Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Палех лаковая миниатюра история. От иконы — к шкатулке

Палех лаковая миниатюра история. От иконы — к шкатулке

Широко за пределами России известны черные шкатулки со сказочными сюжетами - изделия из села Палех, расположенного в Ивановской области. Именно палехские шкатулки (ларцы, броши), наряду с жостовскими подносами и хохломой, уезжают за рубеж в качестве сувенира в багаже иностранного туриста. Однако, в селе Палех есть на что посмотреть и кроме производства шкатулок: здесь есть 19 объектов, которые можно посетить, среди которых: музей иконы, Дом-музей И.И. Голикова, музей палехского искусства, Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами.

Палех - один из центров русского народного промысла, находится в 350 км от Москвы и в 60 км от Иваново. Население Палеха всего 4800 человек (по данным на 2017 год). Посещение Палеха можно совместить с осмотром достопримечательностей Ивановской области, городом Иваново, Плесом, Кинешмой.

Палех - «основной конкурент» подмосковного Федоскино, поскольку здесь тоже занимаются росписью шкатулок из папье-маше. За время очередного отпуска мне удалось побывать в селе Палех с экскурсией, о чем я расскажу читателям сайта.

В начале экскурсии нас высадили из автобуса рядом с плакатом, показывающим, что в Палехе как минимум 19 объектов, достойных внимания туриста: Но в нашей программе, к сожалению, времени было только на беглый осмотр четырёх из них.

Что посмотреть в Палехе

  • Музей палехского искусства (Палех, ул. Баканова, д. 50)
  • Крестовоздвиженский храм (Палех, Базарный пер., д. 1)
  • Музей иконы (Палех пос., ул. Ленина, 6)
  • Музей лаковой миниатюры,
  • Дом-музей художника Н. Голикова (Палех, ул. Ленина, д. 2)
  • Дом-музей скульптура Н. Дыдыкина (Палех, ул. Ленина, д.25а)
  • Дом-музей Н. Зиновьева
  • Дом-музей П. Корина (Палех, ул. Демьяна Бедного, д. 19)
  • Музей иконы в Палехе

Музей икон в Палехе

Наше знакомство с Палехом началось с Музея Иконы. Для меня стало настоящим открытием, что Палех до революции был одним из центров иконописи и к изготовлению шкатулок отношения не имел. У местных иконописцев сложился свой оригинальный и узнаваемый стиль со своими профессиональными секретами.

Музейная коллекция богата и включает в себя не только палехские иконы, но и привозимые в течение долгих лет из других древних городов России. Здесь даже есть деревянные скульптуры из старообрядческих храмов.



К сожалению, я неправильно выстроила настройки и большинство снимков вышло неудачно. Ведь, как оказалось, в палехской иконе самое главное - это цветовая гамма.



Дом-музей И.И.Голикова в Палехе

Далее мы проследовали в дом-музей И.И. Голикова. Это тот человек, который в изменившихся после 1917 года социально-экономических условиях смог «переориентировать» художников на новый вид деятельности. Сменившийся внутриполитический строй грозил уничтожением палехского искусства. И.И.Голиков с группой единомышленников основал декоративно-художественную артель. С иконописью, конечно, пришлось расстаться, но знаменитый стиль смог «прижиться» на декоративных изделиях. В частности, в доме-музее есть экземпляр книги «Слово о полку Игореве», который проиллюстрировал И.И.Голиков.


Дом, ставший музеем, был построен художником самостоятельно в 1928 году для своей семьи. Здесь воссозданы условия его жизни и работы; выставлены принадлежавшие ему вещи. А также здесь представлены документы и фотографии, иллюстрирующие процесс создания нового направления палехского искусства и оформлен стенд, наглядно показывающий процесс создания палехской шкатулки.


Внутри дома я сделала только одну фотографию. Удивительно, но даже придя с группой ты должен оплатить фотосъёмку в размере 150 рублей. В музее Иконы нам про это не говорили. А вот в Музее палехского искусства, в который мы прошли после дома И.И.Голикова, мне даже сделали замечание, когда увидели, что я делаю много снимков. Оплачивать я, правда, ничего не стала, но фотографировать прекратила.


В Музее палехского искусства выставлены уже те предметы, которые делались советскими мастерами, а также современные работы. И это не одни только шкатулки. Здесь есть мебель, настенные панно, канцелярские предметы и ювелирные украшения. Есть витрина с изделиями из фарфора. Одно время пытались применить палехскую роспись для украшения тарелок и других фарфоровых предметов, но не получилось.



Тематикой росписи изделий были былины, русские народные сказки и сказки Пушкина, а также быт советских людей, хотя сюжеты я бы назвала скорее агитационными, чем бытовыми. Не смогла сфотографировать одну замечательную работу под названием «Суд пионеров над Бабой-Ягой».

Мне понравилась шкатулка, посвящённая победе в Великой Отечественной войне.



К сожалению, большинство экспонатов находятся в не очень хорошем состоянии: лак, покрывающий миниатюры, сильно потрескан. Дело в том, что в Палехе не было своего лака. Здесь он был не нужен. За рецептом обратились в Федоскино, но там отказали в его предоставлении. Прошло несколько лет, прежде чем в Палехе создали свой фирменный лак для изделий.



Как отличить настоящие изделия из Палеха от подделок на бытовом уровне

  • Палехские поддельные шкатулки заполонили все сувенирные магазины и рынки, как же отличить настоящие изделия из Палеха от подделок? В музее нам рассказали некоторые секреты:
  • Чаще всего изделия из Палеха снаружи черного цвета (очень редко встречается зеленый и синий), но всегда внутри - красный цвет;
  • Высокое качество полировки как наружной, так и внутренней поверхности. Царапин, пятен и вздутий не должно быть;
  • Крышечки коробочек (ларцов и шкатулок) плотно подогнаны к основанию - кузовку;
  • Специальные отметки: в левом нижнем углу ищите золотом подпись «палех», в правом нижнем - фамилию автора;
  • На днище кузовка ПОД ЛАКОМ ищем фирменный знак Палеха. На подделки этот знак обычно приклеивают сверху;
  • Обращайте внимание на упаковку: готовое изделие при покупке должно быть упаковано в жесткую коробку, которая внутри должна быть проклеена ватой, защищающей лак и изображение;

Палехские изделия - это дорого. Шкатулка не может стоить 100 рублей, так как это ручная практически ювелирная работа.


Крестовоздвиженский храм

Последним объектом нашей экскурсии должен был стать Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами. В своё время он был объявлен музеем и это спасло его от уничтожения. Но в шесть часов вечера храм оказался закрыт и мы в него не попали.


Палехские шкатулки до сих пор считаются хорошим подарком. Производство не «умирает» несмотря на то, что изделия довольно дорогие, а вокруг много дешёвых китайских подделок. Работает и училище, выпускающее новых мастеров лаковой миниатюры. Кстати, школу иконописи тоже возрождают.

На сувениры времени нам не дали. Лично я и не собиралась ничего покупать, поскольку заранее представляла цену изделий. Но, просто заглянув в лавку, увидела предмет, доказывающий, что Палех - это не только шкатулки и что мастера стараются идти в ногу со временем.

Как добраться до села Палех из Москвы

На машине. Самый удобный и быстрый способ добраться до Палеха - на автомобиле, ведь расстояние от Москвы до Палеха всего 400 км (трасса М7 через Владимир и Иваново, далее - Р152 через Шую). Дорого займет примерно 6 часов.

На автобусе. С Щелковского вокзала Москвы идет автобус до станции Южа. В пути около 7 часов. Есть также автобусы с пересадкой в городе Иваново - эти автобусы уходят от станции «Новогиреево».

На поезде. Ближайшая ж/д станция от Палеха находится в 75 км (г.Шуя) - это способ будет удобен тем, кто будет ехать из Санкт-Петербурга и Нижнего Новогорода, поэтому добираться до Палеха на поезде не получится.

Из Москвы придется на поезде доехать до Иваново (7 часов пути) - поезд - Москва — Кинешма, а потом от Иваново на автобусе добираться до Палеха.

От Иваново до Палеха автобусы ходят довольно часто - раз в полчаса, время в пути займет 1 ч 30 минут.


Палехская роспись — вид народно-прикладного творчества, возникшего из иконописных традиций и представляющего собой русскую миниатюрную живопись темперными красками на папье-маше и предметах из дерева.

Палехская роспись возникла в селе Палех Ивановской области уже в советское время, однако её корни уходят в прошлое на века. Первое упоминание об искусстве палехских живописцев относится к XVII веку. Само слово Палех относится к фино-угрской группе, носители которой полностью растворились среди славянского народа, оставив в воспоминания о своей языковой культуре лишь географические названия — Палех, Сезун, Пурех и т.п. Считается, что село Палех образовали спасающиеся от татаро-монгол люди на месте выжженного участка леса, называемого в простонародье палёным. Так и родилось название поселения, от которого и произошли наименования «палехская иконопись», «палехская роспись» и «палехская миниатюра».

Общие черты палехской росписи

Как и любое народно-прикладное искусство, относящееся к определенной местности, палехская роспись имеет ряд своих особенностей и черт, основанных на традициях мастеров данной школы. Так как родоначальниками искусства палехской миниатюры были бывшие иконописцы, то этот факт не мог не отразиться на стиле написания художественных композиций, создаваемых палехскими живописцами. Палехские мастера иконописи отличались безупречным чувством цвета и тончайшей прорисовкой каждой детали, что и привнесли в рисунки на шкатулках, портсигарах и прочих предметах народного промысла. Можно сказать, что вся палехская лаковая миниатюра основана на иконописной живописи, её традициях и приемах.

Палехская роспись отличается от стиля росписи других русских народных школ тем, что художники изображают не орнаменты или отдельные фигуры, а прорисовывают цельные композиции — настоящие миниатюрные картины, изображающие тот или иной сюжет. Искусство Палеха — это поэзия в рисунке, моменты русских песен и сказок, запечатленные рукой художника на поверхности предметов. Сюжеты мастера живописной миниатюры брали из повседневного быта, русских народных сказаний, песен и былин, а также классических произведений литературы, например из сказок Пушкина и басен Крылова. Благодаря своей изысканности, богатству красок и деталей рисунка, палехские миниатюры создают ощущение легкости и праздника.

Отличительными чертами палехской школы являются:

  • миниатюрное письмо;
  • общий мягкий тон написания композиции;
  • орнаментальная изысканность рисунка;
  • насыщенность композиции элементами;
  • живописность каждой детали;
  • узорчатость письма;
  • разнообразие цветовых переходов;
  • деревья с натуралистичной листвой;
  • строгановская удлинённость и хрупкость фигур;
  • тонкость прорисовки обнажённых частей человеческого тела;
  • насыщенность движением;
  • роспись золотом;
  • пробелы;
  • фоны темных тонов.

Черный фон, выполняемый лаком и являющийся основным «пространством» для будущей композиции, в палехской миниатюре не случаен. Дело в том, что искусство лаковой миниатюры зародилось в древних странах Дальнего Востока, где материалом, на котором писалось изображение, было лаковое дерево — натуральное природное сырье. В России такового не нашлось, поэтому русские мастера стали использовать для росписи папье-маше, покрытое чёрным лаком. Это покрытие стало визитной карточкой палехской росписи. Помимо этого, черный фон для палехской миниатюры символизирует тьму, из которой в процессе работы написания картины, рождаются жизнь и цвет. К тому же черный фон обладает своим внутренним объемом, что придает готовым рисункам глубину в композиции.

Ещё одной отличительной чертой палехской росписи является то, что с начала зарождения искусства миниатюрной живописи Палеха и до сего времени художники пишут картины яичной темперой, которая использовалась для написания икон.

Золотой цвет — это не только часть цветовой гаммы рисунка и отличительная особенность работ палехских живописцев. Тонкие линии золота и серебра служат для выявления света и теней, выявляют форму фигур и отдельных элементов композиции. Кроме этого, золото символизирует свет, которое в христианском мировосприятии означает нечто Божественное, вечное.

Работа художника-миниатюриста требует филигранной точности, выверенности каждой линии, аккуратности. Частенько палехским мастерам приходится применять при написании своих миниатюрных шедевров увеличительное стекло. Неповторимая манера и изящество палехской лаковой миниатюры базируется на вековых традициях древнерусской живописи и богатого опыта народного творчества.

Особенности технологии вы можете видеть на картинках.
















История возникновения и развитие в России

Рождение в Палехе искусства миниатюрной росписи не случайно. Оно возникло из многовековых традиций русской живописи и народного творчества, что и является его основой. Опыт многих поколений палехских живописцев и мастеров иконописи очень многообразен и богат.

Свой собственный неповторимый стиль иконописцев Палеха сложился под влиянием соседей — новгородской, строгоновской и ярославской школ, а также поволжской живописи XVII века. Несмотря на то, что иконописный стиль придерживался строгих канонов, каждая школа старалась привнести в письмо икон свои черты и особенности, выражающиеся в подборе цветовой гаммы, деталях изображения людей, предметов, одежды или элементах пейзажа. В зависимости от времени и условий написания икон менялась манера изображения и набор элементов. На некоторых палехских иконах можно встретить детали из повседневной жизни людей того времени: посуду, предметы интерьера, оружие или одежду. Встречаются изображения палат, повозок, пейзажи и архитектурные элементы.

Первое упоминание о Палехе встречается в летописях, относящихся к началу XVII века. В исторических документах того времени встречаются описания Палеха, как места с хорошо развитым иконописным промыслом — к тому времени в селе насчитывается около двадцати иконописных мастерских. Однако свой собственный стиль, отличающийся особым изяществом, филигранной точностью изображения, тонкостью и плавностью линий и большим количеством красок золотых оттенков, применяющихся для написания одеяний святых, сложился только ближе к середине XVIII века.

Помимо написания икон, палешане занимались и живописью монументальной, принимая участие в росписи храмов и церквей, создавая на стенах настоящие шедевры, без которых мы не можем представить убранство даже самых скромных церковных интерьеров. К примеру, с 1762 по 1774 год в самом центре Палеха был возведен Крестовоздвиженский храм, роспись которого целиком выполнена местными художниками.

Уже к середине XVII века народная молва разнесла вести о великолепных работах живописцев Палеха и достигла крупных городов России, в том числе и Москвы. Палехских мастеров стали приглашать в стольный град для росписи и реставрации храмов, соборов и церквей. Искусство и талант иконописцев села, расположенного на речке Палешке, можно оценить и сегодня, посетив такие знаменитые исторические памятники России, как Грановитая палата Московского Кремля, Новодевичий монастырь или Сергиево-Посадская Лавра.

Палехские иконы были весьма дорогим удовольствием, так как они писались долго и тщательно, по образцам сохранившихся старинным работам мастеров прошлого, и являлись лучшими образцами русской иконописной традиции. Несмотря на высокую цену, в спросе на иконы, написанные в Палехе, недостатка не было, и с XVIII века Палех становится центром иконописи, сохранившем лучшие традиции русской живописной школы XV-XVII веков. Палехская школа прославилась на всю страну, иконописный промысел процветал, а работы мастеров раскупали очень охотно.

Однако к концу XIX века создание икон в России приняло практически производственные масштабы, что привело к ухудшению качества произведений. В погоне за скоростью создания иконописных композиций, за увеличением числа работ, потерялось всё то, что так ценилось в русской живописи — прорисовка деталей, создание воздушности, прозрачности изображения, наполнение объема различными элементами, передача тончайших эмоций на ликах святых. Иконы становились дешевле, а их качество все хуже и хуже. Особо тяжелым ударом по традициям рукописной живописи стало изобретение и распространение массовой печати, вследствие чего появились очень дешевые и доступные печатные иконы. Однако последний и самый сокрушительный удар по русской, в том числе и палехской, иконописи нанесла социалистическая революция 1917 года. После тех событий палехские мастера остались практически без работы, так как при новой власти создание икон стало не только невыгодным, но и просто опасным делом. Таким образом, для палехской живописи обозначился крутой поворот, когда потребовалось весь накопленный веками опыт использовать в другой сфере творчества. Ну а иконописный промысел прекратил свое существование.

Искусство палехской миниатюры сравнительно молодо. Оно получило свое рождение уже во времена советской эпохи. После окончания гражданской войны, палехские мастера придумали новый вид применения своего искусства. Буквально в течение пяти-шести лет родилось новое искусство великого Палеха - лаковая миниатюра на всевозможных предметах, используемых в быту: шкатулках, портсигарах, брошках, блокнотах, пудреницах и других необходимых мелочей, изготовленных из папье-маше. Новому искусству была присуща и новая тематика - добавились сюжеты из деревенской жизни, сюжеты из русских народных сказок, сюжеты, взятые из творчества русских писателей и поэтов.

Первая попытка перейти на новый вид искусства случилась в 1918 году, когда бывшие мастера иконописи создали свою «Первую художественную декоративную палехскую артель», занимающуюся реставрацией. Но из-за гражданской войны она вскоре распалась.

В середине 1920 года художники Палеха объединились в новую артель, которая занималась росписью деревянной посуды и других предметов обихода. А с 1923 года лучшие мастера художественной росписи нашли лучшее применение для традиций иконописного жанра — письмо и палехский стиль живописи стали использовать для создания расписных изделий из папье-маше, позаимствовав идею у мастеров подмосковного Федоскино, в котором подобный народный промысел существовал уже более века. Стремление иконописцев Палеха воспевать красоту родной природы, передавать новым поколениям свой богатейший опыт и секреты живописи, хранимые веками, привело к созданию особого художественного языка. Группе бывших палехских мастеров иконописи удалось создать симбиоз классических традиций русской живописи и народного фольклора, используя приемы этих жанров для изготовления уникальных изделий из дерева и папье-маше.

В своих миниатюрах мастера начала советской эпохи использовали не только темы из жизни народа и мотивы природы родного края, но и сказочные сюжеты, эпизоды из басен и песен. Среди сюжетов палехской росписи наряду с хороводами, тройками коней, музыкантами и сценами охоты, встречаются герои басен Крылова, сказок Пушкина и великолепные пейзажи живописных мест родного края.

Мастера двадцатых и тридцатых годов прошлого века не отказались от использования яичной темперы, привычных приемов художественного письма и элементов, прописанных золотом. Для своих лаковых миниатюр палешане взяли за основу огромный опыт создания иконописных полотен: организация и наполненность пространства, целостность композиции, средневековую стилизацию, условность форм и фигур, использование орнаментальной основы рисунка. Все эти приемы помогли решить проблему переноса плоского изображения на поверхность объемных предметов.

Работы мастеров палехской росписи произвели неизгладимое впечатление на ценителей народного искусства за границей. Меценаты зарубежных стран, потрясенные искусством русских живописцев, предлагали палехским мастерам самые выгодные условия для творческой деятельности. Максим Горький, которым был одним из почитателей палехской лаковой миниатюры, приглашал художников Палеха в Подмосковье. Однако русские мастера не пожелали отрываться от своих корней, предпочтя черпать свое творческое вдохновение из красот родного края. Стройные силуэты шатровых храмов, переливающиеся блики на тихой водной глади речушки Палешки, черно-белые стволы берез и листва, играющая солнечными лучами, кроны сосен, переливающиеся темными оттенками зелени, возвышающиеся холмы, покрытые луговыми цветами - всё это великолепие русских пейзажей находило свое место среди разнообразия тем в палехской росписи.

Со временем шкатулки, броши и другие предметы, используемые для росписи, стали украшать изображения, связанные с развитием технического прогресса советского времени. На черном лаковом покрытии появились рисунки первого трактора, косилок, комбайнов, засеянные пшеницей поля и быта колхозных деревень, а также изображения новостроек, праздников, приуроченных к тем или иным памятным годовщинам, передающим пульс того времени. В композициях некоторых мастеров Палеха советской эпохи присутствуют картины индустриализации, запечатленные в стиле символизма. Нередко художники для передачи образов облекают достижения советского народа в сказочную форму. Тема электрификации решается через образ Жар-Птицы, а недостатки людей обретают форму плохих фольклорных персонажей в виде Лешего и Бабы-Яги, над которыми устраивают справедливый суд юные пионеры. Но и в этих работах прослеживается влияние фресковой живописи и лучшие традиции палехского стиля.

Есть в палехской миниатюре советской эпохи и детская тема. На картинках, созданных живописцами палехских художественных мастерских, появляются сюжеты, повествующие о юных натуралистах, рыболовах, пионерах.

Каждый из создателей палехских миниатюр неповторим и многообразен. Каждый из них является настоящим мастеров композиции. В советские времена строгое искусство Палеха преображается: в миниатюры добавляется динамика, свобода. Каждый период внес в палехскую живопись свой особый нюанс, отражающий события своего времени. Так в послевоенную эпоху актуальными темами для палехской росписи стали сюжеты, прославляющие народный подвиг, и изображения памятных битв прошлых эпох. Многие из художников обращаются к военной тематике, превращая суровую действительность времен великих сражений в возвышенную романтичность жертвенности и подвига ради родной страны и воспевая русский народ, отстаивающий свою свободу в битве с иноземными захватчиками.

В то же время период пятидесятых годов многие искусствоведы называют не самым удачным. В тот период многие из палехских художников начинают стремиться к реалистичности создаваемых миниатюр, жертвуя изысканностью, возвышенностью и романтической составляющей, присущими старой традиции. Влияние советской идеологии проявилось в создании композиций с максимальным внешним правдоподобием, благодаря чему в палехской миниатюре появились пафосные темы, прославляющие трудовой подвиг народа. В итоге на время из палехской живописи исчезла традиционная иносказательность и поэтическая красота изобразительного языка. Зато появилась излишнее украшательство, пафос и монументальность. Но и в те сложные времена оставались приверженцы старейшей школы Палеха, продолжавшие и передающие следующим поколениям традиции и секреты мастеров прошлого, создавая картины, не выходящие за пределы языка истинного искусства.

Отдельной нитью палехской миниатюрной живописи проходят сюжеты из песен как народных, так и созданных советскими авторами. Пройдя все невзгоды послевоенной жизни, палехские мастера вновь обращаются к мирным сюжетам, черпая их из песенно-поэтического жанра. Палехские мастера, взявшие за основу своих композиций темы песен советских классиков, сумели передать всю эмоциональную полноту жизни того времени.

Шестидесятые года прошлого века стали периодом преодоления избитых каноничных форм и излишней натуралистичности. Палехские живописцы искали новые образы и темы, обращаясь к наследию классиков. В работах мастеров появляются сюжеты из классических опер и литературы. Темы из произведений Гете, Римского-Корсакова, Бородина и других классиков получили свое воплощение в палехских лаковых миниатюрах. В то же время художники Палеха вновь обращаются к исконно русским сюжетам: патриархальному укладу деревень, пастушьим мотивам и незамысловатым пейзажам родной земли. В рисунках появляются и простенькие изображения лукошка с грибами, букетов из полевых цветов, гроздья сочных ягод, родники прозрачной прохладной воды.

Образ русской женщины также находит свое место среди работ палехских живописцев. Художники сумели полностью раскрыть сущность хранительницы домашнего очага - простой в своей естественности, обладающей той самой неуловимой, казалось бы, красотой, что несёт в себе сама русская земля.

Появляется и новая ветвь в творчестве палехских живописцев — роспись по фарфору. Хотя попытки создания работ на этом материале велись с 1920 года, тогда это успеха не принесло. Для того, чтобы все же освоить необходимую технику письма, палехские художники часто посещали заводы по производству керамики и фарфора. И со временем палешане научились использовать все возможности белого фона, а также освоили технику росписи красками по керамике, которые при обжиге изделий меняли свой первоначальный цвет.

Семидесятые и восьмидесятые года принесли новый всплеск в творчестве палехских мастеров. Работы художников того времени отличаются выразительностью образов, созданных в рисунке, эмоциональностью композицией, живой энергией написанных персонажей. Помимо написания традиционных миниатюр, палехские живописцы принимают участие в создании декораций концертных программ, в создании монументальной росписи на сказочные темы, в оформлении интерьеров кинотеатров и дворцов культур. Некоторые художники стремились к воплощению новаторских идей, уходя от традиционных канонов, но не отвергая накопленный опыт в технике письма особого палехского стиля.

Советский период не только дал начало палехской лаковой миниатюре, но и способствовал развитию этого промысла. Был организован Музей древней живописи в Палехе, который переименовали в Государственный музей палехского искусства. Богатый опыт палехских мастеров использовался при создании эскизов декораций к театральным постановкам, иллюстрациям к книжным изданиям сочинений Пушкина, Крылова, Горького и других русских и советских писателей. Художники Палеха принимали участие в реставрации росписи храмов во многих городах России, в том числе и в Москве. Развитие палехской миниатюры привнесло новые тенденции в русскую народную живопись. В палехской лаковой миниатюре стали использоваться мотивы античности, ренессанса, а также веяния современных направлений искусства. Мастера Палеха освоили новые переходы цвета, делая акцент на более тонких отношениях между тонами. С развитием палехского искусства традиционное моделирование золотыми пробелами объема изображаемых фигур, стало решением и для других задач миниатюрной живописи — художники стали использовать золото для наполнения пространства картины светом и теплом. Некоторые мастера отошли от темы родного наследия и обратились к историческим мотивам других стран. Особым штрихом в творчестве палехских художников стала тема восточных стран, где мастера Палеха сумели передать всю яркость красок Востока и его уникальный колорит. Некоторые работы палехских мастеров были отмечены Государственной премией Российской Федерации.

Современность

В настоящее время палехская роспись также актуальна, как и в прошлые времена. Каждый год палехская художественная школа выпускает новых мастеров, которые впитали традиции и стиль исконной палехской живописи. Они создают вручную уникальные расписные произведения искусства. Каждая вещь несет в себе неповторимый стиль мастера, индивидуальные черты, присущие именно его творчеству и художественному взгляду.

На плечи современных мастеров лег огромный груз ответственности, ведь они являются продолжателями традиций своих именитых предков, руками коих созданы настоящие шедевры, вошедшие в историю не только русского искусства. Лучшие образцы палехской росписи давно уже входят в число художественных произведений, являющихся мировым наследием.

Современность внесла много изменений в культуру и повседневную жизнь палешан. Изменился жизненный уклад старинного села, ставшего ныне районным поселком городского типа. Всё больше наступает влияние крупных городов и современные темы в искусстве. Тем временем народные традиции, естественность, простота и фольклорные образы остаются в прошлом. Однако эти изменения не способны всерьез затронуть исконно русское начало. Вековые традиции палехской живописи живут в творчестве мастеров Палеха и по сей день. Даже в наше время Палех не изменяет своей живописной натуре. В творчестве его художников живет душа народа, русский колорит и вековые традиции мастерства, передаваемого из поколения в поколение. Как и прежде, палехские художники стремятся увидеть прекрасное в повседневном, превратить быль в сказку, запечатлеть красоту родной природы в своих произведениях.

Современные живописцы Палеха используют в создании своих композиций весь накопленный опыт старых мастеров: природные краски, традиции фресковой живописи, особый стиль, присущий художникам только этого уголка России. Их творчество объединяет искренняя преданность традициям своей школы, глубинным истокам палехского искусства. Сюжетами для создания уникальных миниатюр современных мастеров являются вечные темы, которые воспеты классиками прошлого и авторами нашего времени. Свое вдохновение палешане черпают в богатом наследии русской культуры и в великолепии родной природы.

Заключение

Сохраняя уникальные традиции народного промысла и наследие великих мастеров палехской школы, предприятие “Fratelli Bassini” выпускает лаковые изделия в стиле палехской миниатюры широчайшего диапазона: от настоящих произведений искусства музейного достоинства до небольших предметов сувенирной продукции, которые так приятно приобрести в подарок. Ларцы, декоративные панно, шкатулки, ювелирные украшения, коробочки, баулы, футляры, выполненные руками наших мастеров, находятся в музейных и частных собраниях России и за рубежом.

В 2005 году на нашем предприятии была основана иконописная мастерская, задачей которой стало возрождение традиционной русской иконописи. За плечами наших мастеров богатый практический опыт, переданный прошлыми поколениями русских живописцев. Специальное художественное образование, высочайший профессионализм художников и строгое соблюдение канонов стилистики и приемов палехского иконописного стиля, позволяют выполнить заказ любой сложности от миниатюрного ювелирного складня и икон для дома до изготовления иконостасов и монументальной соборной росписи.

Собственная производственная база и потенциал высококвалифицированных специалистов и профессиональных художников дают возможность изготавливать уникальные подарки, существующие в единственном экземпляре или представляющие собой коллекцию из нескольких предметов.

Работы наших живописцев выставлялись и имели успех на многочисленных зарубежных выставках: в Гамбурге на “Mark der Volker”, в Потсдаме на Европейском Конгрессе Сказочников, в Лондоне (в Доме Пушкина), в Парижском офисе ЮНЕСКО.

Новогодние игрушки — это уже далеко не только обычные елочные украшения, вызывающие ощущение праздника и чувство искреннего восхищения, не только объекты любования. В настоящее время это ещё и предметы гордости коллекционеров, собирающих свои уникальные экземпляры елочных украшений, свидетельствующие о вкусе, интересах и предпочтениях владельца. А также о его стабильности и благосостоянии.

Елочные шары, расписанные вручную мастерами лаковой миниатюры Палеха и Холуя — явление достаточно новое, существующее на рынке искусства всего несколько последних лет. Сохраняя в своей основе старинную народную традицию, наши художники-миниатюристы освоили в росписи игрушки элементы и тенденции современного изобразительного искусства. Появилась возможность создавать новогодние украшения не только с традиционными орнаментами, но и с современными сюжетами, выполненными в иной живописной манере, не скованной стилистическими канонами промысла.

Расписанные вручную новогодние шары, фигурки, шкатулки и другие изделия с традиционными сказочными, литературными, архитектурными и фольклорными сюжетами, дополненные поздравительными надписями и логотипами — это великолепный и уникальный подарок.

Технология производства елочных украшений в своей основе повторяет традиционную, с той лишь разницей, что лак, по которому осуществляется роспись, наносится на стекло, а не на основу из папье-маше или дерева. Из-за «гнутой» основы и хрупкости материала процесс лакировки, росписи и полировки требует от мастеров и художников специальных навыков, которыми в совершенстве владеют наши профессионалы.

Палех или палехская миниатюра - один из традиционных русских художественных промыслов, вид лаковой живописи .

Народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области, представляет собой лаковые миниатюры темперой на папье-маше. Палех - центр иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков.

В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение - прислать четырех мастеров для организации школы, но художники отказались покинуть Родину.

Днем рождения палехского искусства принято считать основание "Артели древней живописи".

Первоначально в "Артель" вошли семь человек : Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие. В 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

В июне 1932 года в "Артели древней живописи" работало более 100 человек, из них 48 мастеров, 20 кандидатов в ученики.

В марте 1935 года артель преобразована в "Товарищество художников Палеха". В 1940 году оно было закрыто, в 1943 году - восстановлено.

В 1954 году "Товарищество" преобразовано в Художественно-производственные мастерские (ПХПМ). В этом же году было создано Палехское отделение Союза художников РСФСР.

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские были закрыты.

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании красного, желтого и зеленого цветов, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графике, монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, а также реставрации монументальной живописи.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации: АО "Товарищество Палех", кооператив "Объединение художников Палеха", Малое предприятие (МП) "Мастера Палеха", МП "Традиции Палеха", Акционерное общество закрытого типа "Палех", творческая мастерская "Палешане".

С 1926 года при "Артели древней живописи" возродилось ученичество. На рубеже 1920-1930 годов была открыта профтехшкола, реорганизованная в 1935 году в художественный техникум, а с 1936 года - в Палехское художественное училище имени М. Горького.

В настоящее время в училище ведется обучение по специальности "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" (лаковая миниатюрная живопись).

Был создан Государственный музей палехского искусства. Его коллекция насчитывает более 15,4 тысячи единиц хранения. В ее состав входят 1,5 тысячи икон XIV-XX веков, произведения западноевропейской живописи XVI-XVIII веков, более трех тысяч произведений лаковой миниатюры, скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии.

В структуре Государственного музея палехского искусства четыре мемориальных музея : Дом-музей П.Д. Корина, Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей И.И. Голикова, Музей-усадьба Н.М. Зиновьева.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Одним из красивейших видов народно-прикладного творчества является русская лаковая миниатюра, современные центры которой расположены в Палехе, Федоскино, Мстёре и Холуе.

Древнейший центр этого искусства - поселок Палех Ивановской области, художники из которого на протяжении веков не только писали иконы, но также расписывали стены в православных храмах и реставрировали старинные церкви и соборы. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после Октябрьской революции 1917 года, сумела сохранить вековые традиции иконописи и перенести их на новые формы и наполнить иным, востребованным обществом содержанием.

История русских лаков

В России лаковая живопись существует уже более двух столетий. Ее началом принято считать конец XVIII века, когда московский купец Коробов основал фабрику по производству лакированных козырьков, предназначенных для русских армейских головных уборов. Лаковая миниатюра появилась несколько позднее, когда при российском императорском дворе в моду вошел обычай нюхать табак. Коробов сумел довольно быстро организовать изготовление миниатюрных лаковых шкатулок - табакерок. Со временем подобные вещицы стали использоваться для украшения помещений. Соответственно, требования к их художественному оформлению стали выше. В дальнейшем произведения русских мастеров стали заметно отличаться от западных образцов как по технике исполнения, так и по сюжетам, имевшим ярко выраженный Так, в русской лаковой миниатюре появились герои и сцены из народных былин и сказаний классической и древнерусской литературы, показывавшие русские традиции и быт, воспроизводившие красоту окружающей природы.

Центры русской лаковой миниатюры

В современной России есть четыре центра, где активно развивают сохраненные старинные традиции русского искусства миниатюрной лаковой живописи: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра. До революции 1917 года все селения, кроме Федоскино, были известны в России как крупные центры иконописного промысла, в которых не только создавались иконы, но и готовились мастера по реставрации и стеновой Каждый из этих центров создавал иконы в единых православных традициях, но при этом имел и собственные характерные отличия. Мастера из Холуя, насколько это было возможно в иконописи, были близки к русскому традиционному реализму, жители Мстера следовали традициям старообрядческих общин разных российских регионов, а палехские художники выполняли наиболее каноничные православные иконы.

Как началось иконописание в Палехе

В XVI веке палехские жители под влиянием возникших раньше центров иконописи в Шуе и Холуе стали пробовать свои силы в написании икон. Попыток было немного, и особо удачными их не назовешь.

В середине XVII века слава о палехских иконописцах дошла до Москвы, и мастеров стали приглашать для исполнения работ при царском дворе. Если в XVII веке во иконы писали практически в каждом крупном селе, то в XVIII столетии остались три основных центра иконописи: Холуй, Мстёра и Палех. Палешане, в отличие от жителей более промышленно развитых Мстеры и Холуя, вплоть до начала XIX века совмещали ведение традиционного сельского хозяйства с написанием икон в свободное от работ в поле время. Тщательно вырисованные с соблюдением традиций иконы создавались медленно и были дороги.

Начало XIX века считается временем расцвета палехского иконописного промысла. Созданные в Палехе иконы продавались не только в столице и крупных российских городах, но и за границей.

К середине XIX века в Палехе организуются первые мастерские, принадлежавшие Сафонову, Корину, Наныкину и Удалову. К началу XX века производство икон стало массовым, более дешевым и менее качественным. Появление дешевых образов, распечатанных типографским способом, привело к упадку иконописи и ликвидации ряда известных мастерских. В начале двадцатого века в Холуе, Палехе и Мстёре для сохранения традиций Комитетом попечительства русской иконописи были созданы учебные мастерские, просуществовавшие вплоть до 1917 года.

После Октябрьской революции, вплоть до 1923 года, большинство мастеров в Палехе остались без работы. Кто-то уехал в поисках заработка в город, некоторые пытались делать игрушки, посуду или плести лапти. До 1923 года было предпринято несколько попыток приспособить бывших иконописцев к росписи ларцов, детских игрушек и Однако дело не пошло, так как необходимость выпуска больших объемов по низким расценкам, да и сам характер изделий привели к выпуску продукции низкого качества.

Датой, когда была создана палехская лаковая миниатюра, в том виде, в каком мы ее знаем, следует считать конец 1922-го, начало 1923 года. Именно тогда театральный художник Иван Иванович Голиков на черных заготовках из папье-маше создал композицию «Адам в раю». Эта работа заинтересовала руководство Кустарного музея (сегодня - Музей народного искусства), которое стало снабжать художника заготовками и оплачивало его работу. В дальнейшем к процессу подключились И. В. Маркичев, А. В. Котухин и И. П. Вакуров. Созданные этими мастерами работы были представлены в 1923 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве и были удостоены диплома 1-й степени. В 1924 году работы художников были представлены на выставке в Венеции, а в 1925-м - в Париже, где произвели настоящий фурор и пользовались большим успехом. Все это привело к тому, что 5 декабря 1924 года в Палехе В. В. и А. В. Котухиными, А. И. и И. И.Зубковыми, И. В. Маркичевым, И. М. Бакановым и И. И. Голиковым была создана Артель древней живописи.

Новорожденная палехская миниатюра столкнулась с рядом проблем: прежде всего необходим был новый материал - папье-маше, технология которого не была известна художникам-палешанам, кроме того, необходимо было перейти от росписи плоского полотна иконы к оформлению вещей и предметов, обладающих объемом и формой.

А ассортимент и формы расписываемых палехскими мастерами предметов был довольно велик: броши, бисерницы, лари, шкатулки, портсигары и табакерки, очечники и пудреницы и многое другое. Палехская миниатюра того времени обладает сильно выраженным орнаментальным началом, но в ней отсутствуют яркие образы и развивающаяся сюжетная линия. Наиболее удачными и популярными композициями того времени были битвы, пастушки, охота, гулянки и тройки.

Смело можно утверждать, что именно в 20-х годах ХХ века лаковая миниатюра в Палехе сформировалась под влиянием как древнерусской иконописной традиции, так и всего мирового художественного искусства.

Послевоенные годы

В первые мирные десятилетия многие мастера палехской миниатюры в своих произведениях изображают различные батальные сцены, как недавно окончившейся Второй мировой войны, так и других великих сражений, прославивших русскую армию. В пятидесятые годы, по мнению многих искусствоведов, лаковая миниатюра в Палехе переживает явный кризис, который был обусловлен склонностью многих художников к чрезмерной реалистичности, вытеснившей из работ романтичность и возвышенную изысканность, характерные для произведений прежних лет. Палехская миниатюра, фото которой представлено ниже, наглядно показывает влияние советской идеологии того времени на художников.

Излишняя реалистичность, монументальность и пафос характеризуют большую часть работ, созданных в эти годы, хотя и оставались некоторые мастера, сохранившие романтизм и традиции старой школы.

Шестидесятые годы характеризуются тем, что монументальность и избыточная натуралистичность уходят, а возвышенность и романтическая дымка возвращаются в Палех, лаковая миниатюра вновь становится поэтичной и иносказательной. В этот период художники-палешане обращаются не только к фольклорным источникам, но и к произведениям классической литературы, а также и к современным песням. В то же время социально значимые события, такие как, например, полет человека в космос, также находят свое отображение в работах мастеров.

Семидесятые-восьмидесятые годы XX века стали временем расцвета палехской росписи. Художники Палеха приглашаются для разработки декораций различных концертных программ, декоративного оформления детских и культурных учреждений.

Современность

Пережив сложные 90-е годы, палешане не оставили свой традиционный промысел. Палехское художественное училище ежегодно выпускает молодых мастеров, бережно сохраняющих традиции и особенности, которыми так интересна палехская миниатюра. Сегодня существует несколько артелей и семейных предприятий, изготавливающих в Палехе традиционные лаковые изделия.

Отличительные черты

Палехская роспись, как и любое другое народное искусство, сформировавшееся в той или иной местности, имеет свои отличительные черты и традиции. Как уже говорилось, иконописный промысел на протяжении веков прославлял Палех. Лаковая миниатюра переняла от иконописи множество черт, таких как, например, построение композиции и тщательная проработка каждой детали. Можно говорить о том, что палехская миниатюра выросла на вековых традициях иконописной живописи.

От других народных школ лаковой росписи палехский стиль отличается следующими особенностями:

  • прорисовывание цельных композиций и сюжетов;
  • миниатюрность росписи;
  • узорчатость и орнаментальное богатство рисунка;
  • тщательная детализация каждого элемента;
  • удлиненность и хрупкость человеческих фигур;
  • тонкость прорисовки частей тела людей;
  • разнообразные цветовые переходы;
  • использование темных фонов;
  • использование яичной темперы;
  • роспись золотом.

Но для того чтобы художник смог приступить к созданию миниатюры, необходимо прежде всего создать из папье-маше изделие, которое и будет расписываться.

Как делают папье-маше?

Изготавливают его из картона, который предварительно нарезают на полосы, смазывают клейстером, сваренным из пшеничной муки, и накладывают на деревянную форму (болванку) внахлест. После того как получилась нужная толщина, болванку вместе с картоном фиксируют в специальном прессе. Под воздействием давления они превращаются в трубки различной формы и размера. Спрессованные таким образом склейки просушиваются при комнатной температуре около двух недель. Затем высушенные заготовки опускают на сутки в теплое льняное масло для пропитки, после чего их сушат четыре дня в специальной печи, температура в которой поддерживается на уровне 120 0 С. На следующем этапе заготовку грунтуют и шлифуют. После шлифовки на ее внешнюю поверхность накладывают несколько слоев черного лака, а на внутреннюю - масляного лака с киноварью. В завершении процесса вся поверхность лакируется несколькими слоями светлого лака. После нанесения каждого слоя заготовку высушивают при определенной температуре в печи. Только после всех этих манипуляций художник сможет начать роспись.

Техники и приемы

Как уже отмечалось, одной из отличительных черт, которыми обладает лаковая миниатюра палехской росписи, является письмо яичными темперными красками.

Для того чтобы краски не скатывались с гладкой лаковой поверхности, ее специально обрабатывают пемзой. Контур будущего рисунка наносится на изделие острым карандашом, и делается подмалевок. Именно по нему и будет мастер наносить множество прозрачных и тонких слоев росписи. Всего основных этапов создания изображения пять:

1. Роскрышь - наметка основных силуэтов и контуров.

2. Прописка - уточнение контуров и оттенков цвета.

3. Плави - нанесение жидкой лессировочной краски жирными мазками.

4. Бликовка - насечка, выполняемая твореным золотом.

5. Обрамление росписи золотым узором.

После этого выполненный золотом орнамент полируют агатом в виде конуса или волчьим зубом, а затем все изделие покрывают 6-7 слоями лака. После нанесения каждого из них работа просушивается, полируется на особом полировальном круге, а затем проходит финишную обработку ручной полировкой. Лаковая поверхность, отполированная до зеркального блеска, дает изображению дополнительную глубину и заставляет краски «звучать» более насыщенно и мягко.

Палехская миниатюра

История возникновения Палехской росписи

Палех расположен в 65 км. от г. Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами. История Палеха уходит в глубокую древность. В XV в. село входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По духовному завещанию Ивана Грозного 1572 г., Палех был в поместном владении его сына Иоанна.

Есть и легенда - "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когла на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные монголо-татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разоренное население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса. "была великая Палиха" - отсюда и пошло название Палех.

В Палехе с XVI века мастера создавали дорогие иконы, занимались они также росписью и реставрацией фресок в церквях и храмах русских городов и монастырей. Об этом свидетельствуют исторические памятники в Троице-Сергиевой лавре, Новодевичьем монастыре. Даже в Московском Кремле, в «золотой», как ее иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха - братья Белоусовы.

В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московской иконописи XV–XVI вв. Для палехской иконы характерны мягкие плавные линии и сдержанная красочная гамма.

Крестовоздвиженская церковь с шатровой колокольней.

Крестовоздвиженский храм строился довольно долго: с 1762 по 1774 год. На западном фасаде храма сохранилась надпись, благодаря которой известно и имя мастера, под руководством которого возводилось здание. Этим мастером был Егор Дубов.

Вершина палехского иконописания – «Акафист Спасителю» середины XVIII в. Рисунок иконы отличается изяществом и утончённостью. Все пропорции удлинённых форм. Колорит иконы тёплый, золотисто-коричневый с использованием тёмной зелени и киновари. Одежды Христа и Богоматери расписаны золотом. Один из характерных признаков палехского иконописания – сложная многоклеймовая композиция. Икона «Николай Чудотворец в житии и чудесах» второй половины XVIII в. – яркий образец такой композиции. В центре иконной доски – в среднике – располагается образ святого. Средник окружает 38 клейм – миниатюр, повествующих о деяниях Николая Чудотворца.

До начала XIX в. Палех, в отличие от промышленно развитых Мстёры и Холуя, продолжал сохранять очень простые формы иконного производства, замкнутого кругом семьи. Палешанин продолжал заниматься сельским хозяйством (чего не было в Мстёре и Холуе) и писал иконы в свободное от полевых работ время. Иконы в Палехе писались долго и тщательно по старинным образцам, поэтому были очень дорогими.

В конце XIX в. известный палехский художник Д.А. Салабанов открывает иконописную мастерскую в Нижнем Новгороде. В эту мастерскую в ученики к иконописцем был отдан своим дедом Алёша Пешков (Максим Горький). Свою жизнь в иконописной мастерской М. Горький описал в повести «В людях»:
«В мастерской было жарко и душно, работает около двадцати человек «богомазов» из Палеха, Холуя, Мстёры, все сидят в ситцевых рубахах с расстегнутыми воротами, в тиковых подштанниках, босые или в опорках. Над головами мастеров простерта сизая пелена сожженной махорки, стоит густой запах олифы, лака, тухлых яиц. Медленно как смола, течёт заунывная владимирская песня…» .

Алёша Пешков читает в иконописной мастерской поэму Лермонтова «Демон». Художник Б.А. Дехтерев.

Максим Горький

После революции 1917 года промысел оказался ненужным, и художники Палеха стали искать применение своему искусству. Случилось так, что в конце 1922 года художник Иван Голиков поехал в Москву и увидел там в Кустарном музее (сейчас Музей народного искусства) работы старых лукутинских мастеров : шкатулки из папье-маше расписанные по черному фону масляными красками. Голиков решил попробовать. Свою первую работу "Адам в раю" выполненную золотом, сделал на донышке фотографической ванночки из папье-маше и отнёс её в Кустарный музей. Руководство музея заинтересовалось этой работой, и тут же выдали ему полуфабрикаты для дальнейшей работы. Приехав в Палех Голиков вместе со своим родственником А.А. Глазуновым организовали мастерскую, в которой стали работать палехские мастера. На Всероссийской сельскохозяйственной выставке в 1923 году художники получили диплом 1-й степени. А в 1924 году в Палехе открыли "Артель древней живописи".

"Адам в раю". Палех, художник Иван Голиков

М.Горький очень ценил искусство Палеха, называл его «одним из чудес, созданных революцией», многое сделал для его популяризации у себя на Родине и за границей, помогал материально, организовал в Артели библиотеку, в которую собрал лучшие произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя, Крылова... - персонажи из которых легли в основу Палехской миниатюры.

Делегация палехских художников беседует с М.Горьким

Палехское художественное училище им. М.Горького

Палехская роспись отличается от стиля росписи других русских народных школ тем, что художники изображают не орнаменты или отдельные фигуры, а прорисовывают цельные композиции - настоящие миниатюрные картины, изображающие тот или иной сюжет. Искусство Палеха – это поэзия в рисунке, моменты русских песен и сказок, запечатленные рукой художника на поверхности предметов. Сюжеты мастера живописной миниатюры брали из повседневного быта, русских народных сказаний, песен и былин, а также классических произведений литературы, например из сказок Пушкина и басен Крылова.

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане

Золлотой петушок

Руслан и Людмила

Иван-церевич и серий волк

Конек-горбунок

Бова-королевич

Лукоморье

Бой Пересвета с Челубеем

Слово о полку Игореве

Добрыня Никитыч

Три богатыря

Пушкин

Лермонтов

Ломоносов

Со временем шкатулки, броши и другие предметы, используемые для росписи, стали украшать изображения, связанные с развитием технического прогресса Советского времени. На черном лаковом покрытии появились рисунки первого трактора, косилок, комбайнов, засеянные пшеницей поля и быта колхозных деревень, а также изображения новостроек, праздников, приуроченных к тем или иным памятным годовщинам, передающим пульс того времени. В композициях некоторых мастеров Палеха советской эпохи присутствуют картины индустриализации, запечатленные в стиле символизма. Нередко художники для передачи образов облекают достижения советского народа в сказочную форму. Тема электрификации решается через образ Жар-Птицы, а недостатки людей обретают форму плохих фольклорных персонажей в виде Лешего и Бабы-Яги, над которыми устраивают справедливый суд юные пионеры. В период Великой Отечественной войны многие из художников обращаются к военной тематике, превращая суровую действительность времен великих сражений в возвышенную романтичность жертвенности и подвига ради родной страны и воспевая русский народ, отстаивающий свою свободу в битве с иноземными захватчиками. Но и в этих работах прослеживается влияние фресковой живописи и лучшие традиции палехского стиля.

Юрий Гагарин

Циолковский

Советский космос

Советский период не только дал начало палехской лаковой миниатюре, но и способствовал развитию этого промысла. Был организован Государственный музей палехского искусства. В 1960-80 гг. богатый опыт палехских мастеров начал использоваться при создании эскизов декораций к театральным постановкам, иллюстрациям к книжным изданиям сочинений Пушкина, Крылова, Горького и других русских и советских писателей. В палехском стиле выпускались наборы открыток и почтовых марок с персонажами русских сказок, былин и басен.

Советские открытки. Палех

Календарики. Палех

Советские почтовые марки. Палех

Карты. Палех

Отличительные особенности Палехской росписи

У каждого миниатюриста есть свои излюбленные темы, но в целом сложился общий, всегда узнаваемый, стиль палехской миниатюры. Условность цвета, форм архитектуры, утонченные, вытянутые пропорции фигур, четко выделяющиеся на черном фоне, обильная их проработка золотой графикой - характерные черты миниатюры Палеха.

Главное отличие Палехской, Мстёрской и Холуйской миниатюр от Федоскинской - это применение желтковой темперы , которую они традиционно использовали для написания икон. Яичную эмульсию применяли как связующее вещество еще в Древнем Египте, Греции, Риме, Византии, откуда уже ее переняли иконописцы Древней Руси. Темперой пишут плавями, т.е. жидкими слоями, как в акварели, но ею можно работать и методом штрихов, пунктиров, как в пастели и пастозными мазками, как в масляной живописи. Палехские художники, использующие в росписи протоки незаписанного лакового фона, нередко заменяют грунт белильной заливкой силуэта изображения, переведенного на черную прочищенную под живопись поверхность изделия. Перевод рисунка на вещь в Палехе, Мстёре и Холуе производится иначе, чем в Федоскине. Обратную сторону рисунка протирают порошком краски и, положив рисунок на поверхность, обводят тупой иглой, воткнутой в деревянную ручку-черенок. Краски растворяют в желтковой эмульсии (желтке, разведенном водой с добавлением нескольких капель уксуса).

Первой стадией письма является роскрышь : намечаются основные формы изображения. Затем следует прописка , т.е. уточнение основных цветовых тонов и конкретизация форм. Следующий этап - плави : сочные мазки жидкими лессировочными красками, объединяющими роспись в некое колористическое целое. Завершают живопись бликовкой (или насечкой), в Палехе ее выполняют твореным золотом.

Миниатюрную палехскую роспись обрамляют золотым орнаментом. Золотая краска (твореное золото) приготовляется из листиков сусального золота, растертом на гуммиарабике пальцем. Затем орнамент полируется косточкой.

Золотой цвет - это не только часть цветовой гаммы рисунка и отличительная особенность работ палехских живописцев. Тонкие линии золота и серебра служат для выявления света и теней, выявляют форму фигур и отдельных элементов композиции. Кроме этого, золото символизирует свет, которое в христианском мировосприятии означает нечто Божественное, вечное.

Работа художника-миниатюриста требует филигранной точности, выверенности каждой линии, аккуратности. Частенько палехским мастерам приходится применять при написании своих миниатюрных шедевров лупу или увеличительное стекло. По окончании работы живопись покрывают шестью слоями светлого лака, после чего изделие шлифуют и полируют.

Гармоническое единство художественной формы и глубокого национального содержания, традиционность и народность отличают произведения художников Палеха.

"Село Палех", художник И.М.Баканов, 1934 г.

"Страда", художник И.М.Баканов, 1933 г.

Технология изготовления Палехской миниатюры

Палехские лаковые миниатюры пишутся на - шкатулках, пластинах, брошах, - изготовленных из папье-маше. Процесс создания заготовки состоит из следующих операций:

1. Раскрой картона - из листов древесного картона вырезаются формы нужного размера в виде пластин или лент. Пластины картона смазываются мучным клейстером (из пшеничной муки) и наклеиваются одна на другую на столе или горизонтально положенной доске. Число слоёв зависит от требуемой толщины изделия и колеблется от 3 до 30. Боковые стороны шкатулок, коробок, футляров и т.д. изготавливаются путём навёртывания полос картона на круглые или прямоугольные болванки (до 12 слоёв).

Подготовка болванок из папье-маше

2. Затем заготовки прессуют , сушат полторы недели, вымачивают в чане с подогретым льняным маслом, снова сушат и прессуют. Затем из получившихся болванок изготавливают декоративные изделия (портсигары, шкатулки, медальоны, броши и т.д.). Затем изделия обтачивают на шкуровальном круге, и, наконец, доводят наждачной щёткой.

3. Грунтовка и шпатлёвка , которые изготавливаются вручную с применением традиционных приспособлений. Их готовят из красной глины, масла и сажи как следует перетерая компоненты между собой. После чего наносят несколько слоев грунта на изделие, каждый слой зачищают и шлифуют. Затем на изделие наносится шпатлёвка стальным шпателем и сушится. После высыхания шпатлёвка зачищается пемзой, излишки которой смахиваются гусиным пером. Внешняя сторона палехских изделий покрывается чёрным лаком (ранее использовался масляный лак с сажей). Внутреннюю сторону портсигаров и шкатулок принято покрывать красным лаком.

Грунтовка и шпатлёвка

4. Подготовка красок.

Работа палехского художника начинается с приготовления краски . Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии. Для этого отделённый от белка желток снова кладут в яичную скорлупу и добавляют туда воды с примесью уксуса. Затем эмульсию размешивают специальным венчиком.

Полученная яичная эмульсия добавляется в сухой пигмент и тщательно растирается указательным пальцем. Степень готовности определяют «на глаз». Хорошо приготовленные краски очень пластичны. Краску заготавливают в небольших количествах, так как хранится она не долго.

Художнику нужны краски разные по консистенции, поэтому их постоянно приходится разбавлять на фарфоровом блюдце, палитре. На нем же смешивают краски основных цветов и составляют нужные тона.

Приготовление яичной эмульсии - дело кропотливое и требует большой сноровки и опыта. Нужно суметь тщательно отделить желток от белка, потому что даже мельчайшая капля белка помешает художнику проводить тонкие линии. Для разведения желтка в Мстере используют воду, а в Палехе - столовый уксус или хлебный квас. Краски, растворенные на квасе, ложатся мягче и сохраняются дольше, но сейчас им пользуются редко. Для жирных летних и тощих зимних яиц количество растворителя будет разным. Яичная эмульсия не должна быть слишком жирной или слишком жидкой: жирная краска будет ложиться грубо и быстро растрескается, а жидкая - краски будут блеклые и будет плохо поддаваться нужной живописной технике.

Для работы над миниатюрой разным художникам требуется разное количество беличьих кистей . Все кисти палехских мастеров – ручной работы. Купленной в магазине кистью, даже самой качественной, писать миниатюру нельзя, слишком «не послушная» нет достаточной тонкости и упругости, во время письма кончик такой кисти может раздваиваться.

Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой (на матовую поверхность краска ложится лучше, чем на глянцевую).

Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.

Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки.

Подготовка красок

5. Золочение.

Миниатюристы обычно применяют листовое сусальное золото. Каждый листок имеет размер 9х9 см, на одну порцию идет от 2 до 10 листов. Листы эти настолько тонки, что взлетают при малейшем дуновении воздуха. Их берут лампемзелем - специальным инструментом, изготовленным из кончика беличьего хвоста. В фарфоровом блюдце золото смешивают со связующим веществом, гуммиарабиком, и растворяют в воде, получая жидкую массу. «Творение» золота, как и краски, требует большого умения и терпения. В растворенное золото добавляют чистую воду, размешивают, процеживают, отстаивают, сливают лишнюю воду и просушивают в духовке, под лампой или на солнце. Ни одна пылинка или соринка не должна в него попасть, иначе им будет трудно писать. Готовое к работе золото блестит мягким чарующим блеском, словно приглашая поскорее взять кисть.

Иногда используется серебро или алюминиевая пудра. При работе с серебром нужно быть внимательным, так как оно при просушке желтеет от высокой температуры. Алюминиевая пудра является более грубым материалом и требует более тщательного растирания.

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать . Для этого применяется зуб волка - он имеет особенно гладкую поверхность.

6. После росписи золотом изделия покрывают масляным лаком . Эту операцию выполняют путем нанесения нескольких слоев лака, каждый из которых тщательно просушивается при определенной температуре длительное время. После каждого слоя обязательно выравнивают поверхность сначала стеклом, потом пемзой.

Шлифовка

Полировка

7. Последним этапом является полировка . Когда слоев лака достаточно и поверхность уже ровная - шкатулку полируют на «бархатке» - специальном вращающемся круге, обтянутом бархатом, окончательная «доводка» до блеска наводится руками, женскими конечно, так как руки должны быть мягкими, без огрубевших участков, которые могут поцарапать поверхность.

Палех - Чудо, рожденное революцией!

© "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.