Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Его искал жеглов. Глеб Жеглов: биография, звание, цитаты, актер

Его искал жеглов. Глеб Жеглов: биография, звание, цитаты, актер

Глеб Жеглов – главный герой знаменитого фильма-сериала "Место встречи изменить нельзя", вышедшего на экраны в 1979 году и снятого по роману братьев Вайнеров "Эра милосердия". Работник Московского уголовного розыска, или МУРа, Жеглов посвятил свою жизнь борьбе с бандитизмом. Его фраза "Вор должен сидеть в тюрьме" стала крылатой, а вообще этот фильм, ставший в какой-то мере культовым, весь буквально разобран на цитаты. Не последнюю роль в популярности Жеглова как персонажа сыграло и то, что играл его Владимир Высоцкий, справившись с неоднозначной и сложной ролью просто блестяще.


Глеб Георгиевич Жеглов – опытный оперативник, капитан МУРа, непримиримый, жесткий, бескомпромиссный и где-то очень скорый на расправу. На его фоне старший лейтенант Шарапов, новичок и поборник справедливости, выглядит наивным и даже инфантильным, однако именно на противопоставлении этих героев и построен сюжет.

Удивительно, но по задумке авторов, братьев Вайнеров, Жеглов – персонаж скорее отрицательный, продукт сталинской эпохи, маленький, но прочный винт огромной карательной машины, которая перемалывает всех без разбору. Но в 1979 году вышел фильм, и хотя снят он был очень близко к книжному сюжету, все в нем оказалось не так, и главным парадоксом оказалась как раз личность Жеглова. Так, зрители полюбили его. Жесткий, непримиримый, безжалостный и не слишком думающий, Жеглов тем не менее пришелся по душе советским зрителям. Ему верили. Неизвестно, было ли причиной тому личное обаяние Владимира Высоцкого, или люди тосковали по "сильным лидерам", но Жеглову сочувствовали, с ним соглашались, а гуманист Шарапов неизменно выглядел на его фоне чуть более "мягким", чем нужно было быть работнику отдела по борьбе с бандитизмом.



Есть история, что когда Высоцкий прочитал роман Вайнеров "Эра милосердия", он сразу же попросил "застолбить" для него роль Жеглова, заявив, что лучше него его не сыграет никто. И вообще, именно Владимир Высоцкий подсказал Вайнерам, что их книга очень кинематографична, и из нее надо делать сценарий. Зато позднее, когда уже пора было приступать к съемкам, Высоцкий с трудом согласился, ссылаясь на то, что у него слишком мало времени, чтобы тратить его на съемки в кино – ему нужно писать.

Как бы ни было, фильм получился серьезным, мощным и очень интересным – его смотрели всей страной. Говорят, что во время премьерного показа, который был приурочен к Дню милиции, именно в это время по стране было зафиксировано рекордно низкое количество преступлений, и это даже попало в официальный отчет МВД.

По сюжету, молодой оперативник Владимир Шарапов (его, как известно, играет Владимир Конкин) прибывает на службу в отдел по борьбе с бандитизмом МУРа. Его ставят в пару к опытному Глебу Жеглову, который ведет непримиримую борьбу с бандой "Черная кошка". Красной нитью в фильме проходит противостояние наивного поборника справедливости Шарапова и циничного, умудренного опытом, а потому безжалостного Жеглова, однако воспринимать это буквально все же не стоит. Несмотря на некоторую жестокость, Жеглова нельзя воспринимать как "красного садиста" - он по-своему неплохой человек, но, в отличие от молоденького идеалиста Шарпова, он знает наверняка – преступника невозможно "исправить". И именно с этой позиции он ведет свою личную и гражданскую войну с организованным бандитизмом.

Кстати, мнения по поводу образа и персонажа Жеглова сильно разошлись у зрителей – так называемая интеллигенция увидела в нем однозначный продукт эпохи сталинизма, в то время как люди "попроще" увидели в нем настоящего героя.

Трудно сказать, был ли Жеглов героем, да и уместно ли было быть героем в тех обстоятельствах, но негативным персонажем, как он изначально замышлялся у братьев Вайнеров, он все же не был, и это можно сказать абсолютно уверенно. Он был прямым и понятным - ненавидел трусов, презирал мещан и "мелких людишек", и в то же самое время ценил и уважал "простых и честных людей", которые платили ему тем же. Так, он сразу же пришелся по душе всем обитателям коммуналки, в которой поселился Шарапов – его уважали и даже обожали, и Шарапову было лестно и приятно дружить с таким человеком. Но все же дружбе этой не суждено было быть долгой – слишком уж разными людьми были Глеб Жеглов и Володя Шарапов .


Фильм "Место встречи изменить нельзя" оказался буквально разобранным на цитаты, и если посмотреть на эти крылатые фразы, то оказывается, что очень многие из них принадлежат Глебу Жеглову. Это он произнес "Вор должен сидеть в тюрьме", "Милосердие - поповское слово", "Здесь МУР, а не институт благородных девиц!", "Будет сидеть!!! Я сказал" и, конечно же, легендарную фразу "Теперь Горбатый! Я сказал: Горбатый!".


Фильм "Место встречи изменить нельзя" собирает людей у экранов телевизоров уже четвертый десяток лет, и, несмотря на то, что некоторые сцены мы знаем уже наизусть, он по-прежнему смотрится интересно. Трудно сказать, в чем же секрет очарования этого советского мини-сериала; возможно, именно в его неоднозначности – в нем нет готовых ответов и однозначно положительных персонажей. Таков и Глеб Жеглов – сложный и простой человек одновременно, которого просто невозможно охарактеризовать. Он получился у Высоцкого сложным и мятежным - слишком прямым и в то же время думающим, жестоким и в то же время добрым. У Жеглова, вне всякого сомнения, была своя правда – он ненавидел бандитскую нечисть, и искренне верил, что победить ее можно, лишь уничтожив. "Если есть на свете дьявол, то он не козлоногий рогач, а он дракон о трёх головах, и головы эти - хитрость, жадность, предательство. И если одна прикусит человека, то две другие доедят его дотла", - уверен Глеб Жеглов .

Друг и коллега, также сосед по комнате в коммунальной квартире

Глеб Гео́ргиевич (Его́рович) Жегло́в - один из главных героев милицейского детективного романа братьев Вайнеров «Эра милосердия » () и снятой по их же сценарию экранизации «Место встречи изменить нельзя » (), действие которого происходит в августе - ноябре 1945 года . Роль Жеглова в фильме сыграл Владимир Высоцкий .

В книге [ | ]

Образ в литературном первоисточнике отличается от привычной кинематографической трактовки. Согласно книге, Жеглову 25-26 лет (он всего на несколько лет старше Шарапова). Высокого роста, ловок, подвижен, быстрые коричневые глаза навыкате. Смуглая кожа, иссиня-чёрные волосы. Очень широк в плечах.

Начальник оперативной бригады отдела по борьбе с бандитизмом (ОББ). В МУРе больше пяти лет, то есть с 1939 или 1940 года. Чем занимался в период после окончания 9 классов (~1936 год) и до поступления на службу в милицию - неизвестно. Умеет ботать по фене . Имеющиеся награды, по словам Шарапова: «орден Красной Звезды , значки отличника милиции , парашютиста». Комсомолец .

Уже в XXI веке Георгий Вайнер признавался: «Кто читал этот роман, те знают, что там очень осторожно и очень аккуратно, безо всяких революционных криков написано, что замечательный человек, выдающийся сыщик Глеб Жеглов является по существу сталинским палачом. Для него не существует ценности человеческой жизни, свободы, переживаний. И совершенно очевидно для тех, кто помнит немножко историю, что вслед за событиями 45-46 года, описанными в романе, наступила волна чудовищных репрессий, где именно Жегловы отличились в корпусе МВД-МГБ неслыханными злоупотреблениями, неслыханными злодействами, потому что искренняя убеждённость в правоте дела, которое они делают, безусловные личностные способности, отсутствие всяких моральных сомнений делало их страшным орудием. В романе это прослеживается, и понятно, что будет из Жеглова завтра. В фильме эта тема практически ушла, потому что исчез текст, а осталось огромное обаяние Володи Высоцкого» . Иван Дыховичный добавляет: «Володя упростил это, потому что ему безумно хотелось» .

В фильме [ | ]

Пробы [ | ]

По легенде, Высоцкий стоял у истоков создания ленты, уговорив братьев Вайнеров на написание сценария, по которому ему очень хотелось сыграть. Аркадий Вайнер вспоминает: «Высоцкий (…) буквально влюбился в Жеглова и в этот роман. Можно сказать, что это была любовь с первого взгляда. Он, получив от меня в подарок роман в день его выхода - так сказать, авторский экземпляр (их всего было 10), на другой день утром пришел весь проникнутый этим романом и воскликнул, что именно он сыграет Жеглова, потому что больше никто так хорошо его не сыграет» . Братья решили съехидничать, и заявили взамен, что эту роль хорошо бы сыграли и Сергей Шакуров , и Николай Губенко .

«Я пришёл застолбить Жеглова». - «В каком смысле „застолбить“?» Он говорит: «В буквальном смысле. Вы же не делаете вид, что не знаете, что это - сценарий гигантского многосерийного фильма, и Жеглова в этом фильме хотел бы играть я. И вообще, так, как я, вам Жеглова никто не сыграет» (из воспоминаний Аркадия Вайнера) .

Однако судя по воспоминаниям Говорухина, Высоцкий якобы не читал книгу к тому времени, как Вайнеры предложили ему Жеглова, но Высоцкий и Говорухин решили писателям этого не говорить.

Георгий Вайнер добавляет: «Роль писалась на Володю, и Володя с самого начала знал, что он любой ценой сыграет эту роль. Проблема была в том, что Высоцкий был не экранный артист, его не пускали на телевидение никогда, и поэтому главная задача была пробить Высоцкого на роль. Это стоило огромной крови, и надо отдать должное Говорухину, что он, будучи товарищем Высоцкого, пошел на риск закрытия картины, отстаивая именно кандидатуру Высоцкого перед всей этой чудовищной оравой с телевидения. И это удалось сделать» . Аркадий дополняет, что роль Жеглова была «подогнана» под Высоцкого .

Насчёт проб Говорухин рассказывает: «Володю я мог бы утвердить и без проб , потому что для меня, как и для всех нас, было ясно, что эту роль должен играть только он. Но для проформы я сделал на эту роль несколько проб других актёров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. И когда показывал их руководству, я показал и те, которые были, конечно, гораздо хуже проб Высоцкого. Начальство это очень убедило. „Конечно, только Высоцкий!“ - сказали они и довольно легко утвердили его на роль» . В число «подставных» Жегловых входил (ему в итоге досталась роль Топоркова) .

Съёмки [ | ]

Внешний облик Жеглова характеризуется узнаваемым силуэтом штатской одежды, в котором ключевую роль играют брюки-галифе, сапоги и кепка. Шарапов, по контрасту, всегда одет в военную форму

При работе над образом Высоцкий дотошно расспрашивал опытных сыщиков об их работе, выяснял каждую мелочь .

Характерен облик Жеглова, созданный костюмерами. Аркадий Вайнер указывает: «Одежду для своего героя Высоцкий выбирал на костюмерном складе Одесской киностудии с художником по костюмам Акимовой. Вещи подыскивали долго и тщательно. Неизбежные для второй половины 1940-х годов элементы военной формы: галифе , сапоги. А ещё пиджак, рубашка-апаш, джемпер в полоску. Примерно так был одет киногерой Аль Пачино в одном из фильмов , который очень нравился Володе» .

Высоцкий добавлял сценарий в образ и сюжет - так, именно Высоцкий придумал поместить фото Вари на стену кладовки; а с 19 по 21 и с 26 по 30 июня, пока Говорухин был в ГДР , вообще подменял его в качестве режиссёра; потом ещё раз в Москве . Говорухин упомянул две сцены, снятые Высоцким, - опознание Фокса и допрос Груздева .

В музее Одесской киностудии хранится расчётная ведомость фильма «Место встречи изменить нельзя». Согласно этому документу, Высоцкий получал 42 рубля за съёмочный день. В. Конкин получал на десять рублей больше

Песни [ | ]

Высоцкий предложил для фильма несколько своих песен («За тех, кто в МУРе» , «Песня о конце войны» , «Баллада о детстве » и другие), так или иначе созвучных с сюжетом, однако они в итоге были отвергнуты Говорухиным, который считал, что они не подходят к образу Жеглова. Когда Говорухин предложил ему спеть песню А. Вертинского «» (этот эпизод отсутствует в книге), Высоцкий сначала отверг эту идею. Но в итоге он согласился - однако в сериале исполнение песни под фортепианный аккомпанемент перемежается прозаическими фразами. Вдобавок, в другом навязанном ему эпизоде (предшествующем - в единственной сцене, когда Жеглов появляется в парадном милицейском кителе капитана НКВД) , Высоцкий надевает китель (хотя носить эту форму сталинских времён артист также сначала отказывался категорически) и принижает его со словами: «…О, Шарапов. Моя домашняя одежда: нечто вроде пижамы. (…) Да потому, что никогда одевать не приходилось и, наверно, не придётся».

Однако воспоминания Аркадия Вайнера относительно песен опять противоречат словам Говорухина: «Высоцкий написал заготовки всех пяти песен, но, когда шли съёмки на Одесской киностудии, он вдруг сказал: „Ребята, а ведь это неправильно, если я буду выступать как автор-исполнитель. Мы тратим большие усилия, чтобы к десятой минуте первой серии зритель забыл, что я Высоцкий. Я - Жеглов. А когда я запою свою песню, все труды пойдут прахом“. Мы скрепя сердце вынуждены были с ним согласиться» . Георгий Вайнер говорит то же самое: «Высоцкий сказал, попробовав разные варианты: „По-моему, это лабуда. Как только я запою, все сразу скажут: какой же это Жеглов, это Высоцкий“» .

Трактовка образа [ | ]

Георгий Вайнер хвалит исполнение Высоцкого: «Надо отметить одно важное обстоятельство: Высоцкий очень точно понимал социальную роль Жеглова… Такой яркий и сильный человек, как Жеглов, при определённых исторических предпосылках, предоставленный своим инстинктам и своему пониманию правосознания, превращается из обуха, при помощи которого держали в узде преступность, в кистень против людей порядочных» .

«…Вообще, ограничений было множество. В Главлит , например, поступил знаменитый приказ заместителя министра внутренних дел Юрия Чурбанова , из которого следовало: литературным героям - сыщикам, следователям - запрещалось выпивать, расходиться с жёнами и, не дай бог, иметь любовницу! Для надзора за нами, писателями и журналистами, в то время существовала целая государственная система: Главлит, пресс-бюро КГБ, пресс-бюро МВД и пресс-бюро Прокуратуры СССР. Я специально рассказываю об этом цензурном маразме, чтобы было понятно: появление в литературе такого яркого антигероя, как Глеб Жеглов, - мощный прорыв братьев Вайнеров . Они уже были очень знаменитыми людьми, когда начали работать над „Эрой милосердия“. Я считаю - это их главный роман. Победа над цензурой произошла ещё и потому, что роман вышел в „Воениздате “. Военную цензуру не интересовал моральный облик сыщиков; их интересовало, нет ли в романе военных тайн - описания нового танка или дислокации войск. Ничего этого в романе не было. Так впервые в детективной литературе возник образ антигероя - высокого, с тонкой талией, цыганисто-красивого Глеба Жеглова. Он сложный человек. Мог отдать свои хлебные карточки соседке; а мог взять уголовное дело, забытое другом на столе, спрятать его и весь день наблюдать, как друг мучается. Вайнеры не любили своего героя - он больше нигде никогда не появляется, а Шарапов „переселяется“ в новую книгу „Гонки по вертикали“. Высоцкий сделал Жеглова другим. Песенное обаяние и мастерство актёра сделали из антигероя - героя. „Вор должен сидеть в тюрьме“ - это стало заповедью для многих сыщиков. Но, к сожалению, подбросить кому надо пистолет или наркотики, для некоторых стало таким же обыденным делом, как для Жеглова - запихнуть кошелёк в карман воришки Кости Сапрыкина, так незабываемо сыгранного Садальским ».

Предпоследняя роль [ | ]

Высоцкий сыграл Жеглова в 41-летнем возрасте. Две роли - Жеглова и Дона Гуана в «Маленьких трагедиях » того же 1979 года оказались последними для Высоцкого, скончавшегося на следующий год. Говорухин вспоминает: «10 мая 1978 года - первый день съёмок. И день рождения Марины Влади . Мы в Одессе, на даче нашего друга. И вот - неожиданность. Марина уводит меня в другую комнату, запирает дверь, со слезами просит: „Отпусти Володю, снимай другого артиста“. И Володя: „Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!“ Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в этот вечер. Однажды, когда я рассказал этот случай на встрече со зрителями, из зала пришла записка: „А стоит ли год жизни Высоцкого этой роли?“ Вопрос коварный. Если бы год, который заняли съёмки, он потратил на сочинение стихов, тогда ответ был бы однозначным: не стоит! Быть поэтом - таково было его главное предназначение в этой жизни! Но у Володи были другие планы, я знал их, и мы построили для него щадящий режим съёмок, чтобы он мог осуществить все задуманное: побывать на Таити , совершить гастрольное турне по городам Америки».

Биограф Высоцкого добавляет к этому эпизоду уговоров: «На минуту и сам Высоцкий поддаётся слабости: „Мне так мало осталось, я не могу тратить год жизни на эту роль!“ На самом деле не думает он так: не работа убивает, а ощущение безнадёжности. Жеглов как раз сейчас может вытащить. Это будет не стандартный советский милиционер, не „мент“, а персонаж вроде бальзаковского Вотрена : сам из „бывших“, досконально знает воровскую среду. В сценарии этого нет, но можно же такой подтекст чисто психологически протащить. Плюс возможность закольцевать творческую биографию, сомкнуть эту работу со своими ранними, „блатными“ песнями, показать всем, откуда они выросли. Пожалуй, „Баллада о детстве “ вполне подходит, чтобы прозвучать за кадром. И ещё можно написать о конце войны… Да, какие сомнения - сам весь этот сыр-бор затеял, сам кашу заварил. Расхлебаем!»

В 1987 году за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен Владимиру Высоцкому присуждена Государственная премия СССР (посмертно).

Дальнейшая судьба Жеглова [ | ]

В XXI веке Георгий Вайнер несколько раз (см. также выше) высказывался о личности своего литературного персонажа, обозначая контуры его развития и отмечая, что кинотрактовка все упрощает: «…в сознании миллионов людей он - герой, весельчак, бескорыстный замечательный человек. Никто не понимает, что из этого парня через очень короткое время вышли те симпатичные, обаятельные молодые и бесстрашные работники МГБ , которые выворачивали руки, вышибали зубы: Они делали работу без зла и без какого-то злорадного желания мучить этих людей. Они работали как плотники: доски надо строгать, пилить» . (У позднейших критиков фильма эта идея доходит до обобщений, делающих Жеглова символом эпохи: «Самый доходчивый образ тов. Сталина в отечественном кино создал - ну, кто бы сомневался - Владимир Высоцкий (…) Они там все были - сталины. Независимо от фамилии и должности - будь то Глеб Жеглов или Иосиф Джугашвили, московский мент или властелин полумира»

Глеб Жеглов

Глеба Жеглова подарил нам роман братьев Вайнеров «Эра милосердия» (1976) и, наверное, в большей степени снятый по его мотивам кинофильм «Место встречи изменить нельзя» (1979). Роль Жеглова в фильме сыграл Владимир Высоцкий. Этой ролью актер запомнился зрителям более всего, составляя своего рода портрет личности самого Высоцкого.

Кинолента разрушила стереотипы, характерные для советского кинематографа, в частности, старательно созданное предыдущей историей представление советских людей о сотрудниках милиции и чекистах как кристально честных, идеально-порядочных людях. В «Месте встречи…» сотрудники МУРа, пожалуй, впервые избежали идеализации.

Сюжет кинофильма «Место встречи изменить нельзя» построен на оппозиции двух героев. Авторы создали модель противостояния, в которой: интеллигентный, с развитым правовым сознанием Шарапов и склонный к произволу «совок» Жеглов, борясь за одно дело, выглядят как полные противоположности. «Литературная газета» после выхода в свет киноленты писала, что «в Жеглове выражена духовная и правовая сущность сталинизма». Но Жеглова играл Владимир Высоцкий. Актер, сохранив смысл модели, наполнил ее жизненной правдой, которую помнят все те, кому за пятьдесят. Поэтому, скорее всего, большинство людей старшего поколения признает, что в той конкретной исторической реальности был прав Жеглов, а не Шарапов. Более того, Шарапов только потому и мог позволить себе роскошь быть «чистым», что использовал результаты «грязной» работы Жеглова. Суть в том, что традиционное советское мышление охватывает взором всех участников правовой драмы и заботится о согласовании всех интересов (а не только интересов подозреваемого как потенциальной жертвы государства). Со временем, теряя идеологические корни, «маргинализируясь», образ Глеба Жеглова остается тем не менее любимым и нынешним поколением молодых кинозрителей.

Многие фразы из кинофильма («Вор должен сидеть в тюрьме», «Теперь - Горбатый! Я сказал - Горбатый!») вошли в общеупотребительную лексику.

Знаменитый сыщик Глеб Жеглов, следователь Московского уголовного розыска, известен нам по драматическим послевоенным событиям в г. Москве в августе - ноябре 1945 года.

Сотрудники МУРа - опытный оперативник Глеб Жеглов и фронтовик, но новичок в розыскном деле Владимир Шарапов противостоят банде «Черная кошка». Оперативная группа первое время занимается несколькими делами одновременно, но после того, как слухи о «Черней кошке» заполонили всю Москву, начальство требуют разрабатывать только эту банду. В действительности разоблачить участников банды сложно - подозреваемый Груздев может оказаться невиновным, сотрудник МУРа - трусом и предателем, а один из бандитов «Черной кошки» - фронтовым другом оперативника Шарапова.

Психологический портрет Жеглова хорошо иллюстрирует спор Шарапова и Жеглова по поводу подлога. Жеглов подбросил в карман преступнику-щипачу по кличке Кирпич улику, чтобы, шантажируя ею, получить от того необходимую для раскрытия преступления информацию. Затем он изымает кошелек в присутствии понятых, рассуждая при этом о годах, которые карманник проведет «на южном берегу Северного Ледовитого океана», то есть, по выражению журналиста газеты «Невское время», применяет «классический способ ментовской подставы». В. Высоцкий в одном из интервью по этому поводу корреспонденту Московского радио сказал: «Кстати говоря, очень многим людям нравится, что Жеглов специально засунул кошелек в карман вора так ловко, потому что это явный вор… От имени своего персонажа я утверждаю, что нужно так с ними поступать: давить от начала до конца, если ты уверен на сто процентов, что перед тобой преступник».

Образ Жеглова неразрывно связан с уже сформировавшимся к моменту выхода фильма в массовом сознании образу народного поэта Владимире Высоцкого, сыгравшего эту роль. Оба образа как бы слились в один, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Известно также, что и для Высоцкого эта роль была его любимой киноработой до конца жизни.

Майским вечером 1978 года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. «Отпусти Володю, снимай другого артиста!» Ей вторил Высоцкий: «Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль». «Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер», - вспоминал позже Говорухин.

Ценность образа Жеглова в его предельной реалистичности. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: «МВД, капитану Жеглову».

Жеглов - нонконформист. Жеглов действует вопреки аморфному общественному мнению, являющемуся бесполезным оружием против жестко структурированной криминальной семьи. При необходимости он перевоплощается согласно воровскому нраву и обычаю. Поэтому пение Кирпича - карманника, относящегося к злите криминальной иерархии и разыгрывающего ущемленного в гражданских правах обывателя, не действует на Лису-опера. Высоцкий-Жеглов сродни былинным героям, защитникам униженных и оскорбленных, восстанавливающих реальность и осязаемость мира. Жеглов - хранитель смысла существования. «Но для кого я это сделал? Для себя, для свата, для брата? <…> Мы сейчас выйдем и спросим у ста человек: что им больше по сердцу - мое вранье или твоя правда? И тогда ты узнаешь, прав я или нет», - так защищал Жеглов свою позицию, находя оправдание «лжи во имя блага».

Памятник Владимиру Высоцкому в образе следователя МУРа Жеглова установлен в центре Мариуполя, рядом с рестораном «Место встречи». Памятник Жеглову и Шарапову есть также в Киеве возле здания Министерства внутренних дел.

В 1990 году группа «Любэ» впервые исполнила песню Александра Шаганова «Атас», посвященную героям фильма «Место встречи изменить нельзя».

Жеглов, в отличие от Шарапова, не упоминается ни в одной из других книг Вайнеров, кроме «Эры милосердия». Тем не менее, еще при жизни Высоцкого появилась идея написать сценарий фильма «Место встречи изменить нельзя-2». К ней Вайнеры возвращались в середине 1990-х годов, затем в конце 2000-х годов. Однако идея так и осталась нереализованной.

Из книги Плен в своём Отечестве автора Разгон Лев Эммануилович

БОРИС И ГЛЕБ У каждого человека моей судьбы хранятся в памяти встречи с людьми, чья жизнь поражает своей необычностью; с личностями яркими, оставившими в истории свой след. О некоторых я написал в те, сравнительно еще недавние годы, когда казалось, что эти люди навсегда

Из книги Воспоминания о Максимилиане Волошине автора Волошин Максимилиан Александрович

Глеб Смирнов НА ЭКСКУРСИИ У меня в юности было несколько встреч с Максимилианом Александровичем в Москве и Коктебеле, где довелось бывать его гостем. Особо ярко запечатлелась в памяти первая, совсем необычная для меня по обстоятельствам встреча. Было это летом двадцать

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ГЛЕБ СМИРНОВ Глеб Борисович Смирнов (1908-ок. 1981) - живописец и искусствовед. Воспоминания написаны им в 1977 году. Текст - по рукописи, хранящейся в ДМВ.

Из книги Улугбек автора Голубев Глеб Николаевич

САЦЮК Глеб Петрович Майор РККАМайор ВС КОНРРодился 8 ноября 1906 г. в Радзивилово Подольской губернии. Украинец. Из крестьян. В 1918 г. окончил 6 классов высшего учебного училища в Кутаиси. Беспартийный. В РККА с 1 октября 1927 г.1 октября 1927 г. зачислен курсантом в Закавказскую

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

СПЕРАНСКИЙ Глеб Николаевич Поручик Русского Корпуса генерал-лейтенанта Б.А. ШтейфонаКапитан ВВС КОНРРодился в 1914 г. в Санкт-Петербурге. Русский. Из семьи офицера Русской Императорской Армии. В 1920 г. вместе с родителями эвакуировался в Королевство СХС. В 1923 г. поступил в

Из книги Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами автора Раззаков Федор

Глеб Николаевич Голубев

Из книги Раневская, что вы себе позволяете?! автора Войцеховский Збигнев

СТРИЖЕНОВ Глеб СТРИЖЕНОВ Глеб (актер кино: «Необыкновенное лето» (1957), «Жизнь прошла мимо» (1959; Петька-артист), «Оптимистическая трагедия» (1963; пленный белогвардейский офицер), «По тонкому льду» (1966; Франкенберг), «Неуловимые мстители» (1967; священник), «Миссия в Кабуле» (1971;

Из книги Атланты. Моя кругосветная жизнь автора Городницкий Александр Моисеевич

3 октября – Глеб СТРИЖЕНОВ Этого актера часто путали с его знаменитым братом – звездой отечественного кинематографа Олегом Стриженовым. Действительно, они были очень похожи внешне, хотя актерские их судьбы сложились по-разному. Если Олег, младший брат в этом тандеме,

Из книги Эйзенштейн в воспоминаниях современников автора Юренев Ростислав Николаевич

1. Глеб Скороходов Истинных друзей в самом глубоком понимании этого слова у Фаины Раневской было немного. Первая, как вы уже поняли, - Павла Вульф. Об их отношениях сказано уже немало. Анна Ахматова - и об этой дружбе вы прочитали. Марина Цветаева. Среди мужчин особым

Из книги Письма из Лозанны автора Шмаков Александр Андреевич

Глеб-гвардии Семеновского полка Наш студенческий сборник сожгли в институтском дворе, В допотопной котельной, согласно решенью парткома. Стал наш блин стихотворный золы неоформленным комом В год венгерских событий, на хмурой осенней заре. Возле топкого края

Из книги Ярошенко автора Порудоминский Владимир Ильич Из книги автора

БОРИС И ГЛЕБ У каждого человека моей судьбы хранятся в памяти встречи с людьми, чья жизнь поражает своей необычностью; с личностями яркими, оставившими в истории свой след. О некоторых я написал в те, сравнительно ещё недавние годы, когда казалось, что эти люди навсегда

Из книги автора

Фаина Раневская и Глеб Скороходов Глеба Скороходова представлять вряд ли нужно. Известнейший журналист, писатель, публицист. А главное – удивительной чистоты души человек. Он очень многое сделал для того, чтобы имена ярких и талантливых людей России не утонули во мраке

Петр Вайль: Глеб Жеглов. Следователь московского уголовного розыска, проделавший путь из реальной жизни в книгу братьев Вайнеров "Эра милосердия", потеряв по дороге имя, но сохранив фамилию, оттуда - в фильм Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", обретя облик Владимира Высоцкого, а оттуда - снова в жизнь, прямо в самую ее гущу, в русский язык, в самый корень массового сознания. О том, как и почему это произошло - в программе из цикла "Герои времени". О Глебе Жеглове говорят: писатель Георгий Вайнер, адвокат Михаил Бурмистров, кинорежиссер, друг Высоцкого Иван Дыховичный и ведущий программы Петр Вайль.

(Звучит песня группы "Любэ": "Глеб Жеглов и Володя Шарапов за столом засиделись нельзя...")

Петр Вайль: Адресуюсь к Ивану Дыховичному, сидящему напротив меня в студии: вот, Иван, вот вам народное признание, настоящее народное признание. Поется про Глеба Жеглова и Володю Шарапова, никто ничего не объясняет, никому ничего не надо объяснять, все и так понимают, кто это такие, причем речь очень косвенно о сюжете книги и фильма, на деле о каком-то там мировоззренческом "атасе", но это уже в самосознании и, извините за высокопарность, в народной плоти. Вы вспоминаете, когда впервые вы увидели Глеба Жеглова и как восприняли?

Иван Дыховичный: У меня позиция достаточно странная в этом вопросе. Я закончил свою любовь к подобной литературе на Шейнине, прочитав его "Записки следователя". Конечно, уголовная тема волновала меня, как и всякого ребенка, но я всегда говорю: если вы носили перстень на руке, вопрос в том, вы носили его возрасте десяти лет или в возрасте сорока лет. Если в сорок лет - это как-то не совсем нормально. Поэтому у меня было очень сложное чувство, кода Володя так хотел сыграть эту роль. В это время мы были близкие товарищи. Меня удивляло, что он просто очень хочет сниматься в этом кино.

Петр Вайль: То есть вас удивляло, что серьезный человек, глубокий человек - и вдруг вот эта детективная фигня?

Иван Дыховичный: Да, меня это правда удивляло, но видел пустые улицы (действительно, город был пуст) во время показа сериала. Я не смотрел первой серии, Володя очень хотел, чтобы я посмотрел, но я просто работал, потом посмотрел какую-то серию, третью, может быть, и убедился в том, что это сделано безусловно профессионально, абсолютно грамотная вещь. В ней все симпатии народа, которые позже, в наши дни, стали проявлять к "мылу", к каким-то совсем пошлым вещам - там и тогда они сложились. Узнаваемость Володи - она ведь от этого не прибавилась. Тут вопрос очень хитрый. Это картина пользовалась его славой. Меня все это удивляло, потому что Володе слава такая была совершенно не нужна. Это загадочная для меня вещь. Володя, например, умирал от знакомства с большими начальниками, ему это очень нравилось. При этом, я это ни в коей мере не осуждаю. Говорю как факт. Его ворожило: вот начальник ГАИ Советского Союза.

Петр Вайль: Может быть, у него, как у человека сильного "драйва", была тяга к таким вот людям, которые могли проявить власть?

Иван Дыховичный: Да, конечно, проявить власть. Потом ведь, знаете, жертву тянет к палачу, я в этом совершенно убежден, Володя хотел посмотреть им в глаза. Двоемыслие этих людей было ужасающим, потому что, с одной стороны, они запрещали его (пофамильно могу назвать), но все дома его слушали. Это Володя никак не мог в себе:

Петр Вайль: Сложить.

Иван Дыховичный: Сложить, да. Но он, например, сам очень хотел снять картину. И вы знаете, что именно он хотел снять? "Зеленый фургон"!

Петр Вайль: Господи помилуй! Это что же - опять романтику Гражданской войны?

Иван Дыховичный: Да! Я не мог понять этого никогда. Похожий эффект с Достоевским. Когда я читаю его умные мысли и философские вещи, меня, честно говоря, многое удивляет, но как только начинается литература, как только он забывает, что он мыслитель:

Петр Вайль: И идеолог...

Иван Дыховичный: ...И идеолог, - тогда появляются гениальные и безусловные строчки. У Володи абсолютно тот же эффект. Я их не сравниваю, конечно. Как только он начинал что-то серьезно формулировать, выходила такая советская чушь, что страшно. Как только он переставал думать, что он герой и идеолог (а его, как это теперь говорят, "пробивало на умняк" довольно редко), он делался мудрейшим человеком.

Петр Вайль: Я с вами радостно соглашусь, потому что ведь в прозе умение выстроить, умение осмыслить, умение выказать мировоззрение - гораздо явственнее, чем в стихах, и проза Высоцкого очень слаба. А как только стихи и песни - тут замечательно. Как Бродский говорил: "Вы посмотрите, какие рифмы у Высоцкого!" Бродский восхищался рифмами Высоцкого. Я слышал от него сам.

Иван Дыховичный: Мне очень радостно, что вы это говорите, потому что при жизни было невероятное презрение высоких поэтов, так называемых, к Володе. Он это ужасно переживал, ужасно.

Петр Вайль: Иван, заметьте, что я с вами заговорил о фильме "Место встречи изменить нельзя", а вы тут же перешли на Высоцкого. А Жеглов - он на вас вообще никакого впечатления не произвел?

Иван Дыховичный: Нет, произвел. Если говорить совершенно честно и откровенно, я Володю очень люблю как абсолютно талантливое существо поэтическое, как товарища, который был очень верным другом. Однако я не очень его люблю как артиста. Говорю честно. Мне кажется, что его интонации - придуманные, что он иногда корчил из себя супермена, что он изображал из себя человека с таким голосом. На самом деле, голос у него такой был, а суть у него была значительно более тонкая, чем то, что он иногда показывал. Мне значительно больше нравятся его песни, которые не принесли ему большой популярности. В момент, когда он пел даже военные песни, происходил искренний энергетический напор, он передавал его людям, как сомнамбула. Но когда я смотрю на него на экране, понимаю, что работает магия личности, работает обаяние, работает вечный шарм преступника и тех, кто его ловит. Я не романтизирую людей, которые занимаются сыском, честно вам скажу. Как сказал когда-то Межиров нам с Володей... Володя спел ему "Штрафные батальоны", а Межиров сказал: "Володя, я вас очень люблю, вы такой талантливый поэт, умоляю вас, не романтизируйте уголовников, пожалуйста, они стреляли нам в спину, я шел, за мной шли штрафные батальоны под Питером". Есть игра "казаки-разбойники", и Володя очень любил эти игры, поэтому он очень народный поэт.

Петр Вайль: И народный актер.

Иван Дыховичный: Да, и народный актер.

Петр Вайль: Исходя из вашей логики, я с ней согласен, кого бы он ни сыграл, с его напором и обаянием, получился бы любимый герой. Вот он сыграл чекиста - чекиста полюбили. Давайте послушаем, что об этом говорит профессионал - Михаил Бурмистров, адвокат, который был и следователем, и прокурором.

Михаил, в 1979 году были уже взрослым человеком, профессиональным юристом, работали следователем или, если я не ошибаюсь, уже прокурором. Какое впечатление на вас произвел этот фильм с правовой точки зрения?

Михаил Бурмистров: Фильм отличался большой правдивостью. Это был реальный слепок. Жеглов - это типичный представитель высокого профессионального сотрудника оперативных служб, человека, убежденного в правоте своих поступков, который подвергнут служению одной идее: у него абсолютная потребность делать свое дело так, как он считает нужным, исходя из своего рассуждения. Если говорить с точки зрения профессиональной, то, конечно, деятельность Глеба Жеглова во многом противоречила требованиям закона.

Петр Вайль: Того времени, когда действовал Жеглов (это 45-й год) или вы уже переносите на свое время?

Михаил Бурмистров: Для любого юриста любого времени является аксиомой, что закон незыблем. В самом начале фильма, когда идет ознакомительная беседа между Жегловым и Шараповым, то из уст Жеглова выходят прописные истины, которые, в общем-то, очень благоприятно свидетельствуют о его положительном отношении к закону. Он сказал: "Закон любит точность. На волосок отступил от него - и чья-то жизнь покалечена". Но как у нас часто бывает, слово и дело расходятся. И даже его методы работы: помимо вот этого знаменитого эпизода с подброшенным вору кошельком, и другие его поступки и действия говорят о том, что для него закон - что дышло, куда повернул, туда и вышло. Он его всегда трактует в своих интересах. И самое главное: даже то беззаконие, которое он допускает, он всегда оправдает. Вот эпизод, когда Груздева надо было отпускать. Жеглов начал говорить, что без вины не может быть наказания. Хотя, наверное, всем было известно в 40-е годы, и не меньше, чем сейчас, о тех ужасах 30-х годов, беззаконии сороковых годов, что часто люди невинно несут ответственность, ни за что.

Петр Вайль: Его эта фраза - о том, что наказания без вины не бывает - с одной стороны, глубокая философия: изначальная виновность, греховность человека. А с другой стороны - страшная практика сталинизма. Помните, как это формулировалось: был бы человек, а дело найдется.

Михаил Бурмистров: Все верно. Дело в том, что это в определенной степени попытка оправдать свое беззаконие, свою вседозволенность. Вот и сейчас мы знаем, сколько уже состоялось судебных решений, которые показывают, что следственные органы допускают грубейшие отступления от требований закона. Например, по делу о Котляковском кладбище, которое было расследовано из рук вон плохо, или убийство Холодова,или вот губернатора Цветкова убили - люди просидели семь месяцев совершенно незаконно. Но кто-нибудь из Генеральной прокуратуры или из МВД публично признался в том, что были нарушены чьи-то права, что люди незаконно сидели, что к ним применялись недозволенные методы следствия? Мы всегда слышим одно и то же: все в рамках закона, все сделано, как того требует Уголовно-процессуальный кодекс. Обратимся к статистике и узнаем, что у нас оправдательных приговоров почти что нет. Я приведу пример из своей практики: дело Рохлиной, всем известное. Ведь там с самого начала попирались права задержанной вдоль и поперек. И незаконные методы применялись, и без адвоката допрашивали, я написал 42 жалобы вместе со своим коллегой. И на все свои обращения в Генеральную прокуратуру получил ответ: факты не нашли подтверждения, хотя я добился самого главного, чего мог добиться адвокат: приема у Генерального прокурора.

Но мы сейчас говорим о Жеглове. Вы помните, когда пришел Шарапов и сказал, что у Груздева железное алиби, что свидетель ошибся во времени, что найдены вещи, то Жеглов, под давлением и понимая интуитивно, что Груздев в действительности не совершил преступления, признается: да, я согласен, ты меня убедил, но я его освобождать не буду до тех пор, пока не найду истинного убийцу. Вы знаете эту теорию о том, что надо освободить десять виновных, чтобы один невиновный не пострадал. Но у нас почему-то арифметика идет с другой стороны, по многим делам, которые были. Ну, вот сейчас, помните, трагические события с Юшенковым, когда было фактически объявлено, что задержанный мальчик - виновен. А ведь с самого начала было известно, что у него есть алиби. Но ради того, чтобы отчитаться, чтобы мнимую отпраздновать победу, у нас, к сожалению, в первую очередь, действуют по принципу: цель оправдывает все средства.

Петр Вайль: Образ Глеба Жеглова очень жизненный, относящийся по действию в 45-му году, возникший в 75-м в книге, воплощенный экранным образом в 79-м, он и сейчас совершенно работающий образ, да?

Михаил Бурмистров: К большому сожалению, да. Акции доверия к правоохранительным органам очень-очень низки. Сама работа правоохранительных органов просто не отвечает предъявляемым требованиям. Вы знаете, вот дело "оборотней в погонах", например, для меня - это трагедия тех людей, в первую очередь, которые оказались жертвами, оказались осуждены. Я очень часто слышу: суд разберется. Разве суд разобрался с теми, кого незаконно осудили? Если верить всей этой информации, а я думаю, это тот самый случай, когда дыма без огня не бывает, есть конкретные люди, которые пострадали. Вот самая страшная трагедия - с кого спросили: с прокуроров? с судей? Ведь люди же кричали, что в отношении их была провокация, что что-то подбросили. Самый страшный урок - незащищенность. Очень часто с легкостью считается, что работник милиции непогрешим. А есть постулат, что все равны перед законом, и все сомнения всегда в пользу того лица, которому предъявляется обвинение.

Петр Вайль: В фильме есть два эпизода, когда Высоцкий-Жеглов, на дилетантский, скажем, мой взгляд, очень умело, виртуозно почти "разводит", как сейчас бы сказали, Маньку-Облигацию, а потом вора Копченого, в исполнении Леонида Куравлева.

Петр Вайль: Это действительно профессиональная работа? Как на ваш взгляд?

Михаил Бурмистров: Высочайший класс, и, конечно же, Жеглов не может не вызывать во многих своих поступках и действиях симпатию.

Петр Вайль: Совсем по-другому Жеглов работает в бильярдной, в сцене с вором Копченым, Леонид Куравлев его играет. Здесь он уже не холодный профессионал, как с Манькой-Облигацией, а идеолог. И обратим внимание на резкий переход от демагогии к непосредственной угрозе - какой мастер контрастов!

Голос Глеба Жеглова: Прожил ты свои тридцать лет и все время чего-то жрал, крепко пил, сладко спал, а в это время целый народ на тебя горбил, обувал тебя, одевал, воевал за тебя, пока ты со своей грыжей липовой в тылу ошивался.

Копченый: Воспитываете? Так это зря: поздно.

Голос Глеба Жеглова: Ну, почему же поздно? На этот раз я постараюсь добыть тебе кайло в руки. Или пилу. Пора тебе, Копченый, на лесоповал ехать или канал какой-нибудь строить. На мой взгляд, зажился ты в городе, Копченый!

Петр Вайль: Понятно, почему так уверен в себе Жеглов-Высоцкий. Потому что вся его работа, вся его умственная деятельность сосредоточена на той знаменитой формуле, которая с тех пор, как фильм вышел на экраны, разошлась на газетные заголовки и трибунную демагогию.

Петр Вайль: Что думает об этой формуле Глеба Жеглова адвокат Михаил Бурмистров?

Михаил Бурмистров: Если исходить из трезвой оценки, то Жеглов не имеет права на работу с людьми и решение их судеб.

Но, вы знаете, я уверен, что то, что сказал Жеглов ("Выйдем на улицу, кто скажет: прав я или не прав, подбросив кошелек?"), вы знаете, я нисколько не сомневаюсь, что если сейчас спросить граждан, то, наверное, 95 процентов скажут, что Жегловы нужны. Я не спорю, что он очень привлекательная фигура. Я очень много видел оперативных работников, которые горели на работе, но есть такое понятие, как профессиональная деформация. Это, к сожалению, явление распространенное. У каждой профессии есть свои побочные явления. Очень трудно, находясь в этой системе, отойти от стереотипов. Работники милиции, к сожалению, становятся жертвами самой системы. Каждое преступление должно быть раскрыто - да, это идеал, но идеал, не имеющий право на существование, это фантазия: нельзя раскрыть каждое преступление.

Петр Вайль: Как рассказал мне писатель Георгий Вайнер, один из авторов романа "Эра милосердия", где впервые появился Жеглов, у него был реальный прототип, с той же самой фамилией, только звали его Станислав Жеглов. Он работал в 60-е годы в Московском уголовном розыске. Вот об этом пути из жизни в жизнь мы говорим с Иваном Дыховичным. Иван, обратите внимание, как юрист Михаил Бурмистров говорит о Жеглове: как будто он с ним работает, или работал, или того вчера выгнали, или он пишет на него заявление, что такой человек не должен быть в органах, то есть как об абсолютно живом человеке, причем живом сегодня. Недаром он так легко приводит в пример сегодняшние уголовные дела. Для вас, как для кинорежиссера, жизненность экранного персонажа - из чего она получается?

Иван Дыховичный: Мне кажется, здесь такие же природные истоки, как и в литературе, когда разговаривают с персонажем, как с абсолютно живым человеком. Вот пример, дурной, но очень точный. Был журнал "Юность" в далекие годы, и там была такая рубрика с придуманной Галкой Галкиной. И все писали: "Дорогая Галка Галкина!" Доктора наук писали.

Петр Вайль: Спрашивали: как нам жить?

Иван Дыховичный: Как нам жить, да. Я думаю, рецепт, как делать таких героев, отсутствует. У Володи была удивительная энергетика. Вот, например, когда мы говорим о народном герое типа Юрия Никулина, более органического и естественного человека трудно себе представить. Володя во многом человек зажатый, и вот эта энергия, этот напор: Он как борец за какую-то правду, он все время хочет наказать зло. Да еще этот человек в глазах народа был опальным.

Петр Вайль: Вообще это очень интересная тема, потому что тут редкое слияние любимого актера, помимо этого фильма, и любимого героя, которого этот человек сыграл. Не так уж много таких примеров мы найдем. А вот интересно, насколько они совпадали. Послушаем, что об этом говорит один из авторов романа "Эра милосердия" Георгий Вайнер. Реальный Высоцкий был похож на Высоцкого-Жеглова?

Копченый: Нет! Нет! Нет! Высоцкий был чрезвычайно сложный инструмент, это был клубок рваных нервов, очень хороший человек, очень редкий человек, замученный, затравленный. Понимаете, с точки зрения обывателя, не может быть более счастливого и благополучного человека, чем Высоцкий: общенародное признание, "Мерседес", Марина Влади - это была вершина сексуальных вожделений людей, деньги наверняка есть огромные (за эти песни-то все должны платить, наверное), и не было никого, кто бы сомневался, что этот человек должен быть абсолютно полноценно и равновесно счастлив. А он был несчастлив. И он умер ровно в такое полудатие: в 42 с половиной года. У нас с ним дни рождения расходятся в две недели. Он умер в день, когда ему исполнилось 42 с половиной года. У меня есть такое впечатление, грех говорить об этом, что он больше и жить-то не мог: он прожил свою жизнь. Степень эмоциональных нагрузок, интенсивности его жизни фантастическая была, во всех смыслах - в творческом, в эмоциональном, в любовном, в дружеском, в событийном. В географическом даже: Высоцкий, я думаю, был единственный советский человек, который побывал на острове Таити. Он прожил свою жизнь. Как говорила одна моя знакомая бабка, смерть ходит не по годам, а по людям.

Петр Вайль: Георгий Вайнер - соавтор романа "Эра милосердия" и соавтор сценария фильма "Место встречи изменить нельзя", мне кажется, впадает в некоторую другую крайность. Мы имеем дело с обратным эффектом. Справедливо, разумеется, то, что он говорит: в сознании обывателя Высоцкий был на вершинах благоденствия и счастья. Но и впадать в другую крайность вряд ли стоит: так ли уж несчастен был Высоцкий? Я вот не был с ним знаком, а вы, Иван, что об этом думаете?

Иван Дыховичный: Я думаю, что это тайна абсолютная - человеческая жизнь. Но я не разделяю мнение очень мной любимого Вайнера по этому поводу. Мне кажется, что Володя страдал такими болезнями, какими страдаем все мы и Россия особенно: жажда над ручьем, что называется. Очень трудно стать на место богатого человека, когда вы не были богатым. Я знаю огромное количество людей, которые говорят: да чего они с жиру бесятся, чего же им еще надо? Но никто из нас не испытывал нагрузки миллиарда, а ведь нагрузка колоссальная. И самое главное - ответ есть в одной Володиной песне: "Пора туда, где только "ни" и только "не"". Он ведь это сказал, потому что не радует уже ничего. Не радует, не возбуждает, не догоняет. При том, что Володя был невероятно интересующимся человеком, человеком удивительного детского сознания. У него было восприятие мира очень открытое, не философско-замкнутое и пессимистическое. Проблема была в том, что он пытался сбалансировать мир между подворотней и чем-то другим. Это довольно сложная история. Ему нравилось, что ему льстят, у него было много "шестерок", и, в конце концов, это затянуло его, как мне представляется. Володю, наверное, надо назвать пьяницей, а не алкоголиком. Его увлекало быть в состоянии "грогги", не видеть этого ничего. Это осуждать или принимать - сложная тема. Я, например, с ним прожил три года в абсолютной трезвости, три года не пил ни одной рюмки.

Петр Вайль: Это как раз свидетельство алкоголизма.

Иван Дыховичный: Безусловно. Но все мифы о том, что Володя написал что-то в нетрезвом состоянии, это миф. Вообще, романтизация этой его части жизни - ужасна. Он умер сильно раньше того, что могло бы быть, и не сделал очень многого, что мог бы сделать. Другое дело, что есть судьба человека, и он ее выбирает сам.

Петр Вайль: Вы очень интересно сказали о том, что Высоцкий был человеком детского простого, прямого сознания. Может быть, в этих ваших словах (не случайно же вы - кинорежиссер!) и кроется секрет образа Жеглова. Высоцкий ведь его упростил по сравнению с книжным, а упростив, сделал более понятным. Вот Георгий Вайнер очень огорчается по поводу упрощения. Каким образом экранный Глеб Жеглов отличается от книжного и сценарного? На каком этапе вы как соавтор сценария почувствовали, что происходит какое-то изменение, и пытались ли вмешаться в трактовку образа?

Копченый: Не пытался. Ни я, ни мой брат не пытались вмешаться в это сколько-нибудь серьезно, потому что видели, что бесполезно. Вы знаете, что с момента, когда режиссер заорал на площадке: "Мотор!", хозяин там он, а не сценаристы. Но вопрос не в этом. Вопрос был в изменении фактуры материала. Кто читал этот роман, те знают, что там очень осторожно и очень аккуратно, безо всяких революционных криков написано, что замечательный человек, выдающийся сыщик Глеб Жеглов является по существу сталинским палачом. Для него не существует ценности человеческой жизни, свободы, переживаний. И совершенно очевидно для тех, кто помнит немножко историю, что вслед за событиями 45-46 года, описанными в романе, наступила волна чудовищных репрессий, где именно Жегловы отличились в корпусе МВД-МГБ неслыханными злоупотреблениями, неслыханными злодействами, потому что искренняя убежденность в правоте дела, которое они делают, безусловные личностные способности, отсутствие всяких моральных сомнений делало их страшным орудием. В романе это прослеживается, и понятно, что будет из Жеглова завтра. В фильме эта тема практически ушла, потому что исчез текст, а осталось огромное обаяние Володи Высоцкого.

Петр Вайль: Разумеется, получилось так, что в фильме носителем той положительной программы, которую внедряли в свою книгу братья Вайнеры (не забудем, что книга-то все-таки называлась "Эра милосердия"), стал вовсе не замечательный герой Жеглов и даже не второй - менее, но все-таки тоже замечательный - герой Шарапов-Конкин, а старый еврей Михал Михалыч в исполнении пожилого, милого, но все-таки ни в коей мере не героического Зиновия Гердта.

Михаил Михайлович: Ошибаетесь, молодые люди. Милосердие - это доброта и мудрость, это та форма существования, о которой я мечтаю, к которой все мы стремимся, в конце концов. Может быть, кто знает, сейчас в бедности, скудости, в нищете, лишениях зарождается эпоха, да не эпоха - эра милосердия. Именно эра милосердия.

Петр Вайль: Этот прекраснодушный манифест пришел из какого-то промежуточного времени, не из 45-го и не из 79-го, а явно из 60-х, из эпохи, дорогой сердцу авторов. А вот Жеглов уже говорил иным языком, чем сосед Михал Михалыч. У него тоже своя идеология.

Петр Вайль: Как видим, не только четкое мировоззрение, но даже нечто большее: осмысленная и оформленная мифология. Говорухин упростил Вайнеров, Высоцкий упросил Жеглова, и таким образом получилось народное произведение. В фильме, насколько я могу судить, есть ведь некоторые невероятные провалы, например, когда Высоцкий, вдруг (это он-то!) бросается к роялю и начинает напевать Вертинского - в 45-м году, уму непостижимо! Что творилось в помраченном мозгу режиссера, трудно даже себе представить. Или, по-моему, совершенно провальная пятая серия - сцена в воровской малине. Как разговаривают воры! При всех претензиях к современным фильмам о бандитах, вот и в вашей "Копейке" действуют бандиты, хороши они или плохи - другой разговор, они говорят натуральным языком. Эти же люди говорят интеллигентским языком. Сидят рецидивисты махровые, которые убить не задумаются ни на секунду, и говорят: "Ограбление с убийством сторожа". Они произносят слово "милиция", даже я бы постеснялся. "Милиция" в устах старого рецидивиста Джигарханяна! Это совершенно немыслимо. Но именно это, по-моему, и приблизило и образ Жеглова, и весь фильм к публике. Так он и полюбился.

Иван Дыховичный: Вы знаете, Петя, я за всю свою, так сказать, трудовую деятельность пришел к одной очень простой и банальной мысли, что людям вообще больше всего нравится второй сорт, и это нормально абсолютно: усваивается он легче, и продукт этот всегда более сладкий, более соленый, в нем все в плюсе. И в этой картине тоже. Я уважительно отношусь к режиссеру Говорухину (уважительно, не более того, скажу так), восторгов никаких эта картина у меня не вызывает, кроме того, что она нравится людям. Был фильм "Москва слезам не верит", его посмотрели 90 миллионов человек, и по два раза члены Политбюро, что было аргументом в глазах начальства, мол, это гениальный режиссер. Я ее несколько раз пытался посмотреть, она не вызывает у меня такого чувства. Помню, как один большой чиновник в министерстве кинематографии сказал: "Конечно, как вам может понравиться то, что нравится 90 миллионам людей". На что я ему ответил, что еще больше нравится мексиканская картина "Есения", ее посмотрели 120 миллионов человек, но сказать, что это великое произведение, трудно, правда? Значит, это не может быть аргументом. И Володя упростил это, потому что ему безумно хотелось: Знаете, когда дети играют: те, кто играет за фашистов, начинает очень хорошо играть. Это страшная проблема в искусстве, потому что мы знаем невероятный эффект Мюллера: всем артистам невероятно хочется сыграть в фашистской форме. В этом есть какой-то сумасшедший дом. Уверяю вас, что на появление в стране фашиствующих молодых людей произошло во многом под очарованием "Семнадцати мгновений весны". Поэтому надо быть немножко внимательнее, я бы так сказал.

Петр Вайль: Я хотел бы подчеркнуть вашу мысль, что второй сорт имеет всегда гораздо больший успех. Это глубокая мысль - мировоззренческая, философская, какая угодно. Я думал как-то о том, почему в самых популярных мелодиях, даже в великих, в классике, есть всегда какой-то привкус пошлости. "Маленькая ночная серенада" Моцарта или Вивальди. Не потому они пошлые, что их все заиграли, а их заиграли, потому что в них присутствует пойманный элемент пошлости. То ли народная какая-то мелодия, то ли романсный какой-то поворотик такой, то, что затрагивает в душе твоей самые такие поверхностные, а потому и самые надежные чувства. Не надо сильно глубоко копать. Вот это, может быть, и придает успех.

Иван Дыховичный: Тут вот какая существует провокация. Такой человек, как Говорухин, он вам скажет: вы снимите такую картину, как снял я, тогда и будем с вами разговаривать. Попробуйте, сделайте такое. А ведь не скажешь же: да не хочу я такое делать. Вам скажут: значит, вы не хотите для людей делать? Нет, ну давайте для людей больше водки выпускать, потому что люди любят водку. Это хитрая, а с другой стороны, ясная для меня позиция. Я, например, считаю, что у Моцарта очень много плохой музыки. Попробуйте кому-нибудь такое произнесите. У Достоевского есть ужасные провальные куски. В этом, мне кажется, и есть наше познание, когда мы способны разглядеть даже у гениев: Не просто там априорно: это Моцарт! Да! С придыханием. Я слышу этот вульгарный крик всегда: не трогайте нашего Моцарта! Нет, будем трогать Моцарта, потому что я-то понимаю, насколько он грандиозен.

Петр Вайль: А, кроме того, если хоть что-то в этом поймешь, то и себя поймешь лучше. В конечном счете, это самое главное и есть.

Иван Дыховичный: Абсолютно. Вы знаете, я когда-то попробовал по поводу Пушкина одну вещь произнести, крамольную, как казалось, особенно в год юбилея. Я сказал: "Евгений Онегин" - это произведение, написанное гением, а "Анчар" - это гениальное произведение. Вот если эту разницу понимать, то все, дальше все понятно. Но ведь люди любят Пушкина за "Евгения Онегина", я это прекрасно понимаю.

Петр Вайль: Конечно, а Высоцкого, в конечном счете, за Жеглова. Я считаю, что, скажем, песня "Дом" ("Что за дом притих, погружен во мрак...") - это высочайший уровень проникновения в окружавшую и окружающую и сейчас нас жизнь. Но это - не то, то - Жеглов. И, может быть, Высоцкий интуицией большого артиста это понимал и рвался к исполнению роли. Я спросил Георгия Вайнера, как получилось, что Высоцкий сыграл эту роль.

Копченый: Роль писалась на Володю, и Володя с самого начала знал, что он любой ценой сыграет эту роль. Проблема была в том, что Высоцкий был не экранный артист, его не пускали на телевидение никогда, и поэтому главная задача была пробить Высоцкого на роль. Это стоило огромной крови, и надо отдать должное Говорухину, что он, будучи товарищем Высоцкого, пошел на риск закрытия картины, отстаивая именно кандидатуру Высоцкого перед всей этой чудовищной оравой с телевидения. И это удалось сделать.

Петр Вайль: Ну, а когда удалось, то произошло то, что происходит с произведением искусства, когда все вырывается полностью из рук творцов, они уже ничего не понимают, а только следят с открытым ртом, как это делали братья Вайнеры, глядя на судьбу их романа и их сценария.

Копченый: До фильма "Место встречи изменить нельзя" в ноябре 79-го громадное, подавляющее большинство людей, которые знали и пели песни Высоцкого, читали его стихи и прочее, не представляли себе предметно, как выглядит Высоцкий. Для того, чтобы увидеть Высоцкого, надо было посмотреть не очень блокбастерные картины, шедшие вторым экраном, или ехать в Москву в Театр на Таганке, что, согласитесь, для 288 миллионов совграждан было затруднительно. Ведь в представлениях людей, я с этим часто встречался, Высоцкий должен был выглядеть, как былинный богатырь, и объяснить им, что Высоцкий очень маленький, очень худенький, в миру старавшийся быть по возможности незаметным, потому что был чрезвычайно утомлен проявлением массовой любви и внимания к нему.

Когда вышел фильма "Место встречи изменить нельзя", в Москве был впервые зарегистрирован криминальный феномен: уличная преступность с 11 ноября по 16-е в вечерние часы составляла ноль. Люди сидели и смотрели по телевизору Жеглова, Высоцкого. Аудитория телевизионная в России, в условиях существования двух-трех программ, исчислялась сотнями миллионов людей.

И произошло наложение такого симпатичного, такого бесстрашного, такого героического персонажа, как Жеглов, на песни Высоцкого, и по существу, огромное количество людей, не очень улавливающих эти тонкости, ассоциировали их настолько плотно, что и не различали. Высоцкий мне показывал мешки писем, адресованных Жеглову. Произошла диффузия: Высоцкий при всех условиях был актер, это особая порода людей, с особым менталитетом, с особыми свойствами. Он хотел, раз он играет эту роль, получить максимум бенефитов. Ему никак не хотелось играть палача. Жесткого человека - пожалуйста, но не палача, не истязателя, не убийцу безоружных людей. И поэтому Высоцкий все это сделал с обаянием, с шутками, с улыбками, он настолько не хотел, чтобы как-либо его имя не было связано с образом мента, что после долгих обсуждений мы отказались от идеи в каждую серию поставить по одной песне Высоцкого, которую пел бы Жеглов, потому что Высоцкий сказал, попробовав разные варианты: "По-моему, это лабуда. Как только я запою, все сразу скажут: какой же это Жеглов, это Высоцкий". И мы отказались от этой идеи. И поэтому, конечно, получился неслыханный обаяшка и народный герой. Хотя это противоречило и нашим замыслам, и нашим попыткам объяснить. Ну, Говорухин вообще мало что понимал в этом. А Высоцкий понимал.

Кстати сказать, Высоцкий для реализации этой идеи поддерживал Говорухина в выборе им партнера своего основного - Владимира Конкина. Конкин для Высоцкого был партнер удобный, а для картины не самый лучший: никаким образом не соответствовал ни романной версии характера, ни той функции морального противостояния, которую он должен был выполнять и в фильме тоже.

Петр Вайль: Сморите, Иван, в словах Георгия Вайнера и в интонации особенно звучит какое-то недоумение: что произошло? Хочу спросить и вас, и себя: что произошло? Ведь эти самые слова, ставшие каноническими, которые можно произносить, как пароль, где угодно:

Петр Вайль: ... ну, это же код, который канонизировали "Митьки", но и не надо было особенно канонизировать, потому что это знают все и каждый. Так вот, я хочу вас спросить: кто это произнес? Жеглов или Высоцкий?

Иван Дыховичный: Высоцкий, конечно. Я уверен, что Высоцкий.

Петр Вайль: То есть, все-таки, неразумная сила искусства?

Иван Дыховичный: Да.

). Глеб Жеглов - гениальный следователь Московского уголовного розыска, порой жесток и суров, но в то же время вызывает самые глубокие симпатии у читателей и зрителей. Именно под таким имиджем он «вторгается» в мотив этого мастерского произведения. Дальше же начинают проявляться иные, конфликтующие между собой признаки его персоны…

Железный принцип Жеглова: «Если человек вор - он должен сидеть в тюрьме! А людей не беспокоит, какими методами я его туда упрячу!», превосходит многочисленные формальности закона и «моральные» рамки дозволенного. Глеб Георгиевич берет закон в свои руки и его не останавливает простая «этическая» сторона своих действий, что часто вызывает смущения у его напарника, Володи Шарапова - героя донельзя «правильного» и работающего исключительно «по книжке».

Жеглов отличается великим умением поглубже «залезть» в психологию допрашиваемого им человека. Он легко находит «общий язык» с проституткой Манькой Облигацией, с биллиардным жуликом и вором-рецедивистом Копченым, с карманником высшей степени Кирпичем, с воровской сообщницей вора Ручечника и многими другими персонажами. Порой даже кажется, что задержанные преступники сами выкладывают ему нужную информацию, но это предположение конечно было бы ошибочным. На самом-то деле - это все заслуги того самого Жегловского умения «проникнуть» в глубины психологии задержанных, касаясь чуть ли ни самого подсознания. Каким образом? Теоретически, принцип довольно прост - К каждому индивидуальному лицу, нужен особенный специфический подход! Практически же - это не каждому лицензированному психиатору под силу. Но у Жеглова железно отработана техника допроса и задавая правильные вопросы (к тому же задавая их в самое нужное время), вовремя улыбаясь (по его же словам: «люди это любят»), используя правильные интонации и ударения в разговоре, и каких только еще психологических трюков нет в его арсенале - он способен «расколоть» любого уголовника.

К тому же существует еще и другая сторона Жегловского характера - он по своему добр. И не то что-бы мягок или скажем сентиментален, но чужое горе не проигнорирует и это железный факт! Примером служит его реакция на плачущую многодетную сосдедку, у которой в самом начале месяца украли все хлебные карточки. Даже не задумываясь, Жеглов просто отдает ей свои, да и те что принадлежали его напарнику, при том без спросу, ибо этот человек УВЕРЕН в правоте своих действий и не нуждается в никаком оправдании. Именно это и является его главным пороком - для Жеглова просто не существует концепции, что он может быть, хоть на волосок, не прав.

Эта черта Глеба Георгиевича неоднократно проявляется в деле доктора Ивана Сергеевича Груздева (по роману - микробиолога Ильи Сергеевича Груздева). Даже уперевшись в твердые факты о невиновности человека, подозреваемого в убийстве бывшей жены, Жеглов ни на шаг не отступает от своего решения. А в последствии, при полном оправдании задержанного, он все равно твердит, что «наказаний без вины не бывает» и не желает преподнести ему свои извинения.

В конце романа и кинокартины, Жеглов убивает бандита «Черной Кошки» при попытке к бегству. Вроде все правильно - команда «стреляю без предупреждения» была отдана еще до выхода бандитов из подвала склада. Предупреждал, что так сделает и не задумываясь даже на долю секунды - сделал, исполнил! Однако Глеб Георгиевич не знает, что этот самый уголовник - старый военный друг его напарника Шарапова. Но самое страшное в том, что узнав об этом, Жеглов не показывает малейшего сострадания о содеяном.

Шарапов: «Ты убил человека!»

Жеглов: «Я убил бандита!»

Шарапов: «Он пришел вместе со мной, чтобы сдать банду!»

Жеглов: «А-а-а….»

Вот именно это «А-а-а…» и показывает «нечеловечность» этого героя. Зрителям кинофильма и читателям романа, очень тяжело решить, каков он на самом деле этот Жеглов.

Ну как может один и тот же человек пойти навстречу ограбленной женщине, можно даже сказать - спасти от голодной смерти ее детей, и в то же время не показать малейшего сострадания, убив старого армейского друга своего напарника, пускай даже нынешнего бандита? Тяжелый вопрос - очень тяжелый!

Однако, именно персонаж Глеба Жеглова намного ближе к реальной жизни, нежели какой-либо другой. Жизнь - она ведь штука закрученная, непредсказуемая и жестокая! Резкие перемены обстоятельств, крутые повороты, короткая дистанция между любовью и ненавистью - вот она, эта жизнь - без всяких иллюзий и лакировки действительности. Как бы мы не старались плыть по ее потоку и оценивать прожитое в рамках черного и белого - все равно она покажет свои промежуточные оттенки. Вот и Жеглов умещает в себе множество конфликтующих черт характера и мы не знаем - питать ли к нему симпатию или яро ненавидеть за жестокость. А ведь любой из нас, прочитавший роман братьев Вайнеров или просмотревший кинофильм Говорухина - задался этим вопросом, не так ли?

Вот такой уникальный персонаж этот Глеб Жеглов.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Жеглов, Глеб" в других словарях:

    Глеб Георгиевич (Егорович в фильме) Жеглов один из из главных героев романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» (1976) и снятому по его мотивам кинофильма «Место встречи изменить нельзя» (1979) (роль сыграл Владимир Высоцкий). Глеб Жеглов … … Википедия

    Владимир Высоцкий в роли Жеглова, первая серия Информация Пол мужской Звание Капитан милиции … Википедия

    - … Википедия