Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Ганс христиан андерсен читать онлайн. Ханс Кристиан Андерсен: краткая биография, интересные факты о жизни сказочника, произведения и известные сказки

Ганс христиан андерсен читать онлайн. Ханс Кристиан Андерсен: краткая биография, интересные факты о жизни сказочника, произведения и известные сказки

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ханс Андерсен, был бедным башмачником, мать Анна, была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных. В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии - королём Фредериком VII, и у него не было друзей среди уличных мальчишек - только принц. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего. После смерти Фритса, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного. Причиной этой фантазии явились рассказы отца мальчика, что он родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. В 1816 г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. В раннем детстве Ханс Кристиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру - кукольный театр. Кукольным театром Андерсен увлекался и позднее.

Он рос очень утончённо нервным ребёнком, эмоциональным и восприимчивым. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик страшился ходить в школу, и его мама отдала его в еврейскую школу, где физические наказания в отношении детей были запрещены. Отсюда навсегда сохранившаяся связь Андерсена с еврейским народом и знание его традиций и культуры.

В 1829 г. опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Мало что было написано до 1833 года, когда Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее ему осуществить первое в жизни заграничное путешествие. Начиная с этого времени, Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году - прославившие его «Сказки». В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок».
Слава его «Сказок» росла; 2-й выпуск «Сказок» был начат в 1838 году, а 3-й - в 1845. К этому моменту он был уже знаменитым писателем, широко известным в Европе. В июне 1847 г. он впервые приехал в Англию и был удостоен триумфальной встречи.
Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист. В то же время он презирал свои сказки, принёсшие ему заслуженную славу. Тем не менее он продолжал писать всё новые и новые сказки. Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 года.
В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 г. и похоронен на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Андерсон родился в семье прачки и сапожника. Случилось это 2 апреля 1805 года. Ганс Кристиан Андерсон с детства был знаком со сказками. Ему любил читать их его отец. По вечерам он баловал своих детей разными рассказами – «Тысяча и одна ночь», Библию, новеллы и т.д. Также от отца Гансу досталось любовь к пению и к театру. Специально для сына, отец соорудил домашний театр, а придумывал сюжеты для действий уже сам Ганс. К сожалению, это счастливое время длилось для детей не долго – вскоре старший Андерсен умер. Его жена осталась с маленькой дочерью и Гансом на руках. В детстве ребенок много общался с душевнобольными в больнице, где тогда работала его бабушка. Мальчик увлекался их безумными рассказами и впоследствии сам писал о том, что писателем его сделали песни отца и рассказы безумных.
Гансу Кристиану пришлось идти зарабатывать на жизнь самому. Его трудовой стаж начался с помощника у ткача. Потом он подрабатывал помощником у портного, и даже какое-то время работал на сигаретной фабрике. Так как Андерсен очень любил петь, и у него было чистое красивое сопрано, он часто пел прямо на фабрике, пока ребята, работавшие вместе с ним, не поймали его и не стянули с него штаны, чтобы проверить, не девчонка ли он.
Ганс Кристиан научился читать к четырем годам. И закончил он школу для бедных, но так как рос Андерсен эмоциональным и нервным ребенком, то его мать отдала его в еврейскую школу – так как во всех остальных школах в то время в ходу были телесные наказания. Андерсен навсегда сохранил эту связь с еврейским народом, знание его традиций и языка. Впоследствии Ганс Христиан даже написал несколько рассказов и сказок на еврейскую тему, они так и не были переведены на русский язык.
В 14 лет юноша покидает родной дом и едет в Копенгаген. И в течении 3 лет пытается стать актером. В это же время он начинает писать пьесы. Но так как они были еще слабыми, то не привлек внимание дирекции. Однако от театра Ганса устраивают в бесплатную гимназию и даже выбивают для него стипендию. Во второй половине 20-х годов 19 века он начал публиковать свои произведения. Первыми увидели свет его стихи. Потом автор опубликовал свой фантастический рассказ. Но известность ему принесли, конечно же, сказки. Первая сказок вышла в свет в 1835 году.

Вторая была опубликована в 1839 году, а третья уже в 1845 году. Как ни странно, но Ганс Кристиан Андерсон не любил свои сказки и протестовал, когда его называли детским писателем. Он хотел прославиться как драматург и романист, продолжал писать пьесы и романы во второй половине 40-х годов. Но они не были так популярны, как его сказки. Поэтому он был вынужден писать их снова и снова. Последнюю свою сказку Андерсен написал в 1872 году. В этом же году Ганс Христиан получил серьезную травму и лечился в продолжение трех лет. Однако уже в 1875 году он умер, и был похоронен в Копенгагене на известном кладбище Ассистенс.

Автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многих других.


Сказки Ганса-Христиана Андерсена знают все. И маленькую отважную девочку Герду, не испугавшуюся Снежной королевы, и нежную Элизу, исколовшую все пальцы крапивой, пока она шила волшебные рубашки для братьев-лебедей... Все помнят, что в сказках только этого человека из поленьев могут расцвести розы. А вещи у него по ночам разговаривают и рассказывают свои чудесные истории: любви, разочарований, надежд...

Но что мы знаем о самом этом человеке, кроме того, что он жил в прошлом веке в Дании? Почти ничего. Как пишут переводчики А. и П. Ганзен: "К сожалению, такова судьба авторов самых любимых детских книг: убыв по возрасту из мира, куда уже не вернуться ни в сундуке-самолете, ни в семимильных сапогах, мы редко любопытствуем, кто же был тот, кто незримо был рядом с нами всё детство".

Стало грустно от этих строк и захотелось хоть немного рассказать вам о Великом Сказочнике, опираясь на тот небольшой биографический материал, что мне удалось найти.

Никто не расскажет о том, что было, лучше автора.

Поэтому предоставим слово самому Гансу-Христиану Андерсену.


Он писал: "Жизнь моя настоящая сказка, богатая событиями, прекрасная! Если бы в ту пору, когда я бедным, беспомощным ребенком пустился по белу свету, меня встретила на пути могущественная фея и сказала мне: "Избери себе путь и дело жизни и я, согласно с твоими дарованиями и по мере разумной возможности, буду охранять и направлять тебя!" - и тогда жизнь моя не стала бы лучше, счастливее, радостнее..."

"В 1805 году в городке Оденсе (на острове Фиония, Дания) - продолжает Андерсен, - в бедной каморке жила молодая пара - муж и жена, бесконечно любившие друг друга: молодой двадцатилетний башмачник, богато одаренная поэтическая натура, и его жена, несколькими годами старше, не знающая ни жизни, ни света, но с редким сердцем. Только недавно вышедший в мастера, муж своими руками сколотил всю обстановку сапожной мастерской и даже кровать. На этой кровати 2 апреля 1805 года и появился маленький, орущий комочек - я, Ганс-Христиан Андерсен. Я рос единственным и потому балованным ребенком; часто мне приходилось выслушивать от матери, какой я счастливый, мне-то ведь живется куда лучше, чем жилось в детстве ей самой: ну, прямо настоящий графский сынок! - говорила она. Её саму, когда она была маленькой, выгоняли из дому, просить милостыню. Она никак не могла решиться и целые дни просиживала под мостом, у реки. Слушая ее рассказы об этом я заливался горючими слезами". (Г.-Х. Андерсен "Сказка моей жизни". 1855 год, перевод А. Ганзен) Уже в раннем детстве мальчик отличался эмоциональностью и тонким восприятием мира. Даже самые незначительные впечатления оставляли глубокий след в его душе.

"Помню я событие, случившееся когда мне минуло шесть лет, - появление кометы в 1811 году. Матушка сказала мне, что комета столкнется с землей и разобьёт ее вдребезги или случится какая-нибудь другая ужасная вещь. Я прислушивался ко всем слухам вокруг и суеверие пустило во мне такие же глубокие и крепкие корни, как и настоящая вера. (Там же.)

Понятие о вере привил Андерсену отец, человек любивший без памяти книги и обладавший не только живым и тонким воображением, но и большой долей здравого смысла. Андерсен вспоминал: "Отец читал нам вслух не только комедии и рассказы, но исторические книги и Библию. Он глубоко вдумывался в то, что читал, но когда заговаривал об этом с матушкой, оказывалось, что она не понимает его; оттого он с годами все больше замыкался в себе. Однажды он раскрыл Библию и сказал: "Да, Иисус Христос был тоже человеком, как и мы, но человеком необыкновенным!" Мать пришла от его слов в ужас и залилась слезами. Я тоже перепугался и стал просить у Бога прощения моему отцу за такое богохульство".

На все увещевания о Божьем гневе и происках дьявола умный сапожник отвечал: "Нет никакого дьявола кроме того, что мы носим в своем сердце!" Он очень любил своего маленького сына, общался в основном с ним: читал ему вслух разные книги, гулял по лесу. Заветной мечтой башмачника было жить в маленьком доме с палисадником и розовыми кустами. Позже подобные дома опишет Андерсен в своих знаменитых сказках. Но мечте этой не суждено было исполниться! От физического перенапряжения - он так желал, чтобы семья его ни в чем не нуждалась! - отец Ганса-Христиана заболел и скоропостижно умер. Матери, для того, чтобы содержать сына и иметь возможность откладывать деньги на его учебу, пришлось искать поденную работу. Она зарабатывала стиркой белья. А худой долговязый мальчуган с огромными голубыми глазами и неистощимой фантазией целыми днями сидел дома. Закончив несложные хлопоты по хозяйству, забивался в уголок и разыгрывал представления в своем домашнем кукольном театре, который ему смастерил покойный отец. Пьесы для своего театра он сочинял сам!

По соседству с Андерсенами жила семья священника Бункефлода: его вдова с сестрами. Они полюбили любознательного мальчика и часто приглашали к себе. "В этом доме, - писал Андерсен, - я впервые услышал слово "поэт", произносимое с благоговением, как нечто священное..." В этом же доме Ганс-Христиан впервые познакомился с произведениями Шекспира, и под влиянием прочитанных пьес и драм, сочинил свою. Она называлась: "Карась и Эльвира" и была гордо прочитана вслух соседке-кухарке. Та грубо осмеяла ее. Юный автор залился слезами. Мать утешала его: "Это она говорит потому, что не ее сын написал такую пьесу!" Ганс-Христиан успокоился и взялся за новые труды.

"Моя любовь к чтению, - писал он впоследствии, - хорошая память - я знал наизусть множество отрывков из драматических произведений - и, наконец, прекрасный голос - все это вызывало некоторый интерес ко мне со стороны лучших семейств нашего городка". С особенной теплотой Андерсен вспоминал семейство полковника Хёг-Гульберга.

Полковник попытался оказать мальчику протекцию и представил Ганса-Христиана жившему тогда во дворце, в Оденсе (как мала прекрасная Дания!), наследному принцу Кристиану. (Впоследствии королю Кристиану VIII.)

Андерсен мало пишет о последствиях этой аудиенции, но видимо, именно она оказала решающее влияние на Ганса-Христиана, который вскоре поступил в школу, где преподавали только Закон Божий, письмо и арифметику, да и то из рук вон плохо. "Я едва мог правильно написать хоть одно слово, - вспоминал Андерсен позднее. - Уроков я дома никогда не готовил - учил их кое-как по дороге в школу. Часто уносился мечтами Бог весть куда, бессознательно глядя на увешанную картинами стену, и мне порядком доставалось за это от учителя. Очень любил я, - прибавляет писатель, - рассказывать другим мальчикам удивительные истории, в которых главным действующим лицом, являлся, конечно, я сам. Меня часто за это поднимали на смех".

Горькое признание! Городок был мал, все быстро становилось известным. Когда Ганс возвращался из школы за ним следом бежали мальчишки и, дразнясь, кричали: "Вон, бежит сочинитель комедий!" Добежав до дому, Ганс забивался в угол, часами плакал и молился Богу...

Мать, видя странные увлечения сына, приносящие одно только горе его впечатлительному сердцу, решила отдать его в учение к портному, чтобы вылетели из головы детские нелепые фантазии.

Ганс-Кристиан пришел в ужас от такой перспективы своей судьбы!

"Я принялся умолять мать позволить мне лучше попытать счастья, отправившись в Копенгаген (это было в 1819 году), который в моих глазах тогда был столицей мира. "Что ты там собираешься делать?" - спросила мать. "Я прославлю тебя" - ответил, и рассказал ей о том, что знал о замечательных людях, родившихся в бедности. "Сначала, конечно, придется много-много претерпеть, а потом и прославишься!" - говорил я. Меня охватило какое-то непостижимое увлечение, я плакал, просил, и мать, наконец уступила моим просьбам... Она связала все мои пожитки в один скромный узелок, договорилась с почтальоном, и тот обещал привезти меня в Копенгаген без билета всего за три дня... Наконец, день отъезда наступил. Матушка печально проводила меня за городские ворота...

Почтальон затрубил в свой рожок; стоял прекрасный солнечный день и в моей детской душе засияло солнышко: вокруг меня было столько нового, да и к тому же я ведь направлялся к цели всех моих стремлений.

Тем не менее, когда мы в Нюборге пересели на корабль и стали удаляться от родного острова, я живо почувствовал всё своё одиночество и беспомощность: у меня не было никого, на кого бы я мог положиться, никого, кроме Господа Бога... (Г.-Х. Андерсен. Сказка моей жизни. Перевод с датского А. и П. Ганзен при участии О. Рождественского. Журнал "Ровесник" No 4. 1991 г).

Первое время, прибыв столицу с несколькими монетками в кармане, Андерсен бедствовал, но затем, благодаря своему голосу, нашел себе покровителей в профессоре консерватории г-не Сибони, композиторе Вейзе, поэте Гольдберге и, главным образом, конференц-советнике Коллине. При их содействии Ганс-Христиан поступил в театральное училище, но потеряв голос, перешел учиться в классическую гимназию и еще на школьной скамье обратил на себя внимание педагогов незаурядным талантом рассказчика и несколькими стихотворениями. Поступив в университет, Андерсен в 1829 году напечатал сатирический рассказ "Путешествие пешком от Гольме-канала до Амака". Лирические его стихотворения имели большой успех и Дания вскоре признала его как поэта. Основные темы поэзии Андерсена - любовь к Родине, пейзажи Дании и христианские темы. Многие замечательные его стихотворения, позже положенные на музыку, были переложением библейских псалмов и сюжетов. Обладая незаурядным умом, и ироничностью по отношению к самому себе, Андерсен, тем не менее, неимоверно страдал от непризнания его таланта и произведений критикой и широким кругом читателей.

В романе "Импровизатор", - тонком психологическом этюде о судьбе художника, чей дар долго пробивался сквозь каменные стены презрения и ненужности, есть множество автобиографических эпизодов. (Этот роман до сих пор считается вершиной творчества Андерсена - прозаика и психолога, но не переиздавался после революции в России! Самым полным изданием на русском языке и сейчас является пятитомник Андерсена в переводе А. и П. Ганзен, изданный в 1895 году! Что тут сказать!)

Константин Паустовский как-то заметил, что очень трудно в сложной биографии Андерсена отыскать тот момент, когда он начал писать сказки. Достоверно известно одно: это было уже в зрелом возрасте. Андерсен приобрел славу поэта, которого знали и в народе: под его колыбельные засыпали дети, и путешественника - вышло несколько книг о его путешествиях по Швеции (1855) и Италии (1842).

Италию он особенно любил. Его книгой "Путевые тени" (1831г) - о впечатлениях в странствиях по белому свету вообще зачитывалось не одно поколение европейцев! На театральной сцене с успехом шли его пьесы: "Мулат", "Первенец", "Грезы короля", "Дороже жемчуга и злата". Правда, смотрел он их с мест в театральном зале, что предназначены были для простого народа и отделялись от роскошных кресел аристократической публики железной полосой! Вот так-то!

Уже первые сказки Андерсена принесли ему славу Величайшего Поэта. Маленькие выпуски - брошюры сказок зачитывались до дыр, издания с картинками раскупались в пять минут, стихи и песенки из этих сказок заучивались детьми наизусть. А критики смеялись!

Андерсен с горечью писал об этом своему английскому другу Чарльзу Диккенсу, говоря, что "Дания - такая же гниль, как гнилые острова на которых она выросла!"

Но минуты отчаянья быстро проходили, особенно в обществе детей, которые очень любили худенького, высокого, остроносого господина в черном сюртуке с неизменным цветком в петлице и большим носовым платком в руках. Он был, может быть, не очень-то и красив, но каким живым огнем загорались его огромные голубые глаза, когда он начинал рассказывать детям свои необыкновенные истории!

О самых серьезных вещах в сказке он умел рассказать простым и ясным языком. А. Ганзен, непревзойденный переводчик Андерсена с датского на русский, писал: "Воображение у него - совсем детское. Потому его картины так легки и доступны. Это волшебный фонарь поэзии. Все, чего бы он не коснулся, оживает перед его глазами. Дети любят играть разными обломками деревяшек, лоскутками материи, черепками, кусочками камней... У Андерсена то же самое: заборный кол, две грязные тряпки, заржавелая штопальная игла... Картины Андерсена так обаятельны, что часто производят впечатление волшебных сновидений. Не только окружающие его предметы - например, цветы, трава, но и даже стихии природы, чувства и отвлеченные понятия принимают живые образы, превращаются в людей..." (Цитируется по: Брокгауз и Ефрон. Биографии. Т. 1. Андерсен.)

Воображение у Андерсена было настолько сильным и необычным, что иногда его с недоумением называли колдуном и ясновидцем: посмотрев раза два на человека он мог многое рассказать о нем, будучи с ним совершенно незнаком. Многие читали эпизод из биографии сказочника (в переложении К.Г. Паустовского) о его ночном путешествии с тремя девушками, каждой из которых он предсказал судьбу. Самое странное то, что все его предсказания имели реальную почву и сбылись! Девушек этих он прежде никогда не видел. А они были потрясены встречей с Андерсеном и на всю жизнь сохранили о нем самые благоговейные воспоминания!

За столь божественный дар творения и воображения Андерсен заплатил немалую цену. Он умер в полном одиночестве на своей вилле Ролигхед 4 августа 1875 года, после долгой болезни, начавшейся еще в 1872 году. В литературоведческих источниках глухо упоминается о его несчастной любви к знаменитой датской певице и актрисе "ослепительной" Иени Линд. Когда начался этот красивый и поэтический роман - неизвестно. Закончился он разрывом. Андерсен посчитал, что его призвание важнее и сильнее семейных уз. А может быть, так посчитала Иени... никто не узнает теперь...

P.S. Еще при жизни довелось Андерсену увидеть свой собственный памятник и иллюминацию в Оденсе, предсказанную гадалкой в далеком 1819 году его матери. Он улыбался, глядя на себя, скульптурного. Маленький оловянный солдатик, подаренный бедным мальчиком и лепестки той розы, что протянула голубоглазая девчушка, когда он гулял по улице были ему дороже всех наград и памятников. И солдатик и лепестки бережно хранились в шкатулке. Он часто перебирал их пальцами, вдыхал увядший, тонкий аромат и вспоминал слова поэта Ингемана, сказанные ему еще в юности: "Вы обладаете драгоценной способностью находить и видеть жемчуг в любой сточной канаве! Смотрите, не утратьте этой способности. В этом Ваше предназначение, быть может".

Он не утратил. До конца. В ящике его письменного стола друзьями были найдены листки с текстом новой сказки, начатой за несколько дней до смерти и почти законченной. Перо его было столь же летучим и быстрым, как и фантазия!

Г.-Х. Андерсен "Сказка моей жизни" Перевод А. и П. Ганзен при участии О. Рождественского. Журнал "Ровесник ". No 4. 1991 год.

К.Г. Паустовский Великий Сказочник. Предисловие к изданию сказок Г.-Х. Андерсена. А-Ата. Изд-во "Жазушы." 1983 год.

Биография

Детство

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе на датском острове Фюн . Отец Андерсена, Ганс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных. В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии - королём Фредериком VII, и у него не было друзей среди уличных мальчишек - только принц. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего. После смерти Фритса, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного. Причиной этой фантазии явились рассказы отца мальчика, что он родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. В г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. В раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру - кукольный театр. Это единственное своё занятие он сохранил и в юности.

Юность

В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген, мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!» Он поехал с целью устроиться на работу в театр , мотивируя это своей любовью ко всему тому, что с ним связано. Он получил деньги по рекомендательному письму полковника, в семье которого он устраивал в детстве свои спектакли. В течение года жизни в Копенгагене он пытался попасть в театр. Сперва он пришёл домой к известной певице и, от волнения заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Она, чтобы только отвязаться от назойливого странного долговязого подростка, обещала всё устроить, но, конечно, не выполнила своего обещания. Гораздо позднее она скажет Андерсену, что просто приняла тогда его за сумасшедшего. Ганс Христиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом, он являлся квинтэссенцией Гадкого Утёнка. Но благодаря его приятному голосу и его просьбам, а также из жалости, Ганс Христиан, несмотря на неэффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Его всё меньше и меньше задействовали, а затем началась возрастная ломка голоса, и он был уволен. Андерсен тем временем сочинил пьесу в 5-ти актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Ганс Христиан позаботился о рекламе и дал анонс в газете. Книга была напечатана, но никто её не покупал, она пошла на обёртку. Он не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора». Но ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI , который разрешил учиться в школе в городке Слагелсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Это означало, что больше не нужно будет думать о куске хлеба, о том, как прожить дальше. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней - он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал на письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Андерсен не соответствовал образу сказочника, окружённого детьми, рассказывающего им свои сказки. Его замкнутость и эгоцентричность вылилась в нелюбовь к детям. Когда знаменитый скульптор хотел изобразить знаменитого уже сказочника в окружении детей, тот разгневался настолько, что выгнал его взашей и сказал, что у него нет привычки беседовать с детьми. Он так и умер в полном одиночестве.

Творчество

Список известных сказок

  • Аисты (Storkene , 1839)
  • Ангел (Engelen , 1843)
  • Анне Лисбет (Anne Lisbeth , 1859)
  • Бабушка (Bedstemoder , 1845)
  • Бронзовый кабан (быль) (Metalsvinet , 1842)
  • Бузинная матушка (Hyldemoer , 1844)
  • Бутылочное горлышко (Flaskehalsen , 1857)
  • Ветер рассказывает о Вальдемаре До и его дочерях (Vinden fortæller om Valdemar Daae og hans Døttre , 1859)
  • Волшебный холм (1845)
  • Воротничок (Flipperne , 1847)
  • Всяк знай своё место! (“Alt paa sin rette Plads” , 1852)
  • Гадкий утёнок (Den grimme Ælling , )
  • Ганс Чурбан (Klods-Hans , 1855)
  • Гречиха (Boghveden , 1841)
  • Две девицы (1853)
  • Дворовый петух и флюгерный (Gaardhanen og Veirhanen , 1859)
  • Девочка со спичками (Den lille Pige med Svovlstikkerne , 1845)
  • Девочка, которая наступила на хлеб (Pigen, som traadte paa Brødet , 1859)
  • Дикие лебеди (De vilde Svaner , 1838)
  • Директор кукольного театра (Marionetspilleren , 1851)
  • Домовой у лавочника (1852)
  • Дорожный товарищ (Reisekammeraten , 1835)
  • Дочь болотного царя (Dynd-Kongens Datter 1858)
  • Дурень Ганс (Klods-Hans , 1855)
  • Дюймовочка (Tommelise , 1835) (см. также Дюймовочка (персонаж))
  • Есть же разница! (“Der er Forskjel!” , 1851)
  • Ель (Grantræet , 1844)
  • Жаба (Skrubtudsen , 1866)
  • Жених и невеста (Kjærestefolkene или Toppen og Bolden , 1843)
  • Злой князь. Предание (Den onde Fyrste , 1840)
  • Иб и Христиночка (Ib og lille Christine , 1855)
  • Истинная правда (Det er ganske vist! , 1852)
  • История года (Aarets Historie , 1852)
  • История одной матери (Historien om en Moder , 1847)
  • Как хороша! (1859)
  • Калоши счастья (Lykkens Kalosker , 1838)
  • Капля воды (Vanddraaben , 1847)
  • Колокол (Klokken , 1845)
  • Колокольный омут (Klokkedybet , 1856)
  • Красные башмаки (De røde Skoe , 1845)
  • Лесной холм (1845)
  • Лён (Hørren , 1848)
  • Маленький Клаус и Большой Клаус (Lille Claus og store Claus , 1835)
  • Маленький Тук (Lille Tuk , 1847)
  • Мотылёк (1860)
  • На дюнах (En Historie fra Klitterne , 1859)
  • На утином дворе (1861)
  • Немая книга (Den stumme Bog , 1851)
  • Нехороший мальчик
  • Новое платье короля (Keiserens nye Klæder , 1837)
  • О том, как буря перевесила вывески (1865)
  • Огниво (Fyrtøiet , )
  • Оле-Лукойе (Ole Lukøie , 1841)
  • Отпрыск райского растения (Et Blad fra Himlen , 1853)
  • Парочка (Kjærestefolkene , 1843)
  • Пастушка и трубочист (Hyrdinden og Skorsteensfeieren , 1845)
  • Пейтер, Петер и Пер (Peiter, Peter og Peer , 1868)
  • Перо и чернильница (Pen og Blækhuus , 1859)
  • Побратимы (Venskabs-Pagten ,1842)
  • Подснежник (отрывок) (1862)
  • Последний сон старого дуба (Det gamle Egetræes sidste Drøm , 1858)
  • Последняя жемчужина (Den sidste Perle , 1853)
  • Принцесса на горошине (Prindsessen paa Ærten , 1835)
  • Пропащая (“Hun duede ikke” , 1852)
  • Прыгуны (Springfyrene , 1845)
  • Птица феникс (Fugl Phønix , 1850)
  • Пятеро из одного стручка (Fem fra en Ærtebælg , 1852)
  • Райский сад (Paradisets Have , 1839)
  • Ребячья болтовня (Børnesnak , 1859)
  • Роза с могилы Гомера (En Rose fra Homers Grav , 1842)
  • Ромашка (Gaaseurten , 1838)
  • Русалочка (Den lille Havfrue , 1837)
  • С крепостного вала (Et Billede fra Castelsvolden , 1846)
  • Самое невероятное (Det Utroligste , 1870)
  • Свинопас (Svinedrengen , )
  • Снежная королева (Sneedronningen , 1844)
  • Соловей (Nattergalen , )
  • Сон (En Historie , 1851)
  • Соседи (Nabofamilierne , 1847)
  • Старый дом (Det gamle Huus , 1847)
  • Старый уличный фонарь (Den gamle Gadeløgte , 1847)
  • Стойкий оловянный солдатик (Den standhaftige Tinsoldat , )
  • Судьба репейника (1869)
  • Сундук-самолёт (1839)
  • Суп из колбасной палочки (1858)
  • Счастливое семейство (Den lykkelige Familie , 1847)
  • Тень (Skyggen , 1847)
  • Уж что муженёк сделает, то и ладно (Hvad Fatter gjør, det er altid det Rigtige , 1861)
  • Улитка и розы (Sneglen og Rosenhækken , 1861)
  • Цветы маленькой Иды (Den lille Idas Blomster , 1835)
  • Чайник (1863)
  • Чего только не придумают… (1869)
  • Через тысячу лет (Om Aartusinder , 1852)
  • Штопальная игла (Stoppenaalen , 1845)
  • Эльф розового куста (Rosen-Alfen , 1839)

Экранизации произведений

  • - «Ганс Христиан Андерсен. Сказки» - коллекционное издание мультфильмов:
    • Дикие лебеди
    • Навозный жук
    • Прыгун
    • Огниво
    • Русалочка
    • Что муж ни сделает, то и хорошо
    • Оле-Лукойе
    • Сундук-самолет
    • Стойкий оловянный солдатик
    • Цветы малышки Иды
    • Золотое сокровище
    • Профессор и блоха
    • Принцесса на горошине
    • Свинопас
    • Калоши счастья
    • Новое платье короля
    • Жених и невеста
    • Старый уличный фонарь
    • Бутылочное горлышко
    • Садовник и семейство
    • Гадкий утенок
    • Истинная правда
    • Суп из колбасной палочки
    • Спутник
    • Снежная королева (в двух частях)
    • Снеговик
    • Дюймовочка
    • Соловей
    • Ганс Чурбан

Оперы по сказкам Андерсена

  • Опера-притча «Гадкий утёнок», соч. 1996, - свободная оперная версия Льва Конова на музыку Сергея Прокофьева (ор.18 и ор.22) для сопрано-соло, детского хора и фортепиано. 1 Акт: 2 Эпиграфа и 38 картинок-мимолётностей, продолжительностью - 28 мин.
  • «The Ugly Duckling» Opera-Parable By Andersen For Mezzo-Soprano (Soprano), Three-part Childrens Choir And the Piano *

1 Act: 2 Epigraphs, 38 Theatrical Pictures * Length: Approximately 28 minutes * The opera version (Free transcription) Written by Lev Konov (1996) On music of Sergei Prokofiev: The Ugly Duckling, op. 18 (1914) And Visions Fugitives, op. 22 (1915-1917) * (Vocal score language: Russian, English, German, French)

Фотогалерея

Ссылки

  • Полное собрание сочинений Андерсена. Сказки на 7 языках с иллюстрациями, повести, романы, стихи, письма, автобиография, фотографии, картины. (рус.) (укр.) (белор.) (монг.) (англ.) (фр.) (исп.)

Г.К. Андерсен – известный датский сказочник, произведения которого знакомы взрослым и детям всего мира. Родился он 2 апреля 1805 г. в семье бедного башмачника и прачки. Отец души не чаял в сыне. Он читал мальчику сказки, гулял и играл с ним, сам изготавливал для него игрушки, а однажды смастерил даже домашний кукольный театр.

Когда Гансу было всего лишь 11 лет, отец умер. Школу парень посещал изредка, поскольку приходилось подрабатывать. Был сначала учеником ткача, затем – портного. Потом он какое-то время трудился на фабрике, производившей сигареты.

Андерсен очень любил театр, поэтому в 1819г., мечтая обучиться актёрскому ремеслу и стать знаменитым, переезжает в Копенгаген. Благодаря неплохому сопрано его приняли в Королевский театр, но доверяли только второстепенные роли. Вскоре юношу уволил, ибо у него началась ломка голоса. Попытки стать танцором балета не увенчались успехом. Первые шаги на литературном поприще тоже закончились провалом.

Судьба улыбнулась Андерсену после того, как он познакомился с Йонасом Коллином, который разглядел в молодом человеке большие творческие задатки и похлопотал перед королём о назначении стипендии для получения образования в гимназии. В 1827 г. Ганс перешёл на домашнее обучение. Через год поступил в Копенгагенский университет.

Занятия в университете ему удавалось совмещать с деятельностью сценариста и автора прозы. Полученные гонорары дали Андерсену возможность совершить путешествие в Германию. Потом писатель 29 раз побывал за рубежом. Во время поездок он познакомился со многими выдающимися людьми, а с некоторыми из них и подружился.

В 1835 г. публикуется его роман «Импровизатор» и сборник, состоящий из 4 сказок. Г.К. Андерсен становится популярным. Позже он издаёт ещё несколько романов, пьес и немало произведений других литературных жанров. Но главными в творческом наследии незаурядного писателя являются сказки. Их за свою жизнь он создал 212.

В 1867 г. Андерсен получил чин статского советника и звание почётного гражданина родного города Оденсе.

В 1872 г. он, упав с кровати, сильно травмировался. Умер писатель 4 августа 1875 г. (причина смерти – рак печени). В день его похорон вся Дания была в трауре.

Биография 2

Жизнь великого датского писателя была удивительно интересна. Прежде чем стать знаменитым и обеспеченным человеком, ему пришлось испытать много горя.

Андерсен появился на свет в 1805 году в городе Оденсе в семье башмачника. Детские годы он провел в маленькой скромной каморке. Мальчик рос единственным и избалованным ребенком. Его отец все свое свободное время посвящал Хансу и супруге, читая им по вечерам басни Лафонтена и комедии Гульберга. У мальчика было много игрушек, которые делал глава семейства. Читать научился Кристиан в школе, которую держала одна пожилая женщина. Затем мать отдала его в школу для мальчиков, где он продолжил обучение. Когда Андерсену исполнилось 12 лет, ему пришлось работать на суконной фабрике. Там он мог учиться только в вечернее время в учебном заведении для бедняков. Однако это не мешало мальчику стараться. Особенно он любил читать и слушать сказки.

6 сентября 1819 года Андерсен прибывает в Копенгаген, где знакомится с директором королевской консерватории Сиббони. Он начинает петь у него, и Сиббони говорит, что тот может сделать прекрасную карьеру. Однако у Андерсена пропадает голос, и ему приходится вновь бедствовать, подрабатывая в столярной мастерской. Вскоре он устраивается в театр, где его замечает хормейстер Кроссинг. Ханс всей душой стал отдаваться театральному творчеству и даже пропускал даровые вечерние уроки.

В 1822 году его уволили из хоровой и балетной школы, и он опять стал никому не нужен. Тогда Андерсен решил написать пьесу, которая ставилась бы в театре. И он создает трагедию «Альфсоль». И тогда один из представителей творческого круга Гутфельд порекомендовал его труд театральной дирекции. И хотя его сочинение не было поставлено на сцене, дирекция во главе Йонаса Коллина принялась ходатайствовать о его зачислении в какое-нибудь училище. Коллин помог ему учиться бесплатно в гимназии. Затем он продолжает обучение в Копенгагенском университете. Андерсен много путешествует по Европе, где знакомится с Гюго, Дюма и другими знаменитыми писателями той эпохи.

С 1835 по 1841 годы появляются сборники писателя под названием «Сказки, рассказанные для детей». В своих сказках он писал только правду, которую говорил мальчик из произведения о голом короле. Андерсен стал первым добрым советчиком для всех детей. И, конечно же, взрослые не остались в стороне, так как когда-то у них тоже было такое же детство. В сказках писателя представлено много мудрости и ценных советов, которые так нужны в жизни. И хотя он стал таким знаменитым писателем, в личной жизни он оставался одиноким человеком. Андерсен скончался в 1875 году в полном одиночестве.