Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Интересные факты о к симонове. Что известно о Константине Симонове? Живые и мертвые

Интересные факты о к симонове. Что известно о Константине Симонове? Живые и мертвые

Странные, противоречащие друг другу стороны жизни каким-то образом мирно сосуществовали в нем. , журналист и солдат, политический деятель коммунистической партии и сын настоящей княгини. Лауреат шести Сталинских премий и критик сталинского режима…

Страсть к писательскому труду присутствовала у Симонова с юности. Еще в то время, как работал токарем по металлу, он твердо решил поступать в Литературный институт им. Горького. И поступил. А к концу учебы в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были опубликованы первые стихи поэта Константина Симонова. Именно в это время Кирилл Симонов из-за проблем с дикцией (он плохо выговаривал букву «р») берет псевдоним «Константин», под которым он и приобрел вскоре всесоюзную известность.

Симонов никогда не видел отца, так как тот пропал без вести во время Первой мировой войны и мальчика воспитывал строгий отчим А. Г. Иванишев, бывший белогвардеец, преподававший военную тактику в военных училищах. Несмотря на строгость отчима, Кирилл Симонов всю жизнь испытывал уважение к нему и благодарность. Именно Иванишев воспитал в мальчике чувство ответственности, основы дисциплины, уважение к людям и преданность Родине. При таком детстве военная карьера молодого человека вполне естественна, что и произошло, но с небольшой поправкой: писательская жилка не дала себя задавить.
Фото:

Симонову удалось соединить две профессии в одной, свою страсть к литературному труду и военное дело — он стал военным корреспондентом. Два влияния с ранних лет сделали свое дело в . Отчим воспитал в Симонове мужские качества, а семья матери из дворянского рода Оболенских привила ему страсть к поэзии. Именно в доме своей тетки Софьи Оболенской юный Кирилл Симонов написал свое первое стихотворение.

Константин не был солдатом в прямом смысле слова и сам об этом писал:

«Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, — поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…»

Именно об этом он написал в романе «Живые и мёртвые» и дневнике «Разные дни войны».

Уже в первый год войны Симонов стал известен как военно-патриотический поэт. Своими стихами, пьесами и фильмами он внёс значительный вклад в боевой дух советского народа, подбадривая людей своей несомненной искренностью в творчестве, пронизанной непоколебимой верой в Родину.

Фото:

А пока в 1940 г. Константин написал свою первую пьесу «История одной любви». Уже в лето 1941 г. Симонов в качестве специального корреспондента «Красной звезды» находился в осажденной Одессе. Далее он побывал практически на всех фронтах, включая последний бой — за Берлин. После войны получил звание полковника.

Первый роман К. Симонова «Товарищи по оружию» был представлен читателю в 1952 году. Далее последовала большая книга «Живые и мертвые». Многие произведения Симонова были экранизированы («Парень из нашего города», «Жди меня» и др.), по некоторым ставили пьесы в театре («Четвертый»). «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»… Список творений советского писателя широк, все не имеет смысла перечислять.

К. Симонов писал не «сидя в кресле», он видел своими глазами войну, всю ее прошел. В его произведениях прослеживаются коллективистские идеалы, на которых был построен , в котором жил писатель; идеалы, выведенные не только из марксистской теории, а скорее даже из духовных традиций русского народа и русской армии. На протяжении всего страна находилась в состоянии войны, действительной или потенциальной, и патриотические призывы были несомненно актуальны в то время.

Фото: ru.wikipedia.org

Константин Симонов безошибочно угадывал или изначально знал, как и о чем написать очередное стихотворение или песню, чтобы произведение обязательно появилось в печати и, что самое главное, нашло отклик в сердцах людей. Его произведения пользовались не просто популярностью, они были по-настоящему любимы народом.

Уже в мирное время опубликованы очерки К. Симонова «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента», «Славянская дружба» и другие. Благодаря его работоспособности и надежности, Симонова отправляли в командировки за рубеж. Где только не побывал этот человек в течение своей удивительной жизни, если принимать во внимание и печальные годы ВОВ, во время которых Константин прошел земли Югославии, Румынии, Польши, Болгарии и Германии. После войны он был в Китае, в Японии, в США, какое-то время жил и работал корреспондентом «Правды» в Ташкенте. Правда, эта командировка больше смахивала на «почетную ссылку»…

Дело в том, что писатель, столь популярный и востребованный в 40−50-е гг. XX в., в годы хрущевской оттепели впал в «немилость» к «переписчикам» истории и литературы. Новый советский лидер Н. Хрущев активно взялся разоблачать культ личности Сталина, и, естественно, многих, кто имел успех, популярность, карьеру в сталинские времена, в том числе и Симонова, причислили к «антигероям». Но ведь талант не спрячешь и народную любовь просто так не отберешь.

Константин Симонов не только набирал все большую популярность как писатель, в послевоенные годы он активно занялся общественной деятельностью. С 1946 по 1950 гг. и с 1954 по 1958 гг. работал главредом журнала «Новый мир», в перерыве, с 1950 г. — в «Литературной газете», с 1946 по 1959 и с 1967 по 1979 гг. являлся секретарем Союза писателей СССР.

К. Симонов был депутатом ВС СССР 2—3 созывов (1946—1954), а также кандидатом в члены ЦК КПСС (1952—1956) и членом ЦРК КПСС в 1956—1961 и 1976—1979 гг. В своей деятельности Симонов выступал и как критик, участвуя в настоящей травле Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Солженицына, М. Зощенко.
К. Симонов (2-й слева) на III съезде писателей БССР, 1954 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Невозможно из истории страны вычеркнуть годы сталинских репрессий, как невозможно вычеркнуть Великую Победу в Великой Отечественной войне. Так и из литературы невозможно «изъять» действительно талантливые произведения, предать забвению его автора. И хотя тема войны давно себя исчерпала, но за всё время, прошедшее в условиях свободы творчества, в отечественной литературе постсоветского пространства так и не появилось произведений, действительно любимых народом так, как патриотические стихи и песни писателя и поэта Константина Симонова.

Конечно, такого человека не могла не коснуться любовь… Писать стихи, проникающие в самую душу, и не любить — невозможно. Именно в этом самом прекрасном чувстве, наряду с патриотичностью (а по сути, это тоже любовь, только к Родине), Константин Михайлович черпал свое вдохновение.

Первой супругой Симонова стала Наталья Гинзбург (Соколова), ей он посвятил поэму «Пять страниц». Вторая жена писателя, Евгения Ласкина, родила их сына Алексея. Евгения Самойловна работала редактором в издательстве «Москва», и, кстати, во многом благодаря ей был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». На фронтовых дорогах. Валентина Серова и Константин Симонов, 1944 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Но настоящее и глубокое чувство Константин Симонов испытал к актрисе , с которой они поженились в 1943 году. Валентина много раз была на фронте, являлась вдовой известного летчика Анатолия Серова. Многие творения Симонова были посвящены любимой («Парень из нашего города», «Жди меня» и др.), она была его музой. Сборник стихов «С тобой и без тебя», посвященный их любви, невозможно было достать, его переписывали от руки, взяв на время. В то время не было поэта, более популярного, чем Константин Симонов.

Он пишет произведение «Жди меня», по которому сняли фильм, и нетрудно догадаться, кто сыграл главную женскую роль — конечно же, муза поэта Валентина Серова. От этого союза родилась дочь Мария. Однако счастливой долгой жизни не получилось. Константина раздражал пасынок, а Валентина, по слухам, влюбилась в маршала Рокоссовского, правда, без взаимности, и увлеклась на почве неразделенной любви алкоголем. Пара распалась.

Последней женой писателя и поэта стала Лариса Жадова, дочь генерала А. С. Жадова. Супруги родили дочь Александру, а также совместно воспитывали дочь Ларисы от первого брака Екатерину.

К. Симонов имел множество наград, среди которых орден «Красного знамени», «Отечественной войны 1 степени», «Знак почета»; медали «за оборону Одессы», «за оборону Сталинграда», Сталинские и Ленинские премии.

Фото: ru.wikipedia.org

Умер Константин Симонов в 1979 г. в Москве. Урну с прахом родные вывезли из Москвы в Беларусь и развеяли прах, согласно завещанию, под Могилёвом. В этой необычной церемонии прощания участвовали семь человек: вдова Константина Симонова Лариса Жадова, дети и могилёвские краеведы.

Константин Михайлович Симонов имеет довольно насыщенную биографию. Этот человек не забывал о литературе даже под выстрелами Второй мировой войны. За свою жизнь он успел сделать многое и оставил след для своих почитателей.

1.Настоящее имя Константина Михайловича Симонова – Кирилл.

2.Этот писатель ничего не знал о своем отце, потому что тот пропал без вести во времена Первой мировой войны.

3.С 4-ех летнего возраста Симонов вместе с матерью начал проживать в Рязани.

4.Первой супругой Константина Михайловича Симонова стала Наталья Викторовна Гинзбург.

5.Своей жене писатель посвятил прекрасную поэму с названием «Пять страниц».

6.С 1940 года писатель был влюблен в актрису Валентину Серову, которая на тот момент являлась женой комбрига Серова.

7.Главным вдохновителем для писателя была именно любовь.

8.Последняя супруга Симонова – Лариса Алексеевна Жадова, от которой у него была дочь.

9.Первые стихотворения Константина Михайловича Симонова были опубликованы в изданиях «Октябрь» и «Молодая гвардия».

10.Симонов выбрал для себя псевдоним потому, что ему было трудно выговорить свое имя Кирилл.

11.В 1942 году писателю присвоили звание старшего батальонного комиссара.

12.После окончания войны Симонов уже имел звание полковника.

13.Мама Константина Михайловича Симонова была княжной.

14.Папа Константина Михайловича Симонова имел армянское происхождение.

15.В детские годы будущий писатель воспитывался отчимом.

16.Детские годы писатель провел в командирских общежитиях и военных городках.

17.Мать Симонова никогда не признавала его псевдоним.

18.Константин Михайлович Симонов умер от рака в Москве.

19.В юные годы Симонову приходилось работать токарем по металлу, но страсть к литературе уже тогда у него была.

20.Константин Михайлович Симонов считается лауреатом шести сталинских премий.

21.Невзирая на то, что отчим к будущему писателю относился строго, Константин его уважал и любил.

22.Симонов смог соединить в единое две профессии: военное дело и литературу. Он был военным корреспондентом.

23.Свое первое стихотворение Константин Михайлович написал в доме собственной тети дворянского рода Софьи Оболенской.

24.В 1952 году народу представили первый роман Симонова с названием «товарищи по оружию».

25.Востребованным Константин Михайлович Симонов стал только в 40-50-ых годах.

26.В церемонии прощания с великим писателем советских времен участвовало всего 7 человек: вдова с детьми и могилевские краеведы.

27.В послевоенные годы Симонову приходилось работать редактором в журнале «Новый мир».

28.К Солженицыну, Ахматовой и Зощенко этот писатель не питал ни капли уважения.

29.Первая супруга Константина Михайловича Симонова была из многоуважаемой знатной семьи.

30.Когда вторая супруга Симонова, с которой он прожил 15 долгих лет, скончалась, он отправил ей букет из 58 роз.

31.После смерти писателя его тело было кремировано, а прах развеян над Буйническим полем.

32.До 1935 года Симонов работал на заводе.

33.После войны Константин Михайлович Симонов побывал в США, в Японии и в Китае.

34.У писателя был речевой дефект.

35.По сценариям большинства произведений этого творца были сняты фильмы.

36.Незадолго до собственной смерти Симонову удалось сжечь все записи, которые имели какое-либо отношением к мучительной любви к Серовой.

37.Самое трогательное стихотворение из творчества Симонова было посвящено именно Серовой.

38.Константину Михайловичу Симонову приходилось лечить жену Валентину Серову от алкоголизма.

39.Отчим писателя участвовал в Германской и Японской войне, а поэтому дисциплина в их доме была суровой.

40.Симонов считался первым человеком, который начал изучать трофейные документы и извлекал из них достоверную информацию.

41.Когда супруга Симонова умерла, он отдыхал в Кисловодске.

42.В литературном институте имени Горького будущий писатель получил успешное образование.

43.Служба Симонова начиналась на Халкин-Голе, где он и познакомился с Георгием Жуковым.

44.Именно первая жена Симонова настояла на публикации «Мастер и Маргарита» Булгакова.

45.В возрасте 30-ти лет Симонов закончил воевать.

46.Константин Михайлович Симонов присутствовал при подписании акта о капитуляции вражеской Германии.

47.Константин Михайлович давал жесткую оценку Сталину.

48.Симонов считался единственным советским писателем, который давал ответы на каждое письмо.

49.Кроме того, что Константин Михайлович Симонов был писателем, он считался и киносценаристом того времени.

50.Отчим писателя, который его вырастил, был преподавателем.

35 лет назад ушел из жизни выдающийся советский писатель Константин Симонов

Константин (Кирилл) Симонов был одним из самых именитых писателей советских времен. Шесть раз ему вручали Сталинскую премию. Стихотворение «Жди меня», написанное Симоновым в годы войны и посвященное звезде советского кино Валентине Серовой, стало настоящим символом верности.

Мальчик из Петрограда, отец которого пропал без вести на фронте во время первой мировой войны, начал свою биографию в фабрично-заводском училище токарем по металлу. Первые стихи Константина Симонова появились в журнале «Молодая гвардия». Это было еще до войны, во время которой ему пришлось прервать учебу в литературном институте. Как военный корреспондент Константин Симонов побывал на всех фронтах и стал свидетелем последних сражений за Берлин. Один из его самых известных романов «Живые и мертвые» был награжден высшей наградой Советского Союза — Государственной премией.

Красавец-мужчина имел огромный успех у женщин. Он был четыре раза женат. У Константина Михайловича было три дочери и сын.

Алексей Кириллович, который недавно отметил 75-летие, получил блестящее образование и занялся режиссурой. До сих пор жалеет, что его лучших работ папа так и не увидел.

— Мои первые воспоминания об отце я бы назвал довольно тоскливыми, — рассказывает Алексей Симонов (на фото). — Всю войну я практически его не видел, хотя есть свидетельства, что мы таки встречались. Главным образом для воспроизведения фотодокументов. Сохранилась фотография, на которой мне лет пять, папа сидит в форме подполковника, и мы вдвоем закуриваем. Довольно известный снимок. Но обстоятельств, при которых была сделана эта фотография, я не помню.

Первое осознанное воспоминание об отце у меня появилось только после войны. В 1946 году папа был в Америке и привез мне оттуда костюмчик эдакого образцово-показательного мальчика: короткие штанишки, пиджачок и кепочка. За этот пиджачок и особенно короткие штанишки во дворе мне здорово досталось. Когда я с разбитыми коленками пришел домой, зарекся в костюме когда-либо выйти на улицу. Потом надевал его редко, по особым случаям. Например, когда мы с дедушкой (отчимом моего папы) гуляли на Гоголевском бульваре.



*Знаменитый снимок с «прикуриванием»

Еще помню, как однажды к нам домой приехал шофер, который должен был отвезти меня на свидание к отцу. Бабка меня помыла, одела в этот костюмчик и отправила с шофером в «Гранд-отель», который размещался рядом с гостиницей «Москва». Захожу в это роскошное здание и вижу отца, который сидит в обществе трех генералов. Я ему докладываю, что у меня все в порядке, что я отличник, успеваю и по военно-политической подготовке. И мне в награду приносят омлет-сюрприз. Это оказалось мороженое со взбитыми белками, которое сверху поливают спиртом и поджигают. При этом в зале потушили свет, я затаил дыхание, а потом начал есть вот эту красотищу. Отец в восторге, мне тоже все очень нравится. Но на этом наше общение закончилось и меня отвезли домой. Мое первое ощущение от присутствия отца — это встреча с настоящим, но довольно далеким волшебником.

— То есть ни о какой строгости в воспитании речь не шла?

— Для человека, который видел своего ребенка до восьмого класса, скажем, раз в месяц, какая могла быть строгость. Тем более что я был положительным мальчиком, хорошо учился, редко имел проблемы с дисциплиной. Наше тесное общение с отцом началось, когда мне исполнилось 14 лет. Ему уже стали интересны мои взгляды, устремления. С этого момента и начались наши серьезные отношения, которые переросли в настоящую дружбу. Последние слова, услышанные от отца, были произнесены за двадцать дней до его смерти, 8 августа 1979 года. Отец находился в больнице, в которой и скончался. Тогда ему сделали первую выкачку жидкости из легких. В этот день мне исполнилось 40 лет. Я был в то время на съемках своей картины в городе Выборге. Ко мне приехала мама и привезла телефон, по которому я мог позвонить отцу. По большому счету, это был наш последний разговор. Отец поздравил меня с 40-летием и сказал фразу, которая со мной всю жизнь: «Я рад и очень горжусь тем, что у меня есть такой 40-летний друг, как ты». К тому времени мы общались очень часто, иногда вместе работали. Точек взаимного притяжения у нас было множество.

— Папа любил вспоминать военные годы?

— Он не любил говорить о войне, потому что много писал о ней. Редко рассказывал военные истории, хотя иногда с ним это случалось. Моей первой киноработой, когда я защищал диплом на высших режиссерских курсах, была картина по рассказу отца «Вместо эпилога». Речь шла о событиях послевоенных лет. Готовясь к работе, я часто советовался с отцом. Правда, он был совершенно не в восторге от моего решения уйти из литературной деятельности и заняться кино. К сожалению, отец так и не увидел моей лучшей картины «Отряд». Делая ее, я много думал об отце, его наставлениях. Но, увы, к тому времени его уже не было в живых.

— У него была одна из любимых пластинок, выпущенная во Франции, где на одной половине он читает свои стихи, а на второй стороне — стихи других поэтов. Там же в папином исполнении я услышал впервые стихотворение Бориса Слуцкого «Писаря». До сих пор у меня в ушах стоит его чтение, от которого бегут мурашки по коже. Он читал чужие стихи даже лучше, чем свои.

— Он был светским человеком?

— Абсолютно светским, но при этом очень занятым. Обычно гостей принимал не дома, а в Центральном доме литераторов, председателем правления которого оставался до последних дней жизни. Особо близких друзей приглашал к себе на дачу в Пахру, под Москвой, где даже сам готовил. Помню, как в начале 60-х годов мне и самому довелось участвовать в подобном светском мероприятии. В Москву тогда приехал американский драматург Артур Миллер. Он попросил отца о встрече, но при этом уточнил, чтобы переводчиком было не официальное лицо. Отец пригласил меня, поскольку я разговариваю на английском. Отец внимательно выслушивал Миллера, подолгу затягиваясь трубкой.

— Он много курил?

— За три года до смерти бросил. А до этого, как говорится, сосал трубку. После войны он перешел на трубку, с сигаретой я его практически не помню. Табак у него был специальный, английский, с вишневым привкусом. Имел очень вкусный запах. У меня до сих пор лежит пачка табака, который курил отец. Спустя 35 лет от него исходит удивительный аромат.

— Что это была за таинственная история, связанная с похоронами Константина Симонова?

— У нас у всех много грехов, но у папы был один — выдающийся. Папа был очень дисциплинированным человеком. Ко всякому постановлению партии, членом которой он состоял, относился всерьез. Даже если оно было ему поперек горла. Официальное присутствие партии в его жизни всегда ощущалось. 28 августа 1979 года он помер, но три дня никак не могли подписать некролог. Он появился только 31 августа. Все из-за того, что неизвестно было, в каком порядке должны фигурировать подписи. С одной стороны, кандидат в члены ЦК КПСС, а с другой — деятель культуры. Тем более в этот момент Леонид Брежнев находился в отъезде, было не понятно, станет ли он подписывать…

В конце концов некролог таки появился, где совершенно не согласовывая с нами, написали: «О дне похорон урны на Новодевичьем кладбище будет сообщено дополнительно…» Все хорошо, если бы не завещание отца. Я знал о желании папы развеять его прах на Буйническом поле. С постановлением партии и правительства это, понятно, никак не было согласовано. 2 сентября мы получили прах отца, а 3-го сели в две машины и поехали в Могилев. Причем, так получилось, что ни один из нас, восьми близких, на Буйническом поле до этого не был. Мы лишь знали, что оно находится в семи километрах от Могилева. Сообщить о том, что мы едем официально, не могли никому, поскольку не знали, будут ли нам чинить препятствия. Лишь объявили, что хотим проехать по папиным боевым местам. Его главная трасса лежала из Москвы до Могилева, через Смоленск, Вязьму, Юрьев. Мы приехали к военкому города Могилева, с которым отец был знаком, и попросили его показать нам Буйническое поле.

— То самое, где встретились герои знаменитого романа Константина Симонова «Живые и мертвые» Серпилин и Синцов?

— Именно оно, где держал оборону полк полковника Кутепова. Я так понимаю, это именно то поле, где впервые отец после жуткого перепуга и отчаяния первых дней войны почувствовал, что страна, может быть, выкарабкается. Он очень много раз возвращался на это поле потом. Когда мы, приехав туда, достали из багажника урну с прахом, военного комиссара Могилева едва не хватил удар. Он испугался, не понимая, что ему надо предпринять. Вот тут и возник конфликт человека и государственной машины. И, наверное, впервые именно человек настоял на своем. Пока мы развеивали прах, полковник успел сгонять к ближайшему телефону. Вернулись в гостиницу, а там нас уже ждало все партийное начальство Могилевской области. Они сказали, что это для них большая честь, но было видно, что страшно напуганы.

Тут же о произошедшем было сообщено в Москву. Когда мы через два дня вернулись, нас вызвали к секретарю ЦК КПСС по идеологии. Он не стал возражать, но о том, что похоронили Симонова, в течение года никаких сообщений не было. Целый год нам, родственникам, звонили и спрашивали, когда же будут похороны писателя на Новодевичьем кладбище? Пока наконец Василий Песков в «Комсомолке» не написал о том, что на самом деле произошло с прахом Симонова. Тогда появилось много стихов по этому поводу, в том числе Евтушенко и Вознесенского, о том, как сын развеивает прах отца по ветру… Мне не понравились стихи — это слишком интимная память.

— Константин Михайлович был дружен с тогда еще начинающими поэтами-шестидесятниками?

— Он относился к ним по-доброму, но Евтушенко и Вознесенский были людьми не его поколения. Состоял в добрых отношениях с Булатом Окуджавой, но это не была крепкая дружба. Дружил и состязался с Александром Твардовским, любил Василия Быкова.

— Отец вспоминал о своих встречах со Сталиным?

— При мне он никогда об этом не говорил. Я почерпнул информацию из папиных писем, где видно, как менялось его отношение к вождю. В 1953 году, сразу после смерти Сталина, папа написал статью в «Литературной газете», редактором которой был, о том, что главной задачей советской литературы становится сохранить выдающийся образ вождя. Кстати, сразу после публикации, по настоянию Никиты Хрущева, он был смещен с должности главного редактора. Отец мучительно освобождался от Сталина в себе. Это далеко не простой процесс. В конце концов таки избавился от влияния вождя. Он называл Сталина великим и страшным. От слова «великий» не ушел, потому что многое в жизни отца было сделано благодаря его имени.

— Алексей Кириллович, как бы ваш отец сегодня оценил все, что происходит между нашими двумя странами?

— Думаю, очень многое из того, что у нас происходит сегодня, было вчера, позавчера, привело бы его в ужас. Он был скорее человеком действия, а не размышления, сложно сказать, что бы он сделал. Однозначно был бы в неменьшем шоке от ситуации, чем я, его сын, которому сейчас уже на 11 лет больше, чем было отцу, когда он умер. Мне кажется, наша цивилизация стоит на пороге гибели. Количество безумия на единицу населения увеличилось до такой степени, что даже идиотизм нашего правительства не может послужить оправданием, поскольку мы сами его подпитываем собственным негодяйством.

28 ноября 1915 года в семье генерала русской императорской армии Михаила и княжны Александ-ры , в девичестве Оболенской , родился шестикратный лауреат Сталинской премии. По совместительству — русский Киплинг и Хемингуэй. Именно так впоследствии будут воспринимать поэта Константина Симонова.

Младенца назвали Кириллом. Позже мать Александра Леонидовна сокрушалась: «Испохабил своё имя. Выдумал какого-то Константина...» В его оправдание можно сказать, что причина для смены имени была веская: Симонов не выговаривал ровно половину букв своего первоначального имени. «Р» и «л» ему не давались, сливаясь в какую-то кашу.

Писатель Константин Симонов Фото: РИА Новости / Юрий Иванов

Какова цена мужества?

В европейской мифологии есть традиционный штамп описания героев древности: «Три недостатка было у него — он был слишком молод, слишком смел и слишком прекрасен». Если к этим «недостаткам» прибавить дефект речи, то получится достоверный портрет Константина Симонова.

Почти всякий, кто встречался с ним, прежде всего обращал внимание на его внешность. «Симонова я никогда прежде не видела. Он статен и красив. Читает прекрасно, полнозвучным музыкальным голосом» — это писатель и мемуарист Ирина Одоевцева . «Худощавый, стремительный, красивый, по-европейски элегантный» — это сотрудница журнала «Новый мир» Наталия Бианки . Оба воспоминания датированы 1946 г. — Одоевцева встречалась с Симоновым в Париже, Бианки — в Москве. Поэту 31 год, он в расцвете сил, женщины от него без ума, что вполне естественно.

Но то же самое можно сказать и о мужчинах. Вот каким увидел уже изрядно постаревшего Симонова актёр Олег Табаков в 1973 г.: «Он был красив той несуетливой, спокойной мужской красотой, которой, каждый год прибавляя седины в волосы, прибавлял всё больше терпкости и обаяния. Пожалуй, очень немногие люди вызывали столь сильное желание подражать. И в быту, и в мужском человеческом поведении». Насчёт последнего с Табаковым согласен и Евгений Евтушенко : «Мужества ему было не занимать».

Как правило, мужество понимают несколько однобоко, имея в виду работу Симонова как журналиста в годы войны. Да, пулям он не кланялся. Под Могилёвом вырывался из окружения сквозь огонь немецких танков на изрешеченной осколками полуторке. Высаживался с десантом на Керченский полуостров. На Карельском фронте ходил в разведку по тылам финских частей. Летал бомбить Берлин. Но всегда повторял, что так в те суровые годы поступали многие его коллеги, и особого повода для гордости в этом не находил.

Корреспондент газеты «Красная звезда» Константин Симонов беседует с санитарками госпиталя. 1943 год Фото: РИА Новости / Яков Халип

Чем прогневал Хрущёва?

Новый лидер страны, Никита Хрущёв , взявший курс на разоблачение культа личности Сталина, любил и умел показать свой нрав. И решил надавить на Симонова, который к Сталину относился с подчёркнутым уважением. На встрече партийного руководства с писателями он грубо перебил выступавшего Константина Михайловича: «После XX съезда голос писателя Симонова звучит как-то невнятно!» На что тот ответил: «Никита Сергеевич! Даже шофёр не сразу может дать задний ход. Одни писатели изымают из собрания своих сочинений произведения о Сталине, другие спешно заменяют Сталина Лениным, а я этого делать не буду». Результат — смещение с поста секретаря правления Союза писателей, освобождение от должности главного редактора «Нового мира» и «творческая командировка», а по сути — ссылка в Ташкент.

Почему-то этот шаг считается доказательством то ли слепоты, то ли неразборчивости писателя. В сознании многих не укладывается, как мог уважать «кровавого тирана» человек, написавший такие строки:

«Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: -Повезло.
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня».

А объясняется всё очень просто. Симонов так вспоминал детство: «Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Данное кому бы то ни было слово требовалось дер-жать; всякая, даже самая маленькая ложь презиралась». Честь. Долг. Верность. Неумение, как говорили в древности, «играть двумя щитами». А всё вместе — подлинный аристократизм духа.

На встрече советских кинематографистов. Слева-направо: кинорежиссер Григорий Александров, актриса Валентина Серова, писатель Константин Симонов и актрисы Любовь Орлова и Татьяна Окуневская. Москва, 1945 год. Фото: РИА Новости / Анатолий Гаранин

Что о нём запомнят?

Про стихотворение «Жди меня» тот же Евтушенко говорил: «Это произведение никогда не умрёт».

Видимо, подразумевая, что насчёт остальных стихов уверенным быть нельзя. Но вот интересный момент. В одной современной анти-утопии описано будущее, где Россия оккупирована Западом. Там действуют отряды сопротивления. На своих тайных сходках партизаны будущего поют под гитару. И не что-нибудь, а поэму Симонова «Ледовое побоище», где немцы приходят к нам очень пафосно, а заканчивается всё, как и положено:

Одни лежали, захлебнувшись
В кровавой ледяной воде,
Другие мчались прочь, пригнувшись,
Трусливо шпоря лошадей.

На сайтах с песнями и стихами в исполнении авторов Симонов присутствует и сейчас. «Жди меня» там, разумеется, лидирует. А в спину ему дышит стихотворение «Однополчане» со строчками:

Под Кёнигсбергом на рассвете
Мы будем ранены вдвоём,
Отбудем месяц в лазарете,
И выживем, и в бой пойдём.

А ведь написаны «Однополчане» были в 1938 г. До взятия Кёнигсберга оставалось ещё 7 лет.

Наверное, таким должен быть национальный поэт. Тонкая лирика. Сильные, до дрожи, образы. Пророческий дар. И — жизненное кредо, которое выразил сам Симонов в романе «Живые и мёртвые»: «Нет ничего трудней, чем гибнуть, не платя смертью за смерть».


ru.wikipedia.org

Биография

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну (как отмечал писатель в официальной биографии). Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром РККА. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт имени А. М. Горького.

В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт имени А. М. Горького. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений - в 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.



В том же 1938 году К. М. Симонов был принят в СП СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ, опубликовал поэму «Павел Черный».

В 1939 году направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол, в институт не вернулся.

В 1940 году написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 - вторую - «Парень из нашего города». В течение года учился на курсах военных корреспондентов при ВПА имени В. И. Ленина, получил воинское звание интенданта второго ранга.

С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».



Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. После войны появились его сборники очерков «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). В 1958-1960 годах жил в Ташкенте как корреспондент «Правды» по республикам Средней Азии.

В дни прощания советского народа со Сталиным были опубликованы следующие строки К. М. Симонова:

Нет слов таких, чтоб ими описать
Всю нетерпимость горя и печали.
Нет слов таких, чтоб ими рассказать,
Как мы скорбим по Вас, товарищ Сталин...




Первый роман «Товарищи по оружию» увидел свет в 1952 году, затем большая книга - «Живые и мертвые» (1959). В 1961 году театр «Современник» поставил пьесу Симонова «Четвёртый». В 1963-1964 годах пишет роман «Солдатами не рождаются», в 1970-1971 - «Последнее лето». По сценариям Симонова были поставлены фильмы «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спаакоми, Э. Триоле), «Живые и мертвые» (1964), «Двадцать дней без войны» (1976)

В 1946-1950 и 1954-1958 годах он был главным редактором журнала «Новый мир»; в 1950-1953 - главным редактором «Литературной газеты»; в 1946-1959 и 1967-1979 годах - секретарем СП СССР.



Депутат ВС СССР 2-3 созывов (1946-1954). Кандидат в члены ЦК КПСС (1952-1956). Член ЦРК КПСС в 1956-1961 и 1976-1979 годах.

Скончался 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах К. М. Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.

Возвращение читателю романов Ильфа и Петрова, выход в свет булгаковского «Мастера и Маргариты» и хэмингуэевского «По ком звонит колокол», защита Лили Брик, которую высокопоставленные «историки литературы» решили вычеркнуть из биографии Маяковского, первый полный перевод пьес Артура Миллера и Юджина О’Нила, выход в свет первой повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» - вот далекий от полноты перечень «геракловых подвигов» Симонова, только тех, что достигли цели и только в области литературы. А ведь были еще и участие в «пробивании» спектаклей в «Современнике» и Театре на Таганке, первая посмертная выставка Татлина, восстановление выставки «ХХ лет работы» Маяковского, участие в кинематографической судьбе Алексея Германа и десятков других кинематографистов, художников, литераторов. Ни одного неотвеченного письма. Хранящиеся сегодня в ЦГАЛИ десятки томов подённых усилий Симонова, названных им «Всё сделанное», содержат тысячи его писем, записок, заявлений, ходатайств, просьб, рекомендаций, отзывов, разборов и советов, предисловий, торящих дорогу «непробиваемым» книгам и публикациям. Особым симоновским вниманием пользовались его товарищи по оружию. Сотни людей начали писать военные мемуары после прочитанных Симоновым и сочувственно оцененных им «проб пера». Он пытался помочь разрешить бывшим фронтовикам множество бытовых проблем: больницы, квартиры, протезы, очки, неполученные награды, несложившиеся биографии.



Необходимо отметить, что достигнув партноменклатурных высот, Симонов не был организатором и участником травли многих деятелей культуры, интеллигенции, он неоднократно помогал заступничеством и в решении различных, в том числе бытовых проблем: получении квартир, изданиях книг, публикациях и т. д. Между тем, существует мнение, что он участвовал в кампании против «безродных космополитов», в написании письма против Солженицына в 1973 году.

Награды и премии

Герой Социалистического Труда (27.9.1974)
- 3 ордена Ленина (27.11.1965; 2.7.1971; 27.9.1974)
- орден Красного Знамени (3.5.1942)
- 2 ордена Отечественной войны I степени (30.5.1945; 23.9.1945)
- орден «Знак Почёта» (31.1.1939)
- советские медали
- Крест ордена Белого льва «За Победу» (Чехословакия)
- Военный Крест 1939 года (Чехословакия)
- орден Сухэ-Батора (МНР)
- Ленинская премия (1974) - за трилогию «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»
- Сталинская премия первой степени (1942) - за пьесу «Парень из нашего города»
- Сталинская премия второй степени (1943) - за пьесу «Русские люди»
- Сталинская премия второй степени (1946) - за роман «Дни и ночи»
- Сталинская премия первой степени (1947) - за пьесу «Русский вопрос»
- Сталинская премия первой степени (1949) - за сборник стихов «Друзья и враги»
- Сталинская премия второй степени (1950) - за пьесу «Чужая тень»

Семья

Родители

Мать - княжна Александра Леонидовна Оболенская (1890-1975)

Отец - дворянин Калужской губернии Михаил Агафангелович Симонов (29 марта 1871 - после 1922), генерал-майор, участник Первой мировой войны. После Октябрьской революции 1917 года эмигрировал в Польшу.

Второй муж, отчим, воспитавший Константина Михайловича, о котором он говорил немало добрых слов, и которому посвятил поэму «Отчим» Александр Григорьевич Иванищев - военный специалист, преподаватель, полковник Красной армии.

По материнской линии Симонов происходит от Рюрика.

Князь Иван Михайлович Оболенский (1774-1838) - родоначальник этой ветви фамилии, ведущей от Михаила Константиновича Сухорукого Оболенского, сына Константина Семёновича Оболенского, родоначальника князей Оболенских.

Вторая супруга: с? до 1810 Фёкла Каблукова (1789-1862)

Один из их детей - Оболенский Николай Иванович (1812-1865). Супруга: Анна Шубинская (?-1891)

Один из их детей - Оболенский Леонид Николаевич (1 октября 1843, Андреевское - 15 декабря 1910, Санкт-Петербург).
Похоронен на Новодевичьем кладбище СПб..

Супруга: (с 1874) Дарья Ивановна Шмидт (1850-1923)

их дети:
- Оболенский, Николай Леонидович (7 июля 1878, Москва - 11 марта 1960, Париж)
Окончил юридический факультет Петербургского университета (1901), земский начальник, начальник гражданской канцелярии при штабе Верховного Главнокомандующего (1914, 1915). Курский, Харьковский и затем Ярославский (1916-1917) губернатор. Статский советник. В эмиграции состоял при Великом князе Николае Николаевиче. Почётный Председатель Семейного союза князей Оболенских (с 1957). Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Супруга: с 1904, Санкт-Петербург, Наталия Степановна Соллогуб (1881, Орёл - 1963, Париж)

Оболенская Людмила Леонидовна (1875, Москва - 1955, Москва)
Супруг: Максимилиан Тидеманн (Maximilian Tiedemann) (убит около 1917).

Оболенская Дарья Леонидовна (1876, Москва - 1940, Оренбург)
- Оболенская Софья Леонидовна (1877, Москва-1937)

В 1934 году вместе с сёстрами Людмилой и Дарьей была арестована в Ленинграде как «социально опасные элементы» и выслана в Оренбург, где затем была расстреляна.

Оболенская Александра Леонидовна (1890, Санкт-Петербург - 1975)

Супруги:
- с 1912 Михаил Агафангелович Симонов
- с 1919 Александр Григорьевич Иванищев

Отец Михаил Агафангелович Симонов (29 марта 1871 - ?), генерал-майор, участник Первой Мировой войны, Кавалер разных орденов, образование получил в Орловском Бахтинском кадетском корпусе. В службу вступил 1 сентября 1889.

Выпускник (1897) Императорской Николаевской военной академии.

1909 - полковник Отдельного Корпуса пограничной стражи.

В марте 1915 - командир 12-го Великолуцкого пехотного полка. Награжден Георгиевским оружием. Начальник штаба 43-го армейского корпуса (8 июля 1915 - 19 октября 1917). Генерал-майор (6 декабря 1915).

Последние данные о нём датируются 1920-1922 годами и сообщают о его эмиграции в Польше.

Вот, что об этом говорит Алексей Симонов, сын писателя:
Вторая важнейшая ее тема - история фамилии Симонов. С этой темой я столкнулся в 2005 году, когда делал двухсерийный документальный фильм об отце «Ка-Эм». Дело в том, что мой дед, Александр Григорьевич Иванишев, не был родным отцом моего отца. Константин Михайлович родился у бабки в первом браке, когда она была замужем за Михаилом Симоновым, военным, выпускником Академии Генштаба, в 1915 году получившим генерал-майора. Дальнейшая его судьба долго была неизвестна, отец в автобиографиях писал, что тот пропал без вести еще в империалистическую войну, затем и вовсе перестал его поминать. В процессе работы над фильмом я нашел письма бабки начала 20-х годов ее сестрам в Париж, где она пишет, что Михаил обнаружился в Польше и зовет ее с сыном к себе туда. У нее в это время уже был роман с Иванишевым, да, видимо, было и еще что-то в этих отношениях, что не позволило их восстановить. Но фамилию Симонов бабка все же сыну сохранила, хотя сама стала Иванишевой.
- Сивцев Вражек…

В другом интервью Алексей Симонов отвечает на вопрос об отношении Сталина к отцу:

Вы знаете, никаких доказательств того, что Сталин относился к отцу особенно хорошо, я не нахожу. Да, отец рано стал знаменитым. Но не потому, что Сталин его любил, а потому, что написал «Жди меня». Это стихотворение было молитвой для тех, кто ждал с войны своих мужей. Оно и обратило внимание Сталина на моего папу.
У отца был «прокол» в биографии: мой дед пропал без вести в канун гражданской войны. В то время этого факта было достаточно, чтобы обвинить отца в чем угодно. Сталин понимал, что если выдвинет отца, то он будет служить если не за совесть, то уж за страх обязательно. Так оно и вышло.

Его отец, бухгалтер, коллежский ассесор Симонов Агафангел Михайлович упоминается со своими братом и сёстрами (Надворный советник Михаил Михайлович Симонов, классная дама, из дворян девица Евгения Михайловна Симонова и учительница приготовительного класса, из дворян девица Аграфена Михайловна Симонова) в Адрес-календаре Калужской губернии на 1861 год.

В 1870 - Надворный советник

История рода бабушки, Дарьи Ивановны, урождённой Шмидт.

Шмидты тоже были дворянами Калужской губернии.

Супруги

Первая супруга Константина Симонова - Евгения Самойловна Ласкина (1915, Орша - 1991, Москва) (двоюродная сестра Бориса Ласкина), филолог (закончила Литинститут 22 июня 1941), литературный редактор, заведующая отделом поэзии журнала «Москва». В 1949 году пострадала в период кампании по борьбе с космополитизмом. Благодаря ей печатался Шаламов, ей в том числе обязаны выходом романа «Мастер и Маргарита».

В 1939 году у них родился сын Алексей.

В 1940 году он расстался с Ласкиной, познакомившись и влюбившись без памяти в актрису Валентину Серову, вдову незадолго до того погибшего лётчика, Героя Испании, комбрига Анатолия Серова.



Этот роман был самым, пожалуй, известным в Советском Союзе, за его развитием следила и переживала вся страна. Оба - молодые, красивые, любящие. Она - кинозвезда, любимица миллионов зрителей, символ женственности, он - известный поэт, корреспондент. Любовь вдохновляла Симонова в творчестве. Ярким посвящением стало стихотворение «Жди меня». Вот, что рассказывает об истории создания дочь Мария:

Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилевом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» - его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноименный фильм, где мама сыграла главную роль.



В том же сороковом году Симонов пишет пьесу «Парень из нашего города». Главная героиня пьесы Варя -прототип Валентины, а Лукашин - Анатолий Серов. Актриса отказывается играть в новом спектакле, который ставит Театр Ленинского комсомола. Слишком свежа еще рана от потери любимого мужа.

В 1942 году вышел в свет сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя» с посвящением «Валентине Васильевне Серовой». Книжку нельзя было достать. Стихи переписывали от руки, учили наизусть, посылали на фронт, читали друг другу вслух. Ни один поэт в те годы не знал столь оглушительного успеха, какой познал Симонов после публикации «С тобой и без тебя».



Театр имени Ленинского комсомола, где служила Серова, вернулся из эвакуации в Фергане только в апреле 1943 года. В том же году Серова согласилась стать женой Симонова. Они поженились летом 1943 и зажили одним домом, в котором всегда было много гостей.

Всю войну вместе с Симоновым и в составе концертных бригад Валентина Васильевна ездила на фронт.



В 1946 году, выполняя поручение правительства вернуть писателей-эмигрантов, Симонов отправился во Францию. Будучи в Париже, Симонов представил любимую жену Ивану Бунину, Тэффи, Борису Зайцеву.

Было это на самом деле или нет, доподлинно неизвестно, но о том, что Серова спасла Бунина от неминуемой гибели, на кухнях судачили. В 1946 году Симонов, получивший задание уговорить нобелевского лауреата Ивана Бунина вернуться на родину, взял с собой в Париж жену. Бунин был очарован Серовой, и она якобы успела шепнуть ему на ухо, чтобы он не вздумал возвращаться себе на погибель. Так это или нет, повторяем, неизвестно, но больше жену в зарубежные вояжи Симонов не брал.

Они прожили вместе пятнадцать лет.



Как и многие жизненные истории, любовь Симонова и Серовой не имела счастливого конца. Сплетен и слухов о жизни актрисы и поэта до сих пор ходит немало, они даже становятся основой книг и фильмов - так делают имена на судьбах и слабостях знаменитостей. Не нам судить об отношениях этих талантливых, неординарных людей. Это их жизнь. Нам остались фильмы, вошедшие в «золотой фонд» отечественного кинематографа, и замечательные лирические стихи, посвященные актрисе.

Последняя супруга (1957) - Лариса Алексеевна Жадова, дочь Героя Советского Союза генерала Алексея Жадова, вдова фронтового товарища Симонова, поэта Семёна Гудзенко. Симонов удочерил дочь Ларисы Екатерину, потом у них родилась дочь Александра.

Дети

Сын - Алексей Кириллович Симонов (род. 1939)
Дочери:
- Мария Константиновна Симонова (род. 1950).
- Екатерина Кирилловна Симонова-Гудзенко (род. 1951)
- Александра Кирилловна Симонова (1957-2000)

Сочинения

Стихи и поэмы

- «Победитель» (1937, поэма о Николае Островском),
- «Павел Черный» (1938, поэма, прославлявшая строителей Беломорско-Балтийского канала),
- «Ледовое побоище» (1938, поэма),
- Если дорог тебе твой дом…
- Жди меня (текст)
- Песня военных корреспондентов
- Сын артиллериста
- «С тобой и без тебя» (сборник стихов)
- Я знаю, ты бежал в бою…
- «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..»
- «Майор привез мальчишку на лафете..»
- Хозяйка дома
- Горят города по пути этих полчищ...
- Не сердитесь - к лучшему...
- Открытое письмо
- Улыбка

Романы и повести

- «Товарищи по оружию» (роман, 1952; новая редакция - 1971),
- «Живые и мертвые» (роман, 1959),
- «Солдатами не рождаются» (1963-1964, роман; 2 часть трилогии «Живые и мертвые»; в 1969 - кинофильм «Возмездие» режиссёр Александр Столпер),
- «Последнее лето» (роман, 1971).
- «Дым отечества» (1947, повесть)
- «Южные повести» (1956-1961)
- «Из записок Лопатина» (1965, цикл повестей; 1975 - одноимённый спектакль, премьера - Театр «Современник»)

Дневники, мемуары, очерки

Симонов К. М. Разные дни войны. Дневник писателя. - М.: Художественная литература, 1982. - Т. 1. - 479 с. - 300 000 экз.
- Симонов К. М. Разные дни войны. Дневник писателя. - М.: Художественная литература, 1982. - Т. 2. - 688 с. - 300 000 экз.
- «Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине» (1979, опубликовано в 1988)
- «Письма из Чехословакии» (сборник очерков),
- «Славянская дружба» (сборник очерков),
- «Югославская тетрадь» (сборник очерков),
- «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента» (сборник очерков).

Пьесы

- «История одной любви» (1940, премьера - Театр имени Ленинского комсомола, 1940)
- «Парень из нашего города» (1941, пьеса; премьера - Театр имени Ленинского комсомола, 1941; в 1942 - одноимённый кинофильм)
- «Под каштанами Праги» (1945. Премьера - Театр имени Ленинского комсомола. Была популярна, с 1946 шла по всей стране. В 1965 - одноимённый телеспектакль, режиссёры Борис Ниренбург, Надежда Марусалова (Иваненкова))
- «Русские люди» (1942, опубликована в газете «Правда»; в конце 1942 премьера пьесы с успехом прошла в Нью-Йорке; в 1943 - кинофильм «Во имя Родины», режиссёры - Всеволод Пудовкин, Дмитрий Васильев; в 1979 - одноимённый телеспектакль, режиссёры - Майя Маркова, Борис Равенских)
- «Так и будет» (1944, премьера - Театр имени Ленинского комсомола)
- «Русский вопрос» (1944, премьера - Театр имени Ленинского комсомола; в 1947 - одноимённый кинофильм, автор сценария и режиссёр Михаил Ромм)
- «Чужая тень» (1949)
- «Четвёртый»(1961, премьера - Театр «Современник»)
- «Левашов» (1963, телеспектакль, режиссёр - Леонид Пчёлкин)
- «Мы не увидимся с тобой» (1981, телеспектакль, режиссёры - Майя Маркова, Валерий Фокин)

Сценарии

- «Жди меня» (совместно с Александром Столпером, 1943, режиссёр - Александр Столпер)
- «Дни и ночи» (1944, режиссёр - Александр Столпер)
- «Второй караван» (1950, совместно с Захаром Аграненко, режиссёры-постановщики - Амо Бек-Назаров и Рубен Симонов)
- «Жизнь Андрея Швецова» (1952, совместно с Захаром Аграненко)
- «Бессмертный гарнизон» (1956, режиссёр - Эдуард Тиссэ),
- «Нормандия - Неман» (соавторы - Шарль Спаак, Эльза Триоле, 1960, режиссёры Жан Древиль, Дамир Вятич-Бережных)
- «Живые и мёртвые» (совместно с Александром Столпером, режиссёр - Александр Столпер, 1964)
- «Если дорог тебе твой дом» (1967, сценарий и текст документального фильма, режиссёр Василий Ордынский),
- «Гренада, Гренада, Гренада моя» (1968, документальный фильм, режиссёр - Роман Кармен, кинопоэма; премия Всесоюзного кинофестиваля)
- «Случай с Полыниным» (совместно с Алексеем Сахаровым, 1971, режиссёр - Алексей Сахаров)
- «Чужого горя не бывает» (1973, документальный фильм о вьетнамской войне),
- «Шел солдат» (1975, документальный фильм)
- «Солдатские мемуары» (1976, телефильм)
- «Обыкновенная Арктика» (1976, Ленфильм, режиссёр - Алексей Симонов, вступительное слово от автора киносценария и эпизодическая роль)
- «Константин Симонов: остаюсь военным писателем» (1975, документальный фильм)
- «Двадцать дней без войны» (по повести (1972), режиссёр - Алексей Герман, 1976), текст от автора

Поэтические переводы

Редьярд Киплинг в переводах Симонова
- Насими, Лирика. Перевод Наума Гребнева и Константина Симонова с азербайджанского и фарси. Художественная литература, Москва, 1973.
- и другие переводы

Память

В честь писателя названы:
- Астероид Симонов (2426 Simonov).
- Улица Константина Симонова в Москве.
- Комфортабельный четырёхпалубный теплоход проекта 302 «Константин Симонов», построен в 1984 году в ГДР.

Биография



Русский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель. Родился Константин Симонов 28 ноября (по старому стилю - 15 ноября) 1915 в Петрограде. Детские годы прошли в Рязани и Саратове. Воспитывался отчимом - преподавателем военного училища. В 1930, после окончания семилетки в Саратове, пошел учиться на токаря. В 1931 вместе с семьей отчима переехал в Москву. Окончив фабзавуч точной механики, Константин Симонов идет работать на авиационный завод, на котором работал до 1935. Некоторое время работал техником в Межрабпомфильме. В эти же годы начинает писать стихи. В печати первые произведения появились в 1934 (в некоторых источниках указано, что первые стихи Константина Симонова были напечатаны в 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь"). Учился в Московском институте философии, литературы и истории им. Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ), затем - в Литературном институте им. М.Горького, который окончил в 1938. В 1938 был назначен редактором "Литературной газеты". После окончания

Литературного института поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 Константин Симонов был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся. В 1940 была написана первая пьеса ("История одной любви"), премьера которой прошла на сцене Театра им. Ленинского комсомола. В течение года Константин Симонов учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получив воинское звание интенданта второго ранга. Жена - актриса Валентина Серова (девичья фамилия - Половикова; первый муж - летчик, Герой Советского Союза Анатолий Серов)




С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. В 1942 снят первый кинофильм по сценарию Константина Симонова ("Парень из нашего города"). После войны в течение трех лет находился в многочисленных зарубежных командировках в Японии (1945-1946), США, Китае. В 1946-1950 - редактор журнала "Новый Мир". В 1950-1954 вновь назначен редактором "Литературной газеты". В 1954-1958 - Константин Симонов вновь назначен редактором журнала "Новый Мир". В 1958-1960 жил в Ташкенте как корреспондент "Правды" по республикам Средней Азии. В 1952 был написан первый роман ("Товарищи по оружию"). C 1940 по 1961 было написано десять пьес. Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.



Ступени продвижения Константина Симонова по партийной и общественной леснице. С 1942 - член КПСС. В 1952-1956 - кандидат в члены ЦК КПСС. В 1956-1961 и с 1976 - член Центральной ревизионной комиссии КПСС. В 1946-1954 - депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. В 1946-1954 - заместитель генерального секретаря правления Союза писателей СССР. В 1954-1959 и в 1967-1979 - Секретарь правления Союза писателей СССР. С 1949 - член президиума Советского комитета защиты мира. Константин Симонов награжден орденами и медалями, среди которых - 3 ордена Ленина. Герой Социалистического Труда (1974). Награжден Ленинской премией (1974), Государственной (Сталинской) премией СССР (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950).




Среди произведений Константина Симонова - романы, повести, пьесы, рассказы, сценарии художественных и документальных фильмов, поэмы, стихотворения, дневники, путевые очерки, статьи на литературные и общественные темы: "Победитель" (1937; поэма о Николае Островском), "Павел Черный" (1938; поэма, прославлявшая-строителей Беломорско-Балтийского канала), "Ледовое побоище" (1938; поэма), "Суворов" (1939; поэма), "История одной любви" (1940; пьеса; премьера - в Театре им. Ленинского комсомола), "Парень из нашего города" (1941; пьеса; в 1942 - Государственная премия СССР; в 1942 - одноименный кинофильм), "Русские люди" (1942; пьеса; была опубликована в газете "Правда"; в конце 1942 премьера пьесы с успехом прошла в Нью-Йорке; в 1943 - Государственная премия СССР; в 1943 - кинофильм "Во имя Родины"), "С тобой и без тебя" (1942; сборник стихов), "Жди меня" (1943; сценарий кинофильма), "Дни и ночи" (1943-1944; повесть; в 1946 - Государственная премия СССР; в 1945 - одноименный кинофильм), "Так и будет" (пьеса), "Война" (1944; сборник стихов), "Русский вопрос" (1946; пьеса; в 1947 - Государственная премия СССР; в 1948 - одноименный кинофильм), "Дым отечества" (1947; повесть), "Друзья и враги" (1948; сборник стихов; в 1949 - Государственная премия СССР), "Чужая тень" (1949; пьеса; в 1950 - Государственная премия СССР), "Товарищи по оружию" (1952; роман; новая редакция - в 1971; роман), "Живые и мертвые" (1954-1959; роман; 1 часть трилогии "Живые и мертвые"; в 1964 - одноименный кинофильм, удостоенный в 1966 Государственной премии РСФСР), "Южные повести" (1956-1961), "Бессмертный гарнизон" (1956; сценарий кинофильма), "Нормандия - Неман" (1960; сценарий советско-французского кинофильма), "Четвёртый" (1961; пьеса; премьера - в Театре "Современник"), "Солдатами не рождаются" (1963-1964; роман; 2 часть трилогии "Живые и мертвые"; в 1969 - кинофильм "Возмездие"), "Из записок Лопатина" (1965; цикл повестей), "Если дорог тебе твой дом" (1967; сценарий и текст документального фильма), "Гренада, Гренада, Гренада моя" (1968; документальный фильм, кинопоэма; премия Всесоюзного кинофестиваля), "Последнее лето" (1970-1971; роман; 3 часть трилогии "Живые и мертвые"), "Случай с Полыниным" (1971; сценарий фильма), "Двадцать дней без войны" (1972; повесть; в 1977 - одноименный кинофильм), "Чужого горя не бывает" (1973; сценарий фильма), "Шел солдат" (1975; сценарий фильма), "Солдатские мемуары" (1976; сценарий телефильма), "Размышления о Сталине", "Глазами человека моего поколения" (мемуары; попытка объяснить активное участие автора в идеологической жизни Советского Союза в 1940–1950 годах; опубликованы в 1988), "Письма из Чехословакии" (сборник очерков), "Славянская дружба" (сборник очерков), "Югославская тетрадь" (сборник очерков), "От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента" (сборник очерков).

Источники информации:

Константин Симонов. Собрание сочинений в шести томах. Предисловие. Москва: Художественная литература, 1966

Биография



Симонов Константин (Кирилл) Михайлович (р. 15(28).11.1915, Петроград), русский советский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974). Член КПСС с 1942. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1938). Печатается с 1934. Ощущение надвигающейся войны реализовалось в поэмах "Победитель" (1937) о Н. Островском, "Ледовое побоище" (1938), "Суворов" (1939). В предвоенные годы формируется основная тема С. - тема мужества и героизма, носителями которого являются люди, душевно причастные к бурным событиям своей эпохи (пьесы "История одной любви", 1940, "Парень из нашего города", 1941, Государственная премия СССР, 1942, одноименный фильм 1942).



В годы Великой Отечественной войны на фронте (корреспондент газеты "Красная Звезда"). Одним из первых обратился к теме русского человека на войне (пьеса "Русские люди", 1942, Государственная премия СССР, 1943; повесть "Дни и ночи", 1943-44, Государственная премия СССР, 1946, одноименный фильм, 1945).

Широкую популярность приобрела в годы войны лирика С. ("Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Жди меня", "Убей его!" и другие, стихи из сборников "С тобой и без тебя", 1942, "Война", 1944, и др.), где мотивы патриотизма, мужества и героики соединены с мотивами фронтовой дружбы, любви, верности.



Период "холодной войны" отразился в творчестве С. созданием идеологически актуальных произведений (пьесы "Русский вопрос", 1946, Государственная премия СССР, 1947; "Чужая тень", 1949, Государственная премия СССР, 1950; книга стихов "Друзья и враги", 1948, Государственная премия СССР, 1949).

С середины 50-х гг. (вслед за романом "Товарищи по оружию", 1952, новая редакция 1971) С. создает трилогию "Живые и мертвые" (Ленинская премия, 1974): романы "Живые и мертвые" (1954-59, одноименный фильм, 1964), "Солдатами не рождаются" (1963-64, фильм –"Возмездие", 1969) и "Последнее лето" (1970-71) - эпически широкое художественное исследование пути сов. народа к победе в Великой Отечественной войне, в котором автор стремился соединить два плана - достоверную "летопись" основных событий войны, увиденных глазами их свидетеля и участника (Серпилин, Синцов), и анализ этих событий с точки зрения их современного понимания и оценки. К трилогии по материалу примыкают "Южные повести" (1956-61), повести "Из записок Лопатина" (1965), "Двадцать дней без войны" (1972), ряд публикаций дневников С. военных лет с современными авторскими комментариями и др.



Опубликовал также повесть "Дым отечества" (1947), пьесу "Четвертый" (1961) и много других пьес, сценариев художественных и документальных фильмов, поэм, книг, путевых очерков, статей и выступлений на литературные и общественные темы. Многие произведения С. переведены на языки народов СССР и иностранные языки. Общественная деятельность С. активна и многогранна: редактор "Литературной газеты" (1938, 1950-54), журнала "Новый Мир" (1946-50, 1954-58), заместитель генерального секретаря правления Союза писателей СССР (1946-54). Кандидат в члены ЦК КПСС (1952-56), член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1956-61 и с 1976). Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Член президиума Сов. комитета защиты мира (с 1949). Секретарь правления Союза писателей СССР (1954-59 и с 1967). Награжден 3 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Собр. соч., т. 1-6, М., 1966-70.

Лит.: Вишневская И. Л., Константин Симонов. Очерк творчества, М., 1966; Фрадкина С., Творчество Константина Симонова, М., 1968; Лазарев Л. И., Военная проза Константина Симонова, М., 1975; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 4, М., 1966.

Г. А. Белая.