В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как кулак его отец – крестьянин, работавший от рассвета до заката, с руками, которые он не мог не разогнуть, не сжать в кулак «…отдельных не было мозолей – сплошная. Подлинно – кулак!» Боль от несправедливости хранится в сердце автора десятилетия. На него легло клеймо сына «врага народа», а всё происходило от желания «отца народов» поставить на колени, подчинить своей воле всё население своей многонациональной страны. Автор пишет об удивительной особенности Сталина перенести на чей-то счёт «любых своих просчётов ворох», на чьё-то «вражье искаженье», на чьё-то «головокруженье от им предсказанных побед». Здесь поэт ссылается на статью главы партии, которая так и называлась «Головокруженье от успеха».
Память хранит эти события жизни как отдельного человека, так и всей страны. А.Твардовский говорит об этом по праву памяти, по праву человека, пережившего весь ужас репрессий вместе со своим народом.
Главный герой – ученик средней школы. Но он не простой советский гражданин, его отец – ответственный работник, в семье есть всё, даже в период всеобщего голода, когда людям реально нечего было есть, когда народ миллионами умирал от истощения, в их доме был борщ, даже с мясом, пироги с вкусными начинками, квас, настоящий, хлебный, масло, молоко – всё то, чего лишён был народ. Мальчик, видящий голод окружающих его людей, а особенно умирающих в пристанционном скверике «слонов» и «шкилетников», чувствовал угрызения совести. Он ищет способ делиться с нуждающимися, пытается носить хлеб и остатки еды выбранному нищему. Но люди, прознав про сердобольного мальчика, одолели его своим попрошайничеством. В итоге он выбирает раненую собаку, напуганную людьми, видимо, хотевшими её съесть когда-то. И совесть его потихоньку затихает. Нет, не совсем, но не опасно для жизни. Начальник станции, в скверике у которого обитали эти обездоленные люди, не выдержал, застрелился. Спустя годы В.Тендряков рассказывает о том, что не даёт покоя до сих пор.
Вся поэма – воспоминание о страшных годах репрессий, когда миллионы людей стояли в очередях с передачками для тех миллионов людей, которые находились в застенках НКВД. А.А. Ахматова буквально требует помнить этот страшный эпизод в истории страны, никто никогда не должен забыть это, даже «…если зажмут мой измученный рот, – пишет поэт, – которым кричит стомильонный народ»,– память останется.
В судьбах главных героев повести очень важную роль играют воспоминания детства. Рыбак однажды спас лошадь, сестрёнку, её подружку, сено. Будучи мальчишкой, он проявил мужество, смелость и смог выйти с честью из ситуации. Этот факт сыграл с ним злую шутку. Попав в плен к фашистам, он надеется, что сможет вывернуться из ужасного положения, и, спасая жизнь, выдаёт отряд, его местонахождение и вооружение. На следующий день, после казни Сотникова, он понимает, что обратного пути нет. Сотников в своём детстве пережил абсолютно противоположную ситуацию. Он солгал отцу. Ложь была не такой уж и серьёзной, но то малодушие, с которым он это всё сказал, оставило глубокий след в памяти мальчика. На всю жизнь он запомнил муки совести, страдание, разрывающее душу на части. Он не прячется за спины товарищей, он принимает удар на себя, чтобы спасти других. Выдерживает пытку, восходит на эшафот и умирает с достоинством. Так воспоминания детства привели героев к их жизненному финалу: одного – к подвигу, другого – к предательству.
Спустя десятилетия, автор вспоминает об учительнице, сыгравшей решающую роль в его нелёгкой судьбе. Лидия Михайловна, молодая учительница, желающая помочь умному ученику своего класса. Она видит, как желание ребёнка учиться разбивается о чёрствость людей, среди которых он вынужден жить. Она пробует разные варианты помощи, но удаётся только один: игра на деньги. Эти копейки нужны ему для покупки молока. Директор застаёт учительницу за преступлением, её увольняют. Но мальчик остаётся учиться в школе, заканчивает её и, став писателем, пишет книгу, посвящая её учителю.
В данном материале мы акцентировали внимание читателя на основных проблемах, поднимаемых в текстах на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, иллюстрирующие данные проблемы, находятся под соответствующими заголовками. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами в конце статьи.
Сочинение ЕГЭ по тексту: " Брестская крепость. Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идёт поезд. Все, кто бывает в тех краях, обязательно приходят в крепость…" (по Б.Л. Васильеву).
Полный текст
(1) Брестская крепость. (2)Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идёт поезд. (З)Все, кто бывает в тех краях, обязательно приходят в крепость. (4) 3десь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. (б)Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боёв, и вы можете спуститься в подвалы 333-го полка, прикоснуться к оплавленным огнемётами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костёла. (6) Не спешите. (7)Вспомните. (8)И поклонитесь. (9)В музее вам покажут оружие, которое когда-то стреляло, и солдатские башмаки, которые кто-то торопливо зашнуровывал ранним утром 22 июня. (10)Вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям... (11)И вы непременно остановитесь возле знамени — единственного знамени, которое пока нашли в крепости. (12)Но знамёна ищут. (13) Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга. (14) Крепость не пала. (15)Крепость истекла кровью. (16) Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. (17) На десятом, в апреле 1942 года. (18)Почти год сражался этот человек. (19)Год боёв в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. (20)Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был советский солдат. (21) Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны. (22)Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почётный караул. (23) Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина. (24)Она не спешит уходить с шумного вокзала и ни разу не была в крепости. (25)Она выходит на площадь, где у входа в вокзал висит мраморная плита: С 22 ИЮНЯ ПО 2 ИЮЛЯ 1941 ГОДА ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕЙТЕНАНТА НИКОЛАЯ (фамилия неизвестна) И СТАРШИНЫ ПАВЛА БАСНЕВА ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ГЕРОИЧЕСКИ ОБОРОНЯЛИ ВОКЗАЛ. (26) Целый день старая женщина читает эту надпись. (27)Стоит возле неё, точно в почётном карауле. (28)Уходит. (29)Приносит цветы. (30)И снова стоит, и снова читает. (31)Читает одно имя. (32)Семь букв: "НИКОЛАЙ". (ЗЗ)Шумный вокзал живёт привычной жизнью. (34)Приходят и уходят поезда, дикторы объявляют, что люди не должны забывать билеты, гремит музыка, громко смеются люди. (35)И возле мраморной доски тихо стоит старая женщина. (36) Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья. (37) Важно только то, за что они сражались.
Статья русского писателя Бориса Васильева заставляет нас задуматься, помним ли мы тех солдат, которые защищали нашу страну, нас, от чёрной чумы фашизма. Проблему памяти Великой Отечественной Войны поднимает автор статьи. В нашей стране много музеев, посвященных героям-солдатам. Одним из них является музей защитникам Брестской Крепости.
Позиция автора четко выражена в словах: «Не спешите. Вспомните. И поклонитесь». Автор призывает современную молодёжь помнить о тех, кто нам дал свободную жизнь, сохранил наше государство, наш народ. И самое главное это то, за что они сражались, а сражались они за наше будущее.
Я полностью согласен с автором статьи. Мы не имеем права забывать тех, кто погиб в этой кровавой бойне, мы должны знать и чтить их могилы, их памятники. Нельзя жить, не касаясь этого, ведь это наша история. Это обязательно нужно помнить и передавать знания будущим поколениям.
Многие русские писатели поднимали тему войны в своих произведениях. Написаны великие произведения о героических подвигах советских солдат. Это и «Судьба человека» М. Шолохова, и «Солдатами не рождаются» К. Симонова, и «А зори здесь тихие» Б. Васильева, и многие, многие другие. Прочитав рассказ Шолохова «Судьба человека», я долго не мог отойти от того состояния, в которое он меня ввел. Андрей Соколов пережил очень многое. Судьба, которая пришлась на время войны - самая тяжелая. Но, несмотря на все трудности, пройдя весь ужас плена, концлагеря, Соколов смог сохранить в себе человечески чувства доброты и сострадания.
Также и Б. Васильев в своей повести «А зори здесь тихие» рассказывает о простых советских девушках, которые не побоялись во много раз превосходящего их врага и исполнили свой воинский долг: не дали пройти немцам к железнодорожным путям, чтобы взорвать их. За бравое дело девушки поплатились своей жизнью.
Забывать о том, чего стоила нашей стране свобода, нельзя. Мы обязаны помнить о тех, кто сложил свои головы за будущее потомков. Чтить память, и учить этому своих детей, передавая память о войне из поколения в поколение.
Историческая память - не только прошлое, но и настоящее, и будущее человечества. Память хранится в книгах. Общество, о котором говорится в произведении, утратило книги, забыв о важнейших человеческих ценностях. Людьми стало легко управлять. Человек полностью подчинился государству, ведь книги не научили его думать, анализировать, критиковать, бунтовать. Опыт предыдущих поколений для большинства людей пропал бесследно. Гай Монтэг, решивший пойти против системы и попробовать прочесть книги, стал врагом государства, первым кандидатом на уничтожение. Память, хранящаяся в книгах - великая ценность, утрата которой ставит под удар все общество.
Студент духовной семинарии Иван Великопольский рассказывает незнакомым женщинам эпизод из Евангелия. Речь идет об отречении апостола Петра от Иисуса. Женщины реагируют на рассказанное неожиданно для студента: из их глаз текут слезы. Люди плачут о событиях, происходивших задолго до их рождения. Иван Великопольский понимает: прошлое и настоящее неразрывно связаны. Память о событиях минувших лет переносит людей в других эпохи, к другим людям, заставляет сопереживать и сострадать им.
Не всегда стоит говорить о памяти в историческом масштабе. Петр Гринев помнил слова своего отца о чести. В любой жизненной ситуации он поступал достойно, с мужеством перенося испытания судьбы. Память о родителях, воинском долге, высоких моральных принципах - все это предопределяло поступки героя.