Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Караваджо взятие христа под стражу. Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»: история написания и значение полотна

Караваджо взятие христа под стражу. Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»: история написания и значение полотна

Животные - существа сугубо рациональные. Каждый предмет, каждая вещь для них, в первую очередь, утилитарное средство выживания, где нет места высокоморальным переживаниям, либо ты станешь очередным израсходованным звеном в пищевой цепочке, либо твоя жертва. Лишенным разума и подчиняющимся инстинктам самосохранения и размножения, животным чуждо понятие об искусстве и красоте - с точки зрения выживания эти понятия бессмысленны.

Вряд ли, допустим, рак-отшельник, найдя прекрасную и совершенную в своих формах раковину, станет любоваться ею, отступая на шаг и закатывая дробины глаз на стебельках. Он сразу же исследует ее на предмет пригодности к защите его тела и, если она не подходит, без сожаления бросит, отправившись искать другую, попроще, но понадежнее. Или белка - она не станет восхищаться, как князь Андрей Болконский, неповторимой корявости старым дубом на двух страницах собственных размышлений о смысле жизни и бытия, белке важны желуди и дупло, где можно безопасно спрятать натасканную еду и вывести потомство. И уж точно никто из животных не станет тратить время для создания услаждающего взор, но бесполезного сооружения или рисунка - это, с точки зрения природы, безмерная глупость, ставящая под угрозу само существование организма.

Другое дело человек, наделенный разумом и имеющий понятие о красоте - единственное на сегодняшний день живое существо, умеющее понимать и внимать искусству, абсолютно непригодному и ненужному для выживания, но дарящему душе наслаждение и отдохновение. Ради этого люди проводят по нескольку часов, а то и всю жизнь, в окружении произведений искусства, тратя драгоценные моменты отпущенной им земной жизни, дабы насладиться совершенством и красотой музыки, живописи, архитектуры или ручной работы изделий.

И лишь человеку свойственно оценивать произведения искусства во вполне осязаемом денежном эквиваленте, что в наше непростое финансово-технологичное время является аналогом гарантии выживания. Коллекционеры и ценители выкладывают миллионы, бьются насмерть на аукционах и идут на ухищрения и, порой, преступления, дабы стать счастливым обладателем картины или ювелирной безделушки, превосходно понимая, что с годами их ценность лишь возрастает, а, значит, это не только удовольствие от обладания - это еще и отличное вложение капитала. Недаром понятие «преступление века», как правило, относится к краже именно из музеев и с выставок произведений искусства, ибо шедевры неповторимы и уникальны, второго такого уже создано не будет, а рука давно усопшего мастера больше никогда не произведет на свет нечто подобное.

Наверное, именно этими соображениями руководствовалось преступное сообщество, похитившее летом 2008 года из одесского Музея западного и восточного искусства всемирно известную картину крупнейшего мастера барокко, итальянского живописца и реформатора европейской живописи XVII века Микеланджело Меризи да Караваджо «Поцелуй Иуды». Собственно говоря, автор называл это полотно «Взятие Христа под стражу», но в искусствоведческом сообществе прижился именно «Поцелуй Иуды» - евангелическое значение картины отражает глубокий смысл предательства, когда Иуда Искариот, один из учеников Иисуса, предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада.

Полотно размером 134х172,5 см датируется 1573-1602 годами. Известный российский дипломат и коллекционер Александр Базилевский приобрел его в Париже и в 1870 г. преподнес в дар великому князю Владимиру Александровичу. В начале XX века полотно было передано Одесскому художественному училищу, а в 20-е гг. поступило в галерею старинной живописи (ныне Музей западного и восточного искусства). Авторство Караваджо долгое время находилось под вопросом, пока в середине 50-х годов XX века московский искусствовед Ксения Малицкая не доказала принадлежность картины кисти великого мастера. В 2005 г. этот вывод был подтвержден испанскими экспертами. Экспертами аукциона «Сотбис» знаменитое полотно оценивалось в 50 миллионов фунтов стерлингов, что приблизительно соответствует 100 млн вечнозеленых американских долларов.

И вот, в ночь на 31 июля 2008 года неизвестные взломали окно на втором этаже здания музея в Одессе, забравшись туда по строительным лесам, вырезали картину из рамы и скрылись.

Кража повергла в шок сотрудников Одесского музея западного и восточного искусства, которые долго не могли прийти в себя после случившегося, ведь полотно «Взятие Христа под стражу или поцелуй Иуды» было здесь самым ценным экспонатом, которое привлекало внимание ценителей искусства всего мира.

Коварные злодеи проникли в музей ночью, разбив окно на втором этаже, где и находилась картина, - страдальчески заламывал руки директор музея Виктор Сергеевич Никифоров. - Рама была тяжелой, потому ее не взяли, а картину грубо вырезали, оставив кусочки полотна…

В музее объявили бессрочный санитарный день, а директор, Виктор Никифоров, даже заболел от тяжелых моральных переживаний и пребывал в постели дома в Одессе. Его можно понять - такие потрясения на работе, а тут еще и в семье неурядицы - дочь спуталась с сомнительными личностями с Кавказа и объявила, что в очередной раз выходит замуж, причем без документального оформления, чисто по Шариату…

А тем временем, полотно великого мастера было объявлено в розыск по всему миру. Интерпол отслеживал всех крупных потенциальных коллекционеров - ведь ясно, что такие картины не воруются просто так, они похищаются только по особому заказу, причем, как правило, с предоплатой. Такие образы неоднократно обыгрывал Голливуд и даже наше кино в свое время в бессмертных «Стариках-разбойниках» довело тему «похищений века» в комедийной форме до советских трудящихся.

Следователи работали круглосуточно. Главным управлением Министерства внутренних дел Украины в Одесской области сразу была создана оперативно-следственная группа для раскрытия дела о краже картины, резонанс был настолько большой, что при расследовании дела бывали случаи, когда сотрудники Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Одесской области по звонку из Киева садились в автомобиль и в тот же день доставляли материалы дела в Генеральную прокуратуру. И постепенно стали выясняться подобности происшедшей кражи.

В первую очередь, следствие обратило внимание на загадочную насильственную смерть в день похищения картины известного коллекционера из Харькова, Николая Пономаренко. По одной из версий известный антиквар мог быть причастен к преступлению. У него дома даже проходил обыск, но следователи так и ничего нашли. Позже украинское следствие объявило, что, мол, Пономаренко не причастен к похищению, а убили его в тот же день лишь по совпадению якобы из-за долгов.

Расследование шло дальше. Было установлено, что, оказывается, незадолго до преступления в учреждении проводился ремонт. Директор Виктор Никифоров распорядился перенести экспозицию картин, включая «Поцелуй Иуды», в другой зал, где сигнализация работала с перебоями. Ремонтом занималось примерно сто человек, которые «постоянно что-то разбивали». Так, в зале, куда перенесли Караваджо, они разбили оконное стекло. На следующий день поставили новое, но не закрепили его должным образом. И надо же было такому случиться, что именно через это окно в музей и залез вор!

Осмотр места происшествия показал, что стекло аккуратно вынули и поставили у стены. Очевидно, преступник знал о том, что его не закрепили, чем и воспользовался. Между тем, следователи даже не пытались установить, какая именно организация проводила ремонт музея. Соответственно, не нашли, не допросили и не проверили на предмет причастности к преступлению рабочих.

Кстати, что касается фирмы, которая проводила ремонт, то ее долго искать не надо. С 2008 по 2011-й годы все работы в здании вела одна и та же организация - ООО «ПКФ «Александр», — освоившая без малого 33 миллиона государственных гривен. Одно время директора фирмы Александра Грушевича даже привлекали к уголовной ответственности за присвоение бюджетных средств, но дело закрыли после его гибели в донецкой авиакатастрофе. Но следователи оставили это без внимания, так и не отразив данную фирму в расследовании, и продолжили следственные действия следующие долгие 2 года.

В это же время директор музея за допущенную халатность, повлекшую за собой похищение картины Караваджо, был уволен с должности, однако, судя по его дальнейшей жизни, не слишком переживал об этом. Виктор Никифоров по случаю приобрел квартиры сразу в двух достаточно дорогостоящих городах - Киеве и Москве, а также несколько автомашин престижных марок, записанных, правда, на другие имена, в том числе жены и дочери. То есть, директор одной из самых бедных искусствоведческих организаций за несколько лет беспорочной службы, благодаря рачительности и умелому хозяйствованию, сумел скопить достаточно денежных средств, дабы потратить их на улучшение благосостояния своей любимой семьи и себя лично.

Но вот какое дело: в 2010 году грянула неожиданная новость - после долгих лет изучения «Поцелуя Иуды» дублинские искусствоведы, всегда возражавшие против признания одесского Караваджо подлинником, восторжествовали победу - картина была признана повторением оригинала, но не самим оригиналом. Как установила экспертиза, картина была написана итальянским художником Джиованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо. Её заказал родной брат Кириако Маттеи, владельца оригинала, — Асдрубале Маттеи (о том, что такая работа была проделана, свидетельствуют записи в его бухгалтерской книге).

Удивительное совпадение - через две недели после объявления о том, что Караваджо, похищенный из одесского музея, оказался не подлинником, вдруг от сердечной недостаточности умирает директор музея Виктор Никифоров. Ну, мало ли, возраст, душевные переживания… А вскоре и саму картину обнаруживают в Германии при попытке сбыть ее похитителями через интернет-аукцион, где в роли покупателя выступил немецкий полицейский, представившийся коллекционером, готовым заплатить требуемую похитителями сумму, которые вдруг снизили ее со 100 ожидаемых миллионов долларов до 3, 5 млн.

Похитителями оказались 4 человека (из них двое кавказцев), из которых трое были экстрадированы на Украину, а одного так и не удалось установить - остальные молчат. Как было объявлено следствием, замысел похищения картины Караваджо "Взятие Христа под стражу или Поцелуй Иуды" из Одесского музея возник у четверых членов группы (Лери А., Алексея Б., Сергея П. и у некоего неустановленного следствием человека) до 29 июля 2008 года, то есть за три дня до кражи. Один из них, Лери вынул оконное стекло и проник в зал. Там он обрезал полотно картины по периметру рамы, и холст забрал с собой. Потом вернулся на крышу и по водосточной трубе спустился во двор, где его ожидал неизвестный. Эти двое вернулись к Алексею Б., сидевшему в Mitsubishi Outlander, на котором и скрылись с места преступления.

При этом особо отмечается, что банда ранее была обычной криминальной шайкой, никакого отношения не имевшая к резонансным похищениям на сотни миллионов.

Забавно. Особенно, если учесть череду смертей и массу недомолвок, а также обстоятельства, о которых будет рассказано ниже.

Директор музея Виктор Никифоров, так внезапно обогатившийся и столь же внезапно померший через две недели после объявления похищенной картины Караваджо неоригиналом - том самый Никифоров, что записан заботливым отцом у нынешней героини украинского истэблишмента «Амины Окуевой», той самой звезды чеченского сопротивления за рубежом, радетельницы «Свободной Ичкерии» и яростной обличительницы карающей руки Москвы и Грозного в отношении так называемой «чеченской оппозиции». Впрочем, это не помешало новоявленной «чеченке» обретаться на приобретенных «папой» жилфондах в Москве и в Киеве, а также пользоваться удачно подвернувшимся после его безвременной кончины наследством.

Саму картину немцы тоже вернули, сложенную в 6 раз из-за чего она требует глубокой реставрации. Но суть не в этом. Рассуждая логично и следуя принципу «бритвы Оккама», на основании изложенных обстоятельств, можно вывести простые соображения.

Папа Никифоров договорился с неизвестным коллекционером о продаже картины и получил задаток. Инсценировав похищение, папа благополучно уволился и принялся тратить полученные средства, однако, после выяснения того, что картина - не Караваджо, был поставлен перед выбором - рассчитаться за полученное, но не смог этого сделать и умер «от сердечной недостаточности». Однако прямой связью с заказчиком обладал лишь Никифоров, что и объясняет, почему осиротевшие воры вдруг кинулись продавать ее через аукцион в интернете - у них такой связи не было, а заказчик, после расправы с Никифоровым, испарился.

Вообще, история «Амины Окуевой» может служить наглядным подтверждением, как можно умело перекрашиваться, мимикрируя в зависимости от наиболее выгодных обстоятельств. Если вкратце рассказывать о ее «славном пути», то можно резюмировать следующее:

Гражданка Украины Наталья Викторовна Никифорова (она же Анастасия Никифорова, она же Анастасия Мустафинова, она же Амина Мустафинова, она же Амина Окуева) родилась в Одессе 5.06.1983 г. в семье Ирины Каминской. Отцом записан отчим(?) Виктор Сергеевич Никифоров. Как она "стала чеченкой"?

Натуся Никифорова с мамой в образе чеченки

Некоторое время с семьей проживала в Москве и Чечне. В 2000 году "вышла замуж" за боевика Мустафинова Ису и стала «Анастасией Мустафиновой". В 2001 г. "принимает" Ислам» и берёт имя Амина. При этом меняется и отчество - Вахитовна. В 2003 г. уже (!) Амина Вахитовна Мустафинова выходит замуж за некоего Тухашева Ислама, который при заключении брака использовал поддельный паспорт на имя Окуева Ислама Мусаевича.

В 2004 г. уже легализованная «чеченка" Окуева Амина Вахитовна выезжает "с мужем" на Украину, где ее очередной муж выдворяется из страны за нарушение миграционного законодательства. В РФ "мужу" дают пожизненное, задержав за убийство сотрудника УФСБ по Ингушетии через полтора месяца.

Этапы большого пути: На Майдане (2014 г.) и после была медсестрой Афганской сотни. Баллотировалась на депутата Верховной Рады по одномандатному округу №136 в Суворовском районе Одессы. Участница террористических операций против ЛНР и ДНР в составе батальона "Киев-2", где также выступала в качестве говорящей головы, строя из себя пресс-секретаря.

Резюмируя этот пространный пост можно отметить несколько главных моментов:

Во-первых, героиней Украины признана та, кто вместе со своим папашей ограбил Украину и поднялся за счет воровства украинского национального достояния.

Во-вторых, учитывая, что задаток за картину, по общепринятой практике, равнялся примерно 50% ее оценочной стоимости, то есть, примерно 25 млн фунтов стерлингов, можно предположить, что «французский» киллер, настолько безграмотный, что долго и неумело доставал пистолет из коробки, был никем иным, как представителем заказчика, желающего вернуть себе не окупившийся задаток, причем, судя по возрасту, костюму и четырем полученным пулям, далеко не нападавшим, а защищавшимся, выстрелив лишь один раз. Похоже, что сладкая парочка не пожелала отдавать хапнутое бабло, а вознамерилась пристрелить юриста, полагая, что это им сойдет с рук, тем более, на такой криминализированной территории, как нынешняя Украина.

Натусю даже принимали на работу в полицию Киева

В-третьих, как говорят «злые языки», в музеях Украины, видимо, из-за менталитета и всеобщего хаоса, около половины всех имеющихся экспонатов заменены копиями и подделками. Это чрезвычайно выгодный бизнес, позволяющий срубать десятки миллионов долларов на одном предмете. И вряд ли международные преступные синдикаты на этом остановятся - продолжение обязательно последует.

В целом, конечно, вчерашняя стрельба лишь одно из ярких выражений существующей украинской действительности - раздел, дележка и распри криминалитета над и без того находящимся в перманентной коме молодым украинским государством, будут продолжаться. Воры и барыги при власти все сумеют списать на Россию, которая, похоже, виновата даже в утреннем поносе после вечерних возлияний Порошенко. Вопрос только в том, насколько хватит глотки у украинцев, чтобы и дальше глотать чушь, которую впаривают им функционеры от новой власти, уже доведшей некогда богатую страну, житницу континента, до униженного состояния попрошайки и самой бедной страны в Европе.

P.S. Спасибо Вам, дорогие одесситы, за подготовку этого материала. Надеюсь, это мракобесие, воцарившееся в Украине (сейчас напишу именно "в Украине") скоро сгинет, и мы вновь встретимся, как раньше.

5 марта 2015

Микеланджело Караваджо - художник эпохи барокко. Его мастерство в оперировании светом и наложении теней, а также максимальный реализм в соединении с трагической экспрессией персонажей выводят мастера на первый план. Караваджо получил признание еще при жизни. Популярного художника приглашали писать полотна богатые и могущественные семьи Италии. Он имел своих учеников и последователей, пытавшихся рисовать в той же манере. Их называют «караваджистами». Такое наследование породило большое количество якобы «авторских копий». И картина «Поцелуй Иуды» не является исключением. С одной из них произошла интересная история в Одессе. О ней, а также об оригинальном полотне читайте в этой статье.

Тема взятия Христа под стражу

В средние века фрески и церковные росписи были «Библией для неграмотных». Но насчет последних дней Христа описания Евангелий расходятся. Иоанн утверждает, что Иисус Сам вышел навстречу вооруженному отряду и спросил: «Кого ищете?» И когда Он назвался, пришедшие Его арестовывать «пали на землю» (Ио. 18:6). Три прочих евангелиста рассказывают совсем иную историю. Отряд солдат привел в Гефсиманский сад Иуда. Документов с фотографиями тогда не было, а Христос внешне был похож на Иакова Младшего (в Евангелиях его еще называют братом Иисусовым). Поэтому уговор был таков: кого Иуда поцелует, того нужно арестовывать. К этой теме предательства обращались многие художники, начиная с Джотто. Фреска этого мастера в Падуе стала христоматийным примером. Так возникла традиция изображать Иуду всегда в профиль и с черным нимбом. Но картина Караваджо заставляет нас по-иному взглянуть на события, случившиеся две тысячи лет тому назад.

История написания

Приблизительно в 1602 году аристократический римский род Маттеи пригласил к себе модного на то время художника. Семья владела небольшой картинной галереей. Негоцианты хотели во что бы то ни стало заполучить творение популярного мастера. Караваджо поселился во дворце Маттеи и получил задаток за работу. Тему для картины, предположительно, заказал один из членов фамилии - кардинал Джироламо. И она была написана в рекордно короткий срок - всего за тридцать дней. Но и гонорар за работу мастер получил небывалый - сто двадцать пять скудо. Картина Караваджо «Поцелуй Иуды» долгое время была жемчужиной в семейном собрании Маттеи. Известно, что мастер делал собственноручные копии своих удачных работ. Кроме того, ему вторили ученики его школы. Сейчас насчитывается двенадцать полотен, повторяющих оригинал.

Видео по теме

Композиция полотна «Поцелуй Иуды»

Картина Караваджо написана на удлиненном холсте. Новаторство художника проявляется в том, что фигуры людей изображены не в полный рост, а на три четверти. Караваджо остается верен себе в игре со светом. Главное сияние исходит из невидимого зрителю источника, который находится в верхнем левом углу. Но есть и меньший свет - фонарь, который держит молодой человек справа. Два источника, перекликаясь между собой в ночной тьме, придают всему действу особый трагизм. Одна рука Иуды несколько укорочена. Это сразу бросается в глаза, поскольку остальные фигуры выполнены с удивительным реализмом. Недостаточное мастерство художника? Искусствоведы полагают, что это сознательный шаг. Так художник хотел выказать моральное уродство человека, поднявшего руку на своего Учителя. Поэтому и называется полотно не «Взятие Христа под стражу», а «Поцелуй Иуды». Картина Караваджо акцентирует внимание именно на теме предательства. Последние дни Иисуса при этом отходят на второй план.

Картина Караваджо: утерянная и вновь обретенная

Семейство Маттеи владело полотном около двухсот лет. Со временем менялась мода, брутальный реализм и вихрь барочных страстей уступил место идеалистическим, копирующим античность композициям эпохи классицизма. Картина Караваджо утратила авторство в документах семьи Маттеи. Когда потомки этого рода стали испытывать финансовые трудности, они решили продать это полотно. Картину купил член английского парламента Гамильтон Низбет как произведение голландского художника Герарда ван Хонтхорста. В 1921 году умерла последняя представительница этого шотландского рода, а полотно под тем же авторством было куплено с аукциона Джоном Кемпом. Он перепродал его ирландке Марии Ли-Уилсон, которая в 1934 году подарила картину иезуитской консистории в Дублине. Поскольку полотно нуждалось в реставрации, монахи пригласили для этой работы специалиста Серджио Бенедетти из Национальной галереи Ирландии. Он и определил истинного автора. Сейчас полотно можно увидеть в Дублине, в Национальной галерее.

Одесская копия

Когда была мода на Микеланджело Караваджо, картины этого мастера копировались как им самим, так и его учениками и последователями. Образец, хранящийся в собрании Музея западноевропейского и восточного искусства в Одессе, был заказан родным братом владельца оригинала, Асдрубале Маттеи. Об этом свидетельствует запись в его бухгалтерских документах. Уже спустя десять лет после смерти прославленного мастера он заплатил за копирование его творения итальянскому художнику Джованни ди Атилли. Одесский музей, приобретя картину от семейства Маттеи, настаивал, что это - оригинал. Вероятно, это и послужило причиной кражи. Одесское полотно было похищено в июле 2008 г. Однако два года спустя картина была изъята из рук преступников в Берлине.

Загадки картины

Творчество Караваджо таит в себе немало тайн, до сих пор не раскрытых исследователями. И «Поцелуй Иуды» - не исключение. Считается, что в одном из персонажей, мужчине с фонарем в руках, художник запечатлел себя самого. И в этом автопортрете нет ничего от суетного тщеславия. Скорее, наоборот: художник продвигает идею, что все человечество, и он также, виновны в Страстях Христа.

После плача в Гефсиманском саду Иисус Христос спускается вниз с горы и в это время появляются стражники, а вместе с ними – Иуда Искариот. Он сказал стражникам: «Кого я поцелую, тот Иисус». Иуда поцеловал Иисуса, предав его, после чего Иисус Христос был арестован. За это Иуда получил 30 серебренников.

В русской культуре :

Прецедентная ситуация Предательство Иуды .

Иуда – символ предательства (Например : Ты настоящий Иуда, ты меня обманул и предал ).

Тридцать серебреников – атрибут ситуации (Почему ты решил перейти на сторону моих врагов? За 30 серебреников? Они тебе заплатили? ).

Повеситься на осине – атрибут ситуации (по преданию, Иуда после предательства Иисуса Христа повенсился на осине.

Поцелуй Иуды – Иуда предает Иисуса Христа стражникам, целуя его в щёку, чтобы они поняли, что это и есть Иисус Христос.

Апостол Петр, как и предсказывал Иисус Христос в Тайной вечере, также трижды еще до первых петухов отрёкся от Иисуса, сказал, что не знает его (А.П. Чехов в рассказе «Студент» сравнивает поступок своего героя-студента с поступком Петра, который раскаивается в том, что предал своего учителя) (Чехов «Студент»).

ИКОНА "Тайная вечеря, Омовение ног, Моление о чаше, Предание Иуды " Двусторонняя икона -таблетка Конец XV - начало XVI вв. 24 = 19.5 см Новгород.

Николай Ге. Совесть. Иуда. (1891 ).

Николай Ге. «Совесть. Иуда» (1891). Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года. Жалкий, словно уменьшившийся, стоит он на дороге и смотрит, как стража уводит Того, Кого он предал. Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины. Вот что по этому поводу говорил сам художник: «Лицо Иуды не важно (…) Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед нами его преступления, смысл которого для него удаление от Идеала».

М. Караваджо. Взятие Христа под стражу (целование Иуды)

около 1598, Дублин, Национальная галерея Ирландии

Христос на суде у Понтия Пилата («Се человек»).

Стражники арестовали Иисуса, которого боялись ветхозаветные священники и царь Иудеи Ирод, и привели его на суд к Понтию Пилату – римскому прокуратору (наместнику) в Иудее. Понтий Пилат долго разговаривал с Иисусом, а потом сказал, что Иисус ни в чем не виноват и хотел отпустить его. Но первосвященники подняли народ против Иисуса и стали требовать распять его на позорном деревянном кресте вместе с двумя разбойниками. Понтий Пилат сказал знаменитую фразу: «Не виновен я в крови этого праведника» и отправил его на распятие.

Николай Ге. «Что есть истина?» Христос и Пилат

Яркий солнечный свет освещает фигуру римского прокуратора в Иуде е По нтия Пила та. Пилат задаёт вопросы Иисусу. Христос, измученный пытками, стоит со связанными руками у стены – художник поднимает историческую тему бесправия народа перед властью. Колорит картины строится на контрасте темных и ярких пятен. Яркими красками выделена неприятная фигура судьи - Понтия Пилата, но все симпатии зрителей - на стороне страдающего, но не сломленного Иисуса. Художник подчеркивает все превосходство отверженной личности над властью (тема народ и власть, актуальная для конца 19 века).

Однако Библия описывает историю суда над Иисусом Христом иначе. Согласно Евангелию от Иоанна, именно Понтий Пилат на суде признал невиновность Иисуса Христа, назвав Его не самозванным царем иудейским и не человеком, считающим себя Богом, в чем Его обвиняли, а просто человеком. На суде Понтий Пилат произнёс знаменитую фразу: «Се человек » - «Это человек» («Вот человек» ), по латински - Ecce Homo. Именно с этими словамипрокуратор ИудеиПонтий Пилатпоказал народуИерусалимаИисуса Христа, слабого и избитого, одетого вбагряницуи увенчанноготерновым венцом(венцом страданий), желая возбудить сострадание толпы к нему.

В этот день Страстной пятницы Иисус Христос был распят.

В мировой живописи активно разрабатывается этот библейский сюжет, где важно было показать страдания Иисуса Христа как человека. В частности, в картине Караваджо, которая так и называется – «Се человек».

«Се человек», Караваджо , ок. 1605, Палаццо Россо , Генуя

Иисус изображается страдающим, в терновом венце, впивающемся шипами в кожу, окровавленный после бичевания, в руках скипетр(здесь – палка из тростника), на плечах багряница -красная мантия(царские символы). В сцене присутствует Понтий Пилат, указывающий на Иисуса Христа и произносящий фразу «Се человек». Его руки сложены как крест, связаны веревкой. Выражение лица Христа для художников представляло проблему - они стремились передать его жалось к врагам (в Раннем Возрождении он мог плакать). Караваджо показывает Его смирение с судьбой, одиночество, страдание, но и твёрдость воли.

Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин.

“Поцелуй Иуды”. Лунный свет выхватывает из темноты несколько фигур. Лица. Руки. Чёрные доспехи. Христос отпрянул под натиском толпы. Иуда сейчас поцелует его. Тем самым подавая знак страже, что он тот самый. Один стражник уже дотронулся до груди Иисуса. До его ареста осталась секунда. А пока пауза.

Картина на первый взгляд типична для Караваджо. По ней легко понять все новаторства художника. Однако в этой работе зашифровано одно необычное послание. Его мы и попробуем расшифровать.

Тенебросо, реализм и кое-что ещё

Если вы до этого не видели ни одной картины Караваджо, то вполне сможете понять все его особенности по одному лишь “Поцелую Иуды”. Это его классическое произведение.

Тенебросо

Караваджо очень талантливо применял метод тенебросо. Когда на заднем плане сплошная тьма. И лишь тусклый свет вылепливает фигуры.

В картине “Поцелуй Иуды” метод тенебросо особенно уместен. Ведь Христа арестовывают в Гефсиманском саду ночью. И лишь луна могла освещать это драматическое событие.

Реализм

Изображение необычайно реалистично. Даже в полумраке мы видим грязь под ногтями героев. Видим каждую морщинку. Жесты и мимика персонажей очень правдоподобны. Как, например, у святого Иоанна. Который кричит, осознав весь трагизм происходящего.


Как Караваджо достигал такой реалистичности? Он использовал камеру-обскуру. Он просил натурщиков принять нужные позы. Изображение проецировалось на холст. Затем художник быстро обрисовывал очертания фигур. Так позы персонажей получались жизненными.

Ещё Караваджо никогда не создавал предварительных рисунков. Работал только с натуры. Это также помогало ему создавать живые образы. Иной художник, злоупотребляя чрезмерной подготовкой, может превратить динамичный сюжет в сухое повествование.

Приближение

Караваджо максимально нас приближает к происходящему. В результате в раму “уместилось” лишь пять фигур. Он даже не стал изображать святого Петра. Хотя до Караваджо его всегда включали в сюжет. Показывая, как он в порыве гнева бросается защитить учителя. Да только отрезает ухо одному несчастному из толпы.


. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия. wga.hu

Необычное послание Караваджо

Есть в картине один необычный момент. Посмотрите, справа стоит мужчина с фонарем в руках. Он с интересом вглядывается в происходящее.


Караваджо. Поцелуй Иуды. Фрагмент. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, г. Дублин. wga.hu

Он не апостол. И не стражник. Кто же он?

Это сам Караваджо.

Зачем Караваджо изобразил самого себя?

Это самолюбование? Желание увековечить себя?

Скорее всего, причина в другом. Это его послание всем нам. И чтобы его расшифровать, нужно немного углубиться в библейский сюжет.

А сюжет этот о вероломном предательстве. Ученик предаёт учителя за 30 серебренников. Казалось бы, сюжет трагичен, но прост. Корыстолюбивый злодей предал доброго и кроткого Иисуса.

Но корни его предательства уходят глубже. Иуда видел в Иисусе спасителя своего народа. Он представлял, как тот совершит переворот. Сядет на царский трон. А главные роли раздаст ближайшим соратникам. Ему в том числе.

Да, Иуда был тщеславен. Ради высокого поста он готов был потерпеть аскетичный образ жизни. Чтобы потом стать придворным министром. Не меньше.

Но Иисус вёл себя не так, как ожидал Иуда. Он не боролся за власть привычными способами. Он завоевывал сердца людей своей мудростью, великодушием и готовностью на самопожертвование.

Такого Иуда не ожидал. Его амбициозные планы рухнули. И небольшая плата за выдачу Христа – возможность выместить злобу за свои несбывшиеся надежды.

Так что это не какой-то страшный злодей, каким его часто представляют. Это скорее жалкий, мелочный человек. Который готов тут же отвернутся от своего учителя, друга. Поняв, что ему эта связь ничего не сулит. В этом его главная трагедия. И таких трагедий – сплошь и рядом во все времена. И в наше время.

Вот для чего Караваджо изобразил себя в качестве наблюдателя. Он всматривается в происходящее. Как бы задавая себе вопрос “А я? Не предаю ли я Христа?”

Он как бы взывает к нам. Предостерегает. Мол, будьте бдительны. Задавайте себе почаще вопрос “А не предаю ли я Христа?”

А Христос уже будет у всех свой. Моральные принципы. Семья. Предназначение. Совесть…

Интересный факт. Еще один “Поцелуй Иуды”

Картины Караваджо часто копировали. У “Поцелуя Иуды” тоже есть копия. Она хранится в Одесском музее восточного и западного искусства.

Я ее, конечно, вам здесь покажу. Но особого смысла в этом нет. Их сложно отличить друг от друга. Скопировано все до мельчайших деталей.


Последователь Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Музей восточного и западного искусства, г. Одесса. museum.odessa.ua

На освещение и цвета не обращайте внимания. Все-таки картины взяты из разных источников.

Нет. Все же одной деталью они отличаются.

Присмотритесь к лицам героев на обеих картинах.

На одесской картине кожа на вид восковая. На дублинской же – более натуроподобна.

Но все равно обе картины очень похожи. Поэтому одно время одесскую копию считали авторской. Есть даже легенда, как она появилась.

Караваджо написал дублинский “Поцелуй Иуды” для своего покровителя Кириако Маттеи. Картиной восторгались ценители искусства. Чему очень позавидовал родной брат Кириако. Дабы ему угодить, Караваджо и написал для него авторскую копию.

Копия действительно была написана для брата заказчика. Судя по его бухгалтерской книге. Но скорее всего сделал это не Караваджо. К тому моменту его уже не было в Риме. Он сбежал оттуда после .

PS.

Кстати, одесский “Поцелуй Иуды” был украден из музея в 2008 году. Картину удалось вернуть в 2010 году. С помощью подставного покупателя. Полотно было сильно повреждено ворами. Оно до сих пор находится на реставрации.

Вконтакте

Библейские сюжеты: Поцелуй Иуды глазами художников

Иуда Искариот. Это библейское имя и связанная с ним история превратилась в символ предательства. Тридцать серебряников, за которые Иуда согласился рассказать про Иисуса - плата за это предательство. Все библейские сюжеты на протяжении двух тысячелетий вдохновляют представителей разных видов искусства. История про Иуду наравне с другими часто появляется на полотнах художников.

История картины Караваджо «Поцелуй Иуды» удивительна сама по себе. Мастер написал ее по заказу Кириако Маттеи в 1602 году. Однако спустя два столетия работа исчезла. Обнаружить ее удалось совсем недавно, когда в 1990 году картину опознал главный реставратор Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти. Долгое время полотно Каравджо висело в Обществе Иисуса, в Дублине. Его считали копией картины голландского живописца Герарда ван Хонтхорста. Сейчас работа находится в Национальной галерее Ирландии.

К образу Иуды обращается итальянский художник, один из виднейших представителей сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья . Главной работой мастера считается алтарный образ сиенского собора «Маэста». Его создание относится к началу XIV столетия.

Предательство ученика Иисуса попало в серию работ «Большие страсти» Альбрехта Дюрера . На гравюре немецкого живописца и графика мы видим, как Спасителя берут под стражу. Возле него расположился и тянется Иуда. На лице Иисуса - страдание и боль, в то время как предатель нервно и поспешно пытается объясниться перед учителем.

В мадридском музее «Прадо» находится «Поцелуй Иуды», написанный представителем неаполитанской школы Джордано Лука . Предатель с отчаянием всматривается в лицо Иисуса. Но глаза сына божьего закрыты, голова повернута, рука тянется к сердцу.

На фреске Джотто Ди Бондоне разворачивается драма. Иллюстрируя библейскую историю, автор использует все средства художественной выразительности, чтобы подчеркнуть значимость и величие Христа и противопоставить ему уродливость и подлость Иуды. Художник сталкивает высокое и низкое, мораль и ее отсутствие. Спокойный и уверенный взгляд Иисуса встречается с отталкивающими и неприятными глазами предателя. Джотто оживляет композицию за счет окружающих учителя и ученика, застывших в напряжении. Статичность и концентрация в центре контрастирует с динамикой вокруг.