Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Самые известные полотна Брюллова, за которые его прозвали «Карлом Великим.

Самые известные полотна Брюллова, за которые его прозвали «Карлом Великим.

Спасибо, прекрасная коллекция!


Автопортрет
1848
Холст, масло
64,1 х 54 (верх – полуовал)

Человеческая личность интересна для художника эпохи романтизма своим многообразием, непредсказуемостью внутренней жизни. Следствием этого интереса стало развитие жанра автопортрета. «Автопортрет» был написан К.П.Брюлловым сразу после тяжелой болезни в один сеанс, поэтому так естественно зазвучала в нем одна из ключевых тем романтизма – борьба бессильного тела и могучего духа. Цвет предельно дематериализован, черно-красная доминанта подчеркивает бледность лица, полного внутреннего горения, волосы уподоблены языкам пламени. Бессильно упавшая рука, изможденный облик демонстративно противоречат энергичной живописи полотна. Полукруглое завершение рамы, черная блуза, прическа с бородкой-эспаньолкой, положение руки заставляют вспомнить старых мастеров (современники называли художника «русским ван Дейком»). Брюллов изображает себя одновременно и как утратившего иллюзии «сына века», и как «избранника богов». Критика писала об «Автопортрете» К.П. Брюллова: «Вся его натура перед вами; в картине выражено разом множество сторон духа, которые раскрывались перед наблюдающим умом художника не в одну встречу, а во много разных встреч; оттого, чем больше всматриваешься в брюлловский портрет, тем больше открываешь в нем всесторонней правды и глубины.»



Брюллов (до 1822 – Брюлло) Александр Павлович
Прогулка в коляске
1845-1846
Холст, масло
42,5 x 52,6

Перед нами – один из замечательных образцов русского группового портрета. Написанный довольно поздно, в 1840-е, он сохраняет в себе жизнелюбие предыдущей эпохи. На картине изображены: великая княжна Екатерина Михайловна (1827–1894), дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, в замужестве (с 1851) герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, почетный любитель Императорской Академии художеств; фрейлина баронесса Мария Логгиновна Зедделер (1825–1868), в замужестве баронесса Веймарн; фрейлина Лидия Харлампиевна Жеребцова, впоследствии жена Д.П.Хрущева; камер-фрау Наталья Константиновна Шибель, дочь врача Санкт-Петербургского почтамта К.Шибеля. Живопись не была сферой, особо близкой А.П.Брюллову, но даже в этом небольшом произведении он остается верен основам своего искусства – живописной свободе, воздушной, почти акварельной работе кистью, миниатюрной игре красок и, главное, сохраняет жизнеутверждающий дух своей молодости

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Всадница
1832
Холст, масло
291,5 х 206

Изображены сестры Джованнина и Амацилия Пачини, воспитанницы графини Ю.П.Самойловой, с которой Брюллова связывала близкая дружба. В картине "Всадница" важно не столько повествование, сколько действие. Старшая из сестер резко останавливает разгоряченного коня, но сама остается абсолютно спокойной. Дикая сила, покоряющаяся хрупкой красоте, – один из излюбленных мотивов романтизма. Лицо девушки идеально прекрасно. Итальянский тип внешности считался во времена Брюллова совершенным, и художник с удовольствием его обыгрывает. Изысканные переливы красок, искрящиеся ткани – каждая деталь словно провозглашает великолепие этого "лучшего из миров".

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Мужской портрет
1838
холст, масло
88,7 x 71

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет А.Н.Голицына
1840
холст, масло
194,5 x 142

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет А.Н.Львова
1824
холст, масло
62,3 x 49,5

Львов Александр Николаевич (1786-1849), государственный и общественный деятель. Сын архитектора Н.А.Львова и М.А.Дьяковой. В 1831 "за ревностное исполнение возложенных обязанностей по борьбе с холерой в Москве" пожалован званием камергера. С начала 1830-х основал в своих имениях общественные заемные банки для крестьян


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет А.Н.Струговщикова
1840
Холст, масло
80 х 66,4

Струговщиков Александр Николаевич (1808–1878), военный чиновник, поэт, переводчик. Знаток и поклонник творчества И.В.Гете. Современники считали его лучшим переводчиком «Фауста». Близкий друг Брюллова. Внешне портрет прост – изображен человек в вольтеровском кресле с книгой в руке. Портрет создавался во время работы Струговщикова над переводом отрывков из «Фауста». Этот литературный герой вновь начинает привлекать внимание просвещенного общества, но уже не «прометеевскими», богоборческими чертами, как в XVIII веке, а «мефистофельским» холодным скепсисом. Таким и представлен Струговщиков: бледное изможденное с печатью раздумий лицо, глаза, лишенные блеска, худые нервные руки, устало лежащие на подлокотниках кресла. Перед зрителем истинный «герой нашего времени», представитель поколения «лишних людей», хорошо знакомого по литературе сороковых годов XIX века.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет актера А.Н.Рамазанова
1821-1822
холст, масло
64,5 x 52,5

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет архитектора И.А.Монигетти
1840
холст, масло
49,5 x 42,5

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет великой княгини Елены Павловны
1829
холст, масло
73,4 x 59; (овал)

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет великой княжны Марии Николаевны
1837
холст, масло
60,2 x 48

Великая княжна Мария Николаевна (1819-1876), старшая дочь Николая I, с 1839 - жена герцога Максимилиана Лейхтенбергского, с 1854 - в морганатическом браке с графом Г.А.Строгановым. Президент ИАХ (1852-1864), председатель ОПХ (1852-1876)


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет генерал-адьютанта графа В.А.Перовского
1837
холст, масло
247,2 x 155,2

Перовский Василий Алексеевич (1794–1857), участник Отечественной войны 1812 года. Служил в Гвардейском генеральном штабе, в лейб-гвардии Егерском полку; в 1816 сопровождал в заграничном путешествии великого князя Николая Павловича. Генерал-адъютант (1833). Оренбургский генерал-губернатор; командир Оренбургского отдельного корпуса (1833–1842, 1851–1857). Генерал от кавалерии (1843). Член Государственного совета (1845). В 1855 получил титул графа. Брат писателя А.А. Перовского (псевдоним – Антоний Погорельский). Друг В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. В 1822–1824 жил в Италии, где познакомился с К.П. Брюлловым. В 1835–1836 жил в Москве. Портрет погрудный, в нем нет лишних атрибутов, однако, он отмечен чертами парадности. Герой изображен на фоне клубящихся облаков, виртуозно переданная Брюлловым игра света и тени на лице акцентирует в облике Перовского, в его характере несгибаемую волю и решительность.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной
1834
холст, масло
195 x 126

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет графини О.П.Ферзен
1838
холст, масло
68 x 55 (овал)

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет детей Волконских с арапом
1843
холст, масло
146,1 x 124,1

На портрете изображены двоюродные сестры: княжна Елизавета Григорьевна (1838–1891), дочь гофмейстера князя Г.П.Волконского, и княжна Софья Дмитриевна (1841–1875), дочь гофмейстера князя Д.П.Волконского. Портрет вполне может быть назван парадным, ибо девочки, несмотря на юный возраст, изображены в придворных парадных платьях. Появление подобного костюма связано с Указом Николая I от 27 февраля 1834 года, вводившего специальную "форму" придворных платьев. Стремление демонстрировать в платьях народные национальные элементы привело к тому, что они стали украшаться золотым шитьем, а сам крой напоминал русское распашное одеяние далеких времен. Добавим к этому стилизованные "долгие" (длинные) рукава красного бархатного одеяния, и получится то, что иронически прозвали "офранцуженный сарафан". Стилизованный кокошник на голове пятилетней Елизаветы (вообще-то кокошник – женский крестьянский головной убор) подчеркивает, что придворная дама – всегда Дама, несмотря на возраст. Написанный в Петербурге после триумфального возвращения из Италии с итогом вдумчивой работы – картиной "Последний день Помпеи", портрет в очередной раз демонстрирует блистательное живописное мастерство Карла Брюллова.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Е.И.Дурновой
1836
холст, масло
71,5 x 62

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет И.А.Крылова
1839
холст, масло
102,3 x 86,2

Крылов Иван Андреевич (1768 или 1769–1844), баснописец, писатель, драматург, журналист. Служил в Казенной палате (1783–1787), в Горной экспедиции (1787–1788). Затем на много лет оставил государственную службу и занялся литературным трудом. Издавал сатирические журналы «Почта духов» (1789), «Зритель» (1792), где продолжал просветительские традиции Н.И. Новикова. В 1792 за Крыловым было установлено полицейское наблюдение, и в конце 1793 он на несколько лет уехал из Санкт-Петербурга. В 1806 писатель вернулся в столицу, посещал литературно-художественный салон А.Н. Оленина, сблизился с Г.Р. Державиным, А.С. Шишковым, впоследствии поддерживал тесные связи с литераторами пушкинского круга. На сцене петербургских театров были поставлены его комедии «Модная лавка» (1806), «Урок дочкам» (1807) и др. В 1809 вышла первая книга басен. Крылов был членом многочисленных литературно-художественных обществ. В 1811 он избран членом Российской Академии, в 1823 получил от нее золотую медаль за литературные заслуги, а при преобразовании Российской Академии в Отделение русского языка и словесности Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1841) стал первым академиком этого отделения. Несмотря на то что портрет не окончен (рука написана учеником К.А. Брюллова Ф.А. Горецким с гипсового слепка руки покойного И.А. Крылова), он несет в себе черты так восхищавшей публику живописной маэстрии Брюллова. Особенно впечатляет полный экспрессии контраст черного сюртука и темно-красного пылающего фона – сочетание, которое будет особенно часто появляться в поздних портретах мастера.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет итальянского адвоката Франческо Аскани
1834
Дерево, масло
55,4 x 46; (овал в прямоугольнике)

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет К.А.Яниша
1841
холст, масло
67 x 57,7

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет князя М.А.Оболенского
1840-1846
холст, масло
123,7 x 106,7

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет М.А.Бек с дочерью
1840
Холст, масло
246,5 х 193,5

Известная петербургская красавица эпохи А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, которому она приходилась близкой родственницей, двадцатилетняя Мария Аркадьевна Бек (1819–1889), дочь сенатора А.А.Столыпина, спокойно и непринужденно позирует Брюллову. Художник не раз писал подобные портреты, демонстрируя блистательное мастерство в передаче материальности любой детали произведения. И синее бархатное платье, и отороченный мехом атласный палантин, и мрамор декоративной вазы, и плотный ворс ковра, и блестящий шелк обивки кресла – все является демонстрацией владения художником тайн ремесла. Возможно, этот портрет так и остался бы еще одной удачей в списке брюлловских парадных портретов, если бы не сама модель. За холодной маской светской дамы прячется натура тонкая, чувствительная, поэтичная. Овдовев в 22 года, она позднее вышла вторично замуж за Павла Вяземского, сына замечательного русского поэта Петра Вяземского. Петр Андреевич, описывая это событие в письме к В.А.Жуковскому, отмечает, что его невестка " красавица, лицом и душой благонравная, благочестивая, воспитанная в семействе деда своего, графа Мордвинова ". Портрет украшал дом Вяземских, а позднее и дом дочери Марии Аркадьевны от первого брака – Марии Ивановны (в замужестве графини Ламсдорф) в имении Ашитково Московской губернии. После трагических событий октября 1917 года он был изъят и передан в Национальный музейный фонд, а из него в 1920 году – в Третьяковскую галерею.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет М.И.Алексеевой
1837-1840
холст, масло
92 x 73; (овал)

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Марии Ардальоновны Кикиной
1821-1822
холст, масло
82,6 x 71,7
Кикина Мария Ардальоновна (1787-1820-е), урожденная Торсукова, жена П.А.Кикина

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Микеланджело Ланчи
1851
Холст, масло
61,8 х 49,5

Ланчи Микеланджело (1779–1867), итальянский археолог, профессор восточных языков, знакомый художника. Изображая пожилого ученого, художник не скрывает примет возраста своего героя. Ланчи поднял глаза на зрителя, будто услышал вопрос или ждет ответа, словно зритель становится собеседником героя. Это ощущение усиливает жест руки, подмеченный художником в случайном движении. Особую роль играет колорит, построенный на сочетании красного и серебристо-серого. Зеленовато-коричневый фон удачно оттеняет гармонию двух доминирующих цветов.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Н.В.Кукольника
1836
Холст, масло
117 х 81,7

Кукольник Нестор Васильевич (1809–1868), поэт, прозаик, драматург. Автор драм о судьбах художников и поэтов. Драма "Рука Всевышнего Отечество спасла" получила официальную поддержку. На рубеже 1830–1840-х годов написал ряд произведений на историческую тему, в которых монарх представлен как высшее проявление народной воли. Устраивал литературные вечера, на них часто бывали К.П.Брюллов, Ф.П.Толстой, М.И.Глинка и др.Издатель "Художественной газеты". Брюллов стремился создать образ романтического поэта. Противоречивая личность, живущая в мире эмоций и грез, склонная к меланхолии, – таким видела истинного творца эпоха романтизма. Ощущение недоговоренности, недосказанности усиливают сумрачный колорит, игра теней и непонятный, загадочный пейзаж. В глубине виднеется парус – символ непонятой, одинокой души поэта. Кукольник представлен английским денди с ироническим взглядом: разочарованность и скепсис стали модой и правилом хорошего тона.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Платона Васильевича Кукольника
1837-1839
холст, масло
113,8 x 82,5

Кукольник Платон Васильевич (около 1804-1848), брат Н.В.Кукольника. Служил в Нежинской гимназии высших наук, преподавал в Виленском университете. Был управляющим имениями князя Н.Н.Новосильцева. В 1838 вышел в отставку и жил в С.-Петербурге.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет скульптора И.П.Витали
1836-1837
холст, масло
94,2 x 76,3

Витали Иван Петрович (1794–1855), скульптор итальянского происхождения, монументалист, портретист и педагог. С 1818 по 1841 жил в Москве, где основал собственную мастерскую. Содействовал открытию Натурного класса в Москве в 1832. Автор колесницы Славы и рельефа «Освобождение Москвы» для Триумфальных ворот (1829–1834), фонтанов на Лубянской (1935) и Театральной (1835–1836) площадях и др. С 1841 Витали работал над скульптурным оформлением Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Он выполнил ряд скульптурных портретов, в том числе К.П. Брюллова (1836) и А.С. Пушкина (1837). Поэт писал жене: «Я успел уже посетить Брюллова. Я нашел его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живет. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен». Брюллов же изображает Витали вдохновенным творцом, с неземным сиянием на челе, что не очень вяжется с его добродушным одутловатым лицом и типичным обликом московского обывателя. Витали изображен во время работы над портретом К.П. Брюллова.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет статс-секретаря П.А.Кикина
1821-1822
холст, масло
82 x 71

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет художника Я.Ф.Яненко в латах
1841
холст, масло
58 x 49,2

Бугаевский-Благодарный Иван Васильевич
Автопортрет
1814
холст, масло
67 x 54,7

Булгакова Ольга Васильевна
Театр. Актриса Марина Неёлова
1976
Холст, масло
143 х 266

Неёлова Марина Мстиславовна (род. 1947), актриса театра и кино, долгие годы служит в театре «Современник». Заслуженная артистка РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола. Художник выразила одно из самых характерных увлечений «семидесятников» – изображение карнавалов, разного рода представлений, празднеств. Булгакова изображает мир как театральную арену острого и напряженного драматического действия. Реальность предстает словно в двойном отражении – и в образной трактовке знаменитой актрисы, и в затейливом театральном действии. Привычные рамки портретного жанра оказались раздвинуты. Композиция с действием, происходящем как будто на авансцене, разворачивается линейно на первом плане картины. Хрупкая фигура актрисы представлена в центре, на театральных подмостках, разделенных занавесом пополам. Героиня портрета – чувствующий и мыслящий творческий человек – сопоставляется с действующими лицами пьесы, символизирующими радость, горе, борьбу добра и зла. Конкретные театральные персонажи и детали сплетаются с цветовыми и ритмическими пассажами, представляющими собой уже нечто вроде «авторских реплик». Все это способствует усложнению образного содержания и обогащению пластического языка. Сопряжение двух разнородных измерений – «видимого» и «переживаемого» – характерное свойство метафорического искусства московских художников-«семидесятников».


Бурлюк Давид Давидович
Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского
1916
Холст, масло, бронзовая краска
97 х 65,5

Каменский Василий Васильевич (1884–1961) был известной фигурой в русском футуризме – литератор и художник, кроме того, один из первых русских авиаторов. Давида Бурлюка называли «поваром русского футуризма». Он уделял много внимания стратегии утверждения новых течений в искусстве 1910-х. В портрете Бурлюк не стремится точно передать облик своего друга. Тем не менее кудрявая голова Каменского, его характерный овал лица вполне узнаваемы. Используя художественные принципы искусства примитива, живописец создает яркий образ человека, обращенного к поиску новых ориентиров в творчестве; печальная муза с цветком в руке над головой Каменского уходит в прошлое. У этой композиции нет строгого понятия верх и низ, левое и правое. Ее можно перевернуть так, чтобы пейзаж оказался низом композиции, а ее формат превратился из вертикального в горизонтальный. В этой работе много задорного начала, дразнящего публику, привыкшую доверять заветам классики.


Наверняка картины Карла Павловича Брюллова известны каждому со школьной скамьи. «Последний день Помпеи», «Итальянский полдень» и другие полотна пронизаны настоящими эмоциями, чувствами, экспрессией. В отличие от многих других художников Брюллов выбирал для себя натурщиц не среди хрупких изнеженных моделей. Его героинями становились девушки из реальной жизни со всеми их достоинствами и недостатками. Не все современники сразу соглашались с подобным новаторством автора, но со временем Брюллов получил всемирное признание, а его самого стали называть «Карлом Великим».




Карл Брюллов родился в 1799 году. В детстве он был очень болезненным мальчиком и несколько лет не вставал с постели. Но этот факт совершенно не останавливал его отца, Павла Брюлло, решившего обучать сына живописи. Каждый день ребенку давались задания: рисовать животных, людей или природные мотивы. И пока Карл не справлялся с заданием, он не получал завтрак.

В 10-летнем возрасте Карл Брюлло был зачислен в Петербургскую академию художеств, где он проучился 12 лет. Мальчик блестяще справлялся с любой поставленной перед ним задачей и за это в 1822 году он получил пенсионерскую стипендию на четыре года, которая предполагала обучение в Италии. Перед отъездом Карл получил разрешение у императора добавить к своей фамилии букву «в», чтобы всем было понятно, откуда художник родом.



Италия покорила молодого художника. В 1827 году художник написал картину «Итальянский полдень», моделью для которой стала симпатичная плотная итальянка. В России эту картину приняли очень холодно, т. к. она не соответствовала модным веяниям того времени. Критики назвали модель «несоразмерной», а Брюллов со скандалом вышел из Императорского общества поощрения художеств.



В 1827 году в Италии Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой. Художника покорила невероятная средиземноморская красота, ум и грация этой женщины. Графиня часто становилась моделью для полотен Брюллова. На картине «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амалией Пачини» невероятные краски, пышность нарядов только подчеркнули красоту его музы.

В 1830 году Карл Брюллов вместе с графиней Самойловой отправился на развалины Помпеи и Геркуланума. За два года до этого произошло очередное извержение Везувия, поэтому интересоваться архитектурой тогда было модно.



Работу над картиной, сделавшей его всемирно знаменитым, Брюллов начал по заказу мецената Анатолия Демидова. Перед тем, как приступить к написанию полотна, художник изучил немало исторических документов о Помпеях и сделал немало эскизов с места события.



Людей на картине Карл Брюллов рисовал максимально эмоционально. Он запечатлел там себя в качестве художника, бегущего с рисовальными принадлежностями. Юлию Самойлову также можно отыскать на полотне. Она представлена там в трех образах: женщины с кувшином на голове, матери, пытающейся защитить своих дочерей и умирающей на мостовой.



В Риме «Последний день Помпеи» получил самую лестную критику, после чего картину отправили в парижский Лувр. В 1834 картина достигла Петербурга, где создала настоящий ажиотаж. Сам император Николай I пожелал увидеть полотно, после чего удостоил награды Карла Брюллова.



Не менее знаковой картиной живописца стала «Вирсавия». До Брюллова российские художники практически не обращались к обнаженной натуре. Брюллов же, вдохновленный успехом «Последнего дня Помпеи», решил написать картину в новом жанре. За основу он взял библейский сюжет о Вирсавии, которую купавшейся увидел царь Давид.

Несколько лет мастер трудился над картиной. Критики назвали ее «сладострастной и блестящей по краскам». Художник понял, что он не смог донести задуманное зрителям, и даже однажды швырнул в картину сапогом. Брюллов не стал заканчивать картину, остались непрописанными кисти красавицы. Именно в таком виде «Вирсавию» приобрел меценат и отправил ее в Третьяковскую галерею.



Среди искусствоведов вызывает множество вопросов картина . Исследователи до сих пор спорят о том, кто же действительно изображен на ней.

Четыре с лишним года прожил Карл Брюллов в Италии, прежде чем в 1827 году добрался до Помпеев. В то время он искал сюжет для большой картины на историческую тему. Увиденное поразило художника. Шесть лет у него ушло на то, чтобы собрать материал и написать эпическое полотно площадью почти 30 м 2 . На картине мечутся застигнутые катастрофой люди разного пола и возраста, рода занятий и веры. Однако в пестрой толпе можно заметить четыре одинаковых лица…

В том же 1827 году Брюллов встретил женщину своей жизни - графиню Юлию Самойлову. Разойдясь с мужем, молодая аристократка, бывшая фрейлина, любившая богемный образ жизни, переехала в Италию, где нравы вольнее. И у графини, и у художника была репутация сердцеедов. Их отношения оставались свободными, но долгими, а дружба продолжалась до смерти Брюллова. «Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», - писала впоследствии Самойлова его брату Александру.

(Всего 19 изображений)

Карл Брюллов, «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», 1839-1840 годы, фрагмент.

Юлия с ее средиземноморской внешностью (ходили слухи, что отец женщины - итальянец граф Литта, отчим ее матери) была идеалом для Брюллова, к тому же будто созданным для античного сюжета. Художник написал несколько портретов графини и «подарил» ее лицо четырем героиням картины, которая стала самым знаменитым его творением. В «Последнем дне Помпеи» Брюллов хотел показать красоту человека даже в отчаянной ситуации, и Юлия Самойлова была для него совершенным образцом этой красоты в реальном мире.

Исследователь Эрих Голлербах отмечал, что похожие друг на друга героини «Последнего дня Помпеи», несмотря на социальные различия, выглядят как представительницы одной большой семьи, словно бедствие сблизило и уравняло всех горожан.

«Декорацию сию взял я с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», - объяснял Брюллов в письме к брату выбор места действия. Это уже пригород, так называемая Дорога гробниц, ведущая из Геркуланумских ворот Помпеев к Неаполю. Здесь находились усыпальницы знатных горожан и храмы. Расположение зданий художник зарисовывал на раскопках.

По словам Брюллова, один женский и два детских скелета, засыпанных в этих позах вулканическим пеплом, он видел на раскопках. Мать с двумя дочерьми могла ассоциироваться у художника с Юлией Самойловой, которая, не имея собственных детей, взяла на воспитание двух девочек, родственниц друзей. Кстати, отец младшей из них, композитор Джованни Пачини, в 1825 году написал оперу «Последний день Помпеи», и модная постановка стала для Брюллова одним из источников вдохновения.

Христианский священник. В первый век христианства в Помпеях мог оказаться служитель новой веры, на картине его легко узнать по кресту, богослужебной утвари - кадилу и потиру - и свитку со священным текстом. Ношение нательных и наперсных крестов в I веке не подтверждено археологически.

Языческий жрец. На статус персонажа указывают предметы культа в его руках и головная повязка - инфула. Современники упрекали Брюллова, что он не вывел на первый план противостояние христианства язычеству, но у художника и не было такой цели.

Предметы языческого культа. Треножник предназначался для воскурений богам, ритуальные ножи и топоры - для забоя жертвенного скота, сосуд - для омовения рук перед совершением обряда.

Одежда гражданина Римской империи состояла из нижней рубашки, туники и тоги, большого куска шерстяной ткани миндалевидной формы, задрапированного вокруг тела. Тога была знаком римского гражданства, ссыльные римляне теряли право ее носить. Жрецы носили белую тогу с пурпурной полосой по краю - toga praetexta.

Судя по количеству фресок на стенах Помпеев, профессия живописца была востребована в городе. В качестве античного живописца, бегущего рядом с девушкой с внешностью графини Юлии, Брюллов изобразил себя - так нередко делали мастера Ренессанса, творчество которых он изучал в Италии.

По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, лежащая на мостовой упавшая с колесницы помпеянка символизирует гибель античного мира, по которому тосковали художники классицизма.

Вещи, выпавшие из шкатулки, как и другие предметы и украшения на картине, скопированы Брюлловым с найденных археологами бронзовых и серебряных зеркал, ключей, светильников, наполнявшихся оливковым маслом, ваз, браслетов и ожерелий, принадлежавших жителям Помпеев I века н.э.

По замыслу художника, это два брата, спасающие больного старого отца.

Плиний Младший с матерью. Древнеримский прозаик, ставший очевидцем извержения Везувия, подробно описал его в двух письмах историку Тациту. Брюллов поместил сцену с Плинием на полотно «как пример детской и материнской любви», несмотря на то что бедствие застигло писателя и его семью в другом городе - Мизенах (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпеев). Плиний вспоминал, как они с матерью выбирались из Мизен в разгар землетрясения, а на город надвигалось облако вулканического пепла. Пожилой женщине было трудно бежать, и она, не желая стать причиной гибели 18-летнего сына, уговаривала оставить ее. «Я ответил, что спасусь только вместе с ней; беру ее под руку и заставляю прибавить шагу», - рассказывал Плиний. Оба выжили.

Щегол. Во время извержения вулкана птицы погибали на лету.

По древнеримской традиции венками из цветов украшали головы новобрачных. С головы девушки упал фламмей - традиционное покрывало древнеримской невесты из тонкой желто-оранжевой ткани.

Здание с Дороги гробниц, место упокоения Авла Умбриция Скавра Младшего. Усыпальницы древних римлян обычно строились за чертой города по обе стороны от дороги. Скавр Младший при жизни занимал должность дуумвира, то есть стоял во главе городского управления, и за заслуги даже удостоился памятника на форуме. Этот гражданин был сыном богатого торговца рыбным соусом гарумом (Помпеи славились им по всей империи).

Сейсмологи по характеру разрушений зданий, изображенных на картине, определили интенсивность землетрясения «по Брюллову» - восемь баллов.

Извержение, случившееся 24–25 августа 79 года н.э., погубило несколько городов Римской империи, расположенных у подножия вулкана. Из 20–30 тысяч жителей Помпеев не спаслись около двух тысяч, судя по найденным останкам.

Автопортрет Карла Брюллова, 1848 год.

1799 - Родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло.
1809–1821 - Учился в Академии художеств.
1822 - На средства Общества поощрения художников отбыл в Германию и Италию.
1823 - Создал «Итальянское утро».
1827 - Написал картины «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».
1828–1833 - Работал над полотном «Последний день Помпеи».
1832 - Написал «Всадницу», «Вирсавию».
1832–1834 - Работал над «Портретом Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком».
1835 - Вернулся в Россию.
1836 - Стал профессором Академии художеств.
1839 - Женился на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но через два месяца развелся.
1840 - Создал «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала…».
1849–1850 - Уехал на лечение за границу.
1852 - Умер в селении Манциана близ Рима, похоронен на римском кладбище Тестаччо.

Материал подготовлен Натальей Овчинниковой для журнала «Вокруг света» . Публикуется с разрешения журнала.

Все достижения и успехи Карла Брюллова в портретной области были признаны неоспоримыми и самыми лучшими. Эти работы признавали даже самые суровые критики, такие как Владимир Стасов и Александр Бенуа . Современники Карла считали великим счастьем и радостью иметь у себя портрет Карла Брюллова или одну из его работ. За всю свою жизнь мастер создал большое количество живописных и акварельных портретов. Он начал свою творческую карьеру еще в Петербурге, до отъезда в Италию.

В Италии Брюллов осваивает множество видов различного портретного жанра. Сюда входили от парадного конного до малоформатного акварельного портрета. Например, портреты Г.Н. и В.А. Олениных , которые были написаны мастером в 1827 г. и портрет К.А. и М.Я. Нарышкиных , который был написан также в 1827 году. Карлу Брюллову удалось отлично овладеть техникой акварели, доводя свое мастерство до совершенства. Ювелирная тонкость и точность придают его произведениям качества драгоценной реликвии, которая только подогревает интерес и гордость владельцев.

Одним из шедевров мастера является , позже считалось, что это была М.Г. Разумовская . Картина была написана в 1830 году. Тончайшим образом, в миниатюрной технике прописано лицо девушки. Довольно широко и свободно был написан красно-бело-золотой тюрбан. Почти в один тон прозрачно перекрыт рисунок рук. Автор отдал дань романтическому ориентализму, который и создал моду на восточные шали, тюрбаны и т.п. Таким образом, создавалась некая элегантная естественность позы, преобразующая эту экзотику в явление высокого стиля. Тут же присутствует романтический вкус, оценивший прелесть незаконченности. Характерно показаны плечи, одежда и драпировка шали, они могут едва читаться в невесомых карандашных контурах. Парадный портрет в наибольшей степени подвержен традиционализму этикетных норм светского «вежества», обеспечивающих праздничную торжественность самодемонстрации модели зрителю.

Карлу Брюллову всегда удавалось придумывать реальную, жанровую мотивировку состояния его модели, например: всадница возвращается с прогулки, сестры Шишмаревы отправляются на конную прогулку, Самойлова удаляется с бала, Салтыкова присела отдохнуть, словно бы перед выходом в гостиную, где ей предстоит принять роль любезной хозяйки, или, к примеру, мадам Бек выносит в гостиную показать свою малютку. Имея дело больше всего с портретами частных лиц, Брюллов должен был найти такие формулы и правила парадной репрезентации в самой действительности, но также необходимо было придать им бытовую убедительность.

Все это можно будет увидеть на картине «Всадница» , которая была написана в 1832 году. Данная картина была специально написана для графини Юлии Самойловой, которая была на постоянном проживании в Италии, в Милане она имела довольно роскошную виллу. На картине изображены воспитанницы Джованнина и Амацилия Пачини. Увлечение Брюллова Самойловой, которая была особой эксцентричной, богатой, ведущей независимый и свободный образ жизни, нашло отражение в нескольких работах Карла Брюллова.

Данная работа Карла Брюллова причислена к одним из его лучших работ, которые были выполнены в парадном стиле. На портрете вы можете увидеть Ю.П. Самойлову с Джованниной Пачини и арапкой, картина написана в 1832-1834 годах. Героиня картины почти вбегает в комнату, счастливо и весело улыбается зрителю, небрежным движением сбрасывает шаль на руки арапке, в то же время обнимая восхищенно-восторженно глядящую на нее Джованнину.

Карл Брюллов писал именно о этой своей работе в письме к Александру Тургеневу в 1832 году. «Сюда прилетела оттуда, из Неаполя, госпожа Самойлова, я застал ее в одном из магазинов» . Брюллов изобразил ее в позиции бегущей красавицы с арапкой и воспитанницей. Об этом он и писал в письме к своему другу. Он написал в Петербурге новый портрет Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала, который увидел свет в 1839 г. Портрет был сделан, когда Самойлова приехала в Россию для того, чтобы овладеть наследством, которое оставил ей граф Юлий Лита. Эта картина стала отличным завершением цикла работ Карла, которые были посвящены знаменитой красавице.

Видимо, пробуждение творческой фантазии Брюллова стимулировалось той стороной жизни, где существует праздничная и яркая жизнь. Он попал в мир, где царит оживление и где присутствует много роскоши и неги. Но это еще и мир непосредственных чувств и свободных движений души, в которых проявляется ощущение полноты и красоты жизни, если можно так выразиться, синонимичный миру его итальянских картин. В том, что его совсем не привлекали официальная значительность и торжественность, видимо, кроется причина, почему Брюллов не только не стал придворным портретистом, но всеми возможными, а иногда и рискованными средствами пытался избегать таких ролей. Смелость, с какой он избежал необходимости писать самого императора, запомнилась многим современникам.

Брюллов воспользовался опозданием Николая к нему в мастерскую: «...взял шляпу и ушел со двора, приказав сказать государю, если он приедет: Карл Павлович ожидал ваше величество, но, зная, что вы никогда не опаздываете, заключил, что вас что-нибудь задержало, и что вы отложили сеанс до другого времени» . Двадцать минут спустя после назначенного времени государь пришел в мастерскую Брюллова в сопровождении Григоровича, изумился, что не застал Брюллова дома, и, выслушав... объяснение дела, сказал Григоровичу: «Какой нетерпеливый мужчина!» После этого, разумеется, о портрете никогда не было более разговоров. Он почти демонстративно забросил работу над портретом Александры Федоровны на конной прогулке после отмены императрицей нескольких сеансов. Чисто художественный инстинкт, как будто заставлял Брюллова дистанцироваться от придворной среды.

Среди работ мастера есть портрет его приятеля, известного баснописца И. Крылова . Портрет был написан в 1839 году. На нем Ивану Крылову 70 лет. Портрет был написан быстро - за один сеанс.

В самой природе парадности Карла Брюллова кроется нечто вовсе противоречивое. Его балансирование на грани жанровой сцены создает опасность потери подлинно портретных задач. Портрет М.Л. Бек с дочерью, который был написан в 1840 году, демонстрирует этот факт с большой наглядностью.

Если в XVIII веке условно подобранный антураж занимал подчиненное положение по отношению к портретируемому, он исполнял роль комментария и функцию декоративного аккомпанемента, то в названном портрете роскошная обстановка гостиной, написанная с привычной для Брюллова красочной яркостью, убедительностью в передаче драгоценных бархатов, бронзы, мрамора, становится равноправным объектом зрительского внимания и интереса. Героиня портрета предстает перед нами в виде трогательной и заботливой матери.

Парадные портреты.

Главное отличие парадных портретов от всех интимных проявляется в некой созерцательной самоуглубленности. Не побоявшись анахронизма, можно сказать, что это портреты «с длительной выдержкой». Демонстративность является неким незримым коньком Карла Брюллова.

В этих картинах она тоже не исчезает, она присуща и здесь. Но именно здесь ей удается приобрести некое новое качество. Общение со зрителем почти всегда предполагается, только это уже другая, сравнительно с портретами XVIII века, атмосфера, другое общество и другие формы общения. Нечто от своего кружка, а не стандартная, предписанная нормами светского этикета улыбчивая любезность.

Выполнению живописного портрета И.П. Витали предшествовал выполненный в Москве рисунок, который изобразил скульптора в халате, с торчащими вихрами. Он был показан в домашней атмосфере. Та же внешность добродушного толстяка соединена в живописном портрете с трогательным выражением сосредоточенной внимательности, долженствующим представить нам художника, пристрастно вглядывающегося в собственное творение. На лице главного героя портрета можно заметить некоторую нарочитость. Кажется, что Карл заставил человека играть не свою роль. Хотя нет ничего естественнее, чем использовать довольно традиционный мотив «художник в мастерской» при изображении собрата по художественному цеху.

Витали вглядывается в выполненный им бюст Брюллова, который предстал перед ним на подставке. Такой сюжет здесь не лишен остроумия, намекая на творческий союз скульптуры и живописи. То, что Брюллов для живописного портрета сочинил своего рода программу, обозначив принадлежность Витали к цеху артистов, весьма типично для портретного метода Брюллова, который всегда стремился, по выражению Гоголя, показать человека «в верховном изяществе его природы», то есть приподнятым над житейской прозой.

Портрет Н.В. Кукольника , который был написан в 1836 году, является своеобразным примерным образцом портретного метода Брюллова. Известно, что художники-романтики больше всего обращались к портретированию, когда модель оказывалась из близкого круга: друзья-художники или литераторы, когда можно было получить свободу выражения, поскольку в этом случае теряли свою принудительную обязательность традиционные нормы взаимоотношения с заказчиками.

К представителям «типических» романтиков можно отнести также Александра Струговщикова на портрете, который был написан в 1840 году. Портрет изображает одного из представителей литературного цеха, поэта и переводчика немецкой литературы. Изображенный на портретах переводил Гёте, в том числе Фауста. Белинский в одном из писем 1838 года писал о Струговщикове: «У него есть талант, он хорошо переводит Гёте». Струговщиков совершил специальную зарисовку Пушкина на смертном одре в квартире поэта. Он принадлежал к такому поколению молодых людей, живших в последекабристскую эпоху, был вполне «человек сороковых годов» - эпохи «мысли и разума». Это было поколение, которое отлично все понимало.

Портер был написан как некое оправдание за дружбу Глинки с Кукольниковым. А также, может, и за их участие в «кукольниковской братии». «...Правы были порицатели в том, что вся кукольниковская компания не внесла в нашу литературу ни одной новой сильной мысли, не выработала ни одного здорового общественного принципа, как не сделали этого и гостиные наших меценатов, с их Жуковскими и Вяземскими. Но литературное влияние последних в периоды 1820 и 1830 г. обусловлено было иной средой. Погром 14 декабря отнял надолго охоту у передовых людей общества вмешиваться во внутреннюю политику нашей жизни, да и самые пути к тому были загорожены».

Портрет Струговщикова просто приводит к нам строки Пушкина: «Зорю бьют... из рук моих Ветхий Данте выпадает, На устах начатый стих Недочитанный затих - Дух далече улетает».

Автопортрет , который был написан в 1848 году, является одним из лучших автопортретов мастера. «Маленький, полненький, с добродушно смеющимся лицом, Брюллов походил более на беззаботного помещика, нежели на великого художника, но когда говорил про искусство, сейчас заметно было, что в нем горит священный огонь» - вот именно таким увидела родина великого художника и живописца. Стоит отметить завидное бесстрашие в употреблении кажущегося на современный слух выспренним выражения «священный огонь». Может быть, в контексте еще не утраченных тогда навыков риторической культуры оно было, а также позволяло отчетливо различать, не смешивая, уровни компетенции низкого и высокого слога.

Конечно, необходимо, чтобы зрители умели опознавать отсылки разного рода, а также им необходимо умение и знание художественных прецедентов. Уместно в этой связи напомнить, что искусство первой половины XIX века имело в виду такого зрителя и адресовалось именно к нему.

Брюллов написал несколько групповых портретов. При всех индивидуальных отличиях творческая устремленность Брюллова к жанризации группового портрета идейно близка была искусству А. Венецианова , создавшего в это время портрет своей семьи за завтраком.