Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Значение кулигина в пьесе гроза кратко. Характеры героев пьесы

Значение кулигина в пьесе гроза кратко. Характеры героев пьесы

А.Н. Островский создал в 1859 году пьесу "Гроза" - произведение, в котором были затронуты непростые вопросы перелома общественной жизни, смены социальных устоев. Александр Николаевич проник в суть противоречий своего времени. Он создал колоритные характеры самодуров, описал их нравы и быт. Два образа выступают в противовес самодурству - это Кулигин и Катерина. Наша статья посвящена первому из них. «Образ Кулигина в пьесе «Гроза» - тема, которая нас интересует. Портрет А.Н. Островского представлен ниже.

Краткая характеристика Кулигина

Кулигин - механик-самоучка, мещанин. В разговоре с Кудряшом (первое действие) он предстает перед читателем поэтичным ценителем природы. восхищается Волгой, чудом называет открывшийся ему необыкновенный вид. Образ Кулигина в пьесе А.Н. Островского "Гроза" может быть дополнен следующими деталями. Мечтатель по натуре, тем не менее этот герой понимает несправедливость существующего строя, при котором грубая власть денег и силы решает все. Он говорит Борису Григорьевичу о том, что в этом городе "жестокие нравы". Ведь у кого имеются деньги, тот стремится закабалить бедного для того, чтобы еще больше нажить себе капитал на его трудах. Сам герой отнюдь не такой. Характеристика образа Кулигина в прямо противоположна. Он мечтает о благополучии для всего народа, стремится делать добрые дела. Представим теперь более подробно образ Кулигина в пьесе "Гроза".

Разговор Кулигина с Борисом

Борис встречает интересующего нас персонажа на вечерней прогулке в третьем действии. Кулигин опять восхищается природой, тишиной, воздухом. Однако в то же время сетует на то, что в городе до сих пор не сделали бульвар, а люди в Калинове не гуляют: у всех заперты ворота. Но вовсе не от воров, а для того, чтобы другие не видели, как они тиранят семью. Много за этими замками, как говорит Кулигин, "пьянства" и "разврата темного". Герой возмущен устоями "темного царства", однако сразу же произносит после гневной речи: "Ну, да Бог с ними!", как будто отступаясь от сказанных слов.

Почти немым остается его протест, он выражается лишь в возражениях. Образ Кулигина в пьесе характеризуется тем, что этот персонаж не готов к открытому вызову, подобно Катерине. Кулигин восклицает на предложение писать стихи, которое ему делает Борис, что его "живого проглотят", и сетует на то, что ему и так достается за его речи.

Просьба, обращенная к Дикому

Стоит отдать Кулигину должное за то, что он с упорством и одновременно учтивостью просит Дикого дать деньги на материалы. Они ему нужны, чтобы установить на бульваре солнечные часы "для общей пользы".

Кулигин, к сожалению, натыкается лишь на невежество и грубость со стороны этого человека. Тогда герой пытается хотя бы на громовые отводы уговорить Савелия Прокофьича, поскольку частым явлением в городе являются грозы. Не добившись успеха и в этом деле, Кулигин не может больше ничего сделать, кроме как, махнув рукой, уйти.

Кулигин - человек науки

Интересующий нас герой является человеком науки, с уважением относящимся к природе, ощущающим тонко ее красоту. Он обращается в четвертом действии с монологом к толпе, пытаясь объяснить в нем людям, что не следует бояться грозы и любых других Нужно ими любоваться, восхищаться. Однако жители города не хотят его слушать. Они живут по старым обычаям, продолжают полагать, что это Божья кара, что гроза - это непременно к беде.

Знание людей, которое проявляет Кулигин

Образ Кулигина в пьесе "Гроза" характеризуется тем, что этот герой хорошо разбирается в людях. Он способен сопереживать и давать дельные, правильные советы. Эти качества герой проявил, в частности, в разговоре с Тихоном. Он говорит ему, что врагов прощать надо, а также следует жить своим умом.

Именно этот герой вытащил из Катерину и принес ее Кабановым, сказав о том, что тело ее они могут забрать, а вот душа принадлежит не им. Она теперь предстала перед Судьей, который намного милосерднее, чем Кабановы. Кулигин после этих слов убегает. Этот герой по-своему переживает случившееся горе и не в силах его делить с людьми, являющимися виновниками самоубийства этой девушки.

Белая ворона

В Калинове интересующий нас герой - белая ворона. Образ Кулигина в пьесе Островского "Гроза" характеризуется тем, что у этого персонажа мышление существенно отличается от образа мыслей остальных жителей. Другие у него и стремления, и ценности. Кулигин осознает то, что устои "темного царства" несправедливы, пытается с ними бороться, стремится сделать лучше жизнь простых людей.

Интересующий нас герой мечтает о социальном переустройстве Калинова. И вероятно, найди он материальную поддержку и единомышленников, ему удалось бы существенно улучшить этот город. Стремление к благополучию народа, пожалуй, самая симпатичная черта, составляющая, вместе с другими, образ Кулигина в пьесе "Гроза".

Среди героев пьесы А.Островского «Гроза» Кулигин является одной из ключевых фигур, хотя и не главной.

Механик-самоучка, он реально смотрит на происходящие в городке процессы. Кулигин понимает, что нужны изменения в жизни, что устои городка устарели и их нужно менять, что старый мир рушится на глазах. Но, в отличие от Катерины, его протест проявляется только на словах. Возмущаясь жестокостью богатых людей, враждою, ненавистью, царящими вокруг, он все же советует примириться и как-то существовать.

Нерешительность способствует его боязливости и на предложение Бориса открыто разоблачить происходящую в Калинове несправедливость, он отвечает: "Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается".

Вместе с тем, он неисправимый романтик и мечтатель. Его поэтическая натура проявляется в любви к природе, красота которой навевает на него поэтические строки. О тонкости его души говорит тот факт, что он читает стихи, поет песни, восхищается окружающей красотой. Его слова "Восторг! Чудеса, красота! Душа радуется!" могут принадлежать только духовно красивому человеку. О внешности его мы не знаем, но внутренняя красота и понимание того, что происходит вокруг, делает этот образ положительным.

В начале произведения Кулигин сидит на берегу и любуется красавицей Волгой. Он любит свой городок, его жителей и хочет многое сделать для их процветания. Переживает, что в городе нет громоотводов, и частые грозы могут ему навредить, мечтает в парке сделать солнечные часы, а также изобрести вечный двигатель и вырученные за изобретение деньги направить на то, чтобы улучшить жизнь города. Но благородные порывы Кулигина не могут осуществиться по той простой причине, что он беден, у него нет на все это денег, и никто в этом не хочет ему помочь. Над его идеями просто насмехаются, считая его странным человеком.

Кулигин не в силах изменить жизнь города к лучшему, ибо не имеет единомышленников и боится открыто бороться со старым миром. Но положительность этого образа в том, что он не относится к темной части жителей городка, понимая, что грядет новое время.

Сочинение про Кулигина

Пьеса «Гроза» написанная Александром Николаевичем Островским повествует о жителях небольшого городка Калиново, в котором вседозволенность дворян переходит границы. Никто не следит за этими помещиками, и они вольны делать все что захотят. Многие крестьяне это просто терпят, но другие в открытую возмущаются их поведением, а есть и те которые говорят это и самим дворянином в лицо.

Первый персонаж в пьесе это – Кулигин, механик-самоучка, которому больше 50 лет, инициативный, но одновременно мечтательный. Он сидит и восхищается русской бескрайней природой, о чем и говорит Кудряшу и Шапкину. Они не понимают его радости, так как погружены в обычные бытовые проблемы и местные сплетни. Товарищи восхищаются им, так как он не говорит по пустякам и может дать отпор, без силы, а просто словами. Кулигин любит творить и создавать новое, он хочет улучшить жизнь города и подарить что-то великое, но чаще всего такие мечты приводят к проигрышу и разочарованию.

Если же критик Добролюбов писал в своей критической статье что Катерина, луч света в этом темном царстве, то Кулигин можно сказать делает это «Темное царство» не таким мрачным. Но одновременно, несмотря на его яркий луч, механику, как и всем приходиться, терпеть всех городских помещиков и их жестокие выходки. Если вспомнить Кудряша, который только на словах противился Дикому и не желал подчиняться ему, то Кулигин не хочет брать его пример, он просто молчит, терпя все нападки. Он редко когда спорит с другими людьми, выше его по классу, даже не пытается высказать свое личное мнение. Он понимает, что если полезет в драку, все станет только хуже, а если будет просто оскорблять спорщика, его могут и взять и покалечить. Но чаще всего, когда Кулигин старается решить спор миром, просто на словах между взрослыми и детьми, его попытки остаются провальным.

Важно заметить, что именно он предает, главные мысли автора и свое мнение по поводу определенный вещей. Именно он говорит: "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие!...". Он полностью осуждает лож и лицемерие, эгоистичность. Он не понимает, почему дворяне так к ним всем жестоки и не хотят помочь ближним даже помочь по мелочам. Они все делают для себя и своих близких, но для своих подчинённых они и монету не отдадут. Кулигин, не является главным героем произведения, героем - резонером драмы, но можно считать его одним из главных персонажей во всей пьесе и драме. Так же как и Катерина - главная героиня драмы, он борется за честь и правосудие, за право обычных крестьян. Он оба сражаются за любовь и правосудие и готовы потерять многое ради этого, а сам Кулигин предает все мысли автора.

3 вариант

В пьесе «Гроза» А. Островского есть один интересный герой Кулигин. Он не является главным персонажем. Но, несмотря на это его образ интересен.

Мужчина работает механиком. Своему ремеслу он научился самостоятельно. Он реалист и понимает, что происходит у них в городе. Кулигин хочет поменять свою жизнь и жизнь городка в целом. Он считает, что необходимо идти дальше, а не стоять на месте. По его мнения прежние устои, по которым жили жители города, давно уже устарели и необходимо придумать, что-то новое. Он протестует против сложившейся системы. Он был возмущен жестокостью людей и ненавистью, которая царит вокруг. Но, все его протесты заканчивались лишь словами.

Он нерешительный мужчина. О его трусости свидетельствует, его отказ Борису. Мужчина предложил Кулигину разоблачить ту несправедливость, которая творится в городе. Но, Кулигин сказал ему, что и так слишком много говорил и за это ему уже не раз доставалось. Все это подтверждает его трусливую натуру.

Мужчина был достаточно романтичным. Он любил мечтать. В душе он был поэтом. Кулигин очень любил природу. Она для него была музой и вдохновением. Он писал стихи о красоте природы. У него тонкая душевная организация. Он восхищается всем, что его окружает. У него добрая и красивая душа. Автор решил не описывать внешность Кулигина. В рассказе большое внимание уделяется раскрытию внутреннего мира героя. В целом образ можно считать положительным.

Он любит мечтать глядя на текущую Волгу. Он хочет, что б его город развивался и становился лучше. Кулигин переживает из-за того, что в городке отсутствует громоотвод. Он боится, что постоянные грозы могут сильно навредить городу. Он мечтает сделать какое-то открытие, а полученные в награду деньги потратить на нужды городка. Но это только его желания, которым не суждено сбыться. Он беден. Когда он рассказывает про свои идеи другим людям, то они просто с него смеются. У мужчины голова забита только чистыми и добрыми мыслями.

Кулигин в одиночестве не может поменять устоявшуюся жизнь в городе к лучшему. У него не хватает сил и денег это сделать. По сути, он бедный человек, но у него очень богатый внутренний мир. У него нет людей, которые были бы с ним заодно. Кулигин хочет найти единомышленников и бороться с ними против устоявшейся системы. Это положительный персонаж. Он не делает плохих поступков и не причиняет никому зла. Кулигин мечтает о светлом бедующем и ценит красоту природы.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Максимова Все в прошлом (описание)

    На известном всем полотне изображена хозяйка усадьбы, которая спокойно отдыхает в своем любимом кресле

  • Анализ рассказа Бунина Митина любовь

    Бунин отлично пишет о любви и отношениях, в его произведениях довольно часто появляется пара в чем-то подобная Кате и Мите. Связь между двумя людьми практически всегда довольно нежна и непорочна

  • Анализ рассказа Круг Набокова

    В рассказе Владимира Набокова «Круг» явно ощущается круговорот жизни. Воспоминания главного героя Иннокентия проплывают вокруг него по кругу, возвращают в прошлое. Набоков мастерски передает чувства героя, его страстное желание попасть в высшее общество.

  • Побег Мцыри (цель, почему, причины побега) сочинение
  • Анализ рассказа Бунина Холодная осень 11 класс

    Рассказы Ивана Бунина всегда отличались проникновенностью и своеобразной тонкостью повествования. Это произведение - рассказ женщины, которая описывает свою жизнь. В частности, она описывает один вечер своей молодости

Остальные лица в драме удивительно полны и жизненны. Все они новы, некоторые же из них блещут особенною новизною в нашей литературе. Например, Кулигин, механик-самоучка, или барыня с двумя лакеями. Последняя, впрочем, останавливает наше внимание не как лицо, не как характер: она только очерчена автором. В ней поражает вас, скорее, мысль вывести такое лицо на сцену и дать ему известное значение. В самом деле, без него драма была бы как-то неполна. Она лишилась бы некоторых красок, очень нужных для общего тона картины.

Кулигин другое дело. Он одно из главных второстепенных лиц в пьесе. Хотя он является нам только с одной стороны, со стороны добряка и мечтателя, в него все-таки положено автором много жизни. Он врезается в памяти своею симпатичностью. На сцене встречаешь его с удовольствием, прощаешься с ним с сожалением. Это самоучка-механик, поэт в душе, мечтатель. Он ищет перпетуум-мобиле и бредит им, любуется красотами природы и декламирует стихи Ломоносова, затевает филантропические затеи вроде солнечных часов и громоотводов и его за это гонят, а он за это счастлив. Добрые люди его любят, а от злых он весь уходит в свой перпетуум-мобиле, в свои громоотводы -- ищи его там. Характер его родственен с характером Катерины. И он, по всей вероятности, не без бурь и не без ран сердечных дожил до седых волос. И ему горько жить среди людей, которые его не понимают и для которых он "антик, химик". Но у него есть перпетуум-мобиле, которого не было у Катерины - вот бы ему только "деньжонками раздобыться на модели", а перпетуум-мобиле он найдет непременно. А когда найдет, то получит от англичан целый миллион рублей и то-то добра наделает. А пока вы с ним лучше и не разговаривайте об этом мобиле: он от вас сейчас же улизнет, потому ли, что ему уже наскучили толки с профанами об этом, или просто он боится неверия и насмешек. Вероятно, боится.

Наряду с старухой Кабановой, женщиной пожилой, черствой и страшной формалисткой, стоит другой самодур, именитое лицо городка, богатый купец Дикой , дядя Бориса. Лицо, схваченное необыкновенно художественно. Он вечно дурит и сердится, но не потому, чтоб был зол от природы. Напротив, он мокрая курица. Трепещут перед ним одни домашние, да и то не все. Кудряш, один из его приказчиков, умеет с ним разговаривать; тот слово, а этот десять. Дикой его побаивается. Когда в первой сцене своего появления Борис ответил ему довольно резко, он только плюнул, да и ушел. Он сердится потому, что скверный обычай завелся: всем рабочим его нужны деньги и все к нему за ними лезут. О жалованье ему и не заикайся: "У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, - говорит Кудряш, - изругает на чем свет стоит. Ты, говорит, почем знаешь, что я на уме держу? нешто ты мою душу можешь знать! А, может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам". Только в такое расположение он еще никогда не приходил. Сердится он тоже не потому, чтоб мог беспрестанно сердиться, чтоб желчь у него то и дело разливалась или печёнка была испорчена. Нет, а так, для острастки, чтоб под сердитую руку денег не просили. Ему даже нелегко рассердиться; заберет он себе в голову подозрения, что нынче у него будут просить денег, вот он и придирается к домашним, раскипятит себе кровь и пошел на целый день: такую задаст острастку, что все от него по углам прячутся и денег, может быть, и не попросят. Он любит выпить, а уж если русский человек пьет, то он не злой человек.

Другое дело старуха Кабанова . Эта точна женщина с характером. Те же верования, которые в поэтической душе Катерины пробуждают такие светлые образы, совершенно засушили от природы уже суховатое сердце старухи. Жизнь не имеет для нее ничего живого: для нее это ряд каких-то странных и нелепых формул, перед которыми она благоговеет и настоятельно хочет, чтоб другие благоговели перед ними. Иначе, по ее мнению, свет вверх дном станет. Самый незначительный акт в жизни понятен для нее и позволителен в таком только случае, если принимает вид известной обрядности. Проститься, например, жене с мужем нельзя как-нибудь просто, как все прощаются. Сохрани Бог; у нее про этот случай есть разные церемонии, в которых чувству не дается никакого места. Жене, проводив мужа, просто поплакать и погрустить у себя в горнице нельзя: чтоб соблюсти приличие, необходимо повыть, так чтоб все слышали, да похвалили. "Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то!", - говорит странница Феклуша (вот еще главное лицо в этой драме).

А между тем старуху Кабанову тоже нельзя назвать злою женщиной. Она очень любит сына, но ревнует его к снохе. Точит она всех в доме: вот уж у нее привычка такая точить, а главное, она убеждена, что этим дом держится и что чуть она перестанет блюсти порядок, весь дом распадётся. На сына с снохой она смотрит как на детей, которых нельзя выпустить из-под опеки. Никакого порядку тогда не будет, спутаются они совсем "на покор, да на смех добрым людям". В одном из своих монологов (явление VI, действие II) она очень метко и резко сама себя рисует:

"А ведь тоже глупые на свою волю хотят: а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех да и только! То-то вот старина и выводится".

Так вот о чем хлопочет она, вот за что она ест сына со снохою. К последней, правда, она чувствует более чем недоброжелательство, но это потому, что, по ее мнению, сын любит больше жену, чем ее, мать. Это ревность весьма частая в свекровях. Чистая по своему мнению, в своей жизни, которую она сузила до непременного соблюдения разных условий и церемоний своего быта, она неумолима к слабостям других, а тем более к слабостям снохи своей; Дикого она только презирает и усовещевает. Катерину же ненавидит, но, опять-таки, не от злости, а от ревности. Она не изъявляет ни малейшей жалости при виде бедной утопленницы, а вместе с тем боится за сына и не отпускает его ни на шаг от себя. Кулигин в одном месте называет ее ханжею. Он, очевидно, ошибается. Она даже и не ханжа, потому что искренна; по крайней мере, из пьесы не видно, чтоб она хитрила или лицемерила относительно своих верований и привычек.

В контраст к этим двум женщинам чрезвычайно смело и рельефно поставлено в драме третье женское лицо - Варвара, дочь старухи Кабановой . Это удалая русская девушка, подчас откровенная, подчас лукавая, всегда веселая, всегда готовая погулять да повеселиться. И любит-то она, может быть, самого удалого парня в городке, Кудряша, приказчика Дикого. Эта удалая парочка только подсмеивается над притеснениями и притеснителями. Варвара соблазняет Катерину, устроивает ей ночные свидания и ведет всю интригу, но не она виновница катастрофы. Рано или поздно, а Катерина и без нее сделала бы то же самое. Варвара в пьесе нужна для того только, чтоб судьба Катерины совершилась драматическим образом (принимая это слово не в смысле трагедии, а в смысле сцены и занимательности). И в этом отношении это лицо необходимое в пьесе. Вообще в драме г. Островского все лица, даже самые второстепенные, нужны, потому что все они занимательны, своеобразны и характерны в высшей степени. Драматическая обработка их -- верх совершенства. Выкиньте одно из них, самое незначительное, например, хоть Феклушу, и вам покажется, что вы вырезали кусок из самой живой части драмы, и что драма без этого лица не представляет более стройного целого. Так умел автор узаконить все эти образы.

Мало этого, все лица новой драмы его нисколько не похожи, даже не напоминают нисколько прежде выведенные им лица. Это совершенно новые характеры и типы. Это качество нигде не повторяться, выводить с каждой новой пьесой все новые и новые образы, принадлежит, если не ошибаемся, между современными нашими писателями, только одному г. Островскому. Если рассматривать его сочинения только со стороны типов и характеров <…>, то критика должна будет сознаться, что она имеет дело не с гостинодворским Коцебу, не с писателем, которому можно не отказывать в таланте или отзываться о нем небрежно, а с замечательнейшим нашим современным поэтом, обладающим большою творческою силою, которою в настоящее время могут похвастаться очень немногие европейские писатели.

<…>"Гроза" есть, без сомнения, одно из лучших его [Островского ] произведений. В ней поэт взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не початых. В этой драме он, по нашему мнению, шире прежнего взглянул на изображаемую им жизнь и дал нам из нее полные поэтические образы. Если и есть недостатки в его пьесе, то они совершенно выкупаются первоклассными красотами. В "Грозе" слышны новые мотивы, прелесть которых удваивается именно потому, что они новы. Галерея русских женщин Островского украсилась новыми характерами, и его Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней видное место. В этой пьесе мы заметили еще новую черту в таланте ее автора, хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде. Это попытка на анализ. По одному произведению трудно судить, хорошо это или худо. Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его. Оттого-то мы и не упомянули до сих пор об этой новой особенности в драме г. Островского. Может быть, мы и ошибаемся, приняв случайное явление за намерение.

Достоевский М.М. «"Гроза". Драма в пяти действиях А.Н. Островского»

В литературе классического периода каждый персонаж того или иного произведения выполняет особую функцию, образ введён не просто так. Это касается как главных, так и второстепенных персонажей. В драматических произведениях действуют такие же принципы. Например, через образ Молчалина в грибоедовской комедии «Горе от ума» показана фальшь и глупость дворянского общества XIX века. А вот у Островского образ Кулигина в пьесе «Гроза» выполняет несколько другие функции. При анализе персонажей «Грозы» этому герою стоит уделить особое внимание. Драматург Кулигину из «Грозы» характеристику дал более чем запоминающуюся.

Кулигин вовсе не такой простой персонаж, каким может показаться на первый взгляд. Характеристика Кулигина в «Грозе» немного напоминает характеристику Мастера из романа Булгакова. Это мечтательные натуры, для которых конечный результат не будет являться счастьем. Счастье для них - путь к этому результату.

Кулигин отличается от Дикого и Кабанихи, от Бориса и Тихона, даже от Катерины. Роль Кулигина в пьесе «Гроза» несколько иная. Из авторского определения в списке действующих лиц читатель узнаёт, что Кулигин - механик-самоучка. То есть всему выучился сам. Образ и характеристика Кулигина в «Грозе» дополняется фразами из реплик других действующих лиц. Кулигину 50 лет. Кроме его увлечения механикой можно с уверенностью говорить и о высоком уровне общей эрудиции. Он цитирует Державина и Ломоносова, а значит, читал их труды, кроме того, можно говорить и о житейской мудрости: именно Кулигин советует Тихону жить своим умом, избавившись от влияния матери. В Кулигине множество положительных качеств. Он добросовестный, о чём свидетельствует его желание зарабатывать честным трудом; его бескорыстие и искренность проявляются в разговорах с Тихоном и Борисом. К слову, его манера общения отличается от привычек других жителей Калинова. Кулигин даёт советы, а не приказывает. В нём совсем нет той беспричинной животной жестокости и злости, которые есть у Дикого с Кабанихой. И лицемерия, как у Бориса, в Кулигине тоже нет. От Тихона механика отличает желание что-то делать, а от Катерины - отсутствие активного протеста.

Мы встречаем Кулигина на берегу Волги, он очарован неповторимостью природы. Кулигин любуется как всё дышит жизнью и красотой: «чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу». В этой фразе проскальзывает лиризм, которым полна душа Кулигина. Но что же дальше?

В следующих действиях Кулигин рассказывает о «жестоких нравах» города Калинова. Будто экскурсовод он говорит: «посмотрите налево, там, за закрытыми дверями, множество примеров семейной тирании. А вот здесь, чуть дальше, можете увидеть, как алчный купец обманывает простых людей и грубит городничему». Ведь по сути, если абстрагироваться от высокопарных слов и выражений, Кулигин проводит для Бориса что-то вроде экскурсии о быте и нравах города. При этом сам Кулигин ведёт себя несколько отстранённо. Мужчина знает о том, как живут люди, ему не нравится такой образ существования, но при этом сам он ничего менять не собирается. Кулигин неспособен на активный протест, на который способна Катерина. Приспособиться и врать, как Варвара, Кулигин тоже не может. Складывается впечатление, что Кулигина совершенно не волнуют хамство и угрозы Дикого. Эпизод с началом грозы явное тому подтверждение. Кулигину непонятен страх перед обыкновенным природным явлением, поэтому он предлагает установить громоотвод:

«Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.
Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?
Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич».

Кулигин продолжает настаивать на своём даже после слов купца о том, что Кулигина можно «раздавить как червяка».

Какие же стороны характера раскрывает этот диалог? Во-первых, Кулигин ратует за общее благо. Громоотвод будет полезен жителям города, но с другой точки зрения позволит реализовать механику какие-то свои идеи. Во-вторых, чтобы убедить купца в пользе такого сооружения, Кулигин лебезит и ведёт себя так же, как и те, кто пришёл просить у Дикого денег.

Ещё одна черта важна для характеристики Кулигина из пьесы «Гроза»: его мечтательность. После разговора с Кулигиным Борис понимает, что всем мечтам механика о перпету-мобиле и других изобретениях суждено остаться лишь мечтами. Кулигину нужно постоянно находиться в поиске, фантазировать о химерах и той пользе, которую механизмы смогут принести обществу. Этого персонажа сложно представить великим или признанным изобретателем хотя бы потому, что Кулигину уже 50 лет. То есть всё это время, всю свою жизнь, он самостоятельно изучал механику, но до сих пор ничего особого не добился. Образ Кулигина в «Грозе» не может существовать вне связи с изобретениями и мечтами о них. То есть без всех этих мыслей Кулигин просто потеряет внутреннее своеобразие.
Получилось так, что его работы не нужны людям, калиновцы не видят в изобретениях никакой практической пользы. На ситуацию с громоотводом и электричеством можно взглянуть иначе. Кулигин хочет принести свет в «тёмное царство», но его жители сознательно отказываются от просвещения и прогресса.

Существует мнение, что в образе Кулигина из пьесы «Гроза» Островский хотел показать печальное положение образованных людей XIX века, вынужденных жить и выживать в атмосфере устаревших патриархальных порядков.

Тест по произведению

Наиболее своеобразным персонажем пьесы Островского «Гроза» является Кулигин – мещанин, часовщик, изобретатель-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле (вечный двигатель). Этот герой частично выполняет функции выразителя авторского мнения по тому или иному вопросу, но в целом, Кулигин изображен самодостаточным, хотя и немного необычным, даже диковинным человеком. Фамилия этого героя является прозрачным намеком на реальную личность – Кулибина И. П. (1755 – 1818). Биография Кулибина была опубликована в журнале «Москвитянин», с которым сотрудничал Островский.

Кулигин – поэтическая и мечтательная натура, это заметно по тому, например, как он восхищается красивым волжским пейзажем.

Первое знакомство читателя с ним ознаменовано народной песней литературного происхождения «Среди долины ровныя...» Кулигин появляется, распевая эту песню, что сразу же подчеркивает его книжность и образованность. Этим Кулигин отличается от иных персонажей, которые связаны с фольклорной культурой. Он книжный человек, хотя его книжность можно уверенно назвать архаической: стихи он пишет «по-старинному»; Ломоносова называет не «ученым», а «мудрецом», «испытателем природы»; себя считает «механиком-самоучкой». Его речь больше напоминает старинные нравоучительные повести и апокрифы, чем высказывания современного человека. Технические идеи Кулигина явно устарели. Необходимость установки в городе громоотвода, солнечных часов и тому подобные замыслы имеют отношение к давно ушедшим векам, но никак не к научно-техническому прогрессу второй половины XIX века.

Эта архаичность всех задумок Кулигина подчеркивает его глубинную связь с родным городом. Он человек новой эпохи, но формировался внутри Калинова, что, конечно же, оставило след на его мироощущении и жизненных взглядах. Мечта о создании вечного двигателя и получении за это открытие миллиона от англичан – это главное дело жизни Кулигина. Полученные деньги Кулигин мечтает потратить на благо родного города: «работу надо дать мещанству-то». Выслушав его рассказ, молодой человек Борис, получивший современное коммерческое образование, прекрасно понимает утопичность такого замысла, но разрушать мечту хорошего человека ему не хочется. Тем временем, пока мечта не осуществилась, Кулигин занимается более мелкими изобретениями для родного города. Для осуществления своих идей ему постоянно приходится выпрашивать деньги у обеспеченных людей Калинова. Они, в свою очередь, считают изобретения Кулигина бесполезными, высмеивают его, считают чудаком и сумасшедшим. По этой причине страсть Кулигина к творчеству так и остается нереализованной. Он жалеет своих земляков, понимает, что их пороки являются результатом бедности и невежества, но помочь, ни в чем не может. Так, например, он дает гуманный совет простить Катерину и не вспоминать больше о ее грехе. Но этот совет категорически не выполним в доме у Кабанихи, там царят совсем другие взгляды и убеждения. Таким образом, невзирая на все положительные качества Кулигина, он был и останется лишь созерцательной натурой, чьи прекрасные мысли никогда не станут прекрасными действиями. Кулигин навсегда останется смешным чудаком, этакой своеобразной достопримечательностью Калинова.