Список пока не полный, так как в него вошли лишь вопросы из билетов для общеобразовательной школы или базовый уровень (и не вошли, соответственно, - углубленное изучение или профильный уровень и национальная школа).
"Житие Бориса и Глеба" конец XI – нач. XII в.
"Слово о полку Игореве" конец XII в.
В. Шекспир – (1564 – 1616)
"Ромео и Джульетта" 1592
Ж-Б. Мольер – (1622 – 1673)
"Мещанин во дворянстве" 1670
М.В. Ломоносов – (1711 – 1765)
Д.И. Фонвизин - (1745 – 1792)
"Недоросль" 1782
А.Н. Радищев – (1749 – 1802)
Г.Р. Державин – (1743 – 1816)
Н.М. Карамзин – (1766 – 1826)
"Бедная Лиза" 1792
Дж. Г. Байрон – (1788 – 1824)
И.А. Крылов – (1769 – 1844)
"Волк на псарне" 1812
В.А. Жуковский – (1783 – 1852)
"Светлана" 1812
А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)
"Горе от ума" 1824
А.С. Пушкин – (1799 – 1837)
"Повести Белкина" 1829-1830
"Выстрел" 1829
"Станционный смотритель" 1829
"Дубровский" 1833
"Медный всадник" 1833
"Евгений Онегин" 1823-1838
"Капитанская дочка" 1836
А.В. Кольцов – (1808 – 1842)
М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)
"Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова." 1837
"Бородино" 1837
"Мцыри" 1839
"Герой нашего времени" 1840
"Прощай, немытая Россия" 1841
"Родина" 1841
Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)
"Вечера на хуторе близ Диканьки" 1829-1832
"Ревизор" 1836
"Шинель" 1839
"Тарас Бульба" 1833-1842
"Мертвые души" 1842
И.С. Никитин – (1824 – 1861)
Ф.И. Тютчев – (1803 – 1873)
"Есть в осени первоначальной…" 1857
И.А. Гончаров – (1812 – 1891)
"Обломов" 1859
И.С. Тургенев – (1818 – 1883)
"Бежин луг" 1851
"Ася" 1857
"Отцы и дети" 1862
"Щи" 1878
Н.А. Некрасов – (1821 – 1878)
"Железная дорога" 1864
"Кому на Руси жить хорошо" 1873-76
Ф.М. Достоевский – (1821 – 1881)
"Преступление и наказание" 1866
"Мальчик у Христа на елке" 1876
А.Н. Островский – (1823 – 1886)
"Свои люди – сочтемся!" 1849
"Гроза" 1860
А.А. Фет – (1820 – 1892)
М.Е. Салтыков-Щедрин – (1826-1889)
"Дикий помещик" 1869
"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" 1869
"Премудрый пескарь" 1883
"Медведь на воеводстве" 1884
Н.С. Лесков – (1831 – 1895)
"Левша" 1881
Л.Н. Толстой – (1828 – 1910)
"Война и мир" 1867-1869
"После бала" 1903
А.П. Чехов – (1860 – 1904)
"Смерть чиновника" 1883
"Ионыч" 1898
"Вишневый сад" 1903
М. Горький – (1868 – 1936)
"Макар Чудра" 1892
"Челкаш" 1894
"Старуха Изергиль" 1895
"На дне" 1902
А.А. Блок – (1880 – 1921)
"Стихи о прекрасной даме" 1904
"Россия" 1908
цикл "Родина" 1907-1916
"Двенадцать" 1918
С.А. Есенин – (1895 – 1925)
"Не жалею, не зову, не плачу…" 1921
В.В. Маяковский (1893 – 1930)
"Хорошее отношение к лошадям" 1918
А.С. Грин – (1880 – 1932)
А.И.Куприн – (1870 – 1938)
И.А. Бунин – (1879 – 1953)
О.Э. Мандельштам – (1891 – 1938)
М.А. Булгаков – (1891 – 1940)
"Белая Гвардия" 1922-1924
"Собачье сердце" 1925
"Мастер и Маргарита" 1928-1940
М.И. Цветаева – (1892 – 1941)
А.П. Платонов – (1899 – 1951)
Б.Л. Пастернак – (1890-1960)
"Доктор Живаго" 1955
А.А. Ахматова – (1889 – 1966)
"Реквием" 1935-40
К.Г. Паустовский – (1892 – 1968)
"Телеграмма" 1946
М.А. Шолохов – (1905 – 1984)
"Тихий Дон" 1927-28
"Поднятая целина" т1-1932, т2-1959)
"Судьба человека" 1956
А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)
"Василий Теркин" 1941-1945
В.М. Шукшин – (1929 – 1974)
В.П. Астафьев – (1924 – 2001)
А.И. Солженицын – (род. 1918)
"Матренин двор" 1961
В.Г. Распутин – (род. 1937)
Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказки, былины, песни).
Творчество одного из поэтов серебряного века.
Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Великая Отечественная война в русской прозе. (На примере одного произведения.)
Подвиг человека на войне. (По одному из произведений о Великой Отечественной войне.)
Тема Великой Отечественной войны в прозе ХХ века. (На примере одного произведения.)
Военная тема в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)
Ваш любимый поэт в русской литературе XX века. Чтение наизусть его стихотворения.
Русские поэты XX века о духовной красоте человека. Чтение наизусть одного стихотворения.
Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).
Ваши любимые стихотворения современных поэтов. Чтение наизусть одного стихотворения.
Ваш любимый поэт. Чтение наизусть одного из стихотворений.
Тема любви в современной поэзии. Чтение наизусть одного стихотворения.
Человек и природа в русской прозе XX века. (На примере одного произведения.)
Человек и природа в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)
Человек и природа в русской поэзии XX века. Чтение наизусть одного стихотворения.
Ваш любимый литературный герой.
Отзыв о книге современного писателя: впечатления и оценка.
Одно из произведений современной литературы: впечатления и оценка.
Книга современного писателя, прочитанная вами. Ваши впечатления и оценка.
Ваш ровесник в современной литературе. (По одному или нескольким произведениям.)
Ваше любимое произведение современной литературы.
Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого).
Основные темы и идеи современной публицистики. (На примере одного-двух произведений.)
Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).
Настоящий Словарь входит в систему энциклопедических трудов, посвященных русской словесной культуре. В нем характеризуются все виды писательского творчества: проза, поэзия, драматургия, детская литература, литературоведение и литературная критика.
Он отвечает основным положениям современной науки об историческом пути русской литературы в двадцатом веке. Этот путь был как бы предугадан последними классиками предшествующего столетия А. Чеховым и Л. Толстым, встретившими новый век с тревогой и надеждой, относящимися и к культуре. (Строго говоря, надо было бы включить и эти имена в настоящее издание, но все-таки они - плоть от плоти века девятнадцатого.) И то и другое подтвердилось в полной мере.
По данному Словарю можно составить мартиролог писателей 20 века куда более гигантский по сравнению с известным мартирологом А. Герцена. Трагической оказалась не только история России, но и судьба ее художников слова. Даже внешне благополучных, не отторгнутых властью (М. Горький, М. Шолохов, А. Фадеев, И. Эренбург, К. Симонов и др.) не миновали драмы.
С другой стороны, одним из подтверждений надежды великих писателей прошлого был расцвет отечественной литературы, сохранившей несмотря ни на что в целом свою эстетическую свободу. Из русских художников слова 20 века более ста писателей - мировые величины. В количественном отношении это куда больше того, что дал «золотой век» русской литературы.
Политические режимы в 20 веке не любили культуру. Не только ту, что прямо противостояла власти, но и ту, что была на стороне существующего строя: в данном случае опасались ее относительной независимости. Поэтому, например, после Отечественной войны 1941-1945 годов, которая была выиграна отчасти благодаря литературе, формировавшей патриотические чувства парода, одной из первых политических акций власть сделала суд над писателями, а вскоре и над художниками, представляющими другие виды искусства. II общий мотив осуждения столь несхожих но мировоззрению и стилю художников, как А. Ахматова и М. Зощенко - они мыслят и ведут себя независимо.
Защищаясь, художественная литература во второй половине 20 века апеллировала к народу и одновременно защищала и его от режима. Неслучайно ее главным эстетическим достижением в этот период стала так называемая «деревенская проза», подготовленная великим поэтическим опытом А. Твардовского и представленная такими именами, как Ф. Абрамов, С. Залыгин, В. Астафьев, Б. Можаев, В. Распутин, В. Белов и, естественно, А. Солженицын.
Словарь отрицает кладбищенские, «поминальные» мотивы относительно советской литературы. Не говоря о ее классиках, нельзя не признать, что даже многие писатели русского зарубежья созревали в ее пределах. Новые известные имена, заявившие о себе в последнее десятилетие, в большей степени наследники предшествующего длительного этапа в истории культуры 20 века, чем это кажется современной критике.
Д. С. Лихачев говорил, что история культуры не есть ее прогресс: она - накопление культуры. Отвергая метонимический взгляд на литературу, когда часть художественного явления выдается за ее целое, Словарь старается представить общий позитивный эстетический результат всего накопленного в истории нашей национальной литературы. «Слагаемые» этого результата очень разные по ценности, по художественному содержанию, но присутствуют между ними и внутренние связующие нити, что вполне понятно: культура - едина.
Словарь можно воспринимать как продолжение многотомного словаря «Русские писатели. 1800-1917», осуществляемого издательством «Большая Российская энциклопедия» (опубликовано четыре тома). Но предлагаемое издание имеет и специфические структурные признаки: его можно назвать «авторской энциклопе дией». Разумеется, все традиционные жанровые и содержательные качества словарных статей, их библиографические «нормы» здесь присутствуют, но наличествуют индивидуальные авторские стили и аналитические подходы к материалу. Условное определение издания как «авторской энциклопедии» объясняет его некоторые содержательные и структурные моменты. Редакционная коллегия приняла в расчет авторские терминологические характеристики исторических событий. Например, «октябрь 1917 года»: и «революция» и «переворот» - тем более, что эта разноголосица была обычной и для того времени, в том числе и в среде большевиков (И. В. Сталин озаглавил свою юбилейную статью в газете «Правда» в 1918 году: «Октябрьский переворот»).
Мы посчитали также необходимым согласиться с авторским определением объема той или иной статьи он, как правило, диктовался не только (а иногда - и не столько) значительностью объекта энциклопедического рассмотрения, сколько степенью изученности «предмета» или сегодняшней информированности о нем (например, статьи о Д. Бедном, А. Безыменском). А также - манерой изложения того или иного автора статьи, которую редколлегия стремилась сохранить, -п редставляя, таким образом, не только панораму литературы 20 столетия, но и спектр различных исследовательских подходов и стилевых особенностей современных аналитиков литературного процесса. Это последнее обстоятельство отчасти проясняет вопрос об адресате издания. Оно предназначено как для всех тех, кто интересуется русской словесностью 20 века, так и для ее исследователей. Создатели Словаря надеются, что эта книга послужит содержательным материалом для будущей научной истории русской литературы уходящего столетия - и в то же время составит увлекательное чтение для самого узкого круга читателей, в т. ч. школьников и студентов. Это неудивительно для книги, среди авторов которой есть такие писательские имена, как С. Залыгин, Л. Озеров, Ф. Искандер, А. Борщаговский, а также крупнейшие литературоведы и критики, которым и принадлежала инициатива этого издания. Некоторые из них и сами стали объектами энциклопедического повествования.
На структуре статей не могло не сказаться большое различие в литературном опыте авторов и их принадлежность к разным литературным «цехам». В Словаре, по существу, предпринята попытка объединить два, строго говоря, неодинаковых «ведомства»: литературоведение с его историческим «великодушием», обязательным для науки, и литературную критику, свободную от этого (что является не ее недостатком, а самой природой). Но публицистических пристрастий авторы-критики старались избегать (один из характерных примеров - статьи А. Бочарова о писательских антиподах: В. Гроссмане и В. Кожевникове), хотя, конечно, кое-какие мировоззренческие предпочтения не могли не сказаться в тексте.
Авторы не использовали материал для обоснования своих нынешних культурно-социологических концепций. Они исходили из того, что он самодостаточен, дорог своим историческим качеством. Информационно-аналитический принцип издания можно назвать «объединяющим». То есть, создавая своеобразный пантеон русской художественной словесности уходящего века, писатели, литературоведы, критики увидели в этом возможность творческого согласия, в котором очень нуждается современное литературное сообщество. Всеми осознается такая общественно-нравственная потребность. В русской литературе 20 века, которая при всех своих различиях (и не только в смысле эстетического качества) имела в лучших образцах, как уже сказано, общее - относительную свободу от диктата внешних обстоятельств. Необходимость же ее энциклопедической характеристики вытекает из общей задачи нашего времени: расширить информационное пространство знаний о прошедшем культурном развитии России, что позволяет хотя бы в малой степени прогнозировать ее ближайшее и отдаленное будущее.
В основе словника издания лежали два критерия: художественный уровень произведений и знаковость имен их авторов - в общенациональном и мировом сознании. Они не всегда совпадали, эти критерии, но в любом литературном опыте - великом или не столь значимом - присутствовал тот или иной признак.
Настоящий Словарь не академичен, как упомянутые тома широко известного издания «Русские писатели. 1800-1917», и не насыщен большими источниковедческими данными (в частности, архивными) - это дело неблизкого будущего.
Естественно, не все достойные писатели 20 века здесь представлены. А многие из тех, кто охарактеризован, уже не удовлетворяют нынешнее позитивное эстетическое восприятие. Но здесь - биографическая история русской литературы, какой она была в великом и трагическом столетии. Многие авторы статей были и остаются активными участниками литературной истории - тем обоснованнее выглядит их право на участие в данном издании.
Читатели могут указать на отсутствие в Словаре статей о таких замечательных писателях, как Г. Айги, В. Быков, Ч. Айтматов и другие. Многие их тексты создавались на русском языке, их вклад в русскую литературу и вообще в русскую культуру весьма значителен., Но главный источник их творчества - в их национальной духовной стихии: чувашской, белорусской, киргизской и т.д. Они, как правило, и начинали писать на родном языке и предметом их повествований была жизнь их национальной родины. Поэтому в современном художественном мире они, прежде всего, представляют свою национальную литературу. Примеры В. Набокова и И. Бродского не опровергают этого положения: основные начала их творчества - в пределах специфически русских художественных феноменов.
В работе над Словарем были разные этапы. Первоначально он создавался, так сказать, на общественных началах, при небольшой финансовой поддержке института «Открытое общество», в частном издательстве « Рандеву-АМ » (главный редактор С. А. Надеев). Знаменитые авторы не сетовали по поводу мизерных гонораров. К редакторской работе привлекались - тоже на общественных началах - три-четыре человека (особая роль в редактировании текстов принадлежала И. И. Николаевой, ушедшей из жизни незадолго до выхода в свет Словаря).
Некоторые статьи создавались почти на конкурсной основе: два-три автора, а иногда и более предоставляли разные тексты об одном писателе - чаще всего, крупном. Иногда в уточнении биографических данных помогали живущие писатели (А. Солженицын и др.).
На заключительной стадии, уже в издательстве «Большая Российская энциклопедия», работа над Словарем приобрела качественно новый характер, существенно расширился словник издания, и укрепилась его информационная база (здесь особая роль принадлежала доктору филологических наук Г. В. Якушевой). Исправлению обнаруженных фактических ошибок и неточностей способствовала также работа профессиональных энциклопедических библиографов и корректоров.
Исследование русской литературы 20 века в энциклопедическом жанре только начинается. Оно, несомненно, будет продолжено. Будущим энциклопедистам предстоит оценить огромное количество новых имен, и тогда станет ясно, какое место занимала в духовной жизни России и мира русская художественная словесность двадцатого столетия.
Словарь «Русские писатели 20 века», станет заметной вехой в истории российской науки и культуры и просто подарком для всех ценителей великой русской литературы.
Мамочка, я скоро умру...
- К чему такие мысли... ведь ты молодой, сильный...
- А вот же Лермонтов погиб в 26 лет, Пушкин - в 37, Есенин - в 30...
- Но ведь ты же не Пушкин и не Есенин!
- Нет, но все же..
Мама Владимира Семеновича вспоминала, что такой разговор состоялся у нее с сыном. Для Высоцкого ранняя смерть была чем-то вроде проверки на "настоящесть" поэта. Впрочем, не могу быть уверенной в этом. Скажу о себе самой. С детства я "знала точно", что стану поэтом (конечно, великим) и умру рано. Не доживу до тридцати, в крайнем случае, - сорока. Разве может поэт прожить дольше?
В биографиях писателей я всегда обращала внимание на годы жизни. Считала, в каком возрасте человек умер. Пыталась понять, почему это произошло. Думаю, так поступают многие пишущие люди. Не надеюсь разобраться в причинах ранних смертей, но попытаюсь собрать материалы, собрать существующие теории и нафантазировать - ученый из меня получится едва ли - собственные.
Первым делом, я собрала сведения о том, как умирали русские писатели. Занесла в таблицу возраст на момент смерти и причину смерти. Старалась не анализировать, просто вбивать данные в нужные графы. Взглянула на результат - интересно. Прозаики 20 века, например, часто умирали от онкологии (лидер - рак легких). Но ведь и в мире вообще - по сведениям ВОЗ - среди онкологических заболеваний чаще всего встречается и становится причиной смерти рак легких. Так есть ли связь?
Не могу решить, нужно ли искать "писательские" заболевания, но чувствую, что некоторый смысл в этом поиске есть.
Русские прозаики 19 века
Имя | Годы жизни | Возраст на момент смерти | Причина смерти |
Герцен Александр Иванович |
25 марта (6 апреля) 1812 - 9 (21) января 1870 |
57 лет |
воспаление легких |
Гоголь Николай Васильевич |
20 марта (1 апреля) 1809 - 21 февраля (4 марта) 1852 |
42 года |
острая сердечно-сосудистая недостаточность (условно, т.к. единого мнения нет) |
Лесков Николай Семенович |
4 (16 февраля) 1831 - 21 февраля (5 марта) 1895 |
64 года |
астма |
Гончаров Иван Александрович |
6 (18) июня 1812 - 15 (27) сентября 1891 |
79 лет |
воспаление легких |
Достоевский Федор Михайлович |
30 октября (11 ноября) 1821 - 28 января (9 февраля) 1881 |
59 лет |
разрыв легочной артерии (прогрессирующее заболевание легких, горловые кровотечения) |
Писемский Алексей Феофилактович |
11 (23) марта 1821 - 21 января (2 февраля) 1881 |
59 лет |
|
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович |
15 (27) января 1826 - 28 апреля (10 мая) 1889 |
63 года |
простуда |
Толстой Лев Николаевич |
28 августа (9 сентября) 1828 - 7 (20) ноября 1910 |
82 года |
воспаление легких |
Тургенев Иван Сергеевич |
28 октября (9 ноября) 1818 - 22 августа (3 сентября) 1883 |
64 года |
злокачественная опухоль позвоночника |
Одоевский Владимир Федорович |
1 (13) августа 1804 - 27 февраля (11 марта) 1869 |
64 года |
|
Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович |
25 октября (6 ноября) 1852 - 2 (15) ноября 1912 |
60 лет |
плеврит |
Чернышевский Николай Гаврилович |
12 (24) июля 1828 - 17 (29) октября 1889 |
61 год |
кровоизлияние в мозг |
Средняя продолжительность жизни русских людей 19 века составляла около 34 лет. Но эти данные не дают представления о том, до скольких доживал среднестатистический взрослый, поскольку на статистику сильно повлияла высокая младенческая смертность.
Русские поэты 19 века
Имя | Годы жизни | Возраст на момент смерти | Причина смерти |
Баратынский Евгений Абрамович |
19 февраля (2 марта) или 7 (19 марта) 1800 - 29 июня (11 июля) 1844 |
44 года |
лихорадка |
Кюхельбекер Вильгельм Карлович |
10 (21) июня 1797 - 11 (23) августа 1846 |
49 лет |
чахотка |
Лермонтов Михаил Юрьевич |
3 октября (15 октября) 1814 - 15 июля (27 июля) 1841 |
26 лет |
дуэль (выстрел в грудь) |
Пушкин Александр Сергеевич |
26 мая (6 июня) 1799 - 29 января (10 февраля) 1837 |
37 лет |
дуэль (ранение в живот) |
Тютчев Федор Иванович |
23 ноября (5 декабря) 1803 - 15 (27) июля 1873 |
69 лет |
инсульт |
Толстой Алексей Константинович |
24 августа (5 сентября) 1817 - 28 сентября (10 октября) 1875 |
58 лет |
передозировка (ввел ошибочно большую дозу морфия) |
Фет Афанасий Афанасьевич |
23 ноября (5 декабря) 1820 - 21 ноября (3 декабря) 1892 |
71 год |
сердечный приступ (существует версия самоубийства) |
Шевченко Тарас Григорьевич |
25 февраля (9 марта) 1814 - 26 февраля (10 марта)1861 |
47 лет |
водянка (скопление жидкости в брюшинной полости) |
В России 19 века поэты умирали иначе, чем прозаики. Ко вторым смерть часто приходила от воспаления легких, а среди первых никто не умер от этой болезни. Да и раньше уходили поэты. Из прозаиков только Гоголь умер в 42, остальные - намного позже. А из лириков редко, кто доживал до 50 (долгожитель - Фет).
Русские прозаики 20 века
Имя | Годы жизни | Возраст на момент смерти | Причина смерти |
Абрамов Федор Александрович |
29 февраля 1920 - 14 мая 1983 |
63 года |
сердечная недостаточность (умер в послеоперационной палате) |
Аверченко Аркадий Тимофеевич |
18 (30) марта 1881 - 12 марта 1925 |
43 года |
ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек |
Айтматов Чингиз Торекулович |
12 декабря 1928 - 10 июня 2008 |
79 лет |
почечная недостаточность |
Андреев Леонид Николаевич |
9 (21) августа 1871 - 12 сентября 1919 |
48 лет |
порок сердца |
Бабель Исаак Эммануилович |
30 июня (12 июля) 1894 - 27 января 1940 |
45 лет |
расстрел |
Булгаков Михаил Афанасьевич |
3 мая (15 мая) 1891 - 10 марта 1940 |
48 лет |
нефросклероз гипертонический |
Бунин Иван |
10 (22) октября 1870 - 8 ноября 1953 |
83 года |
умер во сне |
Кир Булычёв |
18 октября 1934 - 5 сентября 2003 |
68 лет |
онкология |
Быков Василь Владимирович |
19 июня 1924 - 22 июня 2003 |
79 лет |
онкология |
Воробьёв Константин Дмитриевич |
24 сентября 1919 - 2 марта 1975) |
55 лет |
онкология (опухоль мозга) |
Газданов Гайто |
23 ноября (6 декабря) 1903 - 5 декабря 1971 |
67 лет |
онкология (рак легких) |
Гайдар Аркадий Петрович |
9 (22) января 1904 - 26 октября 1941 |
37 лет |
выстрел (убит в войну пулеметной очередью) |
Максим Горький |
16 (28) марта 1868 -18 июня 1936 |
68 лет |
простуда (существует версия убийства - отравления) |
Житков Борис Степанович |
30 августа (11 сентября) 1882 - 19 октября 1938 |
56 лет |
онкология (рак легких) |
Куприн Александр Иванович |
26 августа (7 сентября) 1870 - 25 августа 1938 |
67 лет |
онкология (рак языка) |
Набоков Владимир Владимирович |
10 (22) апреля 1899 - 2 июля 1977 |
78 лет |
бронхиальная инфекция |
Некрасов Виктор Платонович |
4 (17) июня 1911 - 3 сентября 1987 |
76 лет |
онкология (рак легких) |
Пильняк Борис Андреевич |
29 сентября (11 октября) 1894 - 21 апреля 1938 |
43 года |
расстрел |
Андрей Платонов |
1 сентября 1899 - 5 января 1951 |
51 год |
туберкулез |
Солженицын Александр Исаевич |
11 декабря 1918 - 3 августа 2008 |
89 лет |
острая сердечная недостаточность |
Стругацкий Борис Натанович |
15 апреля 1933 - 19 ноября 2012 |
79 лет |
онкология (лимфома) |
Стругацкий Аркадий Натанович |
28 августа 1925 - 12 октября 1991 |
66 лет |
онкология (рак печени) |
Тендряков Владимир Федорович |
5 декабря 1923 - 3 августа 1984 |
60 лет |
инсульт |
Фадеев Александр Александрович |
11 (24) декабря 1901 - 13 мая 1956 |
54 года |
самоубийство (выстрел) |
Хармс Даниил Иванович |
30 декабря 1905 - 2 февраля 1942 |
36 лет |
истощение (во время блокады Ленинграда; избежал расстрела) |
Шаламов Варлам Тихонович |
5 июня (18 июня) 1907 - 17 января 1982 |
74 года |
пневмония |
Шмелев Иван Сергеевич |
21 сентября (3 октября) 1873 - 24 июня 1950 |
76 лет |
сердечный приступ |
Шолохов Михаил Александрович |
11 (24) мая 1905 - 21 февраля 1984 |
78 лет |
онкология (рак гортани) |
Шукшин Василий Макарович |
25 июля 1929 - 2 октября 1974 |
45 лет |
сердечная недостаточность |
Существуют теории, согласно которым заболевания могут быть вызваны психологическими причинами (некоторые эзотерики считают, что любая болезнь вызвана духовными или душевными проблемами). Наукой эта тема пока недостаточно разработана, но в магазинах немало книг вроде "Все болезни от нервов". За неимением лучшего, прибегнем к популярной психологии.
Русские поэты 20 века
Имя | Годы жизни | Возраст на момент смерти | Причина смерти |
Анненский Иннокентий Федорович |
20 августа (1 сентября) 1855 - 30 ноября (13 декабря) 1909 |
54 года |
инфаркт |
Ахматова Анна Андреевна |
11 (23) июня 1889 - 5 марта 1966 |
76 лет |
[Анна Ахматова несколько месяцев лежала в больнице после инфаркта. Выписавшись, отправилась в санаторий, где и скончалась.] |
Андрей Белый |
14 (26) октября 1880 - 8 января 1934 |
53 года |
инсульт (после солнечного удара) |
Багрицкий Эдуард Георгиевич |
22 октября (3 ноября) 1895 - 16 февраля 1934 |
38 лет |
бронхиальная астма |
Бальмонт Константин Дмитриевич |
3 (15) июня 1867 - 23 декабря 1942 |
75 лет |
воспаление легких |
Бродский Иосиф Александрович |
24 мая 1940 - 28 января 1996 |
55 лет |
инфаркт |
Брюсов Валерий Яковлевич |
1 (13) декабря 1873 - 9 октября 1924 |
50 лет |
воспаление легких |
Вознесенский Андрей Андреевич |
12 мая 1933 - 1 июня 2010 |
77 лет |
инсульт |
Есенин Сергей Александрович |
21 сентября (3 октября) 1895 - 28 декабря 1925 |
30 лет |
самоубийство (повешение), существует версия об убийстве |
Иванов Георгий Владимирович |
29 октября (10 ноября) 1894 - 26 августа 1958 |
63 года |
|
Гиппиус Зинаида Николаевна |
8 (20) ноября 1869 - 9 сентября 1945 |
75 лет |
|
Блок Александр Александрович |
16 (28) ноября 1880 - 7 августа 1921 |
40 лет |
воспаление сердечных клапанов |
Гумилев Николай Степанович |
3 (15) апреля 1886 - 26 августа 1921 |
35 лет |
расстрел |
Маяковский Владимир Владимирович |
7 (19) июля 1893 - 14 апреля 1930 |
36 лет |
самоубийство (выстрел) |
Мандельштам Осип Эмильевич |
3 (15) января 1891 - 27 декабря 1938 |
47 лет |
тиф |
Мережковский Дмитрий Сергеевич |
2 августа 1865(или 14 августа 1866) - 9 декабря 1941 |
75 (76) лет |
кровоизлияние в мозг |
Пастернак Борис Леонидович |
29 января (10 февраля) 1890 - 30 мая 1960 |
70 лет |
онкология (рак легкого) |
Слуцкий Борис Абрамович |
7 мая 1919 - 23 февраля 1986 |
66 лет |
|
Тарковский Арсений Александрович |
12 (25) июня 1907 - 27 мая 1989 |
81 год |
онкология |
Цветаева Марина Ивановна |
26 сентября (8 октября) 1892 - 31 августа 1941 |
48 лет |
самоубийство (повешение) |
Хлебников Велимир |
28 октября (9 ноября) 1885 - 28 июня 1922 |
36 лет |
гангрена |
Рак связывают с чувством обиды, глубокой душевной раной, ощущением тщетности своих действий, собственной ненужности. Легкие символизируют свободу, готовность и способность принимать и отдавать. Двадцатый век в России век, многие писатели "задыхались", были вынуждены молчать или говорить не все, что считали нужным. Причиной рака называют и разочарование в жизни.
Болезни сердца вызываются переутомлением, длительным стрессом, верой в необходимость напряжения.
Простудой заболевают люди, в жизни которых одновременно происходит чересчур много событий. Пневмонией (воспалением легких) - отчаявшиеся.
Болезни горла - творческое бессилие, кризис. Кроме того, неспособность постоять за себя.
Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. "Мертвые души"
В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. "Герой нашего времени"
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
Но мне другие — не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.
1926
"На дне"
"Взвихренная Русь"
Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878 - 1942)
Как странно /…/ Сколько есть веселых и бодрых книг, сколько блестящих и остроумных философских истин,- но нет ничего утешительнее Экклезиаста.
"Поэзия слова"