Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Творчество к г паустовского в детском чтении. «Иди всегда дорогою добра!» литературный праздник для дошкольников по произведениям К

Творчество к г паустовского в детском чтении. «Иди всегда дорогою добра!» литературный праздник для дошкольников по произведениям К

Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни».

Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет.

Творчество писателя

После службы в санитарном отряде много работал на различных заводах. А переехав в Москву в 1917 году, сменил работу на более интеллектуальную – стал репортером.
Если рассматривать краткую биографию Паустовского, в 1916 году было начато его первое произведение «Романтики». Работа над этим романом продолжалась целых 7 лет и была окончена в 1923 году, а напечатан роман был лишь в 1935 году.

Когда гражданская война закончилась, Паустовский обосновался в Киеве, но и там не задержался надолго. Много путешествовал по России. Во время поездок старался свои впечатления переносить на бумагу. Лишь в 1920-х годах в биографии Константина Георгиевича Паустовского произведения стали печататься.

Первый сборник рассказов «Встречные корабли» вышел в свет в 1928 году.

Популярность писателю приносит повесть «Кара-Бугаз», напечатанная в 1932 году в издательстве «Молодая гвардия». Она была хорошо принята критиками, и они сразу выделили Паустовского среди прочих советских писателей.

Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о природе и животных для детей. Среди них: «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот Ворюга» и многие другие.

Последние годы и смерть

С началом Великой Отечественной войны Паустовский стал работать военным корреспондентом. В 1956, а также в 1961 годах вышли сборники с демократическим содержанием, («Литературная Москва», «Тарусские страницы»), в которых также были напечатаны произведения Паустовского. К писателю приходит мировое признание в середине 1950-х годов. В это время он много путешествует по Европе. В 1965 был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но ее не получил.

Константин Георгиевич Паустовский длительное время болел астмой, пережил несколько инфарктов. Скончался писатель 4 июля 1968 года в Москве и был похоронен на кладбище Тарусы.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Небольшой тест по биографии Константина Паустовского.

Константин Паустовский

(1892-1968)

«Я не променяю Среднюю Россию

на самые прославленные и потрясающие

красоты земного шара...»

К.Г. Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский - выдающийся русский писатель, его романы, повести и рассказы по праву считаются классикой отечественной литературы XX века. Для советских читателей Паустовский - это олицетворение человеческого и писательского благородства, совесть эпохи.

Будущий писатель-классик родился в Москве в далёком 1892 году в семье инженера-железнодорожника. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве, где Константин поступил в гимназию. С 16 лет был вынужден зарабатывать на жизнь. Первый небольшой рассказ Паустовского «На воде» (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни». По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском, затем в Московском университете. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде, на металлургическом заводе, затем стал рыбаком в артели на Азовском море. Октябрьскую революцию 1917 года Паустовский встретил в Москве. Писатель очень много ездил по стране, работал журналистом, в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на Южном фронте.

В 1945-1963 гг. писал свое главное произведение - автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг. Тогда же к нему пришло мировое признание. В 1965-м году планировалось присуждение Нобелевской премии Паустовскому, однако премию вручили другому нашему выдающемуся писателю Шолохову. Паустовский умер в 1968 году в Москве. В 1978 году одну из малых планет назвали Паустовский - в честь писателя. Именем писателя назван теплоход «Константин Паустовский».

Константин Паустовский вспоминал, что любовь к природе «завладела им с детских лет». Уже в первых его произведениях чувствуется особое авторское внимание к живому миру. Писатель обладал редкостным талантом - способностью подмечать то, что ускользает от «ленивых человеческих глаз». Почему еловые шишки весят гораздо больше сосновых? Почему человека, идущего по некошеному полю, может неотступно преследовать ласточка и кричать так, будто у неё отняли птенца? Он заражает читателя восхищением природой, раскрывает простые, казалось бы, истины. Но Паустовский писал не только о природе. Дети - вот чьим языком владел он в совершенстве и для кого сочинил - увлекательно и с юмором - немало своих замечательных произведений. Особое место в творчестве автора принадлежит произведениям для детей: «Заячьи лапы», «Растрепанный воробей», «Барсучий нос», «Жильцы старого дома», «Заботливый цветок», «Кот-ворюга», «Похождения жука-носорога» «Дремучий медведь», «Тё

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968 гг) родился и умер в Москве, но провел детство и юность в Киеве. Семья писателя интернациональна - украинско-польско-турецкая. Дед по отцу, украинский казак, женился на турчанке. Бабка со стороны матери - из рода польских шляхтичей. В семье кроме Константина было еще трое детей: два старших сына и дочь. Старшие братья писателя погибли в один день на Первой мировой войне, в разных местах фронта.

Очерк жизни и творчества

В детстве Паустовского увлекали мечты о дальних странах. Он подолгу рассматривал географические карты, выискивая на них места, где бы ему хотелось побывать. Дядя по матери был путешественником и немного авантюристом. Участвуя в разных войнах и стычках (например, в Африке воевал на стороне буров против колонистов), он привозил разные байки, которые на мальчика производили большое впечатление. Неудивительно, что повзрослев, Паустовский сам стал неутомимым «странником земли».

Будущий писатель получил среднее образование в знаменитой Первой киевской гимназии, из которой вышли многие ученые, конструкторы, литераторы и философы.

Первым литературным опытом школьника стали стихи, во многом подражательные. Позже Паустовский пропросил Бунина оценить свое поэтическое творчество, на что получил рекомендацию оставить поэзию и заняться прозой. Первым опубликованным в журнале рассказом стал «На воде» (1912), его написал уже студент.

Становлению писателя, как это нередко и бывает, способствовали грандиозные события, которые происходили в стране и в воронку которых он оказывается втянут. Первую мировую войну юноша встретил патриотическим порывом и, несмотря на плохое зрение, пошел служить в полевой госпиталь. Паустовский переезжает в Москву к матери и сестре в 1914 году и возвращается сюда же с фронта. Работает репортером в газетах. После начала гражданской войны вся семья возвращается на Украину. Здесь молодого человека сначала мобилизуют в украинскую белогвардейскую армию, затем в Красную армию.

После окончания гражданской войны много путешествовал по югу России, Кавказу, бывал в Персии. Паустовский жадно впитывал жизненные впечатления, ловил и запоминал картины природы, собирал образы - их читатель встретит в позних произведениях автора. Писал немного, в основном очерки и небольшие рассказы, некоторые были изданы в 1925 году и составили сборник «Морские наброски». Был начат роман «Романтики». Произведения этого времени отличает некоторая расплывчатость образов, идей и мыслей. Писатель слишком восторжен, чтобы увидеть суть происходящего. Однако красивый литературный слог уже показывает будущего мастера слова.

(Константин Паустовский с Владимиром Луговским )

В Москуву возвращается в 1923 году и начинает печататься - собранные впечатления требуют перенесения на бумагу. Первым професиональным литературным трудом считается повесть «Кара-Бугаз» (1933). Это - о преобразователях природы, осушающих малярийные болота, возводящих в пустынях города. Паустовский не кривил душой, восхищаясь великими «романтиками», меняющими мир - он горд, что является свидетелем преобразований великой страны. Повесть была замечена читателями и критиками, высоко оценена М. Горьким и Р. Ролланом.

Паустовский, как талантливый мастер художественного слова, окончательно находит свое признание в описании и трогательном восхищении красотой природы. Во второй половине 30-х годов был написан сборник рассказов «Мещерская сторона». Писатель стал «персональным художником» этого уголка России. Он по многу месяцев жил в Мещере и писал о ней до конца своих дней.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский начал свой самый грандиозный проект - цикл автобиографических произведений, в которых запечатлена история страны первой половины-середины ХХ столетия. Произведения последних двадцати лет жизни писателя так или иначе имеют автобиографическую принадлежность. В том числе одно из самых глубоких по мысли, красивых произвендений «Золотая роза» (1956). Цикл художественной автобиографии составляют «Повесть о жизни» (1945 и 1955 гг), «Начало неведомого века» (1957), «Время больших ожиданий» (1959), «Бросок на юг» (1960) и «Книга скитаний» (1963). Писатель хотел завершить рассказ 50-ми годами века, но не успел. Умер К. Г. Паустовский 14 июля 1968, похоронен в Тарусе.

Особенности прозы К.Г. Паустовского

ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич (1892 – 1968), русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

Паустовский родился в семье чиновника Управления железной дороги, мать была женщиной властной и суровой. Семья была большая, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Учился я в 1-й киевской классической гимназии. Когда был в шестом классе, семья распалась. С тех пор Паустовский сам должен был зарабатывать себе на жизнь и учение. Перебивался и довольно тяжелым трудом – так называемым репетиторством. В последнем классе гимназии написал первый рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале “Огни”. Это было, в 1911 году. После окончания гимназии два года пробыл в Киевском университете, а затем перевелся в Московский университет и переехал в Москву. Юность писателя не была благополучной: уход отца из семьи, нищета матери, слепота сестры, затем гибель двух братьев во время Первой мировой войны.

Октябрьская революция, которую он принял радостно, быстро рассеяла первоначальный романтический восторг. Жажда свободы и справедливости, вера в то, что вслед за ней откроются невиданные возможности для духовного роста личности, для преобразования и развития общества, - все эти мечты столкнулись с суровой реальностью насилия и деградации прежней культуры, разрухи человеческих отношений, которые Паустовский мечтал видеть совсем иными.

В 1914-1929 Паустовский пробует разные профессии: кондуктор и вожатый трамвая, санитар на фронте Первой мировой войны, репортер, учитель и т.д. Он много ездит по России.

В 1941-1942 отправляется на фронт военным корреспондентом, публикуется во фронтовой газете «Во славу Родины», в газетах «Защитник Родины», «Красная звезда» и др.

Романтика. Начинал Паустовский как романтик. Первый рассказ Паустовского «На воде» был опубликован в киевском журнале "Огни" в 1912. В 1925 он выпустил первую книгу Морские наброски. В 1929 становится профессиональным писателем. В том же году вышел его роман "Блистающие облака".

Постранствовав по стране, повидав смерти и страдания, сменив ряд профессий, Паустовский тем не менее остался верен романтике - как и прежде, он мечтал о жизни возвышенной и яркой.

Писателя тянуло к фигурам героическим или неординарным, преданным либо идее искусства, либо идее свободы. Поэтому многие наиболее близкие автору герои - именно творцы: художники, поэты, писатели, композиторы... Счастливо одаренные, они, как правило, несчастливы в жизни, даже если в конце концов добиваются успеха. Драма творческой личности, как показывает Паустовский, связана с особой чувствительностью художника к любому нестроению жизни, к ее равнодушию, она - оборотная сторона обостренного восприятия ее красоты и глубины, тоски по гармонии и совершенству.

Странничество (многие его герои - странники) для Паустовского по-своему тоже творчество: человек в соприкосновении с незнакомыми местами и новой, дотоле неведомой красотой открывает и в себе неведомые ранее пласты чувств и мыслей.

Мечтательство - неотъемлемая черта многих героев раннего Паустовского. Они создают свой самостоятельный мир, отделенный от скучной действительности, сталкиваясь же с ней лицом к лицу часто терпят поражение. Многие ранние сочинения писателя (Минетоза , 1927; Романтики , писались в 1916-23, опубл. 1935) отмечены экзотикой, таинственностью, имена его героев необычны (Чоп, Метт, Гарт и др.). Во многих произведениях Паустовского как бы рождается легенда: реальность украшается выдумкой, фантазией.

Со временем Паустовский отходит от отвлеченной романтики. Следующий период его литературной деятельности может быть охарактеризован как романтика преобразовательства. В 1920-30-е Паустовский много ездит по стране, занимается журналистикой, публикует очерки и репортажи в центральной прессе. И в итоге пишет повести Кара-Бугаз (1932) и Колхида (1934), где все та же романтика получает социальный акцент, хотя и здесь мотив общечеловеческого стремления к счастью является главным.

Вместе с повестью Кара-Бугаз к писателю приходит известность. В повести - о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспийского моря - романтика претворяется в борьбу с пустыней: человек, покоряя землю, стремится перерасти себя.

Именно в этот период Паустовский пишет также рассказы, простые по сюжету: Барсучий нос , Кот-ворюга , Последний черт и другие, вошедшие в цикл Летние дни (1937), а также повести о художниках (" Орест Кипренский " и " Исаак Левитан ", обе 1937) и повесть " Мещорская сторона " (1939), где его дар изображения природы достигает наивысшего расцвета.

Как много может дать Паустовский юному читателю! Он научит любить Родину и природу, любить, жалеть и понимать людей с их слабостями и недостатками, научит мечтать, верить в существование голубых городов и стараться воплотить мечту в реальность; из его произведений мы больше узнаем о жизни природы, о мире, о судьбах и творчестве замечательных людей.

На примере произведений К.Г.Паустовского очень удобно и интересно изучать такие литературоведческие термины, как эпитет, сравнение, метафора, пейзаж и другие. Нельзя не отметить и то, что язык Паустовского – эталон, образец. Паустовский – истинный мастер слова, превосходно владеющий словом, просто, точно, изящно, красиво, легко выражающий на бумаге чувства и мысли.

Кроме того, К.Г.Паустовский, благодаря некоторым особенностям своей прозы, очень интересен, уникален и несравним, пожалуй, ни с одним писателем, изучаемым в школе.

Именно об этих особенностях и хочется сказать несколько слов.

Первая особенность - поэтичность прозы К.Г.Паустовского. Выразительные эпитеты, точные сравнения, яркая образность, сам строй речи – все это и рождает поэзию прозы.

Особенно усиливается такое ощущение при чтении описаний природы. А описания природы пронизывают все его произведения. Многочисленные сравнения дают читателю возможность яснее увидеть величие русских просторов, затерянность мещорских лесов, мглу, похожую на дым пожара, услышать крики ночных птиц, шелест падающих листьев, шорох дождя, вдохнуть аромат лесного костра, запахи скошенной травы и сырых опилок.

Вот лишь некоторые примеры сравнений из произведений К.Г.Паустовского. Величественные мещорские леса напоминают автору кафедральные соборы, гора похожа на глыбу старинного серебра, вода в реке Прорве блестит, как черное стекло. А пухлые облака писатель сравнивает с ватой. Даже обычный линь в солнечный день блеском своей чешуи вызывает в памяти у Константина Георгиевича золотые купола монастыря, а отдаленный гром – заспанного силача, расправляющего плечи. Паровоз похож на самовар, а Аральское море – на синюю ртуть.

Вот некоторые отрывки, в которых без точных эпитетов невозможно увидеть, услышать, почувствовать изображенное.

«Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки…

Пахнет дождем – нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек». («Мещорская сторона»)

«Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг». («Прощание с летом».)

«Паровоз прощально закричал, и леса начали перебрасывать его короткий крик. Унесли в непролазные чащи и неожиданно вернули звонким, многоголосым эхом». («Старый чёлн».)

Под пером К.Г.Паустовского природа словно оживает, неодушевленные предметы будто приобретают душу, и со страниц поднимаются пред нами и живут своей жизнью необыкновенные, мимолетные образы. Мимолетные – потому что образы эти рождаются вроде бы из пустяков, мелочей, на которых не заостряется наше внимание, но которые создают настроение, вызывают ощущение свежести, заключают в себе прелесть, очарование прозы великого волшебника слова.

Другая не менее яркая и привлекательная черта К.Г.Паустовского как писателя – его объективность . Он никогда не высказывает своего отношения к герою, к происходящему, этим давая читателю самому разобраться в своих чувствах, дать себе верную оценку изображаемому.

Рассмотрим эту особенность на примере рассказа «Этикетки для колониальных товаров». В центре произведения – два героя: «автор» (повествование ведется от первого лица) и рассказчик, гравер Иосиф Шифрин. Все внимание писателя и читателя сосредоточивается на печальном, даже трагическом рассказе Шифрина о его жизни.

Что же это была за жизнь? Жизнь, лишенная радости с самого детства; жизнь бесцветная.

Но жизнь эта озарена светлой мечтой, зародившейся еще в детском возрасте, – мечтой «о скитаниях, о голубых городах со странными именами, о зеленом сиянье тропических лесов, о гаванях, раскинутых, как птицы, о неколеблемых ветрами морях».

Раб этой мечты, Шифрин эгоистично «просмотрел» болезнь жены, равнодушно дал ей умереть, и умереть в одиночестве. Влекомый «думой о скитаниях», он погубил маленькую дочку, заболевшую малярией в непривычном для нее тропическом климате. Он мог ее спасти: врачи и его собственный разум подсказывали, что надо было просто вернуться на север, на родину. Но для этого нужно было пожертвовать мечтой. «Я не мог...Я не мог выбросить за борт девять лет и начинать сначала. Я был недалеко от цели».

Но, покорившись сердцу, зовущему в дальние страны, наш герой обманулся. Похоронив дочь, он остался совсем один. В погоне за бесплотной мечтой он потерял самое дорогое, что у него было в действительности. И потерял по своей вине. Именно его эгоизм стал причиной смертей двух самых близких ему людей, которых он забывал, когда они были живы.

И Иосиф Шифрин понял, что никуда теперь не уедет, он останется жить там, где «все, каждый камень напоминает о дочке». «У меня осталась только одна эта память – говорит гравёр. – Она дает мне силу жить. Отсюда я никуда теперь не уеду».

Читая рассказ, совершенно не встречаешь писательских оценок, подсказок относительно действий героя. Даже человек, от лица которого ведется рассказ, который является слушателем (именно слушателем, а не собеседником) Шифрина, остается «нем»: он почти не прерывает повествование гравёра и, уходя от него, вроде бы не задумывается над услышанным. Он продолжает жить своей жизнью, как будто бы не было этой грустной повести о бедах человека, с которым ненадолго столкнула его судьба.

Лишь одной фразой – «ее можно было спасти» - прерывает он рассказ гравёра.

На чьей стороне писатель – мы можем только догадываться. У Паустовского в рассказе ответа на этот вопрос нет. Писатель дает нам возможность поразмышлять над прочитанным самостоятельно, не ограничивая читателя своей собственной точкой зрения.

И, наконец, третья удивительная особенность произведений К.Г.Паустовского, о которой хотелось сказать, заключается в том, что этот писатель не выводит отрицательных персонажей . Если они и появляются в его книгах, то лишь как печальные проявления реальной жизни, без которых нельзя обойтись, особенно если это историко–литературные очерки, такие как «Тарас Шевченко», «Исаак Левитан», «Разливы рек» и другие. И то появляются такие герои лишь эпизодически, на них не заостряется внимание, они лишь необходимая деталь сюжета, без которой, к сожалению, невозможно обойтись.

В очерке «Разливы рек», в котором повествуется о первой ссылке Лермонтова на Кавказ, появляется резко отрицательный персонаж – жандармский ротмистр, назначенный следить за поэтом и по возможности его уничтожить. По-видимому, как лицо реально – историческое этот тип не мог быть обойден автором, поскольку К.Г.Паустовский честен как писатель и не старается приукрасить действительность. Но опять-таки и ротмистр – лицо эпизодическое, более подробно выведенное лишь в одной сцене – сцене игры в карты. В остальных случаях он существует лишь в резких упоминаниях о нем Лермонтова (один раз в разговоре с Щербатовой, второй – после покушения на поэта).

Столь же эпизодически появляется и в повести «Тарас Шевченко» «напыщенное и ничтожное животное» - помещик Энгельгардт – хозяин семьи Шевченко, лицо, реально существовавшее.

Но в большинстве случаев мы не встречаем в произведениях К.Г.Паустовского героев отрицательных. Такие люди не занимают писателя. Ему просто неинтересно о них писать. Герои Паустовского – люди не совсем обычные, в которых есть нечто, отличающее их от других.

Это чудаки, подобные Гофлину и Чудаку из рассказа «Ценный груз». Это гении, выдающиеся люди, такие как И.Левитан, Т.Шевченко, М.Лермонтов, а также вымышленные: например, Отто Тенеберг из рассказа «Кофейная гавань». В поле зрения писателя и люди героические, способные пожертвовать собой ради дела, ради спасения другого человека. Это и астрономы из повести «Созвездие Гончих Псов», и капитан Шестаков из рассказа «Тост», и герои повести «Озерный фронт».

И, наконец, писателя интересуют люди «простые», «обыкновенные», вроде бы ничем себя не проявившие, но живущие по уму, по совести. Это герои повести «Мещорская сторона» и рассказов о природе («Подарок», «Последний черт», «Заячьи лапы»), матросы и рыбаки из «морских» рассказов («Сардинки из Одьерна», «Черные сети», «Ценный груз»).

К.Г.Паустовский – правдивый писатель, и все сказанное не значит, что герои его – люди идеальные. Нет, мы сталкиваемся и с Иосифом Шифриным, эгоистичным мечтателем из рассказа «Этикетки для колониальных товаров» (о нем говорилось выше), и астроном Дюфур из «Созвездия Гончих Псов», не желавший знать ничего, кроме науки, даже того, что там, на земле, бедствуют и гибнут люди; но все же и он берет в руки оружие и наравне с другими защищает обсерваторию от фашистов.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что даже не вполне положительные герои у Паустовского все-таки приходят к истине.

Мир, в котором существуют персонажи Паустовского, тоже не благополучен. Это не мир иллюзий с прекрасными героями. В этом мире мы видим грязных нищих, в этом мире люди накладывают на себя руки, потому что не могут смотреть на своих умирающих от голода детей, в этом мире есть грязные и дурно пахнущие трущобы, каучуковые плантации, на которых забытые хозяевами рабочие один за другим гибнут от жестокой тропической лихорадки.

Но люди, обитающие в таких трущобах, загнанные в столь страшные условия, духовно выше и чище тех, кто создал для них этот ад. И рыбаки начинают борьбу за более достойную жизнь, бездушный хозяин убит безумной женщиной, потерявшей по его вине мужа и единственного сына. А нищий и голодный «еврейчик», будущий великий художник Исаак Левитан, сидя в грязном трактире среди пьяного сброда, вспоминает картины Коро.

И, как бы ни была страшна действительность, в произведениях К.Г.Паустовского побеждает светлое начало.

Итак, мы рассмотрели некоторые индивидуальные черты произведений К.Г.Паустовского. Из всего сказанного наиболее четко были выделены три особенности.

1) поэтичность прозы;

2) объективность писателя;

3) отсутствие отрицательных героев.

Эти черты были описаны более подробно. Однако вскользь оказались затронуты и другие особенности: победа светлого начала, оптимизм Паустовского и индивидуальность, необычность героев этого писателя.

Конечно, это далеко не всё, да и черты, перечисленные выше, не были столь подробно проанализированы. Но даже из всего сказанного можно сделать вывод о том, насколько полезен и интересен может быть этот замечательный писатель как объект изучения в школе. Причем независимо от возраста.

В начальных классах изучают: «Заячьи лапы», «Корзина с еловыми шишками», «Родник», «Толпа на набережной», «Кот – ворюга», «Барсучий нос».

Паустовский давно связан с детской литературой. Многие его произведения печатались в детских журналах и в детских издательствах. Выходивший до войны журнал «Детская литература» неизменно откликался на каждое новое произведение Паустовского.

Прошлое, настоящее и будущее объединяются в произведениях писателя, призывают верить в мечту, стремиться к ее осуществлению. В своем творчестве он часто обращался к детской аудитории, создавая для нее сказки («Стальное колечко», «Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Теплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Артельные мужички», «Квакша», «Заботливый цветок» и другие), рассказы («Резиновая лодка», «Сивый мерин», «Барсучий нос», «Жильцы старого дома», «Подарок», «Сказочник», «Золотой линь» и другие), повести («Кара-Бугаз», «Собрание чудес», «Колхида» и другие).

В данных произведениях всегда присутствует юмор, добрый и оптимистичный. Рассказы Паустовского художественно совершенны, что тоже дает нам право говорить о том, что это рассказы для детей. Рассказы Паустовского стилистически безукоризненны. Умение проникнуть в тайну русской природы, передать «неуловимую связь» человека и природы («бормотание родников, крик журавлиных стай») оставляет большое впечатление в сердце юного читателя.

Произведение «Заботливый цветок» Паустовский относит к сказке, т.к. все, что происходит в природе это волшебство, чудо. Он хотел показать, что красота вся и кроется в повседневности, это просто нужно уметь видеть.

Ребенок быстро реагирует на все хорошее, и если его учить наблюдать за мгновениями природы на высокохудожественных произведениях К.Г. Паустовского, то тогда, надеемся, не наступит «обнищание душ».

Простые по сюжету, написанные лаконичной, «сжатой» прозой, произведения Паустовского обогащают душу человека, помогают эстетическому и эмоциональному развитию юного читателя. «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы»,-- говорит старику собиратель песен в рассказе «Колотый сахар». И Паустовский рассказывает о людях горячей, активной мечты: о Ване Малявине, который несет к ветеринару зайца с обожженными лапами («Заячьи лапы»), о мальчике-«выдумщике», который слышал, как шептались рыбы, видел, как барсук лечил нос («Барсучий нос»), о Леньке с Малого озера, который ищет для школьной коллекции падучую звезду («Ленька с Малого озера»).

Разнообразный познавательный материал, содержащийся почти в каждом произведении писателя, простота и увлекательность изложения, четко выраженное отношение к добру и злу, стилистическое совершенство - все это обеспечивает книгам Паустовского прочный успех и широкую популярность среди юных читателей. Но под внешним пластом познавательного материала у Паустовского скрыт глубинный философский смысл, поэтический подтекст, который скорее будет понят взрослым, чем ребенком. Это относится и к циклу рассказов «Летние дни».

Эти рассказы трудно назвать рассказами зоологическими, хотя почти в каждом из них действуют животные. Паустовский рассказывает о людях и о тех взаимоотношениях, в которые они вступают с животными.

Главный объект его внимания - человек, внешне ничем не выделяющийся, взятый не в переломный момент жизни, а в наиболее постоянном, «стабильном», откристаллизовавшемся его состоянии.

Человек - это не просто существо, наделенное определенной системой политических взглядов. Человек - это целый мир, в котором сосуществуют, скрещиваются и противоборствуют многообразные интересы.

Герои рассказов Паустовского не совершают как будто таких выдающихся подвигов. Они не сгорают на кострах и не закрывают своим телом амбразуры вражеских дотов. Их поступки внешне скромнее и менее приметны. Но эти люди сделаны из того же теста, из которого делаются герои. Как тысячи маленьких озер, едва видимых ручейков и затерявшихся речушек питают полноводное раздолье широких рек, так и повседневное поведение и повседневный быт героев служит естественной средой, в которой рождаются подвиги. Для них, для этих героев Паустовского, «хочу» неотделимо от «надо». «Хочу» потому, что «надо». И «надо» потому, что «хочу». Поэтому они люди необыкновенно цельные. Поэтому они всегда, благоприятствуют им обстоятельства или нет, остаются верны самим себе. Они могут ошибиться и сделать ложный шаг. Но они скорее погибнут, чем совершат поступок подлый и непорядочный. Не потому, что будут бояться косых взглядов, а потому, что они наделены большой и никогда не засыпающей совестью. Они ненавидят душевное крючкотворство, самообман, ложь и лицемерие. И пуще всего - красивые слова, прикрывающие некрасивые поступки. Если ты человек в настоящем смысле этого слова, если ты не единственная цель своего бытия, ты всегда будешь поступать по-человечески, тебе никогда не придется краснеть за себя и никакие силы на свете не сумеют склонить тебя к этому, что ты делать не хочешь и не должен.

Уже на закате лет Константин Георгиевич Паустовский написал очень мудрое и глубокое по своему содержанию произведение, которое назвал «Золотая роза».

Произведения Константина Георгиевича Паустовского вошли в программу классного чтения для начальной школы еще во второй половине ХХ века. Первые встречи с его рассказами завораживают учащихся. Но уже второй и третий уроки по одному и тому же тексту, вместо радости общения с писателем обычно несут скуку и разочарование: содержание произведения уже известно детям, а приемы повторного перечитывания, применяемые формально, не способствуют открытию новых пластов в понимании идейно-художественного смысла.

А между тем писательская палитра К. Г. Паустовского очень богата: подтекст, тонкий изящный юмор, смысловая и эмоциональная насыщенность детали. И все это требует достаточно развитого художественного восприятия, каковым юный читатель пока еще не располагает.

Умение воспринимать художественное произведение не приходит само по себе, оно формируется постепенно, в течение какого-то времени, требует от учителя терпения и педагогического такта, а от детей постоянного общения с талантливыми произведениями.

Рассказы К.Г. Паустовского являются благодатным материалом для формирования читательской культуры младших школьников. Поскольку работа над ними требует двух-трех уроков, появляется возможность уточнить и развить целостное эмоциональное впечатление, возникающее у детей при первичном чтении, и помочь им подняться на новую ступеньку в осмыслении произведения.

В процессе знакомства младших школьников с произведениями К.Г. Паустовского нужно заботиться о формировании не только навыка чтения, но и комплекса читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно художественного смысла произведений писателя. Ниже рассмотрим особенности чтения и анализа рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы» и раскроем методику формирования некоторых читательских умений.

В рассказе активно утверждаются добрые начала в человеке, необходимость гуманного отношения к «братьям меньшим». Перед нами предстает яркое, захватывающее повествование о необычных событиях, очерченные несколькими штрихами персонажи со своим особенным характером, одухотворенные пейзажи. Как донести все это до младших школьников? Как избежать превращения рассказа в материал для механического перечитывания? Как помочь детям услышать живой голос автора?

Раскрытию гуманистического пафоса произведении будут способствовать элементы проблемного и композиционного анализа, взятые во взаимосвязи с многократным перечитыванием соответствующих эпизодов.

Приступая к разработке уроков по такому сложному тексту, учителю следует помнить, что все компоненты произведения, начиная с заглавия и кончая пейзажем, нацелены на раскрытие авторской концепции. Остановимся на этом подробнее.

С первых строк мы ощущаем авторское сочувствие к зверьку, которое все более проявляется по мере развития событий. Маленький, теплый, плачущий заяц болен и принесен туда, куда в таких случаях принято приносить животных -- к ветеринару. Но вместо ожидаемой помощи -- грубая издевка: «Зажарь его с луком -- деду будет закуска».

Заяц тихо дрожит под засаленной курткой, а его уже жалеет сердобольная бабка Анисья. Она-то и дает дельный совет: идти за помощью к доктору Карлу Петровичу. Заяц стонет от боли и жажды, и Ваня Малявин бежит босиком по горячей песчаной дороге, чтобы поскорее напоить его. Притихнувшего, измученного зверька несут в город, где дед Ларион, преодолевая робость деревенского жителя, упрямо просит сердитого доктора о помощи: «Что ребенок, что заяц - все одно».

И доктор лечит, а через два дня судьбой необычного пациента интересуется уже весь маленький городок.

Такова цепочка событий, в центре которых - заяц. Так нарастает сочувствие к нему, благополучно разрешается конфликт между зло и добром, в котором проявляет себя каждый персонаж.

Раскрытию идейно-художественного смысла служат не только персонажи и их группировка, но и сюжет, композиция, пейзажи.

Сюжет рассказа -- драма на лесном пожаре и лечение зайца -- в общем-то, что привычно для детской литературы. «Брат меньший» сделал человеку добро, спас его от неминуемой смерти, и человек платит ему тем же.

Но представим себе, что события в рассказе даны в той же временной последовательности, что и в жизни. Вероятно, тогда читатель меньше сочувствовал бы заячьей беде, ибо утратился элемент тайны. В самом деле, почему вдруг дед Ларион решил вылечить зайца? Почему он упрямо сравнивает зайца с ребенком? Что это за заяц? Как он спас деда? Нарушение временной последовательности в изложении событий, перенесение эпизода пожара в самый конец придают повествованию таинственность и драматизм. Иными глазами смотрим мы вместе с дедом Ларионом на привычное дело -- охоту. Сердито смотрим, понимая свою вину.

Утверждению гуманистического пафоса служит не только сюжет и способ его раскрытия, но и все компоненты композиции. Особенно значимы в этом речевые характеристики персонажей и пейзажи. Каждое действующее лицо проявляет свое отношение к заячьей беде не только через поступок, но и через слово. Съеживаешься, боясь удара, от грубых реплик ветеринара. Он и не говорит, а «кричит», «прикрикивает» и «толкает в спину». Одурел, оголец, валяй -- привычные для него выражения, от которых не только Ване, но и читателю хочется плакать. Лаконичная речевая характеристика дает представление о тупом, жестоком (и не человеке вовсе) ветеринаре. И привычное, бытующее понятие о том, что козу еще можно лечить, а зайца только жарить на закуску, поражает своей варварской сущностью.

Хриплым шепотом, тихо, волнуясь, говорит Ваня. «Шамкает» бабка Анисья, но настолько добрым голосом, что это «шамканье» кажется певучим. Упрямо бормочет дед Ларион, робея перед интеллигентным строгим доктором, но не думая отступать и находя слова, убеждающие Карла Петровича взяться за лечение зайца.

Сердито говорит доктор. Но как по-разному сердятся Карл Петрович и ветеринар: первый захлопывает крышку рояля под аккомпанемент грома, второй толкает ребенка в спину. Ветеринар не умеет и не хочет лечить зайца. Доктор никогда не лечил зайцев, но, сраженный аргументом: «Что ребенок, что заяц -- все одно», -- лечит и вылечивает.

Пейзажи в рассказе являются средством характеристики персонажей, позволяют наглядно представить себе место действия, заставляют острее переживать события. Каждый из них имеет свое особое лицо. Вот лес в невыносимую засуху, по стволам сосен стекает, застывая, янтарная смола. Под босой ногой на тропинке -- горячая земля. Пахнет сухой гвоздикой. В небе -- ни облачка. А вот приближается гроза. Она выходит из-за Оки. Гром ленив: кто знает, может быть, дождь пройдет стороной. Потемнело. Ветер. Рябь на реке. И стремительные картины пожара, когда кажется, что это и не дед Ларион, а ты, читатель, убегаешь, ищешь спасения, задыхаешься в дыму.

Итак, понимание идейно-художественного смысла рассказа определяется адекватным восприятием таких его компонентов, как заглавие, сюжет, композиция, персонажи, пейзажи.

Уточнив, какие компоненты текста являются определяющими в восприятии его детьми, учитель может умело организовать процесс анализа и перечитывания рассказа с учетом их значимости.

Правильное и глубокое восприятие учащимися рассказа будет во многом зависеть от выбора учителем приемов чтения и анализа. Отбирая их, надо помнить о необходимости формирования у детей навыка правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения, образного мышления, синтаксически правильной и выразительной речи. Выбор приемов должен быть обусловлен художественным своеобразием рассматриваемого рассказа.

Как мы уже отмечали, результатом всей аналитической работы над рассказом должно быть раскрытие его идейно-художественного смысла. Начать это раскрытие целесообразно с постановки проблемы. Проблематично уже заглавие рассказа: о зайце или о людях? Следовательно, проблемная установка может быть связана с расшифровкой заглавия, почему рассказ так называется, в чем смысл его заглавия, о ком рассказ, о зайце или о людях? Решению проблемы посвящаются три урока. Рассмотрим один из возможных вариантов их проведения.

На первом уроке целесообразно организовать знакомство с текстом произведения, анализ сюжета, тренировку навыка чтения, пропедевтическую работу над пейзажем.

Учитель объявляет тему урока и дает установку к первичному восприятию текста: «Мы познакомимся с рассказом К. Г. Паустовского «Заячьи лапы». Как вы думаете, можно ли по названию определить, о ком или о чем будет этот рассказ? (Дети обычно говорят, что рассказ про зайца.) Прочитаем произведение и посмотрим, правильным ли был ваш ответ».

Рассказ читается комбинированно детьми и учителем. Наиболее сложные для восприятия компоненты текста читает учитель (начало рассказа, пейзажи в 1-й, 2-й и 3-й частях, встречу деда с доктором). По ходу чтения возможен ненавязчивый акцент на основных событиях с помощью вопросов, задаваемых учителем после чтения наиболее значительных эпизодов: «Нашел ли Ваня помощь у ветеринара? Помог ли доктор зайцу? Кто же спас деда во время пожара?»

Предлагаемый вариант комбинированного чтения позволит акцентировать внимание детей на пейзажах, что поможет формированию умения распознавать их в тексте.

В процессе вторичного чтения и беседы по прочитанному состоится более глубокое знакомство с сюжетом. Задача вторичного чтения выяснить, о чем рассказ, о каких событиях в нем повествуется, и эта задача должна быть четко поставлена перед детьми.

Дети перечитывают следующие эпизоды:

1. Приход Вани к ветеринару. 2. Совет бабки Анисьи. 3. Дорога к доктору и встреча с ним. 4. Лесной пожар и спасение деда Лариона.

Не стоит стремиться к немедленной оценке этих событий. На данном этапе важно научить детей видеть их в ткани рассказа, запомнить их последовательность, понять предметную сторону каждого эпизода (например, Ваня принес зайца с обожженными лапами к ветеринару, а тот не захотел его вылечить и вытолкал мальчика. Бабка Анисья пожалела зайца и дала Ване дельный совет. Дорога к доктору была длинной и трудной. Сам доктор был удивлен и даже рассержен просьбой деда, но зайца лечить взялся. И так далее).

Дома учащиеся перечитывают повествовательные отрывки, учатся их пересказывать.

На втором уроке необходимо поставить такие цели, как: формирование у детей эстетической оценки событий и персонажей; обучение элементам характеристики персонажа; дальнейшее раскрытие учащимся идейно-художественного смысла произведения.

Проверив домашнее задание, учитель предлагает детям продолжить работу над текстом, поучиться выразительно читать его и поближе познакомиться с героями. Для раскрытия характера персонажа здесь целесообразно использовать прием выборочного чтения в сочетании со словесным рисованием портрета героя, анализом его речевой характеристики и выявлением его отношения к зайцу. Эта работа формирует у детей их собственную оценку персонажа и его поступков.

Так, например, перед учащимися ставится задача выяснить, что собой представляет дед Ларион. Читая эпизоды о нем или с его участием, дети узнают, что дед Ларион - старый охотник, живущий на далеком Урженском озере. Он посылает внука к ветеринару, но, потерпев там неудачу, сам, по жаре пешком несет зайца в город, где, преодолевая робость, просит детского доктора вылечить зверька. Эпизод пожара поясняет причину заботливого отношения деда Лариона к зайцу и добавляет новый штрих к его характеристике: это человек, хорошо понимающий природу и животных и умеющий отвечать добром на добро. Детям предлагается представить, как выглядит дед Ларион, как он говорит. Подробных деталей, характеризующих этот персонаж, в рассказе мало: растрепанная борода -- и, пожалуй, все. Но поступки, указание на род занятий, возраст позволяют детям воссоздать внешний облик героя: старый человек, возможно, невысокого роста, сгорбленный, с седой бородой и седыми волосами, коричневые от загара лицо и руки, подвижный, худощавый, говорит, как говорят деревенские люди.

Зачитывание эпизодов и беседа о деде Ларионе заканчиваются выводом-оценкой: дед Ларион очень хороший, добрый, отзывчивый человек, сочувствует и помогает животным, попавшим в беду.

Осмыслить характер персонажа поможет совместное составление плана, который может быть таким:

1. Какие поступки совершил персонаж? Прочитай эпизоды с его участием и расскажи о событиях, в которых как-то проявляются черты его характера.

2. Как выглядит персонаж? Найди описание его внешности и дополни его своими деталями. Почему ты представляешь себе этого героя именно таким?

3. Как говорит персонаж? Найди и прочитай его реплики и авторское описание речи.

5. Как ты относишься к герою?

Работа над персонажем предполагает и тренировку в выразительном чтении, так как именно оно выявит степень понимания детьми того или иного характера и его оценку.

Как мы уже отмечали, выразительное чтение должно быть педагогически организованным. Четко ставится задача чтения. Например, выбрав для чтения эпизод встречи деда Лариона с доктором Карлом Петровичем, учитель предлагает классу передать в чтении интеллигентность доктора, его любовь к музыке, недоумение и даже небольшое раздражение в ответ на необычную просьбу деда, а затем понимание, что зайца необходимо вылечить. Таким образом, задача чтения будет вытекать из задачи раскрытия характера персонажа. Выразить голосом надо то, что уже понято в персонаже: характер персонажа, авторское и свое к нему отношение.

Мы уже отмечали одну композиционную особенность рассказа: все действующие лица выявляют свою человеческую сущность через отношение к больному зайцу. Одни проходят проверку на человечность, другие - нет. Эта мысль может прозвучать в конце второго урока: добрых, отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих, жестоких; благодаря им зайца спасают.

Дома учащиеся готовят рассказ об одном из персонажей (на выбор) и выразительное чтение понравившегося эпизода с его участием.

На третьем уроке можно выполнить следующую очень важную работу, а именно: сопоставление композиции с сюжетом, чтение и анализ описаний природы, постижение идейно-художественного смысла произведения.

Перед проверкой домашнего задания учитель напоминает классу главную задачу чтения и разбора рассказа «Заячьи лапы»- выяснить, что хотел К.Г. Паустовский сказать своим читателям? Почему он дал именно такое заглавие своему произведению? Затем дети рассказывают о беде зайца, о том, как он себя чувствовал и об отношении к нему каждого персонажа (по плану, составленному на предыдущем уроке).

Затем учитель подводит итог: произошло знакомство с событиями, с персонажами, в них участвующими, но это не значит, что рассказ раскрылся читателю до конца. В нем есть загадки. Одна из загадок -- последовательность событий в жизни и в повествовании. Детям предлагается сопоставить эти цепочки событий. В ходе просмотрового чтения уточняется, в какой последовательности события происходили на самом деле (сюжет) и в какой о них рассказывал писатель. На доске появляется запись:

События в рассказе Событии в жизни

1. Ваня у ветеринара. 1.Лесной пожар.

2. Совет бабки Анисьи. 2.Ваня у ветеринара.

3. Дорога в город. 3.Совет бабки Анисьи.

4. Встреча с доктором 4.Дорога в город.

5 Лесной пожар. 5.Встреча с доктором.

6. Заяц у деда 6.Заяц у деда.

При сопоставлении событий в рассказе и в жизни, естественно, возникают вопросы «Почему автор нарушил реальную последовательность событий?», «Почему рассказ о лесном пожаре перенесен в самый конец повествования?» Для ответа на них следует еще раз обратиться к третьей части, перечитать ее, выяснить, что дед Ларион старается спасти обгоревшего зайца потому, что чувствует себя виноватым перед зверьком. Заяц спас деда от верной смерти, вывел его из огня, а дед перед этим стрелял в зайца, хотел убить его.

Самым ярким, важным и драматичным эпизодом в тексте является пожар. Это страшное бедствие для леса, его обитателей, для людей. Тень пожара ощущается в рассказе с первой и до последней строчки. Пожар показал, что отношения между человеком и животным (между охотником и зверем, между тем, кто убивает, и тем, кто должен бояться человека) могут быть дружескими. Слабый, раненый, обгоревший зверек выводит своего извечного врага -- охотника -- из беды, спасает от верной гибели.

Последовательность событий в рассказе нарушена, чтобы подчеркнуть наиболее драматичный эпизод в нем и тем самым помочь читателю понять главную мысль: животные -- наши друзья, к ним надо относиться бережно.

Раскрытию идейно-художественного смысла произведения способствует и работа над пейзажем. Детям предлагается найти пейзажи в тексте, верно определить их границы. Здесь-то и проявят себя результаты первичного комбинированного чтения, при котором описания природы читает сам учитель. Затем идет обучение воссозданию пейзажа с опорой на авторские микрокартины, непосредственный опыт детей, лексический анализ и контроль за своими представлениями. Дети прислушиваются к настроению, вызванному у них описаниями природы, и вместе с учителем стараются ответить на вопрос: «Для чего нужен тот или иной пейзаж в рассказе?»

Вот, например, как могут быть организованы чтение и анализ пейзажа в третьей части. Учитель спрашивает детей, какое настроение у них возникло при чтении эпизода пожара (чувство страха, тревоги, опасности, напряжения), предлагает найти это описание в тексте и представить его. Следует проследить за тем, чтобы дети отделяли описание пожара от повествовательного текста. Надо помочь им выбрать опорные детали для воссоздания картин.

Сложность в воссоздании этого пейзажа в том, что у детей будет очень малая опора на непосредственный жизненный опыт. Лесной пожар для большинства -- картина страшная, фантастическая и малопредставляемая.

После воссоздания дети уточняют настроение, вызванное пейзажем и стараются прочитать описание так, чтобы нарисовать голосом картину пожара и передать настроение тревоги, страха, отчаяния.

Затем учитель подводит детей к мысли, что описание пожара в рассказе нужно для того, чтобы подчеркнуть, из какой страшной беды заяц вызволил деда, чтобы стало ясно, почему дед-охотник вдруг лечит зайца, а не «жарит его с луком».

Работа над пейзажем в первой и второй части рассказа организуется, исходя из наличия времени. Так, пейзаж в первой части можно просто найти, зачитать и выяснить, что нужен он для того, чтобы показать, как тяжело переносит засуху природа, как плохо чувствует себя заяц.

Измученность природы показана и в пейзаже во второй части рассказа. Кроме этого, описание жары выявляет характер деда Лариона: его благодарность зайцу так велика, что он в самую жару, пешком, несет зверька в город - на лечение.

Описание грозы во второй части рассказа интересно и по характеру, и по своей композиционной функции. В отличие от всех других описаний природы оно антропоморфично. Гроза, гром, молнии изображены как живые существа. Гроза «выходит» из-за Оки большим гигантским сказочным существом. Гром -- «ленивый», «заспанный силач», «нехотя потряхивал землю». Молнии «исподтишка» бьют в луга. Каждое явление имеет свой характер, свою живую душу.

Этот пейзаж интересен еще и тем, что при его чтении возникает аналогия с судьбой зайца.

В итоговой беседе учитель обобщает весь рассмотренный на уроках материал: заголовок и его понимание; последовательность событий в жизни и в рассказе; персонажи и их отношение к судьбе зайца и авторская оценка; пейзажи и их роль в тексте,-- все это служит раскрытию дорогой для автора мысли о бережном отношении ко всему живому.

Рассмотрим методику работы по изучению сказки Паустовского «Стальное колечко». На первом уроке необходимо рассказать ребятам о сказке (что такое сказка?), об авторе сказки «Стальное колечко», показать им портрет. Затем возможно чтение сказки вслух по абзацам, после чего ученики высказывают свое мнение о том, что им больше понравилось и запомнилось, а также вместе с учителем составляют рассказ.

На втором же уроке можно организовать защиту рисунков самих ребят, а также рассказ о Варе по картинному плану. Ведь иллюстрация активизирует внимание учащихся, интерес к сказке.

Можно сначала обсудить возраст Варюши. Важно, чтобы школьники на основании отдельных фактов и деталей умели приходить к умозаключениям. Так, поскольку автор ласково называет девочку Варюшей, поскольку она внучка, можно заключить, что это девочка 7-10 лет. Ее уже можно послать в соседнее село за махоркой. Боец общается с ней не как с барышней 10 лет, а как со взрослым и серьезным ребенком лет 7-8. Просит продать махорку, дает ласковые прозвища, сочиняет сказку про колечко. Из этого отрывка видно, насколько серьезно и по-взрослому Варюша относится к деду и его болезни: идет в соседнее село за махоркой, не соглашается продать махорку бойцу. Вместе с тем видно, что она очень добрая и наблюдательная девочка: понимает, насколько человек может хотеть закурить, делится дедовой махоркой с бойцом. Варюша - общительная девочка: уверенно и по-взрослому общается с бойцами. Есть и первые намеки на то, что она впечатлительная девочка: верит в сказку.

Пусть школьники отыщут два сравнения: «цветок-лепесток в валенках» и «анютины глазки с косичками». Конечно, в обоих случаях мы имеем дело с метафорами (когда один предмет «девочка» уподобляется другому предмету «цветку» на каком-то основании: красоте, нежности в первом случае, синеве глаз - во втором случае). Но поскольку мы не вводим в начальной школе понятия метафоры, то назовем это сравнением.

Признаки рассказа хорошо видны в тексте: указано, в каком именно селе живут дед с внучкой, и в какое село Варюша идет за махоркой. Все конкретные детали: снегопад, станция, проносящийся мимо поезд - характерны именно для рассказа. А главное, школьники должны отметить, что уже в этом фрагменте текста раскрывается характер девочки. Содержание беседы девочки с бойцом также говорит о том, что это рассказ: ведь то, что перстенек обладает чудесными свойствами, может быть просто доброй шуткой взрослого человека.

Вместе с тем то же самое содержание беседы бойца с девочкой по поводу перстенька очень похоже на сказочное. Во-первых, боец (которого другой боец называет «колдуном», хотя это только потому, что тот уцелел, будучи сапером) не просто так дарит девочке колечко, но за то, что она выдержала испытание: не стала продавать махорку бойцу, но угостила его. Во-вторых, сам характер комментариев бойца по поводу колечка похож на сказку: колечко можно надевать на три разных пальца, и оно начинает обладать разными свойствами, оказавшись на среднем, указательном или безымянном пальце. В этом уже заложено очередное испытание для героини: что она предпочтет в дальнейшем. В-третьих, даже описание поезда похоже на описание чудовища, которое может подхватить и унести маленькую героиню.

Школьникам должно быть понятно, что если они определят текст как рассказ, то та история, которую они придумают, должна будет развиваться так, как в обычной жизни, то есть подчинятся случаю. А если они воспримут текст, как сказку, то развитие событий в нем должно будет подчиняться строгим сказочным законам.

Работая над сказкой, необходимо учить учащихся внимательно следить за содержанием изучаемого произведения: исправлять ошибки при чтении, находить сравнения, то есть показать, что автор использует в тексте прием сравнения и для чего он это делает.

На этих уроках необходимо использовать разные виды работ: выборочное чтение, пересказ, составление рассказа - одним словом, осуществлять большую работу по развитию речи учащихся.

Все это необходимо делать учителю для того, чтобы учащиеся могли воспринять эту сказку целостно.

Чудо, которое случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы, - это одновременно и приход весны, и выздоровление деда. Это чудо касается всей природы, всего живого вокруг. Школьники найдут и зачитают описание наступающей весны. В этом описании автор использует прием олицетворения: «Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче».

Поправился ли дед потому, что Варюша нашла колечко и надела его на средний палец, или оттого, что пришла весна, - неизвестно. Это зависит от того, как школьники определят жанр текста.

Но важно обратить внимание школьников на то, что особенностью текста Константина Паустовского является его глубоко поэтический характер. А поэтическое восприятие мира - это уже чудо, которое не менее значительно, чем сказочные чудеса. Поэтическое восприятие мира преображает мир, помогает обнаружить в нем волшебную сторону, дает человеку силы и надежду, помогает преодолеть страх и болезнь.

Второе чудо связано с тем ощущением счастья, которое пробуждается в душе, если это развитая и восприимчивая душа, которая может расцвести от погруженности в красоту окружающего мира. Варюша наслаждается тем, что наблюдает приход весны: она умеет смотреть и видеть, не просто слушать, но и слышать, умеет ощущать невидимые прикосновения воздуха, умеет получать от всего этого огромное удовольствие. Именно красота пробуждающейся к жизни природы захватывает Варюшу и окутывает ее чувством счастья. Не случайно девочка просыпается очень рано и одна идет к лесу. Второе чудо - это все тот же приход весны, который делается все более и более ярким и заметным.

Важно, чтобы школьники обнаружили не только зрительные образы («белые подснежники», «зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов; «из ореховых сережек посыпалась желтая пыльца», «такой свет лился с небес, что…» и так далее), но и способность автора создать звуковой образ весны - образ, основанный на многочисленных звуковых впечатлениях. Позванивают белые подснежники (пусть отыщут потрясающее сравнение, которое создает впечатление этого позванивания: «будто в нем сидел маленький жук…»), стучит дятел, запела иволга, закуковала кукушка. Автор отмечает и перекличку петухов, и звон воды, и пересвистывание птиц. Есть и тактильные ощущения прихода весны (чувствуются как бы прикосновения весны): сильный, теплый, ласковый ветер; липкие березовые листочки.

Необходимо обратить внимание детей на то, что приход весны описывается именно как чудо: «Такой свет лился с неба, что глаза у деда Кузьмы стали узкие, как щелки, но все время посмеивались. А потом по лесам, по лугам, по оврагам сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов».

Самое главное впечатление, которое приносит Варюше ощущение большущей радости и счастья, - это впечатление необыкновенной красоты пробуждающейся к жизни природы. Но это не просто какая-то абстрактная природа - это природа конкретного местечка, в котором живут Варюша и ее дед, - деревушки Моховое. Пусть дети зачитают финальный абзац этого рассказа-сказки: «Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!» Здесь выражена мысль о том, что не надо далеко ходить за счастьем: счастье - оно рядом, надо просто уметь его разглядеть; надо воспитывать глаз и развивать душу, чтобы уметь наслаждаться красотой мира, который окружает тебя.

События, которые описаны в тексте, происходят не в наши дни, а, скорее всего, сразу после Великой Отечественной войны. Можно спросить у детей, какие чувства и переживания героини этого произведения понятны и близки людям, живущим в самые разные исторические эпохи. Это чувство любви к родным, чувство восхищения красотой природы; привязанность к месту, где живешь.

Рассмотрим изучение еще одного произведения К.Г. Паустовского («Растрепанный воробей») на уроках литературного чтения.

Чтобы помочь детям представить характер Маши, можно предложить им найти в тексте подтверждение каждого качества.

Маша любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом…».

Маша добрая девочка - она заботится о раненом воробье: «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».

Впечатлительность Маши ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: « - Золушка! - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами». Чтобы ответить на вопрос о Машиной семье, школьникам придется еще раз внимательно просмотреть текст. Они выяснят, что Машин отец был моряком, что потом он «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется нескоро, только весной». Школьники догадаются, что Машина мама - балерина: «...она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу»; «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу». Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей. Из текста понятно, что Петровна уже пожилой человек, что она добрая и немного строгая.

Отвечая на вопрос: «Как у Маши складываются отношения с птицами: с вороной и с воробьем Пашкой?», дети могут коротко пересказать некоторые эпизоды текста. Надо отметить, что ворона вызывает у Маши большой интерес. Она кажется девочке непонятной, загадочной. Маша вместе с Петровной часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате.

Сначала Маша наблюдает за вороной из окна («…непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу»). Затем Маша открывает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку». Этот эксперимент заканчивается большой неприятностью: похищен мамин стеклянный букетик, подарок отца.

Что же касается отношений Маши с воробьем Пашкой, то они дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.

Следующее задание, которое можно предложить ученикам («Расскажи все, что ты знаешь про Пашку») направлено на выявление одной из линий повествования. Можно еще раз обратить внимание школьников на название рассказа и отметить, что эта линия является одной из главных, по мнению самого автора. Пусть школьники расскажут о характере Пашки: он ловкий, умный, смелый (пусть найдут подтверждение каждого из этих качеств). Попросите детей коротко рассказать, что случилось с Пашкой и как он оказался у Маши дома.

Задание рассказать о случае с букетиком от лица разных героев произведения (воробья Пашки и няни Петровны) развивает умение смотреть на мир глазами другого человека или животного. Чтобы выполнить это задание, дети должны хорошо представлять характеры тех героев, от лица которых они будут говорить. Нужно еще раз обратить внимание на то, что воробей Пашка шустрый, ловкий, умный, смелый, что он обожает Машу. Важно, чтобы дети помнили, что нянюшка Петровна добрая, но строгая, немного ворчливая. Пусть школьники вспомнят, что Петровна говорила о проделках вороны; как она относилась к воробью Пашке. Также еще можно задать детям вопросы, призванные обратить внимание детей на исторические события, которые упоминаются в сказке: это исчезновение извозчиков и появление автомобилей в городах и Великая Отечественная война. Школьники снова должны будут просмотреть весь текст, чтобы найти размышления Пашкиного деда, старого воробья Чичкина, о произошедших вокруг переменах; чтобы еще раз отыскать строчки, где рассказывается, как Машин папа уходил на войну и был там ранен.

Важно, чтобы дети, завершая обсуждение сказки, пришли к выводу о том, что главным чудом в произведении является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддержать в трудный момент жизни. Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете (мама мечтала танцевать Золушку). Букетик не разбился потому, что любовь - это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет!

Уроки чтения могут быть классными и внеклассными, то есть направленные на реализацию программы обучения и те, целью которых является изучение не включенных в программу художественных произведений.

Опираясь на знание этапов формирования учащихся-читателей и особенностей эстетического восприятия или литературных произведений, на уроках литературного чтения учитель организовывает чтение художественной литературы для младших школьников. Специфические цели учебно-воспитательной работы в чтении художественной литературы направлены на обеспечение знакомства учащихся с разнообразными детскими книгами, освоение детьми общих свойств и закономерностей, по которым группируют книги, овладение различными видами деятельности с доступными книгами, что, в конечном счете, дает возможность каждому ученику определить свой круг чтения.

Достижение учениками на уроках литературно чтения учебной цели, выполнение учебных задач обеспечивают успешное применение на уроках универсальных учебных действий.

При проведении внеклассных занятий обязательно учитывается принцип занимательности, помогающий возбудить у учащихся непосредственный интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний. Предлагаемые материалы и различные упражнения содержат, как правило, проблемную задачу. Трудные на первый взгляд задания привлекают учеников свой новизной. Вызывая у школьников интерес, они поддерживают дух поисков, открытий, активного познания нового, способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоения материала учащимися.

При проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателем эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющие более успешно осуществлять задачи воспитания школьников.

Выводы по первой главе

В данной главе были рассмотрены этапы творчества писателя. К.Г. Паустовский разделял свое творчество на 3 периода. В каждом периоде произведения отличаются тематикой, взглядом автора на мир.

Рассказы Паустовского гуманистичны. Мы разделяем позицию тех авторов учебников по литературному чтению, которые включают в программу ознакомление детей с такими произведениями, как «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Кот-Ворюга» и «Какие бывают дожди», «Барсучий нос», «Корзина с еловыми шишками», «Спешите делать добро». В нашей работе мы предложили, опираясь на опыт учителей-практиков и свой собственный, оптимальный, с нашей точки зрения, процесс ознакомления с произведениями писателя.

Знакомство с любым произведением может осуществляться на уроках классного и внеклассного чтения. В работе мы рассмотрели обе формы организации работы. Основным отличием классного чтения от внеклассного является то, что произведения, изучаемые на уроках классного чтения, включены в программу обучения, а внеклассного - не включены, и выбирает их учитель исходя из многих факторов: традиции выбора, особенностей учащихся, личных склонностей.

Произведения К.Г. Паустовского - важный компонент круга чтения младшего школьника. Ознакомление детей с произведениями писателя помогает развивать у них представление о литературе как виде искусства, а также формировать нравственные представления и самостоятельность мышления. Но особенно ценным является то, что произведения писателя помогут детям понять окружающий мир и найти в нем свое место.