Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Lada Ellada: легенды «Эллады» на базе «Калины.

Lada Ellada: легенды «Эллады» на базе «Калины.

Древняя легенда гласит, что Бог при сотворении мира, случайно уронил в море горсть камней. А эти камни чудесным образом превратились в цветущие острова и каменистые атоллы. Так появилась на свет Греция, тысячелетия назад именовавшаяся Элладой. Её жители – эллины – всему миру поведали о красоте Афродиты и могуществе Зевса , о кровавых загадках критского лабиринта и 12 подвигах Геракла . А ещё эллины научили нас слову «демократия».

Когда-то, много веков назад, многочисленные острова и южное побережье современного Балканского полуострова населяли люди , которые гордо именовали себя эллинами, а свою страну – Элладой.

Эллада – самоназвание Греции – изначально являлось названием города и области в южной Фессалии (греческая провинция) и лишь потом постепенно распространилось на всю Грецию.

Множество горных цепей с заснеженными вершинами опутывало Элладу. Морские волны изо дня в день превращали береговую линию Эллады в скалистые бухты, полные рифов и опасных подводных течений. Но эллины так любили свою страну, что своим неустанным трудом украшали её редкие равнины цветущими садами и виноградниками. Нельзя было представить более старательных и терпеливых земледельцев, чем эллины. Они превращали усеянную камнями землю в колосящиеся пшеницей поля, неустанно трудясь и поливая потом каждый её клочок. А горные склоны благодаря заботам эллинов покрывались аккуратными рядами бесчисленных виноградных кустов, плоды которых превращались в игристое вино, позволяющее забыть об усталости и радоваться жизни. Славились эллины и как отличные мореплаватели. Иначе и быть не могло – ведь море окружало их со всех сторон.

Жизнь эллинов полнилась многочисленными мифами и древними преданиями. Их бережно передавали из поколения в поколение. Одна из таких легенд рассказывает о страшном потопе, накрывшем буквально за несколько дней весь мир. Почти никому не удалось спастись от этой стихии. Предание гласит, что выжить сумел лишь один человек по имени Девкалион. Он и стал родоначальником нового поколения людей . Один из его сыновей – Эллин – поселился как раз в этом краю. Эллины – его прямые потомки.


Что вы знаете об устной и письменной речи?

Рассмотрите схему. Как показана на ней связь между устной и письменной речью?

Что объединяет устную и письменную речь?

Чем они отличаются?

7. Выпишите отдельно признаки устной и признаки письменной речи.

  • Воспринимается одновременно с процессом говорения.
  • Есть возможность многократно обращаться к тексту.
  • Есть больше времени для отбора оптимальных* языковых средств.
  • Создаётся в считанные секунды в момент говорения, на глазах у всех.
  • Используются голос, жесты, мимика, телодвижения.

8. Подготовьте устное сообщение на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи».

9. Прочитайте фрагмент устного ответа ученика. Найдите в этом ответе лишние слова. В какой мере они мешают слушателям воспринимать речь говорящего? В каких случаях паузы в ответе ученика говорят о том, что он ищет нужное слово, уточняет сказанное? Найдите срыв начатой конструкции, когда говорящий не заканчивает одно предложение, а уже начинает другое.

Значит... самое важное отличие Эллады от Египта... как бы в особой роли городов. Дело в том, что в Египте город был столицей княжества или царства... и там всем правили царь и жрецы.

В Элладе... значит... каждый город... или, как говорили греки, полис, был независимой республикой... вот с народным собранием, которое... именно тут выбирали правителей, которые должны были... отчитываться... давать отчёт за каждый год работы.

Отношения между жителями полиса были как бы сложными, часто даже острыми. Вот, например, когда решался вопрос, кому иметь избирательное право. Поэтому ведение городских дел считалось... важной и... сложной наукой... - политикой. _ _

(По С. Соколову.)

11. Расскажите об оттенках значения слова письмо в русском, английском и немецком языках. В каком значении употребляется слово письмо и словосочетание письменная речь в русском языке?

Слово письмо имеет в разных языках различные оттенки. Каждый народ выделяет в этом понятии какую-то одну, по его мнению, важную сторону.

В русском языке слово письмо родственно глаголу писать и показывает, что это нечто написанное. Писать можно и от руки, а можно на машинке или компьютере.

В английском языке слово Letter обозначает и букву, и письмо. Так подчёркивается, что письмо пишется буквами (хотя и не исключена возможность писать письма картинками, рисунками).

В немецком языке письмо называется словом der Brief, которое восходит к латинскому brevis, что означает «короткий». В этом слове подчёркивается, что письмо как сочинение должно быть коротким.

(По Е. Крашенинниковой.)

12. Напишите для себя краткую (из 5-7 пунктов) памятку о том, как писать письма. Воспользуйтесь приведённым текстом.

  • Письмо - ёмкая и разносторонняя форма общения.
  • Прежде чем писать письмо, надо всё обдумать. Ведь не безразлично, кому, зачем, что писать и как.
  • Если вы пишете письмо от руки, то следите за тем, чтобы буквы были чёткие, чтобы в конце строки слова не скатывались вниз, как капли дождя с крыш. Аккуратно написанные буквы - знак внимания и уважения к адресату.
  • Письмо должно быть вежливым.
  • Не забудьте подписать письмо и обозначить дату отправления.

13. Диктант по памяти. Запомните стихотворные строки В. Шефнера о словах, о речи. Обратите внимание на знаки препинания. Закройте учебник и запишите, как запомнили, это четверостишие. Вы как бы продиктовали его сами себе - вы написали самодиктант. Проверьте свой диктант по тексту учебника.

      Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
      С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
      Словом можно убить, словом можно спасти,
      Словом можно полки за собой повести.

14. Запишите, как вы понимаете две последние строки стихотворения В. Шефнера. Подкрепите ваши рассуждения примерами.

Обращение к искусству Древней Эллады может показаться в наши дни анахронизмом: зачем заниматься созерцанием давно исчезнувших памятников, когда человечество многострадального XX в. в муках и сомнениях ищет решения насущных жизненных вопросов? Имеют ли право трехтысячелетней давности изваяния, к тому же в большинстве своем сильно разбитые, подчас малопонятные, отвлекать внимание и время современного, вечно занятого человека? Могут ли они дать ему больше, чем познание ряда фактов и событий о том или ином времени, успокоят ли его в минуты глубоких душевных потрясений или взволнуют в тяжелые периоды равнодушия и депрессии, захватывающих порой не одного человека, а все общество?
Ответы на эти вопросы вряд ли можно найти в какой-нибудь книге. Они являются иногда в самый неожиданный момент и нередко в те часы, когда человек, придя в музей, выключается из повседневной спешки. Задержавшись в залах искусства Древней Эллады, он видит йа первый взгляд однообразные мраморные изваяния, отличающиеся друг от друга лишь поворотом торса или наклоном головы, движением рук или постановкой ног. Люди, которым все это кажется скучным, торопятся в залы, где скульптурные монументы полны кипящих страстей или красочные полотна рассказывают о занимательных ситуациях, драматических событиях, сразу захватывая воображение зрителя. Однако тот, кто заинтересуется античными памятниками, может не беспокоиться: он получит свою награду. Эллинская скульптура (а главное в искусстве древних греков это пластика -«муза сильная, но скрытная») не раскрывает всего богатства заключенных в ней эмоций, конфликтов, идеалов сразу. Она требует неторопливого, вдумчивого созерцания, проникновения в характер пластических форм, почти реального, доставляющего радость зрительного осязания всевозможных нюансов в моделировке мраморных изваяний.
Эллинское искусство, о котором пойдет речь, не такое уж, собственно говоря, и музейно-антикварное: для наслаждения им необязательно идти в залы Эрмитажа. На улицах русских и западноевропейских городов во множестве стоят здания, мимо которых люди ходят ежедневно и видят украшенные скульптурами фронтоны, рельефные фризы или монументальные статуи, прекрасные колоннады, созданные обращавшимися к античности зодчими. Прохожие обычно не думают при этом о древних эллинах, но в глубинах их сознания возникает порой воспоминание о живших тысячелетия назад и открывших для людей возможность «правильно радоваться», как говорил Аристотель, греках. Благодаря их эсте-

Тическим озарениям, у дорического портика в человека как бы вселяется мужество и доблесть, а у ионического или коринфского, украшающего вход в театр, человек испытывает «радость узнавания», предчувствуя встречу с искусством.
Несмотря на тысячелетия, отделяющие нас от древних эллинов, мы во многом живем и дышим их сознанием мира, их отношением к бытию, окрашенным и обогащенным к тому же великими идеями христианства...
Художественное наследие Древней Эллады - одна из двух составных частей великой античной культуры (другая - искусство Древнего Рима), определившей сущность всего последующего европейского эстетического творчества. Древние эллины, или греки, были небольшим, но талантливым народом, населявшим Балканский полуостров в I тыс. до н. э. Истоки их происхождения уходят в далекое прошлое.
В III-II тыс. до н. э. на Балканском полуострове, в западной береговой части Малой Азии и на островах Эгейского моря жили далекие предки греков. Большие укрепленные города ахейцев - Микены, Ти-ринф, Афины, Пилос и другие - были частью великой, очень развитой, но пока что малоизученной эгейской или крито-микенской культуры вместе с Троей, городами острова Крита и многими другими центрами Эгейского бассейна1. Покорившие Крит, но ослабленные после изнурительной борьбы с Троей, ахейцы испытали на себе сокрушительный напор дорян: племена эти хлынули на Балканский полуостров с севера и разрушили города ахейцев,*"оттеснив жителей в южные области Пело-понесса.
Можно сказать, что греческое искусство начало свою историю с XI в. до н. э. В I в. до н. э. римляне превратили Грецию в имперскую провинцию. И хотя эллинские города существовали до конца античного периода и далее, их культура и искусство с I по IV в. н. э. были уже частью культуры Римской империи. Великий же период эллинского искусства, оставивший человечеству ярчайшие памятники, продолжался с XI до I в. до н. э. О нем и пойдет речь в этой книге.
Искусство Эллады, естественно, имело в своем развитии начальные стадии, века расцвета и поздний период, когда в характере художест-
1 Некоторые исследователи считают искусство Эгейского мира началом греческой культуры, другие более осторожны и относятся к нему как к «буферному» явлению между древневосточной и греческой цивилизациями. В этой книге рассказ об искусстве Эллады начинается с творчества дорян. С художественными памятниками Эгейского мира читатель сможет познакомиться в других изданиях, в частности, в альбоме: Эгейское искусство.- М., 1972. В данной книге из памятников эгейского искусства читатель увидит (во вклейке и на форзаце) четыре произведения.
Читатель, заинтересующийся более полным составом иллюстраций по греческому искусству, сможет найти их воспроизведение в других книгах автора.

Венных форм стала ощущаться утрата былой цельности и совершенства. В связи с этим в искусстве Эллады различают несколько периодов: гомеровский (XI-VIII вв. до н. э.), архаический (VII-VI вв. до н. э.), классический (V-IV вв. до н. э.) и эллинистический (III-I вв. до н. э.). Последние античные века (I-IV вв. н. э.) Эллада жила, как отмечалось, под властью Рима.
Когда читатель встречается с теми или иными системами периодизации искусства, ему надо всегда иметь в виду условность предлагаемых границ, устанавливаемых только для удобства понимания развития и находящихся в противоречии с живой непрерывностью вечного, никогда не останавливающегося движения. Невозможно указать точно рубежи архаики и классики, классики и эллинизма, как нельзя утверждать, что именно в таком-то веке или в таком-то году завершилось, к примеру, искусство Древнего Востока и началась античная эпоха. Во многих ранних памятниках греческой архаики еще долгое время давали о себе знать элементы древневосточного искусства. Ту же непрерывность, безос-тановочность можно наблюдать и в период заката античности. Во II в. н. э. в Риме еще строился великий храм всех богов Пантеон - знаменитейший памятник языческой эпохи, но в те же годы в глубоких подземельях Рима, катакомбах, уже возникали раннехристианские произведения - полные новых чувственных эмоций фрески, многофигурные рельефы на мраморных саркофагах. Непрерывность, цельность и монолитность процесса развития античного искусства (как, впрочем, и искусства других эпох) всегда необходимо учитывать, созерцая и мысленно анализируя особенности различных художественных форм.
Искусство античной Греции - важнейший этап в развитии общечеловеческой культуры, расположенный хронологически между эпохами Древнего Востока и средневековьем,- своего рода звено в цепи всеобщей эволюции художественной формы. В то же время искусство Эллады - явление оригинальное, особенное. Именно эти два его качества - общеисторическое значение и индивидуальная, неповторимая сущность - должны всегда осознаваться человеком, соприкасающимся с образами, созданными древними греками. Также, впрочем, следует относиться и к- каждому отдельному произведению искусства, являющемуся, с одной стороны, элементом непрерывной общечеловеческой эволюции, частью всеобщей цивилизации, а с другой - исключительным созданием индивидуума - художника, которому никогда нельзя найти ничего вполне адекватного.
Читатель, знакомый с памятниками Древнего Востока, знающий о существовании пирамид в Гизе, о рельефах египетских храмов, о монументальных изваяниях фараонов, заметит много принципиально нового в искусстве древних эллинов. Действительно, древнеегипетскими художниками руководили чувства необъятности, глобальности мира, настроения, окрашенные осознанием космичности бытия: колонны египетских храмов и сейчас воспринимаются как гигантские воплощения самой сущности растений - лотоса или папируса, потолки центральных

Рождение Афродиты. Рельеф. Мрамор. Около 460 г. до н. э. Рим, Национальный музей
залов - как небо со звездами, а сами храмы - как художественная модель вселенной. Человек рядом с такими архитектурными образами кажется ничтожно малым, незначительным, почти песчинкой. У храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри он ничтожен - над ним возносится как символ божества храм с огромной колоннадой, еще выше царит природа (скалы) и над всем этим господствует небо и всеобъемлющий космос. В Греции же художники, не утратив ощущения космичности бытия, главное стали видеть в земных образах. Храмы строились исходя из пропорций человека, колонны нередко принимали облик кариатид и атлантов.
Границы понятия божества в Египте были бесконечно широкими. В Греции же все мировые сущности (природа, животные, растения), включенные в понятие божества, обретали вид человека. Бытие воплощал мужественный мудрый Зевс, безбрежность моря с его волнениями и опасностями - Посейдон, растительный мир, обещающий плодородие и богатство,- Деметра, царство животных - Артемида и т. д.
Божество в сознании древнего египетского художника являлось бесконечным по своим параметрам, в Греции божественный и реальный мир фокусировался в человеческих формах. В таком изменении миро-

Воззрения можно почувствовать, с одной стороны, сужение рамок в вос приятии бытия, некоторое снижение его величия и всеобъемлемости, но, с другой, нельзя не усмотреть в этом и движения к гуманистическому осмыслению окружавшей действительности. Человек для грека уже не бесконечно малое, ничтожное, затерянное в безбрежности божественных сфер существо, но как бы само воплощение идеи, центр мироздания.
Если в Древнем Египте божество нередко выступало в облике полузверя, часто с телом человека и головой животного, то у древних греков все иначе: божество всегда имеет вид человека, а в обличьях чудовищ используется туловище зверя, но голова порой людская.
В искусстве Древнего Египта художник заворожен величием и таинственностью природы и божества, он охвачен торжественным и благоговейным трепетом. У греческих художников человек даже в раннюю архаическую эпоху кажется спокойным, уверенным, величественным.
По сравнению с египетским искусством в греческом усиливаются элементы светского начала, конечно, при очень значительном еще культовом его смысле.
Мир художественных образов Древнего Египта полон контрастов. Это или крупные фигуры всесильных фараонов, жрецов, чиновников или мелкие - ничтожных рабов, пленников. Объясняющаяся общественным положением разновеликость людей, изображенных на египетских рельефах, повсеместна. У древних эллинов она почти исчезает.
Внутренняя взволнованность даже внешне спокойных образов в древнеегипетских памятниках предельно акцентируется художниками. В искусстве греков, особенно в классический период, все тяготеет к сдержанности эмоций, возвышенной просветленности сознания.
Стоит обратить внимание на то, что после экспрессивности египетского восприятия мира, сменившегося рациональностью и логикой античности, эмоциональная сущность образов вновь ярко проявится в искусстве средних веков, чтобы снова в годы Ренессанса уступить место логически рассудочной системе. В таком бесконечно пульсирующем ритме человеческого отношения к миру, когда попеременно после чувственных принципов возникают рациональные, античность воспринимается как одно из ярчайших проявлений мирового художественного сознания.
Известно, что обостренная внутренняя эмоциональность и чувственная экспрессивность приводила в искусстве древних египтян к канонизации форм, своего рода принципам внешней сдержанности. Греческий философ Платон пишет: «Установив, что прекрасно, египтяне объявили об этом на священных празднествах, и никому - ни живописцам, ни другому кому-то, кто создает всевозможные изображения, ни вообще тем, кто занят мусическими искусствами", не дозволено было вводить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное».
Совершенно иную картину представляет собой искусство древних греков, для которого характерно частое, очень заметное изменение художественных форм, особенно проявившееся на рубеже V-IV вв. до н. э.
1 Мусические искусства у древних греков - искусства, которыми управляют прекрасные Музы, руководимые богом Аполлоном.- Прим. автора книги.

Воплощавшееся, как отмечалось, в древнеегипетском искусстве осознание безграничности космических масштабов мироздания определяло заметную таинственность его образов.
В искусстве же эллинов, где основой нового мифологического восприятия стал человек и на его сущности сосредоточилось внимание художников, элемент загадочности бытия стал значительно меньше.
Ко времени становления античной (эллинской) художественной деятельности успели возникнуть и сформироваться основные известные и в наше время виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, рельеф, вазопись, глиптика и др. В Древней Элладе они получили дальнейшее развитие, что обусловило своеобразие и несходство древнегреческих и древнеегипетских памятников. В искусстве греков в то же время нельзя не заметить много нового, в частности, в отношении к материалам. Одним из основных новшеств стало широкое использование мрамора взамен созвучных ощущению вечности крепких пород камня (гранит, базальт, диорит), к тому же цветных, усиливавших этим отвлеченность египетских образов от реальности. Получили у эллинов распространение и новые, помимо инталии, виды глиптики, такие, в частности, как камея; во множестве возникали и стеклянные сосуды, весьма популярным стало искусство терракоты.
Инструментами эллинским ваятелям служили шпунт, скарпель, тра-янка, рашпиль, бурав. Первоначальная обработка производилась шпунтом, от ударов острого конца которого на поверхности оставались грубые следы. Затем каменный блок обрабатывался более тщательно скар-пелью, по которой, как и по шпунту, били молотком, так что от острого и плоского рабочего конца скарпели оставался след, напоминающий дорожку. Последующая отделка велась траянкой, оставлявшей мелкие параллельные насечки. Затем шла полировка камня рашпилем или песком. Для выделывания углублений - ушных раковин, ноздрей, складок одежды и т. д.- эллинские мастера применяли бурав.
В искусстве эллинов на первом по своему значению месте всегда стояла скульптура. Даже формы архитектуры (например, Парфенон) были пластичны. Очень слаборазвитая фресковая живопись на плоскости мало интересовала греков, ее оттеснили в годы расцвета (V в. до н. э.) рисунки на сферических поверхностях сосудов. Пластичность всего мировоззрения греков очевидна. Она заявляла о себе и в характере философских афористических умозаключений («Я знаю, что я ничего не знаю», «Познай самого себя» и т. п.), мифологические герои кажутся осязаемо персонифицированными идеями, поражает объемно-образное восприятие греками мира и всех элементов.
Если в искусстве Востока преобладали умозрительность, а порой не вполне ясная отвлеченность, таинственность (кстати, обнаружившиеся позднее и в искусстве средневековья), то созданный эллинами образ (архитектурный, скульптурный, философский, поэтический, мифологический, живописный) всегда предельно конкретен, он настолько явствен, что, кажется, его можно ощупать, потрогать рукой.

Пластичность восприятия мира - это стержень, сущность античного, преимущественно эллинского искусства. В римском уже будут заметны предпосылки перехода к новому - средневековому, как и до античности, более умозрительному, отвлеченному осмыслению бытия и человека.
В искусстве древних эллинов проявилась исключительная цельность эстетического осмысления мира, своего рода универсальность художественного мышления, способность одного мастера, далекого от профессиональной ограниченности, выражать свои чувства в разных видах искусства, в архитектурном сооружении, статуе, керамике или ювелирном изделии. Так работали Фидий, Скопас и, наверное, многие их соплеменники. Те же качества цельного художественного сознания не случайно заявили о себе позднее, в годы Высокого Возрождения, в творчестве Леонардо, Рафаэля, Микеланджело.
Эллин в своем сознании воспринимал себя человеком великим, гармоничным и прекрасным. «Художник, создавая их (статуи с фронтона Парфенона.- Г. С), вряд ли имел перед собой более совершенную натуру, чем мы,- высказывался Гете,- художник вырастал сам и, воплощая природу, отражал в ней собственное высокое совершенство... Кто хочет сделать нечто великое, тот должен настолько развить свои силы, чтобы быть в состоянии, подобно грекам, поднять низшую реальную природу до высоты своего духа и сделать действительным то, что в явлениях природы, в силу внутренней слабости или внешних препятствий, осталось простой возможностью»1.
Законченность и цельность, завершенность художественного образа была характерна для искусства древних эллинов. Ощущение двойственности, неопределенности исключалось. Греческому искусству чуждо сильно развившееся в средневековье чувство радости страдания, в нем не поощрялось воплощение взаимоисключающих, но переплетающихся эмоций. Красота, в эллинском искусстве всегда должна была быть логично выражена художником и также ясно, без недомолвок, воспринята зрителем. Искусство для древнего грека не было к тому же просто украшением, в нем заключался некий более серьезный, нравственно глубокий смысл, необходимый человеку в его реальной жизни. «Кто прекрасен - одно лишь нам радует зрение, кто ж хорош сам собой- и прекрасным покажется»,- говорит поэтесса Сафо. В эстетично^ сти создаваемых образов греки всегда хотели видеть этические, нравственные элементы. Очевидно, в связи с этим поэт Феогнид пишет: «Все, что прекрасно, то мило, а что не прекрасно, не мило». Логическая четкость художественных образов, определенность и законченность их форм, так же как пластичность, составляют одно из важнейших качеств эллинского искусства.
Еще одна, весьма важная, возможно, даже основная особенность эллинского искусства, с которой встретится читатель,- исключительно сильная метафоричность образов.
В памятниках Древнего Египта всегда, как отмечалось, на первое место выступала их культовая сущность. Ценимые сейчас, несомненно,
1 Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни: Пер. Е. Т. Рудневой.- М.; Л., 1934.- С. 406-407.

Огромные эстетические их качества, как бы велики они ни были, подчинялись религиозным канонам. В Элладе возникает и развивается новый, сосуществующий с культовым принцип художественного отражения мира. В памятниках всегда на первый план выступает метафоричность. Естественно, ее проявления эволюционируют в течение долгого времени, многие ранние произведения эллинов еще сохраняют высеченные на мраморных поверхностях пространные посвящения изображенным на них божествам. Позднее в классике эта тенденция исчезает, и невозможно уже представить на ноге Аполлона Бельведерского или Афродиты Ме-лосской выбитые многострочные обращения к божеству. Статуя начинает восприниматься не только как дар паломника всесильному олимпийцу, но прежде всего как художественное произведение. Этот процесс, активно развивавшийся в течение всей эллинской истории, привел, собственно, к рождению искусства. (Хотя надо отметить, что у древних греков не было в языке слова, равнозначного позднейшему термину «искусство».)
Метафоричность, свойственная искусству всех времен и народов, возникла и проявилась с особенной силой прежде всего у эллинов. Можно сказать, что она стала основой художественного образа. Как в известном стихотворении «На севере диком стоит одиноко...» поэт говорит не о сосне и пальме, но о разлученных любящих друг друга душах, а описанные деревья не что иное, как поэтические метафоры, так и эллинские образы нередко окрашиваются в новые, порой необычные, но всегда яркие тона, обогащающие восприятие.
Агесандр (м. б. Александр).
Афродита Мелосская. Мрамор.
1-я половина II в. до н. э. Париж, Лувр

Метафоричность как глубинное, основанное на ассоциативных связях эстетического характера свойство художественного образа (требующее внимательного, неторопливого его созерцания и переживания) составила основу греческого искусства, а в дальнейшем и всего более позднего - европейского. Метафора сложна, она неразрывно связана с созерцающим образ и, по существу, "отражается в нем, являясь как бы и его, зрителя, качеством. Чем острее восприимчивость человека, тем сложнее, богаче и многообразнее кажется ему метафорическая окраска памятника. Чем скромнее его эстетический багаж, тем бесцветнее для него метафора и менее выразительно произведение искусства.
В древнеегипетских памятниках, во многом, как упоминалось, подчиненных религиозным элементам восприятия, метафора осознается не всегда открыто и логично, так как мастер взывает прежде всего к чуду, откровению, таинственному озарению. Античный способ художественно-метафорического понимания и отражения мира принципиально отличен от египетского.
Рассматривая изваяния эгинского фронтона, где борются ахейцы и троянцы, нужно помнить, что в сознании человека V в. до н. э. этот конфликт ассоциировался с войной греков и персов, сильно волновавшей тогда эллинское общество. Изображенную на рельефах алтаря Зевса в Пергаме победу богов над гигантами мы воспринимаем как своего рода метафору, художественный намек на торжество жителей Пергама, одолевших своих противников - галлов.
Древние греки начинали понимать, что в живой ткани подлинного искусства скрыта не только красота иносказания - метафора, но и возможность чудесного предвидения. Они стали видеть в художниках прежде всего пророков.
Особенно ярко метафоричность греческого искусства проявляется в теме кентавромахии. Наивно было бы думать, что греки V в. до н. э. верили в существование кентавров-чудовищ. Кентавр воспринимался поэтическим образом получеловека-полуживотного, и победа над ним была торжеством светлого разума над хаотическим и смутным полузвериным состоянием.
Метафоричность эллинов проявлялась не только в философском осмыслении многих мифологических образов, но и в отношении мастеров к художественным свойствам материалов. Как бы в самом уже чуть «подтаивающем» с поверхности мраморе, особенно хорошо подходящем для статуй Афродиты, заключался смысл образа. Бронзе, более соответствующей внешним качествам мужского загорелого тела, не случайно мастера отдавали предпочтение в статуях атлетов. В сознании зрителя на качества образа переносились отмеченные свойства материалов. Они формировали его сущность, усиливали его особенности.
Метафора сказывается и в характере обработки материала - в трактовке его поверхности. Заглаженность камня создает одно впечатление от образа, шероховатость вызывает иные ассоциации, и отношение к образу от этого меняется. Неполированные, обобщенно намеченные плечи и лицо у кентавра на одной из метоп Парфенона - не результат недоработки скульптора. Отличие их от мраморного с более тща-

Тельно обработанной поверхностью тела борющегося с чудовищем грека способствует осознанию грубости и неотесанности кентавра, противопоставленного гармоничному и ясному в своих светлых помыслах человеку.
Подобно тому как условны понятия хронологических рамок античности, обнаруживавшей себя во множестве различных стилей, манер всех последующих веков, включая современность, так же условны и территориальные ее границы. Можно лишь указать, где выразили себя начальные проявления эллинского искусства и где эллинская культура заявила о себе как новая, необычная, поразившая всех прекрасная сущность. Подобно богине, вышедшей из пены, античное искусство, непревзойденное по красоте своих памятников, раскрыло себя впервые в бассейне Эгейского моря; оно возникло, можно сказать, из волн, как прекрасная Афродита. Острова Крит, Киклады, Балканский полуостров, Малая Азия были землями, впервые облагороженными чудесными ростками эллинского художественного сознания. Первоначально узкие территориальные рамки античного искусства впоследствии значительно расширяются. В них входят Испания на западе, берега Черного моря на севере, малоазийские города на востоке, североафриканские на юге.
С наступлением на греко-римские города варваров в первые века нашей эры границы воздействия искусства древних эллинов снова сужаются, зато заявляют о себе римские элементы. Порой весьма необычные произведения эллинов возникают на периферии - в Испании, Сицилии, Северном Причерноморье, Северной Африке, Южной Франции, Малой Азии. Своеобразие быта и жизни многочисленных эллинских племен обусловливает и специфику художественных школ (аттической, дорической, ионической), весьма непохожих друг на друга и оставивших различные по своим стилевым особенностям памятники.
В книге читатель найдет много сведений о произведениях эллинских мастеров, встретится с именами художников и скульпторов, узнает об отношении к искусству самих древних греков. Эта информация в значительной части поступает в современную науку из сочинений различных древних авторов, и в первую очередь из чудом уцелевшей книги Павсания «Описание Эллады», переведенной на русский язык.
От искусства Эллады сохранилось довольно много памятников, архитектурных и скульптурных, а также изделий прикладного искусства (вазопись, глиптика, терракота, нумизматика и т. д.). Многие произведения древнегреческих мастеров обнаруживают археологи и теперь на местах поселений древних людей. Их открывают как в самой Греции, так и в районах Северного Причерноморья, где в период с VI в. до н. э. по IV в. н. э. существовали античные города и поселки.
Читателю не составит особенного труда увидеть, даже не посещая Греции, на нашей земле прекрасные памятники античной архитектуры, мраморные статуи, расписные керамические сосуды. И вполне возможно, что после прочтения книги ему станут более понятны и близки древнегреческие художественные произведения, с которыми он встретится в своей жизни.

Эллада - это древнее название Греции. Это государство оказало значительное влияние на дальнейшее развитие Европы. Именно здесь впервые появилось такое понятие, как «демократия», здесь был заложен фундамент сформированы основные черты теоретической философии, созданы прекраснейшие памятники искусства. Эллада - это удивительная страна, а ее история полна тайн и загадок. В этой публикации вы найдете самые интересные факты из прошлого Греции.

Из истории Эллады

В истории Древней Греции принято выделять 5 периодов: крито-микенский, Темные века, архаический, классический и эллинистический. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Крито-микенский период связывают с появлением первых государственных образований на островах Эгейского моря. Хронологически он охватывает 3000-1000 гг. до н. э. На этом этапе появляются Минойская и Микенская цивилизации.

Период Темных веков именуют «гомеровским». Этот этап характеризуется окончательным упадком Минойской и Микенской цивилизаций, а также формированием первых предполисных структур. Об этом периоде источники практически не упоминают. Кроме того, время Темных веков характеризуется упадком культуры, экономики и утратой письменности.

Архаический период - это время формирования главных полисов и расширения эллинского мира. В VIII в. до н. э. начинается Великая греческая колонизация. В этот период греки расселяются по берегам Средиземного и Черного морей. Во время архаики складываются ранние формы эллинского искусства.

Классический период - это время расцвета греческих полисов, их экономики и культуры. В V-IV вв. до н. э. появляется понятие «демократия». В классический период происходят самые значительные военные события в истории Эллады - греко-персидские и Пелопонесская войны.

Эллинистический период характеризуется тесным взаимодействием греческой и восточной культур. В это время наблюдается расцвет искусства в государстве Эллинистический период в истории Греции длился до установления римского господства в Средиземноморье.

Самые известные города Эллады

Стоит отметить, что в Греции в период античности не сложилось единого государства. Эллада - это страна, которая состояла из множества полисов. В античности полисом называли город-государство. Его территория включала городской центр и хору (земледельческого поселение). Политическое управление полисом находилось в руках Народного Собрания и Совета. Все города-государства были разными и по количеству населения, и по размеру территории.

Самые известные полисы древней Греции - это Афины и Спарта (Лакедемон).

  • Афины - это колыбель греческой демократии. В этом полисе жили знаменитые философы и ораторы, герои Эллады, а также известные деятели культуры.
  • Спарта - это яркий образец аристократического государства. Главным занятием населения полиса была война. Именно здесь были заложены основы дисциплины и военных тактик, которые в дальнейшем использовались Александром Македонским.

Культура Древней Греции

Объединяющую роль для культуры государства сыграли мифы и легенды Древней Греции. Каждая сфера жизни эллинов была подчинена общим представлениям о божествах. Стоит отметить, что основы древнегреческой религии сформировались еще в крито-микенский период. Параллельно с мифологией возникла и культовая практика - жертвоприношения и религиозные празднества, сопровождавшиеся агонами.

С мифологией также тесно связана древнегреческая литературная традиция, театральное искусство и музыка.

В Элладе активно развивалось градостроительство и создавались прекрасные архитектурные ансамбли.

Самые известные деятели и герои Эллады

  • Гиппократ - отец западной медицины. Он является создателем врачебной школы, которая оказала огромное влияние на всю античную медицину.
  • Фидий - один из самых знаменитый скульпторов классической эпохи. Он является автором одного из семи чудес света - статуи Зевса Олимпийского.
  • Демокрит - отец современной науки, знаменитый древнегреческий философ. Он считается основателем атомистики - теории, согласно которой материальные вещи состоят из атомов.
  • Геродот - отец истории. Он занимался изучением истоков и событий греко-персидских войн. Результатом этого исследования стал знаменитый труд «История».
  • Архимед - греческий математик, физик и астроном.
  • Перикл - выдающийся государственный деятель. Он сделал значительный вклад в развитие Афинского полиса.
  • Платон - знаменитый философ и оратор. Он является основателем первого учебного заведения на территории Западной Европы - академии Платона в Афинах.
  • Аристотель - один из отцов западной философии. Его труды охватывали практически все сферы жизни общества.

Значение древнегреческой цивилизации для развития мировой культуры

Эллада - это страна, которая оказала огромное влияние на развитие мировой культуры. Здесь родились такие понятия как «философия» и «демократия», были заложены основы мировой науки. Представления греков о мире, медицине, гражданском обществе и человеке также повлияли на судьбы многих западноевропейских государств. Любая сфера искусства связана с этим великим государством, будь то театр, скульптура или литература.

Я отправился за первым российским электромобилем с одержимостью аргонавтов, которые когда-то отважились на путешествие за золотым руном. Давка в трамвае, людское море в метро - и вот он, заветный островок техцентра, где ждет «Эллада». Но, как и у древнегреческих мореплавателей, с достижением цели мои приключения только начались.

«ЕСЛИ СНИКНЕТ ПАРУС, МЫ УДАРИМ ВЕСЛАМИ…»

Внешне электро-«Калина» - обычный универсал (только передний бампер иной). Внутри тоже все знакомо, потому особых эмоций поначалу не возникает.

Поворачиваю ключ в замке. Секундная пауза, и на панели приборов высвечивается маленький зеленый автомобильчик. Селектор в «драйв» - машина бесшумно трогается под шорох шин.

Чувствительная педаль газа требует привыкания. Коснулся - и электрокар прямо прыгнул вперед! Для традиционных «Калин» такое ускорение - предел мечтаний. Прежде у автовазовских машин подобной динамики не встречал. Но азарт остудил борткомпьютер: на цветном дисплее высветился приговор - 13 км до подзарядки. И это с полностью заряженными батареями... Сразу вспомнил зимний тест «Мицубиси-iMiEV» (ЗР, 2012, № 6), на котором мы до редакции так и не доехали. Звоню коллегам: мол, протягивайте нить Ариадны в виде буксировочной стропы, а то до розетки, боюсь, не дотяну. Хорошо хоть, на улице -1 ºС, а не -20º, как тогда.

Выключаю фары, печку, еду спокойно, не быстрее 50 км/ч. На спуске с моста жму на тормоз и чувствую, как в конце хода педали растет усилие, а стрелка в левом блюдце панели приборов опускается в синюю зону - рекуперативное торможение ободряет борткомпьютер, он милостиво показывает 14 км. Уже лучше, но левая педаль от этого не стала более информативной. Замедление невнятное, а на черепашьей скорости колеса будто кто-то схватывает щипцами. У iMiEV и «Рено-Зое» тормоза настроены гораздо лучше.

РАЗРЕШИТЕ ПРИКУРИТЬ?

Благополучно приехал на редакционную парковку и любуюсь высветившимися на мониторе магическими цифрами: 30 км. Окрыленный результатом, подзарядил машину от розетки за ночь (примерно 8–10 часов) и снова вырулил на городские улицы. Включив печку, замечаю, что салон прогревается долго. Но, по ощущениям, тепло уходит медленнее, чем в «Мицубиси-iMiEV», хотя «Калина» заметно больше. Накрутив по городу около 20 км, разрядил машину почти на 60%. Очередную зарядку решил провести на ближайшей консоли - в Москве их уже немало. На сайте компании «Револьта» (Revolta, занимается развитием сети зарядных станций) есть подробная карта. Увидев поблескивающий на солнце столбик, понимаю - это не привычный визит на АЗС!

Увы, добраться до живительного тока невозможно: места для зарядки заставлены бензиновыми машинами! Да и специальной карточки оплаты в кармане нет. Впрочем, это для меня всё впервые, а обладатели электромобилей заранее продумывают процесс. Своему клиенту «Револьта» может бесплатно установить консоль хоть дома, но тогда за каждый киловатт придется платить чуть ли не вдвое больше. Однако самое ужасное - «Элладу» от этих станций зарядить все равно не получится, потому что стандарты зарядки машины и консолей разные!

«Лада-Эллада» должна заряжаться не только от бытовой розетки, но и от соответствующих международным стандартам зарядных консолей. Тогда жить с российским электромобилем станет легче

Стандарты определяют тип кабелей, розеток, коннекторов, допускаемых к использованию в зарядных устройствах. И разработчики электрокаров в Европе и Америке следуют этим правилам. То есть «Тесла», iMiEV и другие - на зарядку становись, а «Эллада» - нет. И это сильно осложняет жизнь владельцам российского электромобиля. У большинства заграничных машин кабель снабжен преобразователем напряжения Mode 2 (медленная зарядка переменным током от бытовой сети с использованием защиты внутри кабеля), опять же описанный в стандарте и предохраняющий от удара током или возгорания, а у автовазовского электромобиля кабель без этого «излишества».

БИТВА С МИНОТАВРОМ

Прогрессивное мышление, подобно Гераклу, постепенно побеждает невежество Минотавра. Снижение пошлин на электромобили позволило сбросить цену «Мицубиси-iMiEV» с 1 799 000 до 999 000 рублей. Ценник на серийную «Элладу» обещают существенно ниже.

Но если завод действительно хочет превратить миф об электромобилях в быль, нужно сделать так, чтобы «Эллада» подзаряжалась от различных зарядных консолей. Затем объяснить дилерам структуру их будущих доходов от продажи экзотической пока машины. Наконец, обучить спасателей, как это делает «Тесла». Ведь, если машина попадет в серьезное ДТП, нужно знать, где разрезать кузов и как разрывать силовую цепь, находящуюся под большим напряжением.

Вот тогда у АВТОВАЗа появится шанс завладеть поистине золотым руном. Уверен, появление массовых электромобилей в России и высокий спрос на них у населения и корпоративных клиентов - лишь вопрос времени.

ПЛЮС Великолепная динамика, хорошее оснащение и тишина в салоне. МИНУС Ограниченный пробег и медленный прогрев салона, неинформативные тормоза.

Благодарим автосалон «АвтоГермес» за предоставленный на тест электромобиль и компанию «Револьта» за помощь в подготовке материала.

ПЯТЬ ФАКТОВ ПРО ЭЛЕКТРОМОБИЛИ

Первый российский электрокар построили в 1899 году в Санкт-Петербурге.

В 1917 году фирма Woods Motor Vehicle показала первый гибрид.

В 1971 году электромобиль побывал на Луне в составе экспедиции «Аполлон-16».

К 2011 году почти половина европейских стран ввела льготы на покупку машин с нулевыми выбросами СO 2 .

В начале 2014-го в России на два года отменили таможенную пошлину на электромобили для юридических лиц. Раньше она составляла 19%.

ПОМЯНЕМ СТАРОЕ

Электромобили - отнюдь не изобретение современного мира. Первый трехколесный электрокар француз Гюстав Труве показал еще в 1881 году. А в 1897-м американцы заставили электричество зарабатывать деньги. Тогда в такси Нью-Йорка начали работать первые машины на электротяге. Позже, в 1912 году, в США появилась еще одна интересная машина - Detroit Electric Clear Vision Brougham (на фото). При мощности 4 л.с. она развивала 37 км/ч и могла проехать около 160 км. Основными покупателями были женщины, так как пуск электромотора, в отличие от бензинового двигателя, не требовал больших физических усилий. Изначально модель оснащали свинцово-кислотными батареями, но вскоре примерно за 600 долларов доплаты начали ставить и железоникелевый аккумулятор Эдисона. Росту продаж (около 1500 экземпляров в год) помогали высокие цены на бензин, ведь полным ходом шла Первая мировая война.