Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » А н островский личная жизнь. Скончался александр николаевич островский

А н островский личная жизнь. Скончался александр николаевич островский

Один из городов, вошедших в состав Москвы, но сохранивший ограниченный набор старых зданий, в том числе совершенно уникальных. Самое интересное скопление находится возле Владимирских улиц к северо-западу от метро Перово. Сначала маршрут проходит через 11-й микрорайон Перово, населенный преимущественно простыми зданиями переходного периода. Первой идет кирпичная угловая пятиэтажка (Зеленый пр-т, 17).


Фрагмент забора возле дворовой стороны дома.



Даже подстанция во дворе - и та позволяет себе покрасоваться.



1-я Владимирская, 33к2. Парадно-упрощенный дом 1957 года, углубленный вдаль от красной линии. Сразу видно, что на первом этаже в советское время были магазины.




1-я Владимирская, 31. Один из угловых домов, прикрывающих предыдущий, того же года постройки.




Дом №29к2 серии II-03, очень простой, стоящий в глубине района. Построен в 1956 году.




Боковой фасад дома-скобки №27к2, балконы которого выглядят пристроенными позже. На самом деле этот дом является облагороженной копией предыдущего.





Блочный дом-скобка №29к1, вид фасада со двора.



Вид с улицы на дом №29к1.



На другой стороне улицы уже видны признаки более ранней застройки.



Угловой дом №22.



В окрестностях можно видеть такие малоинтересные постройки 1958 года и более поздних лет.



Четную сторону 1-й Владимирской занимает огромный дом №26, возведенный по индивидуальному проекту в 1952 году: с тремя подъездами, двумя большими арками и широкими крыльями, расходящимися вдоль красной линии улицы.






Два почти одинаковых трехэтажных дома №24к1 и №28 находятся справа и слева от этого массивного здания. У них замечательные балконы и своеобразный легкий декор на окнах. Сдвоенные окна с такой коринфской полуколонной встречаются на нескольких окрестных домах и по-видимому, являются визитной карточкой местной послевоенной застройки. В каждом из этих домов по два подъезда и 12 квартир, построены они в 1946 году.



Двускатный деревянный карниз тоже не может не радовать глаз любителей старины. Но дом не сохранил часть оригинального убранства: открытые балконы с обоих торцов были впоследствии перестроены в закрытые жилые помещения. А другие похожие дома вообще не сохранились.







За спиной у большого дома №26 стоит маленькая постройка (№26Б) с подразделениями УВД Перово.




Напротив нее аналогичного характера строение, занятое частными фирмами (№26а). Аллея, ведущая через арки массивного дома, проходит между этими двумя зданиями.



Дверь трансформаторной подстанции и местные кошки - вертикальная и горизонтальная.




Угловой дом №13 с переменной этажностью и косметическим ремонтом, на углу Зеленого проспекта. На двойных окнах верхних этажей можно легко различить "перовский декор". Дом сильно пострадал от переделок: четыре легкие колонны, которые до сих пор видно слева под карнизом, оформляли открытый балкон третьего этажа, под которым находилась также открытая балюстрада второго этажа. Были заложены три угловые арки, превратившись в обычные арочные окна.


Со стороны Владимирской улицы.



Фасад, выходящий на проспект.



На противоположном углу перекрестка - красивый дом №10/32, образующий пару с предыдущим - у него есть похожая башенка и сохранившийся в открытой форме балкон третьего этажа. Это здание и его единично сохранившиеся малоэтажные соседи - единственные остатки бывшего "немецкого городка", состоявшего из двух-трехэтажных домов, построенных сразу после войны, в 1946-47 годах, при участии немецких военнопленных (в маленьком, провинциальном в то время городке Перово). Под таким топонимом местные жители (уже в 70-е и поздние годы) подразумевали застройку, находившуюся между Зеленым проспектом и Перовской улицей. Эти дома начали сносить в середине 1980-х и доломали окончательно в 90-х, а на свободном месте возвели примерно то, что видно на заднем плане.



Дом №15/37 по Зеленому проспекту, на правом углу со 2-й Владимирской улицей. Построен в 1954 году.



Дальше на Зеленом проспекте стоит и пока еще чудом сохраняется дом-коробочка 1951 года (№9), занимающий верхние строчки в списке самых интересных построек Москвы. Примечательно в нем многое: косые контрфорсы, выходящие на улицу, угловой балкон, декоративный герб на западной стене и единственный дошедший до наших дней лепной козырек заброшенного черного хода. Удивительно, но здание не только не признано памятником, но даже предполагалось к сносу несколько лет назад.






Общий вид дома №9 и соседнего шестиэтажного дома №11, с воротами между ними. Дальше видны очертания уже представленного дома на перекрестке с 1-й Владимирской улицей



Дом №11 на Зеленом проспекте построен в 1954 году и имеет примечательные балконы с кронштейнами.



Со дворовой стороны - сближенные эркеры.




Зеленый проспект, 7а. Бывшая школа №682, построенная в 1950 году по типовому проекту Л.А.Степановой (1949 года). Теперь в ней налоговая инспекция.



На углу с 3-м проездом Перова Поля стоит вот такое здание, где находится фабрика театральной косметики.




Заводской корпус (дом №3) у пересечения с 1-м проездом Перова Поля.



Пешеходная дорожка на середине Зеленого проспекта. Слева - здание театральной фабрики, за ним стоит здание АТС 1980 года (дом №7), дальше виднеется бывшая школа (дом №7а).



Переезд на Электродной улице вел на многочисленные перовские заводы, большая часть которых уже закрыта.



Заводской корпус на 3-м проезде Перова Поля с датой 1969 г. Рядом находится типовое школьное здание проекта МЮ, в котором размещается колледж №22. Несмотря на готовую декорацию колонн, привычных профилей классиков нет на предназначенных для них местах.




Еще один маленький симметричный ансамбль конца 40-х из трех домов "немецкого городка" сохранился в месте пересечения Перовской улицы и Зеленого проспекта. Главный дом (Перовская, 19) привлекает внимание башенкой, потому его можно издалека принять за пожарную каланчу. Во дворе находится стоянка коммунальных служб, и арка в центре здания, когда-то доступная для прохода, наглухо закрыта. В 90-е годы башенка была обшита снаружи, и ее облик изменился.



Башенка, декорации и боковые фасады главного здания, выходящие на Перовскую улицу (южное крыло) и Зеленый проспект (северное крыло).






Двухэтажные дома-спутники выстроены в том же стиле.







Стильное здание старой котельной, где сейчас типография (Перовская улица, 24а).



Часть современного района Перово вокруг шоссе Энтузиастов не являлась частью города Перово, а еще до войны вошла в состав Москвы в связи со строительством Московского прожекторного завода. Это территория севернее нынешней улицы Металлургов (старое название - Пионерская улица) и западнее Новогиреевской улицы.

Завод "Прожектор" был одним из важнейших и перспективных предприятий советской промышленности. В 1928 году на Электрокомбинате (будущем Московском электроламповом заводе) был собран первый советский прожектор, и вскоре ради нового направления было решено преобразовать цех в полноценный завод, который заложили в 1932 году на пустом месте в районе бывшего Владимирского шоссе, к северу от города Перово. До сих пор вдоль шоссе протягивается длинный административный корпус тех времен, выстроенный в отчетливой форме конструктивизма. Завод, носивший имя Л.М.Кагановича, запущен в 1935 году, были построены жилые дома, фабрика-кухня (в начале 2000-х сгорела и снесена), клуб, детские сады и другие бытовые учреждения.

Дома для работников завода составляют основу этого района, но от первой волны застройки сохранилось очень мало. По плану жилой городок был рассчитан на пять тысяч жителей. В 1936 году были выстроены первые два пятиэтажных здания, до наших дней не сохранившиеся - они находились примерно на месте современного дома №60 и соединяли в себе как стиль конструктивизма, так и снова входивший в моду классицизм. В те годы трамвай еще ходил по южной стороне шоссе, рядом с этими домами. В середине 70-х они начали ветшать и были снесены.

Сохранился построенный в 1936 году дом по адресу шоссе Энтузиастов, 66/1. Квартиры здесь были трехкомнатные, некоторые коммунальные, другие отдельные - для руководства завода.




Шоссе Энтузиастов, 72 - бывшая школа №443, основанная в 1938 году. В начале войны в ней формировалась 28-я Будапештская Гвардейская миномётная бригада, о чем сообщает мемориальная доска, установленная в 1982 году.



Тригонометрический пункт "Владимирский" на крыше дома №74, стоящего на углу с 3-й Владимирской улицей.



Сам же дом построен в 1958 году - с упрощениями, но все же кое-какие украшения здесь есть. На фото - восточный фасад, выходящий на Владимирскую улицу. Строительство дома началось в 1951 году, и он предназначался для работников Министерства судостроительной промышленности.




Печально знаменитый кинотеатр "Слава" (шоссе Энтузиастов, 58) построен в 1952-54 годах по типовому проекту за авторством Ивана Жолтовского при участии В.Воскресенского и Н.Сукояна. Другие два кинотеатра этого проекта в Москве - "Буревестник" на Коровьем валу и "Победа" на Рогожском валу (двухзальный вариант), и если первый пребывает в длительной реконструкции, а второй успешно работает, то "Славе" крупно не повезло. В 90-е годы кинотеатр превратился в смесь притона и дешевого развлекательного центра, в 2007 году был окончательно закрыт, сгорел и наполовину разрушился. Все попытки восстановления закончились тем, что остатки фасада попросту закрыли сплошными щитами, и на этом все закончилось. Никаких работ по восстановлению не ведется, никакой мэр Собянин не хвалится успехами реставрации - здание просто разрушается, аккуратно скрытое от глаз прохожих. Впрочем, сзади можно увидеть облупившиеся детали оформления.




Инструкция по созданию пентаграммы включает в себя маленькую недовольную рожицу в центре звезды.



2-я Владимирская улица, 2 - один из домов "Прожекторстроя", практически голый. Указано, что он построен в 1947 году, но на аэрофотосъемке 1942 года здание уже присутствует (возможно, стройка была остановлена из-за войны).



Дома №4 (на фото), №6 и №8 на 2-й Владимирской улице построены при заводе в 1954-55 годах и отличаются довольно красивым внешним видом, наличием эркеров и балконных кронштейнов со стороны двора. Три корпуса соединяются голыми арками.






Дом №8 - его более длинный южный фасад выходит на безымянный проезд, ведущий к проходной завода.




Дом культуры «Прожектор» построен в 1972 году. Изначально по верху фасада шла сююреалистическая картинка, но в 2014 году она исчезла, и здание было облеплено дешевыми цветными панелями.



Рядом находилась заводская фабрика-кухня - памятник архитектуры, построенный в облике конструктивизма по типовому проекту, но с доработками в классическом стиле (1935 год). На втором этаже находились ресторан и открытая терраса. Позднее ее занимала фабрика-кухня №3 Сталинского района, затем здание было заброшено и пришло в упадок, его перекрытия отсырели и начали разрушаться. Здание заслужило широкую известность в московских путеводителях, хотя в последние годы лежало в руинах, и никто не захотел его сохранять. В 2011 году оно было снесено окончательно.

На северной стороне шоссе Энтузиастов находится старый спортивный комплекс "Авангард", построенный в 1954 году и принадлежавший Министерству среднего машиностроения. В 1997 году передан МЧС в качестве спортбазы. Ремонта здесь не проводилось с незапамятных времен. На шоссе к трамвайной остановке выходят ворота в стиле классицизма, на пилонах которых раньше были мозаики с изображениями спортсменов (потом их совершенно без причины замазали). На территории можно увидеть красно-белое здание управления, перед которым в первые годы стоял памятник Сталину (на первом этаже - раздевалка и зимний прокат, на втором этаже спортзал).



Также здесь сохранилось два сильно потрепанных стадиона, заросших мхом, с обвалившейся облицовкой. Давно планируется реконструкция, в ходе которой от старого комплекса вряд ли что-то останется, но пока все выглядит, как десятилетия назад.




Ворота комплекса.


Еще одно довоенное здание Перова - четырехэтажная блочная школа с мраморной облицовкой (3-я Владимирская, дом 7), выстроенная по редкому "бриллиантовому" проекту архитектора Б.Г.Леонова в 1939-1944 гг. Разноцветные треугольнички на боковых плоскостях создают иллюзию объемной рустовки. Такие же школы были построены на Нагорной улице и в некоторых других местах, но с урезанным декором фасада. В здании размещалась школа №667, затем спецшкола №418, с 1987 г. - Московский государственный заочный педагогический институт, превратившийся в МГГУ имени Шолохова и в конце концов присоединенный к МПГУ.
На последней фотографии - окна соседнего двухэтажного барака №5а, сохранившегося с 1939 года.





"Немецкий" домик напротив школы, на 3-й Владимирской улице (№10). Построен в 1948 году.


На Новогиреевской улице (владение 3) находится большая, заросшая березовым лесом территория больницы №60. Первоначально - "больница старых большевиков", которая открылась в 1957 году и в советское время обслуживала персональных пенсионеров, ветеранов партии и прочих крупных шишек. Здесь же был ЦНИИ гастроэнтерологии, в последние годы тотального сокращения объединенный с ГКБ в один общий клинический центр.

Проект многоэтажной ведомственной больницы на 300 коек (по заказу Министерства нефтяной промышленности) был выполнен в 1950 году архитекторами Н.Прохоренко и М.Идельсоном. Она была построена с небольшими изменениями уже на 350 коек. Все палаты выходили на южную сторону для лучшего освещения, на каждом этаже спроектирована остекленная веранда. Рядом были выстроены и другие корпуса - двухэтажное здание детского отделения, поликлиника. Считалось, что удобнее и легче построить больше этажей и перемещать больных в лифтах по вертикали, чем по горизонтальным переходам между корпусами - эту идею собирались внедрить еще до войны в так и не построенном комплексе ВИЭМ - института экспериментальной медицины в Щукино. Даже сейчас высокий корпус больницы производит потрясающее впечатление, а в пятидесятые годы наверняка казался настоящим небоскребом.



Девятиэтажный главный корпус отличается не только немалой высотой, но и довольно красивым оформлением с заводскими декоративными вставками (чему причиной, наверно, спецстатус заведения).





Корпус №9, построенный в 1956 году. Адрес - Новогиреевская улица, 1к4.



Чуть южнее современного главного входа находится заброшенный въезд для автомобилей со старыми советскими лайтбоксами на стене. На одной из табличек изображена машина скорой помощи.





Больничный корпус №9 - патологоанатомическое отделение 1956 года.



В районе Перово, как и в других частях Москвы, полно обычных типовых домов пятидесятых годов: серии 1-511 на Новогиреевской улице (№14, первое фото), два дома 1956 года на Федеративном проспекте - №7 и №9 (второе фото) и №9к2 - красный необлицованный дом, построенный в 1958 году - дата выложена на трубе.





Жилой дом 1959 года - улица Металлургов, 7/18.


Школа 1955 года, построенная по упрощенному типовому проекту Т-2. Боковой фасад.


Напоследок нельзя не упомянуть о сохранившихся строениях дачного поселка Новогиреево, вошедшего в состав города Перово. Самое известное из них - дача Вертье, где ранее находился музей истории района, а сейчас помещается музей наивного искусства. Адрес - Союзный проспект, 15А, на пересечении с почти упраздненным 5-м проспектом Новогиреева.



Недалеко от музея сохранилась деревянная дача актера Алексея Дикого с остатками сада, стоящая на пересечении улицы его имени и 6-го проспекта.



Из старых зданий в Новогирееве можно отметить еще кирпичную дачу художника В.Фаворского (Новогиреевская улица, 7), построенную в 1939 году. Фото можно посмотреть .


"Московские Зарисовки" © Enormous Rat | 2015-2017 . При использовании фотографий просьба указывать ссылку на сайт.

Родился в семье Николая Федоровича Островского, сына священника, практиковавшего как судебный стряпчий по имущественным и коммерческим делам, и матери Любови Ивановны Саввиной, дочери пономаря. Семья была зажиточная и проживала в Замоскворечье на Малой Ордынке. В семье было четверо детей, получивших отличное домашнее образование. Юный Александр рано познакомился с русской литературой в библиотеке отца. Отец желал сделать из него юриста.

В 1835 - 1840 годах Александр Островский учился в 1-й Московской гимназии. В 1840 году поступил на юридический факультет Московского университета, но не окончил его, поругавшись с одним из преподавателей.

В 1843 году Александр Островский по желанию отца поступил на службу писцом в московский суд за жалование в 4 рубля. Постепенно оно выросло до 15 рублей. В судах Александр Островский работал до 1851 года.

В 1846 году им была написана комедия «Несостоятельный должник» или «Картина семейного счастья» (позднее названная «Свои люди – сочтемся!») и частично напечатана в «Московском городском листке» в 1847 году.

В 1850 году комедия «Свои люди – сочтемся» принесла первую славу. Еще до публикации она стала популярной в чтении под названием «Банкрут» и была запрещена к представлению на сцене. По личному распоряжению императора Николая I Александр Островский был отдан под надзор полиции, который был снят только после воцарения императора Александра II, а премьера комедии «Свои люди - сочтемся» состоялась только в 1861 году.

В 1850 - 1851 годах Александр Островский сотрудничал как критик и редактор с консервативным журналом «Москвитянин», как драматург, находясь под влиянием А.А. Григорьева и его кружка.

В этот период он написал целый ряд комедий из купеческого быта «Бедная невеста» (1851), «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи как хочется» (1854).

В 1853 году на сцене Большого театра была поставлена пьеса «Не в свои сани не садись» и далее в течение более трех десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах ставились новые пьесы Александра Островского.

В 1855 году была написана комедия «В чужом пиру похмелье», где впервые произнесенное слово «самодур», возглавило целую галерею колоритных персонажей в пьесах Александра Островского.

В 1856 году Александр Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В этом году была написана комедия «Доходное место.

В 1856 – 1857 годах великий князь Константин Николаевич отправил группу известных литераторов в путешествие по России для изучения и описания различных местностей. Александр Островский поехал от верховьев Волги до Нижнего Новгорода.

В 1858 году им была написана пьеса «Воспитанница».

В 1859 году написана драма «Гроза» по впечатлениям от поездки по волжским городам. В этом же году при содействии графа Г.А. Кушелева-Безбородко напечатано первое двухтомное собрание сочинений Александра Островского.

В 1863 году Александр Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской академии наук.

В 1865 – 1866 годах он основал Артистический кружок.

В 1868 году Александр Островский написал цикл комедий «На всякого мудреца довольно простоты», пьесу «Горячее сердце». Позднее были написаны пьесы «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), поэтическая утопия «Снегурочка» (1873), «Трудовой хлеб» (1874), «Волки и овцы» (1875).

В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, чьим председателем Александр Островский оставался до самой смерти.

В 1878 году были написаны пьесы «Бесприданница» и «Последняя жертва».

В 1881 году он активно работал в комиссии при дирекции Императорских театров «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления».

В 1883 году Александр III наградил его ежегодной пенсией в 3 тысячи рублей.

В 1885 году Александр Островский стал заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

Александр Островский скончался в своем имении Щелыково в Костромской губернии. Он был похоронен на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки. Московская дума учредила читальню имени А.Н. Островского после его смерти.

Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. И отец женился снова. Детей в семье было четверо.

Островский получал образование дома. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование. В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Из-за увлечений театром, литературой, он так и не окончил учебу в университете (1843), после работал писцом в суде по настоянию отца. В судах Островский служил до 1851 года.

Творчество Островского

В 1849 году было написано произведение Островского «Свои люди – сочтемся!», которое принесло ему литературную известность, его высоко оценили Николай Гоголь и Иван Гончаров . Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество его пьес, книг. Для Островского сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа. Пьесы «Гроза» , «Бесприданница» , «Лес» являются одними из самых главных его произведений. Пьеса Островского «Бесприданница», как и другие психологические драмы, нестандартно описывает характеры, внутренний мир, терзания героев.

С 1856 года писатель участвует в выпуске журнала «Современник».

Театр Островского

В биографии Александра Островского почетное место занимает театральное дело.
Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу.

Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр.

Дом Островского часто посещали известные люди, среди которых И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Иван Тургенев , А. Ф. Писемский, Фёдор Достоевский , П. М. Садовский, Михаил Салтыков-Щедрин , Лев Толстой , Пётр Чайковский , М. Н. Ермолова и другие.

В краткой биографии Островского стоит обязательно упомянуть о появлении в 1874 году Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, где Островский был председателем. Своими нововведениями он добился улучшения жизни актеров театра. С 1885 года Островский возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы.

Личная жизнь писателя

Нельзя сказать, что личная жизнь Островского была удачной. Драматург жил с женщиной из простой семьи – Агафьей, которая не имела образования, но была первой, кто читал его произведения. Она поддерживала его во всем. Все их дети умерли в раннем возрасте. С ней Островский прожил около двадцати лет. А в 1869 году женился на артистке Марии Васильевне Бахметьевой, которая родила ему шестеро детей.

Последние годы жизни

До конца своей жизни Островский испытывал материальные трудности. Напряженная работа сильно истощала организм, а здоровье все чаще подводило писателя. Островский мечтал о возрождении театральной школы, в которой можно бы было обучать профессиональному актерскому мастерству, однако смерть писателя помешала осуществить давно задуманные планы.

Островский умер 2(14) июня 1886 года в своём имении. Писателя похоронили рядом с отцом, в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Островский с детства знал греческий, немецкий и французский языки, а в более позднем возрасте выучил еще и английский, испанский и итальянский. Всю жизнь он переводил пьесы на разные языки, таким образом, повышал свое мастерство и знания.
  • Творческий путь писателя охватывает 40 лет успешной работы над литературными и драматическими произведениями. Его деятельность оказала влияние на целую эпоху театра в России. За свои труды писатель был награжден Уваровской премией в 1863 году.
  • Островский является основоположником современного театрального искусства, последователями которого стали такие выдающиеся личности как Константин Станиславский и Михаил Булгаков .
  • посмотреть все

Величайший русский драматург Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке.

Начало пути

Отец Александра Николаевича окончил сначала Костромскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию, но в итоге работать стал, говоря современным языком, адвокатом. В 1839 году получил дворянский чин.

Мама будущего драматурга была дочерью младших церковных служащих, умерла, когда Александру не было и восьми лет.

Семья была обеспеченной и просвещённой. Много времени и средств тратилось на обучение детей. Уже с детства Александр знал несколько языков и много читал. С раннего возраста он почувствовал желание писать, но отец видел его в будущем только юристом.

В 1835 году Островский поступает в 1-ю Московскую гимназию. Через 5 лет - становится студентом юридического факультета в Московском университете. Будущая профессия его не привлекает и может быть, поэтому конфликт с одним из преподавателей становится поводом для ухода из учебного заведения в 1843 году.

По настоянию отца Островский служил сначала писцом в московском Совестном суде, затем в Коммерческом (до 1851 года).

Наблюдение за клиентами отца, затем за историями, разбиравшимися в суде, дало Островскому богатейший материал для будущего творчества.

В 1846 году Островский впервые задумывается о написании комедии.

Творческие успехи

Литературные взгляды его складываются ещё в студенческие годы под влиянием Белинского и Гоголя - Островский сразу и бесповоротно решает, что будет писать только в реалистичной манере.

В 1847 году в соавторстве с актёром Дмитрием Горевым Островский пишет первую пьесу «Записки замоскворецкого жителя». В следующем году его родные переезжают жить в родовое имение Щелыково в Костромской губернии. Александр Николаевич тоже посещает эти места и остаётся под неизгладимым впечатлением от природы и волжских просторов на всю жизнь.

В 1850 году Островский публикует свою первую большую комедию «Свои люди - сочтёмся!» в журнале «Москвитянин». Пьеса имеет большой успех и восторженные отзывы литераторов, но запрещается к повторному изданию и постановке по жалобе купцов, отправленной непосредственно императору. Автора уволили со службы и отдали под надзор полиции, который был снят только после восшествия на престол Александра II. В первой же пьесе Островского проявились основные черты его драматургических произведений, которые были характерны для всего творчества в дальнейшем: умение через личный и семейно-бытовой конфликт показать наиболее сложные общерусские проблемы, создать запоминающиеся характеры всех персонажей и «озвучить» их живой разговорной речью.

Положение «неблагонадёжного» ухудшило и без того непростые дела Островского. С 1849 года он без благословения отца и, не венчаясь в церкви, стал проживать с простой мещанкой Агафьей Ивановной. Отец полностью лишил сына материальной поддержки, и финансовое положение молодой семьи было тяжёлым.

Островский начинает постоянное сотрудничество с журналом «Москвитянин». В 1851 году публикует «Бедную невесту».

Под влиянием главного идеолога журнала А.Григорьева в пьесах Островского этого периода начинают звучать не столько мотивы обличения сословного самодурства, сколько идеализации старинных обычаев и русской патриархальности («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и другие). Такие настроения уменьшают критичность произведений Островского.

Тем не менее, драматургия Островского становится началом «нового мира» во всём театральном искусстве. На сцену выходит простая будничная жизнь с «живыми» персонажами и разговорным языком. Большинство актёров принимают новые пьесы Островского с восторгом, они чувствуют их новизну и жизненность. С 1853 года почти каждый сезон в московском Малом театре и петербургском Александринском в течение 30 лет появляются новые пьесы Островского.

В 1855-1860 годах драматург сближается с революционерами демократами. Он переходит в журнал «Современник». Главным «событием» пьес Островского этого периода становится драма простого человека, противостоящего «сильным мира сего». В это время он пишет: «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Гроза» (1860).

В 1856 году по указанию великого князя Константина Николаевича лучших российских писателей отправляют в командировку по стране с заданием описать промышленное производство и быт различных областей России. Островский едет на пароходе от верховьев Волги до Нижнего Новгорода и делает множество записей. Они становятся настоящими энциклопедическими заметками по культуре и экономике края. При этом Островский остаётся художником слова - многие описания природы и быта переносятся им в свои произведения.

В 1859 году вышло первое собрание сочинений Островского в 2-х томах.

Обращение к истории


Дом-музей: А.Н.Островского.

В 60-е годы Александр Николаевич обращает особый интерес в сторону истории и завязывает знакомство с известным историком Костомаровым. В это время он пишет психологическую драму «Василиса Мелентьева», исторические хроники «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и другие.

Не прекращает создание бытовых комедий и драм («Тяжёлые дни»-1863, «Пучина»-1865 и др.), а также пьес сатирической направленности о жизни дворянства («На всякого мудреца довольно простоты»-1868, «Бешеные деньги»-1869, «Волки и овцы» и др.).

В 1863 году Островского награждают Уваровской премией, присуждаемой за исторические сочинения, и избирают членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Следующий год радует его рождением первого сына - Александра. Всего Островский станет отцом шестерых детей.

С 1865-1866 года (точная дата не определена) Александр Николаевич создал в Москве Артистический кружок, из которого впоследствии выйдет множество талантливых деятелей театра. В 1870 (по другим данным - в 1874) году в России организуется Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, руководителем которого драматург останется до конца жизни. В этот период в доме у Островского перебывает весь цвет русского культурного общества. И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, П.М.Садовский, М.Н.Ермолова, Л.Н.Толстой и многие другие выдающиеся личности современности станут его искренними друзьями и приятелями.

В 1873 году Александр Николаевич Островский и молодой композитор Пётр Ильич Чайковский за несколько месяцев напишут удивительную по красоте слога и звучанию оперу «Снегурочка», созданную на основе народных сказок и обычаев. Своим творением и драматург и композитор будут гордиться всю жизнь.

С театром - до конца

В последние годы жизни Островский часто обращается к женским судьбам в своих произведениях. Он пишет комедии, но больше - глубокие социально-психологические драмы о судьбах духовно одарённых женщин в мире практичности и корысти. Выходят в свет « Бесприданница», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники» и др.пьесы.

В 1881 году при дирекции имперских театров организуют специальную комиссию для создания новых законодательных актов по работе театров по всей стране. Островский принимает самое деятельное участие в работе комиссии: пишет множество «записок», «соображений» и «проектов» на тему организации работы в театрах. Благодаря ему принимаются многие изменения, которые значительно улучшают оплату актёрского труда.

С 1883года Островский получает от императора Александра III право на ежегодное пенсионное обеспечение в размере трёх тысяч рублей. В этом же году выходит последний литературный шедевр Александра Николаевича - пьеса «Без вины виноватые» - классическая мелодрама, поражающая силой характеров своих героев и впечатляющая сюжетом. Это был новый всплеск великого драматургического таланта под влиянием запоминающейся поездки на Кавказ.

Через 2 года Островского назначают заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Драматург старается сформировать в стране новую школу реалистичной игры, выдвигая на первый план самых талантливых актёров.

Островский работает с театральными деятелями, в голове у него множество задумок и планов, он занят переводами зарубежной (в т.ч.античной) драматической литературы. Но здоровье его подводит всё чаще. Организм истощается.

2(14) июня 1886 года в имении Щелыково Александр Николаевич Островский умирает от стенокардии.

Похоронен на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

Похороны осуществлялись на средства, предоставленные Александром III. Вдове с детьми была назначена пенсия.

Интересные факты об Островском:

С детства драматург знал греческий, французский и немецкие языки. Позднее выучил английский, итальянский и испанский.

Пьесу «Гроза» цензура пропустила не сразу. Но она понравилась императрице, и цензор пошёл автору на уступки.