Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Герой нашего времени описание женских образов. Сочинение на тему женские образы в романе «Герой нашего времени

Герой нашего времени описание женских образов. Сочинение на тему женские образы в романе «Герой нашего времени

Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" является одним из первых реалистических романов в русской литературе. Лермонтов в своем произведении рисует образ человека, в судьбе которого отразилась трагедия всего лермонтовского поколения. Напряженный поиск ответов на вопросы что есть жизнь, в чем смысл и назначение человека характеризует не только главного героя романа, но и многих молодых людей того времени.

"Герой нашего времени" – моногеройный роман. Все образы, созданные Лермонтовым, сгруппированы так, чтобы как можно более полно и глубоко раскрыть внутренний мир одного главного героя. Печорин не развивается, а раскрывается на страницах романа. Наиболее полное представление о характере Печорина можно получить, проследив истории его "любовных похождений". В любовной теме особое значение имеют женские образы.

В каждой последующей повести Печорин оказывается в определенной социальной среде. Поэтому и женщины, с которыми он встречается, принадлежат к разным социальным классам и представляют разные типы сознания. Вера и Ундина, Бэла и княжна Мери – женщины совершенно разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья, которого искал.

Ундина – молодая, здоровая и энергичная девушка из маленького провинциального города, единственная, над кем Печорин не смог возобладать, даже не наделена именем. Ундиной ее называет Печорин, подчеркивая ее близость к природе (ундина – существо, соответствующее славянской русалке). Напуганная способностью Печорина донести и разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и жестокий поступок. Из-за одного только подозрения она, как существо истинно природное, готова убить человека. Порывистость, решительность и естественность ее поведения свидетельствуют о силе характера Ундины. Умение притворяться (признается Печорину в любви, чтобы выманить его ночью на берег) говорит о способности добиваться своих целей любыми способами. Способы Ундины оказываются эгоистичными и жестокими. Примечательно то, что Печорин ни в чем не винит Ундину, пытавшуюся его утопить. Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру "честных контрабандистов", живущих по своим законам, которые неизвестны герою, его отторженность от них.

Схож с образом Ундины образ Бэлы, черкешенки, похищенной Печориным. Бэла жила и воспитывалась среди "естественных" людей, "детей природы". Характерной чертой этого народа является гармония с окружающим миром. Видя гармоничность его жизни, Печорин тоже стремится обрести ее в любви к Бэле. Однако ему, человеку с развитым самосознанием, не дано ее обрести. Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся, не дано ее обрести. Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся на традициях и обычаях народа, символизирует явную чуждость Печорина и этому миру. Кроткая и в то же время сильная, любящая и не желающая покориться Бэла привлекает Печорина. Однако это лишь страстное увлечение, а отнюдь не любовь. Старый и добрый Максим Максимыч не понимает, как можно не любить эту "славную девочку". Восторгаясь ее прелестью и веселостью, Максим Максимыч осуждает Печорина, охладевшего к Бэле после того, как услышал заветное "да". Бэла, также заметившая перемену в Печорине и плачущая в его длительное отсутствие, не упрекает его ни одним словом. Ее поведение – признак силы ее характера, способного скорее умереть, чем признать свое поражение. Ее смерть – счастье для нее и трагедия для Печорина, лишний раз убедившегося в том, что в погоне за личным счастьем он губит чужое. Находя в себе черты, сближающие его с народом, к которому принадлежит Бэла (порывистость, горячность, страстность), Печорин в то же время понимает, что этих качеств недостаточно, чтобы обрести гармонию с миром. История с Бэлой – яркое тому подтверждение.

Княгине Мери посвящена Лермонтовым самая обширная из повестей, образующих роман, но в жизни Печорина Мери занимает место несравненно меньше, чем Бэла. которой посвящена небольшая повесть, и чем Вера, которой посвящена повесть, и чем Вера, которая лишь мелькает в некоторых записях Печорина. В то время как Бэле была отдана вспышка настоящей страсти, а чувство свое к Вере Печорин осознал, в конце концов, как любовь, встреча Печорина с Мери и искание им ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением зарождающегося чувства к ней.

Рисуя Мери, Лермонтов чрезвычайно отчетливо изображает ее как человека своего времени, социального положения и своей культурной среды. Жизнь Мери – соблюдение правил светского общества, от которых она может отступить, только будучи уверенной в том, что общество об то не узнает. Прямое человеческое движение княжны – помочь больному Грушницкому поднять стакан – сразу же осуждается ею же самой с точки зрения общественной морали и закона приличий: великосветской девушке не подобает снисходить до нужд незнакомого разжалованного солдата (не зная, что он на самом деле юнкер). Образ Мери словно бы раздваивается: с одной стороны. это холодная светская дама, умеющая скрывать свои чувства. пряча их за маской томности. а с другой стороны, чувствительная и ранимая натура, способная переступить через приличия и первой признаться в любви молодому человеку ("Вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?"). Однако любовь светской женщины так же быстро надоедает Печорину, как и любовь дикарки, а разговор о женитьбе и вовсе отталкивает Печорина от Мери.

Запись Печорина 6 июня ("зачем она [Вера] не хочет дать мне случай видеться с нею наедине?") многое объясняет в поведении его по отношению к Мери. Вера медлит назначить встречу с Печориным, и он надеется, что ее ревность к Мери поможет ему сломить сопротивление Веры. Уже 11 июня Печорин ловит себя на том, что он едва ли не влюблен в Мери. В Кисловодске его влечение к ней становится еще сильнее, он целует при переезде через Подкумок и доводит ее до признания в любви. Но как только ему удается добиться желаемого свидания с Верой, он охладевает к Мери и признается ей, что не любит ее, а Вера становится ему "дороже жизни, чести, счастья". Таким образом, Мери оказывается лишь кратковременным увлечением Печорина, с ее помощью он добивается своих целей: доказывает свое превосходство над Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня Мери же принимает это известие стойко и находит в себе силы сказать Печорину на прощание: "Я вас ненавижу!", хотя по-прежнему его любит.

В то время как в образе Мери отображены внешние стороны характера Печорина: его принадлежность к высшему обществу, его светскость, то, рисуя Веру, Лермонтов оставляет в тени все, что касается ее психологических и культурных связей с ее средой и обществом: она вся раскрывается перед нами только со стороны своего чувства к Печорину. Страницы, посвященные Вере, доказывают, что она живет одною этой любовью. Вера – единственная женщина, полностью понявшая Печорина. И любит она не его привлекательную внешность или умение держать себя в обществе, а за сложность и противоречивость его характера. Ситуации, в которых показана Вера, – это только свидания с Печориным или безмолвное присутствие в гостиной Лиговских, когда он там бывает. Ничего не известно ни об ее образе жизни, ни об отношениях с людьми, ни о ее умственном кругозоре, мы не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Кажется, что она существует вне среды, почти вне быта. Но "Вера такою и должна быть, ибо она – образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ, переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного" (Е.Н. Михайлова). И только такая любовь может растопить ожесточенное и жаждущее сердце Печорина. В облике Веры нет светского колорита, так как светскость и искренность – понятия взаимоисключающие, а Вера – само чувство, не знающее противоречий. Однако сознание того, что Вера единственная любовь Печорина, приходит к нему слишком поздно, когда он теряет ее навсегда. И в этом трагедия Печорина. Также трагедия в том, что все-таки даже Вере он не готов жертвовать своей свободой.

Женские образы в романе "Герой нашего времени" совершенно разные и противоположные. Увлечение Печорина такими разными характерами свидетельствуют о сложности и противоречивости его характера, в котором присутствуют черты, свойственные естественной среде и в то же время светскому обществу. Его чуждость любой социальным и культурным средам обуславливает невозможность счастья ни с одной женщины, какое бы социальное положение она ни занимала и представительницей какого бы типа сознания ни была.


Неординарная личность Печорина раскрывается через призму его взаимоотношений с другими персонажами романа. Женские образы в романе «Герой нашего времени» объединяет главный виновник описанных событий Григорий Александрович Печорин, ставший в их жизни причиной бед и несчастий.

Три героини. Вера замужняя дама из светского общества со статусом и положением. Мери родственница Веры. Молода, хороша собой. Печорин влюбляет девушку в себя ради развлечения. Бэла дочь князя. Была похищена Печориным, став его наложницей.

Княжна Мери

Мери Лиговская девушка из высшего общества. Молода. Красива. Ее семья считается одной из лучших в столице. Хорошо образована. Воспитана. Богата. Независимая и гордая. Смелая. Иначе как назвать ее поступок, когда она решила первой признаться в любви Печорину. В те времена это было непозволительно.

Григорий разглядел в девушке черты, импонировавшие ему. Могла по-детски обидеться, надув губки. Умела быть благодарной. Это было заметно, когда Печорин избавил ее от общества надоедливого кавалера, выпившего и пристающего к ней. Он стал спасителем, принцем, которого она ждала. Ради него готова была бросить все, рвануть на край света, если бы позвал.

Мери Печорину не нужна. Да, она была милой, нравилась ему, но узы брака не для него. Когда Григорий признается, что ему не нужна любовь, для Мери это стало ударом, но она его выдержала гордо и достойно. После расставания княжна долго будет вспоминать несостоявшийся роман, ненавидя себя за то, что пошла на поводу своих чувств.

Бэла

Гордая черкешенка. Дитя гор. Трогательная, ранимая. Воспитана в строгости. Любила свободу и независимость, но лишилась всего, когда родной брат Азамат выкрал девушку из родительского гнезда, передав в руки Печорина в обмен за коня. Долго девушка не могла привыкнуть к новому положению. Не принимала подарки от похитителя, не подпускала к себе. Сердце постепенно оттаивало, раскрываясь навстречу любви. Но что ожидать от самовлюбленного эгоиста. Григорий быстро охладел к Бэле. Наигрался и бросил.

Только Максим Максимыч понимал девушку и переживал за нее, как за родную дочь. Он видел, как Бэла страдает. Когда Бэла умирала от ножевого ранения, штабс-капитан понимал, что это лучший выход. Она не смогла бы жить без любви. Для Печорина ее смерть ничего не значила. Во время похорон на лице не дрогнул ни один мускул. Он понимал причастность к смерти Бэлы. Не забери ее из родительского дома, жизнь черкешенки могла сложиться по-другому. Бэла ушла в мир иной с сожалением, что на том свете не сможет быть вместе с любимым. Разная вера мешала объединить души на небесах. Загубленная Печориным юная душа, не сумевшая противостоять его чарам.

Вера Лиговская

Светская дама. Замужем. Печорин знаком с ней по Петербургу. Спустя годы они вновь встретились, уже в Кисловодске, куда княгиня приехала поправить пошатнувшееся здоровье. Чувства вспыхнули по новой. Казалось, не было стольких лет разлуки. Они вновь молоды, беззаботны и счастливы. Эмоциональна. Любила и понимала Печорина лучше его самого. Выйдя замуж за старого князя женщина не чувствовала себя счастливой. Родив общего ребенка супруги не стали ближе. Когда Вера узнает о дуэли Печорина и Грушницкого, она в страхе за жизнь любимого признается мужу в измене.

Вера знала, что вместе им не быть. Она смертельно больна, но видеть Печорина каждый день выше ее сил. Вместе с мужем она спешно покидает Кисловодск. Григорий бросается вслед, но не успевает. Загнав коня, падает от собственного бессилия на траву, рыдая, как маленький ребенок. Потеряв Веру навсегда, Григорий понимает, насколько она важна ему и дорога.

Все три женских персонажа объединяло одно. Они искренны в чувствах. Неповторимые, яркие личности. Красивые, умные, с добрыми сердцами, открытой душой. Но ни одна не смогла удержать рядом Печорина, для которого свобода важней всего, а чувства, по его мнению, это пустое.

Основа творчества писателя — вдохнове-ние, ниспосланное свыше. И это вдохнове-ние нередко имеет женское начало. Не слу-чайно Муза — женщина. К ее ногам слагают шпаги, во имя женщины совершают подви-ги, ради нее же идут на преступления. Она — красота, которая спасет мир.

В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Каждый писатель, изображая свою героиню, стремится пере-дать через нее свое представление о пре-красном. Отношение писателя к своему ге-рою чаще всего раскрывается именно че-рез отношение этого героя к женщине: ему дана Красота, но как сумеет герой обой-тись с тем, что дано ему?

Писатели, изображая в произведениях лучших своих героинь, выражали через них свою жизненную философию. Женщина — источник радости, силы и вдохновения. А о своем поколении Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер глав-ного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княж-на Мери и Вера.

Бэла — юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев ее на свадьбе, был пле-нен ее необычной внешностью. Она пока-залась ему воплощением непосредствен-ности, естественности — того, чем не об-ладали знакомые Печорину светские дамы. Его увлекла борьба за Бэлу, но, ког-да все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печо-рин понял, что он обманулся: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Не следует забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который часто и быстро во всем разочаровывался. У Бэлы сильный, цельный характер, в ко-тором есть и твердость, и гордость, и по-стоянство, ведь воспитывалась она в тра-дициях Кавказа.

Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано «водяное об-щество» Пятигорска, где пребывал герой. Уже при первом упоминании о княжне Ме-ри (в разговоре с Грушницким) проступает ироничный, несколько насмешливый тон повествования. Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива. Она, естест-венно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фатоватости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Пе-чорина. Ей хочется жить так, как принято в высшем свете, — с некоторым тщеслави-ем, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печо-риным. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру.

В такой обстановке княжне Мери очень трудно было вести себя естественно, а воз-можно, и проявить свои лучшие качества. Почему Печорину так скучно и одиноко? От-ветить на этот вопрос — значит раскрыть причину его горестей. Печорин — неорди-нарная личность, следовательно, он искал среди женщин ту, которая могла бы цели-ком захватить его душу. Но таковой не бы-ло. И скорее всего задачи Лермонтова в ро-мане были намного шире, чем изображение молодых, неопытных, несчастных девушек, обожженных эгоизмом Печорина.

Настоящая любовь Печорина показана в набросках. Лермонтов не описал целиком этого чувства. Печорин плакал, когда, за-гнав коня, не догнал Веру. Однако это был всего лишь временный порыв души, но не более. Утром он вновь стал самим собой. Вера — это всего лишь больное прошлое Печорина. Он не испытывал полного счас-тья с ней: ведь она была чужой женой, что, разумеется, больно ранило самолюбие Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы компенсировать поте-рянное равновесие, он так холоден с юны-ми, влюбленными в него женщинами.

Печорин, ни в коей мере не являясь авто-портретом Лермонтова («Старая и нелепая шутка!» — говорится в предисловии о по-добном толковании), все же бесконечно близок автору в своих оценках, эмоциях, рассуждениях. Это создает особое ощу-щение общности беды и вины автора и его героя. Как и в «Думе», поэт, выражая взгля-ды своего поколения, разделяя его судьбу, понимая общую трагедию общества, яро-стно негодуя, возвышается над общей массой, поднимается над ней — на недо-сягаемые высоты духа.

Лермонтов отрицает свою близость к Пе-чорину, заявляя, что портрет героя состав-лен из пороков всего общества. Однако известно, что отношения Печорина и Ве-ры — это отражение неразделенной любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой, ко-торую он боготворил всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: «У ног других не за-бывал я взор твоих очей, любя других, я лишь страдал любовью прежних дней». Как похож любовный почерк самого Лермонто-ва на почерк Печорина. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался к образу своей любимой.

Жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова посвящено много замечательных книг (напри-мер, книга И. А. Новикова «О душах живых и мертвых»), критических статей и заметок. Если Пушкин является создателем первого реалистического романа в стихах о совре-менности, то Лермонтов — автор первого реалистического романа в прозе. Его произ-ведение отличается той глубиной психо-логического анализа, которая позволила Н. Г. Чернышевскому увидеть именно в Лер-монтове непосредственного предшествен-ника Л. Н. Толстого. И с этим нельзя не со-гласиться: ведь именно у Лермонтова Тол-стой учился приемам раскрытия внутреннего мира персонажей, портретному мастерству. Из творческого опыта Лермонтова исходил и Ф. М. Достоевский, однако раздумья поэта о роли страданий в духовной жизни челове-ка, о раздвоении сознания, о крахе инди-видуализма сильной личности переросли у Достоевского в изображение болезненной напряженности и мучительных страданий ге-роев его произведений.

Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении по-знать истину и достичь абсолютного совер-шенства. Эта тяга к идеалу при осознании несовершенства мира и человека есть уди-вительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта меж-ду раздвоенностью, разобщенностью мира вообще и идеальными устремлениями лич-ности. В этот внешний конфликт романтиз-ма Лермонтов привнес глубочайший внут-ренний конфликт личности, постоянное про-тивоборство разнонаправленных сил — сил добра и зла — в душе человека. Исследова-ние духовного мира бесконечно. И эту бес-конечность открыл русской литературе Ми-хаил Юрьевич Лермонтов.

Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жиз-ненного закона: и добро, и зло находятся не вне человека, а внутри — в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентриро-вано на духовном пути героя.

М. Ю. Лермонтов не случайно уделил большое внимание женским образам в сво-ем романе. Ни одна серьезная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне ее интересов, переживаний и чувств. Одно из открытий писателя заключалось в крите-рии: расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление. Мне ка-жется, что изображение женских характе-ров в романе придало главному герою и са-мому роману неповторимость и свежесть его восприятия, а также ту гамму пережива-ний, которые глубоко проникают в душу и остаются там надолго.

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" вышел в свет в 1840 году, однако он по-прежнему читаем и любим людьми разных возрастных категорий. Что же привлекает современного читателя к роману, написанному в позапрошлом веке?

Композиция произведения

Необычна композиция произведения.

Роман состоит из нескольких частей, включающих в себя рассказ странствующего по Кавказу офицера ("Бэла" и "Максим Максимыч") и записки самого Печорина, которые попали в руки этого офицера: "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист".

Но порядок повестей не совпадает с хронологией событий. Автор специально нарушает последовательность событий в описании биографии Григория Александровича. Это помогает писателю привлечь внимание читателей к герою, к его личности и судьбе. Таким образом, в начале романа мы знакомимся с героем, в середине - узнаем о его смерти, а затем он сам рассказывает свою историю. Это придает роману особую интригу, романтичность и глубокий психологизм, и помогает всесторонне и полностью раскрыть личность главного героя.

Вечные вопросы в романе

Великолепные пейзажные зарисовки, язык романа, который приводил в восхищение таких мастеров слова, как Гоголь и Чехов, интересная композиция - всё это придает роману самобытность.

Но, самое главное в романе - это проникновение в сердца и души человеческие и поиски ответов на извечные вопросы о предназначении человека. Зачем человек приходит в этот мир? Что такое дружба, любовь, жизнь и смерть? Что такое судьба? Ответы на все эти вопросы ищет Григорий Александрович Печорин.

Главный герой романа

Григорий Александрович Печорин - главный герой произведения. Он - человек сложный и противоречивый. По его собственным словам, в нем как бы живут два человека, один из которых совершает поступки, а второй является самым строгим судьей.

Герой чувствует своё высокое предназначение, но растрачивает себя по пустякам. Ему скучно, и от скуки он играет своей жизнью и жизнями других людей. Он приносит страдания, но при этом страдает сам. Лучше всего глубину и многогранность натуры Печорина мы понимаем через его мысли, описанные им в дневнике, через поступки, через отношения с другими главными героями романа.

Женские образы романа

Главными героями, а точнее героинями, помогающими глубже понять суть Печорина, являются четыре женских образа, которым по воле судьбы была уготована встреча с Григорием Александровичем. Женщины - это самая сильная страсть героя, он честно признается, что " кроме их на свете ничего не любил".

Женщины, которые привлекают его, - молодые, красивые, яркие, самобытные, сильные, под стать герою романа. А самое главное, у них есть то, чего нет у самого Печорина и что он так жадно пытается найти - умение любить верно, преданно, самозабвенно. Героини не находят счастья в любви, но перенесенные страдания раскрывают в полной мере все качества их души. Они любят, ненавидят, ревнуют, сострадают. Они живут, а не убегают от жизни. Каждый женский образ , представленный в романе, - это один из ликов Вечной Женственности, облагораживающей человека и поднимающей его над суетностью бытия.

Бэла

Первой на страницах романа "Герой нашего времени" появляется поэтический образ черкешенки Бэлы. Шестнадцатилетняя дочь черкесского князя привлекает сердце героя своей непохожестью на светских женщин его круга. Она непосредственна, открыта.

Хотя Бэла очень юна и неопытна, завоевать её сердце непросто: ни подарки, ни красивые слова не помогают Печорину. Свои чувства к Печорину она бесхитростно проявляет только после его слов о том, что он собирается уехать на войну, чтобы сложить там голову. Полюбив героя, девушка всецело предается страсти, она проявляет лучшие свойства своей натуры:верность, преданность, чуткость.

Чуткое сердце девы гор чувствует охлаждение Печорина, она сама начинает вянуть и угасать. Но даже страдая от равнодушия, она ни в чем не упрекает героя, ни выпрашивает его внимания, не навязывает ему себя, сохраняет чувство собственного достоинства, гордость. Любовь приносит Бэле одни страдания: двое мужчин любят её, один изводит её своим безразличием, а другой наносит смертельный удар кинжалом. Перед смертью все мысли девушки обращены к любимому - она переживает, что разная вера не даст им встретиться на небесах, что другая женщина будет рядом с ним в раю. Целует его так, как будто в поцелуе старается передать ему свою душу. Ни жалоб, ни обвинений, ни упреков. Сильная, гордая, страстная, нежная, трепетная - воплощенная женственность! Бэла - самый трагический женский образ в романе "Герой нашего времени".

Вера

Следующий женский образ в романе "Герой нашего времени"- это образ Веры. Предыстория отношений Печорина и Веры нам мало известна, но мы понимаем, что её любовь к герою прошла испытание разлукой и временем. Умница Вера - единственная женщина в "Герое нашего времени", которая поняла сущность души Печорина, поняла и приняла его со всеми достоинствами и недостатками.

Она покорилась своей судьбе и продолжает любить его вопреки голосу разуму, который подсказывает ей ненавидеть источник страданий. Как говорит сама героиня, её любовь "срослась" с её душой, "потемнела, но не угасла". Она страдает, скрывает свою страсть от мужа, мучается ревностью. Вся глубина и сила её чувства наиболее полно раскрывается в её последнем письме, письме - прощании, письме - исповеди. Она понимает, что больше никогда не увидит возлюбленного и просит героя всегда помнить её, не любить, а только помнить. Но ревность не дает покоя сердцу Веры, в последних строчках письма она умоляет Печорина не жениться на Мери.

Княжна Мери

Мери Лиговская - молодая аристократка, воспитанная в светском обществе.Она хорошо образованна, умна. Вокруг неё всегда толпа поклонников, но сердце Мэри свободно, пока на её жизненном пути не появляется Печорин, для которого юная неопытная девушка становится игрушкой от скуки. Печорину ничего не стоит влюбить в себя княжну. Любовь преображает девушку, пробуждая лучшие качества её сердца, с неё слетает светский лоск, перед нами открывается живая душа, способная на сильные чувства. Она искренне благодарна герою за помощь на балу, она со слезами на глазах слушает слова о его печальной участи быть непонятым и одиноким в толпе.

Мери сама признается в любви к Печорину, пренебрегая условностями света. При последней встрече вид в страдающей девушки вызывает жалость героя. Чтобы положить конец её надеждам, он признается в том, что для него все было игрой. Её гордости нанесен сокрушительный удар, и всю силу своего неразделенного чувства она превращает в ненависть. Сможет ли Мери ещё раз полюбить с такой же силой? Не очерствеет ли её душа? Не станет ли холодным и безразличным её сердце?

Ундина

Есть ещё один необычный женский образ в "Герое нашего времени" - девушка-контрабандистка. Ундина - так назвал её герой за внешнее сходство с русалкой. Её обворожительная внешность и необычное поведение сразу привлекают внимание Печорина и сулят ему интересное приключение.

Гибкая, стройная, длинноволосая, с магнетической силой в глазах, девушка обворожила героя и завлекла его в ловушку, едва не утопив в море, при этом проявив недюжинную ловкость и силу. Что же толкает её на преступление? Страх, что офицер донесет коменданту о том, что увидел ночью, заставляет её действовать смело и решительно. Хитрости и изобретательности ей тоже не занимать: она знает, как заинтересовать мужчину, сыграв на мужском тщеславии. Встретились два противника, достойные друг друга по силе духа. И если Печорин тешит своё любопытство и ищет развлечений, борясь со скукой, то девушка защищает свою любовь, своё счастье, свою привычную жизнь. В её душе уживаются жестокость, меркантильность и любовь к Янко. Девушка тоскует по нему, нетерпеливо ждет, с тревогой вглядываясь в бушующую даль моря. Она сама похожа на море, такая же дикая и непокорная.

В романе Лермонтова показаны образы его современниц, они очень разные и по вере, и по социальному статусу, но каждая из них по- своему прекрасна благодаря сердцу, способному к настоящей и верной любви.


Неординарная личность Печорина раскрывается через призму его взаимоотношений с другими персонажами романа. Женские образы в романе «Герой нашего времени» объединяет главный виновник описанных событий Григорий Александрович Печорин, ставший в их жизни причиной бед и несчастий.

Три героини. Вера замужняя дама из светского общества со статусом и положением. Мери родственница Веры. Молода, хороша собой. Печорин влюбляет девушку в себя ради развлечения. Бэла дочь князя. Была похищена Печориным, став его наложницей.

Княжна Мери

Мери Лиговская девушка из высшего общества. Молода. Красива. Ее семья считается одной из лучших в столице. Хорошо образована. Воспитана. Богата. Независимая и гордая. Смелая. Иначе как назвать ее поступок, когда она решила первой признаться в любви Печорину. В те времена это было непозволительно.

Григорий разглядел в девушке черты, импонировавшие ему. Могла по-детски обидеться, надув губки. Умела быть благодарной. Это было заметно, когда Печорин избавил ее от общества надоедливого кавалера, выпившего и пристающего к ней. Он стал спасителем, принцем, которого она ждала. Ради него готова была бросить все, рвануть на край света, если бы позвал.

Мери Печорину не нужна. Да, она была милой, нравилась ему, но узы брака не для него. Когда Григорий признается, что ему не нужна любовь, для Мери это стало ударом, но она его выдержала гордо и достойно. После расставания княжна долго будет вспоминать несостоявшийся роман, ненавидя себя за то, что пошла на поводу своих чувств.

Бэла

Гордая черкешенка. Дитя гор. Трогательная, ранимая. Воспитана в строгости. Любила свободу и независимость, но лишилась всего, когда родной брат Азамат выкрал девушку из родительского гнезда, передав в руки Печорина в обмен за коня. Долго девушка не могла привыкнуть к новому положению. Не принимала подарки от похитителя, не подпускала к себе. Сердце постепенно оттаивало, раскрываясь навстречу любви. Но что ожидать от самовлюбленного эгоиста. Григорий быстро охладел к Бэле. Наигрался и бросил.

Только Максим Максимыч понимал девушку и переживал за нее, как за родную дочь. Он видел, как Бэла страдает. Когда Бэла умирала от ножевого ранения, штабс-капитан понимал, что это лучший выход. Она не смогла бы жить без любви. Для Печорина ее смерть ничего не значила. Во время похорон на лице не дрогнул ни один мускул. Он понимал причастность к смерти Бэлы. Не забери ее из родительского дома, жизнь черкешенки могла сложиться по-другому. Бэла ушла в мир иной с сожалением, что на том свете не сможет быть вместе с любимым. Разная вера мешала объединить души на небесах. Загубленная Печориным юная душа, не сумевшая противостоять его чарам.

Вера Лиговская

Светская дама. Замужем. Печорин знаком с ней по Петербургу. Спустя годы они вновь встретились, уже в Кисловодске, куда княгиня приехала поправить пошатнувшееся здоровье. Чувства вспыхнули по новой. Казалось, не было стольких лет разлуки. Они вновь молоды, беззаботны и счастливы. Эмоциональна. Любила и понимала Печорина лучше его самого. Выйдя замуж за старого князя женщина не чувствовала себя счастливой. Родив общего ребенка супруги не стали ближе. Когда Вера узнает о дуэли Печорина и Грушницкого, она в страхе за жизнь любимого признается мужу в измене.

Вера знала, что вместе им не быть. Она смертельно больна, но видеть Печорина каждый день выше ее сил. Вместе с мужем она спешно покидает Кисловодск. Григорий бросается вслед, но не успевает. Загнав коня, падает от собственного бессилия на траву, рыдая, как маленький ребенок. Потеряв Веру навсегда, Григорий понимает, насколько она важна ему и дорога.

Все три женских персонажа объединяло одно. Они искренны в чувствах. Неповторимые, яркие личности. Красивые, умные, с добрыми сердцами, открытой душой. Но ни одна не смогла удержать рядом Печорина, для которого свобода важней всего, а чувства, по его мнению, это пустое.