Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Рисование богатыри подготовительная группа. Занятие «Богатыри – защитники земли Русской

Рисование богатыри подготовительная группа. Занятие «Богатыри – защитники земли Русской

Конспект открытого занятия для детей 6-7 лет "Былинные богатыри - защитники земли русской"

Аннотация:
Педагоги нашей группы серьёзно задумались над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств у детей и разработали долгосрочный проект "Россия - путешествие в прошлое", где охватывается темы истории, традиции и культуры России:
«История возникновения Руси», «Былинные богатыри – первые защитники земли русской», «Великие князья Руси», «Петр Великий», «Полководцы и герои», «Быт и уклад жизни наших предков», «Народные традиции и промыслы», «Герои Великой отечественной войны»
В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.
Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.
Представляю вашему вниманию итоговое мероприятие по теме месяца "Былинные богатыри - защитники земли русской".
Возраст детей: 6-7 лет.
Программное содержание:
1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче, Святогоре, Горыне, Дубыне, Усыне.
3. Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.
4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
5. Обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально - художественная. Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Интегрируемые образовательные области: коммуникация, познание – формирование целостной картины мира, художественное творчество, физическая культура.
Предварительная работа.
1. Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».
2. Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Побоище», «Баян». К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту», И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»
3. Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония», М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»
4. Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», и др.
5. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
6. Книжная выставка:
"Сказки о русских богатырях". Москва ООО "Дом Славянской книги", 2007
О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.
Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.
Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.
Хрестоматия по литературе. Изд. "Детская книга", Саратов, 1994г.
7. Дидактические игры
Альбом «Былинные богатыри»
Альбомы на печатной основе "Великий ратный обычай", "Русские богатыри"
Д/И "Снаряди богатыря", «Герои русских былин»
Презентация - викторина "Богатыри земли русской"
8. Активизация словаря:
Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.
9. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей.
10. Оформление «Мини-Музея»:
Одежда богатырей, щиты, мечи, шлемы;
родовое дерево дуб (нарисованное);
панно «Русские богатыри»;
рисунки детей, аппликации.
11. Разучивание с детьми ролей инсценировки, танца.
Материалы и оборудование : Иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), костюмы богатырей, карточки с изображением с предметов современной одежды, музыкально- художественные пособия, а также материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка. Дубовые листья из бумаги.

Конспект "Былинные богатыри-защитники земли русской»

Воспитатель . Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется – Россия.

Воспитатель. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы понимаете слово Родина?
Дети: Родина – значит родная. Как мать и отец.
Воспитатель: Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина?
Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.
Воспитатель. Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?


Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.
Воспитатель. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.
Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?


Дети: Мы будем говорить прошлом нашей Родины, потому что изображена карта Руси. А ещё о богатырях, т.к. здесь книги о богатырях, картины, богатырская одежда.


Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы перенесемся в прошлое России. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Выходит девочка в русском национальном костюме.

Девочка: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!
Дети здороваются.
Девочка: Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…
Раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение – приложение 1)
Воспитатель: Ребята! Беда - то какая! Нечисть на нас напала, будут наших молодцев рубить да данью нас облагать. А что бы узнать кто это, нужно отгадать загадки:
Свист соловьиный
Взор орлиный
Не зверь, не охотник
А (соловей разбойник)
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь
В ноздри он дышал огнем
Ночью стало словно днем
Он украл забаву
Потащил в дубраву
(Змей Горыныч)
-Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?
Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение – приложение 2) .
Ребенок: Позвоним сейчас в набат, будем богатырей звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится - сразу звонит, на помощь всех зовет…
Слышится музыка, начинается песня «Богатырская» А. Пахмутовой (музыкальное сопровождение – приложение 3, Танец богатырей).
Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?


Дети: Это богатыри…
Воспитатель: А кто такие богатыри?
Дети: Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.
Беседа о Богатыре – Стихии.
Воспитатель: Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри?
Дети: Богатыри – стихии и богатырь – человек.
Воспитатель: Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия?
Дети: Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня.
Воспитатель : Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?
Отвечают дети, с заранее выученным текстом
1. Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
2. Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
3. Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.
4. Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.
Воспитатель : С кем поделился своей силой богатырской Святогор?
Дети: С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались-стали как братья.
Воспитатель : Чему научил Святогор Илью Муромца?
Дети: Как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить.
Воспитатель: Что подарил Святогор Илье Муромцу?
Дети: свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской.
Воспитатель : Куда же исчезли богатыри – великаны?
Дети: В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок.
Воспитатель : На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.
А сейчас представим, что мы богатыри
Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри»
Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри!(Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим,(Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,(Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.(Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.(Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево- вправо(Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу!(Руки вверх)
Беседа о Богатыре – Человеке.
Воспитатель: Каких богатырей вы ещё знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович.
Воспитатель: Откуда мы узнали об этих богатырях?
Дети: Из былин, сказок.
Воспитатель: Что такое былина?
Дети: Былина произошла от слова быль, было.
Воспитатель: Кто слагал Былины о богатырях?
Дети: Сказитель.
Воспитатель: Как сказитель рассказывал Былину?
Дети: Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах.
Воспитатель: Расскажите о богатырях, которых вы знаете.
Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются:
1. Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь
2. А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… .
3. Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…
Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти… Ребята, мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?
Дети: «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка»
Воспитатель: А сейчас вместе с богатырями сделаем разминку.
Физминутка
Богатырь он вот каков…
Он силен, он здоров…
Он из лука стрелял…
Метко палицу бросал…
На границе стоял …
Зорко – зорко наблюдал …
Подрастем мы и смотри
Станем как богатыри!
Воспитатель:
-Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку! Давайте поиграем в игру «Перетяни канат»


Подвижная игра «Перетяни канат» : дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната.
Воспитатель: Какие же вы сильные, да смелые… Спасибо всем, садитесь на места.
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Зачем она нужна богатырям?
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.
Кольчуга весила 7 килограммов.
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава..


Воспитатель: А как богатыри коней себе выбирают?
Дети:
- А коней они себе выбирают под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, они бы их не выдержали?


Воспитатель: Спасибо вам за рассказ! Ребята, а сейчас поможем собраться в путь-дорогу богатырю.
Дидактическая игра «Собери богатыря в путь» Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. (приложение 4) И детям предлагается выбрать правильный вариант.
Воспитатель : Скажите ребята, а какие известные художники известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах?
Дети:
Виктор Михайлович Васнецов в картине «Богатыри».
Николай Константинович Рерих в картине: «Бой со змеем»
К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту»,
И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»
(воспитатель сопровождает ответы детей показом репродукций картин)
Воспитатель : А какие пословицы говорят о силе и смелости?
Дети:
- Головою думай, а силой борись.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Сам погибай – а товарища выручай
- Жить - Родине служить.
- Своя земля и в горсти мила.
- Не доспехи красят богатыря, а подвиги.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Мы сегодня много узнали о жизни наших предков – славян, поиграли - сумели преодолеть все трудности и препятствия и даже помогли богатырям справиться с нечистой силою.
а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
А сейчас я подарю вам талисман «Листок дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

Формировать представление и углублять знания детей о прошлом Руси, о ее защитниках- богатырях; вспомнить, что такое былина и кто такие былинные герои – Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич; воспитывать нравственные основы, опираясь на образы старинных героев; продолжать знакомить с богатым языком былин и народных песен-сказаний; воспитывать чувство гордости и уважения к героям, воспетым народом и не забывающим их; закрепить и расширить знания детей о творчестве великого художника В.М.Васнецова по картине «Богатыри»;обогащать словарный запас детей: стольный град, летописец, сказитель, гусляр, старец, басурман, былина, сказание, булава, колчан,палица, лук, шлем, ратник, снаряжение, доспехи, кольчуга; учить последовательно, связно и выразительно рассказывать о богатырях, подбирать точно слова, описывая их внешний вид.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -
ДЕТСКИЙ САД № 1888

Тематическое занятие «Сильна Россия богатырями!»

(подготовительная группа)

Воспитатель: Колыданова Г.А.

МОСКВА 2013 Тематическое занятие в подготовительной группе «Сильна Россия богатырями!»

Воспитатель ГБОУ ЦРР д/с № 1888 Северное Медведково г. Москвы .

Колыданова Г.А.

Цель: Формировать представление и углублять знания детей о прошлом Руси, о ее защитниках- богатырях; вспомнить, что такое былина и кто такие былинные герои - Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич; воспитывать нравственные основы, опираясь на образы старинных героев; продолжать знакомить с богатым языком былин и народных песен-сказаний; воспитывать чувство гордости и уважения к героям, воспетым народом и не забывающим их; закрепить и расширить знания детей о творчестве великого художника В.М.Васнецова по картине «Богатыри»;обогащать словарный запас детей: стольный град, летописец, сказитель, гусляр, старец, басурман, былина, сказание, булава, колчан,палица, лук, шлем, ратник, снаряжение, доспехи, кольчуга; учить последовательно, связно и выразительно рассказывать о богатырях, подбирать точно слова, описывая их внешний вид.

Предварительная работа : Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри», знакомство с былинами: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко», рисование богатырей в доспехах; прослушивание отрывков из музыкальных произведений «Садко», «Сражение Ильи Муромца с Соловьем - разбойником».

Ход занятия:

Воспитатель:

«Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И не одна еще стихия,

Не победила твой народ!

Из тьмы веков ты восставала,

И становилась все сильней!»

Россия, Родина, Русь. Слово «Русь» пришло к нам из далекой древности и осталось с нами. Мы говорим: «Матушка - Россия!» Все в ней нам дорого. Поэтому мы ее бережем и защищаем. Ребята, кто такие защитники Отечества?

Ответы детей: Это воины, богатыри, которые охраняют и защищают Родину, любят ее и волнуются и делают все для того, чтобы был мир.

Звучит «Утро» Э. Грига.

Воспитатель :

« Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!»

Ребята, какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

Ответы детей : Чувство гордости за свою Родину.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

В давние времена на Русь часто нападали, совершали набеги, нападения враги, которые разоряли села и деревни, грабили и увозили награбленное. Все то, что создал простой народ. И каждый раз на защиту Земли русской вставали ее воины - бесстрашные богатыри! Их народ и прозвал защитниками матушки- Земли русской за смелость и силу, ум и подвиг. Народ складывал о них песни, былины, сказки и все это дошло и до наших дней.

Звучит песня «Богатырская сила» А.Н. Пахмутовой. Входят « богатыри» - мальчики в костюмах и исполняют танец богатырей. Представляются, читают стихи:

«Три защитника, три брата, три богатыря!

«Русь на воинов богата!»- говорят не зря!

С поля боя нет возврата, за спиною Русь!

Мать- Земля, родные хаты…

Эй, смелее в бой, ребята!»

Меч и лук, копье, булава, щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы!

Охраняет Русь по праву

Богатырь земли родной!»

Показ картины В. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель :

Многие композиторы и поэты считают за честь говорить о русских богатырях. Не один Илья Муромец был богатырем на Русской земле. Их было много, из них трое были самые главные.

«Богатыри» — картина Виктора Васнецова . Распространённое название картины — « Три богатыря » является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи . Вот они, ребята, богатыри Земли русской.

Кто написал эту картину?

Кто может назвать, как зовут богатырей?

Как одеты богатыри?

Как называется одежда, одетая на богатырях?

Зачем богатырям такая одежда?

С кем сражались богатыри?

Какие кони под нашими богатырями? Опишите их.

Воспитатель: Молодцы!

Вот мы и познакомились с богатырями: сильными и смелыми, любящими свою Землю.

Послушайте, как я расскажу вам о славных богатырях Земли русской. Охраняют заставу от вражеских сил три богатыря, три силача, три удальца. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

Все под стать: смелые и сильные. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец- славный богатырь. В нем чувствуется и сила, и мощь, и мудрость.У него мужественное и благородное лицо. Отличительной особенностью его облика является широкая борода с проседью. Он не молод. И конь, как хозяин, спокоен, только косит глазом в сторону врага да потряхивает бубенчиками под челкой. Конь силен, и кажется, если сдвинется с места, то загудит под ним наша Земля- матушка. Вот так сила! Илья Муромец отлично вооружен: одет в железную кольчугу, на голове- защитный шлем, а в руках у него булатная палица да щит с длинным копьем. А за спиной свисает колчан со стрелами. Внимательно и зорко всматривается богатырь в даль степную. Не видно ли врага? Он готов к бою, но напрасно проливать человеческую кровь не будет. Честно служит Илья Муромец. Для него главное - это спокойствие и мирная жизнь.

По правую руку от Ильи Муромца еще один богатырь земли русской - Добрыня Никитич. Известный и любимый народом воин. Одежда на нем богатая и добротная. Он сильный и умелый воин, отлично стреляет из лука, искусен в боях. Этим и заслужил всенародную славу и любовь. И если Илья Муромец был крестьянский сын, то самый молодой богатырь- Алеша Попович- сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как его товарищи, но он ловок и умен, быстр, и находчив. Этим и заслужил в народе славу. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь косит глаза да лук держит наготове. А конь его ему под стать: наклонил голову, уши навострил и сам смотрит в сторону врага. Три богатыря такие разные, но у них одна общая цель: охранять Родину.

Из былин, сказаний, песен, стихотворений, из книг мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами. А что такое Былина?

Ответы детей

Слово «былина» произошло от слова быль, было, то есть,то что было когда-то давно. Об этом и говорится в былинах.

Кто слагал Былины о богатырях? (Ответы детей)

Людей, которые сочиняли былины, называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри очень много работали оттого и были они могучими и сильными. И каждый раз они вставали на защиту своей земли. Герои - богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине - Руси.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге. Послушайте и скажите, о ком можно так сказать?

«Он — рослый, прямой и упрямый,
В кольчуге. С шеломом стальным,
И конь его, тяжкий как мамонт,
Чугунно ступает под ним.

Какой же он сильный-пресильный!
А очи горят добротой.
Как будто бы взор его синий
Забрызгало волжской водой».

Воспитатель : Правильно. Так можно сказать только о богатыре .

А теперь поиграем. Игра «Подбери слова, близкие по смыслу»

Богатырь (защитник, силач, воин)

Храбрец (смельчак, герой, рыцарь)

Храбрый(смелый, ловкий, отважный, бесстрашный, мужественный)

Богатырский (храбрый, могучий, сильный)

Игра «Назови пословицу о богатырях и дружбе.

Воспитатель : Ребята, а какие пословицы подошли бы к нашим богатырям? Воспитатель бросает детям мяч, а дети называют пословицы.

Ответы детей:

Сам погибай, а товарища выручай.;

Трудно в учение, легко в бою.;

Жить - Родине служить.;

Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.;

Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.;

Сражайся смело за правое дело.;

Доброе братство милее богатства.;

За правое дело стой смело.

Не родом богатырь славен, а подвигом.;

Кто смел, тот и на коня сел.

Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц.

Познакомлю вас еще с одной пословицей: «Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает». Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей .

Воспитатель : Правильно. У богатырей одна цель - не пропустить врага и крепко стоять на страже Родины.

Кто такой богатырь?

Дети:

«Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган, Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей, И стариков, и матерей!

Храбры, честны, сильны

Богатыри Земли!»

Воспитатель :

Выберите слова, характеризующие человеческие качества богатырей:

Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный,

мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый,

жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.

Ответы детей.

Воспитатель:

А теперь мы станем богатырями и немного разомнемся.

Физкультминутка « Дружно встали»

(под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»)

«Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

(руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(поворот вправо)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

(поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

(поворот вправо)

Через левое плечо.

(поворот влево)

Буквой Л расставим ноги,

(ноги расставить)

Точно в танце - руки в боки,

(руки поставить на пояс)

Наклонились влево,вправо

(наклоны влево, вправо)

Получается на славу!»

Воспитатель: А теперь, ребята, ответим на вопросы викторины по русским былинам, которые мы читали.

1. Почему Алешу называют Поповичем? (Поповский сын. )

2. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем-Разбойником. )

3. Почему Илью прозвали Муромцем? (Он родом из города Мурома. )

4. Что обозначает слово «Муром»? (Древнерусское «мур» - стена каменная, защита, оплот. )

5. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет? (Илья Муромец. )

6. Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей-Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич. )

7. Существует много опер на сказочные сюжеты. В основу какой оперы легла былина? (Оперы Н. Римского-Корсакова «Садко». )

Воспитатель : Вот как много интересного мы узнали о богатырях Руси.

А теперь, ребята, попробуем разгадать кроссворд.

7

1








2




3


6





4







5







По горизонтали:

1-оружие богатырей ввиде деревянной палки с шаром на конце.

2-оружие, из которого стреляют стрелами.

3-предохранительное вооружение богатырей.

4-древний музыкальный инструмент со струнами.

5-человек, рассказывающий былины и сказки.

По вертикали:

1-русская народная эпическая песня о подвигах богатырей.

6-чем обладают богатыри.

7-название посуды, из которой пили воду богатыри.

ОТВЕТЫ

По горизонтали 1. Булава 2. Лук. 3. Доспехи.4.Гусли. 5. Старец.
По вертикали: 1. Былина. 6. Сила. 7.Чаша.

Воспитатель : Молодцы! Вот и получилось у нас слово русское и могучее «Богатырь».

И наши мальчики, когда станут взрослыми, тоже станут охранять и защищать нашу Родину и не пускать на нашу святую Землю врагов.

«На лбу бывают шишки, под глазом - фонари.

Уж если вы - мальчишки, то вы - богатыри!»

А сейчас я каждому мальчику подарю на память о нашем занятии небольшие медальки, на которых написано «Богатырь». Спасибо за занятие.


Конспект занятия

Богатыри Земли русской

Беседа «речью плавною»

Подготовительная группа

Провела: Ткачевская О.И.

Саратов 2014 г.

Цель:

  • Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров;
  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;
  • Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);
  • Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Предварительная работа:

  • Чтение былин «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей» и др., прослушивание былин в аудиозаписи, рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри», заучивание пословиц.

Материал:

  • Репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»;
  • Элементы одежды и оружия богатыря.

Ход занятия.

Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною.

А поговорим мы с вами о богатырях, защитниках земли Русской, которые жили 1000 лет назад, а слава об их подвигах дошла до наших дней. Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?

Дети: Мы узнали о богатырях из былин.

Воспитатель: Правильно. А что такое «былина»? От какого слова произошло это название?

Дети: От слова «быль», «было».

Былина – это то, что было на самом деле.

Воспитатель: Создателем былин был народ, а былины рассказывали сказители.

Сказитель – это рассказчик, который сказывал-рассказывал русские народные былины и сказки. Он ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (как песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том как они защищали родную землю, и как проявляли свою храбрость, мужество, смекалку и доброту.

«Расскажу я вам про дела старые да про старые, про бывалые, да про битвы, да про сражения, да про подвиги богатырские!

Кто же такие богатыри?

Дети: Защитники, воины, смелые мужественные люди.

Воспитатель: Да, богатыри это защитники Земли Русской. Они славились невиданной силой, храбростью. Вот послушайте, как уважали русский народ богатырский подвиг:

  1. Не родом богатырь славен, а подвигом.
  2. Кто смел, тот на коня сел.
  3. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Воспитатель: Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Как называется картина В.М. Васнецова?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Нам она очень всем нравится. Кого изобразил художник?

Дети: Трех богатырей.

Воспитатель: Кто находится в центре?

Дети: Илья Муромец.

Воспитатель: А как вы догадались, что это Илья Муромец?

Дети: Он самый могучий, старший, мудрый.

Воспитатель: А кто слева? Кто справа?

Дети: Добрыня и Алеша Попович

Физ. Минутка.

Воспитатель: Богатыри смотрят вдаль не видать ли врагов. Они стоят на защите Земли Русской. А как одеты богатыри?

Дети: Они одеты в кольчуги. Это железная рубашка из колец.

Воспитатель: Почему они одевали кольчугу?

Дети: Защита от стрел, копья.

Воспитатель: Что надето на голову?

Дети: Шлем, защита головы.

Воспитатель: А ещё какие доспехи есть у богатырей?

У Ильи Муромца – копье и булава, у Добрыни – меч, а у Алеши Поповича – колчан со стрелами.

Воспитатель: Я хочу показать вам несколько иллюстраций, с кем бились и побеждали русские богатыри? (Змей Горыныч, Соловей – разбойник).

Воспитатель: Ребята, а ещё я вам хочу показать богатырское снаряжение, но оно не настоящее, но давайте представим на одну минуту, что это так.

Дети примеряют доспехи- шлем, плащ, меч, щит.

Воспитатель: Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, и русские богатыри оставили нам свой главный завет (правило).Какое правило богатырей?

Дети: Защищать слабых, детей, стариков. Быть сильными, храбрыми и мужественными.


Конспект НООД по рисованию для детей подготовительной группы

Тема: «Богатыри земли русской»

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Программные задачи:

Обучающие:

Продолжать закреплять умение рисовать человека, соблюдая пропорции частей тела

Совершенствовать умение рисовать красками

Развивающие:

Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова

Развивать творческое воображение, чувство цвета

Воспитательные:

Продолжать воспитывать гордость за свой народ через ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, формировать патриотические качества на материале легенд, сказок, стихов, исторических событий нашей Родины.

Оборудование:

Демонстрационное: репродукция картины М.В.Васнецова «Богатыри »;

образец - рисунок педагога, музыка композитора Н.Римского-Корсакова (тема шествия богатырей)

Раздаточное: альбомы для рисования, простые карандаши, салфетки, вода, краски акварельные, кисти №3, №5

Ход деятельности:

1. Организационный момент:

Звучит музыка композитора Н.Римского-Корсакова (тема шествия богатырей)

В группу входят 3 мальчика, одетые в русские национальные рубахи, в шлемах, встают перед детьми и воспитатель загадывают загадку:

Знают взрослые и дети,
Нет его сильней на свете.
Одного напомню я -
Это Муромец Илья.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это такие к нам пришли?

Ответы детей (русские богатыри)

Ребята читают стихи про богатырей:

1 ребенок: Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый –

От врагов защищены

Рубежи родной земли.

2 ребенок: Навстречу ворогу чужому,

Чтоб защитить родимый кров,

Стеной стоит наш богатырь огромный

И не уступит наш заставы ров.

3 ребенок: Богатыри в твореньях Васнецова

Раскрыли русские черты:

И меч, и шлем – все образцово

Рождают гордости мечты.

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, а кто такие богатыри, это вымышленные герои или они существовали действительно?

Ответы детей (это сильные, крепкие и смелые воины, но они жили давно и защищали свою землю от врагов, как солдаты)

Воспитатель: Правильно, ребята, вы все верно сказали, а наших мальчиков мы можем назвать богатырями?

Ответы детей (конечно, ведь они будущие защитники нашей родины)

Воспитатель: Живут на земле Красота, Добро, Радость, но есть на земле и злые силы, одолеть которые могут только смелые, сильные, бесстрашные Богатыри.

Посмотрите на эту репродукцию. В Третьяковской галерее она занимает целую стену.

Дети рассматривают репродукцию «Богатыри»

Полюбуйтесь на эту картину. Как вы думаете, о чем, о ком эта картина?

(о богатырях)

Какое настроение она создает? (Гордости, надежности, защиты)

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей)

Вот и В. М. Васнецов назвал ее просто и коротко – «Богатыри».

Богатырь – значит смелый и храбрый воин, удачный в бою.

Воспитатель: Остановились в поле три всадника. Это русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, вглядываются, а не враг ли там вдали. Они вооружены.

Вопрос к детям: Чем вооружены богатыри? (щитом и мечом) А во что одеты? (в доспехи)

Шлем фигурный на голове с высоким шишаком. Щит и ножны меча украшены.

Воспитатель: Мы рассмотрели с вами репродукцию В. М. Васнецова, он представлял богатырей такими, а какими вы представляете себе богатырей?

Давайте их нарисуем!

А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

Основная часть:

Дети садятся за столы.

Воспитатель показывает детям, как лучше расположить альбом (вертикально), как сориентироваться на листе, сделать набросок карандашом, соизмерить пропорции частей тела.

Выбрать краски для раскрашивания богатыря дети могут самостоятельно.

Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи.

3. Итог занятия (рефлексия)

По окончанию рисования дети показывают друг другу своих богатырей и делятся впечатлениями.

Воспитатель: Молодцы, ребята какие красивые, сильные богатыри у вас получились. С ними нам не страшны никакие враги! Мы гордимся нашими героями. И будем больше узнавать историю нашей России. Этому будут помогать нам сказки, былины, картины, книги.


Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, отваги, стойкости, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.


Алёша Попович сын ростовского попа Леонтия, герой былин. Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.


Жила- была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын- богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка». Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.


Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память об Илье, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику и др.


Святогор русский богатырь огромного роста и невероятной силы. Вот что рассказывают о нём былины. Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни осина, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит. Только Святогор разъезжает между утёсов на могучем коне. Ростом богатырь выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал. Преемником, наследником его силы является Илья Муромец.


Богатырь Никита Кожемяка жил в городе Киеве в Кожевенной слободе. А Кожемякой его прозвали за то, что он мял- разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь, воинское снаряжение. Сила у него была огромная. Станет печь топить- дым под тучами стелется, выйдет на Днепр бычьи кожи мочить – не одну несёт а двенадцать разом. Никита совершил такой подвиг: освободил русскую землю от Змея Горыныча.


ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ (Волх Всеславьевич) богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных. Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела.


Микула Селянинович – любимейший народный герой, пахарь-богатырь. Никто не в силах сравниться с ним ни по силе, ни по могуществу. Даже Святогор, сильнейший и древнейший из всех богатырей, не смог поднять сумку с тягою (силой) земною, которую небрежно обронил Микула Селянинович. «Воевать легче, чем пахать, а пахарь сильнее воина», - поучает былина о Вольге и Микуле. Она возвышает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным: «деревенским людом Русь кормиться»


А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся! А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне