Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Обстановка комнаты обломова. История создания романа "Обломов"

Обстановка комнаты обломова. История создания романа "Обломов"

Ярослав Мудрый - киевский князь, который правил на протяжении 1019-1054 гг. Также занимал место правителя ростовских и новгородских земель. Был одним из сыновей крестителя Руси Владимира Великого. Мать Ярослава - полоцкая княжна Рогнеда Рогволодовна.

Биография князя

Родился будущий правитель примерно в 980 году. При крещении ему было дано имя Георгий. Женой князя стала Олава Ингигерда - дочь шведского конунга. После битвы под Лиственом внутренняя и была нацелена на увеличение популярности христианства среди народа. Таким образом, он продолжил дело своего отца.

Прозвище Мудрый ему досталось за его законодательные и просветительские дела. В детстве маленький Ярослав хромал, так как при рождении одна нога была немного короче другой. Из-за такой физической особенности отец не брал мальчика с собой на охоту.

Чтобы хоть как-то себя развлечь, Ярослав находил утешение в чтении книг. Благодаря этому, он стал первым образованным человеком, знавшим грамоту. Также можно встретить в древних источниках информацию о князе, где его называли «Хромым». Правда, так нарекли его не киевские славяне, а враги.

Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого отличилась благоразумием и несла пользу русскому народу. Именно поэтому в то время укрепилась правота выражения: «Хромой означает мудрый».

Первым периодом жизни Ярослава стала борьба за Киев. Когда он достиг зрелого возраста, Владимир Святославич назначил его ростовским князем. После скоропостижной смерти Вышеслава Ярослав Мудрый стал новгородским правителем.

Когда Владимир Великий умер, между его сыновьями возникла борьба за киевский престол. События описаны в «Повести временных лет». Киев был захвачен Святополком I Окаянным, который был туровским князем. Он, имея цель убрать всех соперников, убивает братьев Ярослава Мудрого. И добрался бы и до последнего, но киевского князя предупредила об опасности его сестра Предслава.

Внутренняя политика

В начале своего правления князь много сил вложил в дело повышения грамотности своих поданных. В Новгороде было основано училище для мальчиков, в котором детей учили церковному делу.

Он закупал фолианты, а монахи их переводили. Вскоре эти книги стали служить учебниками для славянских людей. При раскопках историки обнаружили рукописи, на которых дети обучались правописанию.

Ярослава Мудрого, кратко говоря, была также нацелена на градостроительство. Столица Киевской Руси по красоте, можно сказать, соперничала с Константинополем.

В честь долгожданной победы над кочевниками в 1037 году был воздвигнут знаменитый Софийский собор. Таким образом, Киев вышел на один уровень с Византией, где тоже существовали храмы с таким названием. Не менее значительные соборы были сооружены в Юрьеве, Пскове и других русских городах. Также Ярославом Мудрым были основаны такие города, как Ярославль (один находится в Польше, другой - на Волге).

Внешняя политика князя

Правитель Киевской Руси в первую очередь беспокоился о безопасности жителей государства, потому как соседние княжества так и норовили завоевать большие территории. Поэтому внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого заключалась в укреплении защиты, но не путем возведения замков и стен вокруг страны, а договорами о ненападении, походами и подкупами.

Также князь заботился об авторитете государства на международной арене. Сначала Ярослав с Мстиславом совершили поход на Польшу, в ходе которого отбили Червенские города. Позже он был заинтересован Прибалтикой, где обитало племя чуди. Здесь в 1030 году князем был основан город Юрьев, ныне он носит название Тарту.

Создав единое войско из новгородцев, киевской дружины и наемных варягов, он нанес разрушительный удар по печенегам. Подобные походы осуществлялись также на Литву, ятвягов, Мазовию и, конечно же, Византию. Все вышеперечисленные кампании были успешны, кроме последней. Скорее всего, потому что этот поход возглавил сын Мудрого.

Особенностью его политики стали династические браки. Свою сестру и детей он выдал за иностранных монархов и принцев. Сам же он был женат на дочери шведского правителя Олафа. Его сестра вышла замуж за короля Польши - Казимира, дочь Анна стала женой Генриха I, Елизавета - супругой Гарольда Смелого, Анастасия - Андрея I. Сыновья Изяслав и Всеволод, в свою очередь, стали мужьями польской и византийской принцесс.

Развитие культуры в Киевской Руси

«Повесть временных лет» является чуть ли не главным источником информации о просветительской деятельности князя. В ней указано, что политика Ярослава Мудрого в области культуры базировалась на переводе большого количества исторических книг с греческого языка на русский. Это и неудивительно, так как сам правитель очень любил читать, из-за чего его и нарекли Мудрым. Переводы книг заложили фундамент для создания первой библиотеки в Софийском храме, а значит и развития науки и образования среди народов Киевской Руси.

Был создан сборник законов «Русская правда». Сей свод стал главным источником правовых, экономических и социальных отношений славян. Во время его правления развивались живопись и зодчество.

Строительство храмов

Политика Ярослава Мудрого по отношению к церкви была положительной, более того, он всячески старался распространять христианство среди народа. По его приказу в 1036-1037 гг. были сооружены знаменитые Золотые ворота и церковь Благовещения. Помимо этого, были возведены и два монастыря - святых Георгия и Ирины. Примером для этих сооружений стали архитектурные постройки Иерусалима и Константинополя.

Ярослав Мудрый сделал Иллариона первым киевским митрополитом. Достоверно не известно, в 1050-м или в 1054 году было это событие, но главным остаются деяния, совершенные этим человеком. Илларион отстаивал независимость Руси от Константинополя и самостоятельность Киевской епархии.

Историческое значение

Какой была политика Ярослава Мудрого? Вывод из полученных знаний можно сделать следующий: земли Киевской Руси процветали во время правления князя, это бесспорно. Действия умного правителя шли на пользу людям и на благо державы.

Киев укрепил статус сильного государства среди соседних княжеств, став культурным, церковным и экономическим центром Европы. При жизни он успел оставить после себя не только города и соборы, но и завещание для своих сыновей с призывом избегать междоусобиц.

Когда бы внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого стала в малой части примером для его преемников, то Киевская Русь могла бы быть одним из передовых государств в Европе.

Внешняя политика Ярослава была устремлена на заключение прочных отношений с западными и северными соседями. Поэтому браки детей Ярослава Владимировича носили совершенно иной характер. Своих дочерей он выдал замуж за правителей разных стран: Елизавету -- за норвежского короля Харальда, Анастасию -- за венгерского принца, а потом короля Андрея, Анну -- за короля Франции Генриха, сестра Ярослава Добронега-Мария, как уже говорилось, женой польского князя. Сыновья Ярослава также получили в жены иностранных принцесс: Изяслав был женат на польской принцессе Гертруде, Святослав получил жену из Германии, а Всеволод -- из семьи константинопольских цесарей Мономахов.

При Ярославе были установлены тесные связи и со Скандинавией. 300 гривен дани от Новгорода в пользу варягов, которые установил еще Олег, платили до смерти Ярослава, только теперь, видимо, другим “варягам”, именно тем, что помогли Ярославу овладеть Киевом и устранить соперников. И показательно, что сразу после кончины Ярослава его сыновья прекратили выплату этой дани, и никто не пытался на нее претендовать.

Отношения Киевской Руси с Венгрией во многом определялись ожесточенной полувековой борьбой венгров с Моравией и славяно-русским населением Поддунавья, ведь славяне и славяноязычные русы примыкали к Венгрии и со стороны Карпат, и с запада. В ходе этой борьбы происходил значительный отток населения из Поддунавья на восток -- в земли будущей Галицко-Волынской Руси и на Среднее Подднепровье. Постепенно взаимодействие местного славяно-русского и пришлого венгерского населения становится уравновешенным, тем более, что в хозяйственном плане разные этнические группы друг друга дополняли (большинство сельскохозяйственных терминов в современном венгерском языке заимствованы из славянских языков). Сближало разные народы и принятие христианства в кирилло-мефодиевском и православном варианте. В принципе, вплоть до перехода Венгрии в католичество в XII веке оставалась вероятность ассимиляции венгров славяно-русами. От середины XI века западные источники сообщают о целом ряде браков русских принцесс с венгерскими королями и герцогами и русских герцогов с русскими принцессами. Помимо дочери Ярослава, вышедшей замуж за венгерского короля, на венгерской герцогине был женат князь Ростислав, правивший сначала в Новгороде, а затем в Тмутаракани. После его гибели киевский князь отпустил вдову на родину в Венгрию. Но в большинстве случаев, когда мы говорим о массовости браков русских и венгров, нужно иметь в виду следующее обстоятельство -- скорее всего эти русские принцессы и русские герцоги были выходцами не из Киевской, а из Тюрингской Руси, что практически не учитывается современной исторической наукой.

Политические отношения с Дунайской Болгарией были очень интенсивны при Святославе, который вел с Дунайской Болгарией войну. Более того, отправляясь на Дунай, Святослав собирался перенести туда и центр всей Русской земли. Видимо, его претензии имели исторические корни -- эти земли когда-то занимали какие-то русы. Во всяком случае, прибрежные области Болгарии и в конце XIV века считались “русскими”, а тогдашний русский митрополит Киприан претендовал на них как на составную часть “русской” митрополии. Но именно Святослав, потерпев поражение в войне с Византией, утратил эти территории, и позднее прямых политических контактов у Киевской Руси с Дунайской Болгарией не было. Но сохранились культурные контакты, может быть, за счет эмиграции болгарских книжников на Русь после византийского завоевания, как это было и в случае с утратой независимостью Моравией: многие памятники западнославянской письменности сохранились именно на Руси.

Самыми многосторонними и сложными были контакты и связи Киевской Руси с Византией. Сложность проблемы заключается в том, что Византия взаимодействовала с разными “Русиями” и этот важнейший факт продолжает оставаться практически не осмысленным в отечественной исторической науке. Первые контакты Византии с русами относятся к концу V века. Это были придунайские руги-русы, которые вместе с гуннами отступили к черноморским границам Византии из Центральной Европы, и часть ругов осталась в качестве федератов на окраине византийских владений. Позднее Византии приходится выдерживать набеги причерноморских русов, чья этническая природа сегодня нам не ясна, но, предположительно, эти русы представляли собой конгломерат придунайских ругов-русов с салтовскими русами-аланами. Именно эти русы упоминаются в ряде византийских сообщений конца VIII -- начала IX вв., они же в середине IX века приняли из Константинополя христианство, а затем и учредили “русскую” митрополию (с которой позднейшие летописцы смешивали киевскую митрополию).

В договоре руси с греками, заключенном в 911 году Олегом Вещем, упоминаются русские общины, которые находились на службе у византийских императоров. Эти общины могли восходить еще к ругам-русам конца V века. Но интересно, что приднепровские и причерноморские русы рассматривались в Византии как части единого этноса, что могло быть следствием их славянизации, по крайней мере, в языковом отношении. Со времен Олега возникла и проблема Крыма, где издревле располагались греческие колонии, но существовали и поселения русов. В соответствии с договором 944 года киевскому князю Игорю вменялось в обязанность охранять византийские владения в Крыму, но не оспаривалось и его право владеть какой-то частью Крыма, принадлежащей русам. Скорее всего, речь могла идти о восточной части Крыма, традиционно входившей в состав Тмутараканской Руси.

В конфликте Руси с Византией при Игоре русская дружина состояла на равных из двух компонентов: языческого и христианского. Христианская часть дружины воевала с христианами-греками также, как и языческая, и в заключение договора христиане Киева твердо занимали те же позиции, что и язычники. Видимо, русы-христиане в дружине Игоря были выходцами из Моравии, поэтому они держались особого от Рима и Константинополя понимания христианства. С византийской церковью впервые свяжет себя Ольга (в 959 году), заинтересованная, по-видимому, в преодолении негативных последствий поражения Игоря в 941 году. Но за епископом она отправит посольство в Германию, тем самым опять-таки подчеркивая независимость от Византии и в церковном отношении. Правда, миссия прибывшего из Германии Адальберта закончится неудачей, причем изгнали его, вероятно, не язычники, а христиане моравского толка, почитавшие немецкую церковь главным своим врагом.

Ко времени Владимира, в Византии сохранялся значительный наемный русский отряд, и какая-то связь его с Киевом сохранялась. Но женитьба Владимира на сестре константинопольских императоров не означала союза.

Скорее, это был откуп со стороны Константинополя ради сохранения на службе в Византии русского корпуса и возвращения завоеванного русским князем Корсуня. При этом весьма существенно, что и корсунское христианство значительно разнилось с собственно византийским. В целом, в средневековой литературе Владимир предстает великим завоевателем и противником Византии, серьезно потеснившим великую империю. Свидетельство тому, сообщение польского хрониста XVI века Стрыйковскго, который, имея в виду события конца Х века, утверждал, что Владимир “собрал большое войско, с которым, переправившись через Дунай, подчинил земли Болгарскую, Сербскую, Хорватскую, Семиградскую, Вятницкую, Ятвяжскую, Дулебскую, и те земли, где теперь волохи, мултаны и татары добручские, и всех их привел в послушание одним походом и возложил на них дань, которую они раньше давали царям греческим”. Неясно, из каких источников заимствовал польский хронист эти сведения, представляющиеся фантастическими. Наиболее вероятным источником являются более ранние польские хроники, использующие летописные записи Галицко-Волынской Руси. И соединены в этом перечислении те земли, на которые киевский князь действительно совершал походы (карпатские хорваты и дулебы, ятвяги, вятичи, прикарпатское Семиградье), и те, которые сохраняли название “Руссия” еще и в XVI столетии.

По существу, первым русским князем, попытавшимся для укрепления собственного положения опереться на помощь Византии, стал Ярослав. Очевидно, не случайно в 1018 году, когда из Киева бежал Болеслав Польский, вместе с ним в Польшу бежал и Анастас Корсунянин, настоятель Десятинной церкви, построенной Владимиром. Ярослав же, заняв киевский стол, начал искать контакты с византийским духовенством, во имя чего была заложен, по аналогии с Константинополем, Софийский собор. Именно при Ярославе в Киевской Руси была создана первая митрополия, подчиненная Константинополю (1037 г.). Отношения с Византией, однако, складывались трудно. Вскоре после учреждения митрополии последовал разрыв с Византией и в 1043 году состоялся последний поход Руси с наемными варягами (на сей раз, видимо, норманнами) на Константинополь, закончившийся трагически. Разрыв продолжался до начала 50-х годов XI века, когда браком Всеволода с дочерью Константина Мономаха было достигнуто определенное примирение. Но отчужденность будет проявляться и позднее. В частности, это выразится в установление на Руси праздника в честь перенесения мощей Николая Мирликийского (“Николы вешнего”, 9 мая), который в Византии не признавали, потому что он был установлен в римской церкви и связан с кражей норманнами мощей святого из пределов Византийской империи. Более с Западом, чем с Константинополем сближал Русь и особый культ Климента папы Римского, который поддерживался Десятинной церковью. Интересен и еще один факт -- вплоть до конца XIV века в русские месяцесловы не включали имена вновь канонизированных византийских святых.

Вскоре после принятия христианства Владимир ввел новую систему управления Древнерусским государством. Владимир посадил своих сыновей наместниками в Новгород, Полоцк, Туров и Ростов. Сам князь остался в Киеве. Наместники управляли княжествами и собирали дань, значительную часть которой отправляли в Киев. Княжения занимались сыновьями Владимира в порядке старшинства. Самым почетным и важным, после киевского, было новгородское княжение. Его занимал старший из братьев. Младший брат княжил в наименее важном и значимом княжестве. Если старший брат умирал, его место занимал следующий по старшинству князь, а все остальные переходили на освободившиеся более почетные княжения. Они как бы поднимались на одну ступеньку по лестнице (такую систему распределения княжений называют лествичной). Нарушение ее было возможно в случае смерти одного из младших княжичей. Его княжение наследовали собственные сыновья и внуки. При этом княжение, которое он занимал, выпадало из общей системы распределения княжеских престолов.

«Лествичная система» действовала только при жизни главы правящей династии - князя Киевского. Уже в 1014 г. незадолго до смерти отца княживший в Новгороде Ярослав Владимирович прекратил выплату в Киев положенной части новгородской дани. В ответ Владимир решил наказать непокорного сына. Но подготовку к походу на Новгород прервала смерть киевского князя в 1015 г. Между сыновьями Владимира началась кровопролитная борьба за власть. В ней победил Ярослав, занявший в 1019 г. киевский престол. Ему не удалось одолеть лишь Мстислава Тмутараканского. В результате Русская земля была поделена между братьями по Днепру.

С именем Ярослава, вошедшего в историю с прозвищем Мудрый, связывают дальнейший расцвет Древней Руси. Князь решительно пресекал все распри, стремясь упрочить новые отвечающие интересам государства порядки, творил суд и издавал законы.

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивыс­шего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в При­балтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав оконча­тельно стал единодержавным князем Киевской Руси.

Особенно покровительствовал Ярослав церкви. Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Илларио­на - русского по происхождению. Во время правления Ярослава Киев превратился в один из крупнейших европейских городов. С появлением в городе храма св. Софии, Золотых ворот, монастырей святых Георгия и Ирины столица Древнерусской державы в основных чертах дублировала святые места Константинополя. Тем самым бросался вызов могущественной Византийской империи; Киев осмеливался претендовать на роль центра христианского мира, вместо утративших эту функцию «ветхого» Иерусалима и даже Константинополя. Мысль о переходе центра мира на Русь, которая ответственна за судьбы всех православных христиан, надолго стала идеей, сплачивавшей древнерусские земли. Она объясняла необходимость и цель существования Древнерусского государства. С этой идеей в дальнейшем будут сверять свои действия древнерусские правители и их подданные.

С большой настойчивостью Ярослав Владимирович продолжал внешнюю политику своего отца и деда. Но он расширил ее масштабы, совершенствовал методы проведения в соответствии с растущей хозяйственной, военной, политической мощью государства. Как уже говорилось выше, он утвердил власть Руси на западном берегу Чудского озера и вывел русские границы к Прибалтике. Тем самым Ярослав стремился обеспечить выход Руси к Балтийскому морю, укрепить безопасность ее северо-западных границ. Еще в 30-е годы XI в. Русь продолжала успешное противоборство с Польшей. Но после того, как были отвоеваны «Червенские города», Польша, испытывая давление со стороны Германской империи и Чехии, а также прибалтийских славянских языческих племен, теперь нуждалась в поддержке со стороны Руси. Союз двух государств был укреплен династическими браками, польский король женился на сестре Ярослава Добронеге (христианское имя Мария), а старший сын Ярослава Изяслав женился на сестре Казимира I. Русь оказала Польше помощь в войнах с Чехией и прибалтийскими славянами.

На севере Русь связывали тесные дружественные отношения со Швецией. Ярослав был женат на дочери шведского короля Ингигерде. Добрыми были отношения и с Норвегией, куда была выдана замуж за норвежского короля младшая дочь Ярослава Елизавета.

После долгого периода мирных отношений с Византией Русь при Ярославе начала новую войну с великой империей. Поводом послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Лишь в 1046 г. был заключен новый мирный договор с Византией. В знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен брак византийской принцессы, дочери Константина Мономаха, и четвертого сына Ярослава - Всеволода. В 1053 г. у них родился сын, которого назвали в честь деда Владимиром, а в христианстве дали ему, как и деду, имя Василий. Это был будущий великий киевский князь Владимир Мономах.

Этот брак лишь подчеркнул, как вырос за последние десятилетия международный авторитет Руси. Русь поистине стала европейской державой. С ее политикой считались Германская империя, Византия. Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия, другие европейские страны.

С именем Ярослава связан первый писаный закон Древнерусского государства - «Русская Правда». Древнейшая часть ее, так называемая «Правда Ярослава», регламентировала имущественные отношения и отношения внутри княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Законодательство Ярослава формировало представления о значимости княжеского права, идущего на смену обычному праву, в том числе и таких его архаичных проявлений, как институт кровной мести. «Правда Ярослава» еще не отменяет, а лишь ограничивает кровную месть кругом близких родственников. Разветвленная система штрафов теперь лишает дальних родственников права мстить виновным за погибшего сородича, нанося тем самым невосполнимый удар по родоплеменным представлениям.

Старшие Ярославичи продолжили законотворческую деятельность отца. «Правда Ярославичей» - это новый закон, который прежде всего защищал княжескую собственность. Устанавливались штрафы за кражу хлеба, скота, сена, дров, лодок, за вторжение в охотничьи угодья и за иные имущественные преступления. Убийство княжеского тиуна каралось по новому закону или смертью, или огромным штрафом, разорявшим сразу всю деревню. «Правда Ярославичей» вошла в состав «Русской Правды», отразив более зрелую стадию общественных отношений.






Внешняя политика. Ярослав проявил себя мудрым государственным деятелем. Под Киевом он нанес сильнейшее поражение печенегам, кочевникам, тогдашним противникам Руси. Поражение это было настолько сильным, что печенеги больше не рисковали нападать на русские земли и исчезали из русской истории. (На смену им пришли новые кочевники - половцы). При Ярославе Мудром в 1043 г. Русь совершила последний поход против Византии. Поход был неудачным, и Русь больше не воевала со своей южной соседкой. Отношения между двумя государствами становились все более дружественными.


Внутренняя политика При Ярославе Киев стал одним из красивейших городов Европы. Ярослав хотел, чтобы Киев ни в чем не уступал Константинополю. Ведь Византия - большое государство, и Русь - большое государство, Константинополь расположен в красивейшем месте - на берегу Босфорского пролива, и Киев расположен в красивейшем месте - на берегу Днепра. В Киеве при Ярославе было построено около 400 церквей и 8 рынков. Киев был обнесен высокой каменной стеной, Был выстроен парадный въезд в Киев - Золотые ворота.


Софийский Собор В 1037 г. под Киевом, на том самом месте, где он разбил печенегов, Ярослав выстроил Софийский собор - ведь главным храмом Византии был Софийский. Собор сооружался византийскими мастерами из камня, был украшен невиданными до этого на Руси фресками, византийскими иконами. Киевская София поражала воображение современников.


Фрески местами уцелели до наших дней. Они дают нам представление о жизни в ХI в. На них изображены князь в торжественной одежде, всадники, стрелки, оруженосцы, плясуны, музыканты, скоморохи. На фресках Софийского собора в Константинополе был изображен император Юстиниан с семейством, чтобы увековечить память создателя этого собора. На фресках киевской Софии был изображен Ярослав со своим семейством. Софийские соборы при Ярославе были построены также в Полоцке и Новгороде, причем София Новгородская дошла до наших дней в первозданном виде.


С постройками храмов на Руси появляется каменное зодчество. Первыми мастерами на Руси были византийцы, но постепенно русские перенимали у них мастерство. Возникала первая русская живопись - иконопись, так как долгое время ее сюжетами были религиозные: изображения святых, изображения Иисуса Христа, изображения Богородицы. На Руси особенно любимым у иконописцев и народа стал образ Богородицы. По образному выражению, Богородице русский народ посвятил столько икон, "сколько звезд на небе". Со временем на Руси сложился культ Богородицы.


При Ярославе Мудром окончательно складывается организация Русской Православной Церкви в русских землях. В 1031 г. в Киеве появился митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Доказательством авторитета Ярослава и его силы является то, что в 1051 г. Ярослав без ведома константинопольского патриарха сам назначил киевского митрополита - русского по происхождению - Иллариона. Илларион был выдающимся церковным деятелем, талантливым писателем. Его самое известное произведение "Слово о законе и благодати" было посвящено христианским подвигам Владимира - Крестителя Руси. Говоря о правителях Киевской Руси, Илларион писал: "Не в плохой земле они были владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли "


Ярослав заботился о просвещении народа. При нем появились первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. В Новгороде по его приказу было устроено высшее училище на 300 мальчиков для детей старост и духовных лиц. В нем учили: письму, счету, чтению, основам христианского вероучения; изучали греческий, латынь, занимались регулярными переводами церковной литературы с греческого.


При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево- Печерский, основанный в середине XI в. Именно в монастырях стала развиваться литература, в частности регулярное летописание. Из Византии Ярослав выписал певчих. Так на Руси появилось церковное пение. На Руси церковное пение получило дальнейшее развитие и в настоящее время является уникальным явлением русской певческой культуры.


Вместе с принятием христианства из Византии были перенесены все церковные порядки и законы. Свод византийских церковных законов перешел к нам под названием "Кормчей книги". Ярослав задумал устроить и в мирских делах лучший порядок суда и расправы. По словам летописи, по его приказу были записаны судебные обычаи. Появился первый сборник русских законов - "Русская Правда".


При Ярославе Русь вышла на международную арену и была принята в семью европейских монархов. Сам Ярослав в 1019 г. вторым браком женился на шведской принцессе Ингигерд и имел от нее семь сыновей и троих дочерей. Дочь Елизавету он выдал замуж за норвежского короля Харальда, Анну - за французского короля Генриха I, Анастасию - за венгерского короля Эндре I. Внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Один его сын женился на дочери польского короля, другой - Всеволод - на дочери византийского императора Константина Мономаха.


Эпоха Ярослава Мудрого имеет непреходящее значение: 1. Благодаря усилиям Ярослава началось бытие (существование) такого уникального явления в мировой культуре, как русская культура. 2. Позже на долю Руси не раз будут выпадать тяжелые испытания, но историческая память народа сохранит образ великой Древней Руси. 3. Образ великого государства всегда в народной памяти будет взывать к воскрешению. Скончался Ярослав 19 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде. Похоронили его в Киеве, в Софийском соборе. В итоге…. "В лето 6562 (1054 год) месяца февраля 20- го успение царя нашего…".