Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Мемория. Михаил Бахтин

Бахтин Михаил Михайлович - русский философ, историк культуры и теоретик литературы, родился 17 ноября 1895 года в семье служащего Орловского коммерческого банка. Учился в гимназиях Орла, Вильны (1906—1912) и Одессы.

В 1913—1918 — на историко-филологическом факультете Новороссийского университета в Одессе, а затем Петроградского университета, где занимался на кафедрах классической филологии и философии

Михаил Михайлович Бахтин - крупнейший мыслитель XX века, работы которого в области философии и филологии ныне считаются классическими. Родился в Орле. Окончил филологический факультет Петроградского университета. С 1920 начал педагогическую и литературную деятельность.

В книге "Проблемы творчества Достоевского" (1929) вводит в обиход филологии представление о "полифонизме" текста, то есть таком типе повествования, когда слова героев звучат как будто из разных независимых источников - так игра разных инструментов в ансамбле образует полифонию. В противовес "монологическому" слову большинства писателей проза Достоевского "диалогична". Философское понимание культуры как диалога, вырастающее у Бахтина из наблюдений над прозой Достоевского, привело к революции в социолингвистике и заложило основание современной культурологии.

Переворот в теории литературы вызвала работа Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (завершена в 1940, опубликована в 1965). Бахтин показал, что литература имеет корни в "народных праздниках" - карнавалах и мистериях древности. В целом работы Бахтина, посвященные исследованию западной литературной традиции, остаются революционными до сих пор и по сути открывают целый новый мир - мир мифо-ритуальной традиции, которую Бахтин увидел в карнавале и связал с народной смеховой культурой. Сейчас становится ясно, что дело не столько в "народности" этой культуры, сколько в ее традиционной обрядовости, которая позволяет передавать предания из глубины веков "живым примером", вне письменной фиксации.



Для творчества Бахтина была характерна социологическая направленность. Ряд своих работ, как считают некоторые исследователи-литературоведы, он опубликовал "под маской", пользуясь псевдонимами "В. Н. Волошинов" - книга "Философия и социология гуманитарных наук" и "П. Н. Медведев" - "Формальный метод в литературоведении". В настоящее время исследованию творчества Бахтина посвящены десятки монографий, выходят специальные журналы, где наследие мыслителя рассматривается с разных сторон, например, журнал "Диалог, Карнавал, Хронотоп". Наблюдается и определенное недопонимание позиции и представлений Бахтина - ряд западных исследователей упрощает его идеи, сводит открытия Бахтина, в частности его представления о карнавализации бытия, к воспеванию "телесного" и индивидуалистического начала в человеке. Сам же Бахтин в своей работе "К философии поступка" ясно говорил об "архитектонике личности" как необходимости жить не в сфере абстракций, а в реальном мире - и отвечать за свои поступки. Труды Бахтина дали мощный импульс развитию целого ряда научных дисциплин - и пусть некоторые идеи были намечены им приблизительно, ныне они получают развитие и продолжение в работах целых научных школ.

Михаил Михайлович писал о критерии истинности гуманитарного знания, ключевым моментом которого является "выяснение внутреннего ядра личности, в отношении которого возможно только чистое бескорыстие". Мировая наука получила в лице Бахтина не просто одного из наиболее глубоких мыслителей XX века - русский ученый с его идеями культуры как диалога поставил проблему, к которой западная философия не была готова. Заметим, что сам ученый прожил жизнь, которая кажется в некотором смысле "сказочной", исключительной: он смог плодотворно работать все время, не поступаясь своим личным и научным достоинством.

С 1957 руководил кафедрой литературы Мордовского государственного университета в Саранске.

Нечипоренко Ю. Д.



Литературовед о Бахтине:

Впрочем, достаточно часто сталкиваешься с мнением, что Бахтин-де вообще мыслитель западного, а не русского склада. В том же самом номере "Вопросов философии" об этом (правда, с определенными оговорками) пишет Бонецкая, которая, в частности, утверждает: "Русские литературоведы, "открывшие" Бахтина и общавшиеся с ним в последние годы его жизни, свидетельствуют о том, что сам Бахтин признавал основополагающими для своего философского становления идеи Германа Когена". Одним из тех литературоведов, которые здесь имеются в виду, был я. Но цитируемый автор явно невнимательно восприняла мой рассказ. Я говорил со слов самого Бахтина о том, что труды ряда германских философов конца XIX — начала XX века, в число которых, помимо Когена, входят Эдмунд Гуссерль и Макс Шелер, оказали большое воздействие на становление способов и приемов постижения бытия и сознания, вырабатываемых Бахтиным; в частности, эти труды помогли ему преодолеть различные типы "психологизма", очень характерного для мыслителей тогдашней России и мира в целом. Но едва ли уместно утверждать (как это делает Н.К.Бонецкая), что для "философского становления" Бахтина основополагающими были идеи (то есть самое ядро философствования) Когена или каких-либо других западных мыслителей.

Кожинов В. В.

Бахтин Михаил Михайлович - ученый, исследователь творчества Достоевского и Рабле, а также проблем эстетики, истории и теории литературы, социологии личности, аксиологии... Но сам он считал себя прежде всего философом, разрабатывавшим, начиная с ранних работ и на протяжении всей жизни, проблемы диалога как широкой мировоззренческой концепции гуманитарного исследования. С этих позиций он рассматривал поэтику Достоевского и смеховую, карнавальную культуру Рабле, а также фундаментальные проблемы человеческой жизни. Еще в 20-е он подверг критике психологическую концепцию понимания как перевоплощения и вживания в мысли и чувства автора текста. Он настойчиво подчеркивал, что понимание имеет диалогический характер и этим отличается от объяснения. «При объяснении только одно сознание, один субъект, при понимании — два сознания, два субъекта. К объекту не может быть диалогического отношения... Понимание всегда диалогично». Поэтому гуманитарные науки опираются именно на диалог, на выражение мыслей его участников. «Человек... всегда выражает себя (говорит), т. е. создает текст. Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека)». Сам текст Бахтин рассматривает как знаковую систему, созданную человеком. В отличие от природных объектов знаки имеют смысл, и поэтому изучение текста всегда начинается с осмысления и понимания, которым предшествует интерпретация. В своих литературоведческих трудах Бахтин подчеркивал, что понимание всегда имеет контекстуальный и исторический характер, ибо осмысление предполагает как «открытие наличного» смысла, так и «п В концепции полифонического романа Бахтина достигает цели своей “философии поступка” — примиряет “мир культуры” и “мир жизни”; роман Достоевского является в глазах Бахтина “культурной ценностью” совершенно особого, высшего порядка.

Вывод о романе Достоевского как о своеобразной духовной действительности, причастной реальному бытию (утверждение более сильное, чем традиционное представление о “жизнеподобии” романного мира), в 30-е годы Бахтин переносит на жанр романа в целом. Роман в его концепции оказывается живой проекцией не только современного ему национального языкового универсума, но и основных форм миросозерцания, обусловленных состоянием культуры. Параллельно исследованию художественных особенностей романа различных эпох Бахтин приходит к выводу о принципиально разном переживании времени и пространства в изменяющихся культурных ситуациях. Если анализ поэтики Достоевского в 20-е годы может быть лишь для специального исследования отделен от его диалогической онтологии (равно как и от концепции причастной бытию культурной ценности), то в 30-е двумя сторонами одной и той же медали оказываются изучение Бахтиным художественной природы ряда разновидностей романа и конкретного культурологического наблюдения.

Прославленная русская пианистка Мария Юдина была больше, чем просто музыкантом. Еще в юности она, помимо музыкальных занятий, посещала в родном городе Невеле философский кружок. Там она познакомилась с Михаилом Бахтиным, дружбу и переписку с которым сохранила до конца дней.

Пианистка Мария Вениаминовна Юдина и философ Михаил Михайлович Бахтин

Бахтин досконально исследовал многогранный комплекс категорий и ценностей, связанный с таким культурным феноменом, как традиция европейского карнавала; раскрытие художественных принципов романа Рабле, давшего Бахтину богатый материал для его культурологической штудий, оказалось в целом подчиненным скорее культурологической задаче. Карнавал, по мнению Бахтина, представляет собой неофициальное, демократическое дополнение к господствующей культуре, осуществляющее релятивизацию официальных ценностей через их комическое снижение в народных праздничных действах (“веселая относительность”). На первый план в карнавале выступает неизбывная правда жизни, соотнесенная с телесным человеческим и мировым началом; иерархическая ценностная система претерпевает обращение, онтологические “верх” и “низ” в карнавальном мироощущении меняются местами, так что в своей тенденции карнавал предстает “веселой преисподней”.

Бахтин видит корни средневекового карнавала уходящими в глубь веков, — в его концепции карнавал оказывается неким универсальным культурным феноменом, тесно связанным с возникшим из него романным жанром.



рибавление путем творческого созидания».

Ещё: Бахтин К философии поступка . Бахтин Искусство и ответственность .

Кожинов В.В. Великий творец русской культуры XX века .


Михаил Михайлович Бахтин (5 (17) ноября 1895, Орёл - 6 марта 1975, Москва) - русский философ и русский мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. Исследуя художественные принципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры. Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм (экспортировано из эстетики музыки), смеховая культура, хронотоп (экспортировано из теории относительности Эйнштейна), карнавализация, мениппея (эвфемизм по отношению к главной и ведущей линии в развитии европейского романа в "большом времени").

Биография

Родился в Орле в семье банковского служащего. В семье было шестеро детей. Затем вместе с семьей жил в Вильно (ныне Вильнюс; 1905-1911) и Одессе (1911-?); по его словам, учился в Петроградском и Новороссийском университетах (документальных подтверждений нет); университет не окончил.

С 1918 года живёт в городе Невеле, преподаёт в единой трудовой школе. Там складывается тесный круг единомышленников-интеллектуалов: М. И. Каган, Л. В. Пумпянский, В. Н. Волошинов,М. В. Юдина, Б. М. Зубакин.

С 1920 года живёт в Витебске, преподает в педиституте и консерватории. В круг его знакомых входят П. Н. Медведев и И. И. Соллертинский.

В 1924 году вернулся в Ленинград.

Опубликовал под своим именем книгу «Проблемы творчества Достоевского», а также, будучи политически неблагонадёжным, участвовал в написании ряда статей и работ, подписанных другими членами кружка без упоминания имени Бахтина; помимо уже упомянутой работы Волошинова, это книга Медведева «Формальный метод в литературоведении» и ряд статей Медведева, Волошинова и Канаева (точка зрения, согласно которой всё это единоличные тексты Бахтина, в настоящее время теряет сторонников).

В декабре 1928 года Бахтин вместе с рядом других ленинградских интеллигентов арестован в связи с деятельностью группы А. А. Мейера «Воскресение». 5 января 1929 г., Бахтин по болезни (множественный остеомиелит) освобожден из заключения под домашний арест. 22 июля, в то время, когда он находился в больнице, был заочно приговорен к пяти годам Соловецкого лагеря. Издание в июне 1929 г. первой книги Бахтина «Проблемы творчества Достоевского», изданной в ГИЗе, помогает хлопотам жены и друзей - приговор заменен на на 5 лет ссылки в Кустанай.

После окончания ссылки в 1936 из-за запрета проживать в крупных городах устроился на работу в Мордовском педагогическом институте в Саранске, однако был вынужден уехать оттуда в 1937 г. и до 1945 жил на станции Савёлово на границе между Московской и Калининской областями и в г. Кимры, где работал учителем в школе. В 1938 г. ему ампутировали ногу.

В 1945 году Бахтин, живший тогда в Саранске, приезжал в Москву и предоставил в ВАК свою диссертацию о Франсуа Рабле на соискание степени доктора наук; диссертация вызвала идеологическую критику, её вернули автору на доработку, а затем присвоили лишь кандидатскую степень. В том же году он вернулся в Саранск, где снова работал на кафедре всеобщей литературы Мордовского педагогического института (с 1957 - Мордовского государственного университета) по 1961 г.

Практически забытый современниками (между 1930 и 1963, кроме трёх незначительных газетных заметок, не печатался), Бахтин был возвращён в научное пространство СССР в 1960-е годы группой единомышленников, признавшей его своим учителем: в 1960 году получил коллективное письмо от литературоведов В. В. Кожинова, С. Г. Бочарова, Г. Д. Гачева, В. Н. Турбина.

В 1969 году переехал из Саранска в Москву. Ему удалось издать свою книгу о Рабле, переиздать книгу о Достоевском (фактически новую редакцию), подготовить сборник статей о литературе (вышедший вскоре после смерти автора). Основные работы Бахтина вскоре были переведены и получили очень широкую известность на Западе. В Англии при Шеффилдском университете существует Бахтинский Центр, ведущий научную и учебную работу.Особую популярность творчество Бахтина приобрело во Франции, где его пропагандировали Цветан Тодоров и Юлия Кристева. Большой известностью пользуется Бахтин и в Японии, где вышло первое в мире его собрание сочинений, а также издано большое число монографий и работ о нём.

БАХТИН, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1895–1975), русский философ, филолог, историк культуры. Родился 4 (16) ноября 1895 в Орле. Учился на историко-филолологическом (классическое отделение) и философском факультетах в Новороссийском (Одесса), затем – в Петербургском университете.

После революции 1917 до 1924 жил в Невеле и Витебске. К этому времени относятся опубликованные посмертно философские работы и К философии поступка (оба текста сохранились в архиве не полностью, названия даны публикаторами). Свою философскую позицию Бахтин соотносил с немецкой школой марбургского неокантианства Г.Когена, австрийской феноменологической традицией Э.Гуссерля и, наконец, с русским символизмом.

С 1924 по 1929 Бахтин жил в Ленинграде. В этот период были созданы книги, вышедшие под чужими фамилиями, но очевидно содержащие существенный вклад Бахтина или (как полагают) написанные под его диктовку: Волошинов В.Н. Фрейдизм: Критический очерк (1927); Он же. Марксизм и философия языка (1929); Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении (1928) и др. Под своим именем Бахтин издал литературоведческое исследование Проблемы творчества Достоевского (1929). Книга вышла в момент, когда автор находился под следствием по делу организации «Воскресение» – кружка петербургских интеллигентов, регулярно обсуждавших на своих собраниях вопросы религии, философии, культуры, политики и навлекших этим на себя подозрения властей в заговорщической деятельности. В июле 1929 Бахтину был вынесен приговор – пять лет строго режима, но по состоянию здоровья (он страдал хроническим остеомиелитом, который привел в 1938 к ампутации ноги) и благодаря ходатайствам друзей концлагерь был заменен ссылкой в Казахстан (г.Кустанай). В 1936 Бахтин устроился на работу в Мордовский педагогический институт (г.Саранск), с 1937 до окончания войны работал школьным учителем в г.Кимры. В 1945 Бахтин был приглашен в Мордовский пединститут, и работал там до выхода на пенсию в 1961 в должности заведующего литературоведческими кафедрами.

В 1930–1940-е годы Бахтин написал цикл статей о своеобразии жанра романа и два связанных с этим циклом исследования: о Гёте и о Рабле . Работу о Рабле в переработанном виде защитил в качестве кандидатской диссертации в 1946 в ИМЛИ. В конце 1960-х годов Бахтин переехал сначала в Подмосковье, а затем в Москву. Благодаря ряду публикаций имя Бахтина возвращается из забвения. В 1960–1970-е годы вышли второе переработанное и дополненное издание книги (1963); первое издание книги . Сборник Вопросы литературы и эстетики , посвященный в основном теории романа, вышел в 1975 уже посмертно, в 1979 усилиями наследников архива вышел сборник , содержащий статьи и заметки 1950–1970-х годов, а также первую публикацию ранней философской работы Автор и герой в эстетической деятельности . Другая ранняя философская работа Бахтина К философии поступка впервые была опубликована в ежегоднике «Философия и социология науки и техники» за 1984–1985 (1986). В 1996 вышел 5-й том 7-томного собрания сочинений, а в 2000 – 2-й том. Интерес к наследию Бахтина, пробудившийся в России и за рубежом в 1960-е годы, возобновился в 1990-е годы, и сейчас Бахтин остается одним из самых влиятельных и читаемых русских мыслителей.

Две ранние философские работы Бахтина посвящены проблеме отношений искусства и действительности как нравственной реальности, т.е. области человеческого поступка. Бахтин предложил рассматривать категории «автора» и «героя» не только как литературные, но как укорененные в жизни понятия. Всякий человек, с точки зрения Бахтина, является «автором» по отношению к другим людям, а те, в свою очередь, являются по отношению к нему «героями». Подобная постановка проблемы не только открывала подлинно-жизненные, «невыдуманные» основания литературы, но и обнаруживала эстетические основания межчеловеческих отношений. Исходным пунктом бахтинской философской рефлексии является восприятие другого человека как говорящего (как слово) и как выглядящего, имеющего наружность (как тело) или, иначе говоря, граница внешнего и внутреннего в человеке. Особый интерес в этом отношении для Бахтина представлял Ф.М.Достоевский . Но исследование о Достоевском было написано уже совсем в другую эпоху. Бахтин вынужден был существенно философски «облегчить» свою книгу 1929 и писал в ней только о поэтике. Но даже в этих условиях ему удалось сказать новое слово о творчестве Достоевского. Бахтин определяет тип романа Достоевского как роман идей, но не в традиционном смысле столкновения различных идеологий, закрепленных за тем или иным героем, а в смысле взаимопроникновения «голосов» разных героев. Идея понимается им как авторитетный голос другого, который может овладевать сознанием героя. Бахтин называет роман Достоевского «полифоническим», многоголосым, потому что автор предоставляет героям в пределах своего замысла предельную свободу высказывания и обмена высказываниями, почти не вмешиваясь и не отвечая за них. Голос героя в любой момент проницаем для чужих голосов. Герой Достоевского оказывается все время не равен себе, его речь отражает речь других и отражается речью других. Сложные пересечения голосов героев, «речевая интерференция», с точки зрения Бахтина, не могут быть описаны в пределах лингвистики, и исследователь выступает с проектом новой гуманитарной дисциплины – металингвистики. Книга о Достоевском, по существу, является работой по философской антропологии. «Двуголосое слово», «слово с лазейкой» – эти понятия из книги о Достоевском описывают духовную реальность бессмертия: изнутри себя человек незавершен и незавершим, т.е. не может пережить свою смерть, представить ее себе – оттого и речь его «нескончаема».

Работы 1930-х годов о романе развивают идеи ранних собственно философских работ Бахтина и исследования о Достоевском. Но интересы его существенно меняются: если в работах 1920-х годов преобладал интерес к философско-эстетическим аспектам речи, то теперь в центре внимания исследователя оказывается вопрос о соотношении времени и пространства и о теле человека. Как и в работе о Достоевском, Бахтина интересует незавершенное и незавершимое бытие, но теперь уже не отдельного человека, а человечества, т.е. речь идет об особого рода рефлексии на литературном материале от античности до современности. Ключевой книгой оказывается Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса (1965). Именно здесь находит свое наиболее полное воплощение концепция «гротескного коллективного тела», которое мыслится то как пространственная незавершенность (различные формы праздника, которые дают личности ощущение совместности, причастности всемирной жизни), то как временная незавершенность (продолжение человеческого рода). С точки зрения Бахтина, непрерывность духовной жизни человечества раскрывает себя в романе – жанре, вбирающем в себя все другие жанры и делающем всякую жанровую (и идеологическую) односторонность невозможными. Хронотоп (от греч. hronos «время» и topos «место») оказывается антропологическим горизонтом, духовной перспективой, которые не позволяют человеку отчаяться в самых безвыходных и катастрофических ситуациях.

Основные сочинения Бахтина в наиболее поздних изданиях: К философии поступка . – В кн.: Философия и социология науки и техники. М., 1986; Проблемы поэтики Достоевского . М., 1979; Собрание сочинений , т. 1–7. Т. 5: Работы 1940-х – начала 1960-х годов. М., 1996; т. 2, М., 2001; Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса . М., 1965; Тетралогия . М., 1998; Эстетика словесного творчества . М., 1986.

Михаил Михайлович Бахтин

Крупнейший мыслитель XX века

Бахтин, Михаил Михайлович (1895-1975)- известный русский ученый: философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные публикации работ Бахтина: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965, 1990), «Эстетика словесного творчества» (1979, 1986), «Работы 1920-х годов» (1994), «Проблемы творчества и поэтики Достоевского» (1994) и др. Определяющее влияние на формирование философских взглядов Бахтина оказали философские учения Канта , Кьёркегора , марбургской школы неокантианства, феноменологии.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 38.

+ + +

Бахтин Михаил Михайлович (1895/1975) - советский теоретик искусства, автор множества литературоведческих трудов, в том числе посвященных вопросам становления и изменения различных художественных форм. Бахтин был исследователем творчества Ф.М. Достоевского («Проблемы поэтики Достоевского»), в частности полифонической природы романов писателя. Среди других работ Бахтина выделяются «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса...», « К философии поступка» и сборник статей под названием «Вопросы литературы и эстетики».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 30.

Другие биографические материалы:

Кожинов В.В. Победы и беды России. Русская культура как порождение истории. Москва, Алгоритм, 2000 г. часть. IV, глава 4. Еще несколько слов о Михаиле Бахтине .

Кожинов В.В. Россия век XX. 1939 - 1964. Опыт беспристрастного исследования. М. 1999 г. Вместо эпилога. Откуда и куда мы идем?

Бахтин М.М. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса ». М., 1965 (статья Е.В. Волковой о монографии М.М. Бахтина).

Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского (Статья Л.А. Гоготишвили о книге М.М. Бахтина).

Сочинения:

«Проблемы творчества Достоевского» (1929);

«Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965);

«Эстетика словесного творчества» (1979);

«Вопросы литературы и эстетики» (1975).

К философии поступка. - В сб.: Философия и социология науки и техники за 1984-85 гг. М., 1986;

Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990;

Собр. соч. в 7 т., т. 5. Работы 1940-х - нач. 1960-х гг. М., 1996.

Литература:

Библер В. С. М. М. Бахтин, или Поэтика культуры. M, 1992;

М. Бахтин и философская культура XX века. Спб., 1991;

М. М. Бахтин как философ. М., 1992;

М. М. Бахтин: pro et contra: В 2 т. Спб., 2001-2002;

Михаил Михайлович Бахтин. Серия «Философия России второй половины XX века». М., 2010.

Периодический журнал «Диалог. Карнавал. Хронотоп». Витебск, 1992-97;

Бочаров С. Г. Об одном разговоре и вокруг него. - «Новое литературное обозрение», 1993, № 2;

Клюева И. В., Лисунова Л. М. М. М. Бахтин - мыслитель, педагог, человек. Саранск, 2010;

Emerson С. The First Hundred Years of M. Bachtin. Princeton - New Jersey, 1997.

Бахтин Михаил Михайлович - специалист в области теории познания, эстетики, культурологии, филологии, литературоведения. Родился в Орле в 1895 г. Закончил гимназию в Одессе и поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета, затем перешел в Петроградский университет, окончил его в 1918 г. Владел пятью языками (греческим, латынью, немецким, английским, французским). По окончании университета преподавал в Невеле в единой трудовой школе. Среди Невельских друзей Бахтина - оригинальный мыслитель и литературовед М.И. Коган, философ, поэт и музыковед В.Н. Волошинов, философ и филолог Л.В. Пумпянский и др. В 1920 г. переехал в Витебск, где на протяжении четырех лет преподавал всеобщую литературу в Высшем институте народного образования и философию музыки в консерватории. Читал публичные лекции, занимался активной научной деятельностью. В 1924 г. Бахтин переезжает в Петроград. Несмотря на то, что он не может найти здесь постоянную работу и живет случайными заработками и на мизерную пенсию по инвалидности, эти годы были важнейшим периодом его творческой деятельности. В ночь на 24 декабря 1929 г. Бахтин был арестован по ложному обвинению в причастности к деятельности «нелегальной организации правой интеллигенции» (Ленинград) под названием «Воскресение» и приговорен к 5 годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. По личному ходатайству в связи с тяжелой болезнью - множественным остеомиелитом - приговор был изменен на 5 лет ссылки в Кустанай. После окончания ссылки в 1936 г., из-за запрета проживать в крупных городах, устроился на работу в Мордовский педагогический институт в Саранске, однако был вынужден уехать оттуда в 1937 г. и до 1945 г. жил на станции Савелово (на границе между Московской и Калининской обл.) и в г. Кимры, где работал учителем в школе. В 1938 г. перенес ампутацию ноги. В 1945 Бахтин снова в Саранске, где работает на кафедре всеобщей литературы Мордовского педагогического института (с 1957 г. - университета). Во второй половине 60-х гг. здоровье Бахтина значительно ухудшилось, хотя он продолжает заниматься наукой. В 1969 г. Бахтин оставляет Саранск, проходит лечение в московской клинике, затем с женой поселяется в одном из подмосковных домов для престарелых. После смерти жены в 1971 г. Бахтин переезжает в Москву, где преодолеть болезнь и одиночество ему помогают друзья и ученики, студенты филологического факультета Московского университета. Умер Бахтин в 1975 г., не дожив около полугода до своего 80-летия.

Всю жизнь стремившийся к активной творческой деятельности и только в ней видевший свое предназначение, ученый был практически выключен из научной жизни своего времени, вынужден был писать «в стол». На протяжении более 30 лет Бахтин не опубликовал ни одной из своих крупных работ. Широко распространена версия, согласно которой авторство ряда работ, опубликованных под именами В.Н. Волошинова и П.Н. Медведева, принадлежит Бахтину или эти работы написаны в соавторстве с ним. В ноябре 1946 г. в Институте мировой литературы проходит защита кандидатской диссертации Бахтина - «Рабле в истории реализма». Однако эта работа, позже оцененная как выдающееся научное достижение, не дала Бахтину возможности получить научную степень: она была присуждена ему лишь через 6 лет.