Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Развитие русской живописи. Традиции русского чаепития в живописи

Развитие русской живописи. Традиции русского чаепития в живописи

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра « Философия и культурология »

(название кафедры)

Великие имена русской живописи

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель Разработал

Студент гр. Д-113

Быстрова А.Н. ___________ Фиткова И. В.

(подпись) (подпись)

_______________ ______________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

2011 год

  1. Введение ………………………………………………………………...2
  2. Развитие искусства в XIII………………………………………………4
  3. Искусство на рубеже XI V - X V ………………………………………....5
  4. Искусство XVI…………………………………………………………..7
  5. Развитие искусства в X V II веке………………………………………..7
  6. Искусство в X V III……………………………………………………...10
  7. Искусство XIX - начала XX века………………………………………12
  8. Развитие искусства в революционную эпоху СССР…………………16
  9. Заключение………………………………………………………………17
  10. Список литературы……………………………………………………..18

Введение

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Николай Заболоцкий.

Николай Заболоцкий совершенно справедливо отмечает то, что любые изменения социального пространства находят отражение в трудах поэтов, писателей, живописцев, общественных деятелей

Среди множества видов искусства есть три особых- самых, на мой взгляд, главных: литература, музыка, изобразительное искусство. Слово, звук, изображение- без них невозможны все другие виды искусства: ни спектакль, ни фильм, ни эстрадный концерт. Музыку слушают, героев литературных произведений читатели представляют себе мысленно, в воображении. А произведения изобразительного искусства мы видим глазами. Оно самое древнее из трёх главных – люди ещё не умели говорить, а изображения уже создавали, наскальные рисунки, например. Изобразительное искусство создают художники. Они изображают мир таким, каким его видим мы все, и таким, каким его видит один-единственный человек, сам художник. Изобразить можно всё: и видимый мир предметов, людей, животных, и невидимый мир чувств – радость и горе, правду и ложь, добро и зло. . Историю нашего государства можно изучать не только по документам, на основе артефактов, но и по художественному наследию великих предков. Не исключением является и живопись. Для написания реферата я использовала «Очерки русской культуры IX-XVII веков» (авторы А.В Муравьев, А.М Сахаров), «Очерки истории русской культуры XVIII века» Б.И Краснобаева, «История русского искусства» В.Н. Александрова. В этих книгах даны основные этапы истории культуры нашей страны их особенности и отличительные черты. Развитие культуры рассматривается как часть истории, что помогает раскрытию объективных закономерностей исторического процесса. В разные эпохи в России творили, выражая народные мечты и чаяния, такие выдающиеся живописцы как Андрей Рублев, Дионисий, Левицкий и Рокотов, Кипренский и Федотов, Брюлов и Иванов, Репин и Суриков, Врубель и Серов и еще многие другие мастера, принесшие русской художественной культуре подлинную и непререкаемую славу.

Русская живопись за времена своего становления претерпела множество изменений, но сохранила свою самобытность, в рамках данного проекта я считаю необходимым проследить процесс становления русской традиции в живописи.

Цель: осуществить обзор творчества великих русских художников (с XIV по XX век) в контексте социо-культурных особенностей периода творчества того или иного художника. Теоретический объект исследования : представители русской живописи в лице художников, школ, направлений

Развитие искусства в XIII

Русское искусство вообще, и русская живопись в частности появилось из искусства Киевской Руси, которое полностью самобытным назвать еще нельзя, ведь вместе с христианством князь Владимир привёз из Византии и художественные традиции. Они причудливо переплелись с языческой культурой, постепенно изменяясь со временем. Важнейшими источниками русского искусства на этапе его становления стали народное декоративное и изобразительное творчество, а так же византийские образцы. Быстрое социальное политическое и культурное развитие русских земель приводит к творческой переработке этих источников и к возникновению самобытного и величественного стиля в зодчестве, фреске, декоративном искусстве Руси. Начинается развитие самобытной русской иконописи. Но в XIII веке в связи с монголо-татарским нашествием эти процессы в культуре затормозились, и даже остановилась, значительная часть памятников домонгольской русской культуры была безвозвратно утрачена. Монгольское нашествие, разрушив многие русские города нанесло огромный урон русской городской культуре, но с середины XI V века обозначаются признаки возрождения. На рубеже XI V - X V веков Москва знала не только работы константинопольских мастеров, но произведения южнославянских художников: здесь творил один из величайших живописцев того времени Феофан Грек, приехавший из Новгорода уже вполне сложившимся мастером. Мастерство Феофана Грека вызвало стремление московских живописцев подражать ему. Многие работы Феофана Грека до нас не дошли, кроме икон Благовещенского собора.

Искусство на рубеже XI V - X V

Подъем московского искусства подготовил творчество великого русского художника Андрея Рублева. Важнейшей вехой в искусстве рубежа XI V - X V веков стало формирование московской школы живописи, которую и возглавил выдающийся художник Андрей Рублев. В своих иконах и росписях Рублев выработал настолько совершенный художественный язык, что на протяжении 15 века его стиль стал ведущим.

К сожалению, в точности, когда родился Андрей Рублев не известно. Большинство исследователей считают условно 1360 год датой рождения художника. Андрей Рублев был иноком Троице-Сергиева, а потом Спаса-Андроникова монастырей. В 1405 году вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал Благовещенский собор. Властный суровый, эмоционально насыщенный живописный язык Феофана, нарушающая традиционные иконографические схемы, необычайная смена образов не могли не произвести на Рублева глубокого впечатления. Весьма показательно, что имя Рублева в летописи той поры упоминается на третьем месте. Из этого можно заключить, что тогда Андрей Рублев был не только самым молодым, но и наименее известным автором.

Андреем Рублевым и под его руководством было расписано много храмов, а также нарисован целый ряд деисусных, праздничных и пророческих икон.

В 1425 —14 27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (весной 1428 года; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва.

Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV веков; сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409 , Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408 , Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все около 1405 ) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Симонова монастыря ), часть миниатюр « Евангелия Хитрово » (около 1395 года, Российская государственная библиотека , Москва).

Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Самым знаменитым произведением Рублева является икона «Троица», написана в 1425-1427 годах для Троице-Сергиева монастыря. В основе сюжета лежит библейская легенда, повествующая о том, как к старцу Аврааму явилось трое прекрасных юношей, и как он вместе со своей супругой Саррой угощал их под сенью мамврийского дуба. В иконе Рублева отброшено все второстепенное и несущественное, отсутствуют фигуры Авраама и Сарры, многочисленные яства, остались лишь три фигуры ангелов. Средний из ангелов Христос. Все три фигуры как бы образуют круг. В картине очень спокойные, но в то же время последовательный и четкий ритм кругового движения, которому подчинена вся композиция, краски чисты и гармоничны. Избранное Рублевым сочетание цветов зеленого, голубого и желтого, а так же цвета спелой ржи никогда до этого еще не звучало так ярко в русской живописи.

Таким образом, московская школа иконописи отличается от новгородских икон одухотворенностью образов, гибкостью фигур, гармонической согласованностью колорита. В отличие от энергичных красного, желтого, белого, темно-синего, оливково-зеленого, к которым постоянно прибегают новгородские мастера, в московской живописи преобладают светлые прозрачные тона и оттенки голубого, золотисто-коричневого, бледно-зеленого, вишнево-коричневого и сиреневого.

В творчестве Андрея Рублева русское искусство сделало громадный и очень важный шаг по пути становления реалистического начала с индивидуальной свободой художественного творчества, была преодолена суровая аскетическая традиция византийского искусства. Работы Андрея Рублева гуманистичны, они раскрывают красоту и силу человеческой души, они проникнуты любовью к человеку.

Искусство XVI

В 80 годах X V века складывается русское централизованное государство и исчезают остатки зависимости от монголо-татарских ханов, Москва становится столицей большого государства. Возрастает ее значение как центра объединяющего культурное наследие воссойдиненных земель. Основной задачей искусства становится прославление Руси, что придает политический смысл многим произведениям живописи X V I века. Ведущее положение в живописи конца X V века заняла московская школа. Централизация власти и усиление роли церкви в жизни государства привели к еще большему подчинению искусства официальной идеологии. Эти явления проявились в определенной степени и в творчестве крупнейшего московского мастера конца X V начала X V I века- Дионисия. Родился он вероятней всего 1440 года, в отличие от Андрея Рублева не был иноком. Его два сына Владимир и Феодосий так же были живописцами и помогали ему в его работах. Творческая деятельность Дионисия была тесно связанна с высшими светскими и духовными кругами государства. Мастер исполнял важнейшие заказы митрополита и великого князя, в частности в связи с победой, одержанной в 1480 году над войском татарского хана Ахмата. С наибольшей полнотой творчества Дионисия нашло свое отражение в росписях Ферапонтова монастыря, эта роспись посвящена теме похвала Богородице яркие сочетание красок, пестрые узоры одежд, множество изображенных трав и цветов создают впечатление праздничное и торжественное. Искусство Дионисия при всем его великолепии утрачивает некоторые замечательные качества по сравнению с рублевской эпохой: если Рублева интересовал прежде всего внутренний, духовный мир человека, у Дионисия отмечается стремление к внешней красивости и декоративной пышности.

Развитие искусства в X V II веке .

В русской живописи X V I века замечается рад новшеств благоприятных для дальнейшего развития искусства. Русские мастера впервые начинают воспроизводить картины быта, природы и людей в современном их обличье. Таким образом, в живописи 16 века появляются черты, которые подготовили развитие реалистических начал X V II века.

Долгое время в литературе имел распространение взгляд на X V II век как на время упадка древнерусской живописи, искусство этого времени при сопоставлении со временем Андрея Рублева и Феофана Грека рассматривалось как более низкое по силе и средствам художественной изобразительности. Действительно в живописи X V II века нет произведений, отмеченных таким совершенством композиции живописного мастерства и одухотворенности как в произведении великих мастеров X V - X V I веков. Смутное время, «бунташный век», церковный раскол все эти события повлияли на развитие русского искусства X V II века.

X V II век это переломное время в истории в области живописи совершались тогда чрезвычайно важные процессы, в первую очередь стремление к «обмирщению», усиление светских элементов, тенденции к реализму.

Высшая ступень развития живописного искусства в X V II веке связана с деятельностью выдающегося художника Симона Ушакова (1626-1686). Выходец из посадских людей Симон Ушаков работал в Оружейной палате и был возведен в дворянское звание. Значение этого мастера не ограничивается созданными им многочисленными произведениями, в которых он стремился преодолеть художественную догму и добиться правдивого изображения - «как в жизни бывает».

Свидетельством передовых взглядов Ушакова является написанное им, очевидно, в 60-х годах «Слово к любителю иконного писания». В этом трактате Ушаков высоко ставит назначение художника, способного создавать образы «всех умных тварей и вещей... с различным совершенством создавать эти образы и посредством различных художеств делать замысленное легко видимым».

Выше всех «существующих на земле художеств» Ушаков считает живопись, которая «потому все прочие виды превосходит, что деликатнее и живее изображает представляемый предмет, яснее передавая все его качества...».
Ушаков уподобляет живопись зеркалу, отражающему жизнь и все предметы

«Слово к любителю иконного писания» было посвящено Ушаковым Иосифу Владимировичу, московскому живописцу, уроженцу Ярославля, пользовавшемуся в 40-60-х годах значительной известностью. Иосиф Владимиров - автор более раннего трактата об иконописании, в котором он, хотя и не столь определенно, как Ушаков, также заявлял себя: сторонником новшеств и требовал большей жизненности в искусстве.

Ушаков - художник, учёный, богослов, педагог - был человеком новой эпохи, новым типом мыслителя и творца. Будучи новатором в искусстве, он в то же время понимал ценность старинных традиций русской культуры и тщательно оберегал их. Именно в силу названных качеств, отмеченной редкой широты взглядов он смог более тридцати лет стоять во главе русского искусства.

Занимаясь воспитанием учеников и всячески стремясь передать им свои знания, он задумал даже издание подробного анатомического атласа. «Имея от Господа Бога талант иконописательства... не хотел я его скрыть в землю... но попытался... выполнить искусным иконописательством ту азбуку искусства, которая заключает в себе все члены человеческого тела, которые в различных случаях требуются в нашем искусстве, и решил их вырезать на медных досках...» - писал о своём замысле Ушаков, однако атлас, по-видимому, издан не был.

С первых лет самостоятельного творчества определился интерес Ушакова к изображению человеческого лица. Знаменитым произведением Ушакова является его «Спас нерукотворный», в котором художник изобразил классически правильное лицо, очень хорошо передана его объемность, ткань, на которой по церковному приданию, возникло изображение Христа.

Настойчиво повторяя эту тему, художник стремился избавиться от условных канонов иконописного изображения и добиться телесного цвета лица, сдержанной, но отчетливо выраженной объемности построения и почти классической правильности черт. Правда, иконам Спаса работы Ушакова недостаёт одухотворенности русских икон XIV-XV веков, но это в известной мере искупается искренним старанием художника воссоздать на иконе возможно правдоподобнее живое человеческое лицо.

Ушаковым была написана икона Владимирской богоматери, носящая название «Насаждение древа государства Российского» (1668). Икону эту следовало бы считать картиной триумфа русской государственности. В нижней части её изображены - стена Московского Кремля, за ней Успенский собор, главная святыня Русского государства. У подножия собора князь Иван Калита - собиратель русских земель и митрополит Пётр, первым перенёсший митрополичью кафедру из Владимира в Москву, сажают древо Русского государства. На ветвях его размещены медальоны с портретами всех наиболее значительных политических деятелей Древней Руси. В центральном, самом большом медальоне, представлена икона Владимирской Богоматери, почитавшейся покровительницей Москвы. Внизу, на кремлёвской стене, стоят царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Фёдором. Портреты царя и царицы Ушаков постарался сделать, возможно, более похожими .

Сохранились сведения о ряде портретов, написанных Ушаковым. Некоторые из них были исполнены в новой для древнерусского искусства технике масляной живописи. К сожалению, до сих пор ни одного из этих портретов обнаружить не удалось. Для характеристики чрезвычайно разносторонней личности Ушакова следует указать, что он не только был теоретиком, живописцем, рисовальщиком - «знаменщиком», автором многих рисунков для гравюр, воспроизводившихся русскими гравёрами второй половины XVII века, но, по-видимому, и сам гравировал: ему приписываются награвированные в 60-х годах на меди сухой иглой листы «Отечество» (Троица) и «Семь смертных грехов».

Ушаков оказал большое влияние на развитие русской живописи в конце X V II века, когда его ученики Григорий Зиновьев, Тихон Филатьев, Федор Зубов выполнили ряд произведений в духе ушаковских традиций. Замечательным явление в истории русского живописного искусства X V II века была школа ярославских мастеров. Здесь ярко проявилось воздействие светской, посадской культуры. Расширился круг сюжетов, светское начало решительно вторгается в церковно-догматическое. Художники смело используют привычные образы русской жизни в сценах священной истории: крестьянская лошадь изображена в сцене пахоты Каина, жницы в розовых и голубых рубахах машут русскими серпами. Церковь яростно сопротивлялась новому направлению в живописи, но это не могло уже воспрепятствовать освобождению ее от церковно-иконописных традиций.

Искусство в X V III

В конце X V II начале X V III века русское искусство переживает решительный перелом происходит переход от средневековых религиозных форм к светским, близким к европейскому искусству нового времени. Русские художники, быстро осваивая европейские образца, внося в них свое понимание формы и национальное содержание. В 1757 году была создана Императорская Академия художеств, которая занялась воспитанием высококвалифицированных художников, соединяющих в своем творчестве опыт и художественное наследие предшествующих поколений с потребностями русской художественной жизни. Широкое распространение в искусстве России получает стиль барокко, ведущим жанром Живописи и графики, становится портрет, значительное развитие получает так же исторический и пейзажный жанры.

Хочется подробнее остановиться на творчестве Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Уже в ранних работах он показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков.

Известность пришла к художнику в 1770 г., когда на выставке в Петербургской Академии художеств публика увидела 6 первоклассных портретов его кисти. Среди них особое внимание привлекал парадный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769), автора проекта здания Академии художеств и ее первого директора.

За этот портрет Левицкий был удостоен звания академика живописи. Тогда же ему предложили возглавить портретный класс Академии художеств, руководителем которого он оставался до 1788 г. Созданная художником галерея портретов современников принесла ему заслуженную известность.

В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Еще в 1773 году мастер исполнил портрет Д.Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Энциклопедист, писатель и критик показан Левицким очень просто: Дидро изображен без парика, лысым, со складками кожи под глазами, но на первый план выступает скрытая за внешними чертами сильная и сложная натура человека. Лицо свидетельствует о творческой одаренности о смелости, силе духа и пытливости ума. Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме теплых тонов.

Реализм и гуманистический характер передового русского искусства X V III века со всей полнотой проявились в творчестве Д.Г Левицкого.

Искусство XIX - начала XX века

В первой половине 19 века на развитие искусства в России оказывали значительное влияние социально-исторические процессы- национально патриотический подъем, связанный с победой над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, и зарождение антимонархического движения, которое вылилось в 1825 году в восстании декабристов. В живописи проявились романтические тенденции (портрет, исторический жанр), а к середине века усиливается демократическая направленность искусства (бытовой жанр). В жанровой системе Академии художеств бытовой картине предавалось третьестепенное значение, однако прогрессивный русский художник Венецианов Алексей Гаврилович.(1780- 1847) утвердил бытовой жанр и вообще реалистическую живопись в качестве равноправной и важной области искусства.

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка», «Гумно», «На жатве». Одним из лучших крестьянских портретов Венецианова считается «Девушка с васильками». С проникновенным лиризмом Венецианов затрагивает тончайшие ноты интимного переживания человека, раскрывает его трепетный душевный мир. Это делает созданный им образ одухотворенным и красивым.

Важнейшее место в живописи России середины XIX века занимает художник Карл Павлович Брюллов создавший портреты графини Самойловой, Е.П Салтыковой, О.П Ферзен, К.А Тонна, А.Н Львова, он написал более 80 портретов. Свойственное ему драматическое восприятие жизни нашло воплощение в картине «Последний день Помпеи» (1830-1833).

Распространение демократических идеалов среди русской интеллигенции привело к развитию новых эстетических взглядов. Художники включились в борьбу за справедливые социальные порядки, широкое распространение в живописи получил критический реализм.

Важную роль в художественной жизни страны второй половины 19 века играло созданное в 1870 году Товарищество передвижных художественных выставок.

Товарищество объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов второй половины XIX - начала XX века. Это Перов и Крамской, Мясоедов и В. Маковский, Савицкий и Максимов, Прянишников и Ге, Саврасов и Шишкин, Куинджи и Дубовской, В. Васнецов и Поленов, Костанди и Пимоненко, Гун и Неврев, Репин и Суриков, Серов и Левитан, Ярошенко и Нестеров, Касаткин и С. Иванов, Позен и Андреев, Попов и Архипов, Бакшеев и Бялыницкий-Бируля и многие другие. На некоторых выставках передвижников в качестве экспонентов участвовали Антокольский, Верещагин, К. Коровин, С. Коровин, Малявин и другие.
В 70-80-е годы деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. Передвижники оказали огромное влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. Многие из них стали основоположниками реалистического, демократического искусства своих народов.

В начале 70 годов впервые ярко и сильно проявился талант одного из великих живописцев XIX столетия Репина Ильи Ефимовича (1844-1930) . Одной из первых картин Репина, получивших широкое признание, был большой групповой портрет славянских композиторов, выполненный по заказу предпринимателя А. А. Пороховщикова .

В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование.

С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии . В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко».

Произведение, сразу выдвинувшим Репина в первый ряд русских художников, стала картина «Бурлаки на Волге»(1870-1873), пробуждавшая сострадание к угнетенному рабским трудом народу. По возвращению Репина в 1876 году из Франции начинается период высшего расцвета его творчества. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Портрет был не только ведущим жанром, но и основой творчества Репина вообще. Создает галерею образов выдающихся представителей русской общественной мысли науки и культуры. В лучших своих портретах В.В Стасова, Л.Н Толстого, М.П Мусоргского – Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобразительности и активности изобразительных средств. Склонность к психологическому драматизму в обрисовке ситуаций сказывается и в исторической живописи Репина: «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Ясность и доступность самого изобразительного языка высочайшее реалистическое мастерство, правда характеров, интерес к животрепещущим вопросам современности – залог непреходящей ценности искусства Репина Конечно, история русской живописи на этом не заканчивается. Конец 19 начало 20 столетия переломная эпоха во всех сферах социальной, политической и духовной жизни России. Все виды искусства выступали за обновление художественного языка, сложился стиль, затронувший все пластические искусства, получивший название модерн. Большую роль в популяризации отечественного и Западноевропейского искусства играли художники объединения «Мир искусства»(1898-1924), «Союз русских художников» (1903-1923). В начале 20 века в русское искусство проникают новейшие тенденции Запада – символизм, примитивизм, различное направление модернистского искусства. Появляются авангардные объединения художников – «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост», распространяются кубо-футуризм и абстракционизм.

Остановимся на творчестве Малевича Казимира Севериновича (1878-1935). К.С Малевич - российский художник - авангардист , педагог, теоретик искусства, философ, основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве , сочетание окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), а также наложенные на плоскость объемные формы.

Малевич увлекался импрессионизмом. Примером могут служить серия картин весеннего сада: «Цветущие яблони», «Весна», «Весна – цветущий сад». В творчестве Малевича конца первого десятилетия XX века сосуществуют разные тенденции. Это и импрессионизм, соединяющийся с сезаннизмом ("Река в лесу"), и модерн, проявившийся в эскизах фресковой живописи ("Торжество неба"), и все усиливающиеся экспрессионистические и фовистские элементы. Эти спрессованность, наслоенность друг на друга различных стилей и манер характерны как для новейшего русского искусства, так и для творчества Малевича.

На второй «Последней футуристической выставке картин» 1915 года, названной «0,10 (ноль-десять)» проходившей в Петрограде, Малевич показывает 39 новых картин. Это были беспредметные работы, представленные под названием «Новый живописный реализм». Среди картин был и знаменитый «Черный квадрат». «Черный квадрат», по замыслу Малевича, воплощает идею новой духовности, является своего рода иконой, пластическим символом новой религии. Это и послужило началом супрематизма.

Умер Малевич 15 мая 1935 года. Урна с его прахом была захоронена около дачи в Немчиновке. Место отмечено белым кубом с черным квадратом на нем.

Искусство предреволюционных лет в России отмечено необыкновенной сложностью и противоречивостью художественных исканий, но наряду с экспериментаторами в области абстрактных форм в русском искусстве этого времени продолжали работать и «мирискусники», «голуборозовцы», «союзники». Существовала также мощная струя неоклассицистического течения, примером которого может служить творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Оно восходит своими корнями к высоким национальным традициям русского искусства прежде всего Венецианова - «Крестьяне»(1914), «Жатва»(1915), «Беление холста»(1917)

Развитие искусства в революционную эпоху СССР

Революционная эпоха занимает особое место в истории русского искусства. Тотальные преобразование социально-экономической и политической жизни способствовали выходу на арену художественной жизни самых радикальных направлений искусства. Многочисленные группы и отдельные мастера сделали главным принципом своего творчества эксперимент. Это искусство в последствии получила общее название русский авангард. (Работы П.Н. Филонова, А.М Родченко).

К началу 30-х годов власть установила жесткий контроль над искусством. Годы сталинизма – один из самых трагических периодов в истории России и ее искусства. Была нарушена свобода самовыражения художника, сформировался метод социалистического реализма, художники должны были прославлять идею социализма, торжество коллективного сознания. Вместе с тем с началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом, проявляя свою гражданскую позицию и патриотизм. К этому периоду относится творчество таких художников, как А.А. Пластов, С.В. Герасимов, А.А. Дейнека. В последние годы войны одна из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы (союз трех художников М.В Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова) «Бегство фашистов из Новгорода».

Как реакция неприятия социалистического реализма в начале 1960 годов в живописи складывается «суровый стиль». Художники П.Никонов, Н.Андронов, В.Попков, О.Филатчев, М. Савитский и другие в поисках правды жизни обратились к сдержанной условной форме, отвергнув всякую описательность. Героическое начало в произведениях «сурового стиля» рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней от сюда и название. В. Попков «Строители братской ГЭС». П.Никонов «Наши будни» и др.

Заключение

Изучив указанную литературу, я познакомилась с творческой деятельностью великих русских художников 15-20 веков, и пришла к выводу:

Ушли навсегда в прошлое отжившие формы общественной организации, изменились строй жизни и воззрения людей, но как и несколько сотен лет назад современного человека волнуют дивные творения духовной культуры, созданные давным-давно;

Характерной чертой русских художников, и прежде всего великих мастеров была тесная неразрывная связь их искусства с общественной жизнью, прогрессивной научной мыслью;

Они обогащали традиции отечественного искусства, утверждали его народность и гуманизм, высокие нравственные идеалы;

Русское искусство всегда отличалось своей гражданственностью, патриотизмом.

Считаю, что знать и любить все бесценное, что создали своим талантом выдающиеся мастера России, это не только обязанность, но и долг каждого современного образованного человека.

Благодаря работе над этой темой, я стала ближе к миру искусства.

Список литературы

1. Б.И краснобаев. «Очерки истории русской культуры 18 века» Москва: Просвещение, 1987.

2. А.В. Муравьев, А.М. сахаров. «очерки истории русской культуры 9-17 вв.» Москва: Просвещение, 1984

3. В.Н Александров. «История русского искусства » Минск: Харвест, 2007.

«Эволюция видов» - Карл Линней – основоположник систематизации. Эволюционная теория Микроэволюция Макроэволюция. Основные правила эволюции: Основные закономерности биологической эволюции. Эволюционное учение. Важнейшие понятия эволюции: Критерии вида: Такое видообразование всегда протекает довольно медленно. Репродуктивный – генетическая изоляция одного вида от других, даже близкородственных.

«Русская живопись 19 века» - Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами. Русская живопись первой половины XIX века». Распространилось на различные сферы деятельности человека. «Портрет сына» 1818 г. «Явление Христа народу» 1837-1858 г.г. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.

«История живописи» - В России мастерами натюрморта были П. Кончаловский, И. Машков, К. Петров – Водкин, М. Сарьян и др. И. Остроухов. Дюрер открывает зрителю ценность индивидуальности, осознанность собственной значимости. Демон. Борзая. Маленькая (45х34 см) картина "Поклонение волхвов" уникальное произведение.

«Факторы эволюции» - Наследственная изменчивость Естественный отбор Изоляция. Основные положения учения Ч. Дарвина. Современная интерпретация основных положений теории. Почему необходима популяционная генетика? Задание для самостоятельной работы. Французский биолог Жан Батист Ламарк (1744 – 1829). Понятие «эволюция». Сделайте вывод: каковы факторы направленного изменения генофонда и направленного.

«Русская пейзажная живопись» - «Саввинская Слобода под Звенигородом». 1884 год. К. Коровин. Поленов. «Октябрь. Домотканово». 1895. «Летнее утро». 1920. Куинджи. «Золотая осень». 1893. «Осень. На мосту». 1910. «Гурзуф». 1915. Куинджи, художник яркий и талантливый, занимающий особое место. Русская пейзажная живопись. Сомов. «Весна». 1917.

«Живопись 20 века» - Фовизм. Игорь Стравинский. Тема: Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. П. П. Кончаловский. Альберт Матисс. Пикассо. В 1910 году стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет». Известны различные роды додекафонной техники. Додекафония. Велемир хлебников. В. В. Кандинский.

Во второй половине ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм . Своеобразие русского классицизма заключалось в том, что его мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, что они стремились к простоте, естественности и человечности. В классицизме нашли свое художественное воплощение идеи абсолютистского государства, пришедшего на смену феодальной раздробленности. Абсолютизм выражал идею твердой власти, пропагандировалась вечность абсолютистского строя. Во второй половине XVII столетия вместе с другими видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. В определенной мере они подготавливают те коренные реформы, которые происходят в ней в начале XVIII века. Вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи - иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества.

Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию - произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем. как уже давно установили исследователи, искусство в целом и живопись в частности, на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко выраженный национальный характер. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела - представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 - 1742).

И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец - трагические невзгоды. Портреты, созданные Никитиным в ранний период, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета- общепонятный и вполне неповторимый. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как: портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны (предположительно 1714 г.). Пожалуй, самым сильным произведением, после возвращения Никитина из Италии, является портрет государственного канцлера Г.И.Головкина (1720-е.г.). Помимо возросшей грамотности в рисунке и технике живописи он демонстрирует духовность выражения и взаимодействие образа со зрителем. Не меньшая серьезность присуща и “Портрету напольного гетмана” (1720-е.г.) . Авторская самостоятельность проявляется и в портрете С.Г.Строганова (1726 г.) и в картине “Петр-I на смертном ложе” (1725 г.). Со смертью Петра трагично закончилась и жизнь самого художника - он был судим по ложному обвинению и сослан в Тобольск. К петровской эпохе по духу принадлежит и творчество другого русского живописца - Андрея Матвеева (1701-1739). По указу Петра он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень знаний. Еще в период прохождения обучения им были созданы картины - “Аллегория живописи” (1725 г.) и “ Венера и Амур”. Самое известное произведение Матвеева - “ Автопортрет с женой” (1729 г.).Произведение Макеева рисует выгодно отличали этого художника.новую для России культуру отношений. Муж и жена не просто выступают как равные: художник бережно и горделиво представляет зрителю свою супругу. Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие. Крупным мастером живописного портрета, сочетавшим разнообразные художественные приемы, был в середине ХVIII века А. Антропов. Сын солдата, он с шестнадцати лет начал учиться у Матвеева, вместе с которым создал ряд декоративных росписей в Петербурге, Москве и других городах. В портрете Петра III нет идеализации, обычной для парадных царских портретов, создаваемых художниками - иностранцами, хотя то же композиционное решение. Антропов написал очень правдивый, острый, почти карикатурный образ царя - узкоплечего, на длинных тощих ногах. Пышное окружение - колонна, балдахин, трон и золоченный столик с царскими регалиями - подчеркивает физическое и духовное ничтожество царя. Многие художники ХVIII века вышли из крепостных крестьян, а некоторые так и остались в крепостной зависимости до конца своих дней. Крепостным графа Шереметьева был Иван Петрович Аргунов - представитель очень талантливой семьи, давший русскому искусству многих художников. Он известен прежде всего как портретист. По приказу хозяина ему приходилось писать портреты петербургской знати, знакомых Шереметьева и членов его семьи. Обычно они не позировали, и Аргунов, как он сам рассказывал, писал их, наблюдая во время торжественных праздников во дворце хозяина. Шереметьев не ценил в Аргунове художника, давал нередко ему самые различные поручения и, наконец, отослал в Москву управлять своим московским домом, тем самым почти лишив художника возможностью заниматься живописью. Творческая деятельность Аргунова развернулась в 1750-1760 годы. Известность ему принесли портреты Б. Шереметьева и В. Шереметьевой - самоуверенных и надменных дворян знатного рода. Аргунов, обучившийся у Гроота, овладел стилем западноевропейского парадного портрета. Не случайно он получил заказ написать портрет новой императрицы - ЕкатериныII. Хотя полной зрелости классицизм достигает в начале ХIХ век, но уже во второй половине ХVIII портретное искусство достигает подлинного расцвета. В это время творят крупнейшие живописцы Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский , создавшие блестящую галерею портретов современников, произведения, полные глубокой мысли, воспевающие красоту и благородство стремлений человека. Эти портреты не только донесли до нас образы многих замечательных людей, но и явились свидетельством высокого артистизма русских художников, их оригинальности, а также зрелости живописно-пластической культуры. Художники умели воссоздавать реальный образ с помощью различных живописных средств: изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов, богатейшей системой многослойного наложения красок. В ряду крупнейших русских портретистов второй половины ХVIII века наиболее своеобразным был Ф. Рокотов. Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный живописец. Его творческое наследие значительно. Рокотов уже в 1760 году ученик Академии художеств, а через три года - ее преподаватель и затем академик. Служба отвлекла художника от творчества, а официальные заказы тяготили. В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву. Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни. Он стал художником просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве. В его произведения отразилось характерное для того времени стремление лучшей, просвещенной части русского дворянства следовать высоким нравственным нормам. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. Люди в поздних портретах Рокотова становятся более привлекательными в своей интеллектуальности и одухотворенности. Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах. Люди в его портретах почти всегда чуть-чуть улыбаются, нередко пристально, иногда загадочно глядят на зрителя. Их объединяет нечто общее, какая-то глубокая человечность и душевная теплота. По одухотворенности, живописности, общей изысканности многие портреты Рокотова имеют аналогию в портретной живописи лучших английских мастеров ХVIII века. Когда расцветало творчество Рокотова, началась деятельность другого крупнейшего живописца - Дмитрия Левицкого, создавшего серию правдивых, глубоких по характеристике портретов. Он родился, вероятно, в Киеве и вначале учился изобразительному искусству у своего отца - известного украинского гравера. В 1770 году на выставке в Академии художеств Левицкий выступил с рядом портретов, представ сразу же зрелым и крупным мастером. За один из них - архитектора А. Кокоринова - он был удостоен звания академика. Художник еще опирается на традиции барочного портрета. Вскоре Левицким была создана знаменитая серия портретов смолянок - воспитанниц Смольного института. Выполненная по заказу императрицы Екатерины II она принесла ему подлинную славу. Художник изобразил каждую из воспитанниц этого привилегированного дворянского учебного заведения за любимым занятием, в характерной позе. Левицкий прекрасно передал очарование молодости, счастья юной жизни, разные характеры. Интимные портреты Левицкого эпохи расцвета его творчества, который приходится на 1770-1780-е годы, представляют вершину достижений художника. В Петербурге он написал посетившего русскую столицу французского философа Дени Дидро, нарочито изобразив его в домашнем халате и без парика. Исполнены грации, женственности в своих портретах М. Львова, пустой светской красавицей представляется Урсула Мнишек, расчетливая кокетливость присуща примадонне итальянской комической оперы певице А. Бернуцций. Левицкий по-разному относился к моделям своих портретов: к одним - с теплотой и сочувствием, к другим - как бы безразлично, третьих осуждал. Как и многие русские художники того времени, Левицкий получал за свои портреты намного меньше, чем заезжие иностранные живописцы. Он умер в тяжелой нужде глубоким стариком, до последних дней не оставляя кисти. В.Л.Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Боровиковский, как и Левицкий, родом с Украины. Уже в первые петербургские годы он сблизился с кружком, возглавляемый Н.А.Львовым, и неоднократно портретировал близких к этому обществу лиц. Довольно быстро при поддержке друзей, знакомых и пользовавшегося успехом при дворе австрийского живописца И.Б.Лампи, Боровиковский становится популярным среди широкого круга петербургского дворянства. Художник портретирует целые семейные “кланы” - Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни относятся портреты Екатерины-II,ее многочисленных внуков, министра финансов А.И.Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Полотна художника очень нарядны благодаря грациозной постановке моделей, изящным жестам и умелому обращению к костюму. Герои Боровиковского обычно бездеятельны, большинство моделей пребывает в упоении собственной чувствительностью. Это выражают и портрет М.И.Лопухиной (1797 г.),и портрет Скобеевой (середина 1790-х г.), и изображение дочери Екатерины-II и А.Г.Потемкина - Е.Г.Темкиной (1798 г.). Большое внимание художник уделяет малоформатным и прекрасно удавшимся ему миниатюрным портретам. Так же Боровиковский - автор ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи - портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров.

Список используемой литературы

  • 1. История русского искусства. В 6 т. 1956 г.
  • 2. Энциклопедический словарь русского художника. Педагогика. 1983 г
  • 3. Альбом “Русские художники от “А” до “Я”” ,М.,Слово 1996
  • 4. Детская энциклопедия 12, Москва, Издательство “Педагогика”, 1977
  • 5. Г. Островский “Рассказ о русской живописи”, Москва, Изобразительное искусство, 1987

Блестящий расцвет русской культуры второй половины XIX века ярко проявился и в изобразительном искусстве, искусстве реалистическом, истинно народном, глубоко национальном. Это было искусство гуманистическое, пронизанное идеями революционно- освободительного движения, отражающее борьбу шестидесятников и народничества против крепостничества и самодержавия, имевшее большой общественный резонанс в демократических кругах русской интеллигенции. Посвященное народу, оно говорило с ним правдивым, простым и ясным языком. Никогда прежде у русских художников не было такой огромной и благодарной аудитории.

Изобразительное искусство было проникнуто идеями освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм - правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости. Вторая половина XIX века стала важным этапом в развитии русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим, активно вторгаясь в жизнь и отражая ее, или решая проблемы, поставленные временем.

В русской живописи существовало два основных направления, которые принято называть «академическое», выражавшее дворянско-буржуазные взгляды, и «передвижническое»,т.е.демократическое.

Олицетворение рутины видели в Академии художеств, зависимой от придворных кругов, оказавшейся в стороне от подъема общественного сознания. Академия стояла на страже отживающих традиций, «высокого» стиля и «высоких» тем - из античной мифологии, религиозных, псевдоисторических. Она боялась близкого соприкосновения искусства с современной жизнью.

В картинах из русской действительности, все в большем числе появляющихся с конца 50-х-начала 60-х годов на выставках, усиливаются обличительные черты; растет критический реализм, стремление к вмешательству в жизнь и к воздействию на нее в интересах народа.

Вторая половина XIX века- это время оформления реалистического, национального, демократического направления в изобразительном искусстве, это время жизни и творчества выдающихся русских художников, внесших огромный вклад в развитие русского изобразительного искусства.

Типичной для живописи 60-х годов была фигура В. Г. Перова (1833-1882). Он является ярчайшим представителем обличительного направления в живописи. Его роль в развитии национального реалистического искусства была очень значительна и до, и особенно после 60-х годов. Имя Перова стало популярным с последних предреформенных лет, когда одно за другим начали появляться его полотна, посвященные разным сторонам русской жизни, изображению различных социальных типов, остро обличавшие чиновничество, духовенство («Приезд станового на следствие», 1857; «Первый чин», 1860; в 1861-1862 гг. - «Сельский крестный ход на Пасху», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах»). В 1865-1868 гг. появились картины Перова «Проводы покойника», «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Утопленница», «Последний кабак у заставы», где внимание художника привлечено к тяжелой доле крестьянства, к жертвам социальной несправедливости. Сочувствие художника, несомненно, на стороне крестьянина, образ которого явно идеализирован. Позже Перов перешел к нейтральным в общественном смысле жанровым темам («Птицелов», «Охотники на привале») он проявил себя еще и превосходным портретистом (портреты А. Н. Островского, В. И. Даля, М. П. Погодина, И. С. Тургенева, знаменитый портрет Ф. М. Достоевского - одна из вершин портретной живописи). Творчество В. Г. Перова отличают неподкупная правдивость, глубокое чувство, дар психологического проникновения.


Идейно-общественная атмосфера эпохи сказались на памятных событиях 1863 г., приведших к разрыву с Академией художеств группы одаренных молодых художников.

Группа художников состояла из тринадцати живописцев (И. Н. Крамской, А. И. Корзухин, А. И. Морозов, Ф. С. Журавлев, К. Е. Маковский и др.) и одного скульптора (В. П. Крейтан). Ее вдохновителем и вождем был И. Н. Крамской (1837-1887).

«Бунт» четырнадцати, их решение организоваться в свободную художественную артель насторожили правительство. По «высочайшему повелению», за «действиями сих молодых людей» и «направлением составленного ими общества» было установлено наблюдение. Артель петербургских художников была профессиональным объединением, выполнявшим всевозможные заказы, а одновременно бытовой коммуной и, главное, идейно-художественным центром; здесь как бы формировалось на том этапе общественное мнение художественной среды. Артель устраивала выставки картин, пользовавшиеся большим успехом у публики.

Дело артели оказалось все же нелегким и сложным: экономические мотивы для некоторых из ее членов стали в конце концов преобладающими, а принципиальная сторона отошла на второй план. Внутри артели начали возникать трения. В 1870 г. Крамской покинул артель; она просуществовала еще несколько лет, но уже не имела прежнего значения. Заслуживает внимания, что в середине 60-х годов в Петербурге некоторое время существовала и вторая художественная артель, возникшая по примеру начинания Крамского и его товарищей. К ней принадлежали В. М. Максимов, А. А. Киселев (будущие передвижники), Н. А. Кошелев и др.

Участники обеих артелей, первой в особенности, в значительной степени определяли характер живописи 60-х годов, обращенной к русской действительности, проникнутой сердечным вниманием к жизни и переживаниям простых людей. Но ими не исчерпывается круг художников-шестидесятников новой реалистической школы. К 60-м годам относятся лучшие картины Н. В. Неврева (1830-1904), родственного по духу творчества Перову, такие как «Торг» (продажа молодой крестьянки помещиком) и серия картин. В тот же период развернулось творчество художника-сатирика, бытописателя городской бедноты Л. И. Соломаткина (1837-1883). В. Г. Шварц (1838-1869) прокладывал новые пути в исторической живописи, внося в нее черты реализма, психологизма, в известной степени и обличительства; ему принадлежит выдающаяся картина «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»(1868), ряд произведений о времени Ивана IV. Другой исторический живописец К.Д.Флавицкий (1830-1866),оставшийся в рамках академического направления, тем не менее в нашумевшей картине «Княжна Тараканова» (1864) испытал воздействие демократической живописной школы.

Художественное движение 60-х годов подготовило почву для образования товарищества передвижных художественных выставок.

Инициатива создания этого объединения, сыгравшего громадную роль в русской культуре, принадлежала Г. Г. Мясоедову (1834 или 1835-1911). В ноябре 1870 г. был утвержден устав Товарищества, через год открылась в Петербурге первая его выставка. Масштабы деятельности Товарищества постепенно расширялись. Число городов, посещаемых выставкой передвижников, к 80-м годам увеличилось в несколько раз. Важная сама по себе мысль о передвижении выставок, приближавшем искусство к более или менее широким слоям населения, притом не только русского, но и украинского, литовского, латышского и т. д., далеко не исчерпывала задач нового, еще небывалого по характеру объединения, которое, не отличаясь полным внутренним единством всех участников, все же составилось и действовало фактически на основе некоторых существенных общих принципов и стремлений. Товарищество последовательно отстаивало принципы критического реализма и народности.

Народ был главным героем многих передвижнических полотен. Некоторые передвижники большое внимание уделяли и жизни города. В передвижнической живописи с середины 70-х годов появляются произведения, посвященные труду рабочих, рабочим типам. Передовые общественные круги с исключительным интересом и сочувствием встретили образование Товарищества передвижников. Реакционные круги, напротив, проявляли к передвижникам недоброжелательное отношение. Наиболее удачные выставки превращались в крупные не только художественные, но и общественные события. За первую четверть века их существования передвижные выставки посетило более миллиона человек.

В области преимущественно жанра работали такие передвижники, как Мясоедов (главным образом в первую пору своего творчества), Максимов, Савицкий и др., причем виднейшее место именно в жанровых картинах принадлежало крестьянской теме .

В отличие от Максимова или Мясоедова В. Е. Маковский (1846-1920) посвятил себя преимущественно - городскому жанру. С разработкой городского жанра связано также имя художника Н. А. Ярошенко (1846¬1898). Был одним из идейных вождей Товарищества. Он принадлежал к тем художникам, кто наиболее тесно связал свое творчество с общественно-политическим движением эпохи.

Портретная живопись, нельзя не подчеркнуть, занимала значительное, в отдельных случаях и главное место в творчестве ряда передвижников. Выдающимся мастером портрета был И.Н. Крамской. Работа над портретом открывала перед ним, как и другими передвижниками, возможность показа положительного деятеля современности - видных представителей культуры в первую очередь.

Вначале 70-х годов выступил со своими первыми крупными произведениями великий художник И. Е. Репин (1844-1930).Гениальный мастер рисунка, композиции, непрерывно стремившийся к совершенствованию, художник огромного темперамента, Репин особенно подчеркивал роль идей, содержания в искусстве.

Ряд репинских жанров проникнут искренней симпатией к подвигу революционных борцов («Под конвоем», 1876; «Арест пропагандиста», 1878-1892; «Отказ от исповеди», 1879-1885; «Не ждали», 1883 и 1884-1888, и др.). Великий психологический дар Репина сказался в огромной и разнообразнейшей галерее созданных им портретов. Репин-портретист с неподражаемой глубиной, силой, меткостью запечатлел облик виднейших представителей литературы и общественности, музыки, живописи и театра. Правящую верхушку царской России на рубеже двух веков с беспощадной правдивостью изобразил Репин в групповом портрете «Торжественное заседание Государственного совета» и в этюдах к нему. Репин принадлежит к замечательным русским историческим живописцам.

К началу 90-х годов была закончена (в наиболее известном варианте) картина «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» (вторая картина на ту же тему закончена художником в 1896 г.). Идеей художника при создании картины было прославление свободолюбия народа, подъема духа и энергии, испытываемого им в борьбе за независимость и вольность.

История русской живописи знает много высокодаровитых художников. Но ни одного не было, в картинах которого глубина мыслей и чувств сочеталась бы с таким живописным мастерством, как у Репина. Репин - самый глубокий, самый волнующий среди всех мастеров русской живописи недавнего прошлого, и в истории нашего искусства он занял место совершенно особенное. Стасов так охарактеризовал его: « У него совершенно свой, особенный взгляд и чувство, и только тогда он силен и значителен, когда выражает это чувство. А чувство это состоит в постижении и передаче масс людских» .

Исторической живописи было отдано в основном творчество другого великого художника-В. И. Сурикова (1848-1916). Наивысший расцвет его творческих сил относится к 80-90-м гг. дам XIX в. Суриков был художником масс. Масса, толпа Сурикова никогда не была безликой, каждого из участников он наделял глубоко индивидуальными чертами.

Задолго до появления батально-исторических полотен Сурикова всесветную славу завоевал в батальной живописи В. В. Верещагин (1842-1904). Верещагин лично участвовал в операциях русских войск в Средней Азии в 60-х годах, на Балканах в конце 70-х годов. Он создал циклы картин, посвященных военным действиям в Туркестане и русско-турецкой войне. Творчество Верещагина знаменовало новый этап в русской и мировой батальной живописи. Стасов так охарактеризовал его: «… живописец такого склада, какого прежде его никто не видывал и не слыхивал ни у нас, ни в Европе». Он ставил перед собою цель разоблачения войны как орудия насилия, страшного бедствия для человечества.

Новое, внесенное Верещагиным, естественно, заключалось также в том, что он интересовался в первую очередь не армейскими верхами, а рядовой массой. Верещагин сделал героем своих картин народ. Его обличающее войну творчество оказывало серьезное влияние на умы. Значительный интерес представляет созданная Верещагиным в 90-х годах серия картин об Отечественной войне 1812 г. Ранее написанные Верещагиным картины и этюды индийского цикла.

Свое особое слово в русской живописи, в частности исторической, сказал В. М. Васнецов (1848-1926). Он вошел в историю живописи как художник русского народного эпоса, былины, сказки. По мотивам «Слова о полку Игореве» написана картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1878-1880), за которой последовали «Битва русских со скифами» (1879-1881), «Витязь на распутье» (1878-1882). Знаменитая «Алёнушка», одно из самых задушевных созданий живописи, появилась на передвижной выставке 1881 г. Около двух десятилетий работал Васнецов над картиной «Богатыри» (окончена в 1898 г.), дававшей особо полное олицетворение той красоты, мощи, смысла родных наших образов, нашей русской при роды и человека, выражение которых художник признавал задачей искусства. К 1882-1885 гг. относится выдающееся произведение Васнецова в области монументально-декоративной живописи - роспись зала «Каменный век» в Историческом музее в Москве. На протяжении ряда лет (1885-1896) Васнецов был занят росписью Владимирского собора в Киеве. И в этой рабате проявилось высокое мастерство художника.

Богатый раздел изобразительного искусства эпохи составила пейзажная живопись. Выдающиеся ценности в области пейзажа создали многие художники, не являвшиеся «специалистами» пейзажной живописи, для которых пейзаж обычно играл роль фона картины. Иногда пейзаж оказывался наиболее общепризнанной стороной в творчестве художника. Вместе с тем пейзаж являлся самостоятельней отраслью искусства, которой многие деятели отдавали все или силы.

Почетное место в развитии пейзажной живописи занял реалистический пейзаж передвижников. Для них характерно обращение к родной природе. Вместо экзотических, «парадных» пейзажей (итальянских, швейцарских и т. д.), К которым тяготели художники академического направления, передвижники утвердили в пейзаже национальную тему, они раскрыли красоту в том простом и естественном, что повседневно окружало их. В пейзажах передвижников сплошь и рядом ощущался и воспринимался своего рода социальный подтекст. Зритель вслед за художником видел и чувствовал тех людей, ту массу народную, что жила в окружении написанной на холсте природы .

Одним из основоположников передвижнического пейзажа был И. И. Шишкин (1832-1898). Главнейший представитель эпической линии в пейзажной живописи, Шишкин с исключительным знанием и мастерством, с редкой любовью писал преимущественно лес средней и северной полосы России, раскрывал богатство, ширь, мощь природы Родины. «Сосновый бор» (1872), «Рожь», (1878), «Среди долины ровные» (1883), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Утро в сосновом лесу» (1889), «Корабельная роща» (1898) принадлежат к наиболее популярным картинам Шишкина, в катарам видели народного художника.

Другой из основателей пейзажной живописи передвижников А. К. Саврасов (1830-1897). Саврасов открыл лирическую линию русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели!», показанная на 1-й передвижной выставке, была воспринята как откровение благодаря небывалой задушевности, поэтичности, скромной и естественной красоте. Картины «Проселок» (1873), «Радуга» (1875) поддерживали славу художника-поэта, одновременна талантливого педагога, сыгравшего большую роль в воспитании целой плеяды живописцев.

И. И. Левитан (1860-1900) принадлежит к более молодому поколению художников. Левитан восторженно любил родную природу, глубоко чувствовал «бесконечную красоту окружающего». С всепокоряющей силой он передавал чувства и настроения, возбуждаемые природой в человеке. Сложнейшая гамма переживаний выражена в его полотнах. Левитану были понятны чувства передовых людей его эпохи, их боль за страдания родины. Гражданская тема нашла особенно яркое, хотя - по характеру пейзажной живописи своеобразное, отражение в знаменитой картине «Владимирка» (1892), навеянной мыслью о судьбе тысяч ссыльных. К любимейшим народом произведениям Левитана относятся также «Вечер на Волге» (1888), «У омута» (1892), «Над вечным покоем» (1894), «Золотая осень» (1895), «Летний вечер» (1899), «Озеро. Русь» (1899-1900).

На протяжении второй половины XIX в. продолжалась начавшаяся еще в 30-е годы деятельность известного художника-мариниста И. К. Айвазовского. Под его влиянием развилось дарование другого художника моря, вместе с тем художника-историографа российского флота А. П. Боголюбова (1824-1896) .

Достижения пейзажной живописи радовали любителей искусства. Но, с другой стороны, постоянное возрастание к концу века удельного веса пейзажа вселяло некоторую тревогу. Беспокойство выражалось в печати особенно в связи с более или менее заметным обеднением социально-бытового жанра. В оскудении жанра, в том, что на передвижных выставках реже теперь появлялись острые, захватывающие картины из современной жизни, сказывалось известное понижение идейно-общественного уровня деятельности Товарищества передвижников. В свою очередь последнее обстоятельство зависело от всей социально-политической обстановки. В Товариществе передвижников проявлялись колебания, увлечение «нейтральными» темами. Если у части старых передвижников наблюдалась в той или иной степени растерянность, то в среде молодого передвижнического поколения появились художники, чуткие к новым общественным явлениям. Они не ограничивались достигнутым их предшественниками и стремились расширить и обновить круг тем и образов.

С. А. Коровин (1858-1908), художник крестьянской и отчасти солдатской темы, в известной картине «На миру» и многочисленных эскизах и этюдах к ней (1883-1893) художественно-убедительно отразил социальное расслоение в пореформенной деревне. Крестьянская тема была господствующей в творчестве одного из самых крупных мастеров конца XIX и начала ХХ в. А. Е. Архипова (1862-1930), жанриста и пейзажиста. В молодом поколении художников, связанных в определенный период с Товариществом передвижников, очень рано выделилась фигура В.А.Серова (1865-1911). Валентин Серов уже в возрасте 22-23 лет создал такие шедевры, как «Девочка с персиками» (портрет Веры Мамонтовой, 1887), «Девушка, освещенная солнцем»,подлинные поэмы о светлой юности. Серов – гениальный мастер, творивший в различных областях искусства.

Эпоха «передвижников» запоздала сравнительно с началом художественного реализма в литературе; но кончается она приблизительно в то же время, в 80-90-х гг., и перед тем же напором нового поколения. Новый разрыв традиций и бунт молодежи 90-х гг. повторяет бунт самих передвижников против предшествовавшего им поколения академистов. Но то восстание взяло своим лозунгом создание русской национальной школы. Восстание молодежи 90-х гг. становится под знамя космополитизма. Надо сказать, что сами передвижники значительно облегчили тот протест против себя, который назревал в новом поколении. В середине 70-х годов они уже не были теми задорными протестантами и бойцами, какими явились организаторы «Артели» 60-х гг. Их пыл утих вместе с достигнутым ими успехом.

Однако симпатии передового русского общества были неизменно на стороне передвижников, ибо в их творчестве русская интеллигенция и простой народ видели выразителей своих интересов. Достижения и завоевания русской живописи второй половины XIX века, в котором себя проявили русские художники имеют огромное значение и уникальную ценность в русском изобразительном искусстве. Живописные произведения, созданные русскими художниками навсегда обогатили русскую культуру.

В жизни человека наберется немного часов, которые были бы приятнее, чем время, посвященное вечернему чаю.
Генри Джеймс, американский писатель

Вы никогда не должны отказываться от чашки чая при следующих обстоятельствах: если на улице жарко; если на улице холодно; если вы устали; если кто-то думает, что вы устали; если вам не по себе; прежде чем выйти из дома; если вы не дома; если вы только что пришли домой; если вам хочется чайку; если вам не очень хочется чайку, но вы могли бы; если вы уже давно не пили чая; если вы только что перехватили чашечку.
Джордж Майкс (венгерский журналист),

«Как быть британцем»
Чай поднимает тонус мышц, делая тело сильным. Он помогает при головной боли и головокружении, поднимает настроение и прогоняет сплин. Чай очищает почки от камней и песка, если его употреблять с медом вместо сахара, он облегчает дыхание при простудах. Этот напиток помогает улучшить зрение. Чай снимает усталость, делая человека жизнерадостным.
Томас Гарвэй, владелец первой в Англии чайной

Маковский К.Е. За чаем.

Русское слово «чай» происходит от китайского слова «ча» или «чае» — в северном, пекинском произношении, тогда как английское слово «tea» (чай), как и, соответственно, французское, итальянское, немецкое, датское и др., происходит от китайского слова «тэ» (чай) — в южном, фуцзяньском произношении.

В 1638 году русский посол Стариков привез от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая. Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской.

Богданов-Бельский Н.П. Чаепитие.

Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш — грек Сапфарий — привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы.

Кустодиев Б.М. Московский трактир.

Васнецов В.М. Чаепитие в таверне.

В начале XVIII века вошел чай в русский быт и стал нашим национальным напитком. Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос.
Гиляровский оставил прекрасное описание старых московских трактиров. Где-нибудь в «Коломне» или «Лондоне» за чаем грелись извозчики, а крупные коммерсанты заключали сделки на десятки и сотни/тысяч рублей. Любимые трактиры были у артистов, писателей, художников. Встречи за чайным столом у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках вошли в историю русской культуры. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля глагол «чаевать» означает «проклажаться за чаемъ, пить его въ раздольи».

Кустодиев Б.М. Купчиха за чаем.

Повсеместное распространение чая уже в начале XIX века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития. Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.е. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки.

Что такое самовар? В Словаре русского языка (М., 1981г., т.4) говорится: "Самовар - металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями". В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (СПб-М., 1912г., т.4) сказано: "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, б.ч. медный с трубою и жаровнею внутри".
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины -
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину,
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

Б. Кустодиев.Извозчики. 1920

Шампанов Сергей Чаепитие.

В чем заключается притягательная сила самовара, почему он остался наиболее устойчивым атрибутом домашнего уюта, можно понять, только поняв особенности русской традиции - чаепития.
Общеизвестно, что чай пришел в Россию с Востока. Это не означает, что до этого Россия пила только водку. Крепкие напитки были в России в почете, ее жители варили брагу, сбитень. Чай также был свой: из листьев, плодов, кореньев трав, в огромном ассортименте собираемых, высушиваемых и заготавливаемых для различного назначения - лечебных и тонизирующих.
Например, в качестве заварки использовался соцветия иван-чая, листья вишни, мяты, смородины и т.д.
Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Внедрение и распространение чая в России происходило на подготовленной почве, и основная особенность, причина популярности чая была в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.

Б. Кустодиев.На террасе. 1906

Переверзева А. К. Интерьер. Север.

Маковский К.Е. Алексеич.

Попов А. А. Мастеровой за чаепитием.

Коровин К.А. За чайным столом.

Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.
Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.

Б. Кустодиев.Осень в провинции. Чаепитие. 1926

Откровенный разговор непосредственно с собеседником, а тем более с несколькими собеседниками, всегда сложен психологически. Это усугубляется еще тем, что за столом находятся, как правило, несколько возрастных групп - от детей до прадедушек и прабабушек. Детей сдерживает традиция почтения к взрослым, их родителей - почитание своих родителей. Неосторожное замечание, столкновение двух мнений подчас разрушает доверительность беседы, и говорящий замолкает и уходит "в себя". Для создания духа демократичности был необходим некий "молчаливый собеседник", глядя на которого, и, обращаясь к которому, можно было бы высказать самое сокровенное, не боясь быть непонятым. Эта роль отводится в русском чаепитии самовару.

Б. Кустодиев.Чаепитие. 1913

Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар…
А.С.Пушкин

Такой предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. И его изобрели на рубеже XVIII века русские мастера. Самовар вошел в каждый дом. Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в классику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом художественного интереса, и целый ряд мастеров декоративно-прикладного искусства принимал участие в создании его декоративного убранства.
Что такое самовар? В Словаре русского языка (М., 1981г., т.4) говорится: "Самовар - металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями". В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (СПб-М., 1912г., т.4) сказано: "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, б.ч. медный с трубою и жаровнею внутри".
Его устройство просто, как все гениальное. Он состоит из цельнотянутого тонкостенного сосуда. Его вертикально протыкает труба, начинающаяся от топки снизу и завершающаяся конфоркой. Последняя служит как для установки на ней чайника для заварки, так и для осуществления тока воздуха, когда конфорка закрыта крышкой.

И. Грабарь. За самоваром. 1905

От других приборов для кипячения воды, известных задолго до появления самовара и которыми люди пользуются сейчас, самовар отличается в первую очередь тем, что он объединил в себе весь практический опыт человечества по экономии энергии.
Все тепло, поднимающееся по трубе, отдается окружающей его воде. Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Естественный ток теплого воздуха вверх создает идеальную тягу в топке. Топка прикреплена снизу к сосуду (тулову) самовара на необходимом расстоянии от поверхности стола, на который ставится самовар. Расстояние это отрегулировано ножками самовара, которые придают ему устойчивость и пожарную безопасность.
Труба, являясь конструктивным стержнем, служит основой для надеваемой на нее крышки сосуда, конфорки, крышки самой трубы. Через трубу закладывается топливо и разжигается самовар. Топливом служат сосновые шишки, ветки, щепки, Их расход минимален.

К. Коровин. За чаем. 1888

Для вливания воды снимается крышка сосуда. Для наполнения стакана есть удобный кран с притертыми поверхностями. Кран расположен на некотором расстоянии от дна самовара, что позволяет не попадать взвеси в чашки.
Такие элементы, как кран (ветка), ручка для переноса самовара, ножки, на которых он стоит, изготавливаются с помощью литья и припаиваются к сосуду. Эти элементы имеют разнообразную форму и декоративные украшения. Их отдаленность от источника нагрева сохраняет пайку веками. Самовары использовались как для приготовления чая, так и для приготовления супа, каши, сбитня. В таких самоварах сосуды разделялись на два или три отсека и блюда готовились одновременно.
Пользоваться самоваром может даже ребенок - наливается вода, закладывается топливо и в трубу опускается подожженная щепка. В сырую погоду или при сыром топливе самовар нужно раздувать. Это делают или через отверстия в стенках топки, или "крестьянским" способом - с помощью надеваемого на трубу сапога, который выполняет функцию меха в кузнечном горне. При закипании воды на конфорку устанавливается заварочный чайник, керамический или фарфоровый, в зависимости от вкуса, привычки или состоятельности заваривающего чай. Тяга замедляется, и самовар медленно доводит воду до кипения, качественно заваривая чай. Чай из самовара обычно пьют вприкуску, то есть сахар подается отдельно.

В. Нестеренко. Конфетки, бараночки. 1997

Самовар стоит всегда в центре стола. Он добрый - по своему образу, по округлости форм. Он добродушно попыхивает дымком и булькает кипящей водой. Он отражает в своих боках окружающих его людей и природу, придавая некоторую ирреальность происходящему.

Император белых чашек,
Чайников архимандрит,
Твой глубокий ропот тяжек
Тем, кто миру зло дарит.
(Н. Заболоцкий)

А.Герасимов.Семейный портрет

Завтрак русского помещика XIX в. - это как бы соединение принятых во Франции того времени первого и второго завтраков. "Напившись, чаю, приступают к завтраку: подадут битого мяса со сметаной, сковородку грибов или каши, разогреют вчерашнее жаркое, детям изготовят манный суп - всякому найдут что-нибудь по вкусу" (Гончаров И.А. "Фрегат "Паллада").
К чаю подавали сахар-рафинад (песок покупали только для кухни - от него чай становился мутным), бисквит, сухари "англицкие", булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое. Иногда брали бриоши (французскую сдобную хрустящую булочку в форме рогалика) и Ревельский хлеб (пеклеванный хлеб с тмином). На столе ставили серебряный самовар, серебряные же чайник, ситечко, в сахарнице - щипчики, и, кроме того, чайницу - "хрустальную в серебряной оправе и при ней особливой формы ложечка, для накладывания чаю" (Е.Авдеева "Полная хозяйственная книга").

И. Грабарь. Утренний час, подснежники. 1939

О том, какой чай пили в России этого времени, подробно рассказывает И.А.Гончаров: "Мы называем хорошими нежные, душистые цветочные чаи. Не для всякого носа и языка доступен аромат и букет этого чая: он слишком тонок. Эти чаи называются… пекое (Pekoe flower). Англичане хорошим чаем, да просто чаем (у них он один), называют особый сорт грубого черного или смесь его с зеленым, смесь очень наркотическую. От чая требуют того же, чего от индийских сой и перцев, то есть чего-то вроде яда" ("Фрегат "Паллада"). Под цветочным чаем, разумеется, понимается не чай из цветов (Гончаров китайскую манеру класть в черный чай жасминные, а в желтый розовые лепестки называет "следствием пресыщенности"), а именно сорт чая, приготовленный из верхушечной почки растения - с особенно тонким и изысканным ароматом.

Современная живопись. Долгая Ольга Петровна.

Trisha Hardwick.Натюрморты.

Чаепитие по-русски отличалось не только сортом и качеством используемого чая. Конечно, чудаки и оригиналы в России пили чай с гвоздикой на японский манер, и по-китайски с цветами, и зеленый чай, как пьют настоящие американцы. Однако, пить русский чай означало пить чай заваренный (англичане, как замечает Гончаров, "варят его по своему обыкновению, как капусту") и с сахаром - для иностранца русский чай "какой-то приторный напиток".
Дюма-отец, автор кулинарного словаря, писал: "Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России", и объяснял это тем, что чай чрезвычайно страдает от длительных морских перевозок и из всех европейских стран только Россия может ввозить чай по суше прямо из Китая. В это время именно Китай, где чай был известен с доисторических времен, основной поставщик чая, в Индию же и на Цейлон чай был завезен только в 1865 году. "Обычаи странны в России, так что иностранцы находят их необычайно шокирующими, когда впервые встречают", - писал в своем словаре Дюма. Так, например, он находит удивительным, что "мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора".

Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины -
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину,
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
А.Блок, русский поэт