Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Тренинг знакомство деление на подгруппы. Упражнения для разделения группы на несколько подгрупп

Тренинг знакомство деление на подгруппы. Упражнения для разделения группы на несколько подгрупп

на пары / малые группы.

Упражнение 19. “Дополнить карточку, объединиться в пары”

Ведущий выбирает несколько хорошо известных фраз и пишет половину выражения на одном кусочке бумаги, а вторую часть – на другом. Например: “С днем рождения...... ” и т.д. Карточки скручиваются, кладутся в шляпу, и затем каждый вытаскивает кусочки и ищет себе пару.

Примечание: Данный энергизатор следует использовать, если Вам необходимо разделить

группу на пары в случайном порядке, познакомить и сплотить группу.

Упражнение 20. “Что у нас общего”

Ведущий называет любую характеристику человека или его поведения, например: “Те, кто любит фрукты!”. Участники узнают себя и встают на то место, на которое указал ведущий и т.д.

Примечание: Данное упражнение позволяет разделить группу на необходимое Вам число

подгрупп. С помощью данного упражнения Вы также можете оживить активность группы, усилить концентрацию внимания участников.

Упражнение 21. Солнце светит на...”

Участники сидят или стоят в тесном кругу, один человек стоит по центру. Участник в центре громко говорит: “Солнце светит на...” и называет цвет предметов или элемент одежды, или какую-то другую характеристику, которая объединяет хотя бы несколько человек в группе. Например: “Солнце светит на тех, кто носит носки” или “солнце светит на тех, у кого карие глаза”. Все участники, имеющие данную характеристику, должны поменяться местами друг с другом. Водящий пытается занять одно из освободившихся мест. Новый водящий в середине начинает все заново. (Вариант: “Ветер дует на...”)

Примечание: Данное упражнение лучше проводить в начале занятия. Данный энергизатор

включает участников в активную деятельность, концентрируя их внимание.

Упражнение 22. “Члены семьи”

Подготовьте карточки по числу участников. Разделите их на такое количество стопок, сколько групп кооперативного обучения вам необходимо образовать. Напишите на каждой карточке одну из семейных ролей и профессию так, чтобы в каждой стопке семейные роли были разные, а профессия одна, например: Мама Фермер, Папа Фермер, Сестра Фермер и Брат Фермер. Перемешайте все карточки и предложите участникам взять по одной из общей стопки. Можете также использовать имена и названия различных животных или фруктов. Кроме того, можно изобразить на карточках фигуры, например: звезда, солнце, месяц, цветок и т.д. В каждой семье (подгруппе) должно быть 4 или 5 членов. После того, как каждый участник получил по карточке, все участники начинают ходить по комнате, создавать “семьи” по своему признаку, стараясь создать семью (подгруппу) как можно быстрее.

Примечание: С помощью данного упражнения Вы можете разделить группу в случайном по-

рядке на необходимое Вам количество подгрупп. Данный энергизатор применяют в начале занятий, активизируя участников.

Упражнение 23. “Поездки на такси”

Выберите несколько добровольцев (по числу необходимых Вам подгрупп). Эти участники будут выполнять роль таксистов. Их задача – двигаться по помещению, останавливаясь по команде ведущего. Предложите остальным участникам представить, что они садятся в такси. В такси может поместиться только определенное число участников, например 2, 4 или 8. Когда такси останавливается, участники должны бежать “занимать места в такси”.

Примечание: Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке, активизировать их.

Упражнение 24. “Фруктовый салат”

Участники сидят в круге. Ведущий просит первых 4-5 человек, сидящих рядом в круге, назвать по одному свои любимые фрукты (например, яблоко, груша, банан, апельсин). Следующие, сидящие в круге, по очереди повторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый “назван фруктом”. Один человек – ведущий – должен встать в центре круга. Ведущий выкрикивает название фрукта, например апельсин, и все “апельсины” должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из занимаемых мест, и другой участник остается без места. Новый ведущий опять называет какой-то фрукт и игра продолжается. Название “фруктовый салат” означает, что все меняются местами.

Примечание: Данное задание очень активизирует ребят. Его можно применять для создания групповой сплоченности, усиления концентрации внимания и для того, чтобы “перемешать”

участников, например, для последующего знакомства в парах, разделив сидящих рядом знакомых.

Упражнение 25. “Игра в животных”

Напишите на отдельных листочках столько названий видов животных, сколько вам необходимо подгрупп. Перемешайте карточки и раздайте участникам, затем попросите их, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы.

Примечание: Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.

Упражнение 26. Паровозик имен

Все участники стоят в кругу. Ведущий стоит в центре круга, затем подходит к одному из участников, называет его по имени и предлагает покататься. Названный участник встает позади ведущего, они, изображая паровоз, движутся к следующему участнику, а все остальные в это

время повторяют имя выбранного участника. Игра продолжается до тех пор, пока в паровозике не окажутся все участники.

Примечание: Упражнение применяется для знакомства, укрепления сплоченности группы,

повышения тонуса, двигательной активности, снятия напряжения.

Упражнение 27. “Поиск общего”

Группа делится на пары, и два человека в паре находят как можно больше общих признаков,

затем по команде ведущего пары объединяются в четверки с той же целью. Ведущий может

остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д. Образованные малые группы могут пред-

ставить свои общие черты.

Примечание: Упражнение развивает внимание к личности партнеров, осознанию проявлений своей личности, позволяет участникам лучше узнать друг друга. Может использоваться в

любое время занятия.

При организации любой программы тимбилдинга – от аудиторного командообразования и Верёвочных курсов до игрового тимбилдинга, обязательно возникают вопросы, связанные с численностью участников , способами формирования и численностью команд (точнее, групп участников), принимающих участие в тренингах командообразования или в корпоративных мероприятиях с элементами тимбилдинга.

  • Какое максимально возможное число участников программы тимбилдинга?
  • Какой оптимальный размер команды для участия в программе тимбилдинга?
  • Как разделить, или объединить - кому как нравится, участников тимбилдинга в группы (команды)?

Важное замечание! Программа тимбидинга не может быть проведена «сразу для всех», если в вашей компании более чем 12-20 сотрудников . Эти ограничения связаны с особенностями группового поведения - группой динамики, поэтому понятие «группа», «малая группа» или «команда» – основа проведения любых командообразующих программ. Также стоит отметить, что состав и численность команд, сформированных в начале тренинга командообразования, не должна меняться до завершения тренинга, за исключением отдельных программ, где первичной целью является не столько командообразование, сколько развитие коммуникаций, знакомство участников.

Общее количество участников тренингов командообразования зависит от сложности и наполнения программы тренинга, его логистики и количества квалифицированного персонала со стороны организаторов тренинга.

Как правило, размер группы (малой группы, команды) для участия в тимбилдинге – от 8 до 15, в отдельных случаях до 20 человек. Чем больше группа, тем сложнее и дольше будет взаимодействие участников внутри группы, тем выше должна быть квалификация тренера и тем проще должны быть упражнения (задания) тимбилдинга. При размере группы менее 6 человек, проведение тренинга командообразования также будет мало эффективным.

Для большей части тренингов командообразования мы считаем оптимальным размер команды – 12 человек , как в силу описанного выше, так и силу того, что 12 участников можно легко задействовать в упражнениях и заданиях тимбилдинга, где участники делятся по-двое, по-трое, по 4 или 6 человек.

В описании базовых программ тимбилдинга нашей компании обязательно указано оптимальное число участников в команде.

Тимбилдинг (командообразование) - способы объединения в команды

В зависимости от целей мероприятия и программы тимбилдинга, мы предлагаем различные способы объединения участников в группы (малые группы, команды):


Состав команды определён заранее

Формирование команд по спискам, подготовленным Заказчиком. Состав команд формируется исходя из коммуникативных задач, в зависимости от специфики бизнес-процессов, иных целей и задач Заказчика.
Механизм деления на команды:
Деление по заранее подготовленным именным бейджам, где цвета бейджей или иная маркировка определяет причастность к определённой команде.
Деление участников по вывешенным перед тренингом спискам команд.
Деление по заранее высланным участникам спискам команд.
Деление участников по заранее выданным кусочкам паззлов – каждый участник должен найти свою команду, подбирая пазл (достаточно долго).

Спонтанное деление на команды с задачей максимально «перемешать» участников тимбилдинга, разбить сформированные группы друзей и коллег.

Используется в тех случаях, когда важно обеспечить коммуникации и знакомство среди максимальной по охвату аудитории. Часто применяется при организации масштабных корпоративных мероприятий с элементами тимбилдинга или в тех случаях, когда Заказчик не хочет или не готов осознанно формировать группы для участия в тренинге командообразования.
Механизм деления на команды:
При регистрации для участия в тимбилдинге, корпоративном мероприятии, участники в произвольном порядке получают бейджи, либо банданы, маркировочные браслеты (бенды) различных цветов. Количество цветов пропорционально запланированному числу команд. По приглашению Ведущего, Инструкторов, участники «одного цвета» находят друг друга и таким образом формируется команда.
Специальные игровые упражнения, в ходе общей тимбилдинг-разминки перед тренингом. Например, известное задание «атомы-молекулы», когда участники получают задание хаотично перемещаясь по площадке тимбилдинга, по заданию Ведущего подойти к самому незнакомому человеку, потом то же в паре, втроём и так далее, пока не сформируется команда.

Спонтанное деление на команды по выбору участников

Этот способ деления на команды наиболее комфортен для участников, но менее эффективен с точки зрения развития коммуникаций в коллективе.
Используется большей частью при игровом тимбилдинге, в ходе больших корпоративных мероприятий.
Механизм деления на команды:
По приглашению Ведущего или Инструкторов участники сами формируют команды, ограничением служит лишь размер команды.

Социометрический способ формирования команд

Ведущий программы тимбилдинга, координатор тренинга командообразования выбирает нескольких участников – как правило, это самые активные – и предлагает каждому из них сформировать себе команду определённой численности. При этом, совсем не обязательно, что далее в ходе программы этот участник станет лидером (капитаном) команды.

Деление на команды в условиях чётко обозначенных требований и ограничений.

Состав сформированных данным способом команд должен отвечать заданным условиям и ограничениям. Например, в каждой команде не менее 3 девушек, не менее 2 представителей бухгалтерии, один человек с музыкальным слухом и так далее – в зависимости от специфики проводимой программы тимбилдинга. Данный способ формирования команд часто применяется в спортивном тимбилдинге, в программах приключенческого и творческого тим билдинга – в тех случаях, когда требуется создать сбалансированную по составу участников команду.

Команды повторяют по составу подразделения компании Заказчика.

Данный подход можно рекомендовать в том случае, когда межфункциональные взаимодействия между участниками из разных команд второстепенны, коммуникации между подразделениями отлично выстроены или не важны (например, это независимые проектные группы), а численность каждого из подразделений, участвующих в тренинге командообразования от 8-10 до 12-20 человек. С учётом описанного выше, данный способ формирования команд достаточно эффективен, так как даёт возможность сотрудникам подразделений обособится, почувствовать себя одной командой. Тем не менее, на практике этот способ используется достаточно редко.

У ведущего тренинговой группы нередко возникает задача ее разделения на отдельные подгруппы. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают работу в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифицировать процесс общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробление на подгруппы.

При этом следует помнить об одном важном условии - нельзя давать этим подгруппам «застыть» в определенном составе. Нужно постоянно перетасовывать участников, чтобы предоставить возможность каждому пообщаться со всеми.

Применение одних и тех же приемов быстро надоедает, поэтому я предлагаю набор (далеко не исчерпывающий!) вариантов разделения участников тренинга на отдельные подгруппы.

Расчет

Это самый элементарный способ. Производится расчет на «первый-второй», «первый-второй-третий» и т.д., в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: расчет нужно делать исходя из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. (Как вариант - апельсин, мандарин, банан...)

Сегментация круга

Если тренинг проходит в круге, то группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от ведущего к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Цветоделение

Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринписом» назвать). Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых».

Не советую создавать «содружество темных сил», даже если многие участники одеты в траурные цвета. Исключением может стать игра, где есть негативные персонажи, а также если ведущий рассматривает темный цвет одежды конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, которые нуждаются в «отыгрывании».

Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: наличие украшений, часов, цвет волос, цвет глаз и т.д.

Построение по ранжиру

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча перестроиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса и другим признакам.

Ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными».

После того как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Стрельба глазами

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все подымают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбитыми по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения.

Можно провести это несколько иначе: попытки повторяются до тех пор, пока вся группа одновременно не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников.

Драматичной может стать ситуация, когда число участников является нечетным и кто-то заведомо должен остаться без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между командами соревнование за право включить этого игрока в свой состав.

Атомы и молекулы

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий произносит: «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».

Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего.

В результате можно либо создать две команды (из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре), либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число будет равно количеству выбывших участников, которые тогда смогут образовать свою группу).

Лидеры

Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп) объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды.

Можно поступить иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части.

Если участников нечетное количество, то возникает ситуация, когда кто-то один остается невостребованным. (Вы уже догадались, что эта процедура, как и вариант «Стрельба глазами», имеет социометрический характер.)

«Невостребованный» участник может почувствовать себя дискомфортно. Поэтому ведущий может предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Футбольный метод

Для разбивки на группы этим способом потребуется определить 2-3 лидеров, активных ребят (число ребят зависит от количества мини-групп, которые вы хотите создать) и попросить их набрать себе команду, соблюдая следующее условие – первым делает выбор один из лидеров, другой в это время не предпринимает никаких действий. Когда выбор первого сделан, второй лидер может сделать свой выбор, и лишь после этого делает выбор третий. Причем принцип набора людей в команду таков: первый выбирает второго, второй третьего, третий четвертого и т.д.

Любое число

Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот сразу же должен произнести какое-нибудь число - от единицы до числа, равного количеству участников.

По команде ведущего одновременно должно встать такое количество игроков, которое соответствует названному числу. При этом игрок, произнесший это случайное число, может и не вставать. Кто-нибудь может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: либо назвать «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все.

После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое, по его замыслу, соответствует необходимому количеству игроков в одной подгруппе.

Если игроков встало столько, сколько и было заказано, то ведущий просит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися.

Разбивка по критерию

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков.

Например, в процессе тренинга ведущему необходимо получить информацию о чувствах участников. Тогда ведущий говорит: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане. Представьте, что вы посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем занять места в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Тех, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, - прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы покинуть ресторан, занимают места в противоположном углу. Может быть, кому-то блюда из меню ресторана оказались не вполне по вкусу? Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, удовлетворяет ли их здешняя кухня. Итак, располагайтесь!»

Далее можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, высказать пожелания относительно рецептов, качества приготовления и преподнесения блюд. Вместо «ресторанной» метафоры можно использовать и другие. Допустим, можно повесить в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмоциональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга - и попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.

Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Например, «восторженным» участникам можно поручить придумать способы, как развеселить «тоскующую» подгруппу.

Кто на новенького?

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы он взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербально договориться и подойти друг к другу.

Барабан

Вожатый стоит спиной,сзади подходит ребенок и коладет руку ему на плечо.и вожатый говорит направо или налево.

Расчет по кругу

Расчет в кругу на веники-савочки-наперстки и т.д. (зависит от того на сколько команд хотелось бы разбить отряд...) Просто если они будут стоять в кругу, то полюбому на каждую игру будут разные команды, т.к. они же не смогут каждый раз становиться одинаково. ;)

1 -и способ. Атомы и молекулы

Участники движутся хаотично и беспорядочно, как атомы. По команде ведущего все объединяются в «молекулы», в каждой из которых столько атомов, сколько назвал ведущий. Лучше провести эту игру несколько раз, разбивая участников на пары, тройки, пятерки, для того чтобы процесс деления на группы был более спонтанным, а затем предложить объединиться в «молекулы» с необходимым для дальнейшей работы числом «атомов».

2-й способ. Ручеек

Это традиционная детская игра. Участники разбиваются на пары, берутся за руки, пары становятся друг за другом. Все поднимают руки вверх. Участник, оставшийся без пары, проходит в образовавшееся «русло» и выбирает любого человека. Новая пара становится позади остальных. Можно задавать условия: выбирать два раза одного и того же человека нельзя, выбираем только представителей противополож­ного пола и т.п. В какой-то момент игра останавливается. Образуются пары или две команды.

3-й способ. Парные фигурки

На столе раскладываются парные предметы (геометрические фигурки или изображения животных) по числу участников. Каждый выбирает фигурку и ищет участника, которому досталась такая же. Для разбивки на тройки можно использовать три одинаковые фигурки.

4-й способ. Первый-второй

Предложите ребятам поменяться местами так, чтобы соседи справа и слева оказались новыми. Затем попросите их рассчитаться на «первый-второй» или «первый-второй-третий». После этого образуйте две-три команды или несколько троек. При разбивке на команды первые номера образуют одну команду, вторые - другую (если рассчитывались «на первый-второй-третий», то третьи номера составят третью команду). При разбивке на тройки первые рассчитав­шиеся на «первый-второй-третий» образуют первую тройку, следую­щие - вторую и т.д.; если количество участников не кратно трем, то оставшиеся присоединяются к образовавшимся тройкам.

5-й способ. Осмысленный

Этот способ я предлагаю через месяц-другой после начала занятий, когда ребята уже освоились, перестали стесняться и доверяют друг другу. Варианты:

Выберите человека, который вам наиболее близок;

Выберите того, кого знаете меньше всех;

Выберите в пару человека, с которым вам трудно общаться, и т.д.

По окончании первой темы я стараюсь уже не предлагать игровые способы деления на подгруппы и пары, а дать возможность подросткам самим поучиться находить партнера для работы (а мо­жет быть, и отказывать тому, с кем не хочешь работать сейчас), присоединяться к группе, организовывать ее работу.

Ваши помощники

Тренинговые занятия лучше всего проводить двум психологам. Однако не всегда это возможно и не всегда подходит именно вам, потому что в этом случае необходимы максимальная «сработан­ность», «сыгранность», взаимопонимание между ведущими.

По моему опыту, неплохими помощниками могут быть студенты-психологи или стажеры. Лучше, чтобы их было двое (но не больше), причем один из них - юноша. Почему? Во-первых, так легче организовать помощь при работе в трех микрогруппах, во-вторых, один из помощников может не прийти (по болезни или по другим объективным причинам). В-третьих, некоторым подросткам бывает легче довериться именно молодому человеку или девушке, которые, с одной стороны, уже почти взрослые, с жизненным опытом, но с другой - все-таки еще недавние подростки, представляющие себе интересы и жизнь подростковой группы.

Помощники подробно знакомятся со всей программой, с ее идеологией и логикой, знают ход каждого занятия. Это должны быть люди, которые любят детей и понимают вас, знают ваши условные сигналы, например, успеют вовремя посмотреть на вас, чтобы «прочитать» послание: «Подойди к Васе. Ему опять не досталось пары», «Посиди с Лешей в «уголке отдыха», поговори с ним», «Нина опять опоздала. Ее надо незаметно включить в процесс». Помощники участвуют в занятиях наравне со всеми. С их помощью вы сможете более качественно проводить работу в микрогруппах. Помощник встречает опоздавших, помогает им сесть в круг, не привлекая внимания остальных. Он может посидеть рядом с гиперактивным или отвергаемым группой участником, а также помочь включиться в работу микрогруппы застенчивому подростку. Если кому-то грустно, плохо, кто-то не хочет или не может работать, помощник окажется рядом. Он постарается не пропустить высказанную кем-то важную или сокровенную мысль, в то время как вы будете следить за временем и ходом занятия в целом. Через некоторое время можно передать помощнику право провести часть занятия, если кому-то из участников группы нужна экстренная квалифицированная психологическая помощь.

Особенно важна роль помощника в большой группе (20-30 человек). Иногда считают, что нельзя создавать такие большие группы. По нашему мнению, у них есть определенные преимущества. Во-первых, у подростка появляется возможность пообщаться с большим количеством сверстников, увидеть себя со стороны разными глазами. Во-вторых, в большой группе более оживленная, энергичная атмосфера. В-третьих, через некоторое время, как правило, 5-8 человек отсеиваются.

Пополнять ли группу новичками?

В сентябре, как правило, много желающих пройти тренинг. Набирается группа, обычно большая. В течение года появляются еще желающие, но они приходят не часто, приблизительно раз в две недели. Если почти на каждой встрече в группу приходит по новичку, весьма трудно сохранить атмосферу доверия, принятия и понимания, ради которых и затевались занятия. Новую группу тоже не удается открыть из-за малого количества народа. В то же время после нескольких занятий группу обычно покидают 4-5 человек, которые поняли, что данная форма работы их не устраивает. Иногда это происходит и в течение года. Вот, например, однажды, после того как один юноша, красивый и умный, лидер группы, признался, что встречается с девушкой, группу покинули сразу 4 девочки. Все приходят на тренинг со своими запросами, и если группа за 2-3 месяца обрела свое лицЬ, свою атмосферу, свои традиции, но слегка поредела, да и «застоялась», не ввести ли новичков? Это оказалось прекрасным выходом. В году у нас несколько тем. По окончании каждой мы подводим итоги, а на первом занятии, посвященном новой теме, встречаем новичков. Обычно новая тема начинается с разминки, упражнения еще просты и неглубоки. Ребята приходят в группу, где атмосфера уже сложилась, правила действуют, но они всегда привносят что-то свое, группа оживляется, и начинается новый этап.

Таким образом, однозначного ответа на вопрос о введении в сложившуюся группу новых участников нет, - все зависит от конкретной ситуации. И все-таки если группа существует долго (то есть программа рассчитана на целый учебный год), а желающих не слишком много (в противном случае лучше открыть еще одну группу), если вы чувствуете, что группа нуждается в «энергетической подпитке», а содержание занятий позволяет вводить новичков (например, начинается новый тематический блок), попробуйте группу расширить.

Начинаем работу

Внутренняя настройка на занятие у меня происходит уже по дороге на занятия. Я представляю группу, вспоминаю предыдущее занятие, просматриваю план, прислушиваюсь к своему внутреннему состоянию и своим возможностям сегодня. Основа, конечно, в сценарии, но в этот момент я решаю, нужно ли что-то заменить или добавить. В центр я прихожу, как правило, за полчаса до начала занятия. Не спеша раздеваюсь, привожу себя в порядок. Иногда пью чай, перекидываюсь парой слов с коллегами. Просматриваю сценарий и план первой половины занятия. Проверяю, все ли для него готово: магнитофон, ручки, бумага, дополнительные материалы. В это время начинают собираться дети. Для меня правило: обязательно уделить хоть немного внимания каждому. Одному - улыбнуться, другому - подмигнуть, эту девочку можно погладить по плечу, а вот до этой дотрагиваться нельзя, лучше просто поздороваться. Кто-то из опоздавших быстро переодевается, кто-то смеется, мальчики взахлеб рассказывают про новую компьютерную игру, девочки многозначительно перемигиваются... Обыкновенные подростки. Обыкновенные? Нет, каждый из них - особенный, неповторимый, со своими проблемами и радостями. И сейчас мы пойдем в зал, чтобы вместе узнавать что-то новое о себе, учиться слышать друг друга и видеть уникальность каждого. Мы будем играть, как дети, и обсуждать самые серьезные вопросы. Мы отправляемся в дорогу, нас ждут открытия, приключения и неизвестность. Пожелайте нам удачи, и мы желаем удачи вам.

Групповая динамика, или Что может произойти в подростковой группе и что с этим делать?

Групповые психологические занятия таят в себе достаточно много опасностей, так как работать приходится со своим личностным опытом. Осознание своих особенностей, чувств, проблем иногда вызывает острые эмоциональные реакции, которые, выплескиваясь в группе, могут породить лавину обвинений, конфликтов, обид...

Когда я только начинала работать с группами, мне было очень сложно разобраться в причинах некоторых неудач (или в том, что казалось неудачами). Постепенно я поняла, что, помимо невер­ного поведения ведущего, неправильно построенного занятия, неадекватных интерпретаций поведения и реплик подростков (а это я считала главными причинами провалов), существуют некоторые закономерности развития группы, а также особенности поведения ребят, занимающихся личностной работой в группе, - то, что называют групповой динамикой.

Ведущему необходимо помнить:

Первое...

− Группа живет своей жизнью, и с этим надо считаться. То, что не все в группе складывается так, как хотелось бы, не всегда вина ведущего или подростков.

− Участники группы могут сильно воздействовать друг на друга, часто сами того не осознавая и не желая.

− В группе всегда создается свой особый климат, каким он будет - точно предсказать невозможно. Его надо уметь чувствовать и считаться с ним.

Еще раз повторим, что ведущий должен быть готов ко всяким неожиданностям и уметь на ходу изменять как содержание, так и методы проведения занятия. Так мы меняем одежду и планы, посмотрев за окно и увидев, что идет дождь (не обижаясь ни на кого, а просто приспосабливаясь к жизни такой, какая она есть).

Второе...

− Каждая группа в каждый момент времени обладает определенным уровнем открытости, который может изменяться, и не всегда в одном направлении.

Даже если подростки увлеченно обсуждают самые разнообразные темы: книги, фильмы, задачки, - это еще не значит, что так же увлеченно они будут готовы обсуждать самих себя. Для того чтобы говорить о своих чувствах, желаниях, проблемах, они должны быть уверены в психологической безопасности, то есть в том, что никто не осудит их, не засмеется, не будет оказывать на них давле­ние в группе и за ее пределами, что это не повлияет на их взаимоот­ношения.

Для решения этой проблемы на одном из первых занятий группа договаривается о правилах, например, таких:

То, что обсуждается в группе, не выносится за ее пределы;

Оценку даем не человеку, а только его поступкам;

Никого не унижаем и не оскорбляем;

Стараемся никому не сделать больно.

Более подробно процедуру принятия правил мы рассмотрим в сценарии соответствующего занятия.

Ведущий должен уметь влиять на уровень открытости участни­ков, а не просто учитывать его. Влиять - не значит принуждать, это приведет только к еще большей закрытости. Это значит, во-первых, самому быть открытым, во-вторых, чутко и внимательно относиться к тому, что говорят ребята, к их переживаниям, в-третьих, поддер­живать их, задавая тем самым норму отношений.

Третье...

Ведущий совмещает две позиции - организатора и участника, который, как и каждый член группы (но в большей степени, чем другие), влияет на группу своим состоянием, настроением, своими проблемами.

Вот пример из опыта работы.

Эти события происходили в школе, на факультативных занятиях по психологии. Группа сама выбрала тему занятий - проблемы подросткового возраста. Ребята проявили огромный интерес, наметили разнообразные вопросы для обсуждения и с нетерпением ждали следующего занятия.

Темы выбирались так. Ребятам был предложен ряд суждений о подростках. Они отмечали степень своего согласия с этими

суждениями и высказывали предположения о мнениях сверстников. Результаты работы должны были обсуждаться на следующем занятии.

Наступил день очередной встречи. Сначала были зачитаны результаты анкетирования. Вопросы, к которым все отнеслись одинаково, не рассматривались, для работы были выбраны спорные вопросы, где наблюдались явные различия во мнениях, в основном между мальчиками и девочками: взаимоотношения с родителями, учителями, сексуальные проблемы, отношение к учебе, проблема смысла жизни. Ребятам было предложено произвольно разбиться на подгруппы, каждая из которых должна была выбрать темы для обсуждения.

Первая неожиданность: вместо обычного при подобных заданиях разделения на две группы «мальчики - девочки» (в кладсе всего 9 человек), подростки разбились на три пары, а три человека решили работать поодиночке. При этом один мальчик пытался присоединиться к кому-нибудь, но его не принимали. Две девочки пригласили меня работать с ними. У меня сложились хорошие отношения с этой группой, и обычно меня «раздирали на части», однако на "этот раз никто больше работать со мной не захотел. Не могу сказать, что это меня расстроило (наконец-то я никого не обижу, присоединившись к одной из групп), но я удивилась.

Во время работы подгрупп я наблюдала следующее: пара девочек обсуждала модели одежды, пара мальчиков писала программу для компьютеров (что позволило мне сделать вывод о целях объединения этих пар), а одиночки мучительно «выжимали» из себя «правильный» ответ и в результате отказались сдать мне свои работы.

С пригласившими меня девочками мы обсудили лишь одну проблему. Когда речь заходила об остальных вопросах, они выражали свое негативное отношение к мальчикам, а я пыталась добиться от них понимания.

Увидев, что происходит в остальных группах, я предложила провести общее обсуждение, но ничего не получилось. Урок закончился. Ребята пулей вылетели из класса, чего никогда раньше не было.

Обдумав занятие, я вспомнила свои ощущения в разные его моменты:

напряжение при объявлении тем для обсуждения (я вспомнила, что в том возрасте я переживала эти же проблемы; увлекшись воспоминаниями, я временно отключилась от происходящего на занятии и одновременно напряглась);

растерянность при разделении на подгруппы (я не понимала, что же мне делать, и в результате ничего не сделала);

недоумение при реакции девочек, к которым я присоединилась, на обсуждаемые проблемы (желание свести все к выплеску агрессии на мальчиков);

напряжение, которое у меня вызывали посторонние разговоры, услышанные во время обсуждения (значит, работая с девочками, я не была полностью включена в происходящее);

и наконец, меня расстроило нежелание ребят сдавать работы и обсуждать проблемы в общем кругу.

Теперь попробуем разобраться, что же произошло. В какой-то момент (видимо, еще в начале урока) я переключилась на собст­венные переживания, но не сделала их достоянием группы: не сказа­ла о них и не стала обсуждать. Подростки скорее всего бессознатель­но это почувствовали и тоже выключились из работы. Я не сразу поняла, почему так получилось, поэтому все оставшееся время переживала по поводу ребят (они заняты не тем) и по поводу неверно выбранной темы занятий. То есть я чувствовала, что что-то идет не так, но не делилась своими переживаниями и тем самым воздвигала все более прочную стену между собой и группой. Таким образом, я находилась одновременно в двух позициях - ведущего и участника, погрузилась в собственные переживания, и это мешало мне при­нимать правильные решения. Возможно, это стало одной из причин неудачи.

Так что же можно было сделать в разные моменты занятия? Личностные проблемы есть у всех, в том числе и у ведущего, и они могут актуализироваться на занятии.

Вспомнив о своих проблемах, надо было сказать о них и сделать их предметом обсуждения. Это было бы логично: ведь если мы ждем, что подростки будут открыто обсуждать свои проблемы, то нам следует начать с разговора о своих трудностях (задать норму обсуждения, показать, что это не страшно).

Если вы упустили этот момент, то, увидев отрицательную реакцию детей, вы можете сделать ее предметом обсуждения, постараться вместе понять, что не так, а поняв - исправить. Ребята скорее всего реагировали бы эмоционально, а задача взрослого - понять причины и уже потом искать выход.

В описанном случае я сумела понять, что случилось, проана­лизировать причины произошедшего, хотя и после занятия, но, к счастью, до момента очередной встречи с группой. На этой встрече 10-15 минут было посвящено обсуждению предыдущего занятия. Ребята очень искренне говорили о своих чувствах, но только после того, как не менее искренне это сделала я сама. Большой неожиданностью стало для меня мнение детей, что мои проблемы - не единственная причина провала занятия. В этой группе девочки и мальчики очень различались по развитию - девочки опережали мальчиков, - и это отличие было выражено гораздо сильнее, чем в других группах. Поэтому для девочек были важны одни аспекты этой проблемы, для мальчиков - другие. Особенно же трудно им было говорить о том, что потом (предположительно) они должны были обсуждать вместе. Две девочки, которые пригласили меня для совместной работы, были ближе по уровню развития к мальчикам, поэтому дальнейшее обсуждение их не пугало. Было принято решение перейти пока к другой теме, отношения с группой не испортились, ребята продолжали с интересом заниматься.

Если бы я не поняла причин произошедшего и пришла к подросткам либо с обвинениями, либо сделав вид, что ничего не произошло, то продолжила бы тем самым построение стены между собой и группой. Тогда возникшее отчуждение могло бы стать началом конца работы с этой группой.

В этот момент в наш рассказ опять вмешивается Учитель. И нам важно послушать его, дабы прояснить разницу между уроком и тренингом.

Учитель: «Я больше не могу это слушать! Вы подумайте только, класс срывает урок, а преподаватель ищет какие-то подсознательные причины, рассказывает детям о своих чувствах. У меня большой опыт, и я скажу, что это совсем не специфический конфликт, а обычное дело - дети проверяют учителя (особенно молодого) "на прочность". Что тут рассуждать? Вправить мозги, и дело с концом! Или, иначе говоря, не дать детям захватить власть, показать, кто "вожак в стае"».

Я бы ответила (и, кстати говоря, не раз отвечала) так: «Вы знаете, в чем-то вы правы, но только если дело касается обычного предмета, на котором основная цель - знания, заранее запланированная тема. У нас же все иначе. Есть основная цель: в данном случае - создать атмосферу открытости и доверия, защищенности и принятия. И это главное. А уж как именно это будет сделано - дело второстепенное. Было запланировано создать такую обстановку в процессе работы в малых группах - не получилось, но ее можно создать и делясь с ребятами своими переживаниями. Хотелось, чтобы ребята обсуждали свои проблемы, - так можно начать с собственных воспоминаний, ведь проблемы повторяются, и, встретив понимание, ребята, возможно, перешли бы на свой опыт. А уж выяснять, кто "вожак стаи" - совсем не дело нашего предмета. Иногда лучше передать ведение дискуссии, выбор темы лидеру группы или всей группе, да­бы она получила опыт принятия решения и ответственности за него, столь необходимый для саморазвития».

Неопытный ведущий часто чувствует уходящую власть и напрягается от непривычности положения и непонимания, что делать. Но ведь важна прежде всего цель, и здесь вы всегда останетесь лидером. А вот если ведущий видит, что цель не достигается, что ребята просто отдыхают на занятиях или наслаждаются общением (что само по себе тоже неплохо), что содержательной работы нет, тогда он мягко по форме, но жестко по содержанию должен повернуть группу к работе, к достижению намеченных целей.

Четвертое...

В процессе работы группы возникают кризисные ситуации

Можно выделить четыре основных типа кризисов, которые вполне могут иметь место в вашей работе и отнюдь не означают вашу профессиональную несостоятельность.

1. «Конфронтация» (открытая конфронтация между ведущим и участниками или между самими участниками).

2. «Отчужденность» (отчужденность между ведущим и подростками, потеря интереса к занятиям, что может выражаться и в резком оттоке детей из группы).

3. «Эмоциональный взрыв» (сильная эмоциональная реакция одного-двух человек).

4. «Конфликт» (отдельные участники выясняют в группе отношения либо с ведущим, либо между собой, остальные не вовлечены в процесс).

Два первых кризиса принципиально отличаются от двух последних, поэтому мы рассмотрим их отдельно.


Сразу уточню, что сегодня мы не будем говорить о том, кто такие меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики, интроверты и экстраверты, висцеротоники и соматотоники, циклоиды, астеники, шизоиды, истероиды и просто конституционально глупые. Хотя всё это – о нас. И представители всех этих славных групп, несомненно найдутся в любом нашем коллективе.

Примем как данное, что все мы – разные. Говорить же сегодня мы будем о туристской группе, которая представляет из себя нечто большее, нежели простая сумма её членов (принцип эмерджентности, с которым практически каждый сталкивался в своей науке).

Но сперва – несколько общих слов о группах. Что же это такое? Когда по улице идут незнакомые люди мы говорим о массе. Когда мы приходим в столовую или на стадион речь уже пойдёт о толпе и мы можем предположить наличие какой-то общей идеи, объединяющей её (покушать, посмотреть матч и т.д.). Чем же группа отличается от толпы?

Вот одно из определений группы: "Психологически единая социальная ячейка, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга” (Дикарс). Другое определение несколько проще: "Группа – это люди объединенные реальными отношениями” (Литвак И. Е.) Психологи выделяют несколько типичных черт, присущих группам:

1. Взаимоотношения, взаимовлияние её членов, без чего группа просто не существует.

2. Определённость ролей, которые используют отдельные индивиды. (об этом мы поговорим чуть позже)

3. Обособленность лидеров, влияющих на остальных.

4. Общность целей, деятельности и организации.

5. Наличие у членов группы чувства "мы”, единства группы. (очень важный субъективный фактор)

6. Сплоченность.

7. Определённая локализация в пространстве и времени.

Существует множество классификаций групп (например: открытые и закрытые, первичные и вторичные), но для нас достаточно самой простой, которая выделяет группы формальные и неформальные. Формальная группа – это группа сформированная на основании каких-либо документов, во главе её стоит руководитель. (пример – ваша учебная группа в классе или институте, ваш производственный коллектив или научная лаборатория). Неформальная группа – это группа, сформированная на основе личных симпатий, привязанностей, общих потребностей, этой группой управляет лидер.

Большинство туристских групп относятся к неформальным и образуются следующим образом: несколько человек объединяются, находят руководителя со стороны или выдвигают его из своих рядов, или обратный процесс – руководитель подбирает группу "под себя” в зависимости от преследуемых им целей. (Пример: Мишка Орлов ("В поход 2 к.с. приглашаются любители стихов и философских бесед”)).

Рассмотрим туристскую группу поближе. Одна из основных черт группы – наличие цели. Казалось бы тут всё очевидно: наша цель – сходить в поход, получить в нём разнообразные впечатления и благополучно из него вернуться. Все наши лекции и тренировки готовят нас к этому. Однако не всё так просто. Спросите человека, особенно уже давно ходящего в горы, зачем он это делает, и вряд ли вы получите вразумительный ответ. Отправляясь в поход, каждый из нас преследует разнообразные цели. Какие например:

а) пройти наиболее рационально, интеллектуально,

б) пройти как можно скорее, напористо, подчиняя всё своей воле.

2. Преодоление себя, самоутверждение. Причем сюда попадут и те, у кого энергии избыток и те, у кого её так мало, что им необходимо снова и снова доказывать себе и окружающим её наличие.

3. Общение.

4. "За компанию” (особенно типично для первых походов).

5. Любопытство – просто посмотреть, что это такое – горы или посетить определённый район.

6. Найти супруга/супругу.

7. Отдых, переключение на другой вид деятельности, отвлечение от ежедневных проблем, бегство от трудной ситуации.

8. Экзотические, например созерцание, занятие разными духовными практиками.

Для большинства же тех, кто ходит давно, это становится стилем жизни, внутренней потребностью. Мне очень нравится высказывание Саши Ефимова на эту тему: "В походах мы проживаем ещё одну жизнь. По насыщенности событиями, эмоциональными переживаниями этот месяц в горах зачастую равен 11 месяцам в городе”

Таким образом вы видите, что цели могут быть весьма разнообразными и если некоторые из них вполне совместимы (например спортивные и самоутверждение, поиск супруга и общение), то другие – взаимоисключающие (неторопливый отдых и спортивные). Дело не в том, что одни цели лучше, а другие хуже, а в том, что если в группе у участников цели взаимоисключающие, то конфликт практически неизбежен.

Так что постарайтесь ещё до похода определить, чего вы от него хотите и совпадают ли ваши цели с теми, что преобладают в вашей группе. Это – призыв главным образом к тем, кто собирается в походы 3 и 4 к.с., т. к. в первых походах цели, как правило неясны расплывчаты и весьма разнообразны (в основном – просто сходить в поход). Поэтому получить удовольствие от первых походов проще, чем от последующих.

Следующая черта группы – это роли, которые мы исполняем в группах. Что такое роль? Это – то поведение, которое ожидает группа от личности в процессе выполнения ею социальных функций. Наши официальные роли, присущие нам как членам официальной группы – это наши должности. Какие же они могут быть: руководитель, возглавляющий группу и несущий за неё ответственность и инструктор, который имеется только в школьных группах, в спортивных походах, как правило, такой должности нет. Кто есть кто? По крайней мере, как должно быть.

Руководитель (стажер) и инструктор вместе организуют учебные занятия, в походе же непосредственным начальником для участников является именно руководитель, инструктор же выполняет функцию контроля, наблюдая за действиями руководителя и участников, вмешиваясь в них лишь в том случае, если нарушается техника безопасности или допущен какой-нибудь другой серьёзный промах. В этом случае он может взять руководство на себя. Нормальные отношения между руководителем и инструктором, разделение ими полномочий – залог успешного прохождения похода.

Медик – не преувеличу, если скажу, что это вторая после руководителя должность. В определенных ситуациях именно его мнение окажется решающим. Следит за состоянием здоровья участников и руководителя. Завхоз – готовящий раскладку и распределяющий продукты в походе. Также в его задачи входит наблюдение за тем, чтобы продукты в походе забирались у участников более-менее равномерно. Снаряженец – отвечающий за подготовку снаряжения перед походом и за распределение его по участникам.

Реммастер – собирающий ремнабор и отвечающий за починку снаряжения. Иногда отдельная должность – примусист, который будет отвечать за хорошую работу примусов. Финансист, собирающий деньги и проводящий взаимозачеты. Хронометрист, отмечающий время прохождения тех или иных участков на маршруте. Летописец, создающий летопись похода. Фотограф, в задачи которого входит сделать необходимые для последующего отчета фотографии. Эколог, организующий уборку мусора (сжигание), после ночевки или обеда.

Можно назвать еще несколько должностей, менее традиционных: гитарист, массажист, забойщик (участник, работающий первым на сложных участках маршрута), "publik relation”, замыкающий. Должности могут дублироваться – вдруг кто-то не пойдёт. Хорошо, когда должности есть у всех. Ваша задача – подумать, кем бы вы хотели быть в походе. Это вовсе не значит, что выбрав должность завхоза, вы всегда будете с ней ходить. Полезно бывает "сменить амплуа”, попробовав себя в новом качестве. Это то, что касалось должностей официальных, необходимых для успешной работы группы. Каждый в группе должен чувствовать себя необходимым и работать на благо всего коллектива.

Но кроме этого есть еще роли неофициальные, давайте рассмотрим их:

Прежде всего отмечу, что роли это – сугубо иллюстративные, предназначение их – помочь образно представить ситуацию, облегчить анализ взаимоотношений в группе. Недопустимо публичное применение этих терминов в качестве ярлыков применительно к конкретным людям. Хочу напомнить, что человек и его роль, человек и ваше представление о нем – вовсе не одно и то же. Человек, несомненно всегда шире и многогранней. И когда мы пытаемся, словно в прокрустово ложе, впихнуть человека в тот образ, который мы создали, ничего хорошего не получается. Всё равно что-нибудь торчит, а мы обижаемся: он себя неправильно ведёт. Так что с ролями надо быть очень осторожными. Итак:

Первая и главная – роль лидера группы. Наличие этой роли говорит о том, что перед нами определённо группа. Для успеха путешествия важно, кому достанется эта роль. Оптимальный и достаточно частый вариант – руководитель группы или инструктор в роли лидера. Но это бывает не всегда. Разобщение руководства и лидерства резко осложняет ситуацию в группе и может привести к конфликту. Какие бывают лидеры. Авторитарный и демократический. Авторитарный: резко доминирует над всеми членами группы, уверен в себе, пользуется непререкаемым авторитетом.

Его почитают, им восхищаются, иногда боятся. Нередко не считается с чужим мнением и даже не интересуется им. Всё это возможно в определённых пределах, пока это идёт на пользу группе. Демократический лидер: не выдаёт готовых решений, не подавляет чужую инициативу, делает всех соучастниками решений, терпим к недостаткам товарищей. Обычно группам по душе именно демократический лидер. Однако, бывают ситуации, когда авторитарный метод руководства оказывается более действенным: например, в критической обстановке, когда от решительности руководителя зависят жизнь и здоровье участников, когда нет времени для размышлений и дебатов, может потребоваться полная вера и абсолютное подчинение. Демократический же лидер может не обладать таким высоким личным авторитетом.

Демократическое лидерство наиболее эффективно при высоком уровне развития группы. Так что оптимальный вариант – сочетание обоих типов лидерства в зависимости от конкретных условий. Кроме постоянного лидера в группе может выдвигаться ситуативный лидер – лидер, выдвигаемый на время в той или иной ситуации: при обработке маршрута (причем разные лидеры могут быть на скальных, снежных, ледовых маршрутах) или при общении с местным населением, лидер досуга или лидер при проведении бивуачных работ.

Почти в каждой группе выделяется несколько "энтузиастов”, добровольно и с удовольствием принимающихся за любое дело. Положительная роль "энтузиастов” очевидна, однако своей активностью они нередко душат инициативу остальных, затрудняя рост квалификации менее опытных. Кроме того на фоне неумелых действий малоопытных участников у энтузиастов может развиться самолюбование, чувство превосходства над другими, и, следовательно, привести к нездоровой обстановке в группе.

"Старейшина” – наиболее авторитетный и независимый член группы. Может совпадать с лидером или с "энтузиастом”. Если "старейшин” в группе двое и более, а позиции их не совпадают, их авторитет резко падает, может возникнуть конфликт, раскол группы.

"Шут” – своими действиями создаёт веселье, выступающий объектом для шуток и чужого остроумия. И "остряк”, добывающий смех с помощью собственного остроумия и острословия. Предпочитает шутить по поводу ситуаций или над другими участниками.

Основную массу группы составляют "потребители”. Своими реакциями, признанием, они доставляют удовлетворение лидеру, энтузиасту, шуту. Поддерживают наметившееся распределение ролей.

В группе могут оказаться так называемые "самоопределяющиеся”, в своём поведении руководствующиеся только собственными интересами и не считающиеся с чужим мнением. От них следует отличать людей, нарушающих нормы поведения с целью обратить на себя внимание, произвести впечатление, как правило перед лицом противоположного пола.

В каждом деле всегда кто-то остаётся последним. Хорошо, когда в эту позицию в разных делах попадают разные люди. Но бывает так, что последним по всем статьям оказывается один из туристов. Постоянно отстающий, слабый технически и физически, нередко он становится объектом насмешек. Незавидность этой роли очевидна, однако, если в группе четко определился последний, это резко улучшает позиции предпоследнего и близких к нему участников. Они обретают внутреннюю уверенность, спокойствие. Бывает, что "последний” способствует сплочению группы: людей объединяет общая реакция на его действия – будь то осмеяние или желание помочь ему.

Еще одна, очень важная роль – "дезорг” (дезорганизатор, противник). Авторитетный турист, который имеет свою точку зрения и активно её защищает. В результате какая-то часть группы начинает действовать и думать как он. Может посеять недоверие к руководителю, доказывая, что группа идёт не туда, может предпринять какой-нибудь манёвр, противоречащий указаниям руководителя. Отличается от "самоопределяющегося” тем, что он прежде всего заботится об интересах всей группы (как он их понимает), а не о собственных.

Часто в результате его действий возникает угроза единству действий в группе. Однако, если он и его сторонники не принимают самовольных действий, а лишь ратует за свои предложения, их нельзя оценивать отрицательно. При соблюдении дисциплины они могут представлять полезную оппозицию, способствующую установлению истины. В этой роли может закрепиться один из участников, но чаще в разных ситуациях она переходит от одного к другому.

В группах могут встречаться и другие роли:

"Мученик” – взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от неё.

"Моралист” – который всегда прав.

"Любимчик” – пробуждающий нежные чувства и нуждающийся в защите.

"Агрессор”, "защитник”, "нытик”, "педант”, "спасатель”, "жертва” и т. д. Группа всегда стремиться расширить репертуар ролей.

Одна из важнейших черт группы – наличие у неё внутренней организации, структуры. Но, прежде чем говорить об этом, подумаем, какой должна быть величина группы. Вопрос достаточно сложный.

Принято считать, что оптимальный размер группы 7±2 человека. Известно, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по полу и возрасту. (Чисто мужские и чисто женские группы. Моя точка зрения на них. Мужские: считаю вполне оправданным в походах запредельной сложности, тяжёлых физически. Риторический вопрос к женщинам: "Пойдёте ли в поход, если стартовый вес рюкзака будет около 40 кг?” Женские: образование вполне объяснимо – желание поработать самостоятельно, поскольку нередко в походах смешанным коллективом для женщин нет возможности технической работы, их "зажимают”. Хотя, нередко, всё это лишь слова.

Ни в одном из походов, в которые я ходила, не было ограничений для работы по половому признаку. На первом месте стояло то, насколько быстро и качественно вы можете сделать ту или иную работу. Так что, если вам хочется работать – тренируйтесь, готовьтесь еще в городе…), с другой стороны, считается, что наиболее эффективно работают группы по 12 человек. Группы большей численностью хуже управляются (и существенно медленнее проходят сложные технические участки – пока дождешься, чтобы 15 человек прошли верёвку перил…), а коллективы из 7 – 8 человек наиболее конфликтны, т.к. обычно распадаются на 2 враждующие неформальные подгруппы, при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются. В туризме ставятся следующие ограничения в размере групп: минимальные – 4 человека в походах 1 – 4 к.с. (6 – в походах 5 – 6 к.с.), максимальные размеры в спортивных группах определяются к.с. и районом (в "школьных” группах: для НТП 10 – 12 слушателей, для СТП – 8 – 10). Итак, исходные размеры группы определены – в среднем 6 – 12 человек, (это подтверждается и данными психологии, говорящей, что человек может равномерно распределять своё внимание между 6 – 12 человеками, и в тех же пределах возможен эмоциональный контакт с другими людьми). Что же происходит с группой дальше?

Любая группа, как живой организм проходит несколько стадий своего развития. Первая стадия – это ассоциация – такой уровень развития при котором определена общая цель. Если ассоциация без особых изменений держится довольно долго, она начинает структурироваться, происходит распределение ролей, появляются неформальные группы и их лидеры, группа становится кооперацией.

Итак, ассоциация превратилась в кооперацию и приступила к выполнению своих задач, и тут начинается групповой процесс: интриги между неформальными группами, конфликты между отдельными членами. Меняется состав групп и группировок, начинаются агитация и пропаганда. Между группами происходит борьба за "место под солнцем”. Всё это отвлекает от выполнения основных задач. На такой стадии развития группа называется процессуальной.

Если этот процесс удаётся свести до минимума, группа может превратиться в коллектив. Определение этого понятия таково: "Коллектив – это такой уровень развития группы, при котором её член может пожертвовать своими интересами ради интересов группы и через интерес группы реализовать свой собственный интерес” (Литвак).

Чем отличается коллектив от кооперации:1) В трудные времена кооперация распадается, а коллектив сплачивается, 2) В кооперации не возникают дружеские эмоциональные связи, 3) Существенным признаком кооперации является групповой эгоизм, 4) Коллектив же – открытая система, попасть в него легко, положение в коллективе определяется личной компетентностью, если она отсутствует, то не помогут ни знакомства, ни заслуги. Лучше всего эту стадию отражают слова Омар Хаяма:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Итак вполне очевидно, что мы должны стремиться именно к превращению группы в коллектив, а также, что задача эта нелёгкая. Поговорим чуть подробнее о внутренней структуре групп. Несколько раз уже промелькнул термин "малая группа”. Что же это такое? Процесс образования малых групп уже несомненно пошёл в ваших группах и это вполне естественно и нормально.

Суть его в том, что между людьми, имеющими сходные ожидания устанавливается взаимопонимание, симпатия. Образуются группки по 2 – 3 человека. Ещё выразительнее этот процесс пойдет в походе, когда этому будет способствовать территориальное или функциональное объединение: палатка, связка, банка консервов, выдаваемая на перекус, увлечения (нудисты, преферансисты, курильщики), специальность (весьма часто возникающая малая группа – программисты).

Возникновение большого числа малых групп способствует хорошему психологическому климату в группе., особенно если каждый входит в состав не одной, а нескольких групп (с одним я дежурю, с другими – иду в связке, с кем-то обсуждаю политические проблемы, с кем-то – пою песни и т. д.) и если микрогруппы сотрудничают друг с другом. Нередко в таких группах выдвигаются свои лидеры, в них возникают свои ритуалы, традиции, правила, обязанности и санкции (разделение обязанностей при установке палатки, ежевечерний ритуал укладывания, вечерняя колыбельная или революционные песни на марше, бутылка с водой, совместная сигарета перед сном, отдельные слова, имеющие смысл только для этой группы (Примеры), выбрасывание вещей из палатки при их несвоевременном сборе, запрещение вносить рюкзак, подшучивание и т.д.). Группы воздействуют на своих членов и обеспечивают соблюдение ими групповых норм. Степень значимости групп для их членов может быть разной.

Группа, мнением которой человек дорожит, принадлежность к которой старается сохранить, называется референтной (или эталонной). Признание у окружающих – обязательное условие группового благополучия. Но при образовании малых групп может возникнуть и определённая опасность. Происходит это в том случае, если такая группа становится в оппозицию руководству или другим группам, противопоставляя свои интересы "чужим”.

Это – так называемая "отрицательная микрогруппа”, если же она ещё и выдвигает сильного постоянного антилидера, благополучное существование всей группы оказывается под угрозой. Поэтому нередко, чтобы избежать подобных вещей во многих туристских школах практикуют следующие вещи: пришедшие готовые группы разбивают по разным отделениям, нередко так же поступают с супругами, поскольку семья, несомненно, также является "малой группой” (точка зрения одного из руководителей, с которым я ходила: "Не люблю ходить с супругами, они всегда тащат за собой из дома груз нерешенных проблем и пытаются решать их за счет окружающих”). Вопрос спорный, но поскольку существует и такая практика, имейте это в виду…

Туристские группы создаются на добровольных началах, правила взаимоотношений и нормы поведения определяются не должностным положением, а целями задуманного мероприятия, характером и личными качествами участников. Однако и в таких группах могут возникнуть конфликтные ситуации и дисгармония, что срывает задуманные планы даже в хорошо технически и физически подготовленных группах. Что такое конфликт?

Это отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами. Существует 5 основных типов конфликта: внутриличностный (оставим его рассматривать психоаналитикам, уточню только, что нередко он вызывается несоответствием ролей, которые играет человек), межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, социальный (его оставим на рассмотрение политикам).

Самый распространённый – межличностный, основными причинами которого будет как несходство характеров, так и вполне объективные – борьба за ограниченные ресурсы (будь то место у костра, нехватка еды, внимание того или иного человека или место в иерархии). Конфликт между личностью и группой возникает при несоблюдении члена группы установленных ею правил, норм поведения, к этому же типу относятся конфликты между группой и руководителем.

Межгрупповые конфликты сходны по причинам возникновения с межличностными и сопровождаются следующими проявлениями: деиндивидуализация – члены группы перестают воспринимать других людей как индивидумов, а исключительно как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение, межгрупповое сравнение, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу и одновременно принижают, обесценивают другую группу ("они неумелые, глупые, отсталые и т.д.”), групповая атрибуция, при которой члены группы склонны считать, что за негативные события ответственна именно чужая группа.

Итак, обобщая выше сказанное, выделим причины чаще всего вызывающие конфликты.

1. Авторитарный метод руководства (при этом наблюдается изолированное положение руководителя, нередко происходит ущемление прав одного или нескольких участников, а это – потенциальный конфликт), подмоченный авторитет руководителя (если руководитель не справляется со своими обязанностями, например, заблудился, его авторитет резко падает, поскольку группе всегда необходим лидер, то возникает новый, нередко возникает борьба за власть).

2. Утрата общей цели мероприятия (об этом уже говорили)

3. Образование микрогрупп отрицательной направленности.

4. Преобладание личных интересов, эгоистическое поведение отдельных членов группы (см. самоопределяющиеся)

5. Нарушение межличностных связей (попросту говоря, когда люди начинают ссориться. Эти конфликты разделяются на 3 большие группы: Реальная угроза ущемления или неудовлетворения каких- либо интересов участника. Ошибочное приписывание кому-нибудь позиции, направленной против субъекта (например, совет, подсказка, особенно данные на глазах у всех могут восприниматься как унижение). Психологическая непереносимость. Сразу уточню: необходимо учитывать специфику гор, в частности особенности акклиматизации и горной болезни. В психике человека происходят определённые изменения, человек становится более обидчивым, раздражительным, неадекватно реагирует на критику, нередко нарушается сон, днём же, напротив, человек "тормозит” (Пример: "кошка” на Эльбрусе) или появляется эйфория (Пример). При общении с людьми нужно это учитывать и делать поправку на объективную ситуацию. Второе замечание по этому поводу. Мы часто не отдаём себе отчёта в том, что для многих людей большая часть информации приходит не со словами. Интонация, жест, ваша поза – всё это может привести к тому, что ваше поведение вызовет встречную агрессию, хотя "вы ничего такого не сказали”. Попробуйте, например произнести фразу "пора ставить палатку” с разными интонациями: констатируя факт, заботливо, иронично, зло, сексуально…)

6. Переоценка группой своих возможностей или неверие в собственные силы. И то и другое плохо.

7. Причины не психологического плана: расхождение мнений по организации питания, несогласованность меню, пассивное поведение на бивуаке, игнорирование правил страховки и самостраховки)

Профилактику многих конфликтов можно провести до похода. Для этого нужно:

1. Тщательно отнестись к подбору участников, это обращение скорее к руководителям, но вам так же полезно знать, что при прочих равных предпочтение отдаётся тем, кто обладает более уравновешенным характером, вписывается в группу, интересному собеседнику, умелому человеку, "лидеру досуга”.

2. При создании группы необходимо учитывать психологическую совместимость людей. Если конфликты между участниками происходят уже в Москве, в походе они точно продолжатся и, скорее всего, усугубятся, особенно в стрессовых условиях.

3. Конфликтов по поводу питания легко избежать, если облегчить судьбу завхоза и ещё до составления раскладки сказать, что вы не едите такие-то продукты (даже если это не аллергия, а просто вы терпеть не можете, например, манную кашу), особенно внимательными надо быть вегетарианцам, вплоть до составления индивидуальной раскладки. При нынешнем разнообразие продуктов всё это вполне решаемо. Кроме того необходимо хотя бы на один выход сходить с той раскладкой (по крайней мере по количеству), с которой вы пойдёте. Это – единственная возможность понять много это или мало, например, 70 грамм гречки. Спорьте, убеждайте, доказывайте, но до похода. В походе же на все эти разговоры следует наложить табу, даже если вы были абсолютно правы, оставьте свои замечания на послепоходный разбор, всё равно, изменить уже, как правило, ничего нельзя.

4. То же самое с графиком движения, сложностью выбранного маршрута и другими вопросами, связанными с его прохождением. Поинтересуйтесь ими до похода, чтобы хотя бы в общих чертах представлять, что вас там ждёт.

5. То есть общий вывод по этим пунктам весьма тривиален: поход надо тщательно готовить! И относится это не только к руководителю, но и ко всем участникам – чем больше усилий и внимания вы прикладываете при подготовке, тем больше вероятность, что ваши права не ущемят!

6. В походе же можно "спустить пар”, если устраивать, по мере надобности, разбор дня, давая возможность высказаться недовольным.

Если всё-таки конфликт возник. Как он может протекать?

1. Поступательное, логическое развитие конфликта. Он как бы разыгрывается, делаются поочерёдные ходы. Поступки как правило последовательны. (Споры руководителя с "дезоргом”)

2. Бурное, лавинообразное развитие. Начинается с малосущественных пререканий, стремительно набирает силу, становится неуправляемым. Перенасыщен эмоциями, ответы собеседника практически не осмысляются. Быстро достигает максимума, за которым следует спад. (Руководитель – "самоопределяющийся”).

3. Взрывное развитие. Почти сразу достигает максимума. Иногда происходит после длительного скрытого вызревания, иногда – и без подготовки, если человек отличается вспыльчивым характером.(Реакция последнего на насмешки).

Чем же заканчивается конфликт.

1. Полное разрешение, угасание конфликта. При недоразумении – прояснение позиций, либо победа одного и поражение другого участника.

2. Спад, переход в хроническое состояние.

3. Возврат к состоянию готовности к конфликту. Если обстоятельство, как правило внешнее прерывает его. Спор затихает с желанием возобновить его позже.

4. Мнимый выход из конфликта. Отвлечение от проблемы без её преодоления. (Самообман, совместная выпивка, приступ бурной страсти и т.д. – снимают чувство конфликтной напряженности) Зачастую оборачивается обострением конфликта, т.к. возвращаются к проблеме внезапно, после иллюзии её разрешения.

Как преодолеть конфликт:

1. Попытаться загасить в зародыше.

2. Посредничество в конфликте третьего лица по собственной инициативе или по приглашению одной из сторон. Задача посредника – найти компромисс или прояснить позиции. Возможно лишь при доверии обоих участников конфликта, для этого посредник должен оставаться нейтральным. Арбитру не стоит увлекаться поисками истины или разбором ошибок. Занятие это неблагодарное, поскольку люди в конфликте часто утрачивают чувство объективности. Полезнее предложить нестандартное решение, взять часть вины на себя.

3. Разъединение конфликтующих. (например, расселить в разные палатки, поставить в разные связки)

4. Благоприятствование свободному развитию и завершению реакции. Приём уместен, если конфликт по своему характеру и масштабам не представляет угрозы безопасности и благополучию группы. По существу сводится к превращению конфликта в односторонний. Бессмысленно объяснять что-либо возбужденному, взволнованному человеку. Это лишь повышает накал эмоций. Дайте ему высказаться не перебивая, единственное – молчание не должно быть вызывающим, демонстративным. Не встречая возражений человек успокаивается и или выключается из конфликта или становится доступным для обсуждения.

5. Пресечение конфликта. Суть – немедленное безоговорочное прекращение конфликтных действий. На основе высокого авторитета руководителя и достаточным уровнем дисциплины в группе.

Всегда ли вреден конфликт? Существует ряд работ, с давней традицией (ещё с Аристотеля), рассматривающих конфликт не как отклонение. А как норму социальных отношений. В чем заключается положительная сторона конфликта:

1. Способствует определенному движению вперед

2. Определённое отрицание старых, отживших отношений приводит к возникновению новых

3. В процессе конфликта изживается внутренняя напряженность, выплёскиваются агрессивные чувства.

4. Создаёт определенный уровень напряженности, нужный для творческой активности

5. Межгрупповые конфликты способствуют росту сплоченности группы, её солидарности.

6. Необходимость решения конфликта приводит к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.

Однако, принимая во внимание вышесказанное, не стоит забывать, какова цена решения противоречий путём конфликта, а она, как правило, слишком высока.

Поэтому лучшим разрешением существующих проблем будет, видимо не конфликт, а мирный вариант.

Конечно, в данной лекции были затронуты далеко не все проблемы, существующие в туристской группе. Где можно найти информацию на эту тему. Конкретно по поводу туристской группы.