Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Примеры олицетворения в литературе. Что такое олицетворение в литературе? Как отличить олицетворение от метафоры

Примеры олицетворения в литературе. Что такое олицетворение в литературе? Как отличить олицетворение от метафоры

Олицетворение

Олицетворение

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (или персонификация) - выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия (например изображение у греков и римлян счастья в виде капризной богини-фортуны и т. п.). Весьма часто О. применяется при изображении природы, к-рая наделяется теми или иными человеческими чертами, «оживляется», напр.: «море смеялось» (Горький) или описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина: «...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.
О. было особенно в ходу в прециозной и ложноклассической поэзии, где оно проводилось последовательно и развернуто; в русской литературе образцы таких О. были даны у Тредьяковского: «Езда на остров любви», (СПБ), 1730.
О. по существу является следовательно перенесением на понятие или явление признаков одушевленности и представляет собой так. обр. вид метафоры (см.). Тропы .

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Олицетворе́ние

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Олицетворение

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ также персонификация (лат. Persona и facio), прозопопея (греч. Προσωποποια), - стилистический термин, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Вопрос о том, насколько олицетворение соответствует действительному взгляду поэта на вещи выходит за пределы стилистики и относится к области миросозерцания вообще. Там, где поэт верит сам в одушевленность предмета, им изображаемого, не следовало бы даже говорить об олицетворении, как о явлении стиля, ибо оно связано тогда не с приемами изображения, а с определенным, анимистическим миросозерцанием и мироощущением. Предмет уже воспринимается как одушевленный и таким и изображается. В этом именно смысле надо трактовать многие олицетворения в народной поэзии, когда они относятся не к приемам, не к форме выражения, а к самому анимизированному предмету, т. е. к содержанию произведения. Особенно ярко это сказывается во всяком мифологическом творчестве. Напротив, олицетворение, как явление стиля выступает в тех случаях, когда оно применяется как иносказание , т. е. как такое изображение предмета, которое стилистически преобразует его. Разумеется, далеко не всегда можно с точностью установить с какого порядка олицетворением мы имеем дело, также как и в метафоре трудно найти объективные признаки степени ее реальной образности. Поэтому стилистическое исследование часто не может обойтись без привлечения данных и из области индивидуального поэтического мировосприятия. Так, очень многие олицетворения явлений природы у Гете, у Тютчева, у немецких романтиков должны рассматриваться отнюдь не как стилистический прием, но как существенные черты общего их взгляда на мир. Таковы, напр., у Тютчева олицетворения ветра - «О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?»; грозы, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит»; зарниц, которые «как демоны глухонемые, ведут беседу меж собой»; деревьев, которые «радостно трепещут, купаясь в небе голубом» - ибо все это согласовано с тем отношением поэта к природе, которое выражено им самим в особом стихотворении: «Не то, что мните вы, природа - Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык» и т. д. Напротив, в таких произведениях, как басни, притчи, и в разных видах аллегории (см.), следует говорить об олицетворении, как о художественном приеме. Ср., напр., басни Крылова о неодушевленных предметах («Котел и горшок», «Пушки и паруса» и проч.)

Особенно в случаях т. наз. неполного олицетворения , оно является обще-распространенным стилистическим приемом, которым пользуется не только поэзия, но и обыденная речь. Здесь мы имеем дело, собственно говоря, лишь с отдельными элементами олицетворения, часто настолько вошедшими в обиход речи, что их прямой смысл уже не ощущается. Ср., напр., такие выражения, как: «Солнце встает, заходит», «идет поезд», «бегут ручьи», «стон ветра», «завывания мотели» и т. п. Большинство таких выражений являются одним из видов метафоры, и о значении их в поэтическом стиле следует сказать то же, что о метафоре (см.). Примеры стилистических олицетворений: «Своей дремоты превозмочь не хочет воздух... Звезды ночи, Как обвинительные очи За ним насмешливо глядят. И тополи, стеснившись в ряд, Качая низко головою, Как судьи шепчут меж собою» (Пушкин); «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна» (Гоголь); «Вылетит птица - моя тоска, Сядет на ветку и станет петь» (Ахматова). Изображение растений и животных по образу людей, как это встречается, в сказках, баснях, животном эпосе, также может рассматриваться как вид олицетворения.

А. Петровский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Олицетворение" в других словарях:

    Церкви. Статуя Страсбургского собора Олицетворение (персонификация, прозопопея) троп … Википедия

    Прозопопея, воплощение, персонификация, антропоморфизм, одушевление, очеловечение, метафора, представление, эпитома, выражение Словарь русских синонимов. олицетворение 1. очеловечение, одушевление, персонификация 2. см. воплощение … Словарь синонимов

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, олицетворения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. олицетворить олицетворять. Олицетворение сил природы у примитивных народов. 2. чего. Воплощение какой нибудь стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Бог… … Толковый словарь Ушакова

    Олицетворение - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ также персонификация (лат. Persona и facio), прозопопея (греч. Προσωποποια), стилистический термин, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Вопрос о том, насколько олицетворение… … Словарь литературных терминов

    Персонификация, присущее мифопоэтическому сознанию свойство перенесения на неодушевлённые вещи и явления черт живых существ: человеческих (антропоморфизм, антропопатизм) или животных (зооморфизм), а также наделение животных качествами человека. В … Энциклопедия мифологии

    - (прозопопея) вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (Ее сиделка тишина... , А. А. Блок) … Большой Энциклопедический словарь

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, я, ср. 1. см. олицетворить. 2. чего. О живом существе: воплощение каких н. черт, свойств. Плюшкин о. скупости. О. доброты. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    олицетворение - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ1, воплощение ОЛИЦЕТВОРЕННЫЙ, воплощенный ОЛИЦЕТВОРЯТЬ/ОЛИЦЕТВОРИТЬ, воплощать/воплотить ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ2, одухотворение, одушевление, очеловечивание, персонификация, книжн. антропоморфизм ОДУШЕВЛЕННОСТЬ,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    олицетворение - имперсонация Происходит, когда объект притворяется кем то или чем то. [Криптографический словарь Карэна Исагулиева www.racal.ru ] Тематики информационные технологии в целом Синонимы имперсонация EN impersonation … Справочник технического переводчика

    Я; ср. 1. к Олицетворить (1 зн.). и Олицетворять. О. сил природы. 2. Изображение какой л. стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Голубь о. мира. 3. чего. Воплощение идеи, понятия, каких л. свойств, качеств в человеческой… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Олицетворение истории. Выпуск 2. Богачи , Дарья Приходько. В сборник «Олицетворение истории. Богачи» вошли двенадцать биографических очерков, героями которых стали: один из самых богатых жителей США…

Ещё со школьной скамьи все мы слышали о таком понятии, как олицетворение. Что это? Многие уже, наверное, забыли. Что представляет собой данный для чего используется и что для него характерно. Сейчас мы попробуем вспомнить и более подробно разобраться в этом вопросе.

Олицетворение: определение понятия, подробное описание

Зачастую данный литературный метод используется в сказках. Олицетворение представляет собой придание мыслей, чувств, переживаний, речи или действий явлениям, неодушевлённым предметам и животным. Таким образом, предметы самостоятельно могут передвигаться, природа представляет собой живой мир, а животные разговаривают человеческими голосами и способны размышлять так, как это могут делать в реальности только люди. Происхождение олицетворения берёт своё начало ещё в древнем мире, когда всё основывалось на мифах. Именно в мифах впервые и встречаются говорящие животные, а также придание вещам нехарактерных для них свойств. При этом одной из главных задач персонализации является приближение способностей неживого мира к тем, которые характерны живому.

Примеры олицетворения

Более наглядно понять сущность олицетворения можно, приведя несколько примеров:


Какой является олицетворение

Что это значит?

В качестве олицетворения (слова, придающего предметам оживление) зачастую выступает глагол, который может находиться как перед, так и после существительного, которое он описывает, точнее, приводит его в действие, оживляет его и создаёт впечатление, что неживой предмет может так же полноценно существовать, как и человек. Но это не просто глагол, а часть речи, которая берёт на себя намного больше функций, превращая речь из обычной в яркую и загадочную, в необычную и в то же время способную рассказать о многом, что характеризует приемы олицетворения.

Персонализация как литературный троп

Именно литература является источником самых красочных и выразительных фраз, одушевляющих явления и предметы. По-другому в литературе данный троп называют также персонализацией, воплощением или антропоморфизмом, метафорой или очеловечиванием. Его часто используют в стихах для создания более полноценной и мелодичной формы. Для придания большей героичности и повода для восхищения ими зачастую также используется олицетворение. Что это литературное средство, что любое другое, такое как эпитет или аллегория, - все служат для приукрашивания явлений, для создания более впечатляющей реальности. Достаточно рассмотреть только простую литературную фразу: «Ночь цвела золотыми огнями». Как много в ней поэзии и гармоничности, полёта мысли и мечтательности, красочности слова и яркости выражения мысли.

Можно было бы просто сказать о том, что на ночном небе горят звёзды, но такая фраза была бы полна банальности. А всего лишь одно-единственное олицетворение способно кардинально изменить звучание всем, казалось бы, привычной и понятной фразы. К тому же следует отметить, что олицетворение как часть литературы появилось благодаря стремлению авторов приблизить описание персонажей фольклора к героизму и величию тех, о которых говорится в древнегреческих мифах.

Использование персонификации в повседневной жизни

Примеры олицетворения мы слышим и сами употребляем в повседневной жизни практически ежедневно, но не задумываемся о том, что это именно они. Стоит ли их использовать в речи или всё же лучше избегать? По своей сути воплощения носят мифопоэтический характер, но за долгое время своего существования стали уже неотъемлемой частью и обычной повседневной речи. Всё началось с того, что при разговоре стали использовать цитаты из стихотворений и других которые постепенно превращались в уже всем привычные фразы. Вроде бы обычное выражение «часы спешат» тоже является олицетворением. Оно используется как в повседневной жизни, так и в и литературе, а является на самом деле типичным олицетворением. Сказка и миф - это основные источники, другими словами, фундамент тех метафор, которые используются в разговоре в наши дни.

Перевоплощённое олицетворение

Что это такое?

Можно объяснить данное высказывание с точки зрения эволюции персонификации. В качестве олицетворение в древние времена использовалось как религиозно-мифологический приём. Сейчас же оно применяется для передачи способностей живых существ неживым предметам или явлениям и используется в стихах. То есть персонализация постепенно приобрела поэтический характер. В наше время существует много споров и конфликтов по этому поводу, поскольку специалисты разных научных сфер трактуют характер олицетворения по-своему. Перевоплощённое или обычное олицетворение всё равно не потеряло своего значения, хоть и описывается с разных точек зрения. Без него сложно представить нашу речь и, по сути, современную жизнь.

Олицетворением называется наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека: Звезда с звездою говорит. Спит земля в сиянье голубом (Л.); Первый утренний ветерок без шороха... пробежал вдоль дороги (Ч.). Художники слова сделали олицетворение важнейшим средством образной речи. Олицетворения используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать: Парк качался и стонал (Пауст.); Весна бродила вместе слегким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием (Пауст.); Забормотал спросонок гром... (Пауст.).
В иных случаях «оживляются» окружающие нас предметы, как в сцене, описанной М. Булгаковым.
Маргарита ударила по клавишам рояля, и по всей квартире пронесся первый жаюбный вой. Исступленно кричал ни в чем не повинный беккеровский кабинетный инструмент. Инструмент выл, гудел, хрипел, звенел...
Маргарита выплыла в окно, оказалась снаружи окна, размахнулась несильно и молотком ударила в стекло. Окно всхлипнуло, и по облицованной мрамором стене побежали вниз осколки.
Олицетворение — один из наиболее распространенных тропов не только в художественной литературе. Его используют политики (Россия от шока гайдаровских реформ лежала в нокауте), олицетворение часто встречается в научном стиле (Рентген показал, воздух лечит), в публицистическом (Заговорили наши орудия. Начался обычный поединок батарей. —Тих.). Прием олицетворения оживляет заголовки газетных статей: «Ледовая дорожка ждет», «Солнце зажигает маяки», «Матч принес рекорды».
Олицетворение выступает в форме различных тропов, чаше всего это метафоры, например, у Б. Пастернака: Разлука нас обоих съест, Тоска с костями сгложет. Чахнет снег и болен малокровьем, И можно слышать в коридоре, Что происходит на просторе, о нем в случайном разговоре с капелью говорит апрель. Он знает тысячу историй / Про человеческое горе... Ветви яблоневые и вишневые Одеваются цветом белесым. Иногда олицетворение угадывается в сравнениях, художественных определениях: В те места босоногою странницей /Пробирается ночь вдоль забора, И за ней с подоконника тянется, След подслушанного разговора (Паст.); Весной, что внуки малые, с румяным солнцем-дедушкой Играют облака... Из небольших разорванных, Веселых облачков Смеется солнце красное, Как девка из снопов (Н.); Румяной зарею покрылся восток (П.).
Интересны развернутые олицетворения, благодаря которым автор создает целостный образ. Например, Пушкин писал: Я музу резвую привел,На шум пиров и буйных споров, Грозы полуночных дозоров; И к ним в безумные пиры Она несла свои дары И, как вакханочка, резвилась, За чашей пела для гостей, И молодежь минувших дней За нею буйно волочилась. А в «Домике в Коломне» поэт даже шутя обращается к ней: — Усядься, муза: ручки в рукава, Подлавку ножки Не вертись, резвушка Теперь начнем... Полное уподобление неживого предмета человеку называется персонификацией (от лат. persona лицо, facto - делать). Для иллюстрации этого вида олицетворения приведем (в сокращении) начало сказки-были Андрея Платонова «Неизвестный цветок».
Жил на свете маленький цветок. Он рос один на пустыре. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра; из ветра упадали на глину пылинки; и в тех пылинках находилась пища цветку. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям...
Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.
Как видим, персонификация достигается целым рядом олицетворений: цветок живет, превозмогая голод, боль, усталость, нуждается в жизни и радуется солнцу. Благодаря такому сочетанию тропов создается живой художественный образ.
В публицистическом стиле персонификация может достигать высокого риторического звучания. Так. в годы Великой Отечественной войны А.Н. Толстой писал в статье «Москве угрожает враг», обращаясь к России:
Родина моя. тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра, добро и красоту ты несешь в своем сердце. Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны.
Риторика выделяет и троп, противоположный олицетворению, — овеществление, при котором человек наделяется свойствами неживых предметов. Например: пуленепробиваемый лоб бандита: Сержант ГАИ с лицом, похожим на знак, запрещающий проезд. Откуда ты выкопш этого тупицу! Это же пень, бревно! (Из газ.)- Среди овеществлений много общеязыковых — дуб, пила, тюфяк, шляпа здоровье расклеилось.
Писатели умеют с помощью овеществления достигать яркой выразительности речи: Сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем (Булг.); Голова роняет листву, чувствуя приближающуюся осень!. Скоро уж и муха на голову без тормозов сядет: голова как поднос, а что сделано в жизни! (Из журн.). Овеществление часто используется в юмористическом контексте, что можно подтвердить примерами из писем А.П. Чехова: Из меня водевильные сюжеты прут, как нефть из бакинских недр: Я все сидел дома, ходил за розами... не зная, куда направить стопы свои, и склоняя стрелку сердца моего то к северу, то к югу, как вдруг —трах. Пришла телеграмма.
Подобно олицетворениям, овеществления принимают формы метафор, сравнений, как видно из приведенных примеров. Напомним еще классические овеществления в форме сравнений Б. Пастернака: ...Когда я на глазах у всех с тобой, как с деревом побег, Срослась в своей тоске безмерной... Она была так дорога Ему чертой любою, Как морю близки берега. Всей линией прибоя. Как затопляет камыши. Волною после шторма. Ушли на дно его души. Ее черты и формы.
В современной стилистике описанный нами троп не выделяется, а случаи использования его рассматриваются в составе метафор, сравнений. Однако риторика придает овеществлению важное значение как тропу, уместному в устной речи ораторов.

Мы рассмотрим на уроке такое понятие, как олицетворение - художественное средство, с помощью которого стихи и проза становятся ярче и красивее, - увидим, как наделяются неодушевленные предметы человеческими качествами.

Олицетворение - это придание явлению или предмету каких-нибудь индивидуальных, точнее, личностных признаков.

В переводе с греческого олицетворение - это персонификация, то есть наделение неживого предмета или явления человеческими качествами.

Вместе с этим в литературных словарях олицетворение трактуется как одушевление, что является искажением литературоведческого термина. К примеру, участники басни И.А. Крылова «Квартет» (рис. 2):

Рис. 2. Олицетворение спеси и невежества в басне И.А. Крылова «Квартет» ()

Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

Ни один из них не нуждается в одушевлении, потому что все они одушевленные существительные, а вот каждый из них и все они вместе за компанию - олицетворение спесивых и ни на что не годных людей.

Совершенно чудесно применяет олицетворение А.А. Фет в стихотворении «Вечерние огни»:

Устало все кругом, устал и цвет небес,

И ветер, и река, и месяц, что родился,

И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,

И желтый тот листок, что наконец свалился.

В этой картине, в которой схвачена ночь на пороге осени, воистину все олицетворяется, даже цвет небес, а при словах «и желтый тот листок» ком подкатывает к горлу.

Олицетворение - художественный прием, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами.

Найти в тексте олицетворение:

И вот начинают шептаться между собой деревья : береза белая с другой березой белой издали перекликаются ; осинка молодая вышла на поляну, как зеленаясвечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.

Олицетворения: деревья шепчутся, березы перекликаются, осинка вышла и зовет, помахивая, черемуха подает.

Очень красиво автор наделил неодушевленные предметы человеческими качествами, то есть олицетворил их. Этот художественный прием писатели и поэты используют для того, чтобы сделать текст ярким, красивым, чтоб мы могли ясно представить себе то, о чем говорит автор, вызывая у нас эмоции, о которых он нам рассказывает, наделяя предметы положительными и отрицательными качествами.

Мы познакомились с художественным средством изображения - олицетворением, узнали, что его используют для того, чтобы тексты были яркими, красивыми, чтобы мы могли ясно себе представить картину того, о чем нам рассказывает автор.

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

А.П. Чехов

Список литературы

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4:Академкнига/Учебник, 2013

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.4. - М.: Баласс, 2012

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС, 2015

1. Интернет портал «К уроку литературы» ()

2. Интернет портал «Tolkslovar.ru» ()

3. Интернет портал «Pycckoeslovo.ru» ()

Домашнее задание

1. Что такое олицетворение?

2. Где чаще всего используется олицетворение?

3. Какие части речи используются в качестве олицетворения?

Нисколько не задумываясь, мы произносим словосочетания «солнце встало», «ручьи бегут», «метель завывает», «солнце улыбается», «дождь плачет», «мороз рисует узоры», «листья шепчутся».

На самом деле эти привычные фразы являются составляющими элементами старинных олицетворений. Сейчас они стали настолько обыденными, что их исходный смысл уже не воспринимается.

Слово «олицетворение» имеет древний латинский аналог «персонификация» (persona - лицо, facio - делаю) и древнегреческий «прозопопея» (prósōpon - лицо, poiéō- делаю). Этим стилистическим термином принято обозначать восприятие неодушевленных предметов как одушевленных и придание им свойств живых существ, наделение животных, растений, явлений природы человеческими переживаниями.

В древности олицетворение сил и явлений природы было методом познания мира и попыткой объяснить устройство мироздания. В легендах и мифах Древней Греции взаимоотношения Урана и Геи, например, олицетворялись как бракосочетание Неба и Земли, в результате которого появились горы, деревья, птицы и звери.

У славян бог Перун олицетворял гром и молнию, Стрибог - ветер, Дана - воду, Дидилия - Луну, Коляда - бога Солнца в возрасте младенца, а Купала - бога Солнца в его летней ипостаси.

Понятие персонификации более тесно связано с миросозерцанием и имеет научный подтекст. Этот термин употребляют в философии, социологии и психологии. В персонификации сознания заложен механизм проекции, родственный принципу олицетворения.

Социология рассматривает психологию персонификации сознания как стремление человека в ситуации тщетных ожиданий и неудач возложить вину за события на кого-либо.

Олицетворение используют в качестве художественного приема в литературе, особенно часто поэзии, сказках, баснях, былинах и песнях. Его относят к одному из видов тропов - выражений, которые используют в литературе для усиления образности и выразительности.


Примеров олицетворений в литературе не счесть, а в стихах они являются неотъемлемой составляющей. Смысловая нагрузка олицетворений имеет много оттенков. Древнерусский шедевр «Слово о полку Игореве» отличает выразительность и эмоциональность, во многом достигнутая за счет приемов олицетворения природы.

Деревья, травы и животные щедро наделены чувствами, они сопереживают вместе с автором «Слова». В баснях И.А. Крылова олицетворение несет уже совсем другую смысловую нагрузку и используется как иносказание. В поэме А.С.Пушкина наряду с традиционными олицетворениями («злые волны», «красуйся, град Петров») оно приобретает социальный и политический подтекст.

Энциклопедический словарь трактует олицетворение как прозопопею, т.е. , который переносит свойства одушевленных предметов на неодушевленные.
Их применяют в тех случаях, когда хотят провести психологическую параллель между состоянием природы и душевным состоянием человека.

По этому признаку можно отличить метафоры–олицетворения от остальных. Такими метафорами наполнена повесть «Степь» А.П.Чехова. В ней пожухлая трава поет заунывную песню, тополь страдает от одиночества, а степь осознает напрасную гибель своих богатств и вдохновения, что перекликается с размышлениями писателя о своей родине и о жизни.

Значения древних олицетворений поучительны и до сих пор вызывают интерес. К ним относятся и знаки Зодиака. Само слово «зодиак» означает в переводе с греческого «животные в круге». 12 знаков Зодиака являются олицетворением основных особенностей и характера человека.

Рыб отличает сложность и чувствительность, интеллектуалов Водолеев - критическая оценка всех и всего и стремление к спорам, Козерогов - мудрость и решительность, Львов - аристократизм, свободолюбие и т.д.

Вообще олицетворения животных носили планетарный и философско-образный характер. Особое отношение было к китам. Желудок кита считали местом смерти и перерождения, а моряки считали кита олицетворением коварства.


Разгадка такого отношения кроется в древних преданиях, в которых моряки путали китов с островами и бросали якоря, которые при погружении китов топили корабли.

Остается добавить, что олицетворения точно определяют качества человека, а применение их в повседневной речи делает ее богаче и интересней.