Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века

Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века

2-е изд., перераб. - М.: 2014. - Кн.1 - 450с., Кн.2 - 935с.

В учебнике впервые целостно представлено развитие русской литературы первой половины XX века. Авторами обоснована ее периодизация с выделением такого важного этапа литературного развития, как «Литература первой трети XX века», дан обзор русской литературы 1930-1940-х гг.; глубоко разработана персоналия: И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева, Б. Пастернак, М. Шолохов, А. Платонов, М. Булгаков, Л. Леонов, В. Набоков. Издание отличается максимально возможной в учебном пособии полнотой изложения учебного материала, высоким научно-теоретическим уровнем и предназначено для студентов-филологов, магистров, аспирантов.

Книга 1.

Формат: pdf

Размер: 3,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Книга 2.

Формат: pdf

Размер: 6,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Книга 1.
ОТ РЕДАКТОРА 6
I. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА 8
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 8
Проблема периодизации 8
Проблемы мифотворчества 23
Модернизм как новый тип художественного сознания. Модернизм и авангард 26
Концепция личности 33
Экзистенциальные мотивы. Эрос и Танатос 37
Амбивалентность этических ценностей 46
Мотивы Апокалипсиса 48
Творческая интеллигенция и революция 52
Революционные мотивы 57
Альтернатива «Восток-Запад» 62
Литература 69
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В МОДЕРНИЗМЕ. СИМВОЛИЗМ 70
Диффузность течений 71
Философско-эстетические основы символизма 76
Теория символа 84
Эволюция символизма 89
Как трактовать кризис символизма? 93
Литература 98
Глава 3. АКМЕИЗМ 99
Дискуссионность статуса 99
Телесность словесного образа 106
Акмеистская концепция слова 117
Литература 126
Глава 4. ФУТУРИЗМ 127
Из истории движения 127
Русский кубофутуризм. Поведенческая модель и игровая практика 128
Словотворческая работа («заумный язык», «сдвип>, «фактура») 132
Литература 147
Глава 5. СУДЬБЫ РЕАЛИЗМА 148
Новаторство реализма XX в 152
Реализм и натурализм 155
Неореализм 159
Реализм и романтизм 162
Социалистический реализм: проблема генезиса 166
Современные дискуссии. Смена интерпретаций 177
Литература 189
Глава 6. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГРУППЫ 1920-ХГГ 191
Пролетарская литература и ВОКП 203
Литературные объединения и журналы русского зарубежья 212
Литература 214
Глава 7. ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ИСКАНИЯ 215
Уточнение понятий 215
Поэзия: новые жанровые дефиниции (циклизация, ролевая лирика) 218
Основные поэтические жанры, особенности стихосложения 223
Обогащение жанровой палитры прозы 248
Новые жанрово -стилевые тенденции в драматургии 262
Сатирические жанры 280
Литература 285
Глава 8. ПРОЕКЦИЯ «БОЛЬШИХ СТИЛЕЙ» 287
Классицизм и барокко 288
Рококо 291
Романтизм и реализм 292
Импрессионизм 295
Экспрессионизм 299
Литература 304
II . РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1930-1940-Х ГОДОВ 305
Глава 9. ЛИТЕРАТУРА В УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА. 305
Литература и социум. Идеологический прессинг 305
Судьба социалистического реализма. Возвращение к мимезису 316
Литература 323
Глава 10. ПРОЗА 324
Проблемно-тематическое и художественное своеобразие 324
Проза Великой Отечественной войны 345
Черты романтического стиля 356
Проза послевоенного периода 363
Литература 367
Глава 11. ПОЭЗИЯ 368
Лирика 30-х годов 368
Поэзия периода Великой Отечественной войны 376
Поэзия послевоенного периода 390
Поэзия русского зарубежья 392
Литература 401
Глава 12. ДРАМАТУРГИЯ 403
Своеобразие драматургических решений 403
Драматургия военных лет 411
Литература 424
Глава 13. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ИНОНАЦИОНАЛЬНОГО
МИРА 425
Романтическое решение темы 426
Реалистическое решение темы 432
Литература 441
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ 442

Книга 2.
ОТ РЕДАКТОРА 7
Глава 1. ИВАН БУНИН (1870-1953) 9
Ранняя проза 10
Бунин и Горький 13
«Деревня». Новый тип повествования 15
Национальная самокритика 21
Оппозиция жизнь/смерть. Ветхозаветные мотивы 23
Восток в творчестве Бунина. «Братья» 26
«Господин из Сан-Франциско» 35
«СныЧанга» 38
«Жизнь Арсеньева». Специфика жанра 41
Черты автобиографизма. Поэзия детства и юности 46
Завершение национальной самокритики 52
Бунинская концепция любви 55
Цикл «Темные аллеи». «Чистый понедельник» 63
«Чистый понедельник». Новое в художественном постижении русского национального характера 64
Бунин-поэт 69
Последние годы 78
Литература 80
Глава 2. ЛЕОНИД АНДРЕЕВ (1871-1919) 81
Раннее творчество 83
Переоценка ценностей 89
«Красный смех» 94
Библейские мотивы 97
Эволюция Л. Андреева-драматурга. «Жизнь Человека» 115
«Рассказ о семи повешенных». Экзистенциальные мотивы 130
«Дневник Сатаны» 140
Экспрессионизм Л. Андреева 142
Поздняя публицистика 148
Литература 154
Глава З.МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868-1936) 155
Горький в исследованиях последних лет 155
Первый период творчества 160
«На дне». Дискуссии вокруг образа Луки 173
Роль Луки в развитии сюжета. Лука и Сатин 178
«Мать». История создания, роль экспозиции 186
Человек и окружающий мир в произведениях Горького 1910-х гг 197
Горький и революция. «Несвоевременные мысли» 202
«Рассказы 1922-1924 гг.» 207
«Дело Артамоновых»: от замысла к воплощению 211
«Жизнь Клима Самгина» 220
Литература 226
Глава 4. АЛЕКСАНДР БЛОК (1880-1921) 227
Начало пути. Освоение традиций 227
Лирика 231
«Ante lusem» (1898-1900) 233
«Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902) 235
«Распутья» (1902-1904) 238
«Пузыри земли» (1904-1905) 239
«Город» (1904-1908) 240
Стихия страсти: «Снежная маска» (1907) и «Кармен» (1914) 250
«Итальянские стихи» 254
«Страшный мир» (1909-1916) 256
Стихи о России 261
Пути интерпретации поэтического текста 270
«Соловьиный сад» 277
Поэма «Двенадцать». Открытость финала 280
«Скифы». Изображение инонационального мира 288
Блок - великий поэт XX века 292
Литература 293
Глава 5. АННА АХМАТОВА (1889-1966) 295
Первый этап творчества 295
Эволюция лирической героини и авторский монолог 302
Родина в художественной концепции Ахматовой 309
«Лирический дневник»: своеобразие жанра и сюжета 320
Ахматова и акмеизм 327
«Эпоха молчания и уединения» (1925-1935) 331
Начало второго этапа творчества. «Реквием» 334
Творчество 1940-х годов. Под гнетом ждановшины 340
Поздняя лирика 344
«Поэма без героя» (1940-1962) 350
Последние годы 357
Литература 362
Глава 6. Владимир Маяковский (1893-1930) 363
Маяковский в дискуссиях разных лет 363
Маяковский и футуристы 375
Раннее творчество. Образ лирического героя 378
Жанровое и стилевое своеобразие 385
Художественное новаторство 388
Рифма и словарь Маяковского 391
«Облако в штанах» 394
Маяковский после Октября 402
Сатира Маяковского 411
Литература 415
Глава 7. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (1895-1925) 417
Начало пути. Поиски творческого самоопределения 417
Лирический герой Есенина. Поэтизация общечеловеческого 424
Есенин и революция 429
«Москва кабацкая» 434
«Любовь хулигана» 438
Образ России 442
«Пугачев» 445
«Анна Онегина» 449
«Персидские мотивы» 453
«Черный человек» 457
Смерть поэта 460
Судьба наследия Сергея Есенина 463
Литература 467
Глава 8. МАРИНА ЦВЕТАЕВА (1892-1941) 468
Путь поэта 468
Лирика. Основные мифологемы 478
Своеобразие предметного мира 484
«Огненная» символика 492
Дендро- и орнитосимволика в цикле «Деревья» 499
Миф о поэте 509
Диптих «Поэма горы» и «Поэма конца» 517
Лирическая сатира. «Крысолов» 528
Последние годы 537
Литература 538
Глава 9. БОРИС ПАСТЕРНАК (1890-1960) 540
Начало пути 540
Первое стихотворение как фундамент эстетики поэта 542
«Близнец в тучах» 547
Пастернаки футуризм 554
«Сестра моя - жизнь»: в поисках сакрального 558
«Темы и вариации»: постижение классики 566
Стихия свободной стихии 570
Поэтическая историософия Пастернака на рубеже 1920-1930-х гг. «Спекторский» 572
Цикл «Переделкино» 576
Роман «Доктор Живаго»: оправдание новаторства 579
Жанровая специфика романа «Доктор Живаго» 582
Исторический фон в романе 584
Автор и герой в романе «Доктор Живаго» 588
Лирическое и эпическое в романе 594
Последние годы жизни. «Когда разгуляется» 597
Литература 604
Глава 10. МИХАИЛ ШОЛОХОВ (1905-1984) 606
«Донские рассказы» 606
«Тихий Дон». Историческая основа романа 619
Оценка Гражданской войны с общечеловеческих позиций 624
Григорий Мелехов как трагический характер 629
Особенности жанра и поэтики 634
Проблема авторства «Тихого Дона» 638
«Поднятая целина» 643
К интерпретации образа Щукаря 650
Великая Отечественная в прозе Шолохова 652
Композиция и жанр рассказа «Судьба человека» 656
Литература 660
Глава 11. АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ (1899-1951) 662
Ранняя проза (1918-1926) 663
От технической фантастики - к социальным аспектам 666
Сатира. «Город Градов» 667
«Чевенгур». Историко-географические реалии романа 672
Своеобразие композиции и жанра 674
Александр Дванов - alter ego автора? 681
Русская революция в романе 684
«Котлован» 690
«Впрок» как комментарий к «Котловану» 702
«Ювенильное море» 708
Поездка в Среднюю Азию. «Такыр» 711
Пов есть- мистерия «Джан» 712
Платоновская драматургия 719
Творчество второй половины 1930-1940-х годов 720
Рассказы о войне. «Возвращение» 724
Литература 730
Глава 12. МИХАИЛ БУЛГАКОВ (1891-1940) 731
Начало пути 731
Сатира Булгакова 732
«Белая гвардия». Автобиографичность романа 737
Структур а романа в свете мифопоэтики 747
Театр М. Булгакова 755
«Бег». Специфика художественного пространства. Образ Хлудова 762
«Мастер и Маргарита». Философские основы романа 767
Правда-истина как универсальный закон 776
Мастер и Маргарита: путь добра и путь любви 788
Специфика жанра и сюжетно-композиционная модель романа 792
Итоги Мастера 799
Литература 801
Глава 13. ЛЕОНИД ЛЕОНОВ (1899-1994) 802
Раннее творчество 803
«Дорога на Океан». Философская и социальная проблематика 815
Особенности сюжета и мастерство психологического анализа 825
Художественное воплощение инонационального характера 826
Драматизм судьбы художника 838
Пафос сопротивления врагу. «Взятие Великошумска» 840
«Русский лес» 844
Итоговый роман «Пирамида» 854
Литература 866
Глава 14. ВЛАДИМИР НАБОКОВ (1899-1977) 867
Путь писателя 867
«Машенька» - компендий набоковского романа 872
«Король, дама, валет» - создание игровой реальности 880
«Защита Лужина» - проблема существования во внеигровом пространстве 890
«Соглядатай» - торжество вымысла и победа над роком 895
Жизнь как те кет: роман «Дар» как энциклопедия метапрозы В.В. Набокова 901
Принцип соответствия героя и мира как этическая проблема в романе В.В. Набокова «Лолита» 909
Синэстезия как особенность стиля В.В. Набокова 919
Некоторые итоги 930
Литература 933

В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название "серебряного века": это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.

Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.

В 30-е годы наметился "великий перелом": тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.

С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике - очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.

Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

Русские писатели XX века

М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали "школой мастерства" для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.

Избранные произведения:

Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя - одна из первых "ласточек" эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.

Избранное произведение:

А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна - яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме "маленького человека". Также писателем написано немало рассказов специально для детей.

Избранные произведения:

К.Г.Паустовский удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.

Избранные произведения:

М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края - на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.

Биография:

Избранные произведения:

А.Т. Твардовский — ярчайший представитель литературы советской эпохи, литературы социалистического реализма. В его творчестве поднимались самые насущные проблемы: коллективизации, репрессий, перегибов идеи социализма. Являясь главным редактором журнала "Новый мир" А. Твардовский открыл миру имена многих "запретных" писателей. Именно в его легкой руки стали печатать А. Солженицина.

Сам А. Твардовский остался в истории литературы и как автор самой лиричной драмы о войне - поэмы "Василий Тёркин".

Избранное произведение:

Б.Л.Пастернак — один из немногих русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе за свой роман "Доктор Живаго". Известен также как поэт и переводчик.

Избранное произведение:

М.А. Булгаков … В мировой литературе, пожалуй, нет более обсуждаемого писателя, чем М. А. Булгаков. Блестящий прозаик и драматург оставил немало загадок для будущих поколений. В его творчестве гармонично переплелись идеи гуманизма и религия, безжалостная сатира и сострадание к человеку, трагизм русской интеллигенции и безудержный патриотизм.

Избранные произведения:

В.П. Астафьев — русский писатель в творчестве которого главными были две темы: война и русская деревня. Причем все его рассказы и романы - это реализм в самом ярком его воплощении.

Избранное произведение:

— одна из самых массивных фигур в русской советской литературе, и, пожалуй, самый известный тюркоязычный писатель. В его произведениях запечатлены самые разные периоды советской истории. Но главная заслуга Айтматова в том, что он, как никто другой, сумел красочно и ярко воплотить на страницах красоту родного края.

Избранное произведение:

С распадом СССР русская литература вышла на абсолютно новый этап своего развития. Канули в прошлое жесткая цензура и идеологическая направленность. Обретенная свобода слова стала отправной точкой для появления целой плеяды писателей нового поколения и новых направлений: постмодернизма, магического реализма, авангардизма и других.

Проф. Давыдова Т.Т.

План дисциплины «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА». 2 курс, д/о. 34 часа лекций, 34 – практических занятий

1-я неделя.

Л-1. Введение. Общая характеристика символизма. /5/, с.5-20; с.231-311; с.271-305./2/, с.8-50.

Пз-1. Творчество К.Д.Бальмонта и русский символизм. /5/, с.231-237.

СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, с.5-20; с.231-311; с.271-305.

2-я неделя.

Л-2. Творчество младосимволистов и поэзия А.Блока.

СРС /2 часа/ . Изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с.231-237; работа по тексту /1 час/.

3-я неделя.

Л-3. Общая характеристика акмеизма. /5/, с. 312-337.

Пз-2. «Петербург» А. Белого как роман-миф.

СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, 312-337.

4-я неделя.

Л-4. Н. Гумилев и акмеизм

СРС /2 часа/ . Изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с. 323-325; работа по тексту /1 час/.

5-я неделя.

Л-5. Общая характеристика футуризма. /5/, с.338-364.

Пз-3. Творческие принципы акмеизма и поэзия О.Мандельштама. /5/, с.323-325.

СРС /2 часа/ Отработка УМ по конспекту лекций /1 час/; изучение УМ по учебнику /1час/, /5/, с. 338-364.

6-я неделя.

Л-6. Философско-мифологическая направленность ранней поэзии В. Маяковского.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /1 час/; работа над текстом /1 час/, /4/, с.178-190.

7-я неделя.

Л-7. Пути развития реализма (И.Бунин, А.Куприн, М.Горький).

Пз-4. Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах». /4/, с.178-190.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /1 час/; изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с. 26-163.

8-я неделя.

Л-8.Идейно-художественное своеобразие неореалистического течения (Е.Замятин, И.Шмелев, М.Пришвин, С. Сергеев-Ценский). /5/, с.181-195; /6/, с.57-90.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /5/, с.379-398, /1 час/; работа по тексту /1час/.

9-я неделя.

Л-9. Экспрессионистическая тенденция в русском реализме начала ХХ в. (проза Л.Андреева). /5/, с.379-398.

Пз-5. Проблематика и образы героев в повестях «Поединок» А.Куприна и «На куличках» Е.Замятина /5/, с.51-60; /7/, с.90-106.

СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, с. 181-195.

10-я неделя.

Л-10. Основные закономерности развития литературы 20-х гг. Борьба литературных группировок в литературе 20-х гг. /1/, с.13-70

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /5/, с.51-60; /6/, с.90-106 /0, 5 часа/; работа над текстом /1, 5 часа/.

11-я неделя.

Л-11. Идейно-художественное своеобразие прозы первой пол. 20-х гг. Модернистские традиции в романе Б. Пильняка «Голый год» и цикле новелл И. Бабеля «Конармия»..

Пз-6. Основные мотивы, образ лирической героини в поэзии М. Цветаевой.

СРС /2, 5 часа/ Отработка УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /2 часа/, /1/, с.13-70; /2/, с.8-26.

12-я неделя.

Л-12. Проблемы счастья и свободы в романе-антиутопии «Мы» Е. Замятина.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /2/, с.238-242. /1 час/; работа по тексту /1 час/.

13-я неделя.

Л-13. Своеобразие прозы второй пол. 20-х гг. Проблематика, образы героев, жанр романа М.А.Булгакова «Белая гвардия».

СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /2 часа/. /1/, с.13-70; /2/, с.367-401.

14-я неделя.

Л-14. Сатира в прозе и драматургии 20-х гг. (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, В. Маяковский, М. Булгаков).

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебной литературе /2/, с.209-237 /1 час/, работа по тексту /1 час/.

15-я неделя.

Л-15. Основные закономерности литературы 30-х гг. «Тихий Дон» М.А.Шолохова как роман-эпопея. /1/, с.13-70; /2/, с.367-401.

Пз-8. Творческая история "Мастера и Маргариты" М.А.Булгакова. «Мастер и Маргарита» как философский роман. /2/, с.261-268.

СРС /2 часа/ Отработка УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /3/, кн.1, с.12-60 /1, 5 часа/.

16-я неделя.

Л-16. Особенности литературного процесса 40-50-х гг. /3/, кн.1, с.12-60.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /2/, с.310-314 /1 час/, работа над текстом /1 час/.

17-я неделя.

Л-17. Основные закономерности современного литературного процесса. /2/, с.402-478; /3/, кн.3, с.74-150; /4/, с.340-388; /7/.

Пз-9. Жанрово-стилевое своеобразие и образ главного героя романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». /2/, с.310-314.

СРС /2 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /2/, с.402-478 /1, 5 часа/.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЛИТЕРАТУРА

2. Голубков М.М. Утраченные альтернативы. М., 1992.

3. Голубков М.М. История русской лит. критики ХХ века (1920-1990-е годы). Учебн. пособие. М., 2008.

4. История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена. Учебн. пособие для филол. факультетов ун-тов. М., 1998.

5. История русской литературы ХХ века (20-50-е годы). Лит. процесс. Учебн. пособие. М., 2006.

6. Давыдова Т. Т., Сушилина И.К. История отечественной литературы: от символизма до постмодернизма. Учебное пособие. М., 2016. Бумажное и электр. изд-я.

7. Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000. Ее же: Философия и литература. М., 2013 (статьи о Горьком, Бунине, Пастернаке).

8. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. М., 2001.

9. Давыдова Т.Т. Русский неореализм: учебное пособие. М: Наука, Флинта. М., 2016.- 4-е изд., электронное.

10. Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века. М., 2000.

11. Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003.

12. Давыдова Т.Т., Сушилина И.К. История отечественной литературы 20 века: от символизма до постмодернизма. М., 2016.

13. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX-начала ХХ в. М., 1999. Изд. 4-е.

14. Давыдова Т.Т. Русский неореализм. М., 2005; 2011 эл. издание.

15. Русские писатели. 1800 - 1917. Биографический словарь / Гл. ред. П. А. Николаев. Т. 1–5. М., 1989–2007 (изд. продолжается).

16. Русские писатели 20 века: Биограф. словарь. М., 2000.

17. Русские писатели 20 века. Биографический словарь/ Под ред. И.О. Шайтанова. М., 2009.

История русской литературы 20 века

Тема 1. Творчество К.Д.Бальмонта и русский символизм

1.С каким периодом русского символизма связана творческая деятельность К.Д.Бальмонта?

2.Что представляет собой картина мира в стихотворениях "Завет бытия", цикле "Мимолетное", стихотворении "Здесь и там"?

3.Как раскрываются образы Дон-Жуана и Лермонтова в одноименной поэме и лирическом цикле? Как трактует Бальмонт тему поэта и поэзии?

4.В чем состоит техническая сторона стиха Бальмонта?

5.Охарактеризуйте зарубежный период творчества поэта.

6.Сделайте вывод о жанровом составе поэзии Бальмонта и его месте в русской литературе ХХ в.

Литература к занятию

Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л., 1969. (Большая серия «Библиотеки поэта»)

Бальмонт К.Д. Стихотворения. М., 1990.

Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

Тема 2. 1)Символистская проза (роман Ф.Сологуба "Мелкий бес")

1.Какие традиции русской литературы XIX в. прочиты­ваются в "Мелком бесе" и в чем своеобразие их трактовки писателем?

2.Какова созданная в произведении картина мира и концеп­ция личности? Что преобладает здесь - детерминизм или индетер­минизм?

3.Какие способы характерообразования использут писатель (пейзаж, портрет, монолог, диалог и т.д.)?

4.Что стоит за драматической развязкой романа?

5.Как Вы понимаете сюжетную линию Людмилочка Рутилова - Саша Пыльников? Выражается ли через нее мировидение Сологуба?

6. Кто из двух критиков, по Вашему мнению, прав в оценке любовных игр Людмилы и Саши: А.Блок, увидевший в этих невинных играх "родник нескудеющей чистоты и прелести... в обыденности" или В.Келдыш, усмотревший в эротической линии романа "языческие зовы тела - и пряный душок эротики в провин­циально-декадентском вкусе"?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

Между столетиями принято считать ее «серебряным веком» (в продолжение пушкинского «золотого века»). Реформы начала 20 столетия, столкновение разных культур и жизненных укладов не могли не отразиться на настроениях творческой интеллигенции. Многих авторов уже не устраивает описание и разбор социальных проблем, большинство писателей начинает задумываться о вечных вопросах жизни и смерти, существовании добра и зла. Значительное влияние на культуру этих времен оказала религия, религиозная тема становится одной из основополагающих тем произведений многих писателей. Русская литература 20 века развивается в новых исторических условиях, что не может не оказать на нее влияния. Творческая интеллигенция этого времени понимает, что грядущие перемены в жизни страны, а значит, и в их жизни неизбежны. Одни ждут их с радостью и надеждой, другие - с трепетом и ужасом, который передается читателю в момент прочтения их произведений.

Революция 1917 года делит всю литературу России тех лет на два лагеря: «пролетарскую» литературу и творчество русских эмигрантов. Ярким представителем последнего является Владимир Набоков, в большинстве произведений которого четко прослеживается тоска по родине.

Русская литература 20 века дала нашей стране и миру в целом большое количество гениев слова. Это касается в первую очередь поэзии. К поэтам «серебряного века» относятся: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Блок и т.д. К первым представителям советской литературы относятся Есенин и Маяковский. Основоположником так называемой антисоветской литературы считается Александр Блок, написавший в те годы поэму «Двенадцать».

Русская литература 20 века представлена тремя основными направлениями: реализм, литературный авангард и модернизм, каждое из которых подразделяется еще на несколько направлений. Так, модернизм положил начало развитию акмеизма и символизма. Яркими представителями последнего были: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Андрей Белый, Александр Блок. Основоположниками русского литературного акмеизма считаются Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилев.

Одним из наиболее интересных направлений литературного искусства первых десятилетий 20 века является возрождение подзабытых романтических форм. Творчество поражает воображение бесконечным полетом фантазии и мечтательностью. Работы революционных рабочих поэтов пишутся в ключе особой, новой романтики пролетариата. Поэты Нечаев, Привалов, Тарасов в своих баснях, призывах и маршах поэтизируют героический подвиг, добавляя в них ярких красок описанием зарева, пожаров, заката, багровой зари.

С началом Великой Отечественной Войны множество оказалось на полях сражений. Произведения этого периода времени были написаны искрометным языком, их основной идеей была борьба с фашизмом. Непременно стоит отметить патриотические стихи Ахматовой, Твардовского, Тихонова. В период войны писатели все чаще обращаются к самому оперативному жанру литературы: очеркам, рассказам, репортажам и памфлетам.

Русская литература второй половины 20 века представлена сразу несколькими жанрами, на становление которых огромное влияние оказали: сталинизм, «оттепель», застой, перестройка. Литература России пережила на своем пути огромное количество трудностей, временами испытывая опеку государства, временами находясь практически полностью под его запретом. Сегодня русская литература 20 века признана во всем мире, произведениями советских авторов зачитываются далеко за рубежом, по ним снимают художественные фильмы, ставят пьесы в театрах. Человек, ни разу не читавший в своей жизни Шолохова, Булгакова, поистине потерял очень многое…

Русская литература XX века с её выдающимися художественными достижениями рассматривается автором как часть великой русской культуры, запечатлевшей неповторимый природный язык и многогранный русский национальный характер. XX век – продолжатель тысячелетних исторических и литературных традиций XIX столетия (в книге помещены литературные портреты Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко), он же – свидетель глубоких перемен в обществе и литературе, о чём одним из первых заявил яркий публицист А. С. Суворин в своей газете «Новое время», а следом за ним – Д. Мережковский. На рубеже веков всё большую роль в России начинает играть финансовый капитал банкиров (Рафалович, Гинцбург, Поляков и др.), возникают издательства и газеты («Речь», «Русские ведомости», «Биржевые ведомости», «День», «Россия»), хозяевами которых были банки и крупные предприятия. Во множестве появляются авторы, «чуждые коренной русской жизни, её духа, её формы, её юмора, совершенно непонятного для них, и видящие в русском человеке ни больше ни меньше, как скучного инородца» (А. П. Чехов), выпускающие чаще всего работы «штемпелёванной культуры», а также «только то, что угодно королям литературной биржи…» (А. Белый). В литературных кругах завязывается обоюдоострая полемика, нашедшая отражение на страницах настоящего издания, свою позицию чётко обозначают А. М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др.

XX век открыл много новых имён. В книге представлены литературные портреты М. Меньшикова, В. Розанова, Н. Гумилёва, В. Брюсова, В. Хлебникова, С. Есенина, А. Блока, А. Белого, В. Маяковского, М. Горького, А. Куприна, Н. Островского, О. Мандельштама, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева, И. Бабеля, М. Булгакова, М. Цветаевой, А. Толстого, И. Шмелёва, И. Бунина, А. Ремизова, других выдающихся писателей, а также обзоры литературы 10, 20, 30, 40-х годов.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год. В авторской редакции" Петелин Виктор Васильевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.