Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Где и за сколько можно купить картины белорусских художников? "Его ищут издатели по всему миру". Каких современных белорусских художников стоит знать каждому

Где и за сколько можно купить картины белорусских художников? "Его ищут издатели по всему миру". Каких современных белорусских художников стоит знать каждому

Современная белорусская живопись – это явление неординарное, интересное и, конечно, имеющее своих поклонников. Последним непременно захочется посетить выставку «12+», которая открылась в здании Национальной библиотеки.

В Минск экспозиция прибыла с горячих просторов Абу-Даби, где жители ОАЭ смогли проникнуться современными реалиями белорусской культуры. Свое название выставка получила по количеству художников, чьи работы могут увидеть зрители. Всего представлено тридцать пять произведений, выполненных в различных техниках и отличающихся жанровой направленностью. Есть среди них и прекрасные пейзажи, и картины по мотивам народных сказок, экспрессию и буйство цвета сменяют декоративность и выразительность.

Впрочем, для ценителей искусства выставка может стать знаковой: прохаживаясь между вывешенными картинами, можно наглядно увидеть все те новшества, которые появились в белорусской живописи за последние годы, оценить, как традиции плавно переплетаются с новомодными веяниями и попытаться проследить пути развития этого вида искусства.

  1. Современные беларуские художники

Народный художник Республики Беларусь Александр Михайлович Кищенко родился в 1933 году в России, учился на Украине, творческий путь его неразрывно cвязан с Белоруссией, жил в Минске.

Жилин Евгений Ильич

Родился 20 марта 1939 г. Года в Гомеле (Белорусская ССР). Отец - Илья Жилин. Мать - Алевтина Жилина.

В 1961-1966 г. учился в Минском художественном училище.

В 1966-1971 г. учился в Белорусском государственном театрально-художественном институте. Учителями Жилина были народный художник Михаил Савицкий, Анатолий Барановский, народный художник Виталий Цвирко.

В начале 1972 года художник впервые принял участие в Республиканской выставке в Минске, однако настоящий успех и известность пришли только после его третьей выставки, также состоявшейся в Минске в 1977 г. На этой выставке впервые были показаны его акварельные работы «Рассвет», «Утро в деревне», «Портрет неизвестной», в то же время художник начал свой цикл пейзажей «Белорусское Полесье».

В это же время продолжалась его активная работа по иллюстрации книг. Особый интерес представляют его иллюстрации к детским книгам.

С 1974 г. член белорусского Союза художников.

С 1978 г. работы Жилина представлены в Белорусском Государственном Художественном Музее.

В 1996-1999 г. довольно продолжительное время работал и проводил выставки в Германии на персональных выставках, посвящённых в том числе чернобыльской трагедии.

В Минске персональные выставки проходились в крупнейших белорусских музеях и выставочных залах в 1983, 1989, 1994, 1999 и 2004 годах.

В 1993 году участвовал в создании творческого объединения «Верасень» и долгое время был его председателем.

Принимал участие в организации благотворительных выставок в пользу детей - жертв Чернобыльской катастрофы в ряде европейских стран.

Ранние работы Жилина в общем можно отнести к реализму. К их числу можно отнести такие работы выполненные в технике акварели, как цикл пейзажей «Белорусское Полесье», серия литографий «Пейзажи Минска», другие пейзажи и натюрморты.

С 1989 года постепенно происходит поворот творчества художника к стилю, который близок к экспрессионизму, а содеожательную сторону можно обозначить как «романтические фантазии». Сюда относятся такие вещи как «Сон королевы» (холст, масло 1994 г.), «Когда мужчины дарили цветы» (холст, масло 1994 г.), «Предсказатель судьбы» (холст, масло 1994 г.).

Тем не менее его творчество нельзя отнести к какому-либо определённому стилю. Если реалистическое видение характерно для натюрмортов, пейзажей, выполненных в акварели, то в живописи маслом художник использует более широкий способ передачи своих чувств и ощущений. В технике маслом характерны творческие эксперименты, проводимые художником.

Щемелев Леонид Дмитриевич

Родился 5 февраля 1923 г. в Витебске. В 1941-1947 гг. во время Великой Отечественной войны служил в рядах Советской армии. После окончания войны поступил в Минское художественное училище, затем в Белорусский государственный театрально-художественный институт, по окончании которого получил диплом по специальности «художник-живописец». В 1959-1966 гг. преподавал рисунок, живопись и композицию в Минском художественном училище, затем до мая 1974 года работал педагогом-художником Республиканской школы-интерната по музыке и изобразительному искусству. С июля 1977 г. по август 1979 г. был заместителем председателя правления Союза художников БССР, затем до ноября 1984 года являлся секретарем правления Союза художников БССР. В 1997 году получил почетное звание «Заслуженный деятель искусств БССР», в 1983 году – «Народный художник БССР». В 1976 году награжден орденом Отечественной войны II степени, в 1985 году – орденом Отечественной войны I степени. В 1993 и 2001 году награжден медалью и орденом Франциска Скорины.

За 50 лет творческой деятельности художника интересовали и вдохновляли самые разные темы, сюжеты и образы: прошлое и настоящее, история и современность, родная земля и человек на этой земле, героика и неутихающая боль Великой Отечественной войны, драма братоубийственной гражданской войны, светлые лица великих россиян и белорусов, запечатленных в образах А.Пушкина и С.Рахманинова, В.Мулявина и В.Короткевича, И.Репина и М.Богдановича, Я.Купалы и Я.Коласа, Г.Свиридова и Е.Аладовой, В.Цвирко и М.Гусовского.

Полотна Л.Д.Щемелева, начиная с его знаменитой картины «Мое рождение», получившей высокую оценку на Всесоюзной выставке 1967 года в Москве, узнаются в любой экспозиции, так как в работах художника не просто отражение каких-то фактов, явлений, а рассуждение об увиденном, пережитом, призванное выявить внутреннюю суть предметов и явлений. Произведения Л.Д.Шмелева находятся в крупнейших музеях Беларуси, России и других стран.

В 2003 году открыта именная Городская художественная галерея работ Л.Д.Щемелева, в дар которой художник передал 60 живописных полотен.

Владимир Гусаковский

Живописью занимается с 1983 года.

Учился на реставрационном отделении Минского художественного училища, но особенный акцент в процессе учебы - это частные уроки у известных педагогов, последователей школы В.Фаворского.

1992 г. - персональная выставка в Париже - Франция

1994 г. - персональная выставка в Германии, г. Бонн, Берлин

1995 - 1998 гг. - персональная выставка в Беларуси, г. Минск

1999 г. - персональная выставка в Российской Федерации, г. Москва, выставочный зал "На Каширке".

Работы находятся в частных коллекциях многих стран мира.

Косцова Ирина Константиновна

1996-2002г.г. студентка отделения монументально-декоративной живописи Белорусской Художественной Академии. Ученица В. Зинкевича, В. Ольшевского, А. Барановского.

2002 получила диплом.

Дипломная работа – «История любви». Левкас, темпера. Размер 200 х 300 см.

С 2004 член молодёжного Союза художников.

2003-2005 г. г. работа в Творческих Мастерских М. А. Савицкого.

В период учёбы принимала участие в студенческих коллективных выставках.

Роспись в кафе «Габрово»

Роспись в средней школе № 11.

Цикл икон для Экзархата Беларуси.

Работы находятся в «Музее Современного Искусства» Минска. «Дома культуры и Техники» в Варшаве, в посольствах Индии, Израиля, Китая, Литвы, а так же в частных коллекциях Беларуси, России, Германии, Польши, Литвы, Норвегии, США, Чехии, Израиля, Индии, Китая, Канады.

Петр Лукьяненко

Один из современных художников Беларуси, работающий в области станковой живописи. Творчество художника отличается многоплановостью тем и жанров, а также разнообразием техники и манеры исполнения.

В публицистических картинах художник отражает важные социально-экономические и политические аспекты того или иного исторического периода. Публицистические работы 80-х годов иллюстрируют глубокую противоположность между официальной идеологией и реальной жизнью. Они рассказывают о драматических моментах советской истории и побуждают навсегда запомнить эти уроки.

В более поздних публицистических работах художник осмысливает резкие перемены, происходящие в постсоветстких странах с начала 90-х. Привычный образ жизни миллионов людей, существовавший десятилетиями и казавшийся незыблемым, рухнул в одно мгновение. Идеалы и ценности переосмысливались. Что-то изменилось, а что-то осталось прежним под новыми вывесками.

Концептуальные картины затрагивают более универсальные вопросы, актуальные на протяжении различных исторических эпох. В лаконичных символах философских работ художник выражает свое видение фундаментальных понятий нашего мира.

В других концептуальных работах он создает собственные воображаемые миры. Они побуждают зрителей к размышлению об отношениях между мужчиной и женщиной, красоте, искусстве и многих других составляющих человеческой жизни.

Петр Лукьяненко также работает в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта. Художник чутко улавливает красоту окружающего мира и показывает ее зрителю. При этом не обязательно создавать на холсте копию увиденного. Главное - передать чувства, возникшие при восприятии.

Сам художник считает любую классификацию изобразительного искусства условностью. В своем творчестве он не стремится соответствовать требованиям какого-либо стиля или направления живописи, а выражает свои мысли наиболее подходящими изобразительными средствами.

В былые времена, когда художник ставил где-то в углу свой мольберт, чтобы нарисовать картину рыночной площади, на него смотрели, как на чужака с любопытством, страхом и, быть может, удивлением. Ведь посторонний мог только созерцать объект, но не манипулировать с ним. За исключением тех ситуаций, когда художник буквально, т. е. физически, стоял у кого-то на пути, он никак не смешивался с окружающей его жизнью. У людей не возникало ощущения, что за ними подсматривают или следят, если, конечно, они в тот момент случайно не оказывались на скамейке перед художником; ведь всем было очевидно, что художника интересуют не актуальные события, а нечто совсем другое. Только сиюминутное является личным, а художник непосредственно наблюдал за тем, что в данный момент не было, потому что это было там всегда. Живопись никогда никого не разоблачала." (Статью можно почитать на "старом" "Фотоскопе")

Эту мысль надо помнить всегда, особенно надо осознать это всем "фото-бэйзд-артистам". Фотография, подвергнутая тем или иным манипуляциям больше уже не работает как фотография, как зеркало реального...

На прошлой неделе закончилась выставка-продажа работ молодых художников «Осенний салон с Белгазпромбанком». За самую дорогую работу (в этом году ей оказалась фотография) автор просил 77 тысяч рублей - это больше 35 тысяч долларов. На втором месте по стоимости инсталляция за 62 тысячи рублей, а на третьем - картина маслом под названием «Жизнь», которая стоила 42 тысячи рублей. Самые бюджетные работы продавались за 195 рублей. Из пятисот с лишним работ в этом году были проданы 56 работ. Самая дорогая из проданных работ – картина Алеся Богданова . Она обошлась покупателю больше чем в 6000 рублей.

В этом году были представлены 176 авторов, - рассказывает куратор банковской арт-коллекции Александр Зименко . - Размещенные работы стоили около миллиона долларов. По сравнению с прошлым годом удалось увеличить объем продаж.

«Комсомолка» прошлась по минским галереям, посмотрела сайты, узнала, за сколько можно купить картины белорусских художников и как минчане выбирают произведения искусства.

Мы не можем говорить о тенденциях, мол, сегодня продается авангард, жанровые работы или пейзажи. Нет, это не так, - рассказывают о предпочтениях покупателей в галерее «Предместье» в доме «У Троицкого». Первый критерий, которым руководствуются, выбирая картину, подходит ли она в интерьер. Ну, или просто что понравилось, как мы говорим, его величество случай.

Картины бездомного гомельского художника можно купить в интернете

Единого сайта, где художники могли бы выставить свои картины, а покупатели познакомиться с работами, в Беларуси нет. Самый многочисленный по количеству работ, пожалуй, bel-art.by. Здесь представлены работы авторов из Белорусского союза художников. Вживую их можно увидеть в галерее на Карла Маркса , 4. Картин здесь на любой выбор: реализм и абстракция, акварель и оригинальная печатная графика, батик и гобелен, скульптура и керамика. Городские пейзажи, виды белорусской природы, натюрморты, сюрреалистические композиции… Кроме современной живописи и графики, продаются работы классиков белорусского искусства середины ХХ века. В галерее говорят, что каждую неделю здесь появляются новые работы. Большую часть картин из нового поступления можно купить меньше чем за 3000 рублей. Пожалуй, одни из самых бюджетных - картины Екатерины Сумаревой - «Рыбы императора Тань» или «Наліўка» за 91 рубль и «Отражение» или «Озеро» за 144 рубля. Одни из самых дорогих - работы известного белорусского художника Александра Кищенко . Картина 1966 года «Сестры» стоит 5100 рублей, а «Отражение» 1962 года - 6900 рублей.

Одна из немногих площадок в интернете, где можно не только посмотреть, но и купить работы, это artclub.by. На сайте можно увидеть, как картина смотрится в интерьере и заказать то, что понравится. Единственный минус - на сайте представлены только 12 авторов - около 120 работ. Стоимость - от 130 до 5600 рублей. Продаются здесь и работы бездомного гомельского художника Валерия Ляшкевича. Самую дешевую его работу можно купить за 210 рублей, а самую дорогую - за 2600.

И не надо мне 100 шедевров, мне надо хоть одну работу сделать, которая фиксировала бы историю, проблемы морали, и помогла бы хоть кому-то осознать эти проблемы. Уже не напрасно я живу, если я сделал такую работу, - цитируют на сайте гомельского художника.

Картина Александра Кищенко продается почти за 17 тысяч рублей

В галерее «Мастацтва», что на проспекте Независимости,12, продаются картины классиков ХХ века и современников. Среди известных фамилий -Леонид Щемелев (это его именем названа галерея в Верхнем городе) и Александр Кищенко. Кстати, работы Кищенко одни из самых дорогих и здесь. Стоимость большинства из них начинается от 10 000 рублей. Самая бюджетная картина авторства известного художника - «Портрет А.Ободовского», - 6689 рублей. За самую дорогую - «Портрет балерины И.Колпаковой» придется отдать 16 724 рубля. Графику можно купить от 117 до 858 рублей. Дороже всего обойдется «Ночь и день» Марии Боне. Можно выбрать здесь и скульптуру. Это композиции из бронзы, камня, дерева и других материалов, керамические трехмерные объекты и панно. В галерее уверены, что скульптура лаконично включится в любой интерьер квартиры или офиса. Самая дешевая скульптура обойдется в 160 рублей - это бронзово-мраморная «Жаба» Павла Леонова , а вот за работы Олега Варвашени просят до 10 с лишним тысяч рублей.

Выбрать картину белорусского художника можно и - неожиданно - в торговом центре «Дана Молл ». Не так давно здесь открылась галерея-салон «Арт Хаос». В светлом зале висит несколько десятков работ, гораздо больше есть в наличии, но не развешены. Поэтому сюда лучше идти, если четко знаете, какую работу хотите купить. Из известных имен здесь представлены работы Анны Силивончик, Бориса и Ивана Семилетовых , Валерия Шкарубо. Дороже всего стоят работы известного скульптора Александра Шаппо - около 14 тысяч рублей. А из картин больше всего придется отдать за «Натюрморт с Павлинкой» Николая Бущика и «Осеннюю воду» Валерия Шкарубо - и одна, и вторая работы стоят больше 7 000 рублей. Правда, ни та, ни другая картины не представлены в торговом зале. Самая дорогая картина из тех, на которые можно взглянуть вживую, «Гадание» Татьяны Гриневич стоит 5 с лишним тысяч рублей.

Десятки авторов представлены и в галерее современного искусства «Ў». Здесь постоянно меняются выставки. Сейчас, например, можно посмотреть работы Михаила Гулина , но они не продаются. Купить можно, к примеру, фотографии одного из победителей «Осеннего салона» Александра Веледимовича - один снимок продается за 92 рубля.

Когда разговор заходит об известных белорусских художниках, то редко продвигается дальше пары-тройки фамилий. И не потому, что не было в нашей стране больше талантливых мастеров, просто не так много мы говорим о белорусском искусстве. В трендах держатся всемирно признанные творцы, а лидеры национального искусства остаются в тени. решил исправить эту оплошность и рассказать о прекрасных белорусских художниках, знать о которых стоит.

Иван Хруцкий (1810—1885) — известен своими натюрмортами и групповыми портретами, работал в русле русской академической школы. Родился на Витебщине в семье греко-католического священника. Среднее художественное образование получил в Полоцке. В 17 лет переехал в Санкт-Петербург, где брал уроки английского живописца Джорджа Доу, одновременно занимаясь в Императорской Академии художеств.

Известнейшее полотно художника — «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (1838), фрагмент которого изображён на купюре в 1000 рублей 2000 года

После смерти отца Хруцкий вынужден был уехать из культурной столицы, ведь без главной опоры осталась его мать и пятеро младших братьев и сестёр. Мальчишек художник забирает в Петербург, где сам продолжает трудиться в поте лица, зарабатывая на жизнь написанием портретов. А после возвращается в родные места и покупает под Полоцком землю, где по своему проекту строит дом и разбивает сад. Если ознакомиться с дальнейшими событиями в жизни живописца, можно сделать вывод, что множество тайн его биографии так и не было раскрыто.


Иван Хруцкий. «Портрет мальчика в соломенной шляпе»

Леон Бакст (1866—1924) — художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, один из законодателей европейской моды на экзотику, участник знаменитого объединения «Мир искусства». Произвёл в своё время настоящий фурор во Франции. А родился в Гродно, в ортодоксальной еврейской семье. После окончания гимназии уехал в Санкт-Петербург, был вольнослушателем в Академии Художеств. В свободное время подрабатывал созданием книжных иллюстраций. Дальше Бакста ждала целая вереница событий: художественные выставки, жизнь в Париже, общение с единомышленниками, преподавание живописи детям великого князя Владимира, брак с дочерью основателя знаменитой Третьяковской галереи и связанное с этим принятие другой веры, развод и возвращение к иудаизму…


Леон Бакст. «Древний ужас» (1908). Одна из наиболее известных картин художника

С 1910 года Бакст живёт в Париже, где раскрывает свой талант в создании театральных декораций.


Эскиз к балету Сергея Дягилева «Шахерезада» (1910)
Эскиз костюма Жар-птицы к балету «Жар-птица» (1922). Одно из немногочисленных произведений художника, возвращённых на родину, в Беларусь

Язеп Дроздович (1888—1954) — один из самых необычных белорусских мастеров ХХ века. Родился в бедной дворянской семье на хуторе Пуньки Глубокского района. Учился в Виленской рисовальной школе у профессора живописи Ивана Трутнева. Служил в армии, работал учителем рисования в столичной женской гимназии, как иллюстратор активно сотрудничал с журналами и газетами. Писал ковры, собирал народные песни и обрабатывал для словарей лексику народного языка. Издал популярную книгу по астрономии «Нябесныя бегі», написал графическую серию картин на космическую тему.


Язеп Дроздович «„Сатурнианский“ пейзаж» (1931)

Вышеперечисленные факты дают право утверждать, что Язеп Дроздович был всесторонне развитой личностью. В наши дни его сравнивают с Константином Циолковским, Микалоюсом Чюрлёнисом и даже Леонардо да Винчи. Тем не менее, необычный и многогранный талант художника был не понят его современниками. Он умер в возрасте 65 лет в крайней нужде.

Витольд Бялыницкий-Бируля (1872—1957) — живописец-пейзажист конца XIX — первой половины XX века, представитель лирического направления. Уроженец Могилёвщины. Родился в семье мелкого арендатора. Отец мальчика работал в днепровском пароходстве и часто брал его на плавание по Днепру, Припяти и Сожи. Бялыницкий-Бируля учился сначала в Киевском кадетском корпусе, а затем перешёл в Киевскую рисовальную школу. Позже поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В Москве познакомился с Исааком Левитаном, работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлёкся пейзажем.


Витольд Бялыницкий-Бируля. «Зимний сон» (1911)

Художник постепенно набирал популярность, демонстрируя свои картины на различных выставках, удостаиваясь высоких званий и наград. Большую часть своей жизни мастер провёл в небольшой усадьбе в Тверской губернии под названием «Чайка», которую сам и отстроил. Белорусским писателем Виктором Карамазовым была написана повесть «Крыж на зямлі і поўня ў небе », посвящённая жизненному и творческому пути живописца.


Витольд Бялыницкий-Бируля. «Ранняя весна» (1913)

Виталий Цвирко (1913—1993) — белорусский живописец и педагог, лауреат Государственной премии БССР. Родился на Гомельщине в семье сельских учителей. Отец будущего художника во многом содействовал формированию художественного вкуса у своего сына: стены дома семьи Цвирко были увешаны репродукциями работ таких русских художников, как Василий Перов, Илья Репин, Иван Крамской. Когда они переехали в Минск, рисунки Виталия Цвирко были замечены школьными педагогами, которые стали давать ему частные уроки. Особое влияние на развитие творческой личности художника, к слову, оказал белорусский писатель, поэт и драматург Кондрат Крапива.


Виталий Цвирко. «Зимний пейзаж» (1976)

В 1929 году будущий художник поступил в Витебский художественный техникум, по окончании его жил и работал в Минске. Колоссальный успех на выставке в Москве приводит его в Московский Художественный институт имени Сурикова, где он учится у известных мастеров русского пейзажа. В 1944 году Цвирко вернулся в Минск и активно занялся творчеством и преподавательской деятельностью.


Виталий Цвирко. «Бабье лето» (1980)

Михаил Савицкий (1922—2010) — культовая фигура в белорусском искусстве. Родился в деревне Звенячи Толочинского района Витебской области. Юность будущего Народного художника Беларуси совпала с кровавыми событиями Великой Отечественной войны. В возрасте 20-ти лет он участвовал в боях за Севастополь, прошёл несколько концлагерей — эти события оказали мощное влияние на мировоззрение Савицкого, что и отразилось позже в его творчестве. Художественное образование он получил после демобилизации: окончил Минское художественное училище в 1951 году, затем учился в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. Жил и работал в Минске. Первым в стране награждён орденом Франциска Скорины (в 1997 году).


Савицкий — создатель уникальной серии картин «Цифры на сердце», посвящённой узникам концлагерей. «Проклятие фашизму» (1979) — одна из картин этой серии)
Михаил Савицкий. «Партизанская мадонна» (1978). Одна из известнейших работ мастера

Многие работы Михаила Савицкого получили мировую известность. В центре творчества художника были как исторические, так и современные темы. Раскрывал он их публицистически, с экспрессией. В 2012 году в Минске была открыта Художественная галерея Михаила Савицкого, с экспозицией которого Адукар советует ознакомиться.

Перепечатка материалов с сайта сайт возможна только с письменного разрешения редакции.

Чем живет художественная сцена страны-соседа

31 марта в "Изоляции" (Набережно-Луговая, 8) открывается "ZBOR. Движение белорусского искусства " - первая в Украине выставка современного искусства Беларуси. По просьбе Buro 24/7 кураторы ZBORа - художники Андрей Дурейко и Максим Тыминько рассказали о главных современных белорусских художниках в возрасте до 35 лет.

1.

Сергей Шабохин

Представитель молодого поколения, чья художественная деятельность маркирует стратегический переход национальной арт-сцены от "партизанских" к "активистским" стратегиям. Шабохин занимается кураторской деятельностью, нелегально ведет образовательные курсы для студентов Академии искусств, является основателем и главным редактором портала о современном белорусском искусстве Art Aktivist, а также сооснователем и редактором исследовательской платформы Kalektar. Живет и работает в Минске.



2.

Андрей Ленкевич


Представитель новой волны фотографического сообщества в Беларуси, пришедший из фотожурналистики в сферу современного искусства и мультимедиаисследований. В 2015 году проект Андрея Ленкевича Goodbye, Motherland получил главную премию "Арт-Беларусь" на "Осеннем салоне с Белгазпромбанком" "за исторически ответственный подход к созданию произведений современного искусства и за вклад в формирование художественной среды".



3.

Марина Напрушкина


Инициатор образовательной платформы на стыке политики, искусства и феминизма "Беларусь//Институт будущего" (Belarus//The Institute of the Future) в Минске, а также инициативы по поддержке беженцев "Новое соседство //Моабит" (Neue Nachbarschaft//Moabit) в Берлине. Живет и работает в Берлине.



4.

Жанна Гладко

Представительница молодого поколения художников, работающая при помощи разнообразных медиа с темой гендера в контексте актуальных феминистских теорий.

5.

Юра Шуст


В своем творчестве фокусирует внимание на политически ангажированном искусстве. Кроме того, является лидером концептуальной аудиовизуальной группы IOD.



6.

Денис Лимонов


19 декабря 2010 года в Беларуси прошли президентские выборы, которые в очередной раз выиграл Александр Лукашенко. В Минске на площади Независимости была жестко разогнана демонстрация гражданского протеста.

22 марта 2011 года в Беларуси начался финансовый кризис. 11 апреля 2011 года в Минске на станции метро "Октябрьская" произошел взрыв самодельной бомбы, в результате которого 15 человек погибли и 203 человека пострадали.


13 апреля 2011 года Лукашенко заявил о раскрытии теракта, были задержаны Дмитрий Коновалов и Влад Ковалев и позже приговорены к расстрелу. Реагируя на происходящее, Денис Лимонов отправил письмо генпрокурору Республики Беларусь, в котором заявил о причастности своей арт-группы "Липовый цвет" к терактам, в которых обвинили Коновалова и Ковалева.

Кроме того, он объявил, что эти преступления являются художественным произведением, и посвятил их жертвам кровавой государственной машины. В завершение письма Лимонов открыто подписался своим именем. В первую очередь художник хотел остановить скорое приведение наказания в силу, попытавшись затянуть процесс расследования теракта. "Письмо Дениса Лимонова генпрокурору РБ" не достигло заявленной цели, поскольку официальный ответ от прокуратуры не был получен, а обвиняемые в преступлении были казнены. Акция привела к развалу группы. Сейчас Лимонов живет и работает в Москве.

7.

Захар Кудин


Художник, живописец, представитель радикальной позиции в новой абстрактной живописи Беларуси, сторонник подхода обновления "живописи как грандиозной концепции". Автор масштабных работ, исполненных в широкой экспрессивной манере. Живет и работает в Минске.


8.

Алеся Житкевич

Художница новой генерации, в своих работах исследует взаимосвязи сексуальности и политики при помощи самых разных медиа.


9.

Семен Мотолянец


Как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве использует принцип "взаимоисключающих параграфов", работая на грани традиций академизма и требований актуального искусства. Лауреат премии "Инновация - 2009". Живет и работает в Петербурге.



В Белорусском союзе художников — более тысячи человек. На чье творчество стоит обратить особое внимание? Мы попросили искусствоведа Надежду Усову и куратора выставок Анну Карпенко выбрать пять современных отечественных художников, которых стоит знать каждому белорусу.

«У каждого искусствоведа любимых художников не 5, а 25», — говорит Надежда Усова. При выборе пятерки она исключила своих друзей-художников («я к ним пристрастна»), а также молодое поколение, экспериментирующее с формой.

— Оценивать не берусь, потому что, как мне кажется, для этого требуется время. Поколение 30-летних способно создавать шедевры (написал же Теодор Жерико «Плот «Медузы» в 28 лет!), их, возможно, и должны знать современники. Но цыплят по осени считают… В эту пятерку, на мой взгляд, должны войти зрелые художники, которым есть что сказать, чьи работы, как мне кажется, должны попасть в музеи Беларуси. Поэтому подход исключительно субъективный: художественный феномен.

Кто? Александр Соловьев, живописец, театральный художник

«Патриарх белорусского авангарда», в разгар советского застоя обратился к абстракционизму и создал своеобразные цветовые медитации.

Почему? Уникальная личность, патриарх белорусского авангарда, настоящий феномен, еще до конца не оценен, хотя получил и почетные звания, и медаль Франциска Скорины. Ему 91 год. Бывший партизан, фронтовик, окончил Мухинское училище, театрально-художественный институт в Минске.

Александр Соловьев, «Белая гармония». Источник: news.vitebsk.cc Александр Соловьев, «Натюрморт». Источник: news.vitebsk.cc

В 1965 году Соловьев приехал в Витебск, где долгие годы работал художником-постановщиком, позднее главным художником театра имени Якуба Коласа. Однажды этот коллектив отправился на гастроли в Москву и его декорациям, как когда-то работам Льва Бакста, устроили овации сразу после поднятия занавеса. В 1970-е годы в разгар советского застоя обратился к абстракционизму и стал делать поразительные по философской образности и цветовой насыщенности вещи — своеобразные цветовые медитации — и выставлять их. В конце 1970-х, конечно, кроме оскорблений и ругани в свой адрес ничего не слышал. Выставки закрывали, а он удивлялся: какой подрыв идеологии находят в его холстах-пространствах?

Несмотря ни на что, его зритель нашелся. Причем не через 50 лет после смерти, как полагал сам художник, а еще при жизни. В 2016 году он подарил Национальному художественному музею в Минске десятки своих работ, которые были показаны там на персональной выставке. Думаю, что скоро его работы будут украшением и мечтой любого музея.

Людмила Кальмаева, живописец и график

Почему? За оригинальность мышления и потрясающе мастерство, творческое разнообразие. В ней есть неиссякаемая сила жизненности, оригинальность, удивительное чутье к современности, естественная европейскость. И не потому, что она многие годы живет в Голландии (покойный муж — голландец). Людмила Кальмаева, на мой взгляд, — тоже феномен белорусского художника, свободно отливающийся в ту или иную форму. Все чаще она появляется и проводит выставки в Минске.

Фантазийная живопись Людмилы Кальмаевой. Источник: kalmaeva.weebly.com

Графика Людмилы Кальмаевой. Источник: kalmaeva.weebly.com
Из серии «Plenty to go on». Источник: kalmaeva.weebly.com Из серии «Plenty to go on». Источник: kalmaeva.weebly.com

Ее театральные плакаты 1980-х стали классикой, которая повлияла на белорусский плакат второй половины ХХ века. Многие из них вошли в квартиры интеллигенции и студенчества, были модным смысловым интерьерным украшением. Она тогда ухватила какие-то коды белорусскости, сумела их образно обозначить. Кальмаева — генератор сумасшедших идей. Она всегда интересна, непредсказуема и как наблюдательный блогер, и как аналитик, и как преподаватель, и реалистическая портретистка, и как график. От скандальной «туалетной серии» — художественного стеба, который так и не решились выставить в Беларуси (но охотно купили китайцы), до изумительных «ню» — серий обнаженных. Обычно мы привыкаем к тому, что художник долгие годы работает в одном направлении, его можно узнать по почерку. Она нарушает привычные представления и всегда удивляет. У Людмилы Кальмаевой есть четкая позиция, особый взгляд. Это и влюбляет, и удивляет, и восхищает, и вызывает уважение.

Кто? Андрей Воробьев, скульптор

Почему? Андрей Воробьев привлек внимание давно. Можно подумать, что это реинкарнация его собственного учителя — Владимира Жбанова — в могилевской городской среде (скульптор живет в Могилеве. — Прим. TUT.BY). Но это абсолютно не так.

Мне нравится, что он выдумщик, фантазер, патриот своего города, радеет за родной Могилев. И он разный. С одной стороны, может креативно подойти к официальному заказу — он автор знаменитого памятника — «Шкловского огурца» — и монументальных «Могилевских львов» на мосту через Днепр. С другой, у него есть камерные философские скульптуры с оригинальной текучей пластикой, которые заставляют размышлять о жизненных смыслах.


«Шкловский огурец». Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Это скульптор ироничный, гротескный, интригующий. Старается уйти от пафоса, хотя есть и такие работы. За ним всегда интересно наблюдать. Андрей Воробьев — автор невероятных фантасмагорических идей и проектов. Например, хотел построить тоннель возле художественного музея имени Масленикова. С одной стороны в тоннель может войти взрослый, но пройти его насквозь не сможет, потому что с другой стороны вход в тоннель — в виде тела ребенка. Концептуальные объекты Воробьева претендуют стать изюминкой города, примером художественного формирования городской среды, в том числе и туристической.

Кто? Вячеслав Павловец, акварелист

Работает в технике акварели, которую «по лаконизму и эмоциональной спонтанности можно сравнить с японскими». Создает своеобразные белорусские акварельные хокку.

Почему? Камертон абсолютного вкуса и мастерства в современной белорусской акварели. Ему удалось сформулировать белорусский пейзаж, превратив его в чистый эстетический феномен. Вячеслав Павловец — очень скромный человек, работает в журнале «Мастацтва» художественным редактором. При нем журнал приобрел стильный европейский вид.

При этой загрузке он умудряется создавать удивительно белорусские по настроению и характеру пейзажи в технике акварели, которые можно по лаконизму и эмоциональной спонтанности сравнить с японскими. Это своеобразные белорусские хокку. В этих акварелях мы можем услышать мелодику своей страны со стороны, с которой ее еще не рассматривали. Они абсолютно гармоничные и абсолютно белорусские. Павловец, можно сказать, воспел и возвысил до поэтической метафоры белорусский бессолнечный «серый денек». Его произведения цепляют за душу. Это, не побоюсь сказать, чистейшая поэзия в акварели.


«Дерево». Из архива Национального художественного музея

Сейчас акварель у нас, в отличие от Европы, непопулярна: мало кто понимает и оценивает по достоинству изысканность этой техники. Многие прирожденные графики изменяют себе, уходят в живопись, которая лучше востребована на художественном рынке. Вячеслав Павловец — один из хранителей традиции, нескольких мастеров, которые удерживают высокий уровень белорусской акварельной школы.

Павел Татарников, иллюстратор

«Уникальный талант в области европейской книжной иллюстрации», которого ищут и находят издатели со всего мира.

Почему? Один внешний вид книг с его романтическими иллюстрациями вызывает желание изучать белорусскую историю. Очень бы хотелось видеть его иллюстрации в учебниках по истории Беларуси для младших классов. Он романтик, технический виртуоз, ну и, конечно, дотошный исследователь.

Эти качества принесли ему известность и престижные награды на конкурсах книги и в Беларуси, и широко в мире: японские издатели хотели полностью выкупить права на иллюстрации к книге «Царевна в подземном царстве», тайваньский издатель пригласил его (белоруса!) оформить книгу китайского эпоса «Небесный император и десять солнц», по его иллюстрациям ставился кукольный спектакль «Снежная королева» в Копенгагене, священники маленькой итальянской деревни в Альпах поручили ему необычный заказ — создание книги, посвященной 1700-летию деревни. И художник несколько дней жил в той деревне, слушал воспоминания, искал в архивах, как выглядели местные ландшафт, архитектура несколько веков назад.

«Параноя». Источник: tatarnikov.com
«Чыстыя вуліцы». Источник: tatarnikov.com
«Гародня. 1601». Источник: tatarnikov.com

Иллюстраторов в мире, на самом деле, не так много, и Татарников один из лучших. Его находят и ищут издатели по всему миру. Сейчас он сам может выбирать, что ему интересно. Здорово, что он преподает в Минске, доцент Академии искусств. Есть у кого учиться мастерству и главное — отношению к делу.

Куратор выставок Анна Карпенко предупреждает: ее мнение, скорее всего, не будет совпадать с мейнстримом, «но в контексте современности очень важно знать имена этих художников».

Кто? Жанна Гладко

Сумела показать, как личная травма показывает распределение власти как внутри семьи, так и на уровне общества.

Почему? Жанна делает большие, серьезные проекты. Работает с острыми социальными, гендерными темами. К сожалению, у нее до сих пор не было персональной выставки в Беларуси.

Люблю ее совершенно потрясающий проект, очень личный, связанный с собственной историей взаимоотношений с отцом. В нем прослеживается интересная стратегия. С одной стороны, художница обнажает болезненные, интимные темы, связанные, например, с эпизодом, когда отец разобрал ее любимое пианино, очень важное для Жанны. Понятное дело, это стало для нее травмой.

Жанна Гладко, серия «Не Ален Делон», в серию включены автопортреты художницы в виде Алена Делона, групповая выставка QAI/by, галерея современного искусства «Ў», Минск, 2016
Жанна Гладко, серия автопортретов, групповая выставка XXY, галерея современного искусства «Ў», Минск, 2014

С другой стороны, через личные истории, историю своей семьи художница показывает важные гендерные связи на социальном уровне: как в обществе распределяются классические патриархальные отношения, когда отец — такая фрейдистская фигура — не только управляет материальными процессами, контролирует поток денег в семье, но и имеет важный символический статус. Не вмешиваясь в жизнь Жанны, своими действиями он косвенно влияет на ее мировосприятие. Это история о том, как личная травма показывает распределение власти и внутри семьи, и на уровне общества.

Кто? Маша Святогор

Почему? Маша работает в интересной технике фотоколлажа. Работает и с личной историей, и с семейными архивами.

Не так давно у Маши была персональная выставка в ЦЭХе, которая называлась «Курасоўшчына — любовь моя». Это прекрасный пример того, как один из районов Минска, причем не самый престижный, может стать объектом эстетического притяжения. Также у нее есть серия потрясающих коллажей, из которых она делает ироничный проект, касающийся истории искусства. Она снимает модель и подставляет ей лица с известных классических полотен.