В 2018-2019 учебном году выпускники 9-х классов во всех регионах РФ будут экзаменованы по 5 предметам, в числе которых два будут обязательными (русский язык и математика), а выбор оставшихся трех будет предоставлен самим школьникам и их родителям.
В 2018 году литература оказалась на последнем месте среди необязательных предметов ОГЭ, ведь сдавать данный предмет решили только 3% девятиклассников. Сегодня, по мере того, как приближается момент выбора предметов выпускниками 2019 года, у многих детей и родителей возникает вопрос, стоит ли сдавать ОГЭ по литературе в 9 классе и если да, то сложно ли к нему подготовится. Попробуем разобраться в тонкостях предмета, особенностях КИМов и секретах подготовки к данному экзамену.
Учащиеся, которым в 2019 году предстоит закончить 9 класс, будут сдавать ОГЭ в конце учебного года. Но, как и в прошлых сезонах, учащимся будет предоставлена возможность пройти испытание досрочно, или же повторить попытку, если с первого раза не получится преодолеть минимальный проходной порог.
Для проведения экзамен по литературе в 9-х классах зарезервированы следующие дни:
Досрочный период |
|
Основной день | Резервный день |
Основной период |
|
Основной день | Резервные дни 28.06.19 / 02.07.19 / 03.07.19 |
Осенняя пересдача |
|
1 пересдача | 2 пересдача 19.09.19 / 21.09.19 |
Литературу, как один из экзаменов ОГЭ 2019 года выберут учащиеся, желающие продолжить обучение в классах филологического профиля, ведь для успешного преодоления испытания необходимо:
Главная особенность ОГЭ по литературе от других экзаменов, сдаваемых девятиклассниками в 2019 году – это тот факт, что в билете полностью отсутствуют тесты с ответами. Экзаменационный билет 2019 года будет состоять из 2-х частей:
Девятиклассники проходят итоговую аттестацию на базе своей школы.
На выполнение работы экзаменуемым предоставляется 235 минут (3 часа 55 минут).
Прежде чем приступить к выполнению заданий 1-й части необходимо ознакомиться с двумя предложенными вариантами и выбрать для анализа только один, наиболее близкий и понятный.
Важно! Выполнять сразу оба варианта нельзя.
Объем развернутого ответа должен примерно составить:
Не стоит использовать слишком сложные речевые конструкции. Пусть текст будет лаконичным, но при этом читабельным и наполненным глубоким смыслом.
Больше всего выпускники, привыкшие на контрольных срезах по разным предметам просто отвечать на тесты, боятся сочинения, которое является неотъемлемой частью ОГЭ 2019 года по литературе.
На самом деле большинство выпускников, заканчивающих 9 класс, без проблем выполняют вторую часть ОГЭ по литературе и в 2019 году экзаменуемым тоже бояться нечего. Также стоит знать, что:
Работы ОГЭ 2019 по литературе не содержат тестовой части, а потому в полном объеме оцениваются независимыми экспертами. Для выставления итогового балла каждая работа будет проверена двумя учителями. В результате возможны такие варианты развития события:
Оценка, полученная девятиклассником на ОГЭ по литературе в 2019 году, будет влиять на балл аттестата. При переводе тестовых баллов по данному предмету в оценки используют специальную таблицу соответствия:
Таким образом, если подготовка к ОГЭ по литературе в 2019 году была слабой, а целью выпускника было преодоление минимального порога сдачи, то ему будет достаточно получить всего 7 тестовых баллов. Если же предмет был выбран с целью поступления в профильный класс или колледж, потребуется набрать минимум 15 тестовых баллов, что уже соответствует оценке «4».
Поскольку ОГЭ по литературе имеет свою особую специфику, начинать подготовку к экзамену выпускникам 2019 года необходимо как можно раньше, ведь необходимо будет прочитать достаточно большой объем литературы (список произведений приведен ниже) и проработать основные темы сочинений.
С чего начать?
Шаг 1. Ознакомится с требованиями к экзаменационной работе, ознакомившись с кодификатором и спецификациями.
Шаг 2. Читаем произведения, приведенные в списке. Естественно, лучше ознакомиться с полным текстом в оригинале, но если на это нет времени, то стоит прочитать сокращенный вариант и критику, найти которые можно в специальных сборниках или в интернете.
Предлагаем вашему вниманию полный список литературы для ОГЭ 2019 года по литературе с вопросами, на которые необходимо ответить, читая произведение.
Шаг 3. Делаем заметки. Не стоит полагаться на возможности человеческой памяти, они, к сожалению, не безграничны. Во время чтения не поленитесь выписать в тетрадь основную информацию, которая понадобится для ответов на вопросы и написания сочинений.
Шаг 4. Практикуемся выполнять задания первой части. В этом поможет демоверсия ОГЭ по литературе 2019 года, а также билеты, которые были предложены на экзаменах выпускникам 2018-2018 учебного года.
Шаг 5. Практикуемся в написании сочинения, соблюдая основные требования к тексту.
Не лишним будет послушать советы опытных учителей, ознакомиться с разбором демоверсии и рекомендациями по написанию сочинения. Предлагаем прямо сейчас посмотреть один из таких видеоуроков:
Кодификатор – это список произведений, умений, знаний и определений, необходимых для успешной сдачи выпускного экзамена по литературе. Этот ориентир для учителей и учеников ежегодно публикует ФИПИ, чтобы мы сузили круг своих поисков и остановились на той информации, которая точно пригодится в час икс. В этом перечне содержатся основные элементы, составляющие литературоведение, то есть необходимые термины и сведения из истории науки. Они нужны для проведения грамотного и глубокого анализа книг. Именно навык анализа проверяется в заданиях 16 и 17, где ученик должен дать расширенные ответы на вопросы, рассуждать и приводить аргументы из прочитанного.
А что же нужно прочитать, чтобы сдать экзамен? Перечень произведений на ЕГЭ в 2018 году тоже прилагается к кодификатору. Оказывается, для выпускного испытания понадобятся отнюдь не все книги, которые проходят в школе. Лишь некоторые (и не самые сложные) из них попали в список. Поэтому этап подготовки, посвященный «перечитыванию», займет недолго, если учесть тот факт, что основная масса необходимой литературы была пройдена совсем недавно и еще не успела забыться. Таким образом, кодификатор нужен выпускнику, чтобы сэкономить время и направить свои усилия в правильное русло. Воспользуйтесь им, как основополагающим и общепринятым руководством к самостоятельной подготовке.
Стоит отметить, что для сдачи экзамена выбраны не самые сложные книги. Например, всеми не любимый «Доктор Живаго» встречается в вариантах крайне редко, так как его изучение в кодификаторе произведений названо «обзорным», то есть полномасштабной проверки знания содержания этого романа не будет. Кроме того, в некоторых случаях можно выбрать роман. Например, из прозы Булгакова ученик может предпочесть либо «Мастер и Маргариту», либо «Белую гвардию». Не обязательно читать оба романа, достаточно выбрать попроще. Таким образом, список книг для ЕГЭ по литературе – весьма полезная информация для тех, кто хочет минимизировать затраты времени на подготовку.
В программу не входят многие стихи, что тоже облегчает процесс подготовки. Все эти стихотворения связаны между собой тематически. Поэтому планомерное их прочтение гарантирует отсутствие проблем с заданием 16, где надо по аналогии подобрать похожие произведения и рассказать, что же их объединяет с приведенным в вопросе. Учить их наизусть, конечно, не надо, но можно сделать для себя тематические подборки поэтических работ и выписать свои впечатление от каждой из них.
одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
Кодификатор по литературе 2019 ЕГЭ также включает список всех произведений, которые выпускник должен прочитать и знать содержание. На деле, при подготовке к экзамену ученику потребуются не все книги из школьной программы.
Кодификатор элементов содержания по литературе
для составления контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена
Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России "Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования" от 19г. № 000 и “Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования” от 30г. №56), стандарта основного общего образования по литературе и стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденные приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05г. № 000.
Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Цветом выделены коды и элементы содержания, которые внесены вновь, дополнены или изменены по сравнению с кодификатором для КИМ ЕГЭ 2005г.
Романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита" в кодификаторе помечены кодом с дополнительным буквенным обозначением: 7.12.А и 7.12.Б, поскольку выпускникам предоставляется право выбора задания по одному из указанных произведений.
контроли-руемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ |
|
Сведения по теории и истории литературы |
||
Литература как искусство слова |
||
Связь фольклора и литературы в художественном творчестве. |
||
Художественный образ |
||
Художественный вымысел. Фантастика |
||
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм) |
||
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада ; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма |
||
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Художественные средства создания образов (авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.). «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе |
||
Деталь. Символ |
||
Психологизм. Народность. Историзм |
||
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск |
||
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория |
||
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа |
||
“Слово о полку Игореве” |
||
Из литературы XVIII века |
||
Комедия “Недоросль” |
||
Стихотворение "Памятник" |
||
Из литературы первой половины XIX века |
||
Стихотворение “Море” |
||
Баллада "Светлана" |
||
Комедия “Горе от ума” |
||
Стихотворения: «К Чаадаеву», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября » («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», “Во глубине сибирских руд...”, "Поэт", «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Туча», «...Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» |
||
Повесть “Капитанская дочка” |
||
Поэма «Медный всадник» |
||
Роман “Евгений Онегин” |
||
Стихотворения: Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), “Тучи”, «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно», “Нищий”, «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана… »), «Выхожу один я на дорогу...», «Пророк» |
||
“Песня про… купца Калашникова” |
||
Поэма “Мцыри” |
||
Роман “Герой нашего времени” |
||
Комедия “Ревизор” |
||
Повесть “Шинель” |
||
Поэма “Мертвые души” |
||
Из литературы второй половины XIX века |
||
Пьеса “Гроза” |
||
Роман “Отцы и дети” |
||
Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») |
||
Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», “Заря прощается с землею...” |
||
Роман “Обломов” |
||
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», “Я не люблю иронии твоей...”, «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» |
||
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” |
||
Сказки: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Премудрый пискарь” |
||
Роман-эпопея “Война и мир” |
||
Роман “Преступление и наказание” |
||
Из литературы конца XIX - начала XX века |
||
Рассказы: «Хамелеон», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник» |
||
Пьеса «Вишневый сад» |
||
Рассказы: “Господин из Сан-Франциско”, “Чистый понедельник” |
||
Из литературы первой половины XX века |
||
М. Горький. Рассказ “Старуха Изергиль” |
||
М. Горький Пьеса “На дне” |
||
Стихотворения: “Вхожу я в темные храмы...”, «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека… », «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), “О доблестях, о подвигах, о славе...”, «На железной дороге» |
||
Поэма “Двенадцать” |
||
Стихотворения: “Нате!”, «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», "Хорошее отношение к лошадям", «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» |
||
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», "Запели тесаные дроги…", «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», “Отговорила роща золотая...”, «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» |
||
М. И ЦветаеваСтихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» |
||
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» |
||
Стихотворения: «Песня последней встречи», “Заплаканная осень, как вдова...”, «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», “Приморский сонет”, «Родная земля» |
||
Поэма “Реквием” |
||
Роман “Тихий Дон” (обзорное изучение) |
||
Роман “Белая гвардия" (Допускается выбор.) |
||
Роман “Мастер и Маргарита” (Допускается выбор.) |
||
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» |
||
Поэма «Василий Теркин» (три главы по выбору) |
||
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», “Никого не будет в доме...”, “Снег идет”, «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» |
||
Рассказ «Матренин двор» |
||
Из литературы второй половины ХХ века |
||
Проза второй половины XX векаВ. П.Не-красов, (Произведения не менее трех авторов по выбору.) |
||
Поэзия второй половины XX века, , (Стихотворения не менее трех авторов по выбору.) |
||
Драматургия второй половины ХХ века, . (Произведение одного автора по выбору.) |
Отличия Кодификатора элементов содержания по литературе
для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена (2006 г.) от кодификатора, утвержденного в 2003 г. руководителем Департамента общего образования Минобразования России
1. Раздел кодификатора «Сведения по теории и истории литературы» Полностью приведен в соответствие с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по литературе (в образовательных минимумах 1998 и 1999 гг. этого раздела не было, были указаны бессистемно некоторые термины).
2. Исключены из кодификатора следующие произведения, не названные в новом стандарте: «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны» (1747), стихотворения: «Река времен», «Памятник»; басни, стихотворение «Сельское кладбище».
3. Сохранен перечень сказок -Щедрина в соответствии с образовательным минимумом 1998-99 гг., поскольку в новом стандарте произведения не названы (дана формулировка: «три сказки по выбору).
Сохранено: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Премудрый пискарь”.
4. Приведены в соответствие с новым стандартом перечень стихотворений, , (расхождение перечней не велико). Переход на новый стандарт в этих разделах оправдан, т. к. в образовательных минимумах 1998/99 гг. перечни стихотворений были даны через слово «например» и имели рекомендательный, а не обязательный характер.
5. Приведен в соответствие с новым стандартом перечень рассказов:
Снято: “Попрыгунья”, “Душечка”, “Случай из практики”, “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, ”Толстый и тонкий”, ”Смерть чиновника” (в образовательных минимумах 1998/99 гг. перечень рассказов был дан через слово «например» и имел рекомендательный, а не обязательный характер).
Сохранено: “Ионыч” (указан в стандарте).
Добавлено: «Хамелеон», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник» (указаны в стандарте).
Предлагаемый в новом стандарте перечень ближе к реально изучаемым в школе произведениям.
6. Сокращен перечень рассказов М. Горького ((в образовательных минимумах 1998/99 гг. перечень рассказов был дан через слово «например» и имел рекомендательный, а не обязательный характер, в новом стандарте перечень не конкретизирован: «два произведения по выбору)
Снято: «Макар Чудра», «Челкаш»
Сохранено: «Старуха Изергиль» (в соответствии с образовательными минимумами 1998, 1999 гг.)
7. Приведен в соответствие с новым стандартом перечень рассказов (в образовательных минимумах 1998/99 гг. перечень рассказов был дан через слово «например» и имел рекомендательный, а не обязательный характер).
Снято: “Антоновские яблоки”, “Легкое дыхание”, “Темные аллеи”.
Сохранено: “Господин из Сан-Франциско” (указан в стандарте).
Добавлено: «Чистый понедельник» (указан в стандарте).
8. Снята альтернатива в выборе произведений, поскольку «Гроза», «Преступление и наказание», «Отцы и дети» и «Вишневый сад», «Тихий Дон» представлены в новом стандарте безальтернативно (в соответствии с новым стандартом выбор допускается при изучении романов («Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»), в новом кодификаторе эта альтернатива сохранена). Изменения соответствуют реальной практике изучения творчества названных писателей.
9. В соответствии с новым стандартом включены разделы: стихотворения, стихотворения (эти темы давно вошли в школьную практику).
10. В соответствии с новым стандартом включен рассказ «Матренин двор» (он давно вошел в практику школьного изучения).
11. Обновлены в соответствии с новыми стандартами перечни литературы второй половины ХХ века (эти изменения не существенны, т. к. перечень произведений в этой части стандарта не дается, к ним учащийся может обратиться по собственной инициативе при выполнении задания с развернутым ответом)
В целом новый кодификатор соответствует новому образовательному стандарту. Он ближе реальным школьным программам. Внесенные изменения не создадут трудности для обучающихся при подготовке к экзамену по литературе (кодификатор 2005 г. уже содержал изменения, описанные в п.8)