Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Литературные сказки для 1 младшей группы. Сказки для детей младшей группы

Литературные сказки для 1 младшей группы. Сказки для детей младшей группы

Современные дети не читают. Эта аксиома будоражит умы и учёных, и педагогов, и родителей, которые, к слову сказать, сами нечасто берут книгу в руки. Поэтому детям мало читают вслух. Миссия воспитателя в детском саду в том, чтобы постараться переломить ситуацию в обратную сторону, то есть приобщить карапузов к книгам, показать, сколько интересного и занимательного таится на печатных страницах. Так что подготовка занятия по чтению художественной литературы - это не просто методически грамотная переработка информации по теме, а настоящий творческий процесс, который должен захватить педагога, а затем и малышей.

Цели и задачи занятий по чтению

Движущая сила развития малыша - пример, а книга целенаправленно побуждает карапузов к подражанию. И такие нравственно-этические категории, как доброта, любовь к людям, справедливость приходят к детям незаметно. Они учатся ориентироваться во всём многообразии моделей человеческого поведения, выбирая наиболее приемлемый вариант для себя.

В связи с этим цели занятий чтением художественной литературы в первой младшей группе заключаются в следующем:

  • приобщить ребят к мировой сокровищнице культурного наследия, в частности, к детской литературе;
  • расширить кругозор;
  • развить умения аналитически воспринимать информацию на слух, то есть кратко отвечать на вопросы по сути услышанного, делать пересказ отдельных эпизодов;
  • работать над развитием речи;
  • развивать фантазию, воображение;
  • воспитывать интерес к процессу чтения.

Основная цель занятий - приобщение малышей к чтению

Задачами таких занятий с малышами 1,5–3 лет является:

  • знакомство с народным и авторским творчеством (сказками, потешками, стихотворениями, песенками);
  • обучение узнавать персонажа по описанию (например, животное);
  • пополнение словарного запаса;
  • развитие способности понимать сюжет услышанного произведения;
  • тренировка навыков драматизации;
  • воспитание сопереживания, чуткости к героям произведений;
  • пробуждение любознательности.

Приёмы

Работая с малышами, необходимо очень тщательно подбирать комбинации приёмов, способствующих более полному восприятию художественного произведения, а также помогающих реализовать поставленные цели и задачи. Наиболее подходящими с этой точки зрения можно назвать такие приёмы:


Виды занятий по чтению

Художественное слово сопровождает весь образовательный процесс в детском саду. Так, даже гимнастика после пробуждения выполняется под рифмовки и потешки. Выделяются такие виды чтения:

  • чтение в рамках занятия;
  • чтение перед сном (обычно это сказки в прозе);
  • чтение стихотворений (в качестве сопровождения режимных моментов - приёма пищи, сборов на прогулку и пр.);
  • чтение песенок с последующим заучиванием текстов (например, при подготовке утренников).

Это интересно. В детском саду регулярно проводятся конкурсы чтецов, чтения, посвящённые творчеству известных литераторов (например, «Пушкинские чтения»). Правда, участие в них малышей первой младшей группы является скорее исключением, чем правилом.

Методика организации и проведения занятия по чтению

Любой вид работы с детьми должен быть уместным по времени. Для чтения вслух этот промежуток определён между 16.00 и 16.30. При этом время непрерывного чтения не должно превышать 4–5 минут, а занятия в целом - 10 минут.

Начиная новое произведение, воспитатель не должен забывать озвучить его жанр (к примеру, «Детки, сегодня я расскажу вам сказку…»). Обратите внимание, что произносить названия жанров нужно полностью и чётко, то есть «прочитаю сказочку» оказывается недопустимым.

Требования к проведению занятий

Почему иногда опытного рассказчика малыши не слушают, а новичка воспринимают с удовольствием? А потому, что неважно, кто рассказывает. Куда существеннее как(!). В том числе и эти аспекты оговорены в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к проведению занятий по чтению художественной литературы в первой младшей группе.


Как мотивировать

От того, с каким настроением дети начнут занятие, зависит будут ли достигнуты все поставленные цели. В этом контексте особую важность приобретают приёмы мотивации. С детьми 1,5–3 лет можно использовать довольно обширный набор, комбинируя варианты.


Какие жанры изучаются

В первой младшей группе на занятиях по чтению дети знакомятся с:


Таблица: картотека тем занятий по чтению в первой младшей группе (фрагмент)

Дата проведения Тема Цель
Сентябрь Сказка В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок» Познакомить со сказкой, дать представление о внешнем виде утёнка, поупражнять в правильном употреблении слова.
Стихотворение Г. Сапгира «Кошка» Объяснить детям, как по-разному можно играть с игрушкой и разговаривать с ней; помогать повторять и придумывать самостоятельно несложные обращения к игрушке.
Сказка К. Чуковского «Мойдодыр» Познакомить с сюжетом произведения, объяснить важность гигиенических процедур, помочь запомнить незнакомые слова.
Октябрь Потешка «Огуречик, огуречик…» Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку.
Русская народная песенка «Пошёл котик на торжок…» Познакомить с содержанием народной песенки; учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя; формировать округлые комочки из пластилина.
Ноябрь Рассказ Е. Чарушина «Ёж» Познакомить с новой рассказом, формировать умение слушать молча, не отвлекаясь; познакомить с повадками ежа.
Сказка «Три медведя» Приучать детей слушать большое по объёму произведение; вызвать эмоциональный отклик; формировать интонационную выразительность речи.
Сказка С. Маршака «Кошкин дом» Познакомить с понятием гостеприимности, приучать детей слушать большое по объёму произведение; вызвать эмоциональный отклик.
Декабрь Сказка «Рукавичка» Познакомить с новой сказкой, вызвать желание возвращать к ней неоднократно, учить отгадывать загадки.
Сказка В. Сутеева «Кто сказал мяу?» Формировать навыки восприятия художественного произведения на слух, учить изображать действия персонажей, выразительно передавать диалоги из сказки.
Потешка «Ой ты заюшка-пострел…» Познакомить с новой потешкой, со стихотворением-загадкой; учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них.

Временной план

Хронометраж занятия по чтению рассчитывается исходя из того, что средняя его продолжительность 10 минут. При этом в эти временные рамки должно войти три этапа работы.


Таблица: пример конспекта занятия. Гульсира Загидуллина, воспитатель ДОУ №24, г. Нижнекамск, «Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему: «Стихотворение В. Берестова «Мой котёнок» (фрагмент)

Этап работы Деятельность педагога Деятельность детей
Вводная часть - Кто же это спрятался у нас под платочком? У него мягкая шубка, острые коготочки, пушистый хвостик и длинные усы. Не узнаёте? Ещё наш гость умеет мурлыкать и мяукать: « Мурр… мяу… » Кто же он? (Ответы детей). Значит, о ком мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Да, это котёнок. (Снимает платок с игрушки). Котёнок маленький, у него нет имени. Давайте придумаем ему имя. Малыши вместе с воспитателем придумывают имя – «Пушок».
Основной этап - Котёнок Пушок - это детёныш мамы- кошки. Как и всякий маленький ребёнок, он очень любит бегать, прыгать, а иногда не прочь и побаловаться. Рассматривание иллюстрации.
Послушайте стихотворение про котёнка:
Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится,
Прыг-скок. Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!
Дети слушают.
Вопросы:
- Про кого рассказывается в стихотворении?
- Как прыгает котёнок Пушок? (Прыг-скок.)
- Как ловит котёнок Пушок клубок? (Цап-царап).
Как котёнок мяукает?
Ответы детей хором и индивидуально.
- А сейчас вы, мои ребятки, станете котятками. Малыши выполняют физкультминутку:
Все котятки мыли лапки
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшко
Вот так, вот так!
А потом они играли
Вот так, вот так (прыжки)
А потом они устали
Сладко-сладко засыпали
Вот так, вот так!
Воспитатель: Молодцы, ребятки!
Давайте нашему котёнку Пушку споём песенку «Киска».
(Подпевают звукоподражательные слова).
Заключительный этап - Кто сегодня был у нас в гостях? (Котёнок).
- Как его зовут (Пушок).
- Покажите, как Пушок прыгает?
Воспитатель: Слушайте, что говорит вам Пушок (Мяу, мяу, мяу), это он говорит вам
До свидания.
Ответы детей.

Занятие по чтению в первой младшей группе - это важный шаг на пути воспитания у детей уважения и любви к слову, книге. А воспитатель - это тот человек, на плечи которого ложится миссия не только донести сюжет произведения, но и пробудить в малышах любознательность, помочь им быстрее овладеть речью, научиться анализировать услышанное. Поэтому методика организации и проведения таких занятий занимает ключевое место в календарно-тематическом планировании работы группы.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10» города Алейска Алтайского края

Проект

«Мои первые сказки»

в 1 младшей группе

Составили:

Воспитатели: Самсонова С.А.

Шанина Е.Я.

2017 г.

Алейск

Название проекта: «Мои первые сказки» в 1 младшей группе

Актуальность проекта:

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.

В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения, не чувствуют красоту литературной речи. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. Родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности. У дошкольников недостаточные знания о сказках.

Необходимо знакомить детей с русскими народными сказками, так как именно сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности вполне отвечают природе маленького ребенка, близки его мышлению.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Цель проекта :

Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.

Задачи проекта :

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

3. Обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;

4. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.

5. Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

Участники проекта : дети 1 младшей группы МБДОУ «Детский сад № 10» г. Алейска, воспитатели, родители.

Разработчики проекта : воспитатели Самсонова С.А. Шанина Е.Я.

Продолжительность проекта : апрель (1 неделя) (краткосрочный)

Вид проекта: познавательно-речевой.

Материалы: сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, методическая литература, разные виды театра, пластилин, карандаши.

Формы проведения: познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, совместная деятельность.

Методическое обеспечение :

Создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры) ;

Создание тематических выставок.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

Определение темы проекта.

Работа и подбор методической литературы

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

Папка-передвижка

2 этап - Основной

1. Беседа «Мои любимые сказки », « Как вылечить книжку?».

2. Чтение РНС «Колобок» , «Теремок» , «Курочка Ряба» , «Репка» .

Рассматривание иллюстраций. Аудиопрослушивание сказок. Просмотр мультфильмов.

3. Показ кукольного театра: сказок «Колобок» , «Репка» , «Курочка Ряба» , «Теремок» .

4. Рисование : «Колобок»

Цель: Развитие творческих способностей детей.

5. Лепка «Для дедушки для бабушки я спеку оладушки » (пластилин)

Цель: вспомнить с детьми сказки которые начинаются «Жили-были дед и баба…» , развивать доброжелательность, уважение к старшим.

6. Оформление книжной выставки « Моя любимая книга » .

7. Акция «Поможем книгам» . Учить детей «лечить» книги с помощью воспитателя. Развивать бережное отношение к книгам.

9. Дидактические игры: «Собери сказку из частей» , «Из какой сказки?» .

«Угадай сказку»

Цель: Закрепить знания детей о сказках. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам.

Работа с родителями


3 этап – Заключительный

Презентация проекта «Мои первые сказки» . Фотоотчет.

Ожидаемые результаты:

Дети получили дополнительные знания о русских народных сказках.

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Речь детей стала более, связной, выразительной;

Дети познакомились с такими понятиями как добро, зло, честность и справедливость.

Дети могут пересказывать короткие сказки или отрывок из неё с помощью воспитателя

Перечень используемой литературы:

1. Интернет-ресурсы:

2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.

3. Художественное творчеств: комплексные занятия. Первая младшая группа / О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.

4. Развитие речи в детском саду В.В. Гербова. Издательство Мозаика - Синтез Москва, 2015.

5. Книга для чтения в детском саду и дома. Москва ОНИКС – 2011.

Приложение 1

Анкета для родителей

Цель: понять, насколько дети знакомыми со сказками, на что сделать упор в работе.

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

_________________________________________________________________________________

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

_______________________________________________________________________________

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

_________________________________________________________________________________

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам)?

_________________________________________________________________________________

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

_________________________________________________________________________________

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

______________________________________________________________________________

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

________________________________________________________________________________

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.)?

________________________________________________________________________________

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

_________________________________________________________________________________

Задачи воспитания.

Охранять здоровье детей, забо-титься о дальнейшем развитии и закаливании организ-ма, уравновешенном активном поведении и положи-тельном эмоциональном состоянии.

Расширять ориентировку в окружающем, формиро-вать представления и первичные понятия о предметах, качествах и явлениях. Продолжать развитие речи и на-глядно-действенного мышления.

Совершенствовать движения. Развивать игровую дея-тельность детей. Расширять и укреплять их положитель-ные взаимоотношения друг с другом и со взрослыми. Воспитывать поведение детей в коллективе.

Совершенствовать элементарные навыки самообслу-живания, воспитывать культурно-гигиенические навыки, привлекать детей к элементарным трудовым действиям.

Воспитывать интерес и любовь к музыке, пению, сти-хам, рассказам.

Характеристика детей третьего года жизни.

При правильном воспитании на протяжении третьего года жизни в развитии и поведении ребенка происходят суще-ственные изменения. Продолжается несколько замедлен-ное по сравнению с предыдущими годами, но все же интенсивное нарастание веса (в среднем за год ребенок прибавляет в весе 2,8 кг) и увеличение роста (на 7—8 см).

Продолжается окостенение скелета и развитие функций всех органов, но вследствие их относительного несовершенства ребенок еще очень раним. Повышается предел работоспособности нервной системы: ребенок мо-жет бодрствовать непрерывно 6—6,5 часа, необходимое количество суточного сна уменьшается до 11,5—-12,5 ча-са (из них 2--2,5 часа днем); может заниматься одним и тем же делом до 15—25 минут.

У ребенка развивается умение сдерживать, тормозить свои желания и действия, но он еще не способен на длительное ожидание, не мо-жет долго сохранять одну и ту же позу, быстро утомляется от однообразных движений, легко возбуж-дается.

Вследствие улучшения качества движений и развития умения ими управлять ребенок становится более ловким и самостоятельным в еде, одевании, игре, занятиях.

Быстро развивается речь ребенка, что существенным образом меняет его поведение. Обогащается содержание речи. Расширяется словарь. Ребенок начинает пользо-ваться, хотя и не всегда правильно, всеми частями речи, употреблять распространенные и сложные предло-жения.

К трем годам все звуки, за исключением «р» и шипящих, дети произносят правильно, хотя в некоторых сочетаниях встречается замена одних звуков другими. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с другими детьми. Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость часто повторяю-щихся явлений, делает примитивные сравнения, умоза-ключения, обобщения наглядно-действенного характера.

В играх дети более самостоятельно воспроизводят действия окружающих людей. Возникают совместные игры. К концу третьего года жизни появляются начальные формы ролевой игры. Становится возможным обу-чение детей новым видам деятельности: манипулирова-ние карандашом переходит в попытки изобразительной деятельности, игра кубиками постепенно превращается в конструирование.

Во второй половине третьего года жиз-ни ребенок иногда, прежде чем действовать, заранее определяет словами содержание своих действий. «Я са-молет нарисую»; все чаще действует на основе прошло-го опыта, закрепленного в виде представлений, понятий.

Дети живо интересуются всем, что происходит вокруг них. Они следят за трудовыми действиями взрослых, явлениями природы, животными. При этом дети не до-вольствуются одним только восприятием окружающею, а требуют объяснения, задают вопросы: «Почему?», «За-чем?», «Когда?», «Где?» Они начинают сравнивать пред-меты, явления, хотя их впечатления еще поверхностны, отрывочны и неустойчивы.

Дети любят смотреть картинки, при этом много гово-рят, спрашивают. Они с интересом и вниманием слушают то, что им рассказывают взрослые.

Несмотря на значительно большую самостоятельность в играх, дети, предоставленные на длительное время са-мим себе, и на третьем году не могут найти занятие, вследствие чего становятся вялыми или, наоборот, слишком возбужденными.

В процессе деятельности и общения со взрослыми ребенок накапливает все больше знаний и представлений о ближайшем окружении, расширяется его опыт. Он ориентируется в групповой комнате, у себя дома и г. д. На основе опыта и под влиянием воспитательных воз-действий взрослых совершенствуется умение ребенка выполнять элементарные правила поведения; усложня-ются его взаимоотношения со взрослыми и детьми.

Дети оказывают помощь друг другу, проявляют инте-рес к деятельности товарищей. Более разнообразными становятся переживания ребенка, и возникают они по различным поводам. Много положительных эмоций испытывает ребенок при восприятии окружающего, при общении со взрослыми, в связи с результатами своей деятельности. Все больший эмоциональный отклик вызы-вает у него музыка, пение, художественное слово.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ГРУППЫ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

В группе устанавливается один общий режим, но игры-занятия, выход на прогулку, укладывание спать проводятся по подгруппам.

Режим составляется на круглые сутки. Первый утрен-ний завтрак дети должны получать не позже чем через 1—1,5 часа после пробуждения.

Ребенок третьего года по сравнению с ребенком вто-рого года жизни значительно быстрее ест, меньше време-ни тратит на умывание, одевание и другие процессы. Вследствие этого все больше времени заполняется игрой, занятиями.

Дети 2—3 лет, даже одетые в теплую одежду и обувь, могут довольно свободно двигаться по улице. Это позволяет удлинять время прогулки до 1,5 часа.

В холодное время года дети гуляют два раза в день. С наступлением теплых дней часть занятий переносится из помещения на площадку.

При ежедневном обливании в детском саду детям дома делают гигиеническую ванну один раз ь неделю, перед ночным сном. Если же обливание не производится, то детей купают два раза в неделю. Для здоровых детей обливание рекомендуется в течение всего года.

В течение летних месяцев детей вечером укладывают спать на 30—40 минут позднее, чем зимой. Соответ-ственно удлиняется дневной сон. Игра и все занятия организуются на площадке. Если на площадке есть участок, защищенный от солнца, пыли и шума, то сон и питание тоже организуются на воздухе. С наступле-нием жарких дней обливание проводится на площадке перед обедом, а перед ночным сном детей умывают и моют им ноги.

Питание, сон, туалет и прогулки необходимо органи-зовать так, чтобы обеспечить детям хороший аппетит, быстрое и спокойное засыпание, глубокий и достаточ-ный по длительности сон, гигиенический уход. Все это способствует активному поведению и бодрому настрое-нию малышей.

Необходимо следить за правильной позой детей за столом.

На третьем году следует возможно шире использо-вать одевание, умывание, кормление для развития речи, движений, ориентировки в окружающем и формирования организованного поведения.

Следует путем постоянных упражнений закреплять умения, приобретенные раньше, и развивать большую самостоятельность ребенка.

На третьем году жизни у ребенка должны быть вос-питаны такие умения и навыки: мыть руки перед едой, есть аккуратно, действовать преимущественно правой рукой; к трем годам — правильно держать ложку; поль-зоваться салфеткой; перед едой доставать ее, а после еды убирать; не выходить из-за стола, не окончив еды; не мешать во время еды другим детям; говорить «спаси-бо» после еды; самостоятельно мыть лицо и руки и вытирать их; самостоятельно снимать и надевать некото-рые предметы одежды и обувь, расстегивать и застеги-вать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок; знать порядок раздевания и одевания, аккуратно скла-дывать снятую одежду.

Нужно приучать детей пользоваться только индиви-дуальными предметами ухода: своим носовым платком, полотенцем, горшком; самому вытирать нос, замечать грязные руки, непорядок в одежде (спущенный чулок, оторванную пуговицу и т. п.).

Следует привлекать детей к выполнению различных поручений, например: помочь воспитательнице вынести на площадку игрушки, принести и убрать материал для занятий. У ребенка после 2,5 лет могут быть и неслож-ные обязанности, состоящие из ряда последовательных действий, например: помочь няне перед едой поставить стулья к столам, принести тарелки с хлебом. Самооб-служивание и выполнение поручений — это начальные формы трудового воспитания.

Воспитательница должна называть предметы и дей-ствия, с которыми ребенок сталкивается, объяснять их, определять свойства, назначение предметов.

Обслуживание детей надо организовать так, чтобы им не приходилось ожидать друг друга. Вымыв руки, ребе-нок начинает есть, не дожидаясь, пока другие сядут за стол; выходит из-за стола, как только поест. Дети одеваются и выходят на прогулку не все сразу: часть группы начинает одеваться в то время, как другие еще продолжают играть.

Одетые дети выходят с вос-питательницей на площадку, не ожидая, пока няня оде-нет остальных. Детей следует одевать тепло, но легко, чтобы одежда не стесняла их движений. Дети должны быть на воздухе как можно больше времени. На участ-ке создаются условия для обогащения детей разнооб-разными впечатлениями и для различных игр.

На площадке необходимы низкие скамейки или ди-ваны, на которых дети могут посидеть и отдохнуть.

Летом на площадке необходимо иметь пособия и игрушки для развития различных движений (шестигран-ник, гимнастическая лестница, обручи, мячи и т. п.), природный материал (песок, вода) и пособия для игр и настольных занятий. Зимой детям нужны лопатки, санки для катания с гор, санки для кукол и др.

Воспитательница на прогулке обеспечивает смену движений и игр, смену разных видов деятельности детей.

В повседневном общении с детьми воспитательница расширяет их кругозор и ориентировку в окружающем, способствует их сенсорному развитию, развитию движе-ний и речи. Она привлекает внимание детей к происхо-дящему вокруг, разговаривает с детьми по разнообраз-ным поводам: о том, например, куда ребенок вчера ходил с мамой, кто подарил ему лошадку, где Таня, почему ее нет в группе и т. п.; обращает их внимание на то, что красиво в природе, в окружающих предметах, в звуках.

Воспитательница должна поддерживать желание детей говорить. Словесное обращение ребенка она превращает по возможности в диалог, дает словесные поручения, всемерно поощряет общение ребенка со взрослыми и детьми. Она воспитывает у детей смелость, настойчи-вость, побуждает их проявлять усилия для достижения поставленной цели, поощряет удачные попытки действо-вать, оказывая помощь при затруднениях, которые дети сами преодолеть не могут.

Необходимо формировать у детей положительные социальные чувства, приучать к соблюдению простейших правил поведения в коллективе.

Ребенок должен охотно выполнять предложения вос-питательницы — идти есть, мыть руки; соблюдать поря-док, установленный в спальне: разговаривать тихо, спо-койно лежать в постели, не мешать другим.

Он должен здороваться, прощаться, словесно выра-жать свои желания спокойно, без крика.

Воспитательница своим примером и прямыми указа-ниями учит детей ласково разговаривать друг с дру-гом, побуждает к взаимопомощи (застегнуть пуговицу, подвинуть соседу тарелку с хлебом), к помощи младшим.

Следует как можно чаще общаться с каждым из детей не только для их развития и формирования пра-вильного поведения, но и для того, чтобы их порадовать, повеселить, спеть им песенку, рассказать стихотворение-шутку, прибаутку, приласкать.

ИГРА

Игра занимает в жизни детей третьего года боль-шое место. Наряду с сюжетными играми у них еще много игр без определенного сюжета; дети катают шарики, пускают волчки; они не просто перебирают мел-кие игрушки, но и раскладывают их по цвету, размеру, форме; дети в играх много ходят, бегают, лазают.

Дети на третьем году жизни могут непрерывно играть или заниматься чем-либо в течение 15—25 минут. Игра детей становится более длительной и сосредото-ченной. Хотя большое место еще занимает индивидуаль-ная игра, но дети уже начинают играть вдвоем и втро-ем, так как могут в какой-то мере координировать свои действия с другими.

Воспитательные задачи.

Обеспечить бодрое настрое-ние, активное поведение детей, совершенствовать движения и речь; вызывать радость и чувство удовлетворения; воспитывать положительные взаимоотношения детей между собой; разнообразить и усложнять игру; ребенка третьего года жизни надо учить рассказывать, во что, с кем он будет играть, как использует игрушки и т. д.; уточнять представления, развивать внимание, мышление, память; вызывать частое речевое общение детей со взро-слыми и друг с другом; воспитывать бережное отноше-ние к игрушкам и пособиям.

Организация игры.

Все свободное время должно пре-доставляться детям для активной самостоятельной дея-тельности. С этой целью необходимо дать в распоряже-ние детей разнообразные игрушки и пособия.

Воспитательница во время прогулки и в помещении должна привлекать внимание детей к действиям окру-жающих взрослых и старших детей, к жизни животных; она сама должна действовать на глазах детей — рисо-вать, строить, чинить игрушки и т. п., показывать инсце-нировки, рассказывать, показывать изображение раз-личных действий на картинках и т. п.

Дети на третьем году уже более самостоятельны в игре, но все же их игры однообразны, примитивны, если воспитатель не руководит ими. Он подсказывает новые игры, вызывает воспоминание и воспроизведение какого- либо действия, ранее виденного ребенком, своим вопро-сом направляет детей на усложнение начатой игры, побуждает и приучает их играть совместно, сам участ-вует в игре детей.

Предоставляя детям возможность выбора игры, вос-питательница в то же время должна способствовать раз-нообразию и смене деятельности детей в игре путем добавления или изъятия каких-либо игрушек или личными указаниями; переключает детей с одних движений на другие, чередует подвижные и спокойные занятия.

В утренние часы воспитательница занята приемом детей. Она заранее убирает сложные пособия (складные картинки, мозаика и др.), игра с которыми требует по-стоянного ее наблюдения. Не следует в это время давать и крупные машины. Утром дети, придя в групповую комнату, хорошо играют уже освоенными игрушками: строят из кубиков, возят в тележках кукол, рассматри-вают картинки и т. п.

В период от утреннего завтрака до занятия воспи-тательница не должна стимулировать те игры, которые совпадают с характером предстоящего занятия.

Непосредственно перед сном следует привлекать де-тей к спокойным играм различного типа.

Руководство играми детей ни в коем случае не долж-но подавлять их инициативы: оно заключается в живом, эмоциональном общении, с учетом развития детей, их интересов и индивидуальных особенностей.

Для поддержания у детей жизнерадостного, бодрого настроения, а также для развития положительных эмо-ций воспитатель организует игры-развлечения — игры «в прятки», «догонялки», показывает заводные веселые игрушки, теневой театр, диафильмы. Много удовольст-вия доставляют детям знакомые подвижные игры и пляски, веселые инсценировки кукольного театра. В этих играх воспитываются положительные эмоции. Слова воспитателя, движения должны увлекать, радо-вать детей.

Виды игр

Сюжетные игры. В сюжетных играх дети начинают отображать не только отдельные часто виденные ими действия (укладывание спать, кормление, переодевание и т. п.), но и более отдаленные от них явления окружаю-щей жизни, например работу шофера, парикмахера и многое другое. В игре появляется все больше деталей, например: кукле, прежде чем ее накормить, моют руки; когда кормят, подвязывают салфетку и т. п.

К концу третьего года жизни появляется ролевая игра, в которой дети начинают выполнять определен-ную роль. Они не просто укладывают или кормят куклу, а изображают мать, доктора, заранее говоря, какую роль берут на себя: «Я буду доктор» или «Я — мама, а это — моя дочка». Роли еще неустойчивы, и дети часто их меняют. Для развития ролевой игры желательно участие в ней старших детей.

Подвижные игры.

Дети третьего года жизни гораздо быстрее, чем дети до двух лет, осваивают содержание игры, становятся увереннее в движениях, меньше нуж-даются в непосредственной помощи взрослого. Они мо-гут в играх изображать птичек, зайчиков.

Постепенно расширяется тематика игр и их содер-жание, усложняются условия и правила игры. Напри-мер, дети с помощью взрослого образуют общий круг, исполняют по указанию воспитательницы ту или иную роль, отворачиваются, когда прячется их товарищ.

В играх даются более сложные виды согласования действий, например: плясать парами, взявшись за ру-ки, повернуться и бежать в противоположном направ-лении.

Подвижная игра повторяется 2—3 раза подряд.

Примерный перечень подвижных игр.

«Зайка беленький сидит», «Догони мяч», «Догоните меня», «Курочка-хохлаточка», «Мяч» и другие.

В подвижных играх нужна смена движений, переход от более спокойных к более оживленным движениям, чередование моментов, требующих напряжения и отды-ха. Но от детей этого возраста нельзя требовать быстро-го перехода от одного движения к другому.

Дидактические игры.

С детьми третьего года жизни нужно проводить игры, которые способствуют различе-нию и называнию цвета (красный, синий, зеленый, жел-тый); контрастных размеров (большой, маленький); форм (шарик, кубик, кирпичик); формированию пер-вичных числовых представлений (много, мало, один, два); развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, мелкой моторики; развитию подражатель-ности.

Эти задачи осуществляются в следующих дидактиче-ских играх:

Игры с разборными игрушками (матрешки, бочонки, шары, башенки с одноцветными кольцами и кольцами разных цветов).

Игры с разрезными картинками из 4—6 частей (с 2,5 лет).

Игры: «Ку-ка-ре-ку» (автор В. Федяевская), «Парные картинки», «Большие и маленькие», «Сделай, «то нуж-но», «Картинки со стихами» (автор Н. Эйгес) и другие, в которых перед ребенком ставится задача сравнить, подобрать картинки по определенному назначению (на-пример, к животным их детенышей); по тому или друго-му стихотворению найти предметы, о которых в них го-ворится, и т. п.

Игры на развитие слуха и ориентировки в окружаю-щем: «Послушаем и назовем, что слышно», «Скажи, что звучит?» (колокольчик, барабан, дудочка), «Узнай, кто говорит?», «Что я делаю?», «Сделай так же», «Скажи, что спрятали?», «Угадай, что в мешочке?».

По мере того как дети овладевают дидактическими играми под руководством воспитателя, они начинают ими пользоваться самостоятельно. Воспитатель следит, чтобы дидактические пособия применялись по назначению.

Подвижные и дидактические игры проводятся как в специально выделенное для занятий время, так и в часы, отведенные для самостоятельной деятельности детей.

ЗАНЯТИЯ

На третьем году жизни самостоятельная деятель-ность ребенка по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается, но все же ребенок не может себя занять длительное время. Поэтому в каждый отрезок бодрство-вания проводится одно занятие и одна организованная игра. В холодное время года одно из них — в помеще-нии, другое — на площадке, летом занятия переносятся на площадку.

Занятия по развитию речи, с новым материалом, тре-бующим объяснений и помощи взрослого (разрезные картинки, новый конструктор и др.), гимнастика прово-дятся с небольшим числом детей (6—10).

Группа не делится на подгруппы на музыкальных занятиях, занятиях со строительным материалом, для просмотра кукольного театра или диафильма, инсце-нировки.

Во второй половине третьего года, когда дети уже овладели необходимыми движениями и усвоили правила пользования карандашом, глиной, рисование и лепка также проводятся со всеми детьми одновременно.

Занятия с новым материалом должны повторяться чаще, чтобы умения детей стали устойчивыми.

Длительность разных видов занятий и игр колеблется от 7 до 20 минут и зависит от характера занятий, разви-тия детей. Рассказывание, рисование могут длиться 7—10 минут, музыкальные занятия, лепка, занятия со строительным материалом продолжаются 20 минут.

Для занятий нужно в каждую подгруппу подбирать детей с более или менее одинаковым уровнем развития.

Развитие речи, расширение ориентировки в окружающем

Задачи.

Обеспечить дальнейшее развитие понимания речи окружающих, обогащать детей доступными им на-глядными образами, впечатлениями, приучать понимать устную речь без наглядного сопровождения, расширять активный словарь ребенка.

Учить правильно произносить звуки и слова. Учить говорить предложениями, передавать свои впечатления, отвечать на вопросы.

Развивать эмоциональную выразительность речи. Продолжать развивать умение слушать небольшой устный рассказ, короткое стихотворение.

Воспитывать умение самостоятельно рассматривать картинки, книги, говорить о них, аккуратно обращаться с книгой.

Для развития речи и ориентировки в окружающем проводятся следующие занятия:

Организованные наблюдения (например, посмотреть, как украшают здание к празднику, как убирают снег с площадки, как катаются на лыжах);

Целевые прогулки, например: на площадку к старшим детям, в лес за цветами и пр.;

Дидактические игры: «Посмотрим, что у нас есть», «Назовем, что видим», «Кому что нужно», лого и др. (см. специальный раздел);

Инсценировки несложных сюжетов с помощью игру-шек (например, как непослушный котенок обжег себе лапку; как у Наташи чуть птичка не улетела и г. п.);

Занятия по картинкам: рассматривание картинок, изображающих отдельные предметы и действия, неслож-ные сюжеты; рассматривание нескольких картинок, объ-единенных общим сюжетом. Для таких занятий можно использовать, например, книги: «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка», «Катя в яслях» 3. Александровой и др.;

Показ диафильмов с рассказом воспитателя; беседы о том, что дети видели на прогулке, какие дома есть игрушки, о предстоящем празднике, о том, что будем делать на прогулке, и т. д.;

Рассказывание сказок, чтение коротких рассказов, стихов, потешек, например: «Курочка-ряба» (народная), «Котик и козлик» В. Жуковского, «Жили у бабуси» (народная), «Воробушки» «Баю-баю», «Игрушки» И. Плакиды, «Мяч», «Зайка» А. Барто, «Праздник» Я. Тайц, народные потешки: «Ладушки», «Пальчик-мальчик», «Киска-киска»;

Рассказы воспитателя о том, что сами дета непосред-ственно не видели, но могут понять на основании своего прошлого опыта (например, как мальчик катался на санках, упал, ушиб ножку);

Используя впечатления от окружающего, разнооб-разную деятельность ребенка и специальные занятия, воспитательница должна способствовать накоплению у детей представлений и элементарных понятий о явле-ниях неживой природы (светит солнце, идет снег, сегодня холодно); о животных (кошка, собака, лошадь, корова и др.); о растительном мире (цветок дерево, .трава, лист, яблоко, морковь, клубника); о некоторых явле-ниях общественной жизни (сегодня праздник: на ули-це много народу, красные флаги, дети получают подарки); о труде взрослых (няня моет посуду, полива-ет цветы, шофер ездит на машине, доктор лечит детей и т. п.); о бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода (на кровати спят, за столом едят, в чашку наливают молоко, в тарелку — суп).

Следует формировать у детей первичные представления о пространстве (близко, далеко, здесь, там), о времени (ут-ро, вечер, потом, сейчас, завтра, сегодня).

Дети должны научиться понимать элементарную связь явлений (идет дождь, на улице лужи; чашку уро-нили, она разбилась).

Речь детей при правильной воспитательной работе к трем годам достигает значительного уровня развития.

Ребенок хорошо понимает смысл речи взрослого о том, что его окружает, что связано с его опытом. С ним можно говорить о его прошлых впечатлениях, о том, что он будет делать, куда пойдет и т. д.

Ребенок с легкостью повторяет все, что слышит; запо-минает короткие стихи и песенки. Словарь достигает 1200—1300 слов, в него входят все части речи, кроме причастий и деепричастий. Ребенок употребляет много-словные фразы; в его речи начинают появляться при-даточные предложения (хотя грамматически предложе-ния продолжают еще оставаться неправильными). Он много говорит со взрослыми и детьми по различным по-водам, может по вопросам передать содержание прослу-шанной сказки или рассказа. Речь его эмоциональна и выразительна. Произношение в основном правильное, за исключением звуков р, л и шипящих.

Развитие движений

Задачи.

Способствовать дальнейшему совершенство-ванию ходьбы, бега, лазания, бросания.

Развивать умение по сигналу приостанавливать дви-жение, переходить от одного движения к другому, изме-нять темп движения.

Способствовать устранению лишних сопутствующих движений, формировать более экономные и ритмичные движения, воспитывать правильную осанку.

Развитие движений ребенка происходит в повседнев-ной жизни, играх (особенно подвижных), на прогулке. Кроме того, в соответствии с назначением врача еже-дневно проводится гимнастика по определенным ком-плексам

К трем годам дети умеют:

Ходить по прямой и наклонной ограниченной поверх-ности (по доске шириной 15—20 см, приподнятой от пола на 25—30 см), перешагивать через препятствия (напри-мер, через палку на высоте 25—30 см).

Подниматься и спускаться с лестницы, влезать и спу-скаться с гимнастической стенки высотой 1,5 м пристав-ным и чередующимся шагом;

Бросать мяч в вертикально расположенную цель, на-ходящуюся на уровне глаз ребенка на расстоянии 100— 125 см, бросать и ловить большой мяч на расстоянии 70—100 см;

Согласовывать свои движения с другими детьми (на-пример, ходить парами, в кругу), действовать одновре-менно рукой и ногой (например, топать ногой, хлопать при этом в ладоши);

Менять свои движения по темпу, направлению, харак-теру в зависимости от внешнего сигнала (например, переходить от быстрого бега к ходьбе);

Сдерживать, хотя и с некоторым напряжением, свои движения, дожидаться сигнала (например, не бежать, пока не скажут «раз, два, три», спокойно стоять и не брать флажок с пола, пока не произнесено последнее слово).

Рисование, лепка и занятия со строительным материалом

Задачи.

Вызывать интерес к рисованию, лепке, конст-руированию.

Учить пользоваться карандашом (держать его в пальцах правой руки не слишком близко к отточенному концу, проводить прямые, закругленные и зигзагообраз-ные линии, замыкать линию в округлую или угловатую форму), действовать с глиной (отрывать кусочки, мять, раскатывать), настольным строительным материалом и конструктором, состоящим из простейших элементов (па-лочки, колеса, стены и крыша домика).

Поощрять изобразительный характер рисунка, пост-ройки, лепки и повторение найденной ребенком изобра-зительной формы; уметь по показу воспроизвести эле-ментарные постройки.

Учить детей понимать изобразительный рисунок или постройку взрослого и других детей.

Приучать выполнять определенные правила: рисовать только на бумаге или на доске, не стучать карандашом; аккуратно пользоваться материалом, не мять бумагу; лепить за столом, не разбрасывать глину; по окончании занятия убирать материал; сидеть за столом в правиль-ной позе.

Воспитательница во время рисования, лепки или за-нятия со строительным материалом учит, как держать карандаш, показывает, как раскатать глину, как нарисо-вать, например, дорожку, что нужно сделать, чтобы по-стройка не падала. Иногда она сама рисует, строит, те- пит разнообразные предметы, легкие для воспроизведе-ния, например: лепит морковь, яблоко, рисует забор, мячик, строит дом, гараж, предлагая детям узнать, что она сделала.

При регулярном проведении занятий в течение года дети трех лет правильно пользуются карандашом, гли-ной, строительным материалом;

Охотно рисуют, лепят, строят и называют свои пост-ройки, рисунки по случайно возникшему сходству, а также рисунок, постройку, лепку воспитательницы;

Иногда заранее ставят цель и соответственно этому рисуют, лепят, хотя в процессе действия часто отходят от поставленной цели.

В рисунках, постройках и лепке появляется сходство, хотя и отдаленное, с называемыми предметами.

Музыкальное воспитание

Задачи.

Развивать умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать особенности ее звучания (гром-ко, тихо; высокие, низкие регистры); побуждать детей к подпеванию; развивать умение играть в сюжетно-музыкальные игры, связывать с музыкой общий характер движений; учить детей совместным движениям. Дети слушают мелодии знакомых песен с вступле-нием и аккомпанементом, исполняемые на инструменте (мирлитон, металлофон, фортепьяно), и фортепьянные пьесы, характеризующие образы сюжетных игр («Зай-ки и мишка», «Птицы и автомобиль» и т. п.); подпевают отдельные звуки и поют песни, легкие по мелодии и звуковому составу слов.

В сюжетных музыкальных играх дети исполняют роли, изображая в соответствии с музыкой различные действия (например, птички спят, порхают, а затем уле-тают) .

В упражнениях и плясках дети переходят от спокой-ных движений к более быстрым в зависимости от контра-стного звучания различных частей музыки; ходят и бега-ют парами, держась за одну руку, кружатся парами, держась за обе руки, с помощью взрослого образуют круг, идут к середине круга.

Музыкальные произведения для под-певай и я и пения: «Зайка», «Солнышко», русские народные песни; «Дождик», музыка Вл. Фере; «Птичка», музыка Т. Попатенко; «Елочка», музыка Е. Тиличеевой; «Кошка», музыка Ан. Александрова; «Корова», музыка М. Раухвергера.

Музыкальные произведения для слу-шания: «Лошадка», «Грибок», музыка М. Раухвергера; «Зима», музыка В. Карасевой; «Кошка», музыка В. Витлина; «Из-под дуба», «Ах, вы сени», русские на-родные мелодии; «Маленькая полька», музыка Д. Кабалевского.

Музыкальные произведения для сопро-вождения движений детей.

Для упражнений: «Ладушки», русская народ-ная мелодия; «Гопачок», «Стуколка», украинские народ-ные мелодии; «Марш», музыка Э. Парлова; «Марш и бег», музыка Ан. Александрова; «Ловкие ручки», музы-ка Е. Тиличеевой.

Для игры: «Зайки», музыка А. Гречанинова; «Мед-ведь», музыка В. Ребикова; «Праздничная прогулка», музыка Ан. Александрова; «Колыбельная», «Игра», му-зыка В. Витлина.

Для плясок: «Ой, на горе-то», «Заинька», русские народные мелодии; «Стуколка», украинская народная мелодия; «Юрочка», белорусская народная песня; «Гу-ляем и пляшем», музыка М. Раухвергера

Музыка и песня должны звучать не только на заня-тиях, но и во время самостоятельной деятельности детей.

ПРАЗДНИКИ

В дни всенародных праздников — 1 Мая, 7 Ноября для детей организуются праздничные утренники. Для детей этой группы устраивают также праздник елки и отмечают их перевод в следующую группу.

ЦЕНТР КНИГИ

1. Рассматривание различных книг, иллюстраций к сказкам, рассматривание героев сказок.

2. Чтение, прослушивание и просмотр сказок: "Репка", "Теремок", "Курочка Ряба", "Заюшкина избушка».

3.Чтение сказки «Колобок» с показом на фланелеграфе.

Показ настольного театра по сказке «Репка».

4. Обыгрывание сказки «Репка», «Колобок» при помощи плоскостного театра, пальчикового театра.

ЦЕНТР ИСКУССТВА

1.Лепка «Для дедушки для бабушки я спеку оладушки»

2.Рисование «Дорога Маши к дому»

3.Лепка: « Колобок»

4. Лепка «Зернышки для Рябы»

ЦЕНТР СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ

1.Театрализованный показ сказок «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка».

2.Показ кукольного театра «Би-ба-бо» по мотивам сказки «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок».

3.Пальчиковый театр "Курочка Ряба"

Проект

«В гостях у сказки»

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1. Беседа «Сказка в гости к нам пришла»

2. Беседа «Путешествие в страну сказок»

3.Беседа “В гостях у сказки»

ЦЕНТР МУЗЫКИ

Пение детских песенок «Два веселых гуся», «Песенка крокодила Гены», «Песенка Чебурашки», «Цыплята»

ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬСТВА И СЕНСОРИКИ

1 . Мозаика «Цветные дорожки»

2.Конструирование: «Сказочный теремок», «Мебель для трех медведей».

3. Д/и «Сложи картинку»

ЦЕНТР ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

1.Д/И» «Из какой сказки?»

2.Д/И «Угадай сказку»

3. Игра «Кто раньше, кто позже пришел вытаскивать репку»

4.Д/и «Собери сказку»

5. Д/и «Домик для мышки»

6. Д/и «Чудесный мешочек»

7. Д/и «Теремок»

ЦЕНТР ФИЗКУЛЬТУРЫ

1.Пальчиковая гимнастика

2.П/И «Курочка и цыплята»

3.П/И Гуси-гуси»

4.П/И«У медведя во бору»


Актуальность проекта. С раннего детства мир сказок знаком ребенку, персонажи сказок раскрывают перед ним мотивы своих поступков и черты характера. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ведущая роль в обучении детей принадлежит педагогу-воспитателю. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Цель проекта . Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

Задачи проекта :

1. Способствовать формированию интереса к устному народному творчеству – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать их словарный запас.

3. Научить отражать содержание сказок в играх.

4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, заботу о животных.

5. Учить играть дружно, вместе, не ссориться.

6. Дать родителям знания через папки-передвижки о влиянии и роли сказок на речь ребенка.

7. Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Тип проекта : познавательно-речевой.

Участники проекта :
- дети 2 – 3 лет;
- родители.

Продолжительность проекта : две недели (краткосрочный).

Планируемый результат: - развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта; - развитие интереса к русским народным сказкам; - развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; - совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи.

Приложение

Подвижные игры, гимнастика

Хомка

Хомка, Хомка, хомячок – (наклоны в стороны, руки на поясе)

Полосатенький бочок! (гладим себя по бокам)

Хомка рано встает, (тянемся вверх)

Шейку моет, щечки трет. (массажируем шею, щеки)

Подметает Хомка хатку (махи рукми)

И выходит на зарядку:

1, 2, 3, 4, 5! (упражнения на выбор воспитателя)

Хочет Хомка сильным стать! (выпрыгиваем вверх, хлопаем над головой)

Буратино

Буратино потянулся, (тянемся вверх)

Раз нагнулся, два нагнулся. (наклоны вперед)

Руки в стороны развел – (руки в стороны)

Видно ключик не нашел. (руки на пояс, качаем головой)

Чтобы ключик нам достать, (проговариваем слова шепотом)

Надо на носочки встать! (выпрыгиваем вверх, хлопки над головой)

Ветерок

Ветер дует нам в лицо, (махи руками по направлению к себе)

Закачалось деревцо. (руки вверх, наклоны в стороны)

Ветер тише, тише, тише. (руки в стороны, приседаем)

Деревцо все выше, выше! (выпрыгиваем, высокие прыжки на месте)

Цветок

Говорит цветку цветок

Говорит цветку цветок:

Подними-ка свой листок.

(Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

(Вращение головой.)

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Мыши водят хоровод

Мыши водят хоровод,

На скамейке дремлет кот.

Тише мышее, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька – кот

Разобьет ваш хоровод!

(дети водят хоровод вокруг одного ребенка - «кота», на последней строчке кот просыпается, мышки убегают от него)

У медведя во бору

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И меня рычит!

Лукошко опрокинулось

(дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко)

Медведь за нами кинулся!

(Дети разбегаются, а "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем")

Гуси

Гуси, гуси! - Га-га-га.

Есть хотите? - Да-да-да.

Так летите же домой!

Нет-нет-нет,

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Зубы точит,

Съесть нас хочет.

Ну летите как хотите,

Только крылья берегите!

(На последних словах дети машут руками – «крыльями» и бегут к воспитателю, уворачиваясь от «волка»)

Смелые мышки

Вышли мыши как-то раз (водят хоровод)

Посмотреть, который час.

Раз – два – три - четыре, (4 хлопка)

Мыши дернули за гири. (руки сверху резко опустить вниз)

Вдруг раздался страшный звон!

Убежали мышки вон. (разбегаются в стороны)

Зайка серенький сидит

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(дети подносят ладони к голове, шевелят ими, поворачиваясь вправо и влево)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

(дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать!

(Все прыгают на одном месте)

Зайку волк испугал!

(«волк» рычит)

Зайка тут же убежал!

(Дети разбегаются врассыпную)

Лиска-лиса

Лиска-лиса, (водят хоровод вокруг «лисы», дразнят ее)

Девья краса!

Рыжий хвост,

Долгий нос!

Ну-ка, поймай меня! (убегают от лисы)

Д/и «Разложи героев по сказкам» (Репка, Колобок) Развитие мыслительных способностей. Умение различать принадлежность героев к той или иной сказке.

Беседа «Сказка в гости к нам пришла»

В.- Ребята, посмотрите нам прислали письмо. А письмо нам прислала бабушка. Она просит нас помочь деду вытянуть овощ на огороде. Поможем им? А что за овощ мы сейчас с вами узнаем.
1 задание.
В.- Но для начала давайте вспомним, какие овощи мы знаем.
(В корзинке лежат овощи. Воспитатель показывает дети называют.)
2 задание.
В.- Ребята в этой корзинке лежит ещё один овощ, название которого мы сейчас узнаем отгадав загадку:
«Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок
Врос в землю крепко
Что же это?.......(Репка)
В.- Правильно, репку пытался вытянуть из земли дед.
В.- Молодцы ребята, вы так ловко справились с заданием. А сейчас давайте встанем и разомнём наши ручки и ножки.
(Физкульт минутка.)
«Мы сидим, как репка
Топаем ногами, как дед ка
Руки на пояс, как бабка
Заплетаем косы, как внучка
Ручками хлопаем, как жучка
Глазки умываем, как кошка
Хвостиком машем, как мышка.»
3 задание.
В.- Ребята сказочные герои перепутались помогите им занять своё место. Кто за кем тянул репку?
(Дети по очереди подходят и вешают героев на доску.)
«Замечательная репка
На грядке уселась крепко,
Тянет репку дед Иван -
Добрый сильный великан.

Помогает бабка Марья,

А за бабкой - внучка Дарья

Сарафан весёлой внучке
Ухватила крепко Жучка

А за Жучкой - кошка Мурка,

А за Муркой - мышка Шурка.

Хоть держалась крепко
Вытянута репка!»
В.- Ребята, кто последний пришёл на помощь?
Д.- Мышка.
В.- А, давайте позовём мышку?
(Все вместе):
«Мышка, мышка приходи,
Будут рады малыши.»
(кукла би-ба-бо - мышка)
М.- Я мышка Шурка,
Серая шкурка.
По полю бежала
Зёрнышки искала.
А вы меня звали ребята?
Д.- Да!
В.- Конечно, звали! Нам нужна твоя помощь. Дело в том, что дед посадил на огороде репку. Репка выросла большая пребольшая. Пришло время урожай собирать. Уже все собрались одна ты осталась:
«Мышка, мышка не ленись
Со всеми вместе потрудись.»
М.- Потрудиться я бы рада,
А какая ждёт награда!?
4 задание.
В.- Ребята, скажите, а что мышка любит кушать?
Д.- Зёрнышки.
В.- Мышка ты любишь зёрнышки?
М.- Да.
В.- А, давайте сейчас для нашей мышки нарисуем зёрнышки.
(Дети рисуют зёрнышки ватными палочками, звучит музыка.)

Беседа «В гостях у сказки»

Дети стоят в кругу на ковре. Ребята посмотрите сколько у нас гостей, давайте им подарим свои улыбки и поздороваемся.

(звучит музыка «В гостях у сказки»)

Слышите, что за музыка звучит, кто то в гости к нам спешит. Хотите узнать кто это? (Да)

Появляется колобок

Ребята кто это? (колобок)Колобок приглашает нас в путешествие по сказкам. Хотите с ним пойти? (ответы). Приготовились, отправляемся.

По камушкам, по камушкам,

Посмотрите, куда мы пришли? К какой сказке эта иллюстрация? (Курочка ряба). Почему плачет дед и баба? (ответы). Давайте им поможем, соберем из половинок целое яичко. Молодцы, справились с заданием отправляемся дальше.

Физкультминутка «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки, шагают наши ножки,

Топ, топ, топ, по пням, по кочкам,

По камушкам, по камушкам,

Посмотрите, ребята героев какой сказки вы здесь видите? (репка)

Сколько у деда выросло репки? (одна). А сколько героев сказки тянуло репку? (много). Давайте назовем их (ответы детей). Хорошо, я вам предлагаю поиграть с пальчиками, хотите? (да)

Пальчиковая игра «Тянем – потянем»

Тянут – тянут (мизинец)

Бабка с дедкой (безымянный)

Из земли (средний)

Большую репку (указательный)

Вот пришел бы (большой)

Пес Барбос (большой другой руки)

И помог (указательный)

Решить вопрос (средний)

Где же кот наш, (безымянный)

Где же мышка? (мизинец)

Собрались все вместе (соединяем подушечки пальцев)

Вытянули репку (обе руки вверх)

Физкультминутка «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки, шагают наши ножки,

Топ, топ, топ, по пням, по кочкам,

По камушкам, по камушкам,

Посмотрите, а это герои какой сказки? (Колобок). Давайте назовем кого же встретил колобок по дороге? (ответы детей). Скажите ребята, где живут все эти животные? (в лесу). Правильно в лесу, значит они какие животные дикие или домашние (ответы).Молодцы, в сказке Лиса съела колобка, а наш колобок перехитрил Лису и убежал от нее. Колобку скучно одному, давайте нарисуем ему друзей колобков. Ребята скажите какого цвета колобок? (желтый). Значит и мы с вами будем рисовать колобка какой краской (ответы). А какой он формы, на что похож? (ответы)

Звучит музыка, дети рисуют колобка. Молодцы сколько мы друзей колобку нарисовали, ему теперь не скучно будет. Ребята вам понравилось путешествовать? (ответы, скажите в каких сказках мы сегодня побывали? (ответы) Молодцы

Беседа «Путешествие в страну сказок».

Задачи: Формировать у детей интерес к сказкам, воспитывать бережное отношение к животным, любовь к близким, развивать речевую активность путём использования малых форм, учить детей воспринимать изображённое на картине, развивать интерес к художественному слову, детской картинке.

Воспитатель:

Вот собрались малыши,

До чего же хороши!

Здесь – постарше, тут – помладше,

Здесь – совсем малыши.

Дети сегодня приглашаю всех вас сходить в гости к Бабке - Ёжке. Она знает очень много сказок и любит их рассказывать. Хотите пойти к Бабке - Ёжке?

Дети: Да!

Воспитатель: А дорогу к ней укажет вот этот клубочек. (Показывает).

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток,

Только сильно не спеши, путь – дорогу укажи, к Бабке - Ёжке приведи.

Дети: (повторяют движения)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Топ, топ, топ.

Приходят к домику Бабки - Ёжки.

Воспитатель: Посмотрите, дети, в каком красивом домике живёт Бабка - Ёжка! Давайте постучим. Тук – тук – тук.

Выходит Бабка – Ёжка и включается фонограмма песни «Бабка – Ёжка»

Бабка - Ёжка: Здравствуйте, дети!

Бабка - Ёжка: Проходите в горницу гости дорогие.

Гости в дом ко мне пришли!

До чего же хороши!

Как зовут моих гостей?

Расскажите мне скорей.

Воспитатель: Бабка - Ёжка, какой у тебя красивый дом, словно сказочный дом расписной.

Бабка - Ёжка: А это потому, что я очень люблю сказки, ребятишки мои милые. А вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Бабка - Ёжка, наши дети знают очень любят слушать сказки.

Бабка - Ёжка: А это мы сейчас узнаем. Давайте-ка мы с вами посидим рядком, да поговорим ладком. Где же мой волшебный сундучок? (достаёт)

Бабка – Ёжка достаёт книжку «Курочка – ряба» и читаем книжку.

Фикузльтминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.

Раз-сюда. Два-туда. Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали,

Руки к верху все подняли.

Раз, два, раз, два.

Слушать сказку нам пора.

Бабка - Ёжка: Какие же вы все молодцы, ребятки! Мы все отдохнули, размялись, а теперь я расскажу вам сказку «Теремок».

Усаживайтесь поудобней, и готовьтесь слушать.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Настольный театр по сказке «Теремок».

Воспитатель: Спасибо, Бабка - Ёжка за сказки, за веселье. А нам пора в детский сад.

Бабка - Ёжка : До свидания дети!

Дети: До свидания Бабка - Ёжка!

Дидактические игры

«Чудо – дерево»

Цель игры : Учить прикреплять фрукты на дерево, развивать мелкую моторику, воспитывать усидчивость.

«Чудесный мешочек»

Цель игры: Учить детей доставать из мешочка героя сказки и называть его.

«Теремок»

Цель игры: Учить детей составлять пирамидку и называть героев сказки теремок.

Дидактическая игра «Домик для мышки»

Цель игры: Учить детей селить мышку в домик соответствующий цвету мышки.

Хороводная игра: «Заинька попляши»

Цель: Развитие движений, учить повторять движения за воспитателем, доставить детям радость.

Заинька, походи, серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

движения по тексту

«Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

«Ровным кругом Друг за другом

Мы идем за шагом шаг, Стой на месте!

Дружно вместе, Сделаем вот так! »

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и т. д

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку - хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.