Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Медведи в лесу шишкин описание картины. Описание картины «Три медведя» И

Медведи в лесу шишкин описание картины. Описание картины «Три медведя» И

«Утро в сосновом лесу» - картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин.

Картина пользуется популярностью благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.

Предположительно, замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат (по эскизам Шишкина). Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах (например, в Государственном Русском музее хранятся семь вариантов карандашных набросков Шишкина). Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю».

Приобретя картину, Третьяков снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

В описи галереи изначально (при жизни художников Шишкина и Савицкого) картина значилась под названием «Медвежье семейство в лесу» (и без указания фамилии Савицкого).

Русский прозаик и публицист В. М. Михеев в 1894 году написал такие слова:
Уйдите взглядом в этот седой туман лесной дали, в «Медвежье семейство в лесу»… и вы поймете, с каким знатоком леса, с каким сильным объективным художником имеете дело. И если цельности вашего впечатления помешает что-нибудь в его картинах, то никак не деталь леса, а, например, фигуры медведей, трактовка которых заставляет желать многого и немало портит общую картину, где поместил их художник. Очевидно, мастер - специалист леса далеко не так силен в изображении животных.

Репродукции «Утра в сосновом лесу» широко тиражировались в СССР. Впрочем это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый». Благодаря чему картина хорошо известна в народе, нередко - под названием «Три медведя» (хотя мишек на картине - четверо). Из-за такой конфетно-обёрточной растиражированности картина стала восприниматься на советском и постсоветском культурном пространстве как элемент китча.

Для начала: Как известно, многие эпохальные события в мировой истории неразрвыно связаны с городом Вятка (в некоторых версиях - Киров (который Сергей Мироныч)). Что причиной тому - звезды может так встали, может воздух или глинозем там какой особо целебный, может коллаедр повлиял, но факт остается фактом: что бы ни случилось в мире особо знаменательного - почти во всем прослеживается "рука Вятки". Однако, до сих пор никто не брал на себя ответственность и нелегкий труд по систематизации всех знаменательных явлений, имеющих непосредственную привязку к истории Вятки. В этой ситуации группа молодых перспективных историков (в моем лице) взялась таки осуществить эту попытку. В результате на свет явился цикл высокохудожественных научно-исторических очерков о документально подтвержденных исторических фактах под рубрикой "Вятка - родина слонов". Кои и планирую я время от времени размещать на этом ресурсе. Итак, начнем.

Вятка - родина слонов

Вятский медведь - главный персонаж картины «Утро в сосновом бору»

Искусствоведами давно доказано, что картину «Утро в сосновом бору» Шишкин писал с натуры, а не с обертки конфеты «Мишка косолапый». История написания шедевра довольно интересна.

В 1885 году Иван Иванович Шишкин задумал написать полотно, отображавшее бы глубинную силу и необъятную мощь российского соснового бора. Местом написания полотна художник выбрал Брянские леса. Три месяца Шишкин жил в шалаше, добиваясь единения с природой. Итогом акции стал пейзаж «Сосновый бор. Утро». Однако, жена Ивана Ивановича Софья Карловна, служившая главным экспертом и критиком картин великого живописца, посчитала, что полотну не хватает динамики. На семейном совете пейзаж решено было дополнить лесной живностью. Первоначально планировалось «пустить по полотну» зайцев, однако, их малые габариты вряд ли сумели бы передать мощь и силу российского леса. Выбирать пришлось из трех фактурных представителей фауны: медведя, кабана и лося. Отбор произвели методом отсечения. Кабан отпал сразу - Софья Карловна не любила свинину. Сохатый также не прошел по конкурсу, так как лось, карабкающийся по дереву, выглядел бы неестественно. В поисках победившего в тендере подходящего медведя Шишкин вновь был отселен в Брянские леса. Однако на этот раз его ожидало разочарование. Все брянские медведи показались живописцу худосочными и малосимпатичными. Шишкин продолжил поиски в других губерниях. 4 года скитался художник по лесам Орловщины, Рязанщины и Псковщины, но так и не нашел экспонат, достойный шедевра. «Непородистый нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет?», - писал из шалаша Шишкин жене. Софья Карловна и здесь помогла мужу - в энциклопедии «Жизнь животных» Брема она прочла, что лучшим экстерьером обладают медведи, обитающие в Вятской губернии. Ученый-биолог описывал бурого медведя вятской линии как «крепко сбитое животное с правильным прикусом и хорошо стоящими ушами». На Вятку, в Омутнинский уезд и подался Шишкин в поисках идеального животного. На шестой день проживания в лесу, неподалеку от своей уютной землянки художник обнаружил берлогу великолепных представителей бурой породы медведей. Медведи также обнаружили Шишкина и дописывал их Иван Иванович уже по памяти. В 1889 году великое полотно было готово, аттестовано Софьей Карловной и размещено в Третьяковской галерее.

К сожалению, о существенном вкладе вятской природы в написание картины «Утро в сосновом бору» сейчас мало кто помнит. А зря. И по сей день медведь в этих краях водится мощный и породистый. Общеизвестным является тот факт, что для эмблемы Олимпиады-80 позировал медведь Громыка из зверохозяйства «Зониха».

Вячеслав Сыкчин,
независимый историк,
председатель ячейки медведологов
Вятского общества дарвинистов.

Удивительно, как может сложиться жизнь произведения искусства, вышедшего из-под кисти мастера. Полотно И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» знают все и в основном как картину «Три медведя». Парадокс состоит еще и в том, что на полотне изображено четыре медведя, которых дорисовал великолепный жанрист К. А. Савицкий.

Немного из биографии И. Шишкина

Будущий художник родился в Елабуге в 1832 году, 13 января, в семье небогатого купца, который был увлечен краеведением и археологией. Свои знания он с увлечением передавал сыну. Казанскую гимназию мальчик бросил посещать после пятого класса, а все свободное время проводил, рисуя с натуры. Затем он закончил не только училище живописи в Москве, но и академию в Петербурге. Его талант пейзажиста вполне определился к этому времени. Молодой художник после короткого заграничного путешествия уехал в родные места, где писал нетронутую рукой человека природу. Он выставлял свои новые произведения на выставках передвижников, изумляя и восхищая зрителей почти фотографической правдивостью своих полотен. Но самой известной стала картина «Три медведя», написанная в 1889 году.

Друг и соавтор Константин Аполлонович Савицкий

К.А. Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача в 1844 году. Он закончил Академию в Петербурге и продолжил совершенствовать свое мастерство в Париже. Когда он вернулся, то его первое же произведение приобрел для своей коллекции П. М. Третьяков. С 70-х годов XIX века художник выставлял свои интереснейшие жанровые работы на выставках передвижников. К. А. Савицкий быстро приобрел популярность у широкой публики. Автору особенно нравится его холст «С нечистым знается», который сейчас можно увидеть в ГТГ. Шишкин и Савицкий подружились так крепко, что Иван Иванович попросил стать своего друга крестным отцом своего сына. На горе обоим мальчик умер в три года. А потом над ними пронеслись другие трагедии. Оба похоронили своих жен. Шишкин, покоряясь воле Создателя, считал, что беды открывают в нем художественный дар. Большой талант он ценил и у своего друга. Поэтому неудивительно, что К.А. Савицкий стал соавтором картины «Три медведя». Хотя животных прекрасно умел писать и сам Иван Иванович.

«Три медведя»: описание картины

Искусствоведы честно признаются, что они не знают историю создания картины. Ее замысел, сама идея полотна возникла, видимо, при поисках натуры на одном из крупных островов Селигера Городомля. Ночь отступает. Брезжит рассвет. Первые лучи солнца пробиваются сквозь толстые стволы деревьев и поднимающийся от озера туман. Одна мощная сосна выворочена с корнями из земли и наполовину сломана и занимает центральную часть композиции. Ее обломок с засохшей кроной падает в овраг справа. Он не написан, но его присутствие чувствуется. А какое богатство красок использовал пейзажист! Прохладный утренний воздух сине-зеленого цвета, слегка замутненный и туманный. Настроение просыпающейся природы передано зелеными, голубыми и солнечно-желтыми красками. На заднем плане ярко мерцают в высоких кронах золотые лучи. Во всей работе чувствуется рука И. Шишкина.

Встреча двух друзей

Показать новую работу Иван Иванович захотел своему другу. Савицкий пришел в мастерскую. Вот тут и появляются вопросы. То ли Шишкин предложил Константину Аполлоновичу дописать в картину трех медведей, то ли сам Савицкий посмотрел на нее свежим взглядом и сделал предложение ввести в нее анималистический элемент. Это, несомненно, должно было оживить пустынный пейзаж. Так и было сделано. Савицкий очень удачно, очень органично вписал четырех животных на поваленное дерево. Сытые веселые медвежата получились, как маленькие дети, которые резвятся и познают мир под присмотром строгой матери. Он так же, как и Иван Иванович, расписался на холсте. Но когда картина Шишкина «Три медведя» поступила к П. М. Третьякову, тот, заплатив деньги, потребовал смыть подпись Савицкого, так как основная работа была произведена Иваном Ивановичем, и его стиль был бесспорен. На этом можно закончить описание картины Шишкина «Три медведя». Но эта история имеет «сладкое» продолжение.

Кондитерская фабрика

В 70-х годах XIX столетия предприимчивые немцы Эйнем и Гейс построили в Москве кондитерскую фабрику, которая выпускала очень качественные конфеты, печенье и прочую подобную продукцию. Чтобы увеличить сбыт, было придумано рекламное предложение: на фантиках печатать репродукции русских картин, а на обороте - краткие сведения о картине. Получалось и вкусно, и познавательно. Теперь неизвестно, когда было получено разрешение П. Третьякова наносить репродукции картин из его коллекции на конфеты, но на одном из фантиков, где изображена картина «Три медведя» Шишкина, стоит год - 1896 г.

После революции фабрика расширялась, а В. Маяковский вдохновился и сочинил рекламу, которая напечатана сбоку на фантике. Она призывала копить деньги в сберкассе, чтобы купить вкусные, но дорогие конфеты. И до сегодняшнего дня в любом сетевом магазине можно купить «Косолапого мишку», который запомнился всем сладкоежкам как «Три медведя». Это же название закрепилось и за картиной И. Шишкина.

МОСКВА, 25 янв — РИА Новости, Виктория Сальникова. 185 лет назад, 25 января 1832 года, родился Иван Шишкин, возможно, - самый "народный" русский художник.

В советское время репродукции его картин висели во многих квартирах, а знаменитые медвежата с полотна "Утро в сосновом лесу" перекочевали на фантики конфет.

Картины Ивана Шишкина до сих пор живут своей, далекой от музейного пространства, жизнью. Какую роль в их истории сыграл Владимир Маяковский и как медведи Шишкина попали на обертки дореволюционных конфет — в материале РИА Новости.

"Заведи Сберкнижку!"

В советское время дизайн фантика не изменился, зато "Мишка" стал самым дорогим лакомством: в 1920-е килограмм конфет продавали за четыре рубля. У конфеты даже появился слоган: "Если хочешь кушать "Мишку", заведи себе Сберкнижку!". Эту фразу поэта Владимира Маяковского даже начали печатать на обертках.

Несмотря на высокую цену, лакомство пользовалось спросом у покупателей: художник и график Александр Родченко даже запечатлел его на здании Моссельпрома в Москве в 1925 году.

В 1950-е конфета "Мишка косолапый" отправилась в Брюссель: фабрика "Красный Октябрь" участвовала во Всемирной выставке и получила высшую награду.

Искусство в каждый дом

Но конфетами история "Утра в сосновом лесу" не ограничилась. Другим популярным направлением в советское время были репродукции классических произведений искусства.

© Фото: Public Domain Иван Шишкин. "Рожь". Холст, масло. 1878 год.

В отличие от картин маслом они стояли дешево и продавались в любом книжном магазине, поэтому были доступны почти каждой семье. "Утро в сосновом лесу" и "Рожь", еще одна популярная картина Ивана Шишкина, украшали стены многих советских квартир и дач.

"Мишки" попали и на гобелены — излюбленную деталь интерьера советского человека. За столетие "Утро в сосновом лесу" стало одной из самых узнаваемых картин в России. Правда, случайный зритель вряд ли с ходу вспомнит ее настоящее название.

В обмен на наркотики

Творчество Ивана Шишкина пользуются успехом у грабителей и мошенников. 25 января сотрудники МВД Белоруссии обнаружили похищенное в России произведение искусства в машине у наркокурьеров. Картина "Лес. Ели" 1897 года была украдена в 2013-м из Вязниковского историко-художественного музея во Владимирской области. По предварительной информации наркокурьеры привезли полотно в Белоруссию по просьбе потенциального покупателя из Европы. Стоимость картины может достигать двух миллионов долларов, однако злоумышленники планировали продать ее за 100 тысяч евро и три килограмма кокаина.

В прошлом году сотрудники уголовного розыска заподозрили 57-летнюю женщину в хищении картины "Преображенское" 1896 года. Женщина получила эту работу от известного коллекционера для продажи, однако, по версии следствия, присвоила ее.

Иван Шишкин - это не только "Утро в сосновом лесу", но у этой картины есть своя интересная история. Начать с того - кто на самом деле нарисовал этих медведей?

В Третьяковке их называют "блокнотики". Потому что маленькие и потрепанные, с подписями - ученика Шишкина или просто "Ша". Лишний раз не листают - даже таким невзрачным с виду им нет цены. Из семи один пустой - полвека назад бывший хозяин его в частные руки продавал. Отрывая по листочку. Так выходило дороже. Внутри наброски будущих шедевров и… опровержения досужих пересудов - попробуйте докажите теперь, что Шишкин писал только лес …

Нина Маркова старший научный сотрудник Третьяковской галереи: "Разговоры о том, что Шишкин не умел рисовать животных, человеческие фигуры - миф! Начнем с того, что Шишкин учился у анималиста, поэтому коровки, овечки все это у него прекрасно выходило".

Эта животная тема еще при жизни художника стала животрепещущей для ценителей искусства. Почувствуйте разницу, говорили они - сосновый бор и два медведя. Едва различимы. Это рука Шишкина. А вот другой сосновый лес и две подписи внизу. Одна почти затерта.

Это единственный случай так называемого соавторства, утверждают искусствоведы - утро в сосновом лесу. Этих веселых медведей внутри картины написал не Шишкин, а его друг и коллега, художник Савицкий. Да так чудесно, что решил подписаться под произведением вместе с Иваном Шишкиным. Однако коллекционер третьяков распорядился подпись Савицкого убрать - отнюдь не медведи главные герои картины художника Шишкина, посчитал он.

Они действительно часто работали вместе. И только медвежий квартет буквально произведение раздора в многолетней дружбе художников. У родственников Константина Савицкого альтернативная версия исчезновения подписи - якобы за замысел Савицкого весь гонорар Шишкин получил.

Эвелина Полищук, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, родственница Константина Савицкого: "Была такая обида и он стер свою подпись и сказал "мне ничего не нужно", хотя у него было 7 человек детей".

"Если бы я не был художником, я бы стал ботаником" - много раз повторял художник, которого и без того ученики так называли. Он настоятельно рекомендовал им рассмотреть предмет через увеличительное стекло или сфотографировать, чтобы запомнить - сам так делал, вот его аппараты. И только потом с точностью до сосновой иголочки переносил на бумагу.

Галина Чурак заведующая отделом Третьяковской галереи: "Главная работа была летом и весной на натуре и он сотни этюдных зарисовок привозил в Петербург где осень зимой работал над большими полотнами".

Он ругал друга - Репина за его плоты на картинах, говорил, не понять, из бревен какого дерева они связаны. То ли дело - Шишкин лес - "дубы" или "сосна". А вот по лермонтовским мотивам - на севере диком. У каждой картины свое лицо - рожь - это Русь, широкая, хлеборобная. Сосновый бор - дремучесть наша дикая. У него ни одного повторения. Эти пейзажи как люди разные. За всю жизнь почти восемьсот портретов природы.