смерти начал писать пейзаж монмартровской улицы Корто. Морис Утрилло похоронен рядом со своей матерью, умершей в 1938, на кладбище св. Винсента.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Утрилло Морис" в других словарях:

    Утрилло, Морис … Википедия

    Морис Утрилло (фр. Maurice Utrillo) (25 декабря 1883, Париж 5 ноября 1955, Дакс) французский живописец пейзажист. Надгробие на могиле Мориса Утрилло на монмартрском кладбище Сен Венсан Биография Морис Утрилло родился 25 декабря 1883 году в… … Википедия

    - (Utrillo) (1883 1955), французский живописец. Пейзажист. Учился у своей матери художницы С. Валадон. Испытал влияние К. Писсарро. Незамысловатым, непосредственным по восприятию натуры пейзажам Утрилло с изображением пустынных узких улочек … Художественная энциклопедия

    Утрилло, Морис - Морис Утрилло. Улица на Монмартре. 1930. Частное собрание. УТРИЛЛО (Utrillo) Морис (1883 1955), французский живописец. Мастер лирического городского пейзажа (парижские предместья, улочки Монмартра). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Утрилло (Utrillo) Морис (25.12.1883, Париж, √ 5.11.1955, Дакс, департамент Ланды), французский живописец пейзажист. Рос в артистической среде. Учился у матери, художницы С. Валадон. Испытал влияние К. Писсарро. Постоянные мотивы У. √ узкие и… … Большая советская энциклопедия

    - (Utrillo, Maurice) (1883 1955), французский живописец постимпрессионист. Родился в Париже 25 декабря 1883. Начал заниматься живописью в 1903 под руководством матери, художницы Сюзанны Валадон. Обычно он подписывал свои работы Морис Утрилло В. (В … Энциклопедия Кольера

    Утрилло, Морис Морис Утрилло (фр. Maurice Utrillo) (25 декабря 1883, Париж 5 ноября 1955, Дакс) французский живописец пейзажист … Википедия

Автор - Ела2012 . Это цитата этого сообщения

Французский живописец-пейзажист Морис Утрилло (1883-1955).

Морис Утрилло (Maurice Utrillo) - французский живописец, мастер городского пейзажа, увидевший город глазами одинокого художника. Главной и единственной темой творчества был Париж, окраинные районы Монмартра.

Импрессионистическая манера передачи света и воздуха была художнику неинтересна, гораздо больше его привлекала ощутимая графическая материальность предмета. Вскоре композиционной основой большинства его пейзажей становилась уходящая вдаль улица, фланкируемая боковыми кулисами домов; на дальнем плане - преграда из домов или башен, заслоняющая небо и делающая пространство замкнутым.


Abbesses Square at Montmartre, 1931

В отличие от картин Писсарро в пейзажах Утрилло царит ровное, одинаковое освещение, ветра не чувствуется, небо почти всегда безоблачно. Художник упростил реальные формы, обобщая контуры, он свел очертания предметов к их основе; одним движением кисти создавал ощущение скользкой лестницы или отсыревшей штукатурки, провалы окон часто только намечает. Масляные краски казались ему чересчур прозрачными, и для передачи фактуры оштукатуренных и заплесневелых стен он добавлял в с песок, гипс, клей, использовал известь, накладывал кусочки мха, покрытые чернилами и эмалью дощечки, листы бумаги. Растирая краску в чашке, наносил ее на холст ножом, разглаживал пальцами. Эта живописная манера, сформировавшаяся довольно рано, с годами почти не претерпела изменений.


В картинах Утрилло сюжет трактуется традиционно, без искажений и трансформаций, характерных для современной живописи, и в то же время художнику удается достичь очень личной интонации и поэтической выразительности. В его ранних произведениях палитра достаточно темная, мрачная и тяжелая; позднее (в 1912-1915) она заметно светлеет. Во второй половине 1910-х годов художник все чаще обращается к архитектурным пейзажам. Живописная манера Утрилло широкая и мягкая, мазок открыт и выразителен, а колористическая гамма способствует передаче лирического настроения. Особенно знамениты выполненные им виды улиц и домов Парижа.


Bievre, Bourg-la-Reine (Hauts-de-Seine), 1938-40

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ.

В 1908-1910 годах любимой темой художника, к этому времени вполне сформировавшегося, стал Собор Парижской Богоматери. К изображению собора Утрилло неоднократно возвращался и впоследствии, однако картины именно этих лет, где собор предстал как целостный величественный образ, подавляющий человека, специалисты считают наиболее сильными. Интерес к соборам - художник писал в Париже, Руане, Шартре, Реймсе, Лурде - связан не только с их живописностью, но и с возрастающей с годами религиозностью Мориса Утрилло.


Notre-Dame, 1910



Notre-Dame de Clignantcourt, 1912.



The Cathedral of Chartres (Eure-et-Loire), 1912-14



The Church Notre-Damm de Bonne-Esperance, (Montbrison, Loire), 1928

МОНМАРТР.

Всемирную известность художнику принесли его картины с изображениями Монмартра - древнего уголка Парижа, сохранившего свое своеобразие и до наших дней. Монмартрский холм, прежде предместье Парижа, к тому времени, когда художник начал писать его, утратил свою идиллическую прелесть: вместо живописных лачуг поднялись многоэтажные доходные дома, извилистые узкие улочки, карабкающиеся по склонам холма, стали напоминать колодцы, маки, некогда украшавшие Монмартр, исчезли, лишь немногочисленные уголки сохранили свой первоначальный полудеревенский вид.
Для Утрилло, одинокого, измученного своей болезнью, Монмартр с 1910-х годов (и до глубокой старости) стал главной темой творчества. Картины его скупали кабатчики за рюмку аперитива и бессовестно эксплуатировали талант художника. Один из его биографов вспоминает: «На бледной маске лишь глаза лучились теплом и ясностью, как глаза ребенка или затворника. Но этому взгляду противоречила горькая складка губ. Нет, улыбкой ее нельзя было назвать. Слишком много было в ней принужденности...».


Saint-Pierre Square at Montmartre, 1908



Orchampt Street in Montmartre, 1910



Thatched Houses on Montmartre, 1912



Boulevard Carnot at Noyon, 1914

В 1909 работы художника впервые были экспонированы в парижском Осеннем салоне, а вскоре он с матерью и отчимом отправился в путешествие на Корсику и в Бретань, однако и там по памяти продолжал писать виды Монмартра. Первая персональная выставка Утрилло состоялась в 1913 году, и у него, кроме кабатчиков, появились и другие поклонники - настоящие любители живописи (например, Октав Мирбо).


Custine Street at Monmartre, 1909



Montmartre, 1909



Marcadet Street at Montmartre, 1910-12



Passage Cottin, Montmartre, 1922

«БЕЛЫЙ ПЕРИОД»

К 1910-м годам относиться начало так называемого «белого периода» в творчестве Мориса Утрилло. Этот период, продолжавшийся до начала Первой мировой войны (Great War), характеризуется преобладанием в картинах разнообразных оттенков белого цвета, переходящего то в пепельный, то в серебристый, то снова в молочный, серый или золотистый тона.
С помощью наиболее полюбившихся цветов - белого цинка, желтого хрома, кобальта, вермийона, темного краплака - художнику удавалось создавать не только удивительно насыщенную цветовую гамму, но и передавать безмолвное обаяние безлюдных улочек Монмартра, закованных в брусчатые мостовые. Впечатление вымершего города часто дополнялось чахлыми деревьями и плотно закрытыми домами, что вызывает щемящее чувство одиночества и бесприютности, столь характерное не только для ощущений самого художника, но и вообще для горожан 20 века.
В 1950 году на одном из парижских аукционов американский миллионер заплатил за пейзаж Утрилло «белого периода» восемь миллионов франков - сенсационная сумма, не удивившая, однако, самого художника, к этому времени его картины ценились дороже полотен Клода Моне и Эдгара Дега.


Paris, View of Saint Pierre-Square, 1908



Philippe-de-Girard Street at Paris, 1919



Paris Street, 1914



The Cabaret of Belle Gabrielle, 1914



Sacre-Coeur de Montmartre and Rue du Chevalier De La Barre, 1936

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД.

После войны в творчестве художника произошли некоторые изменения. Кроме монмартровских тем, появились новые мотивы: церковь Сакре-Кер, Мулен де ла Галетт, кафе «Розовый кролик», площадь Тертр и другие. Колорит картин стал менее сдержанным. Художник писал город в праздничные дни, когда он украшен флагами, полотнищами и афишами. В этот период Утрилло работал также акварелью и гуашью, пробовал свои силы в технике литографии.

Слава художника начала расти, регулярно устраивались его выставки, публиковались монографии. Вместе с семьей он стал жить в старинном замке Сен-Бернар, ставшем его собственностью (разбогатели и многие хозяева питейных заведений, получившие пейзажи Утрилло за рюмку аперитива и продавшие их впоследствии за немалые деньги).

В 1926 году Морис Утрилло по заказу русского театрального и художественного деятеля Сергея Павловича Дягилева сделал эскизы декораций и костюмов для балета Джорджа Баланчина «Барабо», поставленного в Париже в театре Сары Бернар.


The Eiffel`s Tower under Snow, 1933

Последние годы художник почти не работал с натуры (Монмартр его молодости безвозвратно изменился), для написания очередной картины ему теперь было достаточно почтовой открытки. Пейзажи постепенно становились все однообразнее и монотоннее. Ловкие копииста легко подделывали их и заполняли рынок многочисленными фальшивками. И все же поздние картины художника также имеют свое очарование - плоскостность придает архитектуре оттенок декораций, а миру Утрилло - сходство с театром марионеток: грустным, трогательным и наивным.

В 1935 году Утрилло женился на вдове банкира, который коллекционировал его художественные работы. События Второй мировой войны (World War II) практически не изменили упорядоченной, спокойной жизни художника.
В 1951 году состоялась премьера кинофильма «Трагическая жизнь Мориса Утрилло». А художник, продолжая жить прошлым, даже в день своей смерти начал писать пейзаж монмартровской улицы Корто.

Морис Утрилло (1883-1955) - французский живописец. Его первой любовью, самым верным другом и самым внимательным собеседником был Париж. Не по своей вине рано пристрастившийся к алкоголю, Морис Утрилло был изгоем среди одногодков, которые дразнили его, называя "Гамлетом-Полишинелем", высмеивали и презирали. Сын известной художницы Сюзанны Валадон, которая и научила его рисовать, Морис Утрилло искал успокоения в живописи и религии. Самыми сильными среди его работ считаются написанные в 1908-1910 годах виды собора Парижской Богоматери. Этот собор, как и другие церкви Парижа, Шартра, Руана, Реймса и Лурда, Утрилло воспринимал и изображал не просто как живописную натуру, но прежде всего как святыни. Нотр-Дам, попадая в поле зрения художника, обретает не только материальность, но даже, кажется, одушевленность. Он величав и торжественен, он настолько велик, что, кажется, подавляет человека. Это меланхолическое чувство подавленности, щемящей тревоги и одиночества есть практически во всех городских пейзажах Утрилло. Это его судьба, его боль, его мучительное восхождение к самому себе.

Морис Утрилло родился 25 декабря 1883 года. Его мать, Мари-Клементина Валадон, которую все звали Сюзанной, работала и ученицей модистки, и нянькой, и цирковой гимнасткой. Неудачно спрыгнув с трапеции, она вынуждена была отказаться от работы в цирке и стала профессиональной натурщицей. Она родила Мориса, когда ей было всего восемнадцать лет. Отцом мальчика Сюзанна считала одного из завсегдатаев монмартрского бистро, некоего Буасси, но в 1891 году Мориса -усыновил Мипоэль Утрилло-и-Молинс, который подрабатывал газетными очерками, живописью и архитектурными проектами, но вскоре уехал в Испанию и больше не приезжал. Сюзанну рисовали Ренуар, Ван Гог, Пюви де Шаванн, Тулуз-Лотрек, а Эдгар Дега одним из первых заметил ее необыкновенный художественный дар, назвал "гением рисунка" и помог освоить ей технику мягкого лака. В 1893 году Сюзанна обвенчалась с богатым буржуа Муси. Заботы о муже и занятия живописью не оставляли времени для сына, который рос болезненно неуравновешенным и своим невниманием и рассеянностью выводил из себя учителей и в местной школе (мать с отчимом в это время перебрались жить в дом под Парижем), и в парижском коллеже Роллен. Из Монманьи, который находился в тринадцати километрах от Парижа, мальчика часто подвозили в Париж штукатуры, которые ради забавы угощали его вином, и вскоре Морис, чтобы выпить рюмку абсента, начал экономить на карманных деньгах. Из коллежа вскоре пришлось уйти, но Морис не смог учиться ни у чистильщика сапог, ни у мастера по изготовлению абажуров, ни у переписчика. В шестнадцать лет юношу, который продолжал дебоширить, уволили и из конторы "Лионского кредита", куда устроил его отчим. Врач-психиатр, для которого мать, в это время уже известная художница, делала эскизы мебели, посоветовал ей учить мальчика рисовать. Постепенно живопись увлекла Мориса, и уже в 1903 году он, выезжая на пленэр, сделал более 150 пейзажей. Занятия живописью всю жизнь чередовались у него с жестокими запоями. Утрилло был увлечен живописью Писсарро, писал мелкими отрывистыми мазками. Но его Париж, в отличие от Парижа, Писсарро, выглядит пустынным и неприветливым. Пространство на его картинах как бы сдавлено кулисами, пейзаж выстроен в глубину, а вода в Сене мутная и застывшая.

В 1903-1907 годах Морис писал виды Монманьи и Пьерефитт, но и в них нет лиризма, легких красочных переходов. Стремясь передать ощутимую материальность окружающего мира и в то же время всегда сберегая графичность рисунка, Утрилло писал оголенные ветки деревьев, довольно мрачные композиции, в которых практически нет неба. Он чаще использовал непрозрачные, темные, грязные краски. Приблизительно до 1906 года Морис подписывал свои работы именем "Морис Валадон" и только позже начал ставить подпись "Морис Утрилло".

По натуре очень ранимый, Морис Утрилло писал парижские улицы и храмы с чувством глубокого одиночества, а порой и с желанием избавиться от преследовавших его кошмаров.

"Импрессионистический" период в творчестве Утрилло сменился так называемым "белым", когда художник начал использовать на своих полотнах всевозможные оттенки белого цвета. Своей выработанной в 1910-е годы системе живописи Утрилло остался верен практически до конца жизни. Уходящую вдаль дорогу окружают дома, а на заднем плане чаще всего возникает башня или какое-то другое здание, заслоняющие небо и делающие пространство замкнутым. Утрилло мало волновала такая важная в произведениях импрессионистов свето-воздушная оболочка. Он хотел передать фактуру штукатурки, шероховатого песчаника, черепичных крыш и для этого смешивал масляные краски с песком, гипсом, накладывал на полотно листы бумаги и кусочки мха. Обобщая контур, художник сводил очертания предметов к их основе. В 1909 году картины Утрилло впервые экспонировались в Осеннем салоне, а в 1913 году прошла его первая персональная выставка. Даже путешествуя с матерью и Андре Утте по Корсике и Бретани, он писал по памяти виды Монмартра.

В 1920-1930-е годы колорит картин Утрилло меняется. Его полотна становятся более светлыми, полихромными. Цветы на балконах домов, кроны деревьев, хрупкие женские фигурки начинают придавать его полотнам поэтичность и возвышенность. Утрилло в это время увлекся акварелью, гуашью, литографией. Его слава растет. И семья переезжает в замок Сен-Бер-нар, где мать надеялась изолировать сына от завсегдатаев монмартрских кафе. Многие владельцы питейных заведений начали продавать за баснословные деньги его полотна, когда-то отданные художником за рюмку аперитива.

В 1926 году Утрилло по просьбе Сергея Дягилева сделал эскизы декораций и костюмов к балету Баланчина "Барабо". Монмартр в это время уже изменился, но Утрилло, оставаясь верным образам своей молодости, продолжал писать любимые, дорогие его сердцу улочки, пользуясь старыми открытками. Работы Утрилло этого времени напоминают скорее декорации, чем живую натуру.

В 1935 году Утрилло женился на вдове банкира, которая уже давно коллекционировала его картины. А в 1936 году умерла его мать.

В 1950 году на одном из парижских аукционов американский коллекционер приобрел пейзаж Утрилло "белого периода" за 8 миллионов франков. Это было значительно выше сумм, которые богатые люди готовы были платить за полотна Моне и Дега. А в 1951 году на экраны вышел фильм "Трагическая жизнь Мориса Утрилло". Однако самого художника мало интересовала его собственная слава. Он жил на загородной вилле, каждый день с утра рисовал, молился в домашней часовне, собирал статуэтки Жанны д"Арк и лурдской богоматери и очень любил наблюдать, как по полу его мастерской ездит игрушечный паровозик. Говорят, что на выставках он сам порой не узнавал свои картины. В день смерти, 5 ноября 1955 года, Морис Утрилло начал писать свой последний пейзаж - улицы Корто, Монмартр своей молодости.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Иногда, известное выражение об отыскании истины в вине обретает свое неожиданное воплощение. В конце XIX века, Морис Утрилло, безрассудный пьяница, явил миру пейзажи Монмартра, удивившие обывателей и восхитившие знатоков. Картины художника побудили многих к переоценке ценностей; взамен движения к абстракции, они стимулировали переосмыслить реальность. Судьба благоволила Утрилло. Он прожил удивительную творческую жизнь, хотя мог бы безвестно закончить свои дни в какой-нибудь лечебнице.

Утрилло родился 25 декабря 1883 г. в Париже. Дитя внебрачной связи, он был первенцем молоденькой натурщицы Мари-Клементины Валадон. Отцом ребенка считался некий Буасси — художник-любитель и хронический алкоголик. Мать Мориса, незаконнорожденная дочь крестьянина, впоследствии стала протеже Тулуз-Лотрека, который посоветовал ей сменить имя на более благозвучное Сюзан, а впоследствии — познакомил с Дега, который учил ее живописи и поощрял успехи.

Когда Морис Валадон был еще ребенком, друг его матери, испанский писатель и критик Мигель Утрилло в порыве расположения даровал ему свое имя. Морис рос психически неуравновешенным, плохо учился, а после окончания школы пробовал себя в качестве банковского клерка но, мягко говоря, неудачно: к восемнадцати годам он уже находился в зависимости от алкоголя, и периодически попадал в лечебницы. Тогда-то, посоветовавшись с психиатром, Сюзан Валадон определила для сына трудотерапию, которая помогла ему сохранить и собственную личность и его скрытый талант. Рисование стало для Мориса эмоциональной отдушиной, средством для поддержания душевного равновесия. Эксперимент с трудотерапией блестяще оправдал себя.



За свою долгую творческую жизнь Утрилло произвел на свет тысячи и тысячи рисунков — маслом, гуашью, акварелью, карандашом.

Как правило, он рисовал либо по памяти либо используя изображения с почтовых открыток. В 1920-е годы он был уже всемирно известным, легендарным художником. В 1929 г. французское правительство наградило его орденом Почетного Легиона. В пятидесят лет он женился на энергичной вдове Люси Повель, которая вела дела мужа столь успешно, что супруги смогли купить шикарную виллу в окрестностях Парижа и жили там на широкую ногу. Не секрет, что с момента первого знакомства с лечебницей в юности и до своего роскошного уединения в Ле Везине в конце тридцатых, прошел через множество жесточайших алкогольных срывов. Он выжил лишь благодаря исключительной бдительности своей матери, а затем — жены. Обе женщины, в своем отношении к нему, сочетали подлинную нежность с непреклонностью тюремного надзирателя.

Самое удивительное во всей истории болезни Утрилло - то, что алкоголь не смог сокрушить его талант.

Теперь, многие живописцы и критики называют его величайшим художником-урбанистом двадцатого столетия. Однако, несмотря на высочайший статус, Утрилло был напрочь лишен критического взгляда на собственное творчество и сам прекрасно сознавал это. Совершенно заурядные работы чередовались у него с подлинными шедеврами. Нередко, работы мастера отличало отсутствие какой-бы то ни было интеллектуальной концепции, а также — единообразное повторение одних и тех же мотивов. Но, если Утрилло — только глаз, правомерно повторить сказанное Сезанном о Моне — зато какой глаз! И прежде всего, это — глаз Монмартра, того Монмартра каким он был перед первой мировой войной: старинный, живописный, относительно тихий богемный квартал. Утрилло влекли также индустриальные пригороды, с их унылыми улицами и непритязательными бистро; он рисовал кафедральные соборы Франции , панорамы Британии и Корсики, известны несколько натюрмортов с цветами. Но в истории живописи он остался именно как автор уникальных видов французской столицы.

Можно говорить об определенном влиянии на Утрилло Писарро и Сезанна; но такими вещами как уверенная композиция, гениальная простота и безошибочное чувство цвета Утрилло владел на уровне инстинкта. При этом, он не был ни примитивистом, ни классицистом, ни импрессионистом, ни фовистом; он не был даже романтиком. Он был полнейшим индивидуалистом, не поддающимся никакой классификации. Повышенное внимание, принято уделять картинам художника «белого периода», приблизительно 1909-14 гг., когда оттенки белого доминировали на его холстах. Однако годы, предшествующие белому периоду тоже принесли немало отличных работ. А в картинах позднейшего, колористического периода он часто и убедительно использовал яркие, живые тона.

Утрилло — один из немногих художников XX века, чьи работы по сердцу как умудренным специалистам так и неискушенным зрителям.

Меняются веяния моды и рыночные тенденции, а картины Утрилло с каждым годом только поднимаются в цене. Ныне, признанный повсеместно, он дважды сражался за свою репутацию в суде и оба раза одержал победу. В первый раз, американские таможенники попытались обложить его картины художника пошлиной, на том основании, что они срисовывались с почтовых открыток. Во второй — каталог лондонского музея поведал миру, что художник много лет как скончался от неумеренного пьянства. Поченный хозяин Ле Везине сумел убедить британский суд что он вполне жив и делит отпущенное ему время между работой и релиогиозным служением. Семидесятилетний Утрилло помнил и рисовал, словно в первый раз, Париж — доступный и богемный, по которому он так часто скитался молодым и неприкаянным. История его жизни лишена трагического финала, как у Ван Гога или Модильяни. У нее в финале — мир. Мир, в котором на холстах одухотворяются даже самые убогие закоулки, преобразованные художником, с доверчивой и чувствительной душой ребенка, в произведения искусства.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Морисс Утрилло» Альфреда Вернера (1953 г.)

Вскоре композиционной основой большинства его пейзажей становится уходящая вдаль улица, фланкируемая боковыми кулисами домов; на дальнем плане – преграда из домов или башен, заслоняющая небо и делающая пространство замкнутым. В отличие от картин Писсарро в пейзажах Утрилло царит ровное, одинаковое освещение, ветра не чувствуется, небо почти всегда безоблачно.

Картина Мориса Утрилло «Флаг над мэрией».
Перед нами вид провинциального городка, в котором царит дух спокойствия; несколько человек остановились возле белой стены, окружающей сад. Колорит картины выдержан в приглушенных тонах, на фоне которых кажутся особенно яркими цвета французского флага, развевающегося над ратушей. Благодаря безупречному владению цветом. Утрилло умел создать в пейзаже ощущение эмоционально насыщенной атмосферы. Утрилло писал, по преимуществу, городские пейзажи, особенно часто изображая окрестности Монмартра. Его виды Монмартра завоевали такую популярность, что стали объектом бесчисленных подражаний и подделок. Творчество Мориса Утрилло значительно обогатило французскую пейзажную живопись начала XX века. Вместе с Марке и Боннаром он принадлежал к поколению, сменившему в области городского пейзажа художников-импрессионистов.

Художник Утрилло упрощает реальные формы, обобщая контуры, он сводит очертания предметов к их основе; одним движением кисти создает ощущение скользкой лестницы или отсыревшей штукатурки, провалы окон часто только намечает. Масляные краски кажутся ему чересчур прозрачными, и для передачи фактуры оштукатуренных и заплесневелых стен он добавляет в краску песок, гипс, клей, использует известь, накладывает кусочки мха, покрытые чернилами и эмалью дощечки, листы бумаги. Растирая краску в чашке, наносит ее на холст ножом, разглаживает пальцами. Эта живописная манера, сформировавшаяся довольно рано, с годами почти не претерпела изменений. До 1906 года художник подписывал свои работы как Морис Валадон, затем остановился на имени усыновившего его, когда он был восьмилетним мальчиком, друга его матери испанца Мигеля Утрилло-и-Молинс. Утрилло писал Монмартр, этот по его словам «оригинальный квартал Парижа с его провинциальными уголками и нравами богемы». Там, в стороне от центральных площадей и бульваров столицы Франции начала XX века Утрилло открыл красоту захолустных улочек, живописность черепичных крыш и потрескавшихся стен.

Наиболее интересный и плодотворный период в искусстве Утрилло – это 1910–е годы. Наиболее оригинальными были у него изображения французских соборов, мощных, давящих своей тяжестью; они вдруг зажили на холстах живописца своей самостоятельной жизнью. Всемирную известность художнику принесли его картины с изображениями Монмартра – древнего уголка Парижа, сохранившего свое своеобразие и до наших дней. Монмартрский холм, прежде предместье Парижа, к тому времени, когда художник начал писать его, утратил свою идиллическую прелесть: вместо живописных лачуг поднялись многоэтажные доходные дома, извилистые узкие улочки, карабкающиеся по склонам холма, стали напоминать колодцы, маки, некогда украшавшие Монмартр, исчезли, лишь немногочисленные уголки сохранили свой первоначальный полудеревенский вид. Однако для Утрилло, одинокого, измученного своей болезнью, Монмартр с 1910–х годов и до глубокой старости стал главной темой творчества. Картины Утрилло скупали кабатчики за рюмку аперитива и бессовестно эксплуатировали талант художника. Один из его биографов вспоминает: «На бледной маске лишь глаза лучились теплом и ясностью, как глаза ребенка или затворника. Но этому взгляду противоречила горькая складка губ. Нет, улыбкой ее нельзя было назвать. Слишком много было в ней принужденности...».

В 1909 году работы художника впервые были экспонированы в парижском Осеннем салоне, а вскоре он с матерью и отчимом отправился в путешествие на Корсику и в Бретань, однако и там по памяти продолжал писать виды Монмартра. Первая персональная выставка Утрилло состоялась в 1913, и у него, кроме кабатчиков, появились и другие поклонники – настоящие любители живописи.
После Первой мировой войны в искусстве Утрилло наблюдаются некоторые изменения. Тема Монмартра продолжает оставаться главной, хотя и разнообразится рядом новых мотивов. Колорит же становится менее сдержанным, более светлым, звучным, полихромным. Краска кладется тоньше, начинает блестеть на холсте. Теперь Утрилло особенно любит писать город в праздничные дни, когда он разукрашен трехцветными флагами, яркими полотнищами и афишами. Художник начинает замечать цветы на балконах, красоту раскидистых крон деревьев, свежие чистые хлопья снега на крышах и мостовых ("Кабачок "Резвый кролик"). Однако регулярная организованность композиции, тяготеющая подчас к симметрии, возрастающая сухость контура со временем начинают придавать его работам некоторую схематичность и жесткость. Но даже в поздних произведениях Утрилло с их резкой геометризацией линий, плоскостностью объемов есть удивительная привлекательность. Плоскостность придает архитектуре в пейзажах Утрилло странный оттенок декораций, а миру – некое сходство с театром марионеток, чаще всего грустным, но в то же время трогательным и в чем-то наивным.

Критики оценили работы Утрилло лишь в 1910–х годах. В 1920–х художник стал знаменитостью международного масштаба. В 1929 году правительство Франции наградило Утрилло орденом Почётного легиона. После войны в творчестве художника произошли некоторые изменения. Кроме монмартровских тем, появились новые мотивы: церковь Сакре-Кер, Мулен де ла Галетт, кафе «Розовый кролик», площадь Тертр и др. Колорит картин стал менее сдержанным. Художник пишет город в праздничные дни, когда он украшен флагами, полотнищами и афишами. В этот период Утрилло работает также акварелью и гуашью, пробует свои силы в технике литографии. Слава художника растет, регулярно устраиваются его выставки, публикуются монографии. Вместе с семьей он живет в старинном замке Сен-Бернар, ставшем его собственностью (разбогатели и многие хозяева питейных заведений, получившие пейзажи Утрилло за рюмку аперитива и продавшие их впоследствии за немалые деньги). Последние годы художник почти не работал с натуры (Монмартр его молодости безвозвратно изменился), для написания очередной картины ему теперь было достаточно почтовой открытки. Пейзажи постепенно становятся все однообразнее и монотоннее. И все же поздние картины художника также имеют свое очарование – плоскостность придает архитектуре оттенок декораций, а миру Утрилло – сходство с театром марионеток: грустным, трогательным и наивным.

Не примкнувший ни к одному направлению, получавший уроки только у своей матери Сюзанны Валадон, Утрилло создал свой собственный образ Парижа, мир, пронизанный чувством одиночества и скрытой тревоги. Скончался Морис Утрилло 5 ноября 1955 года в городе Дакс департамента Ланды. Похоронен на монмартрском кладбище Сен-Венсан, рядом со своей матерью.