Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Рассматривание картины а к саврасова грачи прилетели. Составление рассказа по картине Саврасова А

Рассматривание картины а к саврасова грачи прилетели. Составление рассказа по картине Саврасова А

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Грачи прилетели"

Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №7,г. Бутурлиновка Воронежская область

Описание :Данный конспект непосредственно-образовательной деятельности будет полезен воспитателям подготовительной группы.Это конспект занятия по рисованию,направленный на развитие творческих способностей детей и воспитание любви к природе родного края

Цель: Развитие творческих способностей детей

Задачи:
Познакомить с картиной художника А.К.Саврасова "Грачи прилетели".Учить передавать на бумаге характерные признаки весны,делать лёгкий набросок простым карандашом,гармонично располагать сюжет на листе бумаги
Развивать наблюдательность, чувство композиции.
Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, любовь к природе родного края.

Ход занятия:

Воспитатель включает аудиозапись грачиного гомона.
Воспитатель: Ребята, а крики каких птиц мы слышим? Отгадайте загадку:

Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей
Взад-вперед по пашне вскачь
А зовется птица... (грач)


Воспитатель: А как называется место, где живут грачи? (грачовник)


Воспитатель: А на каких деревьях грачи обитают?
Дети: На старых деревьях с толстыми ветками
Воспитатель: А из чего грачи строят свои гнезда?
Дети: Из веточек и палочек
Воспитатель: Ребята, а мы можем назвать грачей своими друзьями?
Дети: Да, грачи питаются насекомыми и уничтожают вредителей.

Иным грачей несносен крик;
А я его люблю, напротив
Я с детских лет к грачам привык

Себя их слушать приохотив
Друзья родной земли моей,
Они, как я, здесь летом - дома,
Непостижима без грачей
Страна дубов и чернозёма.
А. Жемчужников

Воспитатель: Ребята, а грачи какие птицы?
Дети: Перелётные
Воспитатель: А если грачи прилетели, то какое время года наступило?
Дети: Весна

Пусть проталины темнеют,
Солнца спрятались лучи
А вы видели сегодня
Прилетели к нам грачи!
Удивительные птицы -
Прилетели,гнёзда вьют,
Словно шапки на деревьях,
Домики грачей растут.
Завороженно ребята,
Смотрят на гостей весны.
Просыпается природа,
Переменам рады мы!
О.Костина


Воспитатель: Грачи действительно удивительные птицы и с прилётом грачей в народе сложились пословицы и поговорки.А какие из них вы знаете?
Дети:
-Увидел грача - весну встречай
- Грач на горе - весна на дворе

Воспитатель: Много стихотворений написано поэтами о грачах.А сегодня мы с вами познакомимся с картиной художника-пейзажиста А.К.Саврасова "Грачи прилетели"


- Посмотрите на картину.Перед нами скромный сельский пейзаж.На переднем плане художник изобразил ряд старых кривых берез,а на их голых ветках расположились грачиные гнезда.А вдали виден бревенчатый забор, а за ним возвышается сельская церковь.Весеннее небо художник изобразил с нежно-голубыми облаками.
- Ребята, а какими красками написал художник картину?
- Что написано голубым цветом?серым?коричневым?
- Что самое яркое в картине?
- Какое настроение передает художник?

Физминутка:
Как-то раннею весной
На опушке лесной
(стоят в кругу)
Появилась стая птиц:
Не скворцов и не синиц,
(бегут на носках, чуть подняв согнутые руки в локтях)
А большущих грачей
Ночи черной черней
(приседают)
Разбежались по опушке
Прыг-скок, крак-крак!
(бегут в разных направлениях)
Там жучок, там червяк
Крак-крак-крак!
(наклоняются вперед, вниз)

Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю стать художниками и нарисовать прилет грачей в нашем городе.
Самостоятельная работа детей
Дети рисуют.Звучит музыка П.И. Чайковского "Апрель" из фортепианного цикла "Времена года"

Итог. Выставка детских работ.Дети выбирают наиболее удачные работы, рассказывают чем они им понравились и почему?

Воспитатель: Молодцы,ребята.Вы сегодня постарались и на ваших рисунках видно, что грачи прилетели, а вместе с ними просыпается и оживает природа.

Тема: Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цели:

Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»;

Учить устанавливать смысловые ассоциации, самостоятельно отвечать на вопросы;

Использовать в речи распространенные предложения с однородными определениями…

Предварительная работа

    Знакомство со стихами о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», А.Н.Плещеева «Весна», И.Токмаковой» Весна»

    Чтение рассказа Э.Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

    Отгадывание загадок о весне.

    Повторение перелетных птиц - игра «Улетели – прилетели».

    Повторение весенних месяцев – игра «До – между - за»

Оборудование

Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

План занятия. Вступление .

Приглашение на вернисаж.

Я приглашаю вас на вернисаж. Вернисаж, это место в музее, где идет показ картин. Представте, что мы, в большом зале музея. А я ваш гид, я, познакомлю вас с картиной. Правда, картина будет одна, но очень знаменитая. Воспитатель открывает картину на мольберте.

Молчаливое целостное восприятие.

Эта картина называется «Грачи прилетели», написал её русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Чем же, она так знаменита, почему из разных городов и даже разных стран приезжают люди, для того, чтобы увидеть её. В чем её секрет.

Сегодня я помогу вам раскрыть её секреты.

Беседа по картине, осложненная грамматическими заданиями.

    Расскажите о березах на переднем плане. Какие они?

Что происходит на березах?

Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?

Кто главный герой картины? Почему?

Это первый секрет , грачи открыли весну, раннюю, не яркую, еще с холодными днями, остатками снега.

2.Но что стало со снегом, какой он под березами, на полях? О нем можно сказать строчками из стихов: «Снег теперь уже не тот: Потемнел он в поле…»

Художник картину пишет в холодных тонах, нет тут яркой зелени, ярких красок. И все же в ней красавица весна. Вот и второй секрет.

3.Отправимся вглубь картины.

Пройдем по правому берегу речки. Что там?

Село. Какие домики? (высокие, низкие). Из чего выстроены дома, сараи?

(деревянные). Что стоит в середине села? Высокая колокольня. Из чего выстроена она, (из камня, белая). Как назвать, одним словом?

Белокаменная. Что, виднеется за ней? (Конец села.) А, что там за селом? (Поле) Расскажите о нем. За полем виднеется тонкая полоска леса. Это линия горизонта. Она сливается с высоким небом. Вот как далеко мы дошли. Это третий секрет . В картине есть глубина, и высота. Высокая колокольня, но небо ещё выше. В ней много пространства. Художник поделил её линией горизонта пополам. Одна половина это все то, что растет и стоит на земле, другая половина это небосвод.

4.Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?

Небо обложено облаками. Как их можно назвать? (Обложные). Однако они высокие. Какого они цвета? (белого, серого…) Одним словом – белосерые. Но в левом углу картины облака расступились, словно ветер их разорвал, нам виден краешек, чего? (голубого неба). Такое голубое небо бывает только весной.

Словно окошко и в него художник впустил много воздуха пахнущего весной. В картине живут запахи. Какие? (Запах талого снега, свежего воздуха, запах набухших весенних почек, запах теплой земли) Вот и ещё один секрет.

5.Весной воздух свеж и пахуч. Хочется дышать полной грудью, радоваться весне, петь, улыбаться, смеяться. Даже грачи ей рады. Они кричат, шумят…, Что еще может звучать в картине, где живут звуки природы? (Река шумит, журчит, ветки шумят, крылья грачей шумят, ветер шумит) В картине живут голоса птиц, шум природы.

Это и есть новый секрет, который мы открыли.

Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы

Она нас выслала вперед!..

А этот ключик покажет нам, что вы запомнили, рассматривая картину «Грачи прилетели»

    Дидактическое упражнение «Рисуем мысли на доске»

    Игра «Волшебная цепочка» На берегу стояли три ……

Как называется картина, с которой вы познакомились?

Кто её написал?

    Графический диктант. «Ключ»

Эти ключи помогут вам открывать новые секреты новых картин.

1. Учить детей высказывать свои мысли содержательно, понятно.
2. Совершенствовать умение использовать разные части речи в
точном соответствии с их целью высказывания.
3. Продолжать эмоционально, «со вкусом» рассказывать об
интересных событиях.
4. Воспитывать интерес к птицам и произведениям искусства.
Словарная работа: пейзаж, суетятся, перекликаются, поскрипывают.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о весне, перелётных птицах; знакомство с приметами весны.
Ход.
Воспитатель: Удивительный мир окружает нас. Это мир природы. Увидеть её красоту помогают нам художники. А как называют картины, изображающие природу?
Дети: Картины называют пейзажами.
Воспитатель: Мы с вами сегодня познакомимся с пейзажем, но кто на нём изображён, вы должны отгадать:
Всех перелётных птиц черней, враг личинок, друг полей,
Взад - вперёд по пашням вскачь, а зовётся птица - (Грач)
Воспитатель: Более ста лет назад Алексей Кондратьевич Саврасов написал свою знаменитую картину: «Грачи прилетели». Какое хорошее название. Как будто кто-то, пробегая мимо, сообщил радостную весть: «Весна пришла!» (Послушайте о чем же, рассказывает эта картина).
Аудиозапись.
В тихом уголке русского селения Алексей Кондратьевич Саврасов увидел красоту пробуждающейся природы и с большой любовью показал её людям. Картина рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении. Художник построил свой пейзаж, что хочется рассматривать его подробно - каждый предмет, каждую деталь.
На первом плане - грачи, они заняты важным делом: суетятся, перекликаются, как бы советуясь между собой. «Грее-Грее-Грее» -кричат они. Отсюда птица и получила свое название. Грач - очень полезная птица. Она в почве ищет личинок, гусениц и поедает их, чтоб они не портили всходы.
Один из них подобрал с земли веточку. Грачи спешат соорудить на берёзе гнёзда. Берёзы не похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные стороны; видно, не щадили их зимние ветры и метели. Потом наш взгляд уходит дальше, - туда, где сараи и церковь. А ещё
дальше - вольно раскинулась Земля, освободившаяся от снега, и небо-легкое, с голубыми оконцами - просветами. Все берёзки, как будто сажею кто-то вычернил -это грачи вороненые, смелые, важные. Молчаливо обходят ручьи.
Воспитатель: Прилетели грачи и стало ясно, что конец зиме. Весна пришла! Обратите внимание, какие нежные цвета использует художник?

Дети: Бледно-голубой, беловато-розовый, светло-коричневый.

Вос-ль: Художник выбрал их не случайно. Бывают ранней весной дни, когда всё кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают зимние сны. А если бы вы стали птицей, что бы вы могли рассказать? Куда полететь?
Дети: Рассказы дети от лица птиц о том, как им было голодно и холодно зимой, как трудно лететь из теплых краев.
Аудиозапись. Пробуждение природы.
Воспитатель: Обратите внимание, как Саврасов отразил в картине пробуждение природы?
Рассказы детей.
1 ребёнок: Сон этот не глубокий - природа постепенно начинает оживать.
2 ребёнок - Трепещут солнечные блики на деревянной изгороди и тянутся к свету молодые деревья.
3 ребёнок - Слышно как поскрипывают от ветра стволы берез, а в проталинках булькает вода.
Воспитатель: От ветра стволы берёз что делают?
Дети: Березы поскрипывают.
Воспитатель: А берёзы на картине не низкие, а какие... высокие (добавляют дети).
Не толстые, а... тонкие
Не прямые, а... изогнутые
Не безобразные, а... красивые
Погода, кажется здесь не жаркая, а... холодная
Грачи не молчат, а... перекликаются, советуются.
А люди изображены на картине?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Вы видите, что людей здесь нет. И в то же время мы почти ощущаем их. Ведь кто построил церковь? А ещё что построили люди?
Дети: Ответы детей - Люди построили сарай, изгородь.
Воспитатель: Люди ещё скоро вспашут землю и чем засеют?
Дети: Ответы детей. (Засеют землю зерном)

Проводится закличка - физкультпауза:
Воспитатель: «Сеем, сеем, просеваем». Сеем, сеем, посеваем,
Зерно в землю мы бросаем. А потом, примнем немножко,
Чтобы наша птица грач не смогла его склевать.
(под речёвку дети выполняют движения)
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
Без рук, без топорёнка, построена избёнка. (Гнездо).
Воспитатель: А для чего строят грачи гнёзда?
Дети: Выводить птенцов.
Воспитатель: Кто вырастит из маленького грачонка?
Дети: Из маленького грачонка вырастит грач.
Воспитатель: А кем будет гусеница? (Бабочкой).
Кем будет куриное яйцо? (Цыпленком). Показ предметов.
Кем станет цыплёнок (Курицей, петухом).

Индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: С кем можно сравнить петуха.

Дети: (Показывать картинку) – с будильником, сторожем, часами, забиякой.
Воспитатель: А что объединяет эти предметы? (Показ домашних птиц).
А что объединяет наших грачей и самолет?
Дети: Самолёт и птицу объединяет то, что они летают по воздуху, что у них есть крылья.
Воспитатель: А что ещё делают грачи?
Дети: Они суетятся, перекликаются.
Воспитатель: Посмотрите снова на картину и назовите слово, которое обозначает действия грачей.
Дети: Они прилетели.
Воспитатель: А чем похожи слова, прилетели, прибежали, примчались?
Дети: Все слова начинаются с маленького слова - приставки - при.
Воспитатель: Назовите слова, которое обозначает направление, в котором летают
грачи? (Вверх, вниз).
Воспитатель: Скажите точнее: облака по небу летят, плывут, кувыркаются, бегут, плетутся, крадутся.
Дети: Облака по небу плывут.
Воспитатель: Почему в народе говорят «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли»
Дети: Потому что таит снег, появились лужи, проталины. Люди пашут землю, на деревьях набухли почки. Птицы строят гнезда, чтоб высиживать птенцов. Оживает и пробуждается природа от зимнего сна.
Воспитатель: Отлично! Ваши ответы порадовали меня.
Воспитатель: У вас на столах лежат картинки с птицами. Выберите тех птиц, которые оставались у нас зимовать и назовите их. (Щегол,воробей, синица, поползень, свиристель, снегирь, дятел, сорока, ворона). А теперь, покажите, какие птицы прилетают из теплых краёв и назовите их (скворец, грач, ласточки, журавли).
В слове грач, сколько слогов, а в слове грачи?
(Показ картинки)
На какую птицу похожа птица грач?
Дети: На ворону, только у грача вокруг клюва со временем образуется белое кольцо.
Воспитатель: Прекрасно! Я знала, что вы справитесь с заданием.
Давайте поиграем парами. (ЗНАКОМАЯ ИГРА). Надо закончить начатое предложение, одним словом по аналогии.
Например, берёза, - дерево, а ромашка -... цветок.
Огурец - овощ, а яблоко - фрукт.
Воспитатель: А теперь, найдите, у кого лежат на столе фрагменты из картины Саврасова «Грачи прилетели» и покажите на картине, где эти фрагменты должны быть и что на них изображено.
Дети: Дети рассказывают, уточняя название картины и автора.
Воспитатель: Смотрите, как прекрасен этот уголок России, как прекрасна наша Земля!
У меня три стакана с водой. Стакан с блёстками в воде символизирует радостные мысли, стакан с обычной водой - спокойное, уравновешенное состояние. Стакан с грязной водой - неприятные, грустные мысли. Какие мысли возникли у вас, при рассматривании этой картины.
Дети: Несколько детей подходят и показывают, что они чувствовали при знакомстве с картиной.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с чудесной картиной, и я думаю, что вы не пройдёте равнодушно мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце, мимо рощи в осеннем уборе. Обрадуетесь этой встрече с прекрасным, и, наверное, станет лучше и добрее.
Чтоб на участке у нас всегда гостили птицы, что надо иметь на участке?
Дети: Кормушку.
Воспитатель: На прогулке мы пойдем и повесим её. Занятие закончено.

Зульфия Валетдинова
Составление рассказа по картине Саврасова А. К. «Грачи прилетели» в подготовительной группе детского сада

Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Цели :

Развитие художественного восприятия произведений искусства (картины , развитие эстетических чувств, эмоций при рассматривании картины

Задачи :

Художественно-эстетическое развитие :

Развитие эстетического отношения к рассматриваемой картине , умения увидеть природу глазами художника, умения осознать свои чувства, эмоции, которые вызывает рассматриваемая картина

Познавательное развитие :

умение подмечать изменения в природе

Социально-коммуникативное развитие :

Обогащение словаря, умение пользоваться распространенными предложениями. последовательное описание картины по плану

1. Оргмомент : Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица ….(грач )

Какие птицы прилетают весной первыми ? (грачи )

О чем говорит прилет грачей ? (весна наступила)

2. Объявление темы : Сегодня мы будем рассматривать и описывать пейзажную картину «Грачи прилетели » , которую написал около 150 лет назад русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов . Пейзаж – это картина , изображающая природу. Про художников говорят «написал картину » (а не «нарисовал» )

Выставляется картина .

3. Рассматривание картины , ответы на вопросы :

Какое время года изображено на картине ? (весна)

Это начало весны, середина или конец? (начало)

Какой снег на переднем плане слева? (потемневший, рыхлый, мокрый)

Что видим справа? (снег растаял и деревья стоят в холодной воде)

Что можем сказать о деревьях? (Тонкие березки пока стоят голые)

Какие птицы облюбовали березы? (грачи )

Что делают грачи ? (обустраивают, ремонтируют старые гнезда, строят, вьют новые, кричат. галдят, суетятся, торопятся, спешат, волнуются)

О чем говорит прилет грачей ? (наступила весна)

Какие строения видны на среднем плане? (церковь, крыши стареньких домов, забор)

Что за забором? (поле)

Есть ли в поле снег? (в поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины)

Какое небо на заднем плане? (серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака иногда проглядывает яркое, голубое, весеннее небо)

Какие краски преобладают в картине , яркие или, наоборот, неяркие? (неяркие, но несмотря на это ощущается, что природа пробуждается после холодной зимы и весна уже наступила - об этом говорит прилет грачей )

Скажите кратко, о чем эта картина ? (о наступлении весны, о прилете грачей , о пробуждении природы).

4. Какие чувства (эмоции) вызывает эта картина : грусть, тоску, печаль. радость? Почему?

(радость от того, что прошли холода, морозы; что грачи с оживлением готовят жилища для будущих птенцов; что небо яркое, весеннее и на смену пасмурным дням обязательно придут теплые, солнечные).

Нравится ли тебе эта картина ? Почему? (потому что нарисовано очень похоже; все как настоящее – и снег, и вода, и деревья; как будто слышу крик грачей ; ощущаю прохладный воздух; у нас около дома высокие тополя и там грачи так же вьют гнезда ; чувствую как радуются грачи тому , что вернулись после долгой дороги домой, в родные края; и я хочу научиться так же рисовать).

5. Физминутка : Весной долгожданное тепло к нам пришло (встать на носочки, «потянуться» к солнышку)

От ветра качаются деревья (руки вытянуты вверх, раскачиваются)

На деревьях гнезда (сложить ладошки)

В гнездах - птенцы (соединять большие пальцы поочередно с остальными – клювики птенцов) .

6. Лексико-грамматические упражнения :

1. Скажи про несколько :

Дерево – (деревья, гнездо – (гнезда, облако – (облака, сук – (сучья, перо – (перья, крыло – (крылья)

2. Подбор определений :

Снег какой? (темный, рыхлый, влажный, грязный, мокрый, холодный, тяжелый, талый)

Земля какая? (мокрая, влажная, черная, холодная)

Небо какое? (серое, пасмурное, блеклое, темное, яркое, голубое, ясное)

Грачи какие ? (черные, радостные, заботливые, крикливые, суетливые)

3. Скажи иначе :

Снег стал темным – потемнел,

Строят гнезда – вьют гнезда

Пробуждается – просыпается

Строения - постройки

4. Объясни значение слов :

Облюбовали-понравилось,

Обустраивают – наводят порядок

Преобладают – больше всего

7. Примерный образец рассказа

Эта картина называется «Грачи прилетели » . Ее написал художник Саврасов .

На переднем плане слева мы видим снег. Он уже потемневший, рыхлый, мокрый (влажный, а справа снег уже растаял и деревья стоят в холодной воде. Высокие березы облюбовали грачи . Они обустраивают старые гнезда и заботливо строят новые. Прилет грачей говорит о том . что весна уже наступила.

На среднем плане мы видим строения : церковь, крыши стареньких домов, забор.

За забором- поле. В поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины. Когда весь снег растает и земля просохнет, в поле начнутся весенние работы.

На заднем плане мы видим небо. Оно серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака уже проглядывает иногда яркое весеннее голубое небо. Художник показал в своей картине как пробуждается природа.

8. План рассказа

Как называется картина ?

Кто написал картину ?

Описать снег, деревья, грачей

Перечислить строения, описать поле

Описать небо

Какие чувства вызывает эта картина ? Почему?

Почему понравилась эта картина ?

9. Рассказы детей

Материал можно разделить на 2 занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Куры» с использованием ИКТ» Цель – создание условий для развития навыков речевого общения. Задачи: Обучающая: - учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ.

«Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». НОД в старшей группе Вид НОД: Коммуникация Тема: Рассказывание по картинке «Лошадь.

Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе «Грачи прилетели» (оригами) Алгоритм действий Определение и формулирование цели НОД Содержание - продолжать учить создавать композиции с изделиями, выполненными из.

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада «Составление сюжетного рассказа» Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада. Тема: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

Художественное творчество: знакомство с искусством в старшей группе

Рассматривание репродукции картины А.К. Саврасов «Грачи прилетели».

Цель: развитие способностей восприятия произведений изобразительного искусства.

Задачи: Познакомить детей с творчеством А.К. Саврасова. Учить детей понимать основную мысль произведения, углубить впечатления, связанные с приходом весны. Учить видеть изобразительные средства, которыми пользуется художник для передачи своих впечатлений и чувств (композиция, перспектива, сочетание красок и их тонкие переходы, колорит). Учить подбирать палитру красок к цветовой гамме репродукций картин. Создать эмоциональный настрой через стихотворную рифму. Формировать эстетические чувства от восприятия произведений искусства. Воспитывать интерес к живописи, собственные эстетические суждения.

Предварительная работа:

· Беседы о весне и её периодах, её признаках.

· Наблюдение на прогулке за изменениями в природе

· Рассматривание деревьев в уголке леса детского сада

· Рассматривание репродукций картин известных художников о ранней весне

· Рисование «Ветки вербы в вазе», «Нежные подснежники»

· Заучивание стихотворений о весне, чтение произведений, пение песен

· Слушание произведений П.И. Чайковского «Времена года»

· Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Март»

Оборудование и материалы:

ü Репродукции картин: Левитан И.И. «Март», Саврасов А.К. «Грачи прилетели»

ü Магнитофон, музыкальное произведение П.И. Чайковского «Март»

ü Проектор, экран

ü Презентация картин: портрет А.К. Саврасова, И.И. Левитана; и их репродукции картин о весне «Март», «Грачи прилетели»

ХОД

Дети входят в музыкальный зал под музыку П.И. Чайковского «Жаворонок» из цикла «Времена года»

Воспитатель читает стихотворение Алексея Плещеева «Уж тает снег…»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...

В. – О чём я прочитала стихотворение? (о весне). Весну издавна любил народ и называл её «весна – красна». О весне поэты слагали стихи, композиторы писали музыку, а художники изображали ее на своих картинах. И каждый художник видел её по-разному.

В. –Одну из таких картин мы с вами уже рассмотрели. Вы её узнали? Как она называется?

Д. – «Март»

В. – И кто её нарисовал?

Д – Исаак Левитан

В. – Молодцы! Давайте ещё раз полюбуемся ею. (Показ репродукции картины И.И. Левитана «Март»), а Ксюша прочтёт для нас стихотворение Ирины Токмаковой «Весна»:

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

В. - А сейчас поиграем в игру «Экскурсовод». Давайте расскажем об этой картине. А в экскурсоводов сейчас превратится Денис и Рита.

На экране появляется слайд с картиной И.И. Левитана «Март»

В . – Расскажи о композиции картины. Что нарисовано на этой картине.

Д . – На переднем плане художник нарисовал дорогу, дом с приоткрытой дверью. У дома стоит лошадка, запряжённая в сани, греется на солнышке. Чуть подальше деревья, освещённые солнцем. На дальнем плане сосновый лес и берёзки.

В . – Что можно сказать о красах картины?

Д . – художник рисовал и холодными красками, и тёплыми. Для дорожки он взял желтовато-коричневый цвет, тёплый. Такой же тёплый цвет – это дом. Даже зелёный цвет сосен тоже тёплый. Есть в картине и холодные цвета. Это ярко-голубое небо, синие, фиолетовые тени от деревьев и серо-голубой снег.

В . – А какая погода? Настроение картины?

Д . – Яркий солнечный день. По-весеннему тепло. Картина радостная, солнечная светлая, она полна воздуха и свежести.

В . – Замечательные экскурсоводы из вас получились! Весна не стоит на месте. Что происходит в природе дальше?

Д – Прилетают птицы, распускаются почки на деревьях….

В . – Давайте посмотрим, как другой художник смог передать этот момент весны на своей картине, а я сейчас тоже превращусь в экскурсовода, познакомлю вас с творчеством художника А.К. Саврасова и его картиной.

Показ слайда с портретом художника

Алексей Кондратьевич Саврасов - художник, выдающийся пейзажист. Родился в Москве, он очень любил русскую природу во все времена года и уже подростком писал пейзажные картинки на продажу. Затем поступил художественное училище, написал очень много картин и все они были посвящены родной природе. Через много лет он побывал в Англии и Швейцарии, писал пейзажи тех стран, но всё же его любимым оставалась русская природа. Возвратившись на родину, он написал одну из своих знаменитых картин «Грачи прилетели», с которой мы с вами сейчас и познакомимся.

Показ слайдов с его картинами

В . – Перед вами картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Художник в своём произведении изобразил раннюю весну. Выстроились в ряд белостволые берёзы. На их голых ветвях множество грачиных гнёзд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего «посёлка», оглушая окрестности неумолкаемым гомоном.

На втором плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений возвышается колокольня старой церкви, а дальше, до самого леса, узкой лентой раскинулись поля, потемневшие от залежалого снега.

Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких нежно-голубых облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца, окрасившем в розовые тона облупившуюся штукатурку колокольни, бревенчатый забор, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу. Набухают почки на берёзах, поблёскивает синевой освободившийся ото льда пруд, на снегу ясно выделяются следы грачей.

Лёгкий весенний ветерок чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избушки. Кое-где меж облаков проглядывает ярко-голубое весеннее небо.

Художник использовал в картине цветовую гамму, сочетавшую серовато-коричневые тона с бело-голубыми. И в этом сочетании цвета, в каждой детали картины проявилась душа знатока русской природы. Можно сказать, что он так описал весну, что мы не только слышим грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление и запах весны.

В . – А теперь проверим – насколько внимательно вы слушали меня. Скажите, какое время года изображено на картине?

Д . – На картине изображена весна.

В . – Почему вы так решили?

Д . – Потому что снег уже темнее и грачи прилетели.

В . – Что изображено в центре картины?

Д . – В центре картины изображены берёзы с гнёздами и грачами.

В . – Где сидят грачи?

Д. – Грачи сидят на самой большой берёзе.

В . – О чём они заботятся, когда возвращаются к нам из тёплых краёв?

Д . – Чтобы построить гнезда и вырастить птенцов.

В . – А как художнику удалось передать движение в картине?

Д . – Птицы летают….

В . – Как бы вы назвали эту картину?

Ответы детей

В. – Вы молодцы! А вот Даша даже знает стихотворение о грачах, которое так и называется «Грачи»

В. – Я хочу предложить вам ещё немного поиграть. Художники рисовали картины, вот они перед вами, разводили на палитре краски. Давайте попробуем подобрать палитры красок к картинам этих художников.

Дети берут палитры и кладут возле картин

В . – Почему вы так решили?

Д . – Потому что на этой палитре такие же цвета, как и на этой картине.

В. – Вы замечательно справились! И на этом наше с вами занятие заканчивается.

Конспект составила преподаватель по изобразительной деятельности, первой квалификационной категории Шпак Ольга Вячеславовна