Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Анализ произведения «Обломов» (И. Гончаров)

Анализ произведения «Обломов» (И. Гончаров)

Уже в «Обыкновенной истории», первом крупном произведении И.А.Гончарова, он заинтересовался тем типом, который впоследствии обессмертил его имя. Уже там мы видим указания на ту огромную общественную опасность, которую представляют сложившиеся под влиянием крепостного права совершенно особые условия жизни интеллигентного русского общества начала и середины XIX века.

Опасность эта заключается в «обломовщине», причем мечтательный романтизм, знакомый нам по его носителю Адуеву, является только одним из элементов этой последней. Исчерпывающее изображение обломовщины дал Гончаров в образе Ильи Ильича Обломова, к характеристике которого мы теперь обратимся.

Илья Ильич Обломов принадлежит к числу людей, которых нельзя не признать симпатичными.

С первых страниц романа он предстает перед нами, как человек умный и в то же время с добрым сердцем. Его ум сказывается в той проницательности, с которой он понимает людей. Он, например, превосходно разгадал многочисленных визитеров, побывавших у него утром того дня, с которого начинается роман. Как правильно оценивает он и легкомысленное времяпровождение светского фата Волкова, перепархивающего из одного салона в другой, и хлопотливую жизнь чиновника-карьериста Судьбинского, только и думающего о том, как бы заручиться благосклонностью начальства, без чего немыслимо ни получить надбавки к жалованию, ни добиться выгодной командировки, ни тем более продвинуться по службе. А в этом Судьбинский как раз и видит единственную цель своей служебной деятельности.

Так же правильно оценивает Обломов и близких ему людей. Он преклоняется перед Штольцем и боготворит Ольгу Ильинскую. Но, вполне понимая их достоинства, он не закрывает глаза на их недостатки.

Но ум у Обломова чисто природный: ни в детстве, ни впоследствии никто ничего не сделал для его развития и воспитания. Напротив, отсутствие систематически полученного образования в детстве, отсутствие живой духовной пищи в зрелом возрасте, повергают его во все более и более дремотное состояние.

При этом в Обломове обнаруживается полное незнание практической жизни. Вследствие этого его более чем пугает то, что может внести в его однажды сложившийся образ жизни какую бы то ни было перемену. Требование управляющего очистить квартиру повергает его в ужас, он не может подумать спокойно о предстоящих хлопотах. Это обстоятельство для Обломова гораздо тяжелее, чем получить письмо от старосты, в котором тот извещает, что доходу будет «тысячи яко две помене». И это только потому, что письмо старосты не требует немедленных действий.

Обломову присущи редкая доброта и гуманизм. Эти качества в полной мере проявляются в беседе Обломова с писателем Пенкиным, который главное достоинство литературы видит в «кипучей злости – желчном гонении на порок», в смехе презрения над падшим человеком. Илья Ильич возражает ему и говорит о человечности, о необходимости творить не одной только головой, но и всем сердцем.

Эти свойства Обломова в сочетании с его удивительной душевной чистотой, делающей его неспособным ни на какое притворство, ни на какую хитрость, в сочетании с его снисходительностью к другим, например, к Тарантьеву, и, в то же время, с сознательным отношением к собственным недостаткам, внушают к нему любовь почти всем, с кем сталкивает его судьба. Люди простые, вроде Захара и Агафьи Матвеевны, привязываются к нему всем своим существом. А люди его круга, как, например, Ольга Ильинская и Штольц, не могут говорить о нем иначе, как с чувством глубокой симпатии, а иногда даже и душевного умиления.

И, несмотря на свои высокие нравственные качества, этот человек оказался совершенно бесполезен для дела. Уже из первой главы мы узнаем, что лежание было «нормальным состоянием» Ильи Ильича, который, облачившись в свой персидский халат, надев мягкие и широкие туфли, целые дни пребывает в ленивом ничегониделании. Из самой беглой характеристики времяпровождения Обломова видно, что одной из главных особенностей его психологического склада является слабость воли и лень, апатия и паническая боязнь жизни.

Что же сделало из Обломова человека, который с неосознанным, но удивительным упорством избегал всего, что могло потребовать труда, и, с не меньшим упорством, тяготел к тому, что рисовалось ему в виде беззаботного лежания на боку?

Ответом на этот вопрос служит описание детства Обломова и среды, из которой он вышел, — глава, носящая название «Сон Обломова».

Прежде всего, есть некоторые основания рассматривать Обломова, как одного из типичных представителей 40-х годов XIX века. С этой эпохой его сближает идеализм, при полной неспособности перейти к практической деятельности, ярко выраженная склонность к рефлексии и самоанализу, страстное стремление к личному счастью.

Однако, есть в Обломове и черты, отличающие его от лучших, к примеру, тургеневских героев. Сюда относятся косность мысли и апатия ума Ильи Ильича, помешавшие ему стать вполне образованным человеком и выработать себе стройное философское мировоззрение.

Другое понимание обломовского типа – это то, что он является преимущественно представителем русского дореформенного барства. И для себя самого, и для окружающих Обломов прежде всего «барин». Рассматривая Обломова под одним только этим углом зрения, нельзя упускать из виду, что его барственность неразрывно связана с «обломовщиной». Более того, барственность является непосредственной причиной последней. В Обломове и в его психологии, в его судьбе представлен процесс самопроизвольного вымирания крепостнической Руси, процесс ее «естественной смерти».

Наконец, возможно рассматривать Обломова, как общенациональный тип, к которому склонялся и сам Гончаров.

Но, говоря о наличии в характере русского человека негативных черт Обломова, следует помнить, что подобные черты не единственные среди присущих русским. Тому примером герои других литературных произведений – Лиза Калитина из «Дворянского гнезда», обладающая самоотверженным характером, Елена из «Накануне», стремящаяся творить деятельное добро, Соломин из «Нови – эти люди, тоже будучи русскими, абсолютно не схожи с Обломовым.

План характеристики Обломова

Вступление.

Основная часть. Характеристика Обломова
1) Ум
а) Отношение к знакомым
б) Оценка близких людей
в) Отсутствие образования
г) Незнание практической жизни
д) Отсутствие перспективы

2) Сердце
а) Доброта
б) Гуманность
в) Душевная чистота
г) Искренность
д) «Честное, верное сердце»

3) Воля
а) Апатия
б) Безволие

Нравственная гибель Обломова. «Сон Обломова», как ее объяснение.

Заключение. Обломов, как общественный и национальный тип.
а) Обломов, как представитель 40-х голов XIX века
— Черты сходства.
— Черты различия.
б) Обломов, как представитель дореформенного барства.
в) Обломов, как общенациональный тип.

/ Герои романа Гончарова «Обломов»

И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал довольно цельных персонажей. И главные, и второстепенные герои являются представителями современного писателю общества.

Главные герои романа Гончарова «Обломов»

главный герой романа. Это ленивый, косный представитель мещанства. Большую роль в описании персонажа играет образ дивана, на котором проводит большую часть жизни Обломов. Это символ бездействия и апатии. Автор уделяет внимание причинам такого бездеятельного образа жизни: они кроются в воспитании героя. Детство, в котором Обломова постоянно опекали взрослые, дало свои плоды в зрелом возрасте. И. А. Гончаров показывает, что у таких людей, похожих на Обломова, нет будущего, они обречены на трагичную судьбу. Именно поэтому когда главный герой произведения умирает, повествование все еще продолжается.

– один из главных образов романа, друг Обломова, который является полной его противоположностью. Труд для персонажа является одним из главных жизненных компонентов. Он считает, что без трудолюбия, воплощения всех своих желаний и постоянного развития себя как личности невозможно будущее. Штольц противопоставлен Обломову не только по отношению к труду, но и по душевным качествам. Немец, в отличие от Обломова, грубоват и черств. У него не хватает той душевной теплоты, присущей главному герою. Этот образ находится на пути идеальных и сильных личностей, по мнению автора.

Однако более сильной личностью в произведении является – возлюбленная Обломова, а в дальнейшем – жена Штольца. Данный образ всегда стремится к развитию, даже больше чем Штольц. Ольга была не особо красива, но всегда уверена в себе. У Ильинской никогда слова не будут не соответствовать действиям. Она человек дела. Героиня искренне пытается изменить образ жизни Обломова, но когда приходит к пониманию того, что у нее ничего не выйдет, расстается с ним. Потому что она не может связать свою жизнь с апатичным человеком. И даже находясь замужем за Штольцем, она скучает, потому что нет такого героя, который бы подошел ее сильному характеру.

Противопоставляется Ильинской образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Это жена Обломова, отличающаяся своей добротой и милосердием. Такая героиня – идеал Обломова, оба они представители старого мира. Пщеницыну не интересует ничего, кроме домашнего хозяйства. Она по-настоящему любит Обломова и готова пойти ради него на все. После смерти мужа она теряет часть себя и замыкается.

Второстепенные герои романа Гончарова «Обломов»

Захар – слуга Ильи Ильича, который чем-то похож на своего хозяина. Он ленив и неопрятен. Автор иронично показывает, как все вещи вокруг ломаются или разбиваются. Однако такие черты характера не мешают герою заботиться о своем хозяине. Он, как и Обломов, - представитель старого порядка, при котором хозяин для слуги – всё. Можно сказать, что жизнь Захара находится в связи с жизнью Обломова. Поэтому когда умирает главный герой, умирает душевно и его слуга, за которым все же пытается ухаживать его жена – Анисья.

Анисья – это кухарка Обломова, чем-то похожая на Агафью Матвеевну. Обе они являются воплощением настоящей русской женщины. Анисья так легко влилась в семью Обломова, что уже стала неотделимой ее частью. Она трудолюбива, добра и житейски умна.

В произведении выделяется и отрицательные образы, к которым относится и Иван Матвеевич Мухояров – брат Пшеницыной. Это хитрый и равнодушный человек, хотя первоначально кажется добродетельным. Мухояров привык получать деньги любым путем, честным и нечестным, он привык брать взятки. У него нет ничего святого, герой вместе с Тарантьевым пытается создать аферу, с помощью которой им удастся обокрасть Обломова. Однако Штольц раскрывает их планы.

Михей Андреевич Тарантьев – такой же бесчувственный аферист и мошенник, готовый на все ради денег. Именно он придумывает план обворовать Обломова, но выполнить этот план одному у него не получается, поэтому он выбирает исполнителя – Мухоярова. Тарантьев – грубый, безнравственный, критикующий всё и всех человек.

Важны в произведении образы своеобразных двойников Обломова, к которым относятся Волков, Судьбинский и Пенкин. Автор показывает, что их жизнь такая же неполноценная, как и у Обломова. Волков, хоть и не лежит на диване, но также бесполезно ее тратит на развлечения и посещение различных праздников. Судьбинский – воплощение чиновничьей жизни. Он действительно много работает, что помогает ему добиться высокой должности. Однако, по мнению Обломова, эта погоня за карьерой портит всех людей, она не способна сделать человека счастливым. Пенкин – литератор, пишущих обо всем на свете и публикующий бессмысленные и бесчувственные произведения. Герой – олицетворение продажного творчества, что, конечно, не поддерживалось И. А. Гончаровым.

Еще одним гостем в доме Обломова является Алексеев. Это человек, который подстраивается под других и не имеет собственного мнения. Имя его никто не запоминает. Алексеев схож с Обломовым тем, что оба они тихие, непримечательные люди.

Важным образом среди второстепенных героев является доктор Обломова, который лечит только состоятельных людей. Он дает совет главному герою: жить по общественным правилам того времени. Однако, по сути своей, он предлагал Обломову поменять диван на такие же бесполезные вещи.

Таким образом, И.А. Гончаров показал не только «обломовщину», но и то общество, в котором формируется данное явление.

В романе «Обломов» Иван Гончаров затрагивает проблему формирования личности, выросшей в обстановке, где всячески пытались ущемить проявление самостоятельности.

Образ и характеристика Обломова поможет читателю разобраться, какими становятся люди, привыкшие с детства получать желаемое с помощью других.

Внешний образ Ильи Ильича Обломова

«Это был человек лет тридцати двух-трех, среднего роста, с темно-серыми глазами, приятной наружности».

На лице мужчины с трудом угадывались определенные эмоции. Мысли блуждали по нему, но слишком быстро исчезали, напоминая птиц.

Илья Ильич Обломов был полный. Небольшие пухлые руки, узкие плечи, бледный цвет шеи указывали на излишнюю изнеженность. В молодости барин отличался стройностью. Симпатичный блондин нравился девушкам. Сейчас он полысел. Андрей Штольц советует товарищу сбросить лишний вес, аргументируя тем, что от него клонит в сон. Посещая квартиру Обломова, он часто видит, что барин спит на ходу, ищет любой предлог, лишь бы прилечь на диван. Да и отечность дает понять, что со здоровьем плохо. Причиною могли послужить набранные килограммы.

Поднимаясь с кровати, Обломов кряхтит как старик. Он называет себя:

«ветхим, изношенным, дряблым кафтаном».

Недавно Илья Ильич посещал всевозможные светские рауты. Вскоре выход в свет стал угнетать его. Поездки по гостям обязывали к опрятному внешнему виду, а ему надоела ежедневная смена рубах, и требование быть гладковыбритым. Следить за собственным внешним видом казалось ему «глупой затеей».

В одежде всегда неряшлив. Постельное белье меняет редко. Слуга Захар часто делает ему замечания. Штольц уверяет, в таких халатах как он носит, уже давно не ходят. Носки на нем с разных пар. Рубаху мог запросто одеть навыворот, и не заметить.

«Обломов в доме всегда пребывал без галстука и жилета. Любил простор и приволье. Туфли на ногах были широки. Опуская ноги с постели, сразу же попадал в них».

Многие детали внешнего вида говорят о том, что Илья действительно ленив, потакает собственным слабостям.

Жилье и быт

Около восьми лет Илья Обломов живет в просторной съемной квартире, в самом центре Петербурга. Из четырех комнат использует лишь одну. Она служит ему и спальней, и столовой, и приемной.

«Комната, где лежал Илья, казалась отлично убранною. Там находилось бюро красного дерева, два дивана, обитые дорогой материею, шикарные ширмы с вышивками. Присутствовали ковры, занавески, картины, дорогие фарфоровые статуэтки».

Предметы интерьера относились к дорогостоящим вещам. Но это не скрашивало небрежности, исходившей из каждого уголка комнаты.

На стенах и потолке было множество паутины. Мебель укрывал толстый слой пыли. После встреч с возлюбленной Ольгой Ильинской, он приходил домой, садился на диван, и чертил на пыльном столе большими буквами ее имя. На столе помещались разные предметы. Там были и грязные тарелки, и полотенца, прошлогодние газеты, книги, с пожелтевшими страницами. В комнате Обломова находятся два дивана.

Отношение к учебе. Образование

В тринадцать лет Илью отправили учиться в пансион в Верхлево. Обучение грамоте не привлекало паренька.

«Отец и мать посадили Илюшу за книгу. Это стоило громких воплей, слез и капризов».

Когда следовало отбывать на обучение, приходил к матери, просил остаться дома.

«Он печальный приходил к маме. Та знала причину, и тайно вздыхала о разлуке с сыном на целую неделю».

В университете учился без энтузиазма. Абсолютно не интересовался дополнительной информацией, читал то, что задавали преподаватели.

Его устраивали записи в тетрадке.

В жизни студента Обломова присутствовало увлечение поэзией. Товарищ Андрей Штольц приносил ему разнообразные книги из семейной библиотеки. Сначала он с восторгом прочитывал их, а вскоре забросил, что и следовало от него ожидать. Илье удалось окончить университет, но должные знания не отложились в его голове. Когда потребовалось проявить свои познания в юриспруденции и математике, Обломов не справился. Всегда считал, что учеба послана человеку как расплата за грехи.

Служба

После обучения время пролетало быстрее.

Обломов «так и не подвинулся ни на каком поприще, продолжал стоять у порога собственной арены».

Следовало что-то делать, и он принял решение ехать в Петербург, чтобы зарекомендовать себя на службе канцелярским писарем.

В 20 лет он был достаточно наивен, определенные взгляды на жизнь можно было списать на неопытность. Юноша был уверен, что

«чиновники составляли дружную, тесную семью, волнующуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях».

Так же он верил, что нет надобности посещать службу ежедневно.

«Слякоть, жара или просто отсутствие желания всегда могут послужить законным предлогом к нехождению на работу. Илья Ильич огорчился, когда увидел, что надобно быть на службе четко придерживаясь расписания. Исстрадался от тоски, несмотря на снисходительного начальника».

Проработав два года, допустил серьезную ошибку. При отправке важного документа, перепутал Астрахань с Архангельском. Дожидаться выговора не стал. Написал рапорт об уходе, а перед этим пребывал дома, прикрываясь пошатнувшимся здоровьем.

После произошедших обстоятельств не предпринимал попыток вернуться на службу. Он радовался тому, что ему не нужно теперь:

«с девяти до трех, или с восьми до девяти писать доклады».

Теперь он точно уверен, что труд не может сделать человека счастливым.

Отношения с окружающими

Илья Ильич кажется тихим, абсолютно неконфликтным.

«Наблюдательный человек, взглянув мельком на Обломова, сказал бы: «Добряк, простота!»

Его общение со слугою Захаром уже с первых глав может кардинально поменять о не мнение. Он часто повышает голос. Лакей действительно заслуживает небольшой встряски. Барин платит ему за поддержание порядка в квартире. Он же часто откладывает уборки. Находит сотни причин, почему сегодня убраться невозможно. В доме уже есть клопы, тараканы, изредка пробегает мышь. Именно за всяческие нарушения его ругает барин.

В квартиру приходят гости: бывший сослуживец Обломова Судьбинский, литератор Пенкин, земляк Тарантьев. Каждый из присутствующих рассказывает лежащему в постели Илье Ильичу о насыщенной событиями жизни, приглашают прогуляться, развеяться. Однако он всем отказывает, ему в тягость выход из дому. Барин боится, чтоб его не просквозило. В каждом предложении он видит проблему, ожидает подвоха.

«Обломов хоть и ласков со многими, но любит искренне одного, верит ему одному, может потому, что вырос, и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц».

Станет понятно, что несмотря на равнодушие ко всякого рода развлечениям, Обломов не вызывает неприязни у людей. Они все равно хотят подбодрить его, предпринимают очередную попытку вытянуть из любимой постели.

Проживая у вдовы Пшеницыной, Илья с превеликим удовольствием возится с ее ребятишками, обучает их грамоте. С тетей своей возлюбленной Ольги Ильинской он с легкостью находит общие темы для разговора. Все это доказывает простоту Обломова, отсутствие заносчивости, которая присуща многим помещикам.

Любовь

С Ольгой Ильинской Обломова познакомит его друг Андрей Штольц. Ее игра на фортепиано произведет на него неизгладимое впечатление. Дома Илья всю ночь не сомкнул глаз. В мыслях он рисовал образ новой знакомой. Каждую черточку лица вспоминал с трепетом. После этого, стал часто бывать в имении Ильинских.

Признавшись Ольге в любви, повергнет ее в смущение. Они долго не виделись. Обломов переезжает жить на съемную дачу, расположенную возле дома его возлюбленной. Никак не мог совладать с собой, чтобы вновь посетить ее. Но судьба сама сведет их, организуя им случайную встречу.

Окрыленный чувствами, Обломов меняется в лучшую сторону.

«Он встает в семь часов. На лице нет ни усталости, ни скуки. Рубашки с галстуками поблескивают, как снег. Сюртук его прекрасно сшит».

Чувства положительно сказываются на его самообразовании. Он читает книги, не лежит без дела на диване. Пишет управляющему имением письма с просьбами, и указаниями поправить положение поместья. До отношений с Ольгой он всегда откладывал это на потом. Мечтает о семье, детях.

Ольга все больше убеждается в его чувствах. Он выполняет все ее поручения. Однако «обломовщина» не отпускает героя. Вскоре ему начинает казаться, что он:

«находится у Ильинской на службе».

В его душе происходит борьба между апатией и любовью. Обломов считает, что невозможно испытывать симпатию к такому как он. «Любить такого смешно, с дряблыми щеками и сонным взором».

На его догадки девушка отвечает плачем и страданиями. Видя искренность в ее чувствах, жалеет о сказанном. Спустя время снова начинает искать причину, чтобы избегать встреч. А когда любимая в сама приезжает к нему, не может насмотреться на ее красоту, и решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако сложившийся уклад жизни берет свое.

Он постоянно откладывает свадьбу. Ему надоедают частые встречи, прогулки. Ольга понимает это. Она разрывает отношения, так как ей не удается изменить Илью, а с равнодушным к жизни человеком она жить не сможет.

Последние годы жизни

Через несколько лет после расставания с любимой, Обломов женится на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату на Выборгской улице. Он вновь стает таким же унылым лентяем, вечно отлеживает бока на диване. Его супругу это вполне устраивало, не раздражало.

У Ильи Ильича Обломова случилось несколько апоплексических ударов. Судьба отмеряла ему недолгий путь. После очередного приступа он скончался.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Фамилия Обломов значащая (от глагола «обломиться», «ломаться»): Обломов сломлен жизнью, пасует перед ее трудностями и проблемами. Имя Обломова - Илья Ильич - самозамкнуто, ибо бездеятельный и бесплодный способ существования предков О. находит в нем конечное завершение. Сын Обломова, Андрей, названный в честь Штольца, должен, по замыслу Гончарова, положить начало новому типу прогрессивного и нравственного деятеля возрождающейся России. Образ Обломова стал нарицательным для обозначения лени, безволия и равнодушия к жизни. Тип, созданный Гончаровым, кроме того, обнаруживает черты ярко выраженной асоциальное, пассивности и эскапизма. Принято считать, что образ Обломова сугубо отрицательный, однако Обломов рисуется Гончаровым симпатичным, душевным и нравственно чистым: «в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца». Портрет Обломова также двойствен: «приятная наружность» и «отсутствие всякой определенной идеи» в лице; мягкость движений и грация, и вместе с тем тело «казалось слишком изнеженным для мужчины». Обломов, по выражению Штольца, «наспал свои недуги»: «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд», «дряблые щеки», на него нападает нервический страх: его пугает окружающая тишина.

Одежда Обломова - его халат, «восточный, весьма поместительный, так что Обломов мог дважды завернуться в него». Халат становится символом лени Обломова. Штольц и Ольга Ильинская стремятся вытащить Обломова из халата, но, когда Обломов окончательно сдается, отказывается от жизненной борьбы, бежит от любви к Ильинской в сон и привычное безделье, халат вновь облекает его тучное тело. Другой непременный атрибут лени Обломова - диван, на котором Обломов проводит все дни от рассвета до заката в мечтаниях, полудреме и сне. Обстановка обломовской квартиры - свидетельство упадка, пренебрежения окружающими вещами, апатии и безволия: «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки». (Ср. с описанием комнаты Плюшкина) Судьба Обломова - череда неудач, разочарований и жизненных поражений: в детстве он учился кое-как, ибо учение считал «за наказание, ниспосланное небом за наши грехи», по окончании образования «голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий», «как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по разным частям знаний»; служба Обломова не удалась, так как он не видел в ней смысла и робел в присутствии начальства, когда же однажды случайно отправил нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск, слег в постель, а после с перепугу подал в отставку; любви Обломов не испытал, ибо «к сближению с женщинами ведут большие хлопоты». Дальнейшую жизнь Обломов посвятил плану устройства имения и управления крестьянами, впрочем, его идеи ограничивались пылкими мечтаниями на диване, здесь же Обломов, подобно Манилову, предавался «наслаждениям высоких помыслов», исполнялся презрения «к людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу», загорался «желанием указать человеку на его»Шв. Но порывы Обломова кончались переменой двух-трех поз на диване, наступало отрезвление, и Обломов день за днем следил, как солнце опускается за четырехэтажный дом напротив его окна.

Сон Обломова- пародийно-ироническая идиллия «золотого века», безмятежного существования жителей Обломовки, того образа жизни, который сформировал характер Обломова: вялый, нерешительный, пассивный, неспособный к жизненным испытаниям. Обломовка - благословенный, тихий и счастливый край («ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там»), далекий и от столичных, и от губернских городов (ближайшая пристань Волги все равно что Колхида или Геркулесовы Столпы). Интересы семьи Обломовых сосредоточены на еде, домашних заботах и сне (послеобеденный сон - «истинное подобие смерти», когда спит весь дом, вся деревня). Отец Обломова «день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду». Хозяйством никто не занимается, управляющий ворует, подгнившая галерея стоит до тех пор, пока не обваливается, мостик настилают лишь тогда, когда крестьянин падает с него в канаву; присланное в Обломовку письмо четыре дня не распечатывают, опасаясь дурных вестей. Обломова-ребенка балуют, не отпускают ни на шаг, подавляют живость и резвость: слуги Васька, Ванька, Захарка все делают за Обломова. Он рос, «как экзотический цветок в теплице. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли увядая». В Обломове воспитали лень, барство, презрение к крепостным слугам (Захар натягивал 14-летнему О. чулки, «а чуть что покажется ему не так, то он подает Захарке ногой в нос»), что заложило основы «обломовщины» - праздного и порочного барского образа жизни. (См. статью Н.А.Добролюбова «Что такое «обломовщина»?») Вопреки воспитанию, Обломов обладает способностью глубокого проникновения в суть вещей, вытекающей из его природной наблюдательности. Обломов в споре со Штольцем справедливо критикует внутренне бесплодную деятельность дворян его круга: погоню за чинами, лицемерие, суету, сплетни светского общества, лживость, зависть, злобу, скуку. По существу, подобная деятельность сродни обломовскому безделью: она так же порочна. Взамен Обломов провозглашает собственный идеал, правда, этот идиллический идеал - подновленная и перелицованная «обломовщина» обломовцев, невозможная в действительности утопия: «обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею мечтать, считать минуты счастья, как биение пульса; слушать, как сердце бьется и замирает; искать в природе сочувствия…».

Гончаров подвергает Обломова испытанию любовью. По выражению Добролюбова, «русский человек на рандеву» терпит фиаско. Обломов повторяет в этом смысле путь Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина, Тентетникова. Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую, родственную ему эстетическую натуру (ср. имена влюбленных: Илья Ильич - Ильинская). Поначалу, под влиянием любви, Обломов вылезает из халата, начинает верить в будущее, но заботы о переустройстве имения в связи с женитьбой пугают его, он перекладывает ответственность с себя на Мухоярова и Затертого, жуликов и мошенников, избегает Ольги (разлившаяся Нева служит непреодолимым препятствием для свиданий с ней), возвращается к спокойной жизни, дивану и халату, отдается заботливым попечениям хозяйки квартиры Агафьи Матвеевны Пшеницыной, так что Ольга Ильинская отвергает его робкую, зависимую, безвольную натуру как не отвечающую ее идеалу подлинной личности: «Ты кроток, честен, Илья, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого…» Языком любви Ольги и 0бломова были цветы, природа, книги; в сближении 0бломова с Агафьей Матвеевной главную роль играют «круглые локти» хозяйки, «еще с ямочками» (Н.Пруцков). Обломов смотрит на Пшеницыну с таким же удовольствием, как «на горячую ватрушку». Постепенно Обломов превращается в «ком теста».

Мухояров и Тарантьев, воспользовавшись душевной добротой, терпимостью и неопытностью Обломова, пригрозили ему скандалом и заставили подписать фальшивое заемное письмо, данное вдове Пшеницыной, чтобы доходы с имения Обломова шли им в карман. «Голубиная» натура Обломова, таким образом, способствует тому, что вокруг Обломова «мельтешат» обманщики всех мастей. Штольц, как добрый ангел-хранитель Обломова, спасает его от Мухоярова и Тарантьева, возвращает доход с имений. Агафья Матвеевна Пшеницына заботится об Обломове, вкусно и обильно кормит его. Обломов достигает своего идеала, «хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспечное течение жизни в родной деревне, среди крестьян он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками…» Обломов получает два апоплексических удара и умирает. Трагизм образа Обломова в том, что «борьба внутренних сил в нем самом» (Цейтлин) кончается поражением. Обломов не в силах возродиться к новой жизни, гибельная природа «обломовщины» предначертала его жизненный путь (Пруцков). Сын Обломова, Андрей, отданный на воспитание Ольге Ильинской и Штольцу, должен соединить в себе доброту, «голубиное незлобие» Обломова и Агафьи Матвеевны Пшеницыной и практичность, деятельный дух, обращенность к высоким идеалам Штольца и Ольги Ильинской.

ндрей Штольц - ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность. Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость и широту русской души, но этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. По мере развития романа Гончаров все отчетливей осознавал, что в данных условиях такое просто невозможно. Штольц настолько погряз в рутинной суете жизни, что выбраться из нее уж не смог. Андрей - человек действия, он не в состоянии остановиться и созерцать, подобно Обломову, ему необходимо постоянное движение вперед. Жизнь для Штольца - это жизнь разума, преобладающего над сердцем. Ольга Ильинская намного ближе Штольцу, чем Обломову.

Она тоже живет рассудком, не задерживаясь долго на одном месте. Штольц для Обломова - своеобразный демон искуситель, который пытается затащить Обломова в искрящийся суетливый мир, а Илья Ильич этому отчаянно сопротивляется. Такое положение вещей ничуть не омрачает их дружбу, напротив, Штольц - единственный человек, которому Обломов доверяет свои самые сокровенные мысли и чувства. Именно ему Илья Ильич говорит о своих переживаниях, откуда мы узнаем, что он далеко не однозначная натура, что его, подобно всякому живому человеку, тоже обуревают страхи, сомнения, противоречия. Мы узнаем, что Обломов пытался «жить и гореть, но огонь его двенадцать лет томился, сжигая свою темницу, и, наконец, погас». Обломов долгие годы томился на службе, так и не сделал карьеру, потому, как не захотел, а точнее, не смог опуститься до мелких интриг, которые претили его природе.

Образ Обломова неразрывно связан с миром его вещей. Автор мастерски использует литературный прием, когда по описанию предмета мы узнаем много интересного о его обладателе. Так, например, туфли и халат Обломова (широкие, мягкие) словно отражают широкий и мягкий нрав их хозяина, его покладистый и добродушный характер. Не потому ли так любят бывать у Обломова его друзья? Пусть в его квартире не царит идеальный порядок, пусть сам хозяин встречает их в старом халате и потрепанных туфлях, но зато это едва ли не единственное место, где можно отдохнуть душой от всеобщей суеты и духовного холода в этом мире, где царит разум.

В отличие от Обломова Штольц личность вполне одиозная, ему не мешают жить «лишние» мысли о своем предназначении, месте в жизни и прочие философские изыски. Он точно знает, что, когда и как сделать, чтобы было так, как надо. Как ни странно, в читателе такая цельность не вызывает симпатии. Я не могу сказать, что в Штольце нет положительных черт характера. Напротив, этим человеком можно восторгаться, но он никогда не будет нам так близок, как Обломов. Скорее его положительные черты затвердели в этой суматохе, когда нет времени задуматься о верности идеалам, да и самих то идеалов, кроме неких меркантильных интересов, почти не осталось. Он твердо знает, чего хочет от жизни и каким образом достичь поставленной задачи. Так зачем же останавливаться и задумываться о своей судьбе. Ему вполне достаточно мелкого бюргерского счастья, когда «дом - полная чаша», преклонение друзей, уважение врагов, красивая жена с богатым приданым, хорошие связи - чего еще может желать человек? Но нет. Именно такие люди в конце жизни часто думают, что что то упущено, чего уже не вернешь, когда вроде все есть, а чего то не хватает. Осознание, что они просто забыли жить, наслаждаться каждым моментом бытия, приходит не ко всем.

До самого конца Штольц не оставляет попыток встряхнуть Обломова, «вернуть его к жизни», но ему это не удается. Да, Обломов умирает, его огонь давно погас, но он жил в согласии с собой, добросовестно храня свои идеалы и не отступая от своих принципов ни на йоту. Штольц - представитель уже нового времени, когда традиции и обычаи не несут такого значения, как в патриархальном обществе. Но это время, когда утрачивается сама суть русского духа, без которого уже нет той Руси, которой гордился Гончаров.

Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе. Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына». Два последних образа - полные противоположности друг другу, их смело можно назвать линиям, которые никогда не пересекутся - они просто находятся в разных плоскостях. Единственное, что их объединяет - это Илья Ильич Обломов.

Ольга Ильинская - это молодая решительная девушка. Ее требования к жизни высоки, но и сама она готова приложить достаточно усилий, чтобы получить желаемое. Жизнь Ольги похожа на бурную реку - постоянно в движении. Ольга не отступится от поставленной задачи, но и не будет тратить времени на осуществление задуманного, если видит, что затея обречена на провал. Она слишком разумна, чтобы тратить свое драгоценное время на бессмыслицу. Свое яркостью и неординарностью она и привлекла внимание Обломова. Обломов полюбил ее той чистой, бесхитростной и искренней любовью, на которую из всего окружения Ольги, пожалуй, только он один и способен. Она его восхищала, завораживала и в то же время утомляла. Она слишком любила себя, чтобы заметить его в своем ослепительном блеске. Образ Ольги Ильинской неоднозначно трактуется критиками. Кто то видит именно в ней достойный синтез рассудочности, образованности и духовности. Кто то, напротив, винит ее в поверхностности и неспособности к высокому чувству. Мне кажется, что Ольга - это обычный человек, стремящийся к комфорту и уюту, только понятие благосостояния у нее несколько иное, чем у Обломова. В действительности они оказались слишком разными людьми, у которых во время хватило духу это признать. Зачем было мучить друг друга, если ясно, что ничего не выйдет? Ольге и в самом деле больше подходит Штольц, такой же здравомыслящий человек, как и она сама.

Агафья Матвеевна Пшеницына - совсем иной образ. Это тип настоящей русской женщины, зрелой, сознательной, обладающей простой житейской мудростью, которая бывает намного более полезной, чем все трактаты по психологии, вместе взятые. Ей никогда не придет в голову пренебречь интересами человека, живущего рядом с ней, она не бросится отстаивать свои права. Возможно, ради нее мужчина не совершит подвиг, но именно рядом с такой женщиной он ощутит себя нужным и сильным. Агафье Пшеницыной никогда не придет в голову попытаться переделать человека. Психологически она намного ближе Обломову, в ней есть та естественность, которая помогает угадывать тайные мысли другого человека. Все то, чего была лишена Ольга, Обломов находит в Агафье.

Ольга и Агафья являются полными антиподами и по складу характера, и по образу жизни. Но не случайно на смену Ольге в жизни Обломова появляется Агафья Пшеницына. Гончаров искренне верил, что надо описывать жизнь такой, какая она есть, без прикрас. Именно поэтому его произведения начисто лишены всякой дидактики, он доверяет читателю в том, что тот вынесет верное суждение о романе. Мне кажется, что герои Гончарова, будучи взятые из реальной жизни, описанные без прикрас, не являются ни «плохими», ни «хорошими», так же как и обычный человек не может быть только плохим или только хорошим. Ольга молода, привлекательна, умна. Агафья в свою очередь умудренная жизнью женщина, ее желания сходны с идеалами Обломова. Она хочет простого женского счастья и иметь возможность заботиться о ком то. Обломов же хочет испытать тот уют, по которому он истосковался. А у Ольги другие представления о счастье, и в данном случае нельзя никого судить.