Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Поиск смысла жизни в войне и мире. Пути поиска смысла жизни главными героями романа Л.Н

Поиск смысла жизни в войне и мире. Пути поиска смысла жизни главными героями романа Л.Н

Роман "Война и мир" сложен, и сложность эта заключается, наверное, в первую очередь, в количестве персонажей, присутствующих в нем, и, соответственно, в разнообразии человеческих умов, точек зрения, представлений о жизни, изображение которых является одной из целей создания произведения.

Многие герои романа – из светского общества. Но оно не составляет единообразную массу и условно может быть поделено на три части. Первая и самая многочисленная – те, кто не приносит и не хочет приносить никакой пользы. те, кто живет для себя, в свое удовольствие. Одна из ярчайших представительниц этой группы – Анна Павловна Шерер. Она в своем роде неглупа (ведь удерживать в порядке ее "прядильную мастерскую", как образно называет ее салон Толстой, стоит немалого труда), но вся ее жизнь посвящена тому, чтобы заработать себе хорошую репутацию и сделать свой салон лучшим.

Одна из посетительниц салона, красавица Элен, как и ее брат, живет для своего удовольствия, удовлетворения личных потребностей, они предаются не всегда скрываемому распутству. В эту же группу входит Берг, смысл жизни которого – в продвижении по служебной лестнице, в блестящей карьере, для чего он использует любые возможные средства. Причем он не стесняется, рассказывая об этом другим. На вечере у Ростовых, хвастаясь тем, что сумел в чинах обогнать своих товарищей, он не выказывает ни тени смущения. Женившись на Вере Ростовой (которая, кстати, сразу выделялась из семейства Ростовых), он преследует такую же цель, как и она: создание безупречной репутации своему дому, а в целом они хотят стать "как все", так как, по законам высшего света, выделяться – неприлично. Всю эту группу объединяет едва скрываемое лицемерие, эгоизм, известная доля жестокости и, главное, неестественности, неискренность, что, по Толстому, является пороком, не имеющим оправдания.

Упомянутое семейство Ростовых составляет вторую группу светского общества, представленную в романе. Они вовсе не задумываются о том, как жить; можно сказать, существование каждого из них (за исключением Веры) ограничено рамками настоящего дня. Конечно, в духовном смысле они богаче тех, о ком сказано выше, но в то же время Ростовы не являются настолько рефлектирующими персонажами, чтобы ставить себе высокие цели в жизни, искать в ней смысл. Они живут, чтобы жить. В этом аспекте Ростовы, несомненно, гораздо "ниже" героев, перед кем вопрос о смысле жизни стоит очень остро. Таковыми в романе предстают Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они крайне заняты своим будущим, хотя каждый по-своему (Андрей Болконский, например, руководствуется формулой Толстого "спокойствие – душевная подлость" и не может бездействовать как Пьер). Духовные искания этих двух героев представлены в романе наиболее широко. Смысл их жизни можно определить как поиск правды. Здесь они солидарны с автором, которого понятие "правда" также не оставляло равнодушным. Каждый – и Пьер, и Андрей Болконский – стремится стать лучшим человеком, как он и это понимают. Несчастье Андрея Болконского заключается в том, что он выбирал себе кумира, идеал (в разное время это были Наполеон, Сперанский, Наташа Ростова), а потом разочаровывался в нем.

Андрей Болконский, подобно Печорину из "Героя нашего времени", недоволен светским обществом ("Эта жизнь – не по мне!" – заявляет он Пьеру) и ищет настоящей жизни вне него. Поэтому он выбирает для себя военную карьеру, ставит цель совершить подвиг, мечтает о том, что разработанный им план какой-либо операции приведет к блестящей победе в сражении. Его цель – прожит достойно, но непонятно, достойным кого он хочет быть. Фамилии, страны – вероятно, и того, и другого. Андрей Болконский в некоторой степени эгоист, его не волнуют жизни других, точнее, его волнует лишь его собственная, как, к примеру, и Долохова, который на опасную операцию берет с собой мальчишку – Петю Ростова, рискую и его жизнью. В упорстве в достижении своей цели Андрей Болконский уподобляется Элен или Анатолю, т.к. смысл жизни для него – в постоянном движении. Это, по-видимому, досталось князю Андрею от его отца, который ни минуты не тратил зря: писал мемуары, работал на станке или в саду изучал высшую математику. Вероятно, именно это нежелание бездействовать заставило Андрея Болконского принять решение оставаться в действующей армии.

Князь Андрей умирает. Наташа Ростова объясняет это тем, что он просто настолько хорош, что "не может жить". Но у Толстого иное мнение: по-видимому, он наказывает Андрея Болконского за гордость, давая, тем не менее, ему последний шанс – перед смертью тот прощает и Наташу, и Анатоля.

Пьеру писатель, напротив, дарует путь к счастью. После "удачной" смерти Элен и Андрея Болконского Пьер получает возможность жениться на любимой Наташе. Ему довелось побыть и в светском обществе, и соприкоснуться с войной. С обществом Пьер проявил себя как разносторонний человек, ему непонятны обычаи высшего света, он как большой ребенок задает вопрос: "Зачем они все это делают?". И в то же время Пьер чувствует себя свободно в компании с Долоховым и Анатолем. Недаром, встретясь с Андреем Болконским, Пьер не знает: идти ли ему на военную или на дипломатическую службу. Он не может определиться, он мечется в поисках цели, что доказывается последующими событиями в его жизни: масонство – и разгул после приезда из-за границы, романтическая затея убить Наполеона – и привнесенная в мир Пьера Платоном Каратаевым идея "сиюминутного счастья". Вообще, у Каратаева собственное, отличное от остальных мировоззрение, у него отсутствует ненависть, злоба, только любовь – к себе, Пьеру, русским, французам, он не боится смерти, он "круглый" человек (по выражению Толстого), и счастлив оттого, что жив. Цель и смысл его жизни – быть счастливым в данную минуту. Пьер, благодаря Каратаеву, становится естественным; он, граф, ест одной ложкой с простым солдатом, не считает зазорным бояться французов и быть в плену. После всех жизненных потрясений его цель – счастье, духовная целостность, искренность (в первую очередь, перед собой). По Толстому, именно он достоин жить и поэтому "награжден" Наташей. Он не погиб на дуэли, в Бородинском сражении, в плену. Он приходит к убеждению, что счастье возможно везде, нужно просто уметь его везде видеть.

Толстой, как видно, основывал систему персонажей на противопоставлении, и таким образом в одном (пусть и колоссальном по размеру) романе представлены все возможные характеры, которые действительно можно рассматривать в сопоставлении: подлецы и герои, карьеристы и добряки-гуманисты, падшие и святые. Всех их можно оценивать по выделяемым Толстым критериям полезности, искренности, гуманности. Ни одному из героев Толстой не отдает предпочтения полностью, он как бы вместе с ними хочет найти ответы на те вопросы, которые ставит перед ними (и собой), но не находит.

Война и мир””.

Лев Толстой - писатель огромного, всемирного масштаба. Главный предмет его исследования – человек, его душа. Писателю интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении понять самое себя. Не случайно, говоря о героях эпопеи Толстого “Война и мир”, мы вспоминаем термин, впервые введенный в литературоведческий обиход Н.Г. Чернышевским - “диалектика души”.

(Н.Г. Чернышевский писал: “Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего – связь чувств действиями … Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души”).

Главной проблемой, которую ставит в своем романе писатель, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Любимые герои Толстого – Болконский, Безухов, Ростова – герои идущие, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым. Их многое роднит с писателем, прежде всего желание жить честно. Толстой в молодости писал: “Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”. Путь проб, ошибок, потерь и обретений проходят его любимые герои.

Андрей Николаевич Болконский – главный герой романа, сын известного князя Николая Андреевича Болконского. Дороживший своей честью, независимый, отличавшийся прямотой суждений старый князь ценил знания, образованность, аккуратность, педантичность; эти качества он и прививает своему сыну.

Для Пьера Безухова князь Андрей – совершенство, он соединяет в себе те качества, которые нет у Пьера, прежде всего силу воли.

Знакомясь с ним на вечере в салоне Анны Павловны Шерер, мы видим красивого молодого человека с усталым, скучающим взглядом; гримаса портит его лицо, когда он обращается к жене, очаровательной княгине Лизе. Он устал от мира блеска и суеты, хотя полностью принадлежит ему. Кумиром князя Андрея в этот период жизни является Наполеон, полководческой славой и талантом которого он восхищается. Андрей тоже хочет достичь высот славы, мечтает о том, чтобы он был известен, чтобы его любили и им восхищались. С этой целью он и отправился на войну 1805 г. Во время событий этой войны он многое понимает. В Шенграбенском сражении он становится свидетелем того, как батарея Тушина до последнего сражалась с неприятелем, между тем как штабные офицеры даже не передали приказ об отступлении и не позаботились о прикрытии батареи. Люди, подобные Тушину, простые солдаты помогают князю Андрею понять, что такое настоящий воинский подвиг.

Князь Андрей искал случая проявить себя, и этот случай представился: во время Аустерлицкого сражения он, подхватив знамя, пытается остановить бегущее войско и ведет солдат в бой. В этот момент ему кажется, что цель, к которой стремился, достигнута. Но его ранят. И на Аустерлицком поле, придя в себя, он слышит голос своего кумира, Наполеона, и слова, сказанные им о князе Андрее: “Вот прекрасная смерть!” Но они не приносят ему счастья. Князю Андрею открывается бескрайнее высокое небо с плывущими по небу облаками, которые символизируют жизни. Его идеал оказывается ничтожным и мелочным, “маленьким Наполеоном”.

Следующим этапом нравственных исканий князя Андрея стала встреча с Пьером Безуховым в Богучарове. Пьера поразила перемена, происшедшая с Андреем, его “мертвый, потухший взгляд”. Разочаровавшись в славе Наполеона, для которой принесены в жертву тысячи человеческих жизней, Андрей признается Пьеру: “Если б Бонапарт стоял здесь – у Смоленска, и тогда бы я не стал служить в русской армии…”, “Я живу – и в этом не виноват; стало быть надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти”.

Андрей сосредотачивается на воспитании сына, строительстве дома, помогает отцу заниматься ополчением, от должности предводителя дворянства отказывается. Андрей настроен мрачно, скептически, но Пьер заряжает энергией своего друга, и поэтому “свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась… во внутреннем мире его новая жизнь”.

Прожив 2 года в деревне, Андрей сумел осуществить немало полезных дел. Одно его имение в триста душ было перечислено в вольные хлебопашцы, в других барщину заменяют оброком. В Богучарово была выписана акушерка, а священник обучал крестьянских детей грамоте.

Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности и ее роли в истории всего человечества.

Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой четко разделяет его представителей на тех, кто постоянно в поиске, кого не удовлетворяют общепринятые нормы поведения, кто не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свою душу, и тех, кто плывет по течению и боится свернуть в сторону, заглянуть вглубь себя, кто предпочитает поддаваться установленным жизненным правилам.

Князь Василий Курагин, считая себя тонким политиком и уважаемый многими в светском обществе как человек мудрый и справедливый, на самом деле занят мыслями о том, как бы лучше устроить своих детей: определить недалекого Ипполита в Вену, удачно выдать замуж бесчувственную и корыстную красавицу Элен. Ради приумножения своего состояния князь Василий готов продать свою дочь, похитить завещание Безухова. Ради богатства и высокого положения в свете он способен на любую подлость, и эта черта в полной мере передалась и детям: развратная и хитрая Элен готова дорого продавать свою красоту, Анатоль и Ипполит ведут праздный образ жизни за чужой счет и ради удовлетворения своих низменных желаний готовы идти по головам других, ломая чужие судьбы, не считаясь с чувствами окружающих.

Анна Михайловна Друбецкая готова часами льстить всему свету, лишь бы замолвить слово о своем сыне, а сам Борис женится на богатой, но немолодой Жюли Курагиной, надеясь, что состояние и знатное родство жены помогут ему достичь больших высот. Полковник Берг стремится, чтобы все у него складывалось в жизни “как у всех”.

Совсем иначе относятся к жизни лучшие люди романа. Несмотря на свою юность и неопытность, Наташа Ростова сразу привлекает к себе внимание как искренняя и глубоко чувствительная натура, в которой заложены лучшие человеческие качества: доброта, способность к самопожертвованию и состраданию, умение любить и отдавать все свои силы на то, чтобы сделать счастливой жизнь своих близких и помочь всем нуждающимся. Потребуется время, чтобы беспечная и вечно восторженная юная девочка превратилась в Наталью Ростову – преданную и внимательную дочь, любящую и верную жену, заботливую мать. Наталья Ростова сумела сохранить свою душу чистой и любящей, способной понять чужую боль и беспрестанно совершать добрые и светлые поступки.

Точно такой же душой обладает и Пьер Безухов, которому пришлось вынести не одно испытание, прежде чем прийти к своему истинному жизненному предназначению. В переломные этапы Пьер ведет себя как настоящий герой, он не боится смерти и искренне готов пожертвовать своей жизнью ради спасения всего человечества.

Несколько другой путь к истине проходит Андрей Болконский. В самом начале он предстает неудовлетворенным светским существованием дворянином-офицером, с откровенным недовольством относящийся к общепринятым нормам поведения и светскому образу жизни. Будучи всецело охваченным тщеславными мечтами, он рвется на войну, на поле сражения. И война с ее жестокостью и жизненной правдой открывает ему глаза и заставляет взглянуть на мир иначе.

Также прекрасен образ Марьи Болконской, которая свято верит в Бога, и эта вера ведет ее по жизни, помогает справляться с трудностями, не озлобиться и остаться доброй, честной, полезной другим людям. Настоящим мужчиной – смелым, щедрым и благородным – предстает перед читателями Николай Ростов. В семьях Болконских и Ростовых отсутствуют свойственные другим представителям знати ханжество, лицемерие, жажда наживы.

Все они, и Болконские, и Ростовы, воспитываются в духе истинного патриотизма, трудолюбия и высокой нравственности. Но самое главное, что возвышает этих персонажей романа и ставит их в центральный ряд произведения, – это их умение не поддаваться внешним обстоятельствам и сохранять свое человеческое достоинство, в любой ситуации оставаться верными себе и своим жизненным принципам.

(No Ratings Yet)

  1. Л. Н. Толстой – писатель огромного, поистине всемирного масштаба, и предметом его исследований всегда являлись человек, человеческая душа. Для Толстого человек – часть вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит...
  2. На многие размышления наводит нас роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Написано было это произведение более 150 лет назад, но оно до сих пор волнует нас. В нем мы находим...
  3. Поиски человеком смысла жизни в произведениях А. П. Платонова События повести А. П. Платонова “Котлован”, написанной между декабрем 1929 и апрелем 1930 года, переносят нас в драматическую пору индустриализации, коллективизации...
  4. Иоганн Вольфганг Гете был самым выдающимся представителем Просвещения в Германии рубежа XVIII-XIX веков. О себе он писал: “У меня громадное преимущество благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда...
  5. Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная “бедная жизнь”, отсутствие у людей надежды....
  6. Для чего и во имя чего живет человек? Каково его назначение на земле? Такие вопросы хотя бы раз в жизни интересовали каждого человека. В своем очерке “Парадокс” В. Г. Короленко...
  7. Русская литература 2-й половины XIX века Поиски цели и смысла жизни человека в русской классической литературе. (По рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) В чем смысл жизни? Для чего создан...
  8. Толстой учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души; он учит нас богатством и силой образов, одушевляющих его творчество… Анатоль Франс...
  9. По воспоминаниям самого Л. Н. Толстого, толчком к созданию эпопеи “Война и мир” послужило знакомство писателя со стихотворением Лермонтова “Бородино”, ставшим тем “зерном”, которое дало на редкость богатые всходы. Толстой...
  10. В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ “Господин из Сан-Франциско”, который был высоко оценен В. Короленко. Мысль...
  11. Русская литература 2-й половины XIX века “Признание всякой духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни” (А. П. Чехов). (По произведениям А. П. Чехова) Духовная деятельность по сути...
  12. Герои эпопеи “Война и мир” , анализируя события и факты, стремятся выяснить предназначение человека на земле. Человеку почему-то не достаточно констатации факта, он хочет знать, зачем и почему какие-то события...
  13. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” несет большой философский смысл, который раскрывается различными способами. Философия произведения “полифонична”. Автор не ограничивается отступлениями. Он вкладывает свои идеи в уста главных героев,...
  14. Для Льва Николаевича Толстого понимание сущности человека определялось признанием обязательного выбора между добром и злом. Особенностью творчества Толстого является его стремление изображать внутренний мир человека в его развитии – как...
  15. Роман “Война и мир” можно с полным на то правом назвать историческим романом, В основу его легло великое историческое событие, от исхода которого зависела судьба целого народа. Толстой выступает не...
  16. Назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию. Л. Толстой План 1. Андрей Болконский – лучший представитель дворянства. 2. Мечты о славе. 3. Сложность жизненных исканий Андрея. 4. Полезная деятельность Болконского....
  17. Внимательно были прочитаны Толстым газеты и журналы эпохи Отечественной войны 1812 года. Много дней провел он в рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства. Здесь писатель познакомился с...
  18. Русская литература 2-й половины XIX века “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость” (Л. Н. Толстой). (По роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)...
  19. Роман “Евгений Онегин” создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период расцвета свободолюбивых идей, а закончил писать его в годы страшной...
  20. Любовь в жизни Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) План I. Печорин – герой своего времени. II. Любовь в жизни Печорина. 1. Бэла. 2. Княжна Мэри. 3....
  21. Русская литература 2-й половины XIX века “Без страстей и противоречий нет жизни…” (В. Г. Белинский). (По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) Факт противостояния в романе И. С. Тургенева...
  22. В романе “Обломов” Гончаров представил два образа, или типа жизни: жизнь в движении и жизнь в состоянии покоя, сна. Первый тип жизни характерен, скорее, для людей с сильным характером, энергичных...
  23. ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Марсель Пруст (Marcel Proust) В поисках утраченного времени (A la recherche du temps perdu) Цикл романов (1913-1927) I. ПО НАПРАВЛЕНИЮ К СВАНУ (Du cote de chez Swann) Время...
  24. Виктор Сергеевич Розов В поисках радости Комедия (1957) В старой московской квартире живет Клавдия Васильевна Савина. У нее четверо детей, все живут с нею. Старший Федор – химик, кандидат наук,...
  25. Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа...
  26. ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Луиджи Пиранделдо (Luigi Pirandello) Шестеро персонажей в поисках автора (Sei personaggi in cerca d’autore) Трагикомедия (1921) Актеры приходят в театр на репетицию. Премьерша, как всегда, опаздывает. Премьер недоволен...
  27. Творчество Тютчева – одна из немногих высочайших вершин отечественной и мировой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта – это...
  28. В произведении Джека Лондона “Любовь к жизни” рассказывается история человека, стоявшего на краю смерти, но сумевшего спастись благодаря упорству и мужеству, благодаря любви к жизни. Человек с тех пор, как...
  29. Молодого Пьера Безухова Л, Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушителя как общественного спокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех...
  30. После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и...
В поисках смысла жизни по роману “Война и мир”

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно стремящиеся к полной гармонии с миром, неустанно ищущие смысл жизни . Их не занимают корыстные цели, светские интриги, пустые и бессмысленные разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относятся самые яркие образы романа «Война и мир» - Андрей Болконский и Пьер Безухов . Они заметно выделяются среди героев русской литературы XIX века своей незаурядностью и интеллектуальным богатством. Совершенно разные по складу характера, князь Андрей и Пьер Безухов имеют много общего в идейных стремлениях и исканиях.

Толстой говорил: «Люди, как реки...» - подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев писателя - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды миру Курагиных и Шерер.

Средством раскрытия внутреннего мира героев Толстой избрал диалог. Споры Андрея и Пьера - не пустая болтовня и не поединок амбиций, это стремление разобраться в собственных мыслях и попытаться понять размышления другого человека. Оба героя живут напряженной духовной жизнью и извлекают из текущих впечатлений общий смысл. Их отношения носят характер просторной дружбы. Каждый из них идет своим путем. Они не нуждаются в повседневном общении, не стремятся узнать как можно больше подробностей о жизни друг друга. Но они искренне уважают друг друга и чувствуют, что истина другого так же добыта страданиями, как и его собственная, что она выросла из жизни, что за каждым аргументом спора стоит жизнь.

Первое знакомство с Андреем Болконским не вызывает особой симпатии. Гордый и самодовольный молодой человек с сухими чертами лица и уставшим скучающим взглядом - таким видят его гости Анны Павловны Шерер. Но когда мы узнаем, что выражение его лица было вызвано тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно», к герою возникает интерес. Далее Толстой сообщает, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет князя Андрея и он всеми силами стремится разорвать порочный круг, в котором оказался.

Стремясь выбраться из надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. «Ведь что же слава? - говорит князь Андрей. - Та же любовь к другим...» Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежал впереди всех со знаменем в руках, внешне выглядел очень эффектно: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но, совершив героический поступок, Андрей почему-то не испытывал никакого восторга и душевного подъема. Вероятно, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. Стремление к славе приводит Андрея к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для него символом высокого понимания жизни: « Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона.

На фоне этого чистого неба все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался - простая и тихая семейная жизнь, - теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события - рождение ребенка, смерть жены - заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных - единственное, что ему остается. Но ум князя Андрея продолжал напряженно работать, он много читал и размышлял над вечными вопросами: какая сила управляет миром и в чем смысл жизни.

Андрей пытался жить простой, спокойной жизнью, заботясь о сыне и занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Но состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорили о том, что все преобразования не могли в полной мере занять его ум и сердце.

Иными жизненными путями шел Пьер Безухов, но его волновали те же проблемы, что и князя Андрея. «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» - Пьер мучительно искал ответы на эти вопросы. В начале романа, на вечере у Анны Павловны Шерер, Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то «произвести республику в России, то самому быть Наполеоном...». Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки. Достаточно вспомнить историю с медведем, вызвавшую в свете много шума. Но самой крупной ошибкой, совершенной Пьером в этот период, является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Дуэль с Долоховым открыла Пьеру новый взгляд на мир, он понял, что жить так, как он живет, дальше невозможно.

Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает «переродить порочный род человеческий». В учении масонов Пьера привлекают идеи «равенства, братства и любви», поэтому, прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Ему кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни: «И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Но Пьер еще слишком наивен, чтобы понять, что все его преобразования ни к чему не ведут. Толстой, рассказывая о деятельности Пьера в имении, иронизирует над любимым героем.

Возвращаясь из поездки по имениям, Пьер заезжает к князю Андрею. Их встреча, имевшая большое значение для обоих и во многом определившая их дальнейший путь, произошла в имении Богучарово. Они встретились в тот момент, когда каждому из них казалось, что он нашел истину. Но если истина Пьера была счастливая, он недавно приобщился к ней и она переполняла все его существо настолько, что ему хотелось поскорее открыть ее другу, то истина князя Андрея - горькая и опустошающая, и ему ни с кем не хотелось делиться своими мыслями.

Окончательное возрождение Андрея к жизни произошло благодаря его встрече с Наташей Ростовой . Общение с ней открывает Андрею новую, неведомую ранее, сторону жизни - любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она, в отличие от Андрея, не была способна думать о чем-то другом, кроме любви.

История с Анатолем Курагиным разрушила возможное счастье Наташи и князя Андрея. Гордый и самолюбивый Андрей не смог простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, посчитала себя недостойной такого благородного, идеального человека и отреклась от всех радостей жизни. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, вступил в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сблизился с солдатско-крестьянской массой, научился ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. С этого момента он начал смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев- патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Так Андрей Болконский пришел к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате.

После встречи в Богучарово Пьера, как и князя Андрея, ожидали горькие разочарования, в частности в масонстве. Республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями». К тому же Пьер понял, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это привело Пьера к разрыву с масонами и к очередному душевному кризису. Так же как и для князя Андрея, целью жизни, идеалом для Пьера стала (хотя он сам еще не понимал и не осознавал этого) любовь к Наташе Ростовой, омраченная узами брака с Элен. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» - эти вопросы не переставали тревожить Безухова.

В этот период состоялась вторая встреча Пьера и Андрея. На этот раз местом для встречи своих героев Толстой избрал Бородино. Здесь произошло решающее для русской и французской армий сражение, и здесь состоялась последняя встреча главных героев романа. На данном периоде князь Андрей воспринимает свою жизнь как «дурно намалеванные картины», подводит ее итоги и размышляет над теми же вечными вопросами. Но пейзаж, на фоне которого даны его размышления («...и эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров, все вокруг преобразилось для него и показалось чем-то страшным и угрожа- ющим»), признак того, что в его опустошенной душе продолжает жить нечто поэтическое, вечное и непостижимое. При этом он продолжает думать и молчать. А Пьер жаждет узнать, стремится слушать и говорить.

Пьер задает Андрею вопросы, за которыми стоят серьезные, еще не оформленные мысли. Князь Андрей не хочет вступать в разговор. Сейчас Пьер не только чужд ему, но и неприятен: на нем лежит отблеск той жизни, которая принесла ему много страданий. И опять, как в Богучарово, князь Андрей начинает говорить и незаметно для себя втягивается в разговор. Это даже не разговор, а монолог князя Андрея, который произносится неожиданно, страстно и содержит смелые и неожиданные мысли. Он говорит по-прежнему злобно-насмешливым тоном, но это не озлобленность и опустошенность, а гнев и боль патриота: «Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву, так как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло».

Пьер слушал друга, стыдясь своего невежества в военном деле, но при этом ощущал, что переживаемый Россией момент - это нечто совсем особенное, и слова друга - профессионального военного, убедили его в истинности своих ощущений. Все, что он видел в этот день, он чем думал и размышлял, «осветилось для него новым светом». Расставание Пьера и Андрея нельзя назвать теплым и дружеским. Но как и в прошлый раз их разговор изменил прежние представления героев о жизни и счастье. Когда Пьер уехал, князь Андрей с новым чувством начал думать о Наташе, «долго и радостно», с чувством, что понимал ее, нанесшую ему серьезное оскорбление. В разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным. Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю.

После встречи с Пьером князь Андрей переходит в новую, совершенно новую для него, фазу жизни. Она созревала давно, но оформилась лишь после того, как он высказал Пьеру все, о чем так долго и мучительно размышлял. Но с этим новым чувством, по мнению автора, он не мог жить. Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть. Раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота, Толстой оборвал его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для князя Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Для Пьера разговор с Андреем стал начальным этапом его духовного очищения. Все последующие события: участие в Бородинском сражении, приключения в занятой неприятелем Москве, плен - приблизили Пьера к народу и способствовали его нравственному перерождению. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» - такое желание овладело Пьером после Бородинского боя. Именно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Но и на этом Пьер не успокаивается.

В эпилоге Толстой показывает Безухова столь же деятельным и напряженно думающим, как и в начале романа. Ему удалось пронести через время свою наивную непосредственность, он продолжает размышлять над вечными неразрешимыми вопросами. Но если раньше он думал о смысле жизни, то теперь размышляет над тем, как защитить добро и правду. Пути исканий приводят Пьера в тайное политическое общество, борющееся против крепостничества и самодержавия.

Споры Андрея Болконского и Пьера Безухова о смысле жизни отражают внутреннюю борьбу в душе писателя, которая не прекращалась на протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, должен постоянно размышлять, искать, ошибаться и снова искать, ибо «спокойствие - это душевная подлость». Таким был он сам, такими качествами он наделил главных героев романа «Война и мир». На примере князя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни - в единении с родным народом, в любви к этому народу.

От своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Н. Толстой унаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков, однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В 19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян. Начинается пора исканий Толстым цели в жизни. Он то собирается ехать в Сибирь, то отправляется в Москву, затем в Петербург, то решает поступить в Конногвардейский полк. В эти же годы Л. Н. Толстой серьезно занимается музыкой, педагогикой, философией.

В мучительных поисках приходит он к главному делу своей жизни — литератур ному творчеству. Всего великий писатель создал свыше 200 произведений, в том числе роман-эпопею «Война и мир». По мнению Тургенева, «ничего лучшего у нас никогда не было написано никем». Достаточно заметить, что текст романа переписывался семь раз, его композиция поражает своей сложностью и стройностью.

Изучение человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением, позволило Толстому стать глубоким психологом. В созданных им образах, особенно в образах главных героев романа, обнажается внутренняя жизнь человека — сложный противоречивый процесс, обычно скрытый от посторонних глаз. Толстой, по словам Н. Г. Чернышевского, раскрывает «диалектику человеческой души», то есть «едва уловимые явления... внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой».

Толстой говорил: «Люди, как реки...», подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой лич-ности. Духовная красота любимых героев Толстого — князя Андрея Болконского и Пьера Безухова — проявляется в неустан-ных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь — это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг другу и чужды миру Курагиных и Шерер.

Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливой любви князя Анд-рея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми, хотя каждый из них идет к добру и правде своим путем. Желая выбраться из ада надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Бол-конский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, меч-тает совершить подвиг. «Ведь что же сла-ва? — говорит князь Андрей. — Та же лю-бовь к другим...»

Но во время Аустерлицкого сражения стремление к славе приводит его к глубо-кому духовному кризису. Небо Аустерли-ца становится для князя Андрея символом высокого понимания жизни: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконеч-ного неба». Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона. Дальнейшие собы-тия — рождение ребенка, смерть жены — заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных — единст-венное, что ему остается.

Но деятельная натура Болконского, ко-нечно, не могла ограничиться этим. Начи-наются опять поиски смысла жизни, и первой вехой на этом пути является встреча с Пьером и беседа с ним на паро-ме. Слова Безухова «Надо жить, надо лю-бить, надо верить» указывают князю Анд-рею путь к счастью. Встреча с Наташей Ростовой помогает ему ощутить радость бытия, возможность приносить пользу людям. Князь Андрей пытается теперь уже найти смысл и цель жизни в любви, но это счастье оказалось кратковременным.

Наиболее знаменательной вехой в жиз-ни Андрея явились события 1812 года. Высочайшей целью его жизни становится защита Родины от врага. Мечты о личной славе его уже не волнуют. Жить, помогая и сочувствуя людям, — вот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея в дни суровых для Родины испытаний. Именно в разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к собы-тиям, он говорит, что его мысли созвучны народным: «И так же думает Тимохин и вся армия». Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются еди-нением с народом, борющимся за род-ную землю.

Иными жизненными путями шел Пьер Безухов, но его волновали те же пробле-мы, что и князя Андрея. «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» — на эти вопросы мучительно искал ответ Пьер, чей образ был задуман Толстым как образ будущего декабриста. Сначала Пьер защищает идеи француз-ской революции, восхищается Наполео-ном, желает то «произвести республику в России, то самому быть Наполеоном...». Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечет-ся, совершает ошибки, одной из которых является его женитьба на низкой и пороч-ной красавице Элен Курагиной. Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает «переро-дить порочный род человеческий». В уче-нии масонов Пьера привлекают идеи «ра-венства, братства и любви», поэтому прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Ему кажется, что он нашел наконец цель и смысл жизни: «И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Этот вывод помогает Пьеру най-ти настоящий путь в его дальнейших ис-каниях. Но скоро наступает разочарова-ние и в масонстве, так как республикан-ские идеи Пьера не разделялись его «братьями» и к тому же Пьер видит, что и среди масонов существует ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами. Так же как и для князя Андрея, целью жизни, идеа-лом становится для Пьера любовь к Ната-ше Ростовой.

Но его жизнь лишь со стороны казалась спокойной и безмятежной. «К чему? За-чем? Что такое творится на свете?» — эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Эта непрекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное воз-рождение в дни Отечественной войны 1812 года. Огромное значение имело для Пьера соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в за-нятой неприятелем Москве, и в плену. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Вой-ти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их таки-ми»»— вот какое желание овладело Пье-ром после Бородинского боя.

Именно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счас-тья». Но люди вокруг Пьера страдают, и в эпилоге Толстой показывает Пьера напряженно думающим, как защитить до-бро и правду. Пути исканий приводят Безухова в тайное политическое общество, борющееся против крепостничества и са-модержавия.

Проблемы, поднятые Толстым в романе «Война и мир», имеют общечеловеческое значение. Этот роман, по словам Горько-го, «документальное изложение всех ис-каний, которые предприняла в XIX веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело».