Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Анализ былины святогор богатырь. Былины с Ильей Муромцем

Анализ былины святогор богатырь. Былины с Ильей Муромцем

Что объединяет стихотворения «Святогор» и «Святогор и Илья»? Как показана гибель бога­тыря?

В стихотворениях «Святогор» и «Свято­гор и Илья» общий герой — Святогор и сходен его облик, показывающий необъ­ятность его силы. Гибель богатыря объяс­няется неуместностью такой силы и такой безмерной тяжести для земли, по которой ходит богатырь. Гибель Святогора вызва­на вполне сказочными причинами: каж­дый удар, который должен был бы спасти героя, наоборот, добавляет новую скрепу на его гроб. Земля не в силах выдержи­вать его тяжесть, и избыток силы прино­сит герою гибель.

«Святогор и Илья» — это стихотворное пере­ложение одного из центральных эпизодов былины «Святогор и Илья Муромец». Какими предстают в стихотворении былинные богатыри? На чьей сто­роне симпатии автора?

Оба героя стихотворения пришли на его страницы из былины, сохраняя и свой внешний облик, и свою предысторию. Оба они вполне соответствуют общему облику богатырей. Однако между ними есть раз­ница. Хотя оба изображены с симпатией, все же Святогор демонстрирует избыток силы, такую величину и такой вес, кото­рый не приемлет даже Мать Сыра Земля.

Герой русских былин Святогор, один из старших богатырей, не может найти применения своей силе. Как отражена эта черта Святогора в стихотворении И. А. Бунина? Как вы оцениваете смысл концовки стихотворения?

В стихотворении Бунина явственно ри­суется то, как некие силы склонны свя­зать, опутать тело Святогора, чтобы он не смог больше являться на землю и исполь­зовать свою непомерную силу. Земля за­брала Святогора из рядов защитников отеческих владений. Божья воля опреде­лила размер тех сил, которыми могла рас­поряжаться родная земля. Все хорошо в меру. Сила Святогора эту меру превы­шала, и потому он погиб.

И. А. Бунин. Святогор и Илья. Как показана гибель бога­тыря?


На этой странице искали:

  • святогор и илья это стихотворное переложение
  • что объединяет стихотворения святогор и святогор и илья
  • анализ стихотворения святогор и илья
  • святогор
  • святогор и илья это стихотворное переложение одного из центральных эпизодов

У каждого народа существуют былины, сказания, мифы или легенды, уходящие своими корнями в незапамятные времена. И в них обязательно есть самый сильный герой. Имеется такой и у нас - Святогор-богатырь. Это сказочный герой всех славян, но русины считают себя его прямыми потомками, а Святые горы в их представлении - это самый высокий пик Карпат. Там, как они считают, до сих пор живет сказочный великан, который стоит на страже порядка во всем славянском мире.

«Средь лесов и диких гор жил когда-то Святогор…»

Святогор-богатырь - один из самых древних былинных героев, и сказания о нем не принадлежат ни киевскому, ни новгородскому циклам, хотя его пути пересекаются и с Ильей Муромцем, и с Микулой Селяниновичем, богатырем-пахарем, героем новгородских легенд. О сказочном силаче-великане существует много сказаний, основных сюжетов не меньше семи. Сведения, изложенные в них, часто разнятся, но неизменными всегда остаются размеры героя и его необычайная сила. Основными историями, связанными со Святогором, является случай с переметной сумой, которую он не может сдвинуть с места, и трагическая смерть великана: по одной из версий, он, пытаясь хотя бы приподнять все ту же котомку, уходит в сырую землю, по другой - замуровывает себя в каменном гробу заживо. Почти везде указывается тот факт, что из-за чрезмерного веса его не выдерживала «мать Сыра Земля», поэтому он не покидал Святых гор, где обитал и в честь которых был назван.

Множество вариантов

В других былинах указывается иная причина его неподвижности - он стоял на страже между Явью и Навью и не мог покинуть пост. Тем не менее, однажды Святогор-богатырь решился оставить охраняемую им границу между Светом и Тьмой. Отправился он прямо на небеса, выстроив лестницу прямо к божественному престолу. Эта легенда объясняет необычайную силу героя. Всевышний не рассердился на Святогора за дерзость, а наоборот, предложил ему выбрать желание, которое будет осуществлено. Великан попросил силы и мудрости, он не знал, что боги ничего не делают без умысла. Богатырь действительно стал сильнее всех, но не смог поднять крышку каменного гроба, в котором и был погребен заживо. Часто былины накладываются одна на другую и невозможно понять, сколько, например, жен было у Святогора, почему он «божественный» (правда, дохристианский). Потому ли, что сын божества (где-то отцом указан Род, где-то - Вий), или потому, что побывал на небесах?

Аналогии из былин других народов

По одной из легенд, на страже он стоял у столба, подпирающего небо, и в этом случае Святогор-богатырь напоминает греческого Атланта. Вообще необходимо отметить, что с некоторыми национальными героями наш былинный великан похож, как брат-близнец. Особенно много общего у него с финским богатырем по имени Калеви-поэга. Оба они живут в скалистых горах, оба вброд моря переходят, леса для них - что трава. У обоих мечи, с которыми не может справиться никто, кроме них. И одного, и другого на картинках, иллюстрирующих былины, часто изображают лежащими: они очень любили поспать. И Святогор, и Калеви-поэга, обладая исполинской силой, в определенный момент не могут справиться с легкой задачей: первый - поднять с земли небольшую сумку, подброшенную Микулой Селяниновичем, второй - открыть деревянную дверь в подземном царстве. В жизни обоих фигурирует кузнец, и оба они находятся под властью рока. Очень много общего у Святогора с легендарным великаном-силачом Самсоном. В этом случае интересным является тот момент, что у еврейского и славянского героев жены были предательницами.

Никакой конкретики

У Святогора непорядочной женщиной была та жена, которая соблазняла Илью Муромца, за что и была убита мужем. По одним сказаниям, богатырь-гора носил ее в хрустальном ларце за спиной. По другой легенде, женой героя-великана была красавица, на которую указала ему древнеславянская богиня судьбы Макошь. Эту женщину Святогор убил в начале отношений. И тут сведения разнятся. По одной из версий, по указанному богиней адресу находилась ужасная змея, по другой - девушка, покрытая отвратительными язвами и струпьями. Понять героя можно. Он наносит удар мечом в грудь и уходит, а суженая оживает и превращается в красавицу. И опять сведения о том, как влюбленные соединились, разнятся.

Вполне определенные параметры

Каждый момент жизни древнего великана, даже смерть, описаны по-разному. А как не совпадают сведения о Святых горах! Выше назывались Карпаты. Кроме них упоминаются Урал, Алтай, и даже холмы Святогорска. На то и сказания, что в них нет точных сведений. Несомненно, как отмечалось, лишь то, что это был огромнейший великан, ложе которого в длину достигало 10 саженей, в ширину - 6. Что у него был сказочный меч и что он был славянином. Все сведения о богатыре почерпнуты из былин, которые не являются сказками в полном смысле. Былины в очень преувеличенном виде пересказывают якобы реально существовавшие события. Под Черниговом на самом деле есть могила великана, в которой, по убеждению местных жителей, захоронен именно наш герой.

Не совсем былина

«Святогор-богатырь» - былина, повествующая об одиночестве великана, о том, как он тяготился своей силой, как мечтал хотя бы часть ее передать кому-то. Рассказывается в ней и о встрече с Микулой Селяниновичем, о неподъемной сумке, в которой была заключена вся тяга земли, о пророчестве кузнеца и о встрече Святогора с будущей женой. Это не совсем былина, это стихи-сказка, принадлежащая перу Л. Н. Толстого и входящая в цикл «Сказки для детей». В ней гениальный писатель в доступной для детей форме пересказал славянские сказания об одном из первых былинных героев. Хотя и героем его назвать трудно, потому что он не совершал подвигов, как, например, Илья Муромец. Образ его в чем-то очень трагичен: Святогор одинок и тяготится невостребованной силой, хотел небо поменять местами с землей, в результате неразумной похвальбы получил неподъемную сумку.

Реальные подтверждения

Русский богатырь Святогор, по мнению некоторых ученых, действительно жил в Древней Руси во времена первых набегов печенегов, да и Илья Муромец ехал ко двору князя Владимира Красно Солнышко, персонажу пусть и былинному, но имеющему конкретный прообраз в лице князя Владимира Святославовича. То есть это конец X века. В курганном захоронении «Гульбище», что под Черниговом, были найдены меч и стремена, почти в полтора раза больше обычных. Диаметр чаши для медовухи равен 40 см при норме в 15. По всему видно, что «силен и могуч богатырь Святогор». Этими словами начинается русская народная сказка «Святогор», которая полностью перекликается со сказкой в стихах Льва Николаевича. В них описаны одни и те же события.

Преемственность поколений

Почти во всех былинах отмечается факт передачи великаном перед смертью части своей огромной силы Илье Муромцу. Святогор, перед тем как захлопнулась крышка гроба, вдохнул мощь в богатыря из Мурома. И это очень символично. Сам Святогор не охранял рубежи отечества от недругов, не совершал подвигов во славу родины, зато передал часть своей исполинской силы известному поборнику за величие Руси - Илье Муромцу, и таким образом стал как бы хранителем славянского рода. Из древних русских великанов-силачей самым популярным, пожалуй, является именно богатырь Святогор. Фото великана, точнее художественные изображения, которых очень много (воспроизведены почти все ключевые моменты его жизни - Святогор с сумой, богатырь, убивающий страшную змею, и т. д.), прилагаются. Он относится к старшим богатырям. И если о Вольге Святославовиче еще хоть что-то известно, то о Сухане, Полкане и Колыване знают лишь специалисты.

Популяризация русских былин

Чуть больше известно о богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче, который и подбросил переметную суму Святогору. Русские былины имели напевную форму, но о нашем великане таких почти не сохранилось. Поэтому, отвечая на вопрос, какова форма былины «Святогор-богатырь», можно констатировать, что это былина в прозе, являющаяся более поздним явлением в русских сказаниях. Герои отечественных былин не так многочисленны, как, скажем, древнегреческие. Известных совсем немного - Святогор и Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Сейчас они стали особенно популярными благодаря серии прекрасных отечественных мультипликационных фильмов.

Есть здесь и ещё одна параллель. Понятно, что если Илья свободно помещается у Святогора в кармане или на ладони, то дело не в том, что он тяжёл для коня Святогора из-за размера – размер-то маленький. Это живой тяжёл для обитателей потустороннего мира, и как сам Святогор не может поднять эту сумочку, так и конь Святогора не может поднять Илью, не может нести Илью. Так у нас прослеживаются очень чёткие параллели между Ильёй и Микулой Селяниновичем. Не просто конь у Ильи — сын кобылки Микулы, но и связь с силой земли. Тем не менее, у Ильи ничуть не меньшая связь и со Святогором. Как я только что упомянула, узнав об этом любовном приключении Ильи со своей женой, Святогор казнит жену, а с Ильёй братается. В русских былинах женская неверность — дело не такое уж экзотическое. Довольно часто встречается. Но всегда, во всех случаях любовника муж казнит смертью. Не зависимо от того, был ли он жертвой соблазнения коварной женщины или сам был соблазнителем. Совершенно не важно, был любовником — значит умрёшь. Случай Ильи и жены Святогора единственный, где вся тяжесть наказания обрушивается на женщину. Это означает, что у Святогора есть какие-то экстраординарные причины не казнить Илью. А в древнем обществе эта былина, безусловно, отражает древние представления, такая причина может быть только одна. Они состоят в кровном родстве, и чуть позже мы увидим этому некоторые доказательства. В частности, есть обрывок былины, собственно, только завязка, о Илье, Святогоре и отце Святогора, где Святогор неизвестно зачем приводит Илью к своему отцу, слепому старику (слепота его, как мы знаем, это черта мира мёртвых). Святогор предупреждают Илью: будешь с ним здороваться — не протягивай руку, а протягивай раскалённую палицу (ну палицу, понятно, чтобы руку не повредил, но почему раскалённую, потому, что живое противостоит мёртвому, горячее — холодному). Слепой отец Святогора сжимает эту палицу, очень сильно корёжит и жалуется, что слабы стали на Руси богатыри. Зачем приводить Илью к отцу? Как мы увидим из финала былины, Илья уезжает из Святых гор, получив от Святогора силу, получив меч. Всё это в совокупности — то, что Святогор нарушает закон, не карая любовника жены, то, что он приводит Илью к своему отцу, то, что в итоге Илья оказывается одарен главными богатырскими качествами — силой и оружием, говорит о том, что былины в трансформированной форме, но всё же отражают обряд инициации, а как мы знаем, инициацию проводили родственники. И в эпосе всегда, чтобы пройти инициацию, герой должен попасть к своим родственникам, находящимся в потустороннем мире: подняться на Мировую Гору, обратиться к небесному Отцу или как-то иначе добраться до потусторонних сверхъестественных родственников. Таким образом оказывается очень существенная черта образа Ильи, что он имеет ряд черт, роднящих его с силой Земли, Микулой, но и роднящими со Святогором, силами потустороннего мира. И, забегая вперёд, получается, что сама былина может быть не о Святогоре, это былина об инициации. Отсюда вот она, выпавшая завязка из былины. Далее. Богатыри едут. Едут и видят белокаменный гроб и собираются выяснять, кому он впору, ложась туда. Но, очевидно, они снова стали одного роста, поскольку иначе как же это всё проверять. После инициации силы Ильи должны увеличиться, собственно, после того, как он в гроб и ляжет. В былине этого не происходит, Илья встаёт из гроба таким же, как он туда и лёг. В гроб ложится Святогор, на гроб иногда сама наскакивает крышка, или же Святогор говорит Илье, чтобы это сделали. Святогор пытается поднять крышку и не может, и тогда он просит Илью, чтобы тот разрубил крышку мечом — мечом Святогора. Илья не в силах поднять меч, тогда Святогор говори: приникни к щёлочке я на тебя дыхну своей силой. В более архаичных вариантах былины из гроба идёт кровь и пена и эту пену надо лизнуть (непосредственно от умирающего и получить от него силу). Илья дважды принимает силу от Святогора, третий раз отказывается, потому что если сила Ильи станет запредельной человеческой, то ему просто не будет места в мире людей. Святогор умирает. Илья с мечом и сверхъестественной силой возвращается к людям, возвращается в Киев. И здесь очень важный момент, что сила эпического героя — она может и должна превышать силу человеческую, но не беспредельно. То есть некий предел силы, после которого, выражаясь былинным языком, не может носить мать сыра-земля. И именно эту силу, в таких количествах, и получает Илья от Святогора.