Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Конспект интегрированного занятия в средней группе «Чтение стихотворения Е. Трутневой «Четверо художников»

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Чтение стихотворения Е. Трутневой «Четверо художников»

* * *
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.

Лес и поле белые,
Белые луга:
У осин заснеженных
Ветки как рога...

У второго — синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Первые проталинки,
Первая трава.

На картине третьего
Красок и не счесть:
Желтая, зеленая,
Голубая есть...

Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака.

А четвертый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды...

Всюду бусы-ягоды
Зреют по лесам,
Кто же те художники?
Догадайся сам.
Е. Трутнева

ВРЕМЕНА ГОДА
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна — зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло — всё под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
А. Кузнецова

ЯНВАРЬ
У него лишь краска — снег,
А кисть — озорник-мороз...
Но простой его пейзаж
Дорог каждому из нас.

Из инея свитерок
Снял с березки ветерок.
Под окном залег сугроб, —
Белый сказочный сурок.

— Это что за краска — снег?
— Это что за кисть — мороз?!
Отложил январь этюд:
— Разве только в краске — суть?!
В. Тян

МАРТ
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
В. Алферов

ЗДРАВСТВУЙ, ВЕСНА!
Здравствуй, здравствуй, красавица-весна,
Мы посеяли в землю семена;-
Из земли вырастают росточки,
На окне расцветают цветочки.
О. Высотская


ПЕСНЯ О ВЕСНЕ

Уходи, мороз, косматый!
Слышишь, старый, или нет?
И над садом, и над хатой
Голубой весенний свет.

Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.

Он лучистый, серебристый,
Он сверкает и дрожит,
А другой, такой же чистый,
Рядом весело бежит.

Ты не слышишь, дед сердитый,
Как в заоблачной дали,
Над землей, дождем умытой,
Закричали журавли.

А зима сдала, осела -
Хватит ей озорничать!
Выходи ребята, смело
Песни петь и май встречать!
Я.Колас


ВЕСНА

Весна торопилась на речку,
Чтобы скользить по каточку.
Ступила на твердые льдины —
Открылись речные глубины...

Весна поспешила к поляне
Снегу набрать на ладони,
Пушинок, снежинок нежных!
И открылся подснежник.
Э. Мошковская

ВЕСНА
Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!

У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь, и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты.
А. Майков

АПРЕЛЬ
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня — прямиком
Шлепает по лужам,

Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» —
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба...
Я. Аким

МАЙ
Зеленый, красный,
Яркий май,
С ребят пальтишки
Поснимай!
Деревья в листики одень,
Звени ручьями
Целый день!
Куда я в мае
Ни пойду,
Везде я солнышко
Найду!
С. Капутикян

ЛЕТО
Хочешь поглядеть на лето?
В лес пускают без билета.
Приходи!
Грибов и ягод
Столько —
Не собрать и за год!
А у речки, а у речки
С удочками человечки.
Клюнуло!
Смотрите — щука!
Щуку на берег втащу-ка.
Хорошо, устав от зноя,
По росе скакать в ночное,
Кашу на костре сварить,
До утра поговорить...
Я. Аким

ОСЕНЬ
Дождь,
Дождь
Целый день
Барабанит в стёкла.
Вся земля,
Вся земля
От воды размокла.
Воет, воет
За окном
Недовольный ветер:
Хочет двери он сорвать
Со скрипучих
Петель.
Ветер, ветер,
Не стучи
В запертые сени,
Пусть горят
У нас в печи
Жаркие поленья.
Руки тянутся
К теплу,
Стёкла запотели,
На стене
И на полу
Заплясали тени.
Собирайтесь
У меня
Слушать сказку
У огня!
Я. Аким

ОСЕНЬ
Берёзы косы расплели,
Руками клёны хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.

Всё присмирело. Съёжилось.
Поникло. Пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела.
М. Садовский

Помоги другим! Жми

Людмила Дьяченко
Логопедическое занятие «Четыре художника»

Логопедическое занятие «Четыре художника»

Цель: составление рассказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному плану из рисунков-пиктограмм.

Задачи: Систематизировать знания детей о названиях и приметах каждого времени года. Воспитывать интерес детей к сезонным изменениям в природе. Уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по сюжетным картинкам. Учить детей составлять рассказы о временах года по сюжетным картинкам и опорному плану из рисунков-пиктограмм. Учить детей пониманию значений образных выражений, пословиц и поговорок. Развивать произвольное внимание, память и логическое мышление детей. Стимулировать мыслительную и речевую активность детей. Воспитывать бережное отношение, любовь к природе.

Оборудование: четыре большие сюжетные картины с изображениями времен года, опорные рисунки-пиктограммы, маленькие изображения примет времен года по количеству детей, мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска, маркеры.

Ход занятия.

Игра с мячом «Лови и отвечай».

Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед по очереди задает вопросы каждому ребенку и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч, дать полный ответ на вопрос и вернуть мяч логопеду. Примерные вопросы:

Что такое осень? (Осень – это время года).

Когда на улице много снега? (Зимой).

Когда животные делают запасы на зиму? (Животные делают запасы на зиму осенью).

1) Отгадывание загадок о временах года.

Логопед. Послушайте стихотворение Елены Трутневой и догадайтесь, как зовут героев этого стихотворения. Объясните свой ответ.

Логопед читает стихотворение Е. Трутневой «В гостях у радуги» целиком. Затем выразительно читает части стихотворения и задает детям вопросы по каждой части. Дети называют каждого художника и объясняют, почему они так решили.

Строки стихотворения Вопросы логопеда

Четверо художников,

Столько же картин. Сколько художников в этом стихотворении?

А сколько картин?

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

И осин заснеженных

Ветки, как рога… Как мы назовем этого художника?

Что было белым на его картине?

Что означает сочетание слов «заснеженные осины»?

На что похожи ветки под снегом на этой картине?

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки,

Первая трава. Как мы назовем второго художника?

Какой краской он нарисовал свою картину?

Как вы понимаете сочетание слов «плещутся стайкой»?

Какие льдинки на снегу? На что они похожи?

Что первое появилось на этой картине?

На картине третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зеленая,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые пушистые

В небе облака. Какое имя подходит для третьего художника?

Какими красками он нарисовал свою картину?

Что нарисовано на его картине?

А четвертый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам…

Кто же те художники?

Догадайся сам! Как мы назовем последнего художника?

Какой краской он нарисовал свою картину?

Что нарисовано на его картине?

Как вы понимаете сочетание слов «нивы урожайные»?

На что похожи ягоды на его картине?

2) название примет времен года по картинкам.

Логопед выдает детям картинки с изображениями примет времени года. Каждый ребенок должен назвать по картинке примету и соответствующее время года. Логопед следит за тем, чтобы дети не отвечали односложно, отмечает детей, дающих полные ответы.

Физкультминутка. Игра на внимание «Так бывает ранней осенью или нет?»

Логопед. Внимательно слушайте, о чем говорится в произносимых мной предложениях. Если так бывает ранней осенью – вам нужно подпрыгнуть на месте и поднять прямые руки вверх. А если нет – присесть на корточки и обхватить плечи руками. Например: листья на деревьях желтеют и краснеют; птицы возвращаются из жарких стран: в лесу появляются грибы. На земле лежит снег. И т. п.

3) Составление рассказов по сюжетным картинам и опорному плану из рисунков-пиктограмм.

Логопед. Сейчас мы будем учиться составлять рассказы о временах года. В любом рассказе должен быть порядок. Поэтому рассмотрите опорный план рассказа.

Логопед последовательно выставляет на доску рисунки-пиктограммы.

Логопед. Давайте создадим четыре команды. Каждая команда получит свою картину. По плану и этим картинам мы составим рассказы о временах годы. Участники команды должны будут внимательно рассмотреть свою картину, посовещаться и составить рассказ об этом времени года. Команда, которая составит самый интересный и подробный рассказ, будет считаться командой победителем этого занятия.

Логопед выдает сюжетные картины с изображениями времен года и по очереди приглашает команды к доске для составления рассказа. Дети должны следить за ответами товарищей из своей команды, вносить нужные дополнения.

После составления рассказов каждой подгруппой логопед благодарит всех детей за старание. Отмечает наиболее активных детей.

Подведение итогов занятия

Логопед подводит итоги занятия и определяет самую красноречивую команду. Все поздравляют победителей и аплодируют им.

Публикации по теме:

Логопедическое занятие «Звуки [Р], , буква «Р» Тема: «Звуки «Р», «р,», буква «Р». Цели: артикуляция звука Р, Р, ; определение места звука в слове, звуковой анализ слова; составление.

Цель: Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе. Задачи: Обучающие: расширять и обогащать представления детей.

Индивидуальное логопедическое занятие «Зоочас» Тема: автоматизация [Р], [Р’] В словах и в предложениях. Цель: Автоматизировать [Р], [Р`] словах и в предложениях, совершенствовать фонематический.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы

Развивающее занятие с детьми подготовительной группы

клуба «Совёнок» (пятилетки)

учитель: Фролова Татьяна Ивановна

Цели:

    упражнять детей в умении составлять небольшой связный рассказ по картинке;

    обогащать словарный запас – называть отличительные признаки зимы;

    упражняться в чтении и конструировании букв и слогов;

    упражняться в количественном сравнении предметов;

    развитие мелкой моторики руки;

    развивать психические процессы: память, внимание, мышление;

    воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту в окружающем мире.

Наглядный материал:

Музыкальный ряд (П.И. Чайковский «Времена года», мелодия из м.ф. «Падал

прошлогодний снег»); таблица «Времена года»; снежинка, вырезанная из бумаги; магнитные буквы,; « волшебный мешочек»; игрушка – котёнок; подвижная картинка – панно; таблица букв.

Для детей: листы для штриховки «Снеговик», счётные палочки, буквы разрезной азбуки, карандаши.

Ход занятия.

Звучит отрывок из сборника П.И. Чайковского «Времена года»

    Учитель читает стихотворение Е. Трутнева «Четверо художников»

Четверо художников, столько же картин.

Белой краской выкрасил всё подряд один.

Лес и поле белые, белые луга,

У осин заснеженных ветки, как рога.

У второго синие небо и ручьи,

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки-кружева,

Первые проталинки, первая трава.

На картинах третьего красок и не счесть,

Жёлтая, зелёная, голубая есть:

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые, пушистые в небе облака.

А четвёртый золотом расписал сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

Всюду бусы-ягоды зреют по лесам.

Кто же те художники? Догадайся сам!

О каких четырёх художниках говорится в стихотворении? Какие времена года вы знаете?

Какое время года на нашей картине? (Осень)

Как догадались? (туча и дождь, жёлтые листья на деревьях)

Чем хороша осень?

Во время нашего занятия эта картинка будет изменяться. Но чтобы это превращение произошло, вам придётся потрудиться. Готовы?

II . Повторение изученного.

    Артикуляционная игра «Узнай звук»

Ведущий (педагог или ребёнок) произносит звук «про себя», чётко артикулируя. Дети по движениям губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух.

Что мы сейчас угадывали? (звуки) Значит, звуки мы произносим и слышим. Да?

А как звуки обозначаются на письме? (Буквами)

Исчезла туча с дождём


    Игра «Волшебный мешочек»

Определить на ощупь букву. Оделась девочка


    Рассказывание стихотворений о буквах.

Давайте с вами вспомним стихи про буквы, которые учили на занятиях.

Дети рассказывают стихи о буквах, которые достали из мешочка.

Опала листва с дерева.


Релаксационная разминка (под музыку)

- Встаньте, поставьте ноги широко, руки опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы – деревья. Ноги – корни, крепкие и устойчивые. Они прочно уходят в землю. Вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Ствол – тело, ровен, гибок, он слегка покачивается, но не ломайся. Ветки – руки, свободно колышутся над стволом. Листья – пальцы, легко «шелестят», слегка задевая друг друга.

    Игра «Найди букву»

На доске таблица с напечатанными буквами, которые расположены в произвольном порядке (каждая из них может встречаться несколько раз). Детям предлагается сосчитать, сколько раз встречается на доске та или другая буква, названная педагогом.

Сосчитайте, сколько здесь букв А, М.

Каких букв больше на таблице? А каких меньше? На сколько?

Пошёл снег.


    Конструирование букв.

Выложите буквы их счётных палочек. (1 группа – букву А, 2 группа – М)

Сколько вам понадобилось палочек, чтобы выложить букву А? (3)

Сколько вам понадобилось палочек, чтобы выложить букву М? (4)

Каму понадобилось палочек больше? На сколько больше?

Появились сосульки на крыше дома.


    Составление слогов.

Как кричат в лесу люди, когда заблудятся? (АУ)

Один ребёнок составляет этот слог у доски, а остальные на партах.

Как кричит маленький ребёнок? (УА)

Один ребёнок выкладывает слог у доски, а остальные на партах.

Появились сугробы.


Ребята посмотрите, как изменилась наша картинка. Что изменилось? (исчезла тучка с дождём, опали листья, выпал снег, девочка оделась, появились сосульки и сугробы)

Какое время года сейчас на этой картинке? (Зима)

Молодцы!.

III . Ответы на вопросы. Составление простых предложений.

Пришло время познакомиться с девочкой на нашем рисунке. Её зовут Маша. Она живёт в этом домике, но не одна. Угадайте, кто живёт с Машей.

Усатенький, мохнатенький,

На лапках цап-царапки,

Молоко пьёт,

«Мяу-мяу» поёт. (Кот)

Педагог показывает игрушку – котёнка.

Этого котика зовут Пушок. Сегодня я расскажу вам историю, которая приключилась с ним. Проснулся как-то утром Пушок, глаза открыл, потянулся. В комнате было тепло и уютно. Как всегда полакал из блюдечка молока. Поиграл с фантиком, привязанным на верёвку. И решил пойти погулять на улицу. Маша открыла ему дверь, но только котёнок сделал несколько шагов вперёд, как его лапки провалились во что-то мягкое, холодное и белое. Испугался Пушок. Такого он ещё никогда не видел. Скорее отбежал он от дверей и спрятался под кровать.

Ребята, чего же так испугался котёнок? Что он в первый раз увидел на улице? (Он увидел снег)

Чтобы Пушок не боялся снега, давайте ему расскажем про него. Какой бывает снег? (Снег бывает белый, холодный, пушистый…)

А из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок.)

Посмотри, Пушок, это снежинка.

Педагог показывает вырезанную из бумаги снежинку.

Ребята, расскажите Пушку, какая снежинка? (Снежинка лёгкая, воздушная, резная, ажурная, белая, красивая.)

А что снежинки умеют делать? (Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять)

А когда много снега падает с неба, как это называется? (Это называется снегопад)

Физ.минутка.

Сколько снега намело – не пройти! Давайте с вами представим, что мы в валенках идём по глубокому снегу. (Дети имитируют движения). Возьмите с собой Пушка, мы покажем ему, что ничего страшного в сугробах нет.

Дети играют в игру «Идём по глубокому снегу»: идут с трудом, лепят снежки, бросают снежки друг в друга, едут на лыжах.

Молодцы все дошли. А теперь отряхните снег с пальто, валенок, шапки. С Пушка стряхнём тоже. Не бойся, Пушок, снега. Если снежинки прилипнут к твоей шубке, то в комнате они растают. И снег бывает только зимой. Ребятки, кто хочет рассказать Пушку о зиме, какая она?

Пушок: Спасибо, ребята, я не боюсь снега и зимы. Буду каждый дань ходить на улицу. Спасибо вам и до свидания!

Ребята, а в какие игры вы любите играть зимой на улице? (В снежки, кататься на лыжах, лепить снеговика.)

Давайте и мы с вами слепим снеговика. (Штриховка на листочках. Звучит мелодия из м.ф. «Падал прошлогодний снег» ) Во время штриховки проводится пальчиковая гимнастика.


На картине появляется снеговик.


IV . Подведение итогов.

Не смотря на то, что зимой холодно, всё-таки это замечательное и весёлое время года. Вы согласны?

Дети рассказывают стихи о зиме.

Идёт зима дорогами,

Крадётся, как лиса.

Покрыто всё сугробами,

Заснежила леса.

В лесную чащу тихо

Вошла зима-портниха.

Берёзки очень рады:

Спасибо за наряды!

Пушистые и белые

Зима наряды сделала.

И для лесов, и для полей –

Пускай им будет потеплей!

Деревьям всем в лесочке,

Зима дала платочки,

А в шубки их одела –

Сама повеселела.

С кем мы сегодня познакомились?

Чем на занятии занимались?

Вы сегодня хорошо потрудились и за это получаете подарок. (лист с изображением сказочных героев для раскрашивания)

Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень; сошлись, да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас».

Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело. Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.

«Только Солнышко не должно глядеть на мою работу, - решила она. - Не должно видеть её, пока не закончу».

Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть… А вот меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.

«Оденься и ты, косой, в белую шубку, - решила Зима, - тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».

А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплей народить.

Чудесную шубку припасла ей Зима, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.

Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади - один за другим - два маленьких; и лисий - будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать, да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла мишеньку толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться - из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.

Но не одни только следы зверей виднеются на снегу. На лесной полянке, там, где торчат зелёные кустики брусники, черники, снег, будто крестиками, истоптан птичьими следочками. Это лесные куры - рябчики и тетерева - бегали здесь по полянке, склёвывали уцелевшие ягоды.

Да вот они и сами: чёрные тетерева, пёстрые рябчики и тетёрки. На белом снегу как все они красивы!

Хороша получилась картина зимнего леса, не мёртвая, а живая! То серая белка перескочит с сучка на сучок, то пёстрый дятел, усевшись на ствол старого дерева, начнёт выколачивать семена из сосновой шишки. Засунет её в расщелину и ну клювом по ней колотить!

Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки - Зимы. Можно её и Солнышку показать.

Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины… А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.

Любуется Солнышко картиной Зимы, любуется месяц, другой - глаз от неё оторвать не может.

Всё ярче сверкают снега, всё радостнее, веселее кругом. Уж и сама Зима не в силах выдержать столько тепла и света. Приходит пора уступать место другому художнику.

«Ну что ж, поглядим, сумеет ли он написать картину краше моей, - ворчит Зима. - А мне пора и на отдых».

Приступил к работе другой художник - Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?

Вот стоит перед ней лес - хмурый, унылый.

«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!»

Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.

День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.

На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.

Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.

Всё оживает кругом. Почуя тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.

Вот на сучке берёзы, возле ствола - гнездо зяблика. Оно как нарост на дереве - сразу и не заметишь. А чтобы сделать его ещё незаметнее, в наружные стенки гнезда вплетена белая берёзовая шкурка. Славное получилось гнёздышко!

Ещё лучше гнездо у иволги. Точно плетёная корзиночка, подвешено оно в развилке ветвей.

А длинноносый красавец зимородок смастерил свой птичий домик в обрывистом берегу реки: выкопал клювом норку, в ней и устроил гнёздышко; только выстлал его внутри не пухом, а рыбьими косточками и чешуёй. Недаром же зимородка искуснейшим рыболовом считают.

Но, конечно, самое замечательное гнёздышко придумала Весна-Красна для одной маленькой рыжеватой птички. Висит над ручьём на гибкой ольховой ветке бурая рукавичка. Соткана рукавичка не из шерсти, а из тонких растений. Соткали её своими клювами крылатые рукодельницы - птички ремезы. Только большой палец у рукавички птицы не довязали; вместо него дырочку оставили - это вход в гнездо.

И много ещё других чудесных домишек для птиц и зверей придумала затейница Весна!

Бегут дни за днями. Неузнаваема стала живая картина лесов и полей.

А что это копошится в зелёной траве? Зайчата. Им от роду всего только второй день, но какие уже молодцы: во все стороны поглядывают, усами поводят; ждут свою мать-зайчиху, чтобы их молоком накормила.

Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину. Пусть Солнышко поглядит на неё да порадуется, как всё оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?

Выглянуло Солнышко из-за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива-дивного ни видывало, а такой красоты ещё никогда не встречало. Смотрит оно на картину Весны, глаз оторвать не может. Смотрит месяц, другой…

Давно уже отцвели и осыпались белым снегом цветы черёмухи, яблонь и груш; давно уже на месте прозрачной весенней лужи зеленеет трава; в гнёздах у птиц вывелись и покрылись пёрышками птенцы; крохотные зайчата уже стали молодыми шустрыми зайцами…

Уж и сама Весна не может узнать своей картины. Что-то новое, незнакомое появилось в ней. Значит, пришла пора уступить своё место другому художнику-живописцу.

«Погляжу, нарисует ли этот художник картину радостней, веселей моей, - говорит Весна. - А потом полечу на север, там ждут меня не дождутся».

Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую бы ему картину нарисовать, и решило: «Возьму-ка я краски попроще, да зато посочнее». Так и сделало.

Сочной зеленью расписало Лето весь лес; зелёной краской покрыло луга и горы. Только для речек и для озёр взяло прозрачную, ярко-синюю.

«Пусть, - думает Лето, - в моей картине всё будет спелым, созревшим». Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали - наклонились до самой земли.

В лесу под деревьями, под кустами рассадило Лето много-много разных грибов. Каждому грибку своё место облюбовало.

«Пускай в светлом березняке, - решило Лето, - растут подберёзовики с серыми корешками, в коричневых шапочках, а в осиннике - подосиновики». Их нарядило Лето в оранжевые и жёлтые шапочки.

Немало ещё самых различных грибов появилось в тенистом лесу: сыроежки, волнушки, маслята… А на полянах, будто цветы расцвели, раскрыли свои ярко-красные зонтики мухоморы.

Но самым лучшим грибом оказался гриб боровик. Вырос он в сосновом бору, вылез из влажного зелёного мха, приподнялся немного, стряхнул с себя увядшие жёлтые иглы, да таким красавцем вдруг стал - всем грибам на зависть, на удивление.

Вокруг него зелёные кустики брусники, черники растут, все они ягодами покрыты. У брусники ягодки красные, а у черники - тёмно-синие, почти чёрные.

Окружили кустики гриб боровик. А он стоит среди них такой коренастый, крепкий, настоящий лесной богатырь.

Смотрит Жаркое Лето на свою картину, смотрит и думает: «Что-то мало ягод в лесу у меня. Нужно прибавить». Взяло оно да весь склон лесного оврага и разукрасило густыми кустами малины.

Весело зеленеют кусты. А уж до чего хороши на них ягоды - крупные, сладкие, так сами в рот и просятся! Забрались в малинник медведица с медвежатами, никак от вкусных ягод оторваться не могут.

Хорошо в лесу! Кажется, и не ушёл бы отсюда.

Но художник Жаркое Лето торопится, везде ему побывать нужно.

Заглянуло Лето в поле; покрыло колосья пшеницы и ржи тяжёлой позолотой. Стали поля хлебов жёлтыми, золотистыми; так и клонятся на ветру спелым колосом.

А на сочных лугах затеяло Лето весёлый сенокос: в душистые копны сена улеглись полевые цветы, запрятали в зелёный ворох травы свои разноцветные головки и задремали там.

Зелёные копны сена в лугах; золотые поля хлебов; румяные яблоки, груши в саду… Хороша картина Жаркого Лета! Можно её и Красному Солнышку показать.

Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, смотрит, любуется. Ярко, радостно всё кругом. Так и не отводило бы глаз от сочной зелени тёмного леса, от золотистых полей, от синей глади рек и озёр. Любуется Солнышко месяц, другой. Хорошо нарисовано!

Только вот беда: день ото дня листва на кустах и деревьях тускнеет, вянет, и вся картина Жаркого Лета становится не такой уже сочной. Видно, приходит пора уступать своё место другому художнику. Как-то справится он со своей работой? Нелегко ему будет нарисовать картину лучше тех, что уже показали Солнышку Зимушка-Зима, Весна-Красна и Жаркое Лето.

Но Осень и не думает унывать.

Для своей работы взяла она самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.

Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный… Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему, тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы - лебеди; летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука - в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу - сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут, к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листвы. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее.

Довольна Осень своей работой, можно её и Красному Солнышку показать.

Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, и под его ласковым взглядом сразу повеселела, заулыбалась хмурая картина Осени.

Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берёз. Ещё синее стала река, окаймлённая жёлтыми камышами, ещё прозрачней и шире - заречные дали, ещё бескрайней - просторы родной земли.

Смотрит Красное Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная получилась картина, только, кажется, будто что-то в ней не закончено, будто ждут чего-то притихшие, омытые осенним дождём поля и леса. Ждут не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придёт новый художник и оденет их в белый пушистый убор.

А художник этот уже недалеко. Уже настаёт черёд Зимушке-Зиме новую картину писать.

Так и трудятся по очереди четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или жёлтые, золотистые краски Осени?

А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.



  • уточнить представления учащихся об имени прилагательном;
  • познакомить с ролью имён прилагательных в речи;
  • воспитывать любовь к природе.
  • 1. Организационный момент.

    Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой. Вот мы улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее. Думаю, и урок наш сегодня пройдёт интересно, слаженно, с пользой.

    2. Чистописание.

    Калькирование. (“Клён ты мой опавший”. Сл. С.Есенина)

    Названия каких деревьев встретились в тексте песни? (Клён, верба, сосна)

    3. Словарная работа.

    1) Узнайте дерево по описанию.

    Тонкая, стройная, кудрявая, белоствольная … . (Берёза)

    Запишите словарное слово. Образуйте однокоренные слова. (Берёзка, подберёзовик, берёзовый)

    Разберите слова по составу. (Один ученик выполняет работу на доске, дети в тетради). Проверка.

    Какое слово лишнее? Почему? (Берёзовый – прил.)

    4. Сообщение темы и цели урока.

    У нас на уроке гость.

    Определяю я предметы.

    Они со мной весьма приметны

    Я украшаю нашу речь.

    Меня вам надо знать, беречь.

    Какая это часть речи? (Прилагательное)

    Сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос Почемучки:

    С какой целью в нашей речи используются имена прилагательные?

    Будьте внимательными на уроке. За правильно выполненное задание вы будете прикреплять к дереву берёзовые листочки. В конце урока посмотрим на ваши красивые деревья.

    5. Работа по теме урока.

    1) Повторение.

    а) Что вы знаете об имени прилагательном? Тест.

    Вывод: Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

    б) Работа по таблице.

    С какой частью речи употребляется имя прилагательное? (С именем существительным)

    2) Задание выполняется на доска и в тетради.

    Подберите подходящие имена существительные. Запишите словосочетания. Определите род число имён сущ.

    Берёзовая … (кора, листва, роща).

    Берёзовый … (ствол, сок, веник, отвар, лист, настой).

    Берёзовое … (полено).

    Берёзовые … (листья, почки).

    Проверка.

    3) Упражнения в выделении имён прилагательных.

    Выборочное списывание. (C комментированием, по предложению)

    Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопрос.

    Выпишите прилагательные.

    Четыре художника

    Четверо художников,
    Столько же картин.
    Белой краской выкрасил
    Всё подряд один.
    У второго – синие
    Небо и ручьи,
    В синих лужах плещутся
    Стайкой воробьи.
    На картине третьего
    Красок и не счесть:
    Жёлтая, зелёная ,
    Голубая есть.
    А четвёртый золотом
    Расписал сады,
    Нивы урожайные,
    Спелые
    плоды.
    Всюду бусы - ягоды
    Спеют по лесам.
    Кто же те художники?
    Догадайся сам.

    Кто же те художники? (Времена года)

    Что такое нивы? Поле, возделанное для посева, пашня. (“Большой толковый словарь современного русского языка” Д. Н. Ушаков)

    Какими цветами можно заменить урожайные? (Золотые, жёлтеющие)

    Запись в тетради: Белой, синие, жёлтая, зелёная, голубая, урожайные, спелые.

    Звуко-буквенный разбор слова синие.

    4) А какое время года нравятся вам?

    Нашему гостю нравятся все времена года.

    Диктант. (Запись с комментированием 1 предложения)

    Золотая осень пришла в рощу у речки. У осинки на земле вырос удивительный нарядный ковёр. Красавец дуб стоит пока в летней зелёной шубе. Резные листья клёна далеко выделяются красными пятнами. (Разбор последнего предложения по членам и частям речи)

    Прочитайте текст без прилагательных. Какой текст вам понравился больше? Почему?

    5) Игра. Название какого дерева состоит из 4 предлогов? (Cосна)

    6) Самостоятельная работа.

    1 уровень.

    Определите границы предложений. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

    Ч…десен ру…кий лес зимой белым пуш…стый снег повис на ветвях д…ревьев смолистые ш…шки укр…шают в…рш…ны елей.

    2 уровень.

    Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные. Вставьте пропущенные буквы.

    В…сной д…рев…я одеваются в (какой?) ______ наряд.

    Осина свесила серёжки с (какой?) ______ пыльцой.

    Б..рёза и топол… поз…нее покрываются (какими?) ______ серёжками.

    3 уровень.

    Напишите мини-сочинение “Самое красивое время года”.

    Проверка.

    6. Итог урока.

    С какой целью используются в нашей речи имена прилагательные? (Ответы детей)

    Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой и как радует глаз вторая. Каких только нет форм, размеров, окрасок. Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных.

    Без них наша речь бедна и невыразительна.

    Какой снег? (Снег белый)

    А всегда ли он белый? Он бывает голубой, синий, серебристый. На закате даже красный, а ещё пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать – он холодный, колючий, свежий.

    Запишите пословицу: Где труд, там и радость.

    Как понимаете смысл пословицы?

    Вывод: Мы испытываем радость от результатов своей работы.

    Радость – это чувство удовлетворения. Она облегчает труд в школе.

    Покажите свои красивые берёзки.

    7. Домашнее задание.

    Выполнить задание другого уровня.

    Имя прилагательное.

    Имя прилагательное – это

    а) часть слова;

    б) часть речи.

    2. Имя прилагательное обозначает

    а) признак предмета;

    б) действие предмета;

    3. Имя прилагательное отвечает на вопросы

    а) какой? какая? какое? какие?

    б) кто? что? какое? какие?

    4.Укажите прилагательные:

    а) зелёный, пушистая, высокий, резной;

    б) зеленеет, ель, клён, красавец.

    5. В предложении имя прилагательное является

    а) второстепенным членом предложения;

    б) главным членом предложения.

    Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопрос.

    Четыре художника

    Четверо художников,
    Столько же картин.
    Белой краской выкрасил
    Всё подряд один.
    У второго – синие
    Небо и ручьи,
    В синих лужах плещутся
    Стайкой воробьи.
    На картине третьего
    Красок и не счесть:
    Жёлтая, зелёная ,
    Голубая есть.
    А четвёртый золотом
    Расписал сады,
    Нивы урожайные,
    Спелые
    плоды.
    Всюду бусы - ягоды
    Спеют по лесам.
    Кто же те художники?
    Догадайся сам.

    Выпишите имена прилагательные.