Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » «Устное народное творчество Урала. К истории и методике собирания преданий

«Устное народное творчество Урала. К истории и методике собирания преданий

Министерство культуры Свердловской области

Свердловский областной Дом фольклора

ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ

ПАСПОРТ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЕКАТЕРИНБУРГ


ББК??? – если у вас есть возможность – поставьте, нет – так нет

Фольклорно-этнографический паспорт Свердловской области / Редактор-составитель А.А. Бобрихин. – Екатеринбург: Форум-книга, 2008. – 84 с.

Настоящий сборник представляет собой ёмкое и сжатое изложение наиболее значительных явлений традиционной культуры уральцев и возможных «точек роста», важных очагов сохранения национального наследия. Самобытные традиционные культуры народов, населяющих Свердловскую область, придают всей культуре региона своеобразие и неповторимость. Их достойное и достоверное использование, являясь несомненной данью памяти предков, в то же время решает задачи воспитания подрастающих поколений и достойного представления Урала в ряду культур других территорий России.

В этом значении сборник адресован руководителям административных органов, ученым, руководителям и специалистам органов культуры, педагогам, туристическим операторам, педагогам.

© Бобрихин А.А., Ворончихина О.Б., Кучевасова С.Н., Сидорова Н.Г., Успенская Н.Н. 2008


ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий сборник составлен во исполнение важнейших решений и нормативных документов:

Поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2006 года «О государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской Федерации»;

Доклада Государственного совета Российской Федерации «О государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской Федерации»;

Плана основных мероприятий по исполнению в Свердловской области Поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2006 года «О государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской Федерации»;



Международной Конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятую Генеральной конференцией ЮНЕСКО в октябре 2003 г.

Для целей настоящей работы определяются следующие понятия, предложенные ЮНЕСКО:

«Нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважительному отношению к культурному разнообразию и творчеству человека.

«Нематериальное культурное наследие», проявляется, в частности, в следующих областях:

а) устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

б) исполнительские искусства;

в) обычаи, обряды, празднества;

г) знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

д) знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

«Охрана» означает принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение его роли, его передачу, главным образом с помощью формального и неформального образования, а также возрождение различных аспектов такого наследия.

В 2001 году ЮНЕСКО утвердило первый список шедевров устного и нематериального наследия человечества, в который вошли 19 шедевров. На мировом фоне традиционная культура в нашем регионе выглядит достойно, а перспективы ее сохранения, при условии выполнения Поручений президента и реализации региональной программы, внушают оптимизм. В культурном отношении регион Среднего Урала является уникальной территорией, в которой традиционные культуры разных народов сосуществуют в течении столетий, претерпевшей разнообразные этнические, конфессиональные и цивилизационные воздействия. В результате сложилась неповторимая по своему культурному разнообразию среда, представляющая интерес для широкого круга специалистов-фольклористов, этнографов, историков, искусствоведов и практиков культуры.

Организационной составляющей программ по сохранению и развитию традиционной культуры уральцев является разработка и реализация комплекса нормативных, административных, научных и организационных мер, направленных на выявление, описание и обнародование традиций, представляющих такую непреходящую культурную ценность как нематериальное наследие народов Урала, подлежащее охране.

В связи с этим проект направлен на создание заповедных мест, включающих поселения, проживающее в них население и его культурное наследие. При этом очевидно, что традиции каждой территории должны быть представлены не в застывшем виде, а в динамичных и развивающихся формах при сохранении исторической достоверности. Эти своего рода заповедники традиционной культуры или этнопарки призваны достойно и достоверно представлять самобытность культурного наследия различных этнических и субконфессиональных групп региона Среднего Урала (около семи различных локальных традиций).

Созданию и приданию статуса «охраняемого нематериального наследия» предшествует выявление и определение научного, правового, культурно-просветительского и рекреационного статуса локальной традиции, а функционирование такой областной площадки непременно сопровождается постоянным мониторингом.

Именно этой цели и служит работа, проведенная Свердловским областным Домом фольклора, результаты которой представлены в настоящем сборнике.

Задачи проекта:

· реализация конституционного права граждан Свердловской области на доступ и пользование национальным достоянием – нематериальным наследием народов Урала;

· выполнение поручений Президента, Постановлений Правительства, рекомендаций и программ ЮНЕСКО о сохранении нематериального наследия;

· создание центров и комплексов охраны нематериального наследия;

· разработка комплексных и целевых образовательных программ подготовки кадров для выполнения работ по сохранению нематериального наследия;

· создание благоприятной атмосферы в обществе, способствующей признанию, выявлению и сохранению памятников нематериального наследия.

Паспортизация памятников нематериальной культуры Свердловской области состоит из следующих этапов и направлений:

1. Изучение международного опыта и методологии выявления и описания памятников нематериальной культуры.

2. Разработка методики и инструментария выявления и описания памятников нематериальной культуры.

3. Экспедиционные выезды и фиксация актуального состояния локальной традиции.

4. Сравнительный синхронический и диахронический анализ локальных традиций, рассмотрение перспектив придания статуса охраняемого наследия.

5. Разработка кадастра локальных традиций региона, публикация его в СМИ, Интернете, распространение по региону.

6. Определение круга тем и вопросов, доведение которых до руководителей, служащих и специалистов органов муниципальной власти и учреждений является непременным условием реализации программы сохранения нематериального наследия народов Урала.

Значимость проекта связана с уникальной этнокультурной ситуацией Среднего Урала и необходимостью защиты памятников нематериального наследия народов Урала. Самобытные традиционные культуры народов, населяющих Свердловскую область, придают всей культуре региона своеобразие и неповторимость. Их достойное и достоверное использование, являясь несомненной данью памяти предков, в то же время решает задачи воспитания подрастающих поколений и достойного представления Урала в ряду культур других территорий России.

На Среднем Урале выделяются несколько субтерриторий, на которых существует целостный или разнообразный культурный комплекс: обряды и обычаи; песенный, хореографический и инструментальный репертуары; художественно-ремесленные традиции; игры и состязания; бытовые обряды и народная кухня.

1. Юго-запад области – Артинский, Красноуфимский, Нижнесергинский, Шалинский районы Свердловской области (в основном территория бывшего Красноуфимского уезда Пермской губернии). Заселялась в XVIII–XIX вв. русскими крестьянами с берегов Волги и Оки, старообрядцами-«кержаками», ранее – башкирами, марийцами, татарами и удмуртами.

2. Территории компактного проживания татар: Артинский, Красноуфимский, Нижнесергинский районы Свердловской области. Несмотря на то, что тюркское население присутствовало на Урале до XVI века, современные уральские татары в основном являются потомками казанских татар, ушедших из-под Казани во время насильственного крещения татар.

3. Территории компактного проживания марийцев: Артинский, Ачитский, Красноуфимский, Нижнесергинский районы Свердловской области. Восточные (уральские) марийцы – потомки луговых марийцев, расселившихся на пустующих и башкирских землях после падения Казани в 1552 г. и крещения поволжских народов.

4. Центральные районы по линии Уральского хребта (в основном территория бывшего Екатеринбургского уезда Пермской губернии): Первоуральск, Невьянский, Пригородный и Верхнесалдинский районы. Территории с горнозаводским населением, значительную часть которых составляли старообрядцы: беспоповцы, «австрийцы» и других согласий (16 552 человека по переписи 1898 г.).

5. Алапаевский, Режевской, Байкаловский, Ирбитский районы Свердловской области (в основном территория бывшего Верхотурского уезда Пермской губернии) – сельскохозяйственные районы с преобладанием переселенцев XVII – начала XVIII вв. из северных поморских уездов (с берегов Двины, Мезени, Устюга) и Перми Великой. Встречаются места компактного проживания «самоходов» – потомков переселенцев из западных губерний России начала XX в.

6. Юго-восток Свердловской области (в основном территория бывшего Камышловского уезда Пермской губернии): Камышловский, Богдановичский, Каменский, Сухоложский районы. Территория с русским крестьянским населением, заселявшаяся с Русского Севера, Поволжья. Значительную долю составляли старообрядцы (5940 человек по переписи 1898 г.).

7. Восток Свердловской области (частично территория бывшей Тобольской губернии и Шадринского уезда Пермской губернии): Талицкий, Слободотуринский, Тугулымский районы. Территория с русским крестьянским населением, значительную долю составляли старообрядцы, так называемые «двоедане».

8. Северо-восток Свердловской области (территория бывшей Тобольской губернии): Таборинский, Тавдинский и Туринский районы. Территория проживания различных этнических групп, селившихся компактно: «вогулы» (аборигенное население), «чалдоны» (старожильческое население), «самоходы» (переселенцы ХХ в.). Выявлено существование в недавнем прошлом украинских и чувашских этнических сообществ. Активное переселение белорусов происходило в период с 1901 по 1913 годы и продолжалось до 1920-х годов. «Самоходы» – переселенцы из западных губерний Российской империи: Витебской, Виленской, Могилевской, Смоленской, почти нетронутым сохранившие архаический пласт календарно-обрядового фольклора тех мест.

9. Мест компактного проживания народов, проживавших на Среднем Урале до прихода русских, – коми-пермяков и манси – в Свердловской области не осталось за редким исключением. Записи по традиционной культуре коми-пермяцкого населения, принявшего христианство еще до раскола, производились в Коми-Пермяцком округе Пермской области.

Предпринятое исследование, результаты которого представлены в настоящем сборнике, по мнению составителей, не имеет аналогов в современной России. Это ёмкое и сжатое изложение наиболее значительных явлений традиционной культуры уральцев и возможных «точек роста», важных очагов сохранения национального наследия. В этом значении сборник адресован руководителям административных органов, ученым, руководителям и специалистам органов культуры, педагогам, туристическим операторам, педагогам.

В то же время, материалы, представленные в сборнике, давая полное видение этнокультурной карты Урала, не являются исчерпывающими. Это объясняется ограниченностью ресурсов Дома фольклора в прежние годы, а также тем, что территория региона, как экспедиционное «поле» было распределено между различными структурами, результаты работы которых, не вполне могло удовлетворить содержанию настоящего сборника.

1. Комплекс календарного фольклора и обрядов русского населения Урала.

2. Свадебный фольклорно-этнографический комплекс русского населения Урала.

3. Песенная традиция русского населения Урала.

4. Народные музыкально-инструментальные традиции русского населения Урала.

5. Духовные песнопения и знаменные распевы.

6. Игровая культура русского населения.

7. Религиозно-бытовые традиции и культура старообрядцев.

8. Комплекс народно-религиозных традиций Свердловских татар.

9. Традиции изготовления узорных тканей, вышивки, ношения и обрядового использования народного костюма свердловских татар и башкир.

10. Традиции изготовления музыкальных инструментов и исполнительства на народных инструментов свердловских татар и башкир.

11. Религиозно-бытовые традиции и культура манси.

12. Комплекс народно-религиозных традиций марийцев в их семейно-бытовом и общинном выражении.

13. Традиции изготовления узорных тканей, вышивки, ношения и обрядового использования народного костюма марийцев.

14. Фольклорно-этнографический комплекс календарных обрядов белорусских «самоходов».

15. Художественно-ремесленные традиции гончарного ремесла Невьянского района.

16. Художественно-ремесленные традиции кузнечного ремесла.

17. Уральская кистевая роспись бытовых предметов и интерьера.

18. Традиции ручного ковроткачества Талицкого района.


РУССКОЕ НАСЕЛЕНИЕ УРАЛА

1. ТЕРРИТОРИЯ. ЗАСЕЛЕНИЕ. НАСЕЛЕНИЕ

Активное заселение русскими территории Урала началось со второй половины XV в. Вторая волна миграции была связана с освоением недр и постройкой на Урале первых заводов. В XVIII в., для обеспечения горнозаводской промышленности рабочей силой, из Центральной России переселяли крепостных крестьян, мастеровых, направляли солдат, рекрутов, ссылали преступников и бродяг. Одними из первых заселялись территории горнозаводского Урала – нынешних Кушвинского, Нижнесергинского, Артинского, Красноуфимского и других районов.

Крестьянское население начиная с ХVI в. осваивало земли по течению реки Тура и ее притоков – Салды и Тагила; затем, к концу ХVI в. – верховья рек Чусовой, Пышмы, Ницы.Потоки переселенцев направлялись из Среднего Поволжья и ранее обжитых районов Прикамья на Урал и далее.

Процесс заселения Урала русскими завершился в начале ХVIII в. Следующий всплеск крестьянской колонизации пришелся на конец XIX в. Наиболее значительный приток населения произошел в 30–50-е годы ХХ в. (постройка новых заводов в годы Советской власти, появление спецпереселенцев, а также переброска части промышленных предприятий и насильственное переселение некоторых народов СССР в Уральский регион в годы Великой Отечественной войны).

Во второй половине XVI – начале XVII в. земли Среднего Урала вошли в состав России. Правительство, заинтересованное в быстром заселении и освоении Урала русскими, предоставило ряд льгот (ссуды, временное освобождение от налогов) крестьянским и посадским людям, поощряло инициативу Строгановых, производивших принудительное переселение посадских и служилых людей в новые города и неосвоенные районы. Ведущей формой стала стихийная крестьянская колонизация. Основную часть переселенцев составляли черносошные крестьяне Северного Поморья. Сохранение внешней опасности до конца XVI в. сдерживало переселение. Кроме русских, на Урале поселялись коми-зыряне, татары, мари, чуваши.

В XVII – начале XVIII в. колонизация Урала приняла массовый характер. Основной формой оставалась крестьянская стихийная колонизация. В течение 1579–1679 гг. население Урала выросло более чем в 15 раз, сельское население составило 87,8%. Продолжался приток из Поморья и Поволжья. К началу XVIII в. в Прикамье старожильцы преобладали, а поток переселения направлялся на восточный склон Урала. В ходе посадской колонизации население городов выросло почти в 9 раз. Происходили массовые миграции со Среднего Урала с суровым климатом и малоплодородными почвами на Южный (Иньвенско-Обвинское, Сылвенско-Иренское, Тулвинское поречья) и в лесостепное Зауралье. К концу XVII в. правительство сократило льготы, пытаясь прекратить переселение извне, стимулируя внутреннее расселение в пределах Урала. К началу XVIII в. основная часть Среднего Урала была заселена, были созданы предпосылки для дальнейшего экономического развития региона.

В XVIII в. продолжалось заселение и освоение Среднего Урала, ставшего основным горнозаводским центром России. Благодаря созданию военно-оборонительных линий началась массовая колонизация Южного Урала. Население увеличилось в 6 раз за счет притока государственных крестьян Поморья, крепостных из Поволжья и Центра России. К концу XVIII в. русские на Урале составляли более половины всего населения.

В первой половине XIX в. крестьянская и промышленная колонизация Южного Урала приняла массовый характер, шло и проникновение в северные районы в связи с разработкой золота и других ископаемых. Правительство предоставляло льготы и ссуды переселявшимся из малоземельных уездов России (Рязань, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел и др.). Переселение шло волнами (от 10 до 18–19 тысяч человек в год), на местах создавались крупные поселения (до 500 человек). В переселение включались беглые крепостные крестьяне. В 1831–1835 гг. стихийное переселение было запрещено, но крестьяне переселялись самовольно, без ссуд и льгот, прорываясь через заслоны царской администрации. К середине XIX в. население Южного Урала выросло до 2 миллионов человек.

К середине XIX в. массовая колонизация на Урале была завершена, кроме северных районов. Продолжалось внутреннее переселение, в том числе административным путем, на башкирские земли Южного Урала, в горнозаводские центры Северного Урала, на водоразделы Северного Урала в виде выселков из ранее основанных поселений. Население Урала за вторую половину XIX в. выросло в 1,5 раза, причем более значительно в Оренбургской и Уфимской губерниях., куда шло переселение из центра и с Украины. Плотность населения составила 14 человек на 1 кв. км. Основной массой (88%) являлись старожильцы. Русское население составило от 38% в Уфимской до 90% в Пермской губерниях. Городское население выросло вдвое. Процесс внутреннего переселения продолжался в период столыпинской реформы 1906 г.

Старожильческое и пришлое население Урала на 1926 г.

Округ Все население В том числе
Постоянное население В составе постоянного населения Неместные уроженцы
Местные уроженцы Неместные уроженцы (свыше 10 лет) Прожившие в округе до 5 лет Прожившие в округе 6–9 лет
Верхне-Камский 78,0 67,5 10,5 10,9 3,6
Златоустовский 80,6 71,9 8,8 14,9 2,2
Ирбитский 82,5 71,8 10,7 10,1 3,2
Ишимский 88,1 78,8 9,3 6,0 2,3
Коми-Пермяцкий 90,1 79,5 10,6 5,7 2,5
Кунгурский 89,4 81,2 8,2 6,0 1,8
Курганский 87,8 87,8 7,2 7,5 2,4
Пермский 81,0 67,5 13,6 10,4 2,8
Сарапульский 87,9 78,5 9,4 8,0 1,9
Свердловский 77,7 70,7 7,0 13,0 2,9
Тагильский 77,7 67,0 10,7 15,7 2,5
Тобольский 89,1 82,3 6,8 5,0 1,8
Троицкий 85,1 77,0 8,0 8,7 1,7
Тюменский 84,3 76,0 8,3 9,5 3,1
Челябинский 84,2 74,5 9,7 9,5 2,7
Шадринский 91,3 84,9 6,4 4,9 1,9
Уралобласть 84,6 75,6 9,0 9,0 2,4

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА

В начале 1720-х годов, к завершению русской колонизации, на Урале насчитывалось:

· русских – 76351 человек (74,84%);

· коми-пермяков – 7789 (7,64%);

· башкир – 10082 (9,89%);

· татар – 4870 (4,78%);

· марийцев – 1136 (1,13%);

· удмуртов – 930 (0,9%);

  • манси – 820 (0,82%).

Численность русского населения в %

ДРУГИЕ СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ. БЕЛОРУСЫ И УКРАИНЦЫ

До революции 1917 г. восточные славяне на Урале были представлены почти исключительно русскими. Первые украинцы появились здесь в начале 1740-х гг.: 209 семей, пожелавшие переселиться в Оренбургский край на основе указа от 20.08.1739 г. Большая часть их впоследствии возвратилась на родину. Во второй половине XIX в. началось в небольших размерах переселение на Урал белорусов, которые на новых местах, как правило, консолидировались с русскими и украинцами. По переписи 1897 г., на Урале проживало 47 тыс. украинцев (0,4% всего населения). В 1930-е гг. сюда ссылались украинцы и белорусы из числа раскулаченных. Перепись 1989 г. зарегистрировала в регионе 442,8 тыс. украинцев (2,2% всего населения) и 114 тыс. белорусов (0,6%); общая численность восточных славян составляла 15 325,8 тыс. человек. На Северном Урале и в средней полосе, где широко распространились смешанные украинско-русские и белорусско-русские браки, происходило интенсивное обрусение выходцев из Украины и Белоруссии. В южных районах украинцы сохраняли основу своей традиционно-бытовой культуры. Дома строились часто без каркаса, преимущественно из глиносоломенной смеси; костюм включал женские сорочки с поликами и цельнокроеным рукавом, юбку в качестве повседневной одежды (реже – плахту и запаску), мужскую туникообразную рубаху с разрезом ворота посредине груди, свиту, кожух, сиряк и прочее. Но и здесь в конце XIX – начале XX вв. под влиянием русских в украинскую среду проникают женский сарафан, мужская рубаха «косоворотка», лапти, валенки; отмечались также культурные заимствования у башкир, татар, других народов.

2. МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

Основу славянского населения составляют православные христиане, а также старообрядцы различных согласий. Небольшую часть составляют представители других конфессий – католики, баптисты и т.д. Традиционное народное мировоззрение крестьянского населения включает в себя как христианские, так и языческие элементы, что отражается в верованиях, обрядах и обычаях, языке, укладе повседневной жизни.

1. Календарные обряды. Народный календарь на Урале по структуре, срокам и основным совершаемым обрядовым действиям близок северорусскому и, отчасти, среднерусскому вариантам календарей. В традиционный крестьянский календарь входят праздники и дни постов, а также даты и периоды, связанные с трудовыми процессами. Числа начала и окончания земледельческих работ в различных районах региона колеблются в пределах двух-трех недель в зависимости от климатических условий. При этом на Урале имеются свои особенности как в деталях календарных обрядов, так и в сопровождающих их текстах.

Целостный календарь существует только как модель. В реальности каждый населенный пункт отличается своим набором отмечаемых дат, особенностями их проведения, своим фольклорным репертуаром и т.п. Повсеместно на Урале праздники годового календарного круга распределялись по разным селениям церковного прихода (престольные , съезжие праздники), по количеству престолов в местном храме или часовне с добавлением народных праздничных дат (в том числе языческих и так называемых обещанных праздников). Наибольшее количество отмечаемых дат на Урале приходится на первую половину года. В православном народном зимне-весеннем календаре наиболее широко отмечаются Рождество, Новый год/Васильев день, Крещение, Сороки, Средокрестие, Благовещенье, события Страстной недели (особенно Чистый четверг), Пасха и последующая Святая неделя, Радуница, Вознесение, Троица, Духов день, Троицкое заговенье, Девятая пятница, а также Егорьев день, царя Константина /Алены и Никола Вешний. Из нехристианских праздников – Масленица, Семик, а также такие природно-хозяйственные события, как первый выгон скота, сев, ледоход и т.д.

Лето и осень в основном насыщены сельскохозяйственными работами. Наиболее крупные народные праздники – Иванов день (Ивана Купала), Петров день, Ильин день, Спасы , Фрола и Лавра , Покров, Кузьминки . Из трудовых и сельскохозяйственных обрядов в календарь включаются начало летней страды, окончание жатвы (обжинки , зажинки , дожинки ), помочи летне-осеннего периода. Летний календарь включает в себя также совершаемые по необходимости крестные ходы и моления о дожде в периоды засухи.

2. Семейно-бытовые обряды наиболее полно представлены свадебным фольклорно-этнографическим комплексом, похоронно-поминальной обрядовостью, родино-крестинными обрядами и обычаями, а также обрядами, связанными с проводами рекрутов в армию. Отмечаются также устойчивые обряды и обычаи, связанные с хозяйственной деятельностью, земледелием и животноводством, – строительством дома, новосельем, покупкой скота и т.д.

3. ФОЛЬКЛОР

Русский музыкальный фольклор . Сформировался в конце XVI–XVIII в. в среде первопоселенцев – выходцев с Русского Севера, из среднерусских областей и Поволжья. В Прикамье и на Среднем Урале обнаруживает связи в основном с северорусскими, на Южном Урале и в Зауралье – с северорусскими, среднерусскими и казачьими традициями. Местная народно-музыкальная система включает в себя жанры песенного и инструментального фольклора. Ранний пласт образуют приуроченные жанры – обрядовые (календарные, семейно-бытовые) и необрядовые (хороводные, колыбельные, игровые). Среди календарных наиболее древними являются песни святочные, масленичные, троице-семицкие. Важную роль в местном календаре играют необрядовые жанры – хороводные, лирические, частушки, выступающие в значении сезонно приуроченных. Исполняются в основном детьми, неженатой молодежью, ряжеными (шуликунами). Музыку традиционной свадьбы составляют причитания и песни. Первые, сопровождавшие прощальные эпизоды ритуала, бытуют на Урале в сольном и ансамблевом исполнении. Две формы причети могут звучать одновременно. Свадебные песни разделяются на прощальные, величальные, корильные и комментирующие обрядовую ситуацию. Исполняются женскими ансамблями. Связанная с погребальным обрядом похоронная причеть соединяет в напеве пение, плач; нередко сопровождается «хлестанием» – припаданием к могиле, столу и т.п. Исполняются соло. Для обрядовых жанров характерны политекстовые напевы (исполняются с несколькими текстами).

К группе необрядовых приуроченных принадлежат хороводные песни. Наиболее типичны 4 хореографические разновидности хороводов: «паровые», «половые», «поцелуйные» (пары ходят по избе вдоль половиц или по кругу и в конце песни целуются); «стенка на стенку» (шеренги девушек и парней попеременно выступают вперед); «круги» (участники хоровода ходят кругом, либо приплясывают, двигаясь по кругу; иногда содержание песни разыгрывается); «шествия» (участники свободно идут по улице с пением «походячих», «походенских» песен). Паровые хороводы исполняются в избах на молодежных вечеринках. Остальные, называемые «луговыми», «еланными», водили весной и летом на лугах, нередко приурочивая их к календарным праздникам. Приуроченными являются также колыбельные и пестушки – сольные женские песни, обращенные к ребенку. Во время игр детьми исполняются детские игровые песни, небылицы, потешки.

Неприуроченные жанры имеют более позднее происхождение и нередко обнаруживают влияние городской песенной культуры. Один из них – лирические проголосные песни, к числу которых в местной традиции относятся любовные, рекрутские, исторические, тюремные. С проголосной песней связано народное выражение «качать мотив» – широко, с мелодическими изгибами распевать слова. В настоящее время проголосные исполняются женскими, реже – смешанными ансамблями. Плясовые песни бытуют на Урале с тремя типами плясок: круговыми, переплясами, кадрилями и их разновидностями (ланцеями и другими). Кадрили исполняются в сопровождении инструментальных наигрышей, под песни или частушки. Распространены кадрили «под язык». Хореография кадрилей основана на смене различных танцевальных фигур (5–6, реже 7), каждая из которых строится на одном ключевом движении. Плясовые песни исполняются соло и ансамблями (вокальными женскими и смешанными, вокально-инструментальными) в различной бытовой обстановке. Как неприуроченные, а иногда как вторично приуроченные к календарным праздникам, проводам в рекруты, свадьбе бытуют местные частушки («припевки», «наговорки», «повертушки»). В каждом населенном пункте распространены общерусские и местные частушечные мелодии, именуемые по названию села или деревни. Народные исполнители дифференцируют частушечные напевы на скорые («крутые», «частые», «короткие») и медленные («растяжные», «пологие», «длинные»). Часто исполняется соло, дуэтом либо группой певцов без сопровождения или под балалайку, гармонику, мандолину, скрипку, гитару, инструментальные ансамбли, «под язык». Среди уральских старообрядцев популярны духовные стихи. Особую область музыкального фольклора Урала составляет народная инструментальная музыка.

Русский фольклор на Урале – сложное культурное явление, сформированное в конце XVI–XVIII вв. в среде первопоселенцев – выходцев с Русского Севера, из среднерусских областей и Поволжья. В Прикамье и на Среднем Урале преобладают связи с северорусской, на Южном Урале и в Зауралье – с северорусской, среднерусской и казачьими традициями.

Жанровая система русского уральского фольклора близка общерусской. Из обрядовых жанров наиболее полно представлен календарный фольклор зимнего и весенне-летнего периодов: колядки и виноградья, поздравительные песни, пародийные жанры святочного и масленичного периодов, весенние заклички и календарные песни (троице-семицкие). Широко бытуют также музыкальные образцы различной приуроченности, основу которых составляют варианты канонических православных текстов (в основном тропари и кондаки). Особо следует отметить существование на Урале народной драмы, исполняемой в Святки. В отличие от Центра и Юга России в музыкальном календаре Урала отсутствуют некоторые жанры календарных песен весеннего, летнего и осеннего периодов – веснянки, пасхальные, жнивные песни и т.д. Семейно-бытовой обрядовый фольклор составляют свадебный и похоронно-поминальный фольклорные комплексы (свадебные и похоронные причитания, свадебные величальные и опевальные песни, лирические и плясовые песни, приуроченные частушки), а также лирические песни и частушки, приуроченные к проводам рекрутов. Особое место в жанровой системе уральского фольклора занимают духовные стихи. Их исполнение приурочено к дням постов, а также к похоронно-поминальным обрядам. Значительная часть записанных фольклорных образцов связана с магическими обрядами (заговоры). Совсем не представлен в музыкальном плане родинно-крестинный комплекс.

В составе необрядовых жанров выделяются преимущественно лирические (любовные, исторические, солдатские, тюремные, поздний романс и так далее), плясовые, хороводные и игровые песни; наигрыши на гармони, балалайке, народной скрипке, шумовых и ударных инструментах; частушки, игры, сказки и легенды, загадки, поэзия пестования и детский фольклор. Не зафиксированы на Урале такие наиболее архаические жанры русского фольклора, как былины (кроме записей двух былин из неопубликованных рукописей Стяжкина И.Я.), трудовые песни и т.д.

Типичная для Урала хореография представлена несколькими разновидностями хороводов, сольной и общей (обычно круговой) пляской, кадрилью и ее разновидностями (ланце).


Свердловская область

ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

1. КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

Календарные обряды и обычаи распространены повсеместно. Основной событийный корпус географически распределен в соответствии с системой престольных, съезжих праздников. Большинство календарных обрядов сопровождается устойчивым фольклорно-этнографическим комплексом, поэтому они включены в таблицу «Народный музыкальный календарь». Свадебная обрядность в составе свадебного фольклорно-этнографического комплекса включена в таблицу «Обрядовый музыкальный фольклор. Семейно-бытовой фольклор».

2. СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

На Урале был создан сборник Кирши Данилова «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» - выдающееся фольклорное собрание, материалы которого «имеют мировое значение как: первые подлинные записи былин и исторических песен». Известно, что он существовал уже в 40-60-е годы XVJII в. До нас дошел вариант сборника, сделанный в 80-х годах, вероятно, по просьбе заводчика и известного мецената П. А. Демидова. Ученые считают местом составления сборника Урал или прилегающие к нему районы Сибири. В нем представлены почти все основные сюжеты русского былинного эпоса. Это былины об Илье Муромце, Дунае, Добрыне, Михаиле Казарине, Гордене Блудовиче, Иване Гостинном сыне и других известных эпических героях, причем в их числе весьма архаические былины о Михаиле Потоке, Дюке Степановиче, Ставре Годиновиче, Волхе Всеславиевиче. В былинах разрабатываются темы защиты Родины, борьбы за ее независимость, при этом богатыри всегда подлинные патриоты, беспредельно отважные и мужественные. Рядом с былинами могут быть поставлены исторические песни XVI- XVIII вв.: «Щелкан Дудентьевич» (о восстании 1327 г. в Твери против татаро-монгольского ига), песни о Ермаке и Разине и др. Именно исторические песни, бытовавшие в разбойничьей, казачьей среде и попавшие в сборник, привлекли внимание В. Г. Белинского. Он выделил в этих песнях «господствующий элемент - удальство и молодечество, а сверх того и ироническую веселость как одну из характеристических черт народа русского».

Киршу Данилова живо привлекала и тема человеческого счастья, тема судьбы, любви, поэтому он включает такие песни, как «Ох! в горе жить - некручинну быть», «Когда было молодцу пора, время великое», «По долам девица копала коренья лютая», «Перед нашими утоптана трава» и др., в том числе эпические баллады. В сборник включены два духовных стиха - «Сорок калик», «Голубиная книга» и около 20 сатирических, шуточных песен, юмористических эпических песен, пародий. Подчеркнем, что комические песни - это не бездумная шутка, забава. В сборнике, как и в системе эпоса, они суть формы выражения человеческой натуры. Ведь в комических песнях человек предстает как бы с другой стороны: если в былинах, исторических песнях, духовных стихах изображаются главным образом его общественные дела и поступки, то здесь человек погружен в атмосферу быта, дома и семьи, он весь в своей обыденности, повседневности, будничности. В поле зрения Кирилла Данилова - более 150 эпических героев, библейских и демонических персонажей, исторических деятелей, начиная от былинных Садко, Добрыни и кончая Ермаком, Степаном Разиным и Петром I. В песнях сборника действуют многочисленные безымянные корабельщики, целовальники, ключники, мамушки-нянюшки, сенные девушки, вообще представители всех классов, социальных слоев, групп - от князей, бояр до крестьян, казаков, драгун, матросов, калек, нищих. На Урале продолжали бытовать различные предания и легенды. В XVIII в. ермаковские предания испытали сильное влияние со стороны преданий о разбойниках: Ермаку приписывались разбойничьи дела других вольных людей. В народном сознании постоянно сопоставлялись «великие воители» Ермак и Разин. Шел сюжетный взаимообмен ермаковского и разинского циклов. В народных преданиях судьба Разина ва многом совпадает с ермаковской: у Разина родители простые люди, ребенком он попадает в шайку двенадцати разбойников, варит им кашу; вместо настоящего имени получает другое - разбойничье, Степан, в среде разбойников он проходит выучку, мужает. Фольклор края немыслим без пословиц и поговорок. В. Н. Татищев с большим интересом относился к народному творчеству, в частности он составил сборник народных афоризмов, содержащий примерно 1,5 тыс. произведений. Свой сборник Татищев послал в 1736 г. из Екатеринбурга в Академию наук, где он хранится до сих пор. Темы народных пословиц, собранных В. Н. Татищевым, самые разные: добро, зло, богатство, бедность, судьба человека, родственные отношения, честь, достоинство, любовь... Выделяются пословицы, выражающие уважительное отношение народа к труду и человеку труда: «Чести без труда не сыскать», «Ремесло везде добро», «Не спеши языком, а не ленись руками», «Работа хвалит мастеров», «Работай -не выробишь, как рядок не вырядишь», «Ремесла за плечами не висят, а с ними добро»,. «Ремеслом и увечный хлеб сыщет» и многие другие пословицы, в которых труд осознается как основа жизни и источник высокой нравственности. Народные пословицы и образные речения, записанные В. Н. Татищевым, свидетельствуют об активном бытовании этого жанра, о продуктивном словотворчестве народа. Это подлинный памятник живой русской речи XVIII в. Фольклор рабочих и фольклор других слоев населения не следует разделять стеной. Строго говоря, фольклор не имеет четких социальных границ: целые комплексы обрядовых, лирических, прозаических, драматических произведений в разной степени удовлетворяли потребности разных слоев русского общества. Урал XVIII - первой половины XIX в. не представляет исключения: одни и те же песни, сказки, предания, легенды, обряды, игры бытовали и в рабочей, и в крестьянской, и в городской среде. Другое дело, что эти жанры могли «приспосабливаться» к духовным нуждам, бытовым требованиям определенной среды, могли существенно трансформироваться вплоть до изменения своего идейножанрового облика. И конечно же, в каждой профессионально-социальной среде создавались собственные произведения, выражавшие насущное, важное, особенное именно этой среды, поэтому правомерно говорить об устном поэтическом творчестве уральских рабочих. Один из основных жанров фольклора уральских рабочих - семейнородовые предания, представляющие устную историю семьи, рабочей династии. В них передавались сведения о нескольких поколениях, мог входить некомментированный перечень членов рода. В бесхитростных на первый взгляд рассказах о том, как «родители наши добывали руду или уголь, работали на заводе», заключалась простая и мудрая мысль: трудом живет и трудом славен человек. Старики посредством семейнородовых преданий воспитывали молодежь, передавали ей свой трудовой и житейский опыт, прививали молодым членам семьи уважительное отношение к дедам и пращурам, простым труженикам. В твоей «породе» нет бездельников, перекати-поле - такую мысль постоянно внушали молодым старики, хранители традиций. В семейных преданиях основатель династии или один из далеких предков - это первопоселенец, или крестьянин, вывезенный из центральных районов России, или человек, обладавший какими-то незаурядными качествами: силой, непокорностью, бесстрашием, трудовой сноровкой, социальной активностью. П. П. Бажов писал, что в старой рабочей среде «всякий первый добытчик, открыватель рудника или прииска как-то связывался с тайной», причем у горщиков и рудознатцев тайна играла большую роль, чем у угольщиков или доменщиков. Поэтому в любом поселке часто распространялись вымышленные объяснения удачи или знаний, опыта того или иного рабочего, подобные мотивы проникали в семейно-родовые предания. Семейыо-родовые предания сохраняли сведения об изобретателях, даровитых мастеровых, внесших какие-либо усовершенствования в производственный процесс. Например, в Алапаевском горном округе все знали И. Е. Софонова как изобретателя водяной турбины с вертикальной осью, которая произвела революцию в гидротехнике. Рабочая династия Софоновых известна в Алапаевске с 1757 г. и до настоящего времени. Семейно-родовые предания содержали ценные сведения по истории того или иного ремесла. К числу рабочих песен того времени относится «На промывке на ручной», сочиненная подростками. Вся песня - это как бы жалоба на подрядчика, который дает непосильную работу, «розгами дерет», заставляет работать даже в праздничные дни. Труд рисуется как каторга. Мотивы обреченности, безысходности пронизывают эту песню. В среде рабочих демидовских горных заводов Алтая и Урала бытовала песня «О, се горные работы», в которой изображен не только изматывающий труд, но и подневольная, безрадостная жизнь. Песня очень конкретна, упоминает виды работ, инструменты: «есть корыто и гребки, рудобойны молотки...», называются номера «частей», т. е. рабочих смен, фамилии установщиков. В целом можно сказать, что ранние рабочие песни не содержат обобщающих образов, емких художественных решений. Песни скорее констатируют бедственное положение горняков, углежогов, заводских рабочих. В рабочей среде всегда звучали хлесткое слово, юмористическая и сатирическая шутка, байка. Например, в «Журнале входящих и исходящих дел Полевской заводской конторы» зафиксирован такой факт: 4 мая 1751 г. «работник Петр Ушаков наказан батожьем за то, что у провиантского сарая на стене тесовой написал углем личину и пустые враки». Надо полагать, что в рабочей среде бытовали песни и предания о Емельяне Пугачеве, Салавате Юлаеве, хотя записи того времени до нас не дошли. Гипотетически можно говорить о народной драме, которая разыгрывалась в заводских поселках. Скорее всего, рабочие использовали к весь корпус лирических, а также обрядовых песен из репертуара переселенцев, мужские удалые песни - из репертуара ушкуйников, беглых. И конечно же, в тот период появляются в фольклоре рабочих многие темы, связанные с открытием и эксплуатацией месторождений золота, железа, меди, камней-самоцветов и других полезных ископаемых. Эти темы могли реализовываться в разных жанрах, в том числе со значительной долей поэтического вымысла: появились такие зооморфные образы, как земляная кошка, охраняющая подземные богатства, козел - золотые рога, связанный с самоцветами, птица-пророк филин, горный дух в облике старика или женщины-оборотня и др. Повсеместно бытовало поверье, отмеченное П. С. Палласом, о Полозе. Иногда он считался змеиным царем, главным хранителем золота. В преданиях рабочих он выступал как даритель золота бедным людям, хотя и давал не в руки, а будто бы указывал место поиска золота. В фольклоре рабочих производственная тема эстетизируется, точно так же как и деловые качества рабочих. П. П. Бажов писал, что в дореволюционное время у рабочих прокатных станов и у горняков был культ силы подмастерья или могучего забойщика, у рудознатцев, горщиков - культ навыков, у камнерезов, гранильщиков - культ искусства. В 30-е годы XIX в. уральский фольклор записывали А. С. Пушкин и В. И. Даль. Работа над «Историей Пугачева» побудила А. С. Пушкина приехать на Урал, чтобь1 не только осмотреть места, связанные с восстанием, но и увидеть людей, помнивших Пугачева, и услышать народные предания о нем. А. С. Пушкин был на Урале лишь несколько дней во второй половине сентября 1833 г. Сопровождал его В. И. Даль, который служил в Оренбурге чиновником особых поручений при военном губернаторе. В. И. Даль хорошо знал историю края, в служебных поездках он постоянно знакомился с народным творчеством, записывал диалектную лексику, поговорки, сказки. Оба литератора много беседовали на фольклорные темы, пересказывали народные сказки. В Бердской слободе А. С. Пушкин долго разговаривал со старожилами, помнившими Пугачева. Поэт почувствовал уважительное отношение казаков к Пугачеву. Он писал: «Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачева» 6. Сохранилось более 60 народных песен, записанных А. С. Пушкиным, среди них несколько записаны им на Урале. Например, солдатские песни «Из Гурьева городка», «Не белая березонька к земле клонится», семейная песня «Во лесах дремучих», рекрутская «Один-то был у матери, единый сын». Последняя песня, повествующая о горе родителей, теряющих единственного кормильца, о разрушении молодой семьи, была очень популярна в 30-х годах прошлого века, когда ввели тяжкую для народа повинность - ежегодные рекрутские наборы. Уральские фольклорные записи были использованы А. С. Пушкиным в «Истории Пугачева» и повести «Капитанская дочка». В. И. Даль служил на Урале с 1833 по 1841 г. Записанные им фольклорные произведения вошли в сборники «Песни, собранные П. В. Киреевским», «Пословицы русского народа» и знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». Часть записанных сказок он обработал и опубликовал под псевдонимом «Казак луганский», а в целом все собрания народных сказок он передал А. Н. Афанасьеву, который выбрал около 150 сказок и поместил их в свой сборник. Кроме того, В. И. Даль одним из первых обратился к рабочему быту и записал свадебный обряд, бытовавший на Суксунском железоделательном заводе. Сохранилась его рукопись «Свадебные песни в горных заводах Урала». Весьма ценным источником являются путевые очерки литераторов, побывавших на Урале в первой половине XIX в. Например, П. И. Мельникова-Печерского поразил на Урале «русский дух в неподдельной простоте» «Здесь все: и образ жизни, и предания, и обряды носят на себе отпечатки глубокой старины»,- писал он в «Дорожных записках по пути из Тамбовской губернии в Сибирь». П. И. Мельников-Печерский довольно подробно изложил многие фольклорные произведения. Благодаря ему уральский фольклор появился в центральной периодике («Дорожные записки» были напечатаны в «Отечественных записках» в 1841 г.), и, очевидно, эта публикация подтолкнула местных любителей фольклора. Они начинают описывать достопримечательности с обязательной фиксацией бытующих фольклорных произведений. Отметим бывшего крепостного Демидовых Д. П. Шорина, учителя И. М. Рябова, офицера уральского казачьего войска И. Железнова, крестьянина А. Н. Зырянова. Собирательство принимает массовый характер и дает начало краеведческому движению.
В течение XVIII -первой половины XIX в. сложились диалектные особенности русского языка жителей края. Урал заселялся русскими главным образом из северных, северо-восточных и центральных районов России, поэтому изначально здесь оказались в большинстве различные северорусские окающие говоры. Они взаимодействовали не только между собой, но и с небольшим числом акающих говоров, которые были привнесены переселенцами из новых губерний и располагались островками на территории Урала. Отметим основные особенности уральских старожильческих говоров. В области вокализма - полное окание, т. е. гласный звук «о» произносится и под ударением и в безударных и в заударных словах (молоко, скоро); переход «а» в «е» между мягкими согласными под ударением (опеть); перед мягкими, а иногда и перед твердыми согласными в ударном положении произносится «и» на месте старого «ять» (виник, дивка); в заударных слогах после согласных перед твердым и в конце слова, иногда в первом предударном слоге произносится «о» вместо «е» - так называемое «екание» (будет, шоптал, лежу); выпадение заударного йота между гласными звуками и последующее стяжение этих гласных (знам, красно платье, кака песня). Произношение согласных звуков в старожильческих окающих говорах Урала также имеет ряд общих закономерностей. Так, звук «л» перед согласными и в конце слова переходит в неслоговое «у» (читау, паука); заднеязычный «к» (иногда «г», «х») после мягких согласных и йот смягчается (Анькя, Ванькя); в результате ассимиляции наблюдается переход «бм» в «мм» и «дн» в «нн» (омманул, обинно); в глаголах 2-го лица ед. ч. вместо «шься» произносится долгое твердое «ш» (боишша); в возвратных глаголах сохраняется раздельное произношение согласных звуков «т» и «с» (драться, дерется); в сочетаниях «нр» и «ер» иногда вставляется звук «д» (пондравилось, здря), а в сочетании «ср» вставляется звук «т» (страм). Наконец, назовем ряд морфологических черт уральских говоров. В дательном и предложном падежах у существительных 3-го склонения всегда окончание «е» (к дочере, на лошаде); личные существительные мужского рода на «шка» изменяются как существительные среднего рода на «о», по 2-му склонению (дедушко, к дедушку, с дедушком); творительный падеж мн. ч. в существительных совпадает с формой дательного падежа «ам» (качать головам, делать рукам); сравнительная степень прилагательных образуется с помощью суффиксов «ае», «яе» (ближае, скоряе); глагольные основы на «г» и «к» выравниваются по 1-му лицу ед. ч. (берегу, берегешь, берегет, берегем, берегете, берегут); иногда появляется форма инфинитива на «кчи», «гчи» (пекчи, берегчи); уральцы часто употребляют частицу «то», изменяя или не изменяя ее (дом-то, дама-те). Речевые особенности отдельных районов или даже населенных пунктов были настолько очевидными, что стали основой коллективных прозвищ, которые всегда были распространены на Урале. Например, жителей Бакальских рудников звали «батами» за привычку вводить слово «бат» (стяжение от «бает»), выходцев из Калужской губернии за их певучий говор звали «гамаюнами», переселенцев из Самарской губернии - «калдыкамн» за привычку говорить «калды» вместо «когда»; в Зауралье жили «игольники», говорившие «иго» вместо «его» и г. п.

- 40.52 Кб

Введение………………………………………………………… ………………...3

  1. Горняцкий фольклор………………………………………………………. 5
  2. Фольклор уральских металлургов………………………………………...7
  3. Фольклор старателей…………………………………………………… …9
  4. Фольклор камнерезов…………………………………………………… ..12
  5. «Демидовщина»…………………………………………… ……………...13
  6. Песни «расейского» происхождения…………………………………….16

Заключение…………………………………………………… ………………….19

Список литературы………………………………… ……………………………20

Введение

Рабочий фольклор Урала в русской фольклорной традиции выделяется своей «особостью», единством художественных принципов, ярко выраженной рабочей проблематикой, местным колоритом, что с одинаковой силой проявляется в песнях, преданиях, легендах, в "новых сказках" (сказах), в частушках, пословицах и поговорках.

Идейные и эстетические принципы рабочего фольклора Урала сложились не сразу. В его развитии выделяют три периода.

Первый период - фольклор "работных людей" (XVIII - до 40-х гг. XIX в.). Его творцами были в основном крепостные крестьяне, приписанные к уральским заводам, рудникам, шахтам для исполнения самых тяжелых работ. По взглядам на жизнь, по психологии они ничем не отличались от крестьян и ремесленников своего времени. Поэтому новыми в их творчестве были только темы, образы, связанные с освоением богатых недр Урала, с каторжными условиями труда на железоделательных заводах, с профессиональными секретами литейщиков, чеканщиков, гранильщиков и т.п. (Песни: "Не ропщи-ко, Пашенька, драгая", "Чужа-дальня сторона", "Песня приписных" и др.). Особенно популярной была несказочная проза: предания и легенды об аборигенах Урала, о "стариках" и "чуди", об основателях уральских заводовдов Строгановых и "первых Демидовых", о выдающихся мастерах своего дела, умельцах и силачах.

Второй период (40-е - 90-е гг. XIX в.) называется ранней поэзией рабочих. Эстетика этой поэзии основана на отказе от социально-утопических воззрений крестьян и связанных с ними романтических иллюзий (веры в "царя-освободителя", "героя-заступника", надежды на взятие клада, на необыкновенный урожай и т.п.). Задача песен, сказок, только что появившихся частушек: сказать "голимую" правду о жизни ("В шестьдесят четвертом годе", "Распроклятая жизнь шахтера", "Прощай, прощай, белый свет", "Прощай, Сысерть, моя родная"). Песни отражали реальные события и факты, не содержали в себе художественного обобщения; в них много конкретных имен и названий, профессиональной лексики. Несмотря на наивное и подчас грубое содержание этого фольклора он в свое время произв. сильное впечатление на слушателей (свидетельства Ф.М.Решетникова, Д.Н.Мамина-Сибиряка). Множество произведений содержали резкую критику местных заводчиков ("На Нижне-Тагильском заводе"), но революционных идей пока не поднимали. Их главное настроение - жалоба на адские условия труда (сказка "Молотобоец и черт").

Третий период (1900-е - до 1917) характеризуется пробуждением общественного сознания, привнесением в рабочее движение социалистического идеала. Рождается эстетика революционного пролетариата, на почве которой выросли такие жанры, как призывные гимны и марши, песни протестов, сатирические акафисты и частушки. Произведения эти создавались как обычным фольклорным путем (неизвестными авторами), так и литературным способом, поэтами-агитаторами ("Хлынем, братья, не робея", "В битву мы вступим, расправивши крылья" и т.п.). Революционные идеи поддерживались не всеми рабочими. В качестве альтернативы распевались песни-утешения, песни и частушки, осуждавшие насилие, разнузданность форм протеста. 1

В своей работе подробнее я рассмотрю фольклор рабочих Урала с XIX до начала XX вв.

1.Горняцкий фольклор

Ещё в XVII веке на Урале были свои рудознатцы, но лишь с Петра Первого рудоразведывательное дело начинает становиться на научные основы соответственно уровню того времени. Но следует отметить, что многие месторождения открыты были не специалистами, а рабочими и крестьянами, вроде Ерофея Маркова, указавшего на месторождение золота в Берёзовске, под Екатеринбургом, Степана Чумпина, открывшего железную руду на горе Благодать, и др.

Горняцкий труд был одним из самых тяжёлых, изнурительных и опасных. Люди уходили утром и не были уверены, что к вечеру вернутся домой. Помимо опасности обвалов, рабочие страдали от рудничных газов, особенно в медных шахтах. Ко всему этому прибавлялось зверски-грубое обращение с рабочими со стороны владельцев и их главных приставников - смотрителей и управителей, которые к тому же стремились как можно меньше заплатить за труд, чтобы больше оставалось прибыли и хозяину и им самим.

Все эти условия жизни и труда горняков и шахтеров ярко выражены в горняцком фольклоре:

Песня о Богословской горной каторге

Не ропщи-ко, Пашенька драгая,
Я лишаюсь, Пашенька, тебя.
Горька участь от царя-монарха -
Отсылают нас в восточные края.
Там лесочки,
Мелконьки наши зверочки.
И близь зелёного он лужка,
Близь зелёного он лужочка,
Тут сидел мальчик на бережочке,
Свежу рыбочку мальчик ловил.
Приходила к нему мать родная.
Стала сына в лице признавать.
Стала сына в лице признавать,
Стала в уста сына целовать.
«Ты, дитя, дитя моё родное,
Ты зачем сюда, дитя, попал?»
«Восемь лет я робил в Богословском,
Я спокою себе, мальчик, не знал:
Горно-каторжны там работы,
Знать, состарили оне меня».

(Записано 12 декабря 1937 года в гор. Каменск-Уральском, Свердловской области, со слов 65-летней дочери и вдовы рабочих Анны Александровны Бутаковой; песню она слышала в детстве.)

Шахтёр в клеточку садится,
С белым светом распростится:
«Прощай, прощай, белый свет,
Тебя увижу али нет,
Прощай, ясная заря,
Прощай, милочка моя».
А загонщик дело знает,
Всё вагончики гоняет,
Он вагонов шесть погнал,
Себе спину ободрал,
Жизнь шахтёрску он проклял.
Шахтёр в яму опустился,
С белым светом распростился.
Сам он ходит со овечами,
А смерть носит за плечами.
Эх, нет на свете тяжелей,
Как работа в шахте, ей!

(Записано в гор. Кизеле Ю. А. Самариным в 1930 году.)

Песня является переделкой старинных крестьянских песен о положении крепостных.

Горняцкие частушки

На Шувалова мы робим,
А в карманах ни гроша.
Управитель и смотритель
Лишь наростили брюха.

(Посёлок Бисер. 1890 г.)

***

Не поеду робить в Яму
(«дно» железного рудника в гор. Нижний Тагил)
Не пойду, милка, гонять,
За несчастных восемь гривен
Худу славушку примать.

(Гор. Нижний Тагил. 1900 г.) 2

2.Фольклор уральских металлургов

Беспросветно тяжёлыми были жизнь и труд рабочих уральских заводов до Великой Октябрьской революции. И не случайно, ужасающие условия работы и грубость заводского начальства и мастеров породили ряд песен, сказок и сказов, в которых эта обстановка сравнивается с адом, однако преимущество признаётся за последним, где всё же лучше, чем на заводе.

Чуть не до последней четверти девятнадцатого столетия уральская металлургия держалась на древесном топливе. А его требовалось несметное количество. Вокруг каждого завода была расположена своя лесная дача, где производились лесозаготовки: то крепёжного леса для шахт, то «паленьговых» дров - для пудлинговых печей, то выжиг древесного угля для домны и т. д. Место, где производились лесозаготовки и выжиг угля, называлось куренём.

Понедельник - лёгкий день:
Кто на рудник, кто в курень...

Этими словами начинался ряд песен и частушек. О «курене проклятом» то и дело мы слышим в старых рабочих песнях. Это значит, что работа там была одной из очень тяжёлых.

Ай, да вы, заводы,
Вы, мои заводы, раскирпичные,
Ай, да мы, работящий народ,
Люди горемычные!
Люди горемычные,
Без грошей живём,
До ноченьки работаем,
С горя водочку пьём.
Ну, а кто же вас, заводы,
Заводил, ай да заводил?
Кто же вас, работнички,
В заводы привозил?
Ай, да заводы
Заводил хозяин,
Ай, да работничков
Привезла нужда горькая.

(Извлечено из газеты «Челябинский рабочий» за 5 августа 1936 года, по записи И. А. Сарайкина)

***

Прояснился небосвод,

Ожила природа,

В управленье перевод

Жду уже полгода.

Дни настали хороши,

Разгуляться можно.

По талонам торгаши

С нас дерут безбожно.

(Записано 19 ноября 1950 года в гор. Нижняя Салда, Свердловской области со слов учительницы школы № 1 Надежды Петровны Милютиной, 56 лет.)

По словам сказительницы, это лишь отрывок большого стихотворения, ходившего в Нижней Салде в 1908 году в связи с кризисом в уральской горнозаводской промышленности; в ожидании денег на выдачу заработной платы рабочие и служащие завода принуждены были покупать у местных торговцев товары по особым талонам, а потом выплачивать втридорога.

Частушки

Не поеду боле сроду
Я в курень дрова рубить:
Дома лёгкая работа -
По вечёрочкам ходить.

(гор. Алапаевск)

***

Купи, тятенька, калоши
Номера десятого...
Хуже нету той работы -
Куреня проклятого.

(Средний Урал)

В дровосеке робили,
По фартуку заробили.
По фартуку по синему,
По милому красивому.

(гор. Ревда)

***

В Златоусте-городе
Возят девок в коробе,
А вот нас, кусьяночек,
Возят всё на саночках.

(гор. Златоуст) 3

3.Фольклор старателей

Русские люди, отыскивая руды, натолкнулись в некоторых местах Урала и на камни-самоцветы. О первой известной нам находке камней-самоцветов известно в отношении окрестностей Мурзинской слободы, в современном Петрокаменском районе, Свердловской области. Здесь в 1668 году рудознатец Д. Д. Тумашёв нашёл топазы и рубины. Потом самоцветы были найдены и в других местах Урала.

В XVIII столетии зарегистрированы первые заявки на открытие золота на Урале. Так, в 1734 году о наличии золота в окрестностях Миасского завода было сообщено Главному управлению Уральских горных заводов молотовыми мастерами Лопатниковыми. Затем в 1745 году кержак Ерофей Марков, шарташский житель, нашёл золото у Березовского завода.

Постепенно золото стали находить в разных местах Урала.

До 1901 года рассыпное золото добывалось самым примитивным способом, пока, наконец, на Косьве не были собраны первые в России драги, которые теперь применяются всеми государственными предприятиями. Имя механика, собравшего первые в России драги,- Николай Власович Сибиряков.

Каково было положение людей, работавших на добыче золота, рассказывают многочисленные песни и сказы, пословицы и поговорки.

Мы «по собственной охоте»
Были в каторжной работе
В северной тайге.
Там пески мы промывали,
Людям золото искали.
Себе не нашли.
Приисковые порядки
Для одних хозяев сладки,
А для нас -беда!
Как исправник с ревизором
По тайге пойдут с дозором,
Ну, смотри тогда!
Один спьяну, другой сдуру
Так отлупят тебе шкуру,
Что только держись!
Щи хлебали с тухлым мясом,
Запивали жидким квасом,
Мутною водой.
А бывало, хлеба корка
Станет в горле, как распорка,
Ничем не пропихнёшь!
Много денег нам сулили,
Только мало получили,-
Вычет одолел!
Выпьем с горя на остатки,
Поберём мы все задатки
И опять в тайгу!

ПРИИСКОВЫЕ ЧАСТУШКИ

Мои ноженьки дрожат,
У станочков не стоят,
Мои рученьки устали,
Промывать пески не стали,
Нас хозяин покорил,
На работе проморил.

Описание работы

В своей работе подробнее я рассмотрю фольклор рабочих Урала с XIX до начала XX вв.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Горняцкий фольклор……………………………………………………….5
2. Фольклор уральских металлургов………………………………………...7
3. Фольклор старателей………………………………………………………9
4. Фольклор камнерезов……………………………………………………..12
5. «Демидовщина»…………………………………………………………...13
6. Песни «расейского» происхождения…………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное
творчество, народное искусство. Художественное коллективное
творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы,
принципы; создаваемые народом и бытующие в народных
массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки,
эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и
пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец,
архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное
искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от
литературы и современной книжной культуры является его
традиционализм и ориентация на устный способ передачи
информации. Носителями обычно выступали сельские жители
(крестьяне).

Организации

◦ Центр традиционной народной
культуры Среднего Урала был создан в
2011 году на базе двух организаций:
Свердловского областного дома
фольклора и Уральского центра
народных промыслов и ремёсел.
Задачей Центра является сохранение и
популяризация традиционной культуры
народов Урала – как материальной
(художественных народных промыслов,
ремёсел, сувениров), так и
нематериальной (фольклора, обычаев
и обрядов, народных праздников,
местных диалектов).
◦ Свердловский областной дом
фольклора 1989

Особенности уральского фольклора

◦Многонациональный по характеру, что
обусловлено пестротой национального
состава населения региона. Ареалы
расселения народов на территории Урала
переплетены между собой, это способствует
возникновению различных этнических
контактов, проявляющихся и в муз.

Башкирский

◦ Древний эпический жанр кубаиры, использовался
нар. сказателями сэсэнами. Сочетание
стихотворного и прозаического изложения
характерно для иртэков. Баиты лирико-эпические
сюжетные песни-сказы (XVIII-XIX вв.).
◦ . Корни башкирского
фольклора в культуре

тюркских скотоводческих
племен, живших на юж.
Урале с конца IX до нач. XIX в.
В фольклоре башкир

соединились отголоски
языческих и мусульманских
верований. Основные
праздники приходились на
весну и лето; канун полевых ◦
работ отмечался сабантуем праздником плуга. В числе
песенных жанров эпические,
обрядовые, протяжные
лирические, плясовые,

частушки.
Обрядовый фольклор представлен свадебными
песнями (причитаниями невесты сенляу и ее
величанием теляк).
Плясовые песни и программно-изобразительные
инструментальные пьесы кыска-кюй (короткий
напев). К их числу относятся и такмаки род
частушек, нередко сопровождающихся пляской.
Двухголосие характерно для иск-ва узляу (игры
горлом) пения для игры на курае, где один
исполнитель одноврем. интонирует бурдонный
бас и мелодию, состоящую из звуков
обертонового ряда.
Традиционные башк. инструменты смычковый
кыл кумыз, курай (тростниковая продольная
флейта), кубыз (варган).

Фольклор коми

◦ Составляют след. песенные жанры: трудовые, семейно-бытовые,
лирические и детские песни, причитания и частушки. Бытуют и
местные формы ижевские трудовые песни-импровизации,
севернокоми богатырский эпос, вымские и верхневычегодские
эпические песни и баллады.
◦ Распространено сольное и ансамблевое пение, обычно двух или
трехголосное.
◦ Народные инструменты: 3-струнный сигудэк (смычковый и
щипковый); брунган 4и 5-струнный ударный инструмент; духовые
чипсаны и пэляны (дудки, разновидность многоствольных флейт),
этика пэлян (дудка с надрезанным одинарным бьющим язычком),
сюмэд пэлян (берестяная дудка); ударные тотшкэдчан (вид
колотушки), сярган (трещотка), пастушеский барабан. З

Марийский фольклор

МАРИЙСКИЙ
ФОЛЬКЛОР

◦ Гостевые песни исполнялись в основном по случаю прихода или
приезда гостей
◦ Застольные песни (порт коклаште муро) исполнялись, как правило, по
праздникам. Для них характерно совместное эмоциональнофилософское осмысление жизни, желание встретить сочувствие к
волнующей теме при отсутствии прямого обращения. Уличные песни
(урем муро) исполнялись также в кругу родных, но вне застолья. Среди
них: шуточные, философские песни-размышления (о природе, о Боге, о
родне и т.д.). Жанровые границы песен марийского этикета очень
подвижны. Кроме того, их поэтический текст строго не закреплен за
мелодией.
◦ К календарным песням относятся: молитвенные чтения,
рождественские, масленичные песни, песни весенне-летних
земледельческих работ, включая игровые (модыш муро), луговые (пасу
муро), жатвенные (муро туремаш), покосные (шудо солымаш муро);
песни сезонных женских работ, как возделывание конопли (кине
шулто), пряжа (шудыраш) ткачество (куаш) покраска ткани (чиалташ),
вязание (пидаш), вышивание (чоклымаш), посиделочные, весеннеигровые песни.

◦ Фольклор восточных марийцев имеет развитую систему традиционных жанров:
героический эпос (моктен ойлаш), легенды и предания (осо кызык мейшежан влакын),
сказки и шуточные рассказы (йомак кызык ойлымаш), пословицы и поговорки (кулеш
мут), загадки (шылташ).
◦ Среди песен с действием выделяются: 1) семейно-обрядовые свадебные (суан муро),
колыбельные (ручкымаш), песни марийского этикета; 2) календарные; 3) песникоротышки (такмак).
◦ Для свадебных песен характерна строгая прикрепленность поэтического текста (муро)
к мелодии (сем). Среди восточных марийцев термин муро (песня) бытует в значении
поэтических текстов, термин сем (мелодия) в значении музыкального текста.
◦ Особую группу в музыкально-песенном фольклоре марийцев составляют песни
марийского этикета, которые являются результатом крепких родовых взаимоотношений.
Эти песни весьма разнообразны как по тематике стихов, так и мелодий. К ним
относятся: гостевые (? уна муро), застольные (порт коклаште муро), уличные (урем
муро) песни.

◦ К традиционным народным танцам относится "веревка" (название дано, очевидно по рисунку пляски, другое название
"кумыте" "втроем"). Танец бытовал как среди молодежи с характерными ритмическими дроблениями, так и среди
пожилых (шонго ен влакын куштымо семышт) с медленными движениями и легким "шаркающим" шагом. Характерны
также кадрили (кадрели).
◦ Народный музыкальный инструментарий восточных марийцев достаточно обширен, если включать в него не только
широко распространенные, но и выходящие из употребления инструменты. В списке музыкальных инструментов, о
которых имеются сведения в настоящее время:
◦ 1) группа ударных инструментов барабан (тумвыр), деревянная основа которого обтягивалась бычьей кожей, при
игре издавал глухой звук, обычно принято было играть на барабане специальными массивными колотушками
(уш), коса (сова), стиральная доска (чылдаран она), стиральная колотушка (чылдаран уш) разновидность русского
валька, деревянные ложки (совла), шумящий инструмент в форме коробочки с ручкой (пу калта), деревянный
барабан (пу тумвыр), а также в качестве шумовых инструментов использовались другие различные предметы
домашней утвари.
◦ 2) группа духовых инструментов с семействами: флейт шиялташ (свирель) музыкальный инструмент с 3-6
отверстиями, который изготовлялся из тростникового дерева рябины, клена или коры липы (арыма шушпык
соловей); труб удыр пуч (девичья труба); кларнетов шувыр (волынка). Уникальное свойство этого инструмента
заключается в отсутствии специальной бурдонной трубки (хотя эту роль и может выполнять одна из трубок). Обе
трубки (йытыр) марийской волынки в принципе приспособлены для исполнения мелодии. Традиционно трубки
волынки делали из кости ног лебедя или иных длинноногих птиц (цапли, иногда и гусей); туко (рог); чырлык, ордышто,
чырлык пуч, умбане (типа жалейки), акаций колта (свистульки); умша ковыж (варган), шерге (расческа).
◦ 3) группа струнных инструментов подразделяется на:
◦ а) смычковые, к которым относятся музыкальный лук (кон-кон), скрипка (скрыпка) с двумя струнами и смычком из
конского волоса, аналогично древнерусскому гудку, на которой было принято играть от колена;
◦ б) гусли (кусле) с корпусом полукруглой формы.
◦ Кроме того, широким распространением у марийцев пользуются общеизвестные массовые музыкальные
инструменты: марийская гармоника (марла гармонь), тальянка, двухрядка, саратовская, минорка.

Удмуртский Фольклор

УДМУРТСКИЙ
ФОЛЬКЛОР

◦ Истоки удм. народной музыки восходят к муз. культуре
древних прапермских племен. На формирование удм.
музыкального фольклора оказало влияние искусствово
соседних финно-угорских, тюркских, позже рус. народов.
Наиболее ранние образцы удм. песенного иск-ва
импровизационные промысловые (охотничьи и бортничьи)
песни декламационного склада. Основой традиционной
жанровой системы удмуртов составляют обрядовые песни:
земледельческие календарные и семейно-обрядовые
свадебные, гостевые, похоронно-поминальные, рекрутские.
С переходом в православие древние языческие обряды
испытали его влияние. В у необрядовом фольклоре
представлены лирические и плясовые песни.

◦ В удм. нар. иск-ве выделяются две осн. локальные традиции -сев.
и юж. В жанровой системе сев. традиции преобладают семейнообрядовые песни, в функции календарных используются рус.
песни. Особую обл. составляют многоголосные песенные
импровизации без смыслонесущего текста (крезь) и сольные
автобиографические (весяк крезь).
◦ В системе жанров юж. удмуртов преобладают песни
земледельческого календаря: акашка (нач. сева), гершыд
(окончание сева), семык (троица) и др. В стилистике юж.-удм.
песен ощутимы тюркские влияния.
◦ Удм. народные инструменты крезь, быдзым крезь (гусли, великие
гусли), кубыз (скрипка), домбро (домбра), балалайка,
мандолина, чипчирган (труба без мундштука), узьы гумы
(продольная флейта), тутэктон, скал сюр (пастуший рожок),
ымкрезь, ымкубыз (варган), однои двухрядная гармонь.