Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Загадка Сфинкса: первое испытание неофита. Загадка сфинкса

Загадка Сфинкса: первое испытание неофита. Загадка сфинкса

Великий Сфинкс

Большой Сфинкс в Гизе, конечно же, отличается от греческого сфинкса и своим видом, и размером, и самое главное своим назначением. Он высечен из огромного скального блока и имеет 57 м в длину, 20 м в высоту, ширину лица 4,1 м, высоту лица 5 м, тело льва, голову человека (мужчины).

Существуют предположения, что тело сфинкса гораздо старше, чем его голова - порядка 5 тысяч лет, если судить по следам от водной эрозии на камне. Якобы его непропорционально маленькая человеческая голова была высечена гораздо позднее.

Неизвестно, что было вместо нее изначально - возможно, в камне была высечена обычная морда льва. Сейчас у сфинкса предположительно лицо фараона Хефрена, правившего в 2723-2563 годах до н. э. и построившего позади сфинкса вторую по высоте пирамиду. По крайней мере, так считает официальная наука.

Это предположение на самом деле основано лишь на том, что Хефрен построил пирамиду именно позади сфинкса и, видимо, распорядился высечь на нем свое лицо. Однако понятие «позади» здесь относительно - оба памятника расположены один за другим лишь для наблюдателя, смотрящего на них со стороны современного Каира.


Политическим центром Древнего Египта был Мемфис. Если смотреть со стороны этого города, статуя сфинкса будет расположена в профиль, на фоне пирамиды Хуфу (Хеопса). Тщательное исследование черт лица сфинкса и лиц сохранившихся статуй Хефрена также показывает, что между ними нет никакого сходства.

За несколько тысячи лет своего существования сфинкс оказался занесенным песком по самые «плечи».

Примерно в 1400 году до н. э. фараон Тутмос IV распорядился откопать Сфинкса (якобы после охоты он уснул около сфинкса и ему явился сон, что статую надо освободить от песка - и тогда он станет могущественным правителем). Однако в то время от песка были очищены только лапы и передняя часть статуи.

Полностью сфинкса откопали англичане в 1917 году, а к своему нынешнему облику он был приведен в 1925 году. Статуя была очень сильно повреждена - временем и людьми.

Считается, что ее знаменитый нос шириной в 1 метр был отбит в конце 18 века солдатами Наполеона, практиковавшимися в стрельбе из пушек. Это неверно. Сохранились зарисовки, сделанные европейскими путешественниками в первой половине 18 века. К примеру, датский капитан Фредерик Норден в 1737 году изобразил сфинкса уже без носа.

Египетский историк аль-Макризи в 15 веке утверждал, что нос сфинкса был отбит суфийским фанатиком Мухаммедом Саимом аль-Дахом в 1382 году.

Причина вандализма проста: ислам запрещает делать изображения человека и поклоняться идолам. Согласно арабским источникам, местные жители поймали Мухаммеда, забили его до смерти и похоронили в песке у лап изуродованного им сфинкса.

Новейшие исследования частично подтверждают это - у основания носа сфинкса были найдены углубления (датируемые примерно 10-15 веком), которые могли быть оставлены рычагами в том случае, если кто-то попытался сломать ими нос статуи.

У сфинкса также отбита бородка - однако она, скорее всего, была «приделана» к нему не изначально, а в период Нового Царства. Об этом свидетельствует типичная округлая форма бороды - накладной, носимой фараонами лишь в качестве символа власти (стандарты красоты того времени требовали, чтобы мужчины были гладко выбритыми).

В настоящее время ее осколки хранятся в Британском музее и Египетском музее Каира.

В Древнем Египте у Великого Сфинкса были родственники: алебастровый сфинкс, найденный при раскопках 1912 года в Мемфисе, и так называемые криосфинксы в Луксоре - существа с телом льва и головой барана, символизировавшие бога Амона.

Но эти скульптуры лишний раз доказывают, что их создатели не принадлежали к истинной культуре Древнего Египта, поэтому не признавали ее символов.

Древнеегипетское название Великого Сфинкса остаётся неизвестным. Слово "сфинкс" - греческое и означает буквально "душительница", в чём кроется отсылка к известному мифу.

Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из древнеегипетского эпоса, неосновательно.

Средневековые арабы (в "Тысяче и одной ночи" и других текстах) называли Большого Сфинкса Абу Хол, что означает "Отец ужаса".

Человечество долгие столетия пытается разгадать тайну Большого Сфинкса. Полностью она была известна только Богам и Их Сыновьям - трем легендарным строителям Великих пирамид в Гизе.

Попытаемся приблизиться к разгадке этой тайны с позиции тайны василиска и других подобных ему монстров.

Если задачей Сфинкса было уничтожение врагов египтян, то кто или что было этим врагом.

В древнеегипетских мифах дается ответ на этот вопрос - змей Апоп, который, как уже было сказано, воплощает смертельный грех человеческой души - богоборчество. Отрицательные черты характера, скорее всего, являются следствием богоборчества.

Само богоборчество заключалось в том, что все, что заповедал Всевышний Бог, не выполнялось богоборцами. Например, если египтяне боялись обвешивать, обманывать, обижать и убивать людей, то богоборцы наоборот ничего не боялись делать из перечисленного. Они своим поведением обращали на себя внимание и вызывали негодование всей общины.

Поэтому такие люди покидали общину и уходили в глухие места, где бы они могли свободно проявлять свою природу. Со временем в пустынных местностях появились целые колонии богоборцев.

Если богоборцы жили среди египтян и умело скрывали свои взгляды, то египтянам нужна была подсказка, по каким признакам это можно узнать.

Подсказку египтянам давал Большой Сфинкс.

Он лежал перпендикулярно к Нилу, смотрел на восход Солнца, и как бы говорил - если вера в Бога сильна, то Солнце взойдет в намеченный час, а Нил будет течь и разливаться, чтобы люди могли получить хороший урожай.

Ослабление веры сказывалось на урожае, разливе Нила, светимости Солнца и другом. По этим признакам египтяне узнавали, что среди них живут богоборцы, и начинали их поиск.

Таким образом, Великий Сфинкс являлся символом стойкости веры в Бога. Именно эта стойкость защищала землю Египта от природных аномалий, а скульптура Сфинкса напоминала египтянам об этом.

Греческий Сфинкс

Греческий сфинкс был полной противоположностью Большого Сфинкса из Гизы не только во внешнем виде, но и в поведении. Его поведение указывало на то, что он представляет мировоззрение богоборцев. Самым главным подтверждением этому служит факт удушения и поедания проходящих мимо него людей.

Кроме того, греческий сфинкс ничего не напоминал видевших его людям, так как он высматривал подобно хищнику-каннибалу людей.

При встрече с ним человек, наоборот, так пугался, что цепенел, не мог мыслить, отгадывать загадки, на время терял память, не мог вспомнить кто он. Только Эдип не растерялся и дал ответ.

Возможно, сфинкс сам не знал отгадки на собственные вопросы, которые мучили его. Поэтому он пытался узнать ответы у проходивших мимо него людей.

Ответ, полученный от Эдипа, не устранил мучений сфинкса, а наоборот еще больше их усилил, что привело к его гибели. Таким образом, древнегреческий сфинкс символизировал знания, не дающие спасения.

Этот вывод заложен и в мифе об Эдипе. Сюжет мифа об Эдипе сводится к тому, что фиванскому царю Лайю было предсказано, что его сын, если таковой родится, убьет его и женится на собственной матери. Поэтому когда у Лайа родился сын, он приказал бросить его в лесу на горе Киферон, где его нашел пастух и передал царю Коринфа.

Из этого поступка следует, что ради собственной безопасности и сохранения власти, было допустимо убийство не только человека, но даже убийство самого близкого и родного человека - собственного сына. Значит, власть в этой культуре стояла на первом месте.

Эдип вырос в семье царя Коринфа и однажды подслушал, что он приемный сын царя. Чтобы узнать тайну своего рождения он отправился к Дельфийскому оракулу, который ему предсказал: "Убьешь отца и женишься на матери".

Потрясенный услышанным Эдип подумал, что, возможно, приемные родители являются его настоящими родителями. Чтобы не совершить предсказанные злодеяния, он ушел из Коринфа, куда глаза глядят.

Близ Фив на перекрестке он повстречал повозку со стариком и слугами. Они никак не могли разойтись, разгорелась ссора, в которой Эдип убил старика и слуг.

Этим поступком показано, что человеческая жизнь не ценилась, а убивать не считалось грехом. В этой культуре правил закон - кто сильнее, тот и прав.

Перед самыми Фивами Эдипу повстречался Сфинкс с лицом и грудью женщины и крыльями птицы, который задал ему загадку.

Загадка была чисто в традиции Дельфийского оракула, при входе в которой была написана одна единственная буква, вопрошающая кто ты есть.

Поклонников Дельфийского оракула всегда интересовала природа человека, что было, по их мнению, "всего чудесней", и "мерой всех вещей". С этого возвеличивания человека начинался путь к его обожествлению.

А сама загадка звучала так:

Есть существо на земле: и двуногим, и четвероногим
Может являться оно, и трехногим, храня свое имя,
Нет ему равного в этом во всех животворных стихиях.
Все же заметь: чем больше опор его тело находит,
Тем в его собственных членах слабее движения сила.

Эдип как представитель эллинской культуры не находил в этой загадке ничего сложного, и ответил, что это человек. Но почему для сфинкса эта загадка была сложной, никто из исследователей так и не ответил.

Давайте посмотрим на эту загадку с позиции сфинкса.

В данном мифе сфинкс представлен живым существом. И это живое существо имело женскую голову, грудь, а все остальные части тела были похожими на части тела различных животных.

Хотя его по одному виду нельзя было назвать человеком, но то, что оно могло разговаривать и мыслить, подтверждало это.

Очевидно, это была женщина с врожденной патологией тела, настолько ужасной, что никто не брался определить, к какому живому существу она относиться. Ведь она могла быть четвероногой, двуногой и трехногой - она имела драконий хвост, на который могла опираться.

И все же, какую бы патологию не имел человек, он всегда оставался человеком, и его естество и имя не менялось. К тому же, любое увеличение опор - ног или рук, делает его слабее, то есть физически неполноценным.

Можно сказать, что сфинкс спрашивал у прохожих о себе, так как хотел знать, кто он. Когда же сфинкс узнал, что он человек, то понял весь ужас своего уродства.

А Эдип, разгадывая сфинксу загадку, как и прежде не понял, что его ждет в будущем - женитьба на собственной матери, и что от запретной связи родятся подобные уроды.

Война с помощью мифов

В данном мифе следствия появляются прежде самих причин, что создает впечатление невиновности героя за содеянное - не мог же он наперед знать, кого он убьет и на ком женится. А то, что убивать нельзя, даже не берется во внимание.

Ужас трагедии не в свершении злодеяния, а в постепенном осознании того, что уже свершилось. На основе этого делается вывод, что человеку не нужно зрение, данное ему от Бога, поэтому Эдип ослепляет себя.

И дальше в мифе предлагается выход из подобных ситуаций - развитие предчувствия, предвидения и даже ясновидения, которые находятся в человеке в латентном состоянии, и с помощью которых человек якобы может приблизиться к истине.

Таким образом, древнегреческий Сфинкс призывал человека заняться поиском знаний, которые помогли бы ему развить в себе скрытые способности, чтобы не допускать грехов и приблизиться к Богу, а может, если удастся стать самим Богом.

Фактически сфинкс указывал человеку дорогу к самообожествлению. В этой философии не было места для морали и идеалов человечества - любви, доброты, милосердия, веры, честности, терпимости, жертвенности.

Эдип не влюбился в свою мать, а получил право жениться на вдове в награду за избавление Фив от сфинкса, что позволяло ему стать царем.

Этот миф выполнял задачу психологического оружия, с помощью которого богоборцы стремились сломить сопротивление культуры Афин и Фив проникновению в Грецию культа Диониса. Используя греческую мифологию, они придумали, что якобы богиня Гера наказала Фивы, но за что в мифе не говорится.

Казалось маленькая недомолвка. Для современников этого мифа было понятно, за что они наказаны, ведь по этой причине велись войны в Элладе.

Для настоящего времени без указания причины не понятно, почему велись войны. Поэтому такие недомолвки весьма опасны, так как не дают полного понимания причин ведения войн.

Зато, для продолжателей дела психологических технологий "охмурения масс" весьма удобны, так как под истиной причиной можно подать ложную.

Именно так и было сделано. Теперь во всех учебниках истории пишется, что войны велись за власть, территорию. Но что они велись против ложного еретического для греческой культуры культа Диониса, не говорится ни слова.

А чтобы миф выглядел достоверно, возле Фив действительно поместили уродливого человека, который играл роль сфинкса.

О человеческом уродстве в наше время стараются не говорить, эту тему нигде почти не поднимают. А то, что с помощью таких людей внушали ложные ценности, готовили почву для начала войны, и даже вели войны, вообще не то что не говорится, но даже никогда и не рассматривалось.

Но это не означает, что этого не существует.

Отрывок из книги «Невидимая война сынов света против сынов тьмы».

Загадка сфинкса – выражение само по себе загадочное. Не каждый сходу вспомнит, кто такой (или что такое) сфинкс . Во-вторых, почему с этим самым существом связана какая-то загадка?

В греческой мифологии сфинкс – это чудовище с женским лицом, львиным телом и большими птичьими крыльями. Согласно преданию сфинкс располагался возле ворот греческого города Фивы и каждому проходящему задавал одну и ту же загадку - «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Того, кто не отгадывал загадку сфинкса , ждала жуткая смерть в лапах чудовища.

Сын градоначальника Фив Эдип отгадал таки загадку сфинкса : «Маленький ребенок ползает на четвереньках, взрослый человек ходит на двух ногах, а старик еще и опирается на палку».

Шокированный тем, что его загадку разгадали, сфинкс с досады сорвался вниз с утеса и разбился насмерть о скалы.

К слову сказать, выражение загадка сфинкса не имеет никакого отношения египетскому сфинксу , чье изображение знакомо всем из учебников истории и туристических буклетов про Египет. Хотя у египетского сфинкса такое загадочное выражение лица и устремленный в вечность взор, что можно подумать, будто он скрывает от человечества какую-то вселенскую загадку.

Одним словом, выражение загадка сфинкса мы употребляем в тех случаях, когда говорим о трудной задаче, которую непросто решить.

Другие интересные выражения из русской речи:

Знать на зубок – это выражение знакомо каждому со школьной скамьи. Знать на

Выражение зуб за зуб довольно простое и понятное, как третий закон Ньютона. Означает

Одна из основных версий происхождения выражения Если гора не идет к Магомету,

Выражение Есть еще порох в пороховницах с большой степенью вероятности пошло

Еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя...

По мнению многих исследований, египетский Сфинкс скрывает даже больше загадок чем Великие пирамиды. Никто достоверно не знает когда и для каких целей была построена эта гигантская скульптура…

Исчезающий Сфинкс

Принято считать, что Сфинкс был воздвигнут во время строительства пирамиды Хефрена. Однако в древних папирусах, относящихся к постройке Великих пирамид о нем нет никаких упоминаний. Более того, мы знаем, что древние египтяне дотошно записывали все расходы, связанные со строительством культовых сооружений, но хозяйственных документов, относящихся к сооружению Сфинкса так и не найдено.

В V веке до н. э. пирамиды Гизы посетил Геродот, который в подробностях описал все детали их строительства. Он записал «все что видел и слышал в Египте», но о Сфинксе не обмолвился ни словом.

До Геродота в Египте побывал Гекатей Милетский, после него – Страбон. Их записи обстоятельны, но о Сфинксе и там нет никаких упоминаний. Могли ли греки не заметить скульптуру 20 метров высотой и 57 метров шириной?

Ответ на эту загадку можно найти в труде римского натуралиста Плиния Старшего «Естественная история», который упоминает, что в его время (I век н. э.) Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с западной части пустыни. И действительно, Сфинкса регулярно «высвобождали» от песчаных наносов вплоть до XX века.

Древнее пирамид

Реставрационные работы, которые начали проводиться в связи с аварийным состоянием Сфинкса, стали наводить ученых на мысль, что Сфинкс возможно древнее, чем считалось ранее.

Чтобы проверить это, японские археологи во главе с профессором Сакуджи Иошимурой с помощью эхолокатора сначала просветили пирамиду Хеопса, а затем подобным образом исследовали скульптуру. Их вывод поразил – камни Сфинкса древнее, чем у пирамиды. Речь шла не о возрасте самой породы, а о времени ее обработки.

Позднее японцев сменила команда гидрологов – их выводы также стали сенсацией. На скульптуре они обнаружили следы эрозии, вызванной большими потоками воды. Первое предположение, которое появилось в прессе – русло Нила в древности проходило в другом месте и омывало скалу, из которой вытесали Сфинкса.

Догадки гидрологов еще смелее: «Эрозия это скорее следы не Нила, а потопа – могучего разлива воды». Ученые пришли к заключению, что поток воды шел с севера на юг, а приблизительная дата катастрофы – 8 тыс. лет до н. э.

Британские ученые, повторив гидрологические исследования породы, из которой сделан Сфинкс, отодвинули дату потопа до 12 тыс. лет до н. э. Это в целом согласуется с датировкой Всемирного потопа, который, по мнению большинства ученых, произошел около 8-10 тыс. до н. э.

Чем болен Сфинкс?

Арабские мудрецы, пораженные величественностью Сфинкса, сказали, что исполин неподвластен времени. Но за прошедшие тысячелетия памятнику изрядно досталось, и, в первую очередь, виноват в этом человек.

Сперва мамлюки упражнялись в меткости стрельбы по Сфинксу, их почин поддержали наполеоновские солдаты. Один из правителей Египта приказал отбить скульптуре нос, а англичане украли у исполина каменную бороду и отвезли в Британский музей.

В 1988 году от Сфинкса откололась и с грохотом упала огромная каменная глыба. Ее взвесили и ужаснулись – 350 кг. Этот факт вызвал самую серьезную обеспокоенность ЮНЕСКО. Решено было собрать консилиум представителей самых разных специальностей, чтобы выяснить причины, разрушающие древнее сооружение.

В результате комплексного обследования ученые обнаружили в голове Сфинкса скрытые и чрезвычайно опасные трещины, кроме этого установили, что также опасны заделанные некачественным цементом внешние трещины – это создает угрозу быстрой эрозии. Лапы Сфинкса оказались в не менее удручающем состоянии.

По мнению специалистов, Сфинксу, прежде всего, вредит человеческая жизнедеятельность: в поры статуи проникают выхлопные газы автомобильных двигателей и едкий дым каирских заводов, что постепенно разрушает ее. Ученые говорят, что Сфинкс серьезно болен.

Для реставрации древнего памятника нужны сотни миллионов долларов. Таких денег нет. А пока египетские власти восстанавливают скульптуру своими силами.

Загадочное лицо

Среди большинства египтологов существует твердое убеждение, что во внешности Сфинкса запечатлено лицо фараона IV династии Хефрена. Эту уверенность ничем нельзя поколебать – ни отсутствием каких-либо свидетельств о связи скульптуры и фараона, ни тем, что голову Сфинкса неоднократно переделывали.

В том, что в лице Сфинкса проглядывает сам фараон Хефрен убежден известный специалист по монументам Гизы доктор И. Эдвардс. «Хотя лицо Сфинкса несколько изувечено, оно все еще дает нам портрет самого Хефрена», – заключает ученый

Интересно, что тело самого Хефрена так и не было обнаружено, а поэтому для сравнения Сфинкса и фараона используют статуи. В первую очередь речь идет о скульптуре высеченной из черного диорита, которая хранится в Каирском музее – именно по ней сверяют облик Сфинкса.

Чтобы подтвердить или опровергнуть идентификацию Сфинкса с Хефреном группа независимых исследователей подключила к делу известного нью-йоркского полицейского Франка Доминго, который создавал портреты для опознавания подозреваемых.

Через несколько месяцев работы Доминго заключил: «Эти два произведения искусства изображают двух разных лиц. Фронтальные пропорции – и в особенности углы и лицевые выступы при боковом обзоре – убеждают меня в том, что Сфинкс – это не Хефрен».

Мать страха

Египетский археолог Рудван Аш-Шамаа полагает, что у Сфинкса существует пара женского пола и скрывается она под толщей песка. Большого Сфинкса часто называют «Отцом страха». По мнению археолога, если есть «Отец страха», то должна быть и «Мать страха».

В своих рассуждениях Аш-Шамаа опирается на образ мышления древних египтян, которые твердо следовали принципу симметрии. На его взгляд, одинокая фигура Сфинкса выглядит очень странно.
Поверхность того места, где по предположению ученого должна находиться вторая скульптура, возвышается над Сфинксом на несколько метров. «Логично предположить, что статуя просто скрыта от наших глаз под толщей песка», – убежден Аш-Шамаа.

В поддержку своей теории археолог приводит несколько аргументов. Аш-Шамаа напоминает, что между передними лапами Сфинкса расположена гранитная стела, на которой изображены две статуи; есть также известняковая табличка, в которой говорится что в одну из статуй ударила молния и разрушила ее.

Тайная комната

В одном из древнеегипетских трактатов от имени богини Исиды сообщается, что бог Тот поместил в тайное место «священные книги», которые содержат в себе «секреты Осириса», а затем навел на это место чары, чтобы знания оставались «неоткрытыми до тех пор, пока Небо не родит существ, которые будут достойны этого дара».

Некоторые исследователи и сегодня уверены в существовании «тайной комнаты». Они вспоминают, как Эдгар Кейси предсказал, что однажды в Египте под правой лапой Сфинкса будет найдена комната, названная «Залом Свидетельств» или «Залом Летописей». Информация, сохраненная в «тайной комнате» поведает человечеству о высокоразвитой цивилизации, существовавшей миллионы лет назад.

В 1989 году группа японских ученых радиолокационным методом обнаружила под левой лапой Сфинкса узкий тоннель, уходящий в сторону пирамиды Хефрена, а северо-западнее Камеры Царицы была найдена внушительных размеров полость. Однако более детальное изучение подземных помещений египетские власти провести японцам не позволили.

Исследования американского геофизика Томаса Добецки показали, что под лапами Сфинкса находится большая прямоугольная камера. Но в 1993 году его работу внезапно приостановили местные власти. С этого времени египетское правительство официально запрещает проводить геологические или сейсмологические исследования вокруг Сфинкса.

«Цель создания сфинкса становится сегодня немного яснее. Атланты Египта построили его как грандиозное изваяние, величайшую памятную статую и посвятили ее своему светлому богу - Солнцу.» - Поль Брайтон.

«Груда булыжников, оставленная строителями Великих пирамид во время добычи камней, превратилась во времена Хефрена (Хеопса) в огромного лежащего льва с головой человека.» - И. Э. С. Эдвардс.

Эти отрывки иллюстрируют полярные мнения о Великом сфинксе: от мистического восприятия до холодного прагматизма. Статую, веками находившуюся в песке, всегда окутывал ореол таинственности, порождая спекуляции относительно возраста сфинкса, цели и способа его создания, существования внутри скрытых камер, а также о пророческом даре статуи и ее связи с не менее таинственными пирамидами.

Преимущественно подобные теории выдвигали отчаявшиеся египтологи и археологи, тщетно пытавшиеся в одиночку раскрыть секреты сфинкса. Вероятно, национальный символ древнего и современного Египта, стоящий, как часовой, на плато в Гизе, во все времена играл одну и ту же роль: век от века будоражил воображение поэтов, ученых, мистиков, путешественников и туристов. В сфинксе Гизы заключена вся сущность Египта.

Обращенная лицом к восходящему солнцу скульптура Великого сфинкса расположена на плато Гизы в 6 милях на запад от Каира на западном берегу Нила. Правительство Египта считает его воплощением бога Солнца, которого египтяне называют Хор-Эм-Ахет (Гор на небосклоне). Сфинкс занимает часть территории некрополя в древнем Мемфисе - резиденции фараонов, где расположены три крупнейшие египетские пирамиды - Великая пирамида Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Памятник является самой большой из сохранившихся скульптур древнего мира - 241 фут в длину и 65 футов в высоту в наивысшей точке.

Часть урейа (священной змеи, защищающей от злых сил), его нос и ритуальная борода со временем разрушились. Борода сейчас хранится в Британском музее. Удлиненный элемент на лбу сфинкса является фрагментом царского головного убора. Хотя голова сфинкса тысячелетиями подвергалась губительному влиянию эрозии, следы краски, которой она была изначально покрыта, еще можно рассмотреть возле уха статуи. Считается, что когда-то лицо сфинкса было выкрашено в бордовый цвет. В небольшом храме, расположенном между его лапами, хранится дюжина расписанных стел, установленных в честь бога Солнца.

Сфинкс сильно пострадал от разрушительного воздействия времени, деятельности людей и загрязнения окружающей среды в наше время. По сути, от полного разрушения его спасло долгое пребывание в песках. За многовековую историю памятника было предпринято немало попыток реконструировать статую. Начались они еще в 1400 г. до н. э., во времена правления фараона Тутмоса IV.

Как-то после охоты фараон задремал в тени сфинкса, и ему приснилось, что огромный зверь задыхается от поглощающего статую песка. Во сне сфинкс поведал фараону, что если тот вытащит зверя и очистит его от песка, то получит корону Верхнего и Нижнего Египта. Сегодня между передними лапами сфинкса можно увидеть гранитную стелу, называемую Стелой снов, на которой записано предание о сне фараона.

Хотя скульптура была расчищена, вскоре она снова оказалась в песке. Когда в 1798 г. в Египте оказался Наполеон, сфинкс был уже без носа. Впрочем, нос исчез задолго до приезда Наполеона, что запечатлено на картинах XVIII в. Одна легенда гласит, что нос надломился во время бомбардировки з период турецкого владычества. Согласно другой версии вероятно, более правдоподобной), в VIII в. его сбил долотом суфий, который считал сфинкса языческим идолом.

В 1858 г. основатель египетской Службы древностей Огюст Мариэтт начал раскопки скульптуры, но расчистить удалось лишь часть. В 1925-1936 гг. французский инженер Эмиль Барез, действуя от лица Службы древностей, завершил раскопки сфинкса. И, вероятно, впервые со времен легендарного Древнего Египта скульптура стала доступна для всеобщего обозрения.

Загадку Великого сфинкса большинство египтологов предпочитают объяснять следующим образом: скульптура принадлежит Хефрену - фараону IV династии. Высеченное в камне изображение льва с лицом самого Хефрена создано в 2540 г., примерно в то же время, когда была возведена и расположенная неподалеку пирамида Хефрена. Однако до сих пор не найдено ни единой надписи, подтверждающей связь Хефрена со сфинксом, да и записей о времени и цели создания скульптуры тоже.

Учитывая грандиозность памятника, подобный факт кажется довольно странным и загадочным. Хотя не все египтологи согласны с традиционной версией, точно сказать, когда и кем сфинкс был возведен, пока не может никто. В 1996 г. детектив из Нью-Йорка, эксперт в области опознаний, пришел к заключению, что Великий сфинкс не похож на Хефрена, а больше напоминает его старшего фата Джедефра. Дискуссии по этому поводу продолжаются.

Нерешенность вопроса о происхождении и цели создания сфинкса дала почву для появления все новых и новых версий мистического характера, таких как теория британского оккультиста Поля Брайтона или версия американского медиума и провидца Эдгара Кейса, выдвинутая в 40-е годы XX в. Находясь в трансе, Кейс предрек, что под передними лапами сфинкса будет обнаружена камера, в которой хранится собрание рукописей о жизни тех, кто выжил после разрушения Атлантиды.

Великий сфинкс был высечен из мягкого известняка, оставшегося в карьере, из которого брали материалы для строительства пирамид. Лапы создавались отдельно из известняковых блоков. Одной из главных особенностей скульптуры является то, что ее голова не пропорциональна телу. Возможно, ее неоднократно переделывали, меняя лицо сфинкса по указанию каждого последующего фараона.

По стилевым чертам можно определить, что вряд ли изменения производились после периода Позднего царства, который закончился около 2181 г. до н. э. Вполне вероятно, что первоначально голова изображала барана или сокола и была переделана в человеческую позднее. Восстановительные работы, проводимые на протяжении тысячелетий, чтобы сохранить голову сфинкса, также могли преобразовать или изменить пропорции лица.

Любое из этих объяснений могло стать причиной изменения размеров головы по сравнению с телом, тем более если предположить, что Великий сфинкс значительно старше, чем считает традиционная наука.
В последнее время ведутся оживленные споры относительно датировки памятника. Автор одной из версий Джон Энтони Уэст первым обратил внимание на то, что поверхность сфинкса подвергалась воздействию сил природы - и в большей степени пострадала от водной эрозии, чем от ветра и песка.

Впрочем, другие сооружения на плато не испытали подобного сияния. Уэст обратился к геологам, и профессор Бостонского университета Роберт Шох, изучив последние находки, подтвердил, что это результаты водной эрозии. Хотя сегодня климат Египта засушливый, около 10 000 лет назад здесь было влажно и дождливо. Уэст и Шох пришли к выводу, что для ого чтобы подвергнуться водной эрозии, сфинкс должен был существовать 7000 - 10 000 лет назад. Египтологи отвергли теорию Шоха, сочтя ее некорректной. Они утверждали, что частые некогда обильные грозовые дожди в Египте прекратились задолго до появления сфинкса.

Серьезный подход к делу рождает вопрос: почему же на плато Гиза не было обнаружено других следов водной эрозии, которые могли бы подтвердить теорию Уэста и Шоха? Не мог дождь лить только над сфинксом. Уэста и Шоха также критиковали за то, что они не учли высокий уровень промышленного загрязнения местной атмосферы, которое последние сто лет оказывало разрушающее воздействие на памятники Гизы.

Автором другой версии о времени создания и предназначении сфинкса является Роберт Бьювел. В 1989х. он опубликовал работу, в которой выдвинул гипотезу о том, что три Великие пирамиды в Гизе вместе с Нилом создают на земле своего рода трехмерную голограмму трех звезд пояса Ориона и расположенного поблизости Млечного Пути.

Опираясь на версию Грэма Хэнкока, изложенную в знаменитой книге «Следы богов», Бьювел выдвинул теорию о том, что и сфинкс, и расположенные поблизости пирамиды, и всевозможные древние рукописи являются составными частями некой астрономической карты, связанной с созвездием Ориона. Он пришел к выводу, что наилучшим образом положению звезд такая гипотетическая карта соответствовала в 10 500 г. до н. э., отбросив версию о том, что сфинкс был создан в более древние времена.

Существует множество легенд о необычных явлениях, тем или иным образом связанных с Великим сфинксом. Исследователи государственного университета Флориды, университета Васеда в Японии и Бостонского университета с помощью сверхчувствительной техники нашли ряд аномалий в атмосфере над этим местом. Впрочем, эти явления могли носить и природный характер. В 1995 г. во время ремонтных работ на парковке возле статуи было обнаружено несколько туннелей и ходов, два из которых уходили глубоко под землю рядом со сфинксом. Бьювел предположил, что ходы были созданы одновременно со статуей.

В 1991 - 1993 гг. группа исследователей под руководством Энтони Уэста, изучая следы эрозии на монументе с помощью сейсмографа, обнаружила нечто странное: в нескольких метрах под поверхностью земли между лапами статуи, а также с другой стороны скульптуры сфинкса были найдены дыры, полости или камеры правильной формы. Однако на проведение дальнейших исследований экспедиция разрешения не получила. Возникает вопрос: может, в предсказании Эдгара Кейса относительно собрания рукописей есть крупица правды?

Сегодня великая статуя рушится от ветров, влажности и каирского смога.

В 1950 г. началась разработка крупномасштабного и дорогостоящего проекта реставрации и сохранения памятника. Первые попытки восстановить памятник привели к еще большему его разрушению, поскольку для реставрации сооружения использовался цемент, несовместимый с известняком. За шесть и даже более лет реконструкции использовали около 2000 известняковых блоков, применяли различные химические вещества, но старания были тщетны. К 1988 г. обвалились блоки левого плеча сфинкса.

В настоящее время не прекращаются попытки отреставрировать статую под чутким надзором Высшего совета по древностям. Реставраторы пытаются восстановить разрушенное плечо, используя часть подпочвы. Таким образом, сегодня все внимание сосредоточено на сохранении памятника, а не проведении раскопок и дальнейших исследований. Нам же остается только ждать. Пройдет еще немало времени, пока Великий сфинкс раскроет свои секреты.

Б.Хотон
"Великие тайны и загадки истории"