Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Майкопская культура. Восемь феноменов

Майкопская культура. Восемь феноменов

Понятие "археологическая культура" является общепринятым в кругу археологов, но по поводу самого определения существуют разногласия. Д. А. Авдусин в учебнике для студентов университетов "Археология СССР" дает следующее определение: "Археологической культурой называют ограниченную во времени и пространстве группу памятников, объединенных общими характерными чертами, выраженными в общности типов жилищ, форм орудий, украшений, керамики и в общности погребального обряда".

Эпоха патриархата на Северо-Западном Кавказе приходится на бронзовый век. Первым металлом, который человек начал использовать для изготовления орудий труда и оружия, была медь и выплавки бронзы, представляющие сплав меди с оловом, иногда с мышьяком, сурьмой и др.

На заре бронзового века на Северо-Западном Кавказе складывается майкопская культура, распространившаяся на запад вплоть до Таманского полуострова, и на восток до Чечено-Ингушетии. Наибольшее количество памятников сосредоточено в Майкопском районе, в бассейнах рек Белой и Фарса.

Майкопская культура получила свое название от знаменитого Майкопского кургана-памятника мирового значения. Он был расположен на восточной окраине города, на углу улиц Курганной и Подгорной (в настоящее время здесь установлена мемориальная доска). В 1897 г. курган был раскопан известным русским археологом, профессором Н. И. Веселовским. Высота кургана достигала почти 11 м. В центре была расположена большая могильная яма прямоугольной формы, глубиной около 1,5 м. Дно было выложено булыжником и посыпано красной краской, так же как и покойники. Могила делилась деревянными перегородками на три части - южную и северную и последняя в свою очередь поперечной перегородкой на западную и восточную. Главный покойник был положен в южную, большую половину. В двух других, меньших камерах, помещались женские захоронения. Судя по всему, женские погребения играли подчиненную роль по отношению к основному мужскому погребению. В могиле было найдено много золотых предметов, металлических и глиняных сосудов, медных и каменных орудий труда.

Главный покойник был усыпан кольцами, золотыми и штампованными бляшками, изображавшими зверей (львов, бычков). Украшения эти, по-видимому, были нашиты на полы одежды или покрывало, которым был покрыт покойник. Кроме того, на скелете найдена масса золотых и серебряных бус различной величины и формы и бус из полудрагоценных цветных камней - сердолика и бирюзы. У пояса лежали пять крупных золотых бус, у черепа золотые серьги, а под черепом две узкие золотые диадемы, на которые в древности были нашиты двойные розетки. Перед скелетом лежали восемь серебряных стержней (дл. 1,17 м), концы четырех были золотые. На концах четырех стержней были надеты массивные фигуркк быков: на золотые концы - золотые бычки, на серебряные - серебряные. Большинство исследователей считали, что стержни с насаженными на них фигурками бычков являлись остовом балдахина, который несли над покойником во время похорон. Некоторые исследователи такое объяснение назначения стержней полностью отрицают и склонны рассматривать стержни с бычками как штандарты (Ю. Ю. Пиотровский).

Вместе с покойником были положены металлические и глиняные сосуды, медные и каменные орудия труда. Вдоль восточной стены камеры стояли семнадцать сосудов: два золотых кувшина, каменный с приставным золотым горлом и крышкой и четырнадцать серебряных. Среди последних особенно замечательны два, украшенные богатыми гравированными рисунками. У западной стены могилы стояли восемь почти однотипных глиняных горшков с шарообразным туловом. В двух других отделениях могилы с женскими захоронениями были найдены массивные золотые кольца, бусы, различные медные сосуды (чаша, ведерко, кувшины, два котла), глиняный горшок. Части керамических сосудов Майкопской культуры, как установлено в настоящее время, изготовлялись на гончарном круге, который в дальнейшем был забыт.

Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных вещей представляет выдающийся памятник на Северном Кавказе. В нем погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший и жреческие функции. Майкопский курган большинство исследователей относят к середине III тысячелетия до н.э.

Наряду с богатыми погребениями известно много курганных захоронений со скромным вещевым инвентарем (аул Уляп, с. Красногвардейское, близ Майкопа, Келермесский и др.).

В майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа - ранний, представленный Майкопским курганом и примыкающими к нему курганными погребениями и поселениями, и более поздний, получивший название новосвободненского этапа по курганному могильнику близ станицы Новосвободной Майкопского района.

В 5 км от ст. Новосвободной на берегу реки Фарс, в урочище "Клады", расположена довольно значительная курганная группа. Наибольшую известность приобрели два кургана с замечательными захоронениями в каменных дольменообразных гробницах, раскопанных Н. И. Веселовским в 1898 г. В обоих курганах обнаружены своеобразные дольмены, каждый из которых состоял из двух помещений. В большее помещение был положен покойник с богатым погребальным инвентарем. Многие предметы были из золота, серебра и драгоценных камней, а также бронзовые орудия труда и оружия. Богатство погребенного указывает на особое положение, которое занимал в роде умерший.

В 1979 и 1982 гг. в урочище "Клады" были открыты еще две дольменообразные гробницы, по реконструкции совершенно аналогичные ранее раскопанным. В гробнице, открытой в 1982 г. А. Д. Резепкиным, находился скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Но самым замечательным являлась роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура, на четвертой помещен фриз "Бегущие лошади" и в центре - фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами. Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла на территории Адыгеи.

Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. Важным достижением советской археологической науки в изучении майкопской культуры явилось открытие и исследование в конце 50-х - 60-х годах большой группы поселений в бассейне реки Белой и по р. Фарс южнее Майкопа: Мешоко, Скала, навесы Хаджох, Каменномостская пещера, хут. Веселый, Ясенева Поляна и др. Все они расположены в предгорной и нагорной части Адыгеи. В 1981 г. было открыто и затем исследовано поселение майкопской культуры в равнинной части. Расположено оно на левой террасе р. Кубани (в настоящее время русло р. Кубани стоит к северу почти на 4 км), между сел. Красногвардейским и хут. Свободный, по которому поселение и получило свое название - "свободное".

Лучше изучено поселение Мешоко, расположенное на окраине пос. Каменномостского, на высоком плато правого берега р. Белой при впадении в нее р. Мешоко. Поселение было укреплено мощной каменной стеною, толщиной в 4 м. Такие же стены имеет и поселение Ясеневая Поляна на р. Фарс близ поселка Колосовки. Планировка этих поселений восстанавливается "как круг или овал из жилищ, пристроенных к оборонительной стене с площадью - загоном для скота в центре" (А. А. Формозов). Жилища представляли легкие каркасные постройки, обмазанные глиной. Они опирались на деревянные столбы. Дома были прямоугольные, площадью примерно 12x4 м, как на поселении Ясеневой Поляны. Раскопки поселений позволили судить о занятиях населения. Найдено большое количество каменных орудий - плоские полированные топоры, наконечники стрел, кремневые вкладыши для серпов, полированные узкие долотца, зернотерки и др.

Культура населения Северного Кавказа в III тысячелетии 19 до н.э., в эпоху ранней бронзы, получила название майкопской по знаменитому памятнику, ее представляющему, - Майкопскому кургану. Майкопская культура была распространена от Таманского полуострова на северо-западе до Дагестана на юго-востоке. В этом ареале известны как погребальные, так и бытовые памятники. Наибольшая концентрация их наблюдается в Прикубанье.

P.M. Муннаев

На заре бронзового века на Северном Кавказе складывается майкопская культура, распространенная от Таманского полуострова до Чечено-Ингушетии включительно. Наибольшее количество памятников сосредоточено в Майкопском районе, в бассейнах рек Белой и Фарса. Важно отметить, что большинство их относится к раннему этапу майкопской культуры.

Майкопская культура получила свое название от знаменитого Майкопского кургана - памятника мирового значения. Курган был раскопан в 1897 г. известным русским археологом Н.И.Веселовским. Расположен он на восточной окраине Майкопа. Высота кургана достигала почти 11 м. В центре была расположена большая могильная яма, глубиной 14 м, окруженная кромлехом в виде кольца из плит известняка. Яма имела прямоугольную форму с закругленными углами и со слегка вогнутыми продольными сторонами. Стенки могильной ямы в древности были обшиты деревом, совершенно сгнившим, потолок был бревенчатый в два наката и поддерживался столбами, стоявшими по углам. Дно было выложено речным булыжником. Могила делилась деревянными перегородками на три неравные части. Поперечной перегородкой она была разделена на южную и северную половины, а последняя в свою очередь делилась продольной перегородкой на восточную и западную. Главный покойник был положен в южную, большую половину. В двух других, меньших камерах помещались женские захоронения. Судя по всему, женские погребения играли подчиненную роль по отношению к основному, мужскому погребению. Все скелеты лежали в скорченном положении на правом боку с подогнутыми ногами и согнутыми и поднятыми к лицу руками, густо посыпанные красной краской (суриком). Красной краской было посыпано и дно могилы. Главный покойник был усыпан золотыми штампованными бляшками с изображением зверей, колец. Здесь было 68 пластинок в виде фигурок львов (двух размеров), 19 пластинок с маленькими изображениями бычков и 40 колец. Украшения эти, по-видимому, были нашиты на полог или покрывало, которым был накрыт покойник. Кроме того, на скелете найдена масса золотых и серебряных бус различной величины и формы, а также много сердоликовых и бирюзовых бус. У пояса лежали пять крупных золотых бус, у черепа - золотые серьги, а под черепом две узкие золотые диадемы в виде тонких лент, с маленькими просверленными дырочками, расположенными парами. От этих диадем происходят найденные здесь же золотые двойные розетки - одна большая, другая меньшая, нашивавшиеся друг на друга. Диадемы, украшенные розетками, были нашиты, по-видимому, на высокий головной убор, найденный на покойнике. Перед скелетом лежали параллельно друг другу восемь серебряных стержней длиной 1,17 м. Два из них были сплошь серебряные, у четырех нижние концы золотые, на них были надеты массивные фигурки золотых бычков, и два с золотыми вставками, с насаженными на серебряные нижние концы фигурками серебряных бычков. Верхние концы стержней были украшены винтообразной насечкой и имели прорези. Все восемь стержней должны были принадлежать одному предмету.

Большинство исследователей, начиная с В. Фармаковского, считали, что стержни с надетыми на них фигурками бычков составляли остов балдахина, который несли над покойником. На месте погребения балдахин был разобран, и остов его, состоящий из серебряных стержней, положен рядом с покойником. В настоящее время некоторые исследователи (Ю.Ю.Пиотровский) считают, что интерпретация стержней как составной части балдахина полностью исключается, и склонны рассматривать трубки с бычками как штандарты.

Вместе с покойником были положены металлические и глиняные сосуды, медные и каменные орудия труда. Вдоль восточной стенки камеры в ряд стояли семнадцать сосудов: два золотых, каменный шаровидный с приставным золотым горлом и такой же крышечкой и четырнадцать серебряных. Среди последних особенно замечательны два, украшенные богатыми гравированными рисунками, составляющими на первом сосудике сложную композицию. Сосуды округлой формы с широким горлышком. На горлышке одного сосуда изображен горный ландшафт, состоящий из трех горных цепей, среди которых выделяются две особенно высокие горы с двуглавыми вершинами. Между гор изображены два дерева и стоящий на задних лапах медведь. В горах берут начало две реки, которые, извиваясь по тулову сосуда, сливаются на дне его в небольшое озеро. Вода изображена ломаными линиями. Устья рек - одно против другого на разных сторонах сосуда, под ушками, служившими для подвешивания. Все ту-лово заполнено изображениями животных, расположенных фризообразно в два ряда. В первом ряду лошадь, лев и два быка, симметрично поставленные друг против друга, в нижнем ряду горный козел, дикий кабан, львица и дикий баран. В устье реки изображена плавающая птица, другая птица находится над львом. Изображения на сосуде имели не просто декоративное значение, а определенное символическое. Художник изобразил типичных животных земли, воду, горы и над ними небо. Таким образом, сосуд не был простым бытовым предметом, а имел культовое назначение. На втором серебряном сосуде орнаментация менее сложна, чем на первом. Здесь мы имеем только один фриз, на котором изображены пять животных, идущих друг за другом: два козерога, бык и два барса, кроме того, помещены еще три птицы. Туловище отделяется от горла гравированной лентой, представляющей узор рек первого сосуда. Дно сосуда снаружи украшено большой розеткой.

Вдоль западной стенки камеры стояли восемь глиняных сосудов из желтой, красной и черной глины, округлой формы, с небольшим венчиком и закругляющимся дном. Около колен скелета лежали ромбические кремнёвые наконечники стрел и мелкие кремнёвые сегментовидные орудия, служившие вкладышами. В юго-восточном углу могилы находились орудия труда и предметы вооружения, десять из которых были из чистой меди: это проушный топор, мотыга (или тесло), комбинированное орудие в виде топора и тесла (с двумя накрест поставленными лезвиями), два плоских топорика, два долота, шило, малый кинжальчик примитивной формы и большой тонкий кинжал с закругленным концом. Кроме металлических предметов, здесь были и каменные: большой оселок серповидной формы с отверстием для подвешивания, небольшой оселок с золотым украшением и каменный клиновидный топорик с тупым лезвием, имевший скорее не бытовое, а ритуальное назначение.

В двух северных отделениях могильной ямы было по одному захоронению. При скелете, находившемся в северо-восточной камере, найдены в области черепа золотые массивные кольца, сделанные из толстой проволоки, с надетыми сердоликовыми бусами и большое количество разнообразных золотых и сердоликовых бус. Вдоль восточной стены стояли пять медных сосудов разной формы и величины: два котла, плоская чаша, ведерко с дужкой и большой кувшин. На скелете в северо-западной камере были такие же золотые и сердоликовые бусы, а в углу стоял большой глиняный сосуд - горшок с яйцевидным туловом.

Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных вещей представляет выдающийся памятник на Северном Кавказе. В нем был погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший одновременно и жреческие функции. Майкопский курган большинство исследователей относят к середине III тысячелетия до н.э.

В том же году в станице Старомышастовской при добыче глины в кургане был найден клад: в серебряном гладком сосудике с крышкой находились золотая головка льва, серебряная фигурка быка, 3 золотые розетки, свыше 2500 золотых и серебряных бус различной величины и формы, более 400 бус из полудрагоценных камней (сердолика, лазурита, гагата, морской пенки) и 30 золотых проволочных колец, на некоторых из них нанизаны сердоликовые бусы. Старомышастовские вещи одновременны майкопским и стилистически очень близки им.

В майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа - ранний, представленный Майкопским курганом и примыкающими к нему курганными погребениями и поселениями, и более поздний, получивший название новосвободненского этапа по курганному могильнику близ станицы Новосвободной Майкопского района.

В 5 км к северу от станицы Новосвободной, по левому берегу реки Фарс, в урочище «Клады», расположена довольно большая курганная группа. Наибольшую известность приобрели два кургана с замечательными захоронениями в каменных дольменообразных гробницах, раскопанных Н.И.Веселовским в 1898 г. В обоих курганах на уровне почвы обнаружены своеобразные дольмены, каждый из которых состоял из двух помещений. В первом кургане дольмен был сложен из массивных каменных плит с двускатной крышей. Поперечной плитой гробница разделялась на два отделения: большое и маленькое. В плите имелось прямоугольное отверстие (38x27 см), плотно заложенное каменной втулкой такой же формы. Пол в большой камере состоял из массивной каменной плиты, а в меньшей был земляной. Покойник был помещен в большом отделении гробницы у западной стенки, головой на юг. Скелет лежал в скорченном положении на боку и был посыпан красной краской. Инвентарь погребения был очень разнообразен и богат. Многие предметы были из драгоценных металлов и драгоценных камней, что указывало на особое положение, которое занимал в роде умерший.

В области черепа найдено: золотые серьги в виде тонких колец с привесками из лазурита; золотые височные кольца (спиральные и простые); бусы золотые, серебряные, хрустальные и сердоликовые, в том числе одна хрустальная подвеска в золотой оправе; пять серебряных веретенообразных пронизок; золотая игла с ушком; две серебряных булавки посо-ховидной формы.

Около груди скелета находились бронзовые орудия труда и оружие: три долота с желобчатым лезвием; три плоских топора - тесла; девять небольших ножей-кинжальчиков; наконечник копья с четырехгранным стержнем для насадки на рукоятку; два вилообразных орудия с загнутыми концами (крюками) и втулкой для укрепления деревянной рукоятки и третий такого же типа предмет, но меньшей величины, имеющий на конце крюк, а на втулке два крюка и две человеческие фигуры, стоящие друг против друга. Кроме того, у скелета найдены четыре проушных топора, один из которых украшен рядами насечек и «жемчужинок» на обушной части. Здесь же находился большой черпак с длинной рукояткой.

У восточной стенки камеры стояли три котла из тонкой листовой меди, две маленькие медные чаши и пять глиняных сосудов.

Котлы больших размеров с шаровидно-уплощенным туловом и орнаментированные рядами «жемчужинок». Чаши имеют округлые формы с широким устьем. В одной из них находились сердоликовые, хрустальные и серебряные бусы.

В меньшем отделении дольмена лежали только вещи: пращовый шарик из белой пасты, шесть кремнёвых листовидной формы наконечников дротиков, два каменных точильных бруска, пять четырехгранных медных шильев, четыре глиняных ангобированных и лощеных сосуда, костяные бусы и подвески.

Во втором кургане, раскопанном Н.И.Веселовским в том же году, была обнаружена дольменообразная гробница с тем же обрядом погребения, что и в первом кургане. Гробница разделялась поперечной каменной плитой на два отделения, из которых большее с каменным полом служило погребальной камерой, а меньшее с земляным - только для вещей. Отличие заключалось в том, что во втором кургане дольмен имел не двускатную крышу, а плоскую, состоящую из двух плит. Одна из них весила около 3 т. В средней поперечной плите, разделяющей обе камеры, было сделано круглое отверстие диаметром 40 см. Оно было заложено каменным, чрезвычайно точно пригнанным кружком, в свою очередь заставленным со стороны второго помещения особой заслонкой в виде каменного полукруга, заваленного каменной плитой. В камере с каменным полом у западной стенки головой на юг в скорченном положении на правом боку лежал покойник, густо посыпанный суриком. Наиболее интересными в данном погребении являлись остатки одежды, найденной на скелете. Верхняя одежда, в нашем понятии подобие шубы, была на черном меху, шерстью наружу. Под ней одежда, шитая из тонкой шерстяной ткани желтоватого (верблюжьего) цвета с черным узором из клеток и полос. Под остатками шерстяной одежды были обнаружены остатки холщовой ткани, ярко выкрашенной в пурпуровый цвет и покрытой красными же нитями в виде кистей. У черепа лежали семь кремнёвых наконечников стрел треугольной формы, две посоховидные серебряные булавки, подобие тем, которые были найдены в первом дольмене, бронзовый обушной топор, плоский топор-тесло, нож, небольшой кинжальчик в медных ножнах, и два четырехгранных шила. С восточной стороны скелета лежал деревянный предмет в виде изогнутой палки с медным крюком, который был закреплен в деревянном стержне медным спиральным кольцом и обмотан нитками. Над головой покойника устроен тайник, куда положены толстое и тонкое золотые кольца и золотые, серебряные и сердоликовые бусы, нанизанные на красный плетеный шнур. У колен скелета лежали три пращовых шарика из цветного камня. У восточной стены камеры стояли в ряд четыре глиняных горшка, из которых два были покрыты красной краской, а два-черные. На горшках елочный и жемчужный орнаменты. Около горшков лежал точильный каменный брусок.

Во втором отделении дольмена было найдено большое количество костяных бус, таких же, как и в первом дольмене, и среди них бронзовое шило и два кабаньих клыка.

В 1979 и 1982 гг. в урочище «Клады» были открыты еще две дольмено-образные гробницы, по конструкции совершенно аналогичные вышеописанным. В кургане № 31 (1979 г.) каменная двухкамерная гробница была сооружена в более древнем кургане на уровне почвы и отличалась необычайным богатством инвентаря. В первой камере на каменном полу в скорченном положении лежали два скелета - взрослого и ребенка. При них было найдено большое количество различных предметов. Одних только вещей из бронзы и серебра около пятидесяти, в том числе семь бронзовых сосудов, два бронзовых крюка, пять бронзовых топоров, причем один из них топор-скипетр с деревянной рукояткой, обернутой серебряной лентой, маленькие кинжальчики, тесла, долота, шилья, бронзовый штандарт в виде круга со втулкой. Уникальным является бронзовый обоюдоострый меч длиной 63,5 см. Кроме металлических орудий труда и оружия, найдены две скульптурные фигурки собачек из бронзы с серебряными накладками. Встречены каменные изделия; кремнёвый топор, кинжал, наконечники стрел, скульптура быка. В могиле найдено более двухсот бус и других украшений из сердолика, горного хрусталя, золота и серебра.

Во второй камере, отделявшейся от первой поперечной плитой с круглым отверстием, земляной пол был засыпан галькой и погребения не содержал. Здесь лежали кости животных - остатки погребальной пищи и вдоль западной стены стояли шесть глиняных сосудов.

Вторая гробница, открытая в 1982 г. А.Д.Резепкиным в кургане № 35, содержала скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Но самым замечательным являлась роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и щит, на четвертой помещен фриз «бегущие лошади», как трактуют его исследователи. Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла.

Архитектура погребальных сооружений (Майкопский курган, новосвободненские дольменообразные гробницы) отражает социальное положение в роде и племени погребенных. Богатства концентрировались в руках родоплеменной верхушки складывавшегося уже патриархального строя. Наряду с богатыми погребениями известно много курганных захоронений со скромным вещевым инвентарем.

Большинство найденных в Майкопском кургане как золотых и серебряных, так и бронзовых предметов привозные. Попали они сюда из Передней Азии, скорее всего, как считают исследователи, из Месопотамии. Привозными являются и бусы из полудрагоценных цветных камней. Материал этих бус разнообразен и свидетельствует о получении их путем межплеменных сношений из далеких стран. Сердолик и бирюза происходят из Ирана, лазурит - бадахшанского (афганского) происхождения, особый минерал - морская пенка из Анатолии. Некоторые бронзовые предметы, как котлы из листовой меди, топоры-тесла, четырехгранные шилья, желобчатые долота, проушные топоры, изготовлялись на месте. Во второй половине III тысячелетия до н.э. и особенно в конце его на Северном Кавказе интенсивно развивается местная металлургия бронзы. Есть предположение, что в эпоху ранней бронзы было налажено и производство изделий из драгоценных металлов, главным образом из золота (височные кольца).

Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. Важным достижением советской археологической науки в изучении майкопской культуры явилось открытие и исследование в конце 50-х-60-х годах большой группы поселений в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа (Мешоко, Скала, Хаджох , Каменномостская пещера, Ясенова Поляна и др.).

Большинство известных в настоящее время поселений расположены на труднодоступных мысах, плато или на высоких речных террасах. Кроме того, открыты и пещерные стоянки майкопской культуры. Лучше изучено поселение Мешоко, расположенное на окраине поселка Каменномостского. Поселение было укреплено мощной каменной стеной, толщиной в 4 м. Такие же стены имеет и поселение Ясенова Поляна близ поселка Колосовки. Раскопки поселений позволили судить о занятиях населения, о чем умалчивали курганы. Основное значение в хозяйстве майкопских племен имело животноводство, причем в раннее время преобладало свиноводство. На втором месте стоял крупный рогатый скот, а затем мелкий. На некоторых поздних поселениях майкопской культуры наблюдается увеличение в составе стада мелкого рогатого скота. В прикубанских поселениях майкопской культуры хотя и в очень незначительном количестве были найдены кости домашней лошади. Наравне со скотоводством было развито и земледелие, о чем говорят находки кремнёвых вкладышей от серпов, которые вставлялись в деревянную или костяную основу серпа, каменных зернотерок и мотыги из поселения Мешоко. Но в хозяйстве племен майкопской культуры земледелие стояло на втором месте после скотоводства и не имело столь важного значения, как в экономике племен Закавказья в эпоху ранней бронзы. Развитие скотоводства давало значительно больше прибавочного продукта, чем земледельческое хозяйство, а это приводило к росту и накоплению богатства в отдельных семьях и вело к возникновению имущественной дифференциации, что и находит отражение в погребальных памятниках (Майкопский курган).

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе. Но весьма существенную роль в этом сложном процессе сыграло также влияние переднеазиатских цивилизаций.

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА - ар-хео-ло-гическая куль-ту-ра ран-не-го брон-зо-во-го ве-ка (начало IV-ого - начало III-го тысячелетия до нашей эры) на тер-ри-то-рии рав-нин и пред-го-рий западной и центральной час-ти Северного Кав-ка-за и Пред-кав-ка-зья.

За-ни-ма-ет бас-сей-ны Ку-ба-ни, Верх-ней Ку-мы, Верх-не-го и Среднего Те-ре-ка, при-ле-гаю-щие рай-оны Чер-но-мор-ско-го по-бе-ре-жья (от Та-ма-ни до современного города Но-во-рос-сийск) и сте-пей современного Став-ро-поль-ско-го края (еди-нич-ные па-мят-ни-ки из-вест-ны до Ниж-не-го До-на и современной Кал-мы-кии - так называемый степ-ной Май-коп); отдельные на-ход-ки - от Северного При-чер-но-мо-рья до Кас-пий-ско-го мо-ря. На се-ве-ро-вос-то-ке аре-ал майкопской культуры пе-ре-се-ка-ет-ся с зо-ной энео-ли-ти-чес-ких степ-ных куль-тур-ных групп, близ-ких к ран-не-му эта-пу ям-ной куль-ту-ры, на юго-вос-то-ке - с ку-ро-аракс-ской куль-ту-рой, из-вест-ны и сме-шан-ные па-мят-ни-ки (например, Лу-го-вой).

На-зва-на по Май-коп-ско-му кур-га-ну.

Па-мят-ни-ки изу-ча-лись с 1869 года, их общ-ность вы-де-ля-лась с конца XIX - начала XX веков как «ку-бан-ский район ок-ра-шен-ных кос-тя-ков» А.А. Спи-цы-ным, «кав-каз-ское куль-тур-ное те-че-ние» В.А. Го-род-цо-вым, «боль-шие ку-бан-ские кур-га-ны» А.М. Тальг-ре-ном, «ран-не-ку-бан-ская груп-па» А.В. Шмид-том, «вто-рая ста-дия» древ-них куль-тур Кав-ка-за А.А. Мил-ле-ром, «ран-не-ку-бан-ская груп-па» А.А. Иес-се-ном. Современный тер-мин встре-ча-ет-ся в за-пи-сях Спи-цы-на с 1920-х годов, по-лу-чил рас-про-стра-не-ние с 1950-х годах, по-сле пуб-ли-ка-ций Е.И. Круп-но-ва; не-ко-то-ры-ми ис-сле-до-ва-те-ля-ми упот-реб-ля-ет-ся так-же тер-мин «май-коп-ско-но-во-сво-бод-нен-ская общ-ность». На-чи-ная с ра-бот Иес-се-на (1950 год) раз-ли-ча-ют 2 эта-па: май-коп-ский и но-во-сво-бод-нен-ский. В ря-де ис-сле-до-ва-ний их рас-смат-ри-ва-ют как свя-зан-ные ге-не-ти-че-ски и вы-де-ля-ют пе-ре-ход-ные ком-плек-сы, в не-ко-то-рых - как куль-ту-ры, со-от-но-си-мые с различными ис-то-ка-ми. Вы-де-ляе-мые ло-каль-ные ва-ри-ан-ты, например га-лю-га-ев-ско-се-рё-гин-ский, псе-куп-ский, до-лин-ский, но-во-сво-бод-нен-ский (С.Н. Ко-ре-нев-ский), по-ка не об-ще-при-зна-ны.

Наи-бо-лее изу-че-ны по-гре-бе-ния, поч-ти все - под-кур-ган-ные, не-ред-ко с кром-ле-ха-ми; скор-чен-ные на бо-ку, в том числе по-сы-пан-ные ох-рой, го-ло-вой ча-ще ори-ен-ти-ро-ва-ны на южный сек-тор. Ран-ние на-сы-пи зем-ля-ные, для позд-них по-ка-за-тель-ны ка-мен-ные на-бро-ски и другие кон-ст-рук-ции, есть доль-ме-ны, ка-мен-ные ящи-ки и другое. Ка-ме-ры 4-уголь-ные, в том числе с ка-мен-ной, ре-же с де-ревянной об-клад-кой стен (из-вест-ны крас-но-чёр-ные рос-пи-си по бе-ло-му фо-ну: схе-ма-тич-ные изо-бра-же-ния лю-дей и другое); на по-лу ино-гда под-стил-ка, в позд-них по-гре-бе-ни-ях час-то ка-мен-ная вы-мост-ка, в том числе ог-ра-ж-дён-ная, на древ-ней по-верх-но-сти. По-се-ле-ния пло-ща-дью в основном 1-2 га, как пра-ви-ло на реч-ных тер-ра-сах. А.А. Фор-мо-зов, А.Д. Сто-ляр и другие от-но-си-ли к майкопской культуре груп-пу ук-реп-лён-ных (в том числе ка-мен-ны-ми сте-на-ми) по-се-ле-ний Центрального и Западного Кав-ка-за, ко-то-рые ны-не рас-смат-ри-ва-ют в рам-ках куль-ту-ры жем-чуж-но-на-коль-ча-той ке-ра-ми-ки. До-ма пря-мо-уголь-ные, на-зем-ные, кар-кас-но-гли-но-бит-ные; из-вест-ны гли-но-бит-ные по-лы, оча-ги. На-ли-чие ок-руг-лых по-стро-ек (в восточных рай-онах) объ-яс-ня-ют ино-куль-тур-ны-ми влия-ния-ми; на тер-ри-то-рии Ка-бар-ди-но-Бал-ка-рии за-фик-си-ро-ва-ны длин-ные, уг-луб-лён-ные до 1,4 м со-ору-же-ния. Есть хо-зяйственные ямы.

Ке-ра-ми-ка из хо-ро-шо от-му-чен-но-го тес-та, в том числе ан-го-би-ро-ван-ная, ло-щё-ная, в основном не-ор-на-мен-ти-ро-ван-ная; ряд со-су-дов сде-ла-ны на гон-чар-ном кру-ге (древ-ней-шем на Кав-ка-зе). Для ран-не-го эта-па по-ка-за-тель-ны гор-шки ша-ро-вид-ной фор-мы с рез-ко ото-гну-тым вен-чи-ком; ке-ра-ми-ка по-се-ле-ний раз-но-об-раз-нее, но ху-же изу-че-на. На но-во-сво-бод-нен-ском эта-пе пред-став-ле-ны тем-но-ло-щё-ные со-су-ды с уз-ким гор-лом и за-ужен-ным пло-ским дном, мис-ки, как пра-ви-ло, с за-гну-тым внутрь кра-ем, куб-ки и другое; ча-ще встре-ча-ют-ся руч-ки-уш-ки, ор-на-мент («жем-чуж-ный», врез-ной и другое).

На фо-не син-хрон-ных куль-тур Восточной Ев-ро-пы осо-бен-но мно-го-чис-лен-ны и раз-но-об-раз-ны из-де-лия из брон-зы (мышь-я-ко-вой и ни-ке-ле-вой), главным образом ме-ст-ных форм: со-су-ды (пре-имущественно кот-лы); раз-но-об-раз-ные то-по-ры, мо-ты-ги, кин-жа-лы, но-жи; 4-гран-ные ши-лья, до-ло-та с же-лоб-ча-тым лез-ви-ем; есть на-ко-неч-ни-ки ко-пий, меч и другое. Спе-ци-фич-ны втуль-ча-тые дву-зу-бые, ино-гда од-но-зу-бые «ви-лы-крюч-ки»; со-гну-тые (об-ра-зу-ют пет-лю по-се-ре-ди-не) дро-ты, из-ред-ка с ок-руг-лы-ми кон-ца-ми (ны-не оп-ре-де-ля-ют как древ-ней-шие пса-лии для за-пряж-ки бы-ков). Пред-став-ле-ны зо-ло-тые и се-реб-ря-ные со-су-ды, фи-гур-ки, ви-соч-ные коль-ца, бу-лав-ки, лен-ты, бу-сы, на-клад-ки, пла-стин-ки и другое. Из кам-ня де-ла-лись зер-но-тёр-ки, пес-ты, вкла-ды-ши сер-пов, то-по-ры, тес-ло- и до-ло-то-вид-ные ору-дия, на-ко-неч-ни-ки стрел; то-чи-ла и ин-ст-ру-мен-ты, свя-зан-ные с ме-тал-ло-об-ра-бот-кой; най-де-ны но-жи, на-вер-шия бу-лав, со-су-ды; фи-гур-ка жи-вот-но-го и ци-лин-д-рические пе-ча-ти с Ближ-не-го Вос-то-ка; сре-ди ук-ра-ше-ний - брас-ле-ты, под-вес-ки, бу-сы (в основном сер-до-лик, есть ла-зу-рит).

Из кос-ти и ро-га: до-лот-ца, ры-бо-лов-ные крюч-ки, на-ко-неч-ни-ки стрел (есть с зо-ло-той об-клад-кой), под-вес-ки и бу-сы, мо-ло-ток с от-вер-сти-ем и другое.

В ос-но-ве хо-зяй-ст-ва - ско-то-вод-ст-во (пре-имущественно круп-ный и мел-кий ро-га-тый скот) и зем-ле-де-лие.

Не-со-мнен-на связь майкопской культуры с куль-ту-ра-ми Ближ-не-го Вос-то-ка - от Северной Ме-со-по-та-мии до Восточной Ана-то-лии (в том числе тра-ди-ции, близ-кие куль-ту-рам Убейд и Урук). Кон-крет-ное уча-стие в фор-ми-ро-ва-нии майкопской культуры пред-ше-ст-вую-ще-го на-се-ле-ния Северного Кав-ка-за поч-ти не изу-че-но. Ме-ха-низ-мы фор-ми-ро-ва-ния и рас-про-стра-не-ния но-вой куль-ту-ры, как и судь-бы её но-си-те-лей, дис-кус-си-он-ны. В сме-нив-шей майкопскую культуру общ-но-сти се-ве-ро-кав-каз-ской куль-ту-ры про-сле-жи-ва-ют лишь отдельные эле-мен-ты, свя-зы-вае-мые с май-коп-ской куль-ту-рой.

Смотри так-же литературу при статье Май-коп-ский кур-ган.

Мировая известность и неослабевающий интерес научного сообщества к данной культуре подтвердился на международной конференции «Майкопский феномен в древней истории Кавказа и Восточной Европы», который состоялся в 1991 г. в Новороссийске .

Майкопская культура в конце 80-х годов приобрела статус майкопско-новосвободненской общности (MHO). Подразумевается, что это более широкое понятие, позволяющее избежать лишних теоретических рассуждений на тему влияния единого происхождения .

Основные характеристика носителей майкопской культуры:

  1. владея искусством добычи и обработки металлов, изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разного рода крашения, ритуальные фигурки животных.
  2. владея гончарным делом, изготавливали различную посуду и другую утварь.
  3. селились в горных ущельях, в труднодоступные и удобные для обороны места, поселения огораживали мощными каменными стенами (видимо вели множество войн).
  4. на тело умерших вождей посыпали красную краску (охру) и хоронили их в курганах, рядом с умершим вождями клали многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду, а также делали жертвоприношения людей и животных. Вокруг захоронения устанавливали каменный круг - кромлех .

Общественный строй племён Майкопской культуры - предположительно «первобытнообщинный, с далеко зашедшем имущественным неравенством» .

Майкопцы знали и использовали колесо и гончарный круг, причём производили преимущественно красную, лощёную, иногда орнаментированную керамику .

Ведущие формы хозяйства - скотоводство, в котором на первом месте находилось овцеводство ), а также земледелие.

Найдены орудиями труда и оружие: наряду с каменными сверлёными топорами, вкладышами для ножей и серпов, наконечниками стрел были медные топоры, мотыги, долота, ножи, кинжалы, вилы, наконечники копий .

Культура представлена многочисленными поселениями и курганами, а на позднем этапе каменными гробницами и дольменами .

Датировка культуры

Появление культуры датируется примерно 38−36 веками до н. э., то есть (период среднего, позднего Урука в Месопотамии и древнего государства Шумеров). На основе радиоуглеродного анализа, различные памятники майкопской культуры датируются на основе калиброванных дат 14С временем 3950 - 3650 - 3610 - 2980 до н. э. (то есть вторая четверть IV-го - вторая половина IV-го - начало III-го тысячелетия до н. э.) .

Поселения майкопской культуры

Культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. В конце 50-х - 60-х годах была открыта большая группа поселений в бассейне реки Белой и по р. Фарс южнее Майкопа, в том числе :

  • Мешоко (наиболее изучено), расположенное на окраине пос. Каменномостского, на высоком плато правого берега р. Белой при впадении в неё р. Мешоко. Поселение было укреплено мощной каменной стеной, толщиной в 4 м.
  • Скала,
  • навесы Хаджох,
  • Каменномостская пещера,
  • хут. Веселый,
  • Ясенева Поляна на р. Фарс близ посёлка Колосовки, также имеет 4 метровой толщины стены.
  • в 1981 г. было открыто и затем исследовано поселение майкопской культуры в равнинной части - расположено на левой террасе р. Кубани (в настоящее время русло р. Кубани стоит к северу почти на 4 км), между сел. Красногвардейским и хут. Свободный, по которому поселение и получило своё название - «свободное».

Планировка этих поселений восстанавливается «как круг или овал из жилищ, пристроенных к оборонительной стене с площадью - загоном для скота в центре» (исследователь А. А. Формозов).

Жилища майкопцев представляли собой лёгкие каркасные постройки, обмазанные глиной, которые опирались на деревянные столбы. Дома были прямоугольные, площадью примерно 12×4 м, как на поселении Ясеневой Поляны .

На поселении Майкопской культуры - «Ясеновая поляна » археологи обнаружили :

Керамику с сюжетными композициями; - костяная пектораль (нагрудное украшение); - антропоморфная пластика из глины (свидетельство наличия религии).

Майкопский звериный стиль

Ещё в начале 20 века, в найденных украшениях, учёные установили наличие местного, майкопского звериного стиля в найденных артефактах, который возможно послужил эталоном создания изделий звериного стиля для более поздних археологических культур, то есть следует иметь ввиду что майкопский звериный стиль более чем на тысячу лет старше скифского , сарматского и кельтского , меотского звериных стилей.

Символизм культуры и культы

С. Н. Коренвский установил нижеследующие виды символизма и культы майкопской культуры, а именно :Военно-охотничья символика. Военно - бигменская символика. Символика могильного пространства и места в нём погребённого. Символизм очистительных обрядов. Комплекс страха перед умершим. Символика гробниц новосвободненской группы. Символика гробниц на Терке долинского варианта. Охра в обрядах и отражение магии отдельных частей тела.

Символика курганной насыпи Особое ритуальное отношение к отдельным предметам. Символика благородных металлов и полудрагоценных камней. Символика ритуальной сцены медведь и дерево на серебряном кубке. Символика изображений на сосуде из Сунженского могильника.

Основные занятия

Ведущие формы хозяйства - скотоводство и земледелие . Основными орудиями труда и оружием наряду с каменными сверлёными топорами, плоскими полированными топорами, кремнёвыми вкладышами для ножей и серпов, наконечниками стрел были медные топоры, мотыги, полированные узкие долота, ножи, кинжалы, вилы, наконечники копий, зернотёрки и др.

Хозяйственно-культурный тип племён майкопской культуры был главным образом связан с подвижно-оседлым образом жизни, сочетающим стационар и миграцию. Он базировался на поверхностном мотыжном земледелии и собирательстве, придомном содержании скота. Ведущее место принадлежало крупному и мелкому рогатому скоту, менее свинье и лошади. По сравнению с энеолитом резко снизилась доля мяса диких животных и прежде всего оленя .

По всей видимости, большую роль в экономике майкопцев играл дарообмен внутри общности и с инокультурным населением. В рамках племён MHO производились эффективные и высоко престижные вещи из металла, а также круговая керамика. Это создавало основу для развития экономического «бигменства» .

1-й феномен. Производство бронзы на местном сырье

Сопоставлением металлов майкопской и куро-аракской культуры установлено :

  • обе культуры близки по главным показателям двум основным группам металла в Закавказье, таким же мышьяковым и мышьяково-никелевым бронзам и вместе они характеризуют кавказский металл эпохи ранней бронзы.
  • майкопский металл более близок грузинским изделиям, чем к армянским. Армянские выделяются большим содержанием микропримесей олова.

Картографирование групп металла позволило учёным предполагать кавказский характер не только для мышьяковых бронз, как отмечалось ранее, но и для мышьяково-никелевых бронз, причём наибольшая концентрация находок из этого металла обнаружена в майкопских памятниках Кабардино-Балкарии. Итоговый вывод учёных: «кузнецы племён майкопской культуры работали на кавказском сырье ».

Топоры. Наряду с изделиями из бронзы , майкопцы продолжали пользоваться каменными топорами и стрелами с кремнёвыми наконечниками. Чайлд Гордон Вир сближал топор из Майкопского кургана с топором из Ашшура . С. Н. Кореневский также связывает топоры I майкопской группы общей производственной традицией с южными образцами - топорами Ирака . В начале III тыс. до н. э. производство проушных топоров было организовано в широких границах Иракско-Месопотамско-Кавказского культурного мира. Их проникновение в Северное Причерноморье может быть поставлено в прямую связь с феноменом майкопской культуры и проходило через кавказские транзитные пути. Топоры находки из хутора Гричаники, деревни Гнидино отнесены С. Н. Кореневским к III группе майкопских топоров, характеризуемых сильным изгибом брюшка у лезвия и асимметричной лопастью .

2-й феномен. Коневодство

Одним из феноменов майкопской культуры является установленный факт, того, что уже в те времена представители выделявшейся майкопской знати пользовались конём для верховой езды . Так как появление майкопской культуры датируется началом 4 тыс. до н. э., то этот факт может служить указателем на определённый приоритет в коневодстве и, возможно, в использовании лошадей в военном деле. При этом следует отметить, что майкопцы жили оседлой жизнью, а в выращиваемых ими стадах лошади составляли очень невысокий процент, а большую часть составляли свиньи и крупно рогатый скот. Археологи обнаружили уникальной формы бронзовые псалии майкопской культуры, которые представляют собой бронзовый стержень с закрученной петлёй в середине с продетым через неё узлом, которым заканчивались мягкие удила, повод и ремень оголовья. Насечки и выпуклости на краях псалии служили, очевидно, для закрепления наносного и подгубного ремней .

3-ий феномен. Террасное земледелие

Строительство племенами майкопской культуры рукотворных террасовых комплексов в горах есть доказательство их оседлости, высокой плотности населения, высокого уровня сельскохозяйственных и инженерных навыков. Террасы , майкопской культуры, строились примерно начиная с IV тыс. до н. э., а все последующие культуры использовали их для сельскохозяйственных нужд. Подавляющее большинство керамики (найденные в террасовых полотнах) - посуда майкопского периода, а остатков скифской и аланской керамики меньше. В искусственных подсыпных (опорных) слоях, имеет место факт находки исключительно майкопской керамики. Террасы майкопской культуры являются одними из самых древних в мире, при этом они мало исследованы. Долгожительство террас (возраст более 5 тысяч лет) позволяет считать строителей этих террас непревзойдёнными инженерами и мастерами .

Приёмы древнего террасирования ещё предстоит изучить, поскольку для горных и предгорных местностей альтернативы террасовому земледелию нет.

4-й феномен. Письменность

Локальные варианты Майкопской культуры

Керамика - сделанная частично на гончарном круге , преимущественно красная, лощёная, иногда орнаментированная. Выделено керамическое производство майкопцев, установлено 80 типов форм майкопской посуды, большая часть которых связано с формами круговой керамики .

Керамического разнообразие, формирует 4 кластера - локальных варианта культуры :

1) галюгаевско-серегинский вариант (ареал - Терек и Кубань), который сохранил черты близкие культурам Среднего Востока, керамика имеет наибольшее сходство с урукскими формам посуды, а также их знаковую маркировку.

Нижеследующие варианты иллюстрируют более местные черты .

2) Долинский вариант был локализован в бассейне Терека и Кавминводах, 3) Псекупский вариант распространился главным образом в Закубанье. 4) Новосвободненская группа занимала предгорья р. Фарса и его притока р. Псефирь. Пока о поселениях её носителей почти ничего не известно.

Этапы развития культуры

В майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа :

1) ранний, представленный Майкопским курганом и примыкающими к нему курганными погребениями и поселениями, включает в себя вышеуказанный галюгаевско - серегинский вариант , именуется иногда «ранний майкоп» по А. А. Иессену. 2) поздний, получивший название новосвободненского этапа по курганному могильнику близ станицы Новосвободной Майкопского района.

Поздний, или Новосвободный этап

В 5 км от ст. Новосвободной на берегу р. Фарс , в урочище «Клады», обнаружена значительная курганная группа, наиболее известны два кургана раскопанные ещё Н. И. Веселовским в 1898 г., в которых обнаружены своеобразные дольмены, каждый из которых состоял из двух помещений. В одном (большем) была могила с богатым погребальным инвентарем, украшениями из золота, серебра и драгоценных камней, а также бронзовые орудия труда и оружия.

В 1979 и 1982 гг. в урочище «Клады» были открыты ещё две дольменообразные гробницы, аналогичные вышеуказанным.

В гробнице, открытой в 1982 г. А. Д. Резепкиным, находился скелет женщины со сравнительно скромным инвентарём.

Уникальной является роспись на стенах одной из камер, нанесённая красной и чёрной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура, на четвёртой помещён фриз «Бегущие лошади» и в центре - фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами.

Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла на территории Адыгеи.

Ареал распространения майкопской культуры

Майкопская культура (или МНО) охватила следующие территории:

Равнины и предгорья Предкавказья (до правого берега р. Бейсуг - самая северная находка майкопского погребения близ р. Чограй в Ставропольском крае). - занимая Закубанье (на запад вплоть до Таманского полуострова) - верхнее Прикубанье, - Терские наклонные равнины, Северной Осетии , Кабардино-Балкарии , Ингушетии и Чечни (вплоть до с. Бачи-Юрт в Чечне).

Западное Предкавказья (Майкопский район) считается большинством учёных как центр формирования МНО, откуда её носители могли расселяться на восток .

Общая длина (протяжённость) ареала МНО примерно 750 км по линии юго-восток, северо-запад при ширине в среднем около 150 км. Наибольшая концентрация памятников МНО в Майкопском районе, в бассейнах р. Белой и Фарса. МНО граничила на севере с нижнемихайловской , позднее с новотиторовской культурой.

Охват Чечено-Ингушетии , в большей части современной территории республики , при этом археологически выделяются две крупные локальные группы памятников - Прикубанская (западная) и Терская (восточная).

Охват Ставрополье (большей части) - в 1977 году, курганные погребения майкопской культуры были обнаружены Александровским отрядом Ставропольской экспедиции Института археологии АН СССР, во время обследования курганной группы на северной окраине хут. Жуковского Новоселицкого района Ставропольского край .

Новое в Ставрополье в 1985 году - открыто поселение майкопской культуры, названное «Галюгаевским поселением», под курганным полем эпохи средней бронзы у ст. Галюгаевской Курского района Ставропольского края на левобережье Терека.

Охват Осетии (в некоторой части)- в 1993-1996 гг. В. Л. Ростуновым произведены исследования трех крупных курганов майкопской культуры у с. Заманкул Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания. Курганы 1 и 2 Заманкульского могильника расположены южнее с. Заманкул, курган 3 находится неподалёку от с. Брут.

Существуют факты миграции майкопцев далеко на север к берегам реки Дон и в степи Калмыкии , где они растворились в среде степняков ямной культуры .

Считается, что некоторые драгоценности и украшения прямо указывают на торговые или генетические связи племён Майкопской культуры с Древним Востоком.

В частности лазурит. В Кабардино-Балкарии, в кургане майкопской культуры были обнаружены лазуритовые бусы. Известно, что лазурит на Кавказе не встречается, ближайшие его месторождения находятся на Урале и в Малой Азии. Анализ состава минерала указал на его происхождение из Бадахшана (северо-восток Афганистана , на границе с Таджикистаном , Пакистаном и Китаем). Этот факт считается ещё одним доказательством культурных, торговых и иных связей Кавказа с миром шумерской цивилизации в Урукский период (вторая половина IV-III тысячелетие до н. э.) .

Возможно, что древнейшей родиной носителей майкопской культуры была Месопотамия (точнее - север Сирии) . Основание - сходство артефактов Майкопской культуры с найденными недавно в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии , постройка которого датируется 4 тысячелетием до н. э.

Выводы антропологов. Согласно результатам палеоантропологических исследований, учёные сообщают, что «черепа носителей майкопской культуры более тяготеют к переднеазиатским и джараратским» . Касательно других археологических культур - аналогичные черепа были и у части носителей ямной культуры .

Смена культуры

В южной части ареала, со временем майкопская культура сменилась дольменной культурой , а в северной части северокавказской культурой .

Влиянии майкопской культуры на соседние регионы

Есть обсуждаемая гипотеза, что часть носителей майкопской культуры мигрировали на южные склоны Кавказа (ныне Азербайджан), где они и оставили памятники Лейлатепинской культуры .

Значение майкопской культуры в свете Курганной гипотезы

Примечания

  1. БСЭ.Майкопская культура
  2. С. Н. Кореневский. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья
  3. Древние кавказцы
  4. О.Брилева. Новые загадки эпохи энеолита и раннего бронзового века Кавказа
  5. [Гуп «Наследие». Кореневский С. Н. Новые данные по металлообработке майкопской культуры]
  6. Ковалева И. Ф. Металлические топоры постмариупольской культуры. Харьков,1995.С.28-30.
  7. В. Б. Ковалевская. КОНЬ И ВСАДНИК.Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы. Москва 1977
  8. [Мунчаев Р. М. Бронзовые псалии майкопской культуры и проблема возникновения коневодства на Кавказе, - «Кавказ и Восточная Европа в древности», М., 1973.]
  9. Гуп"Наследие"
  10. [ГУП «Наследие». Н. Г. Ловпаче. Об истоках северокавказского единства]
  11. Онайко Н. А., Дмитриев А. В. Раскопки античного могильника у пос. Мысхако
  12. Шишлов А. Археологические памятники г. Новороссийска и история их исследования
  13. Памятники Майкопской культуры в горах Абхазии
  14. Гуп «Наследие»
  15. И. М. Чеченов. О локальных вариантах в памятниках майкопской культуры
  16. Державин В. Л.,Тихонов Б. Г. Новые погребения майкопской культуры в Центральном Предкавказье // КСИА. - М., 1980.
  17. Охранные раскопки на галюкаевском поселении
  18. Куда ушли майкопцы?
  19. А. К. Гамаюнов. Об одной группе погребений эпохи ранней бронзы на нижнем Дону
  20. НП Журнал Наука 21 век. Со ссылкой на академика РАН Р.Мунчаева
  21. Книга Р. М. Мунчаева (в соавт)
  22. Герасимова М. М.,Пежемский Д. В., Яблонский Л. Т. Палеоантропологические материалы майкопской эпохи
  23. под ред. Т. И. Алексеевой. Восточные славяне. Антропология и этническая история
  24. Самир Хотко: История ЧЕРКЕСИИ
  25. Археология Азербайджана
  26. Rezepkin A.D. Das frühbronzezeitliche Gräberfeld von Klady und die Majkop-Kultur in Nordwestkaukasien. M. Leidorf, 2000 (Archäologie in Eurasien, vol. 10) ISBN 3-89646-259-8 , 9783896462596
  27. Кореневский С. Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья: Майкопско-новосвободненская общность. Проблемы внутренней типологии. М., 2004

Список зарубежных исследователей майкопской культуры

М. Эберта (Ebert М., 1921, р.51 - 55), А. М. Тальгрена (Tallgren A.M., 1926; 1929;1933), Г.Чайлд (Child G., 1936 и 1952), Ф.Ганчар (Hancar F. 1937, р.242 −252), К.Шеффер (Schaeffer С., 1948), Ж.Десаье (Deshayes J. 1960), С.Пиггота (Piggot S., 1965, р.81,82).

Литература

  • Иессен А. А., К хронологии «больших кубанских курганов», в сборнике: Советская археология, в. 12, М. - Л., 1950;
  • Крупнов Е. И., Древняя история и культура Кабарды, М., 1957;
  • Формозов А. А., Периодизация поселений Майкопской культуры, в сборнике: Историко-археологический сборник, [М., 1962];
  • Формозов А. А., Каменный век и энеолит Прикубанья, М., 1965;
  • Мунчаев Р. М., Памятники майкопской культуры в Чечено-Ингушетии, «Советская археология», 1962, № 3.
  • Кореневский С. Н. Атабиев Б. Х., Батчаев В. М. Погребения майкопско-новосвободненской общности могильника Горячеводский: [Ставропол. край] // Проблемы древней истории и культуры Северного Кавказа. - М. - 2004 . - С. 62-82 . - № 006706
  • Хохлов А. А. Краниологический тип человека, погребенного по традициям майкопской культуры эпохи ранней бронзы: (Калмыкия, памятник Манджикены I, 14/13 // НАВ. - Вып. 5 . - 2002 . - С. 174-179 . - Рез. англ № 012926
  • Трифонов В. А. Курганы майкопского типа в северо-западном Иране // Судьба ученого. - СПб. - 2000 . - С. 244-264 . - Рез. англ № 008505
  • Яковлев А. В. Самойленко В. Г. Новые погребения с майкопской керамикой на северо-востоке Ставрополья // КСИА.- Вып. 214.-2003.- С. 74-83 . - Рез. англ № 013933
  • Спиридонова Е. А. Алешинская А. С., Кореневский С. Н., Ростунов В. Л. Сравнительный анализ природной среды времени существования майкопской культуры в Центральном Предкавказье: (Ставропольский край, Северная Осетия - Алания) / Е. Спиридонова, А. С. Алешинская, С. Н. Кореневский С. Н., В. Л. Ростунов // Материалы по изуч. ист.-культ. наследия Сев. Кавказа. - Вып. 2 . - М. - 2001 . - С. 144-162 . - Рез. англ № 011361
  • Шишлина Н. И. Майкопские погребения Южных Ергеней // НАВ. - Вып. 5 . - 2002 . - С. 164-173 . - Рез. англ № 012925
  • Кривицкий В. В. Об одном глиняном сосуде из Сунженского могильника // Клио. - № 1 . - 2001 . - с. 63-65 . - № 009345
  • Рассамакин Ю. Я. Степи Причерноморья в контексте развития первых земледельческих обществ // Археологiя. - № 2 . - 2004 . - С. 3-26 . - Укр. Рез. рус., англ № 016901
  • Хаджох, поселение; Скала, поселение; Ясеневая Поляна, поселение; Майкопская культура.
  • Резепкин А. Д Керамические комплексы поселений Хаджох, Скала, Ясеневая Поляна // Судьба ученого. - СПб. - 2000 . - С. 223-235 . - Рез. англ № 008503
  • Резепкин А. Д. Поселение эпохи ранней бронзы Чишхо и некоторые аспекты происхождения и хронологии майкопской культуры // Археолог: детектив и мыслитель-СПб.-200-С.422-436 . - Рез. англ № 016795
  • Мачинский Д. А. О смысле изображений на серебряном сосуде с «горным ландшафтом» из Майкопского кургана // ЮИМК 6 . - СПб.-1998 - С.48-49-№ 003103
  • Мачинский Д. А. Об образном строе серебряных и золотых художественных изделий из Майкопского кургана // Сисситии: памяти Ю. В. Андреева- СПб- 2000- С. 45-70- № 008108

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА — археологическая культура раннего бронзового века (2-я половина 3-го тыс. до н. э.) на Северном Кавказе. Названа по Майкопскому кургану. Раскопаны остатки укрепленных поселений и курганы. Население занималось скотоводством и земледелием.

Курган представлял собой насыпь высотой более десяти метров, под которой находились два погребения: одно, основное, непосредственно под насыпью, в яме, другое в самой насыпи. Основная могила представляла собой четырехугольную яму, вырытую в грунте, ориентированную по оси северо-восток - юго-запад. Вокруг нее был сооружен кромлех из известковых плит. Стены могилы были укреплены деревянными конструкциями, а дно выложено мелкими речными булыжниками. Она была поделена деревянными перегородками на южную и северную половину, а последняя была разделена на две равные части. В южной половине могилы было одно погребение(погребенный лежал в скорченном положении на боку, засыпанный красной краской, головой на юго-восток), в северной половине в каждой из частей было по одному погребению.

Могила (большей частью южная его половина) содержала большое количество золотых бляшек в форме львов, быков, золотые кольца и бусы, золотые и серебряные сосуды, кремневые наконечники стрел, каменный шлифованный топор, медные орудия труда, керамику различной формы и назначения

Еще ранее была открыта группа курганов у станицы Новосвободной (Царской), погребальный обряд (скорченные и окрашенные костяки) и инвентарь которых имел много общего с Майкопским курганом, но погребения в новосвободненских курганах совершались не в ямах, а в каменных гробницах - дольменах. Они содержали богатый инвентарь в виде золотых и серебряных украшений, бронзовых орудий труда и оружия, бронзовые котлы и чаши, керамику в виде ангобированных и лощеных сосудов, украшенных орнаментом.

Но при множестве сходных черт, которые дают все основания относить Майкопский курган и курганные погребения у станицы Новосвободной к одной археологической культуре, у них есть определенные различия в способе захоронения (ямы и дольменообразные сооружения), а также в изготовлении оружия и керамики. По всей видимости, они носят хронологический характер, а открытие памятников майкопской культуры промежуточной стадии развития позволяет говорить о трех этапах ее существования (А.А. Формозов, Р.М. Мунчаев).

В XX веке, в течение нескольких десятилетий, погребальные и бытовые памятники майкопской культуры были открыты в Ставрополье, в Кабардино-Балкарии, в Чечне (у ст. Мекенской на Тереке, у селения Бамут на Фортанге, у селения Бачи-юрт на реке Гонсол, у селения Сержень-юрт, у селения Зандак).

Таким образом, майкопская культура в период своего расцвета распространилась на всю предгорную и равнинную часть Северного Кавказа от Таманского полуострова на западе и до границы Дагестана на юго-востоке. На юге и юго-востоке Чечено-Ингушетии, в основном, в приграничных с Грузией и Дагестаном районах, племена майкопской культуры приходят в соприкосновение с племенами более древней куро-араксской культуры. Инвентарь бытовых и погребальных памятников содержит в себе устойчивые черты и признаки обеих культур. Однако сочетание в археологических комплексах позднемайкопских черт с ранними куро-араксскими, учитывая границы существования этих культур (куро-араксская - от середины IVтысячелетия и до конца III тысячелетия до нашей эры, майкопская - от конца IV и до конца II тысячелетия до нашей эры), не находит пока рационального, научного объяснения.

Очевидно, майкопская культура первоначально зародилась в северо-западных и центральных районах Северного Кавказа. Подтверждением этому служит концентрация археологических памятников раннего периода существования этой культуры на Северо-Западном Кавказе, в Прикубанье и Пятигорье. Но памятники раннего этапа развития майкопской культуры обнаружены и восточнее, на территории Чечни, у станицы Мекенской. При этом, бытовые предметы и орудия труда из ранних памятников майкопской культуры отличаются крайней архаичностью. Здесь представлены кремневые и обсидиановые орудия труда в виде сегментов и трапеций, каменные зернотерки, скребки, сверла, долота, костяные шилья, рыболовные крючки, оружие в виде клиновидных каменных топоров, кремневые наконечники стрел, копий, дротиков, украшения в виде каменных браслетов.