Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проект (старшая группа) на тему: Прект "Классическая музыка в детском саду". Конспект занятия для старшей группы «Знакомство с композитором В

Проект (старшая группа) на тему: Прект "Классическая музыка в детском саду". Конспект занятия для старшей группы «Знакомство с композитором В

Юлия Якимова

Домашняя работа в пед. колледже по музыке.

Конспект занятия

Тема : Петр Ильич Чайковский

Программное содержание : развитие музыкального восприятия, формирование представлений детей о творчестве , о жанре инструментального концерта, развитие умения анализировать музыкальные произведения.

Материалы и оборудование : музыкальный центр, запись опер «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского , портрет композитова .

Ход занятия:

Воспитатель : Сегодня, ребята, мы с вами послушаем музыку замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского .

Скажите, дети, а вы знаете кто такой композитор ? Ответы детей. Нет.

Воспитатель : Композитор - это тот кто пишет музыку

Петр Ильич Чайквский жил очень давно , более ста пятидесяти лет назад в России. (Демонстрируется портрет композитора ) .

С 16 лет Петр Ильич удилял большое внимание музыке. Но Петр Ильич был не только композитором , он работал на государственой служде, а в свободное время любил посещать оперные театры, где сильнее всего ему нравились постановки опер Моцарта и Глинки.

Потом он поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, а после преобразования их в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции

Петр Ильич сочинил более 80 музыкальных произведений, в том числе десять опер и три балета «Лебединое озеро» , «Спящая красавица» , «Щелкунчик» .

Петр Ильич сочинил прекрасные произведения, например "Чародейка" или "Спящая красавица", "Щелкунчик". Я думаю что все вы знаете сказку «Щелкунчик» И даже смотрели мультфильм, а может быть кто то из вас с мамой и папой ходите смотреть балет «Щелкунчик» . Послушайте фрагмент из б

лета «Щелкунчик» и скажите, что вы почувствовали, слушая эту музыку : какая она по характеру?

(Звучит фрагмент балета «Щелкунчик»

Как вам кажется дети какая музыка? Да она радостная, праздничная, веселая, и конечно сказочная. Ведь все происходит в рождественскую ночь, которая наполненная волщебсвом и сказкой. А какие нструменты вы услышали в этом фрагменты? Ну конечно скрипка, а еще тут есть флейта, виолончель и еще много других инструментов.

А теперь давайте послушаем другой фрагмент. Это уже другой балет,называется он «Лебединое озеро» . Внимательно послушайте и скажите, что вы почувствовали, слушая эту музыку : какая она по характеру?

(Звучит фрагмент балета П. И. Чайковского «Лебединое озер» . Дети размышляют об услышанной музыке).

Музыка балета «Лебединое озеро» тревожная, трагичная, сильная. Какие же тут мы с вами слышим инструменты? Правильно мы тут слышим трубы, виолончели.

Итак, сегодня мы с вами беседовали о творчестве русского композитора , П. И. Чайковском слушали его замечательную музыку.

Елена Шобанова
Конспект занятия для старшей группы «Знакомство с композитором В. Я. Шаинским»

Цель : познакомить детей с композитором В . Я. Шаинским и его творчеством .

Задачи :

Вспомнить и повторить детские песни данного композитора .

Закреплять знания детей о видах музыкальных инструментов.

Развивать музыкальную активность и творческие способности детей.

Оборудование : магнитофон, телевизор с usb– проигрывателем, презентация, слайды с вырезками песен из мультфильмов, надувные музыкальные инструменты, листы бумаги формата А4 для изготовлении кораблей.

Музыкальный материал : детские песни В. Я. Шаинского .

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульях в групповой комнате . Звучит мелодия из мультфильма «Крошка Енот» - «Улыбка» .

Воспитатель : Ребята, вы узнали мелодию песни, которую сейчас слышите?

(Ответы детей)

Воспитатель : А кто догадался, из какого мультфильма эта песня?

(Ответы детей)

Воспитатель : Какие эмоции вызывает у вас эта мелодия?

(Ответы детей)

Воспитатель : Оказывается, музыка имеет волшебное свойство поднимать настроение. Давайте улыбнемся друг другу и споем эту веселую песню.

(Дети под минус поют первый куплет и припев песни «Улыбка» )

Воспитатель : Ребята, я неспроста начала наше занятие с этой замечательной песни, дело в том, что сегодня я хочу вам рассказать о талантливом и известном композиторе Владимире Яковлевиче Шаинском , который написал музыку не только к песне «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот» , но еще ко многим любимым нашим художественным и мультипликационным фильмам.

Но прежде, хочу спросить, знаете ли вы, кто такой композитор ?

(Ответы детей)

Воспитатель : Композитор – это человек , сочиняющий музыку. Композиторы пишут разную музыку : серьезную, веселую, грустную, задорную. Музыку для кинофильмов, мультфильмов, просто песни.

Воспитатель : Я приготовила для вас небольшой рассказ, посмотрите на экран.

Воспитатель обращает внимание детей на экран с презентацией.

Это Владимир Яковлевич Шаинский , композитор , который сочиняет не только песни, но и детские оперы, мюзиклы. В. Я. Шаинский – народный артист , прославивший Россию своими песнями, музыкой, у него много различных наград, медалей и орденов.

В детстве композитор был озорным , непоседливым, очень любознательным ребенком. Любил все, что связано с музыкой. Он учился играть на скрипке и рано стал сочинять музыку. Владимир Яковлевич очень любит детей, и хотя сам уже не молод, смог сохранить в себе искорки детства.

Вы знаете дети, Шаинский очень интересный , увлеченный человек : занимается подводной охотой, ходит на лыжах, бегает на коньках, ездит на велосипеде, любит гимнастические упражнения, причем занимается легко и регулярно. К тому же каждое утро, встав в 6 часов, он еще совершает пробежку неподалеку от дома, а потом – за тренажер. И только после этого – за рояль. А рояли у него стоят и дома, и на даче, чтобы ничего не мешало заниматься любимым делом – сочинением музыки.

А теперь давайте ёвспомнить песни этого композитора .

Я буду загадывать вам загадки про героев мультфильмов, где звучат песни Владимира Яковлевича, правильный ответ появится на экране.

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет?

(Ответы детей)

Воспитатель : Конечно это кузнечик!

Кто мне ответит, из какого мультфильма эта песня.

(Ответы детей)

Правильно, эта песня была написана для мультфильма «Приключения Незнайки» .

На экране появляется фрагмент песни из мультфильма «Приключения Незнайки» .

Воспитатель : А теперь следующая загадка.

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Ответы детей)

Воспитатель : Облака! Вот такие белогривые лошадки плывут по небу. Эта песня звучит в мультфильме «Трям! Здравствуйте!»

На экране появляется фрагмент песни «Облака» из мультфильма «Трям! Здраствуйте!»

А теперь отгадайте следующую загадку.

Не любит он капать картошку.

А есть идет с огромной ложкой.

У него в руках гармошка.

А зовут его (Антошка)

На экране фрагмент песни «Антошка» из мультфильма «Веселая карусель» .

Воспитатель : Отгадайте без подсказки,

Кто герой у этой сказки?

С ним по улице ходил

Очень добрый крокодил.

Герой не зверь и не букашка,

Кто он, дети? (Чебурашка)

На экране фрагмент песни «Чебурашка» .

Воспитатель : Следующая песенка про малыша, который потерял маму. И очень хотел её найти, его не пугали ни волны, ни ветер.

(Ответы детей)

Воспитатель : Правильно, звучала она в мультфильме «Мама для мамонтенка» .

На экране фрагмент песни из мультфильма «Мама для Мамонтенка» .

Воспитатель :

Молодцы ребята, сколько песен вы знаете, и последняя загадка.

Этот герой живет на чудо острове - поет песни, жует кокосы и ест бананы.

(Ответы детей)

Воспитатель : Да, это песенка Чунги – Чанги из мультфильма «Катерок»

(Показывает фрагмент из песни «Чунга – Чанга» из мультфильма «Катерок» )

Из-за ширмы появляется Чунга-Чанга (переодетый взрослый) обвешанный надувными музыкальными инструментами (барабан, саксофон, гитара, синтезатор) .

Чунга-Чанга : Помогите! Спасите!

Воспитатель : Ребята, посмотрите, да это - же Чунга-Чанга из мультфильма «Катерок» .

Здравствуй, неожиданный гость. Ты как здесь оказался?

Чунга-Чанга : Я плыл по морю на корабле. И вдруг, поднялся сильный ветер, волны разбушевались, на меня прямо с неба свалились музыкальные инструменты, корабль ударился о берег и разбился. А я очутился здесь.

Помогите, мне разобраться с этим, я совсем не понимаю, что произошло.

Воспитатель : Ты скорей всего попал в музыкальный шторм, я слышала о таком явлении.

Чунга-Чанга : И что мне делать, как попасть на Чудо остров, ведь там ждут друзья.

Воспитатель : Музыкальный шторм обладает волшебной силой мелодии, если на тебя обрушился дождь музыкальных инструментов, значит, тебе надо решить музыкальную задачу – как называются эти инструменты и к какому виду они относятся, тогда все встанет на свои места, и ты попадешь домой.

Чунга-Чанга : Все пропало, ведь я не знаю ни одного названия музыкальных инструментов, а тем более, к какому виду они относятся.

Воспитатель : Не расстраивайся, ребята у нас умные, они тебе помогут решить эту музыкальную задачу.

Поможем гостю?

(Ответы детей)

Проводится музыкально - дидактическая игра «Назови музыкальный инструмент» .

Воспитатель снимает с героя по очереди музыкальные инструменты (барабан, саксофон, гитару, синтезатор, показывает детям. Дети называют название инструмента и его вид (струнный, клавишный, духовой, ударный) .

Чунга-Чанга : Спасибо, вы помогли решить мне музыкальную задачу. Но ничего не происходит, и я пока нахожусь здесь, с вами, а друзья заждались, ведь у меня сегодня День Рождения. Мы хотели повеселиться, песни попеть.

Воспитатель : У тебя сегодня День Рождения, поздравляем тебя!

Ты знаешь, в нашей группе есть традиция водить песенный хоровод для именинника.

Ребята, давайте поздравим Чунгу-Чангу нашим традиционным хороводом.

Дети водят хоровод, поют первый куплет и припев песни под минус «Пусть бегут неуклюже» .

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что музыку к песне «Пусть бегут неуклюже» тоже написал Владимир Яковлевич Шаинский .

Чунга-Чанга : А кто такой этой Шаинский ?

Воспитатель : Ребята, расскажите нашему герою, кто такой Шаинский .

Дети пересказывают герою полученную информацию о композиторе . Воспитатель с помощью наводящих вопросов пытается добиться более полных ответов от детей.

Чунга-Чанга : Большое вам спасибо за все, я столько много узнал нового и интересного, но как же мне попасть домой, если мой корабль разбился?

Воспитатель : Это не беда, наши ребята не только умные, но и умелые, они сделают для тебя кораблики из бумаги. А затем с помощью заклинания и волшебной силы музыки, ты сможешь вернуть свой корабль, который помчит тебя по поющим волнам на твой Чудо остов.

Дети садятся на свои места и с помощью техники оригами начинают делать корабли. Во время работы детей звучит спокойная музыка.

Воспитатель : Посмотри Чунга - Чанга какие замечательные корабли получились у ребят. А теперь пришло время для волшебства.

Звучит волшебная музыка.

Воспитатель : Закройте глаза…

Волшебная музыка звучи

Корабль Чунга-Чанге верни…

Чунга-Чанга достает корабль, заранее сделанный воспитателем из большой картонной коробки, одевает его, получается эффект, как будто он сидит в корабле.

Воспитатель : Вот и произошло чудо, счастливого пути, передавай привет друзьям от нас!

Чунга-Чанга благодарит детей и уплывает (уходит в другую комнату) .

Воспитатель : Молодцы ребята, помогли герою вернуться домой. А теперь давайте вспомним, с каким композитором мы сегодня с вами познакомились ?

(Ответы детей)

Чем увлекается композитор ?

(Ответы детей)

Какие его песни вы знаете?

(Ответы детей)

Какую музыкальную задачу помогли решить Чунге-Чанге?

На этом наше знакомство с этим уникальным композитором подошло к концу . Будем надеяться, что этот великий человек – Владимир Яковлевич Шаинский подарит нам новые чудесные песни и мы с удовольствием споем их.

Знакомство с творчеством композиторов - классиков, является одним из важнейших условий эстетического воспитания детей. Классическое искусство отличается высокой идейностью, народностью, идеализмом, органическим влиянием формы и содержания. Красота образов, выраженная в музыке, ее высокий профессионализм и выразительность оказывают огромное воздействие на детей, воспитывают их музыкальную культуру, музыкальный вкус и способствуют правильному пониманию детьми музыкального искусства. Великие композиторы - это не просто словосочетание, это гордое название. Ведь композиторы огромным упорным трудом и талантом добились того, чтобы классическая музыка осталась в сердцах людей не на месяцы, а на долгие годы и века.

Произведения композиторов - классиков, включенных в программы по развитию ребенка в музыкальной деятельности, доступны для восприятия воспитанниками благодаря яркому и выразительному музыкальному языку и эмоциональности.

Мир духовной жизни ребенка интересовал многих композиторов - классиков: В.А.Моцарта, Л.Бетховена, М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Э.Грига, С.С.Прокофьева и др. Музыкальные произведения, написанные о детях и для детей, слушаются детьми с особым удовольствием и легко воспринимаются. Их привлекают доступность, простота сюжета, яркая характеристика музыкальных образов.

Н.А.Метлов выделяет следующие задачи при ознакомлении дошкольников с шедеврами классической музыки:

  • пробудить интерес у детей к музыке. Эта задача решается соответствующим подбором музыкальных произведений;
  • обогатить слуховые восприятия воспитанников, тем самым повысить культуру слушания;
  • воспитать хороший музыкальный вкус к классической музыке. «Важно с малых лет создать для ребенка благоприятную музыкальную среду, исполнять высокохудожественные произведения»

Пробудить интерес у воспитанников к музыке композиторов-классиков - задача огромного значения, ибо классическая музыка со своей яркостью и эмоциональным содержанием представляет высокохудожественные образцы творчества и является благодарнейшим материалом для воспитания музыкальной культуры детей.

Слушание классической музыки, ее восприятие и анализ - один из основных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в тоже время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.

В результате развития основ музыкальной культуры у воспитанника формируются первоначальные ценностные ориентации - способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие классической музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Дети имеют ограниченное представление о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Классическая музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая классическое наследие, воспитанник осваивает бесценный культурный опыт поколений.

Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости, воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.

Классическая музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание.

Программами по музыкальному воспитанию предлагаются следующие музыкальные произведения в разделе «слушание, восприятие музыки»: П.И.Чайковский пьесы из «Детского альбома», из альбома Вивальди, Чайковского «Времена года», пьесы из «Детской тетради» Д.Д.Шостаковича, сказка для симфонического оркестра С.С.Прокофьева «Петя и волк», фрагменты из балета «Золушка», фрагменты из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.С.Прокофьева, фрагменты из балетов П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Пьесы из «Альбома для юношества» Р.Шумана, пьесы из «Карнавала животных» К.Сен-Сенса. Фрагменты из опер Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», «Сказка о Царе Салтане».

Музыка композиторов-классиков широко применяется и в других образовательных областях, во всех режимных моментах. Это позволяет ребенку не просто эпизодически знакомиться с музыкальными произведениями мировых классиков, а также фольклорного наследия нашего народа, а быть погруженным в музыкальную среду, что благотворно влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на психическое, физическое, интеллектуальное. Работа в данном направлении позволит нашим ребятам осуществить эмоционально - чувственное познание мира, реализовать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогатить индивидуальный культурный опыт, наладить социальные контакты и коммуникации, а также помочь в опытах самовыражения, творчества.

Ориентация ребенка - дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важной значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно - эстетического становления личности. Главной своей задачей я считаю добиваться эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности. Эффективным в формировании музыкальной культуры является проектный метод работы с детьми. Это позволяет более детально знакомить детей с творчеством великих композиторов, а также с эталонами музыкальных шедевров мировой классической музыки. В этом учебном году мною была проведена работа над музыкально - образовательными проектами: «Времена года», по творчеству Чайковского и Вивальди, «Приглашение в оперу»,где знакомила детей с творчеством композитора Римского-Корсакова,Глинки.

Велики возможности применения компьютерных презентаций в процессе музыкального воспитания и развития дошкольников, а также знакомства с творчеством великих композиторов. В своей образовательной деятельности мы используем презентации Чайковский «Детский альбом», «Времена года», Римский-Корсаков, опера «Сказка о царе Салтане» , «Жанры в музыке».

Использование мультимедийных пособий при ознакомлении дошкольников с классической музыкой способствуют:

  • формированию музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры детей;
  • развитию музыкальности, музыкальной памяти, способности к сопереживанию;
  • развитию образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • освоению знаний о музыке, о жанровом многообразии произведений композиторов - классиков;
  • воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к классической музыке и музыкальной культуре вообще;
  • развитию музыкального вкуса воспитанников, потребности в общении с музыкальным искусством.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которой во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека.

До тех пор, пока не появились звукозаписи и классическая музыка не превратилась в индустрию в том виде, в котором мы её знаем сейчас, исполнители играли музыку интересных им авторов, не задумываясь над тем, классическая она или нет. Для понимания классики не нужно каким-то особенным образом менять своё восприятие.

Главное - знакомиться с ней постепенно и начать ходить на концерты. Любое классическое произведение, вероятно, потребует от вас большего внимания, нежели обычная современная песня. Не переживайте, если с первого раза оно покажется вам сложным и непонятным. После пяти-семи прослушиваний вы начнёте чувствовать его внутреннюю логику, узнавать определённые моменты и выхватывать темы, сменяющие одна другую. Продолжайте слушать - дома, по дороге на работу и в лифте - и постепенно произведение, которое на первый взгляд казалось вам «неподъёмным», станет вам близким и понятным. Для тех, кто хотел начать слушать классику, но не знал с чего начать, The Village выбрал несколько эффективных методик.

Метод № 1: последовательный

Наиболее традиционный способ познакомиться с академической музыкой - слушать знаковые произведения известных композиторов в хронологическом порядке, переходя от эпохи к эпохе, а затем выбрать оказавшийся наиболее близким по духу период и посмотреть на него более внимательно.

Так, например, считает кинокритик Антон Долин: «Начните с Баха и Моцарта, это базис и основа. Сначала фортепианный Бах в исполнении Гленна Гульда, затем „Хорошо темперированный клавир“, „Вариации“ Гольдберга и Бранденбургские концерты в исполнении Николауса Арнонкура. Моцарта можно начать - также в его исполнении - с последних симфоний (с 34-й по 41-ю). Затем прослушать „Реквием“, „Волшебную флейту“ и Дон Жуана. Это прекрасный старт».

С чего начать слушать Баха

«Хорошо темперированный клавир» - вероятно, самое совершенное произведение в истории музыки: два цикла по 24 прелюдии и фуги во всех существующих тональностях. Первую Прелюдию до мажор может подобрать на пианино почти любой, однако затем цикл постепенно становится всё сложнее. И интереснее.

Бранденбургские концерты - одновременно масштабный и компактный цикл из шести глав от 10 до 20 минут длиной. Шесть абсолютно разных концертов, объединённых чисто баховской радостью жизни.

Сонаты и партиты для скрипки соло докажут вам, что слушать одинокую скрипку в течение долгого времени совершенно не скучно. Бах стремится к полному охвату её возможностей. Жемчужина цикла - знаменитая Чакона, пронзительнее которой нет на свете.

По легенде, Вариации Гольдберга должны были служить успокоительным и снотворным средством для российского дипломата, которого мучила бессоница. Пианист Иоганн Гольдберг должен был играть их в его спальне перед сном. Почему бы не попробовать использовать эту музыку по её назначению и сейчас?

С чего начать слушать Моцарта

«Дон Жуана» называют оперой опер, главной для всех времён и народов. Ни в одной другой великой опере до такой степени не выдержан баланс между трагическим и комическим, высоким и низким, волей к жизни и неизбежностью смерти.

Всем известное «Турецкое рондо» на самом деле не самостоятельная пьеса, а финал «Сонаты для фортепьяно № 11», другие части которой не менее восхитительны. Как, собственно, и другие фортепьянные сонаты Моцарта, не говоря уж о его же Фантазиях.

Начало Симфонии № 40 может вызвать у вас непроизвольное раздражение, настолько оно хорошо известно. Постарайтесь настроить свой слух так, будто слышите его впервые, тогда в качестве вознаграждения вы получите не менее прекрасные, но не столь избитые части произведения.

Соната для скрипки и фортепиано № 21 - самая грустная музыка на свете.

С чего начать слушать Бетховена

Дальше вам стоит перейти к музыке Людвига ван Бетховена, его Симфониям № 5 и № 7, первой - чтобы узнать, что же следует за всем известным «та-да-да-дам», второй - чтобы открыть для себя «непривычного» Бетховена - лёгкого, светлого и даже весёлого. Гениальная вторая часть Седьмой знакома даже далёким от классики слушателям по обработке группы Deep Purple.

Концерт для скрипки с оркестром - один из величайших скрипичных оркестров. Если заскучаете в середине, будете вознаграждены в финале: он подарит вам такую красивую и грустную мелодию, что будет сложно удержаться от слёз.

Соната для фортепиано №14 - символ нераздлённой любви. Среди 32 фортепианных сонат Бетховена «Лунная», возможно, не лучшая, но уж точно самая знаменитая; её цитировали многие от Шостаковича до The Beatles.


С чего начать слушать Мендельсона

Следующим открытием для вас может стать творчество романтика Феликса Мендельсона. Его «Свадебный марш» стал популярным после свадьбы принцессы Виктории и принца Фридриха III и, не являясь лучшим его произведением, к сожалению, затмил все остальные. Понять, что его музыка - это нечто более изящное и лиричное, можно благодаря «Песням без слов» , которые он писал на протяжении всей своей жизни. Их порой прописывают как один из способов лечения от депрессии.

Чтобы достроить образ, стоит услышать знаменитую Симфонию № 4 , созданную им на волне восхищения Италией.

«Скрипичный концерт» Мендельсона не менее важен, нежели бетховенский, но куда более доходчив.

С чего начать слушать Чайковского

Если хотите понять, что такое симфония, послушайте Пятую Чайковского - это один из лучших и цельных образцов жанра. Она не так популярна, как его балеты, хотя её мелодический потенциал ничуть не ниже.

Для многих Чайковский - это «Щелкунчик», «Спящая красавица» и Первый фортепианный концерт. Ничего общего с этим не имеет трио «Памяти великого художника» - трагичное, глубоко интимное высказывание, лишённое какой бы то ни было тяжеловесности и помпезности. Такого Чайковского вы ещё не слышали.

С чего начать слушать Брамса

Первую симфонию Брамса называли «Десятой симфонией Бетховена», имея в виду преемственность традиции. Но если девять симфоний Бетховена неравноценны, то из четырёх симфоний Брамса каждая - шедевр. Помпезное начало «Третьей» - лишь яркая обложка для глубого лирического продолжения, достигающего апогея в незабываемом Аллегретто.

Камерный ансамбль - один из тончаших видов музицирования: скрипичная соната, фортепианное трио или струнный квартет часто могут выразить больше, чем балет или симфония. Синоним камерной музыки - имя Брамса, у которого каждое камерное сочинение - шедевр. В том числе Соната для скрипки и фортепиано № 3, незабываемое начало которой рождается из фразы, как бы прерванной на полуслове.

Если симфонический оркестр играет на бис, как минимум в половине случаев дирижёр выбирает Первый венгерский танец, в крайнем случае - Пятый. «Венгерские танцы» - это два десятка миниатюр для двух фортепиано, позже переложенных для оркестра, создавались на основе подлинных венгерских мелодий; результат - 21 образцовый бис.

Метод № 2: слушать близких по духу

Музыкальный критик Илья Овчинников считает, что традиция начинать знакомство с классикой через музыку Баха и Моцарта не совсем верна. Ведь есть несколько классических композиторов, музыка которых более созвучна внутренней жизни современного человека. Среди них - Малер, Шостакович и Стравинский. Рубеж веков породил гениев, которые разговаривают с нами на одном языке. Если музыка XIX века, которая составляет основной массив репертуара современных исполнителей, могла уже заранее вам надоесть, то эти произведения наверняка покажутся вам свежими, интересными и близкими по духу.

Слушаем Малера

Хотя большая часть жизни Густава Малера пришлась на XIX век, он стал первым композитором, который, разрушив романтические каноны, смело прыгнул в XX век, очень точно предсказав разорванное сознание людей, которые станут свидетелями мировых катастроф. В его жизни был переломный год, когда он написал произведение необыкновенного трагического накала - Симфонию № 6. Несмотря на свою продолжительность (80 минут), она слушается на одном дыхании, напоминая захватывающий роман с постоянными поворотами сюжета. У Малера почти вся музыка берёт за душу. Её можно не любить, но остаться к ней равнодушным невозможно. С 1960-х благодаря усилиям Леонарда Бернстайна начался малеровский бум, так что услышать Малера вживую не представляет большой сложности.

Слушаем Стравинского

Игоря Стравинского не зря называют композитором-хамелеоном. В течение жизни он несколько раз кардинально менял свой стиль, так что, если услышать его произведения, созданные в начале, середине и конце творческого пути, совершенно невозможно поверить, что их написал один и тот же композитор. Стравинский всю жизнь переживал, что, несмотря на то, что он продолжает творить, самыми известными его произведениями остаются ранние балеты - «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Премьера балета «Весна священная», поставленного Нижинским, считается самым громким музыкальным скандалом XX столетия. «Весна» - во многом провидческое произведение, рассказ о полулюдях-полузверях накануне эпохи, когда людям предстояло потерять человеческий облик. Для Стравинского это было первое по-настоящему оригинальное произведение, созданное без оглядки на других композиторов, настоящий прорыв. С него вам и стоит начать.


Слушаем Шостаковича

В отличие от Стравинского, творчество Шостаковича представляет собой единое целое, как лирика Пушкина или романы Достоевского. У некоторых музыка Шостаковича может ассоциироваться с чем-то грубоватым и «советским». Это ошибочное мнение складывается из-за того, что самым известным (но не самым лучшим) его произведением является «Ленинградская симфония». У Шостаковича есть произведения более яркие, которые могут произвести сильное впечатление на начинающих. Например, Симфония № 5, которую он написал в 1937 году, пытаясь спастись от лавины обрушившейся на него партийной критики. Властям понравилась классическая, ясная структура симфонии и торжествующая пафосная концовка. При этом по содержанию это совершенно гениальное, многослойное произведение, идеальный вариант для знакомства с музыкой Шостаковича. После можно перейти к Симфониям № 6 и № 9. Они обе довольно короткие, пёстрые, настроенческие и не дают заскучать.

Метод № 3: теоретический

Если хочется подойти к изучению классики основательно, начиная с азов, можно сначала прослушать несколько теоретических курсов и прочитать пару специализированных книг. Чаще всего новичкам советуют базовый курс Роберта Гринберга How to Listen to and Understand Great Music и его же курс Great Masters, в котором каждая лекция посвящена одному из известных композиторов. Если не понравится манера изложения Гринберга, можно прослушать вводный курс Listening to Music профессора Крейга Райта, который весело и доходчиво объясняет структуру классических произведений. Замечательную двадцатиминутную лекцию о том, как полюбить классику, прочитал Бенджамин Зандер на TED.

Понятных и интересных книг о классической музыке на русском языке не так и много. Можно прочитать «Неполную и окончательную историю классической музыки » Стивена Фрая, «Кратчайшую историю музыки » Дарена Хенли и совсем простенькую «Когда можно аплодировать » скрипача Дэниэла Хоупа. В серии «ЖЗЛ» можно найти биографии многих композиторов, например, несколько лет назад вышла очень удачная книга о Чайковском. Возможно, для начала читать жизнеописание Листа или Шопена будет интереснее, чем читать о Бахе, жизнь которого была не столь богата яркими событиями и любовными драмами.

Метод № 4: эмоциональный

Академическую музыку окружает множество предрассудков, и один из главных заключается в том, что все классические произведения якобы похожи одно на другое. Это не так. Дуглас Адамс однажды написал: «Моцарт рассказывает нам о том, как это - быть человеком, Бетховен - как быть Бетховеном, а Бах размышляет о том, как чувствует себя вселенная». Один из способов познакомиться с классикой как раз состоит в том, чтобы оценить всё её разнообразие, выделив индивидуальный характер музыки каждого композитора. Для этого музыкальный обозреватель Бенджамин Карлсон советует попробовать соотнести их музыку с вашими собственными эмоциями и настроениями. Слишком часто классику начинают слушать «головой» и из-за этого упускают её суть.

Например, для романтичного состояния подойдут волшебные композиции импрессиониста Дебюсси. Для сосредоточенной работы - систематичный и сдержанный Бах и другие барочные композиторы. В моменты душевной смуты - Шопен и Шуберт. Когда переполняет гнев, почему бы не послушать Бетховена или Вагнера? Весело и свежо на душе - Моцарт. Взвинченное, нервное состояние - Лист. Хочется эпики и трагедии - Брамс. Иронии и излома - Прокофьев и Стравинский. Безусловно, это деление грубое и сугубо субъективное. Однако сам принцип - посмотреть на классику через призму эмоций - возможно, поможет вам сделать первый шаг в сторону её понимания.

Метод № 5: уточняющий

Важно понять, что вы и так окружены классикой, осталось только её распознать. Вы уже знакомы с очень многими классическими произведениями, просто не знаете, как они называются. Есть мелодии, которые мы постоянно слышим в кино, рекламе, телевизионных заставках и звонках на чужих телефонах. Например, вы много раз слышали устрашающую кантату Carmina Burana Карла Орфа, завораживающий «Дуэт цветов » из оперы «Лакме» Лео Делиба, арию Nessun Dorma из оперы «Турандот» Пуччини, сюиту «Утро » из «Пер Гюнта» Грига. Метод заключается в том, что, когда вы в очередной раз услышите знакомую мелодию в фильме, вы просто должны найти в интернете её название и затем прослушать полностью.

Метод № 6: ходить на концерты

Слушать классику в записи - это хорошо, но большего эффекта вы достигнете, если начнёте слушать её вживую. В Рахманиновском зале Московской консерватории чуть ли ни ежедневно проходят недорогие, а порой и бесплатные концерты. Кого из современных исполнителей, часто выступающих в Москве, стоит услышать обязательно? Пианиста Алексея Любимова, Геннадия Рождественского, Михаила Плетнёва, виолончелистку Наталью Гутман, альтиста Максима Рысанова. Среди дирижёров следует обратить внимание на Владимира Юровского, возглавляющего Госоркестр, и Александра Рудина, руководящего одним из лучших камерных оркестров России Musica Viva.

Экспресс-метод

Однажды музыкальный критик The Guardian Том Сервис по просьбе радиодиджея BBC составил недельный гид-введение в классическую музыку. Чтобы музыка подействовала, Сервис попросил слушателей «сесть на классическую диету», то есть в течение пяти дней не слушать никаких других композиций, кроме предложенных им. Ниже представлен распорядок, составленный Сервисом. Три сочинения, рассчитанные на день, всегда представляют три различные музыкальные эпохи.

Первый день:

Джоаккини Россини - «Вильгельм Тель»
И. С. Бах - «Вариации Гольдберга»
Джон Адамс - «Краткая поездка в быстрой машине»

Второй день:

Франц Шуберт - Струнный квинтет в си, Адажио
Бедржих Сметана - «Влтава»
Стив Райх - «Музыка для 18 исполнителей»

Третий день:

Джузеппе Верди - Dies Irae из «Реквиема»
Игорь Стравинский - «Жар-Птица»
Карлхайнц Штокхаузен - Gesang der Junglinge

Четвёртый день:

Морис Равель - «Болеро»
Густав Малер - Симфония № 2
Дьёрде Лигети - «Реквием»

Пятый день:

Эдуард Элгар - «Энигма-вариации»
Людвиг ван Бетховен - Симфония № 9
Кшиштоф Пендерецкий - «Плач по жертвам Хиросимы»

«Музыкальное развитие детей» - Волшебный мир. Музыкальное развитие детей в раннем возрасте. Музыка. Колыбельные песенки. Музыкальный народ. Музыкальные прикосновения. Эстетический вкус. Настроения и чувства. Роль родителей. Великий русский критик. Что делать до года. Раннее развитие. Музыкальное погружение. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы.

«Музыкально-дидактические игры» - Этапы игры. «Веселый дождик». Любим мы играть в оркестр. Поговорим о музыке. Разукрасим музыку. «Музыкальные подарки для ёлочки». Ход игры. Педагог предлагает детям выбрать и раскрасить листья. Были бы у елочки ножки, побежала бы она по дорожке. Дети поочередно импровизируют ритмический рисунок дождя.

«Программа музыкального развития» - Парциальные программы. Что такое технология? Комплексные программы. Кружковая работа в ДОУ. План по самообразованию. Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. Документация. Связь с узкими специалистами. Раскройте участие родителей в мероприятиях ДОУ. Покажите результаты индивидуальной, подгрупповой музыкально-ритмической работы с детьми.

«Музыкально-дидактические игры для детей» - Игровой материал. Губные гармошки. Курица и цыплята. Музыкальная предметно-развивающая среда в группах. Развивающая среда в младших группах. Игры для детей среднено дошкольного возраста. Лесенка. Металлофон. Музыкально-дидактические игры. Восприятие музыки. Кто в домике живет. Гусь. Дидактические игры.

«Музыкальное воспитание дошкольников» - Классификация МДИ. Как организовать музыкальный досуг? Что такое музыкальная культура? Сфера применения МДИ. Музыкально-дидактическая игра (МДИ). Музыкально-дидактические игры в детском саду. Вопросы темы. Праздники Развлечения Досуг Музыкально-ритмические занятия Самостоятельная деятельность детей.

«Музыкальное воспитание в детском саду» - Музыка тесно связана с другими видами искусств. Дети с удовольствием узнают полюбившуюся музыку в спектаклях. Мы воспитываем у детей любовь и уважение к народной культуре. Душа моя. Яркие впечатления. Музыкально-ритмические движения. Движения помогают раскрыть сюжет. В занятия включаются музыкальные этюды.

Всего в теме 13 презентаций