Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Динамика культуры. Типология культур

Динамика культуры. Типология культур

Циклическая модель

Исторически первые представления о динамике культуры в форме временною круга (цикла) возникли еще в Древнем мире, в рамках мифологических моделей мира в Древнем Китае, Индии, Греции. Они основаны на идее вечного круговорота событий и вечного возвращения к своим истокам, а также на периодическом повторении явлений в природе и культуре.

Первое систематизированное изложение этой модели культурной динамики принадлежит Гесиоду и другим античным мыслителям. В его модели история человечества разделяется на четыре эпохи - золотой, серебряный, медный и железный века - и представляет собой движение во времени, которое понимается как вечность. Для каждой эпохи характерно свое состояние культуры. Смысл истории - в постоянном повторении, воспроизведении общих законов, не зависящих от особенностей конкретного общества.

Инверсия - вариант циклической модели динамики культуры, при которой изменения происходят не по кругу, а совершают маятниковые колебания от одного полюса культурных значений к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось прочное ядро или структура. Поэтому чем менее стабильно общество и чем слабее отношения между его компонентами, тем больший размах у поворотов в его духовной или политической жизни - от жесткой нормативности до распущенности нравов, от бессловесной покорности к беспощадному бунту.

Концепции локальных цивилизаций

Рассмотренные выше концепции локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби также являются вариантами циклической модели динамики культуры. Отрицая понятие всемирной истории, единого исторического процесса, они выдвигают идею развития отдельных народов и культур, происходящего по циклическим законам, инвариантным для всех культур. Отдельные цивилизации или культурно-исторические типы развиваются и последовательно, и параллельно и переживают стадии возникновения, развития, расцвета и упадка - возвращения к исходному состоянию. Динамику развития отдельной локальной цивилизации можно сравнить с многолетним однократно цветущим растением, которое растет и набирается сил многие годы, чтобы один раз расцвести, отдать этому все силы и затем погибнуть.

Линеарная модель динамики культуры.

С возникновением христианства и осмыслением его идей в рамках теологии связано появление линеарной (эволюционной) модели динамики культуры. Она основана на одной из главных парадигм христианства - стреле времени, размыкающей вечность, разрывающей круг вечного возвращения циклизма, вводящей понятия начала и конца истории, которая продолжается от сотворения мира до Страшного суда и конца света. В рамках этой модели впервые поставлены проблемы прогресса в истории и культуре, смысла и цели культурного развития, меры совершенства культуры. Эта модель развивалась в рамках французского и немецкого Просвещения (А. Кондорсе, И. Гердер), немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель), в марксизме, эволюционизме, социальной и культурной антропологии (Э. Тайлор, Д. Фрэзер, Л. Морган), а также в неоэволюционистском направлении культурологии (Л. Уайт, К. Клакхон). Вид линеарной модели зависит оттого, что признается источником и целью развития общества и культуры. Так, у Канта - это развитие самого человека, у Гегеля - саморазвитие абсолютного духа, в марксизме - развитие материального производства. Важным элементом линеарных концепций является понятие прогресса, который определяется как количественное и качественное улучшение жизни человека и общества, как движение общества вперед, как глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории, его восхождение от состояния дикости и варварства к вершинам цивилизации. При этом различают постепенный (реформистский) социальный прогресс и скачкообразный (революционный).

Реверсивная модель

Реверсивная модель является вариантом линеарной (эволюционной) модели динамики культуры и представляет собой стрелу времени, обращенную в прошлое.

По сути данная модель не является чистым вариантом линеарной модели, так как помимо идеи эволюции она использует ценностную детерминанту циклизма - идею возвращения к «золотому веку», который находится в прошлом человечества.

Концепция Ж.Ж. Руссо является примером реверсивной модели динамики культуры. Для него развитие культуры, рост материального благосостояния человека несут не счастье, а отчуждение человека от продуктов своего труда, общества, других людей.

Девиантная модель динамики культуры

Девиантная модель динамики культуры была сформулирована в рамках неоэволюционизма, на основе линеарной модели динамики культуры. Графически ее можно представить в виде сильно ветвящегося дерева, где ствол - генеральная линия развития общества и культуры, а ветви - отклонения от нее, позволяющие объяснить специфику отдельных культур, отошедших в своем развитии от главного направления, предписанного открытыми законами.

Вконтакте

Одноклассники

→ → → Культурная динамика

Первые научные представления о культурной динамике появились в XIX в. в рамках эволюционизма. Сам термин «динамика» тогда еще не употреблялся. Ученые говорили об эволюции, постепенном закономерном развитии общества и культуры. В XX в. представления о характере и направленности изменений в изменяются и расширяются. Теперь под изменениями понимают не только развитие, но и любые трансформации внутри культуры. Понятие «культурная динамика» ввел в научный оборот П. Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика» (1937–1941).

Культурная динамика как раздел теории изучает социокультурные изменения и культурные процессы с позиций различения типов культурного воздействия и характера культурных изменений.

Когда речь идет о социально-культурной динамике , подразумеваются изменения, которые происходят в обществе, культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменения — неотъемлемое свойство культуры. Понятие «изменение» включает в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (нетождественность самим себе во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижения в пространстве и т. п.). Для характеристики изменений, происходящих в культуре, чаще используется более конкретный термин — культурное развитие.

Понятие культурного развития и прогресса культуры.
Источники культурной динамики

Культурное развитие — это изменение духовных и материальных компонентов культуры, приводящих к изменению ее состава и обеспечивающих переход в новое качественное состояние.

Культурное развитие характеризуется тремя свойствами: необратимостью, направленностью, закономерностью . Развитие включает в себя восходящую линию - прогресс и нисходящую - регресс . Прогресс - это переход от высшего к низшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. В современной существует две точки зрения на проблему прогресса культуры. Иначе говоря, в лучшую или в худшую сторону происходят какие-то перемены в жизни общества. Сущность одного подхода к идее прогресса состоит в том, что никакого прогресса в культурном развитии человека нет. Еще древнегреческий поэт Гесиод утверждал, что люди постепенно деградируют, становятся все хуже и хуже. В эпоху распада родовых отношений и возникновения классовых антагонизмов прошлое человечества идеализировалось, будущее представлялось мрачным и бесперспективным.

Иудейское и христианское учение об утерянном рае и грядущем страшном суде также отражает это настроение. Возвратиться от пороков цивилизации назад к «золотому веку» призывал в XVIII веке Руссо. Такие исследователи культуры как О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин сомневаются в прогрессе культуры как поступательного ее развития и высказывают идею различных типов локальных, автономных культур, имеющий свой жизненный цикл.

Вторая точка зрения связана с утверждением, что прогресс культуры существует, что с ходом истории условия жизни людей постепенно меняются к лучшему. Философы просветители ХVII-ХVIII веков пытались осмыслить историю как путь совершенствования общества на основе развития культуры. Они были уверены в том, что освобождение человеческого разума от религиозного догматизма и феодальных устоев приведут к созданию «царства разума» - созданию нового рационного общественного устройства.

Идея прогресса стала одной из самых популярных в общественной мысли ХVIII-ХIХ веков. Предполагалось, что существуют общие законы истории, которые определяют последовательность этапов продвижения общества, что все народы рано или поздно проходят одинаковые стадии общественного развития. Можно выделить два подхода к истолкованию движущих причин прогресса: эволюционистическое и революционистическое.

Эволюционизм представляет собой разновидность модели культурной динамики и понимает культуру как процесс приспособления людей к природному окружению. Однолинейная модель эволюционного развития культуры, развития человека обосновывается в работах Э. Тейлора, Л. Моргана, Дж. Фрэзера и др. Суть ее в том, что в ходе развития человеческой истории выделяются три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизация . Эволюционные культуры выражаются в наслоении одного элемента культуры на другой и вытеснений старого новым.

Вторая ветвь эволюционного развития отказывается от всеобщих законов развития и признает множественность путей социокультурного прогресса . Приспособление человека к окружающей среде, к природе, ведут к возникновению новых культурных феноменов - утверждают сторонники этих взглядов.

Революционное понимание человеческой истории и культуры, их прогресс наиболее отчетливо выражены в марксистской концепции культуры. Источником культурной динамики здесь выступает диалектика производительных сил и производственных отношений. Научно-технический прогресс приводит к изменению общественных отношений, в том числе к изменению образа жизни, быта и других форм культуры. Формой перехода является социальная революция. Человечество в своем развитии проходит через этапы первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической общественно-экономической формации, стремясь к воплощению идеалов коммунизма. Прогресс при таком подходе теряет линейный характер, истолковывается как развитие по спирали, как неравномерное, антагонистическое развитие. В современном марксизме при истолковании культурного развития акцент делается на деятельности человека, как существа универсального, бесконечного и всеобщего в своем развитии. Конечно, каждая эпоха, система ограничивают рамки этого развития, но каждый новый тип культуры при разрешении противоречий эпохи будет более прогрессивным, если будет способствовать развитию универсальных способностей человека.

Основные этапы (типы) культурной динамики

Культурная динамика описывается тремя основными типами взаимодействия: фазовым, или этапным, циклическим и инверсионным .

Фазовый этап культурной динамики

Наиболее простая картина культурного развития представлена в традиционной теории линейного прогресса, т. е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, понимаемого в эволюционизме как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов его материальной и духовной деятельности . Этот тип культурной динамики получил название фазового, или этапного . Для его изучения используется метод исторической периодизации, ведущим критерием которой является доминирующий тип общественных отношений (тип социальности). Тип социальности складывается на основе преобладания межличностных отношений в доиндустриальном обществе, товарно-денежных факторов в индустриальном или же комплекса власти-собственности-информации, который формирует тип социальности современного постиндустриального общества.

В рамках исторического материализма концепция формационного развития культуры утверждала в качестве основного фактора изменения в способе производства. В соответствии с этими изменениями выделялись и основные периоды линейного развития мировой культуры, порождавшие соответствующие типы культуры: , рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Как предполагалось, смена характера производства ведет за собой и изменение общественного строя, а вместе с ним и культуры. Если изменить масштаб и ввести стадиальный критерий универсального уровня, то общественная культурная динамика предстанет как общемировой процесс смены всемирно-исторических эпох: , и . Динамика оценивается в этом случае как комплексное поступательное восхождение человеческого сообщества по ступеням исторического прогресса.

Фундамент фазового типа культурной динамики — социокультурное преобразование . Оно имеет место, когда иное состояние возникает в результате изменения прежнего под влиянием интенсивных процессов общественного обновления. Различают три основных вида преобразований: реформу, трансформацию и революцию .

Реформой называется изменение, переустройство какой-либо стороны социокультурной жизни, не уничтожающее основ существующего порядка. В общественной теории и практике к реформам причисляют более или менее прогрессивные преобразования, известный шаг к лучшему.

Под трансформацией понимаю совокупность явлений и процессов, поэтапно и формально ненасильственным образом приводящих социокультурную систему к принципиально новому качеству отношений.

Революцию определяют как глубокое качественное изменение в развитии чего-либо. Применительно же к социокультурной среде говорят о коренном, как правило, насильственном ниспровержении главнейших традиционных ценностей и стереотипов (поведения, сознания, мышления), смене идеологий, крутом повороте государственной политики в области культуры, кардинальном преобразовании социального состава интеллигенции.

Циклический тип культурной динамики

Циклический тип культурной динамики исходит из представления о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Подобные взгляды были распространены в V-IV вв. до н. э. в (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сыма Цянь) философии. Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIX-XX вв., найдя свое отражение в движении культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, жизни «культурных организмов» в концепции О. Шпенглера, круговороте «локальных цивилизаций» А. Тойнби, теории «этногенеза» Л. Н. Гумилева.

Изменения в рамках цикла оказываются повторимыми, общества движутся по сходным траекториям на протяжении многих поколений. В рамках циклического понимания культуры время воспринимается как замкнутое, периодически возвращающееся к исходной точке. Прошлое поэтому поэтизируется в легендах о «золотом веке», в котором для народов содержится все лучшее, предназначенное для подражания и воспроизведения.

Н. Я. Данилевский, опираясь на богатейший фактический исторический материал, приходит к выводу, что сама идея прогресса состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы исходить все поле, составляющее всё поприще исторической деятельности человечества.

О. Шпенглер в работе «Закат Европы» отстаивает идею самобытности каждой культуры. По аналогии с живыми орга­низмами культуры, по его мнению, проходят следующие стадии развития, представляющие собой законченный цикл: «детство» - «весна» (период хаоса и накопления сил), «юность» - «лето», «зрелость» - «осень», когда все возможности культурной души и «старость» - «зима», период «цивилизации», гибель культуры. На весь цикл культурного организма О.Шпенглер отводит около тысячи лет, период цивилизации - 200-300 лет.

А. Тойнби, английский историк и социолог, в работе «Постижение истории» развивает идеи О. Шпенглера. Он считает, что существуют «локальные», т. е. замкнутые цивилизации как устойчивые совокупности территориальных, религиозных и политических характеристик. «Локальные цивилизации» в своем развитии проходят определенный цикл, который включает пять последовательных стадий развития: рост, рассвет, надлом, разложение и гибель (связаны с истощением «жизненных сил»).

Инверсия как тип культурной динамики

Еще одним типом социокультурной динамики называют инверсию , которую иногда рассматривают как частный случай циклических изменений. Однако это не совсем верно, ибо инверсия описывает изменения, которые движутся не по кругу, а совершают маятниковые качания — от одного полюса культурных значений к другому и обратно. Такой тип динамики возникает в обществах, где не сложилось устойчивое культурное ядро, «золотая середина» или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к распущенности нравов, бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам и их носителям может сменяться «бессмысленным и беспощадным бунтом», разгул страстей и чувственности может уступить место крайнему аскетизму и рассудочному рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной и политической жизни.

Когда говорят о характере культурных изменений , имеют в виду направление их воздействия на общество. С этой точки зрения различают:

  • изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры;
  • изменения, ведущие к ослаблению дифференциации культуры;
  • изменения, которые могут никак не проявлять себя в течение длительного времени, обрекая культуру на застой.

Обогащение культуры принято рассматривать как процесс углубления дифференциации ее структуры при сохранении устойчивости фундаментальных частей системы. Положительные изменения всегда связаны с формированием новых жанров, направлений, стилей искусства, внедрением новых технологий, появлением новых культурных центров, рождением гениев и т. д. Но новое не всегда служит синонимом прогресса, а лишь в том случае, когда оно способствует духовно-нравственному совершенствованию человека, помогая расширить его свободу без ущерба для всего живого.

Культурный упадок чаще всего связан с ослаблением значимости высоких сфер культуры, ее примитивизацией, ростом прагматической направленности общественного сознания, т. е. с набором факторов, вызванных стандартизацией жизни в условиях . Упадок также может выражать себя либо как усталость, реакция расслабления на предшествующий бурный период развития культуры, либо как неудовлетворенность его результатами.

Культурный кризис сопровождается резким ослаблением традиционных связей между важнейшими элементами и институтами культуры. В силу этого система подвергается распаду. Кризис может быть окончательным, но может также дать начало формированию иных, более актуальных элементов и их связок, став зародышем новой культуры.

О культурном застое говорят, когда изменения не происходят в течении длительного времени. Общество обнаруживает приверженность к традициям, ориентируется на неизменность норм, ценностей, смыслов, знаний, вводит запрет на нововведения. В таких социокультурных средах преобладает циклический тип динамики, выпрямить который в линию поступательного развития чрезвычайно сложно.

Тот или другой вариант культурных изменений, как правило, не охватывает культуры в целом. Напротив, отличительной особенностью всякой культуры является ее многослойный характер, в силу чего в ней могут происходить одновременно изменения, направленные в разные стороны и с разной скоростью. Движение к обновлению вызывает обычно накопление тенденций к стабилизации, что приводит рано или поздно к откату и смене ориентаций.

Кроме того, разные компоненты культуры изменяются с разной скоростью. Наиболее устойчивой оказывается мифология, способная в той или иной форме сохранять свои образы на протяжении многих веков. Большой объем консервативности заключает в себе и , несущая функцию интеграции общества. Более подвижной оказывается художественная культура, гибко реагирующая на изменения духовного состояния общества или его отдельных слоев. Но самой высокой способностью к изменениям отмечена современная наука, удваивающая массив своих знаний за 10-12 лет.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, - 170 с.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Вконтакте

Модели (формы) динамики культуры

Наблюдая за политическими и экономическими процессами развития, за динамикой науки, искусства, изменениями повседневной жизни людей, исследователи пришли к выводу, что в истории и культуре изменения имеют фиксированную последовательность стадий или состояний. На основании этого были выделены основные модели (формы) динамики культуры.

Прежде всего, ход мировой истории и культуры демонстрирует существование двух основных форм культурной динамики. Это эволюционный процесс и цикл (временной круг) . Под эволюционным процессом понимается последовательное необратимое повышение уровня сложности и организованности культурных систем. А цикл - это повторяющаяся последовательность определенных фаз или состояний. Но помимо этих «чистых» форм культурной динамики встречаются несколько моделей, представляющих собой варианты циклической и эволюционной (или линеарной) моделей, либо модели, синтезирующие в себе черты двух основных форм.

К настоящему времени в мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющий давать научно-философскую интерпретацию динамике культуры.

Циклическая модель

Эта модель была исторически первой и возникла еще в Древнем мире. В мифологии Древнего Китая, Древней Индии существовали идеи вечного круговорота событий и вечного возвращения к своим истокам, а также о периодическом повторении явлений в природе и жизни человека. В Древней Греции, в трудах Гесиода и других античных мыслителей (Пифагора, Гераклита, Эмпедокла ) мы уже встречаем первое систематизированное изложение этой модели культурной динамики.

У Гесиода история представляет собой движение во времени, которое понимается как вечность. Всю историю человечества он разделил на четыре эпохи - золотой, серебряный, медный и железный века. В золотой век человек уподоблялся богам, в мире царили любовь, равенство, существовала тесная связь поколений, не было необходимости трудиться, т.к. природа была щедра и давала человеку всё необходимое для жизни, в том числе и знания, которыми он обладал от рождения. Чем дальше в своем развитии человек уходил от золотого века, тем сильнее было отклонение от исходной идеальной модели-эталона, и тем труднее становилась его жизнь. Для каждой эпохи было характерно свое состояние культуры, которое определялось этими отклонениями. К железному веку человек приходил с полным забвением моральных норм и законов, с потерей связи поколений, с утратой гармонии с природой. Начиналась война всех против всех. В итоге всё завершалось кризисом культуры, который обычно был связан с тем, что сама природа восставала против человека. Но этот кризис не означал полного краха, не был целиком негативным явлением, так как он не приводил к окончательному исчезновению культуры. Она возвращалась к исходной точке, с которой начинался новый цикл развития. Такие циклы повторялись бесконечно, в этом - смыл вечного возвращения и идеализации прошлого.

В последующие столетий идея циклического развития поддерживалась многими мыслителями. В к. XIX - XX в.в. варианты циклической модели динамики культуры встречаются в концепциях локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Данные авторы, отрицая понятие всемирной истории как единого исторического процесса, выдвигают идею развития отдельных народов и культур, которое происходит по циклическим законам. Развитие отдельных цивилизаций или культурно-исторических типов может происходить как последовательно, так и параллельно. Форма развития одинакова для всех, но содержание уникально для каждой культуры. Развитие локальных цивилизаций проходит через стадии возникновения, развития, расцвета и упадка - возвращения к исходному состоянию.

Другим вариантом циклической модели динамики культуры является модель инверсии , при которой изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые колебания от одного полюса культурных ценностей к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось прочное ядро или структура. Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды - от нескольких лет до нескольких веков. Инверсионный характер имели изменения культуры в разные времена и в разных обществах. Примерами инверсии может быть эпоха Возрождения, приведшая к восстановлению античной языческой культуры, культивированию тех ценностей, которые отрицались христианской церковью на протяжении многих веков. Но за ней наступила эпоха Реформации и контрреформация, частично восстановившие пошатнувшееся положение религии. В XX веке в качестве примера может выступить произошедший в нашей стране после революции 1917 года переход от религии к атеизму, приведший к разрушению прежних святынь, критике религии и расправе со священнослужителями. Но в конце века маятник качнулся в обратную сторону, и мы наблюдаем возрастающий интерес к религии.

Линеарная модель

Появление этой модели культурной динамики связано с возникновением христианства. Она основана на одной из основополагающих идей этой религии - стреле времени , которая разорвала круг вечного возвращения к исходному началу и ввела понятие начала и конца истории. Согласно христианству, история начинается от сотворения мира и продолжается до страшного суда и конца света. В рамках этой модели впервые были поставлены проблемы прогресса в истории и культуре, смысла и цели культурного развития, меры совершенства культуры.

Эта модель активно развивалась в рамках французского и немецкого Просвещения (А.Кондорсе, И.Гердер ), немецкой классической философии (И.Кант, Г. Гегель ), в марксизме, в эволюционизме социальной и культурной антропологии (Э.Тайлор, Д.Фрэзер, Л.Морган ), а также в неоэволюционистском направлении культурологии (Л.Уайт, К.Клакхон ).

Линеарная модель может принимать самые разные облики, в зависимости от того, что признается источником и целью развития общества и культуры. Но общим для практически всех вариантов линеарной модели культурной динамики является следующее. Человеческий род един, как едина и сама сущность человека. Это должно привести к единообразию развития культуры в любой части света. Культура понималась как единая мировая культура, представляющая собой непрерывный ряд последовательных стадий, каждая из которых совершеннее предыдущей. Одна и та же ступень развития культуры должна давать одинаковые проявления у всех народов, находящихся на этой стадии.

Основные разновидности линеарной модели: прогрессивная модель, регрессивная (реверсивная) модель и девиантная модель культурной динамики.

  • 1) Прогрессивная модель. Важный элемент эволюционной модели является идея прогресса - количественное и качественное улучшение жизни человека и общества. Т.е. культура - развивается от низшего, простейшего состояния к более сложным и совершенным (эволюционизм, Э.Б.Тайлор ).
  • 2) Регрессивная (реверсивная) модель в отличие от классических эволюционных моделей, основанных на признании того, что будущее лучше, чем прошлое, утверждает обратное. «Золотой век» был в прошлом, все дальнейшее развитие культуры приводит только к деградации и упадку духовного развития, а, следовательно, и культуры (стрела времени, обращенная в прошлое). Происходит её инволюция , деградация. Сторонником такой модели был Ж.Ж.Руссо , для которого развитие культуры, рост материального благосостояния человека несут не счастье, а отчуждение человека от продуктов своего труда, от общества, от других людей. Развитие культуры разъединяет людей. Счастье человека - в единстве с природой. Вернуться к нему можно, лишь отказавшись от современной цивилизации и ее ценностей.
  • 3) Девиантная (т.е отклоняющаяся) модель возникла на основе линеарной модели. Она стала ответом на трудности, испытываемые классическим эволюционизмом, не сумевшим объяснить факт качественного многообразия культур. Один из её авторов - Л.А.Уайт . Суть этой модели в том, что существует генеральная линия развития общества и культуры, и ветви - отклонения от нее, позволяющие объяснить специфику отдельных культур, отошедших от главного направления (мультилинейность эволюции). Графически она может быть представлена в виде сильно ветвящегося дерева.

Волновая модель

Эта модель - сочетание циклической и линеарной моделей динамики культуры, соединяющая обратимые и необратимые процессы. О волновых изменениях культуры говорили еще Д. Вико , П. Сорокин , но наиболее полно эта модель была представлена в работах выдающегося русского экономиста Н.Д. Кондратьева (1898-1938). Он предположил, что экономика и другие, тесно связанные с ней сферы культуры, развиваются на основе сочетания малых циклов (3-5 лет) со среднесрочными (7-11 лет) и большими (50 лет) циклами. В такого рода циклах фаза подъема связана с внедрением новых средств труда, увеличением числа работающих, что сопровождается оптимистическим настроением в обществе, сбалансированным развитием культуры. Спад вызывает рост безработицы, угнетенное состояние многих отраслей промышленности и, как следствие, пессимистические настроения в обществе, упадок культуры.

Видным представителем идей волновой цикличности в современной отечественной культурологии является Ю.В. Яковец. В его концепции рассматривается не только модель развития цивилизаций (микродинамика культуры), но и всего человечества в целом (макродинамика культуры). По его мнению, развитие общества и культуры идет путем сочетания необратимой эволюции, поступательного перехода от ступени к ступени, с обратимостью в волнообразно-спиралевидной форме движения, периодическим чередованием фаз подъема, стабильного развития, кризиса, депрессии, оживления и нового подъема культуры, более или менее значительных периодов ее взлетов и падений. Эта ритмика специфична для каждого элемента культуры, каждой страны, но в совокупности она формирует общую симфонию эволюции человечества, его движение от витка к витку исторической спирали.

Синергетическая модель

Это модель является одним из наиболее современных моделей культурной динамики, и обязана своим возникновением новой науке синергетике. Синергетика - это наука, изучающая самоорганизацию простых систем (биологических, физико-химических и др.). Самоорганизацией называется процесс, переводящий открытую Открытыми называются системы, обменивающиеся веществом, энергией или информацией с окружающей средой неравновесную Неравновесными являются системы, находящиеся в крайне неустойчивом состоянии. систему, находящуюся в неустойчивом состоянии, в новое более устойчивое состояние, характеризующееся более высокой степенью сложности и упорядоченности.

Синергетика возникла в 1970-е годы в рамках физики, благодаря работам немецкого радиофизика Г. Хакена и бельгийского физика русского происхождения И. Пригожина . Им удалось показать и отразить в математических моделях, как из хаоса может появиться порядок. При этом из нескольких однотипных систем, участвующих в этом процессе и находящихся в условиях меняющейся окружающей среды, сохраняются лишь единицы. Они станут более сложными и упорядоченными, чем прежние системы, а остальные системы погибнут в своеобразном естественном отборе, в результате которого выживут лишь самые приспособленные к новым условиям системы.

Синергетика вскоре вышла за границы естественных наук и стала применяться и в исследованиях культурных явлений. Культуру можно представить, как открытую, неравновесную систему, находящуюся в постоянном процессе обмена веществом (энергией, информацией и др.) с окружающей средой. С точки зрения синергетики любая открытая неравновесная система в своем развитии проходит две этапа. Первый этап - это плавное эволюционное развитие системы, с хорошо предсказуемыми результатами, а главное - с возможностью вернуться в прежнее состояние при прекращении внешнего воздействия. Второй этап в развитии систем - скачок, моментально переводящий систему в качественно новое состояние. Скачок - это крайне нелинейный процесс, поэтому заранее предсказать его результаты невозможно. Когда происходит скачок, система находится в точке бифуркации (ветвления), у нее есть несколько возможных вариантов дальнейшей эволюции, но заранее предсказать, какой из них будет выбран, невозможно. Выбор происходит случайно, непосредственно в момент скачка, определяясь тем уникальным стечением обстоятельств, которые сложатся в данный момент времени и в данном месте. Но самое главное - после перехода через точку бифуркации система уже не может вернуться в прежнее состояние, и все ее дальнейшее развитие осуществляется с учетом предыдущего выбора.

Как оказалось, синергетическая парадигма может быть очень эффективно использована для исследования динамики культуры, так как все культурные системы соответствуют требованиям многовариантности развития, нелинейности и необратимости. При этом в силу присущей человеку свободы выбора мы можем существенно повлиять на выбор дальнейшего развития социокультурных систем в точках бифуркации, попытаться выбрать из всего спектра возможных путем развития наиболее оптимальный, повлияв на управляющие параметры Управляющие параметры системы - важнейшие показатели, от которых зависит само существование системы. системы.

Таким образом, синергетическая модель позволяет видеть в динамике культуры не линейный процесс развития, а множество путей эволюционного или интенсивно-стремительного (вплоть до катастрофического), устойчивого или неустойчивого развития. Кроме того, динамические изменения культуры представляют собой совокупность процессов, идущих с разным темпом, неодинаковой направленностью и в разных режимах. Результатом динамики может стать как восходящее развитие, рост, нарастание сложности и приспособленности системы к окружающей среде, так и упадок, нарастание хаоса, кризис или катастрофа, что влечет перерыв в линейном развитии. В целом процесс динамики культуры можно интерпретировать как проявление возможности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования.

Итак, мы рассмотрели основные модели динамики культуры. Признавая значимость в динамических изменениях поступательно-линейных векторов развития, надо иметь в виду, что этот вид динамики культуры является далеко не единственным и часто не ведущим по значимости. Как правило, он дополняется или чередуется с фазовыми, циклическими или этапными изменениями, могущими перерастать в волновое развитие, в развитие по кругу.

Очевидно, что выбор любой из моделей культурной динамики в качестве единственно возможной был бы ошибочен. Такой сложный объект исследования, каким является культура, в принципе невозможно свести к единому фактору, причине или модели. В реальной динамике культуры мы можем наблюдать все перечисленные формы, описывающие как определенные этапы в динамике конкретных обществ и культур, так и изменения отдельных элементов внутри этих культур.

Под термином «динамика культуры» понимается изменение состояния культурных систем и объектов, т. е. различные культурные процессы, происходящие в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних причин. Это могут быть процессы зарождения, изменения, деградации культуры. Состояние покоя, неизменности культуры достаточно условно, его обозначают понятием «статика». Речь идет об устойчивости, инерционности в культуре, выражением чего является культурная традиция (лат. traditio - передача).

Традиции - это исторически сложившиеся, сохраняемые в течение длительного времени, передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, являющиеся элементами культурного наследия. Традиции существуют во всех сферах социальной жизни, но их роль не одинакова. В наибольшей степени они проявляются в религии, в наименьшей - в экономике. Можно говорить о национальных, моральных, трудовых, научных и других традициях, благодаря существованию которых усваивается достигнутый социокультурный опыт. В разных обществах в различные исторические эпохи их роль также различна. Особую значимость они имеют в так называемых традиционных обществах (например, в культурах Древнего Востока), где нарушение даже самых незначительных традиций осуждалось.

В некоторых культурах (современных) большее значение придается другой стороне развития общества - новации (лат. novatio - обновление, изменение). Общество не может существовать ни без традиций, ни без новаций; таким образом, единство обновления и традиции - это универсальная характеристика любой культуры.

Одним из видов культурной динамики является культурогенез - процесс порождения новых культурных форм и систем. Иногда этот термин употребляют в более узком смысле как процесс происхождения культуры.

Одну из главных причин исторической изменчивости культуры составляет необходимость приспособления человеческих сообществ, социальных групп и отдельных людей к меняющимся природно-географическим, историческим и социальным условиям. В результате этого приспособления (адаптации) рождаются новации, новые стереотипы сознания и поведения, новые нормы и ценности, способы жизнеобеспечения, картины мира, и в конечном счете появляются новые культурные системы, этнические, межэтнические и исторические культуры.

В качестве внутреннего источника развития культуры выступает несовпадение интересов, установок, ценностей различных социальных групп, порождающее их противоборство. Социальный компромисс, вырабатываемый в результате этого противоборства, облекается в новые культурные формы - появляются новые идеи, вырабатываются новые идеологии и своеобразные формы социальной организации.

Чрезвычайно важную роль в развитии культуры играет и индивидуальное творчество человека в интеллектуальной, технической, художественной и других сферах жизнедеятельности. Что собой представляет творчество, пока еще трудно определимо. Ясно, что оно рождается в результате противоречивости культурного развития. Можно утверждать, что противоречия между социализацией и индивидуализацией личности; между нормативностью культуры и элементами свободы; между традиционностью культуры как основания для воспроизводства общества и необходимым ее обновлением служат не только характеристикой культуры, но и источниками ее развития.

В современном, тесно взаимосвязанном мире обычным и необходимым явлением становится взаимодействие людей разных культур. Возникнув в одном обществе, то или иное явление культуры может быть усвоено членами многих других обществ. Взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое называется культурной диффузией (лат. diffusion - распространение, растекание). По своей сути диффузия означает, что культурный контакт при соприкосновении различных обществ не прошел бесследно, произошло либо одностороннее «заимствование» каких-либо достижений одной культуры у другой, либо равный взаимный обмен, либо заимствование с той или иной стороны той или иной степени интенсивности.

Культурная диффузия - это одна из наиболее естественных форм динамики культуры, поскольку отражает неравномерность природных и исторических условий и возможностей отдельных народов. Та или иная полезная новация, возникнув в каком-то одном месте, распространяется сначала по всей близлежащей территории, затем через различные механизмы (миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, ярмарки, обмен специалистами, научные конференции и др.) получает широкое распространение. В результате может сложиться некое цивилизационное единообразие, как, например, это произошло в Западной Европе.

Заимствование культурных черт может происходить не только среди отдельных этносов, но и в социокультурных группах, и между отдельными индивидами. Например, манера поведения и жаргон криминального мира оказывает влияние на среду тех, кто призван бороться с ним. Но чаще культурная диффузия имеет положительные последствия для любого общества, поскольку передача культурных ценностей от одного народа к другому, а также из одного социокультурного слоя в другие ведет одновременно к обогащению, усложнению общества и просвещению населения. При этом с развитием средств массовой коммуникации и массовой культуры процессы культурной диффузии усиливаются. Сегодня многие высказывают опасение, что культурная диффузия как процесс заимствования культурных ценностей приводит не только к общению, познанию и сближению народов, но и чревата утратой культурной самобытности. Так, проникновение англо-американской культуры, бездумное заимствование западноевропейского образа жизни в области образования, культуры и языка породили особый негативно оцениваемый процесс, названный вестернизацией. Однако, поскольку коммуникативные процессы глобального характера становятся элементами обыденной культуры современного человека, в результате чего значительно расширилось поле культурного общения, распространенность сходных культурных образцов начинает носить глобальный характер. Происходит процесс глобализации культуры, становления «мировой культуры», облик которой определяется интеграцией различных культурных влияний.

Принятие норм и культурных ценностей другой культуры называется аккультурацией. Наиболее характерно это для эмигрантской среды, когда наряду с сохранением традиций и обычаев родной культуры перенимаются и усваиваются новые. Взрослый человек, оказываясь в другой стране с другой культурой, вынужден адаптироваться к новым нормам и ценностям. Он переучивается, приспосабливается, т. е. повторно социализируется. Этот процесс ресоциализации, когда необходимые для жизни нормы налагаются на ценности родной культуры, и есть сущность аккультурации. Аккультурация - необходимый элемент межкультурного взаимодействия, предполагающий знакомство и усвоение норм другой культуры, что необходимо для взаимопонимания людей.

Представление о динамике культуры будет неполным без представления о культурной ассимиляции , т. е. о процессе полного или частичного поглощения культуры какого-либо народа в результате завоевания, смешанных браков, целенаправленной политики уничтожения культуры и прежде всего языка. С исчезновением языка исчезает и феномен данной локальной культуры. Иногда исчезновение культуры может оцениваться и как прогрессивное явление. Под прогрессивностью в данном случае понимается усложнение структуры чего-либо, приводящее к большему разнообразию. Распадение, расчленение единой культуры на составные части, в результате чего появляются различия в базовых элементах культуры, получило название диверсификации культуры. Диверсификация не всегда приводит к уничтожению культуры, она может проявляться в виде разветвления доминирующей культуры на множество субкультур.

Если сравнить культуру, например, древних славян с современной культурой славянских народов, то станут очевидными поразительные перемены во всех ее областях. Не только материальная культура, но и ценности, законы, правила повседневной жизни и нормы межличностных взаимодействий претерпели коренные изменения. Любое культурное явление имеет свой жизненный цикл, проходя последовательно ста-

дии от безусловной значимости до постепенной утраты своей ценности, гибели или перерождения. Это означает, что, несмотря на внутреннюю консервативность, явное тяготение к стабильности, традиционности, культура имеет не только устойчивую, но и динамичную сторону. Эта динамика связана с созданием новых элементов и образцов, а также с распространением культуры, ее взаимодействием с другими культурами.

По мнению X. Ортеги-и-Гассета, взаимодействия культур могут быть нейтральными (когда культуры сосуществуют, не мешая друг другу) и конфликтными (каждая культура стремится занять доминирующее положение и распространить в обществе свои ценности и нормы). Взаимодействие культур нередко заканчивается ассимиляцией (поглощением), диффузией (взаимным проникновением) или культурным отбором (избирательным добровольным освоением ценностей другой культуры). Каналами, по которым осуществляется взаимодействие культур, могут быть туризм и экономические связи, миграция и война.

География культурных изобретений очень широка. Так, мыло изобрели галлы; фарфоровые тарелки и чашки, как и «напиток бессмертия» - чай, а также зонтик, бумагу, компас, порох, шелк, стремя для лошади - китайцы. Ложка впервые появилась в Древнем Риме, вилка - в средневековой Италии, стекло придумали древние египтяне. Они же первыми стали выпекать дрожжевой хлеб и изготавливать сливочное масло. Первыми научились добывать сахар в Индии, выращивать и курить табак - в Мексике; X. Колумб привез его в Европу, как картофель, кукурузу и помидоры. В XV в. немец И. Гутенберг изобрел первый печатный станок, и скоро во всем мире стали выходить газеты, печатные книги и географические атласы. В XIX в. в США построили первый деревянный велосипед, открыли электричество, изобрели телефон и телеграф, которые быстро получили распространение во всем мире.

Исследователями было замечено, что материальная культура изменяется гораздо быстрее, чем духовные ценности и нормы. Такое явление, когда одни элементы культуры изменяются быстрее других, получило название культурного лага.

Многие открытия, лежащие в основе развития культуры, происходят стихийно, в результате случайных совпадений.

Например, антибиотик пенициллин, совершивший революцию в медицине тем, что спас жизни миллионов людей, обреченных на смерть от заражения крови, воспаления легких и туберкулеза, был открыт благодаря случайному

Рис. 9.

интересу, проявленному в 1929 г. биологом Ф. Флемингом к заплесневевшей корочке хлеба. Случайным можно считать и открытие Д. И. Менделеевым периодической системы элементов, хотя этому предшествовала долгая и упорная поисковая работа ученого.

Однако ведущая роль в развитии культуры принадлежит сознательной целенаправленной деятельности людей, занимающихся творчеством, созданием новых проектов, поиском более экономных решений. А. Моль, изучавший механизм распространения культурных достижений в современном обществе, отметил огромную роль творческих личностей в этом процессе. Они генерируют новые идеи, создают новые культурные образцы, продвигают их в ближайшую микросреду. Однако эти идеи не становятся автоматически элементами культуры. Они должны совпадать с культурной матрицей, т. е. соответствовать назревшим потребностям общества, соотноситься с уже существующими формами и получить всеобщее признание. Схема этого процесса представлена на рис. 9.

Огромную роль в распространении культурных образцов играют средства массовой информации (СМИ). Их можно назвать катализаторами общественного развития. Культурные образцы, получившие признание в микросреде, с помощью СМИ передаются в макросреду. Если новая культурная ценность принимается широкой аудиторией и выдерживает конкуренцию среди других, то она становится частью культуры общества. В ходе социализации этот образец становится достоянием личности, входит в ее индивидуальную культуру, и процесс повторяется.

Взаимодействие культур сопровождается появлением различных проблем. Одна из них - этноцентризм. Это такое явление, когда люди судят о другой культуре, принимая собственную за эталон. Этноцентризм может иметь как позитивные последствия, выступая основой патриотизма, так и негативные, приводя к шовинизму - признанию превосходства своей культуры над другими. Нам хочется, чтобы все думали и чувствовали так же, как и мы. Этноцентризм вреден для культуры, поскольку лишает людей необходимой самокритичности и мешает культуре самосовершенствоваться, порождает враждебность, конфликты с другими народами и субкультурами. Поэтому воспитание любви и бережного отношения к собственной культуре должно сопровождаться формированием уважения ко всем иным. Такой подход, основанный на равнозначности всех культур, получил название культурного релятивизма.

В эпоху перемен, социокультурных кризисов человек переживает своего рода культурный шок, потому что на его глазах в результате столкновения разных ценностных систем происходит обесценивание прежних норм. Э. Дюркгейм еще в 90-е гг. XIX в. описал это явление, назвав его аномией: разрушение религиозных и семейных ценностей с неизбежностью сопровождается распадом единства общества, ростом числа самоубийств и разводов, всплеском преступности.

В конце XX в. не только западный мир, но и Россия вступили в полосу социокультурного кризиса, ставшего результатом трансформации обществ. Кризисы неизбежны в обществе, и они всегда болезненно переживаются отдельными людьми. Современная ситуация вызвана, во-первых, кризисом техногенного мышления, главной ценностью которого были экономический рост и все большее накопление богатства. Оказалось, что природа - объект бесконтрольной эксплуатации - исчерпаема, как и людские ресурсы, а количество земных благ еще не решает проблему качества жизни. Мир оказался перед лицом трудноразрешимых глобальных проблем: деградации биосферы, угрозы ядерной войны и техногенных катастроф. Во-вторых, причиной культурной аномии в странах Восточной Европы и России стал распад привычного для людей образа мира в виде социалистической общественной системы, последовавшее затем катастрофическое социальное расслоение и разрушение единства общества. Можно предположить, что для преодоления культурной аномии необходимо изменение внешних обстоятельств, установление нового социокультурного порядка или наполнение новым ценностным содержанием старых форм социальной деятельности, а также самосовершенствование личности и развитие ее духовного мира.

  • Общая социология / Под ред. А. Г. Эфендиева. М„ 2000. С. 432.