Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Леонардо да винчи поклонение волхвов описание картины. « Поклонение волхвов

Леонардо да винчи поклонение волхвов описание картины. « Поклонение волхвов


Картина "Поклонение волхвов" Леонардо да Винчи в последние годы была объектом пристального внимания со стороны как профессионалов, так и дилетантов. Наконец шестилетние реставрационные работы завершены, и картину можно будет увидеть во флорентийской Галерее Уффици с 17 марта по 24 сентября на выставке "Волшебный космос. Возрожденное Поклонение волхвов".

Заказанная монахами в 1481 году для алтаря монастыря Сан-Донато в Скопето, картина была начата Леонардо, однако художник прервал работу из-за переезда в Милан. Предположительно, после него завершить евангельский сюжет пытался другой мастер. Из-за этого специалисты боялись приступать к восстановлению, чтобы не исказить первоначальный замысел.

Заказчики картины, прождав несколько лет и убедившись, что работа не будет завершена, обратились к ученику Боттичелли - Филиппино Липпи, который в итоге и выполнил заказ монахов из Скопето вместо Леонардо. На выставке эта картина Липпи составит пару восстановленному шедевру. Картина получилась менее значительной, поскольку утеряла новое содержание, которое пытался вложить в сюжет Леонардо.

Поклонение волхвов. Фра Филиппо Липпи, 1496, 200×219 см

Картина "Поклонение волхвов" была начата Леонардо во Флоренции, когда там правила династия Медичи, в то время возглавляемая Лоренцо Великолепным. Леонардо только вступил в Гильдию святого Луки и получил диплом мастера, но слава о нём уже прогремела.

Композиция картины необычна и почти не имеет аналогов в итальянской живописи. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме. Две фигуры, изображенные по краям картины, органично завершают композицию первого плана. На втором плане виднеются развалины какого-то дворца (по некоторым версиям, языческого храма), всадники на конях, едва намеченные скалы вдалеке. В центре картины изображена Мария с новорожденным Иисусом, окруженная пришедшими поклониться Сыну Божию. Свободное место на переднем плане оставлено для зрителя. Молодой человек справа, предположительно, - сам художник в возрасте 29 лет. Каждый фрагмент картины несет смысловую нагрузку.

Интересно, что Леонардо акцентирует внимание и на группе сражающихся всадников в верхней части картины, не имеющих отношения к евангельской истории. Изучение подготовительных рисунков позволило специалистам утверждать, что именно через второй план художник хотел раскрыть внутреннее содержание произведения.

Слева, среди величественных развалин некой древней цивилизации он изобразил сцену "поклонения злу". Персонажи второго плана буквально бросаются под копыта коня, на котором восседает обнаженный всадник - страшное воплощение мирового зла. Ближе к центру - еще одна группа фигур. Одни указывают на всадника, другие предостерегающими жестами просят не приближаться к чудовищу. Мир как бы разделился: часть людей поклоняется злу, другие - добру, олицетворением чего в религиозной живописи была Мария с младенцем, иные сомневаются.

Среди группы сражающихся всадников прекрасный юноша на вздыбленном коне побеждает своего врага - страшного всадника в виде дракона, изображенного на подготовительном рисунке. Добро торжествует над злом - вот главная идея произведения.

Огромное значение Леонардо придавал жесту. В "Трактате о живописи" он говорит: "Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое – легко, второе – трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела". Именно этим приёмом, отработанным в подготовительных рисунках, он выразил всю гамму переживаний персонажей картины.

Леонардо да Винчи. Перспективный набросок "Поклонения волхвов", 1481, 16.3×29 см. Тушь, Бумага. Уффицы

"Поклонение волхвов" не было закончено. Принципы флорентийского искусства XV века, на которых воспитывался Леонардо да Винчи, вошли в противоречие с новой трактовкой содержания. Пройдет всего два года, и Леонардо справится с этой задачей, создав шедевр "Мадонна в скалах".

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1483-1486. Дерево, переведённое на холст, масло. 199 × 122 см. Лувр, Париж

"Поклонение волхвов" да Винчи послужила высоким примером для многих художников. Филиппино Липпи, который и написал новое "Поклонение", также заключил центральную группу в пирамиду, но не рискнул использовать другие леонардовские принципы. В 1487 году Доменико Гирландайо использовал пирамидальный способ построения композиции.

Доменико Гирландайо (1449-1494). Поклонение волхвов,1488. Доска. 285 x 243. Музей Оспедале дельи Инноченти. Флоренция

Рафаэль, работая над ватиканскими фресками, зарисовывал жесты персонажей из "Поклонения волхвов".

Рафаэль Санти. Станца "Добродетели и закон", 1509-1511

Вокруг "Поклонения волхвов" строилось и продолжает строиться множество конспирологических теорий. Например, итальянский исследователь творчества Леонардо - Маурицио Серачини, находит в картине скрытую сцену возрождения ордена тамплиеров. Он по собственной инициативе в течение четырех лет детально анализировал "Поклонение" при помощи инфракрасных фотографий. Колонны с капителями, украшенными лотосами, в левом верхнем углу, по его мнению, изображают руины египетских храмов, которые достраивают рабочие. Серачини усматривает в строящемся храме иллюстрацию страницы истории ордена тамплиеров, втайне восстановивших свою структуру. По его мнению, художник, чьей рукой картина записана поверх оригинальных эскизов Леонардо, намеренно скрыл этот фрагмент картины, как противоречащий церковной доктрине. Некоторые искусствоведы считают исследование Серачини заслуживающим внимания.

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов, 1481. Доска, масло. 246 × 243 см. Уффици, Флоренция

В Галерее Уффици также планируется открытие выставки произведений искусства, уцелевших после землетрясений прошлого года. На ней представят обломки разрушенных церквей и памятников из городов Асколи-Пичено, Фермо и Мачерата, объединив их с рисунками советского режиссера Сергея Эйзенштейна, вдохновленного искусством Ренессанса. Вся выручка от продажи билетов пойдет на восстановление объектов культурного наследия, пострадавших в результате стихийных бедствий.

Кто такая Джаконда?

Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.

(Леонардо да Винчи)

В одной из своих работ, я обещал рассказать читателю о загадке Мона Лизы. Тема эта очень щепетильная, требующая долгого осмысления и бережного отношения к ней. И дело не в наследии великого художника Леонардо да Винчи или его великого таланта. Дело в духовной составляющей этой работы, которую ныне воспринимают за портрет. Поэтому, приступая к написанию этой миниатюры, я спешу сообщить читателю, что она, будет продолжением тех работ, которые повествуют об альбигойцах, катарах, богомилах, о моих предках – славянах, покоривших во время великого славянского завоевания всю Западную Европу-Ливонию, и поставивших в местах пересечения торговых и военных путей, знаменитые замки, названия которых, нам знакомы с самого детства. Кого оставит равнодушным слова Бержерак, Каркасон, Альби, Минерва, Рокфиксар, Артаньян, Тулуза и конечно мой Монсегюр. Достаточно вспомнить многочисленные романы, и перед глазами встают величественные стены, на вершинах которых стоят бессменные часовые мужеств и благородства, возникают времена истинного уважения к женщине и матери, идет бесконечная череда исторических персонажей.

Вот замок Фуа. Кажется, что то, слышал о нем? Ну как же! Здесь родился капитан мушкетеров короля Франции де Тревиль. А вот и Артаньян! Кто не знает, знаменитого гасконца, ставшего маршалом Франции. Вот чудный и утопающий в цветах городок Ферте. Что мы о нем знаем? И несмышленый малыш ответит – это родовое поместье графа де Ла Фер, Атоса. И пусть знаменитые мушкетеры никогда не встречались в жизни, по причине того, что жили в разные времена, Лангедок Руссильон – Лангедок Земля Русов, манит читателя, совершенно не знающего настоящую историю этого края.

Если, кому из вас придется путешествовать в тех краях, и возникнет желание посетить скорбные развалины Монсерюра, последнего оплота катарской Церкви Любви Марии Магдалены, красивая и ухоженная автострада, медленно уходящая в Пиренеи, обязательно пробежит мимо красивейшего замка, стоящего посреди искусственного озера, замка с круглыми славянскими башнями, зубчатыми стенами и пиками двух часовен, как рыбные кости, вонзающиеся в небо. Это замок моих предков Андровер, замок видама, управителя и сына епископа-графа Розеса, нашедшего свое последнее пристанище на вершине Спасовой горы или Монсегюра.

Здесь, мой предок Владислав, будет целую неделю держать 25 000 войско папистов, не пуская его по единственной дороге ведущей к Монсегюру. Маленький гарнизон видама Лангедока Руссильон, совершит чудеса храбрости и даст возможность крепости Монсегюр подготовиться к обороне, а жителям деревеньки у подножья горы, укрыться в его стенах или уйти в неприступные скалы Пиренеев.

87 смельчаков, среди которых были и женщины, держали армию де Монфора, а мой Андровер огрызался на любые попытки врага пройте по дороге, орудийным гулом крепостных орудий, множеством стрел и бесстрашными вылазками в контратаку.

Что ты знаешь, читатель, об этих событиях? Разве случайно пробежал глазами полузабытое стихотворение Франсуа Виньона, которое сегодня почти никто не понимает:

«Привиделся мне бой

У грозных стен видама

Бой конных Ла Пантель

Закованных в метал...»

Да и слова, какие то непонятные, что за видам такой?

А между тем, это древний титул дворянина, означающий вице-домини или вице-господин. В раннем средневековье, вся европа в административном порядке делилась на графства. Если графства были удельные, то есть имевшие марку, то правили ими не простые графы а маркизы или марк-графы. Разновидностей графов было много, и приставка к титулу означала степень значимости территории в королестве У всех графов были старшие сыновья, которым отец на правах вассала выделял территории и поручал военно-админстративное управление в своей родовой вотчине. Так появились вице-графы или виконты. Однако, не все графы были мирскими, некоторые имели и духовный сан епископа или аббата, который передавался по наследству. У них так же были старшие сыновья или воспитанники. Так вот у епископа или архиепископа управляющим делами был видам или вице-господин, а у аббата правил от его имени на землях монастырей адвокат или аво. Если же земли были католические и принадлежали рисскому папе, то вице-графом являлся коадьютор. То есть видам это собственно виконт у духовного феодала, священник-воин, чья должность стала титулом.

Если посмотреть на короны достоинства королей и герцогов Европы, то можно увидеть в их основе три лапчатых (мальтийских) креста. Такие кресты означают только одно – основополжником всех королевских династий Европы, стали именно видамы, аво или коадьюторы. Обладая властью над армией сюзерена, финансами, творя суд в графствах и маркизатах, они были реальной силой, которая постепенно вытеснила своих сюзеренов на второй план. Так короли Франции это аво аббата Сен-Дени, а королева Англии в основе своей короны носит лапчатые кресты короны достоинства видама-викария епископа Норфолка, который ныне именуется Архиепископ Вестминстера - глава Католической Церкви Англии и Уэльса (отдельно существует Католическая Церковь Шотландии).

Строго говоря, все короли и герцоги Европы, это узурпаторы власти своих сюзеренов. И так произошло во всем католическом мире, кроме Ватикана. Однако эта тенденция не коснулась Акситании, края где жили катары. Огромное королевство Арагон, тянувшееся от Барселоны до Тулузы не ведало католицизма, и в дохристианские времена (а время реальной жизни Христа 1152-1185 гг. нашей эры, то есть 12 век) исповедало богомилизм, то есть веру в единого Бога по имени Род (Зевс). По-научному, вера в Бога Добра и отрицание бога Зла, именуется дуализмом. Никакого язычества не существовало никогда, и славяне покорившие Европу, принесли в нее свой пантеон богов, который скопирован в Риме и Греции. Это не боги, а современные угодники - угодные Богу люди. Бог же был один во всем известном тогда мире.

Появление в Византии славянского князя Андроника Комнина, ставшего императором Киевской Руси (Киув переводится как царь и означает все тот же Царьград или Византий, а не придуманный хазарский город Самбат на Днепре, именуемый ныне Киевом) и распятого в результате переворота своим «министром обороны» Ангелом Исааком Сатаной, привело к современной легенде о христианстве.

Сам Христос не создавал церквей своего имени. Он тоже был прихожанином русской веры богомилов и ее новой формы церкви Иоанна Крестителя. Ведь именно от него он и принял крещение, в знак согласия с новым толкованием веры.

Все церкви его имени создали три категории последователей: апостолы (современное христианство) родственники Исуса по матери Марии Богородицы – славянской княжны, выданной в Византию с Великой Руси, замуж за севастократора Исаака Комнина (родовое христианство). Третьим родоначальником церкви раннего христианства, стала женщина, жена и мать детей Спасителя, Мария Магдалена. Она не смогла бежать на Великую Русь и с детьми высадилась с корабля на юге Франции, где стояли гарнизоны славян. Ее церковь Христа станет семейной церковью и получит название Церковь Любви. В ней Исус не сын Бога, а самый обычный человек, которого любит земная женщина, ставшая Святым Граалем, то есть чашей, давшей материнство ей от семени Христа. Это и есть церковь катаров, которая станет самым жестким противником ватиканского епископа, называющего себя папой.

Сегодня много можно услышать версий и неправды про эту церковь, именуемую катарской ересью. Говорят, что и катары были полностью уничтожены и даже называют дату сожжения на костре последнего катара в 14 веке. Все это не правда. Мы живы и автор самый настоящий катар.

Ты спросишь, где же вы?! Да везде, мой друг. Особенно много нас на Руси, например на Волге. Это кулугуры-чашечники, староверы, скитники, те, кого называют раскольники. Правда последнее не совсем правда, потому, что раскольники это старообрядцы, вышедшие их староверия и имевшие попов. Староверы же беспоповцы и наши епископы это не церковные иерархи, а скорее учителя, старосты в общинах.

Вот скажи, читатель, есть ли у тебя своя собственная чашка из которой ты пьешь и которую никому не даешь? Если таковая имеется, то посмотри на нее внимательнее и запомни, что она наследие Святого Грааля, семейной чаши, которая принадлежит только тебе, память о том, что твои предки тоже были староверами и почитали Марию Магдалену, девушку из богатого пригорода Византии-Царьграда – Магдалы, ставшей второй женой императора Андроника и родившая ему детей. Да, читатель, дети Христа среди нас и у них есть своя миссия, которая, вскорости, будет исполнена. Это великая миссия по возврату мира к древней вере предков, к христианству без профессиональных верующих – попов.

Тема Марии Магдалены, главная тема творчества Леонардо да Винчи, такого же потомка катаров, как и я. Правда, он принадлежал уже к иному варианту нашей разгромленной в Европе веры. Леонардо был тамплиером. Участь последних так же страшна, как и участь моих предков-мучеников катаров.

Ты извини, за такое долгое вступление, но без него я не смогу пояснить, кто такая Джаконда или Мона Лиза.

Я не буду рассказывать официальной версии историков и искусствоведов. Они один другого стоят. Желающие пусть сами поищут их россказни.

Я просто поясню, что Джа Конда, это жена Конда, где джа это измененное произношение слова жена. Например, певица Джамала это всего лишь жена Мала, а город Джакарта это жена карта или залива.

Ну как, интересно читатель? Хочешь узнать, кто такой Конда?

Тогда слушай. В русском языке конд- присутствует повсеместно: Кондрат, конденсатор, кондитер, кондер, кондуктор и т.д. . А давай-ка вместе поинтересуемся, что означает имя Кондрат. И вот разочарование – кондрат это квадрат или прямоугольник, дословно четырехугольный. Странное имя для мужчины, разве для кондрашки походит. Помнишь выражение «схватил кондрат»? Вот в нем вся и разгадка. Кондрат схватит тогда, когда Христос к себе призовет, тот кто и есть четырехугольник веры или КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ. То есть Исус и есть КОНД.

Конд или краеугольный камень – это первый камень, который кладут в основание строения, принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания; в настоящее время понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо; широкое распространение получило благодаря Библии, где в основном использовалось как метафора.

Скажу сразу, катары не ведают Библии, как не знала ее Россия до 1863 года. Кормчая, Палея, Святое писание, состоящее из 200 книг, запрещенных в иных христианских церквях и конечно устное предание, вот что документальная основа веры моих одноверцев. Поэтому рассматривать библейскую версию о храме Соломона не буду, тем более я прекрасно знаю, что строил его не еврей Соломон, а турок-сельджук Сулейман Великолепный, и стоит он по сей день на Босфоре-Иордане, под именем Аль-Софи или святая София.

Так вот Христос и есть краеугольный камень Христианства, то есть конд или Кондрат. И если последний хватит как положено и по полной, то не ходи к гадалке, скоро беседовать с самим Исусом.

Для усиления впечатления, объясню, что слово кондовый в старину означало исконный, то есть все тот же изначальный и древний символ.

Жена Конда, это жена Христа или Джаконда и русский мужик Леонардо, потомок катаров Руссильона прекрасно знал, кого он рисует. А рисовал он Марию Магдалену, жену Исуса, основательницу Церкви катаров – христианства Любви, неугасимого огня-памятника этому чувству и верности делу мужа, земной женщины к избранному и совершенному человеку. В нашей церкви есть три Марии: мать, жена и дочь Спасителя и каждая из них сияют чистой красотой души и преданностью своему дорогому человеку, указавшему миру путь к спасению от лжи фарисеев. Про Мать Марию, читатель и сам многое знает, а я рассказал о ней с точки зрения катар. О жене Исуса рассказываю сейчас, а о дочери и вообще детях и потомках, я расскажу как ни будь отдельно.

Пора разобраться и с Мона Лиза. Это тоже не сложно.

Монсегюр – мое спасение, Монреаль – моя жизнь, Монблан – мое облако или вообще небо в смысле высоты и т.д.

Значит и Мона не что иное, как слово МОЯ. Посмотрим значение имени Елизавета. И снова разочарование.

Справочники дают только еврейское пояснение, в то время как славянское и греческие значения совпадают: «Богом клянусь", "Бог - моя клятва", что означает данный обет Всевышнему, его почитание.

Скажи читатель, приходилось ли тебе вечаться в церкви со своей честной женушкой? Если нет, то не расстраивайся, катары тоже не ведают такого обряда, а просто призывают в свидетели Бога, говоря о любви к своей избраннице, то есть давая клятву о верности, принимая обет женатого мужчины (замужней женщины), которая продлит его род. Все таже клятва перед Богом, что и в церкви современного христианства. Кстати, прошу заметить, что в староверии и старом обряде никаких разводов не существует, в отличие от современного христианства. Априори не существует! Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Выбрал суженную, терпи и воспитывай себе жену добрую. А если мозгов нет, то лучше не морочь голову женщине и разводи улиток. Кстати, это и женщин касаемо, например, в книге «Домострой». Почитайте, полезная вещь для семьи.

Итого: Мона Лиза Джаконда это Моя клятва Богу, жена Исуса. Мария Магдалена.

Перед вами не портрет соседской девушки, а икона, лик, писанный с какого то, катарского изображения, а возможно, с девушки, которая была потомком Марии. Все таки, времена жизни Леонардо да Винчи и жизни Марии Магдалены разнятся почти в три века. Все Марии Леонардо похожи и они явно не иудейские матроны.

Вот в принципе и все, что я хотел сказать о Марии Магдалене, оставив читателю право на собственное осмысление ее образа. Мне эта женщина предельно ясна и имя ей жена, честная, верная, любящая. Я рад, что принадлежу к ее церкви и верю, что ее образ из кающейся грешницы, придуманный в Ватикане, приобретет у людей настоящие очертания.

Современные искусствоведы утверждают, что имя модели с которой писал Леонардо свою работу Лиза Герардини, супруга торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо. Однако никаких доказательств нет. А вот если знать, что означает фамилия Герардини, то появится еще одно доказательство правильности моей версии. Герард это твердое копье. Второе значение копье Судьбы, то есть копье Лонгина, которым и убили Исуса на кресте. Интересным будет и имя "мужа" модели, Франческо. Означает оно "из племени франков". Для читателя сообщаю, что французы, обязаны своим названием племени воронов, вранцев, франков. Это славянское племя, которое возглавлял славянскийкнязь Мировей, богомил, давший начало роду франкский королей Мировингов.

Как видите, слишком много совпадений, для принятия иной версии, чем рассказанная ныне читателю.

Можно было бы и заканчивать. Но я вижу, что читатель, хочет задать мне вопрос; «В чем тайна улыбки Джаконды?». Я знаю на него ответ, но передаю слово специалисту, который больше меня понимает в женщинах и их метморфозах в жизни. Слово главному врачу родильного дома, моему давнем приятелю, врачу-акушеру, которого, к сожалению уже давно нет в живых. Я помню наш разговор с ним о Джаконде.

Вот его мнение:

А никакой улыбки нет. Это лицо и мимика беременной женщины, там все признаки этого явления. Могу даже срок определить – начало третьего месяца.

Сегодня мало кто знает, что при рассмотрении портрета под увеличительным стеклом, на одежде, пейзаже, в зрачках, волосах Мона Лизы вписано множество цифр. Это код да Винчи. И нашли их не ученые, а самые обычные полицейские, мои коллеги по службе в органах правопорядка. Такие цифры действительно есть и сегодня они переданы криминалистам и дешифровщкам. Я уверен, что послание Леонардо будет открыто, ведь за дело взялись карабинеры, а это не попы с произвольным толкованием правил собственного обогащения.

Вот на этом, пока все.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции - 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень,Франция) - итальянский художник (живописец, скульптор,архитектор и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Катары таких людей зовут совершенными.

Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя - итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

    Поклонение волхвов (картина) - «Поклонение волхвов» популярный библейский сюжет в живописи. «Поклонение волхвов» картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» («Жемчужина Брабанта») триптих Д. Боутса «Поклонение волхвов» картина Рогира ван дер Вейдена «Поклонение волхвов»… … Википедия

    Леонардо да Винчи - (Leonardo da Vinci) (1452 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени. Учился у А. Верроккьо (1467… … Художественная энциклопедия

    Поклонение волхвов (картина Леонардо да Винчи) - … Википедия

    Леонардо да Винчи - Запрос «Леонардо» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Леонардо да Винчи (значения). Леонардо да Винчи Leonardo da Vinci … Википедия

    Леонардо Да Винчи - (Leonardo da Vinci) 1452, Винчи 1519, Амбуаз. Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, теоретик искусства. Мастер флорентийской школы, ученик Верроккио. Творческий путь начал во Флоренции. В 1481/1482 был приглашен в Милан… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    Леонардо да Винчи - (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых… … Большая советская энциклопедия

    Леонардо да Винчи - (1452 1519) великий ит. художник (живописец, скульптор, архитектор), ученый (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), инженер изобретатель и мыслитель эпохи Возрождения. Родился в селении Анкиано (ок. г. Винчи, между Флоренцией и Пизой).… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    Иоанн Креститель (Леонардо да Винчи) - … Википедия

    Тайная вечеря (Леонардо да Винчи) - Леон … Википедия

    Спаситель мира (Леонардо да Винчи) - … Википедия

Книги

  • Йос ван Клеве , Астахов Юрий. Голландский художник Йос ван дер Беке вошел в историю искусства под именем Йос ван Клеве (Клеве - местечко, где родился живописец). Образование получил, видимо, в Брюгге, где познакомился с… Купить за 2589 руб
  • Йос ван Клеве , Астахов Ю.. Голландский художник Йос ван дер Беке вошел в историю искусства под именем Йос ван Клеве (Клеве - местечко, где родился живописец). Образование получил, видимо, в Брюгге, где познакомился с…

Орехова Елизавета

Исследовательская работа на тему "Евангельский сюжет «Поклонение волхвов»

на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи" . «Поклонение волхвов» – знаменитый евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Эта тема широко представлена в искусстве: музыке, литературе, скульптуре. Но особенно ярко и широко эта тема отражена в живописи. Данная работа направлена на изучение и анализ реализации евангельского сюжета на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа «Новый путь» г. Армавир

Исследовательская работа

Евангельский сюжет «Поклонение волхвов»

на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи

Орехова Елизавета, ученица 6 «А» класса

ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Руководитель работы:

Волошина В.П., учитель русского языка и литературы

ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Армавир

2017

1. Введение

2. Евангельский сюжет «Поклонение волхвов» на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи – сравнительный анализ:

2.1 Образ Волхвов

2.2 Дары Волхвов

2.3 Место и время сцены поклонения

2.4 Животные

2.5 Образ Марии

2.6 Образ младенца Христа

2.7. Цвет, фон, композиция картины, манера письма художника

3. Заключение

4. Список источников

5. Приложение

1. Введение

Тема исследовательского работы: «Евангельский сюжет «Поклонение волхвов» на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи».

Цель работы: выполнить сравнительный анализ реализации евангельского сюжета «Поклонение волхвов» на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи».

Задачи:

Ознакомиться с первоисточником, повествующем о событии – Поклонение волхвов;

Изучить литературу по данной теме;

Сопоставить события первоисточника и картины, изображающие данный сюжет;

Сравнить картины А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи;

Определить общее и различное в реализации сюжета «Поклонение волхвов» в картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи.

Объект исследования: воплощение, реализация евангельского сюжета «Поклонение волхвов» в живописи.

Предмет исследования: особенности картин «Поклонение волхвов» А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи.

Методы исследования: сравнительно-исторический анализ (сопоставление), метод аналогий, наблюдение, описательный метод.

«Поклонение волхвов» – знаменитый евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Эта тема широко представлена в искусстве: музыке, литературе, скульптуре. Но особенно ярко и широко эта тема отражена в живописи.

Впервые по хронологии памятников, отражающих данный сюжет, входит катакомбная живопись и рельефы на саркофагах IV века.

Затем этот сюжет становится одним из наиболее распространённых сюжетов в живописи средневековых мастеров, писавших картины на тему рождения Иисуса . Для художников сцена поклонения волхвов зачастую служила поводом продемонстрировать своё мастерство. При росписи стен христианских храмов этот сюжет являлся неотъемлемой частью.

Сюжет чаще распространен в Европе в разных странах, но встречается и в России, только в иконописи.

Художественные полотна на данный сюжет создали многие великие художники, среди которых: Г. Давид, И. Босх, А. Дюрер, Д. Веласкес, Рубенс, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и другие.

2. Евангельский сюжет «Поклонение волхвов» на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи – сравнительный анализ .

В нашей работе мы попробуем проанализировать несколько картин на данный сюжет: «Поклонение волхвов» А. Дюрера, П. Рубенса, Рафаэля, Леонардо да Винчи. Но будем рассматривать данные художественные полотна, используя первоисточник, чтобы лучше понять идею шедевров живописи и ее реализацию у разных художников.

Итак, что же говорится об этом событии в первоисточнике?

В Библии, в Евангелии от Матфея говорится: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (2:1 - 2).

Попробуем рассмотреть, как данная информация реализовалась в картинах.

2.1. Образ Волхвов

Вопросы о том, кто такие волхвы, откуда они пришли, сколько их было, какой возраст был у каждого, не освещены у Матфея. Их называли в разное время магами, мудрецами, звездочетами, волшебниками, кудесниками, гадателями, астрономами, даже царями. Евангелие не называет числа явившихся к Младенцу волхвов. Отсюда образ волхвов разнится на картинах в зависимости от автора и эпохи, в которую написано произведение.

Так, у Дюрера на картине 3 волхва разного возраста: юный чернокожий (европейская традиция), старец и мужчина средних лет. Изображение таких волхвов у Дюрера символично: три волхва разного возраста – символ трех возрастов человека: юности, зрелости и старости. Темнокожий юноша - символ того, что Христу поклоняются повсюду. На картине из трех волхвов только один стоит на коленях перед Христом, остальные просто ждут своей очереди.

В картине Рафаэля Санти количество волхвов больше, но солируют три, только у них в руках есть подарки. Среди волхвов также присутствует темнокожий человек. Но если у Дюрера волхвы одеты в богатые одежды, то у Рафаэля волхвы одеты в похожую и простую одежду, без украшений. В отличие от картины Дюрера на полотне Рафаэля практически все волхвы стоят на коленях перед Иисусом.

Волхвы у Рубенса так же, как и у Дюрера и Рафаэля, разного возраста и разных рас. Изображение одежды волхвов у Дюрера и Рубенса в какой-то мере совпадает: они богатые, расшитые, яркие, прописанные детально. На картине Рубенса огромное количество действующих лиц, поэтому понятно, почему Рубенс так ярко выделил волхвов, которых тоже всего три, тоже разного возраста.

И последняя картина, которую мы рассмотрим, это шедевр Леонардо да Винчи. Здесь волхвы обезличены, так как по композиции картины центр полотна – это Мария с ребенком. Волхвы лежат ниц, поклоняются Христу, что сближает по изображению волхвов у Рафаэля Санти. Они тоже в простой одежде, так как для Леонардо это не так важно.

2.2 Дары Волхвов

Волхвы пришли с дарами к младенцу Иисусу. «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею , Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото , ладан и смирну . (Мф. )

Каждый подарок имеет определенный смысл, символ.

После смерти второй жены синьор Пьеро да Винчи женился в третий раз. Отношения с новой мачехой (которая, как говорят, даже была моложе своего пасынка) у художника, не сложились. Она, вполне справедливо, полагала, что двадцатишестилетний человек должен сам зарабатывать на жизнь, а не просить помощи у отца. Леонардо, хоть и считался во Флоренции даровитым живописцем, заказов получал мало. Он их не искал, предпочитая заниматься своими фантастическими проектами, а заказчики его сторонились, потому что за ним прочно закрепилась слава чудака. Отцу такое положение дел, конечно, не нравилось. Он попросил монастырь Сан Донато Скопето, где исполнял должность нотариуса, отдать сыну заказ на большую картину «Поклонение волхвов».

Итак, в 1481г, при содействии отца, нотариуса монастыря, Леонардо получил самый большой и важный, к тому времени, заказ на большую картину для алтаря в Сан Донато Скопето, церкови монастыря Огастина. В то время, он все еще работал над "Св.Иеронимом", но новый заказ был очень важен и пришлось отложить "Св.Иеронимома".

Договор был заключен на два с половиной года, и в 1481-м Леонардо приступил к работе.

В картине в полной мере воплотился придуманный Леонардо язык «говорящей» живописи. Подобная интенсивность жестов, выразительность эмоций через столетия будут воспроизведены в немом кино. И само «Поклонение волхвов» весьма кинематографично. Момент приношения даров передан как взрыв в человеческой истории – весь мир начинает двигаться вокруг Божественного Младенца и Его Матери. Тарковский использовал эту картину в «Жертвоприношении»: один из героев фильма, глядя на ее репродукцию, говорит, что всегда боялся Леонардо. В стоящем справа юноше Леонардо изобразил себя.

Картина осталась незаконченной. В 1482 году Леонардо уехал из Флоренции в Милан. Лоренцо Великолепный, флорентийский банкир, отправил его к миланскому герцогу Лодовико Сфорца, в качестве «посланника муз»: да Винчи должен был представить в Милане изобретенную им лиру, поскольку он был единственным, кто умел на ней играть. Во Флоренцию Леонардо вернется только через 18 лет. Монахи Сан Донато посчитали его поступок бесчестным и пригласили доделать работу другого художника. Но тот решил, что лучше все начать заново. Так что можно считать настоящим чудом то, что эта неоконченная картина Леонардо сохранилась и дошла до наших дней.

Несмотря на незаконченность, главные особенности картины ясны. На ней показан момент, когда второй король предлагает дар ребёнку

На первом плане- Мария с младенцем, за ними скала с двумя деревьями. Три короля, которых в Вифлием привела звезда поклоняются Ребёнку, сидящему на коленях у матери.

Первый король, Каспар(слева,считается, что он самый старый), кланяется низко Матери и Ребенку. второй король, вероятно Балтазар, прильнув к скале, в страхе, протягивает подарок. Человек, опускающийся на колени, с поднятой головой, наиболее вероятно, Мельхиор(самый молодой) из этих трех королей.(считается,что они представляют Азию, Африку и Европу)
Вокруг много других людей, сопровождавших волхвов, полукругом окружающих Марию с ребёнком. На заднем плане-более свободно. Видны руины дворца царя Давида. Два молодых дерева, растущие на развалинах, связаны по смыслу с более старыми около Марии, и могут пониматься, как символы новой эры, время мира и милосердия, которое должно было следовать за рождением Христа.Более высокое из этих двух деревьев в средине цепляется корнями за неприветливую поверхность скалы. Один из этих корней, как бы связывает дерево и голову ребенка Христа и может пониматься, что он - корень и дерево Давида.

Две лошади, на заднем плане, с наездниками в боевой позиции, могут быть ссылкой на другую легенду. Согласно этой легенде, три короля были жестокими врагами, но после их удивительной поездки в Вифлием заключили мир. Резкий контраст, между миром и враждой на переднем и заднем планах картины, показывает противопоставление между временем перед Появлением Бога и временем, которое началось с рождения Христа.
На основании бронзовой фигуры, выполненной Вероккио, моделью которой был его ученик Леонардо, считается что в одиноко стоящем от толпы молодом человеке (справа-внизу) Леонардо изобразил себя. В то время, живописцы часто рисовали себя среди персонажей картины

Евангелие от Матфея (2:1-12) говорит:
1 пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должен родиться Христос?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который спасет народ Мой, Израиля. Мих.5,2; Иоан.7,42
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великой,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

В марте 1481 года монахи флорентийского монастыря Сан Донато а Скопетто обратились к нотариусу Пьетро из Винчи с просьбой найти художника, который бы мог написать алтарную картину для собора. Пьетро сразу же предложил услуги своего сына Леонардо, недавно окончившего обучение у Верроккьо. Тогда же был заключен и договор, где определялись условия работы. Перед художником ставилась задача – за два – два с половиной года написать маслом на доске картину размером 2,5x2,5 м. Сюжет «Поклонения волхвов» – один из эпизодов евангельской легенды.

Три древних мудреца-предсказателя (волхвы – старинное русское название звездочетов) заметили на небе новую звезду. Они истолковали ее как знак появления на свет необыкновенного младенца. Следуя за путеводной звездой, они нашли в городе Вифлееме недавно родившегося Иисуса Христа и его мать Марию. Преклоняясь перед чудесным младенцем, волхвы поднесли дары – золото, ладан и смирну (благовонную смолу). К теме «Поклонения волхвов» обращались многие художники. В богословских трудах нет единого мнения о том, кто такие волхвы, как они выглядели, откуда пришли: из Аравии, Древнего Вавилона или загадочной Индии? Все это позволяло художникам давать собственную интерпретацию сюжета.

В конце XV века, когда Леонардо начинал свой творческий путь, центром культурной жизни Флоренции стала так называемая «Платоновская академия». Она объединяла ученых, литераторов и философов того времени. Покровителем академии был негласный правитель города Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. Переводы и толкования сочинений античных авторов, которыми занимались флорентийские академики, повлияли на их отношение к изобразительному искусству. Живопись казалась им не более чем иллюстрацией философских идей и поэтических сочинений. Это отразилось на творчестве художника, наиболее близкого к академии, – Сандро Боттичелли. Следуя указаниям наставников, он создал несколько произведений, которые представляли собой реконструкции картин античных художников или служили истолкованием стихов поэта Анджело Полициано.

Показательна для творчества Боттичелли картина «Поклонение волхвов». На первый взгляд она не отличается от работ других художников на тот же сюжет. Может быть, здесь только больше торжественности и праздничности, характерных для почерка Боттичелли. Рассеянный свет позволяет ему тонко моделировать объемы, успокаивает яркость одежд и лишь иногда вспыхивает яркими бликами на металлических предметах и золотом шитье. Удивительно тонко написаны лица и фигуры персонажей.

Но если внимательно присмотреться к картине, то естественно возникает вопрос: почему художник столь явно старался обратить внимание на отдельные фигуры? Почему на первом плане изобразил молодого человека, опирающегося на меч, неуместный в сцене «Поклонения»? Если рассмотреть структуру композиции, станет ясно, что она построена в виде треугольника и вершиной его является группа Марии с младенцем. Но в неглубоком пространстве картины, замкнутом скалой и остатками стен, взгляд зрителя переносится с небольших по размеру центральных фигур к группе пышно разодетых волхвов. Таким образом, смысловой центр композиции смещен, а основной сюжет отодвинут на второй план.

Известно, что картина выполнялась на заказ. В правой ее части Боттичелли старался представить персонажей, которые явно не вмещались в композицию. Он запечатлел их профили наложенными друг на друга, подобно изображениям на египетских рельефах. Зрителю оказалась видна при этом лишь небольшая часть лица, самим же фигурам не хватило места. Правомерен вопрос, зачем столь искусному мастеру, как Боттичелли, понадобилось перегружать и без того неглубокое пространство произведения, нарушая тем самым его целостность? Не проще ли вообще исключить лишние фигуры? По-видимому, Боттичелли получил от заказчика точные указания, кого и как необходимо изобразить на картине и что она должна говорить зрителям. А зрителей было очень много, чуть ли не вся Флоренция, так как произведение предназначалось для церкви Санта Мария Новелла, одной из самых почитаемых в городе.

Понять причины подобного построения композиции и точнее датировать «Поклонение волхвов» поможет знание истории Флоренции конца XV века. Исследователи искусства относят время создания произведения к 1475–1478 годам. И можно предположить, что только одно значительное событие, происшедшее в конце этого периода, могло найти отражение в картине. В апреле 1478 года группа заговорщиков, возглавляемая семьей Пацци, напала на братьев Медичи, чтобы захватить власть в городе. Одного из них, Джулиано, им удалось убить, но правитель города Лоренцо Великолепный спасся благодаря помощи поэта Анджело Полициано. Заговор был подавлен с необыкновенной жестокостью, и в последующем противники Медичи подвергались постоянным преследованиям.

Видимо, после этого знатный флорентиец Гаспаре ди Дзаноби дель Лама и заказал Боттичелли картину на тему «Поклонение волхвов». Но не только благочестивое желание украсить церковь Санта Мария Новелла руководило заказчиком,а намерение выразить приверженность политике Лоренцо Медичи.

Исследования историков искусства и иконографические данные творческого наследия А. Верроккьо, Д. Гирландайо и учеников Боттичелли позволяют утверждать, что изображенный у ног Марии с младенцем старик в черной с золотом одежде – основатель династии Медичи, Козимо-старший. Двое коленопреклоненных волхвов в красной и белой одеждах – его сыновья Пьетро и Джованни. В левой части композиции обращает на себя внимание фигура молодого человека с надменным выражением лица – это Лоренцо Великолепный, внук Козимо. Он опирается на меч, символ расправы с заговорщиками. Сзади обнимает его спаситель Анджело Полициано, как бы прикрывая Лоренцо своим телом. В правой части среди ярко разодетых персонажей выделяется фигура молодого человека в черном. Это брат Лоренцо – Джулиано, изображенный с закрытыми глазами. На языке символов XV века подобное означало, что человека уже нет в живых. Остальные персонажи картины – портреты деятелей Платоновской академии, друзья и соратники Медичи. К сожалению, мы не располагаем достаточным материалом, чтобы точно назвать каждого по имени. Но среди них выделяются трое, они смотрят прямо на зрителя. На первом плане справа изображен молодой человек в желтом плаще. Большинство исследователей считает, что это автопортрет Боттичелли. За ним старик, в котором можно предположить заказчика картины. Слева запечатлен, видимо, его сын или близкий родственник.

Таким образом, можно сделать вывод – сюжет «Поклонения» послужил Боттичелли поводом для прославления семьи Медичи, под покровительством которой расцветали науки и искусства во Флоренции. Кроме того, картина явно намекала на недавние события – подавление заговора Пацци – и служила доказательством того, что заказчики ее, семья Лама, – союзники Медичи.

Подобно автору рассмотренного произведения мог бы поступить и молодой Леонардо. Достаточно было в заказной работе прославить правителя города, чтобы попасть в число его приближенных, как это и произошло с Боттичелли. Но такое отношение к творчеству было неприемлемо для Леонардо, считавшего искусство формой художественного познания мира. Эту позицию он определил во вступлении к своему «Трактату», поставив живопись выше скульптуры, музыки и поэзии. До нас дошли записи художника, где тот полемизирует с Боттичелли. Одна из них посвящена проблеме построения пространства в картине. Во второй Леонардо гневно обрушивается на Сандро, который считал, что пейзаж имеет лишь декоративное значение в композиции.

И вот удача! Заказ монахов Сан Донато дает ему возможность не на словах, а на деле доказать правильность собственного подхода к живописи. Попробуем проследить, как же Леонардо решал поставленные задачи. Рождение художественного образа – сложный творческий процесс. Он связан со способностью воображать и цельно видеть. Исходя из понимания содержания, художник мысленно представляет композицию, ее пропорциональные членения, пространство, расположение персонажей, цветовую гамму, соотношения тонов. И только впоследствии, когда общий замысел найден, зафиксирован в композиционном эскизе, начинается внимательная проработка отдельных деталей, поиски наиболее выразительных лиц, поз, жестов, уточнение линейной перспективы.


Леонардо Да Винчи. Перспективная разработка к картине «Поклонение
волхвов». Перо, бистр, серебряный штифт, белила. 1481.

Итак, центральная группа заключена в треугольник, вершина которого – точка пересечения диагоналей квадрата. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме. И здесь художник столкнулся со следующей проблемой – по отношению к коленопреклоненным фигурам волхвов у края картины Мария с младенцем расположены глубже в пространстве. По законам перспективного сокращения мадонна с младенцем должна быть меньше фигур волхвов. Но это привело бы к потере значительности смыслового центра композиции, как и произошло в «Поклонении» Боттичелли. Сократить расстояние между персонажами нельзя – иначе коленопреклоненным фигурам стало бы тесно в отведенном пространстве.

Леонардо прибегнул к неожиданному решению. Чтобы сохранить монументальность центральной группы Марии с младенцем, художник написал их крупнее, чем волхвов. Тем самым он добился наиболее цельного восприятия группы первого плана и в то же время ясного прочтения каждой отдельной фигуры. Решая эту задачу, Леонардо применил результаты своих исследований бинокулярности человеческого зрения, то есть способности воспринимать изображения двумя глазами одновременно. Эти новые в то время приемы использованы столь тактично, что сцена кажется вполне естественной и пропорциональные нарушения в ней не столь заметны.

Две фигуры, изображенные по краям картины, органично завершают композицию первого плана.


Второй план произведения – пейзажный фон с развалинами и сражающимися всадниками. В отличие от первого он создает в сочетании с высоким горизонтом иллюзию углубленного пространства. Но точка схода перспективных линий оказывается не на центральной оси картины, а несколько сдвинутой вправо, переключая внимание зрителя на группу сражающихся всадников. Это подчеркнуто также нарочитым смещением от центральной линии в правую сторону ствола дерева, направлением лестницы из левого верхнего угла к всадникам.

Если внимательно приглядеться к картине, то нетрудно заметить, что она точно делится по горизонтали на три равные части: дальний план, группа коленопреклоненных волхвов и центральная часть с поясным изображением Марии, младенцем Христом и группой персонажей за ними. Тот же принцип прослеживается и по вертикали. Если мысленно провести линии от колонны, венчающей развалины, и вершины ближнего дерева до нижнего края картины, то получится аналогичное трехчастное деление. Этот прием дал возможность Леонардо гармонически соединить все части композиции.

Каждый фрагмент составляет одну девятую часть картины и несет смысловую нагрузку. Зачем же художнику потребовалось столь сложное построение? Казалось бы, сюжет «Поклонения волхвов» раскрыт полностью, а Леонардо акцентирует внимание на группе сражающихся всадников, не имеющих отношения к евангельской истории.

Изучение подготовительных рисунков позволяет утверждать, что именно через второй план художник хотел раскрыть внутреннее, глубинное содержание произведения. Попробуем проследить за мыслью Леонардо. Слева, среди величественных развалин некой древней цивилизации он изобразил еще одну сцену «поклонения». Но как она отличается от центральной! Вместо спокойного, сосредоточенного созерцания персонажи второго плана в порыве экстаза буквально бросаются под копыта коня, на котором восседает обнаженный всадник с отвисшим животом и звериной мордой вместо лица. Поистине страшное воплощение мирового зла!

Ближе к центру – еще одна группа фигур. Одни указывают на всадника и как бы удивленно вопрошают, кто это? Другие предостерегающими жестами просят не приближаться к чудовищу. Итак, мир разделился. Часть людей поклоняется Злу, другие – Добру, олицетворением чего в религиозной живописи была Мария с младенцем, иные же сомневаются.

Где же выход, что предсказывает человечеству художник? Ответ дает изображение группы сражающихся всадников. Недаром Леонардо да Винчи самой композицией подчеркивает значение этой сцены. Прекрасный юноша на вздыбленном коне побеждает своего врага – страшного всадника в виде дракона, изображенного на подготовительном рисунке. Добро торжествует над Злом – вот главная идея произведения.

Обращает внимание то, какое значение Леонардо придавал жесту. В «Трактате о живописи» он говорит: «Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое – легко, второе – трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела». Именно этим приемом, отработанным в подготовительных рисунках, он смог выразить всю гамму переживаний персонажей произведения.

«Поклонение волхвов» не было закончено. Принципы флорентийского искусства XV века, на которых воспитывался Леонардо да Винчи, вошли в противоречие с новой, более углубленной трактовкой содержания. Необходимы стали композиционные построения, не перегруженные многочисленными персонажами. Слишком литературными оказались аллегорические фигуры, недостаточным представлялось и точное следование натуре при изображении человека. Леонардовский подход к содержанию требовал иного художественного выражения идеи произведения и максимально выразительной формы. Пройдет всего два года, и Леонардо справится с этой задачей, создав шедевр «Мадонна в скалах».

«Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи может служить условным рубежом, отделяющим искусство Раннего и Высокого Возрождения. Эта картина послужила высоким примером для многих художников. Уже в 1487 году Доменико Гирландайо использовал пирамидальный способ построения композиции. Рафаэль, работая над ватиканскими фресками, зарисовывал жесты персонажей из «Поклонения волхвов».

Заказчики картины – монахи монастыря Сан Донато, прождав несколько лет и убедившись, что работа не будет завершена, обратились к ученику Боттичелли – Филиппино Липни, который и написал новое «Поклонение». Он также заключил центральную группу в пирамиду, но не рискнул использовать другие леонардовские принципы. Картина получилась менее значительной, поскольку утеряла новое содержание, которое пытался вложить в сюжет Леонардо.