Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Какаую роль играет деталь в характеристике героев поэмы "Мертвые души"? Художественные особенности поэме «Мертвые души» Н. В

Какаую роль играет деталь в характеристике героев поэмы "Мертвые души"? Художественные особенности поэме «Мертвые души» Н. В

Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, черепа, скелеты, что, без сомнения, соответствовало самому гротескному содержанию поэмы и предавало, как говорил сам Гоголь, «кутерьму, суматоху, сбивчивость» . Ю. Манн

Сатира – это уничтожающая критика пороков, окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключён в эпиграфе к нашему уроку. Так над чем же смеётся, что критикует Н. В. Гоголь в своей поэме «Мёртвые души» ?

Повторим изученное Основной прием изображения помещиков в поэме – развернутые портреты, которым сопутствуют: интерьер, детали, характеристика других персонажей, поведение героя во время сделки, говорящие имена.

Назовите данного героя, дайте ему характеристику. «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья» Манилов

Манилов «Манилов по природе добрый, даже благородный, бесплодно прожил в деревне, ни на грош никому не доставил пользы, опошлел, сделался приторным своею добротою…»

Манилов Какие «ключи» подобрал Чичиков к Манилову и его супруге, стремясь завоевать их симпатии? Как реагирует Манилов на просьбу Чичикова, касающуюся продажи мертвых душ?

Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Коробочка «Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти»

Настасья Петровна Коробочка «Иной и почтенный и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены» .

Коробочка Как характеризует Коробочку ее рассказ о «сгоревшем изнутри» кузнеце? В чем для нее заключается печальный смысл произошедшего?

Назовите данного героя, дайте ему характеристику. «Продулся в пух, убухал четырёх рысаков, свинтус, тресну по смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор» Ноздрёв

Ноздрёв Полный, лет тридцати, разбитной малый, черномазый, шумный, всегда веселый, свежий, с черными, как смоль, бакенбардами. Этот легкомысленный гуляка и хвастун пышет здоровьем, от него веет простодушной самовлюбленностью и бесшабашной удалью.

Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. В любое общество он вносит сумятицу, его появление всегда предвещает скандал. «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели» . Ноздрёв и Чичиков

Назовите данного героя, дайте ему характеристику. «Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с телёнка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило» Собакевич

Собакевич – хитрый человек-кулак, «себе на уме» , опытный хозяин, внешне похожий на медведя (даже зовут его Михаилом Семеновичем).

Собакевич за едой Во время беседы с Чичиковым Собакевич дает нелестные характеристики общим знакомым: «Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой…» . Есть ли в словах Собакевича какая-то доля истины?

Назовите данного героя, дайте ему характеристику. «Дряхлым инвалидом, лишённые верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха» Плюшкин

Время остановилось для этого человека, потерявшего нормальный облик и превратившегося в «прореху на человечестве» . Плюшкин Самое печальное, мрачное место – некогда богатое имение помещика Плюшкина, разоренное патологической скупостью хозяина.

Плюшкин у сундука «С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах» .

“Приятная встреча”. Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр. Учтивый Беспечный Обходительный Манилов Пустослов Примитивный Слащавый Напускное глубокомыслие Характерны заискивающие манеры

Помещица Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, которая готова продать вам даже свою душу по выгодной цене. Глупа Прижимиста Коробочка Жадна Груба Предусмотрительна Настороженная Недоверчивая

Помещик Ноздрёв – кутила, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире. Кутила, говорун Прожигатель жизни Пустой Ноздрев Вздорный Болтун, враль

Помещик Собакевич Михайло Семёнович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах, – будет рад “облить грязью” всех знакомых за обильным ужином в своём доме. Груб Неотесан Собакевич Плут Безжалостен Цепкий Обжора

Помещик Степан Плюшкин – жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом. Раб вещей Накопитель Плюшкин Мелочно подозрителен Предельно скуп Опустившийся человек Духовно и физически вырождающийся Потерян человеческий облик

Вот они все – опустившиеся, пугающие образы Гоголя. Вспомните определяющие детали портрета и быта помещиков по тексту поэмы. Посмотрите ещё раз на них глазами иллюстратора и ответьте, в чём, по-вашему, удача художника?

Этот персонаж всё время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздрёвым хамит и «тыкает» , с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает… Хотя есть и у него дифференцирующие его авторские слова: «Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо» , то есть он приспосабливается ко всем. Чичиков

Павел Иванович Чичиков С детства научившийся «копить копейку» , Чичиков наделен всеми необходимыми качествами антигероя. Внешняя безликость, хамелеонство, способность к перевоплощению в зависимости от обстоятельств. Он бездуховен, одержим лишь одной идеей – стать «миллионщиком» , обрести покой и достаток.

Не уходя от оксюморона, заключённого в названии – «Мёртвые души» , - скажите, кто же УМЕР в каждом из них? Манилов – миротворец, дипломат; Ноздрёв – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло; Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества; Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина; Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи; Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельности.

Так почему же всё-таки Гоголь показал помещиков с худших сторон? Есть ли сегодня такие люди, может, они, говоря языком писателя, «повымерли» давно?

Система образов поэмы Ноздрев Коробочка Манилов Собакевич Помещики, деревенские жители Плюшкин Чичиков Губернатор Чиновники, городские жители Почтмейстер Прокурор Полицмейстер

Чиновники губернского города Каковы основные занятия чиновников? Почему Собакевич называет чиновников «праздными людьми» ? Какое сравнение использует автор для коллективного портрета чиновников?

На балу у губернатора показаны молодые и пожилые чиновники, которые носились кучами по паркету, как «носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета» .

Глава 7. В губернской канцелярии Что поражает читателя при описании автором канцелярии? Как встречают в канцелярии Чичикова?

Изображение Фемиды – богини правосудия «Фемида просто, какова есть, в неглиже и халате принимала гостей» . Почему Н. В. Гоголь использует карикатурное изображение Фемиды?

Иван Антонович «кувшинное рыло» - тонкий чиновник Поражает способность чиновника превращаться то в орла, то в муху. За своим столом Иван Антонович - орел, а в кабинете начальника - муха. Это взяточник, бюрократ, ловкий стряпчий всяких незаконных дел. Даже Чичиков дал ему взятку, хотя и был другом его начальника.

Иван Антонович «кувшинное рыло» - типичный герой Все чиновники, начиная с мелкого чиновника губернского города, и заканчивая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди.

«Как вспрыснули покупочку…» «…приступили со всех сторон с вилками к столу и стали обнаруживать, как говорится, каждый свой характер и склонности, налегая кто на икру, кто на семгу, кто на сыр. »

Управители города единодушны только в стремлении широко пожить за счет «сумм нежно любимого ими отечества» . Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседне вные и вполне закономерные. Ни одна просьба не рассматривается без взятки. Губернатор

Губернатор Какова характеристика Губернатора Маниловым? Собакевичем? Что говорит о предпочтениях Губернатора автор? Какой прием использует при этом? Как относятся к Губернатору чиновники?

Вывод: Губернатор - «светский» человек, любезный и обаятельный - был не толст и не тонок, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что он представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже «сам вышивал иногда по тюлю» .

Полицмейстер Алексей Иванович Художник П. Боклевский Какую характеристику дает Н. В. Гоголь полицмейстеру в гл. 7? Как к нему относятся горожане? Какая черта полицмейстера этому способствует? Почему применительно к полицмейстеру используется фраза «должность свою постигнул в совершенстве» ?

Вывод об образе полицмейстера Полицмейстер, «отец и благодетель города» , должен строго и неуклонно следить за тем, как выполняются законы, отдавать в руки правосудия тех, кто нарушает их, но, наведываясь в гостиный двор, он чувствует себя здесь, как в собственной кладовой. «Хоть он и возьмет, - говорят купцы, - но зато уж никак тебя не выдаст» . Другими словами, за взятку скроет преступление. Этим он приобрел любовь и «совершенную народность» .

Почтмейстер - такой же небокоптитель, как и все. Он халатно относится к своим обязанностям: может раньше уйти с работы, участвует в незаконных пересылках. Какую историю расскажет почтмейстер губернскому обществу? Как это его характеризует?

Почтмейстер - остряк и «философ» , неудачно предположивший, что Чичиков - это капитан Копейкин: «Это, господа, судырь мой, не кто другой, как капитан Копейкин!»

Прокурор Какая деталь используется автором в портрете прокурора? Как называет прокурора Собакевич? Как относился прокурор к выполнению своих обязанностей? Что поражает читателя в смерти похорон прокурора? М. Шагал Смерть прокурора

Иван Антонович «кувшинное рыло» Все чиновники, начиная с мелкого чиновника губернского города, и заканчивая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди.

Вывод: Прокурор не делал ничего, кроме бездумного подписывания бумаг, так как предоставил все решения стряпчему, "первому хапуге в мире". Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже "мертвых душ", так как именно он нес ответственность за все происшедшие в городе незаконные дела. Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о смысле жизни прокурора: ". . . зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает". Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно приходит к мысли, что единственное, чем может запомниться покойник, - это густыми черными бровями.

Выводы: Губернский Олимп Управители города единодушны только в стремлении широко пожить за счет «сумм нежно любимого ими отечества» . Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседневные и вполне закономерные. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

Гл. 8 Губернское общество Как проявит себя Чичиков на балу? Как к нему относятся гости губернатора? Почему? Как это характеризует губернское общество?

Как реагирует Чичиков на появление Ноздрева? Поверят ли чиновники Ноздреву, рассказавшему о покупке мертвых душ Чичиковым? Почему?

Дамы города NN В чем видит автор главные недостатки своей эпохи и каковы его нравственные рецепты, обращенные в будущее?

Гл. 8 Дамы города N Что составляет мир интересов дам губернского общества? Что особенного отмечает Н. В. Гоголь в речи дам?

Гл. 9 Дамы города N Гоголь высмеивает пошлость, лицемерие и ограниченность, характерные для губернских дам. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Эти женщины стремятся подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, слепо копируют иностранные традиции. Гоголь раскрывает пустоту их бездуховность внутреннего мира. Как характеризует диалог двух «приятных» дам?

Поместное дворянство в поэме. Духовная деградация. «А дело вот в чем: он хочет увезти губернаторскую дочку. »

Чиновники. Ничтожность их бюрократического правления. Один говорил, что Чичиков Делатель государственных ассигнаций, и потом сам прибавлял: "а может быть, и не делатель"; другой утверждал, что он чиновник генерал-губернаторской канцелярии, и тут же присовокуплял: а впрочем, черт его знает, на лбу ведь не прочтешь".

Не есть ли Чичиков переодетый Наполеон? Лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком, очень сдает на портрет Наполеона.

Кем предстает перед нами Чичиков? Антихрист Наполеон разбойник шпион фальшивомонетчик герой - любовник миллионщик завидный жених херсонский помещик преприятный человек подлец коллежский советник приобретатель господин средней руки хозяин

В чем видит автор главные недостатки своей эпохи и каковы его нравственные рецепты, обращенные в будущее?

Таким образом, Взятки, воровство, чинопочитание, круговая порука - пороки чиновников. Чиновники жестоки и бесчеловечны. Сатирически изображая провинциальных чиновников, автор наносит удар по бюрократическому аппарату всего самодержавно-крепостнического государства и дает понять, что эти «блюстители порядка и законности» - такие же мертвые души, как и помещики.

Народ в поэме Нищета, пьянство, всеобщая лень, бестолковщина – так выглядит крепостная деревня. Мужик задавлен, но не утратил способности различать праведников и «небокоптителей» .

В чём главный урок Гоголя для вашего возраста? Что обозначает слово «пошлость» ? Какое слово является его антонимом? Вы и вынесли один из самых важных уроков Гоголя: Чтобы однажды, взглянув в зеркало, не увидеть своё «оскотинившееся лицо» , надо много работать над собой, уметь увидеть в обыденном – необыкновенное, в земном – возвышенное и всеми силами стремиться к нему.

Есть в поэме обнадёживающее напутствие, и вы его знаете. “Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!” Какое значение имеет слово «мужество» ? Не случайно Иван Сергеевич Тургенев писал: “Язык его до безумия неправильный, приводит меня в восторг: живое тело”.

Зачитаем те «замашистые» слова, которые мы собрали в ходе чтения. Взбутетенить, забранки загинаешь, пришпандорь, скалдырник, повеликатней, корячиться, как корамора, такая потьма, неавантажная, побратима с медом, бочковатость ребр, незачем бабиться, во всю пропалую, субдительный суперфлю, всё из обезьянства и … В устах гениального писателя все эти слова, разговорные обороты речи, явные грамматические неправильности рождают, как сказал В. В. Стасов, язык “неслыханный по своей естественности”: сочный, красочный и убедительный.

Николай Васильевич Гоголь, как не раз отмечалось учеными, – это следующая после Пушкина столбовая веха на пути нашей литературы. Без него немыслимы ни Салтыков-Щедрин, ни Достоевский, ни Чехов… Герои и идеи Гоголя перекочевали и расселились у писателей-сатириков начала XX века, как у себя дома (произведения Зощенко, Ильфа и Петрова, Булгакова). Хотя гоголевские образы претерпели фантастические изменения, суть осталась та же. …Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят. Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Её страстей и заблуждений. Н. А. Некрасов

«…какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь в нем!. . . » Н. В. Гоголь

Используемые ресурсы Б. И. Турьянская, Л. Н. Горохова и др. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М. : ООО «ТИД «Русское слово» , 2002 Интернет

Художественные особенности. По словам Гоголя, Пушкин лучше всех уловил своеобразие писательской манеры будущего ав­тора «Мертвых душ»: «Ни у одного писателя не было этого дара вы­ставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая усколь­зает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». Действительно, главным средством изображения русской жизни в поэме становится художественная деталь. У Гоголя она используется как основное средство типизации героев. Автор выделяет в каждом из них основ­ную, ведущую черту, которая становится стержнем художественно­го образа и «обыгрывается» с помощью умело подобранных деталей. Такими деталями-лейтмотивами образа являются: сахар (Мани­лов); мешочки, коробочки (Коробочка); животная сила и здоровье (Ноздрев); грубые, но прочные вещи (Собакевич); куча всякого му­сора, прореха, дырка (Плюшкин). Например, слащавость, мечта­тельность, необоснованную претенциозность Манилова подчерки­вают детали портрета («глаза сладкие, как сахар»; в «приятность» его «чересчур было передано сахару»), детали поведения с окру­жающими людьми (с Чичиковым, с женой и детьми), интерьера (в его кабинете прекрасная мебель — и тут же два недоделанных кресла, обтянутых рогожей; щегольской подсвечник — а рядом «ка­кой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале»; на столе лежит книга, «заложенная закладкою на че­тырнадцатой странице, которую он читал уже два года»), речевые детали, которые позволяют создать неповторимую манеру говорить «сладко» и неопределенно («майский день, именины сердца»; «по­звольте вам этого не позволить»).

Такого рода детали-лейтмотивы используются как средство харак­теристики всех героев, даже эпизодических (например, Иван Антоно­вич — «кувшинное рыло», у прокурора — «весьма черные густые бро­ви») и собирательных образов («толстые и тонкие» чиновники). Но есть и особые художественные средства, которые используются при создании определенного ряда образов. Например, для того, чтобы яр­че выделить то, что характерно для каждого из помещиков как опре­деленного типа, автор использует такое построение соответствующих глав, при котором соблюдается одна и та же последовательность де­талей. Сначала описывается имение, двор, интерьер дома помещика, дается его портрет и авторская характеристика. Затем мы видим по­мещика в его взаимоотношениях с Чичиковым — манеру поведения, речи, слышим отзывы о соседях и городских чиновниках и знакомим­ся с его домашним окружением. В каждой из этих глав мы становим­ся свидетелями обеда иди другого угощения (иногда весьма своеоб­разного — как у Плюшкина), которым потчуют Чичикова — ведь гоголевский герой, знаток материальной жизни и быта, часто полу­чает характеристику именно через еду. А в заключение показана сцена купли-продажи «мертвых душ», завершающая портрет каждого помещика. Этот прием позволяет легко проводить сравнение. Так, еда как средство характеристики присутствует во всех главах о по­мещиках: обед у Манилова скромный, но с претензией («щи, но от чистого сердца»); у Коробочки — обильный, в патриархальном вкусе («грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками»); у Собакевича подаются большие и сытные блюда, после которых гость еле встает из-за стола («у меня когда сви­нина, всю свинью давай на стол; баранина — всего барана тащи»); у

Ноздрева кормят невкусно, он больше обращает внимания на вина; у Плюшкина вместо обеда гостю предложен ликер с мухами и «сухарь из кулича», оставшегося еще от пасхального угощения.

Особо следует отметить предметно-бытовые детали, которые от­ражают мир вещей. Их очень много и они несут важную идейно­смысловую нагрузку: в мире, где о душе забыли и она «омертвела», ее место прочно занимают предметы, вещи, к которым накрепко привязан их хозяин. Вот почему вещи олицетворяются: таковы ча­сы у Коробочки, которым «пришла охота бить», или мебель у Соба­кевича, где «каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич!».

Индивидуализации персонажей способствуют и зоологические мотивы: Манилов — кот, Собакевич — медведь, Коробочка — пти­ца, Ноздрев — собака, Плюшкин — мышь. Кроме того, каждому из них сопутствует определенная цветовая гамма. Например, имение Манилова, его портрет, одежда жены — все дается в серо-голубых тонах; в одежде Собакевича преобладают красно-коричневые цвета; Чичиков запоминается по сквозной детали: он любит одеваться во фрак «брусничного цвета с искрой».

Речевая характеристика персонажей также возникает благодаря использованию деталей: в речи Манилова много вводных слов и предложений, говорит он вычурно, фразу не заканчивает; в речи Ноздрева много бранной лексики, жаргонизмов картежника, ло­шадника, он часто говорит алогизмами («он приехал черт знает от­куда, и я здесь живу»); у чиновников свой особый язык: наряду с канцеляризмами, в обращении друг к другу они используют устой­чивые в этой среде обороты («Ты заврался, мамочка Иван Григорь­евич!»). Даже фамилии многих персонажей в определенной степе­ни характеризуют их (Собакевич, Коробочка, Плюшкин). С той же целью используются оценочные эпитеты и сравнения (Коробочка — «дубинноголовая», Плюшкин — «прореха на человечестве», Собаке­вич — «человек-кулак»).

Все вместе эти художественные средства служат созданию коми­ческого и сатирического эффекта, показывают алогизм существова­ния таких людей. Порой Гоголь применяет и гротеск, как, напри­мер, при создании образа Плюшкина — «прорехи на человечестве». Это одновременно типический и фантастический образ. Он создает­ся через накопление деталей: деревня, дом, портрет хозяина и, на­конец, куча старья.

Но художественная ткань «Мертвых душ» все же неоднородна, по­скольку в поэме представлены два лика России, а значит эпическое противопоставляется лирическому. Россия помещиков, чиновников, мужиков — пьяниц, лентяев, неумех — это один «лик», который изо­бражается с помощью сатирических средств. Другой лик России пред­ставлен в лирических отступлениях: это авторский идеал страны, где по вольным просторам гуляют подлинные богатыри, люди живут на­сыщенной духовной жизнью и наделены «живой», а не «мертвой» душой. Вот почему стилистика лирических отступлений совершенно иная: сатирико-бытовая, разговорная лексика исчезает, язык автора становится книжно-романтическим, торжественно-патетическим, на­сыщается лексикой архаичной, книжной («грозная вьюга вдохнове­нья подымется из облеченной в святой ужас и в блистанье главы»). Это высокий стиль, где уместны красочные метафоры, сравнения, эпитеты («что-то восторженно чудное», «дерзкие дива природы»), ри­торические вопросы, восклицания, обращения («И какой же русский не любит быстрой езды?»; «О моя юность! о моя свежесть!»).

По словам Гоголя, Пушкин лучше всех уловил своеобразие писательской манеры будущего ав-тора «Мертвых душ»: «Ни у одного писателя не было этого дара вы-ставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая усколь-зает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». Действительно, главным средством изображения русской жизни в поэме становится художественная деталь. У Гоголя она используется как основное средство типизации героев. Автор выделяет в каждом из них основ-ную, ведущую черту, которая становится стержнем художественно-го образа и «обыгрывается» с помощью умело подобранных деталей. Такими деталями-лейтмотивами образа являются: сахар (Мани-лов); мешочки, коробочки (Коробочка); животная сила и здоровье (Ноздрев); грубые, но прочные вещи (Собакевич); куча всякого му-сора, прореха, дырка (Плюшкин). Например, слащавость, мечта-тельность, необоснованную претенциозность Манилова подчерки-вают детали портрета («глаза сладкие, как сахар»; в «приятность» его «чересчур было передано сахару»), детали поведения с окру-жающими людьми (с Чичиковым, с женой и детьми), интерьера (в его кабинете прекрасная мебель — и тут же два недоделанных кресла, обтянутых рогожей; щегольской подсвечник — а рядом «ка-кой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале»; на столе лежит книга, «заложенная закладкою на че-тырнадцатой странице, которую он читал уже два года»), речевые детали, которые позволяют создать неповторимую манеру говорить «сладко» и неопределенно («майский день, именины сердца»; «по-звольте вам этого не позволить»).

Такого рода детали-лейтмотивы используются как средство харак-теристики всех героев, даже эпизодических (например, Иван Антоно-вич — «кувшинное рыло», у прокурора — «весьма черные густые бро-ви») и собирательных образов («толстые и тонкие» чиновники). Но есть и особые художественные средства, которые используются при создании определенного ряда образов. Например, для того, чтобы яр-че выделить то, что характерно для каждого из помещиков как опре-деленного типа, автор использует такое построение соответствующих глав, при котором соблюдается одна и та же последовательность де-талей. Сначала описывается имение, двор, интерьер дома помещика, дается его портрет и авторская характеристика. Затем мы видим по-мещика в его взаимоотношениях с Чичиковым — манеру поведения, речи, слышим отзывы о соседях и городских чиновниках и знакомим-ся с его домашним окружением. В каждой из этих глав мы становим-ся свидетелями обеда иди другого угощения (иногда весьма своеоб-разного — как у Плюшкина), которым потчуют Чичикова — ведь гоголевский герой, знаток материальной жизни и быта, часто полу-чает характеристику именно через еду. А в заключение показана сцена купли-продажи «мертвых душ», завершающая портрет каждого помещика. Этот прием позволяет легко проводить сравнение. Так, еда как средство характеристики присутствует во всех главах о по-мещиках: обед у Манилова скромный, но с претензией («щи, но от чистого сердца»); у Коробочки — обильный, в патриархальном вкусе («грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками»); у Собакевича подаются большие и сытные блюда, после которых гость еле встает из-за стола («у меня когда сви-нина, всю свинью давай на стол; баранина — всего барана тащи»); у

Ноздрева кормят невкусно, он больше обращает внимания на вина; у Плюшкина вместо обеда гостю предложен ликер с мухами и «сухарь из кулича», оставшегося еще от пасхального угощения.

Особо следует отметить предметно-бытовые детали, которые от-ражают мир вещей. Их очень много и они несут важную идейно-смысловую нагрузку: в мире, где о душе забыли и она «омертвела», ее место прочно занимают предметы, вещи, к которым накрепко привязан их хозяин. Вот почему вещи олицетворяются: таковы ча-сы у Коробочки, которым «пришла охота бить», или мебель у Соба-кевича, где «каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич!».

Индивидуализации персонажей способствуют и зоологические мотивы: Манилов — кот, Собакевич — медведь, Коробочка — пти-ца, Ноздрев — собака, Плюшкин — мышь. Кроме того, каждому из них сопутствует определенная цветовая гамма. Например, имение Манилова, его портрет, одежда жены — все дается в серо-голубых тонах; в одежде Собакевича преобладают красно-коричневые цвета; Чичиков запоминается по сквозной детали: он любит одеваться во фрак «брусничного цвета с искрой».

Речевая характеристика персонажей также возникает благодаря использованию деталей: в речи Манилова много вводных слов и предложений, говорит он вычурно, фразу не заканчивает; в речи Ноздрева много бранной лексики, жаргонизмов картежника, ло-шадника, он часто говорит алогизмами («он приехал черт знает от-куда, и я здесь живу»); у чиновников свой особый язык: наряду с канцеляризмами, в обращении друг к другу они используют устой-чивые в этой среде обороты («Ты заврался, мамочка Иван Григорь-евич!»). Даже фамилии многих персонажей в определенной степе-ни характеризуют их (Собакевич, Коробочка, Плюшкин). С той же целью используются оценочные эпитеты и сравнения (Коробочка — «дубинноголовая», Плюшкин — «прореха на человечестве», Собаке-вич — «человек-кулак»).

Все вместе эти художественные средства служат созданию коми-ческого и сатирического эффекта, показывают алогизм существова-ния таких людей. Порой Гоголь применяет и гротеск, как, напри-мер, при создании образа Плюшкина — «прорехи на человечестве». Это одновременно типический и фантастический образ. Он создает-ся через накопление деталей: деревня, дом, портрет хозяина и, на-конец, куча старья. Материал с сайта

Но художественная ткань «Мертвых душ» все же неоднородна, по-скольку в поэме представлены два лика России, а значит эпическое противопоставляется лирическому. Россия помещиков, чиновников, мужиков — пьяниц, лентяев, неумех — это один «лик», который изо-бражается с помощью сатирических средств. Другой лик России пред-ставлен в лирических отступлениях: это авторский идеал страны, где по вольным просторам гуляют подлинные богатыри, люди живут на-сыщенной духовной жизнью и наделены «живой», а не «мертвой» душой. Вот почему стилистика лирических отступлений совершенно иная: сатирико-бытовая, разговорная лексика исчезает, язык автора становится книжно-романтическим, торжественно-патетическим, на-сыщается лексикой архаичной, книжной («грозная вьюга вдохнове-нья подымется из облеченной в святой ужас и в блистанье главы»). Это высокий стиль, где уместны красочные метафоры, сравнения, эпитеты («что-то восторженно чудное», «дерзкие дива природы»), ри-торические вопросы, восклицания, обращения («И какой же русский не любит быстрой езды?»; «О моя юность! о моя свежесть!»).

Так рисуется совершенно иная картина Руси, с ее бескрайними просторами, убегающими вдаль дорогами. Пейзаж лирической час-ти резко контрастирует тому, который присутствует в эпической, где он является средством раскрытия характеров героев. В лириче-ских отступлениях пейзаж связан с темой будущего России и ее на-рода, с мотивом дороги: «Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты са-ма без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где раз-вернуться и пройтись ему?». Именно этот художественный пласт произведения позволяет говорить о его подлинно поэтическом зву-чании, выражающем веру писателя в великое будущее России.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Изображение мира чиновничества в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Урок литературы
9 класс

Обложка «Мертвых душ»
была выполнена в стиле
гротескного орнамента,
совмещавшего в
причудливом сочетании
детали повседневного
быта, человеческие
головы, черепа, скелеты,
что, без сомнения,
соответствовало самому
гротескному содержанию
поэмы и предавало, как
говорил сам Гоголь,
«кутерьму, суматоху,
сбивчивость».
Ю.Манн

Сатира – это уничтожающая критика пороков, окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключён в эпиграфе к нашему урок

Сатира – это уничтожающая критика пороков,
окружающей действительности. В сущности, смысл
сатиры Гоголя заключён в эпиграфе к нашему уроку.
Так над чем же смеётся,
что критикует Н.В.Гоголь
в своей поэме «Мёртвые
души»?

Повторим изученное

Основной прием изображения помещиков в
поэме – развернутые портреты, которым
сопутствуют:
интерьер,
детали,
характеристика других персонажей,
поведение героя во время сделки,
говорящие имена.

«Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением,


«Кусочек яблочка,
конфетка, орешек,
душенька, ротик,
бисерный чехольчик,
сигарка, именины
сердца, извольте
проходить, удостоили
посещением,
прелюбезнейший, дух
наслажденья»
Манилов

Манилов
«Манилов по
природе добрый,
даже благородный,
бесплодно прожил в
деревне, ни на грош
никому не доставил
пользы, опошлел,
сделался приторным
своею добротою…»

Манилов
Какие «ключи» подобрал
Чичиков к Манилову и его
супруге, стремясь завоевать
их симпатии?
Как реагирует Манилов на
просьбу Чичикова, касающуюся
продажи мертвых душ?

«Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, ма

Назовите данного героя, дайте ему характеристику.
Коробочка
«Невмочь, плачутся,
деньжонки, пестрядевые
мешочки, распоротый
салоп, поизотрутся,
батюшка, отец мой,
святители, страсти,
почивали, я чай,
маненько повременю,
авось, ахти»

Настасья Петровна
Коробочка
«Иной и почтенный и
государственный даже
человек, а на деле
выходит совершенная
Коробочка. Как зарубил
что себе в голову, то
уж ничем его не
пересилишь; сколько
ни представляй ему
доводов, ясных как
день, все отскакивает
от него, как резинный
мяч отскакивает от
стены».

Коробочка
Как характеризует Коробочку
ее рассказ о «сгоревшем
изнутри» кузнеце? В чем для
нее заключается печальный
смысл произошедшего?

Настасья Петровна
Коробочка
«Иной и почтенный и
государственный даже
человек, а на деле
выходит совершенная
Коробочка. Как зарубил
что себе в голову, то
уж ничем его не
пересилишь; сколько
ни представляй ему
доводов, ясных как
день, все отскакивает
от него, как резинный
мяч отскакивает от
стены».

Коробочка
Как характеризует Коробочку
ее рассказ о «сгоревшем
изнутри» кузнеце? В чем для
нее заключается печальный
смысл произошедшего?

«Продулся в пух, убухал четырёх рысаков, свинтус, тресну по смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бр

Назовите данного героя, дайте ему характеристику.
«Продулся в пух,
убухал четырёх
рысаков, свинтус,
тресну по смеху,
жидомор, отыграл
бы, просадил бы,
эх, брат, юркость
характера,
брудастая,
бранный задор»
Ноздрёв

Ноздрёв
Полный, лет тридцати,
разбитной малый,
черномазый, шумный,
всегда веселый,
свежий, с черными, как
смоль, бакенбардами.
Этот легкомысленный
гуляка и хвастун пышет
здоровьем, от него веет
простодушной
самовлюбленностью и
бесшабашной удалью.

Лихач и кутила, Ноздрев
беззастенчиво хвастает и
обманывает всех, кто
встречается с ним. В любое
общество он вносит
сумятицу, его появление
всегда предвещает скандал.
«Ни на одном собрании, где
он был, не обходилось без
истории. Какая-нибудь
история непременно
происходила: или выведут
его под руки из зала
жандармы, или принуждены
бывают вытолкать свои же
приятели».
Ноздрёв и Чичиков

«Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с телёнка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, оме

Назовите данного героя, дайте ему характеристику.
«Вековое стояние,
крепкий дуб,
неуклюжий порядок,
бараний бок,
христопродавцы,
индюк ростом с
телёнка, обгрыз,
обсосал, машинища,
силища, омедведило»
Собакевич

Собакевич
Собакевич – хитрый
человек-кулак, «себе
на уме», опытный
хозяин, внешне
похожий на медведя
(даже зовут его
Михаилом
Семеновичем).

Собакевич за едой
Во время беседы с
Чичиковым Собакевич
дает нелестные
характеристики
общим знакомым: «Я
их знаю всех: это
все мошенники, весь
город там такой…».
Есть ли в словах
Собакевича какая-то
доля истины?

«Дряхлым инвалидом, лишённые верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха»

Назовите данного героя, дайте ему характеристику.
«Дряхлым инвалидом,
лишённые верхушек,
забиты, остановившийся
маятник, заросший,
заглохший, плесень,
паутина, пыль, навоз,
гниль, прореха»
Плюшкин

Время остановилось для
этого человека, потерявшего
нормальный облик и
превратившегося в «прореху
на человечестве».
Плюшкин
Самое печальное, мрачное
место – некогда богатое
имение помещика Плюшкина,
разоренное патологической
скупостью хозяина.

Плюшкин у сундука
«С середины потолка
висела люстра в
холстинном мешке,
от пыли сделавшаяся
похожею на
шелковый кокон, в
котором сидит
червяк. В углу
комнаты была
навалена куча того,
что погрубее и что
недостойно лежать на
столах».

“Приятная встреча”.
Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр.
Учтивый
Беспечный
Обходительный
Манилов
Пустослов
Примитивный
Слащавый
Напускное
глубокомыслие
Характерны
заискивающие
манеры

Помещица Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, которая готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

Прижимиста
Глупа
Коробочка
Жадна
Груба
Предусмотрительна
Настороженная
Недоверчивая

Помещик Ноздрёв – кутила, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за

Помещик Ноздрёв – кутила, картёжник и болтун – с
большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в
карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом
трактире.
Кутила, говорун
Прожигатель
жизни
Пустой
Ноздрев
Вздорный
Болтун, враль

Помещик Собакевич Михайло Семёнович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах,– будет рад “облить грязью” всех з

Помещик Собакевич Михайло Семёнович – ненавистник
просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах,– будет
рад “облить грязью” всех знакомых за обильным ужином в своём
доме.
Груб
Неотесан
Собакевич
Плут
Безжалостен
Цепкий
Обжора

Помещик Степан Плюшкин – жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не соби

Помещик Степан Плюшкин – жестокий крепостник, скупой,
подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в
своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом.
Раб вещей
Накопитель
Плюшкин
Мелочно
подозрителен
Предельно скуп
Опустившийся
человек
Духовно и физически
вырождающийся
Потерян
человеческий
облик

Вот они все – опустившиеся, пугающие образы Гоголя. Вспомните определяющие детали портрета и быта помещиков по тексту поэмы. Посмотрите ещ

Вот они все – опустившиеся, пугающие образы Гоголя.
Вспомните определяющие детали портрета и быта
помещиков по тексту поэмы. Посмотрите ещё раз на них
глазами иллюстратора и ответьте,
в чём, по-вашему, удача художника?

Этот персонаж всё время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздрёвым хамит и «тыка

Этот персонаж всё время
меняется в зависимости от
того, с кем в данный момент
разговаривает: с Маниловым
сюсюкает, с Ноздрёвым
хамит и «тыкает», с
Коробочкой коверкает слова,
с Собакевичем рыкает…
Хотя есть и у него
дифференцирующие его
авторские слова:
«Ни толст, ни тонок, говорит ни
громко, ни тихо», то есть он
приспосабливается ко всем.
Чичиков

Павел Иванович Чичиков
С детства
научившийся «копить
копейку», Чичиков
наделен всеми
необходимыми
качествами
антигероя.
Внешняя безликость, хамелеонство, способность к
перевоплощению в зависимости от обстоятельств.
Он бездуховен, одержим лишь одной идеей – стать
«миллионщиком», обрести покой и достаток.

Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельност

Не уходя от оксюморона, заключённого в названии –
«Мёртвые души»,- скажите, кто же УМЕР в каждом из них?
Манилов – миротворец, дипломат;
Ноздрёв – человек, который может горы свернуть, если
его энергию направить в нужное русло;
Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого
слова, опора общества;
Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная,
сердобольная русская женщина;
Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи;
Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых
возможностей, который с его задатками психолога мог
стать незаменимым в любой сфере деятельности.

Так почему же всё-таки Гоголь показал помещиков с худших сторон? Есть ли сегодня такие люди, может, они, говоря языком писателя, «повымерли»

Так почему же всё-таки Гоголь
показал помещиков с худших сторон?
Есть ли сегодня такие люди, может,
они, говоря языком писателя,
«повымерли» давно?

Приезд Чичикова в город N

Система образов поэмы
Ноздрев
Коробочка
Собакевич
Помещики,
деревенские жители
Манилов
Плюшкин
Чичиков
Губернатор
Чиновники,
городские жители
Почтмейстер
Прокурор
Полицмейстер

Чиновники губернского города

Каковы основные
занятия чиновников?
Почему Собакевич
называет чиновников
«праздными
людьми»?
Какое сравнение
использует автор для
коллективного
портрета чиновников?

На балу у губернатора

На балу у губернатора показаны молодые и пожилые
чиновники, которые носились кучами по паркету, как
«носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору
жаркого июльского лета».

Глава 7. В губернской канцелярии

Что поражает
читателя при
описании
автором
канцелярии?
Как встречают в
канцелярии
Чичикова?

Изображение Фемиды – богини правосудия

«Фемида просто, какова
есть, в неглиже и халате
принимала гостей».
Почему Н.В. Гоголь
использует
карикатурное
изображение Фемиды?

Иван Антонович «кувшинное рыло» - тонкий чиновник

Иван Антонович «кувшинное рыло» тонкий чиновник
Поражает способность
чиновника превращаться то в
орла, то в муху. За своим
столом Иван Антонович -
орел, а в кабинете начальника
- муха.
Это взяточник, бюрократ,
ловкий стряпчий всяких
незаконных дел. Даже Чичиков
дал ему взятку, хотя и был
другом его начальника.

Иван Антонович «кувшинное рыло» типичный герой
Все чиновники, начиная с
мелкого чиновника
губернского города, и
заканчивая вельможей,
раскрывают одну и ту же
закономерность: на
страже законности стоят
мошенники, бездушные
люди.

«Как вспрыснули
покупочку…»
«…приступили со всех сторон
с вилками к столу
и стали обнаруживать,
как говорится, каждый
свой характер и склонности,
налегая кто на икру,
кто на семгу, кто на сыр.»

Управители города
единодушны только в
стремлении широко пожить
за счет «сумм нежно
любимого ими отечества».
Чиновники грабят и
государство, и просителей.
Казнокрадство,
взяточничество, грабеж
населения – явления
повседне
вные и вполне
закономерные. Ни одна
просьба не рассматривается
без взятки.
Губернатор

Губернатор

Какова характеристика
Губернатора Маниловым?
Собакевичем?
Что говорит о предпочтениях
Губернатора автор? Какой
прием использует при этом?
Как относятся к Губернатору
чиновники?

Вывод:

Губернатор - «светский» человек, любезный и
обаятельный - был не толст и не тонок, имел на
шее Анну, и поговаривали даже, что он
представлен к звезде, впрочем, был большой
добряк и даже «сам вышивал иногда по тюлю».

Полицмейстер Алексей Иванович

Художник П. Боклевский
Какую характеристику дает
Н.В. Гоголь полицмейстеру в
гл.7?
Как к нему относятся
горожане? Какая черта
полицмейстера этому
способствует?
Почему применительно к
полицмейстеру используется
фраза «должность свою
постигнул в совершенстве»?

Вывод об образе полицмейстера

Полицмейстер, «отец и благодетель города»,
должен строго и неуклонно следить за тем, как
выполняются законы, отдавать в руки правосудия
тех, кто нарушает их, но, наведываясь в гостиный
двор, он чувствует себя здесь, как в собственной
кладовой. «Хоть он и возьмет, - говорят купцы,
- но зато уж никак тебя не выдаст». Другими
словами, за взятку скроет преступление. Этим он
приобрел любовь и «совершенную народность».

Почтмейстер

Почтмейстер - такой же
небокоптитель, как и все.
Он халатно относится к
своим обязанностям:
может раньше уйти с
работы, участвует в
незаконных пересылках.
Какую историю расскажет
почтмейстер губернскому
обществу?
Как это его характеризует?

Почтмейстер - остряк и
«философ», неудачно
предположивший, что
Чичиков - это капитан
Копейкин:
«Это, господа, судырь мой,
не кто другой,
как капитан Копейкин!»

Прокурор

Какая деталь используется
автором в портрете
прокурора?
Как называет прокурора
Собакевич?
Как относился прокурор к
выполнению своих
обязанностей?
Что поражает читателя в
смерти похорон прокурора?
М.Шагал
Смерть прокурора

Иван Антонович
«кувшинное рыло»
Все чиновники,
начиная с мелкого
чиновника губернского
города, и заканчивая
вельможей,
раскрывают одну и ту
же закономерность: на
страже законности
стоят мошенники,
бездушные люди.

Вывод:

Прокурор не делал ничего, кроме бездумного
подписывания бумаг, так как предоставил все решения
стряпчему, "первому хапуге в мире".
Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже
"мертвых душ", так как именно он нес ответственность за
все происшедшие в городе незаконные дела.
Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о
смысле жизни прокурора: "...зачем он умер, или зачем
жил, один Бог ведает".
Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно
приходит к мысли, что единственное, чем может
запомниться покойник, - это густыми черными бровями.

Выводы:

Губернский Олимп
Управители города
единодушны только в
стремлении широко пожить
за счет «сумм нежно
любимого ими отечества».
Чиновники грабят и
государство, и просителей.
Казнокрадство,
взяточничество, грабеж
населения – явления
повседневные и вполне
закономерные. Ни одна
просьба не рассматривается
без взятки.

Губернское общество
Как соотносятся в поэме Гоголя злободневное
и вечное, история и современность?

Чичиков собирается на бал

Гл. 8 Губернское общество

Как проявит себя
Чичиков на балу?
Как к нему относятся
гости губернатора?
Почему? Как это
характеризует
губернское общество?

Появление Ноздрева на балу

Как реагирует Чичиков на появление Ноздрева?
Поверят ли чиновники Ноздреву, рассказавшему
о покупке мертвых душ Чичиковым? Почему?

Дамы города NN
В чем видит автор главные недостатки своей
эпохи и каковы его нравственные рецепты,
обращенные в будущее?

Гл. 8 Дамы города N

Что составляет мир
интересов дам
губернского
общества?
Что особенного
отмечает
Н.В.Гоголь в речи
дам?

Гл. 9 Дамы города N

Гоголь высмеивает пошлость,
лицемерие и ограниченность,
характерные для губернских дам.
С претензиями на вкусы и
образованность сочетаются
сплетни, пустая болтовня о
городских новостях, жаркие споры
о нарядах. Эти женщины стремятся
подражать столичному обществу в
манере говорить и одеваться,
слепо копируют иностранные
традиции.
Гоголь раскрывает пустоту их
бездуховность внутреннего мира. Как характеризует диалог
двух «приятных» дам?

Сплетни о Чичикове

Поместное
дворянство в поэме.
Духовная
деградация.
«А дело вот в чем: он хочет увезти
губернаторскую дочку.»

Чиновники
Чиновники.
Ничтожность их
бюрократического правления.
Один говорил, что Чичиков
Делатель государственных
ассигнаций, и потом сам
прибавлял:"а может быть,
и не делатель"; другой
утверждал, что он чиновник
генерал-губернаторской
канцелярии, и тут же
присовокуплял: а впрочем,
черт его знает,
на лбу ведь не прочтешь".

Не есть ли Чичиков
переодетый Наполеон?
Лицо Чичикова, если
он поворотится и станет
боком, очень сдает на
портрет Наполеона.

Кем предстает перед
нами Чичиков?
Антихрист
Наполеон
разбойник
шпион
фальшивомонетчик
герой - любовник
миллионщик
завидный жених
херсонский помещик
преприятный человек
подлец
коллежский советник
приобретатель
господин средней руки
хозяин

В чем видит автор главные недостатки
своей эпохи и каковы его нравственные
рецепты, обращенные в будущее?

Таким образом,

Взятки, воровство, чинопочитание, круговая
порука - пороки чиновников. Чиновники
жестоки и бесчеловечны.
Сатирически изображая провинциальных
чиновников, автор наносит удар по
бюрократическому аппарату всего
самодержавно-крепостнического
государства и дает понять, что эти
«блюстители порядка и законности» -
такие же мертвые души, как и помещики.

Народ в
поэме
Нищета, пьянство, всеобщая лень,
бестолковщина – так выглядит крепостная
деревня. Мужик задавлен, но не утратил
способности различать праведников и
«небокоптителей».

В чём главный урок Гоголя для вашего возраста? Что обозначает слово «пошлость»? Какое слово является его антонимом?

Вы и вынесли один из самых важных уроков Гоголя:
Чтобы однажды, взглянув в зеркало,
не увидеть своё «оскотинившееся лицо»,
надо много работать над собой,
уметь увидеть в обыденном – необыкновенное,
в земном – возвышенное
и всеми силами стремиться к нему.

Есть в поэме обнадёживающее напутствие, и вы его знаете. “Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающе

Есть в поэме обнадёживающее напутствие, и вы его знаете.
“Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких
юношеских лет в суровое ожесточающее мужество,
забирайте с собою все человеческие движения,
не оставляйте их на дороге,
не подымете потом!”
Какое значение имеет слово
«мужество»?
Не случайно Иван Сергеевич
Тургенев писал:
“Язык его до безумия неправильный,
приводит меня в восторг: живое тело”.

Зачитаем те «замашистые» слова, которые мы собрали в ходе чтения. Взбутетенить, забранки загинаешь, пришпандорь, скалдырник, повеликатней,

Зачитаем те «замашистые» слова,
которые мы собрали в ходе чтения.
Взбутетенить, забранки загинаешь, пришпандорь,
скалдырник, повеликатней, корячиться, как корамора,
такая потьма, неавантажная, побратима с медом,
бочковатость ребр, незачем бабиться,
во всю пропалую, субдительный суперфлю,
всё из обезьянства и …
В устах гениального писателя все эти слова,
разговорные обороты речи, явные грамматические
неправильности рождают, как сказал В. В. Стасов,
язык “неслыханный по своей естественности”:
сочный, красочный и убедительный.

Николай Васильевич Гоголь, как не раз отмечалось учеными, – это следующая после Пушкина столбовая веха на пути нашей литературы. Без него н

Николай Васильевич Гоголь, как не раз отмечалось учеными, – это
следующая после Пушкина столбовая веха на пути нашей
литературы. Без него немыслимы ни Салтыков-Щедрин, ни
Достоевский, ни Чехов… Герои и идеи Гоголя перекочевали и
расселились у писателей-сатириков начала XX века,
как у себя дома (произведения Зощенко, Ильфа и Петрова,
Булгакова). Хотя гоголевские образы претерпели
фантастические изменения, суть осталась та же.
…Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят.
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Её страстей и заблуждений.
Н.А.Некрасов

«…какой
огромный, какой
оригинальный
сюжет! Вся Русь в
нем!...»
Н.В.Гоголь

Используемые ресурсы

Б.И. Турьянская, Л.Н. Горохова и др.
Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М.:
ООО «ТИД «Русское слово», 2002
Интернет

«Изображение» - Упражнения. Сжатие изображений. Структуры баз данных для изображений. Представление изображений. Далее, проверить соседние области на однородность и слить, где возможно. Примерная архитектура базы данных для изображений. Поиск по базе данных изображений. Затем восстановить (раскодировать) изображение.

«Кодирование графической информации» - Основные понятия: Кодирование графической информации. Создание изобразительной конструкции, модели. Цель: изучить особенности и способы освоения умений кодировать графическую информацию. Построение графических изображений по образцу. Осуществление основных графических операций и графических изображений с помощью циркуля.

«Компьютерная графика» - Компьютерная графика. Фрактальная графика. Большие объемы данных. Цветные изображения могут иметь различную глубину цвета (бит на точку 4, 8, 16, 24). Каждая точка экрана может иметь лишь два состояния – «черная» или «белая». Векторная графика. 3D графика. Виды компьютерной графики отличаются принципами формирования изображения.

«Способы представления графической информации» - Сочетаемость цветов. Четыре состояния прожектора. Визуальное изменение цвета. Перемещение движка цвета. Алгоритм вычисления размера видеопамяти. Пять состояний прожектора. Числа. Оттенок. Трава. Конструирование цвета. Графическое представление информации. Необходимый размер видеопамяти. Рекомендации по работе с цветом.

«Кодирование графики» - Таблица цветов. Интенсивность. Растровое изображение. Растровый рисунок. Цветовое изображение. Цвет. Черно-белое изображение. Формула Хартли. Информационный объем изображения. Цветовая модель. Разрешение монитора. Размер изображения. Графическая информация. Цвет, воспринимаемый глазом. Глубина. Кодирование графики.

«Графическая информация» - Вопросы и задания: Почему двоичное кодирование. Цветовая модель RGB. Что вы знаете о цветовой модели RGB? Какие виды компьютерных изображений вы знаете? Цветовые модели. Информация и информационные процессы. Графические форматы файлов. Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.