Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Чем нация отличается от народа: особенности и отличия понятий. Чем народ отличается от нации

Чем нация отличается от народа: особенности и отличия понятий. Чем народ отличается от нации


Славяне – одна из самых многочисленных групп народов, схожих общностью генезиса и родством языков. На сегодняшний день они населяют земли Центральной и Восточной Европы, занимают территории Сибири и Дальнего Востока. Наряду со всей схожестью, славянские народы по некоторым признакам имеют принципиальные различия.


Генетически противоположные группы

Коллектив ученых во главе с Балановским и Виллемсом провел исследование восточных, западных, южных славян и балтских народов на генетическом уровне. В ходе работы удалось узнать, почему группы существенно различаются.


Для проведения тщательного анализа было представлено около восьми тысяч образцов ДНК из пятидесяти балто-славянских народов. Среди них оказались самые яркие представители популяции – белорусы, русские, украинцы, кашубы, поляки, чехи, болгары, боснийцы и латыши с литовцами. Составить достоверную картину помогли несколько генетических систем: митохондриальная ДНК (по материнской линии), Y-хромосома (по отцовской линии) и аутосомная ДНК (полногеномный анализ).


Результаты исследования подтвердили схожесть между восточными славянами. Русские центральных и южных областей формируют единую группу с украинцами и белорусами. Однако северные русские заметно выделяются из оставшейся части восточных славян. В генетическом плане они существенно ближе к финно-угорским народам.


Из западной группы поляки больше схожи с восточными славянами. А вот чехи и словаки генетически смещены к западноевропейским популяциям, в частности, немцам. Южный и восточный регионы – хорваты, боснийцы, македонцы и болгары – близки с неславянскими соседями по Балканам. Исследование показало, что они больше относятся к грекам, венграм и румынам.


Балтские народы, включающие латышей и литовцев, схожи не только с белорусами, но и с эстонцами, которые говорят на языке финно-угорской группы. Одновременно обнаружена близость по генетическим признакам к мордве и другим волжским народам.


Популяции сравнивались по трем аспектам– географии, генетики, языку. Как выяснилось, наиболее тесная взаимосвязь наблюдается между территориальным положением и генетическими особенностями. Ученые сошлись во мнении, что при размещении по европейским землям славянские народы ассимилировали местные популяциями, которые занимали эти территории еще до их появления. Они приносили с собой язык, вместе с тем впитывая чужой генофонд. Так, восточные и западные славяне составили единую общность, а южная группа приобрела большее сходство с представителями Балкан.

Языковые различия славян

В индоевропейскую семью языков входит славянская группа, по мнению ученых, близкая с балтийской. Она условно подразделена на три ветви: восточнославянскую (русский, украинский, белорусский), южнославянскую (болгарский, словенский, сербо-хорватский) и западнославянскую (польский, чешский, словацкий).


Разговорные языки похожи между собой больше, нежели германские и романские. Но при наличии общих черт в грамматическом и фонетическом аспекте они разительно отличаются.

Разница между славянскими языками в основном заключается в письменности. В чешском, польском и словацком она основана на латинском алфавите. Это обосновано католическим влиянием. Использование кириллицы в русском, болгарском и македонском обусловлено влиянием Православной Церкви. И только сербохорватский язык основан на двух алфавитах.


В отдельных славянских языках наблюдается разнообразие позиций ударения. В чешском оно падает на первый слог, в польском же – на следующий за последним. В болгарском и русском ударная позиция вариативна.

В грамматическом аспекте среди славянских языков выделяется болгарский и македонский из-за различий системы инфлексий существительного. К тому же только у них активно используется артикль.

Религиозные различия

Славянские племена длительный период держались обособлено и нередко воевали между собой. Поэтому между ними ярко выражена разрозненность религиозных представлений.

До принятия христианства главным божеством у восточных славян значился Перун. Многие ученые сходятся во мнении, что часто его называли Сварогом. Считалось, что бог преследует злых духов, которые могут скрываться в человеческом жилище. Задабривали Перуна жертвоприношением зверей и людей.


Взамен языческим храмам восточные славяне строили требища и капища, где проводились все ритуалы. Одновременно предки поклонялись Велесу, имели четкое представление о «рае» и «аде». У восточных славян ярко выражен культ земли. Вместо жрецов, обряды совершали самые старшие мужчины в семье.

На сегодняшний день около 80% русских и белорусов – православные. Среди украинцев этой конфессии придерживается более 76%.

Западные славяне поклонялись Перкунасу. По легенде всадник Витис, изображенный на литовском гербе, олицетворял божество. В древние времена считалось, что у каждого племени есть свой прародитель в виде животного. Например, лютичи поклонялись волкам, считая их священными.

В отличие от восточных народов они не возводили святилищ. Все идолы для поклонений помещались в языческие храмы. Доступ к капищу был только у жрецов. В то время как восточные славяне могли свободно приближаться к святыне.

У современных западных славянских народов православие прижилось в меньшей степени. На территории Польши до 95% католиков. В Чехии и Словакии этот показатель превышает 60%.


В религиозных предпочтениях южные славяне отличаются от западных и восточных так же сильно, как и в генетическом аспекте. Предки считали, что над природой властвуют змеи. Человеческие образы представлены у южных славян в виде женских воинственных божеств. Племена верили, что люди, которые грешили при жизни, превращались в животных. Поэтому звери вполне понимали человеческую речь.

Южные славяне в разный исторический период зависели от влияния Византии и Порты Оттомантской. Поэтому в настоящее время во многих государствах распространен ислам и православие. Македонию на 68% населяют христиане, а вот в Хорватии и Словении до 80% католиков. Жители Боснии и Герцеговины исповедуют ислам.

Специально для тех, кого интересует история и культура славян,
повествование .

В нашем мире живет огромное количество людей. Кто-то на Западе, кто-то - на Юге... Меня всегда интересовало - почему настолько схожие люди имеют столь много отличий? Проживая на одной планете, мы кардинально отличаемся друг от друга.

Развивая свое воображение, подпитывая данными из литературы, я начала осознавать, чем отличаются народы друг от друга. Как известно, человек - высшая степень развития живых организмов на нашей планете. Мы выделены в самостоятельный вид, который, если вспомнить, называется "человек разумный". Поэтому интересно разобраться, насколько мы, как народ, отличаемся между собой.

Отличительные черты народов

Все народы имеют отличия , такие, как:

  • раса;
  • нации;
  • язык;
  • религия.

Хотя мы, как люди, и являемся, "одной семьей", но существуют отличительные особенности.

Раса

Люди разделены на большие группы, то есть расы . Они отличаются от представителей других рас цветом кожного покрова, глаз, также формой черепа, длиной тела и остальными признаками.

Существующие расы:


Нации или национальности

Мы слово "нация" подразумеваем как " племя" . Еще древние люди, чтобы выжить, объединялись в небольшие группы. Вместе они добывали пищу, защищали себя от врагов. Но прошло много столетий, и племена создали государства, которые под натиском врагов менялись, исчезали, образовывались новые. Другие люди либо присоединялись к мощному государству, либо уходили в другое. Так народ терял свою общность.


Язык

Как известно, язык - важная часть общения . Он формирует наше мышление, с его помощью мы передаем много важной информации и пытаемся управлять нашим поведением. В ходе истории языки менялись, люди находились друг от друга далеко, поэтому создавали новые собственные языки, непонятные остальным. Прошло очень много времени, пока языки сформировались, чтобы научиться характеризовать понятия, но обозначать их разными звуками.


Религия

Так, как люди приобрели свои языки и нации, так они обрели и религию . Это вера людей в высшие силы, которые управляют миром. В разных уголках Земли по-разному представляют себе единого Бога и его цели. Поэтому возникло много религий, в том числе и те, которые распространились по всему миру. Это такие религии, как христианство , ислам и буддизм.

Да, все мы - люди, все народы - едины, но в зависимости от места проживания возникают кардинальные отличия, меняются нравы, приобретается свой особый менталитет.

Какая разница между словами Народ и Население?

Народ, население – привычные слова, которые мы регулярно употребляем в своей жизни. Слова то привычные, но, мало кто задумывался над тем, есть ли разница в значении этих слов. Большинство считает их синонимами и легко их применяют в текстах и разговоре, чтобы избегать излишних повторений. Я же предлагаю присмотреться к этим словам повнимательнее, в первую очередь, с точки зрения Универсальных Законов.

Народ и население — в чем разница?

Представим себе ситуацию. Некоторое количество людей приезжает в определённую место и начинает обустраивать свою жизнь. Строит дома, детей рожает, урожай собирает. Можно ли назвать этих людей народом? Как то язык не поворачивается.

Да, есть люди, есть дома, есть домашние животные, улицы, детишки. Но это ещё не народ, правильнее было бы назвать их поселением, или деревней, или поселком, или, со временем, городом. Легко догадаться, что люди, живущие в этом поселении, будут называться населением.

Отсюда просто само напрашивается значение этого слова.

НАСЕЛЕНИЕ – это те люди, которые поселились, прижились, обустроились на определённом месте .

Идет время, происходят разные события. Ссорятся, мирятся, с пришлыми воюют, за природой наблюдают, нарабатывают свои, подходящие для данной местности обычаи и традиции. Живут, одним словом.

Проходит определённый период, и, происходит трансформация. Срабатывает Универсальный Закон Преобразования. Количество переходит в качество.

В данной ситуации, количество – это те события, которые произошли с этим нашим населением в данном месте за определённое время. Точных сроков, естественно, нет. Это может быть и сто лет, и двести, и больше, каждая ситуация индивидуальна. Но, в любом случае, происходит качественный переход. Население данного места уже можно назвать НАРОДОМ.

Появляются свои, индивидуальные черты. И внешние, и языковые, и поведенческие. Их ни с чем не спутаешь, они свои, уникальные, свойственные именно этому народу.

Соответственно, можно сформулировать и значение этого слова.

НАРОД – это люди, родившиеся в определённом месте, живущие по законам Рода, сформировавшие свои, уникальные устои, обычаи и особенности.

Народ – это не просто отдельные люди и семьи. Это единый организм. Это иное состояние, иное качество. Тут совсем другой уровень силы, который и объединяет, и защищает, и взращивает своих участников. Это иная организация жизни, иная организация быта и взаимоотношений. Справиться с населением большого труда не составляет – пугнул, сами разбежались. С народом справиться значительно труднее, объединяющая сила имеет мощное сопротивление внешнему воздействию.

Народу есть на что опираться. Есть символика, есть традиции, есть знания, есть опыт. В таких условиях дети растут другие, люди себя полнее ощущают, семьи другие, молодежь качественнее проходит переходный возраст, и так далее. Есть источник силы, корни, они и от болячек всяческих защитят, и мозги на место поставят. Вот такая разница в этих двух словах.

Это, так сказать в теории. На практике имеются некоторые особенности, которые, на мой взгляд, необходимо озвучить.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАРОДА

Когда народ сформировался, вполне естественно, он имеет два вектора развития.

Первый – это созидательный. Идёт набор силы, рост качества, открываются новые возможности, новые горизонты.

Второй – это деградация. Сила постепенно растворяется, участники разбегаются, гордиться становится особенно нечем. Природная Целесообразность данного образования теряет всяческий смысл.

Обнаружили опечатку или ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите это слово и нажмите Ctrl+Enter

Если вы хотите выразить свою БЛАГОДАРНОСТЬ Автору в материальной форме, укажите сумму, выберите способ оплаты и нажмите на кнопочку ПЕРЕВЕСТИ :

Между понятиями «народ» и «нация» нередко ставят знак равенства. Многие словари считают их синонимами. Но народ и нация – совсем не одно и то же: это явления, относящиеся к различным социальным сферам. Чем же они отличаются? Попробуем разобраться в этом запутанном вопросе.

Определение

Народ – совокупность людей с общим происхождением, едиными традициями, языком, культурой.

Нация – связанная политическими, экономическими интересами общность людей, которая уже входит в государство или же стремится к его созданию.

Сравнение

Народ возникает при переходе от первобытного общества к классовому. Нация формируется с приходом капитализма в Западной Европе.

Понятие «народ» появилось в России намного раньше понятия «нация» и употреблялось в основном применительно к жителям нашей страны. Слово «нация» было заимствовано предположительно из Польши в петровскую эпоху и служило для обсуждения отношений с зарубежными державами. Явный оттенок чужеродности, «иностранности» был присущ ему вплоть до конца XIX столетия. Нация в то время обозначала дворянское сословие, затем – суверенное государство, державу, империю.

Сущность понятия народ кроется в стихийных этнических процессах, которые не всегда зависят от сознания и воли людей. Нация же тесно связана с национальными движениями, имеющими определенную программу, с деятельностью группы индивидуумов, направленной к достижению неких целей (чаще всего политических). Нация в этом случае выступает как общественная (политическая) сила, с которой необходимо считаться.

Народ – это совокупность людей, общность которых зиждется на едином, кровном происхождении, особых традициях и обычаях, жизненном укладе. Нация основана на общих рыночных, экономических связях, следует одним гражданским законам. Общий язык, общая культура – достояние народа , а общая территория и единство экономической жизни ближе к понятию нация . Нация проявляется через систему общественных институтов, в частности через государство.

Получается, что народ создает государство, а затем государство, укрепившись и расширившись, искусственным образом формирует нацию (аналог народа). В основе нации – принцип гражданства. Народ – органическое целое, нация – выстроенный искусственно рационалистический механизм. Нация сводит на нет все изначальное, этническое, традиционное. Народ, строящий государство и являющийся ядром нации, утрачивает свою этничность, потому что живые процессы языковой эволюции, традиций, обычаев в государстве приобретают одну фиксированную форму. В составе нации могут находиться далеко не все представители того самого народа, который послужил основой для создания национального государства. Частая плата за образование нации – раскол и противостояние внутри народа.

Выводы сайт

  1. Понятие народ возникло намного раньше понятия нация . Слово «нация» в России употреблялось сначала применительно только к иностранцам.
  2. Народ – первичное, природное, естественное, реальное образование. Нация – вторичное, рациональное, искусственное, абстрактное.
  3. Слово «нация» тесно связано с государственным механизмом, с общественными (в основном политическими) движениями, имеющими некую программу и идущими к своим целям. Народ – понятие более стихийное, неконтролируемое. Нация – явление политическое, народ – социокультурное.
  4. Нация – аналог народа, который искусственно сформирован государством.
  5. Нация нуждается в школах, университетах, литературном языке и, наконец, собственном государстве. Народ может существовать и без всего этого.
  6. Народ – это люди, нация – принцип, главенствующий над людьми, правящая идея.
  7. Создание нации часто связано с расколом, противостоянием внутри общества.

Несмотря на то что понятия «народ» и «нация» употребляются разными авторами в разных смыслах, мы все же будем исходить из общепринятых и наиболее употребляемых в мировой науке и в общественно-политической практике смыслов. Понятие «народ» имеет более обыденный смысл. Под ним, как правило, подразумевается население страны. Британский, испанский, бразильский, канадский, австралийский, китайский народы - население соответствующих государств. Эти названия ничем не отличаются от вариантов «народ Великобритании», «народ Австралии». Тот же самый смысл у языковых обозначений жителей страны по ее названию (политонимов) - австралийцы, бразильцы, британцы, испанцы, канадцы и т.п. Под ними понимаются все жители страны разной этнической принадлежности, включая людей иммигрантского происхождения. Условно эту общность можно назвать государственным народом, т.е. народом по государству. В определенных ситуациях или в политико-административных целях иммигранты (тем более если они не граждане) не считаются частью соответствующего народа. В России в понятие российского народа не входят временные трудовые иммигранты, и россиянин - это тот, кто имеет российский паспорт, а также дети этого гражданина или гражданки.

Однако понятие «народ» используется равным образом применительно к этническим общностям (в России в последние два-три десятилетия в таких случаях используется еще и термин «этнос»). Поэтому есть понятия «армянский», «русский», «татарский», «чеченский», «чувашский» и другие народы, и есть понятие «народы России» наряду с понятием «российский народ». Всего в Российской Федерации, согласно переписи населения 2002 г., проживает 158 народов или этнических групп, а вместе с подгруппами (например, казаки и поморы в составе русских, кряшены и сибирские татары в составе татар, кубачин-цы и кайтащы в составе ларгинцев) общее число этнических «единиц» составляет около 2001. В 1994 г. была опубликована энциклопедия «Народы России», в которой содержатся сведения о населяющих страну этнических общностях - народах. В 2009 г. вышло уникальное издание «Народы России. Атлас культур и религий». Иногда синонимом может быть понятие «национальность». Но это только в России. В остальном мире понятие «национальность» (nationality) означает гражданство той или иной страны. Россияне уже научились отвечать в визовых анкетах на вопрос о национальности словом «Россия», но внутри страны национальность по-прежнему означает этническую принадлежность.

Понятие «нация» более строгое. Оно нагружено символическим и эмоциональным смыслами, но по сути своей подразумевает народ в форме государственного территориального сообщества. Нация - это категория социальной классификации, за исключительное обладание которой борются две формы человеческих общностей - этнические и государственные. Как категория и как политический инструмент она мало что дает для понимания общества и управления им, но порожденные на ее основе доктрины и практики, называемые национализмом, являются одним из наиболее значимых явлений новой и современной истории. Но если в настоящее время невозможно отказаться от употребления понятия «нация», то представляется допустимым называть нациями как этнические общности (этнонаций), так и государственные сообщества (согражданства). При этом у последних ресурсов и аргументов на признание за ними данного обозначения больше. Поэтому для политического менеджмента наиболее приемлема формула «Россия - это нация наций».

Подобная формула доминирует в мировой политической практике. Таков и современный научный взгляд на нацию. По мнению американского антрополога К. Вердери, «нация - это аспект политического и символического/идеологического порядка, а также мира социального взаимодействия и чувства. В течение многих веков она являлась важным элементом системы социальной классификации»1. Поскольку коренное значение этого слова «быть урожденным», то под нациями понимались самые разные сообщества: гильдии и корпорации, землячества в старинных университетах, феодальные сословия, массы людей и групп, имеющих общую культуру и историю. Это понятие изначально служило инструментом отбора, ибо сплачивало в общую массу одних людей, которых нужно отличать от других, существующих бок о бок с этими первыми. Критерии отбора менялись в зависимости от времени и контекста. «В современную эпоху, - пишет К. Вердери, - нация стала мощным символом и основой классификации в международной системе национальных государств. Ею обозначаются отношения между государствами и их подданными, а также между одними государствами и другими; это идеологический конструкт, играющий важную роль в определении позиций субъектов как в рамках современного государства, так и в рамках международного порядка. Это значит, что нация имеет решающее значение для определения способа связи государства со своими подданными, который отличает их от подданных других государств а также для его внешнего окружения».

Связь понятий «нация» и «государство» отражена в сложной категории нация-государство (nation-state). Это есть общепризнанное обозначение всех суверенных государств мира, входящих в Организацию Объединенных Наций. Среди суверенных государств-членов ООН нет таких, которые не считали бы себя национальными государствами, даже если в их конституциях и доктринах признается сложный характер населения и отдельные его группы также называют себя нациями. Как пишет французский политический социолог Д. Кола, «нация представляет собой продукт определенных социальных условий и не является продолжением природы другими способами. Нация есть не что иное, как государство-нация: политическая форма территориального суверенитета над подданными и культурная (языковая и/или религиозная) гомогенизация группы, накладываясь друг на друга, порождают нацию».

Особого внимания заслуживают взгляды на природу нации немецкого философа Ю. Хабермаса, который, в частности, замечает: «Мировое сообщество, как уже следует из его названия - "Объединенные нации" - сегодня политически состоит из национальных государств. Это отнюдь не тривиальный факт. Исторический тип государства, впервые возникший с Французской и Американской революциями, распространился по всему миру. После Второй мировой войны, благодаря процессам деколонизации, сформировалось третье поколение национальных государств. Эта тенденция продолжилась с развалом советской империи. Национальные государства доказали свои преимущества как перед городами-государствами (или федерациями таковых), так и перед современными преемниками старых империй (последний из которых, Китай, как видим, именно сейчас переживает процесс глубокой трансформации)».

Согласно Хабермасу, национальные государства последнего поколения - это «наследники империй», вышедшие из их состава и уже самим этим фактом доказавшие свои преимущества перед государствами - «преемниками старых империй». В таком случае Россия конечно же оказывается в числе последних, а Грузия, Украина и остальные «непреемники», видимо, по самому факту правовой непреемственности пребывают в составе национальных государств со всеми их преимуществами. Чем многоэтничные Украина, Грузия, Казахстан или Узбекистан отличаются от России с точки зрения нациестроительства, непонятно. Какие такие свои преимущества эти государства продемонстрировали перед Россией, - еще более непонятно. Ни с точки зрения экономической и социальной ситуации, ни с точки зрения консолидации управляемого населения и эффективности центральной власти, ни с точки зрения утверждения национального самосознания и уважения прав меньшинств, ни в каком другом отношении эти страны не могут быть названы в числе успешных, а тем более «примерных» для России государств. Россия - гораздо более успешно самоопределившееся национальное государство, чем большинство тех, которых Хабермас зачисляет в национальные государства, появившиеся после распада СССР.

Что касается Китая, то при всей его многоэтничности он является одним из наиболее сильных и успешных национальных государств мира именно с точки зрения «юридически оформленного и высокодифференцированного административного аппарата», а также с точки зрения обладания вооруженными силами и полицией, которая сохраняет внутреннюю и внешнюю автономию государства и имеет монополию на насилие внутри государства. В России, как и в Китае, все эти признаки в добавление к организационному единству и контролю над собственными территориями налицо. Проблема сепаратизма, с которой столкнулась России в Чечне, и Китай - с Тибетом, никак не могут считаться обстоятельствами, вычеркивающими эти страны из числа национальных государств. Таким образом, нет причин, которые не позволяют считать эти два крупных и сильных образования современными (значит, национальными) государствами.

Сегодня все мы живем в национальных обществах, которые обязаны своей идентичностью политическому единству государств. Однако современные государства стали возникать до появления «наций» в современном их понимании. Две политические сущности - современное государство и современная нация - сплавились в форму национального государства не ранее конца XVIII столетия. Но в юридическом и политическом контекстах мы обычно пользуемся понятиями «нация» и «народ» как взаимозаменяемыми. Хотя, помимо прямого юридического и политического значения, термин «нация» указывает на общность, сформированную по критерию единства происхождения, культуры и истории, а часто также общего языка. Поэтому отнюдь не случайно понятие «нация» имеет двоякое значение - Volknation и Staatsnation - «культурная нация» (или этнонация) и государственная (или гражданская) нация.

Хабермас напоминает, что в римском словоупотреблении nation относилось к сообществу людей одного и того же происхождения, еще не объединившихся в политическую форму государства, но связанных совместным поселением, общим языком, обычаями и традициями. В таком значении оно использовалось вплоть до начала Нового времени. Однако не следует думать, что «сообщество людей» или «совместное поселение» было лишено иерархических, сословных исключений. «Нациями» в старой Германской империи были всего лишь правящие сословия из разных владений («стран»), и именно аристократия обрела политическое существование в качестве «нации». А остальные были всего лишь «частными подданными». Нация знати превратилась в нацию народа («третьего сословия») в результате усилий ученых, интеллектуалов, представителей городских образованных средних классов. Если хотите, современные нации появились именно в результате идеологии национализма, а не наоборот. Хабермас выделяет специфику и уникальное достижение национального государства, которое оказалось возможным благодаря объединяющей идее нации: «Эта первая современная форма коллективной идентичности послужила катализатором преобразования раннего современного государства в демократическую республику. Национальное самосознание народа составило тот культурный контекст, который способствовал росту политической активности граждан. Именно национальная общность породила новый тип взаимосвязи индивидов, ранее совершенно чуждых друг другу. Тем самым национальное государство смогло решить сразу две проблемы: оно учредило демократический способ легитимации на основе новой и более абстрактной формы соци¬альной интеграции» .

Наделение населения политическими правами, переход от статуса подданных к статусу граждан продолжается до сих пор. Невозможно отрицать разную степень социальной интеграции в рамках современных наций. Наций с абсолютно лояльными гражданами, всецело солидарными друг с другом и с властью, без внутренних коллизий и даже открытых конфликтов, в мире просто не существует. Мы не найдем на политической карте мира такого государства, которое отвечало бы идеальному представлению о национальном государстве. В Великобритании и Испании много лет действует сепаратистское подполье; в Канаде и Бельгии существуют двух- и трехобщинные разноязыкие части страны и жесткие сепаратисты; в Аргентине, Чили и Греции при режиме военных хунт сажали и убивали политических оппозиционеров и т.д. Свои довольно специфические представления о правах человека существуют в странах Азии, а в мусульманских странах трудно вести речь о суверенном личностном статусе женщин. Тем не менее все эти страны числятся среди национальных государств.

Нацию следует понимать как принимаемую на массовом уровне идею о суверенном и солидарном сограждан-стве, а не как буквальное наличие всех присущих ей атрибутов. Из этого следует, что юридическая принадлежность к государственной общности, само по себе членство в гражданской нации придают «добавочный политический и культурный смысл вновь обретенной принадлежности к общности полноправных граждан, активно способствующих ее упрочению» (Хабермас). Именно идея нации затрагивает сердца и умы людей в большей степени, чем абстрактные понятия прав человека и народного суверенитета.

Заметим, что в историческом Российском государстве (Российская империя - СССР - Российская Федерация) понятие гражданства с момента его появления в эпоху Петра I и Екатерины II также не ограничивалось юридическим статусом. Оно означало одновременно принадлежность к единой историко-культурной общности (российскому или советскому народу) и стремление «активно способствовать ее упрочению», т.е. служить Отечеству и защищать Родину.