Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сочинение на тему «Трагедия совести» (по пьесе Островского «Гроза»). Как в драме А

Сочинение на тему «Трагедия совести» (по пьесе Островского «Гроза»). Как в драме А

«Трагедия совести» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.

Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.
Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из под неволи».

В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.

Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами».

И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).

«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

Разработка открытого

урока по теме :

« Трагедия совести и ее разрешение в пьесе »

( Урок - игра « Дебаты »

« Самоубийство

Катерины - ее сила »)

Литература 10 класс

Учитель : Лебедева Е . П .

2015 год

Урок-игра «Дебаты»

Тема: Самоубийство Катерины - ее сила.

Цель: формирование компетенций:

1. Мировоззренческой. Развитие критического мышления, способности отстаивать свою точку зрения.

2. Речевой. Выработка навыка логически выстраивать аргументацию и убеждать.

3. Духовно-нравственной. Обучение самостоятельному получению знаний из разных источников и совершенствованию умений пользоваться им.

4. Культурологической. Формирование умения вести дискуссию, уважительно относиться к оппонентам.

Оформление:

1) Портрет А.Н. Островского.

2) Репродукции.

Регламент:

Утверждающий 1.

Тезисы конструктивной речи.

«Гроза» (1859 г.) А.Н. Островского не только одна из вершин драматургии, но и крупнейшее литературно-общественное событие накануне реформы 1861 г.:

1) новое освещение мира патриархальной семьи: мощное отрицание застоя и гнета;

2) появление положительного, светлого начала, настоящей героини из народной среды, судьбу которой определило столкновение двух исторических эпох;

3) Катерина у Островского - воплощение духа патриархального мира, его мечты, его порыва. Это образ - доказательство того, что и в окостенелом мире Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Важно, что в духе незаурядной калиновской женщины рождается новое отношение к миру.

Вопросы Отрицающего 3 к Утверждающему 1.

Отрицающий 1. Тезисы конструктивной речи.

1) «Гроза» - пьеса из современной жизни середины XIX века, написана на основе бытового материала.

2) В ней предстает частная жизнь одной семи и «жестокие нравы» города Калинова.

3) В душе Катерины под влиянием чувства любви к Борису начинается смятение.

Вопросы Утверждающего 3 к Отрицающему 1:

Приведите примеры «жестоких нравов» города Калинова.

Утверждающий 2. Тезисы опровергающей (развивающей) речи:

    Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в Темном царстве» пишет: «Точно русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело».

Там же – «Почувствовалась неотлагательная потребность в людях, хоть бы и менее прекрасных, но более деятельных и энергичных».

    Образ Катерины, несомненно, соотнесен с образом Кабанихи. Обе они – максималистки, обе никогда не примирятся с человеческими слабостями. Обе верят одинаково – религия их сурова и беспощадна, греху нет прощенья, и о милосердии они обе не вспоминают. Но Кабаниха воспринимает жизнь как церемониал, ей страшно подумать о давно отлетевшем духе этой формы. А Катерина, по мнению Добролюбова, - «луч света в темном царстве». В ее монологе о своей жизни в девичестве нарисован идеальный вариант патриархальных отношений.

    Катерина живет в эпоху, когда самый дух морали: гармония между отдельным человеком и представителями среды – исчез и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении.

Вопрос Отрицающего 1 к Утверждающему 2:

    В чем смысл слов Добролюбова: «потребность в деятельных и энергичных людях»?

    Почему, несмотря на набожность, Катерина попадает под власть страсти, а не борется с собой (если вы считаете ее сильной натурой)?

    Как могла сильная личность совершить самоубийство, считающееся большим грехом?

Отрицающий 2. Тезисы отвергающей (развивающей) речи:

    «Гроза» - пьеса о трагедии женщины, которая страстно полюбила, но не смогла жить во лжи, приносить другим людям страдания.

    По мнению Д.И. Писарева «воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Только живая и самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют темноту, уничтожают пороки и глупые добродетели».

    Во всех поступках и ощущениях Катерины резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм.

Вопросы Утверждающего 1 к Отрицающему 2:

    Есть ли в пьесе хотя бы одна благополучная семья?

    Возможна ли в условиях старой морали романтическая любовь?

Тезисы заключительной речи.

Подведение итогов.

Утверждающий 3: Катерина родилась и сформировалась в тех же калиновских условиях, что и другие герои пьесы. Ее жизнь в девичестве – своего рода идеальный вариант патриархальных отношений, когда человек живет в героине с окружающем миром, в котором нет насилия и принуждения. В данный момент героиня чувствует, что это согласие между отдельным человеком и обществом исчезло. Но по-прежнему, по словам Добролюбова «всякий внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей души…старается все осмыслить и облагородить в своем воображении».

В душе Катерины рождается новое отношение к миру; новые чувства, неясные еще самой героине. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или…уж я не знаю». Это просыпающееся чувство личности.

В душе Катерины оно принимает формы индивидуальной, личной любви. Страсть, просыпающаяся и растущая в ее душе, одухотворенная, далекая от безумного стремления к постоянным радостям. Проснувшееся чувство любви к Борису воспринимается Катериной как страшный грех. Она стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе. («Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что»).

Сознание греха с огромной силой овладевает ею и тем мучительнее, что героиня исключает понятия прощения и милосердия. Что и толкает ее на самоубийство, еще более тяжкий грех с христианской точки зрения. Катерина – не жертва какого-либо из окружающих персонажей, она жертва истории. Н. Добролюбов утверждает: «В Катерине мы видим протест против кабановсих понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» «Что ей смерть?... – продолжает критик, - Конец этот кажется нам отрадным: в нем дан страшный вызов самодурной силе».

Таким образом, поступок Катерины – свидетельство невозможности жить далее с насильственными, мертвящими порядками. Его могла совершить только сильная личность.

Отрицающий 3.

В чем же заключается внутренняя сущность конфликта пьесы «Гроза»?

Катерина сама, по мнению Писарева, разрубает затянувшиеся узлы глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой.

Гибель Катерины – результат столкновения ее с самодуркой-свекровью. Она лишь жертва семейного гнета.

По словам Писарева, можно «считать светлым явлением только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания». Критик считает, что нельзя назвать «лучом света или саму способность страдать, или ослиную кротость страдальца, или нелепые порывы его бессильного отчаяния». Это позволяет сделать вывод о том, что самоубийство Катерины – ее слабость.

Решение судей (заполнение протоколов).

Заслушав выступление, утверждающей и отрицающей сторон, судьи пришли к единому мнению о том, что утверждающая сторона привела более веские доказательства того, что Катерина – незаурядная, сильная личность, способная бросить вызов «темному царству».

Заключительная часть урока. Этап рефлексии (обсуждение плюсов и минусов урока).

Учащиеся делают вывод о результате работы в группах, об умении пользоваться критической литературой, выстраивать выступление, отстаивать свою точку зрения.

В “Грозе” Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. “Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу”, – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.

Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, “домашних своих заела совсем”. Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.

Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против

Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой “темного царства”: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, “все как будто из‑под неволи”.

В атмосфере “жестоких нравов”, лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его “благодетелей”, но у него не хватает смелости и характера вырваться из‑под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.

Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: “Я умру скоро… Что‑то со мной недоброе делается!” Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, “что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами”. И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. “Жить на свете да мучиться” она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. “Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве”. Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).

“Гроза” – не “трагедия любви”, а скорее “трагедия совести”. Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.


Другие работы по этой теме:

  1. В “Грозе” А. Н. Островский показал нравы купеческого семейства и положение в нем молодой женщины. Становление Катерины происходило в иной семье: в родительском доме царили...
  2. Наивысшим художественным достижением A. H. Островского в пред реформенные годы стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся...
  3. “Гроза” вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в “предгрозовую” эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в...
  4. В жизни каждой женщины бывает мужчина. Судьба Катерины Кабановой распорядилась так, что она узнала истинную цену мужу, с которым была венчана в церкви, и всем...
Все сочинения по литературе за 10 класс Коллектив авторов

3. «Трагедия совести» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.

Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.

Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из-под неволи».

В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из-под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.

Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что-то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).

«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

Из книги IV [Сборник научных трудов] автора Филология Коллектив авторов --

Н. И. Ищук-Фадеева. «Гроза» А. Островского - христианская трагедия? г. Тверь Само понятие «философская трагедия» может показаться несколько сомнительным. Новое время, переживая этапы, во многом сходные с этапами становления драмы, обнаружило это: одна из первых

Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

Искусство при свете совести Становление Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941) как поэта связано в первую очередь с московскими символистами. Первый поэтический сборник «Вечерний альбом» с подзаголовком «Детство – Любовь – Только тени» (1910), посвященный рано ушедшей из

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

Драма А.Н. Островского «Гроза» Из всех произведений Островского пьеса «Гроза» вызвала наибольший резонанс в обществе и наиболее острую полемику в критике. Это объяснялось как характером самой драмы (острота конфликта, его трагический исход, сильный и оригинальный образ

Из книги В спорах о России: А. Н. Островский автора Москвина Татьяна Владимировна

И.А. Гончаров Отзыв о драме «Гроза» г. Островского <…>Не опасаясь обвинения в преувеличении, могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

М. М. Достоевский «Гроза». Драма в 5-ти действиях А.Н. Островского <…> Для этой чистой, незапятнанной натуры1 доступна одна только светлая сторона вещей; подчиняясь всему окружающему, находя все законным, она умела из мизерной2 жизни провинциального городка создать свой

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

П.И. Мельников-Печерский «Гроза». Драма в пяти действиях А.Н. Островского <…> Мы не станем разбирать прежних произведений даровитого нашего драматурга – они всем известны и об них много, очень много говорено в наших журналах. Скажем только одно, что все прежние

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Инонациональное и национальное в пьесе Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Те «отблески и отсветы различных правд», о которых писал Марков, размышляя над проблемой «морализма Островского», можно признать коренной, определяющей чертой его драматургии.

Из книги автора

1. «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу

Из книги автора

2. Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд.Узнать, почему

Из книги автора

4. «Маленький человек» в мире Островского (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем

Из книги автора

5. Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах.Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница.

Из книги автора

Когда делаешь по совести В пятьдесят втором году после окончания ветеринарного института Аркадия Стрельникова направили на Новгородчину старшим ветврачом зоны МТС.Время было трудное – послевоенное лихолетье! – многие колхозы дышали на ладан, а у него, ветврача,

Из книги автора

Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в драме а. Н. Островского «Гроза» I. Соединение в пьесе Островского «Гроза» жанров драмы и трагедии.II. Хозяева и жертвы «темного царства».1. «Отсутствие всякого закона и логики – вот закон и логика этой жизни»

Из книги автора

Добролюбов Н. А Луч света в темном царстве (Гроза. Драма в пяти действиях А. Н. Островского, СПб., 1860 г.) В развитии драмы должно быть соблюдаемое строгое единство и последовательность; развязка должна естественно и необходимо вытекать из завязки; каждая сцена должна

Из книги автора

Красковсий В. Е Трагедия «Гроза» Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А. А. Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы»,

Из книги автора

Быкова Н. Г Драма А. Н. Островского «Гроза» «ГРОЗА» – драма, написанная А. Н. Островским в 1859 г.Пьеса была создана накануне отмены крепостного права.Действие происходит в небольшом купеческом приволжском городе Калинове. Жизнь протекает там медленно, сонно, скучно.Главная

Главная героини драмы А. Н. Островского «Гроза» - Катерина Кабанова - представляет собой «истинно русский образ женщины», по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке героини, и в лиризме ее чувства.

Катерина выросла в патриархальной обстановке, в купеческой среде, сохранившей черты традиционного жизненного уклада. Дом ее родителей был «полон. странниц и богомолок», семья отличалась набожностью. Свойственные Катерине поэтичность и мечтательность придают се религиозным переживаниям особую глубину, наполняют их волшебным свечением.

Выйдя замуж, Катерина искренне старается любить мужа, почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты. »). Но после родительской семьи, где царила атмосфера любви и взаимного доверия, у Кабановых она по ее собственному признанию, «завяла совсем». В доме мужа отношения строятся на мнимом благочестии, формальных запретах, а, но существу - на лжи.

Катерина не способна к лицемерию и лжи, поэтому ей трудно ужиться с Кабановой, завоевать ее любовь. Та стремится внушить невестке уважение к старым, давно отжившим, домостроевским порядкам, видя в них основу домашнего благополучия и крепость семейных уз: рабское почитание мужа и свекрови, исполнительность и покорность. Катерине неприятно «напраслину-то терпеть», когда Марфа Игнатьевна обвиняет ее в дурном влиянии на мужа («Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж я не знаю», - говорит она сыну в присутствии невестки).

Но тяжелее всего для Катерины утрата ею в доме мужа личной свободы. Храня воспоминания о родительском доме, в котором она жила, «точно птичка на воле», молодая женщина тяготится деспотической, удушливой атмосферой в доме мужа, где «все как будто из-под неволи». Стремление героини к свободе совпадает с ее романтическими грезами о подлинной любви. Катерина не может заставить себя любить мужа, тем более что и прозаический, недалекий Тихон, превратившийся под влиянием матери в «простодушное и. пошловатое существо», в деградировавшую личность, видит свою единственную отраду не в жене, а в выпивке или, когда представляется возможность, в купеческих кутежах вдали от маменькиного надзора.

Борис - сын «благородной» матери, он большую часть своей жизни прожил в Москве, - не случайно в Калинове на него «как-то дико смотрят». Не похожий на других обитателей провинциального захолустья манерами, внешностью, европейской одеждой, Борис становится для Катерины Кабановой средоточием ее новых чувств, помыслов, желаний.

3823 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Трагедия любви в провинциальном мире (но драме А. Н. Островского «Гроза»)

Смотрите также по произведению "Гроза":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

«Трагедия совести» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.

Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.

Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из под неволи».

В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.

Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами».

И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).

«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

Больше сочинений по этой теме
Больше рефератов этого автора

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:

«Трагедия совести» в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

Внимание, только СЕГОДНЯ!