Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Возвращение блудного сына образы. История одного шедевра: «Возвращение блудного сына» Рембрандта

Возвращение блудного сына образы. История одного шедевра: «Возвращение блудного сына» Рембрандта

Сюжет

На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.

Описание

Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему. В отличие от своих предшественников Дюрера и Луки Лейденского , изобразившего блудного сына пирующим либо в беспутной компании, либо со свиньями, Рембрандт сосредоточился на сути притчи - встречи отца и сына и прощении.

На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Его лица не видно, голова написана в profil perdu . Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина - классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. «Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения , который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений» .

Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь - одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу , но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). «Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке» . «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Сюжет строится по композиционной схеме „отклик“» .

Второстепенные персонажи

Женщина в левом верхнем углу

Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие - остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.

Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. Но на гравюре эти фигуры надписаны - Вера, Надежда, Любовь , Покаяние и Правда. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя - на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына.

Второстепенные персонажи в правой части картины

Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно - служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская), труднее поддаются отгадке. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Существует предположения, что на самом деле второй брат - это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Причём, может быть, это не просто колонна - по форме она напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает символическое звучание.

Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник. Израильская исследовательница Галина Любан считает, что этот образ связан с фигурой Вечного Жида . По другим предположениям - именно он старший сын, что не совпадает с возрастной характеристикой новозаветного персонажа, хотя он также бородат и одет, как отец. Впрочем, эта богатая одежда - также опровержение версии, поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.

Флейтист

Существует и версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина - это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры - изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи .

В профиль в виде барельефа с правой стороны от стоящего свидетеля изображён музыкант, который играет на флейте. Его фигура, возможно, напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца.

История

Рисунок 1642 года

Офорт 1636 года

Автопортрет с Саскией на коленях

Обстоятельства создания

Это не единственная работа художника на этот сюжет, хотя он создавал произведения с другой композицией. В 1636 году он создал офорт, а в 1642 году - рисунок (музей Тейлера в Харлеме). В 1635 году он создаёт картину «Автопортрет с Саскией на коленях», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство .

Обстоятельства написания полотна загадочны. Как считается, оно написано в последний год жизни художника. Изменения и исправления первоначального замысла картины, заметные на рентгене, свидетельствуют о подлинности полотна.

Традиционная датировка 1668-1669 годами, впрочем, некоторыми считается спорной. Историки искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 или 1663 годами.

Еврейская тема

Рембрандт жил в Амстердаме, центре еврейской торговли, и активно общался с местными иудеями. Множество его полотен посвящено евреям, он использовал евреев в качестве натурщиков для своих библейских картин.

Еврейская книга «Коль Бо», старинный сборник ритуалов и правил, раздел «Тшува », использующая аллегорию встречи отца и сына, потерявшего веру в Бога (вариацию притчи), в XVII веке появилась в Амстердаме. Видимо, её напечатал первый издатель города - Менаше бен Исраэль, друг и сосед Рембрандта, иллюстрировавшего его издания. Для евреев, живших в веротерпимой Голландии после суровых католических стран, Тшува - возвращение к иудаизму, стала массовым явлением. Любопытно, что Менаше бен Исраиль выбрал Вечного Жида своей эмблемой.

Провенанс

Поступила в Эрмитаж из парижского собрания Андре д"Ансезена, последнего герцога де Кадруса в 1766 году (за год до его смерти) - по поручению Екатерины её купил князь Дмитрий Алексеевич Голицын. Своё собрание Ансезен унаследовал от жены, происходившей из рода Кольберов. Её дед Шарль Кольбер выполнял важные дипломатические поручения Людовика XIV в Голландии, где, возможно, и приобрёл полотно.

В культуре

Литература

  • Любан, Галина. Возвращение блудного сына. Больше, чем видит глаз. М., 2007.

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств, как эта картина.В мировом искусстве существует немного произведений столь интенсивного эмоционального воздействия, как монументальное эрмитажное полотно"Возвращение блудного сына."

Сюжет взят из Нового Завета

Возвращение блудного сына» -– это чувство безграничной радости семьи и отцовской защиты. Наверное, поэтому, можно назвать главным героем именно отца, а не блудного сына, который стал поводом для проявления великодушия. Э то скорбь об утраченной молодости, сожаление о том, что нельзя вернуть утраченные дни.

Этот сюжет привлекал многих знаменитых предшественников Рембрандта: Дюрера, Босха, Луку Лейденского, Рубенса.

Возвращение блудного сына, 1669. Холст, масло, 262х206.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

У одного человека было два сына. Младший сын захотел получить свою часть имения, и отец разделил имение между сыновьями. Вскоре младший сын собрал все, что у него было, и отправился в далекую страну. Там он растратил все свое богатство на распутную жизнь. В конце концов он оказался в страшной нужде и был вынужден работать свинопасом.

Он так голодал, что готов был набить желудок помоями, которые давали свиньям. Но и этого он был лишен, т.к. в стране начался голод. И тогда он подумал: «Сколько слуг в доме отца моего и для всех них достаточно пищи. А я здесь умираю от голода. Пойду возвращусь к моему отцу и скажу, что согрешил я против неба и против него». И он вернулся домой. Когда он был еще далеко, отец увидел его, и ему стало жаль сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать.

Тот сказал: «Отец, согрешил я против неба и против тебя и больше не достоин называться твоим сыном». Но отец сказал своим слугам: «Идите быстрее принесите ему лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного теленка и зарежьте его. Сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мертв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашелся!» И они начали праздновать.

Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он подозвал одного из слуг и спросил, что там происходит. «Твой брат пришел, - отвечал слуга, - и твой отец зарезал откормленного теленка, потому что сын его здоров и все с ним благополучно».

Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын сказал: «Все эти годы я работал на тебя как раб, и всегда исполнял все, что ты говорил. Но ты ни разу не зарезал для меня даже козленка, чтобы я мог повеселиться с друзьями.

Но когда этот твой сын, который растратил все твое имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного теленка!» «Сын мой! - сказал тогда отец, - ты ведь всегда со мной, и все, что у меня есть, - все твое. Но мы должны радоваться тому, что твой брат был мертв, а сейчас он опять жив, был потерян и нашелся!»

Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением.

О КАРТИНЕ

Эта картина, несомненно венчающая позднее творчество Рембрандта, о покаянном возращении сына, о бескорыстном прощении отца, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования.

Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой стоящей справа.

Как всегда, воображение рисовало художнику все происходящее очень конкретно. В огромном холсте нет ни одного места, не заполненного тончайшими изменениями цвета. Действие происходит у входа стоящего справа от нас дома, увитого плющом и завуалированного тьмой.

Рухнувший перед своим дряхлым отцом на колени блудный сын, дошедший в своих скитаниях до последней ступени нищеты и унижения, - это образ, с поразительной силой воплощающий в себе трагический путь познания жизни. На страннике одежда, которая когда-то была богатой, а теперь превратилась в рубище. Левая из его рваных сандалий упала с ноги.

Но не красноречивость повествования определяет впечатление от этой картины. В величавых, строгих образах здесь раскрываются глубина и напряжение чувств, и добивается этого Рембрандт при полном отсутствии динамики - собственно действия - во всей картине.

ОТЕЦ И СЫН

В картине господствует «только одна фигура - отец, изображённый в фас, с широким, благословляющим жестом рук, которые он почти симметрично кладёт на плечи сына.

Отец - полный достоинства старец, с благородными чертами лица, одет в царственно звучащие красные одеяния.Присмотритесь внимательно к этому человеку – он кажется старше самого времени, а его слепые глаза необъяснимы так же, как и написанные золотым лохмотья юноши. Главенствующее положение отца на картине подтверждается и безмолвным торжеством, и скрытым великолепием. Он отражает сострадание, прощение и любовь.

Отец, который кладёт руки на грязную рубашку сына так, как будто он совершает священное таинство, потрясённый глубиной чувства, он должен так же держаться за сына, как и держать его...

От благородной головы отца, от его драгоценного одеяния наш взгляд спускается к постриженному наголо, преступному черепу сына, к его беспорядочно висящим на теле отрепьям, к подошвам ног, дерзко выставленных навстречу зрителю, преграждая его взгляд..

Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств(позднее холст был надставлен внизу , но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына .

В настоящее время картина сильно потемнела, и потому при обычном свете в ней различим только передний план, узкая сценическая площадка с группой отца и сына слева и высоким странником в красном плаще, который стоит справа от нас на последней - второй - ступеньке крыльца. Из глубины сумрака за холстом льется таинственный свет.

Он мягко обволакивает фигуру, словно ослепшего на наших глазах, старого отца, шагнувшего из тьмы к нам навстречу, и сына, который, спиной к нам, припал к коленям старика, прося прощения. Но слов нет. Только руки, зрячие руки отца ласково ощупывают дорогую плоть. Молчаливая трагедия узнавания, возвращенной любви, столь мастерски переданная художником.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ФИГУРЫ

Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие - остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.

Женщина в левом верхнем углу

Фигура,которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына.

Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно - служанка. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом.

Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник.

Существует ещё одна версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина - это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры - изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи.


Флейтист

В профиль в виде барельефа с правой стороны от стоящего свидетеля изображён музыкант, который играет на флейте. Его фигура, возможно, напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца. т.

Обстоятельства написания полотна загадочны. Как считается, оно написано в последние годы жизни художника. Изменения и исправления первоначального замысла картины, заметны на рентгенограмме, свидетельствуют о подлинности полотна.


Рисунок 1642 года


Рембрандт «Возвращение блудного сына». Офорт на бумаге, Государственный музей, Амстердам

Как эта картина попала в Россию?

Князь Дмитрий Алексеевич Голицын купил её по поручению Екатерины II для Эрмитажа в 1766 г. у Андре д’Ансезена, последнего герцога де Кадруса. А он, в свою очередь, унаследовал картину от своей жены, дед которой, Шарль Кольбер, выполнял в Голландии дипломатические поручения Людовика XIV и там, скорее всего, приобрёл её.

Рембрандт умер в 63 года в полном одиночестве, но открыл живопись как путь в лучший из миров, как единство существования образа и мысли.

Его творчество последних лет – это не только размышление над смыслами библейского сюжета о блудном сыне, а и умение принять себя без ничего и простить прежде самому, чем искать прощение у Бога или высших сил.

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (деталь)

Тема блудного сына – всевременная, вечная. Она, пожалуй, одна из самых популярных тем в мировой культуре и одна из самых древних.

Известно, что сюжет с ушедшим из дому и обитавшим на чужбине, а затем вернувшимся в отчий дом сыном начинается в древних вавилонских текстах и в греческих папирусах. Но более известен он как евангельский сюжет: притчу о блудном сыне мы читаем в Евангелии от Луки (Лк.: 15:11-32). В Евангелии притча, которую рассказывает Иисус Христос, имеет в основном метафорический смысл – драма греха, покаяния и прощения, но есть в этом рассказе и непосредственный житейский сюжет, обыкновенная семейная драма, которая повторяется из века в век, из страны в страну, она трогает сегодня точно так же, как трогала сердца первых слушателей, потому что, в сущности, нет ничего нового под солнцем.

К этой теме много раз обращались и писатели, и поэты, и художники – она неисчерпаема.

Но здесь мы говорим только о живописи, поэтому вспомним, что до Рембрандта этот сюжет привлекал и Дюрера, и Босха, и Рубенса, и Луку Лейденского, и… Впрочем, пора обратиться к картине Рембрандта.

Сюжет картины

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (около 1666-1699). Холст, масло. 260х203 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Всё-таки сначала надо познакомиться с притчей (тем, конечно, кто с ней ещё не знаком). Потому что без этого трудно даже начинать разговор о сюжете самой картины. Итак, притча.

Притча о блудном сыне

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

На картине изображён заключительный эпизод притчи: блудный сын возвратился домой. Он ещё не вошёл в дом, а упал на колени перед отцом, который вышел его встречать. Отец с нежностью обнял сына за плечи. Мы не видим лица блудного сына, но весь его облик говорит о том, что этот человек довольно настрадался за время своих похождений: потрёпанная одежда, истоптанные туфли, бритая голова… Он не замечает, что одна туфля упала – он весь охвачен чувством раскаяния и радостью встречи с отцом. Художник выделяет светом именно эти две фигуры, самые главные в сюжете, всё остальное видится не очень чётко, даже свидетели сцены прощения.

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (деталь картины)

Хотя фигура справа написана почти так же ярко, как и основные герои. Видимо, поэтому некоторые исследователи считают, что это старший сын. С этим можно соглашаться и не соглашаться. Во-первых, на его лице мы видим сочувствие ко всему происходящему, а в притче старший сын выражает совсем другие чувства. Во-вторых, согласно притче, старший сын узнаёт о возвращении младшего, когда пришёл с поля, где он работал и, в соответствии с этим, должен был быть в рабочей одежде – на картине же он изображён в дорожном плаще.

Существуют и другие версии: например, что в этом образе Рембрандт изобразил себя. Но не будем гадать, ведь на картине изображены, помимо сына и отца, ещё четыре загадочных персонажа. Кто они, художник не разъяснил.

История создания картины

Рембрандт написал картину «Возвращение блудного сына» в последние годы своей жизни. Но это не единственная его работа на данный сюжет. Картину датируют 1666-1669 годами, хотя некоторые считают эти даты спорными, но ещё в 1635 г. он создаёт полотно «Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях»). Это известный автопортрет художника с женой Саскией, на котором он изобразил себя и её героями библейской притчи о блудном сыне. Эта картина находится в Дрезденской галерее.

Рембрандт «Блудный сын в таверне» (1635). Холст, масло, 161х131. Галерея старых мастеров, Дрезден

Вспомним этот эпизод из Евангелия от Луки: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно».

Роль блудного сына на картине Рембрандт поручил себе. Он элегантно одет в камзол со шпагой, на голове – шляпа с пером, правой рукой он высоко поднимает хрустальный бокал с вином. На коленях у него сидит Саския в роли блудницы, также в богатом наряде. Блюдо с павлином на столе – символ тщеславия.

Рембрандт «Возвращение блудного сына». Офорт на бумаге, 12, 9х13,5 см. Государственный музей, Амстердам

Затем к этой теме художник возвращается год спустя, создав офорт «Возвращение блудного сына», и только 31 год спустя окончательно приступит к своей самой большой картине на религиозную тему – «Возвращение блудного сына».

Как эта картина попала в Россию?

Князь Дмитрий Алексеевич Голицын купил её по поручению Екатерины II для Эрмитажа в 1766 г. у Андре д’Ансезена, последнего герцога де Кадруса. А он, в свою очередь, унаследовал картину от своей жены, дед которой, Шарль Кольбер, выполнял в Голландии дипломатические поручения Людовика XIV и там, скорее всего, приобрёл её.

Мы начали нашу статью с того, что тема блудного сына всевременная и вечная. Этим же и закончим. И проиллюстрируем заключительным кадром фильма А. Тарковского «Солярис» – возвращение блудного Криса Кельвина к отцу.

Кадр из фильма «Солярис»

Перед Великим постом в Церкви вспоминают притчу Христа о блудном сыне.

У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: “Отец! дай мне следуемую мне часть имения”. Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество.

Нажмите на изображение для просмотра галереи

Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын. 1622

Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться.

Изгнание блудного сына. Бартоломео Мурильо. 1660

И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней.

С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.

Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: “Сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: “Отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих”.

Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его. Сын же начал говорить: “Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим”…

Возвращение блудного сына. Бартоломео Мурильо 1667-1670

Блудный сын. Джеймс Тиссо

aligncenter" title="Возвращение блудного сына (29)" src="https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/02/ProdigalSonzell.jpg" alt="Возвращение блудного сына (29)" width="363" height="421">

Возвращение блудного сына

Но он отвечал отцу: “Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал (не нарушал) приказания твоего; но ты никогда не дал мне козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел этот сын твой, беспутно расточивший имение свое, ты заколол для него откормленного теленка”.

Отец же сказал ему: “Сын мой! ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся”.

В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном – кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.

Текст: Протоиерей Серафим Слободской

Изображения: Открытые источники

Сюжет

Согласно притче, однажды сын, младший в семье, захотел начать самостоятельную жизнь и потребовал свою долю наследства. По сути, это символизировало, что он желает отцу смерти, ведь раздел имущества происходит только после кончины старшего в роду. Молодой человек получил, что просил, и покинул отчий дом. Жизнь не по средствам, ухудшение экономического положения в стране, где он оказался, привели к тому, что вскоре молодой человек промотал все, что имел. Он оказался перед выбором — смерть или покаяние: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Отец при встрече с сыном приказал заколоть лучшего теленка и устроить праздник. При этом он произносит сакраментальную для всего христианства фразу: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Это аллегория возвращения заблудших грешников в лоно церкви.

«Блудный сын в таверне» (1635). Другое название — «Автопортрет с Саскией на коленях».
На полотне Рембрандт изобразил себя в роли блудного сына, растрачивающего отцовское наследство

Старший же сын, вернувшись с полевых работ и узнав, почему затеян праздник, разгневался: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». И хотя отец призвал его к милосердию, из притчи мы не узнаем, какое решение принимает старший сын.

Рембрандт позволил себе отойти от классического текста. Во-первых, он изобразил отца слепым. В тексте не оговаривается прямо, был ли мужчина зрячим или нет, но по тому, что он издалека узрел сына, можно сделать вывод, что проблем со зрением у него все же не было.

Во-вторых, у Рембрандта при встрече присутствует старший сын — высокий мужчина справа. В классическом тексте он приходит, когда уже в доме идет подготовка к празднованию по случаю возвращения младшего брата.


«Возвращение блудного сына» (1666−1669)

В-третьих, сама встреча описана иначе. Обрадованный отец выбегает навстречу сыну и падает перед ним на колени. У Рембрандта же мы видим молодого мужчину, смиренно стоящим на земле, и отца, тихо положившим ладони ему на плечи. Причем одна ладонь выглядит как мягкая, ласкающая, материнская, а вторая — как сильная, удерживающая, отцовская.

Старший сын держится отстраненно. Кисти его рук крепко сжаты — видна внутренняя борьба, которая происходит в нем. Рассерженный на отца, старший сын должен сделать выбор — принять младшего брата или же нет.

Помимо главных героев Рембрандт изобразил на полотне и других людей. Кто они, точно сказать нельзя. Не исключено, что это слуги, с помощью которых художник хотел передать предпраздничную суету и светлое настроение.

Контекст

«Возвращение блудного сына» — возможно, последняя картина Рембрандта. Работе над ней предшествовала череда потерь, растянувшихся на 25 лет: от смерти первой, горячо любимой жены Саскии и всех рожденных ею детей до практически полного разорения и отсутствия заказчиков.

Богатые одежды, в которых изображены герои, были частью коллекции художника. В XVII веке Голландия была сильнейшей экономикой мира. Корабли ее купцов, казалось, были везде — даже с Японией шла торговля (больше Япония ни с кем в то время и не торговала). В голландские порты стекались диковинные товары. Художник регулярно прогуливался там и скупал необычные ткани, украшения, оружие. Все это потом использовалось в работе. Даже для автопортретов Рембрандт наряжался в заморское и примерял на себя новые образы.


Судьба художника

Рембрандт родился в Лейдене в семье зажиточного голландца — владельца мельницы. Когда мальчик объявил отцу, что намерен стать художником, тот поддержал его — тогда в Голландии было престижно и прибыльно быть художником. Люди были готовы недоедать, но не скупились на картины.

Отучившись три года (что было достаточно для начала собственного дела, как тогда считалось) у своего дяди — профессионального художника, — Рембрандт с другом открыл мастерскую в Лейдене. Заказы хотя и были, но довольно однообразные и не увлекали. Работа закипела после переезда в Амстердам. Там он вскоре познакомился с Саскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра Леувардена, и недолго думая женился.


. Картина, которая рассорила художника со всеми заказчиками, изображенными на полотне

Саския была его музой, вдохновением, светочем. Он писал ее портрет в различных одеяниях и образах. В то же время она была из состоятельной семьи, что позволяло им еще и жить на широкую ногу. Последнее обстоятельство раздражало родственников Саскии — классических фламандцев, не переносивших разнузданную жизнь не по средствам. Они даже подали на Рембрандта в суд, обвинив в расточительстве, но художник предъявил, как сказали бы сегодня, справку о доходах и доказал, что гонораров им с женой вполне хватает на все капризы.

После смерти Саскии Рембрандт на некоторое время впал в депрессию, даже перестал работать. Обладатель и без того неприятного характера, он стал окончательно беспощаден к другим — был желчен, упрям, своеволен и даже груб. Во многом поэтому современники старались ничего не писать о Рембрандте — плохое неприлично, а хорошего, видимо, не было.


Хендрикье Стоффелс (1655)

Постепенно Рембрандт ополчил против себя почти всех: и заказчиков, и кредиторов, и других художников. Вокруг него сложился своего рода заговор — его практически целенаправленно довели до банкротства, вынудив распродать всю его коллекцию за бесценок. Даже дом ушел с молотка. Если бы не ученики, которые сложились и помогли мастеру купить жилье попроще в еврейском районе, Рембрандт рисковал остаться на улице.

Сегодня мы даже не знаем, где находятся останки художника. Он был погребен на кладбище для нищих. В похоронной процессии шла только его дочь Корнелия от Хендрикье Стоффелс, третьей жены (не официальной, а, можно выразиться, гражданской). После смерти Рембрандта Корнелия вышла замуж и уехала в Индонезию. Там следы ее семьи теряются. Что же до информации о самом Рембрандте, то последние десятилетия она собирается буквально по крупицам — при жизни художника многое было утеряно, не говоря уже о том, что никто целенаправленно не вел его жизнеописание.