Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сценка казак с казачкой у плетня. Методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему: Сценарий праздника "Первые казачьи штаны"

Сценка казак с казачкой у плетня. Методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему: Сценарий праздника "Первые казачьи штаны"

Ведущая: В нашем детском саду была создана группа казачьего воспитания. Потому, что наш детский сад располагается рядом с бывшей Казачебугоринской станицей. Мы изучаем традиции, обычаи казачьего рода. Сегодня (10 апреля) отмечаем образование Астраханского казачьего войска. И в этот день мы хотели бы вам показать чему научились.

Дети входят в зал под музыку, садятся на стулья.

Ведущая: Приветствуем вас, люди добрые! Добро пожаловать, гости дорогие! Просим в курень. Красному гостю – почётное место! Милости просим.

Входит атаман.

Атаман: Слава, России!

Все дети : Героям слава!

Атаман: Доброго здоровья, дорогие станичники! Мир вам соседи!

Ведущая : Здорово живёшь, батька Атаман! Рады тебя видеть в своём курене. С добром к нам пожаловал, аль с печалью?

Атаман : Конечно с добром. Да с любовью к вам, станичники дорогие. Радостно мне, что собрались вы все вместе. Только вот скажите, по какой причине?

Ведущая : А собрались мы, чтобы песни казачьи спевать, игры да обычаи казачьи вспоминать. Чтоб не сгинули они в веках, а достались детям нашим и внукам.

Атаман : Добре, хозяюшка, гуторишь. Любо-дорого слушать такие речи.

Казачок: Господин, атаман! Дозволь слово молвить.

Атаман : Ну, говори.

Ребёнок:

Мы астраханские казачата

Очень дружные ребята.

Век готовы мирно жить

Нашей родине служить.

Малышей не обижать

Славу предков прославлять

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня.

Ведь не зря все казаки

Своей родине верны.

Вот такие мы ребята

Все лихие казачата.

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить.

Атаман : Гляньте, гости дорогие! Какие у нас хлопцы, да девчата повырастали. В народе говорят: что есть в сыне лучшее – от родителей. Наши деды и прадеды завсегда могли народ повеселить песнями, да шутками, плясками, да прибаутками. А вы готовы повеселить?

Казачок : Мы завсегда готовы веселье справлять. Дай только знак, господин, атаман.

Атаман : Даю приказ: песню запевай.

Дети исполняют казачью песню «Браво, казаки ».

Атаман : Молодцы, детвора. Согрели мою душу, тем, что знаете и храните казачьи песни. Ведь песня отрада для души казака.

Казачок : Песню мы спевали, батька атаман. Теперь хотим удаль свою показать.

Проводится подвижная игра «Курень».

Ведущая : Есть такая казачья мудрость: Злой песен не поёт! Злоба у человека голос душит, а значит – будь на стороже с тем человеком, который петь не любит. Позволь, атаман, и нам песню спеть.

Исполняется песня «Белоснежная вишня». (взрослый хор).

Казачок: Атаман! Так мы же не только петь любим, но и плясать горазды. Дозволь нам пляску, казачью кадриль, закрутить.

Атаман : Гости, дорогие! Разрешите кадриль. Земля у вас не провалится, когда казаки в пляс пойдут?

Ведущая: Пускай пляшут. Казак должен уметь свою удаль показать не только в бою, но и в пляске.

Атаман : Ай да, братья-казаки в пляс.

Танец «Кадриль».

Атаман : Ну и сильные наши хлопцы, и девчата в пляске. А теперь время пришло хлопцев испытать, как они нашу славу казачью и старину берегут. Помнят ли они заветы, знают ли казачьи обычаи и заповеди?

Дети читают заповеди казаков .

За Россию, честь свою

Жизнь не грех отдать в бою.

Не для собственной корысти

Службу в жизни выбирай,

А служение Отчизне

За казачий долг считай.

Не твори себе кумира –

А борись за справедливость.

Веру в бога почитай

И Россию защищай.

Честь и имя казака

В жизни главные всегда.

С детства честью дорожи,

И достоинство держи.

Коль не прав, так признавай,

Злобу в сердце не пускай.

Не завидуй и не льсти,

С высока всех не учи,

Над гордынею борись,

Если надо, то смирись.

Стойким будь везде, всегда.

Пусть открытая душа

Добродушием слывёт.

Так казак всегда живёт.

Атаман: Молодцы! А теперь пора играть, свои косточки размять. Становитесь в хоровод впереди казак Федот.

Проводится подвижная игра «Кубаночка».

Ведущая: У казаков веселье не бывает без казачьей частушки. Марьяна начинай.

Девочки исполняют частушки.

Караул! Караул!

Казак Миша утонул.

Не в болоте, не в реке,

Просто в кислом молоке.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на берёзе

Умирает со смеху.

Я сидела на окошке,.

Ехал казачок на кошке

Стал к окошку подъезжать,

Не смог кошку удержать.

Казаченьки-казаки

Удалы головушки.

Долго будете стоять

Вы от нас в сторонушке.

Ведущая: Ну, что хлопцы? Не дело казаку унывать. Казак всегда должен быть впереди, такая его доля.

Песня «Казачья песня» (мальчики маршируют).

Дети говорят пословицы и поговорки .

Казак родился – Отчизне пригодился.

Казачье братство – милее богатства.

Казачьему роду – нет переводу.

Казаком быть – значит Родину любить.

Атаман: Ай да, молодцы!

Ведущая : Батька Атаман! Бери их под своё атаманово крыло, ведь птенцы вырастают в орлов.

Атаман: Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родную станицу. Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки.

Ведущая говорит атаману : И пусть ваша рука всегда крепко держит казачий кинжал и шашку, чтобы всегда вы были готовы защищать слабого, защитить свой дом, защитить русскую землю.

Все дети говорят девиз Астраханского казачьего

войска.

Ведущая: Милости прошу к нашему шалашу,

Пирогов накрошу, и откушать приглашу.

План проведения мероприятия:

  1. Приветствие. Хлеб-соль.
  2. Танец «Богатыри»
  3. Стихи и пословицы (дети)
  4. Частушки (девочки)
  5. Хоровод «Весна»
  6. Слово атамана
  7. Заключительное слово.

Ведущий: дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы проводим мероприятие «Казачьему роду нет переводу» . На нашем празднике присутствуют почетные гости: нальник штаба городского казачьего общества Булгаков Владимир Петрович и его семья, жена Оксана Васильевна, Ярославна; представитель лангепасского городского казачьего общества, библиотекарь Фадеева Елена Сергеевна.

По старой доброй традиции принято дорогих гостей встречать хлебом солью в знак дружбы и пожелания богатства и благополучия.

Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Жива традиция - жива!
От поколенья старшего,
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!

(Дети встречают гостей с хлебом солью)

Ведущий: ребята, в этом году вы каждый месяц встречались с казаками: ходили на экскурсию в штаб городского казачества, в городском музее познакомились с казачьим куренем, с бытом и традициями казаков. Ребята, теперь вы можете сказать мне, кто это такие - казаки? (дети отвечают)

Казаки – вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов. Всегда Россия гордилась своими воинами и солдатами, и генералами.

Русский солдат славой богат. Сегодня у нас в гостях танцевальный ансамбль. Встречайте!

(танец «Богатыри» )

Ведущий: Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены песни и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы. Они наследники славы и горя, все те, кто, несмотря на жестокие гонения, расказачивание и раскулачивание, годы войн и репрессий, когда само имя было приговором – казаки. Их предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем. Ребята, вы конечно, знаете кто предводитель - самый главный, старший у казаков? (атаман)

(стихи детей)

Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью и её же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка «Хоть жизнь собачья, так слава казачья» . А ещё ценилась воинская доблесть, храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьей доблести?

(пословицы)

Отвага казаку – половина удачи.
Казака ни с кем не спутаешь: пулями меченный, шароварами отмеченный.
Сила казаков от земли, удальство от рати.
Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь.

Пластуна и камыш укроет и кочка спасет.

Где курган там пост казачий.

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Молва о крутом нраве казачек пережила века, закрепившись в фольклоре: песнях, частушках, сказках. Предлагаем Вашему вниманию казачьи частушки в исполнении девочек.

Частушки

1. Чтобы дом свой защитить,
Сильным должен казак быть!
Чтоб границу охранять,
Должен на коне скакать.

2. Я сидела на окошке
Ехал казачок на кошке
Стал к окошку подъезжать
Не смог кошку удержать!

3. Ты до сборов не дорос,
Маленьким остался.
На коня тебя сажать
Дядька отказался!

4. Ну-ка, цыц, вы хохотушки!
Вам бы только все игрушки!
Незаметно год пройдёт,
И казак наш подрастет.

5. Мы девчата - казачата
Не умеем мы тужить
Без частушек - прибауток
Нам и суток не прожить

Ведущий: Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,

Нет страны её родней.
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

Дети танцуют хоровод «Веснянка»

Ведущий: казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Об этом подробно расскажет нам атаман.

Слово предоставляется атаману Лангепасского городского казачьего общества Булгакову Владимиру Петровичу.

Ведущий: благодарим атамана и его семью за интересную встречу.

Наша страна Россией зовётся,
Пусть мирное небо сияет над ней.
Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей.

подготовила:

Иванова Г.Н. старший воспитатель

Тамара Сергеева
Сценарий праздника «Гулянье в казачьей станице»

В наше время очень важно воспитание в детях нравственных и патриотических чувств. С этой целью мной было подготовлено и проведено открытое занятие "ГУЛЯНЬЕ В КАЗАЧЬЕЙ СТАНИЦЕ ". Цель которого – развитие у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, развитие у ребенка интереса к культуре и истории Донского края, развитие эмоционально – эстетической сферы дошкольника в процессе воспитания музыкальных, литературных, изобразительных произведений искусства родного края.

Была проведена большая подготовительная работа : Это и различные беседы, занятия, выставки рисунков. Занятия проходили в свободной и игровой форме. Дети очень любят когда занятия проходят в «Казачьей хате » , которую воспитатели оформили совместно с родителями. В хате – русская печь, стол, покрытый белоснежной скатертью, старинное зеркало, сундук, посуда, различная бытовая утварь.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Гулянье в казачьей станице » .

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ ДОНСКОЙ ПЕСНИ.

Ведущие в казачьих костюмах встречают гостей, сделав «воротики» . Дети : казак и казачка держат в руках поднос с хлебом, солью.

Ведущий 1 : Здрово дневали! (кланяется) .

Ведущий 2 : Здорово ночевали! (кланяется) .

Гости : Слава Богу!

Казачка :

Есть у нашего народа,

Вечные особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреной моды

От души они, от доброты.

Казак :

Гость, войди!

Традиций не нарушим.

И всегда чайку нальем.

Всем известно казаков радушье .

Хлебосольство и открытый дом.

Гости угощаются хлебом, солью и проходят в музыкальный зал. Звучит мелодия донской песни. В зал заходят мальчики-казаки , становятся в центре , делают «воротики» . В них проходят остальные дети и расходятся в разные стороны, становятся полукругом . Затем в «воротики» входят ведущие в казачьих костюмах . Приветствуют детей и гостей.

Ведущий 2. Здорово дневали!

Дети (хором) . Слава Богу!

Ведущий 1 : Дом там, где мы живем. А мы с вами живем на Донской земле. Наша Родина – это Донской край, где живут казаки . Вот мы Вас, дорогие гости, и пригласили на гулянье в казачью станицу .

Звучит мелодия песни «Обливская станица » , выходит казачонок .

Ты – казачий мой край необъятный .

Ты – донская сторонка моя.

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля.

Ведущий 2. (Обращаясь к гостям) : Поглядите-ка на наших казачат . Приоделись они, приосанились! Поглядите-ка, какие они удалые, да нарядные.

Ведущий 1. (обращается к детям) :

Эй, казаки , что за праздник ?

Не расскажете нам разве?

1-й реб. А сегодня казачье гулянье !

2-й реб. Будем играть и петь!

3-й реб. Устроим танцы и состязания!

Ведущий 2 :

Мы будем веселиться и играть,

Петь, хороводить и плясать!

Станицу нашу прославлять !

1. Здравствуй, моя Обливская!

Дорогая моя станица .

Здравствуй, мой милый Чир,

Дай мне воды напиться!

2. Мой милый край, ты сердцу дорог!

Я с детских лет в тебя влюблен!

В степную ширь донских просторов,

И в каждый куст и в каждый клен!

3. Земля былинная моя,

Люблю тебя до сладкой боли :

И эту степь, и это поле,

И эту песню соловья!

4. Как у нас в Обливской –

Люди сильные,

Прославляют свою землю изобильную!

5. Травы в рощах полощут соцветья,

И над ними небес бирюза,

Я дружу с этой милою степью,

Где вчера отгремела гроза.

Будто кто-то ночными полями.

Проходил и рассыпал добро.

Собираю росинка горстями,

Лучшей пробы беру серебро.

Сколько раз уж бывали воспеты.

В наших песнях чабрец и ковыль.

И твои голубые просторы

И твоя богатырская ширь.

Степь родная. Дышу лишь тобою.

От зари до зари. Не совру.

Все хожу и хожу бороздою

И признаюсь – устать не могу. (М. Богданов)

Дети исполняют песню : «Эх, донские казаки

Ведущий 1 : Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть.

А не сыграть ли нам в игры-забавушки

Озорные да распотешные?

ИГРА : «Кто быстрее поймает рыбу?»

Правила игры : надо перенести разрезанные части рыб, собрать свою рыбу, назвать ее отличительные особенности. (Сом, щука, карась, лещ)

Ведущий 2 : Ох, и ловкие вы, да быстрые!

Ведущие 1 : Но не только ловкостью и быстротой славились казаки , а еще и мудростью. На Дону пословица недаром молвится. Послушайте наших казачат .

1-й Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют.

2-й Казак дружбу соблюдает – коня в беде не бросает.

3-й Кто пули боится, тот в казаки не годится .

4-й Казак хват силой , удалью богат.

5-й Казачья смелость порушит любую крепость.

6-й Не конь красит казака , а казак коня .

7-й Казак сам не съест , а коня накормит.

8-й Казак скорее умрет , чем с родной земли сойдет.

9-й Казак без песен , что виноградная лоза без гроздьев.

10-й На Дону казаку и камешек подпевает .

Ведущий 2 :

Во станице погулять

Вышли казачата .

Веселятся от души

Парни и девчата.

Ведущий 1 : Ой, стук – перестук.

С каблука на каблук,

Заходили каблуки,

Аж трещат половики.

Веселье продолжается. Пляска начинается. Дети исполняют казачий танец .

Ведущий «: Казак с конем и ночью и днем.

Ведущий!: А где же казачки , ваши кони быстрые?

Дети выходят на игру.

Игра : «Наряди казачку » .

Выходят 2 казака и 2 казачки . На середине зала стоит дерево, на нем висят по 2 пары : бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку . Кто быстрее.

Ведущий 2 : Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится : каков казак , таков и конь. Отдохните на завалинке, да на станичниц наших поглядите .

Ведущий 1 : А в Обливской казачки есть .

Что не можно глаз отвесть.

А как песню запоют –

Сразу ноги в пляс идут!

Девочки-казачки исполняют песню «Гармонист-Тимошка» .

Ведущий 2 : Ну, как вам песню исполнили станичницы ?

Казак : Казачьи песни слушать – что мед ложкой кушать!

Ведущий 1 : Где ты, песня удалая,

Где Ты, пчелочка златая?

Под музыку заходит девочка в костюме пчелки. В корзинке у нее инструменты (бубен, ложки, металлофон) . Раздает их детям-казачатам .

ПЕСНЯ : «Пчелочка златая» .

Ведущий 2 : Да, места наши песенные! А ведь с песней казак рождался , шел на службу, с невестой обручался!

Ведущий 1 : И в каждом хуторе была своя запевка. А у вас в станице есть своя любимая ?

1-й ребенок : Как не быть? Есть!

Звучит приближаясь песня.

2-й ребенок Вон с Майдана, слышишь, поют.

Входят артисты из ансамбля «Лазоревые напевы» с песней

«Обливская станица » .

Ведущий 1 : Во станице мы гуляли ,

Песни весело играли!

Рады были видеть Вас

Подпевайте… В добрый час!

В исполнении артистов ансамбля «Лазоревые напевы» и детей старшей группы звучит песня «Донской край» .

Артисты ансамбля угощают детей пирогом.

Казак-ребенок : (держит пирог в руках, на подносе) .

Радо солнцу небушко,

Помогло подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку,

Он на ней как солнышко.

Казачка :

Вот и настал момент прощаться.

Будет краткой наша речь.

Говорим мы до свиданья.

До счастливых новых встреч.

Ведущий 1 : Ой, спасибо Вам гостьюшки родные за Ваше тепло, за Ваше участие, за Ваши добрые улыбки!

Под казачьи песни дети выходят из зала.

«КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ».

На приклубной территории у входа в ДК гостей встречает песней фольклорный коллектив. Появляется есаул.

Есаул:
Эй, станичники, встречайте походного атамана!

Встречают. Появляется атаман с группой казаков.

Есаул:
А ну помолчите-ка, братцы казаки, атаман наш походный речь говорить будет.
Атаман:
Казаки-други, люди вольные! Собирайтесь, братцы, во единый круг из куреней своих с семьями вашими гулять, да гулебного атамана выберем для праздника нашего.
Есаул:
Любо ли вам, братцы, чтобы атаман наш кошевой стал нашим атаманом гулебным?
Толла:
Любо, любо!
Толпа:
Деда Щукаря!

Появляется дед Щукарь.

Щукарь:
Я командовать не прочь…
Завсегда готов помочь…
Тихо, граждане-старушки!
Праздник - енто не игрушки!
Чтоб гулять – нужон хоть рубь,
Я без чарки несогласный (слишком туп),
Я даю самооткуп..
Ты у нас в станице власть,
Вот и правь гулянкой всласть,
А меня чавой-то мутить,
Чей-то лысина вспеклась.
Есаул:
Ты у нас такой дурак
По воскресным дням иль как?
То, что трезвость - норма жизни
Для тебя слова аль как?!
Щукарь:
Я полезных перспектив
Никогда не супротив.
Если линия такая,
Я всегда за коллектив!
Я и на язык остер
И люблю родной фольклор!
Эй, казачки, запевайте,
Я тяперя дерижор!

Песня «Пчелушка златая».

Атаман:
Хор твой, дед Щукарь, хорош,
Но и нашим невтерпеж!
Глянь сюда, как славно пляшет
Без спиртного молодежь!

Исполняется танец «Кривянская кадриль».

Щукарь:
Ох и пляшут, хоть куды,
Девки - спелые плоды.
Но видать давно забыли
Енти, как их, обряды!
Есаул:
Ты чавой-то не туды!
Тоже ляпнул - обряды!
Ударения не знаешь?
Лучше б в рот набрал воды!
Щукарь:
Может я не так сказал,
Только я к чему склонял,
Что обрядов этих старых
Ты давненько не видал!
Атаман:
Ты словами не блуди,
Лучше свадьбу заводи!
Покажи, как на Дону
Выдавали девок замуж
По обряду в старину!
Щукарь:
Все, понятен твой приказ,
Исполняю сей же час,
Не извольте сумлеватъся,
Чай, оно не в первый раз.
Звучит объявление.
Диктор:
Дорогие друзья, к нам на праздник прибыли гости! Молодожены - Галина и Григорий. Встречайте их.

Звучит марш Мендельсона. Появляются молодожены.

Атаман:
Ты послушай атамана,
Побывал я в разных странах,
Видел Лондон, Сингапур,
Аи лав ю знал и лямур.
Повидал весь белый свет
Жозефин и Генриетт,
Но таких, как твоя Галя,
Среди них красавиц нет.
Выбор твой я одобряю,
И при всем казачьем круге
Саблей сей благословляю!
Есаул:
А тебе скажу, жена:
Будь всю жизнь ему верна!
Глянь, какого отхватила -
Все при нем, всего сполна!
Щукарь:
Эй, погодьте-ка, друзья!
Свадьбу так справлять нельзя.
Мы обряды вспоминали,
Нас не вовремя прервали…
Коль попали на майдан,
Ну-ка в круг их, атаман!
Пусть по старому обряду
Погуляют с нами рядом!

Казачка, подружка невесты:
Дорогие Галя и Григорий! Примите в подарок этот торт. Пусть любовь ваша будет сладкой и т.д.

Девушки-казачки преподносят цветы, из толпы кричат: «Горько, горько». Общий хор запевает торжественную казачью песню «Свадебная».

Атаман:
Ой, а где же наш Щукаръ?
Щукарь:
Тута я, чаво, гутарь!
Атаман:
Что же, дед, я очень рад,
Славно справили обряд!
Молодежь нас убедила,
Кровь у них донская В жилах.
Есаул:
Все же у меня сумленье
К молодому поколенью…
Щукарь:
А какое, говори!
Есаул:
Есть ли здесь богатыри?
Казаки не захирели?
Щукарь:
Тоже скажешь, в самом деле.
Енто ты совсем зачах,
А у них сажень в плечах.
А ну, ребята, выходите,
Свою силу покажите!
Ну-ка, Сашка, Скинь рубашку.
Да не блымкай зырками,
Побалуйся гирьками!

Проходит состязание, кто большее количество раз поднимет гирю.

Есаул:
А саблей могут ли владеть?

Проходит состязание. В момент состязания, как бы сопровождая:

Диктор:
Любит каждый человек
Праздник, силы всякой.
Оттого и хлеще всех
И в труде и в драке!
И в привычке у него -
Издавно извечно
За лихое удальство
Уважать сердечно.

Щукарь пытается пройти по бревну. Есаул приглашает молодежь на бой подушками на бревне.

Есаул:
Что ж, спасибо всем на том,
Знать силен наш Тихий Дон.
Порох есть в пороховницах,
Есть орлы в донских станицах.

В середине состязания Щукарь, наблюдая за действием в момент угасания интереса к ним, выкрикивает:

А теперь, честной народ,
Вынь-ка рожи из бород!
Чай у нас не панихида,
А совсем наоборот!
Нам теперь не слезы лить -
Песни петь, да меды пить!
Коль пришли вы веселиться,
Значит так тому и быть.

У входа в ДК хор. Звучит хор. Песня «Ой блины, блины».
Приглашение в ДК.

Зазывала:
Кто охочий до еды -
Пусть пожалует сюды:
Заходи в казачий курень,
Здесь у нас ее пуды!

В ДК идет приготовление. В фойе развернуты столы с традиционной донской кухней.

Зазывала:
Вот, к примеру, получи
Прям из печки калачи.
Есть жаркое из индейки,
Есть компот из алычи.
Есть колбасы и сыры,
Есть полцентнера икры,
Есть карибские омары
И донские осетры.
Атаман Есаулу:
Ты чего стоишь-то, дурень?!
Прем скорей в казачий курень!
Эй, народ, давай сюда.’
Здесь такое продается,
Не увидишь никогда.

Все гости проходят в фойе, где развернута выставка традиционных ремесел Дона. Там же организован «Самоварный стол». Стол с угощениями. Под эмблемой казачества (казак на пивной бочке) размещается пивной бар с вяленой рыбой, раками.

Хозяйка куреня:
Завсегда гостям я рада,
У меня тут и эстрада.
Заходи, казачий люд,
Сколько есть наставлю блюд.
Я гостей всех угощу,
А тебя, дед, не пущу!
Щукарь:
Ты ж мне прям в желудок целишь!
Хозяйка:
Ты же юмора не ценишь,
Ты же шутки не поймешь!
Щукарь:
Я же не со зла, прости!
Хозяйка;
Ладно, старый, заходи! Проходит со Щукарем на эстраду. К гостям: Проходите, размещайтесь, Развлекайтесь, угощайтесь! Ждет игра вас «Угадайка» -Мандалина, балалайка, Самовар вас ждет и квас, Все имеется для вас!

Казачка (с лотком) :
А вот кому пряники, кому печенье?!
Щукарь:
А сколько стоит твой товар?
Чай сладости не скипидар?!
Казачка:
Мы ничего не продаем –
Мы задаром отдаем!
Как загадку отгадаешь -
Угощенье получаешь!
Казачка:
А здесь дают духовную пищу
И не за рубь, а сразу на тысячу!
Свои стихи и куплеты читают местные поэты!

Выступают литературные объединения. Проводится эстафета частушечников. Аукцион пословиц и поговорок «На Дону пословица не от безделья молвится».

Есаул: .
С атаманом Кашевым
Я бывал повсюду.
И во многих городах
Я дивился чуду!
Йогов в Индии видал,
Эквилибр в Китае,
О таланте земляков
Часто вспоминаю!

Казачка приглашает в зрительный зал на концерт самодеятельного творчества фольклорных коллективов. Звучит музыка.
Ведущие концерта персонажи «Тихого Дона» - Аксинья и Григорий. Программа выстраивается из имеющихся творческих возможностей ДК, района.
Финал.

Атаман:
Дорогие земляки! Удалые казаки!
Вечер наш к концу подходит,
Речь гутарить не с руки.
Мы без слов про все сказали,
Вам сегодня доказали:
Что течет, в конце концов,
В жилах наших кровь донцов.
На сцену выходят все участники вечера.

Атаман:
– Что казачьей нашей славы -
Мы наследники по праву.
Что традиции блюдем, свято память бережем.
Что в сердцах хранить мы рады;
Песни, пляски и обряды! .
Словом, казаки во всем,
Так давайте же споем!
На прощанье грянем вместе
Всем любимую нам- песню
«Как за Доном за рекой».

Исполняется общая хоровая песня «Как за Доном, за рекой». В фойе продолжается вечер. Работают: пивной бар, «Самоварная команда», «Дегустационный стол».

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.

Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.

Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, города.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

6. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края

7. Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);

Актуальность:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Перспектива : история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Звучит казачья песня «Ой, ребятушки, ой, казаченьки», дети заходят в зал, рассаживаются по своим местам.

1-казачка: Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! Красивые да молодые, весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша Ставропольская земля. Здесь не смолкают весёлые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки .

1реб. Наша Родина – Россия,

И об этом знаю я.

Это солнце в небе синем,

Лес, моря, луга, поля.

2реб. Знаю также, что Россия-

Край любимый мой, родной

И далекие дороги

Приведут всегда домой.

3 реб. Мой край степной,

Родное Ставрополье,

Люблю тебя с годами все сильней.

Твоих полей широкое раздолье

Мы славим в песнях Родины своей.

4 реб. На Ставрополье петь умеют,

Обучила песням степь,

Как не спеть – пшеница спеет,

Вишню сняли – как не спеть!

Дети исполняют песню «Расцветай, милый край».

1 казачка: Посмотрите, какой – то казачий хуторок виднеется, давайте зайдем на огонек.

(выходит 2 казачка)

2 казачка: Гости мои любезные! Заходите в мой курень, в горницу .

А почему вы сегодня такие нарядные да красивые?

Дети: У нас праздник первых штанов.

2 казачка: А что это за праздник вы знаете?

В 4 года казачата получали в подарок первые брюки с лампасами. Вот и вы сегодня получили свои первые казачьи штаны с лампасами. Первые штаны и папаха – признак принадлежности к казачеству.

реб: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

реб: Эй, играй моя гармошка

И пощады не проси!

Посмотрите, полюбуйтесь

Как вам спляшут казаки!

Дети подготовительной группы исполняют «Казачий танец».

1 казачка: Здорова дневали, казачата!

(читают стихи дети исполняющие танец).

1 реб: Мы Ессентукские казачата

Очень дружные ребята

Век готовы мирно жить

России – матушке служить!

2 реб: Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

3 реб: А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Вот такие мы ребята-

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Реб: Гутарили, что у вас сегодня праздник первых штанов.

Реб: И мы вам дарим лошадок. Ведь уже с 4 лет настоящего казака обучали верховой езде.

2 казачка: Спасибо гости любезные. Вот сейчас мы и поупражняемся в верховой езде на лошадках.

Проводится аттракцион: «Проскачи на лошадке» - старшая группа.

1 казачка: Ну, что же поупражнялись мы в езде на лошадках, а теперь сыграем песню «Чубарики» в подарок нашим гостям.

Встречайте фольклорную группу «Звонница».

2 казачка: Казак и швец и жнец,

И на дуде игрец, и в хоре певец,

И в бою молодец!

А вы, казачатки, знаете пословицы?

Дети рассказывают казачьи пословицы.

1. Терпи казак – атаманом будешь.

2. Казак сам не поест, а коня накормит.

3. На Ессентукской земле все родится, надо только хорошо потрудиться.

4. На Ставрополье закон такой – всех врагов с земли долой!

5. Казак в труде, как в бою – славит Родину свою!

6. Казак без друзей, что дуб без корней.

7. От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

1 казачка : Есть таланты на Ставрополье,

Говорю уверенно!

Раз народ поет, да пляшет

Знать - не все потеряно.

Дети средней группы исполняют хоровод «Как за нашим за двором».

1 казачка:

Ой, смотрите! Вдоль по улице во конец едет Ваня – казак – удалец. Ай да, Ваня – удалец, удалец – молодец!

(Ваня скачет по кругу на лошади задом наперед, навстречу выходит казачка – девочка) – дети подготовительной группы.

Казачка - девочка:

Что ж ты Ваня – простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом – наперед

И поехал в огород.

Ваня:

Хозяюшка, пустите воды напиться, а то так есть хочется.

Казачка:

Попей водицы, да посмотри, как наши казаки, да казаченьки играют.

1 казачка:

Собирайся, народ!

Шире, шире, хоровод!

Будем в «уточку» играть,

Самых лучших выбирать!

Проводится казачья игра «УТЕНОК» - подготовительная группа.

Хор: Как ты, утенок, по полю летаешь?

Утенок: Вот как я, утенок, по полю летаю (машет руками).

Хор: Как ты, утенок, гнездо совиваешь?

Утенок: Вот так совиваю (крутит руками).

Хор : Как ты, утенок, пера нащипаешь?

Утенок: Вот так нащипаю (щиплет рубашку).

Хор : Как ты, утенок, яиц наносишь?

Утенок: Вот так яиц наношу (садится на корточки).

Хор: Как ты, утенок, цыплят выводишь?

Утенок: Вот так вывожу (бьет кулаком о кулак).

Хор : Как их всех разгоняешь?

Утенок: Вот так разгоняю!

Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенок.

2 казачка : А как соберутся девицы да казачки – молодцы

Так и песне место.

Где песня льется, там легче живется.

Запевай песню шуточную.

Дети исполняют песню «КАЗАЧАТА».

реб: Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Дети старшей группы исполняют танец «КАЗАЧИЙ ПЕРЕПЛЯС».

1 казачка: А сейчас будем вновь играть, гостей развлекать.

Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?» – подготовительная группа.

реб. Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Ставрополье – край чудесный,

Как и вся Россия-мать.

Дети подготовительной группы исполняют танец «Лебедушки».

2 казачка: Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России – на Северном Кавказе.

Читают дети подготовительной группы.

1реб. Есть у Кавказа -1000 долин,

Есть у Кавказа -1000 вершин.

Краса лугов и гордость поднебесья,

Цепь снежных гор и солнечная песня.

2реб. Мы живем на Кавказе среди гор и степей,

Мы живем на Кавказе и нет места милей.

Любим мы свой казачий, изумительный край.

Хорошей Ставрополье, богатей, расцветай!

3реб. Мы живем на Кавказе среди гор и равнин,

Говорят казачата:

«Пусть всегда будет мир!

Пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет свет,

Пусть всегда будет радость и здоровье в сто лет!»

Дети исполняют песню «Белый, синий, красный».

1 казачка: Много национальностей проживает в нашем Ставропольском крае, все они дружны между собой.

В нашем городе Ессентуки, тоже проживают люди разных национальностей, например: армяне, черкесы, грузины, греки.

И сейчас Ростислав Лаценов исполнит для всех гостей национальный греческий танец «Лезгинку».

2 казачка: Ребята, уважаемые гости, сегодня мы славим наш Ставропольский край, людей, которые в нем живут, наш город, где люди живут в мире и согласии.

Мы - все Ставропольцы, мы – Ессентучане, но прежде всего мы – Россияне, жители большой и могучей страны .

Читают дети старшей группы.

реб. Ставропольский край - цветущая земля,

Богатые сады, бескрайние поля.

Край родной, трудись и пой.

В работе, в песне мы с тобой.

Реб. Чтоб сады твои цвели, чтоб бил нарзан из под земли.

Я живу на Ставрополье, я люблю свой край родной,

Он хорош зимой и летом и особенно весной.

Реб. Веселый праздник наш в разгаре,

Ноги так и рвутся в пляс.

Мы сегодня все в ударе,

Очень здорово у нас.

Дети старшей группы исполняют танец « Пошла млада за водой».

1 казачка:

Все, что сердцу дорого

В песню так и просится

И рассвет малиновый

И под небом рощица.

Поглядишь с пригорка

Видно речку синюю

Видно даль бескрайнюю,

Что зовут Россиею!

Исполняется песня «Ты живи, моя Россия».

2 казачка: Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите еще раз!

1 казачка: Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч!

Звучит казачья песня, дети покидают зал.

1 казачка: Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ угощеньем знатным.

Чай горячий - наша сила, украшение стола

«С чая лиха не бывает»- так в народе говорят.

2 казачка: А вас просим гости,

За стол к нам присесть.

И с чаем душистым баранок поесть!

ЧАЕПИТИЕ.