Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Виды и свойства восприятия в психологии.

Виды и свойства восприятия в психологии.

П ознавательный процесс, который основывает индивидуальную картину мировоззрения называется восприятием. Это свойство отражает явление или объект в целости только после того, как произойдёт побуждение рецепторов. Одним из биологических функций психики является восприятие, которое трансформирует и принимает данные. Перцепция вырабатывает нераздельность отражения объекта, которая инициирует анализ через совместность ощущений.

Чересчур острое восприятие жизни изматывает нервы.
Нацумэ Сосэки

Восприятие в психологии

Восприятие является более значимым, чем передача нейронных побуждений в предназначенные участки мозга. Для того чтобы произошло понимание и представление о предмете, личность должна передать сенсорную информацию в определённую часть мозга, а именно – ощутить.

Свойства перцепции в психологии делятся на 7 подгрупп. Они являют собой:

  • структурность, константность, осмысленность, апперцептивное, избирательность, атрибуция, предметность.

    Свойства восприятия

    Свойствами восприятия являются:

    1. Структурность – эта подгруппа сильно связана с целостностью, ведь форма и цвет в совокупности отображает предмет.
    2. Константность (постоянство) – это неизменность формы и цвета объекта или явления даже при изменённых физических условиях.
    3. Осмысленность (понимание) – это форма человеческого подсознания распределять предметы или явления на присущие им категории. Осмысление включает в себя несколько подвидов:
      Селекция – это функция, которая выделяет предмет восприятия из общего потока исходных данных.
      Организация – это подгруппа, в которой объект опознаётся за некоторыми комплексами свойств.
      Распределение объектов и явлений подсознательно на категории.
    4. Апперцептивное - это функция, которая влияет на процесс восприятия из-за получения предыдущих навыков.
    5. Избирательность – это вид перцепции, которая выделяет некоторых объектов или явлений из-за их преимуществ над другими.
    6. Предметность – личности набирают полный набор ощущений, которые совокупляют их в образы.
    7. Атрибуция – это явление, когда человек приписывает некие нехарактерные особенности себе, или же другому человеку. Определение толкует поведение человека по его намерениям, поступкам, выражениям эмоций, некоторых качествах индивида, которые позже будут приписаны партнёру.

    Свойства образа перцепции

    Свойства образа восприятия делятся на две категории:

    1. Внешние:
      Указывают на размер.
      Усиление (как в эмоциональном плане, так и в физическом).
      Контраст (когда идёт противоречие с окружающей средой).
      Перемещение.
      Периодичность.
      Новшество и различимость.
    2. Внутренние:
      Регулировка рецепции – это преднамеренность увидеть что-нибудь, что соответствует минувшему опыту. Необходимость и объяснение – это функция, когда личность способна увидеть то, что считает важным или нужным для неё.
      Опыт – восприятие факторов, которым человек был научен в прошлом. Я концепция – мир воспринимается только вокруг себя. Особенности личностей – пессимисты видят окружающую среду с негативной точки зрения, а оптимисты, наоборот, - в благоприятном оттенке.

    Селективность восприятия

    Свойства восприятия в психологии различают три принципа селективности восприятия:

    1. Резонанс – необходимость и значимость подобранных потребностей человека усваивается быстрее, нежели неподобранных.
    2. Защита – намного хуже воспринимается то, что препятствует ожиданиям человека.
    3. Настороженность – то, что может нанести вред психике личности, узнается быстрее всего.

    Примеры нарушения восприятия

    Иллюзия

    Свойства восприятия в психологии могут быть ошибочными, так сказать, это видоизмененная перцепция окружающей среды и предметов. Такое нарушение может наблюдаться как у психически больного человека, так и вполне здорового. Свойства восприятия в психологии иллюзий здоровым человеком могут оказаться совершенно разными. Физиологический и физический обман, а также иллюзия невнимательности может возникнуть у любой личности, которая не имеет проблем с психологическим здоровьем.

    Оптические иллюзии

    Основными свойствами восприятия иллюзий являются:

    • Иллюзии, которые имеют отношение к законам физики. К примеру, свойства ощущения и восприятия предмета, который граничит с прозрачной средой. Если поставить ложку в банку с водой, она будет казаться переломленной. Такого рода зрительный обман называется мираж. Функция анализирования тесно связана с физиологическими иллюзиями. Например, если человека с излишним весом одеть в чёрную одежду, то визуально он будет смотреться стройнее, чем есть на самом деле. Или же взять маленькую комнату, которая обклеена обоями светлых тонов, она будет казаться более объёмной. Основные свойства восприятия иллюзии невнимательности заключаются в чрезмерном увлечении литературной композицией, когда человек, обладающий здоровой психикой, не замечает опечаток и грамматических ошибок в произведении. Зрительный обман, который связан с некой патологией психического состояния. Его разделяют на три подгруппы:
      1. Основные свойства восприятия аффективной иллюзии - это ситуации повышенного эмоционального состояния человека, когда индивид испытывает сильный страх, напряжения или чрезмерное возбуждение, а также состояние аффекта. К примеру, аффективные иллюзии могут появиться у любого человека, который пройдётся ночью по кладбищу.
      2. Вербальные (слуховые) иллюзии могут появиться в аффективном состоянии или же в неправильном понимании беседы окружающих людей, когда больной воспринимает нейтральную беседу как угрозу его собственной жизни. Оскорбления, унижения могут быть услышанными, даже если их никто не произносил. Например, психически нездоровому человеку даже в пустой комнате кажется, что он не один и слышит различные голоса.
      3. Свойства восприятия в психологии являются парейдолические (иными словами, околообразные) иллюзии, они тесно связаны с воображением индивидуума, когда тот фиксирует свой взгляд на предметах, которые имеют нечёткое очертание. Если наблюдается такого рода расстройство, оно обретает некий вымышленный характер. К примеру, в постоянном движении облаков на небе, человек может разглядеть портреты святых, а на рисунках, которые изображены на обоях – различных животных и неизвестных существ. Такого рода иллюзии появляются из-за недостатка тонуса сознания, когда фон пребывания находится в интоксикации.

      Клаудио Наранхо являет собой пример превосходного терапевта, преуспевающего психиатра и профессора, на протяжении многих лет служившего проводником по тропе духовности. Он также является автором нескольких ценных в своей области книг, основателем в районе залива группы Ищущих Правду, близким другом и сподвижником Оскара Ичазо и протеже Фритца Перлса; Наранхо унаследовал идеи и придал форму движению развития человеческого потенциала - особенно его направления, практикуемого в Эса-ленском институте и в Беркли (Калифорния). С недавнего времени он - всемирно известный и популярный наставник и руководитель семинаров. Кроме всего прочего, он мой давний друг и коллега, которым я искренне восхищаюсь. Эта книга - не просто упражнение интеллекта. После десятилетий, потраченных на сбор подтверждающих данных и материалов, Клаудио наконец-таки решился на публикацию этого глубо-
      10

      кого исследования, являющегося синтезом и кульминацией кропотливой работы всей жизни. За все эти годы у него накопилось богатейшее собрание разнообразных документов, и данная книга представляет собой только одну, первую грань его исследований. Как он сам говорил нам, фактически эта книга - предисловие к гораздо более детальной научной работе. Она будет снабжена обширным справочным материалом, большим количеством ссылок, системным анализом и результатами клинических наблюдений и будет предназначаться в первую очередь специалистам.
      Нам очень повезло, что Клаудио выбрал именно такой подход, так как это позволяет большой читательской аудитории открыть для себя нечто, рискующее в противном случае остаться вне сферы ее внимания.
      Благодаря этому для читателей - как специалистов, так и просто интересующихся - открывается возможность познакомиться (если это еще не произошло) с Клаудио Наранхо как с пропагандистом и распространителем учения об энеаграммах, зародившегося в малоизвестной школе суффистов на Среднем Востоке. Я ценю это его стремление и верю, что оно принесет свои плоды во многих случаях, которые сразу невозможно предвидеть, не последним из которых является попытка перебросить мост между знанием прошлого и настоящего.
      Ограничив содержание этой книги перечислением и краткой обрисовкой существующих энеа-типов в форме, присущей, скорее, указателю, Клаудио создал тем самым полный и незаменимый справочник. Безусловно, это исключитель-
      Предисловие 11
      но серьезная книга, но тем не менее я получил удовольствие от ее содержания, что ждет, как я уверен, и других, потому что именно эта ее системность дает возможность путешествовать от одной главы к другой в стремлении найти свое место за Круглым Столом энеа-типов. Я сомневаюсь в том, что эти идеи когда-либо приживутся в гостиных и войдут в число психологических игр дилетантов, но у меня есть надежда, что они станут полезным орудием для всех тех, кто искренне хочет познать себя и глубже проникнуть в свою сущность.
      То, чего достиг Клаудио в этой работе, требовало большого искусства. С помощью всех новейших средств психологии он изучил древнюю систему энеаграмм и придал ей современное звучание. Вот одна из причин, почему я нахожу книгу столь восхитительной. Он не «зацикливается» на прошлом и не отворачивается от него, но воссоединяет великие открытия человеческого разума, охватывающие тысячелетия. Речь не идет о копании в старых, отживших свое идеях исключительно из ностальгических чувств; мы хотим увидеть, в чем же состоит их ценность и своевременность для сегодняшнего дня в сравнении с днем вчерашним.
      Я хочу подчеркнуть то, что, с моей точки зрения, Клаудио слишком скромен в отношении к себе и к своему вкладу. В течение всех лет сбора данных он провел множество семинаров, раскрывая для сотен и тысяч людей структуры энеа-типов. Его многочисленные занятия дали возможность некоторым предприимчивым людям использовать эти идеи в своих собственных исследовани-
      12
      Экеа-тшюлогические струкпг ры личности
      ях, таким образом слово «энеаграмма» получило широкую известность. В некотором смысле На-ранхо стал «отцом» многих исследований и публикаций задолго до того, как его собственные работы увидели свет.
      Клаудио Наранхо серьезно занимался эзотерической психологией и спиритуализмом - настолько серьезно, что временами это недвусмысленно угрожало его жизни из-за общего осуждения - обстоятельство ни на миг, насколько мне известно, не заставившее его и его последователей поколебаться в исследовательской и просветительской деятельности.
      Существует какая-либо опасность, заключенная в учении об энеаграммах? Является ли оно настолько эзотерическим и экзотическим, чтобы тотчас же пролить свет знания на каждого, кто лишь соприкоснется с ним? Мой ответ на первый вопрос - безусловно, «да», на второй «нет». Учение об энеаграммах, становящееся в последнее время настолько распространенным, что о нем наслышан практически каждый обыватель, едва ли кажется опасным в своей популярной форме. Подобно очищенной, «рафинированной» астрологии, образы которой, бывшие когда-то эзотерическими, используются теперь в дешевых подделках, обещающих с завидной легкостью помочь вам определить свой тип личности и место в системе характеров. Это уже не столько основа для изменения, трансформации, сколько возможность приятно пощекотать воображение, тема, пользующаяся успехом на вечеринках и спросом на прилавках.
      Предисловие 13
      Предлагаемый анализ типов личности с помощью энеаграмм совершено отличен по своим целям. Клаудио проводит его с неизменной искренностью и простотой: он обнажает те скрытые механизмы биологической машины человека, которые являются предсказуемыми и неизбежными. Не ограничивая себя только психологической точкой зрения он объясняет, как мы возводим всевозможные барьеры внутри себя, на которые, повзрослев, натыкаемся, и что нам с ними делать.
      Как человекообразные приматы мы не можем избежать определенных шаблонов, стереотипов поведения; мы не можем просто пожелать им исчезнуть, игнорировать их или же с легкостью превратить их в добродетели или какие-нибудь мистические качества. На сей предмет Клаудио не оставляет никаких иллюзий. Он предлагает не немедленное исцеление, а способ трезво взглянуть на проблему и действительно разрешить ее. Это как раз то, в чем он коренным образом отходит от соблазнительных и разрушительных идей «нового поколения», превалирующих сегодня. Он остается в стороне от вездесущих коварных иллюзий, окружающих и разрушающих великие учения в угоду гипнотическому сну примитивного существования.
      Клаудио не вводит в заблуждения уверениями, что несколько волшебных психологических трюков способны стать для нас панацеей от всех несчастий. Он не скрывает того факта, что в действительности тропа самопознания длинна и тяжела и не потерпит лени, либо поверхностности. Годы наблюдений и бесед с ним ясно показали
      14

      мне, что он не приемлет гомоцентрической философии иллюзионизма. Имея, возможно, более высокое, чем у меня, мнение о потенциале человечества «en masse», он не впадает в заблуждение, свойственное, по моему мнению, большинству сторонников новой психологии и психиатрии, ложно представляющих путь трансформации как легкий. Однако он все же дает нам орудие, которое что-то да значит, которое может действительно помочь нам достигнуть серьезных результатов.
      Большинство психологических систем опустошают высшую духовную жизнь, поглощая ее бесконечными волнами двусмысленностей, принижая до интеллектуальной игры. Как мне кажется, одним из самых важных аспектов, привнесенных Клаудио, является то, что психология у него служит высшей духовной целью. Клаудио оставляет место для духовной жизни и совершенно точно разделяет психологическую область и область духовную - редкий случай среди психологов, которые различают духовность, но, как правило, сводят ее к психологическому термину. Клаудио не делает попыток присвоить себе эту сферу знаний. Тем, кто решил следовать по пути самоанализа и самоисследования, материал книги дает уникальную возможность подготовить себя к жизни в этой Работе. Эти слова можно отнести лишь к немногим психологическим системам.
      Читатель найдет язык этой книги прямым и точным без излишней академичности. Анализ в высшей степени детализирован и абсолютно профессионален. Выбранный автором формат облегчает пользование книгой; важные черты характера даны в кавычках или выделены шрифтом, что
      Предисловие 15
      позволяет легко распознать ключевые фразы для тех, кто будет пользоваться книгой как руководством. Для непрофессионалов совершенно необязательно знакомство с основами психологии, чтобы понять основную идею Клаудио, раскрывающуюся в систематизированном описании типов характера.
      И более того, Клаудио подчеркнул самую суть, определяя корни своего анализа в основном утверждении, что все эпеа-типы - это варианты человеческого недуга «тиковой обскурации», что понимается как «утрата Бытия». Только из-за одной этой концепции книгу стоит прочитать. Из-за этого же моя настойчивость в рекомендации прочесть эту книгу любому, серьезно изучающему психологию, не будет чрезмерной. Она необходима для правильного понимания иерархии областей между Бытием и личностью, что применимо для любой грани нашего внутреннего мира.
      Если мы сможем определить тот момент, когда начинает проявляться изменение в поведении - как средство заполнить чувство пустоты - эту бессмысленность Бытия, утрату внутреннего мира, - как попытку скрыть обскурацию, тогда станет возможным взглянуть на нормы поведения, которых мы придерживались всю свою жизнь, с другой точки зрения и сбросить с себя часть груза, привязывающего нас к этой планете. Эта простая и элегантная концепция дает нам в руки уникальный инструмент, позволяющий определить этиологию неврозов, психозов, как от состояния открытости, готовности к восприятию в детстве мы, взрослея, перемещаемся к состоянию вялости и атрофии.
      16
      Энев-тинологические структуры личности
      Концепция «тиковой обскурации» в различных эзотерических направлениях называется по-разному, но она всегда присутствует в любой достоверной, психологической картине Бытия. Она в общих чертах соответствует самоидентификации, как действующего во сне механизма; хотя Бытие и сущность не засыпают, они позволяют себя загипнотизировать или соблазнить чем-то, имеющим ценность в мире человеческих приматов с их различными энеа-типами и соответствующими энеа-склонностями и энеа-удо-вольствиями.
      Что касается второго момента, действенности этого обучения, что ж - а что нужно именно вам? В самой системе нет никакой магии. Как любое, истинное учение оно работает на вас, только если вы сами трудитесь. Сам я глубоко погрузился в энеаграмму и пользовался ею для собственных исследований и для работы с другими. Геометрическая фигура эквивалентна другим фигурам в других учениях: звезда Давида, древо жизни, основная аркана Тарота, архетипные характеры и боги и так далее. В некотором смысле эти фигуры и системы произвольны и когерентны друг другу. Выбор той или иной системы - это обычно вопрос предпочтения, определяющегося рабочей необходимостью.
      Что эзотерично в этом учении, в смысле тайного или секретного, - это правильное использование знания. Этому вы должны научиться у практика, того, кто знает, кто посвящен, или прислушиваясь к указаниям вашего «Я» на клеточном уровне. Тот, кто знает, как применить эту систему, чтобы отделить машину от сущности
      Предисловие 17
      личности, способен модифицировать и адаптировать ее. Клаудио тщательно использовал и приручил эту систему энеаграммы и гениально приспособил ее для использования в нашей искушенной психологической культуре. Его верительные грамоты самого высокого класса, его знания почерпнуты не только из чтения книг и размышлений. Он работал с этой системой на протяжении многих лет и знает ее достоинства и недостатки.
      Читателям необходимо избегать ограничений любой системы; они должны доверять лишь интуитивному чувству собственной сущности, не позволять ввести себя в заблуждение железному колчедану, но воспринять только истинное сокровище, которое лежит в охраняемой пещере, в конце радуги или в тайнике гномов. Нужно также помнить, что энеа-тип способен не только двигаться, говорить и общаться с другими; он способен еще и учиться, размышлять, практиковаться, переживать восторг, мечты или мистическую гармонию.
      Если «Энеа-типологические структуры личности» смогут каким-то образом пробудить в читателе желание понять сущность жизни, то это еще один вклад Клаудио во благо всех чувствующих созданий - за что я ему признателен.
      И.Дж.Гоулд
      Предисловие автора
      К
      пак-то в конце 1987 г., будучи проездом на своей родине, я остановился у своего друга Марты Хуэре, которая слышала о моих разнообразных проектах; Марта пригласила меня вернуться в ее дом как-нибудь в будущем, чтобы написать с ее помощью эту книгу. Я поймал ее на слове и воспользовался этим предложением и в течение января и февраля 1988 г. надиктовал на магнитофонную пленку книгу, которую сначала думал назвать «Структура и психодинамика характера в свете энеаграмм Сармони», но по окончании ее я назвал книгу проще и одновременно амбициознее - «Невроз и характер в свете энеаграмм».
      Легкость, с которой книга появилась на свет, не предвещала препятствий и труда, сопровождавших ее завершение. Марта, движимая совокупностью энтузиазма по отношению к содержанию книги, личной привязанностью и жизненной привычкой к усердию, работала часами, и ей почти удалось ввести в мой портативный компьютер весь материал, который я надиктовывал на магнитофон день за днем. После моего отъезда оставалось обработать всего несколько пленок;
      Предисловие автора 19
      но летний отпуск Марты закончился, вернулась из Мехико ее десятилетняя дочь, появились другие жизненные сложности, - и поэтому эти несколько кассет месяцы лежали необработанными.
      Избавлю своих читателей от описания своих неудач и трудностей, из-за которых книга оставалась неоконченной весь следующий год. Даже когда я вновь приехал в Чили в начале 1989 г. с намерением издать рукопись, на пути к завершению этой задачи стояли всевозможные препятствия. И в довершение всего, уже законченной работе был нанесен значительный ущерб, когда во время моего возвращения в Южную Америку в аэропорту Сан-Франциско у меня украли сумку, в которой была часть рукописи.
      Было ли все это случайностью, вмешательством непостижимой воли Божией, происками дьявола или всем вместе взятым, я не знаю, но несмотря ни на что я доволен, потому что мне кажется, все это книге пошло на пользу. Утеря психоаналитических карт, и в особенности кластеров характерных черт (что вынудило опустить ссылки на них и оставить надежду завершить поставленную задачу до следующего раза), послужило основой идеи новой публикации, которая не только может уладить мои обстоятельства, но, как я думаю, обеспечит более подходящую форму появления книги на свет, а именно: деление ее на две публикации, из которых эта - первая.*
      Стимулом для публикации настоящей части работы «Невроз и характер в свете энеаграмм» был визит к И.Дж.Гоулд незадолго до отъезда в
      Я выделил здесь то, что более всего необходимо непосредственному пользователю книги (так сказать, ищущему), в то время как более академичные разделы, которые будут интересны психотерапевтам и специалистам по теории личности, я оставил для более полной книги.
      20

      Андалузию, где я расположился в настоящее время, чтобы обработать и издать ту часть книги, в которой содержится концептуальная разработка собственных наблюдений по девяти энеа-типам, накопленных мной на протяжении более двадцати лет, и четко сформулировать психодинамическую картину каждого. Я пользуюсь термином «энеа-тип», конечно, в качестве эквивалента для понятия эго-тип или типа характера в соответствии с энеаграммой.
      Психологические характеристики, данные в каждой из глав под заголовком «Структура черт характера», - это результат исследований, охватывающих различные стадии:
      1. Разработка на основе накопленного мной опыта кластера терминов, описывающих характер.
      2. Концептуальная компоновка основных черт характера для формирования кластеров дескрипторов, которые могут использоваться в качестве определителей для более обобщенных черт характера.
      3. Психодинамические карты, представляющие в графическом виде наблюдаемые клинически или предполагаемые взаимоотношения между обобщенными чертами характера. Хотя графики этих моделей (вместе с кластерами и таблицами) были утеряны, некоторые обозначенные в них связи нашли свое отражение в тексте.
      Несмотря на то, что многие из этих наблюдений стали известны благодаря преподавательской деятельности моих бывших учеников и кни-
      Предисловие автора - 21
      гам тех, кто учился вместе с ними, я не только не могу полностью согласиться с опубликованными до настоящего времени утверждениями, но сейчас, когда ими разрушена секретность, касающаяся энеаграмм, я чувствую необходимость самому изложить итоги своего собственного опыта.
      Кроме того, идя дальше простого перечисления характерных черт, как я делал, формулируя первые описания типов характера преподавания в начале 70-х, в этой работе я фокусирую внимание на том, как эти термины организованы с целью подчеркнуть типы характеров и мотивы. Кроме того, от глав к главе в этой книге я развиваю теорию невроза, отличную от теории либидо Фрейда и только частично совпадающую с теорией объективных связей: экзистенциальной интерпретацией невроза, в соответствии с которой основа всей психопатологии - утрата чувства бытия (то есть отсутствие прямых свидетельств или возможности познания бытия), то, что теологи назвали неведением.
      Я назвал это теорией невроза Насреддина по знаменитой шутке о Ходже, в которой он однажды, ползая на четвереньках, искал что-то среди рыночных рядов. Как хорошо известно, в его поисках к нему присоединился друг, искали, как объяснил другу Ходжа, ключ от его дома. Только после того, как в безуспешных поисках прошло много времени, друг сообразил спросить: «Ты уверен, что ты его здесь потерял?», - на что Насреддин ответил: «Нет, я его потерял дома». «Тогда почему же ты его ищешь здесь?» «Здесь гораздо светлее», - объяснил Ходжа.
      Таким образом, центральной идеей, которую подчеркивает эта книга, является то, что мы ищем
      22

      ключ к нашему освобождению и к нашему окончательному формированию не в том месте и что эта ошибка в познании есть источник нашего неудовлетворения.
      На протяжении всех страниц этой книги я называю этот ключ «бытие», хотя можно справедливо сказать, даже это название слишком ограничено и ограничивающе. Мы можем говорить, что мы существуем, но у нас нет опыта бытия, мы не знаем, что мы такое. Напротив, чем пристальнее и тщательнее изучение, которому мы подвергаем наш опыт, тем более мы открываем, по сути,. чувство утраты, пустоту, иллюзорность, отсутствие самости или бытия. Из-за отсутствия осознанного чувства бытия - это мое убеждение - проистекает мотивация дефицита, основного истинного стимула, который поддерживает все древо либидо. Но либидо - это не эрос, как полагает Фрейд. Эрос - это изобилие чувств, а дефицит - поиск изобилия чувств, который принимает столько же форм, сколько преобладающих страстей составляют, согласно этой теории, низший эмоциональный центр. На базе этих кластеров проводится систематический анализ того, каким образом в каждом энеа-типе древо черт характера основывается на двойной центральной системе базовых черт* характера, что подтверждает и, в свою очередь, подтверждается тиковой обску-рацией и может рассматриваться как в качестве эмпирического подтверждения традиционной точки зрения, так и в качестве помощи в самопознании для тех, кто намерен использовать эту книгу как инструмент в процессе самоизучения.
      Может быть известно как базовые страсти и фиксации.
      Введение в теорию личности
      Оскар Ичазо часто пользуется выражением «эта теория», несмотря на тот факт, что он высказывает точку зрения на психоанализ, который представляет как объективное знание, изначально проявляющееся посредством релевантности. Все же, даже если более просвещенные могут понять эти идеи, скорее, интуитивно и эмпирически, чем экспериментально, слово «теория» кажется вполне подходящим, если только мы понимаем его не в современном научном смысле как гипотетическую конструкцию, но в оригинальном значении греческого слова tneoria - видение.
      На последующих страницах я дам определение видение в широком смысле и не обязательно в тех терминах, в которых я слышал это определение. На протяжении этой книги я иногда буду
      Введение в теорию личности 25
      пользоваться для этого, как делал Ичазо, словом «протоанализ», хотя этот термин относится не только ко всей совокупности знаний, но изначально к процессу протоанализа.*
      В психологии четвертого порядка мне хотелось бы подчеркнуть существеннейшую разницу между тем, что Гурджиев называет «сущностью», и тем, что он называет «личностью», - между реальным и условным существованием, с которым мы обычно себя отождествляем. Там, где Гурджиев говорит о личности, Ичазо говорит об эго - в смысле, который обычно соответствует современному его употреблению (путешествие эго, смерть эго, трансцендентность эго и т.д.), а не тому, который присвоен «эго» в современной «эго-психологии». Эта разница соответствует той, которую проводит Винникот между «реальным я» и «вымышленным я», и все же было бы неправильно говорить о сущности, душе, истинном я или атмане так, как если бы их значение было чем-то точным и определяемым. Вместо того, чтобы говорить о сущности как о предмете, нам следует думать о ней как о процессе, лишенном эго, ясном и свободном функционировании интегрированной человеческой целостности.
      Хотя «эго» - это то слово, которое я чаще всего употреблял, говоря о своих идеях в начале
      В этой книге протоанализ представляет первую стадию процесса, включающего применение трех успешных методов. Это метод самонаблюдения и противопоставления, целью которого является самопознание, метод, ведущий к «священной войне» против эго, в котором делаются усилия сдержать естественные аспекты личности и культивировать положительные в соответствии с главенствующими страстями. Третья стадия носит умозрительный характер и зависит от эмпирического понимания (посредством сложной техники медитации) «божественных идей»; аспектов реальности, которые могут растворять фиксации личности или его скрытые дефекты в способности познания.
      26

      семидесятых годов, в этой книге я почти так же часто буду пользоваться словом «характер», которое, как я считаю, является подходящим эквивалентом того же самого понятия без тех недостатков, что несет в себе дополнительное значение «эго» в современном психоанализе. Производное от греческого charaxo, что означает «запечатлевать», обращается к тому, что в личности постоянно, так как оно было запечатлено в ней, то есть к поведенческим, эмоциональным и познавательным установкам. Одним из достоинств современной психологии является то, что она осветила процесс разрушения самосознания на начальных стадиях жизни как следствие ранних эмоциональных разочарований в семье.
      В ответ на боль и страх индивид стремится справиться с кажущимися чрезвычайными обстоятельствами посредством соответствующих чрезвычайных реакций, которые, особенно в силу осознания угрозы выживанию, становятся фиксированными, превращаются в повторяющиеся реакции, как называл их Фрейд. Это процесс, который влечет за собой утрату контакта со всем, кроме непосредственной реакции на чрезвычайные обстоятельства, подкрепленные опытом (притупление самосознания), и в то же время происходит выработка автоматизма, который превращает человека до какой-то степени, ско-Dee, в робота, чем в свободного агента по отношению к жизни.
      Вместе с притуплением самосознания и автоматизацией, которые возникают в ответ на раннюю боль, в структуре эго существует полярность страстно желаемого и ненавистного, что
      Введение в теорию личности 27
      вместе с обскурацией самосознания выделено в буддистской доктрине в качестве трех ядов, подчеркивающих существование самсары, то есть трех корней самосознания эго.
      Теория невроза, рассматриваемая с точки психоанализа, конгруэнтна со взглядами Фрейда и Рейха на невроз как на следствие угасания инстинктов, а также с концепцией здоровья как четкой саморегуляции, которую, как правило, разделяют последователи гуманистической психологии со времен Роджера и Перлса. Хотя теория инстинктов с появлением экологии вышла из моды в кругах психоаналитиков, современная теория психологии признает наличие в поведении человека трех целей: выживания, удовольствия, общения.*
      Доказано, что обычно личность переживает разбалансировку как реакцию на доминирующий инстинкт, и часто работа психотерапевта должна быть посвящена его коррекции. Считается, что такая разбалансировка является результатом проникновения в сферу инстинктов фактора эго, что отражено на схеме протоанализа как смешение страсти от более низкого эмоционального центра к одному из инстинктивных подцентров.
      Вопреки традиционным религиям, которые слепо отождествляют инстинкты со сферой страстей, современная точка зрения, определяющая здоровье и оптимальное состояние как состояние свободных, или освобожденных, инстинктов, мо-
      В то время как марксистская интерпретация человеческой жизни основывается на голоде, интерпретация Фрейда - на сексе, а современная экзистенциальная теория основывается на привязанности, я не думаю, что кто-либо рассматривал направление, интегрирующее все эти три фундаментальные интерпретации.
      28
      Энеа-тшюлогичсские структуры личности
      жет быть адекватно соотнесена с современным понятием саморегуляции. Эта точка зрения, в соответствии с которой истинный враг в Священной Войне, которую предписывает наследие Четвертого Пути против неистинного, или низшего, я, - это не зверь внутри нас, но область побуждений, страстей, которые разлагают, подавляют и замещают инстинкты, а также, что самое страшное, и познавательные аспекты эго, создавая «фиксации», которые, в свою очередь, подкрепляют страсти.
      В то время как цель традиционной работы над собой - добиться перемещения поведенческого контроля с более низких эмоциональных центров страстей к более высоким центрам, я предвижу дальнейшую стадию: перемещение его от более низких интеллектуальных центров ординарного познания, наполненного неправильными представлениями о реальности, сформированными в детстве (фиксации), к более высоким интеллектуальным центрам умозрительного интуитивного понимания.
      Как видно на рис. 1, для высокого и низкого центров инстинкта нет определенных обозначений. Скорее, действие эго-инстинкта, обозначенного энеаграммами трех инстинктов, противостоит инстинкту в чистом виде, что может быть отмечено просто тремя точками.
      Мы можем выделить инстинктивный, эмоциональный и познавательный уровни личности, однако, если область инстинктов понимается в этом свете как триединство, личность, или эго, охватывает пять центров.
      Введение в теорию личности
      29
      Рис. 1

      Хотя на рисунке инстинкт представлен как центр, принадлежащий как сущности, так и личности, его действие различно в каждом случае. В то время как в личности инстинкт связан в своем проявлении со страстями, в сущности, или, точнее говоря, в сущностном типе, инстинкт свободен.
      После того, как мы остановились на понятии личности как целого и взгляде на направления в психопатологии я предлагаю подробнее рассмотреть предмет, начиная с вводного курса в эмоциональный центр эго - область чувств.
      Слово «страсть» в течение долгого времени несло в себе дополнительное значение чего-то нехорошего. В своей «Антропологии» Кант говорил: «Эмоция подобна воде, прорывающей плотину, страсть подобна стремительному истоку, который все более и более углубляет все русло. Эмоция подобна опьянению, она клонит тебя в сон, страсть подобна недугу, причиной его является больной организм или яд». Идея эта стала еще более явной в ранние дни психологии. Так, Рибо в своем Essai sur les Rassians писал: «Даже если нельзя все страсти считать недугами, они так близки к этому, что разница между ними почти неуловима и невозможно не считать их взаимосвязанными».
      Слово «страсть» соответствует низшим эмоциям, они существуют как во взаимозависимости с болью, так и потому, что индивид подвержен им в качестве пассивного агента, которому недостает свойственного свободному агенту опыта отделения от области страстей, что является результатом интуиции трансцендентности. Несмотря на их субъективность, эмоциональные состояния, которые мы называем страстями, являются
      Введение в теорию личности
      31
      частью «машины» или обусловленной личности. Или, иначе, мы можем говорить о том, что движет и обеспечивает машину топливом помимо испорченного инстинкта.
      Прежде чем говорить об эмоциях дальше, позвольте мне сказать несколько слов об энеаграм-ме геометрической структуры, которая стала известна на Западе благодаря Гурджиеву и которую изотерические школы Эго и Ичазо считали моделью, воплощающей всеобщие законы, существующие при любом ходе событий.
      Более определенно: треугольник, вписанный в круг, символизирует всеобщее триединство, составляющее все сущее в форме «активной», «пассивной» и нейтрализующей силы, в то время как точки вокруг него, за исключением 3 и 6 позиций, называемые «Точками иска», обозначают семиричную модель в природных циклах. «Закон трех» обращается к Божественному Принципу, «Закон Семи» - к силам Природы. «Невидимые» шоковые точки создают связь между областями бытия и становления, через них проявляется влияние более высокого уровня на более низкий, тот, на котором данный процесс имеет место.
      Энеаграмма - это схема, посредством которой «центрируется» структура каждой из пяти областей личности, являющихся, как уже упоминалось, тремя инстинктами, страстями и фиксациями.
      Помимо отражения личности, энеаграмма еще и схема, и модель для двух дополнительных центров сущности, которые по традиции можно развить «упорными усилиями и осознанным страданием».
      \\
      32


      Рис. 2
      Исследование энеаграммы страстей на рис. 3 показывает, что три их них занимают более центральную позицию, чем остальные. Согласно символизму энеаграммы, в соответствии с которым различные ее точки соответствуют ступеням и интервалам музыкального лада, психологическо-духовная леность помещена на вершину как основное состояние, как результат действия страстей.
      В то время как предположение о психологической инертности, лености перекликается с современной энергией неврозов как обусловленности, две другие точки вписанного треугольника суммируют теорию о неврозах Фрейда как выражение детских, экзистенциальных желаний, которые представляют вымышленное бытие и «злую судьбу» как основу патологии.
      Тот факт, что эти три ментальных состояния обозначены в углах треугольника энеаграммы страстей, отражает их значение как краеуголь-
      Введение в теорию личности
      33

      Рис. 5
      ных камней всей эмоциональной доктрины и то, что точки, обозначенные между ними, можно объяснить как точки взаимодействия в различных пропорциях тех же самых основных состояний. Например, Гнев - это гибрид психологической инертности с претенциозностью, это также является гордостью с преобладанием соответственно инертности или тщеславия.
      Взаимосвязь между этими тремя точками показана в виде сторон треугольника, символизирующих психодинамические взаимодействия. Таким образом, можно сказать, что каждая из них- лежит в основе последующей в порядке, обозначенном стрелками, указывающими определенное направление.
      Если мы рассмотрим эту психодинамическую последовательность начиная с вершины, можно сказать, что недостаточность ощущения бытия,
      2. Заказ №5264
      34
      Энеа-типалогические структуры личности
      подразумеваемая в «роботизации» лени, лишает индивида основы, опираясь на которую, можно действовать, и, таким образом, ведет к страху. А так как в мире, как бы мы его ни боялись, нам приходится действовать, мы чувствуем побуждение решать это противоречие, действуя от имени как бы придуманных нас, не имея мужества быть самим собой. В таких случаях мы укрываемся от мира за маской, мы идентифицируем себя с ней, и здесь-то и возникает тщеславие. Чем больше мы отождествляем себя с маской, тем скорее мы забываем, кто мы есть на самом деле, мы закрепляем тиковые обскурации, которые, в свою очередь, подкрепляют страх, и так далее, замыкается порочный круг.
      Рассматривая энеаграмму страстей, читатель не может не увидеть, что семь из них не отличаются от главных грегорианских грехов. Можно заметить, что те из них, которые не упомянуты христианством, - это краеугольные камни системы, шоковые точки, традиционно считающиеся невидимыми.
      Я думаю, что современная концепция низкого эмоционального центра, или, в других словах, энеаграмма страстей, обеспечивает более доступное для понимания объяснение неврозов, чем то, которое мы находим в теориях, предлагающих специфическую концепцию атмосферы отношений как основной базы всех психологии независимо от вида невроза. Точно так же, как Фрейд разработал основанную на страхе интерпретацию жизни людей и их отношений, а экзистенциалисты подчеркивали первичность «существования» над сущностью, Карен Хорн считает, как и христианские писатели, что основной психологи-
      Введение в теорию личности 35
      ческий порок - это гордость; Лилани Клейн делает упор на зависти, а Фейберн и Гантрин подчеркивают шизоидный феномен, связанный, как мы увидим, с точкой 5.
      Возможно, ближе всего к истине будет, как считают психоаналитики, то, что для каждой конкретной ситуации или конкретной структуры характера каждого конкретного индивидуума подойдет какая-нибудь одна из таких интерпретаций, даже несмотря на то, что все они взаимосязаны. Таким образом, распознание доминирующей страсти может определить основную интерпретацию; следующим по важности и трансформирующему потенциалу, с этой точки зрения, является выделение познающего эго или фиксации основных представителей «Сатаны» в душе, говоря языком образов, которым пользуется Ичазо.
      Не характеризуя страсти (это я сделаю в последующих главах книги), отмечу сейчас, что нам необходимо настроить себя на истинное значение традиционных слов, видя, например, в «гневе» более глубокую и основную реальность «противостояния», а не взрыв раздражения; «вожделение» - это больше, чем позыв к сексу или даже удовольствию: страсть к излишествам или излишняя страстность, для которой сексуальное удовлетворение только один из возможных источников получения наслаждения; точно так же «чревоугодие» понимается здесь не в своем узком значении страсти к еде, но в более широком смысле гедонистических пристрастий и неутолимости желаний. «Скупость» также может включать и не включать в себя денежное скопидомство и будет означать отвратительное и алч-
      \\
      36

      ное обладание более общего плана - отдаленная альтернатива безграничной связи вожделения чревоугодия, зависти и других эмоций.
      Так же, как стороны вписанного треугольника определяют психодинамические связи между ментальными состояниями, обозначенными точками девять - шесть - три - девять, линии, соединяющие точки 1-4-2-8-5-7-1, тоже обозначают психодинамические связи, так что каждая страсть может быть понята как базирующаяся на предыдущей, что читатель может изучать на собственном опыте.
      В отличие от позиции христианских теологов, убеждающих в наличии иерархии тяжести смертных грехов, а также в отличие от позиции современной психологии, утверждающей, что характеры не только возникают на различных стадиях развития, но также являются более или менее устойчивыми к изменениям и более или менее подвержены патологиям, настоящая позиция отстаивает положение, что страсти эквивалентны как в этико-теологическом, так и в прогностическом плане. Это утверждение может быть интерпретировано, чтобы подчеркнуть, что хотя некоторые характеры можно лечить более успешно, чем другие, посредством современной психотерапии и ее интерпретации сознания, путь трансформации не является радикально хорошим или плохим для разных личностей в свете традиционного подхода к работе над собой и медитации.
      Может быть, лучше это объяснить с помощью образчика традиционной теологии, касающейся греха. Классическое определение Св. Фомы обнаруживает в грехе два аспекта, наиболее явный из которых - вред другим или себе. С этой точ-
      Введение в теорию личности
      37

      4
      ки зрения эмоциональные факторы, такие как зависть или гнев, определяют основу недобродетельных действий; другой аспект, общий для всех грехов, - это совращение души с пути истинного.
      В то время как некоторые психологические типы, по крайней мере, сознательно страдают более (обычно располагаются внизу энеаграммы) или менее (вверху энеаграммы), и это действительно верно, то некоторые (обычно энеа-тип VII) в большей степени являются причиной страданий других, в свете протоанализа они только определяют эквивалентное духовное препятствие; но существует еще огромная разница между степенью очевидного вреда по отношению к себе и другим и действительной мерой разрушительности, которая более или менее скрыта.
      Хотя Ичазо определяет фиксации как специфические дефекты познания, грань системы ил-
      38
      Энса-типологические структуры личности
      люзии в эго - названия, которые он им дает, иногда отражают то же понятие, что и доминантные страсти или ассоциативные характеристики, что не удовлетворяет задаче определения. На рис. 4 я воспроизвожу энеаграмму фиксаций по Ичазо, как она дана Лили в «Межличностной психологии» Тарта.*
      Здесь можно увидеть, что обращение к негодованию в точке 1 почти взаимозаменяемо с «гневом», а в случаях с точкой 2 лесть, в основном, относится к «самообольщению», что неотделимо от самовозвеличивания, от гордости. В случае с точкой 3 Ичазо употребил слово, коренным образом отлично характеризующее эмоциональный и познавательный аспект характера, и все же я не согласен с тем, что он относит нетерпение к области фиксаций, а уловку - к эмоциональной области страстей.**
      В «Менделистах» Ичазо в Арике предложена определенная терминология, использовались термины, начинающиеся с «эго», к которым добавлялись первые буквы названия фиксации, указание «эго-мелан» несет иную информацию, чем «зависть», так как оно обращается к мазохистскому аспекту характера в вопросах поиска любви и привязанности через усиление боли и беспомощности. В точке 5 опять же предложенное им слово «скаредность» не выходит за пределы значения скупости. То же самое в случае с точкой 6, трусость дает не больше информации, чем страсть
      «Школа в Арике», глава Джона С.Лили и Джозефа И.Харта в «Межличностной психологии», изданной Чарльзом Тартом (Психологические процессы. Эль Керрито, 1983).
      ¦ В главе 3 я даю объяснение тому факту, что отношу тщеславие к той же сфере гордости (это, скорее, страсть быть чем-то в глазах других, чем страсть к самонапыщенносги), а также тому, что отношу обман и самообман к познавательным аспектам энеа-типа III (в силу чего индивид ложно себя идентифицирует). .
      Введение в теорию личности 39
      страха. Хотя трусость несет значение «страха перед лицом страха», я предпочитаю считать обвинение, особенно самообвинение центральной проблемой познания энеа-типа VI, что и разработано мной в соответствующей главе.
      Когда я впервые услышал лекции Ичазо, который преподавал протоанализ в Институте прикладной психологии, слово, которое он использовал для фиксации в точке 7, было charlataneria, что по-испански значит шарлатанство. Позже, обращаясь к англоязычной аудитории, он обозначил эту личность «эго-прожект». Прожектерство вызывает тенденцию в энеа-типе VII жить планами и фантазиями и подменять действие воображением.
      Говоря об «эго-мстительн.», Ичазо опять же указывает на характерологическую диспозицию, которая может быть в соответствующем энеа-типе центральной и обеспечивать аспект, дополняющий «вожделение»: энеа-типа VSII не только страстен, дионисоподобен, но и жесток, и доминирующ; это носитель предрассудочного взгляда на жизнь как на борьбу, где успеха добивается сильнейший.
      В случае с точкой 9 слово Ичазо «эго-праздн.», соответствующее праздности, - это опять же преувеличенная леность, слово, используемое для доминантной страсти. Если леность понимается как психоспиритуальность, сходная с автоматизмом в жизни и утратой духовного начала, то можно считать, что безоговорочная вера, определяющая жизненную стратегию энеа-типа IX, - это преувеличение значения сверхадаптации и самопожертвования.
      40
      Энеа-типологичесте структуры личности
      Рис. 5
      При выборе обозначения фиксаций в свете определений Ичазо проявляется различие в акцентах между ними и «основными чертами» каждого личностного типа. Термины, данные на рис. 5, отвечают значению фиксаций: они как соответствуют определению самых спорных черт каждой структуры характера, так и могут быть поняты как нечто неотделимое от познавательного процесса.
      Так, введение в заблуждение (более подходящий термин, чем «обман» в данном контексте) вбирает в себя самообман наравне с обманывани-ем других и путаницу в осознании того, что есть на самом деле, с тем, что претендует на правду. В случае с мстительностью имеет место ссылка на основную характеристику карательности в энеа-типе VIII, а также на слепую веру, неотделимую от нее, которая иррационально стремится испра-

      Введение в теорию личности 41
      вить прошлое через возмездие разрушением и болью в настоящем.
      Что касается ложного великодушия и удовлетворенности в энеа-типе II, их тоже можно считать основными чертами и ошибкой в процессе познания личности, сходными с введением в заблуждение. То же самое может быть сказано о характеристике саморазочарования в энеа-типе IV, что заставляет искать то, чего нет, вместо того, чтобы постигать то, что есть, и об отчужденности энеа-типа V, неотделимого от убеждения, что лучше «пройти это самому».
      В самом начале существования моей первой группы в Беркли студент, доктор Ларри Эфрон, суммировал характеры в виде карикатур и подарил их мне по случаю дня рождения.
      В этих карикатурах энеа-тип I изображен не кипящим от негодования типом, а альпинистом, движимым решимостью «упорно пытаться». Я часто называл его - «педант», хотя это то слово, которым можно идентифицировать и других, особенно «энеа-тип III». В то время, как в энеа-типе III наличествует формальный педантизм, в случае с энеа-типом I педантизм моральный, и это характерно.
      Энеа-тип II, рассматриваемый в этом сочинении в его артистичном, ярком аспекте, не обязательно вводится словами «гордость или лесть». Как мы увидим, сюда подпадают традиционно истеричные личности. Энеа-тип III, характеризующийся самообманом в отношении восприятия самого себя и переоценкой своей социальной роли, представлен как твердо стоящий на ногах опрятный и преуспевающий профессионал. В противоположность победителю на коллапсе пока-
      42
      Энси-типо югические структуры личности
      зан в пункте IV обделенный жизнью мученик, страдающая жертва.
      Точка 5 - соответственно карикатура изолированности, характер может быть воспринят как внутренняя предрасположенность личности, которая возникает в результате неспособности забывать. Воин в точке 6 опять же создает дополнительное значение, несомненно, отличающееся от страха, но все же подразумевающее характерную тенденцию энеа-типа IV быть в состоянии войны с собой и другими - так же, как и вызванное чувством долга побуждение к героизму, возникающее из страха перед властью и подпитываемое контрафобией желания избежать переживание страха. Однако воин - карикатура, подходящая не для всех индивидуумов энеа-типа VI. У фигуры в точке 7 вместо головы что-то, похожее на сооружение из проводов. Это символизирует ненадежную голову, в которой роятся планы, посторонние книги и артефакты. "
      В точке 8 мы видим человека, намеревающегося обратиться к людям, горячо говорить с ними, обладающего мощным голосом и умением держаться. Это подходящее изображение, хотя оно не отражает проявления садизма в поведении данного энеа-типа.
      В точке 9 фигура сидит в позе, соответствующей изображению лени, а весь рисунок показывает отдых в тени пальмового дерева на тропическом побережье. Хотя это и соответствует понятию страсти лени в традиционном смысле, но не подразумевает психологической лени человека, не желающего понять себя, и характеристики готовности переадаптации энеа-типа IX.
      Введение в теорию личности
      43
      Вместо того, чтобы иллюстрировать характер вышеописанными карикатурами, смысл которых может быть означен словами, на рис. 4 в качестве дополнительной информации я привел рисунки Маргариты Фернандес, отражающие некоторые особенности телосложения и жестикуляции, характерные для энеа-типов.

      Рис. 6
      Представленный обзор фиксаций, обеспечивающий читателя характерологической информацией, все же недостаточно раскрывает эти психологические процессы как дефекты познания. Можно сказать, что при разборе любого личностного типа поведения, в которые, согласно тео-
      44
      Энеа-типологичсские структуры личности
      рии, кристаллизуются страсти, проявляется в определенной мере идеализация, скрытое убеждение, что жить нужно именно так. В процессе психотерапевтического лечения иногда представляется возможность вызвать в памяти период жизни, когда было принято мстительное решение никогда не любить вновь, жить одному, никогда не доверять и так далее. Часто можно выявить массу выводов, которые личность воспринимает как истинные, однако их необходимо подвергнуть сомнению; это выводы ребенка, сделанные в боли и панике, их нужно пересмотреть, что предлагает Элис в своей книге «Рационально-эмоциональная терапия».
      Однако, как бы ни было истинным утверждение, что определенный стиль поведения приводит к предвзятому отношению и познанию, в смысле безоговорочного убеждения, что это лучший способ существования, по-моему мнению, такое предвзятое отношение к познанию не исчерпывает анализа интеллектуального аспекта каждой личностной ориентации, и, таким образом, как я уже говорил в предисловии, в этой книге я для каждого характера исследую метафизические ошибки, или иллюзии (принятие их за Бытие), которые определяют идентификацию эго, то есть я работаю над тем, что в предисловии я назвал теорией неврозов Насреддина, - теорией, подтверждающей, что утрата бытия, или тиковая обскурация* подчеркивает каждую страсть, которая, в свою очередь, усиливается ложным поиском бытия.
      Я предпочитаю использовать этот термин вместо «тиковая тревога», предложенного Р.Д.Лсйнгом с тем же самым значением, так как «тиковая тревога» ассоциируется с качеством, которое «тиковая обскурация» закрепляет за специфическими образцами «группы страхов», характеров (V, VI и VII).
      Введение в теорию личности 45
      Посредством систематического анализа всех структур характера в свете тиковой обскурации, как мне кажется, мне удалось осуществить цель, сформулированную Гантрином, который в книге «Шизоидный феномен объективных отношений и личности» пишет: «Теория психоанализа в течение долгого времени имела вид исследований круга проблем, в котором отсутствует очевидный центр, пока не появилась эго психология. Исследования нужно начинать с периферийных феноменов: поведения, настроения, симптомов, конфликтов, механизмов мышления, эротических побуждений, агрессии, страхов, вины, психотики и психоневротических состояний, инстинктов и импульсов, эрогенных зон, стадии взросления и т.д. Все это, естественно, важно и должно найти свое место в общей теории, но все это вторично по отношению к одному совершенно фундаментальному фактору, а именно, к «сути» «личности как таковой». Такой фундаментальный фактор, лежащий в основе всех страстей (отсутствие мотивации), - жажда бытия, существующая бок о бок со смутным осознанием утраты бытия.
      К этой теории я добавляю сейчас только свое убеждение, что где бы, как вам кажется, ни было «бытие», - его там нет, и что бытие может быть обнаружено в самых неподходящих местах, или, скорее, самым неподходящим образом: через приятие небытия и путешествие сквозь пустоту.

      Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

      Предложения со словом «являет»

      Мы нашли 50 предложений со словом «являет». Также посмотрите синонимы «являет» .
      Значение слова

      • Проект нового жилища якобы создан отечественными архитекторами из Казани и являет собой впечатляющее зрелище.
      • Полина Виардо являет собой полную противоположность сложившемуся традиционному образу скандальной примадонны.
      • Он ясно являет нам Свою волю каждый день и в каждой ситуации, мы же должны лишь научиться видеть все таким, каким это видит и являет Он.
      • Тибет являет самое поразительное стечение противоречий.
      • Огонь истребляет ложь, то есть софиста, и являет истину, разгоняя тьму.
      • Потому мудрые говорят, что Единый являет собой не только Бытие и Сознание, но также и Радость, абсолютное Блаженство.
      • Тогда как 7-я армия, судя по представленным данным, действительно являет собой мощную оперативно-стратегическую единицу.
      • В Северной Атлантике она показывает одно лицо, в Индийском океане являет людям другое, но только ее суть от этого не меняется.
      • Борьба с тем, что являет собой принцип власти и силы.
      • Сегодняшняя правда являет следствием будущую правду завтрашнего дня, и так бесконечно.
      • Вся история человечества являет собой летопись этого вечного пути к Небу через взлеты и падения, победы и поражения.
      • И в том ужасе, бардаке и помойке, каковые являет сегодня наша страна, неужели нашего (лично каждого из нас) вклада ни грамма?
      • И современная культура являет нам это привидение снова и снова.
      • Таким и Бог помогает, ибо бог не ангелов любит, но людей, в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое.
      • Поль Адан являет собою великолепное зрелище.
      • Молодой Александр являет собой замечательный образец «пряничного» римского императора.
      • Огонь разрушает всякого софиста, то есть обман, и один являет истину, то есть золото.
      • Любовь-влюбление, безусловно, не основана на агапическом чувстве жизни и не выражает движения жизни высшей души человека, не являет ее.
      • Не являет ли он нам собою позднейшее и новейшее из всех откровений?
      • Оно же являет герою и многочисленные «хари», «рожи» персонажей спектакля, сдвигающие происходящее в сторону нереальности, дьявольщины.
      • Это хороший дом, но он стоил очень мало и являет собой саму простоту и довольно примитивен в большинстве своих черт.
      • Она являет настоящие чудеса, которые способны даже закоренелого атеиста обратить в веру.
      • Ярчайший образец диалектичности Солженицын являет в рассуждении о тех, кто во время войны сотрудничал с оккупантами.
      • Можно согласиться: «христианство» позднего Вагнера на самом деле являет нам кощунственную карикатуру на Спасителя.
      • На первый взгляд, эта возбуждающая удивление и ненависть Франция являет картину ни с чем не сравнимого блеска и силы.
      • Равноапостольный Николай Японский являет нам образец миссионера-подвижника, всего себя отдавшего проповеди Православия.
      • Судьба его, как, впрочем, и доля всех одиссеев эпохи колониализма, являет немало глубоко противоречивых и трагических черт.
      • Именно это знание являет собой первое условие взаимного понимания, без которого немыслимо мирное сосуществование.
      • Как можно болеть за то, что являет собой не спорт, а бизнес, и ничего, кроме бизнеса!
      • Тем не менее она определенным образом являет собой притчу эры.
      • Но кто это может, для того прохождение жизненного пути являет редкое преимущество слиянности, единства и покоя.
      • Личность Феодосия не являет собой загадки.
      • Во-вторых, он являет собой символ грозного стража.
      • Такой опыт фактически являет собой пример психометрического теста.
      • Унылое зрелище являет собой педагог, игнорирующий психологию.
      • Очень много Солженицын посвятил своего времени, труда и таланта разбору того, что являет собой Первая мировая война.
      • Здесь, по сути, та же сущность-энергия горнего мира являет себя в мире дольнем, срастворяясь с энергией здешних сущностей.
      • Таким и Бог помогает, ибо Бог не Ангелов любит, но людей, в щедрости Своей щедро одаривает и являет в мире милосердие Свое.
      • Его политика являет собой образец толерантности и справедливости.
      • Любая крупная личность являет собой портрет и летопись эпохи.
      • Спокойствием, тонкостью и мягкостью черт лица, хрупкостью сложения он являет собой странный контраст с угловатым братом-крепышом.
      • Время его управления являет нам картину произвола, вероломства и безнравственности.
      • Эта власть существует не для самой себя, являет не привилегию, а служение ради исполнения указанной свыше религиозно-нравственной миссии.
      • Он являет собой полную противоположность Гитлеру.
      • Они имели вечность для своего истощения, почему же тогда Космос не являет инертную громаду?
      • Ярчайший феномен в оперном искусстве, он являет собой эталон певца-актера.
      • Чернота пространства, разрываясь, то поглощает, то на время являет нам людей.
      • Она являет себя сама, ее лучше не называть, не теоретизировать.
      • Эта двуединая операция являет собой замечательный, классический пример взаимодействия армии и флота.
      • То, что он зашел так далеко, являет собой удивительный пример того, что может сделать один целеустремленный человек во времена такой смуты.

      Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

      Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

      К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.

      Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.

      Глава 10.
      Являющий собой пример в привычках, манерах и одежде

      "Высокий и вдохновляющий труд". - Работа литературного евангелиста - Божие средство для достижения тех людей, кто в ином случае не познал бы истины. Это благая работа, ибо цели ее высоки и вдохновляющи, и выполнять ее следует, имея соответствующие достоинства и манеры. Литературный евангелист встречает людей самого разного склада ума. Он встретит тех, кто пребывает в невежестве и в своей испорченности не способны оценить ничего, что не приносит им дохода. Такие люди склонны к оскорблениям, но литературный евангелист не должен их бояться. Всегда следует сохранять присутствие духа, на каждое затруднение смотреть с бодростью и оптимизмом. Он встретит и таких, кто потерял надежду, утратил волю, чей дух сломлен и ранен. У него будет множество возможностей обратиться к таким людям с добрыми словами ободрения, надежды и веры. Литературный евангелист может стать для других освежающим родником, но для этого он сам должен припасть к Источнику живой истины. -"Свидетельства", т. 5, стр. 405 /1885/.

      "Опасно выполнять работу небрежно". - В этой работе каждый должен ощущать свою личную ответственность. Литературный евангелист должен продумать, каким образом ему лучше привлечь внимание, ибо его манера представления истины может решить судьбу души. Если он произведет благоприятное впечатление, это можно будет сравнить с "запахом живительным на жизнь". А один человек, просвещенный в истине, может просветить многих других. Поэтому, если вы имеете дело с умами людей, опасно выполнять свою работу небрежно. - "Свидетельства", т. 5, стр. 405 /1885/.

      "Нужда в энергии и энтузиазме". - Среди людей, исповедующих истину для нашего времени, мы не видим того миссионерского духа, который сопровождался бы нашей верой. Нужны характеры, сияющие чистотой золота высшей пробы. Христианская жизнь куда шире, чем думают эти люди. Она состоит не просто из мягкости, терпения, кротости и доброты. Все эти достоинства важны, но мы также ощущаем нужду в мужестве, силе, энергии и настойчивости. Среди наших литературных евангелистов есть много людей слабых, бездушных, бездуховных, легко впадающих в уныние. Им недостает энергии. Они не обладают теми положительными чертами характера, которые позволяют человеку чего-то добиться - духом и энергией, которые рождают энтузиазм. Литературный евангелист занимается почетной работой, и он не должен действовать так, будто он ее стыдится. Он должен иметь мужество и надежду, если желает, чтобы его труды увенчались успехом.

      "Воспитывать активные достоинства". - Следует воспитывать как активные достоинства, так и пассивные добродетели. Будучи всегда готовым дать мягкий ответ, который укротит гнев, христианин должен также обладать мужеством героя для того, чтобы сопротивляться злу. Вера должна стать неотъемлемой частью его характера. Принципы его должны быть тверды. Христианину необходимо иметь благородный характер, стоящий выше любого подозрения и злобы. Литературному евангелисту не следует быть напыщенным. Так как он работает с людьми, ему не следует проявлять подозрительность или говорить о себе хвастливо, поскольку такое поведение оттолкнет от него разумных и чувствительных людей. Нельзя проявлять эгоизм в привычках, а также излишество и властность в манерах.

      "Проявляйте такт". - Очень многие люди уже утвердились в мысли, что они не смогут выделить время для того, чтобы прочесть хотя бы одну из тех десяти тысяч книг, которые издаются и появляются в продаже. И зачастую, когда литературный евангелист упоминает о том, зачем он пришел, дверь сердца плотно захлопывается перед ним; отсюда следует, что он очень тактично, в смиренном молитвенном духе должен исполнять свою работу. Он должен знать Слово Божие и иметь в своем распоряжении слова, которые позволят раскрыть драгоценную истину и продемонстрировать огромную ценность того чистого материала для чтения, который он несет. - "Свидетельства", т. 5, стр. 404,405 /1885/.

      "Чистота и целостность". - Работник, в сердце которого живет дело Божие, не будет настаивать на более высокой оплате. Он не будет, как это делают некоторые наши молодые люди, настаивать на предоставлении ему модной одежды и лучших отелей, говоря, что лишь в этом случае ему будет сопутствовать успех. Не в безукоризненной одежде или внешности денди или клоуна нуждается литературный евангелист, но в честности и целостности характера, которые выражало бы его лицо. Доброта и мягкость оставляют свой след на лице, так что никакая немощность в манерах не сможет обмануть опытный глаз.

      Многие литературные евангелисты, приступая к работе, лишь в криминальных условиях видели успех. Как работники они немного стоят. У них нет опыта религиозной жизни, они несут в себе те же недостатки, те же вкусы и стремление потворствовать своим прихотям, что характеризовало их до того, как они объявили себя христианами. О них можно сказать, что в их мыслях нет Бога. Не Он, а кто-то другой занял верховенствующее место в их сердцах. В их характере и манерах есть та мелочность, обмирщенность и испорченность, которые свидетельствуют о том, что такие работники следуют путем своего сердца и видят лишь то, что показывает их зрение. Они не проявят самоотверженности, ибо их цель - наслаждение жизнью. Их не привлекают небесные сокровища, все их вкусы направлены на удовлетворение земных, но не небесных потребностей. Ни друзья, ни родственники не могут возвысить таких людей, ибо они не намерены отказаться от зла и избрать добро. - "Свидетельства", т. 5, стр. 402 /1885/.

      "Скромный, кроткий, умеренный". - Литературные евангелисты должны иметь культурный и сдержанный характер, содержащий не вычурные и искусственные манеры мира, но те, которые есть следствие природной доброты сердца и желания следовать примеру Христа. Они должны вырабатывать в себе вдумчивость и рассудительность, трудолюбие и разборчивость. Они должны использовать все свои способности и возможности, чтобы славить Бога. Иисус принес огромную жертву ради того, чтобы у них были правильные отношения с Богом и со своими собратьями, поэтому божественная помощь в соединении с человеческими усилиями позволят таким работникам достичь высокого уровня совершенства. Литературный евангелист должен быть скромным, как Иосиф, кротким, как Моисей, и умеренным, как Даниил; и тогда удача будет сопутствовать ему везде, куда бы он ни шел. - "Свидетельства", т. 5, стр. 396 /1885/.

      "Приятные одежда и манеры". - Сейчас у нас есть огромные возможности для распространения истины, но наши люди не соответствуют тем привилегиям, которые им даны. Не в каждой церкви понимается и ощущается необходимость использовать все возможности для спасения душ. Люди в нашей церкви не осознают свой долг в приобретении подписчиков на наши периодические издания, включая наш журнал здоровья, и в распространении наших книг и брошюр. Необходимо иметь таких работников, которые желали бы овладеть наилучшими методами контактов с отдельными людьми и с семьями. Они должны аккуратно, но не экстравагантно одеваться, их манеры не должны отталкивать людей. Мы как народ испытываем огромную нужду в истинной вежливости. Всем, кто приступает к миссионерской работе, необходимо воспитывать ее в себе. -"Свидетельства", т. 4, стр. 391, 392 /1880/.

      Небрежность в одежде позорит ту истину, в которую мы верим. Следует помнить о том, что вы являетесь представителем Господа Иисуса Христа. Вся ваша жизнь должна гармонировать с библейской истиной... Это не второстепенный вопрос, ибо с ним связано наше влияние на других людей. Нельзя рассчитывать на то, что Господь дарует вам полный успех в приобретении душ для Него до тех пор, пока ваши манеры и внешний вид не будут вызывать уважения. Ибо истина возвеличивается даже через аккуратность в одежде. - Письмо 336, 1908.

      Люди с бестактными манерами поведения не подходят для этой работы. Добиться успеха могут лишь те, кто, ощущая истинную ценность каждой души, обладает тактом, приятным обращением, острой проницательностью и разборчивостью. -"Наставление для литературных евангелистов ", стр. 15 /1902/.

      "Христианская любезность и полезность". - Литературный евангелист должен прилагать все усилия для того, чтобы добрыми делами дать возможность еще ярче воссиять свету истины. Выполняя свой долг, ему необходимо распространять вокруг себя благоухание христианской любезности, используя всякую возможность для того, чтобы совершать полезные деяния. Он должен привыкнуть говорить отчетливо и внушительно. Он должен ежедневно учиться в школе Великого Учителя. Христос обязательно поможет тому, кто облечен в Него, тому, кто черпает в Нем силы. - "Ревью энд Геральд", 16 июня 1903.

      "Тщательность в поведении". - Наши служители и все те, кто верует в истину, должны решительно бороться с тем низким уровнем в словах и манерах, к которому склонны некоторые наши работники. Во многих случаях это никоим образом не соответствует тем священным истинам, которые мы исповедуем. В число литературных евангелистов и агентов по распространению литературы стремятся попасть многие из тех, кто еще не обращен. Они еще не испытали преобразующей благодати Христовой. В них нет чистоты. Их повседневная жизнь беззаботна и греховна. Их привычки побуждают святых ангелов отворачиваться. Мы должны поднять наш уровень, или мы явимся позором для дела Божьего и камнем преткновения для грешников. - Письмо 26 в, 1887.

      "Служить примером в реформе здоровья". - В своих контактах с неверующими не позволяйте себе отклоняться от верных принципов. Если вы сидите у них за столом, ешьте умеренно и лишь ту пищу, которая не смущает разум. Остерегайтесь неумеренности. Вы не можете позволить себе ослаблять свои умственные или физические силы, иначе вы не в состоянии будете различать духовное. Поддерживайте свой разум в таком состоянии, чтобы Бог драгоценными истинами Своего слова мог воздействовать на него.

      И тогда вы будете оказывать влияние на других. Многие пытаются исправить жизнь других людей, критикуя те их привычки, которые им кажутся неверными. Они идут к тем, кого считают заблудшими, и указывают на их недостатки, не прилагая в то же время искренних усилий для того, чтобы направить их разум к верным принципам. Зачастую подобный подход не позволяет добиться желаемых результатов. Пытаясь исправить других, мы слишком часто пробуждаем в них дух сопротивления, принося таким образом больше вреда, чем пользы. Не стремитесь указать другим людям на их недостатки или заблуждения. Учите примером. Пусть ваша самоотверженность и ваша победа над невоздержанностью послужат наилучшей иллюстрацией приверженности верным принципам. Своей жизнью свидетельствуйте об освящающем и облагораживающем влиянии истины. - "Свидетельства", т. 6, стр. 336, 337 /1900/.

      "Дары Духа". - В Своей великой любви Бог стремится развить в нас драгоценные дары Своего Духа. Он позволяет нам встречать препятствия, преследования и трудности не как проклятие, но как величайшее благословение в нашей жизни. Всякое преодоленное искушение, всякое пройденное испытание даруют нам новый опыт и продвигают нас вперед в деле формирования своего характера. Та душа, которая божественной силой устоит перед искушением, являет нашему миру и всей вселенной действенность благодати Христовой. - "Нагорная проповедь Христа", стр. 170,171 /1896/.

      "Личная атмосфера". - Каждая душа окружена своей атмосферой. Эта атмосфера может быть заряжена живительной силой веры, отваги и надежды и благоухать ароматами любви. Либо она может быть тяжелой, покрытой мглою недовольства и эгоизма. А может быть и ядовитой, отравляющей смертоносным упорствованием в грехе. Окружающая нас атмосфера воздействует на каждого, с кем мы соприкасаемся, независимо от того, сознает он это или нет. - "Наглядные уроки Христа", стр. 339 /1900/.

      "Характер - это сила". - Характер - это сила. Молчаливый свидетель истинной, самоотверженной и праведной жизни несет почти непреодолимое воздействие. Раскрывая в нашей собственной жизни характер Христа, мы вместе в Ним участвуем в работе по спасению душ. Однако, лишь раскрывая своею жизнью Его характер, мы можем делать это. И чем шире сфера нашего влияния, тем больше добра мы можем совершить. - "Наглядные уроки Христа", стр. 340 /1900/.

      "Как стрелка компаса к полюсу". - Да поможет Господь каждому развить до наивысшей степени те таланты, которые вверены в его попечение. Работающие на поприще Божием не исследуют Библию в достаточной степени. Если бы они это делали, ее практические поучения оказали бы положительное воздействие на их жизнь. Чем бы вы ни занимались, дорогие братья и сестры, делайте свою работу, как для нашего Творца, т.е. выполняйте ее наилучшим образом. Не упускайте предоставляющиеся ныне прекрасные возможности, не позволяйте, чтобы жизнь ваша потерпела крах в то время, как вы будете праздно сидеть, мечтая о легком успехе в том деле, для которого Бог вас не назначал. Выполняйте ту работу, которая ближе всего к вам. Выполняйте ее, даже если это связано с опасностями и трудностями, встречающимися в миссионерской деятельности. Но, умоляю вас, не жалуйтесь на трудности и жертвы. Взгляните на вальденосов. Посмотрите, какие планы они разрабатывали для того, чтобы свет Евангелия мог освещать погруженные во мрак умы. Мы должны трудиться, не рассчитывая на получение награды в этой жизни, но неотрывно взирая на ту награду, которая ждет нас в конце пути. Сейчас нам необходимы люди, которые столь же стремились бы выполнить свой долг, как стрелка компаса стремится к полюсу, люди, которые будут трудиться, не дожидаясь, пока им разровняют путь и уберут с дороги препятствия.

      "Когда вы живете своей верой". - Я обрисовала, какими должны быть литературные евангелисты, и да откроет Господь их разум для того, чтобы они восприняли это во всем объеме и осознали свой долг - представлять характер Христа своим терпением, мужеством и твердой целостностью. Пусть не забывают, что, проявив небрежность, нерадивость и нерешительность в своем характере, они отрекутся от Него. Молодые люди, восприняв эти принципы, вы своей работой завоюете уважение. И поскольку вы живете своей верой, поскольку ваша повседневная жизнь подобна яркому огню светильника, дающего свет всем домочадцам, многие уверуют в ту истину, о которой вы свидетельствуете. Даже ваши враги, несмотря на всю свою ненависть к вашим верованиям, будут испытывать к вам уважение. И когда вы добьетесь этого, ваши простые слова обретут силу и принесут убеждение сердцам. -"Свидетельства", т. 5, стр. 406,407 /1885/.