Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кто и кого называет недотепой. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Кто и кого называет недотепой. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Человек в своем громадном большинстве сильно несчастлив.

А. П. Чехов
Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был основательный трагизмчеловеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу "Вишневый сад" входит тема недотепства. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг недотеп довольно широк, хотя слово "недотепа" употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу...

Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека содержится одно из проявлений того самого недотепства, которое так тонко почувствовал старик Фирс.

Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны - это ещё одна вариация на тему недотепства. Безысходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: "... когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить... А откуда я и кто я - не знаю..."

Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище - "двадцать два несчастья". И на самом деле, любовь Епи-ходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой основания. Чехов точно сообщает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: "Я развитой человек,... но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, существовать мне или застрелиться".

К недотепам относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В нем так и не пробудилось человеческое достоинство, духовного раскрепощения не случилось. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве (даже одевает и раздевает его). Тем страшнее и безысходнее финал пьесы...

Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев - недотепы в полном смысле этого слова. Потомки многих поколений крепостников, они полностью утратили ощущение реальности. Раневская и Гаев надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки и отвергают полностью реальный план спасения имения. Трагедия этих людей, как мне кажется, не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве - вишневого сада. Ностальгическая обращенность к прошлому - это попытка восполнить недостаток подлинной духовности в настоящем.

Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают порой несколько фарсовую форму (излишняя экспрессивность Любови Андреевны, речь Гаева перед шкафом). Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник... Любовь Андреевна, по ее же своему признанию, "ниже любви", не может бороться со своими чувствами более того тогда, когда понимает, что обманута любимыми.

В излишней сосредоточенности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений (отношение к Ане и Варе). О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. А прошлое об умершей Анастасии не мешает Гаеву достать заветную коробочку леденцов... Таким образом, в Раневской и Гаеве Чехов обнаруживает признаки "футлярной" замкнутости на самих себе. Их жизнь пуста, бессмысленна, суетна.

Глубоко несчастны в пьесе "Вишневый сад" и представители молодого поколения (Аня, Варя, Петя Трофимов). Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. Речи "вечного студента" Пети Трофимова о высшей правде звучат жизнеутверждающе, хотя и несколько декларативно. 27-летний Петя - идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. "Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!" - замечает Варя. Трофимов считает себя выше любви, но аккурат любви ему не хватает. "Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа",- точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.

К недотепам в пьесе "Вишневый сад" должен быть отнесен и предприимчивый купец Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его нежной душе. В двойственности Лопахина (сочетание деловой хватки и нежной души содержится трагическая противоречивость образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие. В уста Лопахина Чехов вкладывает слова о "нескладной" жизни: "О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!" И это говорит самый преуспевающий, самый "практичный" герой "Вишневого сада"!

Пьеса "Вишневый сад" кончается грустным словом "недотепа", которое произносит заброшенный всеми Фирс. За этим словом стоит многое... Чехов далек от пустого обличительства... Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, мучающимся людям, которые ищут высшую правду и все никак не могут найти...

Каждая пьеса Чехова - это всегда произведение совершенно неповторимое, оригинальное. Читая любую из них, будь то «Чайка» или «Три сестры», «Дядя Ваня» или «Вишневый сад», мы сразу ощущаем атмосферу, в которой живут, страдают, любят герои. «Вишневый сад» - это пьеса о родине, о мнимых, настоящих хозяевах России, о близком превращении всей страны в прекрасный вишневый сад.

Создавая эту замечательную пьесу, А. П. Чехов прежде всего представлял себе вишневый сад, весь в снегу белоснежных цветов, потом озеро, затем старинный дом Раневской и Гаева - последних отпрысков знатного рода. Их прощание с вишневым садом - это прощание с жизнью, это крах дворянства. Характеры чеховских героев сложны и многогранны, но почему же все-таки мы можем «объединить» в одну «группу» таких людей, как Раневская и Гаев, Фирс и Яша, Дуняша и Епиходов? Это «недотепы », как говорит Фирс, старый слуга.

На первый взгляд может показаться странным, как можно назвать Раневскую, такую милую, добрую, умную женщину, «недотепой ». Что же такое «недотепство», в чем оно выражается? Прежде всего это неприспособленность к жизни, безволие, лень, непоследовательность. Есть ли все это у Раневской и Гаева? Бесспорно, есть. Раневская способна сказать о себе правду, иногда очень горькую, но изменить что-то в жизни, сделать лучше для себя и для всех, кого она так любит, она не способна. Любовь к родине, к дому, к саду (что для нее как-то сливается в одно очень сильное чувство) - это умиленное созерцание, вздохи, ахи. Изза своего безволия она не может спасти любимый вишневый сад и уезжает в Париж, который покинула с такой радостью несколько месяцев назад. Что с нею дальше будет, не известно ни нам, ни ей самой.

А вот перед нами Леонид Андреевич Гаев - «истинный аристократ ». Это человек без прошлого, без настоящего, без будущего. Это уже какая-то пародия на человека. Если у Раневской мы еще можем найти много хорошего, у нее всегда хватает чуткости и такта, то у Гаева не осталось (а может, и не было) ничего привлекательного. Ему, по сути дела, ничего особенно не дорого, у него нет никаких стремлений либо желаний. Живя, по-видимому, уже несколько лет за счет Лопахина, он всегда найдет повод оскорбить его за мужицкое происхождение. Его ежедневная игра в бильярд с самим собой, его «философские» рассуждения по любому поводу (например, перед шкафом) - разве это не признаки морального упадка? Быть никому не нужным, кроме Фирса, и самому ни в ком не нуждаться - разве это н приговор самому себе, своей никчемности и младенчеству? Предать все, что, казалось бы, так дорого: сад, дом, верного Фирса- разве это не самое яркое «недотепство»? А. П. Чехову потрясающе удалось показать какую-то внутреннюю связь господ со своими слугами. Ведь Фирс, Яша, Епиходов, Дуняша - это пародии на хозяев, это целая «галерея» карикатур. Яша - это типичный «холуй и хам», это пародия на пародию. Его «ум», «образованность», «занятость» проявляются на каждом шагу. Родную мать называет «необразованной женщиной», себя же считает достойным жить только в Париже.

Вот Епиходов - самый яркий «недотепа», с его вечными несчастьями, пустопорожними разговорами. Что же это за имение, где управляют Епиходовы, и каковы должны быть его господа? Вот, наконец, Фирс - старый преданный слуга, добровольно отдавший себя в рабство господам. Он отражает аристократические замашки Гаева. Если Гаев - это Аристократ с большой буквы, то Фирс - это Слуга с большой буквы. Для него главное, чтобы все было по ритуалу: подает в белых перчатках, когда в доме и естьто нечего, беспрестанно беспокоится о драгоценном здоровье Гаева, когда тому уже, слава богу, за пятьдесят лет. Когда Фирса, никому не нужного, покидают в доме, он и не думает обижаться на господ, а только беспокоится, какое пальто надел Леонид Андреич, которого он, вероятно, видит последний раз. «Жизньто прошла, словно и не жил... Эх-ты... недотепа!..» - говорит он о себе.

Вот так же точно прошла жизнь у всех «недотеп»: глупо, бессмысленно. Они уходят, ничего после себя не оставив, и мы провожаем их смехом, ибо они уходят в прошлое и никогда больше не вернутся. На смену им приходят новые люди, новые формы жизни. Прекрасное будущее - Россия, похожая на цветущий сад, уже не за горами. И это гениально предсказывает в своей пьесе Антон Павлови ч Чехов.

Общеизвестно, что нравственный идеал Чехова - это гармонически развитый человек. Но даже среди любимых его героев нет такого, про кого можно было бы сказать, что у него «все прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Куда чаще мы досадуем на чеховских героев, потому что в самых очевидных ситуациях они ведут себя вовсе не так, как подсказывает здравый смысл. Многие герои Чехова непрактичны, нерешительны, излишне мягки. Часто Чехов просто иронизирует над ними, а порой изображает даже трагикомически.

В рассказах Чехова подобные персонажи зачастую являются главными героями. В «Вишневом саде», где герои-недотепы тоже присутствуют, им назначена другая роль.

Комедия «Вишневый сад» - последнее произведение Чехова, завершающее его творческую биографию. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской и ее брата - Леонида Андреевича Гаева. Имение это окружено прекрасным вишневым садом. Но Раневская и Гаев - моты, абсолютно не приспособлены к жизни, они легкомысленны. Неумение вести хозяйство привело их к полному разорению, имение с садом заложено и перезаложено. Предстоит его продажа с торгов.

Разбогатевший крестьянин, ныне купец, друг семьи Лопахин предупреждает хозяев о надвигающейся катастрофе, предлагает им пути спасения их родового гнезда. Достаточно сдать сад в аренду под дачи. Но ни Раневская, ни Гаев, который носится с фантастическими проектами, не способны услышать Лопахина.

И брат, и сестра льют слезы о потере вишневого сада, без которого, им кажется, они не смогут жить. Но наступает день торгов, имение продано, его покупает Лопахин. Правда, когда это свершилось, выясняется, что никакой трагедии ни для Гаева, ни для Раневской не происходит. Любовь Андреевна возвращается в Париж, куда она все равно бы отправилась, потому что там ее ждет нелепая любовь. Гаев тоже легко примиряется с происшедшим. «Ужасная драма» для ее героев не оказывается столь тяжелой по той простой причине, что у них вообще не может быть ничего серьезного и драматического.

Интересен способ, которым Чехов подчеркивал призрачность, несерьезность мира Раневских и Гаевых. Он окружает двух центральных героев комедии персонажами, отражающими их комическую никчемность. Шарлотга, конторщик Епиходов, лакей Яша, горничная Дуняша -эти герои-недотепы выполняют роль карикатур на господ. Что позволило одному из современных Чехову критиков так и назвать «Вишневый сад» - «пьесой недотеп».

Замечательна шутовская фигура Епиходова. Со своими «двадцатью двумя несчастьями» он одновременно представляет собой карикатуру и на Гаева, и на помещика Симеонова-Пищика, и даже на Петю Трофимова. Именно в адрес Епиходова сказано старым слугой Фирсом: недотепа. Епнходов концентрирует в себе эту тему пьесы. Он душа всякого «недотепства». У Гаева, и у Симеонова-Пищика тоже постоянные «двадцать два несчастья»; как и у Епиходова, из их намерений ничего не выходит, на каждом шагу их преследуют комические неудачи.

Симеонов-Пищик постоянно находится на грани полного банкротства и, запыхавшись, бегает по всем знакомым с просьбой дать денег взаймы. Борис Борисович - человек, живущий в долг, как говорит Петя Трофимов о Гаеве и Раневской. Эти люди живут за чужой счет - за счет народа.

В одинокой, «ненужной» судьбе приживалки Шарлотты Ивановны есть большое сходство с нелепой, «ненужной» судьбой Раневской. Обе они относятся к самим себе, как к чему-то непонятно-ненужному, странному. И той и другой жизнь представляется туманной, неясной, призрачной. Как и Шарлотте, Раневской тоже «все кажется, что она молоденькая», и живет Раневская приживалкой при жизни, ничего не понимая в ней.

У Чехова нет «злодеев» и «ангелов», он не делит героев на положительных и отрицательных, они парадоксальны и непредсказуемы. Все герои Чехова даются в двойственном освещении: автор и сочувствует некоторым сторонам их характеров, и выставляет напоказ смешное и дурное - нет абсолютного носителя добра, как нет и абсолютного носителя зла.

Тот же Петя Трофимов не принадлежит к числу передовых, смелых и сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике чувствуется противоречие между силой мечты и слабостью мечтателя. «Вечный студент», «облезлый барин», Петя Трофимов чист, мил, но чудаковат и недостаточно силен для великой борьбы. Не такие люди преуспевают в жизни и становятся ее творцами и хозяевами. Напротив, жизнь сама изрядно потрепала Петю. Подобно всем «недотепам» в пьесе, он нескладен и бессилен перед жизнью. Но все то, что он говорит Ане, дорого и близко Чехову.

В пьесе нет главных и второстепенных лиц. Епиходов столь же важен автору, как Гаев, а Шарлотта не менее интересна, чем Раневская. Такие непривычные для всей драматургии принципы приводят к появлению в пьесе характеров, сочетающих в себе противоречивые, даже взаимоисключающие черты и свойства.

Лучики правды, человечности и красоты есть в каждом из героев «вишневого сада», но они так слабы и неярки, что не в силах осветить грядущий день. И видится, что сама Россия, в какой жил Чехов на рубеже двух веков (и не только Чехов), еще не выработала в себе действительный идеал человека. В ней лишь зреют предчувствия грядущих изменений, но люди пока к ним не готовы.

Комедия Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» была написана в 1903 году и является последней пьесой писателя. В ней представлены многие характеры и типы людей, дается широкий социальный пласт от дворян-помещиков до купцов и простых слуг. Особое место в комедии занимают образы так называемых героев-«недо-Теп», представленных в лицах Раневской, Гаева, их слуг, Шарлотты, Дуняши и Яши, а также в лице Епиходова.

Весь идейный пафос пьесы состоит в отрицании дворянско-помещичьего строя, как отжившего себя. С этой точки зрения очень интересны образы дворян Раневской и Гаева, которые представлены настоящими «недотепами», не умеющими в этой жизни ничего и поэтому являющимися беспомощными и инфантильными.
В тоже время нельзя не заметить сочувственного отношения автора к этим героям. Эти нотки настолько очевидны, что многие исследователи драматургии Чехова говорили о поэтизации автором уходящего дворянства и называли Чехова певцом «дворянских гнезд». Но не стоит забывать, что сочувствие Чехова к героям-дворянам не исключает скрытой иронии над ними, над их практической беспомощностью, дряблостью характера и инфантилизмом.
Раневская изображается Чеховым как легкомысленная женщина, которая ничего не видит вокруг себя, так как полностью занята только своими собственными переживаниями и страхами. Она хочет жить красиво, так, как привыкла с самого детства, поэтому не вспоминает о том, что она на грани разорения, а семья обречена на нищенское существование. Раневская вся во власти собственного любовного увлечения, часто говорит о своем любовнике в Париже, хотя тот и довел ее до банкротства, но лишь изредка вспоминает о судьбе своей дочери. Вместе с тем Раневская проста, эмоциональна и обаятельна, что отмечают почти все герои пьесы. Она несомненно добрая и искренняя, ей ничего не стоит поцеловаться с горничной, как будто та ее ровня. Ласкова Раневская и по отношению к старому слуге Фирсу, дает последние пять рублей бродяге. Также искренне она радуется своему возвращению в дом детства, встрече с вишневым садом.
Но доброта и простота Раневской во многом продиктованы не искренними дви-жениями щедрой души, но беспечностью, которая сродни порывам избалованного ребенка. Она раздает милостыню, а в собственном доме нечего есть. Устраивает большой бал, когда нечем платить долги. Вся суть ее характера состоит в эгоизме и легкомысленности. Она искренне горюет о погибшем сыне, а о дочери вспоминает только перед самым отъездом в Париж, старого Фирса забывает в запертом доме. Создается такое впечатление, что она полностью погружена в свои мысли и только мимолетом вспоминает об окружающих ее людя?х. Так своему дому она радуется только в день прибытия, а сама рвется в Париж. Несомненно, она искренне горюет о продаже имения, но не делает ничего, чтобы спасти его. Скорее всего, она быстро забудет о своей потере. Как мне кажется, эта героиня напоминает Стрекозу из басни Крылова. Немолодая уже женщина, Раневская порхает по жизни с беспечностью крыловской Стрекозы, в наивном убеждении, что всегда найдется труженик - Муравей, который окажет ей помощь, даст приют и поддержку.
Настоящим беспомощным «недотепой» представлен в пьесе и ее брат Гаев. Чехов иронизирует над ним еще больше, чем над Раневской. В его образе все смешно и нелепо. Например, он только что горячо всех уверял, что проценты за имение будут заплачены, и, едва закончив свою речь, он принимается грызть леденцы. Гаев настолько несерьезен и непостоянен, что для него игра в бильярд оказывается намного важнее, чем продажа имения.
Не зря сам А. П. Чехов назвал старшее поколение в «Вишневом саде» детьми и стариками одновременно, так как «они эгоистичны, как дети, и дряблы, как старики». Им никогда не приходилось сталкиваться с реальностью жизни, они не знают цены деньгам, не в состоянии позаботиться не только о других, но даже о себе. Скорее всего, в дальнейшем их ожидает судьба приживалок, так как они не способны подумать даже о завтрашнем дне.
Никчемность бывших хозяев жизни подчеркивается образами их слуг. Они по-вторяют черты характеров своих господ, но в более гротесковой форме. Приживалка Шарлотта также беспорядочна и взбалмошна, как и Раневская. Она показывает фокусы, и это только еще больше говорит о внутренней пустоте и неустроенности ее жизни. Горничная Дуняша постоянно подчеркивает свою «чувствительность», пытается вести себя, как ее госпожа. Лакей Яша постоянно мечтает о Париже, а своей матери стыдится, словно она ему не родная. Конторщик Епиходов такой же «недотепа», как и Гаев. Он настолько бесхозяйственен и бестолков, что его даже прозывают «двадцать два несчастья».
Создав образы героев-»недотеп» в «Вишневом саде» Чехов хотел показать, насколько они беспомощны и бесполезны в новом мире, в мире, где нужны действующие и активные люди, которые смогут приносить пользу и себе и окружающим. Ни Раневская, ни Гаев не способны на это. Они полностью принадлежат веку «дворянских гнезд», который уходит в прошлое. В прошлое уходят и такие герои, как Раневская и Гаев.