Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Первое произведение н в гоголя. Что написал Н

Первое произведение н в гоголя. Что написал Н

Никола́й Васи́льевич Го́голь (фамилия при рождении Яно́вский, с 1821 года - Го́голь-Яно́вский; 20 марта 1809 года, Сорочинцы, Полтавская губерния - 21 февраля 1852 года, Москва) - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.

Великий русский писатель.
Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, в семье помещика. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского, дальнего их родственника, отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.
В мае 1821 г. поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Однако он мечтает о юридической карьере.
Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А.С. Данилевским едет в Петербург’, где делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение «Италия», печатает «Ганц Кюхельгартен» (под псевдонимом «В. Алов»).
В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. В этот период выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Нос», «Тарас Бульба».
Осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что премьера пьесы состоялась весной 1836 г. на сцене Александрийского театра.
В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение «Мертвых душ». Сюжет был также подсказан Пушкиным.
В ноябре 1836 г. Гоголь в Париже знакомится с А. Мицкевичем. В Риме получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет. Трехлетие (1842-1845 гг.), последовавшее после отъезда писателя за границу - период напряженной и трудной работы над вторым томом «Мертвых душ».
В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки душевного кризиса, и в состоянии резкого обострения болезни он сжигает рукопись второго тома, над которым продолжит работать спустя некоторое время.
В апреле 1848 г., после паломничества в Святую землю, Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах - в Малороссии. Весной 1850 г. Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь -делает предложение А.М. Виельгорской, но получает отказ.
1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что второй том «совершенно окончен». Но в последних числах месяца обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю.
7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля сжигает беловую рукопись второго тома (сохранилось в неполном виде лишь пять глав). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 г. останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - русский писатель, публицист.

Ро-дил-ся в се-мье по-ме-щи-ка сред-не-го дос-тат-ка. Дет-ские го-ды про-вёл в ро-ди-тель-ском име-нии Ва-силь-ев-ка (другое знавание - Янов-щи-на, про-ис-хо-дя-щее от фа-ми-лии вла-дель-ца - Го-голь-Янов-ский). Ху-дожественная ода-рён-ность бы-ла на-след-ст-вен-ной в се-мей-ст-ве Го-голя: сре-ди его пред-ков по ма-те-рин-ской ли-нии - Ва-си-лий Тан-ский (1-я половина XVIII века), ав-тор по-пу-ляр-ных в своё вре-мя ин-тер-лю-дий на украинском язы-ке; отец Го-голя, Ва-си-лий Афа-нась-е-вич Го-голь-Янов-ский (1777-1825 годы), со-чи-нял сти-хи и ко-ме-дии на русском и украинском язы-ках. Не-да-ле-ко от Ва-силь-ев-ки, на реке Псёл, на-хо-ди-лось ро-до-вое име-ние В.В. Кап-ни-ста, ко-то-рый, по сви-де-тель-ст-ву ма-те-ри Го-голя, одоб-рил его пер-вые сти-хотворные опы-ты.

В 1818-1819 годах Го-голь обу-чал-ся в Пол-тав-ском по-ве-то-вом (уезд-ном) училище; в 1820 - начале 1821 годов за-ни-мал-ся с учи-те-лем латинского язы-ка Г.М. Со-ро-чин-ским, в 1821-1828 годах учил-ся в Гим-на-зии выс-ших на-ук в Не-жи-не. В эти го-ды про-явил-ся раз-но-сто-рон-ний ху-дожественный та-лант Го-голя: он ри-со-вал (пей-за-жи , ри-сун-ки; позд-нее вы-пол-нял за-ри-сов-ки го-ро-дов, эс-ки-зы об-ло-жек и др.), вы-сту-пал в спек-так-лях, при-чём с осо-бен-ным ус-пе-хом в ко-мических ро-лях (например, Про-ста-ко-вой в «Не-до-рос-ле» Д.И. Фон-ви-зи-на), пи-сал раз-но-об-раз-ные ху-дожественные про-из-ве-де-ния, по его сло-вам, «пре-иму-щест-вен-но в ли-ри-че-ском и сурь-ёз-ном ро-де»: сти-хо-тво-ре-ние «Не-по-го-да»; не-со-хра-нив-шие-ся по-эма «Рос-сия под игом та-тар», са-ти-ра «Не-что о Не-жи-не, или Ду-ра-кам за-кон не пи-сан», а так-же по-весть «Бра-тья Твер-ди-сла-ви-чи» (или «Бра-тья Твер-до-сла-ви-чи»), со-жжён-ная Го-голем по-сле бес-по-щад-ной кри-ти-ки со сто-ро-ны то-ва-ри-щей (пер-вый из-вест-ный слу-чай со-жже-ния Го-голем сво-их про-из-ве-де-ний). Своё бу-ду-щее Го-голь, од-на-ко, свя-зы-вал пре-ж-де все-го с государственной служ-бой, меч-тая о юри-дической карь-е-ре: «Я ви-дел, что здесь ра-бо-ты бу-дет бо-лее все-го... Не-пра-во-су-дие, ве-ли-чай-шее в све-те не-сча-стье, бо-лее все-го раз-ры-ва-ло моё серд-це» (из пись-ма к двою-род-но-му дя-де П.П. Ко-ся-ров-ско-му от 03.10.1827 года).

На при-ня-тие та-ко-го ре-ше-ния по-влия-ли, в ча-ст-но-сти, лек-ции профессора Н.Г. Бе-ло-усо-ва, чи-тав-ше-го в гим-на-зии курс ес-те-ст-вен-но-го пра-ва (в свя-зи с воз-ник-шим в гим-на-зии в 1827 году де-ле о его воль-но-дум-ст-ве Го-голь глу-бо-ко со-чув-ст-во-вал опаль-но-му про-фес-со-ру и во вре-мя рас-сле-до-ва-ния дал по-ка-за-ния в его поль-зу). В 1828 году Го-голь пе-ре-ехал в Санкт-Пе-тер-бург, где без-ус-пеш-но пы-тал-ся уст-ро-ить-ся на служ-бу. В начале 1829 года поя-ви-лось стихотворение «Ита-лия», по всей ви-ди-мо-сти при-над-ле-жав-шее Го-голю («Сын оте-че-ст-ва и Се-вер-ный ар-хив», № 12), а вес-ной то-го же го-да под псевдонимом В.Алов отдельным из-да-ни-ем вы-шла «идил-лия в кар-ти-нах» «Ганц Кю-хель-гар-тен». Не-смот-ря на под-ра-жа-тель-ный ха-рак-тер, здесь бы-ли на-ме-че-ны многие мо-ти-вы зре-ло-го твор-че-ст-ва Го-голя, в ча-ст-но-сти ост-рая кол-ли-зия меч-ты и су-ще-ст-вен-но-сти, пред-ве-щав-шая по-эти-ку «пе-тер-бург-ских по-вес-тей». По-эма вы-зва-ла рез-кий кри-тический от-клик Н.А. По-ле-во-го, Го-голь сжёг не-рас-про-дан-ные эк-зем-п-ля-ры кни-ги, от-пра-вил-ся за гра-ни-цу, в Северную Гер-ма-нию (Лю-бек, Тра-ве-мюн-де, Гам-бург), к кон-цу сентября 1829 года воз-вра-тил-ся в Санкт-Пе-тер-бург.

В конце 1829 года Го-голь по-сту-пил в Департамент государственного хо-зяй-ст-ва и пуб-лич-ных зда-ний Министерства внутренних дел; в апреле 1830 года - в Департамент уде-лов (вна-ча-ле пис-цом, по-том по-мощ-ни-ком сто-ло-на-чаль-ни-ка). Од-но-вре-мен-но ак-ти-ви-зи-ро-ва-лась его литературная дея-тель-ность: вслед за пер-вой по-ве-стью «Би-сав-рюк, или Ве-чер на-ка-ну-не Ива-на Ку-па-ла» («Оте-че-ст-вен-ные за-пис-ки», 1830, фев-раль-март; без под-пи-си; во-шло в из-ме-нён-ном ви-де в «Ве-че-ра на ху-то-ре близ Ди-кань-ки») бы-ло опуб-ли-ко-ва-но эс-се «Жен-щи-на» («Ли-те-ра-тур-ная га-зе-та», 1831, № 4) - пер-вое про-из-ве-де-ние за под-пи-сью «Н. Го-голь». В 1830 году Го-голь по-зна-ко-мил-ся с В.А. Жу-ков-ским , П.А. Плет-нё-вым и, воз-мож-но, А.А. Дель-ви-гом, а в мае 1831 года (оче-вид-но, 20-го) на ве-че-ре у Плет-нё-ва он был пред-став-лен А.С. Пуш-ки-ну.

Пер-вый цикл по-вес-тей «Ве-че-ра на ху-то-ре близ Ди-кань-ки» (части 1-2, 1831-1832 годы), при-нёс-ший Го-голю ши-ро-кое при-зна-ние, от-ве-чал раз-вив-ше-му-ся в русском об-ще-ст-ве ин-тере-су к Ук-раи-не («здесь так за-ни-ма-ет всех всё ма-ло-рос-сий-ское…» - из пись-ма Го-голя к ма-те-ри от 30.04.1829 года). Ук-раи-но-филь-ст-во Го-голя оз-на-ча-ло об-ра-ще-ние к ко-рен-ным, национальным пер-во-ос-но-вам сла-вян-ско-го ми-ра (Н.И. На-де-ж-дин на-зы-вал Ма-ло-рос-сию «сла-вян-ской Ав-зо-ни-ей», т. е. сла-вян-ским Древ-ним Ри-мом) и бы-ло ана-ло-гич-но ув-ле-че-нию Сред-не-ве-ковь-ем и древ-но-стью у западноевропейских ро-ман-ти-ков. Но мир этот, как по-ка-зал Го-голь, во-все не был един и идил-ли-чен: в ря-де по-вес-тей цик-ла («Страш-ная месть» и др.) раз-ви-ва-лась ро-ман-тическая те-ма от-чу-ж-де-ния цен-траль-но-го пер-со-на-жа; в дру-гих (например, в «Май-ской но-чи…») лю-бов-ная ин-три-га ос-лож-ня-лась со-про-тив-ле-ни-ем со-пер-ни-ков или не-доб-ро-же-ла-те-лей, и поч-ти во всех слу-ча-ях в люд-ские де-ла, в раз-ви-тие кол-ли-зии вме-ши-ва-лись тём-ные ир-ре-аль-ные си-лы. По-сле по-яв-ле-ния «Ве-че-ров…» Го-голь стал литературной зна-ме-ни-то-стью: ле-том и осе-нью 1832 года его с во-оду-шев-ле-ни-ем встре-ти-ли в Мо-ск-ве С.Т. Ак-са-ков и К.С. Ак-са-ков, М.С. Щеп-кин, И.В. Ки-ре-ев-ский, С.П. Ше-вы-рёв, М.П. По-го-дин. В 1835 году Го-голь сно-ва по-се-тил Мо-ск-ву, где в мае со-стоя-лась, по-ви-ди-мо-му, его пер-вая встре-ча с В.Г. Бе-лин-ским.

По-сле-до-вав-шие за пер-вой про-за-ической кни-гой Го-голя цик-лы «Мир-го-род» и «Ара-бе-ски» рас-ши-ри-ли диа-па-зон его твор-че-ст-ва в на-прав-ле-нии, ко-то-рое бы-ло пред-ука-за-но вхо-див-шей в «Ве-че-ра...» по-ве-стью «Иван Фё-до-ро-вич Шпонь-ка и его тё-туш-ка». В сборнике «Мир-го-род» (части 1-2, 1835) в по-ле зре-ния Го-голя - мел-кие за-бо-ты и не-при-ят-но-сти, «по-шлость по-шло-го че-ло-ве-ка» (фор-му-ла, по ут-вер-жде-нию Го-голя, при-над-ле-жа-щая Пуш-ки-ну), ка-верз-ни-че-ст-во и су-тяж-ни-че-ст-во («По-весть о том, как по-ссо-рил-ся Иван Ива-но-вич с Ива-ном Ни-ки-фо-ро-ви-чем»), раз-ру-ше-ние идил-лического со-стоя-ния ми-ра («Ста-ро-свет-ские по-ме-щи-ки») и ес-те-ст-вен-ных че-ло-ве-че-ских свя-зей, про-ис-хо-дя-щее под влия-ни-ем дья-воль-ских сил (осо-бен-но от-чёт-ли-во - в «Вии»).

По-вес-ти из сборника «Ара-бе-ски» (части 1-2, 1835) «Нев-ский про-спект», «Порт-рет» и «За-пис-ки су-ма-сшед-ше-го» до-ба-ви-ли к этой про-бле-ма-ти-ке пе-тер-бург-ские, сто-лич-ные те-мы: по-шлость и по-все-днев-ность со-еди-ни-лись с на-пря-жён-ным па-фо-сом, гро-те-ск-ным из-ло-мом сю-жет-ных и по-ве-ст-во-ва-тель-ных пла-нов, с тре-вож-ным, ка-та-ст-ро-фическим на-строе-ни-ем боль-шо-го го-ро-да. Это на-прав-ле-ние бы-ло впо-след-ст-вии про-дол-же-но дру-ги-ми «пе-тер-бург-ски-ми по-вес-тя-ми» (так они бы-ли на-зва-ны в кри-ти-ке уже по-сле смер-ти пи-са-те-ля): «Нос» (опубликован в 1836 году в пуш-кин-ском журнале «Со-вре-мен-ник»; здесь же в том же го-ду поя-ви-лись по-весть «Ко-ля-ска», статья «О дви-же-нии жур-наль-ной ли-те-ра-ту-ры в 1834 и 1835 го-ду» и др.) и «Ши-нель» (1842).

В от-ли-чие от других цик-лов, «Ара-бе-ски», на-ря-ду с ху-дожественными тек-ста-ми, вклю-ча-ли в се-бя кри-тические и ис-то-рические. ра-бо-ты, в т. ч. статью «Не-сколь-ко слов о Пуш-ки-не», со-дер-жав-шую глу-бо-кую и все-сто-рон-нюю оцен-ку твор-че-ст-ва по-эта. Ху-дожественная кри-ти-ка и эс-сеи-сти-ка Го-голя сто-ят у ис-то-ков отечественного ис-кус-ст-во-зна-ния (опубликованы в «Ара-бе-сках» ста-тьи «Об ар-хи-тек-ту-ре ны-неш-не-го вре-ме-ни», «Скульп-ту-ра, жи-во-пись и му-зы-ка», «По-след-ний день Пом-пеи»).

Ис-то-рические ра-бо-ты Го-голя в зна-чительной сте-пе-ни бы-ли свя-за-ны с его профессиональными ин-те-ре-са-ми: в 1834-1835 годах он был адъ-юнкт-про-фес-со-ром в Санкт-Пе-тербургском университете; хло-по-тал так-же (без-ус-пеш-но) о по-лу-че-нии ка-фед-ры ис-то-рии в Ки-ев-ском университете. За-ня-тия ис-то-ри-ей шли па-рал-лель-но с раз-ви-ти-ем ху-дожественно-ис-то-рических за-мы-слов, из ко-то-рых наи-бо-лее зна-чи-тель-ны не-за-конченная дра-ма «Альф-ред» (1835) на сю-жет западноев-ропейского Сред-не-ве-ко-вья , а так-же по-весть «Та-рас Буль-ба» (1-я редакция опубликована в сборнике «Мир-го-род», 2-я - в «Со-чи-не-ни-ях», 1842) из украинской ис-то-рии (с ис-то-ри-ей Ук-раи-ны свя-за-на и со-хра-нив-шая-ся во фраг-мен-тах тра-ге-дия «За вы-бри-тый ус», над ко-то-рой Го-голь ра-бо-тал в 1839-1841 годах).

Все эти за-мыс-лы свя-за-ны с пе-рио-да-ми, вы-зы-вав-ши-ми к се-бе наи-боль-ший ин-те-рес Го-голя-ис-то-ри-ка; при этом его, оче-вид-но, при-вле-ка-ло та-кое со-стоя-ние на-ции, ко-гда она, не-смот-ря на внутренние кон-флик-ты, спо-соб-на вдох-но-вить-ся од-ной иде-ей, пред-стать как един-ст-во. Это-го ка-че-ст-ва ли-ше-на, по Го-голю, раз-дроб-лен-ная современная жизнь, раз-ди-рае-мая на час-ти эгои-стическими, свое-ко-ры-ст-ны-ми ин-те-ре-са-ми. Ис-то-ризм Го-голя под-вёл его к «Ре-ви-зо-ру» - ко-ме-дии с ис-клю-чи-тель-но глу-бо-ким, по-ис-ти-не фи-лософским со-дер-жа-ни-ем (поставлена впер-вые 19.04.1836 года в санкт-пе-тербургском Алек-сан-д-рин-ском те-ат-ре; в том же го-ду вы-шла отдельным из-да-ни-ем).

На под-ска-зан-ный А.С. Пуш-ки-ным сю-жет, объ-еди-нив-ший веч-ную си-туа-цию qui pro quo c ло-каль-ным мо-ти-вом чи-нов-ничь-ей ин-спек-ции (ре-ви-зии), Го-голь на-пи-сал пье-су, тя-го-тею-щую к пре-дель-но-му обоб-ще-нию: пе-ред на-ми «сбор-ный го-род» (вы-ра-же-ние из пье-сы «Те-ат-раль-ный разъ-езд по-сле пред-став-ле-ния но-вой ко-ме-дии», 1842, где из-ло-же-ны тео-ре-тические взгля-ды Го-голя как ко-ми-че-ско-го пи-са-те-ля), в ко-то-ром пред-став-ле-ны различные сто-ро-ны со-ци-аль-ной жиз-ни и раз-но-об-раз-ные свой-ст-ва че-ло-ве-че-ской на-ту-ры. При этом ир-ра-цио-наль-ное на-ча-ло ис-то-рии (по фор-му-ле Го-голя, «силь-ные кри-зи-сы, чув-ст-вуе-мые це-лою мас-сою») вы-ра-же-но в пье-се с по-мо-щью но-ва-тор-ских ху-дожественных приё-мов, на-чи-ная с «ми-раж-ной ин-три-ги» и кон-чая за-клю-чи-тель-ной «не-мой сце-ной». Под-спуд-но-гро-те-ск-ные мо-ти-вы раз-ви-ва-ли и другие пье-сы Го-голя.

Так, в «Же-нить-бе» (опубликована и поставлена в 1842 году) про-ис-хо-ди-ла тон-кая пе-ре-ак-цен-ти-ров-ка тра-ди-ци-он-ной ко-ме-дий-ной па-ры - сла-бо-воль-но-го же-ни-ха и пред-при-им-чи-во-го по-мощ-ни-ка (дру-га, слу-ги и др.): ес-ли пер-вый (Под-ко-ле-син) не-ре-ши-те-лен при кров-ной за-ин-те-ре-со-ван-но-сти в же-нить-бе, то вто-рой (Коч-ка-рёв) на-по-рист при от-сут-ст-вии ре-аль-но-го ин-те-ре-са к пред-стоя-ще-му со-бы-тию. В «Иг-ро-ках» (опубликована в 1842 году, поставлена в 1843 году) уг-луб-ля-лась си-туа-ция «об-ма-ну-то-го мо-шен-ни-ка»: ни-кто не впра-ве счи-тать се-бя окон-ча-тель-ным «по-бе-ди-те-лем» - все-гда «под бо-ком оты-щет-ся плут, ко-то-рый те-бя пе-ре-плу-ту-ет» (сло-ва кар-точ-но-го шу-ле-ра Иха-ре-ва в за-клю-че-нии пье-сы). Чрез-вы-чай-ным ла-ко-низ-мом и вы-ра-зи-тель-но-стью от-ли-ча-ют-ся и «ма-лень-кие ко-ме-дии» Го-голя - «Тяж-ба», «Ла-кей-ская», «От-ры-вок» (все опубликованы в 1842 году), а так-же «Ут-ро де-ло-во-го че-ло-ве-ка» (опубликована в 1836 году); все они пред-став-ля-ют со-бой об-ра-бот-ку и раз-ви-тие отдкльных сцен не-за-вер-шён-ной ко-ме-дии «Вла-ди-мир 3-й сте-пе-ни», над ко-то-рой Го-голь ра-бо-тал в 1832-1834 годах.

В ию-не 1836 года Го-голь уе-хал за гра-ни-цу, жил в Ба-ден-Ба-де-не, Же-не-ве, Ве-ве (Швей-ца-рия), в Па-ри-же, где по-зна-ко-мил-ся с А. Миц-ке-ви-чем ; здесь же он по-лу-чил по-тряс-шее его из-вес-тие о смер-ти А.С. Пуш-ки-на. В мар-те 1837 года Го-голь впер-вые по-се-тил Рим, где по-зна-ко-мил-ся с ра-бо-тав-ши-ми там русскими ху-дож-ни-ка-ми (в т. ч. с А.А. Ива-но-вым, ко-то-ро-му по-свя-тил статью «Ис-то-риче-ский жи-во-пи-сец Ива-нов», опубликована в 1847 году). В Ри-ме бы-ла на-пи-са-на большая часть «Мёрт-вых душ», ра-бо-та над ко-то-ры-ми бы-ла на-ча-та ещё в 1835 году. Од-но-вре-мен-но Го-голь соз-да-ёт и ряд других про-из-ве-де-ний, в т. ч. по-весть «Рим» (не окон-че-на, опубликована в 1842 году).

По-доб-но «Ре-ви-зо-ру», «Мёрт-вые ду-ши» (сю-жет ко-то-рых был так-же под-ска-зан Пуш-ки-ным) долж-ны бы-ли за-пе-чат-леть всю русскую жизнь, но уже не с «од-но-го бо-ку», а в её це-ло-ст-но-сти, где «бы-ло бы не од-но то, над чем сле-ду-ет сме-ять-ся». От-сю-да от-каз от на-ме-чав-ше-го-ся вна-ча-ле обо-зна-че-ния «ро-ман» в поль-зу «по-эмы», что долж-но бы-ло, с од-ной сто-ро-ны, по при-ме-ру Пуш-ки-на за-фик-си-ро-вать жан-ро-вую уни-каль-ность про-из-ве-де-ния («Ев-ге-ний Оне-гин» - ро-ман, но не в про-зе; «Мёрт-вые ду-ши» - по-эма, но не в сти-хах), а с дру-гой - от-де-лить ро-ж-дав-шее-ся тво-ре-ние от боль-шо-го мас-си-ва современной русской и западноевропейской про-зы (ро-ма-нов ис-то-ри-че-ских, нра-во-опи-са-тель-ных, са-ти-ри-че-ских и др.) и при-бли-зить к тра-ди-ци-ям бо-лее древ-ним, вплоть до го-ме-ров-ских по-эм, ко-то-рые Го-голь при-сталь-но изу-чал. По-сколь-ку за-мы-сел но-во-го про-из-ве-де-ния стро-ил-ся трёх-ча-ст-но - пред-по-ла-гал-ся пе-ре-ход от низ-ших сфер жиз-ни к бо-лее вы-со-ким и зна-чи-тель-ным, а са-мо пе-ре-вос-пи-та-ние цен-траль-но-го пер-со-на-жа (Чи-чи-ко-ва) пе-ре-рас-та-ло в «ис-то-рию ду-ши» с её глав-ны-ми (тре-мя) ста-дия-ми, то для Го-голя об-ре-та-ла осо-бый смысл и тра-ди-ция Дан-те (к «Бо-же-ст-вен-ной ко-ме-дии» Го-голь про-яв-лял боль-шой ин-те-рес в по-ру ра-бо-ты над по-эмой). Дра-ма-тизм и му-чи-тель-ность ра-бо-ты над 2-м и 3-м то-ма-ми «Мёрт-вых душ» обу-слов-ли-ва-лись на-пря-жён-ны-ми уси-лия-ми пред-ста-вить про-цесс воз-ро-ж-де-ния «мёрт-вой ду-ши» не дек-ла-ра-тив-но, но кон-крет-но и убе-ди-тель-но, в ма-те-риа-ле и фор-мах ре-аль-ной русской жиз-ни.

В 1839-1840 годах Го-голь при-ез-жал в Рос-сию (Мо-ск-ва, Санкт-Пе-тер-бург), чи-тал друзь-ям гла-вы «Мёрт-вых душ»; в конце 1841 - 1-й половине 1842 годов Го-голь вновь на ро-ди-не, за-ня-тый пе-ча-та-ни-ем 1-го то-ма (вы-шел в мае 1842 года); в 1842 - начале 1843 годов опубликованы «Со-чи-не-ния» Го-голя в 4 томах. С ию-ня 1842 года Го-голь жил за гра-ни-цей (во Фран-ции, Гер-ма-нии, но пре-имущественно в Ита-лии: Ри-ме, Не-апо-ле и др.), про-дол-жая ра-бо-ту над 2-м то-мом по-эмы (на-ча-тым, по-ви-ди-мо-му, ещё в 1840 году). В 1-й половине 1845 года са-мо-чув-ст-вие Го-голя рез-ко ухуд-ши-лось; его си-лы бы-ли по-дор-ва-ны на-пря-жён-ным и, как ему ка-за-лось, не-эф-фек-тив-ным тру-дом. Ле-том 1845 года Го-голь сжёг ру-ко-пись 2-го то-ма, что-бы на-чать ра-бо-ту сна-ча-ла.

В январе 1847 года, на-хо-дясь в Не-апо-ле, тя-же-ло пе-ре-жил из-вес-тие о смер-ти Н.М. Язы-ко-ва, од-но-го из са-мых близ-ких его дру-зей. В том же го-ду вы-шли «Вы-бран-ные мес-та из пе-ре-пис-ки с друзь-я-ми» - про-из-ве-де-ние, ко-то-рое Го-голь счи-тал чуть ли не пер-вой сво-ей «дель-ной кни-гой», по-сколь-ку она в пря-мой, пуб-ли-ци-стической фор-ме из-ла-га-ла его главные идеи. Го-голь ис-хо-дил из по-ло-же-ния, что ни-ка-кой об-щественный про-гресс не бу-дет проч-ным без вос-пи-та-ния и пе-ре-вос-пи-та-ния ка-ж-до-го в ду-хе хри-сти-ан-ской эти-ки (эта же мысль ак-цен-ти-ро-ва-на в со-зда-вав-шей-ся па-рал-лель-но пье-се «Раз-вяз-ка Ре-ви-зо-ра», опубликована посмертно в 1856 году). Од-на-ко в ус-ло-ви-ях на-зре-вав-ших в стра-не со-ци-аль-ных пре-об-ра-зо-ва-ний (пре-ж-де все-го кре-сть-ян-ской ре-фор-мы) по-пыт-ка Го-голя ог-ра-ни-чить-ся лишь про-бле-мой че-ст-но-го ис-пол-не-ния ка-ж-дым че-ло-ве-ком сво-ей «долж-но-сти» вы-гля-де-ла не-дос-та-точ-ной: вы-ход «Вы-бран-ных мест…» на-влёк на Го-голя на-стоя-щую бу-рю кри-ти-ки, в т. ч. и со сто-ро-ны его дру-зей (С.Т. и К.С. Ак-са-ко-вых, С.П. Ше-вы-рё-ва и др.); лишь не-мно-гие от-ме-ти-ли по-зи-тив-ные сто-ро-ны кни-ги (пре-ж-де все-го А.А. Гри-горь-ев в статье «Го-голь и его по-след-няя кни-га» - «Мо-с-ков-ский го-род-ской лис-ток», 1847, № 5, 6).

С по-зи-ций за-пад-ни-че-ст-ва кни-гу рез-ко кри-ти-ко-вал В.Г. Бе-лин-ский - в ре-цен-зии («Со-вре-мен-ник», 1847, № 2) и осо-бен-но в пись-ме к Го-голю от 15.07.1847 года. В от-вет-ном пись-ме от 10.08.1847 года Го-голь час-тич-но при-знал не-уда-чу кни-ги, од-на-ко уп-ре-кал кри-ти-ка в од-но-сто-рон-но-сти и иг-но-ри-ро-ва-нии ре-ли-ги-оз-но-мо-раль-ной про-бле-ма-ти-ки. Пе-ре-жи-ва-ния и объ-яс-не-ния в свя-зи с «Вы-бран-ны-ми мес-та-ми..» вы-зва-ли к жиз-ни но-вое про-из-ве-де-ние Го-голя - «Ав-тор-скую ис-по-ведь» (опубликована посмертно в 1855 году; название при-над-ле-жит ре-дак-то-ру).

В ап-ре-ле 1848 года по-сле пу-те-ше-ст-вия в Ие-ру-са-лим к Гро-бу Гос-под-ню Го-голь окон-ча-тель-но воз-вра-тил-ся на ро-ди-ну; жил в Ва-силь-ев-ке, Одес-се, Санкт-Пе-тер-бур-ге, где осе-нью 1848 года на ве-че-ре у А.А. Ко-ма-ро-ва по-зна-ко-мил-ся с Н.А. Не-кра-со-вым, И.А. Гон-ча-ро-вым, Д.В. Гри-го-ро-ви-чем, А.В. Дру-жи-ни-ным. С декабря 1848 года жил у А.П. Тол-сто-го в Мо-ск-ве, про-дол-жая ра-бо-ту над 2-м то-мом по-эмы и другими со-чи-не-ния-ми (в т. ч. на-ча-ты-ми ещё в 1845 году в Па-ри-же «Раз-мыш-ле-ния-ми о Бо-же-ст-вен-ной ли-тур-гии», опубликованы посмертно в 1857 году). В ию-не 1850 года, в ию-не и сентябре 1851 года Го-голь по-се-щал Оп-ти-ну пус-тынь. В кон-це января 1852 года об-на-ру-жи-лись при-зна-ки но-во-го ду-шев-но-го кри-зи-са: Го-голь тя-же-ло пе-ре-жил смерть Е.М. Хо-мя-ко-вой, се-ст-ры Н.М. Язы-ко-ва. В кон-це ян-ва-ря - на-ча-ле фев-ра-ля встре-тил-ся с прие-хав-шим в Мо-ск-ву ржев-ским про-тои-е-ре-ем Мат-ве-ем (Кон-стан-ти-нов-ским), ко-то-рый, по-ви-ди-мо-му, со-ве-то-вал Го-голю унич-то-жить не-ко-то-рые гла-вы по-эмы, мо-ти-ви-руя это их не-точ-но-стью и вред-ным влия-ни-ем, ко-то-рые они ока-жут на чи-та-те-лей; Го-голь мог пе-ре-тол-ко-вать его ре-ак-цию в том смыс-ле, что 2-й том ос-тал-ся ху-до-же-ст-вен-но не-со-вер-шен-ным. 7 февраля Го-голь ис-по-ве-дал-ся и при-час-тил-ся, а в ночь с 11 на 12 февраля сжёг бе-ло-вую ру-ко-пись 2-го то-ма (со-хра-ни-лись в не-пол-ном ви-де 5 глав, от-но-ся-щие-ся к раз-ным чер-но-вым ре-дак-ци-ям; опубликован посмертно в 1855 году). Смерть Го-голя вы-зва-ла в русском об-ще-ст-ве глу-бо-кое по-тря-се-ние. От уни-вер-си-тет-ской церк-ви, где со-стоя-лось от-пе-ва-ние, до мес-та по-гре-бе-ния в Свя-то-Да-ни-ло-вом мо-на-сты-ре гроб не-сли на ру-ках сту-ден-ты и про-фес-со-ра уни-вер-си-те-та (в 1931 году ос-тан-ки Го-голя бы-ли пе-ре-не-се-ны на Но-во-де-ви-чье клад-би-ще).

Ог-ром-но влия-ние Го-голя на по-сле-дую-щую литературу: его твор-че-ст-во спо-соб-ство-ва-ло раз-ви-тию реа-ли-стических сти-лей, на-чи-ная с на-ту-раль-ной шко-лы до русского ро-ма-на (И.С. Тур-ге-нев, И.А. Гон-ча-ров , А.И. Гер-цен, Л.Н. Тол-стой и др.); сти-му-ли-ро-ва-ло ук-ре-п-ле-ние и обо-га-ще-ние гро-те-ск-но-фан-та-стического на-прав-ле-ния (М.Е. Сал-ты-ков-Щед-рин, Ф. Со-ло-губ, А. Бе-лый и др.). В то же вре-мя ре-лигиозно-нравственные ис-ка-ния Го-голя в зна-чительной ме-ре оп-ре-де-ли-ли он-то-ло-ги-че-скую про-бле-ма-ти-ку как в ху-дожественной литературе (Ф.М. Дос-то-ев-ский), так и в русской ре-лигиозной фи-ло-со-фии конца XIX - первой половины XX веков. В XX веке влия-ние Го-голя, пре-одо-лев национальные гра-ни-цы, рас-про-стра-ни-лось на всю ми-ро-вую куль-ту-ру.

Великий русский писатель, драматург, критик, публицист, Го­голь начал свой путь в литературе как создатель книги повестей и рассказов из украинской народной жизни “Вечера на хуторе близ Диканьки”; (1831-1832). Романтическая по своему характеру, эта книга наполнена легендами, преданиями, разнообразными фольк­лорными образами, рисующими яркие народные характеры. Эта линия продолжается и в следующей книге “Миргород”;, вышедшей в 1835 году, но здесь наряду с фантастикой повести “Вий”; и герои­кой исторического предания в “Тарасе Бульбе”;, возникает новый подход к изображению современного мира и человека – реалисти­ческий. Так написаны повести “Старосветские помещики”; и “По­весть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”;”, рассказывающие о жизни обывателей-дворян, близких по характеру и способам создания к персонажам “Мертвых душ”;.

В том же 1835 году выходит сборник “Арабески”;, в который вошли повести “Невский проспект”;, “Портрет”; и “Записки сумасшедшего”;. Позднее были написаны повести “Нос”;

(1836) и “Шинель”; (1842). Все вместе они составили цикл повестей о жизни Петербурга и были впоследствии названы “Петербургские повести”;, ставшие вершиной “малой прозы”; Гоголя. В них воспроизводится реальность нового, го­родского мира и городского человека, которая отменяет прежний мир – и мифологический мир Диканьки, и “старосветский”; уют Миргорода. Сами люди неузнаваемо, катастрофически меняются, попав в силовое поле Петербурга. Мистика, вторгающаяся в жизнь большого города, безжалостно подчиняют себе человека, разрушают его цельность, превращают в вещь. Вот почему в изображении реа­лий современного города Гоголь широко использует фантастические элементы. Но фантастика здесь совсем иная, чем в “Вечерах…”;: там она была светлой, радостной, органичной частью волшебного мира малороссийских преданий и легенд; здесь она страшная, пугающая своим несоответствием нормальным человеческим представлениям. Гоголь показывает, что петербургский человек становится частью аб­сурдного мира, утрачивая нормальные человеческие связи, теряя при этом самого себя. Так возникает фантастическая по своей аб­сурдности ситуация в повести “Нос”;: майор Ковалев теряет собствен­ный нос, который не просто обретает самостоятельность, но и стано­вится важным чиновником, перед которым уже сам Ковалев – мелкая сошка.

Так разворачивается картина фантастического, алогичного ми­ра. Недаром для его описания Гоголь так широко использует гротеск – художественный прием, при котором происходит намерен­ное искажение реальных пропорций изображаемого предмета, соединение правдоподобия и фантастики, комического и трагиче­ского, прекрасного и безобразного. В основе гротеска лежит гипер­бола. Устойчивые черты гротескного образа – алогичность, пара­доксальность, условность. Они больше всего соответствовали гоголевскому представлению о мире.

В этом мире с человеком происходят страшные изменения: он обезличивается (у Гоголя буквально: теряет свое лицо или же его часть – например, нос), превращается в вещь (“тысячи сортов шля­пок, платьев, платков”;, а не их обладателей разгуливают по гого­левскому Невскому проспекту), становится производной от чина, который он занимает в бюрократической системе государства. Об­раз Петербурга, созданный Гоголем в “Петербургских повестях”; с помощью алогизма, гротеска и фантастики в сочетании с реалисти­чески точными описаниями жизни столицы, представляет собой жестокий, призрачный, лживый город, где происходят невероятные вещи, а человек теряется в бездушном царстве бюрократии.

Ответом на безумие и уродство мира становится безумие и аб­сурдность поведения самого человека. В русской литературе с такой силой прозрения это увидел и первым выразил Гоголь. Вот почему в основе идейного содержанияпетербургских повестей”; – чувство сострадания, стремление защитить человека от насилия времени. Ибо нельзя жить так, как живут эти люди, и мучимые, и даже их мучители. И в финале “Записок сумасшедшего”; как страстный про­тест против этого мира звучит стон безумного Поприщина: “Ма­тушка, спаси твоего бедного сына! посмотри, как мучат они его! ему нет места на свете! его гонят! Матушка! пожалей о своем больном дитятке!”;. Так взывает “маленький человек”;, став­ший главным героем не только гоголевских “петербургских повес­тей”;, но всей последующей русской литературы.

Глоссарий:

  • гоголь великий русский писатель
  • Гоголь драматург
  • гоголь вошел в русскую литературу как писатель
  • великий гоголь сочинение
  • Гоголь великий русский писатель и драматург

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Ещё в конце девятнадцатого века, великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, прославлял великий и могучий русский язык в своём цикле. Автор утверждает, что именно русский...
  2. Когда в литературу входит мастер, создающий новый, яркий и волнующий мир идей и образов, мастер, поднимающийся до больших и смелых идейно-художественных обобщений, исследование его творчества...

Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его лиро-эпических произведений, но и потому что Гоголь – одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века.

Детство и юность

И по сей день неизвестно, когда родился Николай Васильевич. Некоторые хронисты полагают, что Гоголь появился на свет 20 марта, другие же уверены, что истинная дата рождения писателя – 1 апреля 1809 года.

Детство мастера фантасмагории прошло на Украине, в живописном селе Сорочинцы Полтавской губернии. Вырос он в большой семье - помимо него в доме воспитывалось еще 5 мальчиков и 6 девочек (некоторые из них умерли в младенческом возрасте).

Великий писатель имеет интересную родословную, восходящую к казацкой дворянской династии Гоголь-Яновских. Согласно семейному сказанию, дедушка драматурга Афанасий Демьянович Яновский прибавил к своей фамилии вторую часть, чтобы доказать кровные узы с казацким гетманом Остапом Гоголем, жившим в 17 веке.


Отец писателя, Василий Афанасьевич, работал в Малороссийской губернии по почтовому ведомству, откуда вышел в отставку в 1805 году в чине коллежского асессора. Позже Гоголь-Яновский удалился в имение Васильевку (Яновщина) и начал заниматься хозяйством. Василий Афанасьевич слыл поэтом, писателем и драматургом: он владел домашним театром своего приятеля Трощинского, а также выступал на подмостках в качестве актера.

Для постановок он написал комедийные пьесы, основанные на украинских народных балладах и сказаниях. Но до современных читателей дошло лишь одно произведение Гоголя-старшего – «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Именно от отца Николай Васильевич перенял любовь к литературному искусству и творческий талант: известно, что Гоголь-младший еще с детства принялся за сочинение стихов. Василий Афанасьевич умер, когда Николаю было 15 лет.


Мать писателя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, по рассказам современников, была хороша собой и считалась первой красавицей на деревне. Все, кто ее знал, говаривали, что она была религиозным человеком и занималась духовным воспитанием детей. Однако учения Гоголь-Яновской сводились не к христианским обрядам и молебнам, а к пророчествам о страшном суде.

Известно, что за Гоголя-Яновского женщина вышла замуж, когда ей было 14 лет. Николай Васильевич был близок с матерью и даже спрашивал советы по поводу своих рукописей. Некоторые литераторы полагают, что благодаря Марии Ивановне творчество Гоголя наделено фантастикой и мистицизмом.


Детство и юность Николая Васильевича прошли в окружении крестьянского и панского быта и были наделены теми мещанскими особенностями, которые драматург скрупулезно описывал в своих произведениях.

Когда Николаю было десять лет, его отправили в Полтаву, где он познавал науки в училище, а затем обучался грамоте у местного учителя Гавриила Сорочинского. После классической подготовки 16-летний юноша стал учеником в Гимназии высших наук в городе Нежине Черниговской области. Помимо того, что будущий классик литературы был слаб здоровьем, он еще и не был силен в учебе, хотя и обладал исключительной памятью. С точными науками у Николая отношения не заладились, но он преуспевал в русской словесности и литературе.


Некоторые биографы утверждают, что в столь неполноценном образовании виновата сама гимназия, нежели юный писатель. Дело в том, что в те годы в Нежинской гимназии работали слабые преподаватели, которые не могли организовать ученикам достойное обучение. Например, знания на уроках нравственного воспитания преподносились не через учения именитых философов, а с помощью телесных наказаний розгой, учитель литературы не шагал в ногу со временем, предпочитая классиков 18 века.

Во время учебы Гоголь тяготел к творчеству и ревностно участвовал театральных постановках и импровизированных сценках. Среди товарищей Николай Васильевич слыл комиком и задорным человеком. Писатель общался с Николаем Прокоповичем, Александром Данилевским, Нестором Кукольником и другими.

Литература

Гоголь начал интересоваться писательским поприщем еще в студенческие годы. Он восхищался А.С. Пушкиным, хотя его первые творения были далеки от стиля великого поэта, а больше походили на произведения Бестужева-Марлинского.


Он сочинял элегии, фельетоны, стихотворения, пробовал себя в прозе и других литературных жанрах. Во время учебы им была написана сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которая не дошла до наших дней. Примечательно, что тягу к творчеству молодой человек первоначально расценивал скорее как хобби, а не дело всей жизни.

Писательство было для Гоголя «лучиком света в темном царстве» и помогало отвлечься от душевных терзаний. Тогда планы Николая Васильевича не были ясны, но он желал служить Родине и быть полезным для народа, считая, что его ожидает великое будущее.


Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу – Петербург. В холодном и мрачном городе Николая Васильевича ждало разочарование. Он пробовал стать чиновником, а также пытался поступить на службу в театр, но все его попытки потерпели поражение. Только в литературе он смог найти возможности для заработка и самовыражения.

Но и в писательстве Николая Васильевича ждала неудача, так как журналами были изданы всего лишь два произведения Гоголя - стихотворение «Италия» и романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом В. Алов. «Идиллия в картинах» получила ряд отрицательных и саркастических отзывов критиков. После творческого поражения Гоголь скупил все издания поэмы и сжег их у себя в номере. Николай Васильевич не отказался от литературы даже после громкого провала, неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» дала ему возможность изменить жанр.


В 1830 году в именитом журнале «Отечественные записки» была опубликована мистическая повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

Позже писатель знакомится с бароном Дельвигом и начинает печататься в его изданиях «Литературная газета» и «Северные цветы».

После творческого успеха Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и . Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта.


Поговаривают, что именно Александр Сергеевич дал Николаю Васильевичу подоплеку для новых произведений. Он подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» (1842) и комедии «Ревизор» (1836). Однако П.В. Анненков считает, что Пушкин «не совсем охотно уступил ему своё достояние».

Увлеченный историей Малороссии Николай Васильевич становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». Гоголь в письмах к матери Марии Ивановне просил, чтобы та подробнее рассказывала о жизни народа в глубинке.


Кадр из фильма "Вий", 2014 год

В 1835 году выходит повесть Гоголя «Вий» (включенная в «Миргород») о с демоническом персонаже русского эпоса. По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу.

В 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым был поставлен первый советский фильм ужасов по повести Гоголя «Вий». Главные роли исполнили и .


Леонид Куравлев и Наталья Варлей в фильме "Вий", 1967 год

В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакие Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения.

Личная жизнь

Говоря о личности автора «Ревизора», стоит отметить, что от Василия Афанасьевича, помимо тяги к литературе, он также унаследовал роковую судьбу – психологическую болезнь и страх ранней смерти, которые стали проявляться у драматурга еще с юношества. Об этом писали публицист В.Г. Короленко и доктор Баженов, основываясь на автобиографических материалах Гоголя и эпистолярном наследии.


Если во времена Советского Союза о душевных расстройствах Николая Васильевича было принято умалчивать, то нынешнему эрудированному читателю весьма интересны такие подробности. Считается, что Гоголь с детства страдал маниакально-депрессивным психозом (биполярное аффективное расстройство личности): веселое и задорное настроение юного писателя сменялось резкой депрессией, ипохондрией и отчаянием.

Это тревожило его ум до самой смерти. Также он признавался в письмах, что нередко слышал «мрачные» голоса, зовущие его вдаль. Из-за жизни в вечном страхе Гоголь стал религиозным человеком и вел больше затворнический образ жизни аскета. Женщин он любил, но только на расстоянии: нередко он говаривал Марии Ивановне, что уезжает заграницу к некой даме.


Он вел переписку с прелестными девушками разных сословий (с Марией Балабиной, графиней Анной Виельгорской и другими), ухаживая за ними романтично и робко. Писатель не любил афишировать личную жизнь, особенно амурные дела. Известно, что у Николая Васильевича детей нет. Из-за того, что литератор не был женат, существует теория о его гомосексуализме. Другие считают, что у него никогда не было отношений, выходящих за рамки платонических.

Смерть

Ранняя смерть Николая Васильевича на 42-м году жизни до сих пор будоражит умы ученых, историков и биографов. О Гоголе сочиняют мистические легенды, а об истинной причине кончины визионера спорят и по сей день.


В последние годы жизни Николаем Васильевичем овладел творческий кризис. Он был связан с ранним уходом из жизни жены Хомякова и осуждением его рассказов протоиереем Матфеем Константиновским, который выступал с резкой критикой гоголевских произведений и к тому же считал, что писатель недостаточно благочестив. Мрачные мысли овладели разумом драматурга, с 5 февраля он отказался от пищи. 10 февраля Николай Васильевич «под влиянием злого духа» сжег рукописи, а 18 числа, продолжая соблюдать Великий Пост, слег в постель с резким ухудшением здоровья.


Мастер пера отказывался от медицинской помощи, ожидая смерти. Врачи, выявившие у него воспалительные заболевания кишечника, вероятный тиф и несварение желудка, в итоге поставили писателю диагноз "менингит" и назначили принудительное, опасное для его здоровья кровопускание, которое только ухудшило душевное и физическое состояние Николая Васильевича. Утром 21 февраля 1852 года Гоголь умер в особняке графа в Москве.

Память

Произведения писателя обязательны для изучения в школах и высших учебных заведениях. В память о Николае Васильевиче в СССР и других странах были выпущены почтовые марки. Именем Гоголя названы улицы, драматический театр, педагогический институт и даже кратер на планете Меркурий.

По творениям мастера гиперболы и гротеска до сих пор создаются театральные постановки и снимаются произведения кинематографического искусства. Так, в 2017 году российского зрителя ожидает премьера готического детективного сериала «Гоголь. Начало» с и в главных ролях.

В биографии загадочного драматурга есть интересные факты, все их невозможно описать даже в целой книге.

  • По слухам, Гоголь боялся грозы, так как природное явление действовало на его психику.
  • Писатель жил бедно, ходил в старой одежде. Единственный дорогой предмет в его гардеробе – золотые часы, подаренные Жуковским в память о Пушкине.
  • Мать Николая Васильевича слыла странной женщиной. Она была суеверной, верила в сверхъестественное и постоянно рассказывала удивительные истории, приукрашенные выдумками.
  • По слухам, последними словами Гоголя были: «Как сладко умирать».

Памятник Николаю Гоголю и его птице-тройке в Одессе
  • Творчество Гоголя вдохновляло .
  • Николай Васильевич обожал сладости, поэтому в его кармане постоянно лежали конфетки и кусочки сахара. Также русский прозаик любил катать хлебные мякиши в руках – это помогало сконцентрироваться на мысли.
  • Писатель болезненно относился к внешности, главным образом его раздражал собственный нос.
  • Гоголь боялся, что будет похоронен, находясь в летаргическом сне. Литературный гений просил, чтобы в будущем его тело предали земле только после появления трупных пятен. По легенде, Гоголь проснулся в гробу. Когда тело литератора перезахоронили, удивленные присутствующие увидели, что голова покойника была повернута набок.

Библиография

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832)
  • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834)
  • «Вий» (1835)
  • «Старосветские помещики» (1835)
  • «Тарас Бульба» (1835)
  • «Невский проспект» (1835)
  • «Ревизор» (1836)
  • «Нос» (1836)
  • «Записки сумасшедшего» (1835)
  • «Портрет» (1835)
  • «Коляска» (1836)
  • «Женитьба» (1842)
  • «Мёртвые души» (1842)
  • «Шинель» (1843)

Только тот понимает Церковь,

Кто понимает Литургию

А. С. Хомяков

Книга Гоголя о Божественной Литургии стала для него итоговой и занимает особое место в его творчестве. Цель этого духовно-просветительского труда, как ее определил сам писатель, - «показать, в какой полноте и внутренней глубокой связи совершается наша Литургия, юношам и людям, еще начинающим, еще мало ознакомленным с ее значением».

Замысел книги, по всей видимости, относится ко времени пребывания Гоголя в Ницце зимой 1843/44 года и связан, в частности, с прочитанной им тогда в журнале «Христианское Чтение» статьей «О Литургии» известного церковного писателя Андрея Николаевича Муравьева, напечатанной без имени автора (впоследствии она вошла в качестве новой главы в его книгу «Письма о Богослужении Восточной Кафолической Церкви»). Статья Муравьева была избрана Гоголем как образец стиля для создания духовного произведения, предназначенного широкому читателю, и как краткое пособие для последовательного изложения хода Литургии.

Наиболее усердно Гоголь работал над книгой в начале 1845 года, когда гостил у графа Александра Петровича Толстого в Париже. Об этом времени он писал поэту Николаю Языкову: «Жил внутренно, как в монастыре, и в прибавку к тому, не пропустил почти ни одной обедни в нашей церкви» (из письма от 12 февраля (н. ст.) 1845 года). Такому образу жизни соответствует и характер его занятий: он принимается за изучение греческого языка, чтобы читать в подлиннике чинопоследования Божественной Литургии. При этом Гоголь пользовался книгами из библиотеки настоятеля русской посольской церкви в Париже протоиерея Димитрия Вершинского, бывшего профессора Петербургской Духовной академии, знатока святоотеческой письменности. В ту пору он работал над своим главным сочинением - «Месяцесловом Православно-Кафолической Восточной Церкви» - одним из первых научных трудов по литургике.

В богословских занятиях Гоголю помогал отставной учитель-эллинист Федор Николаевич Беляев, хорошо знавший церковнославянский язык и латынь. Он жил с 1841 года за границей в качестве наставника в одном из русских семейств. В память этой совместной работы Гоголь подарил ему греческий «Евхологион» (сборник молитв для церковного богослужения), изданный в Риме в 1754 году, с надписью: «Сия книга дарится Федору Николаевичу Беляеву, в знак дружбы и в наказание за неприятие Василия Великого, от Гоголя. Париж. Февраль 26, год 1845». В свою очередь Беляев собственноручно списал в тетрадку небольшого формата греческий текст Литургии святителя Василия Великого с параллельным латинским переводом и на последней странице сделал дарственную надпись славянской вязью: «Николаю Васильевичу Гоголю, в знак памяти, любви и почтения от Феодора Беляева. Париж. Марта 16 дня 1845 года».

Почти ежедневные посещения церковных служб создавали у Гоголя высокое духовное настроение. В связи с этим он писал 24 февраля (н. ст.) 1845 года Александре Осиповне Смирновой, что «был сподоблен Богом и среди глупейших минут душевного состояния вкусить небесные и сладкие минуты».

Обратившись к церковному слову, Гоголь стремился привлечь к нему и других. Так, тот же Беляев писал ему 20 марта (н. ст.) 1845 года: «...Благодарю вас тысячекратно за то, что вы меня натолкнули на мысль обратить внимание на наши православные священнодействия, которые возвышают мысль, услаждают сердце, умиляют душу и проч. и проч. Без вас я бы не был деятельным в подобном чтении, а, имея его только в виду, все бы откладывал, по моему обыкновению, в дальний ящик».

Однако стремление к постижению сокровенного смысла Божественной Литургии возникло у Гоголя не в это время, а гораздо раньше. Осенью 1842 года он писал матери из Гастейна: «...Есть много тайн во глубине души нашей, которых еще не открыл человек и которые могут подарить ему чудные блаженства. Если вы почувствуете, что слово ваше нашло доступ к сердцу страждущего душою, тогда идите с ним прямо в церковь и выслушайте Божественную Литургию. Как прохладный лес среди палящих степей, тогда примет его молитва под сень свою».

Эта вера во всеразрешающую силу литургической молитвы вызревала у Гоголя постепенно и после нескольких лет заграничных странствий и душевных тревог вылилась в желание передать другим накопленный опыт.

Одним из главных пособий в работе над книгой служило Гоголю неоднократно переиздававшееся «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию...» Ивана Дмитревского. В Предисловии Гоголь упоминает также сочинения святых патриархов Константинопольских Германа и Иеремии, святителя Николая Кавасилы (митрополита Солунского), блаженного Симеона (архиепископа Фессалоникийского), а также Старую и Новую Скрижаль.

Скрижаль - толкование Литургии и других церковных служб, составленное греческим иеромонахом Нафанаилом, переведенное на русский язык Арсением Греком и помещенное патриархом Никоном в предисловии к новоисправленному Служебнику. Новая Скрижаль - выдержавшая несколько изданий книга преосвященного Вениамина (Румовского-Краснопевкова): «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных».

Внимательно следил Гоголь и за новейшими изданиями. В его письмах этой поры упоминаются «Беседы на Божественную Литургию» протоиерея Василия Нордова (1844), издававшаяся в Париже «Теологическая энциклопедия» и другие книги. Следует, однако, иметь в виду, что названные сочинения по литургике служили Гоголю в качестве пособий. «Размышления о Божественной Литургии», в которых органично сочетаются богословская и художественная (в основном - стилистическая) стороны, представляют собой совершенно оригинальное произведение и один из лучших образцов русской духовной прозы. Далеко не все современники писателя понимали это. Приведем тем более ценное свидетельство, переданное доктором Алексеем Терентьевичем Тарасенковым, наблюдавшим Гоголя во время его предсмертной болезни. «Одному из моих знакомых, - пишет он в своих записках, - перечитавшему почти все духовные назидательные сочинения, Гоголь прочел эту "Литургию", и, по уверению этого знакомого, никакая книга не производила на него такого впечатления: "Это сочинение Гоголя нельзя и сравнивать ни с каким другим сочинением того же рода: по силе слова оно превосходит все подобные сочинения, написанные на разных языках"». Мемуарист, несомненно, разумеет здесь графа Толстого, в доме которого жил последние годы Гоголь.

В книге воплощен и личный духовный опыт Гоголя. «...Для всякого, кто только хочет идти вперед и становиться лучше, - писал он в «Заключении», - необходимо частое, сколько можно, посещенье Божественной Литургии и внимательное слушанье: она нечувствительно (то есть незаметно, исподволь. - В. В. ) строит и создает человека. И если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная Литургия, напоминающая человеку о святой, небесной любви к брату».

В этих размышлениях Гоголя о смысле и значении православной Литургии выражена основа его миросозерцания, которая полностью соотносится с учением святых отцов.

В последние годы своей жизни Гоголь трудился над окончательной редакцией произведения, судьба которой остается неизвестной. Рукопись дошла до нас в фрагментах, созданных и переписанных в разное время. После смерти Гоголя книга была обнаружена вместе с уцелевшими главами второго тома «Мертвых душ». Весной 1852 года граф Толстой, перечисляя в письме к сестре, графине Софье Петровне Апраксиной, оставшиеся после Гоголя бумаги, извещал, что среди них имеется неполная рукопись «Объяснения Литургии», которое Гоголь никому, кроме него, не читал и предполагал издать без имени автора.

Доктор Тарасенков сообщает, по-видимому, со слов графа Толстого, что незадолго до смерти Гоголь «окончательно отделал и тщательно переписал свое заветное сочинение, которое было обрабатываемо им в продолжение почти 20-ти лет; наконец, после многих переделок, переписок, он остался им доволен, собирался печатать, придумал для него формат книги: маленький, в осьмушку, который очень любил, хотел сделать это сочинение народным, пустить в продажу по дешевой цене и без своего имени, единственно ради научения и пользы всех сословий. Это сочинение названо Литургиею ».

Замечание о том, что книга создавалась в течение двадцати лет, вызывает, естественно, сомнение. Никакими сведениями на этот счет мы не располагаем. По всей видимости, сообщение Тарасенкова является отголоском каких-то разговоров Гоголя с графом Толстым о том, что о предмете своей последней книги писатель размышлял с молодых лет. Школьный приятель Гоголя Василий Игнатьевич Любич-Романович вспоминал, что тот в церкви «молитвы слушал со вниманием, иногда даже повторял их нараспев, как бы служа сам себе отдельную Литургию...» А однажды Гоголь, «недовольный пением дьячков, зашел на клирос и стал подпевать обедню, ясно произнося слова молитв, но священник, услышавший незнакомый ему голос, выглянул из алтаря и, увидев Николая Васильевича, велел ему удалиться...»

Отзвуки размышлений Гоголя о Литургии мы находим в его статье «Жизнь», датированной им самим 1831 годом. Примечательно, что Оптинский старец Варсонофий истоки религиозности последних лет жизни Гоголя усматривал в его раннем творчестве. «Гоголя называли помешанным, - говорил он. - За что? - За тот духовный перелом, который в нем произошел и после которого Гоголь твердо и неуклонно пошел по пути богоугождения, богослужения. Как же это случилось? В душе Гоголя, насколько мы можем судить по сохранившимся его письмам, а еще больше по сохранившимся рассказам об его устных беседах, всегда жила неудовлетворенность жизнью, хотелось ему лучшей жизни, а найти ее он не мог. "Бедному сыну пустыни снился сон..." - Так начинается одна из статей Гоголя («Жизнь». - В. В. )... и сам он, и все человечество представлялось ему в образе этого бедного сына пустыни. Это состояние человечества изображено и в Псалтири, там народ Божий, алча и жаждая, блуждал в пустыне, ища Града обительного, и не находил. Так и все мы алчем и жаждем этого Града обительного, и ищем его, и блуждаем в пустыне».

Подобную неудовлетворенность жизнью, присущую многим людям непонятную тоску, преподобный Варсонофий пояснял следующим образом: «Есть предание, что раньше, чем человеку родиться в мир, душа его видит те небесные красоты и, вселившись в тело земного человека, продолжает тосковать по этим красотам... И эта тоска по Боге - удел большинства людей».

Таким образом, сообщение доктора Тарасенкова следует, видимо, понимать в том смысле, что замысел будущей книги вырастал в сознании Гоголя почти двадцать лет, то есть с того самого момента, как он вступил на писательское поприще.

16 мая 1852 года Степан Петрович Шевырев, занимавшийся разбором гоголевских бумаг, прочел «Объяснение на Литургию» на вечере у попечителя Московского учебного округа Владимира Ивановича Назимова. Это было первое обнародование новонайденного произведения Гоголя.

В июне 1852 года, накануне своего отъезда в Васильевку, Шевырев писал Анне Васильевне Гоголь, сестре писателя: «Когда я в первый раз читал его Размышления о Литургии, мне казалось, душа его носилась около меня, светлая, небесная, та, которая на земле много страдала, любила глубоко, хотя и не высказывала этой любви, молилась пламенно, и в пламени самой чистой молитвы покинула бренное, изнемогшее тело».

Возвращаясь с родины Гоголя, куда он ездил навестить родных покойного, Шевырев заезжал в Оптину Пустынь, где прочел гоголевское «Объяснение...» насельникам монастыря. Оптинские иноки, хорошо помнившие Гоголя, нашли это сочинение «запечатленным цельностию духа и особенным лирическим взглядом на предмет».

История публикации книги весьма драматична. Она пострадала от цензуры больше, чем любое другое произведение Гоголя. Сначала рукопись находилась у Шевырева, готовившего к печати сочинения Гоголя, оставшиеся после его смерти. Затем - у святителя Филарета, митрополита Московского, который намеревался исправить ее. В 1856 году земляк и приятель Гоголя Осип Максимович Бодянский отправил рукопись в Петербургскую Духовную цензуру. Цензурный комитет нашел, что в книге Гоголя «при множестве прекрасных мыслей встречается немало объяснений обрядов богослужения произвольных и даже неправильных; есть даже выражения, противные учению Православной Церкви. Посему и размышления эти не могут быть одобрены в настоящем их виде».

После вмешательства графа Толстого, назначенного 20 сентября 1856 года обер-прокурором Святейшего Синода, книгу удалось издать, но в исправленном виде: цензуровавший рукопись архимандрит Кирилл исключил несколько мест (до сорока и более строк), прибавил от себя отдельные слова и фразы, заменяя кое-где литературные обороты Гоголя церковнославянскими. В таком виде книга была издана П. А. Кулишом в 1857 году под названием «Размышления о Божественной Литургии» и неоднократно переиздавалась, в том числе иждивением Афонского Русского Пантелеимонова монастыря (1910).

По подлинным рукописям Гоголя книга была впервые издана академиком Н. С. Тихонравовым в 1889 году в четвертом томе 10-го издания Сочинений Гоголя. Рукопись, по которой печатались «Размышления...», не имеет названия; оно дано было Шевыревым.

«Размышления о Божественной Литургии» ныне едва ли не наиболее часто переиздаваемое произведение Гоголя. Одно из зарубежных изданий вышло в Копенгагене в 1991 году с предисловием преосвященного Марка, архиепископа Берлинского и Германского. «Труд Н. В. Гоголя, - говорится в нем, - для нас представляет великую ценность потому, что он исходит не из-под пера профессионального богослова, а простого верующего. Этим гоголевские «Размышления...» будут способствовать современному человеку, не имеющему никакого молитвенно-литургического опыта, не говоря уже о духовном образовании, вникнуть в смысл вечно новой Божественной Литургии. Кто прочтет настоящую книжечку внимательно, тот, мы уверены, сможет почувствовать глубину духовного света, изливающегося непосредственно из Источника Света, из Вечной Премудрости, из Непрестающей Любви, Самой Пресвятой Троицы, которая открывается нам в Божественной Литургии».

О том, что Гоголь успешно справился со своей задачей ознакомления молодых людей со смыслом православного богослужения и очередностью его действий, говорит тот факт, что Императрица мученица Александра Феодоровна в целях объяснения Цесаревичу Алексию обедни читала вместе с ним «Размышления о Божественной Литургии» Гоголя.

http://www.ioannp.ru/publications/173013