Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Морис утрилло биография. Утрилло морискартины и биография

Морис утрилло биография. Утрилло морискартины и биография

Художник Морис Утрилло - коренной парижанин, блестящий «певец монмартрских пейзажей» и глубоко несчастный человек с неустойчивой психикой и изломанной судьбой. Его личная и творческая жизнь тесно переплелись с жизнью его матери - талантливой художницы Сюзанны Валадон.

(Всего 26 фото)

1. Морис Утрилло никогда не знал своего настоящего отца, им мог оказаться любой из художников, для которых позировала его мать - Сюзанна Валадон.

2. Сюзанна была независимой и раскрепощенной женщиной, являлась одной из любимых натурщиц Огюста Ренуара, Эдгара Дега и Анри де Тулуз-Лотрека. Именно Сюзанна Валадон позировала для знаменитой картины Ренуара «Танец в Буживале».

3. Сюзанна крутила бесконечные романы с мужчинами из своего окружения, но при этом была не просто «симпатичной мордашкой», природа одарила ее и художественным талантом, который она смогла развить в себе в полной мере.

4. Сюзанна Валадон добилась признания и финансового благополучия еще при жизни. Особый успех ей принесли портреты обнаженных натурщиц: для конца XIX века художница, изображающая обнаженных женщин, являлась скорее исключением, чем правилом.

5. Когда на свет появился маленький Морис, его отцом Сюзанна записала Мигеля Утрилло и Морлиуса, возможно, он дал ребенку свою фамилию из жалости к незаконнорожденному малышу.

6. Уже первые месяцы жизни Мориса Утрилло были отягощены нервными приступами: он то приходил в оцепенение, то дрожал всем телом, а его дыхание ненадолго останавливалось.

7. Ребенка растила бабушка по материнской линии, которую рождение внука смогло отвлечь от беспробудного пьянства. Следуя сельским обычаям, старая женщина отпаивала маленького Мориса после нервных приступов смесью из бульона и красного вина. Этот напиток у лиможских крестьян считался успокоительным средством.

8. Прежде чем Морис Утрилло начал говорить, он уже был алкоголиком, а с возрастом нервные припадки только участились.

9. Утрилло рос малообщительным ребенком, подверженным неукротимым и беспричинным приступам гнева, в моменты которого он разражался потоками дикой брани.

10. Уже двенадцати лет от роду Морис Утрилло напивался до полусмерти, засыпая в лесу или под мостом. Будущий художник экономил карманные деньги, чтобы покупать себе абсент или вино, а если в алкоголе ему отказывали, он впадал в ярость, рвал на себе одежду и ломал мебель.

11. Во время одного из таких приступов Морис Утрилло, вооружившись кухонным ножом, угрожал покончить жизнь самоубийством. Молодому человеку тогда было 19 лет, и он впервые был направлен на лечение в психиатрическую больницу Святой Анны. Лечение длилось три месяца. По совету врача Сюзанна Валадон стала приобщать сына к живописи для того, чтобы отвлечь его от алкоголя.

12. Эта первая госпитализация Мориса Утрилло не была единственной, художник еще как минимум трижды попадал в психиатрические клиники. Находясь под впечатлением от одной из госпитализаций, художник написал работу под названием «Безумие», эта картина в корне отличается от привычных «утрилловских» пейзажей Монмартра.

13. Во взрослом возрасте Морис Утрилло опустится до питья жидкости для разведения красок. Тяга к алкоголю и неустойчивость психики во многом были следствием психологической травмы, нанесенной ему обожаемой матерью.

14. Раскрепощенная Сюзанна крутила романы на глазах собственного сына, приводя в дом то одного, то другого мужчину. Морис Утрилло большую часть своей жизни проживал вместе с матерью и ее любовниками. Однажды пьяный Утрилло привел в дом своей матери молодого художника Андре Уттера, который на долгие годы стал любовником и сожителем Сюзанны Валадон.

15. Уттер был на 21 год моложе Сюзанны и на три года моложе самого Мориса Утрилло. На Монмартре Валадон, Утрилло и Уттера часто называли «проклятой троицей», их сожительство сопровождалось постоянными скандалами и вечным пьянством Утрилло. Сюзанна хотела, чтобы Уттер занял место главы семьи и оказал положительное влияние на ее сына, но из этой затеи так и не вышло ничего путного.

16. Несмотря на тяжелую алкогольную зависимость, жизнь Мориса Утрилло была достаточно продолжительной (72 года), он пережил многих художников, написал бесчисленное количество различных по качеству полотен (по некоторым данным - 3000, по другим - 10 000).

17. Злоупотребление алкоголем станет для художника его роком, он выглядел настоящим посмешищем даже в глазах сутенеров и проституток с площади Пигаль. Едва приметив фигуру Утрилло на подгибающихся ногах, они дразнили его «придурком с холма», а детишки кричали ему вслед обидное прозвище - Литрилло.

18. «Он бродил по улицам Парижа и его предместий, бессознательно ища приключений, которые иногда и находил. Он был даже рад какой-нибудь сомнительной встрече, лишь бы разрядиться и истратить избыток силы хотя бы в драке…» - вспоминал друг Утрилло литератор Франсис Карко. Обычно после таких «разрядок» требовалось не меньше недели для того, чтобы художник успокоился и пришел в себя.

19. Вне опьянения Морис Утрилло был тихим и одиноким человеком, избегавшим общения с людьми, но такие периоды бывали у него крайне редкими. «Он писал лишь для того, чтобы пить», - вспоминал один из биографов художника, имея в виду то обстоятельство, что часто Утрилло продавал свои работы за литр-другой вина.

20. Несмотря на беспробудное пьянство и патологическую связь с матерью, картины художника неплохо продавались еще при жизни. Кто-то из биографов Мориса Утрилло рассказывал о том, что, будучи уже взрослым человеком, художник часто запирался в комнате и в абсолютной тишине развлекался с игрушечным электрическим поездом, который ему в детстве подарила Сюзанна Валадон.

21. Мать умерла, когда Морису было 55 лет. Понимая, что сын абсолютно не приспособлен к самостоятельной жизни, она настояла на том, чтобы он женился на Люси Валор (вдове одного бельгийского банкира). Морису Утрилло на момент женитьбы был 51 год.

22. Другая версия гласит, что художник, страшно ревновавший свою мать к ее многочисленным любовникам, женился назло ей.

23. Как бы то ни было, под влиянием супруга Люси Валор начинает рисовать в наивной манере: по большей части ее работы изображают яркие цветочные букеты.

24. Свои нежные и тихие пейзажи Морис Утрилло писал несмотря на тяжелейшую форму алкоголизма, припадки ярости и агрессии, сопровождавшие этого большого художника на протяжении всей жизни.

25. «До Утрилло я не знал, что с виду такие однообразные кварталы прекрасны красотой свежей и почти таинственной», - говорил французский писатель Андре Моруа.

26. Париж, запечатленный на полотнах Мориса Утрилло, навсегда стал городом этого художника.

Материал подготовлен при поддержке Центра пропаганды и развития творчества людей, страдающих психическими расстройствами, Дарьи Евсеевой

Морис Утрилло (Utrillo) - французский живописец, мастер городского пейзажа, увидевший город глазами одинокого художника. Главной и единственной темой творчества был Париж, окраинные районы Монмартра.

Семья Мориса Утрилло

Морис Утрилло родился 25 декабря 1883 года, в Париже. Мать художника, Мари-Клементин Валадон, переменила множество занятий (ученица модистки, няня, официантка, акробатка в цирке и т. п.), прежде чем стала профессиональной натурщицей (с ней работали Огюст Ренуар, Пьер Пюви де Шаванн, Винсент ван Гог, Анри де Тулуз-Лотрек и др.), а затем и художницей (Сюзанна Валадон). Ее смелые уверенные наброски восхитили Эдгара Дега, и, освоив под его руководством технику мягкого лака, она стала писать в интенсивной красочной гамме, напоминающей работы фовистов.

Отцом Мориса мать считала некоего Буасси, но в 8-летнем возрасте мальчика по непонятным причинам усыновил давний приятель Валадон - испанец Мигюэль Утрилло-и-Милинс, подрабатывавший газетными очерками, живописью и архитектурными проектами, однако вскоре он уехал в Испанию и не напоминал о себе.

Именем «Морис Утрилло» художник стал подписывать свои картины только после 1906 года, до этого он использовал имена «Морис Валадон» или «М. У. Валадон».

В идеальной форме нет совершенства, задача художника, для написания городского пейзажа, найти то совершенство, которое содержит идеальная архитектура строения.

Утрилло Морис

Алкогольное пристрастие

Пристрастившись к алкоголю в подростковом возрасте (14-летнего мальчика, самостоятельно добиравшегося до парижского коллежа из предместья, иногда подвозили штукатуры и, забавляясь, угощали вином), художник на протяжении всей своей жизни, особенно в молодости, был подвержен жестоким запоям. Из-за пагубного пристрастия ему пришлось бросить коллеж (если не удавалось выпить рюмку абсента, мальчик впадал в ярость - рвал тетради и одежду, ломал мебель, угрожал самоубийством). Попытки обучить Мориса ремеслу также не увенчались успехом, и 16-летний подросток стал предметом всеобщих насмешек.

Юношу спасла Сюзанна Валадон - по совету психиатра она стала учить сына рисовать, однако первые уроки (мать водила по бумаге рукой сына с карандашом) были неудачными: Морис отбрасывал непослушные карандаши, рвал картон, пытался выпрыгнуть в окно. Но постепенно живопись увлекла его.

В каждом произведении искусства человеческое чувство должно явить себя прежде любой эстетической системы или живописного метода.

Утрилло Морис

Первые художественные опыты. Особенности живописной манеры

Первые самостоятельные наброски Утрилло делал карандашом, затем стал писать маслом. Осенью 1903 года он уже работал на натуре (однако из 150 пейзажей, выполненных, по утверждениям матери, за полгода, не сохранилось ни одного - самые ранние из известных относятся к 1905 году).

На протяжении 1903-1907 годов Морис писал деревушки Монманьи и Пьерефитт, окруженные пологими холмами и заросшие яблонями. В этих пейзажах прослеживается влияние творчества Камиля Жакоба Писсарро, заметное по характерному мелкому отрывистому мазку. С работами Писсарро Утрилло мог познакомиться в Люксембургском музее или в галерее Дюран-Рюэля.

Однако импрессионистическая манера передачи света и воздуха была художнику неинтересна, гораздо больше его привлекала ощутимая графическая материальность предмета. Вскоре композиционной основой большинства его пейзажей становилась уходящая вдаль улица, фланкируемая боковыми кулисами домов; на дальнем плане - преграда из домов или башен, заслоняющая небо и делающая пространство замкнутым.

В отличие от картин Писсарро в пейзажах Утрилло царит ровное, одинаковое освещение, ветра не чувствуется, небо почти всегда безоблачно. Художник упростил реальные формы, обобщая контуры, он свел очертания предметов к их основе; одним движением кисти создавал ощущение скользкой лестницы или отсыревшей штукатурки, провалы окон часто только намечает. Масляные краски казались ему чересчур прозрачными, и для передачи фактуры оштукатуренных и заплесневелых стен он добавлял в с песок, гипс, клей, использовал известь, накладывал кусочки мха, покрытые чернилами и эмалью дощечки, листы бумаги. Растирая краску в чашке, наносил ее на холст ножом, разглаживал пальцами. Эта живописная манера, сформировавшаяся довольно рано, с годами почти не претерпела изменений.

Говорят, на меня влиял Писсарро, может быть, случайное впечатление, но не влияние:я не видел других картин, кроме картин моей матери.

Утрилло Морис

Собор Парижской Богоматери

В 1908-1910 годах любимой темой художника, к этому времени вполне сформировавшегося, стал Собор Парижской Богоматери. К изображению собора Утрилло неоднократно возвращался и впоследствии, однако картины именно этих лет, где собор предстал как целостный величественный образ, подавляющий человека, специалисты считают наиболее сильными. Интерес к соборам - художник писал в Париже, Руане, Шартре, Реймсе, Лурде - связан не только с их живописностью, но и с возрастающей с годами религиозностью Мориса Утрилло.

Монмартр

Всемирную известность художнику принесли его картины с изображениями Монмартра - древнего уголка Парижа, сохранившего свое своеобразие и до наших дней. Монмартрский холм, прежде предместье Парижа, к тому времени, когда художник начал писать его, утратил свою идиллическую прелесть: вместо живописных лачуг поднялись многоэтажные доходные дома, извилистые узкие улочки, карабкающиеся по склонам холма, стали напоминать колодцы, маки, некогда украшавшие Монмартр, исчезли, лишь немногочисленные уголки сохранили свой первоначальный полудеревенский вид. Однако для Утрилло, одинокого, измученного своей болезнью, Монмартр с 1910-х ггодов (и до глубокой старости) стал главной темой творчества. Картины его скупали кабатчики за рюмку аперитива и бессовестно эксплуатировали талант художника. Один из его биографов вспоминает: «На бледной маске лишь глаза лучились теплом и ясностью, как глаза ребенка или затворника. Но этому взгляду противоречила горькая складка губ. Нет, улыбкой ее нельзя было назвать. Слишком много было в ней принужденности...».

В 1909 работы художника впервые были экспонированы в парижском Осеннем салоне, а вскоре он с матерью и отчимом отправился в путешествие на Корсику и в Бретань, однако и там по памяти продолжал писать виды Монмартра. Первая персональная выставка Утрилло состоялась в 1913 году, и у него, кроме кабатчиков, появились и другие поклонники - настоящие любители живописи (например, Октав Мирбо).

Я всегда следовал инстинкту, иногда мои полотна кажутся рельефными, потому что я проходил их кистью несколько раз, и только небо я старался сделать прозрачным.

Утрилло Морис

«Белый период»

К 1910-м годам относиться начало так называемого «белого периода» в творчестве Мориса Утрилло. Этот период, продолжавшийся до начала Первой мировой войны, характеризуется преобладанием в картинах разнообразных оттенков белого цвета, переходящего то в пепельный, то в серебристый, то снова в молочный, серый или золотистый тона. С помощью наиболее полюбившихся цветов - белого цинка, желтого хрома, кобальта, вермийона, темного краплака - художнику удавалось создавать не только удивительно насыщенную цветовую гамму, но и передавать безмолвное обаяние безлюдных улочек Монмартра, закованных в брусчатые мостовые. Впечатление вымершего города часто дополнялось чахлыми деревьями и плотно закрытыми домами, что вызывает щемящее чувство одиночества и бесприютности, столь характерное не только для ощущений самого художника, но и вообще для горожан 20 века. В 1950 году на одном из парижских аукционов американский миллионер заплатил за пейзаж Утрилло «белого периода» восемь миллионов франков - сенсационная сумма, не удивившая, однако, самого художника, к этому времени его картины ценились дороже полотен Клода Моне и Эдгара Дега.

Послевоенный период

После войны в творчестве художника произошли некоторые изменения. Кроме монмартровских тем, появились новые мотивы: церковь Сакре-Кер, Мулен де ла Галетт, кафе «Розовый кролик», площадь Тертр и другие. Колорит картин стал менее сдержанным. Художник писал город в праздничные дни, когда он украшен флагами, полотнищами и афишами. В этот период Утрилло работал также акварелью и гуашью, пробовал свои силы в технике литографии.

Слава художника начала расти, регулярно устраивались его выставки, публиковались монографии. Вместе с семьей он стал жить в старинном замке Сен-Бернар, ставшем его собственностью (разбогатели и многие хозяева питейных заведений, получившие пейзажи Утрилло за рюмку аперитива и продавшие их впоследствии за немалые деньги).

В 1926 году Морис Утрилло по заказу русского театрального и художественного деятеля Сергея Павловича Дягилева сделал эскизы декораций и костюмов для балета Джорджа Баланчина «Барабо», поставленного в Париже в театре Сары Бернар.

Один из кадров фильма «Модильяни» врезается в память с навязчивостью сцены из фильма ужасов – картина «Безумие» Мориса Утрилло и моменты жизни художника, предварявшие ее написание. Это одна из немногих (если не единственная) картина Утрилло, центром которой становится человек. Человек, мучимый не столько окружающим его зеленоватым мраком, сколько лучами недостижимого света. В сгустке боли, который сросся в одно целое с собственной тенью, несложно распознать самый болезненный в истории живописи автопортрет: в 1916 году постимпрессионист оказался в психиатрической клинике в городке Вильжюиф на севере Франции, после сменив его на приют Пиклюс – эти события и стали толчком к написанию картины. Она стала черной вороной среди выбеленных городских пейзажей мастера, которые и прославили его имя. Но вернемся на несколько шагов назад.


Еще мальчиком Утрилло наблюдал за работой будущих коллег на Монмартре, а некоторые живописные навыки получил от матери Сюзанны Валадон, художницы и натурщицы – ее фамилией он и подписывал свои первые работы (Морис Валадон), но позже взял фамилию своего отчима-испанца. Мексиканский живописец Диего Ривера (муж Фриды Кало), рассказывал анекдот о происхождении мальчика: «После рождения Мориса Сюзанна Валадон пришла к Ренуару, которому она позировала за 9 месяцев до этого. Ренуар посмотрел на ребенка и сказал: “Он не может быть моим, его цвет ужасен!” Затем она пошла к Дега , которому тоже позировала в то время. Он сказал: “Он не может быть моим, его форма ужасна!” В кафе Валадон увидела знакомого художника Мигеля Утрилло и все это ему рассказала. Мигель ответил, что она может дать ребенку фамилию Утрилло: “Это честь для меня – дать свое имя работе Ренуара или Дега!”». Кто бы ни был отцом ребенка, он несомненно передал ему часть своего таланта, который вылился в другую, более современную и меланхолическую форму.

Ранние работы Мориса Утрилло напоминают о городской поэзии Сислея и Писсаро.

В более поздних сквозит скорее Сезанн – сквозит по широким продувным улицам, бесприютным и по-европейски прямым. Формы становятся твердыми и осязаемыми, цвета – чуть более однозначными и прямолинейными, безвозвратно исчезает воздушный «дрожащий» мазок. Возможно, уход от импрессионистической лирики к этой строгости линий объясняется отказом от пленэрной живописи в пользу «срисовывания» с фотографий и открыток (к слову о вечном вопросе о том, стоит ли художнику писать картины по фото: как видите, так делали даже именитые мастера!).

Сакре Кёр и Шато де Бройар

Морис Утрилло (Maurice Utrillo) (1883-1955) – французский художник-живописец, работавший преимущественно в жанре городского пейзажа.
Морис Утрилло родился в 25 декабря 1883 года в Париже. Матерью художника была Сюзанна Валадон (Suzanne Valadon) (1865-1938) – натурщица и художница, первая женщина, принятая во французский союз художников (1894 год). Отец Мориса Утрилло неизвестен, бытует мнение, что это был малоизвестный французский художник Буасси, но никаких доказательств этому нет. Известно, что Сюзанна Валадон позировала многим французским художникам, в том числе и знаменитым: , . С некоторыми из них, Сюзанна даже имела любовную связь.
В 1891-м году было написано документальное свидетельство, утверждающее, что отцом Мориса является испанский художник Мигель Утрилло. Некоторые думают, что документ был сфабрикован, чтобы мальчик не считался незаконнорожденным.
Морис с юности проявлял опасную склонность к алкоголизму и дебошу, а с младенчества у него происходили некие приступы, во время которых его трясло, и он еле дышал. Уже с 12 лет Морис часто напивался до потери сознания и приходил в дикую ярость, если ему не удавалось добыть себе выпивку.
Во время одного из таких приступов бешенства, Морис вооружился ножом и угрожал самоубийством. Вскоре после этого Морис Утрилло впервые попал в психиатрическую лечебницу.
Чтобы как-то утихомирить и отвлечь сына от бутылки, в 1903-м году Сюзанна Валадон заставила Мориса заниматься живописью. Занятие увлекло юношу: он рисовал виды Парижа, в основном района Монмартра. Интересно, что Морис не получал специального художественного образования, ему полностью хватило того, чему научила мать.
В 1910 году работы Мориса Утрилло привлекли внимание художественных критиков, а к 1920 году Морис считался уже всемирно известным художником. В 1928 году французское правительство наградило Мориса орденом Почётного Легиона. Интересно, что несмотря на старания матери и собственные успехи в творческой стезе, Морис по-прежнему не терял интерес к выпивке, что ещё несколько раз приводило его в психиатрические лечебницы. Впечатлённый одним из своих посещений психушки, Морис написал одну из своих известнейших работ - «Безумие», выполненную в совершенно нетипичном для Утрилло жанре и стиле.
В 1930-х годах Морис стал проявлять активный интерес к религии, а в 1935 году женился на художнице Люси Валор. Существует мнение, что жениться его заставила мать, так как предчувствовала свою скорую смерть (она скончалась в 1938 году). Вскоре после свадьбы Морис и Люси переехали в парижский пригород Ле-Везине. Морис к этому времени тяжело болел и уже не мог работать на открытом воздухе, свои картины он начал писать по памяти и основываясь на почтовых открытках.
5 ноября 1955 года Морис скончался после продолжительной борьбы с болезнью лёгких. Удивительно, но, несмотря на то, что практически всю свою жизнь художник пил, ему удалось довольно долго прожить – до 71 года.

Иногда, известное выражение об отыскании истины в вине обретает свое неожиданное воплощение. В конце XIX века, Морис Утрилло, безрассудный пьяница, явил миру пейзажи Монмартра, удивившие обывателей и восхитившие знатоков. Картины художника побудили многих к переоценке ценностей; взамен движения к абстракции, они стимулировали переосмыслить реальность. Судьба благоволила Утрилло. Он прожил удивительную творческую жизнь, хотя мог бы безвестно закончить свои дни в какой-нибудь лечебнице.

Утрилло родился 25 декабря 1883 г. в Париже. Дитя внебрачной связи, он был первенцем молоденькой натурщицы Мари-Клементины Валадон. Отцом ребенка считался некий Буасси — художник-любитель и хронический алкоголик. Мать Мориса, незаконнорожденная дочь крестьянина, впоследствии стала протеже Тулуз-Лотрека, который посоветовал ей сменить имя на более благозвучное Сюзан, а впоследствии — познакомил с Дега, который учил ее живописи и поощрял успехи.

Когда Морис Валадон был еще ребенком, друг его матери, испанский писатель и критик Мигель Утрилло в порыве расположения даровал ему свое имя. Морис рос психически неуравновешенным, плохо учился, а после окончания школы пробовал себя в качестве банковского клерка но, мягко говоря, неудачно: к восемнадцати годам он уже находился в зависимости от алкоголя, и периодически попадал в лечебницы. Тогда-то, посоветовавшись с психиатром, Сюзан Валадон определила для сына трудотерапию, которая помогла ему сохранить и собственную личность и его скрытый талант. Рисование стало для Мориса эмоциональной отдушиной, средством для поддержания душевного равновесия. Эксперимент с трудотерапией блестяще оправдал себя.



За свою долгую творческую жизнь Утрилло произвел на свет тысячи и тысячи рисунков — маслом, гуашью, акварелью, карандашом.

Как правило, он рисовал либо по памяти либо используя изображения с почтовых открыток. В 1920-е годы он был уже всемирно известным, легендарным художником. В 1929 г. французское правительство наградило его орденом Почетного Легиона. В пятидесят лет он женился на энергичной вдове Люси Повель, которая вела дела мужа столь успешно, что супруги смогли купить шикарную виллу в окрестностях Парижа и жили там на широкую ногу. Не секрет, что с момента первого знакомства с лечебницей в юности и до своего роскошного уединения в Ле Везине в конце тридцатых, прошел через множество жесточайших алкогольных срывов. Он выжил лишь благодаря исключительной бдительности своей матери, а затем — жены. Обе женщины, в своем отношении к нему, сочетали подлинную нежность с непреклонностью тюремного надзирателя.

Самое удивительное во всей истории болезни Утрилло - то, что алкоголь не смог сокрушить его талант.

Теперь, многие живописцы и критики называют его величайшим художником-урбанистом двадцатого столетия. Однако, несмотря на высочайший статус, Утрилло был напрочь лишен критического взгляда на собственное творчество и сам прекрасно сознавал это. Совершенно заурядные работы чередовались у него с подлинными шедеврами. Нередко, работы мастера отличало отсутствие какой-бы то ни было интеллектуальной концепции, а также — единообразное повторение одних и тех же мотивов. Но, если Утрилло — только глаз, правомерно повторить сказанное Сезанном о Моне — зато какой глаз! И прежде всего, это — глаз Монмартра, того Монмартра каким он был перед первой мировой войной: старинный, живописный, относительно тихий богемный квартал. Утрилло влекли также индустриальные пригороды, с их унылыми улицами и непритязательными бистро; он рисовал кафедральные соборы Франции , панорамы Британии и Корсики, известны несколько натюрмортов с цветами. Но в истории живописи он остался именно как автор уникальных видов французской столицы.

Можно говорить об определенном влиянии на Утрилло Писарро и Сезанна; но такими вещами как уверенная композиция, гениальная простота и безошибочное чувство цвета Утрилло владел на уровне инстинкта. При этом, он не был ни примитивистом, ни классицистом, ни импрессионистом, ни фовистом; он не был даже романтиком. Он был полнейшим индивидуалистом, не поддающимся никакой классификации. Повышенное внимание, принято уделять картинам художника «белого периода», приблизительно 1909-14 гг., когда оттенки белого доминировали на его холстах. Однако годы, предшествующие белому периоду тоже принесли немало отличных работ. А в картинах позднейшего, колористического периода он часто и убедительно использовал яркие, живые тона.

Утрилло — один из немногих художников XX века, чьи работы по сердцу как умудренным специалистам так и неискушенным зрителям.

Меняются веяния моды и рыночные тенденции, а картины Утрилло с каждым годом только поднимаются в цене. Ныне, признанный повсеместно, он дважды сражался за свою репутацию в суде и оба раза одержал победу. В первый раз, американские таможенники попытались обложить его картины художника пошлиной, на том основании, что они срисовывались с почтовых открыток. Во второй — каталог лондонского музея поведал миру, что художник много лет как скончался от неумеренного пьянства. Поченный хозяин Ле Везине сумел убедить британский суд что он вполне жив и делит отпущенное ему время между работой и релиогиозным служением. Семидесятилетний Утрилло помнил и рисовал, словно в первый раз, Париж — доступный и богемный, по которому он так часто скитался молодым и неприкаянным. История его жизни лишена трагического финала, как у Ван Гога или Модильяни. У нее в финале — мир. Мир, в котором на холстах одухотворяются даже самые убогие закоулки, преобразованные художником, с доверчивой и чувствительной душой ребенка, в произведения искусства.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Морисс Утрилло» Альфреда Вернера (1953 г.)