Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Лекции по мхк. Мировая художественная культура

Лекции по мхк. Мировая художественная культура

Конспект урока МХК по теме "Готический собор - образ мира"

Автор: Фадеева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова г. Хабаровска
Описание материала: Конспект урока мировой художественной культуры в 10 классе по теме "Готический собор - образ мира". На уроке учащиеся знакомятся со спецификой и образной системой готической архитектуры. Соответствует всем действующим учебникам МХК для 10 класса.

Тема урока: Готический собор – образ мира.

Тип урока: урок-исследование.

Цель урока: развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей готического стиля, воплощённых в архитектуре собора.

Задачи урока:
1. расширение культурно-художественного кругозора обучающихся через знакомство со спецификой и образной системой готической архитектуры;
2. развитие у учащихся умения анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал (на основе самостоятельного освоения искусствоведческих и художественных текстов);
3. постижение мировоззренческих акцентов готического искусства, сохранённых в архитектурных памятниках.

Ход урока

Звучит музыка «Пришла пора соборов кафедральных…»
Средневековье… Какими словами его только ни называют: и темное, и мрачное, и жестокое, и невежественное… Все так, но в каждом городе при этом непременно готический собор строился, да такой, что всех жителей разом вместить мог, а у современных туристов при виде такого чуда до сих пор дух захватывает. Тогда люди без Храма жизнь свою не представляли. Глубокую мысль высказал великий композитор Альфред Шнитке: готический собор – всегда некая модель мира.
Актуализация личностных смыслов, знаний, сложившихся представлений о готике, выявление эмоционального отношения к готическому искусству.
- Какие смыслы звучат для вас в словах «готика», «готическое искусство»?
- Какие ассоциации возникают у вас, какое эмоциональное отношение вызывают эти слова?
- Пользуясь текстом учебника, дайте краткие ответы на вопросы:
Откуда произошло название готика и когда оно закрепилось за искусством этого периода?
Обозначьте временные границы готического искусства.
В какой стране зародился этот архитектурный стиль? Какой стиль ему предшествовал?

Романский и готический стили. Сопоставление.

С XIII века городской собор становится не только местом богослужения. На площади перед собором и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления. Собор теперь должен вмещать все население города. Часто соборы строились и перестраивались очень долго, и теперь мы можем увидеть черты разных архитектурных стилей в одном сооружении.
Просмотр видеофрагмента «Кентерберийский собор». Задание перед просмотром:
- В чем отличие романской и готической частей собора? Каковы ваши впечатления от готического собора?
- Почему готический стиль стал «революционным» для того времени?
Преодолевая тяжесть каменной толщи, каркас здания разросся ввысь. А стена, прорезанная огромными окнами ярких витражей, будто растворилась в потоках света.

3.

Секреты готического мастера.

Знакомство с архитектурными особенностями готического стиля. Вертикаль как воплощение идеи Вознесения.
Кафедральные соборы должны были быть огромных размеров. Новые задачи потребовали небывалых инженерных решений. В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи.
Показ интерактивной модели готического храма http://school-collection.edu.ru).
Объяснение учителя с использованием презентации (показ схемы готического храма в разрезе), работа учащихся с терминами (раздаточный материал, учебник).


Термины: нервюра, нервюрный свод, контрфорс, аркбутан, стрельчатая арка, пинакль, окно-роза, портал, тимпан, трансепт.
Работа с интерактивной схемой готического храма (ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru).
- Найти и показать на схеме основные архитектурные элементы готического собора.
- Поясните преобладание вертикальных линий в конструкции собора.
Храм как будто возносится ввысь, преодолевая земное притяжение. В нем словно соперничают земная тяжесть и божественный дух. Преобладание в его конструкции вертикальных линий отвечает идее Вознесения как стремления человеческой души к небу, к Богу.

4. Готический собор как образ мира. Синтез искусств.
4.1. Святые и химеры. Скульптурное убранство готического собора.
Готический собор – это целый мир, со своей жизнью и своими обитателями. Его населяют ангелы и демоны, святые и химеры, короли и причудливые чудовища. И у каждого – свое место в храме.
Показываются слайды с изображением скульптур готических соборов.


Самостоятельная работа с искусствоведческим текстом и схемой готического собора. «Поселите» персонажей готических скульптур на свои места.
Текст:
«Храм – каменное кружево, где самым невероятным образом сочетаются реальные и фантастические твари, фрагменты человеческого тела и звериного туловища.
На крышах, в декоративных беседках, ангелы распахнутыми крыльями осеняют окрестности, ниспосылая им благодать. На башнях уродливые химеры демонстрируют человеческие пороки. На галереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. Притворившись водостоками, свешиваются вниз причудливые твари с глазами на груди, лицом на животе, двумя головами. На порталах святые ведут неслышную беседу. На консолях, под ногами святых, таятся лукавые демоны… И всё это многообразие фитур оплетает узор из местных растений – плюща, хмеля, земляники, чертополоха, боярышника, винограда». (Л. Г. Емохонова)


4.2. Образ небесного мира в интерьере собора. Окно-роза. Витражи.
Внутреннее пространство собора - с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, - создает образ небесного мира. Стена освободилась от тяжести. Прочный каркас не нуждался в ней как в опоре. Появилась возможность сделать огромные оконные проемы. Центром композиции становится роза – круглое резное окно. Его называют «готическая роза». «Я вдыхаю божественное благоухание, аромат этого каменного цветка», - писал Огюст Роден об этом готическом чуде.
- Почему роза? Как вы думаете?
Сообщение учащегося о символике розы.


4.3. Свет и цвет как средство создания таинственной атмосферы готического собора.
Главное окно-роза особенно украшалось. При этом снаружи можно было любоваться лишь каменным кружевом, слегка позолоченным. Зато изнутри роза становилась главным витражом храма.
Магия витража раскрывается только на просвет: снаружи витражи «слепые», почти бесцветные. Но, когда внешний свет пробивается сквозь витражные стекла в интерьер храма, раскрашенные окна начинают излучать особый, «нематериальный» свет. Через витраж свет проникает в пространство храма уже расцвеченным. Это игра света и цвета: то торжественная, сверкающая, то приглушенная в таинственном полумраке от тучи или в час заката.
Просмотр видеофрагмента «Шартрский собор». Обратить внимание на витражи собора, их цвет.
- В чем магия света в соборе? Какую атмосферу создают витражные окна?
- Какие основные цвета используются в готических витражах? Почему?
- Согласны ли вы с тем, что «Шартрский собор – нечто большее, чем кажется на первый взгляд»?
Свет, льющийся с неба, согласно средневековым представлениям, означал свет, идущий от Бога. Символика цвета. Основные цвета витражной живописи: красный, синий, зеленый.
Неутомимая фантазия мастеров стекла привела их к замечательному открытию – оттенок свинцового крепления, соединяющего кусочки стекла, изменял оттенок и самого стекла, рождая многообразие и причудливость оттенков света. За этим стояла средневековая метафизика света, желание познать его, приблизиться к нему. Красота воспринималась как свет, который успокаивал и ободрял.


4.4. «Дыхание органной музыки».
Особую роль в готическом соборе играла музыка. Возведение в Париже собора Нотр-Дам совпало с учреждением при нем Певческой школы. И сейчас истинное наслаждение испытает тот, кому посчастливится оказаться во французском готическом соборе в тот момент, когда он залит светом, льющимся сквозь его витражи, и наполнен звучанием органа…
Виртуальная экскурсия в Собор Парижской Богоматери с использованием Интернет-ресурсов.
Просмотр фотографий, прослушивание органной музыки.


5.

Красота как божественная гармония.

В сборнике О. Мандельштама «Камень» (1913) есть стихотворение «Notre Dame», которое заканчивается такими словами
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

Что такое красота?
Фома Аквинский, философ и богослов XIII века, считал красоту суммой, сочетанием трех свойств: целостности, пропорциональности, сияния. Как вы можете это пояснить?
Красота – это божественная гармония, «порядок всех вещей». Огюст Роден писал о готическом соборе: «Лесная чаща, упорядоченная человеческой гармонией»
Гармония рождает мир:
части Вселенной, согласуясь друг с другом, образуют мироздание;
камни, соответствуя друг другу, рождают здание;
звуки, согласуясь, рождают музыку.
Это общие законы, объясняющие существование мира.
Храм воплощает образ мира, где все создано по велению Божьему, гармонично соединяется и взаимодействует.

«Горит свеча: крохотная световая точка. Чтобы добраться до нее, надо преодолеть грузные массы тени. Всё освещено наполовину, но здание насыщено мыслью! Здесь запечатлены века, тысячелетия. Это лик самой человеческой бесконечности. Странно! Мы живем рядом с такими прекрасными вещами, а большинство из нас их не видит! Наше незнание шедевров – это забвение истины. Проникая в глаза, красота пробуждает сердце к любви, а без любви ничто не имеет ценности».
Так в конце XIX века писал скульптор Огюст Роден о готических соборах Франции.
Мы сегодня прикоснулись к «живому камню», который сквозь века способен зажечь в нас искру восхищения великим творением Средневековья. Готический собор действительно есть образ мира и – больше того – являет собою целый мир.

Методразработка и конспектминимум лекционного материала по разделу "Культура античного Средиземноморья" включает: пояснительная записка, "Культура Древней Греции", "Культура Древнего Рима", разработку плана семинара "Развитие мировых религий и культура Восточного Средиземноморья", приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Современная система непрерывного образования одним из главных ориентиров ставит вопрос гуманизации процесса. В свою очередь, гуманизационные процессы невозможно решить без особо пристального вниманию к эстетическому образованию, где через понимание красоты, освоение основ искусства, изучения истории и закономерностей развития культуры происходит воспитание современного мировоззрения.

Учебная дисциплина «Мировая художественная культура» рассматривает поэтапное развитие культуры человечества, взаимосвязь различных видов искусств, их происхождение, сочетание материальных, духовных и интеллектуальных составляющих, принципов формирования и отличительные черты цивилизаций, традиций и новаторства в выражении взглядов людей разных времен на окружающий мир, мировоззрение эпох. Изучая курс «Мировая художественная культура» приходится опираться на ранее полученные знания и навыки в области освоения гуманитарных дисциплин (история, литература, ИЗО и др.). В системе средних профессиональных педагогических учебных заведений не готовят специалистов по теории художественной культуры; основной целью предмета «мировая художественная культура» ставятся развитие личности будущих педагогов, приобщение их к ценностям и идеалам, накопленным многовековой историей искусства, их готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей, созданных человечеством, содействие всестороннего и гармоничного развития личности. Важно не только познакомить самих студентов с мировой художественной культурой, но и дать основание для глубокого понимания значения художественной культуры и искусства в процессе развития детей; безусловно важно понимание, что современной школе необходим учитель с широкой гуманитарной подготовкой, способный к многообразной деятельности по руководству художественным и общеэстетическим развитием детей. В процессе изучения курса МХК в системе СПО РФ встает ряд затруднений, связанных, в первую очередь, с составлением конспективного материала по определенным темам. Огромный объем информации, множество источников, недостаток учебной и справочной литературы заставляют корректировать наполняемый учебный материал за счет подготовки систематизированного конспективного минимума лекций (опорного материала) и структурированного подхода к проведению семинарских занятий как формы контроля самостоятельной и творческой работы обучающихся. Накопленный нами опыт преподавания предмета «Мировая художественная культура» в Усманском профессиональном (бывшем педагогическом) колледже позволяют предложить определенные разработки занятий в форме плана- конспекта лекционных занятий, содержащих конспективно- информационный материал, необходимый при овладении и свободной ориентации при изучении раздела «Культура античного Средиземноморья». Мы намеренно не ссылаемся на учебный план нашего учреждения, лишь указываем очередность уроков в системе парных занятий, традиционных в практике преподавания МХК; видится возможным применение данного материала в любой системе образования - школьной, дополнительной, системе СПО и др.. Рекомендуемое содержание занятий по разделу содержат основные цели и задачи, вопросы, подлежащие рассмотрению, задания на дом, иногда - демонстрационный материал и цитатники. Здесь мы не указываем источники литературы по предмету – каждый преподаватель волен использовать свои, впрочем, как и демонстрационный материал. Прилагаем также план проведения семинарского занятия по теме «Развитие мировых религий и культура Восточного Средиземноморья» как завершающую период античности и полезную к логическому переходу к темам европейского Средневековья; план данного семинарского занятия предваряется небольшим пояснительным вступлением, заканчивается списком тем рефератов и докладов по мифологии Древней Греции, Древнего Рима и появлению и развитию, основным традициям иудаизма, христианства, ислама как составляющим основу современной системы мировых религий, распространенных в Старом свете. Если же подобный взгляд на завершение раздела «Культура античного Средиземноморья» покажется излишне сложным, трудным для понимания, например, школьниками, предлагаем краткий план семинара по мифологии Древней Греции, снабженный вопросами по мифологии и героике, отражением их в источниках периода, простейшей системой оценки самостоятельной работы обучаемых, домашним заданием и приблизительным списком дидактического и сопроводительного материала.

Надеемся на полезность данного материала, проверенного многолетним опытом практического преподавания. Рассчитываем также на творческое переосмысление, дополнение и применение предложенных текстов в изучении вопросов культуры и искусства в образовательных учреждений различного типа; предусматриваем и творческое участие обучаемых, их активный интерес в познании основ европейской цивилизации.

Предварительный просмотр:

УРОК №1 -2.

Вопросы:

Мировоззренческие основы цивилизации; происхождение культуры Древней Греции, система ценностей и традиций; история культуры периода архаики.

Цели урока:

Задачи урока:

Изучение культурных традиций ранних этапов;

Изучение культуры Древней Греции и её происхождение.

Введение.

С 9-8 вв. до н.э. начинается развитие древнегреческой культуры (первоначально на островах восточного Средиземноморья – Эгейская культура, впоследствии на Балканах и в Малой Азии) на базе крито-микенской и дорийской культур, под влиянием цивилизации Востока.

К 7-6 вв. до н.э. складывается развитая форма рабовладения, главенствует республиканская демократия (искл. Спарта – военная аристократическая олигархия), система независимых городов-государств – полисов.

Прославляется тип свободного человека-гражданина; выделяются личностные ценности: гибкость ума, ловкость в делах, слаженность тела (Вопрос: почему именно эти черты?).

В основе мировоззрения – религиозная структура богов антропоморфного типа: пантеон богов человекообразен и строится по принципу человеческой семьи (Зевс-Гера – боги первого круга, их дети Аполлон, Афродита, Афина и др.), боги обитают в том же мире, где и люди (Вопрос: связана ли система пантеона с резким развитием культуры Древней Греции и почему?). Основной источник знаний о ранней мифологии – Гомер , «Илиада», «Одиссея» (эпос – поэтические предания о мифологии, истории, быте народа), созданы поэмы в ранний, «гомеровский» период (цитирование). С 7 в. до н.э. развитие периода греческая архаика.

Греческая архаика (7-6 вв. до н.э.).

В основе культуры периода – переход на античный цивилизационный формат.

Развитие литературы.

Формирование литературного художественного древнегреческого языка.

Сапфо (Сафо Лесбийская) – основоположница первой литературной школы, лирика (цитирование).

Анакреонт (Анакреон) – лирика, застольные песни, элегии, ввёл рифму (цитирование).

Архилох (Архилох Паросский) – басни, ямбы, сатиры, эпиграммы (цитирование).

Скульптура.

В ранние периода – основная типологизация на: 1) «коры» (девушки) – обычно в образе б. Афродиты и 2) «куросы» (юноши) – в образе б. Аполлона – собирательный образ молодых, радостно-загадочных людей; отсутствие атрибутики, неточность в анатомии (сочетание статичности и динамики); полуобнаженность, раскраска; происхождение от тотемов.

Архитектура.

Активное строительство храмов и общественных зданий – дворцов собраний.

Появление системы ордеров (сочетания несомых и несущих конструкций). Древнегреческие ордера: дорический, ионический, коринфский (пояснения с демонстрацией схем).

Появление типа храм-периптер (пояснение по схеме) – логичность, строгость, стройность, продуманность, сочетание графичности с природностью форм. Афинский Акрополь уникальный тип общественных зданий.

Рельефы.

Сцены, игр, битв, состязаний, украшение экстерьеров зданий («Дремлющая Афина» ).

ДПИ.

Особенно развита вазопись (демонстрация). Геометрический стиль на ранних этапах; впоследствии – горизонтальные пояса, мелкий орнамент, в центре – бытовой сюжет.

Дипилонская амфора – сухая геометрия.

«Ахилл и Аякс играют в кости» (м. Эксекий) – красно-коричневая цветовая гамма.

Живопись .

Мало сохранилась, украшала интерьеры зданий.

Заключение:

Архаичный период заложил основы древнегреческой национальной культуры и служил переходом от ранних периодов к эпохе классики.

Подведение итогов урока.

Задание на дом:

Распределение тем рефератов и докладов к семинару «Развитие мировых религий и культура Восточного Средиземноморья»;

«Мифология Древней Греции», разъяснение аппарата, структуры работы, источников информации.

Демонстрационный материал:

Схема ордеров;

Плакат «Афинский Акрополь»;

Издания по теме;

Терминологическая таблица.

УРОК №-3-4.

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Тема: «Культура Древней Греции».

Тип урока: лекция с демонстрацией .

Вопросы:

Мировоззренческие основы эпохи;

Развитие классического искусства Древней Греции;

Развитие наук и их влияние на общую культуру.

Цели урока:

Усвоение информации по разделу и теме;

Анализ лекционной информации.

Задачи урока:

Изучение культуры и искусства Древней Греции периода Высокой классики.

Высокая классика (5в. до н.э.).

Высшая точка подъема культуры и политики. Главенство полиса Аттика (Афины) при Перикле (выдающемся стратеге – главе государства), победы над Персией. Развитие принципа «Греческая демократия – община равных». Развитие культа ремесла-мастерства (агоны) .

Живопись.

Организация пинакотек- собрания картин; в основе бытовые и мифологические сюжеты; живописцы Полигнот, Апеллес, Аполлодор, Зевкс и др. (работы сохранились лишь в копиях).

Система образования.

Для мальчиков – с 7 до 16 лет – платные частные школы (Вопрос: почему этот возрастной формат?);

Для девочек – платные частные учителя на дому (Вопрос: почему богатые родители должны были учить своих дочерей вместе с бедными соседскими детьми?).

Основные дисциплины: грамота, литература, музыка, математика, спорт (Вопрос: почему именно этот набор дисциплин?) – всесторонне развитие личности.

Философия.

Структурирование мировоззрения.

Анаксагор из Клазомены – основы материализма.

Демокрит из Абдеры - автор трудов по многим отраслям наук, универсальный ученый, основал учение об атомах.

Группа «софисты» («учителя мудрости») – преподаватели риторики, логики, ораторского искусства для системы демократического управления; Протагор, Горгий, Продик (доказательство тождества по Горгию).

Сократ – первый из триады великих философов; учил бесплатно, обличал казнокрадство, глупость, предрассудки, ложь.

Медицина.

Гиппократ («отец медицины»)- ввел принципы научной (нежреческой) медицины, наблюдения, опыты, хирургия, фармакология; ввел «Кодекс чести врача» (цитирование постулатов) – общественная медицина.

История и география.

Геродот – путешественник, картограф, этнограф, фольклорист, автор труда «История» - расширения знаний о мире.

Театр и драматургия.

Основание жанров: I. Трагедия («Песнь козлов») – первоначально песни из мифов в праздник б.Диониса. II. Драма укороченная версия трагедии + 3 актера с диалогами. III. Комедия – первоначально сцены из политической жизни Афин.

Воспитательная функция театра.

Традиции и атрибутика – котурны, орхестра, театрон, маски .

Драматургия: трагедии – Эсхил «Персы» , «Орестея», «Прометей прикованный» - мораль ответственность за зло, возмездие; Софокл «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» , «Антигона», «Электра» - идеи противоборства человека и рока; Еврипид «Федра», «Медея» - психологизм, нерасторжимость радости и страданий; комедии- Аристофан «Всадники», «Осы», «Облака», «Мир», «Лягушки», Лисистрата» - злободневные темы общества. (демонстрация сохранившихся зданий театров, цитирование пьес).

Архитектура.

Расцвет в эпоху классики, главенствует тип периптерального храма (особенно в Афинах).

Перестройка Акрополя в честь победы над персами, главный архитектор комплекса Фидий (демонстрация альбома «Золотой век Афин»). Храм Парфенон (стр. Иктин и Калликрат ) – 46 колонн дорического ордера, ионический фриз; Пропилеи (арх. Мнесикл) – главные ворота на Акрополь, комплекс башен, храмов, хранилищ, сложные ордера; Ионический малый храм Афины – Ники Аптерос (ст. Калликрат) - ионические формы ; Эрехтейон – храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрехтея, с ассиметричным планом, ионический ордер, колонны кариатиды (определение).

Строительство общенациональной святыни – храм Зевса в Олимпии (арх. Фидий), периптеральная система.

Скульптура.

Украшение архитектуры и новаторства в поисках гармонии.

Скульптор Фидий : фризы Парфенона – 500 фигур, сцены мифических битв и жизни богов; статуя Афины Парфенос – 12 метров, слоновая кость, золото, сапфиры; образ женщины-воина; статуя Зевс Олимпийский – 14 метров, слоновая кость, золото; образ бога-отца.

Скульптор Мирон – впервые передал динамику человеческого тела в скульптуре, преодолев статичность (ст. «Дискобол» - образ атлета-победителя).

Скульптор Поликлет – разработал каноны пропорций (ст. «Дорифор» - образ мужчины-воина).

Заключение:

Период Высокой классики стал образцом в европейской культуре в области философии, наук, изобразительного искусства и архитектуры.

Подведение итогов урока.

Задание на дом:

Анализ конспекта;

Изучение терминологии;

Демонстрационный материал:

Плакат «Афинский Акрополь;

CD-ROM «Мировая художественная культура»;

Издания по теме;

Терминологическая таблица.

УРОК №5- 6.

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Тема: «Культура Древней Греции».

Тип урока: лекция с демонстрацией .

Вопросы:

Общественное развитие греческого мира;

Развитие культуры и искусств периода;

Изменение мировоззрения эпохи.

Цели урока:

Усвоение информации по разделу и теме;

Анализ лекционной информации.

Задачи урока:

Изучение культуры и искусства Древней Греции периода Поздней классики.

Поздняя классика (4в. до н.э.).

Постепенный упадок системы полисов, нестабильность, внутренняя борьба (Пелопонесская гражданская война 431-404 гг. до н.э.), ослабление патриотизма и равноправия граждан, завоевание Балканской Греции Македонией (при Филиппе). Но - нет упадка культуры, высокие достижения в литературе, науках, искусстве.

Философия.

Отражение политических событий в изменении мировоззрения.

Группа «киники» - идеи построения жизненных идеалов в согласии с природой»; Диоген – проповедование отказа от комфорта и предрассудков.

Платон – основатель школы в роще героя Академа, основатель системы философского идеализма.

Аристотель – основатель школы в роще Аполлона Ликейского, ученый-систематик, логик, материалист.

Архитектура .

Перемещение центра творчества в Малую Азию. Главенство ионического стиля.

Архитектор Пифей – храм Афины в г. Приена (классические формы).

Мавзолей – гробница ц. Мавсола и его жены Артемиссии в г. Галикарнасс (3 яруса, 49 метров, мраморная пирамида с храмом наверху, украшена колесницей (квадригой); влияние восточных культур).

Храм Артемиды в г. Эфес (арх. Херсифрон) – диптер (2 ряда колонн).

Постепенный отход от простоты и строгости классики, смешивание с величавостью, пышностью культур Востока.

С 4 в. главную роль играют не храмы, а светские здания – театры, дома собраний, гимнасии; ансамбль в г. Эпидавр (арх. Поликлет – мл.) – сочетание храма, стадиона, гимнасия, гостиницы, театра, концертного зала.

Скульптура.

Больше индивидуальности, драматического пафоса, лиризма, задушевности, передача настроений.

Скульптор Скопас Паросский – мифологические образы (ст. «Менада», фриз. Мавзолея в Галикарнассе – сцены битвы с амазонками).

Скульптор Пракситель – отказался от прямостоящих статуй, обязательны опоры; олимпийские боги в сюжете (ст. «Аполлон», «Гермес» , «Отдыхающий сатир», «Афродита Книсская» - образец для последователей).

Скульптор Лисипп – ввел новый пластический канон; передача многообразия характеров (бюст Александра Македонского, ст. «Апоксиомен» ).

Скульптор Леохар Афинский – в работах изысканность и эффектность (ст. Аполлон Бельведерский) .

Универсальность скульпторов и архитекторов. В скульптуре и живописи 4 в. до н.э. – зарождение тенденций эклектики (смешения стилей и жанров).

Подведение итогов урока.

Задание на дом:

Анализ конспектов;

Изучение терминологии;

Возможная подготовка докладов.

Демонстрационный материал:

CD-ROM «Мировая художественная культура»;

Издания по теме;

Терминологическая таблица.

УРОК №7- 8.

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Тема: «Культура Древней Греции».

Тип урока: лекция с демонстрацией .

Вопросы:

Изменение общественного уклада в эпоху эллинизма;

Эклектика в искусствах;

Изменение традиций в искусстве периода;

Вхождение древнегреческой культуры в позднеантичную цивилизацию.

Цели урока:

Усвоение информации по разделу и теме;

Анализ лекционной информации.

Задачи урока:

Изучение культуры и искусства Средиземноморской греческой диаспоры;

Усвоение информации и анализ темы в целом, подведение итогов развития древнегреческой культуры.

В 4-1 вв. до н.э. сложилась культура Средиземноморской греческой диаспоры, т.е.

Эллинизм.

Начало процесса – объединение греческих городов и колоний в Малой Азии, Египте, на Балканах в империи Александра Македонского (334-323 гг. до н.э.) и завоевание им Персидского царства, в т.ч. Месопотамии, Средней Азии, Северной Индии и пр.

После смерти Александра – распад на несколько государств–монархий, развитие официально-придворного искусства.

Литература.

Придворная поэзия: Каллимах и Кирены – гимны и идиллии ; Аполлоний Родосский – эпические поэмы , (поэма «Аргонафтика ») - поэзия для избранных, изысканность и вычурность.

Развитие и превалирование жанров: элегии и эпиллии – малые поэтические формы, мифология и любовь; эпиграммы - краткие стихотворные высказывания; пасторали и буколики – пастушеские идиллии (творчество Феокрита из Сиракуз , цитирование).

Театр и драматургия.

Развитие позднегреческой комедии: д раматург Герод – основание жанра «новая аттическая комедия» (сейчас – «комедия нравов») – описание городского быта; д раматург Менандр частная жизнь горожан в пьесах «Третейский суд», «Брюзга», «Щит»

Архитектура.

Светский характер, сплав направлений и стилей (эклетика) . Строительство новых городов – Александрия Египетская (рационализм, прямоугольная планировка); г. Пергам – общественные здания, дома с портиками , храмы.

Крупнейшие театры в городах Ороп, Додон, Дельфы, Приен, Сиракузы. В храмах – главенство ионического ордера – храм Апполона в Дидимах .

Появление системы псевдодиптеров (1 ряд настоящих и 1 ряд фальшколонн) – храм Артемиды в Магнессии .

Тяга к колоссальному строительству, монументальные алтари – Гиерона II в Сиракузах, алтарь Зевса в Пергаме (грандиозный фриз на высоком цоколе, рельефы сцен битв олимпийцев с гигантами).

Библиотеки и научные здания: хранилища книг в городах Александрия, Антиохия, Пергам ; Фаросский маяк в Александрии (арх. Сострат из Книда ) – 120 метров, 3 яруса, маяк- крепость; Башня ветров в Афинах – архив, обсерватория, маяк.

Скульптура.

Больше, чем в архитектуре, черт поздней классики. Использовалась в убранстве городов. Портреты придворных, аллегорические статуи, изображение частного, житейско-подробного.

Центры скульптурного творчества – города Пергам, Александрия, Антиохия, о. Родос. Пергамская школа – мифологические сюжеты, патетика и драматизм, (ст. «Умирающий галл», «Галл, убивающий себя и жену»).

Последние элементы греческой классики – скульптор Агесандр (ст. «Афродита Милосская»).

Патетика, театральность, пересказ троянского мифа – ст. «Лакоон» (скульпторы Агесандр, Афинодор, Полидор ).

Монументальная скульптура – «Ника Самофракийская» (скульптор Харес Линдийский), поставлена в честь победы родосского флота на берегу о.Самофракий на пьедестале в виде носа корабля.

Статуя б. Гелиоса («Колосс Родосский» , скульптор Харес Линдийский ), 32 метра, поставлена у входа в гавань.

Заключение:

Эллинизм унаследовали римляне, покорившие эллинистические государства 2-1 вв. до н.э., от них – византийцы.

Подведение итогов урока.

Задание на дом:

Анализ конспекта;

Итоговые выводы по теме;

Изучение терминологии;

Подготовка к контрольному тестированию.

Демонстрационный материал:

Плакат по скульптуре пергамской школы;

CD-ROM «Мировая художественная культура»;

Издания по теме;

Терминологическая таблица.

Предварительный просмотр:

УРОК №9.

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Вопросы:

  • мировоззренческие основы цивилизации;
  • синтез культур народов древней эпохи;
  • система ценностей и традиций Древнего Рима;
  • история культуры Раннего Рима;
  • культура эпохи Ранней республики.

Цели урока:

  • усвоение информации по разделу и теме;
  • простейший анализ лекционной информации.

Задачи урока:

Изучение культурных традиций ранних этапов древнегреческой культуры.

Введение.

Римская цивилизация - эпоха наивысшего расцвета античной культуры и её последняя страница.

Рим - столица огромной империи (всей цивилизованной части старого света), впитывал культуры всех народов, осуществляя их взаимовлияние (синтез), осуществляя реализацию художественных принципов позднеантичной греко-римской культуры.

Основы мировоззрения: идеи богоизбранности Рима; патриотизм и семейные традиции в основе системы ценностей. Пантеон богов антроморфен, открыто заимствован у греков (сравн. Зевс-Юпитер, Гера-Юнона; Аполлон, Геракл/Геркулес - без изменений). Достойные профессии - политика, война юриспруденция, земледелие (управление поместьями и рабами), все остальное - для неримских жителей империи. Римская идея практического применения творчества других народов (архитектура, флот, полис, градостроительство, торговля). (Вопрос: характерны ли данные основы мировоззрения для других европейских империй, каких?).

Ранний Рим (8-6 вв. до н.э.).

Состав населения ранних периодов.

Итальянские индоевропейские племена (латины - обл. Лация, г. Рим ); греки (Ю.Италия, о. Сицилия ); этруски (С ев.Италия, Этрурия, совр.Тоскана ). Составная часть ранней культуры: от греков- земледелие, система полисов, алфавит, флот; от этрусков - переработка огромной культуры памятников, керамика («буккеро»), бронзовое литьё, дороги, гражданское строительство (в 7-6 вв. - огромное влияние на Рим).

Эпоха Римского царства.

Основание г. Рим на р.Тибр - ранняя эпоха малоизвестная. Первоначально город располагается на 7 холмах - начало Палатин , далее Эсквилин, Квиринал, Виминал, Капитолий, Авентин, в низине - Форум. Высокоразвиты керамика, погребальные урны, оружие, украшения.

Основание города в 754 г. до н.э. братьями Ромулом и Ремом , потомками царя г. Трои Энея ; Ромул убил Рема и стал первым царём.

8-6 вв. до н.э. - 7 царей: Ромул, Нум Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Макций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый - 3 последних - этрусская династия (развитие - хр. Юпитера Капитолийского , крепостные стены, канализация). Изгнание Тарквиния Гордого - основание движения «общенародное дело» - республика (видеоряд «Римский зал»).

Ранняя республика (5-4 вв. до н.э.).

Развитие системы полисов.

Разделение правящей элиты на аристократов и патрициев. (Вопрос: Что это за касты и какие аналоги у других народов можно найти?). Продолжение иностранного влияния и заимствования у греков (флот, религия) и этрусков (водопроводы, дороги). Развитие образования, рост грамотности, риторики; расширение строительства. Основание системы фамилий три имени по наследству (демонстрация по слайд - альбому).

Подведение итогов урока.

Задание на дом:

  • анализ законспектированной лекции;
  • ответы на вопросы урока;
  • возможная подготовка сообщений.

Демонстрационный материал:

УРОК №10.

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Тема: «Культура Древнего Рима».

Тип урока: лекция с демонстрацией.

Вопросы:

  • история и общественное развитие Римской республики 3-1 вв. до н.э.;
  • основы литературы, философии, архитектуры, скульптуры Рима 3-1 вв. до н.э.;
  • развитие самостоятельных основ культуры.

Цели урока:

  • усвоение информации по разделу и теме;
  • анализ лекционной информации.

Задачи урока:

  • прослеживание традиций развития культуры Древнего Рима;
  • изучение искусство Рима эпохи Республик.

Введение.

В результате развития ранних эпох римское государство начинает осуществлять контроль над Средиземноморьем.

Римская республика (3-1 вв.до н.э.).

Расширение государства и римского влияния на Средиземноморье. Активные захватнические войны с Карфагеном (Пунические войны ), с Македонией и др., завоевания в Северной Африке, Испании, Малой Азии, на Балканах. Основание провинций; веротерпимость римлян, интерес к культурам покорённых народов; развитая форма рабовладения. Усиление внутренней политической борьбы, влияния сената. Агрессивная политика и отражение в изменении мировоззрения: прославление воинской доблести, подвиги вместо мифов и пр.

Развитие художественной культуры.

Ввоз в центральную часть государства с 3 в. до н.э. образованных рабов (греки), импорт и производство произведений искусства; развитие поэзии, философии, живописи (видеоряд - сравнить «Античный дворик» и «Греческий зал» и «Римский зал»). (Вопрос: найдите существенные различия в скульптуре).

Литература.

Формирование латинского литературного языка, развитие и основание жанров. Переводы: из греческой эпической поэзии - Ливий Андроник («Одиссея»). Драматургия: Гней Невий - «паллиат и «тогат» (комедии из римской жизни), Тит Макций Плавт и Публий Теренций - развитие греческой комедии в «аттеланы » (пьесы с масками, быт, фольклор). Поэзия: Квинт Энний - «эпический гекзаметр» (прославление воинских побед Рима). Марк Порций Катон Старший - прозаик, цензор, ревнитель римской старины и традиций, враг культурного влияния греков (цитирование по переводным источникам).

С середины II в. до н.э. - развитие исторической прозы как формы пропаганды патриотизма: Полибий - автор «Всемирной истории » (идеи подчинения мира синтезу римской политики и греческого искусства; историки-полититки- Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь («Записки о гражданской войне», «Записки о галльской войне» ) - лаконичный язык, классическая латынь.

Писатель - энциклопедист Марк Теренций Варрон - труды по истории, религии, риторике, фольклору и пр. (цитирование).

Философия.

Марк Туллий Цицерон - основы учения Платона и группы стоиков , трактаты «Об ораторе», «Об обязанностях», «О государстве». (цитирование). Тит Лукреций Кар - материалист, автор теории о происхождении Вселенной, Земли и жизни на ней, трактат «О природе вещей».

Деятельность группы неотериков - идеи учёности и утончённости в формате малого литературно-философского жанра; Гай Валерий Катулл -идеолог группы, лирик, автор цикла «Стихи к Клодии», идеи страсти и любви (цитирование).

Римская сатира - злое высмеивание пороков в работах Луцилия.

Архитектура.

Применение 4 систем ордеров - греческие дорический, ионический , коринфский и римский тосканский . Использование туфа, кирпича, мрамора, бетона, изобретение арочных сводов. Храмы - похожи на греческие, но более грандиозные, на высоких подиумах. (Вопрос: почему римляне ставили храмы на высокие фундаменты?).

Оригинальные римские постройки: ротонды - круглые храмы с колоннами вокруг; колоннады - системы колонн, выставленные в ряд; аркады -арки на колоннах, выставленные в галереи; акведуки - многоярусные арочные мосты с эллипсом вокруг арены; триумфальные арки - памятники воинской славы; базилики - здания с рядами колонн внутри помещений народных собраний, суда (демонстрация по слайд-шоу, схемы на доске).

Скульптура.

В эпоху республик - в основном копии с греков, подражание. Постановка памятников на улицах. Победные колонны - отдельностоящие памятники воинской славы с активными рельефами (слайд-шоу, альбомы).

В период республик - заложение основ классического искусства Рима периода.

Подведение итогов урока.

Задание на дом:

  • анализ конспекта лекции;
  • ответы на вопросы урока;
  • усвоение знаний по развитию древнеримской культуры;
  • возможная подготовка сообщений.

Демонстрационный материал:

  • видеозапись «Дом на Волхонке» (ГМИИ им. Пушкина);
  • фрагменты слайд-шоу из CD-ROM «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий).

Цитатник:

  • Васильевская Л.Ю., Дивненко О.В., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. «Мировая художественная культура» М.: 1996.
  • Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. «Хрестоматия по мировой художественной культуре» М.: 2000.

УРОК №11-12.

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Тема: «Культура Древнего Рима».

Тип урока: лекция с демонстрацией.

Вопросы:

  • официальная идеология имперского Рима;
  • развитие придворного искусства;
  • расцвет художественной культуры Древнего Рима;
  • сложение позднеантичной культуры.

Цели урока:

  • усвоение информации по теме;
  • анализ лекционной информации.

Задачи урока:

Изучение культуры и искусств Римской империи 1 в. до н.э.
-2 в н.э.

Введение.

В период с 3 в. до н.э. по конец 1 в. до н.э. были заложены основы позднеантичной культуры, активно проявившейся в период классики.

Ранние империи (27 г. до н.э. - 2 в. н.э.).

При римском императоре Октавиане Августе - «золотой век» искусства и культуры («Век Августа»); окончание процесса синтеза греческой и римской культур.

Мировоззрение эпохи.

Развитие официальной идеологии «императоры и римский народ»; воспевание заслуг императоров, прославление Империи. Отражение событий в грандиозном строительстве. Появление религиозных сект, культивирование некоторых религиозных систем покорённых народов; зарождение христианского учения.

Литература.

Классическая римская поэзия: Публий Вергилий Марон - героизация «римского духа» (поэмы «Энеида», «Буколики»), эпическая поэзия (цитирование); Публий Овидий Назон - любовная лирика (поэмы «Метаморфозы» , «Наука любви» , «Фасты» - о римских праздниках (цитирование); Квинт Гораций Флакк -оды, стихотворные послания; идеи любви, дружбы, свободы, политики.

История.

Идеализация Рима; идеи патриотизма, почитание богов в трактате Тита Ливия «История Рима от основания города». (Вопрос: есть ли аналогии подобных произведений?).

Архитектура.

Возвеличивание Рима; переход от кирпича к мрамору.

Храм Марса Ультора (Мстителя) на Форуме - коринфский ордер, колонны 18м.

Храм Аполлона на Палатине - великолепие и грандиозность в греческой традиции.

Алтарь Мира на Марсовом поле - стелы с рельефами, торжество и благополучие. (Вопрос: как понимали римляне «правильный» миропорядок?).

Римский Пантеон - храм всех богов (впервые в античности); купол диаметром 43м. (Вопрос: почему именно в эту эпоху создали подобное сооружение?).

Живопись.

Главенствуют многоцветные мозаики и настенная живопись(фрески).

Фрески г. Помпеи - история обнаружения памятника; в сюжете - история, мифология, быт; аналогия с греческим (слайд-шоу, репродукции).

Скульптура.

Реализм как отражение традиций.

Статуи Пантеона - изображения всех римских богов.

Статуя Августа из Примапоры - величественность и реализм.

Портреты римской знати - психологизм, реализм, детальность (видеоряд, слайд-шоу).

Империи 1-2 вв.

Поздняя классика - расцвет Рима в политике, науках, искусствах. Времена правления императоров Калигулы, Нерона, Клавдия, Тиберия; при последнем -события в Иудее (казнь Христа). В провинциях Рима - рост культурной жизни.

Литература.

Жизнеописания, мораль, история искусств в работах Плутарха (миф об Атлантиде). Публицистика: Дион Хризостом (Злотоуст) - писатель и оратор.

Гай Светоний Транквилл - биографии цезарей, частная жизнь правителей (цитирование).

Жанры и их развитие: римский роман - Петроний («Сатирикон»), Апулей («Метаморфозы или Золотой осёл»); эпистолярный жанр - послания сенатора Плиния Младшего к императору Траяну (ораторское искусство); проза -сочинения Лукиана ; сатиры и эпиграммы - наблюдательность и остроумие в эпиграммах Марциала , бичевания пороков в сатирах Ювенала ; лирическая поэзия Лукиана (цитирование).

История.

Драматизм истории римского общества в работах Корнелия Тацита. Историки империи: Гай Светоний Транквилл, Аппиан (цитирование).

Философия.

Философы-гуманитарии расцвета Империи: Эпиктет, Марк Аврелий , Секст Эмпирик .

Величайший классический философ Сенека- множество книг, трактатов, речей (цитирование).

Науки.

Деятельность универсалов-энциклопедистов: Клавдий Гален , Клавдий Птолемей , Сальвий Юлиан , Плиний Старший.

Архитектура.

Грандиозность строений: Новый Императорский дворец Тиберия на Палатине - основы новаторской планировки.

Новый дворец Нерона («Золотой дом») - отделка золотом, драгоценным камнем. Расширение для парадных шествий центральных улиц Рима (проспекты , страды ).

Театр Колизей - 4 этажа, эллипс с окружностями 524 м., совмещение различных ордерных систем, 50 тыс. зрителей, 6 тыс. гладиаторов, сотни статуй и рельефов.

Триумфальные арки императоров Тира , Септимия, Константина .

Форум Трояна - частичная перестройка центра Рима архитектором Аполлодором . (Вопрос: для чего, с какой целью императоры перестраивали центра Рима; что вы знаете о деятельности архитектора и скульптора Аполлодора? ).

Базилика Ульпия - центральная часть комплекса Форума, в т.ч. триумфальная колонна императора Траяна .

Строительство культурно-клубовых комплексов бань- термы .

Активное строительство в провинциях - храмы, порты, цирки, театры. (слайд-шоу).

Скульптура.

Сооружение памятников, возвеличивающих императоров - конные статуи(к.ст. императора Марка Авелия) ; сооружения квадриг - статуй колесниц для украшения фризов (слайд-шоу, видеоряд).

Подведение итогов урока.

Задание на дом:

  • анализ конспектов лекций;
  • ответы на вопросы урока;
  • усвоение знаний по развитию классического периода древнеримской культуры.

УРОК №13.

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Тема: «Культура Древнего Рима».

Тип урока: лекция с демонстрацией.

Вопросы:

  • изменение мировоззрения эпохи;
  • появление новых религиозных систем;
  • общественные изменения;
  • падение и угасание культуры;
  • распад государственной системы;
  • преемственность римских культурных традиций;
  • доклады и рефераты по разделу.

Цели урока:

  • усвоение информации по теме и в целом по разделу;
  • аналитические выводы по разделу «Культура античного Средиземноморья».

Задачи урока:

  • изучение культуры и искусств Римской империи периода упадка;
  • подведение итогов развития античной цивилизации.

Введение.

К началу 3 в. - объективный закат цивилизации античного Средиземноморья и начало последней эпохи древнего искусства.

Римская Империя периода упадка (3-5 вв.).

С 3 в. - максимальные территориальные размеры Империи сокращаются, гражданские войны, политические перевороты, сепаратизм провинций, варвары - неримляне становятся солдатами, чиновниками и даже императорами. Упадок религии (распространение сект), деградация наук (Дион Кассий «Римская история»).

Скульптура.

Художественный стиль «Римский портрет» - портреты императоров Филиппа Аравитянина , Каракаллы , Веспасиана и др., передача характеров и наклонностей.

Философия.

Появление христианского учения, деятельность христианских богословов 4-5 вв. Василия Великого , Иоанна Златоуста , Амвросия Медиоланского , Аврелия Августина (создатель христианской философии и истории) (цитирование). В 313 г. эдикт о легализации христианства; в кон. 4 в., при императоре Феодосии I, христианство становится государственной религией.

Архитектура.

Перестройка храмов в церкви; главенствует базиликальная система. (плакат с репродукцией).

Исторические изменения.

После смерти императора Константина (337г.) - кризис Империи: нападение варваров, потери провинций, разрушение экономической системы. 395 г. - раздел на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь) империи. В 410 и 455 г. Рим захватывали и разграбляли готы и вандалы. В 476 г. Западная империя прекращает существование; остаётся Восточная империя - Византия. В 476 г. - заканчивается период античности.

Архитектура периода распада.

Строительство отдельных колоссальных сооружений: т ермы Диоклетиана - гигантский комплекс; дворец Диоклетиана в г. Сплит - идея грандиозности имперской власти.

Скульптура периода распада.

Попытка отразить отображение души в стилистике « Эстетика Плотина » -портретное искусство.

Живопись конца периода.

Сочетание египетских традиций захоронение и греческой эстетики в стилистике «Фаюмский портрет»(источник православной иконописи), символизм в искусстве - безжизненность тела, глубокая работа души.

Уроки МХК

Слайдов: 21 Слов: 1658 Звуков: 0 Эффектов: 0

Современный урок. Мхк. Современный урок МХК. Целевая установка урока. Отбор содержания. Главный критерий отбора произведений – целесообразность включения произведений разных видов искусства в образовательный процесс. Принципы отбора произведений: Принципы изучения произведений искусства 1.Принцип относительной суверенности Искусство рассматривается как суверенная область духовной жизни человека. Различные виды искусства рассматриваются и воспринимаются как относительно суверенные, каждый из видов обладает собственным художественным языком, специфическими приемами создания художественного образа. - Уроки МХК.ppt

Уроки искусства

Слайдов: 21 Слов: 529 Звуков: 0 Эффектов: 0

Профессиональная педагогическая деятельность. Главная идея моей педагогической системы работы: Методическая проблема: Типы уроков: Урок изобразительного искусства. Методы работы: Словесные, наглядные, интегрированные, практические, творческие. Показатели эффективности моей деятельности по обучению школьников: Кабинет ИЗО. Фотография. Работы детей. Львенок на острове. Подводный мир. Гадкий утенок. Научно- исследовательская работа. 6б класс. Итоги внеклассной работы. Награждена благодарственным письмом Ужурской детской школы искусств. Была награждена грамотой Ужурской детской школы искусств. - Уроки искусства.ppt

УМК по искусству

Слайдов: 64 Слов: 1695 Звуков: 0 Эффектов: 1

Учебные программы. Основные этапы изучения курса. Структура курса. Учебник для 5 класса. Учебник для 6 класса. Учебник для 7 – 9 классов. Учебник МХК для 10 класса. Учебник МХК для 11 класса. Особенности построения УМК в 10 -11 классах. Аполлон и музы Парнаса. Орфей и Эвридика. У истоков театрального искусства. Священный идеал материнства. Герои и защитники Отечества. Идеалы благородного рыцарства. Человек в художественной летописи мира. Человек в мире природы. Пьета – библейский сюжет. Создай свой миф. Художественные символы народов мира. Героический эпос народов мира. Танцевальная культура народов мира. - УМК по искусству.ppt

ИКТ на уроках МХК

Слайдов: 31 Слов: 1452 Звуков: 0 Эффектов: 4

«Использование информационных технологий на уроках мировой художественной культуры». Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением: информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Дидактические возможности ИКТ: Основные задачи моей работы: Изучение учебных возможностей учащихся. - ИКТ на уроках МХК.ppt

Преподавание МХК

Слайдов: 17 Слов: 1448 Звуков: 0 Эффектов: 0

Сведения о преподавании предмета «Мировая художественная культура» в 5-11 классах общеобразовательных школ в 2009-2010 учебном году. Сведения о количестве обучающихся по предмету «Мировая художественная культура». Сведения о специалистах, ведущих занятия по предмету «Мировая художественная культура», прошедших курсы ПК по преподаванию предмета МХК. Сведения о количестве обучающихся по программам и учебникам, по которым ведется преподавание предмета «Мировая художественная культура» (федеральный перечень). Сведения о количестве обучающихся по программам и учебникам, по которым ведется преподавание предмета «Мировая художественная культура» (региональный перечень). - Преподавание МХК.ppt

Преподавание МХК в школе

Слайдов: 33 Слов: 749 Звуков: 0 Эффектов: 19

Особенности преподавания предмета «мировая художественная культура» в школе-интернате «интеллектуал». ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД СЛОВОМ «культура»? Понятие «культура» многозначно. Первоначально латинское слово «культура» обозначало «возделывание земли». Мировая художественная культура как школьный предмет. Искусство. Философия. Литература. История. Иностранные языки. Организация преподавания МХК в школе «Интеллектуал». ПРАКТИКУМ по МХК – ФОРМА УГЛУБЛЁННОГО ИЗУЧЕНИЯ. Новационные формы и методы преподавания предметов области «искусство» в школе «интеллектуал». Тематическое планирование по историческим блокам. - Преподавание МХК в школе.ppt

Электронные учебники по МХК

Слайдов: 38 Слов: 4513 Звуков: 0 Эффектов: 0

Мировая художественная культура. Современное российское искусство. История искусства. Музыкальный класс. Электронный ресурс. Русский музей. Шедевры музыки. Шедевры архитектуры. Сокровища мирового искусства. Шедевры русской живописи. Мир Леонардо Да Винчи. Что такое искусство. Архитектура России XII-XIX вв. Русские императорские дворцы. Русская изба. Великий Эрмитаж. Русский музей. Россия 20 век. Россия ХХ век. Кузьма Петров – Водкин. Илья Репин. Иван Шишкин (1832-1898). Василий Суриков (1949-1916). Борис Кустодиев. Сальвадор Дали. Библейские образы в искусстве. Михаил Врубель. - Электронные учебники по МХК.pptx

Программа по художественной культуре

Слайдов: 18 Слов: 880 Звуков: 0 Эффектов: 70

Искусство – вид духовного освоения действительности. Актуальность. Результаты исследования. Особенности психологического облика детей старшего дошкольного возраста. МХК - как комплексное освоение видов искусства. Музыка. Литература. Живопись. Изменения и дополнения в Программе. Цель. Задачи. Принципы Программы. Принцип тематизма. Принцип систематичности и последовательности. Принцип интеграции и "синкретизма". Принцип дифференциации и индивидуализации (вариативности). Принцип креативности (организации творческой деятельности). Методы Программы. Метод создания художественного контекста. - Программа по художественной культуре.ppt

Школа искусств

Слайдов: 12 Слов: 1431 Звуков: 0 Эффектов: 0

Муниципальные образовательные учреждения культуры дополнительного образования детей Железнодорожного района. Образовательный профиль современной детской школы искусств. Развитие вариативности образовательных программ художественного образования. Природа школьного контингента детской школы искусств. Образовательная среда как фактор, обеспечивающий достаточность качественного образования. Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития художественного образования. Проектная деятельность детской школы искусств. С.В.Рахманинова» www.dmsh7.ru. Проектная деятельность детских школ искусств. - Школа искусств.ppt

Тест по МХК

Слайдов: 35 Слов: 307 Звуков: 0 Эффектов: 0

Тест по МХК. Миф. Античность. Найдите соответствие. Гермес. Аполлон. Подбери атрибуты Зевсу. Перун и скипетр. Подбери атрибуты Гефесту. Молот и наковальня. Подбери атрибуты Посейдону. Трезубец. Выберите предмет. Прометей подарил людям огонь. Ахилесова пята. Муки тантала. Гордиев узел. Дамоклов меч. Культура. - Тест по МХК.pptx

Задания по МХК

Слайдов: 13 Слов: 445 Звуков: 0 Эффектов: 0

Тест по МХК. Выберите признаки, отличающие первобытное изобразительное искусство. Первобытные сооружения архитектуры, имеющие культовое значение. Основная функция. Отметьте виды искусства, зародившиеся в первобытном обществе. Одним из главных архитектурных сооружений были пирамиды. Архитектурный комплекс Древнего Египта. Каким правителям посвящен храмовый комплекс Абу-Симбел. Выберите виды скульптурных изображений. Отметьте виды искусства, развитые в Древнем Египте. У каких народов древних цивилизаций была развита письменность. Центры древних цивилизаций Америки. - Задания по МХК.pps

Вопросы по МХК

Слайдов: 18 Слов: 443 Звуков: 0 Эффектов: 0

Контрольные вопросы по МХК 9 класс. Своеобразие литературных традиций. Архитектура народов мира. Какие бывают избы. Изобразительное искусство народов мира. Декоративно-прикладное искусство. Назовите японские праздники кукол. Художественные промыслы России. Праздники и обряды народов мира. Театр мира. В каких произведениях мы можем встречать скоморохов. Музыка народов мира. Какую мы музыку можем слушать в православном храме. Опишите устройство колокола. Самобытность музыкальной культуры. Танцевальная культура. Какие вы знаете современные танцы. - Вопросы по МХК.ppt

Урок-игра по МХК

Слайдов: 50 Слов: 706 Звуков: 5 Эффектов: 17

Цари. Этапы игры. Блиц. Какое произведение считается первой русской национальной оперой. Художник. Классицизм. Великий русский баснописец. Картины. Французский архитектурный стиль. Бурлаки. Томский собор. Шпиль Санкт-Петербургского Адмиралтейства. Памятник скульптора Ивана Петровича Мартоса. Христа Спасителя. Музей. Сын русского композитора. Произведение скульптора. Автор картины «Меншиков в Березове». Сын боевого генерала всю жизнь лепивший лошадей. Архитектор храма Христа Спасителя. Произведения русских художников. Он строился сорок лет и являлся самым большим зданием. Название памятника Александру I. - Урок-игра по МХК.ppsx

Проекты по МХК

Слайдов: 13 Слов: 637 Звуков: 0 Эффектов: 70

Творческий проект на уроках мировой художественной культуры. Искусство. Культурная адаптация школьников. Проект в рамках курса МХК. Проектная компетентность. Основные требования к проекту. Творческий проект. Планирование. Мультимедийная презентация. Проект. -

Серажидинова Наиля Шамилевна
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22"
Краткое описание работы: Цель: Охарактеризовать эстетику римской архитектуры.Задачи:1. Познакомить обучающихся с развитием римской архитектуры, её выдающимися памятниками.2. Формировать у обучающихся умение адекватно воспринимать и оценивать произведения архитектуры. 3. Показать значение и роль архитектуры Древнего Рима в развитии мировой культуры.

Дюняшева Лина Борисовна
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей №8
Краткое описание работы: Обучающиеся познакомятся с понятиями «знак» и «символ», «Анаморфозы»; научатся анализировать произведения изобразительного искусства посредством символики; развитие устной речи, расширение кругозора обучающихся, формирование креативного мышления в рамках урока, создание арт-объекта.

Мировая художественная культура является предметом в российских школах, на котором изучаются основы художественной культуры. Преподавание МХК ведется в 10-11 классах. На нашем сайте материалы по мировой художественной культуре представлены в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное планирование […]


План-конспект урока по МХК по ФГОС

В данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по МХК. Конспект урока мировой художественной культуре представляет собой подробный план, включающий содержание и подробное описание этапов занятия по этой учебной дисциплине.

Грамотно составленный конспект урока служит преподавателю опорным планом проведения занятия, а также является документом, который используется при аттестации учителей МХК. Поэтому можно сказать, что планы-конспекты уроков играют важную роль в процессе построения грамотного и эффективного процесса обучения мировой художественной культуре в школах России.

По новым требованиям государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) план-конспект урока МХК должен отвечать следующим требованиям: цели, задачи и методы проведения урока должны отвечать возрастной группе учеников, цели и задачи занятия должны быть четко сформулированы, ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей.

Главными составными элементами конспекта урока по МХК являются: тема, цели, задачи, вид, форма проведения, последовательность этапов, методические материалы и техническое обеспечение.

На учебно-методическом портале Конспектека можно скачать конспекты уроков мировой художественной культуры бесплатно

Преподаватели могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем Интернет-ресурсе и получить именные свидетельства о публикации авторского материала. Размещая свои наработки, Вы даете другим учителям МХК перенять Ваш опыт и помогаете коллегам совершенствоваться. Все авторские наработки по МХК на нашем портале можно совершенно бесплатно скачать в целях ознакомления.

Помимо конспектов по мировой художественной культуре на нашем сайте Вы найдете разработки по географии , русскому , математике и всем другим предметам из учебной программы российских школ.

Вельфлин изучал историю искусств и философию в Базельском университете, Берлинском университете и Мюнхенском университете.Базельском университете Берлинском университете Мюнхенском университете В 1886 году была опубликована диссертационная работа Вёльфлина (нем. Prolegomena zu einer Psychologie der Architektur). В этом же году, закончив обучение, Вельфлин отправился в Италию, а уже в 1888 году он опубликовал работу, явившуюся результатом этого двухлетнего путешествия по Италии «Ренессанс и Барокко» (нем. Renaissance und Barock).1886 году нем.Италиюнем. Генрих Вёльфлин (1864 – 1945) Генрих Вёльфлин родился в образованной швейцарской семье. Его отец был специалистом по античности и являлся одним из составителей Thesaurus Linguae Latinae справочника-тезауруса по латинскому языку.Thesaurus Linguae Latinae


Под этим понятием, мы понимаем продолжительный период времени, отличающийся характерными особенностями в развитии общества и его культуры. АНТИЧНОСТЬ СРЕДНИЕ ВЕКА ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ Уникальный и недосягаемый образец это искусство- ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Доколумбовой АМЕРИКИ ВИЗАНТИИ Средневекового ВОСТОКА Культурно – историческая эпоха


Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие Абель, () и Евгений, ()). Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше () дочь нантскогосудовладельца, была роялисткой- вольтерьянкой.Абель ЕвгенийЖозеф Леопольд Сигисбер Гюгонаполеоновской Софи Требюшенантского Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (), в Италии(1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.Марселе КорсикеЭльбе Италии 1807Мадриде 1811Париж В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.генералом Лагори Виктор Гюго ()




















40 – 4 тыс. до н.э. – каменный век. В нем различают три этапа: палеолит (40 – 12 тыс. до н. э.) мезолит (12 – 8 тыс. до н. э.) неолит (тыс. до н. э.) «Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья... Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.» Лукреций, римский поэт и философ I в. до н.э. Периоды истории человечества и его культуры.































МЕНГИРЫ – это продолговатые камни- столбы или плиты любой высоты (от 1 до 20 метров). Устанавливались они вертикально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонтально клали другую. Менгиры использовались для совершения ритуальных обрядов на месте памяти предков. МЕГАЛИТЫ (греч. «мегос»-большой и «лотос»-камень)