Монотипия "Озеро Байкал". Рисование пейзажа поэтапно для детей 6-8 лет
Мастер-класс по рисованию пейзажа для детей 6-8 лет "Озеро Байкал"
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская области. (Александр Твардовский,1959)
Ход мастер-класса:
Начинаем работу с подготовки листа бумаги к работе, так как основная часть рисунка будет состоять из отпечатков нам необходимо согнуть лист пополам по горизонтали, и хорошо отгладить линию сгиба. Затем с помощью простого карандаша нужно нарисовать линии будущего рельефа местности.
Что вы делаете, когда испытываете беспокойство? Или тревогу? А пробовали применить арт-терапию? Говорят, очень помогает. Одним из видов такой психологической разрядки является монотипия. Причём применяется эта техника уже с детского сада. Конечно, не для снятия стресса (разве что воспитателем), а для развития творческого потенциала карапузов. Рассмотрим тонкости составления занятия по монотипии в детском образовательном учреждении.
В переводе с греческого монотипия обозначает рисунок одного отпечатка. На поверхность (гладкую, шершавую) наносится изображение, затем к картинке прикладывается лист бумаги, прижимается, аккуратно отделяется - рисунок в технике монотипии готов.
Профессиональные рисунки в технике монотипии - это совершенно неповторимый жанр творчесвта
Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизавете Кругликовой, которая пролила краску на печатную доску, приложила бумагу, чтобы вытереть пятно, а когда подняла лист, то увидела интересный образ. Впоследствии она неоднократно пользовалась этим приёмом для создания своих картин.
В детском саду монотипия начинает применяться в работе с детьми 4–5 лет, то есть в средней группе. В этом возрасте ребята уже могут дополнять рисунки собственными образами, а не только повторять действия воспитателя. Полученные с помощью оттиска изображения можно оставлять в том виде, в котором они получились, а можно дорисовывать отдельные детали для более отчётливой картинки. Монотипия полезна для:
От тщательности подготовки занятия воспитателем зависит реализация поставленных задач. Так что этапу планирования нужно уделить достаточно времени и усилий.
Для монотипии можно использовать гуашь и акварель. Что касается последней, то её не стоит слишком сильно разводить водой, иначе изображение получится нечёткое. Акварель обладает неоспоримым преимуществом - она легко смывается, если, например, отпечаток немного расплылся. А вот из гуаши получаются очень красивые разводы.
Гуашь, разведённая водой, даёт очень яркие и красивые по форме разводы
В некоторых детских садах на занятиях изобразительным искусством используются акриловые краски. Но для монотипии они очень неудобны, так как быстро сохнут и практически не смываются.
Профессионалы используют для создания картин в технике монотипии масляные краски, но детям с ними работать сложно.
В качестве основы для рисунка (то есть самой «печатки») можно использовать:
Начало знакомства с техникой происходит с обучения создавать предметные изображения. Это значит, что лист бумаги складывается пополам, на одной части рисуем половину изображения и, пока оно не высохло, накрываем второй частью листа. Так получаются симметричные рисунки.
С детьми постарше можно применять пейзажную монотипию: на одной половине листа (или гладкой поверхности) рисуем пейзаж, совмещаем со второй частью и получаем цельный образ. Таким способом удобно рисовать, например, отражение леса в воде.
Следующий вариант создания оттиска на бумаге требует определённых навыков в работе. Нам потребуется пластмассовая доска. На неё наносится тёмная краска, затем ватной палочкой рисуется сюжет и прикладывается лист бумаги - получается отпечаток, похожий на рисунок, выполненный свечой.
Для тёмного фона можно использовать ватную палочку, которая просто вытрет контур, а для прорисовки узора на красках светлых тонов применяется кисточка с тёмной краской
Если для картинки используются светлые тона краски, то на доске рисуется образ красками потемнее, и используется кисточка, а не ватная палочка.
Ещё один необычный способ получить оттиск - смять лист бумаги и развернуть перед тем, как наносить на него краску. Так отпечаток получится более фактурным.
Дополнить полученную картинку можно двумя способами:
Для создания ярких рисунков часто оттиск дорисовывается карандашами, восковыми мелками или даже фломастерами. Это позволяет сделать необходимые акценты в изображении. Кроме дополнения композиции обведением, можно использовать:
Чтобы создать на занятии ситуацию успеха, когда каждый малыш чувствует себя причастным к общему делу, получает удовольствие от работы, педагогу нужно очень подробно разработать конспект урока.
Монотипия даёт детям ощутить радость творчества, не прилагая больших усилий и без особых временных затрат
Задачи занятия по рисованию с применением монотипии:
Не менее важно и рационально распределить время, отведённое на каждый из этапов работы над темой . Традиционно это три стадии освещения темы:
Поскольку монотипия не требует слишком много времени, основную часть можно урезать в пользу вводного и заключительного этапов. Но не более, чем на 6–7 минут.
Ниже приведён фрагмент конспекта, который может быть использован в подготовке занятия с детьми в детском саду.
Ниже приводятся несколько инструкций работ в технике монотипии.
Дети наносят краску так, чтобы получился контур крыла бабочки
Инструкция:
Для этого рисунка потребуется лист-основа (или плитка) и ватная палочка.
Чем ярче оттенок синего, тем отчётливее будут видны узоры
Инструкция:
Этот пример монотипии показывает, как создать отражение в воде.
Пейзажи в технике монотипии получаются очень живыми и яркими
Инструкция:
Благодаря монотипии дети учатся создавать симметричные изображения
Бабочек можно рисовать точками, используя пальчики или ватные палочки
Рисунки в технике монотипии можно дополнять аппликацией, например, пингвинами, наблюдающими северное сияние
Какие-то образы можно планировать заранее, а какие-то получаются уже после высыхания отпечатка
Сложность рисунка бабочки зависит и от формы крыльев: она тем проще, тем младше дети
Мастер-класс рассчитан для детей 6-7 лет, воспитателей, педагогов дополнительного образования, творческих родителей.Передать неповторимый образ моря нам поможет техника рисования - монотипия.
Монотипия - (от гр. мonos - один и typos - отпечаток) - вид печатной графики, в котором с каждой пластины можно получить только один отпечаток. Техника монотипии заключается в нанесении красок кистью от руки на гладкую поверхность (металл, стекло, пластик и др.). Отсутствие тиражей в монотипии восполняется спецификой фактуры и необычными эффектами тональных переходов, а также уникальностью, неповторимостью каждого оттиска.
Прелесть монотипии в том, что существует в ней непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все, же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия рисования.
Море, как и человек, на каждой картине имеет свой характер. То спокойное и тихое, то вдруг подул ветерок, и море стало игривое и взволнованное. На небе собрались тучи, и море становится сердитым. И чтобы предать такой разный характер моря художник использует различные цвета.
Море спокойное, тихое - цвета светлые, краски: синие, голубые, белые.
Море взволнованное, игривое - цвета чистые яркие: синие, желтые, изумрудные, фиолетовые.
Море тревожное, грозное, сердитое - цвета тёмные: зеленые, синие, черные.
Назначение: По данному мастер-классу можно нарисовать море в технике монотипия.
Цель: Развитие творческого воображения и интереса к изобразительному искусству.
На стекле, быстрыми мазками, рисуется небо и море. Чтобы нарисовать спокойное море нужно брать больше светлых цветов, если взволнованное море, то - ярких, чистых, если грозное - тёмных;
Затем положить на стекло лист бумаги, предварительно проверив, чтобы краска была влажной, прижать и разгладить бумагу, стараясь не сдвигать лист;
Осторожно снимаем бумагу. Можно снимая потянуть в сторону, тогда море получится спокойным. Если снимать снизу в верх море получиться более взволнованным.
Вот и получился отпечаток. Если краска подсохла и плохо отпечаталась нужно снова нанести краску, добавляя немного воды. Можно сделать несколько отпечатков и выбрать тот, что больше нравится.
Когда отпечаток моря готов, можно оживить его и дорисовать тонкой кистью разные детали: кораблик, солнце, облака, пену на волнах, чаек…
Цели урока:
1) развивать навыки работы в технике “монотипия”;
2) обучать приемам техники “монотипия”, изображению природы;
3) развивать творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы;
4) воспитывать интерес и любовь к искусству.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: рисование по представлению.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Приемы: педагогический показ, сравнение.
Оборудование: компьютер, проектор.
Материалы: бумага формата А3, масляные краски, слабопахнущий растворитель, оргстекло, кисти, салфетки, валик.
Тема нашего урока: “Пейзаж в технике монотипия”.
Что же такое монотипия?
Монотипия - уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Монотипия: два слова: “моно” и “типия”. Монотипи?я (от “моно” – один и греч. “типос” - отпечаток, оттиск, касание, образ...) - вид печатной графики.
Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью.
Техника монотипии известна с XVII в., однако распространение получила только с конца XIX в. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой (“Концерт в кафе “Амбассадор”). Слайд 3
Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново “открывшей” эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. В начале ХХ века русская художница Елизавета Кругликова, работавшая над цветным офортом, самостоятельно “открыла” монотипию. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы. Слайд 4
Главным отличием монотипии является неповторимость работ, и большой элемент случайности в окончательном результате. С помощью монотипии легче создать абстрактный образ, чем изобразительный. Однако и в создании изобразительных образов монотипия обладает большим потенциалом зрелищности и неожиданности.
Основной сложностью при выполнении
изобразительных работ текучими красками
является предвидение и контроль поведения
краски после разделения матрицы и бумаги.
Элемент непредсказуемости, уникальность,
легкость выполнения, богатство возможностей
хорошо характеризуют монотипию как графическую
технику.
Метод выполнения монотипии можно описать просто – любая красящая субстанция наносится на любую гладкую или фактурную твердую поверхность, затем производится печатание путем прижатия к матрице целевой поверхности оттиска.
При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный (стоха) характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь некоторые.
Перейдем к более подробному
рассмотрению материальной части данной
техники.
Начнем с красок.
По отношению к краскам эта
техника всеядна! “Акварель, гуашь, темпера,
акрил, масляные краски, офортные, типографские,
для полного отрыва можно использовать и
строительные виды красок. Краски используются
как с разбавителями, так и в чистом виде - в
зависимости от задач. Также широк и многообразен
выбор поверхностей, с которых можно делать
оттиски: бумага, различные виды картона, пластик
разной толщины, пластины из разных металлов:
цинк-медь-сталь-латунь. А также стекло, оргалит и
фанера! Холст и дерево, камень! Главное, чтобы
фактура поверхности соответствовала задачам и
целям художника”.
Относясь к типам красок, следует отметить, что в зависимости от цели, художник должен варьировать густоту и текучесть краски согласно целям своей работы. При высокой текучести краска образует характерные фрактальные образования, а при высокой густоте или, наоборот, при сильной разжиженности и тонком слое нанесения – фактуры, схожие с точечными или образованными мелкими пятнами. Фактуры эти равномерны при разжиженной краске и повторяют движения и фактуру кисти (как полусухой тушевой кисти) при большой густоте. Однако окончательного обобщения здесь сделать нельзя, – все зависит от выбранного автором типа красочного материала. Например, при работе маслом фрактальные образования будут, скорее всего, в области объемной фактуры одного цветового пятна.
Что же касается поверхности, то тут любой выбор будет обуславливать вид работы. В расчет следует принимать смачиваемость матричной поверхности и ее способность к впитыванию красочного материала и растворителя (воды или другого) как факторы, важные для создания работы. В частности, например, при акварельной монотипии, если поверхность сильно впитывает краситель, а требуется высокая прозрачность, то следует ожидать белых пятен. При монотипии, например, гуашью, если поверхность сильно впитывает растворитель, то можно предположить, что густота краски будет более высокой, и т. д.
Таким образом, с помощью красочного
материала, поверхности матрицы и поверхности, на
которую производится печать, можно косвенно
контролировать окончательный результат.
Краска наносится на поверхность также
различными инструментами: рука и пальцы
художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в
том числе фигурные. Также применяются валики с
различными фактурами. Ну и напоследок, тем,
что придет в Вашу творческую голову.
Для отпечатка с листов пластика и металлических
листов используют офортные станки. Для отпечатка
с литографского камня - используется
литографский печатный станок.
Для выбирания краски с печатной поверхности
используют, начиная от простой ткани, до
всевозможных специфических материалов: спички,
стальная губка для чистки посуды, ватные
палочки...
Первый способ, из самых простых, его еще называют - “фрактальная монотипия”.
Берете выбранную твердую поверхность, в творческом порыве наносите краску нужным вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии”.
Следует заметить, что создание образа и расположение фрактальных узоров можно контролировать. Производится это с помощью расположения более текучей краски там, где должны проявиться фрактальные узоры. Важным является то, что узоры начинают проявляться при нарушении пленки поверхностного натяжения, что происходит, когда работа отделяется от матрицы. Таким образом, направление ветвления фракталов можно контролировать с помощью направления отрыва работы. То есть если вы оторвете работу сверху вниз, то есть за верхний край, то фракталы скорее всего будут ветвиться в противоположном направлении.
Второй способ. Слайд 6
Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!
Третий способ. Слайд 7
Пишете художественное произведение масляными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст - аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.
Четвертый способ. Слайд 8
Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.
Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Если вы не уверены в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать произведение на листе, то, до того, как вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее начинаете рисовать то, что наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки - все зависит от толщины линии, которую хотите получить.
Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист.
Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу.
Пятый способ. Слайд 9
Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: перемешивая краски черенком кисти, можно увидеть тот неповторимый узор, который, как вам кажется, необходим.
Надо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду (один край, а потом только, как бы по дуге, второй край). И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде, краски создают удивительные живописные сочетания, как в калейдоскопе.
Шестой способ - смешанная техника Слайд 10
Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.
Сама прелесть монотипии в том, что существует в ней непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии - наверное, самое захватывающее из всего действия! Слайды 11-23
Задание. Изобразить пейзаж, используя технику “монотипия”.
Прежде, чем перейти к практической работе, давайте вспомним что такое “пейзаж”?
Жанр, в котором основным предметом изображения является природа, дикая или преображенная человеком, называется пейзажем (от французского paygag – природа).
Многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.
В творчестве художников-пейзажистов интересен не сам факт реалистического изображения природы, а скорее отражение субъективного, индивидуального взгляда на нее. Свое эмоциональное состояние человек часто ассоциирует с состоянием природы. Пейзажи способны выразить чувства людей, так как в них художники творчески воспроизводят виды природы. Она предстает перед ними окрашенной переживаниями, например, “радостной” или “мрачной”, хотя эти состояния природе вовсе не присущи.
Первый этап:
Для работы нам понадобится материал:
Третий этап:
Выбор темы, цветовой гаммы (в зависимости от эмоциональной окрашенности пейзажного мотива). Работа ведется так же, как вы пишите живопись с натуры или фантазируйте, придумывайте свои цветовые сочетания цветов. Цвет старайтесь брать чистым, ярким, насыщенным. Оттенки цвета благородными, приятными восприятию.
Можно подправить рисунок на стекле, используя шпатель, ватные палочки. Сбрызнуть растворителем.
Четвертый этап:
После того, как выполнили эскиз в цвете, мы берем лист бумаги, предварительно смоченный водой, чтобы масло не приставало к бумаге, и накладываем на окрашенную поверхность.
Пятый этап:
Следующий этап заключается в том, что вам необходимо аккуратно придавить лист, прокатать валиком. Поверх, в зависимости от задумки, черенком кисти можно прорисовать детали.
Шестой этап:
Далее вы аккуратно снимаете лист бумаги с оргстекла. Обращаю ваше внимание, что рисунок нужно снимать, держа уголок листа и медленно поднимая второй угол листа так, чтобы лист у нас не шевелился при снятии с поверхности.
Седьмой этап:
Затем полученный оттиск можно доработать, уточнив детали рисунка.
Во время работы звучит музыка Вивальди “Времена года”, звуки природы.
Познавая окружающий мир, дошкольники всегда стремятся отразить свои впечатления посредством изобразительной деятельности. Рисование приносит малышам много положительных эмоций, потребность в нем заложена у них на генетическом уровне. Чтобы творческие способности детей получали максимальное развитие, занятия в дошкольном учреждении не должны сводиться только лишь к стандартным способам изображения. Именно нетрадиционные техники, создавая атмосферу непринужденности, способствуют раскрытию детской индивидуальности. Один из интереснейших и оригинальных способов рисования в детском саду - это монотипия.
Суть рисования в технике монотипии заключается в том, что краска наносится на ровную гладкую поверхность, а затем отпечатывается на другой (основой может быть одна из сторон листа бумаги, сложенного вдвое, либо отдельный материал - станок). Результат такого процесса всегда уникален, работы редко бывают похожими. Полученный отпечаток оставляют в изначальном виде, но чаще дополняют образ характерными деталями.
Начальный этап рисования Самый интересный этап работы Готовое изображение можно дополнить деталями
Монотипия способствует развитию ребенка: совершенствует мелкую моторику, формирует такие важные психические функции, как мышление, воображение, память. Развивается цветовосприятие - малыш познает возможности цвета, проникается им. Сам процесс создания рисунка превращается в волшебное действие, игру, фокус.
Используя данную технику на занятиях в детском саду (они могут быть включены в план непосредственно образовательной деятельности либо выноситься как кружковая работа), получаются очень оригинальные изображения. Занятия по монотипии можно проводить уже во второй младшей группе. В этом возрасте малыши обычно изображают простые предметы - воздушные шарики, флажки, кубики и пр. Процесс рисования для них превращается в веселую игру.
Первые работы дошкольников - простые по форме фигуры
Детям нравится упражняться в технике монотипии
В среднем звене дошкольники уже успешно рисуют бабочку, рыбку, цветочки в вазе.
Бабочка - традиционный рисунок в технике монотипии
Рисунки воспитанников средней группы
Рисунок в средней группе в технике монотипии
В старшей и подготовительной группах дошкольникам предлагается создавать красивые пейзажные композиции в технике монотипии. Это осенние деревья с опадающими листьями, заснеженный зимний лес, морские переливы, морское дно, а также различные фантазийные работы.
Отметим, что лист бумаги при рисовании в данной технике можно складывать по-разному: по горизонтали, вертикали и даже с уголка. Первым способом обычно изображают деревья, отраженные в воде (речке или озере), рыбку. Вторым способом создается образ бабочки, цветочного букета, какого-либо животного или фантастического существа (в подготовительной группе так рисуют даже инопланетян).
Монотипия может выполняться с любой гладкой поверхности, что выгодно отличает ее от других видов печати. Разнообразие этой оригинальной технике придает форма поверхности и способ нанесения краски.
В качестве основы традиционно на занятиях используется обычный лист бумаги. Он может иметь квадратную форму: в этом случае бумагу можно сложить пополам по диагонали. Иногда, воспитатель предлагает дошкольникам шаблоны - это может быть вырезанный силуэт бабочки, рыбки, букета цветов и пр.
Кроме этого, есть и другие варианты основы - картон, целлофан, пластик, линолеум, стекло. Отметим, что последний материал в детском саду не используется из-за соображений техники безопасности. Отпечатывают же монотипию, ка правило, на бумагу (но в редких случаях и на ткань). Желательно, чтобы размер основы соответствовал размеру листа, на котором нужно отпечатать изображение.
Для техники монотипии подходят акварельные и гуашевые краски. При желании можно даже использовать расплавленные восковые мелки. Фактура изображения зависит от густоты краски. Так, гуашь почти непрозрачна, дает красивые разводы, однако, высыхая, она может стать блеклой (поскольку в ее основе лежит мел). Акварель более подходит для детского творчества - только нужно наносить ее на основу густо, не оставляя пробелов.
Отметим, что от густоты краски зависит фактура изображения - от легкого «ажурного» эффекта до яркого, насыщенного. При монотипии можно использовать краску одного цвета (монохромный рисунок) либо нескольких оттенков. Так же и основа может быть белой либо цветной (тонированной).
Дополнительные детали на получившемся в результате отпечатывания рисунке дети могут дорисовывать самыми разными инструментами - кистью, цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами и даже гелевой ручкой.
При создании композиций в технике монотипии дошкольникам необходимо освоить следующие основные приемы. Это, прежде всего, складывание листа бумаги пополам, надавливание, разглаживание и аккуратное притирание двух поверхностей.
Другой прием - это рисование на пластиковой доске. На поверхности наносятся пятна определенного цвета. Если у ребенка еще не возникла конкретная идея рисунка, он может просто использовать понравившиеся цвета. Для летнего пейзажа лучше выбрать соответствующие цвета - зеленый, голубой, чуть-чуть желтого и красного. Краски нужно смешать быстрым движением, иначе они успеют подсохнуть. Отметим, что сложные картины рисовать нет смысла, хотя, если у дошкольника есть такое желание, то можно попробовать.
После всех этих действий берется лист бумаги (в идеале его размер и форма соответствуют основе) и слегка прижимается к пластику руками. Поднимать рисунок нужно осторожно, за уголки. В результате получается уникальный оттиск, который невозможно в точности повторить. Такой результат, без сомнения, вызовет у ребенка восторг и удовольствие от возможности экспериментировать. С каждым разом его действия будут более уверенными.
После того, как рисунок слегка подсохнет нужно рассмотреть его, оценить все «удачные» и «неудачные» места, подключить фантазию и дорисовать недостающие детали. Например, у бабочки это будут усики, контур головки, пестрый узор на крыльях в виде кружков, полосочек и пр., у рыбки - хвостик, плавники, прорисовка чешуи. Таким образом, загадочные пятна преобразуются и рождается оригинальный образ.
В зависимости от инструментов, которые ребенок использует для дорисовки образа, отрабатываются соответствующие приемы. Если это кисть, то малыш использует навыки изображения всем ворсом либо кончиком. При рисовании карандашами регулируется сила нажима для получения нужного тона и обращается внимание на наклон инструмента.
ФИО автора | Название конспекта |
Курманова Т. |
(средняя группа) Образовательные задачи
: познакомить детей с новой техникой рисования - монотипией, учить складывать альбомный лист вдвое, совмещая углы.
Воспитатель сообщает ребятам, что когда она рано утром зашла в группу, то увидела, что по ней летают бабочки. Потом они все попрятались. Педагог просит дошкольников поискать бабочек. Дети находят их на шкафах, занавесках и пр. Ребята удивляются, что бабочки необычные - белые. Оказывается, это дождик смыл с них краску, когда они летели в детский сад. Затем воспитатель рассказывает детям сказку про бабочку. В ней идет речь о гусенице. Она была некрасивой, над ней все смеялись, и тогда гусеница решила спрятаться в кокон. Просидев там долгое время, она решила вылезти, но почувствовала, что на спинке что-то мешает - она превратилась в прекрасную бабочку с большими яркими крыльями. Воспитатель предлагает ребятам помочь белым бабочкам - сделать их крылышки такими же яркими и пестрыми. Проводится игра - ребята надевают на спину цветные крылышки. На ковре разложены цветочки. Бабочка должна прилететь на цветок, совпадающий по цвету с ее крыльями. Действия сопровождаются словами:
Затем дошкольники садятся за стол: цвет крылышек должен совпасть с цветом скатерти. Педагог обсуждает с детьми строение бабочки, напоминает, что у нее есть туловище и усики. |
Рикун Е. |
«Розы»
(старшая группа) Занятие проводится накануне Дня матери. Воспитатель спрашивает у ребят, что можно подарить маме, подводит итог, что маме будет приятен любой подарок, но особенно ее порадуют цветы. Дети размышляют, какие цветочки можно выбрать: розы, тюльпаны, ромашки, васильки, георгины и пр.
По картинке дети знакомятся со строением розы. Воспитатель подчеркивает, что у нее есть отличительная особенность - шипы. Заранее подготовленный ребенок рассказывает стихотворение о розе:
Педагог спрашивает мнение ребят о том, чем можно изобразить розу (красками, цветными карандашами, восковыми мелками), и предлагает им новый интересный способ - с помощью пленки, кисти и красок. А помогут ребятам в этом занятии их ручки.
Педагог приглашает дошкольников сесть за столы и внимательно рассмотреть материалы, с которыми они будут работать. Розу сначала нужно нарисовать на пленке. Затем, пока краска не успела высохнуть, нужно к пленке приложить лист бумаги и прогладить его рукой - получится отпечаток.
|
Богданова Н.В. |
«Деревья смотрят в озеро»
(подготовительная группа) Дети рассматривают пейзажные картинки, вывешенные на доске. Проводится мини-беседа об осени, ребята вспоминают названия осенних месяцев. Затем педагог приглашает дошкольников в «картинную галерею», где они под тихую музыку знакомятся с пейзажными репродукциями известных художников. Воспитатель рассказывает об особенностях этого жанра живописи. Дети указывают на картины, где изображена осень, обосновывают свое мнение. Педагог читает стихотворение З. Федоровской:
После обсуждения стихотворения воспитатель объясняет, как изобразить осенний пейзаж с помощью техники монотипии. Сначала лист бумаги нужно сложить пополам и развернуть. Выше линии сгиба будут располагаться земля и небо, здесь изображаются деревья, летящие птицы, а внизу - речка или озеро. Верхняя часть размывается голубой акварелью, смешанной с водой. После низ рисунка смачивается просто чистой водой. Лист нужно сложить пополам и прижать - внизу отпечатается голубое озеро, в котором отражаются все предметы, нарисованные в верхней части. Затем композиция дополняется мелкими деталями. Самостоятельная деятельность дошкольников. В конце занятия ребята рассматривают все рисунки и делятся впечатлениями. |
Быковская И. |
«Спящий зимний лес»
(подготовительная группа) Занятие начинается с сюрпризного момента - перед детьми появляется игрушечный попугай с шарфиком на шее. Он прилетел из жаркой Африки, где никогда не бывает снега. Африканским животным очень хочется посмотреть на зимний лес, увидеть сугробы и деревья без листьев. Ведь, они не верят, что деревья могут их сбрасывать - в Африке такого не бывает. Вот звери и послали попугая, чтобы он все посмотрел и рассказал им. Но попугай простудился и потерял голос. Он не сможет рассказать друзьям о том, что увидел. Помочь смогут только рисунки ребят с изображением зимнего леса (мотивация).
Проводится мини-беседа о том, за что мы любим зиму. Затем педагог предлагает ребятам совершить путешествие в зимний лес на воображаемых лыжах.
Дети имитируют ходьбу на лыжах и выполняют движение в соответствии со словами - игротренинг «В лес на лыжах мы пойдем»:
Педагог вспоминает с ребятами правила поведения в лесу. Также дошкольники вспоминают стихотворения о зиме.
Ребята садятся за столы. Воспитатель предлагает им нарисовать зимний пейзаж с помощью нетрадиционной техники - монотипии, объясняет, что эта работа требует усидчивости и быстроты. Нужно заранее продумать выбор красок, дети вспоминают, как получить голубой цвет.
Под композицию П. Чайковского «Времена года» дети рисуют. В конце занятия все вместе рассматривают работы, воспитатель замечает, что деревья получились как будто живые. |
Бабочка - один из самых популярных объектов, изображаемых в технике монотипии. Каждая работа неповторима. Пестрый узор отличает бабочку на рисунке «Бабочка-красавица», по контуру силуэт обведен фломастером, что делает рисунок еще более ярким. Нежную таинственную окраску в желто-синих тонах имеет «Мотылек». Композици «Солнечная бабочка» и «Голубая бабочка» украшены дополнительными деталями: солнышко, травка, цветочки. Сами же бабочки здесь имеют интересную форму крыльев. Оригинально и изысканно смотрится бабочка на рисунке «Красивая бабочка»: такой эффект возникает за счет комбинации двух нетрадиционных техник - монотипии и печатания листьями (усики дорисованы акварелью).
Фотогалерея «Бабочки в технике монотипии»
Рисунок акварелью Рисунок акварелью и фломастером Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Сочетание двух нетрадиционных техник - монотипии и печатания листьями
Очаровательные морские обитатели, похожие на волшебных существ, изображены на рисунке «Рыбки». Отметим очень красивый фон композиции, реалистично и в то же время волшебно передано морское дно с водорослями. Угрожающего вида рыба представлена на рисунке «Рыба-пила». Необыченым получился рисунок «Рыбки в аквариуме». Их окраска взаимодополняет друг друга: красная с белыми пятнышками и наоборот белая с красными пятнами.
Фотогалерея «Рыбки»
Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью
С помощью техники монотипии получаются очень красивые цветочные букеты. Яркая композиция с желто-красными бутонами представлена на рисунке «Букет для мамы», а «Ваза с цветами», наоборот, выполнена в нежных пастельных тонах. Загадочное и таинственное растение - это работа «Волшебный цветок».
Фотогалерея «Цветы»
Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью
Всегда завораживают пейзажные работы, выполненные в технике монотипии. Их можно разглядывать очень долго. Рисунки с горизонтальной симметрией - это, как правило, деревья, отраженные в водоеме (озере или речке). В этом плане интересны композиции «Красивые деревья», «Лес над рекой», «Краски осени». Работы с вертикальной симметрией - это отдельные красивые деревья (рисунки «Развесистое дерево», «Дерево с грушами». Также по-летнему очаровательно выглядит композиция «Яблоневый сад» - поражает многоцветьем красок. Интересны вариации на зимнюю тему - «Новогодняя елочка» и «Зимнее чудо».
Фотогалерея «Пейзажные композиции»
Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью
представляют большой интерес детские работы по замыслу. Фантазия ребенка в сочетании с техникой монотипой порой создает самые неожиданные и причудливые образы. Так, таинственно выглядит «Розовый бык», от которого веет добротой. На рисунке «Веселое солнышко» создается антропоморфный образ солнышка с большими глазами и улыбкой. Очаровательна и загадочна «Королева света». А «Зайка-побегайка» отличается от обычного животного своей расплывчатой необычной фигурой. Веселые сестрички-близняшки улыбаются нам с одноименной композиции. А «Веселые утята» почему-то отвернулись друг от друга.
Фотогалерея «Фантазийные мотивы»
Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью и фломастером Рисунок акварелью
В старшем дошкольном звене ребята с удовольствием фантазируют на космическую тему. С помощью монотипии создаются причудливые фантастические образы инопланетян - обитателей Марса, Юпитера, Сатурна. Дети даже придумывают им имена и пишут их на рисунке. Отметим, что все существа, каждое по своему необычное, имеют добродушный вид, ведь, детские работы в большинстве своем всегда позитивны.
Фотогалерея «Космос»
Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью и цветными карандашами Рисунок акварелью Рисунок акварелью
Чем разнообразнее и интереснее техники и приемы изобразительной деятельности при работе с дошкольниками, тем сильнее развиваются художественные способности малышей. В этом плане монотипия - действительно, волшебный способ рисования. В восприятии детей она похожа на сказку или фокус. Оригинальная техника позволяет раскрыться творческой натуре, что приводит к самым неожиданным результатам: ребенок будет любоваться своим рисунком и захочет рисовать снова и снова.