Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сороки - цыганская столица мира? Цыганские свадьбы: обычаи, традиции и обряды.

Сороки - цыганская столица мира? Цыганские свадьбы: обычаи, традиции и обряды.

Это фото, с давних времен популярное в интернете, наверно видел каждый. Обычно его прикрепляли к рассказам о новых русских и по убеждению большинства это обычный фотошоп. Так вот, открою тайну Это не фотошоп и не новые русские. Это цыгане. Конечно не простые цыгане. Это так называемые бароны.

Многие из нас встречают цыган лишь в виде неприметно одетых гадалок, стремящихся выбить из прохожишь какое-то количество денег. Однако, люди эти живут совсем иначе, и зачастую отдельно от остальных людей. Они зарабатывают много денег и это факт. Основные капиталы сосредоточены в руках баронов, которые вкладывают средства в недвижимость. Конечно, для себя любимых.

Цыгане-миллионеры ведут вызывающе роскошный образ жизни. О доходах цыганских баронов до сих пор ничего не известно. В прессу просачиваются лишь слухи. А они такие. Король румынских цыган Флориан Чиоаба (ему титул достался по наследству от отца) имеет до 50-80 млн. евро в год. К его клану Колдаш принадлежит около 300 семей, и минимум половина из них имеет дома стоимостью от 3 млн. евро.

Общий доход короля и его клана приближается к 300-400 млн. евро в год. Он складывается из подношений рядовых цыган в общак (отчисления – до 5-10% от криминальных и полукриминальных доходов), контрабанды сигарет из Румынии в Западную Европу, гостиничного бизнеса и торговли.

В нищей Молдавии цыганский барон Артур Черарь и его клан имеют до 20-40 млн. евро в год. А в Косово клан барона Неджмедина Незири – до 100 млн. евро в год (в основном косовские цыгане промышляют в Германии и Австрии).

Как и большинство остальной элиты Восточной Европы, а также бывшего СССР, эти цыгане нарочито демонстрируют роскошный образ жизни, буквально купаясь в золоте (на внутреннюю отделку дома цыганского короля Румынии Флориана Чиоаба ушло 55 кг золота). Из их сверхдоходов быдлу перепадают лишь крохи, да и то – в основном за какие-то грязные дела.

Нищих это не раздражает, напротив, большинство из них мечтает, что когда-то тоже сможет стать поставить себе золотой унитаз и иметь право первой ночи.

Два года назад мировые СМИ обошла серия снимков итальянского фотографа Карло Джанферро. Он с 2004 фотографировал интерьеры богатых цыганских домов в Румынии, Болгарии и Молдавии.

В начале 2000-х он попал в центр европейского скандала, когда суд запретил ему выдавать замуж свою 12-летнюю дочь за 15-летнего жениха. Чиоаба бомбардировал гневными требованиями даже Страсбургский суд, но тот остался непреклонен: дочь должна дожидаться 16-летия. В прошлом году румынские власти разрешили Флориану Чиоаба основать местный цыганский суд, где по его законам будут рассматриваться административные дела его подданных.

В могилу барона, которая похожа на комнату, вместе с покойником укладывают кучу вещей, чтобы он наслаждался ими и в загробной жизни. Как признавался сам цыганский барон Молдавии Черарь, в могилу его отца положили даже машину Волгу.

А теперь просто фото:

Флориан Чиоба не будствует

Это дома цыган-миллионеров в окрестностях румынских городов Тимишоару и Бузеску (фотограф Найджел Дикинсон)

Типичные представители цыганской «элиты» Восточной Европы (на золото с их тела можно было кормить в течение года сотни простых цыган)

На похоронах цыганской «элиты» в могилу вместе с покойником принято укладывать и часть полезных вещей, которые могут ему пригодиться в загробной жизни. К примеру, как признавался сам цыганский «барон» Молдавии Черарь, в могилу его отца положили даже машину «Волгу».

Похороны цыганской знати

Еще представители цыганской «элиты»

А так выглядят дома баронов изнутри

Цыганам объяснять не надо. А вот русские часто задают вопрос: «Многие ли цыгане имеют дома?» Вот уже полвека минуло с указа 1956 года, поставившего кочевье под запрет, но неосведомлённость общества просто поразительна. Трудно сказать, кто тут виноват: то ли кино, усердно внедрявшее штамп о том, что почти все цыгане – кочевники, то ли журналисты. У нас ведь принято с апломбом судить о жизни «таинственного народа», не имея ни одного знакомого из его числа. Факт остаётся фактом. Для множества россиян фраза: «Цыгане России живут оседло» звучит как удивительная новость.
По идее следовало бы объяснить, что былой образ жизни отошёл в прошлое и поставить на этом точку. Но не получится. Люди рассуждают на бытовом уровне:
-Кого же мы тогда видим на улицах и вокзалах? Разве эта публика похожа на граждан, имеющих крышу над головой?
Игнорировать такие суждения бесполезно. Поэтому мы вынуждены уделить особый раздел тому, что зарубежные цыгановеды называют «феноменом вторичного кочевья».
Для начала повторим, что «классическое» традиционное кочевье в нашей стране умерло. Если бы не насильственные меры советского правительства, оно скончалось бы естественной смертью. Ведь не тяга к приключениям вела цыган по бесконечным дорогам. Для ремесленников, барышников и гадалок это был оптимальный способ заработать. Уже к середине ХХ века развитие промышленности (и сферы развлечений) вытеснило цыган на обочину. Им так или иначе приходилось вписываться в изменившееся общество. Вот почему указ за подписью К.Ворошилова не встретил сопротивления.

Прощайте шатры и повозки!
Здравствуйте квартиры и школы!
А для частной торговли (на милицейском жаргоне «спекуляции») не помешают дома как базы и перевалочные пункты. Дают – бери. А вы бы отказались, если бы вас сейчас остановил милиционер и, угрожая пятью годами исправительных работ, навязал недвижимость стоимостью в тысячи долларов? (Цены, я конечно, привёл в современном исчислении, но суть дела от этого не меняется). Квартиры, дома и земельные участки, которые бесплатно дало советское правительство, послужили основой для дальнейших перепродаж и обменов. Разумеется, сейчас одни цыгане живут лучше, другие хуже. Но никто не обещал полного равенства. Была цель: дать кочевому народу возможность остановиться. Цель достигнута. А уж как к этому относиться – личное дело каждого. Поколение современных российских цыган не мыслит своей жизни без комфорта цивилизации. Зарубежные цыгановеды громко сетуют на уничтожение традиции кочевья, указывая на признаки ассимиляции. (Сами, впрочем, критикуя, имеют жильё со всеми удобствами). Это очень похоже на стоны русских «патриотов-деревенщиков», которые при Брежневе ратовали за возвращение к народным устоям, но в лаптях не ходили и землю деревянной сохой не пахали. Поступь истории остановить нельзя.
И всё же, кого мы видим с протянутой рукой на улицах российских городов?
Перед нами весьма интересное и мало изученное явление. Вторичное кочевье.
Крушение социализма дало неожиданные последствия, причём не только у нас, но и за рубежом. Десятилетия целенаправленной работы по встраиванию цыганских диаспор в общество во многом пошли насмарку. В Восточной Европе делали ставку на «перековку» цыган в фабричных рабочих или труженников сельхозкооперативов.

До поры всё шло успешно. А потом начался экономический кризис, сопровождаемый безработицей. Землю вернули прежним владельцам (в числе которых не было цыган). Естественным следствием этих процессов стало возвращение многих цыганских семей к таким «традиционным промыслам» как попрошайничество.

Фотография: Войцех Данко.

В Италию и прочие страны Европы хлынула волна разом обнищавших цыган из Югославии и Румынии. Подчеркну, что это были представители оседлых групп. Всем им волей-неволей пришлось заново «изобретать велосипед».
Как ставить палатки?
Как договориться с властями?
Как организовать жизнь на таборной стоянке?
Все эти вопросы, давно и успешно разрешавшиеся традиционными кочевыми цыганами вроде кэлдэраров , представляли для вчерашних рабочих загадку.

Однако, методом проб и ошибок они создали новую субкультуру. Со временем её будут изучать как любопытный зигзаг в истории цыганского народа. Но сейчас палатки, обтянутые полиэтиленом, привлекают мало внимания со стороны этнологов. Особенно в России. У нас прочно господствует точка зрения, что «вторичное кочевье» – как бы не настоящее. Вот если бы к жизни под открытым небом вернулись русские цыгане, ловари или котляры – тут профессионалы оказались бы на высоте! А к чему тратить время на людей, которые даже не говорят на цыганском языке?
Для меня такой подход удивителен. Хорошо известно, что цыганский язык почти полностью сдал позиции в Испании, Венгрии, Армении и множестве других стран. Если руководствоваться чисто лингвистическим критерием, то надо исключить из числа цыган многих сэрвов или московских артистов. А пока этот шаг ещё не сделан, мы будем осторожнее в своих оценках. Что касается лично меня, то я, начиная с 1998 года, веду регулярные «полевые исследования» в среде тех цыган, которые ставят палаточные лагеря вокруг Москвы и Петербурга. Насколько мне известно, я долгое время был единственным в СНГ, кто проводил такие исследования. Однако, в 2003 году в среде таджикских цыган начал работать мой молодой коллега Сергей Габбасов.
Так или иначе, на этом сайте вы найдёте взвешенную информацию о «новом кочевье». Статьи или репортажи, которые публикует наша пресса (и дублирует интернет) основаны в лучшем случае на разовых посещениях таборных стоянок. В двух выпусках «Цыгане и пресса» я разбирал, к каким грубым заблуждениям это приводит. (См. отрывки о репортаже журналистов МК и о статье "Табор на свалке " (это в середине главы "Странная этнография").

*****
Давйте лучше перенесёмся в Закарпатье, откуда приезжают к нам жертвы экономического кризиса.
Представьте себе маленький кусочек Венгрии, отторгнутый Сталиным в 1945 году, и находящийся ныне в составе Украины. Этот цветущий солнечный край населён цыганами многие столетия, и практически весь этот срок существовали цыганские слободки. Венгерские цыгане развивались по восточноевропейской модели. Если во всех остальных регионах СССР главенствовали торговые заработки, то в Закарпатье преобладал физический труд. Причём уровень образования в ряде цыганских посёлков оставался очень низким. Не удивительно, что цыгане России «перестройку» пережили почти без потерь, а диаспора Западной Украины угодила в тот же кризис, который так больно ударил по диаспорам Венгрии, Словакии, Румынии и Болгарии.

Конечно же, оказавшись за воротами предприятий, цыгане-«мадьяры» стали лихорадочно искать выход. Кто-то живёт за счёт сбора металлолома, кого-то кормит изготовление саманного кирпича, кого-то - конный рынок. Русские цыгане этому не поверят, но для многих в Ужгороде или Берегово светлой мечтой является место дворника. Цыганам, которые сумели устроится подметать улицы, откровенно завидуют. Как же! Реальные деньги. Конечно, небольшие и порой с многомесячными перебоями – зато честные.

Цыганская девушка-дворник в центре Берегово. Фото: Н.Бессонов.

Однако, если численность людей в компактном поселении превышает несколько тысяч, то все случайными заработками перебиваться не могут. И вот, тогда цыгане, имеющие представление о кочевье лишь по фильму «Табор уходит в небо», вдруг вспоминают о своих «корнях». Целыми семьями они снимаются с места и разъезжаются в поисках удачи по украинским и русским городам. Шансов получить работу у них практически нет. Русский они знают слабо, а украинского не знают вовсе. Ни к чему было учить, когда вокруг одни венгры. А теперь поздно.
Вот этих «экономических беженцев» и увидели в метро Москвы и Петербурга с протянутой рукой в начале 1990-х.
*****
С той поры прошло пятнадцать лет. Уже выросло поколение, которое большую часть жизни проводит в палатках. «Мадьяры» крайне неудачно вкомпоновались в изменившуюся общественную структуру. Российская цыганская диаспора не имеет с ними никаких контактов, считая, что они «позорят нацию». Никто не задумывается о том, насколько закономерна эволюция этих людей, поскольку никому не известен комплекс причин, породивших «вторичное кочевье».
Как бы там не было, непрятие со стороны россиян год от года возрастает. Несомненно, в этом частично есть вина и со стороны приезжих. Но в одном им надо отдать должное. Начав с нуля, они создали своеобразную социальную модель. Их таборы, передвигающиеся железнодорожным транспортом способны быстро «отстроиться» на любом пустыре.

На стоянке венгерских цыган в Подмосковье. Конец 1990-х. Фото: Н.Бессонов.

Из жердей, картона, фанеры и плёнки они «лепят» палатки, в которых даже зимуют. (См. ГАЛЕРУЮ 2). Я жил в таких «будках» и лично убедился, что при наличии дров с русскими морозами цыгане вполне справляются. На «заработки» женщины и дети уходят «бригадами». Из среды табора выделились «переговорщики», улаживающие конфликты с властями. На стоянках функционируют «магазины», снабжающие едой тех, кто не позаботился об этом в городе сам. Конечно, всё это мало похоже на тот красочный табор, который мы привыкли видеть на экране. Тем более, что у каждого современного «кочевника» имеется как минимум лачуга на родине. Но не будем зацикливаться на киношном караване из кибиток. Специалисты знают, как изменчиво цыганское кочевье в зависимости от обстоятельств. На Западе, к примеру, привыкли представлять себе табор как вереницу красивых деревянных фургонов. Однако далеко не всем известно, какой исторически короткий век был у этих повозок. В Англии цыгане вплоть до конца XIX века навьючивали всё своё добро на спины лошадей и ослов. Когда некоторые богатые семьи стали делать в мастерских на заказ «вурдоны», соплеменники воспринимали это как немыслимую роскошь. Потом повозками обзавелись практически все. Но уже в середине ХХ века путешествие на конной тяге стало анахронизмом. Сейчас резные деревянные фургоны - коллекционная редкость со стоимостью выше автомобиля. Надеюсь, читатель понимает, почему я привёл этот пример. Всякому времени - свои песни. Цыгане всегда стремились приспособить к походному быту блага цивилизации; в той же Англии они из соображения экономии заменили на рубеже XIX и XX веков дрова на каменный уголь. Так что не удивляйтесь комфортным автофургонам немецких и французких «синти». И не считайте чем-то неестественным магнитофон на подмосковной стоянке венгерских цыган.
*****
Современное «кочевье» не сводится к приезжим из Закарпатья. Подобные палаточные лагеря разбивают молдавские цыгане (кстати, тоже исторически оседлые). Жители Подмосковья хорошо запомнили музыкантов с аккордеонами, поющих в пригородных электричках. Это они и есть.

Ещё я встречал походное жильё «влахов », которые приезжали в столицу по торговым делам. Их товар солёная рыба и одежда; палатки же не имели ничего общего с традиционным шатром. Те же «будки» из подручных досок и картона. Цель элементарная. Съэкономить на гостинице, чтобы привезти домой побольше денег.
А ведь попади к этим влахам из Волгограда журналист – сразу запишет их в «кочевые цыгане».

Пожалуй, лишь одну этногруппу на всём пространстве СНГ можно с определёнными оговорками назвать «традиционно кочевой». Это мугат (они же люли) из Средней Азии. Я не буду углубляться в описание этих обаятельных восточных людей. На сайте есть текст «Эпопея о люли », с которым вы можете ознакомиться, если ещё этого не сделали. Здесь я повторю лишь главное. Мугат не говорят по-цыгански. Они абсолютно чужды российской цыганской диаспоре по своей культуре. На родине у них имеются дома, однако проблемы с работой властно заставляют мигрировать по России. В отличие от венгерских цыган, мугат ищут малейшую возможность заработать руками, с удовольствием нанимаясь на земляные, строительные и сельскохозяйственные работы. Среднеазиатские цыгане и криминал – понятия несовместимые. Им можно попенять разве что за выпрашивание милостыни, но … не хочешь – не давай!

С точки зрения цыгановедения, мугат – типичные “сезонные кочевники”. В своё время эта модель была характерна для балканских этногрупп или для русских цыган-сибиряков. Зима – в своих домах, лето, весна и осень – жизнь под открытым небом. Несмотря на серьёзное вовлечение в социалистическую экономику, мугат сохранили и кочевые традиции, которые никогда окончательно не прерывались. Благодаря этому только они умеют организовать быт таборной стоянки в соответствии с вековыми устоями. Свои конфликты они разрешают на собрании, аналогичном русско-цыганской сходке. У них имеется (как и у кэлдэраров ) формальный лидер, ответственный за отношения с властями, которого именуют “оксокол”. В таборе среднеазиатских цыган процветает взаимопомощь. Только у них можно изредка увидеть традиционные палатки в виде полотняных навесов. Хотя, конечно, это исключение. На территории современной России даже мугат предпочитают конструкцию из жердей, обтянутую полиэтиленом. Летом в такой палатке парниковый эффект, зимой – быстрая потеря тепла как только прогорят дрова в печке. Но возможность быстро построить, а потом без особого сожаления бросить, компенсирует все неудобства.

И напоследок. На стоянке мугат всегда очень чисто. Если “вторичные кочевники” – мадьяры – мусорят вокруг палаток объедками, памперсами и тому подобным, то “традиционно кочевые” среднеазиатские цыгане сжигают или закапывают каждую бумажку.

Полагаю, общая картина уже понятна. “Кочевье” в России носит исключительно импортный характер. Все наши этногруппы вот уже полвека живут осёдло. Иллюзия, будто цыгане до сих пор кочевой народ, создаётся приезжими из Узбекистана, Таджикистана, Молдавии и Западной Украины. Да и те - жертвы жесточайшего экономического кризиса, временно оставляющие свои дома в поисках лучшей доли.
А что тем временем в Европе?
Смотря где. В странах Западной Европы многие цыганские семьи кочуют в уютных автофургонах и трейлерах. Государство предоставляет им места для стоянок. Одним словом, древняя традиция приняла современные формы. (См. ).
А вот в Восточной Европе наблюдается удивительный процесс. Помимо уже описанного “вторичного кочевья” (которое базируется на попрошайничестве и мелком воровстве), вновь появились таборы традиционно кочевавших этногрупп. (См. ГАЛЕРУЮ 3). Это возвращаются к прежнему образу жизни люди, интегрированные одно время в социалистическую экономику. Переход восточноевропейских стран к капитализму больно ударил по цыганским посёлкам. В итоге пустились в путь и те, кто ещё не забыл, как это делается. Повозки у этих цыган, конечно, на резиновых колёсах. Но стороннему наблюдателю трудно отделаться от впечатления, что возвращается романтика XIX века. Вот они – палатки. Вот телеги с матерчатым верхом. Вот босые загорелые женщины в ярких национальных нарядах. Не хватает только ручного медведя.
А почему, собственно, не хватает? В Болгарии сейчас не меньше ста цыганских семей кормятся тем, что водят медведей. Косолапый вам и на задних лапах походит, и футболиста, вымаливающего пенальти, изобразит. О болгарских урсарах пишут мои друзья и коллеги Елена Марушиакова и Веселин Попов. Репортажный снимок, который вы здесь видите, сделан ими во время недавних «полевых исследований». И кто знает. Может быть однажды появятся мемуары о представлениях с медведем, написанные на русском языке. Ведь при Брежневе многие болгарские урсары приезжали на стройки социализма и некоторые из них возвращались, женатые на русских девушках.

Николай Бессонов

Цыгане в прессе и литературе часто представлены бесстыжими или распутными, а то и сочетающими эти два качества. Мне доводилось читать и про промискуитет в цыганской среде, и про право первой ночи со стороны барона, и про ветреность, неверность и своенравие цыганских жён, и про процветающую среди цыганок проституцию, и про многоопытность цыганских незамужних девочек, и что эти девочки специально беременеют, чтобы больше подавали. Всем знаком анекдот «мужик, дай рупь, я тебе пипиську покажу?», и бродят по интернету фотки с гадящими на оживлённых тротуарах смуглыми мужиками, и приходилось видеть некоторым цыганок, откровенно кормящих грудью на улицах и в других общественных местах, да и источники ещё 19 века упоминали о бесстыже открывающих грудь цыганах и цыганках (мужчинам тогда это тоже вменялось в бесстыдство).

В чём же тут фишка? Где правда, где вымысел, и как видят цыгане целомудрие и стыдливость?

Правда в том, что у разных цыган эти понятия довольно сильно разнятся, а цыганский закон тут очень краток.

Он требует скрытия бёдер и коленей у взрослых от посторонних глаз, порицает супружескую неверность, женскую проституцию и гомосексуализм, и не оставляет никакой возможности у цыган меняться жёнами на ночь или отдавать невесту на первую ночь кому бы то ни было.

У всех цыган, кроме мадъярских, очень строгое отношение к поведению незамужних девушек. Девушка должна или выйти замуж невинной, или за того парня, что лишил её девственности. С этим связаны два свадебных обычая. Первый - вынос простыни. Во время свадьбы жених должен удалиться в специальное помещение и лишить невесту девственности (если семья богатая, то свадьба играется подольше, и первый, простите, половый акт происходит ночью; впрочем, не везде); затем свекровь берёт эту простынь и демонстрирует её присутствующим, может станцевать с ней. В общем, так же, как в лучших домах Европы… в Средние Века ^_^. Второй обычай: если парень лишил девственности девушку до свадьбы (смиловались они или украл он её), то свадьба играется не такая роскошная, и вместо ритуала с простынёй парень кланяется в ноги гостям и просит прощения за свой грех. Обычно гости прощают. Это не принято говорить, но бывает, что парень покрывает совсем чужой грех из любви или жалости к невесте. А жалеть есть за что: в былые времена «нечестную» невесту могли побить камнями, или обрезать волосы и признать осквернённой (а значит, выгнать из табора), да и её родителям доставалось так или этак; например, могли отца за недогляд впрячь в телегу и катать на ней по очереди всех гостей, по нескольку за раз. Сейчас всё не так экстремально, но худая слава одна уже может испугать, ведь положение цыгана в цыганском обществе держится фактически на личном рейтинге, а простое родство с «нечестной» девушкой может его сильно подмочить. Особо сказывается «нечестность» невесты на самых близких родственниках: родителей стремают за недогляд и плохое воспитание, сестёр подозревают, что их родители тоже не ссумели воспитать.

Отсюда и сохранившаяся традиция подростковых браков: либо боятся не уберечь, либо уже не уберегли ^_^ за подростками, да ещё так рано созревающими, бывает трудно уследить, знаете ли! Являясь принципиальной противницей подростковых браков (чёрт, стрёмно-то как - я вышла замуж в 17! на третьем курсе института...) , я не могу не отметить две особенности цыганских подростковых браков, которые меня радуют: девушку никогда не отдадут замуж до появления первых менструаций, юношу - до появления поллюций (ну то бишь если он осеменить не в состоянии, о какой роли мужа может идти речь; цыганский закон очень строг в отношении половой зрелости вступающих в брак), и на разницу в возрасте между мужем и женой более трёх лет смотрят очень-преочень косо (правда, с определённого возраста максимально приемлемая цыганским обществом разница уменьшается, т.е. если 12 и 18 - это экстремальная разница, то 22 и 28 - туда-сюда). Эти особенности так радуют потому, что традиция ранних браков не превращается в педофилическую.
Мне в разговоре об этом как-то привели два случая, почёрпнутые из газет, по мнению оппонентов, явно опровергающих правило разницы. Однако я утверждаю и буду утверждать, что это исключения, подчёркивающие правило. В цыганской среде есть традиция подростковых браков, но нет традиции педофилических связей.
Надо сказать, по счастью, подростковые браки становятся всё менее распространёнными в странах, где цыгане более или менее интегрированны в общество. Я слышала, что если раньше у русских цыган девочка невестилась в 12-14 лет, то в наши времена этот период чаще приходится на 15-19. Тут вообще надо серьёзно исследовать, чтобы что-то точно утверждать, тем более по всем цыганам мира.


Однако вернёмся к бёдрам и коленкам. Как мы помним, бёдра взрослого человека особенно нечисты - особенно женские бёдра. Ноги тоже нечисты, но как-то не сами по себе, а потому, что находятся под бёдрами - отслеживаете логику, да? Бёдра же нечисты настолько, что их неприлично даже показывать, и говорить о них или чём-то, связанном с ними (о дефекации, например, или там о менструациях). Так что никакого не может быть «дай рупь, покажу пипиську» или прилюдного облегчения для цыгана, соблюдающего цыганский закон . Гамно, кстати, также является нечистой вещью, ну очень нечистой, так что никакой речи о том, чтобы оставлять его на виду во дворе, тоже не может быть. Про гамно мы ещё поговорим подробней в одном из следующих постов.


По цыганскому закону, грудь не является стыдной частью тела. Материнская грудь вообще вещь святая! Так что её открытие для цыган и цыганок вовсе не признак бесстыдства. Однако стоит вспомнить, что помимо цыганского закона цыгане ещё соблюдают нормы своей религии, ибо весьма и весьма набожны. Поэтому, например - русские и испанские цыганки будут осуждать показ груди и юбку, не закрывающую всю ногу до щиколотки. Причём религиозные законы настолько глубоко вросли в общество, что исполняющие их смешивают их с цыганским законом, не отличая одно от другого. Мне доводилось слышать от цыганских девушек, что крещение и закрытие груди предписывается именно цыганским законом, при том, что анализ цыганских правил разных этногрупп, позволивший выделить ядро закона, показывает, что изначально в законе ничего такого не было.
Есть версия, что использование платков замужними женщинами также связано с религиозными мотивами.

Супружеская верность у разных цыган трактуется по-разному. Совершенно одинаково трактуется верность жён: за измену могут признать осквернённой и выгнать из, кхм, табора (в диких местах может и муженёк до смерти забить), и вапще. А вот по отношению к мужьям супружеская верность спрашивается по другому. У одних цыган это реально верность, на том же уровне, что у жён. У других могут признать нечистым, если ну слишком активно гуляет, или принёс заразную болезнь. У третьих может гулять, но не имеет права бросать без обеспечения семью, т.е. верность выражена финансово. У ловарей понятие супружеской верности считается относящимся только к женщине, и фсё. Слышала, что не только у них, но точней не скажу.

Проституция запрещена цыганским законом только для женщин, а однополая любовь - только для мужчин. Это теоретически. А практически, опять же, есть вариации: у русских цыган мужская проституция запрещена, и на лесбиянку/ бисексуалку смотреть будут косо, если вообще не вычеркнут из списка цыган. В то время как от чешских и румынских цыганок я слышала рассказы, что мужчины из среды французских и испанских цыган безо всякой опаски остракизма могут продаваться богатеньким гаджичкам. Тут за что купила, за то продаю, но такой вариант не исключаю.


Несмотря на то, что абсолютное большинство цыган живут в Европе, их корни с севера Индостана, на это указывают научные данные, а также самоназвания основных цыганских групп. Чаще всего цыгане именуют себя "ром" или "рома", например, известный московский цыганский театр называется "Ромэн". Эти названия восходят к индоарийскому "d’om" с первым церебральным звуком (нечто среднее между звуками "р", "д" и "л") и указывают на родственников цыган, которые сейчас живут в Индии и носят название "домы" или "домбы". Западноевропейские цыгане называют себя "синти", что можно связать с прародиной цыган - областью Синд на территории современного Пакистана. Цыгане Испании и Португалии традиционно называли себя "кале", т.е. "черные" (ср. название индийской богини Кали - "черная").
Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии группой около 1 тысячи человек. Точное время исхода неизвестно, но не ранее 6 века нашей эры. Проведя несколько веков в Персии, предки цыган достигли Византии, где их стали называть атцинганами, т.е. неприкасаемыми. От византийского названия произошло русское название "цыгане", болгарское "цигани" и т.д. В Европу цыгане проникли через Балканы в 12 веке. Именно в балканских странах процент цыганского населения на сегодня является наиболее высоким. Например, в Болгарии цыган 4,9% населения, в Румынии - 3,3%, в Македонии - 2,85%.
Цыгане являются одним из арийских (по языку) народов, поэтому нещадно истреблялись нацистами, которые объявили их испорченными арийцами, мещающими чистоте арийской расы. В ходе Второй Мировой войны было уничтожено до 200 тысяч цыган, из них около 30 тысяч - на оккупированной территории СССР.
Сейчас в мире насчитывается до 12 миллионов цыган. В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган. Впервые пребывание цыган в России фиксируется письменными источниками в начале 18 века. Не стоит смешивать русских цыган (ру́ска рома́) и среднеазиатских цыган, называемых "люли". Люли - мусульмане, в то время как рома - христиане, их языки и происхождение также различны, а цыганами люлей называют только из-за сходства с традиционным образом жизни европейских цыган. Русскими цыганами люли за родственников не воспринимаются, их презрительно называют "люляйки".

Далее - самые красивые, на мой взгляд, цыганки. Большинство из них - русские цыганки, также в рейтинге есть венгерская цыганка и представительница испано-португальских цыган. В рейтинге нет Риты Хейворт, т.к. она, вопреки ошибочному мнению, не имеет цыганских корней.

15 место. Рада Рай (настоящее имя - Елена Грибкова; род. 8 апреля 1979, Магадан) - российская певица, исполнительница российского шансона. Отец - цыган, мать - русская. Официальный сайт - http://www.radarai.ru/

14 место. Рая (Раиса) Удовикова (после замужества - Биленберг) - норвежская певица и актриса. Родилась в 1934 году в цыганском таборе под Курском. В 1966 году вышла замуж за норвежского журналиста и уехала за границу. С 1967 года живёт в Норвегии (Осло), работает в Национальном драматическом театре, исполняя ведущие роли на норвежском языке, гастролирует во многих странах Европы, Америки и Азии, исполняя песни на русском, цыганском и норвежском языках.


13 место. (род. 27 октября 1963) - киноактриса. Долгое время была актрисой театра "Ромэн", художественным руководителем которого является её отец Николай Сличенко. Также в театре "Ромэн" работает её мать, супруга Николая Сличенко, Тамилла Агамирова.

12 место. Анжела Лекарева (Баталова) - певица, танцовщица, артистка московского музыкально-драматического цыганского театра "Ромэн". Родилась 28 июля 1984 года. С двух лет на сцене. Уроки мастерства получила от выдающегося хореографа, своей матери - Ганги Баталовой.


11 место. Оксана Фандера (род. 7 ноября 1967, Одесса) - российская актриса. Её отец Олег Фандера - актёр, наполовину украинец, наполовину цыган, мать - еврейка. Из интервью с актрисой:

– Оксана, в вас смешаны три крови: украинская, цыганская и еврейская. В чем они проявляются?

– В том, наверное, что я готовлю как украинка , люблю свободу, как цыганка, а мировую скорбь чувствую, как еврейка .

– Кем вы себя чувствуете в большей степени?

– Сейчас могу в равной мере ощущать себя той, другой и третьей.

10 место. Соледад Миранда / Soledad Miranda (9 июля 1943, Севилья, Испания - 18 августа 1970) - испанская актриса, танцовщица и певица. Её родители - португальские цыгане.

9 место. Диана Савельева (род. 16 мая 1979, Львов) - российская актриса и певица, исполнительница роли Эсмеральды в мюзикле "Нотр-Дам де Пари", роли Гайде в мюзикле "Монте-Кристо", роли цыганки в мюзикле "Граф Орлов". Сайт - http://saveljeva-diana.narod.ru/ Страница ВКонтакте - https://vk.com/id82172048


7 место. Лиля (Леонсия) Эрденко - певица, продолжательница всемирно известной московской цыганской династии, дочь знаменитого певца Николая Эрденко. Берлинская радиостанция Multikulti назвала Леонсию "Королевой музыки русских цыган". Официальный сайт - http://www.leonsia.ru/ Страница ВКонтакте -

пн, 06/03/2017 - 13:09

Во все времена к цыганам относились с настороженностью и нелюбовью, ведь они славятся своей вороватостью и навыками гипноза. Даже если вы не знакомы с культурой и обычаями этого народа, вы точно знаете, что они являются кочевым народом, и что цыгане лучше всех умеют гадать. А знаете ли вы, что знаменитый цыганский национальный костюм был придуман в 19 веке, что цыгане - известные пацифисты и что среди представителей этого народа есть учёные, композиторы, режиссёры, футболисты, историки, политики, священники, художники и скульпторы? Нет? Тогда вперёд, к знаниям!

1. Самым страшным наказанием для любого цыгана является изгнание из табора. Оно применяется только при самых сложных обстоятельствах или после совершения тяжких преступлений.

2. Широко распространенное слово «лавэ» в русском языке появилось именно из цыганского языка, а обозначает оно, конечно же, деньги.

3. Если вы увидели у цыгана серьгу в одном ухе, это значит, что он единственный ребенок в семье. А доводилось ли вам когда-нибудь видеть цыганку с короткими волосами? Скорее всего, нет, так как короткая стрижка у представителей этого народа обозначает бесчестие. Волосы остригали насильно изгнанникам или изолированным людям, до сих пор цыгане не стригутся коротко.

4. В наше время цыгане в своем большинстве отказываются от кочевого образа жизни, всего примерно 1% европейских цыган все еще переезжают с места на место.

5. Самым интересным понятием в культуре этого народа считается называемая «скверна». Этим словом цыгане зовут нижнюю часть женского тела и полагают, что если взрослая женщина пройдется над чем-нибудь, то данное место сразу станет оскверненным. Это же касается и женской одежды ниже пояса, обуви, потому-то цыгане, в основном, и живут в одноэтажных домах, чтобы их не «осквернили сверху».

6. Наиболее необычным и распространенным цыганским блюдом считается жаренный или запеченный еж. Особенно это блюдо любят польские и прибалтийские цыгане. Возникло оно, скорее всего, в период жизни в лесах, во время постоянных гонений на цыган в прошлом.

7. Во время цыганских праздников увидеть пьяного цыгана будет крайне сложно.У них не принято много пить за столом, поэтому во время гуляний дежурит молодежь, которой не разрешается пить в присутствии старших. В их обязанности входит предотвращение всевозможных конфликтов и помощь тем, кто не знает своей меры.

8. Среди цыган настолько распространен культ детей, что усыновление для них - это обыденность. В семью, где есть дети, гости, по цыганскому обычаю, обязаны нести угощения и подарки, а если ребенку в гостях очень понравилась какая-то вещица, то ее должны ему подарить. Чем больше цыганская женщина реализовала себя как хорошая мать, тем больше ее любят, ценят и уважают в сообществе. Цыгане, в своем большинстве, исповедуют христианство или ислам, но есть и представители других религий.

9. Вещи умершего цыгана или то, чего он касался перед самой смертью, считаются грязными и закапываются вместе с ним в могилу. Та же история с вещами роженицы: они подлежат уничтожению. Хотя это можно объяснить не только религией народа, а и с точки зрения санитарных условий.

10. Всем известные оборки на пышных цыганских юбках имеют простое объяснение их бедной жизни. Просто когда подол юбки окончательно изнашивался, женщина его отрезала и пришивала лоскуты от старых платьев или кусочки дешевой ткани.

11. Многие цыганки выходят замуж девственницами, по старинному обычаю, окровавленную простынь показывают гостям после первой брачной ночи. После свадьбы молодожены обычно живут в доме жениха с его родными, а уже со временем переезжают в свой собственный дом. Лишь младший сын с женой должен остаться с родителями, чтобы ухаживать за ними в старости.

12. Ученые полагают, что первопричиной сильной любви цыганок к золотым украшениям является страховка от бедности в случае развода. Если муж выгонит из дома и не даст денег, то сережки и кольца будут очень кстати. Некоторые цыгане знают основы гипноза и пользуются этими знаниями с целью обогащения и обмана, поэтому советуем не смотреть им в глаза во время разговора или встречи.

13. В 1944 году был уничтожен немецкий концлагерь Освенцим, который располагался на территории Польши. В нем находилось большое количество цыган из востока Европы. По самым скромным оценкам в застенках лагеря погибло около 21 тысячи цыган, в том числе детей, стариков и женщин.

14. «Цыгане» - собирательный термин, такой же, как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков народностей.

15. В Средние Века цыган, как и евреев, обвиняли в каннибализме.

16. Знаменитый цыганский национальный костюм был придуман в 19 веке. Первыми его стали носить кэлдэрары. Национальный костюм русска рома был придуман артистами для создания более экзотического сценического образа. Исторически цыгане всегда были склонны носить одежду, характерную для страны проживания.